РУБРИКИ

: Экономика

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

: Экономика

Перестройка банковской системы, начатая в 1987 г., была вызвана рядом

негативных явлений, накопившихся в экономике и, в частности, в банковской

сфере. По замыслу инициаторов перестройки, реорганизация банковской системы

должна была явиться органической частью преобразований в управлении

экономикой. И перестройка в нашей стране была начата именно с перестройки

банковской системы, т.к. считалось и считается, что в социалистической

экономике действует сильная финансовая система и слабая банковская, а в

странах с рыночной экономикой банковская система должна быть сильной.

Но на I этапе реформа банковской системы не дала тех результатов, которые от

нее ожидались. Главным недостатком было то, что преобразования, главным

образом, были направлены на увеличение числа банков (банкотворчество), без

радикального изменения стиля, методов, содержания их работы. Эксперты

считают, что банки сильно ухудшили свою работу, что реорганизация б. системы

не принесла ожидаемых изменений.

Главная причина неудачи I этапа : реформа проводилась сверху методом

принуждения и не была должным образом подготовлена. Отсутствовали предпосылки

для проведения кредитной реформы, не сложилось понимание роли банка в рыночной

экономике. Отсюда ослабление финансового положения субъектов экономики, гос-ва

в целом, бюджетный дефицит практика использования кредита для покрытия

бюджетных потребностей, опережающие темпы роста ден. массы по сравнению с

темпами роста товарооборота. Все это усиливало тенденции инфляции. Количество

банков росло, разрастался бюрократический банковский аппарат, возрос бумажный

документопоток всяческих инструкций, писем, распоряжений. При этом число

филиалов оставалось прежним.

Раньше существовала конкуренция банков государственного и специализированных.

Лишь в законах 88-90-х гг. были четко очерчены функции каждого звена

банковской системы.

Билет 5.

23. Формы и виды денег

1. Полноценные деньги – денежные знаки, разменные на золото или золотые монеты.

2. Неполноценные деньги – неразменные на деньги.

а) Кредитные. Выпускаются на нужды кредитования н/х в соответствии с

нормальными потребностями экономики, имеют устойчивое или возрастающее

обеспечение, неподвержены обесценению. Выпускаются в обращение в результате

кредитной эмиссии.

б) Бумажные. Эмитируются с целью покрытия расходов государственного бюджета,

не имеют устойчивого обеспечения (обеспечение падающее). Подвержены

обечцениванию и инфляции.

Идеальные деньги – мысленно представляемые, реальные – реально существующие

денежные знаки в виде монет или банкнот в налично-денежном обороте, либо

остатки на счетах в банках в безналичном денежном обороте.

Эволюция денежного товара и функциональных форм денег.

1) Полноценные деньги: золотые монеты, серебрянные монеты.

2) Денежные знаки, разменные на золото.

3) Неполноценные деньги: бумажные и кредитные деньги.

50. Коммерч и банковский кредит

Коммерческий и межхозяйственный К - такие формы кр. отношений, при которых

кредитором и заемщиком выступают хоз. организации. Но при комм. К кредитные

отношения обслуживаются векселем, межхозяйственный К не предполагает

использование векселя, он обычно выступает в форме авансов ( напр.,

заготовительным организациям на контрактацию с/хоз. продуктов). В с/хоз-

ве это фуражные, семенные ссуды. Промышленные пр-тия используют

межхозяйственный К при оказании помощи.

Коммерческий кредит

1

Предприятие А 2 Предприятие В

: Экономика 3

4

1. отгрузка продукции ( которая в данном случае является товарным кредитом).

2. при отсутствии ден. средств пр-тие В выписывает вексель пр-тию А.

3.по истечении срока пр-тие А предъявляет вексель пр-тию В к оплате.

4. пр-тие В передает ден. средства и начисленные проценты.

Косвенный банковский кредит

1

: Экономика : Экономика : Экономика 2

: Экономика Пред-тие А Пред-тие В

: Экономика : Экономика

: Экономика 3 4 5 6

Банк

1. товар

2. вексель

3. пр-тие А обращается в банк с просьбой купить вексель

4.банк при согласии предоставляет ден. средства за вычетом комиссионных.

5.по истечении срока банк предъявляет вексель пр-тию В к оплате.

6.банк получает ден. средства + проценты.

В 1930 г. в основном вследствие “дутых” векселей были запрещены коммерческий

и косвенный банковский кредиты.

Прямой банковский кредит

1

Пр-тие А 4 Пр-тие В

: Экономика

5 6 2 3

Банк

1. товар

2.пр-тие В запрашивает ссуду в банке.

3. Банк выдает кредит

4. Пр-тие В отправляет денежные средства А.

Может быть также: 5. Пр-тие А запрашивает кредит, напр., на закупку сырья

6. выдача кредита.

Косвенный банковский кредит

Банк

: Экономика

Может быть торговая орг-ция, предприятие, объединение

: Экономика

Могут быть (соответственно) покупатели, работники, предприятия

Коммерческий кредит

К.к. - (~ межхозяйственный) - форма кр. отношений, при кот. кредитором и

заемщиком выступают хоз. организации, а в качестве объекта кредитования

выступают товар или услуги. Предоставляется как по открытому счету, т.е. не

обеспеченному долгоыми обязательствами, так и под долг. обязательства -

векселя. Источники - ресурсы, непосредственно находящиеся в распоряжении

товаропроизводителя.

Банковский кредит. Принципы: возвратность, платность, срочность, обеспеченность.

Субъекты: кредитор (банк), заемщик (ю/л, физ/л).

Объекты: временно свободные ден. ср-ва пр-тий, орг-ций, населения; ден. ср-ва

в результате эмиссии.

Задачи:

1. Увеличение осн. капитала пр-тия.

2. Пополнение сезонных запасов ТМЦ.

3. Кредитование населения.

Документ: договорное обязательство.

Отличительная черта - строго целевой и срочный характер.

77. Международные кредитные отношения

Международные финансовые институты и банки

К организациям межд. значения относятся:

1) Специализированные институты ООН: МВФ + группа мирового банка

реконструкции и развития (МБРР)

2) ВТО.

Специализированное учреждение ООН “Эк. совет” создал 4 рег. комиссии для

Европы, Афр., Азии, Лат. Америки.

2 посл. комиссии способствовали созданию Азиатского банка развития и

Межамериканского банака развития.

В 48 г. была создана ОЕЭС, которая в 61 была заменена ОЭСР с штаб-квартирой

в Париже. Сейчас в ОЭСР входят 24 страны, на долю которых приходятся 16 %

населения и 2/3 пр-ва стран Запада.

Парижский клуб стран-кредиторов — неформальная организация развитых стран,

где обсуждаются проблемы урегулирования и отсрочки платежей по

государственному долгу стран.

Лонд. клуб обсуждает пробл. урегулирования задолженности стран должников

крупным банкам др. стран.

Банк международных расчетов (БМР) — 30 г. Там разрабатывались оюбщиестандарты

деятельности банковских учреждений в мире. Напр., в 88 на Базельском

совещании (МБР) были приняты международные стандарты по достаточности

кредитов банка с учетом активов. взвешенных по риску.

Среди международных финансовых институтов:

— МВФ и связанная с ним группа МБРР вместе с его филиалами: Международной

ассоциацией развития (МАР), МФК (Междунар. финансовая космиссия), МИГА

(Многостороннее инвестиционно-гарантийное агенство).

Бывший СССР разраб учредит. док-ты МВФ и МБРР, участвуя в международной

финансовой конференции в 44 — Бреттонвудс. Но из политических соображений

заключенный акт СССР не подписал.

С 92 РФ и респ. СССР стали членами МВФ и МБРР. Членство МВФ открыло России

доступ к кредитам в конверт. валюте для финансирования поддержки реформ и

покрытия дефицита платежного баланса.

МВФ работает только с гос. органами (Минфин и ЦБ стран).

Функции МФВ:

1. Наблюдение за макроэкономической политикой стран-участников + состояние

мировой экономики.

2. Оказание финансовой и технической помощи странам-членам, консультативные

услуги. С помощью специалистов МВФ в странах (переходящих к рынку), готовятся

свои специалисты.

МБРР — его цель создания: содействие странам-участникам в развитии эк-ки

через предоставление долгосрочных займов и кредитов и гарантирование частных

инвестиций. Очень близок к МВФ, т.к. цели очень близки, созданы как институты

Бреттонвудских соглашений. Обе орг-ции управляются представителями 156 стран.

Для РФ участие в МБРР имеет большое значение. РФ вступила в виде подписки на

акции в сумме 300 млн. долларов. По уставу МБРР — 75 % направлены на

финансирование объектов промышленности, с/х и др. инвестиционные цели

(остальное, видимо, прожирается).

В 93 Правительство РФ согласовало с МБРР программу привлечения и

использования иностранных займов. Там предусматривается предоставление

кредитов РФ на создание эф. платежной системы, укрепление КБ, финансирование

через реабилитационный заем поставок оборудования для нефтяной

промышленности, оказание содействия в строительстве жилья, и др. мирные цели.

Вся программа предусматривает предоставление кредитов: 2,5 — 4 млрд. $ ежегодно.

В 93 РФ стала членом МФК, кот. является филиалом всемирного банка. Последнее

сотрудничество заключается в том, что она указывает консультативнубю помощь,

проводит экспертизу проектов решений, содействует СП, помогает осуществлять

капиталовложения в промышленные предприятия с повышенной степенью риска для

бизнеса. Т.к. у МФК большой опыт в сфере страхования рисков.

МФК осуществляет инвестирование в разные отрасли, включая агробизнес;

поддерживает создание СП с участием частного и государственного капитала.

Финансирование в сумме <=25% стоимости проекта, при этом средства

вкладываются в проекты стоимостью от 4-6 млн.$. Максимальная сумма, выделяемая

МФК = 100 млн.$.

Займы МФК не включаются в общий госдолг — это частный займ.

ЕБРР в соотвтствии с соглашением 90 г. предназначены для финансирования

проектов, содействующих переходу стран Ц. и В. Евр. к рын. эк-ке. Из 53

членов ЕБРР РФ — 1 из ведущих акционеров. На ее долю 4% акций банка. Также РФ

— клиент ЕБ. Всего клиентов — 25 стран (остальные просто сдают деньги).

Подпис. кредит — 10 млрд. экю, из них3 млрд. оплач-ся в теч. 4 лет, другая

часть подлежит к оплате акционерами по требованию.

Задачи банка: содействие переходу к рынку; финансирование жизнеспособных

проектов в гос. и частных секторах; содействие в осущ-ии программ в структ.

перестройке и приватизации.

Теперь ЕБРР (его совет директоров) одобрил 20 проектов для РФ, общей стоимости

1,8 млрд. $. Участие ЕБРР в них >50 млн. экю. В портфеле ЕБРР находятся еще

19 проектов — Т, энергетика.

Международный банк эк. сотрудничества — 64. Решение о создании

зарегестрировано в секретариате ООН. Банк создавался для обслуживания стран-

членов СЭВ. С переходом к рынку в деятельности банка произошли изменения. С

прекращением операций в переводных рублях и перехода на мировые цели с

использованием конвертируемой валюты с 91 МБЭС перестал обслуживавть

межгосударственный товарооборот стран бывшего СЭВ.

Сейчас банк сохранен, на его основе осуществляется коммерческая деятельность

— операции в конвертируемых валютах. Декабрь 90 г. — изменение устава,

расширен круг операций и усл. данного банка. Среди его банков-

корреспондентов банкиРФ, СНГ, Польши, Болгарии и пр. МБЭС обслуживает также

крупные промышленные предприятия и внешнеторг. орг-ции. Настоящая его

характеристика — солидная репутация и квалифицированный персонал.

Н сущ. проблеммы:

— привлечение ресурсов;

— обеспечение возвратности кредитов.

МИБ (межд. инв. б.) — долго и среднесрочное кредитование стран-членов СЭВ

ранее, создан был в 70. С 90 осуществляет все операцции в СКВ. До 91 основные

проекты, кредитуемые им были государственными, после банк переориентировался

на обслуживание разных форм собственности. Особенное внимание банк уделяет

обслуживанию СП и реконструкции средних и мелких предприятий.

специализирующихся в обсл. пр-ва, ТНП, туризм, Т(торговля) и предоставление

услуг.

Сегодня в МИБ много инвестиционного кредита, проектного финансирования,

участия в кредитовании п/п, орг.. совместного финансирования объектов. МИБ

предоставляет информацию. консультации, экспертные услуги клиентам и банкам-

корреспондентам. Теперь установлены кредитные отношения с 30 российскими

банками, банками Украины, Белоруссии, Молдавии; Чехии, Словакии , Румынии,

Болгарии.

Межгосударственный банк с Правлением в Москве был создан после распада СССР

нга основании межправит. соглашения 1993 г. Учредителями его стали

правительства и ЦБ: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана,

Киргизии, Молдавии, РФ, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

Но лишь в 95-96 банк налаживал расчетно-платежные отношения между странами

СНГ. Цель банка — осуществление международных расчетов и кредитно- финансовые

операции. На него возлагаются задачи — осуществление многосторонних

межгосударственных расчетов между ЦБ по торговым и др. операциям, а также их

период. заверш-е на основании многосторонненго клиринга. Еще задачи —

изучение экономики стран-членов, подготовка предложений и рекомендаций ЦБ по

координации их денежно-кредитной и валютной политики.

Мировой банк = Всемирному Банку = МБРР.

Билет 6.

22. Кредитные и бумажные деньги, их экономическая природа

а) Кредитные. Выпускаются на нужды кредитования н/х в соответствии с

нормальными потребностями экономики, имеют устойчивое или возрастающее

обеспечение, неподвержены обесценению. Выпускаются в обращение в результате

кредитной эмиссии.

Кредитные деньги возникают тогда, когда капитал овладевает самим

производством и придает ему другую специфичкскую форму. К.д. вырастают не из

обращения, как товар-денги, а из производства, из крегооборота капитала.

К.д. прошли следующую эволюцию:

- вексель (письменное обязательство должника (простой в.) или приказ

кредитора должнику (переводнй) об уплате обозначенной на нем суммы через

определенный срок);

- акцептованный вксель;

- банкнота (доминирующее кредитное орудие обращения, выпускаемое ЦБ путем

переучета векселей. Возникает из функции денег как ср-ва платежа и по истеч.

срока возвращаются в ЦБ);

- чек (разновидность переводного векселя, который вкладчик выписывает на КБ

или ЦБ);

- электронные деньги (использование ЭВМ)

- кредитные карточки (ср-во расчетов, замещающее наличные деньги и чеки, а

также позволяющее владельцу получить в банке краткорочную ссуду).

б) Бумажные.

Являются знаками, представителями полноценных денег. Исторически возникли из

металлического обращения и появились как заменители монет. Возникла из

особенностей функции денег как средства обращения.

Сущность бумажных денег (казначейских билетов) заключается в том, что это

- денежные знки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита и обычно не

разменные на метал, но наделенные государством принудительным курсом.

Особ-ть бум. денег состоит в том, что они, будучи лишенными самостоятельной

стоимости, но снабженные гос-вом принудительным курсом, приобретают

предсттавительную стоимость в обращении и выполняют роль покупательного и

платежного средства.

Эмитентами б.д. явл-ся либо гос-во (для покрытия своих расходов), либо

центральные банки (косвенное покрытие расходов: разница между номинальной

стоимостью выпущенных бумажных денег и стоимостью их выпуска образует

эмиссионный доход, кот. является существенным элементом гос. доходов.

Осо-ти б.д. - их неустойчивость и обесценение, кот. вызывается:

- избыточный выпуск в обращение;

- упадок доверия к правительству, кот. выпустило деньги;

- неблагоприятный платежный баланс.

49. Междунар кредит

Международный государственный кредит - форма кредитных отношений, при

которой одно государство выступает кредитором по отношению к другому

государству.(как правило, на уровне ЦБ) Напр., техническое содействие.

М/н фирменный- между организациями.

Данная форма функционирует во внешнеэкономическом обороте государства и

выступает обычно в формах коммерческого, банквского и межгосударственного

кредита. Фирменный кредит предоставляется обычно фирмами различным

коммерчсеким структурам в других странах в товарной форме, а банковский

кредит в денежной форме. Межгосударственный кр. предост-ся от имени

государства. Осн. документ - кредитный договор.

76. БС дореволюционной России

В нашей стране до КР 30-х годов (в 18, 19 вв.) была разветвленная банковская

система.

До 1917 г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам,

которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По

структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы

ведущих капиталистических стран того времени. В Российской империи

существовала трехъярусная кредитная система, состоявшая из следующих звеньев:

1. Государственный банк.

2. Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и

сберегательными банками.

3. Специализированные кредитные институты (траховые компании, кредитные

товарищества и др.)

Билет 7.

21. Роль денег при переходе к рынку

По своей природе деньги являются особым товаром – всеобщим стоимостным

эквивалентом.

При простом товарном производстве деньги выражали отношения разобщенных

товаропроизводителей. Смысл купли-продажи (‘Т – Д – Т’) состоял в обмене

потребительных стоимостей. Обслуживая капиталистическое товарное

производство, деньги приобретают добавочную потребительную стоимость: из

простого посредника обращения товаров они превращаются в условие кругооборота

капитала.

Функции денег неразрывно связы ваются с движением капитала, подчиняются ему.

Деньги являются исходным пунктом и результатом кругооборота капитала:

/ СП

Д – Т . . . . П – Т’ – Д’

\ РС

Авансирование денежного капитала для производства предполагает накопление

денег. Функция средства образования сокровищ и накоплений приобретает новое

содержание по сравнению с простым товарным производством. При покупке средств

производства (СП) деньги выполняют функцию меры стоимостей, опосредствуя

процесс ценообразования, и средства обращения, а также средства платежа,

когда наступает срок оплаты товаров, купленных в кредит.

При купле-продаже рабочей силы (РС) деньги выполняют функцию меры стоимостей

при начислении заработной платы, т. е. становлении цены этого специфического

товара, и функцию средства платежа при выплате заработной платы. Это

обусловлено тем, что трудящиеся получают оплату своей рабочей силы после

потребления ее предпринимателем.

Реализация вновь созданного товара и прибавочной стоимости (Т' – Д')

опосредствуется функцией денег как меры стоимостей средства обращения и

средства платежа. Мировые деньги обслуживают процесс обмена между странами –

движение товаров, рабочей силы, услуг и капиталов. Деньги обслуживают

реализацию прибавочной стоимости на внутреннем и мировом рынках, ее

распределение и перераспределение между различными классами и социальными

группами общества.

Роль денег:

1. Деньги – всеобщий стоимостной эквивалент

2. Авансирование денежного капитала для расширения производства.

3. Покупка товаров и ресурсов в кредит.

4. Купля -продажа рабочей силы на рынке труда

5. Выплата заработной платы

6. Реализация товара на внутреннем рынке.

Слабым звеном всей нашей сегодняшней финансово-экономической системы системы

являются отсутствие полноценной денежной единицы, рост инфляции. Растройство

денежного хоз-ва, денежных отношений в стране лишает банки (кредитные

учреждения) нормальной основы деятельности, а центробанк – возможностей

эффективно выполнять свои неотьемлимые функции.

48. Ростовщический и личный кредит

Ростовщический и личный К - такие формы кредитных отношений, при которых

кредитором и заемщиком выступают частные лица. Однако существуют отличия

ростовщического от личного кредита:

1.Ростовщический кредит дается под относительно более высокие проценты (

личный может быть и беспроцентным );

2.Цель ростовщического кредита - получение прибыли;

3.Для ростовщика подобная деятельность - его работа.

75. Виды кред. учреждений

Кроме всех вышеперечисленных кредитных организаций существуют и кредитные

организации небанковского типа.

Страховые компании - кредитные институты, занимающие ведушие позиции по

величине активов и значению в качестве поставщиков ссудного капитала после

коммерческих банков.

Характер аккумулируемых ими ресурсов позволяет использовать эти ресурсы для

долгосрочных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Такими возможностями

банки, ориентированные на краткосрочные финансовые ресурсы, не обладают.

Поэтому страховые компании занимают главное положение на рынке капиталов

(вообще в мире). Средства в основном вкладываются в облигации государства,

корпораций и закладные под недвижимость.

Финансовые компании. Их делят на три вида:

финансовые компании, предоставляющие потребительские ссуды

финансовые компании, обслуживающие сферу коммерческого кредита

финансовые компании, предоставляющие мелкие ссуды индивидуальным заемщикам

Финансовые компании, занимающиеся предоставлением потребительских кредитов,

не прямо кредитуют своих заемщиков, а покупают их обязательства на рынке со

скидкой. При продаже товара продавец взимает с покупателя первоначальный

взнос (обычно наличными) в размере 10-12% от стоимости. Остаток долга

покупатель выплачивает регулярными взносами.

Удельный вес финансовых компаний относительно невелик. В США их доля в общем

объеме кредиторской задолженности - 4%.

Существует еще много видов кредитных институтов небанковского типа. К числу

их относятся кредитные кооперативы, формирующие капитал из вкладов своих

членов и выдающие впоследствии ипотечный кредит; строительные кооперативы,

работающие вместе с кредитными товариществами и финансирующие строительство

частных домов; кассы взаимопомощи и некоторые другие. Но мы не будем здесь

останавливаться на них ввиду того, что они занимают очень маленький сектор

рынка.

Билет 8.

20. Совокупный денежный оборот и его структура

1. Понятие денежного оборота и его структуры.

Денежный оборот – проявление сущности денег в их движении (словарь).

Ден. оборот – сумма всех ден. платежей предприятий, организаций, учреждений и

населения, совершаемых с участием денег, функционирующих в качестве средства

обращения и средства платежа (Шварц).

Ден. оборот – совокупность постоянно возникающих актов купли-продажи.

Предпосылки денежного оборота:

– ден. оборот представляет собой совокупность всех денежных потоков;

– независимо от формы организации денежного оборота деньги выступают единым

мерилом стоимости общественного продукта и нац. богатства. Они обслуживают

весь процесс воспроизводства.

– ден. оборот должен иметь кредитную основу, т.е. авансирование денег хоз.

обороту, а также платежных средств населению должны осуществляться

преимущественно в крединой форме;

– в настоящее время повышается научный уровень планирования денежного

оборота, конкретным проявлением которого являются финансовые, кредитные планы

и планы по денежному обращению не только текущего, но и перспективного

характера.

На величину денежного оборота влияют следующие факторы:

1. стоимость общественного продукта и других элементов.

2. в какой мере производимая продукция вступает в обращение.

3. концентрация предприятий, их специализация.

4. изменения в функционировании денег как средства обращения и средства платежа.

В настоящее время сложилась определенная система организации денежного

оборота. Она предусматривает:

1) обязательное хранение ден. средств предприятий, организаций, учреждений,

за исключением небольших сумм в банках.

2) проведение через банки основной массы ден. расчетов в наличной и

безналичной форме

3) расходование наличных ден. средств предусматривается в основном на оплату

труда и некоторых товарных закупок.

4) ограничение кассовой наличности для предприятий, организаций, учреждений.

5) банки обеспечивают ведение счетов предприятий, организаций, проведение по

ним безналичных и наличных ден. расчетов с соответствующим контролем, а также

прием и хранение ден. сбережений населения, их выдачу по первому требованию в

наличной форме либо использование для проведения безналичных расчетов.

6) во внутрибанковском обороте применяются только расчетные документы

установленной формы, а во внебанковском – гос. денежные знаки.

Нал. ДО осуществляется во взаимоотношениях: гос-ва и населения, между

отдельными гражданами, между кооператив. организациями и гос-вом, между

предприятиями[предпринимателями] и организациями.

2.Понятие безналичного денежного оборота. Факторы, определяющие изменение его

объема и структуры.

Различают 2 сферы денежного оборота:

– налично-денежный оборот: 8-12% денежного оборота

– безналично-денежный: 88-92%.

Денежное обращение представляет собой движение только наличных ден. знаков.

Денежное обращение – часть совокупного денежного оборота.

Налично-денежный оборот осуществляется во взаимоотношениях гос-ва с

населением, между отдельными гражданами общества, группами населения, между

предприятиями и организациями.

Безналично-денежный оборот. Его преимущественное развитие объясняется

объективными причинами и сознательно проводимыми гос-вом мероприятиями, цель

которых – создание рациональной системы ден. расчетов и экономия общественных

издержек обращения, а также повышение контроля за уплатой налогов.

47. Гос. КР-т

Государственный кредит - форма кредитных отношений, при которой

кредиторами выступают предприятия, организации и частные лица, а заемщиком -

государство.

Субъектами выступают юридические и физ. лица и государство. Объект - ден. ср-

ва, Документ - ОФЗ, ГКО, ОФСЗ и т.д. Источники - временно высвобожденые ден.

ср-ва предприятий, ср-ва пенс. и соц. фондов, эмиссия.

а) государство - кредитор

Д Д’

______________

! !

Д - Т - П - Т’ - Д’

б) государство - заемщик.

74. Кредитная система

Кредитная система - совокупность трех основных элементов:

· совокупность кредитных учреждений;

· совокупность кредитных отношений между кредитными учреждениями и их

клиентами;

· совокупность приёмов, способов, методов организации кредитных отношений.

Банковская система - совокупность банковских учреждений.

Следовательно, понятие кредитная система - более широкое, т.к. включает

банковскую и даёт характеристику таким небанковским кредитным институтам, как

кредитные кооперативы, общества взаимного кредита, ломбарды, взаимные фонды,

касса взаимопомощи, строительные общества, клиринговые центры, пункты проката

и проч.

Построение кредитной системы зависит от конкретных общественно-экономических

условий, при этом в мире на практике используются различные модели кредитных,

в том числе банковских систем.

Общим для всех кредитных, в том числе банковских систем является то, что во

главе стоит ЦБ, за исключением Гонконга и Люксембурга. Но и там тем не менее

существует государственное регулирование: в Гонконге - Банк Англии, в

Люксембурге - проводится работа по созданию ЦБ.

Особенности банковских систем :

1. уникальный характер , обусловленный национальными

особенностями и историческим опытом развития. Организационная структура

банковских систем разных стран зависит от:

- исторических особенностей развития

- национальных традиций

- степени развития товарно-денежных отношений

- общего уровня развития экономики страны

- способов регулирования денежного обращения ( прямого или косвенного)

- прочих факторов.

Если рассматривать банковскую систему США, то функцию ЦБ там выполняет ФРС (

Федеральная резервная система ). Кроме того, существует ещё около 12000

банковских институтов, из них - около 10 тыс. -коммерческих банков, 700

-инвестиционных, и около 1,5 тыс. -сберегательных институтов. В сравнение: в

Канаде на национальном уровне существует 6 банков. Следовательно,

вопрос не в том, сколько банков в стране, а сколько кредитных учреждений

приходится на определённое число жителей.

В России до последней кредитной реформы (1987г.) банковская система состояла

из трёх банков:

1. Госбанк СССР ( около 4,5 тыс. отделений );

2. Стройбанк СССР ( 2,5 тыс. отделений );

3. Внешторгбанк СССР ( около 7 отделений на территории страны).

Несмотря на то, что банков 3, это была монопольная система, т.к. все банки

работали под эгидой Госбанка. Кроме того, это была внутренняя система.

Первый советский банк за рубежом - Московский народный банк в Лондоне. Также

существовали банки во Франции, Швейцарии и т.д.

2. Различия в понимании банка как исходного элемента банковской системы.

В последние годы быстро менялась традиционная роль банков, т.к. в странах с

развитой банковской системой банки осуществляют страховые, ипотечные

операции, трастовое обслуживание, используют закладные, приобретают биржевые

и маклерские конторы. С другой стороны, различные небанковские институты,

напр., кредитные кооперативы, предоставляют клиентам банковские услуги. Т.е.

традиционная роль банков меняется, а небанковские учреждения выполняют чисто

банковские операции и даже составляют конкуренцию банкам. В США вообще не

делают различий между банком и небанковским кредитным институтом, если они

выполняют одни и те же банковские операции. В Европе - иначе. В

Великобритании кредитные институты имеют определённые ограничения, т.к. банки

жёстко контролируются ЦБ, а на другие кредитные институты ЦБ воздействовать

не может.

3. Положение банков на рынке ценных бумаг.

Исторические нац. особенности построения банковских систем проявляются и в

том, что в некоторых странах, таких как Франция, Венгрия, Италия, не

существует чёткого разграничения между коммерческими и инвестиционными

банками.

Коммерческие банки, как правило, не выполняют операции с корпоративными

ценными бумагами, у инвестиционных же банков - это прямая обязанность.

В перечисленных странах комм. банки универсального типа, могут выполнять

любой набор банковских услуг. Они могут быть владельцами капитала корпорации,

могут осуществлять эмиссию и размещение ценных бумаг, создавать и владеть

инвестиционными фондами, иметь представителей в советах компаний, в которых

они имеют собственность. Классический пример тому, Немецкий к/б.

В США же кредитное и инвестиционное банковское дело чётко разграничены.

Коммерческим банкам запрещено осуществлять операции на фондовом рынке с

корпоративными ц/б, разрешено лишь с государственными и муниципальными.

Банковская система Японии подобна американской. Японские законы чётко

разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями. Японские

коммерческие банки могут выступать владельцами части ( 5 %) акционерного

капитала и могут быть представлены в советах компаний, могут выполнять

трастовые операции с ц/б, но не имеют права самостоятельно осуществлять

эмиссию и размещение ценных бумаг.

4. Система надзора за деятельностью коммерческих банков.

Существует 3 основные группы стран, отличающихся способами построения

надзорных структур:

I. Надзор осуществляется только ЦБ : Австралия, Великобритания, Португалия,

Исландия, Ирландия, Испания.

II. не Центральным банком, а другими органами : Канада, Люксембург, Швеция,

Финляндия, Норвегия, Австрия.

III. ЦБ совместно с другими органами, например,:

в Швейцарии: ЦБ + Фед. банковская комиссия + банковкая ассоциация.

во Франции : ЦБ + банковская комиссия.

в США : ФРС + Минфин + независимое агенство федеральной корпорации

страхования депозитов.

5. Организационное построение банковской системы.

Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую и

двухуровневую организацию.

Одноуровневая , когда

1) в стране нет ЦБ. В основном это относится к ранним этапам развития

банковского дела, эмиссионная деятельность могла осуществляться любым

кредитным институтом. В США - до 1913 года, сейчас исключения составляют

Гонконг и Люксембург.

2) существует только ЦБ, например, бывшая российская монобанковская система.

3) Центральный банк выполняет набор всех банковских услуг, конкурируя с

другими банками. Это также существовало в СССР. Госбанк СССР был

универсальным банком, выполняющим функции ЦБ и обслуживающим клиентуру.

В настоящее время практически во всех странах с рыночной экономикой развивается

двухуровневая банковская система. На первом уровне функционирует ЦБ,

выполняющий эмиссионную функцию, законотворческую, надзорную и проч. На втором

уровне функционируют коммерческие и прочие банки.

Также существуют и 3-х, 4-х уровневые банковские системы, когда в них

включаются кредитные институты небанковского типа ( страх. компании, инвест.

фонды и т.д.)

Билет 9.

19. Система безналичных расчетов в РФ.

46. Коммерческий кр-т

Коммерческий К: по субъектам характеризует сделку между двумя

предприятиями -продавцом и покупателем, один из которых заемщик, а другой

кредитор. Объект - товар или оказание услуги (т.е. коммерческий кредит -

товарный)

Виды коммерческого К:

а) К в виде отсрочки платежа поставщиком за предоставленный товар покупателю.

Поставщик - кредитор, покупатель - заемщик. Оформление кредитной сделки:

покупатель передает кредитору вексель в качестве долгового свидетельства и

обязательства платежа. После получения векселя поставщик может ждать, пока

ему оплатят, может учесть вексель в банке -продать меньше номинала, может

использовать в расчетах как платежное средство.

б) авансы покупателя (кредитора) в счет предстоящих платежей за товары

поставщику (заемщику)

Коммерческий К был широко распространен до 1930 г., лишь развитие рыночных

отношений привело к развитию его снова.

Значение комм. К:

1) ускоряет реализацию товаров

2) ускоряет расчеты в хозяйстве

3)используется в международных отношениях (экспортер является кредитором)

Коммерческий кредит в международной торговле называется фирменный.

Здесь также могут быть риски, кот. несет банк, покупающий вексель. Риски могут

возникнуть в связи с обесценением товара, денег, в связи с банкротством

векселедателя. Коммерческий кредит очень связан с банковским, т.к. требует

учета векселей.

Коммерческий и межхозяйственный К - такие формы кр. отношений, при которых

кредитором и заемщиком выступают хоз. организации. Но при комм. К кредитные

отношения обслуживаются векселем, межхозяйственный К не предполагает

использование векселя, он обычно выступает в форме авансов ( напр.,

заготовительным организациям на контрактацию с/хоз. продуктов). В с/хоз-

ве это фуражные, семенные ссуды. Промышленные пр-тия используют

межхозяйственный К при оказании помощи.

Коммерческий кредит

1

Предприятие А 2 Предприятие В

: Экономика 3

4

1. отгрузка продукции ( которая в данном случае является товарным кредитом).

2. при отсутствии ден. средств пр-тие В выписывает вексель пр-тию А.

3.по истечении срока пр-тие А предъявляет вексель пр-тию В к оплате.

4. пр-тие В передает ден. средства и начисленные проценты.

1) Т - в ... в - Т 2) Д --- Т

___________ _______

! ! ! !

Т ________Т Д Т

73. ЦБР, его функции и роль

ЦБ - главное звено кредитной системы;

В большинстве западных стран функции ЦБ с середины 19 века были закреплены

за определенными банками. Так, Банк Франции стал единым эмиссионным центром

страны в 1848 г. Рейхсбанк и Банк Испании - в 1874 г. Федеральная резервная

система США получила статус ЦБ в 1913 г. В России ЦБ был создан в 1860 г.

Первые ЦБ возникли в мире значительно раньше. Первый ЦБ был создан в Швеции -

Риксбанк - в 1668 г. Одним из первых был банк Англии - 1694 г.

В отличие от Банка Англии, который был создан снизу (вырос из общей системы

банков), в России ЦБ был создан сверху. При этом ЦБ России всегда был

подчинен Минфину ( за искл. 20-х гг.) В целом выделение из общего числа

банков центрального банка означает начало формирования двухуровневой

банковской системы.

Основные отличительные особенности ЦБ от коммерческих банков:

1. ЦБ не ставит перед собой цели получения максимальной прибыли, что

является целью коммерческих банков.

2. Центральные банки обычно являются государственными, централизованными

институтами, в то время как коммерческие банки, как правило, - частные или

акционерные.

3. Управляющие ЦБ более тесно связаны с работой правительственных

органов, чем их коллеги в к/б.

4. Центральные банки выполняют функцию руководства деятельностью

коммерческих банков, законотворческую функцию, т.е. выпускают необходимые

инструктивные и другие материалы, регулирующие деятельность к/б.

5. ЦБ может воздействовать на деятельность к/б и других кредитных

институтов, в особенности в отношении кредитования. Эта функция реализуется,

как правило, в процессе варьирования, изменения учетной ставки, а также при

установлении предельных норм обязательных резервов.

6. Центральные банки выполняют эмиссионную функцию, осуществляют контроль

за выпуском и изъятием денег из обращения.

7. ЦБ не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками, а ведут

обычно банковские счета правительства.

8. Центральные банки выполняют роль кредиторов последней инстанции по

отношению к другим банкам, для чего используются различные методы

экономического воздействия на к/б:

· операции на открытом рынке;

· изменение официальной учетной ставки ЦБ;

· проведение операций с депозитами;

· установление нормы обязательных резервов и др.

9. Центральные банки не выполняют всех функций и операций банков,

например, не обслуживают клиентуру (за искл. Госбанка СССР, Банк Англии - для

сотрудников, Банк Франции).

В современных банковских системах ЦБ занимает особое место. Он является

органом гос. регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска

банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В ЦБ

хранятся золото-валютные резервы страны. ЦБ осуществляет руководство и

контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит временно

свободные денежные средства правительства, бюджета, других правит. органов,

обязательные резервы коммерческих банков. В целом центральные банки, как

правило, являются государственными. Иногда они формально гос-ву не

принадлежат (ФРС -акционерный, Швейцарский нац. банк), либо гос-ву

принадлежит лишь часть капитала (в Японии), в любом случае все центральные

банки проводят политику гос-ва и работают как гос. органы.

Мировой истории известны различные модели построения центральных банков, их

организационной структуры. В современной банковской практике выделяют

централизованные и децентрализованные модели организационной структуры

банков. Централизованная модель Банка Англии (одно правление и два филиала в

Лондоне); децентр.- ФРС США (объединяет 12 фед. резервных банков и около 6000

крупнейших коммерческих банков).

Основные функции ЦБ России :

В соответствии с законом “О ЦБ”, Банк России выполняет следующие функции:

· аккумуляция денежных средств нар. хоз-ва;

· размещение денежных средств;

· организация денежного обращения и эмиссионная деятельность;

· денежно-кредитное регулирование;

· организация и осуществление денежных расчетов наличными деньгами и

путем безналичных перечислений;

· расчетно-кассовое исполнение гос. бюджета;

· внешнеэкономические функции;

· регулирование деятельности к./банков и др. кредитных учреждений;

· надзор за деятельностью банков.

1. ЦБР аккумулирует денежные средства, находящиеся на счетах в банках,

средства, принадлежащие гос-ву и находящиеся на счетах гос. бюджета в банках;

все виды налоговых перечислений в бюджет; средства различных фондов,

общественных организаций, объединений; собственные средства ЦБР.

2. ЦБ предоставляет кредиты к/банкам и правительству на временное

покрытие расходов госбюджета; осуществляет вложение денежных средств в ценные

бумаги, и в первую очередь в гос. займы правительства.

3. ЦБ организует обращение денежных знаков в соответствии с законами

РФ, организует изготовление денежных знаков, устанавливает правила перевозки,

хранения, инкассации денежных знаков, создает резервы, устанавливает признаки

платежеспособности денежных знаков, осуществляет правила замены и уничтожения

поврежденных денежных знаков. Как эмиссионный центр ЦБР работает на основе

закона “О ден. системе РФ”.

4. Денежно кредитное регулирование на макроуровне заключается в

проведении единой денежно-кредитной политики. В условиях нормально

развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение

кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках).

Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает

сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных

ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков,

проведение операций с ценными бумагами и валютой.

Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ России:

* учетная процентная ставка;

* операции на открытом рынке с ценными бумагами;

* установление экономических нормативов для банков.

5. ЦБ организует и осуществляет расчеты между:

¨ к/банками;

¨ предприятиями, организациями, учреждениями через банки;

¨ предприятиями, организациями -с одной стороны, и государством -с другой.

¨ государством и населением;

¨ между государствами.

Для осуществления расчетов организованы РКЦ, которые связаны единой системой

расчетов (МФО -межфилиальных оборотов). ЦБ устанавливает единые правила

ведения расчетов, обязательные для всех субъектов н/хозяйства.

6. В законе “О ЦБР” записано, что Банк России выполняет функцию

депозитария и фискального агента правительства по кассовому исполнению бюджета

и по обслуживанию гос. долга, включая осуществление операций по размещению гос.

займов, их погашения и выплате процентов по ним. В целом эта функция состоит в

том, что Банк России аккумулирует средства, поступающие в адрес госбюджета, и

размещает их по поручению Минфина. В необходимых случаях ЦБ предоставляет

кредит Минфину: на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и

расходами бюджета. Гос. Дума при этом устанавливает лимит задолженности по этим

кредитам. В рамках этого кредита ЦБ может покупать у Минфина ценные бумаги

сроком до 6 месяцев.

7. Существуют следующие внешнеэкономические функции ЦБР:

¨ регулирование курса рубля;

¨ управление официальными золото-валютными резервами;

¨ осуществление операций по размещению этих резервов либо самостоятельно,

либо через банки, уполномоченные им;

¨ выдача лицензии на проведение комбанками операций в инвалюте в России и

за границей;

¨ выдача лицензий на открытие представительств ин. банков и других

кредитных институтов на территории России;

¨ ЦБ представляет интересы России в центр. банках других стран и

международных финансово-кредитных институтах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.