РУБРИКИ

Курсовая: Банковская система Республики Башкортостан и ее социально-экономическая роль

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Банковская система Республики Башкортостан и ее социально-экономическая роль

Курсовая: Банковская система Республики Башкортостан и ее социально-экономическая роль

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ...............................2-3

ГЛАВА I. Становление современной структуры банковской системы на территории

Республики Башкортостан.

1.1. Исторические этапы формирования банковской системы...........4-6

1.2. Становление двухуровневой банковской системы................6-8

1.3. Современное состояние Национального банка РБ:

основные функции и задачи.....................8-12

1.4. Реализация Национальным Банком РБ программ социально - экономического

развития региона.................13-16

ГЛАВА II. РазвитиЕ банковского сектора Рес­публики Башкортостан...............16

2. 1. Сеть кредитных организаций.......................17-18

2.2. Динамика и структура привлеченных ресурсов...........18-19

2.3. Динамика и структура активов......................20-21

2.4. Структура доходов и расходов, рентабельность..........21-23

ГЛАВА III. Итоги и перспективы развития банковской системы Республики

Башкортостан.

3.1. Итоги деятельности банковской системы РБ...............23-33

3.2. Совещание с кредитными организациями РБ: модернизация банковской

системы республики.......................33-42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................43-44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........45-46

ВВЕДЕНИЕ.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении тенденций развития банковской

системы Республики Башкортостан и ее социально-экономической роли.

В теоретической части работы представлены последовательные этапы формирования

банковской системы на территории республики для выяснения необходимости

создания принципиально новой банковской системы. Здесь же освещается вопрос о

становлении двухуровневой банковской системы в Республике Башкортостан и

развитие современной организационной структуры банковской системы, в

частности состояние Национального банка Республики Башкортостан, его основные

функции и задачи.

Согласно выбранной теме, в I главе рассматривается установление различных

республиканских целевых программ социально-экономического развития и

непосредственное участие Национального Банка Республики Башкортостан в их

реализации.

В виду того, что Национальный банк Республики Башкортостан представляет

первый уровень банковской системы, а второй уровень рес­публики образуют

кредитные организации различных видов и их филиалы, специальные банки и другие

учреждения, практическая часть курсовой работы построена на анализе сети

кредитных организаций за I полугодие 2003 года. В данном разделе с

помощью таблицы показаны разные степени институциональной обеспеченности

республики банковскими услугами за периоды 2002-2003 годов. Здесь перечислены

основные и второстепенные источники ресурсной базы кредитных организаций с

целью определения динамики и структуры привлеченных ресурсов.

Также определяются причины роста активов банковского сектора и объемов

кредитования населения за текущий период.

Таким образом, практическая часть включает в себя анализ основных параметров,

характеризующих финансовое состояние кредитных организаций за I полугодие

2003 года, позволяя оценить общее состояние и степень эффективности

банковского сектора экономики региона, а также количество финансово

стабильных кредитных организаций.

В первом разделе заключительной главы подводятся итоги деятельности

банковской системы Республики Башкортостан. Выводы и перспективы дальнейшего

развития делаются на основе совещания руководителей кредитных организаций,

прошедшего 5 августа текущего года в Национальном Банке Республики

Башкортостан. Необходимым было сообщить совокупный финансовый результат

банков региона, который возрос на 6% по сравнению с соответствующим периодом

прошлого года и составил 818 млн. руб. прибыли. Но, несмотря на положительную

оценку финансовой устойчивости банковского сектора, выявились некоторые

тревожные тенденции в показателях деятельности банков. Причины возникновения

и методы решения подобных проблем также освещаются в этом разделе.

Во втором разделе заключительной главы были выделены основные приоритеты

модернизации банковской системы Республики Башкортостан на современном этапе:

мероприятия по развитию банковской системы; мероприятия по укреплению

банковского надзора; мероприятия, стимулирующие взаимодействие кредитных

организаций с реальным сектором экономики. В работе показано, что результатом

проведения подобных программ является установление положительной динамики в

денежно-кредитных и финансовых секторах региона, а, следовательно, и

повышение эффективности банковского сектора в целом.

ГЛАВА I. Становление современной структуры банковской системы на территории

Республики Башкортостан.

1.1. Исторические этапы формирования банковской системы.

Процесс формирования банковских учреждений на территории Республики

Башкортостан проходил параллельно с возникновением и развитием банков в

России. Это связано с тем, что первые банков­ские учреждения стали возникать

уже после присоединения Башки­рии к России.

Впервые на территории России попытка создания банка была предпринята в 1665

г. в Пскове - практически одновременно с созданием банковских учреждений в

Англии. При этом идея создания этого банка, принадлежавшая псковскому воеводе

А.Л. Ордину-Нащокину, была близка к идее государственного банка. Роль банка

должна была выполнять городская управа, действующая при поддержке крупных

торговцев.

Первые банки возникли в России в середине XVIII века. Все они были

государственными и носили скорее характер организованных сберкасс,

принимавших вклады до востребования и выдававших долгосрочные ипотечные ссуды

частным лицам и государственной казне. В числе первых банков были Дворянский

банк (1754), Государственный заемный банк (1786), Астраханский банк (1764).

До 50-х годов XIX в. банковская система России оставалась практически

неизменной. Изменения начались с проведением банковской реформы 1860 г.

Основной чертой реформы была отмена государственной монополии на банковское

дело. Государственный банк России стал выполнять функции центрального банка.

С 1863-1864 годов стали возникать первые акционерные коммерческие бан­ки, но

наибольший рост их количества приходится на 1868-1873 го­ды.

К этому периоду относится и широкое распространение банков­ских учреждений на

территории Башкирии. Стали возникать муни­ципальные банковские учреждения в

Оренбурге, Троицке, Челябин­ске (1864), Белебее, Стерлитамаке (1873), Бирске,

Уфе, Мензелинске (1874-98), а также отделения крупных российских коммерческих

банков: Волжско-Камского в Уфе (1873) и Оренбурге (1885) и другие; появлялись

общества взаимного кредитования.

Многие из этих банков испытали серьезные затруднения или прекратили свою

деятельность в период кризиса 1899- 1900 гг. и последовавшей за ним

экономической депрессии. Новый подъем банковской деятельности на территории

Башкортостана связан с началом экономического роста 1909 года. В этот период

в России уси­лилась концентрация банковского капитала, и главную роль на

финансовых рынках стали играть 12 крупнейших банков. Из пяти наи­более

крупных банков России открыли свои отделения на террито­рии Башкортостана

Русский банк для развития внешней торговли (в г. Уфе), Азовско-Донской

коммерческий банк (Оренбург). Из числа пяти менее крупных банков свои

отделения в городах Уфе и Бирске открыл Сибирский торговый банк.

Серьезные изменения претерпела банковская система на терри­тории республики в

период Октябрьской революции и сразу после нее. Госбанк России перешел в руки

Советской власти, частные ак­ционерные банки были национализированы,

ликвидированы ипо­течные банки. Принятые меры по реорганизации банковской

систе­мы лишили банки всякой самостоятельности.

С приходом НЭПа пришлось по существу заново создавать бан­ковскую систему. В

конце 1921 года начал функционировать Гос­банк, стала активизироваться

кредитная кооперация, а в 1922 г. бы­ли созданы кооперативные банки. На селе

начали формироваться на паевых началах общества сельскохозяйственного

кредита, которые представляли собой местные сельхозбанки, расположенные в

обла­стных центрах. Несколько позже началось создание отраслевых спе­циальных

банков. Реализация новой экономической политики по­требовала аккумуляции и

широкого использования средств предпринимателей. В связи с этим было принято

решение об образова­нии частных банковских учреждений в форме обществ

взаимного кредита. Таким образом, к концу 1925 года сформировалась

доста­точно развитая банковская система, состоящая в основном из раз­личных

кредитных учреждений, созданных на паевых началах.

На территории Башкирии в 1922-1925 гг. были открыты филиа­лы крупных

общесоюзных банков - Всероссийского кооперативного, Промышленного,

Всесоюзного кооперативно-колхозного, а также возникли местные банки -

коммунальный банк (Башкомбанк), Уфимское общество взаимного кредита.

Последующие меры по реорганизации денежно-кредитной сферы были направлены на

монополизацию банковского дела государст­вом. Начало этому положило принятое

в 1927 г. ЦИК и Совнарко­мом СССР постановление «О принципах построения

кредитной сис­темы». После этого, в 1930 году была осуществлена кредитная

ре­форма. В результате все операции по краткосрочному кредитованию были

сосредоточены в Госбанке СССР. Были реорганизованы банки

сельскохозяйственного кредита, функции которых в последующем перешли также к

Госбанку; создано 4 специализированных банка долгосрочных вложений. В

Башкортостане стала действовать баш­кирская контора Госбанка СССР, полностью

входившая в единую централизованную банковскую систему.

В последующие годы не происходило сколько-нибудь значитель­ных изменений в

принципах организации банковской деятельности.

И лишь в 1988 году была предпринята попытка устранить недостат­ки излишне

централизованной системы. Тогда на месте монополь­ного Госбанка СССР были

созданы специализированные отраслевые банки - Промстройбанк, Агропромбанк,

Социнвестбанк, Сбербанк. На территории Республики Башкортостан они имели свои

регио­нальные отделения - такие, как Башкирское отделение Промстрой­банка

СССР и т.п. Они представляли собой самостоятельные под­системы, что

затрудняло координацию их деятельности. И только с началом создания в 1988

году сети коммерческих банков заверши­лась государственная монополия на

банковское дело и возникла не­обходимость создания принципиально иной

банковской системы.

1.2. Становление двухуровневой банковской системы.

Современная организационная структура банковской системы Республики

Башкортостан формировалась в сложных условиях пе­реходной экономики.

Проводимые экономические реформы наряду с тяжелым экономическим кризисом

создали новые предпосылки раз­вития кредитных отношений. Начиная с 1990 года,

как в России, так и в Башкортостане началось создание двухуровневой

банковской системы, так как именно эта модель организации денежно-кредитной

сферы доказала свою жизнеспособность во многих стра­нах с развитой рыночной

экономикой. Верхний уровень банковской системы в Российской Федерации

представлен Центральным банком России. Национальный банк Республики

Башкортостан входит в систему ЦБР, выполняя функции Главного территориального

управ­ления Центрального банка России. Национальный банк Республики

Башкортостан представляет первый уровень банковской системы в Республике

Башкортостан. Второй уровень банковской системы рес­публики образуют

кредитные организации различных видов и их филиалы, специальные банки, другие

учреждения.

Организационная структура территориальной системы Нацио­нального банка

развивалась в соответствии с теми основными зада­чами, которые она призвана

решать. Основными элементами данной системы является сам Национальный банк,

сеть расчетно-кассовых центров, расположенных в городах и районах республики

и регио­нальный центр информатизации. Данная структура позволяет

обес­печивать проведение единой денежно-кредитной политики (ДКП) на

территории Республики Башкортостан.

Наряду с осуществлением общих целей ДКП каждый элемент данной системы имеет

свои конкретные функции. Национальный банк, как основное звено этой системы,

осуществляет эмиссионные операции, лицензирование, надзор за деятельностью

кредитных ор­ганизаций, контролирует выполнение экономических нормативов,

устанавливаемых Центральным банком РФ.

Основу действующих в республике принципов организации пла­тежной системы

составляет сеть расчетно-кассовых центров, в которых открыты

корреспондентские счета кредитных организаций. Рас­четно-кассовые центры

призваны осуществлять расчеты между уч­реждениями разных банков. Особенностью

межбанковских расчетов на территории Республики Башкортостан является переход

с июня 1993 года на единые корреспондентские счета коммерческих банков,

открытых в Головном расчетно-кассовом центре.

В целях сокращения сроков доставки расчетно-денежных доку­ментов между

банками и РКЦ в республике была внедрена система внутриреспубликанских

электронных платежей. Все кредитные ор­ганизации Республики Башкортостан, их

филиалы и РКЦ через раз­личные каналы связи подключены к Региональному центру

инфор­матизации (РЦИ) Национального банка РБ. Система электронных платежей

предполагает компьютерное осуществление безналичных расчетов.

Таким образом, РЦИ выполняет функции расчетного цен­тра. Здесь осуществляются

внутриреспубликанские расчеты, через него идут также межрегиональные и

межгосударственные расчеты.

1.3. Современное состояние Национального банка Республики Башкортостан:

основные функции и задачи.

Национальный банк Республики Башкортостан - территориальное подразделение

Банка России.

Центральный банк Российской Федерации имеет разветвленную территориальную

сеть. Объективная необходимость подобной организации учреждений Центрального

банка связана, прежде всего, с федеративной организацией государства. Кроме

того, экономика отдельных регионов страны по – разному реагирует на единую

денежно-кредитную политику. Причина этого – специфика отраслевой,

воспроизводственной структуры хозяйства регионов, различия в природно-

климатических и демографических условиях. И, наконец, для того, чтобы

осуще­ствлять функции денежно-кредитного регулирования, контроля и над­зора

за деятельностью кредитных организаций, Центральный банк так­же должен

располагать развитой территориальной сетью.

По состоянию на 1 января 2002 г. в составе Национального банка Республики

Башкортостан функ­ционирует 16 РКЦ (расчетно-кассовых центров), охватывающих

всю территорию республики: 3 РКЦ расположено в наиболее экономически развитых

подрайонах - Цент­ральном (2 - в Уфе, 1 - в Бирске), 3 - Южном (в

Стерлитамаке, Мелеузе, Кумертау), 3 - Западном (в Туймазах, Белебее,

Давлеканово), 3 - в Се­веро-западном подрайоне (в Нефтекамске, Дюртюлях,

Старобалтачево), 3 - в Уральском (в Учалах, Сибае и Белорецке) и 1 - Северо-

Восточном (в Месягутово) подрайонах.

Национальный банк Республики Башкортостан организует испол­нение полномочий

Банка России на территории республики. Его основ­ными задачами являются:

участие в проведении единой государствен­ной денежно-кредитной политики,

направленной на защиту и обеспече­ние устойчивости рубля; развитие и

укрепление банковской системы Республики Башкортостан, эффективное и

бесперебойное функциони­рование системы расчетов, осуществление регулирования

и надзора за деятельностью кредитных организаций; организация и контроль за

дея­тельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг и валют­ном рынке;

проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых

рынков региона.

Одним из главных направлений деятельности Национального банка является

денежно-кредитное регулирование. Основные инструменты денежно-кредитного

регулирования, находящиеся в распоряжении На­ционального банка, - контроль за

формированием фонда обязательных резервов кредитными организациями, контроль

за соответствием остат­ков корреспондентских счетов кредитных организаций,

отражаемых на балансе кредитной организации, их остаткам на балансе РКЦ,

недопу­щение образования дебетового сальдо по корреспондентским счетам,

организация рефинансирования коммерческих банков.

Важнейшей функцией центральных банков всех стран является эмис­сионная.

Для наиболее эффективного ее исполнения Центральный банк России уполномочивает

свои территориальные учреждения (в том числе и национальные банки)

организовывать и регулировать денежный оборот региона. Национальный банк

Республики Башкортостан анали­зирует состояние наличного денежного оборота в

республике и на осно­ве баланса денежных доходов и расходов региона и прогнозов

кассовых оборотов коммерческих банков определяет потребности в наличных

день­гах в регионе. В соответствии с этим Национальный банк устанавлива­ет

размеры резервных фондов и оборотной кассы РКЦ в пределах лими­тов, выделенных

территориальному учреждению. Национальный банк организует кассовое обслуживание

кредитных организаций и контро­лирует соблюдение ими условий работы с денежной

наличностью и порядка ведения кассовых операций по обслуживаемой клиентуре.

Наци­ональный банк осуществляет контроль за соответствием купюрного стро­ения

банкнот и монеты в обращении потребностям наличного денежно­го оборота, а также

за качеством денежных знаков.

С рассмотренной функцией связана еще одна, не менее важная для экономической

системы региона - функция по организации платежей и регулированию платежных

отношений. В рамках этого направления деятельности Национальный банк

организует расчеты между кредит­ными организациями по корреспондентским счетам

в РКЦ. Следует от­метить, что в Республике Башкортостан внутрирегиональные

расчеты полностью автоматизированы и осуществляются расчетной палатой

Национального банка день в день.

Выполнение Национальным банком описанных выше функций яв­ляется необходимым

условием деятельности субъектов экономической системы региона и затрагивает

основы ее существования.

Следующий блок задач Национального банка Республики Башкор­тостан связан с

регулированием деятельности и развития банковской системы региона.

Национальный банк проводит системный анализ и прогнозирование складывающихся

денежно-кредитных и финансовых отношений в увяз­ке с состоянием экономики в

целом по региону; организует сбор, систе­матизацию, обработку и хранение

статистической информации о дея­тельности кредитных организаций региона;

ведет обмен аналитической информацией с кредитными организациями по вопросам

текущей дея­тельности, о сделках на финансовых рынках, о финансовом положении

предприятий республики; представляет необходимую информацию Бан­ку России обо

всех направлениях деятельности банковской системы ре­гиона; оказывает

методологическую и методическую помощь кредитным организациям; осуществляет

деловые контакты с региональными орга­нами статистической отчетности.

В рамках регулирования деятельности субъектов банковской систе­мы региона

Национальный банк Республики Башкортостан осуществляет функции банковского

надзора и лицензирования. Национальный банк в соответствии с указаниями Банка

России контролирует правиль­ность подготовки документов, необходимых для

регистрации кредитных организаций и получения ими лицензии на осуществление

банковских операций, регистрирует уставы коммерческих банков, выдает

разреше­ния на открытие филиалов и представительств банков на территории

Республики Башкортостан и за ее пределами; осуществляет учет фили­алов и

представительств банков на территории Республики Башкортос­тан, а также

контроль над их деятельностью.

Национальный банк Республики Башкортостан подготавливает и направляет в Банк

России ходатайство об отзыве у кредитной организа­ции лицензии на

осуществление банковских операций. Функции бан­ковского надзора включают в

себя также работу по контролю над полно­той и своевременностью представления

бухгалтерской и статистичес­кой отчетности, необходимой для надзора, и

анализу этой отчетности, проведению проверок деятельности банков на местах

(инспекционные проверки), а также применению к банкам санкций и требований по

уст­ранению выявленных нарушений банковского законодательства. В частности,

Национальный банк устанавливает порядок временного исполь­зования фондов

обязательных резервов (и страховых фондов) в соответ­ствии с полномочиями,

определяемыми Уставом, осуществляет контроль над соблюдением кредитными

организациями экономических нормати­вов, установленных Банком России,

контролирует соблюдение кредит­ными организациями и их филиалами

установленного лимита открытой валютной позиции.

Осуществляя банковский надзор, Национальный банк Республики Башкортостан

проводит анализ деятельности банков, на основе предо­ставляемой ими

отчетности, с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам

кредиторов (вкладчиков), стабильности банковс­кой системы в целом.

В настоящее время Банком России создается система так называе­мого раннего

реагирования, задача которой заключается в том, чтобы посредством постоянного

контроля за такими показателями деятельно­сти коммерческих банков, как

достаточность капитала, качество акти­вов, доходность и ликвидность,

обнаружить на ранней стадии возникно­вение проблем, создающих риск

неплатежеспособности банка, его банк­ротства. Таким образом, Национальный

банк выявляет проблемные орга­низации, определяет степень их проблемности,

разрабатывает предло­жения по плану мероприятий, направленных на улучшение их

финан­сового положения. В случае принятия решения о проведении санации

кредитной организации Национальный банк подготавливает проект ре­шения о

стоимости и целесообразности проведения санации и направляет его в Банк

России. Одним из направлений надзора является конт­роль за проведением

кредитными организациями операций с ценными бумагами, формированием капитала

акционерными банками. С Нацио­нальным банком согласовываются сделки о

приобретении участниками (акционерами) более 20 % долей (акций) кредитных

организаций.

В рамках реализации валютной политики Центрального банка Национальный банк

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Контроль над

соответствием проводимых в регионе резидента­ми и нерезидентами валютных

операций действующему законодатель­ству Российской Федерации и нормативным

актам Банка России осу­ществляется путем проведения регулярных проверок. В

пределах пол­номочий, предоставленных Банком России, Национальный банк выдает

разрешения на совершение валютных операций, связанных с движени­ем капитала,

которые могут быть им же аннулированы в случае необхо­димости. Ходатайства

кредитных организаций на получение ими лицен­зий на осуществление валютных

операций также рассматривает Наци­ональный банк, дает по ним заключения и

представляет в Банк России. В случае нарушения валютного законодательства

Российской Федера­ции Национальный банк применяет к нарушителям штрафные

санкции, а также иные меры, предусмотренные законодательством.

Подводя итог сказанному, отметим, что Национальный банк Респуб­лики

Башкортостан является связующим звеном республиканской эко­номической системы

с общероссийской и выполняет двоякую роль. С одной стороны, Национальный банк

выступает как проводник денежно-кредитной политики Банка России. С другой

стороны, проводя глубо­кий анализ специфики экономики региона, способствует

развитию фи­нансового и нефинансового секторов Республики Башкортостан.

1.4. Реализация Национальным Банком РБ программ социально - экономического

развития региона.

На территории Республики Башкортостан реа­лизуются следующие федеральные

целевые программы, направленные на социально-экономичес­кое развитие

республики: «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006

года" и "Социальное развитие села до 2010 года".

В целях обеспечения координации работ по реали­зации первой программы

04.11.2002 по­становлением Кабинета Министров Республики Башкор­тостан было

создано республиканское государственное учреждение "Дирекция федеральной

целевой програм­мы "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан

до 2006 года". Через 5 месяцев после создания было утверждено положение о

порядке размещения заказов на закупку товаров (ра­бот, услуг) для выполнения

мероприятий Программы.

Национальный банк Республики Башкортостан активно взаимодействует с дирекцией

с момента создания программы. Кроме того, в целях оценки финансового

состояния 27 предприя­тий-участников программы, являющихся одновремен­но

участниками мониторинга предприятий Банка Рос­сии, Национальный банк

Республики Башкортостан ежеквартально готовит на основе результатов

мониторинга предприятий для дирекции сводные материалы, содержащие основные

показатели их финансового состояния в динамике с 01.01.2002.

Необходимо от­метить, что дирекция по итогам I полугодия 2003 года

предоставила Национальному банку Респуб­лики Башкортостан сведения о

привлечении предприятиями-участниками собственных и заемных средств на

реализацию инвестиционных проектов программы. Предоставленные сведения

подтверж­дают выводы, сделанные по итогам опроса кредитных организаций

республики и предприятий-участников программы в мае 2003 года, о

недоста­точно эффективном взаимодействии предприятий и кредитных организаций

и невозможности при су­ществующих темпах привлечения средств предпри­ятиями

достижения запланированных программой объемов на 2003 год.

В 2003 году в соответствии с программой предприятия-участники должны были

привлечь у ком­мерческих банков средства на сумму более 14,5 млрд. руб.,

однако фактически привлечено на 01.07.2003 29,32 млн. руб. (0,17% от

предусмотрен­ного программой на 2003 год), планируется до конца 2003 года

привлечение банковских кредитов на сум­му 1003,52 млн. руб.(5,99%). В то же

время собствен­ных средств из предусмотренных на 2003 год 33 млрд. руб.

предприятиями вложено на 01.07.2003 год 5,26 млрд. руб. (15,9% от

предусмотренного программой на 2003 год) и планируется до конца 2003 года

14,35 млрд. руб. (43,5%). При этом по состоянию на 01.09.2003 на

фи­нансирование инвестиционных проектов программы из республиканского бюджета

было выделено 2,3 млрд. руб., из федерального бюджета 690,8 млн. рублей. Эти

средства в основном направлялись на решение социальных проблем, в том числе

на развитие систе­мы здравоохранения, образования, ЖКХ, социальной защиты

населения, т.е. получателями бюджетных средств стали только министерства и

ведомства рес­публики.

В этой связи необходимо отметить, что в целях ак­тивизации участия банковской

системы республики и реализации инвестиционных проектов программы

На­циональный банк Республики Башкортостан в текущем году направлял в Кабинет

Министров Республики Башкортостан и в Министерство промышленности Респуб­лики

Башкортостан предложения по исключению из числа ее участников финансово

неблагополучных пред­приятий и необоснованных инвестиционных проектов, а

также распространению на 2004-2006 годы действующего ме­ханизма

предоставления поручительств и гарантий Правительства Республики Башкортостан

на привле­каемые предприятиями-участниками программы коммерческие кредиты и

рассмотрению целесообразнос­ти формирования залогового фонда Республики

Башкортостан, имущество которого могло бы использовать­ся в качестве

обеспечения по привлекаемым кредитам.

Отрадно отметить, что первые шаги в обеспечении гарантийных и залоговых

возмож­ностей предприятий - участников программы уже делаются Прави­тельством

Республики Башкортостан. Национальный банк также направил свои предложения по

законопроекту "О залоговом фонде Республики Башкортостан" в це­лях

утверждения четкого механизма гарантирования кредитов, предоставляемых

предприятиям-участни­кам программы, условий возникновения права обра­щения

взыскания на заложенное имущество, осно­ваний и последствий прекращения

залога, а также гарантий прав сторон при заключении договора за­лога.

В рамках реализации инвестиционных проектов программы и в целях повышения

взаимодействия про­мышленного сектора республики и кредитных органи­заций, а

также оптимизации их информационного обмена эко­номическое управление

Национального банка Респуб­лики Башкортостан сотрудничает с отделом

инвести­ций и целевых программ Министерства промышлен­ности Республики

Башкортостан. Следует отметить, что одним из результатов этого сотрудничества

явилось то, что Министерство промышленности Республики Башкортостан в августе

2003 года в целях определе­ния потребностей промышленного сектора в

инвести­циях и оптимизации информационного обмена между отдельными

предприятиями и финансовыми институ­тами приступило к формированию банка

данных инве­стиционных потребностей. Кроме того, Национальный банк Республики

Башкортостан в целях решения проблем республики в финансовой сфере и более

активного участия банковской системы в инвестиционных процессах прорабатывает

с Министерством промышленности Республики Баш­кортостан возможность создания

на республиканском уровне специальной корпорации по реформированию

предприятий по типу Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации

кредитных организа­ций".

Вторая федеральная (далее республиканская) целевая программа "Социальное

развитие села до 2010 года" одобрена постановле­нием Правительства Республики

Башкортостан от 11.06.2003. Ее основными целями и задачами являются развитие

социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов,

со­здание экономических условий для перехода к ус­тойчивому социально-

экономическому развитию сельских населенных пунктов, расширение рынка труда в

сельской местности и создание основ для повышения привлекательности

проживания в сель­ской местности.

Общая сумма расходов на реализацию Республи­канской программы составляет

12,92 млрд. руб., в том числе за счет федерального бюджета 1,77 млрд. руб.

(13,7%), средств бюджета Республики Башкортостан 9,34 млрд. руб. (72,3%) и

внебюджетных источников 1,81 млрд. руб. (14%). На 2003 год Республиканской

про­граммой предусмотрено направить на развитие жилищ­ного строительства,

сети общеобразовательных учреж­дений, лечебно-профилактических учреждений

здравоохранения, учреждений физической культуры и спорта, культурно-досуговых

учреждений, торгового и бытового обслуживания сельского населения,

элект­рических сетей, газификации, водоснабжения, телеком­муникационных

сетей, сети автомобильных дорог всего 926,6 млн. руб., в том числе за счет

федерально­го бюджета 91,9 млн. руб., республиканского бюджета 684,0 млн.

руб., внебюджетных источников 150,7 млн. руб.

Управление реализацией Республиканской про­граммы возложено на Министерство

сельского хозяй­ства Республики Башкортостан, являющегося госу­дарственным

заказчиком - координатором Респуб­ликанской программы и обеспечивающего

реализа­цию программных мероприятий, целевое и эффек­тивное использование

средств федерального и рес­публиканского бюджетов, осуществляющего

взаимо­действие с государственными заказчиками, ответ­ственными за выполнение

программных мероприя­тий.

В настоящее время Национальный банк Республи­ки Башкортостан осуществляет

взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Республики Баш­кортостан

на предмет выявления потребностей испол­нителей Программы в привлечении

кредитов коммер­ческих банков.

ГЛАВА II. РазвитиЕ банковского сектора Рес­публики Башкортостан.

Анализ современного состояния финансово-кредитной сферы Рес­публики

Башкортостан свидетельствует о том, что за годы экономичес­ких реформ

произошли существенные изменения в банковском секторе РБ.

В I полугодии 2003 года сохранилась тенденция развития банковского сектора

республики более высокими темпами, чем темпы развития экономики рес­публики в

целом. При этом темпы прироста капитала банков в номинальном исчислении

опережали темпы прироста ВРП в 2,2 раза, темпы прироста банковских активов на

территории республики по сравнению с со­ответствующим периодом прошлого года

- в 1,6 раза. В результате, соотношение активов банковского сектора

Республики Башкортостан и ВРП в среднегодовом ис­числении возросло в

сравнении с соответствующим периодом прошлого года с 30,7% до 36,4%,

соотноше­ние капитала банковского сектора и ВРП - с 2,9% до 3,8%. В

соответствии со Стратегией развития банковс­кого сектора Российской

Федерации, принятой Прави­тельством Российской Федерации и Банком России в

декабре 2001 года на среднесрочную перспективу (5 лет), прогнозируемое

соотношение указанных показа­телей составляет соответственно 45-50% и 5-6%.

Валюта сводного баланса с начала года возросла на 25,6% и составила на

01.07.2003 122,2 млрд. рублей.

2. 1. Сеть кредитных организаций.

За I полугодие 2003 года общее количество точек банковского обслуживания на

территории республики, включающее в себя кредитные организации, филиа­лы,

дополнительные офисы, операционные кассы, воз­росло на 26 единиц - до 976. Без

учета операционных касс, которые не совершают операции с юридически­ми лицами,

количество банковских учреждений возрос­ло на 3 единицы - до 239 единиц.

Прирост сети бан­ковских учреждений был обеспечен в основном за счет открытия

19 операционных касс, что свидетельствует о дальнейшей активизации работы

кредитных органи­заций с населением. Рост институциональной обеспеченности

банковскими услугами (по численности на­селения) составил 2,6%. Вместе с тем,

несмотря на достигнутые позитивные результаты, Республика Баш­кортостан на

начало текущего года имела самый низ­кий уровень обеспеченности населения

услугами кре­дитных учреждений среди 14 регионов Приволжского федерального

округа1 (Таблица 1).

Количество кредитных организаций с капиталом свыше 5 млн. евро с начала года

не изменилось и со­ставило 4. Среди действующих банков республики один банк -

ОАО «УралСиб» - входит в число 30 крупнейших банков России, по которым

периодически приводятся сводные статистические данные в «Вестнике Банка

России». В числе крупнейших банков России по состо­янию на 01.06.2003 ОАО

«УралСиб» занимал 7-е место по размеру собственных средств и 9-е - по размеру

активов, 8-е - среди банков, привлекших больше всего депозитов частных лиц,

7-е - среди банков, выдавших больше всего кредитов физическим лицам, 9-е по

кре­дитам корпоративным клиентам ("Профиль", № 28, 2003). По результатам 2002

года ОАО «УралСиб» впер­вые вошел в список 1000 крупнейших банков мира

журнала The Banker, заняв 770 место. Поданным жур­нала "Профиль" (№ 25,

2003), ОАО "Башкирский же­лезнодорожный банк" занял 22 место среди кредитных

организаций Российской Федерации, разместивших больше всего депозитов в

Центральном банке Россий­ской Федерации (по состоянию на 01.05.2003).

1 Методика Департамента банковского регулирования и надзора Банка

России под кредитными учреждениями подразумевает только головные офисы и

филиалы кредитных организаций. Вместе с тем, в Республике Башкортостан

подавляющее большинство кредитных учреждений, обслуживающих население,

представлено дополнительными офисами и операционны­ми кассами кредитных

организаций.

Таблица 1.

Показатели

01.07.

2003

01.01.

2003

01.07.

2002

Количество действующих кредитных организаций131314
Количество кредитных организаций с отозванной лицензией465

Количество филиалов кредитных организаций,

в т.ч.

627175

Действующих на территории РБ,

в т.ч.

435254

Филиалов, головные офисы которых расположены за пределами РБ,

в т.ч.:

424140
Филиалов Сбербанка РФ373737
Действующих за пределами РБ191921

Количество дополнительных офисов кредитных организаций,

в т.ч.:

212188187
Дополнительных офисов за пределами РБ291712

Количество операционных касс кредитных организаций,

в т.ч.

750727711
Операционных касс за пределами РБ131311
Количество предприятий на территории РБ (без учета малых предприятий, с/х предприятий и без учета организаций с численностью работающих до 1 5 человек, не относящихся к малым предприятиям)263227932733
Институциональная обеспеченность банковскими услугами (количество банковских офисов на тысячу предприятий) на территории РБ*90,884,588,9
Численность населения, тыс. чел.408040804090,6
Количество банковских офисов на тысячу населения0,2390,2330,230

* Для расчета показателя "количество банковских офисов на тысячу предприятий"

не учитываются операционные кассы кредитных организаций (филиалов), т.к. они

не совершают операции с юридическими лицами.

2.2. Динамика и структура привлеченных ресурсов.

Текущий год характеризуется дальнейшим укреп­лением доверия к банковскому

сектору со стороны кредиторов и вкладчиков, что способствовало росту

ресурсной базы кредитных организаций.

Основным источником расширения ресурсной базы стали средства на счетах

физических лиц, прирост ко­торых обеспечил 22,6% общего прироста пассивов-нетто

2 банковского сектора республики с начала года. На 01.07.2003 депозиты

физических лиц

2 Активы (пассивы) - нетто позволяют более точно оценить объемы

оказывающих банком услуг, поскольку сальдирование отдельных счетов «очищает»

балансовую величину активов (пассивов) от внутрибанковских операций (между

головным офи­сом и филиалами) и «транзитных» операций.

составили 24,4 млрд. руб., или 26,8% пассивов. О восстановлении до­верия к

банковскому сектору свидетельствует также рост доли депозитов физических лиц

сроком свыше одного года в совокупных депозитах с 32,5% на 01.07.2002 до

37,8% на 01.07.2003.

Вторым по значимости источником расширения ресурсной базы кредитных

организаций в первом по­лугодии 2003 года стали средства, привлеченные от

предприятий и организаций (включая депозиты, сред­ства государственных

внебюджетных фондов, финан­совых органов): их объем увеличился с начала года

на 27,2% и составил 23,4 млрд. руб., при сохранении их доли в совокупных

пассивах банковского сектора республики – 25, 7 % (25,4 % на 01.07.2002.).

Прирост средств, привлеченных от предприятий и организаций, обеспечил 23,5%

общего прироста пассивов. Из общего объема средств, привлеченных от

предприятий и орга­низаций, 42% средств размещены на расчетных и те­кущих

счетах, что ниже уровня данного показателя про­шлого года (54% на

01.07.2002).

Депозиты юридических лиц за I полугодие 2003 года выросли на 13,8%, составив

5,7 млрд. руб., при этом их доля в совокупных пассивах снизилась в сравнении

с началом года с 7,2% до 6,3%.

Активно развивались операции на межбанковском рынке. Так, объем задолженности

по межбанковским кредитам, депозитам и иным привлеченным средствам увеличился

с начала года на 77,3% и составил 10,4 млрд. руб., при этом доля данного

источника в пасси­вах банковского сектора возросла с 8,4% до 11,5%.

В отчетном периоде произошел рост объема выпу­щенных банками долговых

обязательств (на 10,5%). По состоянию на 01.07.2003 их объем достиг 12,4

млрд. руб., при этом доля данного источника в пассивах бан­ковского сектора

снизилась с 16% до 13,6%. Прирост выпущенных банками долговых обязательств

произо­шел в основном за счет эмиссии депозитных сертифи­катов, которые

возросли в 3,5 раза, однако этот инст­румент продолжает играть незначительную

роль в фор­мировании ресурсной базы кредитных организаций. Удельный вес этих

ценных бумаг в пассивах банковс­кого сектора на 01.07.2003 составил 1,8%

(0,7% на 01.01.2003).

2.3. Динамика и структура активов.

Благоприятная экономическая конъюнктура, улучшение финансового состояния

предприятий реально­го сектора обусловили снижение рисков по активным

операциям банков.

За I полугодие 2003 года совокупные активы банковс­кого сектора республики,

приносящие прямой доход, уве­личились на 33,2% и составили 59,1 млрд. руб.

Удельный вес активов, приносящих прямой доход, в совокупных активах-нетто

увеличился с начала года с 63,6% до 64,9%.

Основной вклад в рост активов банковского секто­ра внесло расширение

кредитных операций банков. Несмотря на некоторое снижение удельного веса

ссуд­ной задолженности в совокупных активах-нетто бан­ковского сектора против

начала 2003 года (с 51,4% до 48,9%), темпы прироста ссудной задолженности по

сравнению с I полугодием прошлого года были выше -24,4% против 20,8%.

Совокупная ссудная задолженность составила 44,6 млрд. руб., в том числе по

кредитам нефинансовым предприятиям и организациям - 37,3 млрд. руб.,

увели­чившись с начала года на 25,7%. Удельный вес в сово­купной ссудной

задолженности данного вида активов увеличился с 82,8% до 83,7%.

В текущем году произошел значительный рост объе­мов кредитования населения,

что обусловлено ростом реальных денежных доходов граждан. Совокупная

задолженность по кредитам физическим лицам выросла с начала года с 2 млрд.

руб. до 3,3 млрд. руб., или на 62,8%, а их доля в ссудной задолженности - с

5,7% до 7,5%. Рост объемов кредитования населения наблюдался у более половины

кредитных организаций республики.

На 4,4% снизилась задолженность по предостав­ленным межбанковским кредитам и

депозитам. Остат­ки этих средств составили на 1 июля т.г. 3,9 млрд. руб.,

а их удельный вес в совокупной ссудной задолженнос­ти снизился по сравнению с

началом года с 11,4% до 8,8%.

Благоприятная ситуация на рынке ценных бумаг способствовала увеличению в

первом полугодии т.г. у ряда кредитных организаций объема данных операций.

Несмотря на то, что в целом по банковскому сектору темпы роста вложений

кредитных организаций в цен­ные бумаги были несколько ниже, чем в прошлом

году - 42,2% против 45,5%, общая динамика данного пока­зателя была выше

динамики других активных опера­ций банков, поэтому доля вложений в ценные

бумаги в совокупных активах выросла с 7,3% на 01.01.2003 до 7,9% на

01.07.2003.

Остатки средств кредитных организаций на кор­респондентских счетах в целом

выросли по сравне­нию с началом года на 63,4%. При этом произошло изменение

структуры остатков: средства на счетах в Банке России снизились на 46%, а их

доля в сово­купных активах снизилась с 3,4% на 01.01.2003 до 1,4% на

01.07.2003, средства кредитных организа­ций на корреспондентских счетах

«Ностро» вырос­ли в 2,7 раза, а их доля в активах банковского сектора выросла

с 3,4% до 7,2%.

2.4. Структура доходов и расходов, рентабельность.

Анализ основных параметров, характеризующих финансовое состояние кредитных

организаций за I полугодие 2003 года, позволяет оценить общее состо­яние

банковского сектора экономики республики как устойчивое. К числу финансово

стабильных кредитных организаций относятся все 13 действующих кредитных

организаций республики.

По итогам деятельности за I полугодие 2003 года прибыль получена всеми

кредитными организациями и филиалами инорегиональных банков, за исключени­ем

одного филиала, убытки которого носят плановый характер. Совокупная величина

финансового резуль­тата с начала года составила 832,9 млн. руб. Полнос­тью

погашены убытки прошлых лет.

Деятельность банковского сектора республики рентабельна. В то же время

показатели рентабель­ности деятельности кредитных организаций остают­ся

низкими: рентабельность собственных средств (капитала) в годовом исчислении

не превышает 12%, а активов-нетто 1-2%. В 2002 году рентабельность капитала

по банковскому сектору республики в це­лом составляла 17%, а рентабельность

активов - более 3%.

Снижение рентабельности деятельности в первом полугодии текущего года по

сравнению с соответству­ющим периодом прошлого года связано с опережаю­щими

темпами прироста собственных средств (капи­тала) (на 60%) и активов (на 72%)

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.