|
|
|
|
Контрольная: Жилищное право и вопросы жилищного законодательства
Контрольная: Жилищное право и вопросы жилищного законодательства
Содержание:
Стр.
| Введение | 2 | 1. | Общая характеристика права собственности | | 1.1. | Собственность в экономическом и юридическом смысле | 3 | 1.2. | Понятие и содержание права собственности | 4 | 1.3. | Право собственности как институт гражданского права | 5 | 2. | Жилищное право: его определение и особенности | 6 | 3. | Российский рынок недвижимости: возникновение, развитие, правовые аспекты | 10 | 4. | Приватизация жилищного фонда | 13 | 4.1 | Предпосылки приватизации | 13 | 4.2 | Общие положения законодательства о приватизации и принципы правового регулирования в процессе приватизации | 15 | 4.3 | Распоряжение приватизированным жильем | 18 | 5. | Сделки с недвижимостью: | 20 | 5.1. | Купля-продажа зданий и сооружений | 20 | 5.2. | Аренда зданий и сооружений | 22 | 5.3. | Лизинг | 26 | 5.4. | Купля-продажа квартир | 29 | | Заключение | 30 | | Список использованной литературы | 31 |
Введение
В настоящее время интерес к вопросам жилищного права закономерен. Вопросы,
касающиеся этой проблемы, безусловно касаются каждого из нас. Рынок
недвижимости, а также деятельность, связанная с использованием, распоряжением
недвижимости (жилья) и т.п., относительно нова для России.
Необходимость понять, осмыслить и разобраться в аспектах, связанных с
тематикой жилищного права, и послужили толчком для рассмотрения этого
вопроса.
В работе можно ознакомиться с вопросами о понятии жилищного права и права в
целом, особенностями рынка недвижимости в России. Кроме этого, значительная
часть посвящена вопросам, непосредственно касающихся предпринимательской
деятельности с жилым фондом, зданиями и сооружениями, т.е. недвижимостью.
Особенную роль в жилищной тематике имеет приватизация. С этим вопросом можно
ознакомиться в отдельной главе работы.
При подготовке работы использовались материалы периодической печати,
значительную ценность составляют сведения, полученные из обобщений
правоприменительной литературы. Широко использованы теоретические основы
гражданского и жилищного права.
Для более полного раскрытия темы был использован достаточно объемный материал
специальной литературы, перечень которой приведен в заключительной части.
1. Общая характеристика права собственности.
1.1 Собственность в экономическом и юридическом смысле.
Прежде чем приступить к рассмотрению основных содержательных вопросов,
поставленных перед данной работой, следует определить главный исследуемый
предмет - право собственности.
Общепризнанно, что вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых главных
вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития
человеческого общества. От того, как (и кем) он поставлен, решается и
регулируется в данный момент времени (в том числе и в данный исторический
промежуток времени) зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само
существование любого общества (как, впрочем, и каждого отдельного члена
данного общества).
При этом общественность, чаще всего, рассматривает собственность как
категорию социально-экономическую. В этом смысле наиболее близким к истине
мне представляется определение собственности как особого, основополагающего
общественного отношения.
При более полном развертывании определения собственности, как экономической
категории, различные экономисты исходили из разных оснований - статичности
или динамичности этой категории, основных ее проявлений в повседневной
практике, ее классового и исторического характера и так далее. С моей точки
зрения, наиболее функциональным, с точки зрения настоящего исследования
является определение через основные проявления хозяйственного господства
собственника над вещью: владение, пользование, распоряжение.
Статика отношений собственности выражается во владении, означающим
полное хозяйственное господство собственника над данной вещью, ее
“закрепленность” за индивидами или их сообществами. Пользование, в
экономическом смысле, определяется как извлечение из вещи полезных свойств
путем ее производительного или личного непроизводственного потребления.
Распоряжение означает совершение в отношении действий и иных актов,
определяющих ее судьбу, вплоть до отчуждения или уничтожения вещи. В
пользовании и распоряжении отражается динамика отношении собственности.
Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как
отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к
своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также
в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного
господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как
общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.
Право собственности, с точки зрения юридической, может быть определено в
объективном и субъективном смысле.
1.2 Понятие и содержание права собственности
В субъективном смысле, содержание права собственности составляет
принадлежащие собственнику правомочия, то есть юридические обеспеченные
возможности поведения собственника, по владению, пользованию и распоряжению
вещью. Содержание права собственности в субъективном смысле следует
раскрывать через принадлежащие собственнику права и полномочия, как
необходимые и достаточные условия осуществления им указанного права.
Владение вещью как собственностью не означает обязательного физического контакта
с нею, как, к примеру, в ситуации с собственностью на объекты недвижимости,
находящиеся вне настоящего местонахождения собственника. Это юридически
обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над
вещью.
При этом следует иметь в виду, что ныне действующим законодательством РФ не
определено содержание данного правомочия (как, впрочем, и иных принадлежащих
собственнику правомочий). Законодатель не дал точного и однозначного ответа на
вопрос о содержании понятия право владения и о том, кого можно считать
владельцем вещи.
Пользование - это юридически обеспеченная возможность извлечения в
процессе потребления имущества его полезных свойств, в том числе плодов и
доходов. Осуществление данного правомочия, как правило, обусловлено владением
вещью. Однако, как и в ситуации с владением, реализация пользования, как
правомочия, возможно и без права собственности, им даже без владения - как,
например, пользование оборудованием и программным обеспечением в “салонах
Internet” или школьным фортепиано в музыкальной школе.
Распоряжение вещью можно определить как совершение управомоченным лицом
волевых юридически значимых актов, определяющих судьбу данной вещи, или
создание соответствующих юридических фактов, влекущих, как правило, прекращение
права собственности в отношении данной вещи. При этом важно наличие воли на
совершение данного действия.
Анализ содержания данного субъективного права нельзя ограничить рассмотрением
лишь прав владения, пользования и распоряжения, так как все эти три правомочия
могут принадлежать и несобственнику - как, например, в случае с правом полного
хозяйственного ведения или пожизненного наследуемого владения. Следует обратить
внимание на то, что только в отношении собственника законодатель прямо
указывает на право распоряжаться вещью по своему усмотрению (п.2 ст.209
ГК), то есть воля собственника ограничена только Законом и его власть
существует независимо от власти (воли) любых других лиц относительно той же
самой вещи, а все иные лица ограничены также и его волей.
Таким образом, право собственности, как субъективное право
- это юридически обеспеченная и закрепленная за собственником возможность
владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, а также
устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства
над таким имуществом, действуя при этом по своему усмотрению, в своём интересе,
вне противоречия с действующими узаконениями и не нарушая права и охраняемые
законом интересы третьих лиц.
1.3 Право собственности как институт гражданского права.
Как правовой институт, то есть в объективном смысле, право собственности
определяется как совокупность норм права, регулирующих отношения по владению,
пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью
исключительно в его интересах и по его усмотрению, а также по предотвращению
и устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного
господства над такой вещью.
Поскольку, как уже было отмечено, сами регулируемые отношения имеют столь
весомое, можно сказать, определяющее значение среди прочих общественных
отношений, то и правовое регулирование такого предмета осуществляется в той
или иной мере нормами практически всех отраслей права - и государственного, и
административного, и семейного, и гражданского, да и всех отраслей права в
немалой степени.
В любом случае общая правовая основа для решения вопросов, связанных с
отношениями собственности - гражданское право РФ, поскольку право
собственности - это основной вид имущественных прав, составляющий, наряду с
производными правами и сервитутами, а вещное право, являющееся, в свою
очередь, подотраслью гражданского права, представляющей собой совокупность
норм права, регулирующих отношения, объектами которых является конкретная
вещь или конкретное имущество.
2. Жилищное право: его определение и особенности
Отношения по переходу прав и обязанностей на жилое помещение (дом или
квартиру, комнату в коммунальной квартире) от одного лица к другому лицу
регулируются целым комплексом правовых норм, которые принадлежат к таким
отраслям права как гражданское право, жилищное право, административное право,
финансовое право (по большей части его подотрасль налоговое право). Иногда,
при нарушении участниками сделок требований норм гражданского, жилищного или
финансового права, перед компетентными органами государства возникает
необходимость в силу возложенных на них законом обязанностей по защите прав
граждан, общества и государства применить в отношении виновных в совершении
преступлений лиц нормы уголовного права. Как же разобраться, в каком случае
следует руководствоваться гражданским правом, а в каких случаях, к примеру
жилищным?
Термин “право” многозначен и наиболее простая формулировка может быть
представлена следующим образом: право – это совокупность норм,
разграничивающих интересы лиц. Если мораль есть совокупность норм оценивающих
интересы лиц, то право именно разграничивает эти интересы, выступает
средством наиболее целесообразного с точки зрения государства компромисса
между зачастую противоречивыми интересами лиц. Право живет и действует
непосредственно в нормах, которые в свою очередь закреплены в определенных
государством формах (нормативно-правовых актах, юридических прецедентах,
правовых обычаях, нормативно-правовых договорах). Основной формой
(источником) права в нашей стране является нормативно-правовой акт, то есть
официальный документ государства, содержащий правовые нормы. Нормативно-
правовые акты различаются по юридической силе: есть законы (обладают высшей
юридической силой), есть указы Президента (должны соответствовать законам),
есть Постановления Правительства (должны соответствовать законам и указам
Президента) и так далее по убывающей юридической силы нормативно-правовых
актов. Самые важные нормативно-правовые акты это законы, они могут носить
разные наименования – кодексы, основы законодательства, просто законы, но
главное заключается в том, что все остальные нормативно-правовые акты и
другие формы права не могут противоречить законам, а если противоречат, то не
должны применяться. В правовых отношениях между лицами их права и обязанности
фиксирует другая, не менее важная форма (источник) права – договор. Однако,
следует знать, что действует формула, известная еще со времен Древнего Рима,
этой колыбели юриспруденции – “договор не может противоречить действующему
нормативно-правовому акту”.
Термин “правовая норма” означает правило поведения, масштаб поведения,
образец поведения, который является обязательным для всякого юридического или
физического лица, попавшего в те условия, которые предусмотрены для указанной
правовой нормы.
Гражданское право представляет собой совокупность юридических (то есть
установленных государством и защищаемых его принудительной силой) норм,
закрепляющих правовое положение частных лиц (физических и юридических),
государственных и муниципальных образований в предпринимательском и
гражданском обороте, регулирующих имущественные и личные неимущественные
отношения между ними, охраняющих их права и законные интересы. Гражданское
право относится к исключительному ведению Российской Федерации. Гражданское
право выражено в основном в актах гражданского законодательства. В настоящее
время гражданское законодательство Российской Федерации состоит из
Гражданского кодекса РФ, части 1 и 2, Основ гражданского законодательства
Союза ССР и республик 1991 г. (на территории РФ применяется Раздел VII.
Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение
гражданских законов иностранных государств и международных договоров),
Гражданского кодекса РСФСР (действует Раздел VII Наследственное право) и
других федеральных законов (например, закон РФ “О приватизации жилищного
фонда в РФ” 1991 г., федеральный закон “О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним” и другие).
Под предпринимательским оборотом понимается совокупность совершаемых сделок в
процессе предпринимательской деятельности коммерческими организациями или
гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей. Гражданским
оборотом признается совокупность совершаемых сделок не связанных с целями
предпринимательской деятельности; то есть если граждане приобретают жилье для
целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то они
являются субъектами (участниками) гражданского оборота. Главный нормативно-
правовой акт (источник) гражданского права Гражданский кодекс Российской
Федерации (ГК РФ) в ст. 2 так определяет предпринимательскую деятельность:
это “самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными” в
качестве предпринимателей. Легко понять, что основная масса сделок,
совершаемых с жильем не преследует со стороны граждан целей
предпринимательской деятельности и соответственно, на эти сделки не
распространяются многочисленные жесткие правила, установленные правом
(повышенная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательств по договору, высокие ставки налогов и т.п.). На гражданское
право приходится подавляющее количество правовых норм, регулирующих отношения
участников сделок с жильем. Это и понятно, ведь без норм гражданского права
невозможно понять, кто вправе совершать сделки с жильем, как приобретается
право собственности на жилище, что дает право собственности на жилище, каковы
основания утраты права собственности на жилище, как правильно заключить
договор и грамотно выполнить по нему свои обязанности и многое другое.
Жилищное право представляет собой совокупность юридических норм,
закрепляющих права физических и юридических лиц на жилые помещения,
регулирующих порядок пользования жилыми помещениями и охраняющих права и
законные интересы собственников, иных законных владельцев жилья. Жилищное право
относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Жилищное
право выражено в законах РФ и законах субъектов РФ и иных нормативно-правовых
актах, главным образом постановлениях российского Правительства и правительств
субъектов Федерации. В настоящее время жилищное законодательство состоит из
Жилищного кодекса РСФСР 1983 г., других федеральных законов (например, закон РФ
“Об основах федеральной жилищной политики 1992 г.), законов субъектов РФ
(Постановление от 25 ноября 1999 г. N 652 ЗС Вологодской области "О программе
ипотечного жилищного кредитования Вологодской обалсти"), постановлений
Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 03.08.96 г. № 937
“О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении
жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение
жилья”), постановлений городской Думы (Постановление Череповецкой городской
думы от 29 июня 1999 г. N 89 "О положении о порядке
перевода жилых помещений в нежилые"), актов некоторых других органов
государственной власти (например, Распоряжение Департамента муниципального
жилья Правительства Москвы от 09.04.96 г. № 74 “Об утверждении Временного
положения о порядке обмена и (или) мены жилых помещений в г. Москве).
Кроме этого, необходимо отметить, что функционирование жилищного права
непосредственно связано и с другими видами права. Административное право –
совокупность юридических норм, закрепляющих правовое положение органов
государственной власти как субъектов государственного управления,
регулирующих порядок осуществления властных полномочий субъектами
государственного управления и охраняющих общественные отношения в сфере
государственного управления.
Налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой
совокупность юридических норм, закрепляющих правовое положение налоговых
органов, налоговых агентов и налогоплательщиков, регулирующих порядок уплаты
обязательных платежей (налогов и сборов) в доход государства (Российской
Федерации и ее субъектов) и муниципальных образований, охраняющих права и
законные интересы субъектов налоговых правоотношений.
Уголовное право – это совокупность юридических норм, закрепляющих понятие и
признаки деяний (преступлений), которые общество и государство считают
преступными и причиняющими вред, а также устанавливающих систему уголовных
наказаний за совершение преступлений. Гражданское право выражено в одном
единственном акте уголовного законодательства – Уголовном Кодексе Российской
Федерации 1996 г. Для тех, кто намерен провести сделку с жильем интерес
представят например, ст. 159 УК РФ (Мошенничество), ст. 163 УК РФ
(Вымогательство), ст. 179 УК РФ (Принуждение к совершению сделки или к
отказу от ее совершения) ст. 198 УК РФ (Уклонение гражданина от уплаты
налогов) и некоторые другие.
3. Российский рынок недвижимости: возникновение, развитие, правовые аспекты
С развитием предпринимательской деятельности в России появляется много новых
понятий и определений. Одно из них - “риэлтер”. Это понятие означает лицо,
которое занимается предпринимательской деятельностью, осуществляя различные
сделки с землей, зданиями, строениями, жилыми и нежилыми помещениями и т.п.,
т. е. с недвижимым имуществом.
Рынок недвижимости в России, или как его еще называют риэлтерский (от
английского real estate, дословно “реальная недвижимость”), переживает
сейчас определенные трудности, которые типичны для развития различных
сегментов российского рынка, имеющих не только не мало отличий, но и много
общего. В развитии данного рынка можно выделить три этапа:
Первый, который можно условно назвать “младенческим”, наиболее бурный период
развития пережил в начале 90-х годов. Открытие и развитие предприятий
происходило практически в правовом вакууме, спрос намного опережал
предложение, а следовательно доходы были очень высоки. Точкой отсчета здесь
можно считать разрешение на приватизацию квартир, и, как следствие,
появившаяся возможность продавать и покупать квартиры. Именно тогда появилось
значительное количество бизнесменов и просто обеспеченных людей, которые
захотели улучшить свои жилищные условия новым путем. То есть не ожиданием
бесплатного муниципального жилья, не сложными схемами обмена, а просто
покупкой квартир. Квартир в то время приватизировалось относительно немного,
продающих квартиры было мало, а покупателей было уже достаточно.
На втором этапе (“юношеском”) появляются первые нормативные акты,
регулирующие этот вид деятельности. Этот период характеризуется
предоставлением значительных льгот, что при сохранении хорошей конъюнктуры
позволяло получать хорошие доходы, что влекло в данный сегмент рынка новых
предпринимателей. Начался рост цен на жилье, но квартиры стали продаваться
значительно труднее, а покупатель стал привередливее. Возникли новые формы
обслуживания клиентов. Появилась, в частности, и стала широко
распространяться продажа квартир с рассрочкой платежа, предоставление
кредитов под залог квартир. Некоторые фирмы стали работать по эксклюзивным
договорам, беря на себя обязательство реализовать квартиру клиента за
определенный срок.
Третий этап - “зрелый” -, который и переживает в настоящее время российский
рынок недвижимости, когда предложение значительно опережает спрос,
ужесточается законодательная база, острая конкуренция на рынке приводит к
падению доходов. Мелкие предприятия разоряются, средние и даже крупные ведут
борьбу за выживание.”
Само понятие недвижимости в отечественном законодательстве до недавнего
времени отсутствовало. Появилось оно несколько лет назад с принятием в 1991
году Верховным Советом СССР Основ гражданского законодательства Союза ССР и
республик.
В настоящее время понятие недвижимости закреплено в первой части ГК РФ.
Согласно ст.130 ГК к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости)
относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все,
что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без
несоразмерного ущерба из назначению невозможно, в том числе леса, многолетние
насаждения, здания, сооружения. Кроме того, к недвижимости относятся также
подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда
внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может
быть отнесено и иное имущество.
Определение недвижимости, находящейся в жилищной сфере содержится в ст.1
Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики”, которая в состав
такого имущества включает: земельные участки и прочно связанные с ними жилые
дома с жилыми и нежилыми помещениями, приусадебные хозяйственные постройки,
зеленые насаждения с многолетним циклом развития, жилые дома, квартиры, иные
жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и
временного проживания, сооружения и элементы инженерной инфраструктуры
жилищной сферы.
Законодательство, регулирующее сделки с недвижимостью в предпринимательской
сфере довольно обширно и охватывает несколько отраслей российского права. В
первую очередь следует назвать Гражданский Кодекс РФ. В нем дается
определение недвижимости, в основном определяются правовое положение
участников рынка, основания возникновения и порядок осуществления права
собственности и других вещных прав, регулируются договорные и иные
обязательства, т.е. даются отправные точки для осуществления
предпринимательской деятельности, в том числе и касающейся сделок с
недвижимостью. В месте с тем ГК не единственный нормативный акт, регулирующий
сделки с недвижимостью в предпринимательской сфере. К актам, регулирующим
организационно-правовые формы, относится Закон РФ “Об акционерных обществах”.
В Жилищном Кодексе и Законе “Об основах федеральной жилищной политики”
подробно регулируются вопросы, связанные со специфическим видом недвижимости
- жилыми помещениями.
4. Приватизация жилищного фонда
4.1. Предпосылки приватизации
Приватизация жилья - новое явление в нашей общественной жизни, это часть
жилищной реформы. Закон о приватизации жилищного фонда, принятый 04.07.1991,
открыл путь к принятию Закона РФ от 24.12.1992 года « Об основах Федеральной
жилищной политики», который регулирует отношения в процессе эксплуатации и
ремонта жилого дома, возникшие с появлением в жилищном фонде множества
субъектов собственности и ее различных форм.
Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» объясняет цели и
принципы приватизации государственного и муниципального жилищных фондов.
Целью закона является создание условий для осуществления права граждан на
свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также
улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Экономической основой системы удовлетворения потребностей граждан в жилье до
переходного периода была государственная собственность на жилье, которая
преобладала над другими формами собственности. Государство брало на себя
социальную функцию и юридическую обязанность обеспечивать жилыми помещениями
граждан, нуждающихся в жилье или его улучшении, на условиях найма.
Невысокая плата за пользование квартирой и коммунальными услугами позволяла
малоимущем слоям населения иметь благоустроенное жилье, качество которого не
зависело от материального положения семьи, но такие благоприятные условия
поддерживались многомиллиардными затратами Советского государства на их
содержание.
Система удовлетворения потребности граждан в жилье преимущественно из
жилищного фонда, принадлежащего государству, функционировала как затратный
механизм. Она финансировалась из государственного бюджета и за счет средств
хозяйствующих субъектов, отражаясь на себестоимости производимых ими
продукции, работах, услугах. Государство само определило для себя монопольную
роль инвестора, подрядчика и собственника в жилищном строительстве и
эксплуатируемом жилищном фонде.
Средства, которые государство выделяло на жилищное строительство,
создавались за счет низкой оплаты труда граждан. По подсчетам экономистов, в
70-х годах стоимость площади 2-х комнатной квартиры окупалась работой одного
члена семьи в течении 4,4 года.
Из года в год росла задолженность государства перед семьями, признанным по
самым низким критериям нуждающимися в жилье. Сроки ожидания для многих
очередников переваливали за 10- 15 лет.
Признание неэффективности действующей системы удовлетворения жилищных
потребностей граждан привело к осознанию необходимости перехода на рынок
жилья. Этот переход принципиально меняет экономическую, социальную и
юридическую роль государства: оно постепенно перестанет быть главным
инструментом в решении жилищной проблемы.
Цель перехода - сбалансировать спрос на жилье и его предложение, уйти от
хронического дефицита свободного жилья, нехватки средств на эксплуатацию и
ремонт домов, выйти на более высокий уровень технического и санитарного
обслуживания проживающих.
Переход к принципиально новой системе решения жилищных вопросов нуждался в
юридическом закреплении. Первым шагом на пути осуществления жилищной реформы
стал Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда в РСФСР», принятый 04.07.1991
года, цель которого декларирована в его тексте: «.Создание условий для
осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения
потребностей в жилье, а также улучшение использования и сохранности жилищного
фонда», но эта цель не может быть достигнута на основе использования только
этого Закона, так как все его содержание направлено на решение лишь части
проблем, связанных с осуществлением жилищной реформы.
Его основная задача - заменить нанимателя жилого помещения на собственника,
что позволит гражданам иметь больше правовых возможностей для решения своих
личных жилищных вопросов.
Вторым шагом было принятие 24.12.1992 года Верховным Советом РСФСР Закона «
Об основах Федеральной жилищной политики» - который и определил основы новой
системы удовлетворения жилищных потребностей граждан, предусматривающей
сосуществование двух взаимодополняющих механизмов решения проблемы -
планово распорядительного и рыночного.
4.2. Общие положения закона о приватизации, основные условия его применения
Рынок жилья создают собственники жилья. Приватизация - один из путей
возникновения множества таких собственников. Статья 2 Закона о приватизации в
ее первоначальной редакции, дает определение понятия приватизации: «
Приватизация жилья- бесплатная передача или продажа в собственность
граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном
и муниципальном фонде».
Всеобщая бесплатность приватизации жилых помещений на всей территории
Российской Федерации - ее новый принцип, действующей с 1993 года. Эта перемена
ускорила темпы приватизации, 1993 год по статистическим данным стал рекордным
по количеству приватизированных квартир.
Другой принцип, положенный в основу Закона, не менялся, и его суть в
ненасильственности. Приватизация осуществляется исключительно добровольно,
при взаимной согласованности всех постоянно проживающих и имеющих
самостоятельное право на жилую площадь. Следует отметить и демократичность
этого принципа, ведь желание освободиться от обременительной для государства
обузы могло подтолкнуть к введению принудительной приватизации, однако
добровольность сохранена в Законе как обязательное условие. Решение о
приватизации каждый принимает сам, с учетом личных правовых и материальных
последствий для каждого проживающего (необходимо нести повышенные расходы на
содержание, платить налоги с собственности).
Определение понятия приватизации важно для того, чтобы не смешивать ее с
продажей свободных квартир в домах тех же жилых фондов. Закон характеризует
приватизацию жилья как передачу в собственность граждан только занимаемых ими
жилых помещений в домах двух видов жилищного фонда: государственном и
муниципальном.
Под жилым помещением понимается не только отдельная квартира, но и
коммунальная, хотя приватизация такой квартиры рассматривается законом как
исключение из правил.
Субъекты приватизации
Правом на приватизацию жилья обладают наниматель, члены его семьи, а также
лица, переставшее быть ими, но продолжающее проживать в занимаемом жилом
помещении.
К членами семьи относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие
родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные
лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они с ним проживают
совместно и ведут общее хозяйство. Лица, не оформившее в свое время прописку
в жилом помещении, но постоянно или преимущественно в нем проживающие, не
приобретают права на его приватизацию до решения вопроса в административном
или судебном порядке о признании за ними права на данную жилую площадь.
Возрастные ограничения для несовершеннолетних касаются только осуществления
ими этих прав, но не их объема.
Принятие и действие Закона о приватизации жилищного фонда привело к
расширению сферы гражданско-правового регулирования имущественных отношений,
возникших в результате приватизации жилья. Так, на смену распределения ранее
в административном порядке жилых помещений пришел процесс передача жилья в
собственность граждан. Жилые помещения, которые перешли в собственность
граждан, стали объектом гражданско-правовых сделок, а, значит, предметом
гражданского права, но между предметом гражданского права существует жесткая
связь с методом правового регулирования, который предопределяется
особенностями этого предмета. Для правильного использования норм гражданско-
правовых отношений применяются принципы гражданского права:
1. Принцип дозволительной направленности гражданско-правового
регулирования. Его значение очень велико. Рыночная экономика может успешно
развиваться только в том случае, если субъекты гражданского права обладают
необходимой свободой, проявляют предприимчивость, инициативу и иную активность
в сфере гражданского оборота. Нормы права в гражданском законодательстве
сформулированы на базе общего правила: « разрешено все то, что не запрещено
законом». В соответствии с этим правилом субъекты гражданского права могут
совершать любые действия, не запрещенные законом.
2. Принцип равенства правового режима для всех субъектов гражданского права.
Этот принцип означает, что ни один субъект в гражданском праве не обладает
каким-либо преимуществом перед другими субъектами. Если в ранее действовавшем
законодательстве предусматривалось два срока исковой давности: три года для
отношений с участием граждан и один год для отношений между организациями, то
ныне действующее нормы имеют единый для всех субъектов гражданского права
трехгодичный срок исковой давности.
3. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела.
Этот принцип означает, что органы государственной власти и местного
самоуправления и любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов
гражданского права, если они осуществляют свою деятельность в соответствии с
требованиями закона.
4. Принцип неприкосновенности собственности. Он закладывает основы
имущественного порядка в экономике. В соответствии с ним нормы гражданского
права обеспечивают собственникам возможность стабильного осуществления
правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом,
без чего невозможно функционирование любой (не только рыночной) экономики. Ни
один субъект не может быть лишен своего имущества иначе, чем по решению суда
(п. 3 ст. 35 Конституции РФ). Нормы гражданского права защищают собственность
всех субъектов гражданских правоотношений от посягательств со стороны любых
лиц, включая органы государственной власти и местного самоуправления.
5. Принцип - свобода договора. Закрепляя этот принцип, ГК РФ
предусмотрена свобода усмотрения субъектов гражданских прав как в выборе
партнера по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он
будет заключен, и этот принцип означает отказ от понуждения к заключению
договора на основе обязательных для сторон административных актов.
4.3. Распоряжение приватизированным жильем.
Закрепляя принцип свободной реализации, принадлежащих гражданам субъективных
прав, действующее законодательство одновременно предъявляет определенные
требования, которые должны соблюдаться при их осуществлении.
Содержание этих требований сводится прежде всего к тому, что осуществление
гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов
других лиц.
Из содержания ст. 3 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР»
вытекает право граждан «...продать, завещать, сдавать в аренду жилые
помещения, которые перешли им в собственность, а также совершать с ними иные
сделки, не противоречащие закону».
Сделки - один из наиболее распространенных юридических фактов. Сделка
представляет собой единство четырех элементов:
1. субъектов - лиц, участвующих в сделке,
2. субъективной стороны - единства воли и волеизъявления ( воля и
волеизъявление -две стороны одного и того же процесса, отношения лица к
совершаемому им действию. Они должны соответствовать друг другу. В случае,
когда воля направлена на одной действие, например, назначать наследника своему
имуществу, а волеизъявление выражает намерение совершать другое действие,
например, оформить договор дарения этого имущества, сделка может вызвать споры
между участниками, что препятствует ее совершению и в последствии может
привести к негативным последствиям.
3. формы - она должна соответствовать требованию закона. Например:
все сделки с приватизированными квартирами относятся к сделкам с недвижимостью,
которые подлежат не только нотариальному удостоверению, но и обязательной
государственной регистрации (ст. ст. 163, 164 ГК РФ)
4. содержание - это совокупность составляющих сделку обязательных
условий. Необходимо, чтобы оно соответствовало требованиям закона и иных
правовых актов, т.е. не нарушало ни запретительных, ни предписывающих норм
действующего законодательства.
Порок любого из этих элементов сделки приводит к ее недействительности, а это
означает, что за совершенной сделкой не признается юридического факта.
В ст. 168 ГК РФ сформулирована общая норма, согласно которой недействительной
является любая сделка, не соответствующая требованиям закона. Сделки бывают
недействительными по основаниям, прямо указанным в нормах ст. ст. 167-183 ГК
РФ, в силу признания ее таковой судом - оспоримая сделка, либо независимо от
такого признания - ничтожная сделка. По гражданскому праву недействительными
являются сделки:
· не соответствующие законодательству;
· совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
· мнимые и притворные - по теории права с пороком формы и содержания;
· совершенные гражданином, признанным недееспособным;
· совершенные несовершеннолетним, не достигшим 14 лет;
· совершенные несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет без согласия
его родителей, а в отдельных случаях: при отчуждении недвижимости, при
заключении договора о приватизации - без предварительного согласия органов
опеки и попечительства;
· совершенные гражданином, ограниченным судом в дееспособности - они
относятся к сделкам с пороками в субъекте;
· совершенные гражданином, не способным понимать значения своих действий;
· совершенные под влиянием заблуждения, обмана, насилия, угрозы,
злонамеренного соглашения или стечения тяжелых обстоятельств - сделки с
пороками воли.
5. Сделки с недвижимостью:
5.1. Купля-продажа зданий и сооружений.
Одним из видов договоров, осуществляемых для обеспечения предпринимательской
деятельности, является договор купли-продажи зданий и сооружений.
Здания и сооружения как объекты недвижимости обладают специфическими чертами
- прочной связью с землей, особой ценностью, непотребляемостью в процессе
использования и т.п. Специфическими качествами этих объектов обусловлены
жесткие требования к форме договора купли-продажи недвижимости, правило о
государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость,
специальный порядок передачи недвижимости и другие особые условия.
Требования к форме договора продажи недвижимости сводятся к тому, что такой
договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа,
подписанного сторонами. В отличие от общих правил, регламентирующих
последствия несоблюдения простой письменной формы сделки, нарушение
требований, предъявляемых к форме договора продажи недвижимости, влечет его
недействительность.
Учитывая, что здания и сооружения неразрывно связаны с землей, в ГК
содержатся нормы, определяющие правовое положение земельного участка, на
котором находится соответствующий объект недвижимости, в случае его продажи.
При таких обстоятельствах покупателю одновременно с передачей права
собственности на здания и сооружения передаются права на ту часть земельного
участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Необходимо отметить, что государственной регистрации подлежит не сам договор
продажи недвижимости, а переход права собственности по такому договору от
продавца к покупателю (ст.551 ГК РФ).
Статья 131 ГК РФ, устанавливает, что право собственности и другие вещные
права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и
прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном
реестре учреждениями юстиции. Гражданский кодекс РФ зафиксировал
необходимость регистрации как прав на недвижимость, так и сделок с ней.
Центральное место среди принципов регистрации прав на недвижимое имущество
занимает принцип специальности. В соответствии с ним в поземельную книгу
(единый государственный реестр) заносятся записи о правах, касающиеся
конкретных объектов недвижимости. Критерием государственной регистрации
выступает само недвижимое имущество, а не имена его собственников или какой-
либо документ, удостоверяющий соответствующее право. Таким образом, основное
содержание принципа специальности заключается в необходимости обеспечить
укрепление прав относительно строго определенного недвижимого имущества.
Собственник или иной владелец недвижимости в силу самых разнообразных
обстоятельств может постоянно меняться, а переход имущества не всегда
обусловлен оформлением тех или иных документов. Поземельная книга должна
служить безусловному укреплению прав на недвижимость, т.е. подтверждать
реальное правовое положение недвижимой вещи.
Другим необходимым условием цивилизованного укрепления прав на недвижимость
выступает принцип обязательности. В условиях рынка объекты гражданских прав
находятся в постоянном движении. Участники рыночных отношений нередко
стараются избежать регистрации с целью ускорить переход имущества от одного
лица к другому и сократить расходы. Поэтому устанавливается правило, согласно
которому все права на недвижимость подлежать обязательному занесению в
поземельную книгу. Некоторые из них без записи в поземельной книге не имеют
силы.
Сведения, содержащиеся в поземельной книге, необходимы самому разнообразному
кругу лиц. Принцип гласности должен обеспечивать доступность поземельной
книги всем лицам, имеющим интерес ознакомиться с ее содержанием. Если система
регистрации сделок предполагает полный отказ государства от проверки
содержания регистрируемых документов, то система регистрации прав, наоборот,
возлагает на государство обязанность обеспечить соответствие данных
поземельной книги реальному правовому положению недвижимости (принцип
достоверности). Заинтересованные лица должны быть уверены в правильности и
законности записей в поземельной книге. Учреждения, осуществляющие ведение
поземельной книги, в каждом отдельном случае проверяют законность акта, в
силу которого совершаются записи в поземельной книге. Такая проверка может
происходить путем получения информации от нотариусов, служб, ответственных за
ведение земельного кадастра, и других лиц. В действующем гражданском
законодательстве данный принцип не зафиксирован.
Итак, роль государственной регистрации перехода права собственности на
недвижимость к покупателю заключается в том, что только после такой
регистрации покупатель становится собственником недвижимого имущества в
глазах третьих лиц.
Определенными особенностями, требующими специального регулирования,
отличается и исполнение договора продажи зданий и сооружений. Передача
проданного объекта недвижимости продавцом и принятие его покупателем должны
быть оформлены передаточным актом или иным документом, подписанным обеими
сторонами (ст.556 ГК). До фактической передачи проданного здания, сооружения
покупателю и подписания сторонами передаточного акта или иного документа
договор продажи этих объектов недвижимости считается неисполненным.
5.2. Аренда зданий и сооружений.
Договор аренды зданий и сооружений регулируется положениями, сходными с
содержащимися в ГК нормами о купле-продаже недвижимости. Тем самым
обеспечивается единообразный правовой режим объектов недвижимости в обороте.
Действующий Гражданский кодекс впервые рассматривает аренду зданий и
сооружений в качестве самостоятельного предмета правового регулирования.
Содержанием договора аренды данного вида имущества является передача
арендодателем здания или сооружения арендатору во временное владение и
пользование или во временное владение и принятие объекта аренды последним.
Помимо фактической передачи здания (сооружения), сторонам необходимо
составить и подписать передаточный акт или иной документ о передаче.
Законодательством не установлены ни максимальный, ни минимальный срок аренды
здания или сооружения, стороны вправе самостоятельно определить в договоре
характер аренды (краткосрочный или долгосрочный). Однако срок действия
договора является существенным условием договора, и стороны обязаны его
указать. Если все же срок не указан, то договор считается заключенным на
неопределенный срок.
Объектом данного договора являются здания и сооружения. Здания подразделяются
на жилые и нежилые. Юридические лица могут арендовать жилые помещения
исключительно для проживания граждан. К нежилым относятся здания,
используемые для производственных, торговых, административных, культурно-
просветительских, научно-исследовательских, учебных, лечебных, складских и
других целей. Жилые здания могут включать в себя нежилые помещения
(поликлиники, магазины, столовые и т.п.).
Здания, расположенные на земельном участке делят на основные и служебные. К
основному относится здание, являющееся главным по капитальности постройки,
архитектурным признакам по своему назначению. Строение, выполняющее
обслуживающую роль по отношению к основному зданию, причисляют к служебному
(сараи, бытовки, мастерские, гаражи т.п.).
В качестве объекта государственной регистрации недвижимого имущества может
быть определено основное здание без служебных строений с конкретным
порядковым номером по улице (переулку) либо основное здание и служебные
строения, расположенные на одном земельном участке.
Для того, чтобы здание могло быть использовано в качестве объекта договора
аренды, оно должно обладать определенными признаками. Здание должно быть
принято в эксплуатацию. Не может быть объектом договора аренды самовольно
построенное здание. Основными документами на здание являются технический
паспорт и поземельная книга. В бюро технической инвентаризации ведется реестр
объектов собственности юридический и физических лиц. Комитеты по управлению
имуществом субъектов РФ ведут учет государственной собственности субъектов
РФ и их реестр. Государственный комитет РФ по управлению государственным
имуществом осуществляет учет объектов федеральной собственности и ведет их
реестр, а органы местного самоуправления - объектов муниципальной
собственности и их реестр.
К сооружениям, являющимся объектами арендных отношений, относятся: тепловые
узлы, подъэстакадные пространства, мосты, оранжереи, колодцы, навесы,
портики, отдельные элементы внешнего благоустройства, трансформаторы и
некоторые другие инженерные сооружения.
В договоре аренды здания или сооружения должны быть указаны индивидуально
определенные признаки объекта аренды, позволяющие твердо установить
имущество, подлежащее передаче арендатору, т.е. данные, позволяющие
определенно установить, какое именно здание (сооружение) подлежит передаче
арендатору в качестве аренды. Поэтому, составляя контракт, необходимо указать
точный адрес и общую площадь передаваемого в аренду здания (сооружения). При
нарушении этих требований в договоре объект аренды считается не
согласованным сторонами, а соответствующий договор - не заключенным.
Цель использования (назначения) объекта аренды должна быть сформулирована в
тесте договора предельно четко.
Федеральное предприятие не имеет права сдавать в аренду здания или сооружения
без согласия Государственного комитета РФ по управлению государственным
имуществом.
По договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей
прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на ту часть
земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее
использования. Данное правило гарантирует своевременное предоставление
арендатору по договору аренды здания (сооружения) земельного участка, а также
возможность полноценно эксплуатировать арендованную недвижимость.
При определении права арендатора на соответствующий земельный участок
необходимо учитывать установленные законодательством ограничения. Так,
земельный участок может предоставляться на праве пожизненно наследуемого
владения только гражданам.
Если земельный участок, на котором находятся здания или сооружения, не
принадлежит арендодателю на праве собственности, то аренда недвижимости,
расположенной на таком земельном участке, допускается без согласия
собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования
данным участком, установленным законом или договором с собственником
земельного участка.
В предусмотренных законом случаях стороны могут использовать фиксированные
ставки арендной платы, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то
государственными органами. Закон может устанавливать ограничения при
определении сторонами размера арендной платы за пользование некоторыми
объектами аренды.
При определении размера арендной платы стороны должны руководствоваться
положениями, утвержденными местными органами власти, в которых установлены
ставки арендной платы для данного региона.
Обычно ставки арендной платы устанавливаются за единицу площади арендованного
здания - 1 кв. м. Общая сумма арендной платы в этом случае определяется
исходя из фактического размера переданного арендатору здания или сооружения.
Если аренда носит долгосрочный характер, то целесообразно использовать
годовую ставку.
Размер арендной платы зависит от следующих показателей:
1) места расположения здания (центр или окраина);
2) технического состояния здания (степень износа, строительный материал, из
которого построено здание);
3) назначения помещения (биржевая, банковская, правоохранительная, научная
деятельность, игорный бизнес, социальная защита малоимущих граждан и т.д.);
4) принадлежности здания к памятникам истории, культуры, архитектуры;
5) степени обустройства (лифт и т.п.);
6) пригодности здания для коммерческой эксплуатации;
7) вида помещения (основное или вспомогательное помещение, подвал);
8) фактической площади здания.
Данный перечень не является исчерпывающим. Общий размер арендной платы за
здание рассчитывается путем суммирования платежей за аренду отдельных
помещений здания.
Плата за пользование зданием или сооружением включает плату за пользование
земельным участком, на котором оно расположено, или передаваемой вместе с ним
соответствующей частью участка, если иное не предусмотрено законом или
договором. Следовательно, договором или законом может быть предусмотрена
раздельная плата за землю и аренду здания или сооружения.
По общему правилу, арендатор, надлежащим образом исполнивший свои
обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях
преимущественное перед другими лицами право заключить договор аренды на новый
срок. По своему усмотрению стороны могут исключить возможность продления
аренды или установить в договоре дополнительные условия, при соблюдении
которых арендатор приобретает преимущественное право заключить договор аренды
на новый срок.
Договор аренды здания (сооружения) может быть расторгнут досрочно:
1) по соглашению сторон, в том числе при предоставлении арендатору другого
здания (сооружения);
2) в судебном порядке при нарушении условий договора;
3) при ликвидации организации арендатора.
Основания досрочного расторжения договора аренды здания (сооружения) по
требованию одной из сторон в судебном порядке установлены общими положениями
ГК об аренде. Договором аренды могут быть предусмотрены дополнительные
основания досрочного расторжения договора.
При прекращении договора аренды арендатор должен возвратить здание или
сооружение по передаточному акту или иному документу о передаче, подписанному
сторонами. В передаточном акте следует указать техническое и санитарное
состояние здания (сооружения).
5.3. Лизинг.
На сегодняшний день одним из предпочитаемых направлений предпринимательской
деятельности является лизинг (финансовая аренда). Суть данного договора в
том, что арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность
обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это
имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование
для предпринимательских целей.
Согласно действующему законодательству предметом договора финансовой аренды
может быть движимое и недвижимое имущество, характеризующим признаком
которого является сохранение натуральных свойств в процессе его
использования, т.е. непотребляемые вещи. Поэтому имущественные права, не
могут быть объектом аренды. Статья 666 ГК ограничивает круг объектов, которые
могут выступать в качестве предмета договора финансовой аренды. Так,
земельные участки и другие природные объекты не могут быть переданы в
финансовую аренду, так как их использование с предпринимательской целью
определяется специальным законодательством. Итак, следует подчеркнуть, что
арендованное имущество можно использовать только в предпринимательской
деятельности.
Как правило, сторонами в этом договоре выступают коммерческие организации и
граждане-предприниматели. В качестве арендодателя может выступать любое
юридическое или физическое лицо, имеющее титул собственника. Арендодатель
не обязан также получать специальное разрешение (лицензию), чтобы заключить
договор финансовой аренды. Таким образом, арендодателем здесь является
юридическое лицо, передающее в аренду по договору специально приобретенное
для этого имущество, или гражданин-предприниматель без образования
юридического лица, зарегистрированный в качестве индивидуального
предпринимателя, либо частное лицо - собственник имущества, которое является
предметом договора финансовой аренды.
Особенностью договора финансовой аренды является наличие третьего участника
сделки - продавца, который реализует имущество, являющееся объектом лизинга.
Им может быть, например, предприятие-изготовитель машин и оборудования или
другое юридическое лицо либо гражданин, продающие лизинговое имущество.
В отношении формы договора финансовой аренды действует общее правило, по
которому договор на срок более одного года, а если одной из его сторон
является юридического лицо, то независимо от срока, должен быть заключен в
письменной форме. Если предметом договора финансовой аренды является объект
недвижимости, то договор подлежит государственной регистрации, если иное не
установлено законом. Договор финансовой аренды транспортных средств -
воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, которые отнесены
законом к недвижимому имуществу, государственной регистрации не подлежат, что
специально оговорено в статьях 633 и 643 ГК.
В законодательстве не оговорены максимальные или минимальные сроки действия
договора финансовой аренды. Стороны могут заключить его на любой срок,
который обязаны указать в договоре (ст.610 ГК). Характерно, что договор
бывает экономически выгоден, когда первоначальный срок финансовой аренды
приближается к нормативному сроку службы имущества.
Участники финансовой аренды, как правило, связаны между собой двумя
договорами: арендодатель с продавцом лизингового имущества - договором купли
- продажи и арендодатель с арендатором - договором финансовой аренды. При
этом, арендатор не состоит в договорных отношениях с продавцом лизингового
имущества, но имеет по отношению к нему определенные права и обязанности.
Основанием для этих прав и обязанностей арендатора служат его договорные
отношения с покупателем имущества - арендодателем. Арендатор вправе
предъявлять непосредственно продавцу арендованного имущества требования,
вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и
арендодателем. При этом арендатор имеет права и несет обязанности,
предусмотренные для покупателя, кроме обязанности оплатить приобретенное
имущество, как если бы он был стороной договора купли-продажи указанного
имущества. Арендатор не может расторгнуть договор купли-продажи с продавцом
без согласия арендодателя. Только стороны договора купли-продажи в случае
неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора одной из сторон
вправе требовать расторжения договора.
В отношениях с продавцом арендатор и арендодатель выступают как солидарные
кредиторы. При солидарности требований любой из солидарных кредиторов вправе
предъявить должнику (продавцу) требование в полном объеме. Исполнение
обязательства полностью одному из солидарных кредиторов освобождает должника
(продавца) от исполнения остальным кредиторам.
В договоре финансовой аренды недвижимости обязательно определяется размер
арендной платы, порядок, сроки и периодичность внесения арендных платежей.
Договор финансовой аренды носит инвестиционный характер. С помощью его
арендодатель финансирует предпринимательскую деятельность арендатора. Для
арендатора данный договор служит способом получения необходимого ему, в
частности, недвижимого имущества. Поэтому экономически выгодным для сторон
договор будет в том случае, когда сумма лизинговых платежей близка к
стоимости передаваемого в аренду имущества в ценах на момент заключения
договора, что ранее предусматривалось необходимым условием при заключении
договора финансовой аренды.
5.4. Купля-продажа квартир как предмет
предпринимательской деятельности.
По оценкам отечественных и зарубежных экспертов, занимающихся анализом
финансовой ситуации в России, купля-продажа квартир занимает одно из первых
мест по степени рентабельности. Предприниматели, вкладывая в этот сегмент
финансового рынка капитал, реально увеличивают свои доходы.
О купле-продаже квартир как предмете предпринимательской деятельности можно
говорить, прежде всего, в рамках риэлтерской деятельности. Пункт 2 Положения
о лицензировании риэлтерской деятельности определяет данный вид
предпринимательской деятельности как деятельность, осуществляемую
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основе соглашения
с заинтерисованым лицом (либо по доверенности), по совершению от его имени и
за его счет либо от своего имени, но за счет и в интересах заинтерисованного
лица гражданско-правовых сделок с земельными участками, зданиями, строениями,
сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями и правами на них. В Положении
особо указывается, что услуги по оценке недвижимости не являются риэлтерской
деятельностью.
Для продажи жилья в ГК сформулированы дополнительные требования, направленные
на защиту проживающих в жилых помещениях граждан. Так, в частности,
существенным условием договора продажи (купли-продажи) квартиры или ее
части, в которой проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право
пользования соответствующим жилым помещением после его приобретения
покупателем, признается перечень таких лиц с указанием их прав пользования
продаваемым жилым помещением. При несоблюдении этого требования договор
продажи (купли-продажи) квартиры считается незаключенным.
Договор продажи (купли-продажи) квартиры подлежит государственной регистрации
и считается заключенным с момента такой регистрации. Переход права
собственности на недвижимость по договору продажи (купли-продажи) к
покупателю подлежит государственной регистрации.
В договоре продажи (купли-продажи) квартиры должны быть указаны данные,
позволяющие определенно установить жилое помещение, подлежащее передаче
покупателю по договору (адрес, по которому находится продаваемая квартира).
При отсутствии этих данных в договоре условие о жилом помещении (квартире),
подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий
договор не считается заключенным.
Заключение
Таким образом, был рассмотрен вопрос "Жилищное право и вопросы жилищного
законодательства". В работе ознакомились с понятием права собственности, его
характерными признаками. Также было уделено внимание определению роли
жилищного права в настоящее время.
Кроме этого, в работе стоит выделить те аспекты российского законодательства,
которые затрагивают вопросы жилищного права. Это такие как, законодательное
закрепление процедуры совершения сделок с покупкой-продажей квартир, зданий и
сооружений, арендой недвижимости, лизингом, а также, безусловно, вопросы
приватизации жилого фонда в России.
Список нормативных актов и использованной литературы .
· Гражданский кодекс РФ
· Жилищный кодекс РСФСР
· Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 04.07.1991 года
· Закон РФ от 24.12.92 г. “Об основах федеральной жилищной политики”
· Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.93 г. №4462-1
· Указ Президента РФ от 27.08.96 г. “Об утверждении Порядка
предоставления информации о государственной регистрации прав на недвижимое
имущество”
· Постановление Правительства РФ от 24.12.94 г. “О лицензировании
отдельных видов деятельности”
1. Бяков Э. “Приватизация и создание рынка недвижимости” // “Российский
экономический журнал”,1996; №№ 5-6
2. Витрянский В. “Купля-продажа” // “Хозяйство и право”,1996; №1
3. Газман В. “Гарантии для участников лизинговых операций” // “Хозяйство
и право”,1996; №11
4. Золотогоров В.Т. Энциклопедический словарь по экономике. Минск: Полымя,
1997
5. “Законодательные основы риэлтерской деятельности”, М.,1995
6. Калачева С.А. “Арендные сделки”, М., 1996
7. Лаврухин О. “Рынок недвижимости” // “Бизнес”,1996; №11
8. “Аренда жилых и нежилых помещений” // “Сборник нормативных документов с
комментариями”,М.,1996
9. Суханов Е. “Сделки с недвижимостью” // “Экономика и жизнь”, 1996; №21
10.Экономика предприятия, учебник, под ред. О.И. Волкова, М., Инфра-М, 1998
|
|
|
|
|