РУБРИКИ

Контрольная: Политолоия и религия

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Контрольная: Политолоия и религия

Контрольная: Политолоия и религия

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Взаимоотношения государства и церкви

4

2. Политико – правовое обеспечение религиозной политики 12

Заключение

16

Список использованных источников

18

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микро, макро), анализ, аудит, экономика всех отраслей,

маркетинг, менеджмент, предпринимательство, СП, МЭО, банки, финансы,

страхование, налоги, бюджет, ПИП, инвестиции, политология, информатика. Помощь

при написании дипломных, курсовых, отчетов за 2005 год. Качественно, быстро,

50% скидки на готовые (обмен).

Тел. 8-029-129-50-35, 8-029-254-32-54

http://ruslanlyudmila.narod.ru/gotovrab.htm (Здесь можно бесплатно скачать

работы по всем экономическим дисциплинам, работы сдавались в 2005 году, а можно

выгодно обменять свои работы на наши)

Введение

В новом тысячелетии в эволюции Республики Беларусь все более заметную роль

играет религиозный фактор. Это обусловлено политическими и экономическими

реформами, которые способствовали пересмотру взглядов на политику, культуру и

религию. Обращение к религии и ее институтам является закономерным процессом

в условиях трансформирующегося общества. Религиозные принципы воспринимаются

современным обществом в качестве ориентиров нравственного возрождения.

Построение и эффективное функционирование государства находится в

непосредственной зависимости от содержания и направленности политики.

Формирование политики, адекватной потребностям государства, является

необходимостью в условиях современного общественного развития. Совершенно

особое значение при этом приобретает культурно–цивилизационный аспект

проблемы. Как показывает опыт прошлых лет, игнорирование

культурно–цивилизационных параметров политики ведет к серьезным провалам во

многих областях общественной жизни.

В суждениях крупнейших ученых постоянно встречаются выводы, подтверждающие

особую роль культуры, традиций, ментальности народа в сохранении, выживании и

приспособлении социальных общностей к изменяющимся условиям. Религия

выступает одним из вышеперечисленных элементов, ломка которых неизбежно ведет

к распаду самой общественной системы.

В настоящее время целый комплекс объективных условий и субъективных факторов

обуславливают актуальную потребность раскрывать вопросы, связанные с

положением религии в современном мире, активизацией ряда ее организаций, суть

различных подходов к религиозному феномену. Все это определяет теоретическую

и практическую актуальность научного анализа современных отношений

государства и религии в Республике Беларусь.

В настоящий период произошла переоценка принципов взаимоотношений государства

и религиозных организаций. И это закономерное явление, так как в период

социально–политических перемен, когда многие люди оказываются выбитыми из

привычной колеи жизни, они находят утешение в религии. Религиозные процессы

напрямую соприкасаются с политической, экономической, социокультурной сферами

жизни общества. Религия является одним из важных системообразующих

компонентов политической культуры.

1. Взаимоотношения государства и церкви

Последнее десятилетие является периодом становления новых подходов во

взаимоотношениях государства, церкви, религиозных объединений. Эти отношения

развиваются в принципиально новых общественно-политических условиях. Это

требует новых подходов к осуществлению взаимодействия государства,

государственных органов с религиозными объединениями и предполагает

необходимость разработки концепции вероисповедной политики в Республике

Беларусь, которая представляла бы собой целостную систему механизмов для

обеспечения свободы совести и вероисповедания в Республике Беларусь.

Появляется все большее число ученых, исследующих эту проблематику. Вопросы

взаимодействия государства и церкви выведены на уровень научных исследований.

Проблемы этноконфессиональных отношений в современный период разрабатывались

многими отечественными учеными. Появляются монографии, посвященные

исследованию государственно –конфессиональных отношений в Республике

Беларусь.

Одной из наиболее значимых работ, посвященных проблеме взаимодействия

государства и религиозных конфессий дающей детальный анализ современному

периоду государственно–церковных отношений в Республике Беларусь, является

докторская диссертация Л.Е.Землякова «Государственно–конфессиональные

отношения в Республике Беларусь». В указанной работе раскрывается содержание

и структура государственно–церковных отношений как специфической сферы

политики государства и церкви, ее конституционно–правового закрепления в

современный период.

Л.Е.Земляков является также автором монографии «Религиозные процессы в

Беларуси. Проблемы государственно–правового регулирования» в которой

рассматриваются религия и ее институты в социально–политической жизни

белорусского общества в последнее десятилетие ХХ века. Большое место в ней

уделено рассмотрению проблемы религиозной ситуации в Республике Беларусь на

современном этапе, выявляются противоречивые тенденции в религиозной сфере.

Кандидатская диссертация по социологии А.И. Тиханского содержит комплексный

анализ особенностей становления этноконфессиональных отношений в период

трансформации белорусского общества. Раскрывает принципы взаимоотношений

между государством, религиозными и национальными структурами, роль

государства в сохранении этноконфессиональной стабильности в республике.

Монография выдающегося русского мыслителя Л.А. Тихомирова «Монархическая

государственность» и «Религиозно–философские основы истории» объединены общей

темой «Христианство и политика». В работе он подчеркивал, что христианское

мировоззрение имеет особенность поддерживать здоровый ход развития общества.

Монография написана в начале века, но она в настоящий момент не утратила

своей актуальности.

Отдельные аспекты рассматриваются в работах зарубежных авторов: Рудольфа

Зома, Джона Хоскинга. В их монографиях присутствуют критические суждения по

истории и современному состоянию государственно–церковных отношений в России,

а также предложения по их совершенствованию, исходя из опыта стран Западной

Европы.

Последнее десятилетие характеризуется тем, что резко возрос объем литературы,

издаваемой религиозными центрами и издательствами. Церковные институты

различной конфессиональной направленности являются одной из сторон во

взаимоотношениях государства и религиозных объединений, и поэтому точка

зрения их представителей на происходящие процессы весьма интересна для

исследования. В работе использованы публикации Митрополита Минского и

Слуцкого Филарета, социальная доктрина Русской Православной Церкви, сделавшей

попытку авторитетного соборного ответа на вызовы нового времени, материалы из

системы Интернет.

Вместе с тем, анализируя источники, следует отметить, что проблема

взаимоотношений государственных и религиозных институтов в Республике

Беларусь имеет место, но она не достаточно исследована. В Республике Беларусь

нет крупных научных работ, за исключением работ Л.Е. Землякова, которые

раскрывали бы многообразие государственно-церковных отношений на современном

этапе. Исследование взаимосвязи и взаимопроникновения политики и религии пока

находится вне поля зрения белорусских ученых, в их работах нет сравнительного

анализа воздействия христианской религии на политические процессы Востока и

Запада.

Более глубокий анализ содержания и соотношения таких понятий как государство,

политика, идеология, а также религия, церковь, религиозная идеология,

вероисповедная политика, религиозные объединения позволит приблизиться к

пониманию места и роли церкви в современной жизни общества.

Прежде всего следует обратиться к понятию государства. Государство является

важнейшим социально–политическим институтом общества, основой его

политической системы, осуществляющим политическую власть в процессе

регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между

ними. Государство должно существовать для человека. Через государственную

власть осуществляется политика. Ее можно было бы определить как систему

отношений между людьми, которые возникают по поводу организации и

использования государственной власти в обществе. Политика, от греч. politike

– дела государства, общества, в более широком смысле – вся деятельность, по

осуществлению государственной и общественной власти. Она является сферой

поиска путей стабилизации, упорядочения и мобилизации. Искусство политика –

определить, выявить интересы, объединяющие большие группы людей или все

общество. Политика проводится на основании определенной системы взглядов,

определенной идеологии. Идеология – это ценностное сознание, то есть в ней

происходит не просто отражение каких – либо интересов, а отражение с оценкой

их значимости, соответствия или несоответствия тенденциям общественного

развития. Любая идеология может иметь политический характер. Политическая

идеология – это совокупность взглядов той или иной социальной группы на

политическое устройство общества, на место политики в общественной жизни.

Религиозность же любой идеологии проявляется, прежде всего, в обращении к

высшим ценностям. Что касается вероучения, то оно и является своего рода

идеологией, так как ориентировано на определенные ценности.

Религия в переводе с лат. religio означает благочестие, набожность, святыня,

предмет культа. Существуют два подхода к определению религии: содержательный

и функциональный. Первый рассматривает религию как социальное действие,

которое отличается от других тем, что направлено на священный объект.

Функциональный подход определяет религию как деятельность, в которой

вырабатывается основополагающий смысл, та главная руководящая мысль, на

основе которой та или иная группа или общество индивидов «организует» свою

жизнь. Способность направить человеческие действия, определять их общую

тенденцию среди возможных альтернатив, допускаемых условиями человеческого

существования, – вот что рассматривается в качестве наиболее существенной

отличительной черты религии сторонниками функционализма.

Религия – сложная социальная система, в которую входят религиозное сознание,

религиозный культ и религиозные организации. Она может выполнять

смыслополагающую (мировоззренческую) функцию в обществе, и в этом случае

уровень религиозного сознания называют религиозной идеологией.

Церковь – это тип религиозной организации со сложной строго централизованной

системой взаимодействий между священнослужителями и верующими. Церковь –

организация духовенства и верующих отдельного религиозного направления или

течения.

Церковь как организация характеризуется всеми основными атрибутами, присущими

социальному институту. Основными признаками церкви являются: иерархический

строй духовенства, его руководящая роль и привилегированное положение при

подчинении и иногда бесправном положении верующих, наличие общего вероучения,

культа, обрядности, священной и богослужебной литературы. Ее элементами

являются: общее вероучение (идеология), религиозная деятельность (культовая и

некультовая), церковная структура (система управления жизнью, деятельностью,

поведением верующих). В церкви действует определенная система регулятивных

норм и правил (религиозная мораль, каноническое право и др.) По мнению Гегеля

«Слово церковь (ecclesia) часто употребляется в смысле дома божьего, то есть

храма, в котором христиане собирались для совершения публичного богослужения.

Он считает, что христианское государство и церковь – одно и то же» [2,

с.406].

Вероисповедная политика государства – это система действий государства,

включающая целеполагание, правовое обоснование, комплекс организационно -

практических мер по обеспечению свободы совести и вероисповедания человека и

гражданина, созданию необходимых условий для удовлетворения религиозных

потребностей, регулированию деятельности религиозных объединений в качестве

субъектов публичного права в той части, которая выходит за рамки

канонического устройства и культовой практики и в силу этого становится

общественной деятельностью, осуществлению сотрудничества с ними в решении

социально и государственно значимых проблем, достижению межрелигиозного и

межконфессионального мира и согласия.

Отношения государства и религиозных объединений это совокупность исторически

складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений, с одной

стороны, институты государства, с другой – институциональных образований

конфессий. В отношениях государства с религиозными объединениями получает

практическую реализацию его вероисповедная политика.

Религиозные объединения являются одной из форм реализации конституционного

права граждан на объединение для достижения общих целей. Их отличительной

особенностью является совместное исповедание и распространение веры. Этой

цели подчинено осуществление любой иной деятельности религиозных объединений,

не противоречащей закону. Перед получение статуса юридического лица

религиозное объединение проходит определенную социальную адаптацию.

Задачи политики и религии на первый взгляд разные, но в то же время они

решают целый ряд общих задач. Если религиозное направление создает свою

систему учреждений, свою церковную организацию, то его роль в жизни общества

становится более заметной, а влияние на политическую жизнь превращается в

прямое участие в ней.

Религиозный культ – это главный вид религиозной деятельности. Религиозный

культ – символическая реализация религиозных потребностей и верований,

(молитвы, праздники и т.д.) Религиозный культ предполагает массовые действия

со стороны верующих. Удовлетворение религиозных потребностей, наличие

определенного места (молитвенного дома) для строительства которого требуется

земельный участок, стройматериалы, служитель культа. В силу этого неминуемы

между государством и религиозными организациями определенные взаимоотношения.

Деятельность религиозной общины из религиозной области переносится в область

действий государства, его законов. А законодательная власть «есть

одновременно представительство политического бытия», так как «политическая

сущность какого–нибудь вопроса заключается вообще в его отношении к различным

властям политического государства» и «всякая социальная потребность, закон и

т.д. должны рассматриваться политически, т.е. с точки зрения государства в

целом.».

Исходя из того, что политика государства в отношении верующих граждан

выражается в наличии возможностей для удовлетворения нормальной деятельности

религиозных организаций, этот вопрос выходит за рамки религии, поскольку

речь идет о реализации гражданских прав и свобод, закрепленных в Конституции.

Реально складывающаяся система взаимоотношений между государством и

религиозными объединениями в Республике Беларусь постепенно приобретают

характер сотрудничества на основе четкого разделения их функций. Подобное

сотрудничество предполагает совместную деятельность в различных областях

социального служения и обеспечения прав и свобод человека.

В Республике Беларусь значительно возросла сеть религиозных организаций.

Наряду с религиозными общинами появилось значительное количество монастырей,

духовных образовательных учреждений, братств, сестричеств. Значительно

изменилась конфессиональная картина: растет число конфессиональных

новообразований. Изменился сам характер религиозной деятельности. Сегодня это

не только исповедание веры, но и активная социальная, миссионерская,

предпринимательская и иная деятельность. БПЦ, как и другие общественные

организации по уставу не ставит своей целью извлечение прибыли, а декларирует

первоочередность идеологических задач. Примат идеологического над

материальным отодвигает решение экономических вопросов как бы на второй план.

Поэтому пакет «базовых услуг», а именно: служба в храме, исповедь, причастие,

а также иногда обряды крещения и отпевания) предлагается потенциальному

потребителю как бы бесплатно, хотя реально он оплачивает их, покупая

требующиеся для ритуалов свечи. Дополнительные услуги, которые оказывает

церковь, специальные «службы» (поминовение, чтение акафистов святым и т.д.) и

«требы» (крещение, отпевание, освящение жилья и предметов и т.д.), а также

ритуальные предметы и литература оплачиваются отдельно. Сочетание мнимо

бесплатного и платного наборов услуг является ее важнейшей отличительной

чертой [12, с.55].

Религиозные потребности удовлетворяются в сообществе с единоверцами, и

поэтому верующие объединяются в общины, во главе которых стоят служители

культа. Деятельностью общин в свою очередь руководят республиканские,

региональные общегосударственные центры. Они направляют религиозную жизнь,

издают богословскую литературу, занимаются подготовкой духовенства,

откликаются на важнейшие общественно–политические события, поддерживают

контакты с религиозными центрами других религий. Многие вопросы решаются

религиозными центрами с участием религиозных органов и их отношения

приобретают так же политический характер. Сам факт существования религий и

верующих требует от государства выработки и реализации определенной

религиозной политики по отношению к ним [87, с.360].

Религиозная политика является одним из специфических и приоритетных

направлений деятельности государства, ее органов с целью создания условий и

социальных гарантий для религиозного развития социума. Религиозная политика

должна формироваться в соответствии с потребностями времени, в контексте

проблем общества, ее следует воспринимать как достаточно сложное и

своеобразное социальное явление, которое соответствует конкретному

историческому периоду и обусловлено его особенностями, а именно: характером

политической системы общества, социально–экономическими и политическими

процессами, уровнем развития разнообразных социальных институтов. Ее

субъектами являются государство, его органы, реализующие эту политику, а

также религиозные организации, политические партии, общественные организации,

объединения, другие социальные институты.

Религиозная политика является системной деятельностью государства в отношении

с религией, верующими, социальными институтами, с таким социально–духовным

институтом, как церковь. Она осуществляется в законодательной,

исполнительной, судебной сферах с целью создания соответствующих

социально–экономических, политических, организационных, правовых условий и

гарантий свободы совести. Ибо только так государство и его институты и могут

максимально содействовать разрешению жизненно важных для гражданского

общества проблем.

Религиозные установки и оценки сегодня выступают ориентирами деятельности у

определенной части людей, а также учреждений и организаций, средств массовой

информации, партий и общественно–политических движений. Консолидируясь с

некоторыми религиозными организациями, они расширяют свою базу, усиливают

свои властные позиции. Следует учитывать политическую ориентацию церквей. Как

правило, церкви, имеющие свои центры на Западе (римско–католическая,

евангельские христиане–баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники))

придерживаются и соответствующей политической ориентации, хотя публично

заявляют о том, что они вне политики [7, с.22].

Из вышеизложенного следует, что проблема вероисповедной политики в

государстве требует глубокого и вдумчивого осмысления. Политика относится к

той форме интеллектуальной и духовной практики, которая стремится

регулировать отношения между людьми, принадлежащими к различным классам или

странам. Религия, в свою очередь, так же непосредственно формирует эти

отношения. Следовательно, при кажущейся автономии религии и политики общим

является человек, его благо, их обоюдное стремление к поддержанию порядка и

стабильности в обществе. Церковь должна уделять главное внимание не системе

внешней организации государства, а внутреннему сплочению общества.

В предвыборной программе 2001 года Президента Республики Беларусь А.Г.

Лукашенко в пункте, касающемся свободы вероисповеданий, говорится о том, что

«каждый человек вправе выбрать свою дорогу к своему храму. Никому не будет

позволено навязывать гражданам Беларуси ту или иную веру. В Беларуси нет и не

будет дискриминации человека по религиозным, этническим и политическим

убеждениям» [11, с.1].

В реализации конфессиональной политики в Республике Беларусь необходимо

учитывать, что произошедшие на протяжении 90–х годов ХХ столетия коренные

социально–экономические, социокультурные преобразования качественно повлияли

на характер государственно–конфессиональных отношений: государство прекратило

какое бы то ни было вмешательство в деятельность религиозных организаций и

объединений, протекающую в рамках закона, гарантирует полную свободу совести

и вероисповеданий, равноправия всех религиозных деноминаций, благодаря чему

резко возросла миссионерская и общественная активность религиозных

организаций, значительная их часть приобретает все более важную роль в

решении не только религиозных, но и социальных, нравственных и иных проблем,

затрагивающих интересы широких масс граждан республики. Религия является

основным каналом, формирующим национальные моральные ценности, она

рассматривается как сила, способная восстановить национальную культуру,

решить проблему нравственного и даже экономического, социального возрождения

нации.

Белорусское государство не вмешивается в деятельность религиозных

организаций, не возлагает на них государственных функций, вместе с тем

религиозные организации всех конфессий участвуют в общественной жизни,

используют средства массовой информации. Анализ многочисленных публикаций

белорусских ученых в научных журналах, республиканских, местных газет,

программ радио и телевидения свидетельствуют, что никогда за всю историю

белорусского государства в них не отводилось сколько места вопросам,

связанным с религией.

Давая оценку государственно–церковным отношениям в Республике Беларусь

необходимо отметить характерное для республики совмещение церковной и

государственной деятельности, причем на высшем уровне. Но политика – это не

сфера деятельности церкви. Любая религия убивает в человеке свободу

деятельности, любой верующий, если он живет по предписаниям своей веры,

является ее рабом. По мнению А.А. Круглова, насаждение религии делается

сознательно с целью заменить социалистическую идеологию религиозной,

вытравить из сознания людей коммунистические идеи, которые мешают утвердить в

нашей стране капитализм с религиозно–идеалистическим мировоззрением. Именно

поэтому активизировали свою деятельность служители различных религиозных

конфессий [10, с.41]. Его утверждение, на мой взгляд, не убедительно, так как

существует свобода выбора. И тут уместно согласиться с Л.Е. Земляковым, что

особое значение для белорусского общества имеет законодательная гарантия

права на свободу совести, признание за каждым человеком права

мировоззренческого выбора. Вопросы, касающиеся свободы совести должны

решаться добровольно, не должны насаждаться кем бы то ни было. Белорусское

государство располагает достаточно хорошо развитой правовой основой для

урегулирования взаимоотношений властных и управленческих структур, а также

для обеспечения реальной свободы различных вероисповеданий и их религиозных

организаций. 31 статья Конституции устанавливает, что «Каждый имеет право

самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно

с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и

распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в

отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов».

Анализируя государственно–церковные отношения в Республике Беларусь, следует

отметить, что православная церковь стремится в своей деятельности находить

точки соприкосновения с теми сторонами жизни общества и отдельных граждан,

которые ей позволяет закон. Церковь считает своей задачей восстановление

культурной традиции и исторической роли православия, возрождение духовного

образования и воспитания народа.

Православие является конфессией «первой среди равных». Такая позиция

православия наметилась с сентября 1992 года, когда на государственном уровне

прошло празднование 1000–летие христианства на белорусской земле. В

частности, празднование 1000–летия Полоцкой епархии и православной церкви в

Беларуси. Хотя 1000–летие христианства на белорусских землях, по сути, в

равной степени принадлежит всем белорусским христианским конфессиям, это

событие целиком интерпретировалось как торжество православия.

Церковь получила от государства независимость. Она стала полноправным

институтом гражданского общества. Церковь, отделенная от государства по

законодательству, тем не менее, с одной стороны служит объектом политики, а с

другой, – превращается в субъект политики, то есть активное, направляющее

начало политической воли. В последнее десятилетие стали очень актуальны

послания иерархов в адрес отдельных политических сил, их участие вместе с

главой государства в общественно–политических мероприятиях.

Процесс формирования модели государственно–конфессиональной политики в

современной Беларуси оказался чрезвычайно сложным. Государство до настоящего

времени не имеет научно обоснованной модели вероисповедной политики

применительно к переходному периоду развития страны. При формировании

демократичного общества вопрос взаимоотношений государства и религиозных

организаций является одним из важнейших. Необходимо пересмотреть

законодательство, создать такое законодательство, которое при соблюдении

принципов демократии учитывало бы исторические, религиозные, этнографические,

психологические особенности белорусского народа, складывавшийся веками

национальный менталитет.

2. Политико – правовое обеспечение религиозной политики

На современном этапе в Республике Беларусь наметились реальные изменения в

религиозной политике. Религиозная политика является частью социальной

политики белорусского государства. Она конституирована республиканскими

нормативными актами и институционализирована в виде государственных и

религиозных структур, выступающих в качестве субъектов данного направления

социальной деятельности. Процесс становления религиозной политики в Беларуси

отнюдь не завершен. Эта политика требует выработки современной концепции

государственно–конфессиональных отношений, а также анализа и перспектив

развития религиозной ситуации.

Становится очевидным, что развивающиеся в 90–е годы ХХ века общественно –

политические процессы, повлекли за собой коренные изменения в государственном

и политическом устройстве Республики Беларусь. Они существенным образом

затронули сферу отношений государства и церкви, и это нашло отражение в

постановлениях, законах. 16 августа 1991 года вышло постановление Совета

Министров БССР № 318 «О создании в республике государственных органов по

делам религий». На основании этого постановления при облисполкомах стали

создаваться советы по делам религий.

Государственный курс Республики Беларусь ориентирован на реальное обеспечение

права граждан на свободу совести. Реальность свободы совести зависит от ее

соответствующего законодательного закрепления. Значительным шагом в этом

направлении стал Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и

религиозных организациях». Закон регулирует государственно–церковные

отношения в целях единообразного осуществления на всей территории страны

принципов свободы совести и вероисповеданий, а также реализации права на

пользование этой свободой. 17 января 1995 года был принят Закон Республики

Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О

свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Положения Закона во

многом являются признанием той ситуации, которая сложилась в реальной жизни.

В нем отражены новые подходы к государственно–конфессиональным отношениям,

соответствующие духу и сути обновления и демократизации белорусского

общества. Церковь получила право юридического лица, возможность осуществлять

религиозное образование, иметь собственность, заниматься благотворительностью

и социальным служением. Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий

и религиозных организациях» является итогом напряженного труда депутатов,

представителей традиционных для республики религий и конфессий,

ученых–религиоведов и специалистов в области государственно–конфессиональных

отношений.

Принятие Закона продиктовано необходимостью совершенствования регулирования

взаимоотношений государства и конфессий, установления правовых гарантий

обеспечения свободы совести, а также и социальными переменами,

демократизацией жизни в республике. Закон снял все неоправданные ограничения

на культовую деятельность религиозных организаций, упростил процедуру их

регистрации, снял запрещение на их социальную, производственно–хозяйственную

и иную некультовую деятельность, признал за религиозными организациями право

юридического лица и право собственности, распространил нормы трудового

законодательства, социального обеспечения и социального страхования на всех

граждан, включая служителей культа, работающих в религиозных организациях.

В Законе отражена попытка привести свободу вероисповеданий в соответствие с

международно–правовыми пактами о правах человека. Каждому гражданину

предоставляется возможность самостоятельно, без принуждения, определять свое

отношение к религии.

Учитывая перемены, произошедшие в государстве, изменения и дополнения в

Конституции, принятые на республиканском референдуме в 1996 году, следует

подумать о необходимости внесения в Закон серьезных корректив. В новом

законодательном акте необходимо учесть вопросы такие как:

определение роли и места православия в жизни нашей республики, в

государственно–конфессиональных отношениях;

выражение отношения к новым религиозным движениям, течениям, сектам.

В 1997 году в республике создан Государственный комитет по делам религий и

национальностей при Совете Министров. Задачей Госкомитета являлась подготовка

предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных

организаций и требующих решения правительства, а также

информационно–аналитическое обеспечение деятельности правительства по

вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений государства и религиозных

организаций. Госкомитет вырабатывал рекомендации, готовил проекты решений

правительства по вопросам, относящимся к его компетенции, проекты законов

Республики Беларусь для внесения их в установленном порядке в Палату

представителей Национального собрания Республики Беларусь. Госкомитет в своей

деятельности опирался на действующий при нем консультативный совет. В состав

консультационного совета входили представители зарегистрированных религиозных

организаций, юристы, специалисты в области религиоведения и др. Базовых

специальностей для этой системы нет, их нужно готовить, используя все виды и

формы современного обучения. Этим объясняется, по мнению Л.Е. Землякова,

отсутствие квалифицированного проекта Закона Республики Беларусь «О свободе

совести и религиозных организациях».

В настоящий момент вышел Указ Президента Республики Беларусь «О внесении

дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября

2001 года № 516, в соответствии с которым абзац седьмой следует изложить в

следующей редакции: «Создать при Аппарате Совета Министров Республики

Беларусь организацию по делам религий и национальностей». Указом Президента

от 11 октября 2001 года, № 578 при Аппарате Совета Министров РБ создана

организация по делам религий и национальностей (вместо Госкомитета по делам

религий и национальностей). Нововведение является свидетельством понижения

статуса этого органа.

В недалеком будущем возможно принятие нового Закона, так как в компьютерной

сети появился проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и

дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и

религиозных организациях». Проект принят Палатой представителей и одобрен

Советом Республики. В статье 4 указано, что каждый имеет право на свободу

выбора атеистических или религиозных убеждений, а также самостоятельно

определять свое отношение к религии. Статья 5 дает возможность каждому

свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные

убеждения, не запрещенные законом. Указывается, что родители или лица, их

заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в

соответствии со своим собственным отношением к религии, за исключением

случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно

жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права. Очень важно, что новый

законопроект устанавливает статьей 6 равноправие религий перед законом, а в

статье 7 речь идет о равноправии граждан перед законом независимо от их

отношения к религии.

В статье 8 нового законопроекта оговаривается отношение государства и религии:

государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если

деятельность их не противоречит законодательству Республики Беларусь; на

религиозные организации также не возлагаются государственные функции;

религиозные организации вправе участвовать в общественной жизни, а также

использовать государственные средства массовой информации в порядке,

установленном законодательством Республики Беларусь;

религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и

других общественных объединений, преследующих политические цели, и не

оказывают им финансовой поддержки;

в местах богослужений не допускается использование государственной символики,

проведение собраний, митингов и других мероприятий политического характера;

государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между

гражданами, исповедующими и не исповедующими религию, религиозными

организациями различных вероисповеданий.

Таким образом, становится очевидным, что институт государства и институт

религии имеют свои отведенные законодательно функции и должны действовать в

рамках, установленных законодательством.

Заключение

Рассматривая взаимоотношения между государством и церковью, можно выделить

два основных аспекта: социально – экономический и идеологический. Государство

способствует материальному укреплению той церковной организации, которую оно

берет под свое покровительство. Высшее духовенство невольно становится частью

правящей элиты. Через административные институты светская власть способствует

распространению данной религии среди широких масс, контролирует

обязательность для всех религиозных, этических предписаний, карает за отказ

их выполнения. Государство, как правило, оказывает мощную поддержку

официальной церкви в борьбе против сектантства, которое распространяется в

различных формах. Следовательно, социальной функцией церкви становится

серьезная поддержка покровительствующего ей политического режима. Такая

поддержка может носить материальный и идеологический характер. В свою

очередь, усиление экономического и идеологического могущества церкви, как

свидетельствует история, неизбежно приводило к возникновению претензий ее

руководителей на безоговорочное господство в обществе, и, следовательно, к

появлению причин для конфликтов между светской и духовной властями. Такие

конфликты заканчивались компромиссами с обеих сторон. Общность целей

различных группировок внутри правящей элиты, – куда можно отнести и церковные

верхи – являлись причиной союза между ними. Таким образом, тесная связь

государства и религии оформляется идеологически. С одной стороны, происходит

обоснование использования государством церкви в своих целях, с другой –

религиозные философы в своих учениях доказывают необходимость и правомерность

союза государства и церкви. Церковь является социально–духовным, а в ряде

случаев и политическим институтом общества. Религия – старейшей идеологией,

из когда–либо существовавших на земле и предшествовавших политической; а

верующие – есть группа интересов, замкнутая на свои специфические

потребности.

Церковь один из немногих современных институтов, сохраняющий за собой

огромный морально–нравственный авторитет. В силу этого в кризисных,

конфликтных ситуациях она имеет реальные умиротворяющие возможности. Она

может служить стабилизирующим фактором в жизни современного общества. Вместе

с тем, дестабилизирующая роль религий часто проявляется в жесткой

самоидентификации отдельных групп с той или иной религией. Если это

наслаивается на такой же радикальный процесс этнизации, культивирования идеи

«национальной религии», например «русского православия», когда православие

рассматривается как культурная ценность и национальное достояние именно

русского народа, опора его национального самосознания, возрождения и т.д., то

такой религиозный фактор опасен для устойчивого развития. В Беларуси таких

тенденций не наблюдается, а это важно для политической стабильности и

психологической устойчивости общества.

Церковь может стать субъектом политики при следующих обстоятельствах:

когда ей, безусловно, покровительствует государство;

когда все виды сознания подчинены религиозному;

когда религиозная идеология превращается в единственную монополию;

когда церковь проводит репрессивную политику по отношению ко всем инакомыслящим;

при наличии разветвленного и иерархичного аппарата церкви; способного

контролировать деятельность всех граждан и вести среди них никем не

ограниченную пропаганду;

когда она руководит всей системой образования.

При выше перечисленных обстоятельствах на церковь возлагается обязательство –

стать гарантом устойчивого развития.

Некоторые тенденции такого рода просматриваются сегодня в Республике

Беларусь. Разными политиками и религиозными деятелями выдвигается

необходимость повышения статуса церкви, религии в общественно–политическом

процессе. Но точка зрения многих –Республика Беларусь должна остаться

светским государством с предоставлением гражданам реальной свободы совести.

Современные разногласия и противоречия являются закономерным следствием

осуществления религиозной государственной политики, в результате которой были

допущены нарушения принципа свободы совести, прав человека. К этим

противоречиям можно отнести несовершенство действующего законодательства о

свободе совести, ошибки в разработке и проведении в жизнь целостной единой

политики в религиозном вопросе, недостаток культовых зданий, амбиции

некоторых политических и религиозных деятелей. Трудности вызывают и

противоречивые процессы демократических преобразований в республике, а также

недостатки в законодательном определении социально–правового положения

религиозных организаций.

Список использованных источников

1. Алешко А. Место и роль православной церкви в современной Беларуси. //

Государственно – конфессиональные отношения в Республике Беларусь: Материалы

заседания «круглого стола» 22 апреля 1999 года. – Минск, 1999.– С.27–31.

2. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. Т. 1. М.: Политиздат, 1975.–

436 с.

3. Давыденко С. Взаимопроникновение религии и политики // Философия.

Культура. Общество. Сб. тр. молодых ученых и аспирантов. Выпуск II /

Рецензенты – д–р полит. наук, профессор С.В. Решетников, д–р философских

наук, профессор Кузнецова Л.Ф. Минск: Респ. ин–т высш. шк Бел. гос. ун–та,

2001.– С.91–94.

4. Давыденко С.С. Политическая роль церкви в Беларуси // Между прошлым и

будущим: Тез. докл. Междунар. науч. конф. «Современный политический и

социально–экономический процесс в Беларуси, России и Украине: состояние,

проблемы, перспективы». Минск, 10–11 мая 2000 г./ Бел. гос. экон. ун–т –

Минск, 2000.– С.238–239.

5. Давыденко С. Проблемы государственного регулирования этносоциальных и

конфессиональных процессов // Этносоциальные и конфессиональные процессы в

современном обществе: Материалы междунар. науч. конф. / Под ред. проф. У.Д

Розенфельда. – Гродно: ГрГУ, 2000.– С.277–283.

6. Земляков Л.Е. Государственно–конфессиональные отношения в Республике

Беларусь: Автореф. дис. докт. полит. наук / Бел. гос. ун–т. Минск, 2000.– 39

с.

7. Земляков Л. Государство и религия: новые отношения // Бел. думка. –

1997. – № 12. – С.21–28.

8. Земляков Л.Е. Религиозные процессы в Беларуси. Проблемы

государственно–правового регулирования. / Респ. ин–т высш. шк. Бел. гос.

ун–т–Минск, 2001.– 208 с.

9. Кыштымов А. Религия и политика: исторический опыт и современное

положение конфессий в Беларуси // Вектор.–1997.– № 2.– С.7–11.

10. Круглов А.А. Религиозная обстановка в Республике Беларусь в

современных уловиях.– Вестн. Бел.гос.ун–та.– 1993.– № 2 – С.41–45.

11. Лукашенко А. За сильную и процветающую Беларусь!: Предвыборная

программа Президента Республики Беларусь // Совет. Белоруссия. – 2001.– 5

сент.– С.1

12. Митрохин Н. Русская православная церковь как субъект экономической

деятельности // Вопр. экономики – 2000.– № 8. – С.54–70.

13. Саидбаев С. Политика и религия // Соц.– полит. науки.– 1991.– № 9. –

С.45–53.

14. Сморгунов Л., Семенов В. Политология: Учеб. пособие.– Санкт–Петербург:

СпбГУ, 1996.– 206 с.

15. Тиханский А.И. Этноконфессиональные отношения в период трансформации

белорусского общества: Автореф. дис. канд.социол. наук – Минск, 2000.– 25 с.

16. Тихомиров Л.А. Христианство и политика. – М.: ГУП Облиздат, ТОО Алир.–

1999.– 616 с.

17. Шведов В. Религия и политика // Междунар. жизнь.– 1992.– № 5.– С.48–59.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.