РУБРИКИ

Контрольная: Золотовалютные резервы мира

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Контрольная: Золотовалютные резервы мира

средства, предоставляемые в форме помощи, не являются чистым вычетом из ВВП

промышленно развитых стран. Большой политический эффект предоставляемой

помощи.

Торговля развивалась после войны более высокими темпами, чем производство, но

уступала движению капитала. Наиболее высокие темпы роста - 50-60-е гг. - 9%,

сейчас - 4,5%. 70-е гг. - на долю промышленно развитых стран приходилось

71,4% мировой торговли. С увеличением спроса на сырьевые товары - 90-е гг. -

75%, 95-й г. - 69%. Наиболее высокие темпы роста экспорта у Японии в

послевоенные годы, наиболее низкие - у Англии. Наибольший торговый оборот на

душу населения - у малых стран.

Структура экспорта: доля промышленно развитых стран уменьшается в тех

товарных группах, где казалось бы должна увеличиваться и наоборот ( доля

экспорта с/х увеличилась с 61% до 70%, топлива - с 18% до 33%, руды и цветных

металлов - с 67% до 69%, текстиль сократился с 61 до 48%, химикаты и

машиностроение сократилась ненамного, черная металлургия намного). Импорт:

сдвиги в структуре производства, вызванные влиянием НТР, повлекли к

изменениям в импорте: доля импорта во внутреннем потреблении увеличилась с

10 до 20%, рост импорта за счет конечной и промежуточной продукции,

сокращение доли промышленно развитых стран в импорте сырьевых товаров, так

как произошло усиление самообеспеченности, собственная добыча, воздействие

НТП, снижение материалоемкости производств. Развивается движение технологий,

лицензий, патентов, наукоемкой продукции. 90-е гг. - на промышленно развитые

страны приходится 93% движения технологий (ведущие позиции принадлежат США и

Швейцарии, остальные являются нетто-импорами технологии).

1) возросла интеграция хозяйства промышленно развитых стран;

2) резко увеличился положительный эффект внешнеэкономических связей (90-е гг.

- у большинства стран положительное сальдо торгового баланса);

3) все обмены в основном происходят внутри самой подсистемы промышленно

развитых стран, она воспроизводит сама себя, использует другие подсистемы для

сохранения своего лидирующего положения.

62. Экономическая стратегия и политика западных стран в 50-90-е годы.

63. Основные направления внешнеэкономической стратегии и политики в

30-90-е годы.

64. Основные направления внешнеэкономической политики.

Быстрый рост

мирохозяйственных связей

привел к расширению и повышению роли внешнеэкономической сферы.

Главное в внешнеэкономических связях

– конку

рентоспособность страны , её способность улучшать свое положение в мировом

хозяйстве, завоевывать новые позиции.

Основные направления внешнеэкономической политики:

Их изменение связано с

тем, что вторая половина 20 в. ознаменована расширением внешнеэкономических

связей и повышением их роли. Процесс интеграции охватил весь воспроизводственый

процесс. Внешнеэкономические связи превратились из дополнительных в

определяющие. Правительства стремятся создать национальному капиталу условия

для завоевания позиций на международном рынке.

Вторая половина 20 в. -

–конфронтация

(столкновение интересов) сменилась тенденци

ей я к

координации внешнеэкономической стратегии и политики.

В 50-60-е годы система внешнеэкономических отношений имела 3 основных компонен:

- Валютную систему, основанную на долларе и фиксированных валютных курсах

- торговую систему с акцентом на тарифы

- сеть соглашений о помощи

Одной

из задач внешнеэк. политики было обеспечение определ

енного равновесия

внешнеэк. операций

,выправление торгового и платежного балансов страны.

Либерализация внешнеэкономических отношений, внедрение многосторонних

валютных обменов и платежей, сокращение количественных ограничений в области

движения капитала, начавшееся еще в 50-х гг., изменилось в 80-90-х гг.

Несмотря на внешнюю либерализацию государства стали вводить скрытые средства

для защиты внутреннего рынка. Произошло снижение таможенных пошлин, были

введены технические стандарты. Применение протекционистских мер было

запрещено договорами. За 80-е гг. импорт не увеличился, а сократился. Импорт

индустриальных стран составил 17% всего импорта (что касается развивающихся

стран - 20%, СССР - 30%). В валютной и кредитной сферах произошло

дерегулирование. Во внешнеэкономической политике наблюдалась двойственность

(в 90-х гг. наблюдались противоречивые тенденции во внутренней и внешней

экономической политике). В кредитной сфере после снятия ограничений произошел

рост капитала, финансовых потоков. В валютной сфере произошло увеличение

колебаний валютных курсов в 4 раза, что создало условия для валютного

соперничества. Поддержание роли своей валюты (прежде всего США) проводилось

путем валютных интервенций.

Развитые страны

содействовали экономическому развитию развивающихся стран (после колониального

краха), т.к. они являлись основными источниками сырья и рынками сбыта.

Странам предоставлялась экономиче

ская помощь, с целью придать их хозяйственному росту такую динамику, которая в

дальнейшем позволит им развиваться за счет самоподдерживающегося роста.

В дальнейшем –

оказание помощи

беднейшим. В

90-е годы экономическая помощь уменьшилась.

65. Характерные черты экономического развития США.

66. Мирохозяйственное положение США.

США - лидер мировой экономики. Территория составляет 9,3 млн. квадр. км.

Население - 255 млн. человек. Опережает по уровню развития промышленных сил,

масштабам хозяйства любую из промышленно развитых стран. На долю США

приходится 25% совокупного ВВП мира (понижательная тенденция), однако по

показателям на душу населения США заметно уступают некоторым странам:

Швейцарии, Японии, Швеции. США занимает 1 место в мире по объему

промышленного производства, самое высокоэффективное с/х в мире.

Начало экономического доминирования США в мире приходится на 50-е гг. 20 в.

США проводили политику помощи странам Европы, которую потом переориентировали

на программы помощи развивающимся странам. Во второй половине 80-х гг. объем

бюджетного дефицита понизился до 150 млрд. долларов в год (до этого в

отдельные годы достигал 200 млрд. долларов). Однако за 1992 финансовый год

произошел стремительный рост бюджетного дефицита до 290 млрд. долларов.

Кроме того наблюдается тенденция к увеличению государственного внешнего

долга, который уже превышает 4 трлн. долларов. В 80-е гг. инфляция составила

5% в год, к началу 90-х гг. она снизилась до 3,5% - 4%. США отличаются

высочайшей емкостью внутренних рынков. Самый высокий уровень ВВП в мире.

Промышленность США потребляет 1/3 всего добываемого в мире сырья. В США

наиболее емкий в мире рынок оборудования (40% реализуемой в промышленно

развитых странах продукции машиностроения). Самое развитое машиностроение в

мире, кроме того США является импортером машинотехнических изделий, на США

приходит более 1/4 мирового экспорта машин и оборудования. В структуре

производства преобладающий удельный вес сферы услуг: доля в ВВП - 60%, тогда

как доля материального производства составляет 37%, а с/х - 2,5%. Огромную

роль играет сфера услуг в занятости - 73% населения. США располагают самым

крупным в мире НТ потенциалом. Расходы на НИОКР в 92 г. составили 160 млрд.

долларов: 44% - государственные ассигнования, 51% - частные корпорации. 1/2

государственных расходов на НИОКР направляется в военную промышленность (для

сравнения в Японии и ЕС преобладает гражданское направление). Американские

корпорации занимают первое место в мире по производству самолетов и

космических аппаратов, сверхмощных компьютеров, полупроводников, лазерной

техники, средств связи. На США приходится 50% всех крупных нововведений в

промышленно развитом мире. США является крупнейшим производителем продукции

высоких технологий (доля в мировом производстве - 36%). В США сосредоточено

75% банков данных в промышленно развитых странах мира (в Японии и ЕС

разветвленных систем банков данных нет). В начале 90-х гг. научные кадры

составили больше 3 млн. человек. Высокий образовательный уровень рабочей

силы: 38% - среднее образование, 21% - законченное высшее, 17% -

незаконченное высшее, 11% - ниже среднего. Характерно богатство американского

рынка, что является мощным фактором роста мировой торговли. Многие страны

борются за доступ на американский рынок. Экспортная квота США составляет 8-9%

ВВП. Однако для некоторых отраслей экономики значение экспорта значительно

выше. Так, на экспорт направляется 1/4 всей с/х продукции, 1/4

машиностроения, 2/5 самолетов. За исключением 88-90-х гг. США занимают первое

место в мире по величине экспорта и импорта. Импорт играет растущую роль в

США. За счет импорта удовлетворяется 20% потребностей в текстиле, 30%

ежегодного объема продаж автомобилей в США. Доля импорта в продажах станков и

оборудования составляет 50%, 80% - бытовой электроники и обуви. Крупными

торговыми партнерами США являются ФРГ и Япония. На США приходится 8-9%

экспорта ФРГ и 29-31% экспорта Японии. Характерная черта экономики США -

устойчивый дефицит в торговле с этими странами, для которых доступ на

американский рынок является одним из главных условий развития. США является

одним из ведущих потребителей экспорта НИС: 91% всего экспорта Мексики, 46% -

Тайваня, 40 - Филиппин, 38 - Южной Кореи. Объем торговли между США и НИС за

70-90-е гг. составил 22,5% внешнеторгового оборота США, доля НИС - 2/3

внешнеторгового оборота США с развивающимися странами. США - крупнейший

экспортер наукоемкой продукции, за их пределами только 9% рынка в 1990 г.

Сеть международного производства, созданная посредством прямых заграничных

инвестиций - “вторая экономика”. Она занимает особое место в мировой системе.

Общий объем продаж предприятий и фирм второй экономики составил 32% ВВП США.

Развитие международной кооперации привело к тому, что все более значительная

часть внешней торговли представляет собой внутрифирменную торговлю. Если в

60-х гг. стоимость заграничных прямых вложений США составила 32 млрд.

долларов, что превышало 1/2 стоимости всех мировых заграничных инвестиций, то

в 90-х гг. эта цифра составила 700 млрд. долларов, что значительно превышает

показатели для любой другой страны. США сами стали крупным реципиентом прямых

иностранных капиталовложений. По данным на 1992 г. стоимость инвестиций США

за границей составила 802 млрд. долларов, а иностранные инвестиции в США -

654 млрд. долларов. США одерживают победу в конкурентной борьбе за

привлечение финансовых ресурсов, что является свидетельством ее силы.

Внутренний рынок США способен ежегодно принимать и размещать 100-150 млрд.

долларов. Доллар стал своеобразным эталоном, на который равняются все валюты

мира. Повышение курса доллара приводит к понижению объема экспортной выручки

в долларах, понижению мировых цен на сырье. Понижение курса доллара приводит

к росту американского экспорта, вытеснению конкурентов США на внешних рынках.

Со второй половины 80-х гг. существует проблема внешнего долга США, который в

1992 г. составил 500 млрд. долларов.

Доля США в мировом производстве по текущим валютным курсам - 24%, по

покупательной способности доллара - 21%. Уровень развития ВВП на душу

населения - 20 тыс. долларов (страна уступает Швеции, Швейцарии, Японии).

Производительность труда: общественная производительность труда = ВВП /

занятое население, по этому показателю США всех опережают . Факторы развития:

природные ресурсы (около 20% в национальном богатстве США, что является

высокой ролью для промышленно развитых стран); высокое развитие научно-

технической сферы: расходы на научные исследования составляют около 40% всех

мировых, что больше любой из стран в отдельности (следующие 6 стран вместе

40%). Доля наукоемкой продукции в производстве составляет около 35-365, в

экспорте - 40%, что выше, чем в других странах. США - единственный чистый

экспортер научно-технической продукции (2 место занимает Швейцария). Уровень

капиталовложений: по массе превышают все страны, однако отстают по доле.

Уровень предпринимательства: гибкость управления, стремление к нововведениям

- один из самых эффективных в мире.

Аспекты влияния США: емкость национальных внутренних рынков, экспорт

составляет 10% ВВП, импортная квота больше экспортной квоты. Страна занимает

1 место в мире по объему экспорта в мире, около 10-12% всего объема мирового

экспорта. США могут ограничить доступ товаров той или иной страны на свой

внутренний рынок или ограничить экспорт в ту или иную страну. Движение

капитала: более 50% внешнеторговых операций - в долларах, страна получает

доход от изготовления валюты. В 80-е гг. был завышен курс доллара, и США

покупали товары дешевле. Движение ссудного капитала - США - чистый импортер.

Региональные учетные ставки влияют на величину учетных ставок в мире.

67. Факторы мирового влияния США.

68. Приоритеты экономической политики и стратегии США.

Перспектива

активизации взаимодействия с основными партнерами, укрепления стихийных

механизмов и институтов интеграционных связей.

Экономический подъем

1983-90-х гг. происходит в обстановке острой конкуренции лидерству США со

стороны ЕС, Японии, НИС. Борьба сосредоточилась в области НТР, рост темпов

которой определял приоритеты. В США наблюдалось напряжение в обществе в связи с

неравномерным распределением доходов несмотря на их повышение практически по

всем слоям населения. Кризис 1991 г. имел мировой характер, что привело к новым

экономическим и политическим реалиям. Все участники научно-технической гонки

оказались перед необходимостью сделать передышку. Администрация Клинтона

произвела пересмотр приоритетов хозяйственного развития во внутриэкономическом

плане. Основная проблема - поднятие уровня доходов наименее обеспеченных слоев

населения, улучшение медицинского обслуживания и др. социальные проблемы.

Президентский план включал в себя: программу долгосрочных государственных и

частных инвестиций в ведущих отраслях экономики, + меры по сокращению

бюджетного дефицита, в первую очередь за счет расходов на оборону. Он

предложил также повысить налогообложение имущих слоев. Основной проблемой США

является сильная дифференциация доходов. Что касается внешнеэкономического

плана, то США включились в новую международную модель экономического развития,

в основе которой лежит принцип, что движущей силой всех перемен является

мировой интеграционный процесс. Новая ступень интеграции ЕС, на которую страны

Европы вышли после одобрения Маастрихтских соглашений, делает их мощными

конкурентами США, что повело к выработке в США новой стратегии взаимоотношений

с этими партнерами. В 1993 г. был подписан трехсторонний договор о свободной

торговле Североамериканского блока (НАФТА), что связано с большей ориентацией

США на американский континент: создание общего рынка приведет к активизации

американского бизнеса, увеличению рабочих мест, повышению темпов экономического

роста. Активизировался вывоз в Мексику некоторых производств, что благодаря

дешевой рабочей силе позволяет североамериканской продукции конкурировать с

товарами Японии, ЕС и стран Юго-Восточной Азии. Это может значительно изменить

потоки международной торговли, а также будет способствовать замедлению темпов

научно-технического роста в США. Свободный приток сравнительно несложных

товаров из Мексики в США затронет материало- и трудоемкие отрасли

промышленности, заставляя либо проводить их модернизацию, либо переключать

ресурсы на более сложное производство. Создание общего рынка создает новые

возможности для взаимоотношений США и Канады со странами Лат. Америки (у

Мексики существует свободный торговый режим с 5). Экономическое положение в США

в мире в следующее 10-летие будет определяться характером интеграционных

процессов, в которые кроме США вовлечены их ведущие партнеры.

69. Этапы развития японской экономики.

70. Экономическая модель Японии.

После второй мировой войны курс на реформы. В Японии установлен механизм,

который действует до последнего времени, система приоритетных производств,

необходимых для восстановления экономики (черная металлургия, ж/д и морской

транспорт, каменноугольная). Методы прямого контроля: цены устанавливаются

на заниженном уровне, компенсация цен доля производителей со стороны

государства, квотирование импорта.

Вторая половина 50-х гг. - политика рационализации, способствующая

образованию базовых отраслей. Инструменты модернизации - прямой

административный контроль, создание специальной организации для

предоставления кредитов, страхования внешнеторговых операций. Реформы:

легализация профсоюзов, ликвидация феодального землевладения,

антимонополистические мероприятия, демонополизация и деконцентрация

экономической власти, с утверждением новой конституции произошло установление

лимита на военные расходы - 1% от ВВП, что способствовало ускорению

экономического развития, накопления базировались на собственных источниках,

объем заемного капитала невелик, экономический рост обеспечивался внутренними

сбережениями. Создание механизма регулирования учетных ставок

капиталовложений, основные капиталовложения направляются в эффективные

элементы основного капитал, то есть машины и оборудование. Основные средства

направляются на создание новых производственных мощностей (норма накопления в

1,5 - 2 раза больше, чем в других промышленных странах, а средний возраст

оборудования - 5-6 лет). Организация серийного производства обеспечила

высокую эффективность капиталовложений, позволила создать энерго, ресурсо и

капиталоемкие отрасли (черная и цветная металлургия, судостроение,

нефтепереработка) - эти базовые отрасли создали основу для технических

изменений. Увеличение количества и повышение качества рабочей силы из-за

притока населения из с/х и введения всеобщего 9-летнего образования (95%

закончили среднюю школу и 30% молодежи учится в Вузах).

Научно-техническая политика направлена на заимствование научных достижений

других стран с незначительными техническими усовершенствованиями, связанных

с особенностями японского рынка. Это экономит финансовые ресурсы, приносит

выигрыш во времени.

В 70-х гг. - новый этап развития экономики, что было вызвано резким скачком

цен на нефть и сырье, повышением реальной зарплаты, понижением

конкурентоспособности японских трудоемких отраслей, переход к

энергосберегающим технологиям и росту наукоемких отраслей, рост сферы услуг,

переход от заимствования научного опыта к созданию собственной научно-

технической базы, увеличение затрат на прикладные и фундаментальные

исследования.

Корпоративная модель развития экономики. Социальная структура хозяйства

характеризуется дуализмом, основное место в занятости и современном

производстве - мелкие и средние предприятия, нет тенденции к их сокращению.

На мелких предприятиях сосредоточено около 50% рабочей силы, на крупных - 6%.

Мелкие и мельчайшие предприятия могут конкурировать так как они группируются

по вертикальной системе. 1 вид группирования: переплетение капитала и личной

унии, объединение мелких компаний с крупными и средними, где мелкие компании

являются поставщиками более крупных (60% мелких и средних предприятий

обрабатывающей промышленности охвачено субподрядными отношениями). В отличие

от Зап. Европы в японской экономике существует трехслойная система: рынок,

группа предприятий, предприятие. Происходило поглощение мелких и средних

компаний крупными. Характерно взаимное владение акциями предприятий, но сами

компании не могут владеть своими акциями, контроль за акциями осуществляют не

физические, а юридические лица. Доходы на капитал небольшие, около 10%,

поэтому некоторые исследователи называют Японию - социальной экономикой. В

таких гр уппировках существует система взаимного держания акций,

совместные расходы на содержание мелких предприятий, на выплату зарплаты,

которая ниже, чем на крупных, на устройство социального обеспечения. Система

взаимного держания акций позволяет выводить компании, входящие в эту

группировку из-под влияния колебания акций, угрозы скупки акций другими

компаниями. Банки заинтересованы не привлекать иностранных инвесторов,

поэтому они дают деньги даже под низкие проценты (предприятиям). Заработанные

средства не раздаются акционерам, а используются для развития производства.

Собрание акционеров носит формальный характер, все определяют директора

компаний, входящие в группировку. Суть корпоративного характера - все

предприятия Японии объединяются в определенные финансовые и производственные

группы и борются не за расширение прибыли, а за расширение производства. К

этому добавляются национальные традиции и особенности национальной рабочей

силы: принцип пожизненного найма, но он постепенно отмирает, пожизненные

работники в данный момент составляют 20-30% всей рабочей силы. Второй принцип

- фирма - наш общий дом: характерная черта длительный рабочий день, труд с

большой отдачей. Профсоюзы - часть структуры компании, то есть трудовые

соглашения заключаются на уровне компаний. Нет значительной разницы между

зарплатой директора и работника (10кратная, в США - 100кратная). Гармоничные

отношения между предпринимателями и рабочими.

С 70-го г. концепция того что у служащих больше удовлетворения, если их

работа носит целостный характер. Япония отошла от конвейерных линий,

создаются малые группы, ответственные за весь производственный процесс. В

результате брак снизился с 6 до 0,3%, производительность труда увеличилась на

20%, себестоимость - на 30%.

В Японии существует планирование хозяйства: национальное, отраслевое,

региональное и внутри предприятий. В планировании участвуют союзы

предпринимателей, при перестройках компаний им дается дотация. Стабильные

цены, нет инфляции. Свободного рынка не существует, до 40% всех товаров и

услуг при их реализации регулируются.

71. Япония в международных экономических отношениях.

72. Особенности экономического развития ЕС.

73. Формирование хозяйственного механизма ЕС.

74. Европейский Союз в системе мирохозяйственных связей.

75. Экономическое развитие Германии.

76. Основные черты хозяйственного механизма Германии.

77. Германская экономика в мирохозяйственных связях.

78. Основные признаки развивающихся стран.

Большинство государств образовались в результате национально-освободительной

войны, распада колониальной системы в 50-60-е гг. 20 в. В Лат. Америке

государства обрели независимость в 19 в. Особенность состоит в том, что

наряду с индустриальными существуют доиндустриальные типы производственных

сил - многоукладность социально-экономической структуры. Существует 2

основные формы распределения продукта: безвозмездная и возмездная. В с/х

высокий процент продукции измается докапиталистическими методами.

Слаборазвитость и отсталость стран обуславливает низкий уровень развития

производительных сил. Существует внешнеэкономическая ориентация на

промышленно развитые страны - аграрно-сырьевая специализация производительных

сил. ТНК глубоко проникли в экономику развивающихся стран, что создает

неблагоприятные условия для конкуренции. ТНК навязывают монопольные цены,

занижая их при закупке. Между ТНК и национальной экономикой сложились

устойчивые отношения доминирования и экономического подчинения. Структура

общества значительно отличается от промышленно развитых стран. Страны

переживают частое обострение социальной обстановки.

Общая характеристика экономического положения.

В 1992 г. на дол. развивающихся стран приходилось 18% ВВП мира, 13,6%

мирового промышленного производства. Страны обладают богатейшими природными и

людскими ресурсами, однако ресурсы распределены неравномерно: 45 стран

обладают преобладающей часть. ресурсов всех развивающихся стран. В 2/3

развивающихся стран вообще нет значительных запасов минерального и

энергетического сырья. Доля сырья в импорте: Вьетнам - 25%. Марокко - 26%,

Пакистан - 22%, Парагвай - 25%, Ю. Корея - 30%. В наибольшей зависимости от

импорта минерального и энергетического сырья находится Южная Азия. На

развивающиеся страны приходится 80% прироста населения. Высокий уровень

демографической нагрузки: в Тропической Африке - 49,4%, в Восточной Азии -

35,4%, В Ю. Азии - 42,6%. В первые годы после обретения независимости

наблюдались высокие темпы роста ВВП: 1965 - 80-е гг. - 5%, но в 1982-92 гг.

темпы упали до 2,7%. Стабильно высокие темпы увеличения производства в

Восточной Азии, в Лат. Америке и Тропической Африке произошло сокращение

темпов экономического роста. За 1950-86 гг. произошло снижение доли наименее

развитых стран в общем ВВП развивающихся стран с 32% до 16%. За 80-е гг.

произошло снижение темпов роста промышленного производства во всех регионах

развивающегося мира, за исключением Ю. Азии. Среднегодовые темпы роста с/х

производства в целом по развивающемся странам возросли с 3 до 3,3%. Произошло

изменение структуры ВВП. Значительно повысилась доля промышленности в

наиболее отсталых странах с 20% до 27% в странах Тропической Африки, с 6% до

21% в Ю. Азии. Доля обрабатывающей промышленности превышает 20% только в

странах Восточной Азии, Лат. Америки и странах Карибского бассейна.

79. Движущие силы социально-экономических преобразований в развивающихся

странах.

80. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран.

Характерной

чертой развивающегося мира выступает нарастающая неравномерность социально

экономического развития. Пр

оцесс

дифференциации усилился в 80-90-е годы

.

Подсистемы развивающихся стран разделяются по уровню экономического развития

(новые индустриальные, средние и слабо развитые), по показателю подушевого

ВВП. 1 группа с низким доходом - государства, в которых ВВП на душу составляет

не больше 610 долларов (большинство стран Тропической Африки, Гаити и главным

образом государства Южной Азии). В эту группу входят наименее развитые страны,

где ВВП меньше 100 долларов по курсу 1968 г., низкий удельный вес среднедушевой

добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности (не более 10%), уровень

грамотности. Относится 46 стран, из которых 32 в Тропической Африке, 11 в Азии,

Гаити и Зап. Самоа.

(т.к. зависят от экспорта сырьевых товаров).

Группа со средним доходом: подушевой ВВП 611-7620 долларов (расчеты по 90-му

г.). 20 африканских стран (Конго, Намибия, Ботсвана, Сев. Африка), 10

азиатских стран (Иордания, Йемен, Ливан), страны Лат. Америки и Карибского

бассейна + Папуа Новая Гвинея, несколько стран-НИС (Аргентина, Бразилия,

Мексика, Южная Корея). НИС - это страны с подушевым ВВП (78 г. - больше 1000

долларов + доля обрабатывающей промышленности в ВВП не менее 20%).

3 группа: государства с ВВП больше 7620 долларов (1990 г.). 2 категории

стран: нефтеэкспортеры (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия) и НИС (Гонконг,

Сингапур). Самый высокий подушевой ВВП в развивающихся странах в Саудовской

Аравии - 18 тыс. долларов по данным на 90-й г.

На развивающиеся страны приходится 80% прироста населения мира. Высокий

уровень демографической нагрузки: Тропическая Африка - 49,4%, Восточная Азия

- 35,4%, Южная Азия - 42,6%, Латинская Америка - 42,1%.

81. Объем и уровень развития рынков развивающихся стран.

Объем и уровень развития рынков.

Исходя из величины ВВП можно прийти к выводу, что внутренние рынки

большинства развивающихся стран невелики. ВВП всех развивающихся стран чуть

больше ВВП Японии (19 и 16% соответственно в 1994 г.). ВВП США в 1,4 раза

больше. Если брать ВВП по покупательной способности валют, то здесь ситуация

более благоприятная - 40%. Среди 50 крупных стран мира по объему ВВП

выделяются 16 развивающихся стран: Китай, Индия, Ю. Корея, Мексика,

Индонезия, Иран. Показатель дохода на душу населения подсчитывается в

основном в текущих валютных курсах, уступает промышленно развитым странам в

12,4 раз. Покупательная способность рынка связана не только с уровнем

экономического развития, но и с количеством населения. Особенностью рынков

развивающихся стран является то, что значительная часть их населения получает

большую часть средств к проживанию от натурального и нетоварного производства

(в Африке - 25%). Уровень развития внутренних рынков во многом определяется

распределением наемного труда. В середине 80-х гг. доля лиц наемного труда

составила 40% самодеятельного населения. В ряде стран зачастую преобладающую

роль играет незарегистрированная, нелицензированная деятельность.

Неформальная деятельность в аграрном секторе Африки обеспечивает 75%

занятости, составляя 40% ВВП. Важной особенностью внутренних рынков является

тот факт, что сфера потребления обладает определенной автономностью к

производству. Причины: состав наемной рабочей силы, разработка природных

ресурсов на раннем этапе шла вне связи с развитием внутренних потребностей

развивающихся стран, экспортно-ориентированное производство часто имеет

ограниченные связи с местной экономикой. Важным показателем развития

хозяйственного механизма является развитие денежного рынка, отношение суммы

кредитных обязательств внутри страны к величине ВВП (показатель роста ).

82. Потребительский спрос развивающихся стран.

Р

азвитие экономики

во многом определяется состоянием и развитием потребительского и

производственного спроса.

Потребительский спрос является ведущим фактором экономического роста

развивающихся стран, в разных странах его роль неодинакова. Более значительна

в небольших по населению и менее всего развитых странах. Рынок товаров и

услуг потребительского назначения определяется частными расходами. Основная

масса рабочей силы обладает низкой квалификацией. В связи с резкой

диспропорцией в индивидуальных расходах происходит процесс концентрации

покупательной способности и совокупного потребительского спроса в руках

узкого круга людей. Наименьшие разрывы в уровнях доходов наблюдаются в Ю. и

В. Азии. В Малайзии, Таиланде и на Филиппинах 60% низов получают доходов

меньше, чем 10% верхов. Это определяет ориентацию производства на эти 5-20%

населения, которые концентрируют у себя покупательную способность. Однако

доходы богатых людей в развивающихся странах значительно ниже доходов богатых

в промышленно развитых странах. По мере роста дохода, все меньшая его часть

приходится на удовлетворение первичных потребностей, растет потребление

товаров длительного пользования.

83. Производственный спрос развивающихся стран.

Производственный спрос предъявляется на орудия и предметы труда. Его масштабы

определяются величиной накопления. Огромное влияние межотраслевой и

внутриотраслевой диверсификации национальных экономик. Для развивающихся

стран характерна довольно высокая норма накоплений, которая во второй

половине 80-х гг. составила 24,9% ВВП. Однако в наименее развитых странах она

не превышает 18% ВВП. Особенность рынков производственных товаров состоит в

том, что он отстает в своем развитии от увеличения фондов основных и

оборотных средств. По использованию современных механизированных средств

отстают страны Африки. Особенностью спроса на предметы труда является его

меньшая распыленность. Для снижения издержек производства и повышения

качества выпускаемой продукции мелкие предприниматели перешли на

полуфабрикаты заводского изготовления. Это привело к тому, что спрос на

промежуточную продукцию значительно превосходит соответствующие показатели

для промышленно развитых стран. Главными потребителями промышленной продукции

являются обрабатывающая промышленность и строительство. В н. 90-х гг. во

многих развивающихся странах доля промежуточной промышленности составила 60-

70% продукции обрабатывающей промышленности. Важную роль в поддержании и

развитии спроса играет общественный сектор. Наблюдалась тенденция к

неуклонному повышению удельного веса государственного потребления в ВВП -

24,2%. Основное место в правительственных расходах занимают текущие расходы

(18% ВВП), капитальные расходы составляют всего 6,1% ВВП по данным на 1984-93

гг.

84. Изменения в структуре предложения развивающихся стран.

Изменения в структуре предложения.

В структуре производства повысилась роль промышленности (в 1,3 раза за 1960-

88 гг.) и сферы услуг. Большинство программ развития с/х опиралось на

современную западную технологию, которая однако на фоне общей отсталости и

неразвитости инфраструктуры привела с/х в зависимое положение от внешних

источников роста, от импортных средств производства. Расширение сферы услуг

выступает условием человеческого развития. Ускоренный рост сферы услуг был

вызван тем, что исторически большая часть потребностей в промышленных

изделиях удовлетворялась за счет импорта. Национальные предприятия

существовали преимущественно в сфере обращения и услуг, подавляющую часть

которых невозможно импортировать. Произошел также существенный сдвиг в пользу

обрабатывающих отраслей, что позволило развивающимся странам укрепить

собственную индустриальную базу и увеличить темпы производства ВВП.

Отличительной чертой развития отраслей обрабатывающей промышленности является

быстрый рост производства и снижение доли потребительских товаров,

наблюдается все большая переориентрированность на поддержание

воспроизводственного процесса. Значительное место в обрабатывающей

промышленности занимают довольно простые по современным стандартам виды

продукции. Отрасли легкой промышленности занимают гораздо более важное место,

чем в развитых странах. Большая доля продукции приходится на пищевую

промышленность. Отрасли тяжелой промышленности удовлетворяют свои потребности

в основном за счет импорта.

85. Институциональная структура внутренних рынков развивающихся стран.

В период независимости произошел общий рост мелкого предпринимательства. В

Индии мелкие предприятия составляют 90% промышленного производства, производя

22% продукции. По мере экономического развития доля мелких предприятий

падает, уступая место средним. В Лат. Америке предприятия с 200-499 человек

обеспечивают 17% предложения промышленной продукции, В Индии - 14%. Важная

особенность институциональной структуры внутренних рынков состоит в

образовании торгово-промышленных групп, в которых происходит концентрация и

централизация низших форм капитала: ростовщического, торгового. Им

подчинены многие мелкие производства, что ограничивает конкуренцию. В Индии

на долю таких групп приходится 70% всех общих активов частных компаний. В

Пакистане 22 подобные компании контролируют 1/3 промышленных активов. В

продвинувшихся в экономическом плане странах происходит отток капитала из

отраслей легкой промышленности в тяжелую. В середине 70-х гг. произошел

процесс национализации имущества иностранных ТНК, был создан крупный

национальный капитал в нефтедобывающей промышленности (лидер

предпринимательского сектора). 20-35% ВВП приходится на долю 20 крупнейших

объединений. Важное место в институциональной структуре занимают также

филиалы ТНК промышленно развитых стран. В слаборазвитых странах западные

фирмы сильно монополизировали местные рынки.

По текущим валютным курсам доля внутренних рынков развивающихся стран

составляет 20% мирового ВВП (промышленно развитые страны - 70%). Все

развивающиеся страны в целом производят столько, сколько Япония. По

покупательной способности валют развивающихся стран: на развивающиеся страны

приходится 41% мирового ВВП. Если сравнивать по странам, то в число ведущих

по производству и по величине рынков войдут Китай, Мексика, Индия, Бразилия,

Индонезия, Пакистан. Самые населенные страны: Китай, Пакистан, Индонезия,

Филиппины, Индия, Бразилия, Кения, Нигерия (свыше 100 млн. жителей). В

большинстве развивающихся стран население составляет около 10-20 млн. Доля

наемной рабочей силы равняется около 40% трудоспособного населения (для

сравнения в промышленно развитых странах - 70%). Существование крупного

неформального сектора, работа за содержание, сезонный характер работ, большая

доля натуральных хозяйств - тому причина. Наиболее развита в

капиталистическом плане Латинская Америка. Спрос может быть потребительским и

производственным, по социальной структуре: домашних хозяйств, частных

компаний, государственный. Что касается потребительского спроса, то в

развивающихся странах он высок на товары первой необходимости, общий уровень

доходов ниже, чем в промышленно развитых странах в 12-13 раз. По

обрабатывающей промышленности уровень занятости ниже в 3-4 раза. 1/3

населения не удовлетворяет своих потребностей. 20 млн. человек ежегодно

умирает от голода. Основная часть населения не располагает промышленными

товарами длительного пользования. В основном приобретаются товары, не

подвергавшиеся обработке. В Латинской Америке только 9% населения приобретают

промышленные изделия. За счет необработанной продукции обеспечивается около

70% всего продовольствия. Спрос на современные изделия сосредоточен только у

5-10% населения. Диверсификация спроса приводит к увеличению капиталоемкости

предприятий, затрудняет ведение НТР. Доля накоплений значительна - около 25%

ВВП развивающихся стран. В 90-е гг. произошло ее повышение, самый высокий

уровень наблюдался в 70-е гг. - 25-27%. В промышленно развитых странах эта

доля составляет 21%. Однако по абсолютным размерам капиталовложения не

велики. Рынок товаров производственного назначения отстает от фонда основных

и оборотных средств. Уровень средств производства не высок. Характерная

черта = промежуточная стадия товаров (полуфабрикаты, вспомогательные товары).

В с/х занято до 50% населения развивающихся стран. Предложение с/х внутренний

спрос не обеспечивает. Характерная черта рынка услуг - создается 52% ВВП,

развит гипертрофированно, что связано с концентрацией капитала в

традиционной отрасли - торговле. Это влечет к перенакоплению капитала,

который не доходит до производственного использования. Характерная черта

институциональных рынков - преобладание мельчайших и мелких хозяйств,

компаний. В развивающихся странах мелкие и средние компании занимают

лидирующее положение. Имеет место существование восточной монополии (торгово-

промышленные группы). Отличаются от западных тем, что внутри них сохраняются

докапиталистичекие отношения. Капитал мобилизуется в основном за счет

ростовщических операций. В рамках группы отсутствует конкуренция, продукция у

мелких производителей может отбираться не рыночными способами. Характерная

черта в крупных компаниях - значительная роль государства. Крупнейшие

компании существуют в горнодобывающей промышленности. Доля промежуточной

продукции в развивающихся странах составляет 60-70% всей произведенной

продукции. Государственное потребление - 24% ВВП: текущие расходы

правительства (18% ВВП), капитальные - 6% ВВП.

86. Развивающиеся страны в мировом производстве.

За 1960-95 гг. объем производства развивающихся стран увеличился в 4 раза. В

динамике экономического роста наблюдалось 2 периода: для 60-70-х гг. были

характерны высокие темпы прироста ВВП, в 80-х гг. произошло снижение

среднегодовых темпов прироста во все регионах, кроме Восточной Азии. Общие

темпы роста ВВП в развивающихся странах сократились с 5,8% в 1960-70-х гг. до

4,7% в 1991-95 гг. Почти во всех регионах рост производства происходит на

экстенсивной основе. В 90-х гг. развивающиеся страны уступали промышленно

развитым по производительности труда в 9,1 раз. Тяжелое бремя на экономику

оказывают военные расходы, которые в 90-х гг. составили около 3,5%

совокупного ВВП развивающихся стран. Оказывается влияние на экономический

рост и внешними факторами: повышение, а затем понижение цен на сырье (1973-85

гг.). Обострение долговой проблемы. Для большинства стран в 70-80-е гг. было

характерно дефицитное финансирование. В странах с низкими темпами роста

наблюдается высокая инфляция, что привело к падению конкурентности на внешних

рынках. Существует также проблема неравномерности экономического развития,

огромный разрыв в темпах роста стран с высокой и низкой экономической

динамикой. В ряде стран процесс увеличения населения опережает рост

производства. Произошло снижение доли ВВП на душу населения в Африке, Лат.

Америке, Западной Азии в период 1981-90-х гг. ВВП в текущих ценах в 80-е гг.

понизился, в 94-м г. он составил 19% мирового ВВП. Происходит быстрое

развитие промышленности, за 60-90-е гг. объем промышленного роста - в 4

раза, а доля развивающихся стран в мировом промышленном производстве

составила 20%. Объем производства обрабатывающей промышленности увеличился в

6 раз. Доля развивающихся стран в мировом производстве потребительских

товаров возросла с 13% в 65 г. до 18% в 90 г. На развивающиеся страны

приходится 16% мирового производства полупроводников, 33% табачной

промышленности, 18% текстильной промышленности. Процесс индустриализации

вызвал спрос на продукцию производственного назначения, что сопровождалось

переливом капитала в соответствующие отрасли. Возросла доля средств

производства в объеме обрабатывающей промышленности. Доля развивающихся стран

в мировом производстве средств производства составила в 90-м г. - 9% (для

сравнения в 65 г. - 5%). Возросла доля средств производства в НИС, которые

производят 5,5% мирового производства микросхем. Наблюдается тенденция к

росту доли производства развивающихся стран во всех основных отраслях.

Позиции промышленно

развитых стран в последние годы укрепились за счет бывших соц. стран.

Экономический рост промышленно развитых стран в период с 70 по 95 гг.

характеризовался умеренными темпами. Объем производства увеличился более, чем в

2 раза. Особенно высокими темпами развивались малые промышленно развитые

страны. 50-60-е гг. процесс обновления основного капитала. Резко сократилась

занятость в с/х. Промышленность обеспечивала более высокую затрат капитальных и

трудовых ресурсов. Причины снижения темпов роста: влияние внешнеэкономических

связей, влияние экономии на масштабах производства, потребительский спрос стал

фрагментарным. Изменились условия воспроизводства, произошел рост военных

расходов - 5,5% ВВП. В 90-е гг. наблюдалась тенденция к снижению расходов на

военные нужды - 3-4% ВВП. В 70-80-е гг. а экономическую политику промышленно

развитых стран оказали влияние внешние факторы: изменение цен на сырьевые

товары, что привело к увеличению дефицита бюджета (0,2% ВВП для всех стран). В

80-х гг. дефицит был 4,1%, в 92 и 93 - 3%. Изменение доходов и расходов

промышленно развитых стран. На изменение доходов повлиял рост налогов, причиной

увеличения расходов с 28% ВВП в 60-е гг. до 60% в 90-е гг. стало проведение

социальных программ. Тенденция к росту государственного долга во многих странах

- достигает 70% ВВП во многих странах, гос. долг Германии превышает ВВП Италии.

В 50-х гг. по уровню доходов на душу населения последние места занимали

Япония, Португалия и Греция, а в 60-е гг. место Японии заняла ЮАР. Сейчас США,

Япония и ФРГ занимают лидирующие места. Создание нового технологического

базиса производства: автоматизированные системы производства и управления

производственным процессом. Упор делается на науку и повышение квалификации

рабочей силы, на ресурсосбережение и рециклирование. Изменился подход к

экономическому росту как к таковому. В 50-70-е гг. - установка на

экономический рост любой ценой. Сейчас - установка на качественный рост.

Стабилизация роли промышленно развитых стран в мире. В 70-80-е гг. - 68%

мирового производства, в 90-е гг. процент возрос. В ВВП увеличилась доля

сферы услуг (68%). В промышленном производстве мира сократилась роль

промышленно развитых стран. В 65-м г. промышленно развитые страны давали 77%

продукции обрабатывающей промышленности, в 90-м - 63% промышленное производство

восточноевропейских стран при этом сократилось вдвое, что повлекло к

установлению доминирования западных стран в производстве средств производства.

Текстильные изделия и обувь доля сократилась до 60%, также сокращение

произошло в черной металлургии. В обрабатывающей промышленности развитые страны

удерживают преобладающее положение по высокотехнологичным производствам. Менее

технологичные отрасли переводятся на рубеж. Концентрация усилий в области

научно-технических исследований. В с/х - доля существенна. 60% доля

животноводства и 40% - растениеводство, доля технических культур растет, доля

зерновых - сокращается. В 67-м - 39%, в 94-м - 51% мяса и 40% зерна. Полностью

закончена индустриализация с/х производства. В ВВП развитых стран доля с/х

составляет 2,5%, занято около 2,5% населения в с/х, что свидетельствует о

высоком уровне интенсификации с/х. В мире всего 31 ведущих финансовых центра,

2/3 из них - в промышленно развитых странах. По конкурентноспособности

произведенных товаров, по уровню технологий, квалификации кадров, по обладанию

капиталом - лидирующие позиции принадлежат развитым странам.

87. Место развивающихся стран в международном разделении труда.

Позиции промышленно

развитых стран в последние годы укрепились за счет бывших соц. стран.

Экономический рост промышленно развитых стран в период с 70 по 95 гг.

характеризовался умеренными темпами. Объем производства увеличился более, чем в

2 раза. Особенно высокими темпами развивались малые промышленно развитые

страны. 50-60-е гг. процесс обновления основного капитала. Резко сократилась

занятость в с/х. Промышленность обеспечивала более высокую затрат капитальных и

трудовых ресурсов. Причины снижения темпов роста: влияние внешнеэкономических

связей, влияние экономии на масштабах производства, потребительский спрос стал

фрагментарным. Изменились условия воспроизводства, произошел рост военных

расходов - 5,5% ВВП. В 90-е гг. наблюдалась тенденция к снижению расходов на

военные нужды - 3-4% ВВП. В 70-80-е гг. а экономическую политику промышленно

развитых стран оказали влияние внешние факторы: изменение цен на сырьевые

товары, что привело к увеличению дефицита бюджета (0,2% ВВП для всех стран). В

80-х гг. дефицит был 4,1%, в 92 и 93 - 3%. Изменение доходов и расходов

промышленно развитых стран. На изменение доходов повлиял рост налогов, причиной

увеличения расходов с 28% ВВП в 60-е гг. до 60% в 90-е гг. стало проведение

социальных программ. Тенденция к росту государственного долга во многих странах

- достигает 70% ВВП во многих странах, гос. долг Германии превышает ВВП Италии.

В 50-х гг. по уровню доходов на душу населения последние места занимали

Япония, Португалия и Греция, а в 60-е гг. место Японии заняла ЮАР. Сейчас США,

Япония и ФРГ занимают лидирующие места. Создание нового технологического

базиса производства: автоматизированные системы производства и управления

производственным процессом. Упор делается на науку и повышение квалификации

рабочей силы, на ресурсосбережение и рециклирование. Изменился подход к

экономическому росту как к таковому. В 50-70-е гг. - установка на

экономический рост любой ценой. Сейчас - установка на качественный рост.

Стабилизация роли промышленно развитых стран в мире. В 70-80-е гг. - 68%

мирового производства, в 90-е гг. процент возрос. В ВВП увеличилась доля

сферы услуг (68%). В промышленном производстве мира сократилась роль

промышленно развитых стран. В 65-м г. промышленно развитые страны давали 77%

продукции обрабатывающей промышленности, в 90-м - 63% промышленное производство

восточноевропейских стран при этом сократилось вдвое, что повлекло к

установлению доминирования западных стран в производстве средств производства.

Текстильные изделия и обувь доля сократилась до 60%, также сокращение

произошло в черной металлургии. В обрабатывающей промышленности развитые страны

удерживают преобладающее положение по высокотехнологичным производствам. Менее

технологичные отрасли переводятся на рубеж. Концентрация усилий в области

научно-технических исследований. В с/х - доля существенна. 60% доля

животноводства и 40% - растениеводство, доля технических культур растет, доля

зерновых - сокращается. В 67-м - 39%, в 94-м - 51% мяса и 40% зерна. Полностью

закончена индустриализация с/х производства. В ВВП развитых стран доля с/х

составляет 2,5%, занято около 2,5% населения в с/х, что свидетельствует о

высоком уровне интенсификации с/х. В мире всего 31 ведущих финансовых центра,

2/3 из них - в промышленно развитых странах. По конкурентноспособности

произведенных товаров, по уровню технологий, квалификации кадров, по обладанию

капиталом - лидирующие позиции принадлежат развитым странам.

88. Развивающиеся страны в международном движении капитала.

89. Экономическая стратегия развивающихся стран.

После получения политической независимости в развивающихся странах был

проведен ряд социально-экономических реформ в целях устранения препятствий в

развитии производительных сил, усиления использования природных ресурсов в

интересах национального развития, вырабатывалось законодательство,

регламентирующее деятельность иностранного капитала, подчиняющее его

интересам национального развития, предпринимались меры для равномерного

распределения доходов, предотвращения концентрации экономической власти в

руках узкого слоя людей.

Проведена индустриализация - средство ликвидации экономической отсталости.

Проведено развитие обрабатывающей промышленности, отраслей группы А.

Индустриализация способствует разделению труда, создает материальные

предпосылки для специализации и кооперирования различных видов производства,

обеспечивает складывание общего цикла производства и формирование единого

внутреннего рынка, ведет к повышению уровня экономического развития,

способствует расширению потребительского и производственного спроса. В начале

50-х гг. произошло повышение цен на мировом рынке на готовые изделия, что

привело к необходимости больше экспортировать сырья, чтобы приобретать тот же

объем промышленной продукции. Однако дефицита на внутреннем рынке избежать не

удалось и встала задача строительства предприятий по выпуску готовых изделий.

Особенности индустриализации второй половины 20 в.: она проходила в

развивающихся странах в условиях развития НТР в мировом хозяйстве, что

осложнило положение развивающихся стран. В н. 60-х гг. получили развитие

концепции эндогенного развития - “нового внутреннего порядка”. Характерной

чертой являлось сосредоточение внимания на максимальном использовании

внутренних ресурсов для удовлетворения основных потребностей в связи с

нищетой и голодом. В развивающихся странах существует 2 типа развития:

1) создание самодостаточной экономики, опираясь на потребности внутренних

рынков, с развитием отраслей тяжелой промышленности, что предполагало

существенное вытеснение иностранного капитала. Отмечалась необходимость

усиленного государственного вмешательства в целях ограничения стихийности

рынков, развития государственного предпринимательства, государственного

капитала. Эта стратегия выразилась в политике импортозамещения. Поскольку

создание отраслей тяжелой промышленности требовало импорта оборудования и

машин, необходимо было сократить импорт товаров потребительского назначения.

Становление обрабатывающей промышленности происходило на основе переработки

сырья, что делало развитие малоперспективным, а создание экспортных отраслей

высоких технологий было не по силам большинству развивающихся государств.

Импортозамещение содействовало строительству независимой самостоятельной

экономики, однако создало и значительны е проблемы для экономики

(необходимость огромных финансовых средств). Произошел процесс образования

внутренних рынков, однако они обладали низкой покупательной способность., что

ограничивало возможности современного производства и тормозило дальнейший

прогресс производительных сил. Энергосырьевые проблемы в мировом хозяйстве в

70-е г. способствовали увеличению в развивающихся странах материало и

энергоемких отраслей, однако их создание требовало расширения ввоза машин и

оборудования. В конце 60-х гг. произошел переход к наращиванию. экспортного

производства.

2) стратегия возрастающего участия в международном разделении труда и

политика экспортной ориентации, что позволило осуществить производство

некоторых вид ов продукции в расчете на внешние рынки и увеличить объем

внешних поступлений. Базируется на активном взаимодействии с иностранным

капиталом, способствует формированию экономики открытого типа, требует

создания инфраструктуры, привлечения иностранных технологий. Однако в ряде

случаев экспорт был менее выгоден, чем поставки на внутренний рынок.

Некоторые страны проводили смешанную политику, опираясь исключительно на

экспорт с/х продукции и ископаемых, они проводили в остальном политику

импортозамещения (Индия, Бразилия). Те страны, которые не располагали

крупными запасами сырья, с помощью иностранного капитала смогли вписаться в

систему международного разделения труда, что способствовало становлению

современного хозяйственного механизма, более полному использованию их

экономических ресурсов (Ю. Корея, Тайвань). Изменилась роль государства , на

передний план вышли косвенные меры регулирования, что повысило роль стихийно-

рыночных импульсов в развитии национальных хозяйств. Дальнейшее расширение

активности государства натолкнулось на проблему государственного дефицита и

роста инфляции. Кроме того из-за наличия внешнего долга государству пришлось

сократить свои социальные и экономические функции. Произошло сокращение

предпринимательской активности государства, некоторые государственные

предприятия были приватиированы. Выплата государственного долга пала на

государственные предприятия. В 86 г . на государственных предприятиях

создавалось 12% ВВП развивающихся стран (медленный, но постоянный рост).

90. Основные направления экономической политики развивающихся стран.

После получения политической независимости в экономической политике

развивающихся стран доминировали усилия на ускорение экономического роста.

Хозяйственный механизм был ориентирован на потребности быстрого промышленного

развития. Государственное воздействие оказывалось путем ограничительных и

поощрительных (преобладали ) мер. Внешнеэкономическая политика государств

была направлена на стимулирование национального производства и ограничение

конкуренции на внутренних рынках. Существовала необходимость в проведении

гибкой протекционистской политики для ускорения модернизации отсталых

хозяйственных структур: на ввозимые иностранные товары установились высокие

пошлины. Валютный курс нередко поддерживался на завышенном уровне, что

позволяло приобретать оборудование за рубежом по пониженным ценам, однако

подобная практика сдерживала развитие экспорта. Существовал ряд особенностей

политического процесса: преобладание различных форм коллективных действий при

выработке экономической политики. Одним из ключевых вопросов программы было

переустройство мирохозяйственных связей: восстановление равновесия цен на

сырьевые и промышленные товары с целью стабилизации доходов от экспорта

развивающихся стран. Наблюдались тенденции к интеграции национальных хозяйств

на региональном уровне. Цели создания торговых и экономических региональных

объединений: увеличение экономического роста, политическое сближение и

содействие региональной безопасности. В Африке главной целью было стремление

преодолеть узкие рамки внутренних рынков, стимулировать экономический рост. В

н. 80-х гг. произошел сдвиг политики развивающихся стран с доминирования

экономического роста на структурную политику, ликвидацию макроэкономических

дисбалансов. Кризисы 70-80-х гг. привели к серьезным нарушениям

воспроизводственного процесса и усилению воздействия внешних факторов на их

развитие. Международные организации настаивали на принятии развивающимися

странами открытой стратегии развития, уменьшению импортных барьеров,

изменению валютных курсов. 2 основных типа регулирования: меры стабилизации и

меры структурной перестройки. Политика стабилизации исходит из того, что

главной причиной инфляции является изменение спроса. А основным методом

борьбы рассматривается ограничительная денежно-кредитная политика. Политика

структурной перестройки включает следующие меры: либерализация торгового

режима, повышение эффективности государственных расходов, перестройка

налогообложения в целях содействия эффективности производства, увеличение

сбережений, либерализация ценообразования, улучшение управления, отказ от

протекционизма отечественных предприятий. Эти меры отвечают интересам ТНК.

Стабилизирующие мероприятия в рамках программ по перестройке экономики

привели к сокращению совокупного спроса, снижению инвестиций и стагнации

производства, уменьшился общий объем потребления. Положительные результаты

были более, чем скромными: из 55 стран в 27 произошло повышение роста ВВП, 13

- неудача в структурной перестройке, в 7 произошло снижение социальных

показателей. Причиной послужили рост дефицитности платежных балансов, сильное

ограничение импортных потребностей оказало отрицательное влияние на

экономический рост. Политика структурной перестройки уменьшила доходы, что

повлекло к уменьшению покупательной способности внутренних рынков. Политика

открытой экономики способствовала сокращению внимания к индустриализации и

промышленности. На данном этапе приоритетной цель. экономической политики

становится увеличение капиталовложений: привлечение иностранных инвесторов,

стимулирование частных вложений рыночными методами. Приоритетное направление

приобретают программы по стимулированию с/х производства, что проводится

посредством увеличения закупочных цен на экспортные товары. Существует

необходимость в увеличении производства в связи с голодом и низким уровнем

жизни во многих с/х развивающихся странах.

91. Характерные черты социально-экономической структуры Китая.

С конца 70-х гг.

проведение широкомасштабной экономической реформы и открытой

внешнеэкономической политики (переход к рыночной экономике): реформа цен,

приватизация, привлечение иностранного капитала, децентрализация управления,

акционироание предприятий. Цель: решение хозяйственных задач, расширение

участия страны в международном разделении труда. В 93 г. новая модель реформы,

ее цель - социалистическая рыночная экономика, так как социалистическая система

в Китае не исчерпала себя. Причины высоких темпов экономического развития -

изменения в инвестиционной политике: диверсифицирование источников

финансирования (увеличение удельного веса индивидуальных, коллективных, частных

средств, накопления населения), децентрализация государственных

капиталовложений: увеличение роли источников финансирования в руках местных

властей и государственных предприятий., замена бюджетного финансирования

кредитованием банками: развитие коммерческих банков, финансовых

трестовоинвестиционных компаний, создание с/х кредитных кооперативов,

активизация выпуска облигаций, государственных займов, акций предприятий,

облигаций банков, увеличение объема неправительственных финансовых институтов

(облигаций банков, предприятии, акций предприятий, депозитные сертификаты).

Восстановление многоукладной экономики - курс на развитие многообразных форм

собственности для повышения рентабельности, экономической эффективности с/х. В

результате появление разных форм доходов: трудовые, проценты, дивиденды,

арендная плата. Доля государственного сектора в 94 г. - 18% (79 г. - 24%),

коллективный сектор - 54% занятых, 39% ВВП (35% и 19% соответственно), частный

сектор находится на начальной стадии развития - 1% стоимости промышленной

продукции. Гос. сектор - 50% капиталовложений, 40% - коллективный, частный -

3%, иностранный и смешанный - 7%.

Основное направление

реформы предприятий - преобразование предприятий, компаний на основе

акционирования. К акционированию дифференцированный подход, не допускаются к

акционированию стратегические, оборонные и новейшие технологические отрасли,

транспортная энергетика при условии контрольного пакета акций у государства. К

началу 95 г. - 60 тыс. акционерных предприятий.

Важный фактор развития -

повышение производительности труда. С 87 по 91 гг. - физический объем

национального дохода на одного занятого увеличился на 53%.

Уменьшение роли

традиционных факторов (объем инвестиций, рабочая сила), возрастание роли новых

факторов (наука, образование, организация производства). Развитие науки и

техники - один из основных моментов экономической стратегии КНР. Затраты на

НИОКР 2,2% ВВП (= ЕС, меньше США).

Проблемы: низкий уровень

развития производительных сил, неразвитые бедные районы, замкнутость отдельных

регионов, преобладание сельского населения, высокий удельный вес мелкого

производства, низкий жизненный уровень населения.

Достижение

сбалансированности народного хозяйства - одно из важнейших направлений

экономической политики. До начала 70-х гг. 33% ВВП - с/х, 46% - промышленность,

20% - транспорт, связь и услуги. Задачи структурной экономической политики в

начале 80-х гг.: обеспечение сбалансированного развития промышленности и с/х

(рост с/х отставал от роста промышленного производства), ускоренное развитие

легкой промышленности, привлечение тяжелой промышленности к снабжению

потребительскими товарами, ликвидация диспропорций внутри тяжелой

промышленности, решение энергетической проблемы, интенсификация экономики,

повышение технического уровня. В результате в 890-х гг. - увеличение инвестиций

в с/х, увеличение доли легкой промышленности в приросте промышленной продукции

(39%), переориентация оборонной промышленности на выпуск продукции гражданского

назначения, 43% всех государственных капиталовложений в 90-е гг. - в

топливно-энергетический комплекс. Программа развития энергетической базы к 2000

г.: атомная энергетика, разработка нефтяных месторождений, в промышленности

приоритетное направление - обрабатывающая промышленность, в обрабатывающей

промышленности приоритеты -радиоэлектроника, автомобилестроение. В результате

машиностроение дает 25% валовой промышленной продукции и доходов

промышленности, но только 10% продукции машиностроения достигло мировых

стандартов. самые динамичные отрасли: электронная промышленность (93 г. -

увеличение в 8 раз), среднегодовой темп прироста химической промышленности -

11% ( доля в промышленном производстве 12%). С/х - интенсификация, но все еще

отсталое: растениеводство - 47%, животноводство - 17%, подсобные промыслы -

29%, рыбное хозяйство - 3%, мясное - 2%. Цель: увеличение доли животноводства и

технических культур.

Либерализация

внешнеэкономической политики. В результате увеличения внешнеторгового оборота,

экспорта и импорта главная задача внешней торговли - приобретение техники и

технологии. В результате за счет импорта техники и технологического обеспечения

- 60% прироста промышленного производства. Снижение импортных пошлин и тарифов.

Сотрудничество со всемирным банком: развитие программ ТЭК, науки и образования,

транспорта, с/х, финансирование мелких и средних промышленных предприятий.

Привлечение в страну прямых иностранных инвестиций, образование совместных

предприятий с участием китайского и иностранного капитала, чисто иностранных

предприятий. Доля совместных предприятий в общем объеме экспорта в 94-м г. -

24%. В Приморском поясе 80% предприятий с участием иностранного капитала.

Организация свободных экономических зон в приморских районах (14 зон): зоны

обеспечивают 20% всего экспорта Китая.

В Китае высокая норма накоплений - свыше 30%.

Положительные сдвиги в

уменьшении неграмотности, в развитии высшего образования, но это еще отстает от

потребностей. Также сдерживают страну военные расходы (около 3% ВВП).

Собственное развитие

космической техники и технологии, доминирование в запуске коммерческих ракет,

если темпы роста сохранятся, то к 2010 г. Китай достигнет уровня среднеразвитых

стран, а к 2040 - превзойдет США по экономической мощи и уровню производства на

душу населения.

Произошли изменения:

директивное планирование сменилось инлдикативным, формы оплаты труда, участие

наемных рабочих в управлении. Это способствовало увеличению инициативности и

производительности труда.

92. Основные черты экономического развития Индии.

Занимает 2 место после Китая по численности населения. Население Индии - 898

млн. человек. В 50-е гг. темпы роста населения были очень велики - 4,5%,

однако сейчас они составляют 2%, что связано с проведением демографической

политики. По объему ВВП страна занимает 17 место в мире - около 226 млрд.

долларов. На душу населения приходится 320 долларов. Проводится политика

импортозамещения. Запасы железной руды составляют ¼ мировых. Страна

занимает 3 место по запасам марганца, 2 место по добыче титана. Кроме того

страна является экспортером хрома и листовой меди. Развит теплоэнергетический

комплекс, основой которого является каменный уголь. Нефть и газ есть, однако

потребности в этих ресурсах удовлетворяются за счет импорта. Доля Индии в

мировом промышленном производстве незначительна. Выработка электроэнергии

составляет около 2% мирового производства. Значительно развит транспорт, по

объему перевозок Индия занимает 5 место в мире. Ведущие позиции принадлежат

ж/д транспорту. Индия имеет собственный воздушный флот, заметная морская

держава, обладает большим торговым флотом, но 60% перевозок осуществляется

ненациолнальными кораблями. Есть 8 крупных портов, крупнейшими из которых

являются Бомбей и Калькутта. Заметная роль в мировом с/х. Самое крупное

поголовье крупного рогатого скота, но не едят. Страна занимает 5 место в мире

(1 среди развивающихся) по поголовью овец. 20% мирового производства риса,

8,5% мирового сбора пшеницы. 4 место в мире по производству хлопка. Крупный

производитель чая, 3 место в мире по производству табака. 0,6% доля в

мировом экспорте. Экспортная квота составляет 9,6% (немного, потому что в

Индии емкий внутренний рынок). По доходу на душу населения Индия входит в

группу беднейших стран. 30% населения живут за чертой бедности. Социально-

экономическая структура хозяйства характеризуется многоукладностью, которая

зародилась еще в период колониализма. Отличительная черта - дуализм

(современный и традиционный сектора). После обретения независимости

происходит изменение в социально-экономической структуре, проходит процесс

развития современного сектора. С 52 г. цель государственной политики -

форсированное развитие рыночной экономики, опирающееся на современную

техническую основу и независимую от иностранного капитала. Для этого развитие

государственного сектора в отраслях капиталоемких и активное государственное

регулирование экономики. Задачи: оказать поддержку развитию собственного

крупного капитала, изжить феодальные пережитки, подчинение торгового и

ссудного капитала интересам развития промышленного капитала. Эти задачи

обеспечивались за счет развития государственного сектора в области тяжелой

промышленности и инфраструктуры и за счет влияния государства на экономику:

индикативное планирование, системы протекционизма. В современных отраслях

промышленности - привлечение иностранного капитала, ограничение сферы

функционирования крупного индийского капитала (расширение государственного

сектора в капиталоемких отраслях), расширение собственной экономической

деятельности государства, создание чисто государственных предприятий, а также

государственно-капиталистических предприятий, система государственных закупок

(доля гос. заказа в отдельных отраслях доходит до 50-60% всей продукции, гос.

заказ способствует стабильному спросу со стороны государства на целый ряд

продукции ).

Сферы деятельности государственно-капиталистического сектора: инфраструктура

и топливные отрасли (доля государства не менее 40%), энергетика (96%),

транспорт (48%), добыча нефти и газа (100%), добыча угля (99%), банковское

страховое дело (93% оборота), внешняя торговля (60% импорта и 28% экспорта),

обрабатывающая промышленность (10%).

Иностранный капиталистический уклад: по числу предприятий невелик - 80 чисто

иностранных предприятий (по сравнению с 80-м г. на 20 меньше). В основном

действует в джутовой промышленности (3%), химической, машиностроении,

металлургии (39% вместе) - это в основном предприятия смешанного типа.

Крупный частный сектор: 80 крупных монополистических групп. В основном заняты

в обрабатывающей промышленности.

Мелкотоварный уклад: в основном связан с традиционными секторами, в с/х носит

полунатуральный характер. 80% хозяйств в с/х - хозяйства с традиционным

укладом.

Темпы роста ВВП: с 1951 по 56 гг. -1,7%, с 56 по 61 - 9,4%, с 85 по 90 -

14,2%. С\х - низко производительно, с 80 по 93 гг. - среднегодовой прирост

3%, в промышленности за этот же период - 6,2%, в обрабатывающей

промышленности - 6,3%, в сфере услуг - 6,4%. Структура ВВП: промышленность -

70 г. -22%, 93 г. - 27%, с/х - 45% и 31% (соответственно), сфера услуг 33% и

41%. В промышленности 60% - добывающая промышленность, идет снижение доли

традиционных отраслей и экспортно-текстильных с 21% до 15%, а машиностроение

увеличилось с 20% до 25%. Внешняя торговля: экспорт - с 70 по 93 гг. рост

ежегодно составил 7%, 30% экспорта текстиль, 25% - сырье, 7% - машины и

оборудование, 38% - прочая продукция перерабатывающей промышленности (чай,

кофе). Импорт: с 80 по 93 гг. ежегодные темпы прироста 4,2%. 30% - топливо,

14% - машины и оборудование, 10% - прочее сырье, 46% - прочая продукция

обрабатывающей промышленности, 4% - продовольствие. 26% экспорта - в ЕС, 23%

- в развивающиеся страны, 19% - в США, 8% - в Японию. Импорт: основной

партнер по топливу ОПЕК. С 93 по 95 гг. - в 7 раз увеличились иностранные

инвестиции, в 95 г. - 1 млрд. долларов. Внешний долг превышает 92 млрд.

долларов (225% экспорта, 30% ВВП). На обслуживание долга ежегодно идет 29%

экспортных доходов.

93. Внешнеэкономические связи Бразилии.

Одно из крупнейших государств мира (входит наряду с США и Японией в 10

первых). Общий объем ВВП в 1995 г. составил 335 млрд. долларов. В 1980 г. на

душу населения приходилось 2007 долларов. За последующие 15 лет развития

прироста на душу населения нет, хотя общий объем ВВП увеличился на 30%.

Распределение ВВП по отраслям: 10% - с/х, 35% - промышленность, 55% - сфера

услуг. Распределение ВВП по регионам:

север - 5%, с.-в. - 13%, ю.-в. - 59%, ц-з - 5%, юг - 17%. 10% населения

располагают 1% ВВП - беднейшие слои. На 10% самых богатых приходится 49% ВВП.

По промышленному производству страна занимает 8 место. Является лидирующей в

своем регионе - 33% всего производства региона. Страна богата природными

ресурсами: железная руда, бокситы, марганец, золото, цинк. Полностью

обеспечивает себя природными ресурсами, есть все для развития промышленного

комплекса. Запасы нефти обеспечивают 15-20% потребностей. В стране

сосредоточено 10% мировых лесных богатств. % место в мире по выпуску чугуна,

7 место - стали. Производит 1 млн. автомобилей, занимая 1 место в регионе. В

стране развито самолетостроение, военная промышленность, продукция пользуется

спросом. Продукция электронных отраслей выдерживает конкуренцию на мировом

рынке. Развиты химия и биохимия (действует около 1300 фирм). Пищевая и легкая

промышленность развиты в достаточной степени, обеспечивая потребности страны.

Экономика Бразилии - многоукладная. Распространен латифундизм - земля

принадлежит крупным землевладельцам. Сейчас государство проводит

неолиберальную политику. Проведена приватизация, отказ от гос. политики,

проведение рыночных реформ, отмена дотаций. Цели политики: снизить инфляцию,

модернизировать промышленность, снизить внешнюю задолженность. Произведена

замена денежных знаков, введена денежная единица, плавающий курс. Во внешней

торговле проводится политика либерализации. Открытость экономики повышает

степень доступа на рынки страны, в сумме экспорт и импорт составляют 35% ВВП.

16% экспорта реализовывается за рубежом, 19,6% импорта закупается за

границей. Экспорт: 20% направляется в Северную Америку, 30% в ЕС, 15% - в

Азию, 11% - на Южный рынок, 4% - на Ближний Восток. Импорт: 26% - из Северной

Америки, 22% из ЕС, 8% из Азии, из Южного рынка - 10%, с Ближнего Востока -

14%. В 1992 г. структура экспорта состояла из сырья (8,9 млрд. долларов),

полуфабрикатов (5,2 млрд.), готовой продукции (21,6 млрд.). Структура

импорта: сырье - 7,3 млрд., товары народного потребления - 2,2, нефть - 4,9,

товары производственного назначения - 6,2 млрд. долларов.

Заключение: до 80-х гг. проводилась политика импортозамещения, затем

произошел поворот в сторону политики экспансионистской направленности. Было

создано 430 тыс. новых рабочих мест. Официальный уровень безработицы

составляет 11% (занижен). 1/3 часть экономически активного населения не

трудится, что приводит к высоким социальным издержкам реформ. Необходимо

развиваться эволюционным путем. Прирост населения составляет - 1,.9%

(достаточно высокий уровень).

94. Особенности экономического развития Южной Кореи.

За последние 10 лет Южная Корея из объекта превратилась в субъект МЭО.

Ежегодно рост внешней торговли - 10%. Объем внешней торговли увеличился в 10

раз. Изменения в структуре внешней торговли: продукция текстильной

промышленности, судостроения, бытовая электроника. Факторы успеха: рост

производительности труда, квалификация рабочей силы, уровень зарплаты,

дешевизна товара. До 80-х гг. Южная Корея - объект вывоза

предпринимательского капитала, ссудного капитала, но благодаря увеличению

экспорта она не стала неплательщиком. В 80-е гг. - Южная Корея сама стала

вывозить предпринимательский капитал (в Юго-Восточную Азию), так как резко

повысилась стоимость рабочей силы.

ВВП - 300 млрд. долларов, на душу населения - 8 тыс., экспортная квота - 30%.

90-е гг. - увеличение экспорта, внутреннего спроса, инвестиций в

промышленность, темпы роста ВВП составили 6,4%, темпы роста населения 0,91%.

В 1992 г. численность населения- 43 млн. человек, темпы роста экспорта -

7,3%, импорта - 2,5%. Рост личного потребления - 6,2%, правительственного -

1,7%. Темпы роста сферы услуг - 9,5%, снижение производства легкой

промышленности - 0,1%, рост производства тяжелой и химической промышленности

- 13,3%.

Торговля. 12 место в мире по экспорту и импорту на 90-й г. Структура экспорта

(82 млн. долларов): продукция тяжелой промышленности, легкой промышленности,

текстиль, прочее в легкой промышленности, товары первой необходимости.

Структура импорта (83 млн. долларов по данным на 93-й г.): сырье,

производственные товары, потребительские товары. 90-й г. - дефицит торгового

баланса 4,8 млрд. долларов, то есть объем импорта превышает объем экспорта.

90-й г. - доля в мировом экспорте 1,9%. Политика поощрения экспорта и

импорта.

Место в мировой экономике: с начала 60-х гг. - принятие

экспортноориентированной стратегии развития, начло интеграции Южной Кореи в

мировую экономику, поощрение экспорта и ограничение импорта только сырьем и

производственными товарами для промышленности. В начале 80-х гг. -

либерализация импорта, так как это способствует расширению позиций на мировом

рынке, это требовал средний класс, чтобы увеличить доступ к импортным

товарам, чтобы примирить отношения с основными торговыми партнерами.

Экспортноориентированная экономика добилась успехов: в течение 30 лет

произошло увеличение доходов и улучшение уровня жизни. Сейчас экономика

Южной Кореи на перепутье: экспортная продукция стала терять свои позиции в

мировой торговле, темпы роста ВВП не увеличиваются, инвестиции снижаются,

растет безработица и инфляция, В 92-м г. дефицит торгового баланса составил

5,1 млрд. долларов. Причины: падение спроса на продукцию Южной Кореи в США,

ЕС, Японии (в результате экономического спада), снижение

конкурентоспособности, недостаток инвестиций в исследования и развитие.

Иностранные инвестиции: 68% всех инвестиций в промышленности, из них 87% - в

химическую промышленность (электроника, транспортное оборудование,

машиностроение, легкая промышленность). В 93-м г. иностранные инвестиции

составили 8,6 млрд. долларов. Япония (в основном сфера услуг) - 39%, США

(химическая промышленность, электроника, транспортное оборудование) - 29%, ЕС

- 23%.

Инвестиции Кореи за рубежом: начались в 68-м г. К 92-му г. - 4,5 млрд.

долларов, в основном направлены в сырьевую и лесную промышленность. 52% в

Азии, 24% в Сев. Америке, 8% в ЕС, 7% в Лат. Америке, 1,5% - Бл. Восток,

1,5% - Африка.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.