РУБРИКИ

Курсовая: Деньги и денежная система

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Деньги и денежная система

инфляции. Банку России следует учитывать тенденции ди­намики ВВП, уровня

безработицы и состояния платежного баланса'^ (курсив наш. -В.К.). Одним из

основных ориентиров денежно-кредитной политики является денежная масса.

Именно этот параметр денежного обращения оказывает влияние на экономиче­ский

рост, динамику цен, занятость, бесперебойное функционирование платежно-

расчетной системы. Исходной основой определения количества денег является

сумма цен товаров. Учи­тывая, что одна денежная единица совершает несколько

оборотов в год, количество денег в обращении прямо пропорционально сумме цен

и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы. С развитием

кредита, системы взаимных расчетов и погашения взаимоплатежей совокупная

стоимость товаров и услуг уменьшается на сумму цен товаров и услуг, проданных

ранее, срок оплаты которых наступает в теку­щем году. Длительное время

денежные системы многих стран опирались на жесткую привязку денежной массы к

золоту. Денежной единице соответствовало определенное количество золота, и,

самое главное, держатели бумажных денег могли обменять их на золото.

Ди­намика цен на золото играла исключительную роль в общей ценовой

конъюнктуре и тем самым воздействовала на денежную массу. С отходом от этого

золотого правила денежного обращения в качестве обеспечения денег выступают

товарная масса и фи­нансово-экономические активы, включая, конечно, и золото,

и другие драгоценные ме­таллы. Эти фундаментальные факторы формирования

денежной массы продолжают дейст­вовать и в современной экономике, хотя общее

факторное поле денежного обращения усложнилось.

С учетом опыта стран с рыночной экономикой Центральный банк РФ ведет расчеты

следующих денежных агрегатов:

М0 - наличные деньги в обращении;

M1 = М0 плюс средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий

и организаций, плюс средства страховых компаний, плюс депозиты населения до

вос­требования в Сбербанке и в коммерческих банках;

М2 = M1 плюс срочные вклады населения в Сбербанке;

М3 = М2 плюс сертификаты и облигации госзайма.

Состав денежных агрегатов неодинаков в разных странах. В США применяется

бо­лее широкий состав денежных агрегатов. Например, в М2 включаются ценные

бумаги по однодневным операциям репо (покупка и продажа ценных бумаг с

обратным выку­пом - продажей), депозитные счета денежного рынка; взаимные

фонды денежного рын­ка (общего назначения, брокерские, дилерские). В М3

дополнительно к М2 включаются краткосрочные векселя казначейства, срочные

соглашения о выкупе, заключаемые коммерческими банками. Все денежные агрегаты

выстраиваются в иерархичную систему: каждый последую­щий денежный агрегат

включает в свой состав предыдущий. Денежные агрегаты отли­чаются по степени

ликвидности, под которой понимается "возможность быстрой кон­вертации актива

в наличность без каких-либо потерь его стоимости"'. Самой высокой

ликвидностью обладает денежный агрегат М0 (наличные деньги), ликвидность Ml

ниже, чем М0, но выше, чем М2, поскольку вклады до востребования должны быть

возвращены вкладчику по его заявлению, а срочные вклады могут в тече­ние

всего срока вклада использоваться банком для своих целей и возвращаются

вклад­чику по истечении этого срока. Денежная масса М2 определяется движением

наличных денег и безналичных средств, которые, в свою очередь, находятся в

прямой зависимости от сбережений населения и остатков средств на счетах

юридических лиц. Отсюда следует, что если процесс сбере­жений населения идет

интенсивно, население доверяет банкам и держит свои деньги на их счетах, то

Центральный банк имеет большие возможности увеличить денежную мас­су.

Сбережения населения выполняют как бы функцию обеспечения новых денег.

Про­иллюстрируем эту мысль на следующем примере. После августовского кризиса

1998 г. сбережения населения в Сбербанке и в коммерческих банках сократились

на 17 млрд. руб. (декабрь 1998 г. к декабрю 1997 г.). Поэтому при

проектировании денежной мас­сы М2 на 1999 г. Центральный банк не мог не

учитывать этого факта. Несмотря на намечаемый рост цен в 1999 г. на 30% (по

нашим расчетам, не менее 60%), денежную массу предусмотрено увеличить на 18-

26%. Об изменении денежной массы М2 и ее структуры дают представление данные

табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Денежная масса и ее структура

(в трлн. руб.)

1994 г.1995 г.1996 г.1997 г.1998 г.
Денежная масса М233,297,8220,8295,2384,5
В том числе:

Наличные деньги вне

банковской системы М0

13,336,580,8103,8130,4
Безналичные средства19,961,3140,0191,4254,1
Удельный вес М0 в М2, %40,037,336,635,233,9

Денежный агрегат М2 увеличился в 1994-1998 гг. более чем в 10 раз, удельный

вес наличных денег в М2 сократился с 40% в 1994 г. до 33,9% в 1998 г. Вместе

с тем наличные деньги в составе М2 в России в 4-5 раз превышают анало­гичный

показатель в США, что связано с недоверием к рублю из-за неустойчивости

финансово-банковской системы, медленным развитием системы безналичных

расчетов. Обращает на себя внимание, что вне сферы денежного обращения, ее

ключевых денежных агрегатов находятся ГКО и ОФЗ. Между тем их объемы в 1994-

1998 гг. стреми­тельно наращивались с 20,5 трлн. руб. в 1994 г. до 605,5

трлн. руб., т.е. увеличились почти в 30 раз, или в 3 раза быстрее, чем

увеличилась денежная масса М2. В США эти финансовые активы, хотя и обладают

меньшей ликвидностью, чем на­личные деньги, но включены в общий денежный

оборот. Нам представляется это прин­ципиально правильным, потому что

государственные ценные бумаги, являясь ликвид­ным финансовым активом, тесно

связаны с движением наличных и безналичных денег, обладающих более высокой

ликвидностью, т.е. их ценность в кризисных ситуациях может падать, в связи с

чем либо их стремятся обменять на наличные деньги, либо от­крыть депозитные

счета в банках. Именно так и получилось в августовский (1998 г.) кризис,

когда происходил лихорадочный сброс ГКО, ОФЗ и других долговых обяза­тельств.

Характеристика денежных агрегатов будет неполной без разъяснения понятия

"денежная база". Денежная база - это сумма наличных денег (МО) и денежных

средств коммерческих банков, депонированных в ЦБ в качестве обязательных

резервов. Эти деньги не только имеют большую ликвидность, но и показывают

дееспособность Центрального банка, его возможности выполнять свои

обязательства. Некоторые экономисты называют их сильными деньгами или

деньгами "высокой эффективности", поскольку эта категория денег может прямо

контролироваться Центральным банком, чего нельзя сказать о дру­гих элементах

совокупной денежной массы. Например, количество и сумма банковских вкладов

зависит не только от эффективности политики Центрального банка, но и от того,

как воспринимают эту политику инвесторы, доверяют ли они банкам или не

до­веряют. Для обоснования пределов роста денежной массы (М2) используется

денежный мультипликатор, характеризующий возможное увеличение денежной массы

без отрица­тельных последствий для роста цен и инфляции. Его величина

определяется как отно­шение М2 к денежной базе. Учитывая, что в денежную базу

и в М2 входят наличные деньги, мультипликатор отражает увеличение вкладов

населения и остатков средств юридических лиц. Если доля этих элементов в

составе М2 увеличивается, то это означает, что основная часть денежной массы

может увеличиваться в соответствии с величиной мультипликатора. Существенной

спецификой денежного обращения в России является широкое ис­пользование

иностранной валюты как для оплаты внешнеэкономических контрактов, так и в

целях сохранности сбережении населения, сокращения потерь доходов от

ин­фляции. В этой связи для анализа и прогнозирования спроса на деньги,

изменения кур­са рубля, устойчивости финансово-банковской системы, процессов

долларизации и бег­ства капитала используется показатель широких денег,

который включает агрегат М2 и депозиты населения в иностранной валюте в

национальной банковской системе. Для определения величины широких денег

используется среднегодовой валютный курс. На­пример, в 1996 г. депозиты в

иностранной валюте составляли 12,8 млрд. долл., а в руб­левом исчислении (с

учетом курса рубля 5,5 тыс. руб. за 1 долл.) - 72 трлн. руб.; агре­гат М2 -

220,8 трлн., широкие деньги - 292,8 трлн. руб. Как известно, значительная

часть сбережений населения хранится дома в иностран­ной валюте. В 1996 г.

"домашняя" валюта составляла 21,0 млрд. долл., или в рублевом эквиваленте -

116,8 трлн. руб. Вся сумма валютных денег составляла достаточно вну­шительную

величину - 188,8 трлн. руб. Масса валютных денег более чем в 2 раза превышает

наличные деньги вне банков­ской системы (МО) и составляет 85,5% от М2. Если

бы денежное обращение основыва­лось только на отечественной валюте, то М2

должен быть на 85,5% больше. Масштабы замещения рубля долларом в общем

денежном потоке настолько значительны, что можно считать, что в России

сложилась по международной терминологии параллельная система денежного

обращения, когда наряду с национальной денежной единицей ак­тивно циркулирует

денежная единица иностранного государства, что ведет к сокраще­нию

эмиссионного дохода Российского государства.

2.2. Денежная масса: спрос и предложение.

Спрос на деньги и их предложение, пожалуй, самые сложные категории

современ­ной рыночной экономики. Это связано, во-первых, со сложностью

экономической при­роды денег. Еще в прошлом веке было замечено, что "деньги

для экономической нау­ки - это то же, что квадратура круга для геометрии".

Во-вторых, движение денег в со­временной экономике происходит не автономно, а

в экономической системе с много­целевой направленностью, где действуют как

объективные, так и субъективные факто­ры. При этом роль денег неоднозначна, в

одних экономических процессах они являют­ся зависимой переменной (например,

при стагнации экономики или гиперинфляции деньги теряют активную роль), а в

других - при экономическом росте с использовани­ем широкого спектра факторов

- их роль весьма существенна. В-третьих, роль спроса на деньги, его

позитивное воздействие на экономику в российских условиях намного меньше, чем

в развитых рыночных экономиках, что связано с широкомасштабной трансформацией

нашей экономической системы, в условиях которой многие экономи­ческие

процессы неустойчивы, а поведение субъектов рынка носит зачастую ажиотаж­ный

характер.

К числу основных факторов спроса на деньги относятся следующие:

1) спрос на денежные средства, необходимые для осуществления хозяйственной

деятельности, авансирования оборотных средств, выплаты заработной платы, для

по­купки товаров в розничной торговле и т.д. Этот вид спроса, который

экономисты на­зывают "спрос на сделки", включает две самостоятельные, но

взаимозависимые компо­ненты - физическое количество товара (на

макроэкономическом уровне - ВВП в неиз­менных ценах) и стоимость товара,

выраженная в текущих ценах (на макроуровне -ВВП в текущих ценах);

2) уровень и динамика всех видов цен (потребительских, производительных,

заку­почных в сельском хозяйстве, сметных цен строительства, транспортных

тарифов, та­рифов на коммунальные услуги и т.д.). Цены привязаны к отдельному

конкретному товару, поэтому спрос на деньги опосредуется спросом на товар, но

зависит от уровня и динамики цен. Если цены растут при том же количестве

товаров, спрос на деньги увеличивается в соответствии с ростом цен. Для нашей

экономики характерен двукрат­ный спад производства при одновременном росте

цен и денежной массы. Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю в книге

"Экономикс" обращают внимание на цено­вую компоненту денежного спроса и ее

эквивалентность физическому объему произ­водства: "Спрос на деньги для сделок

изменяется пропорционально номинальному ВВП. Обратите внимание, что мы

выделяем денежный, или номинальный, ВВП. До­машним хозяйствам или фирмам

потребуется больше денег для сделок либо в случае роста цен, либо в случае

увеличения объема производства. В обоих случаях долларо­вый объем заключаемых

сделок будет большим. Эти два фактора, влияющих на спрос на деньги,

согласуются с количественной тео­рией денег, поскольку согласно этой теории

количество денег (М), исчисленное с уче­том скорости обращения одной денежной

единицы в среднем за год (V), равняется фи­зическому объему продукции (Q),

умноженному на цены (P):

MV = P ´ Q

Иначе говоря, денежная масса эквивалентна номинальному валовому национальному

продукту, или, в упрощенном виде, сумме цен товаров, если не учитывать

перераспре­делительных процессов и повторного счета материальных затрат, о

чем было сказано выше;

3) спрос на финансовые активы. Кроме товарных сделок в современной экономике

широко распространены операции с экономическими и финансовыми активами.

На­пример, покупка недвижимости - это покупка экономического актива. Покупка

ГКО, ОФЗ, покупка валюты, депозиты в банках, банковские сертификаты и т.д. и

даже ак­ции компаний, котирующиеся на бирже, - все это финансовые активы. Для

их приоб­ретения требуются деньги "высокой эффективности", т.е. наличные

деньги (рубли или валюта) или наличные деньги в резерве Центрального банка;

4) процентные ставки на финансовые активы, которые выполняют функции цены

активов. В российских условиях эти ставки намного превышают уровень

рентабельно­сти реального сектора. В 1994-1998 гг. доходность ГКО колебалась

от 50 до 80%, а рентабельность реального сектора экономики - от 24 до 5%.

Депозитные ставки в раз­личных коммерческих банках также резко колебались -

от 2-4% в Сбербанке до 30-60% в ряде коммерческих банков. Современная

экономическая теория устанавливает обратную зависимость между спросом на

деньги и ростом процентных ставок активов. Но в российских условиях, как мы

покажем дальше, эта зависимость пока либо вообще не проявляется, либо слабо

действует из-за поглощающего влияния других факторов. Более того, высокий

уровень процентных ставок на финансовые активы поддерживает высокую

конъюнктуру спроса на финансовые активы, снижает спрос на деньги "высокой

эффективности" и для ре­ального сектора экономики. Но в момент кризиса

фондового рынка финансовые акти­вы сбрасываются, и возникает ажиотажный спрос

на наличные рубли и иностранную валюту;

5) скорость обращения денег. Чем выше скорость обращения, тем меньше при

про­чих равных условиях спрос на деньги;

6) совокупность валютных факторов из-за их неустойчивости и подверженности

инфляции рубля, а также из-за принятого порядка формирования курса рубля. В

со­временных российских условиях спрос на доллары превышает спрос на рубли,

что де­лает актуальной задачу стимулирования спроса на рубли, с тем чтобы

национальная денежная единица была главным ориентиром в деятельности

субъектов рынка;

7) потребности в финансовом обеспечении предполагаемых затрат на инновации и

инвестиции, т.е. потребности, выходящие за рамки текущего финансового

оборота. Это то, что российские экономисты обычно считают спросом на деньги,

необходимые для расширенного воспроизводства.

Это вовсе не означает, что действительный спрос на деньги безграничен и

выходит за границы экономической целесообразности. Размеры реального

денежного спроса в конечном итоге определяются ресурсной обеспеченностью

экономических субъектов. Российская экономика, несмотря на глубокий спад

производства, громадные потери производственного и научно-технического

потенциала, утечку капитала за границу, сохраняет ведущие позиции по запасам

большинства природных ресурсов: 1-е место в мире по запасам природного газа,

железных руд, ряда цветных и редких металлов, а также по запасам земельных,

водных и лесных ресурсов. Эти запасы - часть нацио­нального богатства, они

составляют основу обеспечения рубля и других платежных средств. Однако, имея

самый мощный природно-ресурсный потенциал, Россия испытывает денежный голод,

нехватку инвестиционных ресурсов. Страна не может в нормальном объеме

финансировать даже геолого-разведочные работы. Прежде всего, это является

следствием неразвитости рыночных отношений - отсутствия экономической оценки

материальных активов и их важнейшей части - запасов полезных ископаемых.

Другая причина - несогласованность целей экономической политики, стратегии

развития ак­ционерных компаний с ориентирами денежно-кредитной политики. В

денежно-кредитной и финансовой политике сегодня не учитываются возможности

ресурсного потенциала экономики. Структура денежной массы, как отмечалось

выше, ограничивается двумя или тремя ее агрегатами (M1, M2, М3). Акции

коммерческих банков и акционерных компаний, государственные долговые

обязательства находятся вне совокупной денежной массы. Политика

государственных долговых обязательств (ГКО, ОФЗ) подчинена задачам

финансирования бюджетного дефицита и никоим обра­зом не затрагивает проблем

структуризации экономики, перелива капитала из финан­сового в реальный

сектор. Необходимо одновременно осуществить меры по экономической оценке

материаль­ных активов и корректировке структуры денежных агрегатов.

Экономическая оценка материальных активов позволит повысить обеспеченность

рубля, доверие к нему рос­сийских и зарубежных инвесторов, а также теснее

увязать объем и структуру денежной массы с материальными активами. Оценку

материальных активов нужно организовать на трех уровнях - федеральном,

региональном и на уровне компаний, причем с учетом разграничения прав

собственно­сти. Пока в России нет надежных методик оценки полезных

ископаемых, ориентиро­ванных на привлечение инвестиционных ресурсов.

Последняя оценка запасов полезных ископаемых производилась в 1981 г. и

отвечала условиям бюджетного финансирования. В настоящее время она должна

осуществляться с учетом правил мирового фондового рынка. Так, оценка

доказанных запасов составляет 42 трлн. долл. Доказанные запасы -это новое

понятие для российской экономики. В международной финансовой практике оно

означает разведанные сырьевые запасы, которые можно извлечь с прибылью, с

уче­том текущих цен, правовых и экономических условий;

8) спрос на деньги зависит от применения современных финансовых и банковских

технологий, отлаженности всей системы платежно-расчетного оборота. Например,

Ми­шель Дотси, как пишут об этом Дж.Д. Сакс и Ф. Ларрен, «смог показать, что

спрос на деньги снизился после внедрения электронного способа перевода ценных

бумаг от од­ного владельца к другому»;

9) спрос на деньги зависит от интенсивности процессов сбережения денег как на

счетах фирм, банков, так на личных счетах граждан, на депозитах, особенно

срочных и страховых вкладов. Интенсивность образования сбережений измеряется

остатками де­нежных средств на счетах. Рост сбережений расширяет возможности

использования денег в безналичном обо­роте, поскольку прирост денег обеспечен

тем, что часть ранее выпущенных денег на­ходится в банковском обороте.

Учитывая это свойство денег, Баумоль и Тобин счита­ют, что глобальным

фактором формирования спроса на деньги является "спрос на ре­альные денежные

остатки". По их мнению, "для людей важна покупательная способ­ность денег, а

не их номинальная ценность". С учетом значения в формировании денежного

спроса реальных остатков денежных средств совсем по-иному проявляется

действенность ценового фактора. Для номиналь­ного роста остатков значение его

сохраняется, а для роста реальных остатков этот фактор не имеет значения:

"Спрос на реальные денежные остатки не подвержен воз­действию изменений в

уровне цен, но возрастает с ростом реального дохода и сокра­щается при росте

номинальных процентных ставок" . Эмпирические исследования российской

экономики показывают, что ценовой фак­тор остается одним из важнейших

факторов формирования спроса на деньги. Вместе с тем состав денежных

агрегатов, логика денежного обращения указывают, что если признать главной

задачей денежно-кредитной политики содействие экономи­ческому росту и

благосостоянию человека, то создание стимулов для сбережений насе­ления и их

трансформации в накоплении должно способствовать расширению объек­тивных

границ для роста денежной массы, финансового обеспечения расширенного

воспроизводства. Конфликт между ценовой компонентой денежной массы, ее ростом

в соответствии с ростом цен и компонентой сбережений, определяющей пределы

роста денежной массы, может быть настолько серьезным, что денежная масса

становится фактором, блокирующим развитие экономики. В этом случае необходима

система син­хронных мер по восстановлению сбережений, их индексации,

сдерживанию роста цен и обеспечению роста реальных доходов. Подводя итоги

изложенному, можно следующим образом определить спрос на день­ги: это спрос

на денежные средства, необходимые для товарного обращения,

внешне­экономических сделок для осуществления финансовых операций по

приобретению госу­дарственных ценных бумаг. Решающее влияние на спрос на

деньги оказывает динамика физического объема продукции, а также цены. Базовой

основой спроса на деньги явля­ются денежные остатки средства на счетах

субъектов рынка и склонность субъектов рынка к сбережениям, доверие к

национальной денежной единице и к кредитной поли­тике Центрального банка.

Теперь рассмотрим важнейшие эмпирические зависимости в макроэкономических

индикаторах денежного обращения. Заметим, что выводы из этого анализа могут

уточ­няться по мере расширения и уточнения информационных данных. Денежная

масса, объем ВВП и цены. При анализе мировой статистики видно, что во многих

странах с развитой рыночной экономикой денежная масса растет быстрее не

только по отношению к реальному ВВП, но и к потребительским ценам, а также к

ВВП в текущих ценах. Иначе говоря, на протяжении длительных периодов (5 и 10

лет) денежная масса устойчиво увеличивается быстрее физического объема

производства и быстрее потребительских цен. В странах с развитой рыночной

экономикой в 1992-1996 гг., по исходным данным Мирового банка, денежная масса

(М2) в среднем за год увеличивалась на 3,5%, а прирост реального ВВП

составлял 1,9%, т.е. денежная масса росла в 1,8 раза быстрее. Сопоставление

индексов денежной массы и потребительских цен за 1991-1996 гг. показало, что

как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах с пере­ходной

экономикой (кроме России) рост денежной массы опережает увеличение

потре­бительских цен. Например, в США коэффициент опережения составил в 1991

г. 2,1 раза, в 1992 г. - 2,8, в 1993 г. - 3,1, в 1994 г. - 4,4 раза; в

Германии - соответственно 2,4; 4,2; 1,4; 2,2 раза; в Канаде - 1,0; 6,1; 1,6;

3,2 раза; в Великобритании - 0,3; 1,7; 4,2; 2,2 раза. Конечно, по

краткосрочным данным нельзя судить об устойчивости такой тенденции. К

сожалению, мы не располагаем необходимой статистической информаци­ей о

динамике цен за более длительный период. Но имеются официальные данные

Гос­комстата РФ о динамике ВВП в текущих ценах за 1985-1994 гг., которые

позволяют определить тенденцию соотношения индексов ВВП (в текущих ценах) и

денежной массы. В большинстве из приведенных в табл. 2.2. стран

(Великобритания, Германия, США, Италия, Китай) денежная масса увеличивалась

быстрее ВВП в текущих ценах В Японии и во Франции наблюдалась противоположная

тенденция: денежная масса воз­растала медленнее ВВП в текущих ценах. Очень

высокий коэффициент опережения в Китае, как нам представляется, вызван

либерализацией цен, которая ранее проводилась очень осторожно и лишь в конце

периода приобрела большие масштабы. Так, в Китае в 1994 г. наблюдался высокий

(по сравнению с другими странами, по которым прово­дился сравнительный

анализ) темп роста ВВП (в постоянных ценах - 11,8%), одновре­менно и

потребительские цены повысились на 20%, а денежная масса еще больше - на

24,4%.

Таблица 2.2.

Темпы роста ВВП (в текущих ценах) и денежной массы (в % к 1985 г.)

1990 г1991 г1992 г1993 г.1994 г.1996 г к 1993 г.*

Великобритания

ВВП

141139151152158117,6
Денежная масса**379404422445-134,0
Коэффициент опережения (2:1)2,692,912,792,93-1,14

Германия

ВВП

142154169166175111,9
Денежная масса175183204222233115,9
Коэффициент опережения (2:1 )1,221,191,211,341,331,03

Италия

ВВП

139146157152160120,8
Денежная масса156173176187192106,3
Коэффициент опережения (2:1 )1.121,181,121.231,200,87

Китай

ВВП

127131150188175200,1
Денежная масса232298388472714219,1
Коэффициент опережения (2:1)1,832,272,592,514,081,09

США

ВВП

137142149157167116,6
Денежная масса141153171188188112,3
Коэффициент опережения (2:1)1,031,081,151,201,130,96

Франция

ВВП

138146156151156112,2
Денежная масса1,301,231,231,241,28123,1
Коэффициент опережения (2:1)0,940,840,780,820,82110,7

Япония

ВВП

149161170173177105,2
Денежная масса122133139150154108,4
Коэффициент опережения (2:1)0,820,820,820,870,87103,0

* Темпы роста ВВП исчислены на основе данных объема ВВП в текущих ценах и в

едини­цах национальной валюты. За период 1985-1994 гг. ВВП исчислен в

долларах США. Темпы роста денежной массы определены на основе денежного

агрегата М2, который вклю­чает Ml плюс срочные сберегательные вклады, а также

депозиты в иностранной валюте резиден­тов, кроме органов государственной

власти. В российской методологии в определение М2 этот последний элемент не

включается.

** Темпы роста денежной массы в 1994 г. к 1985 г. рассчитаны на основе данных

Ml (деньги в узком понимании - наличные деньги, дорожные чеки и вклады до

востребования в депозитных учреждениях).

Тенденция опережающего увеличения денежной массы по сравнению с ВВП (в

те­кущих ценах) сохранилась и в 1996 г., кроме Италии и США. Включение в

анализ де­нежного агрегата М2 вместо Ml, как видно из табл. 2.2, существенно

не влияет на ха­рактер динамики этих показателей.

Понимание необходимости опережающего роста денежной массы (М2) по сравне­нию

с ценами находит своих сторонников в ЦБ и других экономических учреждениях. В

1996 г. денежная масса опережала рост потребительских цен, которые составили

соответственно 30 и 21,8%. В 1997 г. прирост денежной массы (М2) составил

33,7%, а рост потребительских цен - 11,8%, т.е. денежная масса росла почти в

3 раза быстрее цен. В 1998 г. денежная масса увеличилась на 30,3%, а

потребительские цены - на 84,2%, или более чем в 2 раза быстрее. Замедление

роста денежной массы относитель­но роста цен в 1998 г. связано с тем, что

взрывной по своему характеру рост цен нанес сокрушительный удар по всей

системе доходов населения. Они сократились по край­ней мере за 5 месяцев 1998

г. на 25-30%. Сбережения как важнейший компонент де­нежной массы в 1998 г.

сократились на 17 млрд. руб. Конфликт между ценами и сбе­режениями, о котором

мы ранее упоминали, разрешился в 1998 г. в пользу сбережений. Именно их

стагнация лимитировала рост денежной массы. Вместе с тем проблема не­достатка

денег для хозяйственного оборота в реальных ценах обострилась, что сказа­лось

на увеличении неплатежей как внутри страны, так и в системе

внешнеэкономиче­ских связей. Скорость обращения денег и денежная масса. Из

количественной теории денег, а точнее, из уравнения обмена следует, что

денежная масса зависит от скорости обраще­ния денег: чем выше при прочих

равных условиях (уровень цен и объем реального ВВП) скорость обращения денег,

тем меньше денежной массы нужно для обслужива­ния годового производства ВВП.

Скорость обращения денег представляет собой число оборотов денежной массы в

год, где каждый оборот обслуживает расходование доходов. Таким образом,

скорость обращения денег, как считает П. Самуэльсон, показывает скорость

обращения дохода. Скорость обращения денег изменяется во времени в

зависимости от изменения финан­совой системы, привычек, мнений, видов на

будущее и распределения денежной массы между различными видами организаций и

группами людей с различными доходами. Можно спорить о полноте и

соподчиненности факторов скорости обращения денег, но безусловно, что на

динамику этого показателя влияет значительное число не только объективных, но

субъективных факторов. В международных сопоставлениях скорость обращения

денег определяется и как "количество трансакций (точнее, количество еди­ниц

ВВП), обслуживаемых единицей денег в течение определенного периода времени,

например года". П. Самуэльсон, исследуя динамику скорости обращения денег, по

данным статисти­ки США за 1939-1960 гг., сделал следующий вывод: "Исторически

наблюдается, что на протяжении длительного времени V (скорость обращения

денег. - B.C.) проявляет по­нижательную тенденцию, несколько снижаясь по мере

роста реального дохода. Кратко­временные циклические колебания имеют

противоположный характер - когда растут производство и реальные доходы, V,

как правило, тоже повышается за короткое время; когда производство падает, V

также снижается". В своих исследованиях наиболее приемлемых для США темпов

прироста денежной массы Милтон Фридмен исходил из тенденций незначительного

снижения скорости обращения денег. В табл. 2.3. приведены данные о скорости

обращения денег в странах с разными темпами развития экономики за 1985-1995

гг.

Таблица 2.3.

Скорость обращения денег

(раз)

1985 г.1990 г.1992 г.1995 г.
Россия1,91,43,28.1
Украина1,91,33,610,5
Великобритания2,51,11,11,0
Германия1,71,61,71,6
Италия1.61,71,71,7
Франция1,51,61.71,6
Швеция2,02,12,12,2
США1,51,51,51,8
Япония1,10,90,90,9
Китай2,01,41,11,0

Из приведенных данных следует, что, во-первых, в России скорость обращения

де­нег за 1992-1995 гг. в 2-5 раз превышает аналогичные показатели стран с

развитой рыночной экономикой, а также Китая, и, во-вторых, тенденция изменения

скорости обращения денег неоднозначна. Если в Великобритании она снизилась в

1995 г. по сравнению с 1985 г. с 2,5 оборота до 1,0 и в Китае с 2,0 до 1,0, то

в Германии она бы­ла почти неизменной и составила 1,7-1,6 оборота. Такова же

тенденция в Японии -1,1-0,9 оборота. В США скорость обращения денег выросла с

1,5 до 1,8, в Швеции - с 2,0 до 2,2. Поэтому, как отмечает Л. Абалкин,

показатель скорости обращения денег нужно с большой осторожностью использовать

для обоснования денежной массы. Он носит производный характер и является "чисто

счетной величиной"2. Если вернуться к количественному уравнению

обмена, то можно показать, что ско­рость обращения денег прямо пропорциональна

темпам роста цен и объема ВВП (в неизменных ценах) и обратно пропорциональна

росту денежной массы:

Курсовая: Деньги и денежная система

где Jv - индекс скорости обращения денег;

Jp - индекс цен;

Jm - индекс денежной массы;

Jy - индекс ВВП.

Для России увеличение показателя скорости денежного обращения выражает не что

иное, как повышение цен, поскольку масса потребительских товаров и товаров

произ­водственного назначения и соответственно ВВП в 1991-1995 гг.

сократилась. Или, точ­нее, из приведенной формулы индекса скорости обращения

денег следует, что цены растут быстрее, чем денежная масса. Конечно, П.

Самуэльсон не мог предполагать, что при снижении объема производства скорость

обращения денег увеличится. В нормаль­ной экономике рост цен является

фактором увеличения производства, финансовый сек­тор взаимоувязан с потоками

движения ВВП, с физической экономикой, а не занят обслуживанием самого себя и

извлечением нормы дохода, многократно превышающей норму прибыли в реальном

секторе. Нужно также учесть структурные сдвиги в ВВП -повышение доли услуг, в

первую очередь услуг финансово-банковской сферы. В ре­альном же секторе

экономики оборачиваемость капитала не только не увеличилась, но даже

снизилась: фондоотдача, рассчитанная по показателю ВВП, сократилась с 0,67

руб. в 1991 г. до 0,12 руб. в 1995 г. Процентные ставки финансовых активов и

их влияние на денежную массу. Зна­чительное место в системе процентных ставок

финансовых активов принадлежит став­ке рефинансирования, которая выполняет

функцию учетной единицы. Банк России, опираясь на анализ денежного рынка, в

том числе изменение функции ставок межбан­ковского рынка, регулирует ставку

рефинансирования. В 1996 г. он изменял ее 5 раз, снизив со 160 до 48%, а в

1997 г. - также 5 раз (с 48 до 42% и с 24 и 21%). Если по динамике ставки

рефинансирования 1991-1997 гг. в известной мере можно судить об удешевлении

денег, то это должно было повысить спрос на деньги и расширить их

предложение. Между тем объем денежной массы в 1996 г. увеличился на 30%,

кредит­ные вложения - соответственно на 21,6%. В 1996 г. денежная эмиссия

больше зависела от политических факторов, чем от процентной политики. Так, в

июне 1996 г., накану­не выборов президента России, денежная эмиссия составила

10,5 трлн. руб. - больше, чем в течение всего I квартала (7,2 трлн. руб.). В

1998 г. ЦБ для предотвращения кризиса поднимал ее в июне до 150%, однако

та­кой ее рост не стабилизировал фондовый рынок. Сопоставление динамики

кредитных и депозитных ставок с изменением денежной массы (Ml)

Великобритании, Германии, США, Японии, а также Китая (см. табл. 2.3.)

показало что однозначной (обратной) зависимости между этими

макроэкономическими параметрами в 1985-1994 гг. не наблюдалось. В 1985-1990

гг. кредитная и депозитная ставки увеличивались, причем наблюдались высокие

темпы роста денежной массы, особенно в Великобритании (379%) и в Китае

(232%). В 1991-1994 гг. произошло рез­кое снижение процентных ставок, кроме

Китая и Германии (кредитная ставка осталась почти без изменений, а депозитная

существенно сократилась), вместе с тем темпы рос­та денежной массы в

большинстве стран не только не возросли, но даже снизились. В Китае же при

увеличении процентных ставок темп роста денежной массы оказался выше, чем в

1986-1990 гг. Эти данные подтверждают довольно тривиальную мысль, что фактор

изменения процентных ставок влияет на денежную массу в системе других

факторов, действие которых в определенной экономической и финансовой ситуации

гораздо сильнее и противостоит фактору процентных ставок. Для определения

чистого влияния этого фактора нужен более широкий массив экономической

информации. Обращает на себя внимание обратная зависимость между изменением

ставки рефи­нансирования в течение года и изменением эмиссии: в январе 1996

г. изъятие денег составило 4,7 трлн. руб., а в декабре 1996 г. эмиссия

равнялась 10,2 трлн. руб., причем учетная ставка снизилась со 160 до 48%.

Доходность государственных ценных бумаг (шестимесячных) сократилась с 78,87%

в январе 1996 г. до 32,59% в декабре 1996 г., объем эмиссии ГКО увеличился со

157,0 трлн. до 432,5 трлн. руб., или почти в 3 раза. В этом сегменте рынка в

краткосрочном плане четко прослеживается обратная зависимость между уровнем

доходности и объе­мом квазиденег.

Депозитные ставки по вкладам до востребования Сбербанка РФ снизились до 2%.

Однако это существенно не повлияло на процесс сбережении: в декабре 1996 г.

увели­чились как вклады в Сбербанке России (на 166%), так и средний размер

вкладов - с 223 тыс. до 381 тыс. руб. Несоответствие между динамикой

депозитной ставки и про­цессом нарастания сбережений, вероятно, объясняется

тем, что население большее предпочтение отдает сохранности вкладов, чем

уровню процентного дохода. Об этом можно судить по росту доли вкладов в

Сбербанке России с 51,1% в январе 1996 г. до 85,0% в декабре 1996 г. Тем не

менее часть населения, несмотря на горький опыт фи­нансовых пирамид,

предпочитает рисковать, держа свои вклады в коммерческих бан­ках. В целом

спрос на финансовые активы сильно колеблется по сегментам финансового рынка.

Хотя к концу 1996 г. различия в доходности сократились, но они еще довольно

значительны, особенно между ставками ГКО, кредитными и депозитными ставками.

Если ставка по депозитам до востребования составляет лишь 2%, то по ГКО -

32,6%, а ставка межбанковского кредита - 36,2%. По данным международной

статистики, в большинстве стран превышение процента за кредит над депозитными

ставками составляет 2-3 пункта. В России в 1994 г. (по данным МВФ) это

различие достигает 217,5 процентных пункта (см. табл. 7.4). В 1996 г. оно

несколько сократилось, но оставалось на уровне более 90 процентных пунктов, а

в 1997 г. - около 30 процентных пунктов (кредитная ставка - 46,1, депо­зитная

- 16,4). Ставки по государственным ценным бумагам в большинстве стран ниже

кредитных ставок и составили в 1995-1996 гг., например, в Великобритании 2,9-

3,5%, в Германии - 2,4-2,6, в США - 2,3-2,7%, в Японии - 2,4-2,6%'

(соответственно ставки кредита, по данным 1994 г., - 5,48; 11,48; 7,14;

4,13%).

Таблица 2.4.

Процентные ставки и денежная масса

Процентные ставки по кредитам и депозитамДенежная масса (М1 )*, миллиардов национальной валюты
1985 г.1990 г.1994 г.

1990 г.

к 1985 г

(%)

1994 г. к 1990 г

(%)

1985 г.1990 г.1994 г.

1990 г.

к 1985 г

(%)

1994 г.

к 1990 г.

(%)

Россия:

кредит

депозит

319,5

102,0

Велико-брита-ния:

кредит

депозит

12,3

11,79

14,75

12,25

5,48

3,44

120

104

37

28

56,7214,9

252,3

**

379117
Процентные ставки по кредитам и депозитамДенежная массa (Ml)*, миллиардов национальной валюты
1985 г.1990 г.1994 г.

1990 г.

к 1985 г.

(%)

1994 г.

к 1990 г.

(%)

1985 г.1990 г.1994 г.

1990 г.

к 1985 г.

(%)

1994 г.

к 1990 г.

(%)

Герма-ния

кредит

депозит

9,53

4,44

11,59

7,07

11,48

4,47

122

159

99

63

314,5551,9732175,0133

Китай:

кредит

депозит

7,74

7,20

9,36

8,64

10,98

10,98

121

120

117

127

301,7700,9215,4232,0307

США:

кредит

депозит

9,93

8,05

10,01

8,16

7,14

4,63

101

101

71

56

6559251232141133

Япония:

кредит

депозит

6,60

3,50

6,95

3,56

4,13

1,70

105

102

59

48

98,2119,6151,7122127

* Ml (деньги в узком понимании) - наличные деньги и вклады до востребования в

депозитных учреждениях.

** Данные 1993 г.

Другой важный вывод состоит в том, что спрос на финансовые активы и их

пред­ложение по своему объему превосходят денежную массу. Эмиссия ГКО и ОФЗ в

1996 г. составила 479,8 трлн. руб., денежная эмиссия - 29,6 трлн. руб.,

денежная масса (М2) - 278,8 трлн. руб. Такой перекос спроса связан с

многократным превышением нормы доходности части финансовых активов по

сравнению с рентабельностью реаль­ного сектора экономики. Проводимая в 1996-

1998 гг. политика Банка России по понижению учетной ставки и ставок ГКО

недостаточна для создания условий для перетока средств в реальный сектор. Эту

политику нужно скоординировать с политикой кредитования, точнее, с политикой

удешевления кредита для реального сектора. Такую задачу ЦБ очень трудно

решить, поскольку ставки рефинансирования пока еще слабо синхронизированы со

ставками кредитования, находящимися в юрисдикции коммерческих банков Но ЦБ

может проводить более взвешенную политику денежной массы, ее взаимоувязки с

дру­гими макроэкономическими параметрами (ВВП, цены, инвестиции). Наконец, ЦБ

мо­жет прямо регулировать депозитные и кредитные ставки, устанавливая

определенные пределы. Предложение денег. В условиях денежного обращения,

основанного на золотом стандарте, от которого США отошли в 1973 г.,

предложение денег определялось в же­стком соответствии с производством

золота, уровнем и динамикой цен на этот металл. С отказом от "золотого

правила" денежного обращения главная роль в формировании денежного

предложения принадлежит политике правительства и Центральному банку. Исходной

основой определения объема денежной массы является ранее рассмотренный нами

принцип соответствия денежной массы объему валового внутреннего продукта и

уровню цен, естественно, с учетом скорости оборота денег.

Сложность определения денежной массы состоит в том, что денежные власти

(Центральный банк) в условиях рынка должны иметь надежную информацию о

прогно­зе динамики ВВП и цен. Например, М. Фридмен для краткосрочных целей

признавал приемлемым среднегодовой прирост денежной массы на 4-5% при

среднегодовом при­росте реального ВНП на 3% и незначительном снижении

скорости обращения денег . Деньги настолько конкретный товар, что они не

любят ориентировочных расчетов. Поэтому прогноз ВВП на макроуровне и прогноз

производства любой продукции — это недостаточное условие формирования

денежной массы. Необходимо, чтобы про­дукт был продан и выручка поступила на

счета продавца. Так что основной катего­рией, определяющей формирование

денежной массы в наличной и безналичной формах, служит выручка, которая и

есть финансово-денежное измерение ВВП и других стои­мостных измерителей

результатов экономической деятельности. Политика прави­тельства и

Центрального банка зажата в жесткие рамки формирования выручки. Оно не может

прибегнуть к простому способу увеличения денежного предложения "разбро­са

денег с вертолета", как это считали некоторые западные экономисты. Вспомним

идеи и тех наших экономистов, которые в 60-90-е годы полагали, что "деньги

всегда найдутся, были бы материальные ресурсы". Конечно, деньги можно

разбросать с вертолета, но сколько потребуется таких вертолетов при больших

денеж­ных аппетитах? Поэтому главная задача денежных властей состоит в

создании условий и механизмов слаженного действия на открытом рынке субъектов

рынка, самого Цен­трального банка, с тем чтобы реализация продукции и всего

объема ВВП заканчива­лась поступлением денег на счета. Самое лучшее, когда их

поступает больше, чем авансируется в момент начала производства. Обычно

подчеркивается значение выручки как базовой категории для организации

налично-денежного обращения. Но, на наш взгляд, бесперебойность безналичного

оборота не в меньшей мере зависит от форми­рования и использования выручки на

счетах фирм и организаций. Например, выручка ОАО "Газпром" лишь на 61%

состоит из денежных поступле­ний, 39% составляют прочие виды расчетов

неденежного характера. Естественно, такая структура выручки не может не

сказаться на структуре платежей в бюджет, на форми­ровании различных денежных

фондов компаний. Поскольку бюджет расплачивается с бюджетными организациями

не просто "живыми" деньгами, а в значительной мере на­личными, то становится

понятным, что оздоровление выручки, увеличение денежной компоненты в ее

структуре - основа укрепления не только безналичного денежного оборота, но и

налично-денежного оборота.

Назовем основные факторы, определяющие предложение денег:

1) розничный товарооборот. От его объема и структуры зависят выручка торговых

организаций, поступление выручки от пассажирского транспорта;

2) поступление налогов и сборов с населения;

3) поступления на счета по вкладам в Сбербанк и коммерческие банки;

4) поступление наличных денег от реализации государственных и других ценных

бумаг;

5) золотовалютные резервы. Их увеличение создает условия для проведения

актив­ной денежно-кредитной политики на открытом рынке, при определении

объема кре­дитных ресурсов и позволяет увеличивать предложение денег;

6) общин дефицит финансового баланса и его важнейшей части - бюджетного

де­фицита. Бюджетный дефицит показывает недостаток средств на выплату

заработной платы и финансирование других государственных расходов. Дефицит

носит относи­тельный характер, он должен иметь финансовые источники покрытия

либо путем пря­мого кредита правительству от Центрального банка, либо путем

приобретения Цен­тральным банком государственных ценных бумаг. В любом случае

бюджетный дефицит влияет на денежное предложение и на эмиссию денег;

7) экспортно-импортное сальдо торгового баланса. Экспорт способствует

увеличе­нию предложения денег, а импорт сокращает их предложение. Активное

сальдо торго­вого баланса - важный элемент денежно-кредитной политики,

способствующий увели­чению предложения денег;

8) кроме торгового баланса предложение национальной валюты зависит от других

статей платежного баланса (см. гл. 24). Так, отрицательный баланс операций с

капита­лом и финансовыми инструментами в 1994-1997 гг. (-60,2 млрд. долл.)

даже при уве­личении внешнего финансирования за этот период (46,7 млрд.

долл.) и использованных кредитов и займов МВФ (11,8 млрд. долл.) показывает,

что вывоз капитала из страны превышает его ввоз, что создает дополнительную

нагрузку на денежное обращение и увеличение предложения денег;

9) состояние баланса Центрального банка. Например, в 1997 г. Центральный банк

активы в виде кредитов Минфину заменил активами в виде операций с ценными

бума­гами. Их доля увеличилась с 26,6% на 1 января 1997 г. до 44,2% на 1

декабря 1997 г. Такая операция поставила баланс Центрального банка в

зависимость от состояния фон­дового рынка, кроме того, увеличились затраты

Минфина на обслуживание госдолга. Последовавший в 1998 г. (август) финансовый

кризис потребовал от ЦБ дополнитель­ных ресурсов на реструктуризацию долга,

что и осложнило формирование в 1999 г. денежной массы (М2).

Одним из инструментов определения предложения денег служит прогноз кассовых

оборотов, который разрабатывается Центральным банком и его территориальными

уч­реждениями по специальной методике. На основании ожидаемых поступлений

денег в кассы банков и их целевого использования определяется достаточность

или избыток денег, т.е. эмиссионный результат. Эмиссия денег (по

международной терминологии - сеньораж) - это самостоятельная категория, тесно

связанная с агрегатом М0 и отражающая прирост этого агрегата. Эмиссия -

результат спроса и предложения денег. Если в прогнозируемых кассовых оборотах

ожидается превышение выплат денег над их поступлением в кассы банков, то в

случае невозможности сокращения денежных выплат предусматривается эмиссия

де­нег. Представление о масштабах денежной эмиссии дают данные табл. 2.5.

Таблица 7.5

Денежная эмиссия

(трлн. руб.)

1994 г.1995 г.1996 г.
I квартал2,7-0,97,2
1-е полугодие10,519,225,1
9 месяцев16,730,618,6
Год23,245,629,6

Эти данные в сопоставлении с данными, приведенными в табл. 2.1, о сумме

налич­ных денег (М0) показывают, что эмиссия оказывает влияние на количество

наличных денег (М0) с некоторым лагом. Так, эмиссия в 1994, 1995 гг. была

больше суммы на­личных денег в эти годы, но меньше их суммы в последующем

году: в 1994 г. М0 со­ставил 13,3 трлн. рублей, а эмиссия - 23,2 трлн., в

1995 г. М0 - 36,5 трлн., а эмиссия -45,6 трлн. руб. В 1996 г. произошло такое

насыщение денежного оборота, что эмиссия существенно сократилась до 29,6

трлн. руб., а масса наличных денег составила 80,8 трлн. руб.

Для прогнозирования предложения денег некоторые экономисты предлагают

исполь­зовать денежный мультипликатор:

М = n x В,

где М - денежная масса;

n - мультипликатор;

В - денежная база (чистые денежные обязательства Центрального банка).

В свою очередь:

В=К + А + К1 + А1,

где К - кредиты Центрального банка правительству (размещенные в Центральном

бан­ке государственные ценные бумаги);

А - чистые иностранные активы Центрального банка;

К1 - кредиты Центрального банка коммерческим банкам;

А1 - прочие чистые активы.

Денежный мультипликатор зависит от следующих коэффициентов: отношение

резервов коммерческих банков к общей сумме депозитов (срочных и до

востребования); отношение суммы наличных денег в обращении к депозитам до

востребования (зависит от уровня процентных ставок и распределения доходов);

соотношение срочных депозитов и депозитов до востребования (зависит от уровня

процентных ставок по срочным депозитам). Подводя итог, следует выделить

элементы формирования денежного предложения. Предложение денег не

искусственная, не волюнтаристская категория. Предложение денег связано с

достигнутым уровнем развития экономики, номинальным объемом ВВП, а также с

возможностями его роста. Формирование предложения денег - это важная сфера

денежно-кредитной политики ЦБ. Определяя объемы роста денежной массы М2, ЦБ

необходимо принимать во внимание перечисленные выше факторы. Не­достаточность

денежной массы для экономического оборота определяется слабыми стимулами

инвесторов к сбережениям, именно по этой причине медленно развивается

безналичный денежный оборот и денег не хватает на обслуживание важнейших

циклов воспроизводства. Одной из главных категорий денежного предложения

является выруч­ка, т.е. поступление денег на счета в банках. От умелого

управления и регулирования процессов формирования и использования выручки как

на макроуровне, так и на микро- и мезоуровне зависит устойчивость де­нежного

обращения.

3. Денежная система и ее элементы.

3.1. Типы и структура денежных систем.

Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране,

сло­жившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее

составной частью является национальная валютная система, которая в то же

время относительно самостоятельна. Денежные системы сформировались в Европе в

XVI-XVII вв. в период укрепления государственной власти и формирования

национальных рынков, хотя отдельные их элементы появились в более ранний

период. Объективную необходимость в единой, стабильной и эластичной денежной

системе обусловили следующие причины: феодальная раздробленность, в том числе

в монетном деле, которая препятствовала образованию национального рынка;

товарно-денежные отношения периода капитализма свободной конкуренции,

кото­рые требовали устойчивости денежной системы, относительного постоянства

стоимости денежной единицы. В зависимости от того, в какой форме

функционируют деньги: как товар - всеоб­щий эквивалент или как мера

стоимости, различают два типа денежных систем: системы металлического

обращения, при которых денежный товар (благородные металлы) непосредственно

обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменны на

металл; системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены

из обра­щения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами. При

металлическом обращении в зависимости от металла, который в данной стране

принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различают

би­металлизм и монометаллизм. Биметаллизм - это денежная система, при которой

государство законодательно за­крепляет роль всеобщего эквивалента за двумя

благородными металлами (обычно за золотом и серебром), предусматривая

свободную чеканку монет из обоих металлов и их неофаниченное обращение.

Существовали три разновидности биметаллизма: система параллельной валюты,

когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось

стихийно на рынке; система двойной валюты, когда соотношение между золотыми и

серебряными моне­тами устанавливалось государством в зависимости от спроса на

металлы, от экономи­ческой и политической ситуации в стране и мире; система

"хромающей" валюты, при которой золотые и серебряные монеты служили законными

средствами платежа, но не на равных основаниях, так как чеканка серебря­ных

монет производилась в закрытом порядке в отличие от свободной чеканки золотых

монет. Это фактически система двойной валюты, "хромающая" на серебряную ногу,

т.е. золото имеет более свободное обращение, чем серебряные деньги.

Биметаллизм был широко распространен в XVI-XVII вв., а в ряде стран Западной

Европы - и в XIX в. В Англии биметаллизм господствовал с середины XIV в. до

конца XVIII в. Однако при использовании двух металлов в качестве денег

возникала труд­ность установления стоимостного соотношения между золотом и

серебром. В 1865 г.

Франция, Бельгия, Швейцария и Италия попытались сохранить биметаллизм путем

подписания международного соглашения о поддержании твердого соотношения между

золотыми и серебряными монетами. Так возник Латинский монетный союз - первая

попытка межгосударственного регулирования денежной системы. В заключенной

Мо­нетной конвенции была предусмотрена свободная чеканка монет из обоих

металлов достоинством от 5 фр. и выше с установлением законного ценностного

соотношения между золотом и серебром 1:15,5. Биметаллическая денежная система

была противоречива и неустойчива. Она не со­ответствовала потребностям

развитого товарного хозяйства, так как использование в качестве меры

стоимости одновременно двух металлов - золота и серебра - противоре­чит

природе этой функции денег. Всеобщей мерой стоимости может служить только

один товар. Кроме того, устанавливаемое государством твердое стоимостное

соотношение меж­ду золотом и серебром не соответствовало их рыночной

стоимости. Рыночное соотно­шение золотых и серебряных монет составляло 1:20,

1:22. В результате удешевления производства серебра в конце XIX в. и его

обесценения золотые монеты стали уходить из обращения в сокровище. В этом

проявилось действие закона Грешэма: монеты из обесценившегося металла

вытесняют из обращения монеты из другого металла («"плохие" деньги вытесняют

из обращения "хорошие"»). В 1878 г. в странах - членах Латинского монетного

союза была прекращена сво­бодная чеканка серебряных монет, хотя серебряные

монеты достоинством в 5 фр. про­должали некоторое время сохранять

неограниченную платежную силу. В итоге всеоб­щим стоимостным эквивалентом

стал служить один металл - золото, несмотря на фор­мальное равноправие обоих

металлов. Развитие товарного хозяйства требовало устойчивых денег, единого

всеобщего экви­валента, поэтому биметаллизм уступил место монометаллизму.

Монометаллизм - это такая денежная система, при которой один денежный металл

(золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом и одновременно в обращении

присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная

мо­нета), разменные на этот денежный металл (золото или серебро). Серебряный

монометаллизм существовал в России в 1843-1852 гг., в Индии - в 1852-1893

гг., в Голландии - в 1847-1875 гг. Золотой монометаллизм был впервые

ус­тановлен в Великобритании фактически в конце XVIII в., законодательно - в

1816 г.; а в последней трети XIX в. большинство стран перешло к

монометаллической денежной системе на золотой основе. Золотой монометаллизм

был введен в Германии в 1871-1873 гг., в Швеции, Норвегии и Дании - в 1873

г., во Франции - в 1876-1878 гг., в Австрии - в 1892 г., в России и Японии -

в 1897 г., в США - в 1900 г. В зависимости от характера обращения и обмена

денежных знаков на золото в тео­рии денег различают три разновидности

золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный

стандарты. Золотой монометаллизм существовал до первой мировой войны (1914-

1918 гг.) в форме золотомонетного стандарта. Золотомонетный стандарт

характеризуется тем, что исчисление цен товаров осуществляется в золоте; во

внутреннем обращении стра­ны находятся полноценные золотые монеты, золото

выполняет все функции денег; производится свободная чеканка золотых монет для

частных лиц с фиксированным содержанием золота; находящиеся в обращении

денежные знаки (банкноты, металличе­ская разменная монета) свободно и

неограниченно размениваются на золотые монеты по нарицательной стоимости

(например, в России 5-рублевый кредитный билет обме­нивался на 5 руб.

золотом); допускаются свободный вывоз и ввоз золота и функциони­рование

свободных рынков золота. Все это обеспечивало относительную устойчивость и

эластичность денежной систе­мы. Излишние по сравнению с требованиями закона

денежного обращения золотые монеты уходили из обращения в сокровище. При

расширении потребности хозяйствен­ного оборота в деньгах золото поступало из

сокровища в обращение. Поэтому золото-монетный стандарт в наибольшей степени

соответствовал требованиям народного хо­зяйства, способствовал развитию

производства, кредитной системы, международной торговли и кредита, вывозу

капитала. Вместе с тем функционирование золотомонетного стандарта требовало

наличия оп­ределенных золотых запасов у центральных банков, которые служили

резервом монет­ного обращения, обеспечивали размен банкнот на золото. Следует

отметить, что даже в период расцвета золотомонетного стандарта обмен банкнот

на золото часто приостанавливался в периоды войн, когда государство

вынуж­дено было финансировать военные расходы за счет бумажной эмиссии. Так

было в Ве­ликобритании в период наполеоновских войн, в Америке в период

гражданской войны 1861-1865 гг. Первая мировая война, потребовавшая больших

финансовых затрат на военные ну­жды, вызвала рост дефицита бюджетов воюющих

государств и привела к отмене золо­томонетного стандарта. Во всех воевавших

странах (кроме США) был прекращен раз­мен монет на золото и запрещен вывоз

его за границу; золотые монеты ушли из обра­щения в сокровище. После первой

мировой войны ни одно развитое государство не смогло вернуться к

золотомонетному стандарту. В условиях послевоенной стабилизации экономики в

20-е гг. в ряде стран был установлен золотослитковый стандарт. При

золотослитко­вом стандарте в отличие от золотомонетного в обращении

отсутствуют золотые монеты и их свободная чеканка. Обмен банкнот и других

неполноценных денег производился только на золотые слитки весом около 12,5

кг, для чего требовалось предъявить в банк довольно крупную сумму денег. Так,

в Великобритании цена стандартного золотого слитка весом 12,4 кг равнялась

1700 ф. ст., во Франции цена золотого слитка весом 12,7 кг стоила 215 тыс.

фр. Золото оказалось вытесненным из обращения в крупный оптовый и

международный оборот. В большинстве стран непосредственный обмен

неполноценных денег на золото не был восстановлен даже в такой форме, а

применялся обмен кредитных денег на ино­странную валюту (девизы), так

называемый золотовалютный (золотодевизный) стан­дарт. При золотодевизном

стандарте также отсутствуют свободное обращение золо­тых монет и свободная

чеканка. Обмен неполноценных денег на золото производится с помощью обмена на

валюту стран с золотослитковым стандартом. Таким путем сохра­нялась косвенная

связь денежных единиц стран с золотодевизным стандартом с золо­том. После

первой мировой войны золотодевизный стандарт, базирующийся на золоте и

ведущих валютах мира, был положен в основу денежных систем 30 стран, в том

числе Австрии, Германии, Дании, Норвегии. В Германии, например,

золотодевизный стандарт был введен в 1924 г. и просуществовал до середины

1931 г. Официальный курс рейхс­марки с прежним довоенным золотым содержанием

поддерживался к доллару США на уровне паритета 4,2 марки за 1 долл.

Хотя золотослитковый и золотодевизныи стандарты представляли собой форму

"урезанного" стандарта золотого монометаллизма, именно благодаря им после

первой мировой войны экономически развитым странам удалось восстановить

устойчивость денежных систем, сконцентрировать в центральных банках

национальные запасы золо­та и валютных резервов, повысить регулирующую роль

государства в организации де­нежного обращения, а также сократить издержки

обращения, связанные с обслужива­нием денежного обращения. "Урезанные" формы

золотого стандарта (золотослитковый и золотодевизный) про­существовали

недолго. В результате мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) были

ликвидированы все формы золотого монометаллизма (в Великобритании - в 1931

г., в США - в 1933 г., во Франции - в 1936 г.) и утвердилась система

неразменных на золото и не обеспеченных золотом кредитных и бумажных денег.

Знаки стоимости -банкноты, чеки, векселя, казначейские билеты - вытеснили

золото из обращения. Оно осело в центральных банках, тезаврировалось в

частных руках. К началу второй мировой войны ни в одной стране, кроме США,

банкноты не об­менивались на золото, а в США обмен долларов на золотые слитки

(фактически про­дажа золотых слитков за бумажные доллары по твердой цене

американского казначей­ства) производился только официальным органам

иностранных государств. С середины 30-х годов XX в. в мире начинают

функционировать денежные системы, основанные на обороте неразменных кредитных

денежных знаков. Для денежных систем, построенных на обороте кредитных денег,

характерны: вытеснение золота как из внутреннего, так из внешнего оборота и

оседание его в золотых резервах (в первую очередь в банках), при этом золото

продолжает выполнять функцию сокровища; выпуск наличных и безналичных

денежных знаков на основе кредитных операций банков; развитие безналичного

денежного оборота и сокращение наличного денежного обо­рота; создание и

развитие механизмов денежно-кредитного регулирования со стороны го­сударства.

После второй мировой войны в мире сложилась так называемая Бреттон-Вудсская

денежная система, которая юридически была оформлена в 1944 г. на валютно-

финансовой конференции ООН в г. Бреттон-Вудсе (США). Основные черты Бреттон-

Вудсской системы были определены принятыми на Бреттон-Вудсской конференции

статьями Соглашения (уставом) Международного валютно­го фонда (МВФ). Они

состояли в следующем: функция мировых денег по-прежнему сохранялась за

золотом в той мере, в какой оно продолжало быть средством окончательных

расчетов между странами и всеобщим воплощением общественного богатства;

наряду с золотом в качестве международных платежных средств и резервных

(ключевых) валют в международном обороте использовались национальная денежная

единица США - доллар и в значительно меньшем объеме фунт стерлингов

Великобри­тании; резервные валюты могли обмениваться на золото: доллар - в

Казначействе США по официальному, установленному в 1934 г. соотношению (35

долл. за тройскую унцию, содержащую 31,1 г чистого золота) центральными

банками и правительственными уч­реждениями других стран; обе резервные валюты

- на золотых рынках (в первую очередь на лондонском) центральными банками и

правительственными учреждениями, а также частными лицами. Цена золота на

свободных рынках складывалась на базе офи­циальной цены и до 1968 г. почти не

отклонялась от нее; приравнивание валют друг к другу и их взаимный обмен

осуществлялись на основе официально согласованных странами - членами МВФ

валютных паритетов (соотно­шение между двумя валютами, устанавливаемое в

официальном порядке), выраженных в золоте и в долларах США; эти паритеты были

стабильными, их изменение могло производиться только с санкции МВФ при

определенных условиях и на практике про­исходило сравнительно редко; рыночные

курсы валют не должны были отклоняться от фиксированных долларовых паритетов

этих валют более чем на 1%, т.е. все валюты жестко привязывались к дол­лару;

обратимые национальные валюты свободно обменивались на валютных рынках на

доллары и одна на другую по курсам, которые могли колебаться в указанных выше

пределах; на базе свободной обратимости производились многосторонние расчеты

меж­ду странами; межгосударственное регулирование валютных отношений стран

осуществлял МВФ; он обеспечивал соблюдение странами-участницами официальных

валютных паритетов, курсов и свободной обратимости валют; в целях смягчения

кризиса отдельных валют государства прибегали в необходимых случаях к

взаимопомощи, которая осуществлялась путем предоставления странами друг другу

через механизм МВФ и другими путями кредитов в иностранной валюте для

фи­нансирования дефицитов платежных балансов. Таким образом, Бреттон-Вудсская

валютная система представляла собой систему межгосударственного

золотодевизного стандарта - по существу, золото-долларового стандарта. В 50-

60-е годы она способствовала расширению международного торгового оборота, а

также росту промышленного производства. В 70-е годы связи с ослаблением

позиций США на внешнем рынке в результате со­кращения золотых запасов страны

мировая денежная система, основанная на использо­вании доллара как эталона

ценности всех денежных единиц, потерпела крах. С 1 авгу­ста 1971 г. был

прекращен обмен доллара на золото, отменена официально долларовая цена

золота, роль резервных валют стали выполнять марка ФРГ и японская иена, а

также СДР и ЭКЮ. С крушением Бреттон-Вудсской валютной системы в начале 70-х

годов снова пред­принимались попытки обосновать необходимость восстановления

золотого стандарта. В частности, экс-президент США Р. Рейган во время

предвыборной борьбы считал воз­можным возврат к золотому стандарту. Будучи

избранным президентом в январе 1981 г., он создал специальную комиссию по

данной проблеме, которая, однако, сочла введение золотого стандарта

нецелесообразным. На смену Бреттон-Вудсской денежной системе пришла Ямайкская

денежная систе­ма, оформленная Соглашением стран - членов МВФ в Кингстоне (о.

Ямайка) в 1976 г. После ратификации странами этого Соглашения в апреле 1978

г. были внесены изме­нения в Устав МВФ. Новая денежная система

характеризовалась следующими чер­тами:

мировыми деньгами объявлялись специальные права заимствования в МВФ - СДР,

которые становились международной счетной единицей;

доллар США сохранял важное место в международных расчетах и в валютных

ре­зервах других стран, а также продолжал играть важную роль при расчетах

условной стоимости СДР;

юридически была завершена демонетизация золота, т.е. утрата золотом денежных

функций, отмена его официальной цены; однако золото оставалось резервом

государст­ва и использовалось для приобретения ключевых денежных единиц

других стран.

2. Элементы денежной системы.

Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. Выделяются

сле­дующие элементы денежной системы: название денежной единицы как единицы

денежного счета, необходимого для выра­жения цены товара; масштаб цен; виды

денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным

платежным средством; порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков,

выпущенных в обраще­ние; методы регулирования денежного обращения. Денежная

единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который

служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная еди­ница, как

правило, делится на мелкие, пропорциональные части. В большинстве стран в

настоящее время действует десятичная система деления. Так, 1 доллар США равен

100 центам, 1 английский фунт стерлингов равен 100 пенсам, 1 российский рубль

ра­вен 100 копейкам. Наименование денежной единицы складывается исторически.

Однако в некоторых случаях (например, в период революции) государство может

установить новое наиме­нование денежной единицы. Так, во Франции, когда к

власти пришел Бонапарт Напо­леон, который стал императором Наполеоном I, было

установлено такое наименование денежной единицы, как "наполендор". В России в

период с 1922 по 1947 г. существо­вали два наименования денежной единицы:

"рубль" и "червонец". Масштаб цен - это средство выражения стоимости в

денежных единицах, техниче­ская функция денег. При металлическом обращении,

когда денежный товар - металл -выполнял все функции денег, масштаб цен

представлял собой весовое количество де­нежного металла, принятое в стране в

качестве денежной единицы или ее кратных час­тей. Государства фиксировали

масштабы цен в законодательном порядке. Первоначально весовое содержание

монет совпадало с масштабом цен, что даже нашло отражение в названии

некоторых денежных единиц (например, фунт стерлингов представлял собой фунт

серебра). Однако в ходе исторического развития масштаб цен постепенно

обособлялся от весового содержания монет. Это было связано с порчей монет

(т.е. уменьшением веса или пробы монеты при сохранении ее прежней

номи­нальной стоимости, которое предпринималось государством в условиях

металлического денежного обращения с целью получения дохода в государственную

казну), их снашиванием, переходом к чеканке монет из более дешевых металлов

вместо дорогих (медных вместо серебряных). С прекращением размена кредитных

денег на золото официальный масштаб цен ут­ратил свой экономический смысл. И

наконец, в результате валютной реформы 1976-1978 гг. (на основе Ямайкского

соглашения) официальная цена золота и золотое со­держание денежных единиц

были отменены. В настоящее время масштаб цен склады­вается стихийно и служит

для соизмерения стоимостей товаров посредством цены. Виды денежных знаков. В

настоящее время ни в одной стране нет системы метал­лического обращения.

Основными видами денежных знаков являются: кредитные бан­ковские билеты

(банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и

разменная монета, являющиеся законными платежными средствами в стране.

Банкноты (банковские билеты) - это вид денежных знаков, законное платежное

средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Появление банкнот

было обусловлено развитием рыночных отношений в целом и кредитных в

частности. Впер­вые банкноты были выпущены в обращение в конце XVII в.

Центральные банки вы­пускали банкноты на основе учета (покупки) частных

коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями

обеспечением банкнот являлось золото, находившееся в распоряжении

центрального банка. Двойное обеспечение придавало "классическим" банкнотам

высокую устойчивость и надежность. Выпущенные банкно­ты регулярно

возвращались в центральный банк при наступлении срока платежа по учтенному

векселю, а также при предъявлении их владельцами к размену на золото, так как

в период золотого стандарта производился свободный размен банкнот на

дра­гоценный металл. После мирового кризиса 1929-1933 гг. размен банкнот на

золото был окончательно прекращен. В современных условиях ни в одной стране

банкноты не размениваются на благородный металл. Банкноты выпускаются строго

определенного достоинства: в США обращаются банкноты в 1, 5, 10, 20, 50, 100

долларов, в Великобритании - 1, 5, 10 и 20 фунтов стерлингов, во Франции -

10, 50, 100 и 500 франков, в России - 5, 10, 50 и 100 руб­лей. Казначейские

билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государст­венным

казначейством - министерством финансов или специальным государственным

финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита.

Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие от банковских билетов

драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После

отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами

практически стерлась. Разменная монета - слиток металла, имеющий

установленные законом весовое со­держание и форму. Монеты чеканятся, как

правило, казначейством, причем стоимость металла монеты соответствует лишь

части номинала (разменной монеты). Монеты слу­жат в качестве разменных денег

и позволяют совершать любые мелкие покупки. Эмиссионная система -

законодательно установленный порядок выпуска и обра­щения неразменных на

золото кредитных и бумажных денежных знаков. Разные экономические и

исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных

денег предопределили и разный порядок их эмиссии. Эмиссионные операции

(операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в го­сударствах

исторически осуществляли: центральный (эмиссионный) банк, пользующийся

монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих

подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство

финансов или другой аналогичный исполнительный ор­ган), выпускающее

мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты,

изготовленные из дешевых видов металла). В настоящее время эмиссию

неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют

эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают

за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными

деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и пла­тежными

средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем

рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде

банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным

банком страны в про­цессе кредитования коммерческих банков государства; в

процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных

ценных бумаг. В результате про­исходит увеличение денежной массы как за счет

увеличения остатка наличных денег, так и за счет увеличения остатков

платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных

расчетов. В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95%

осуществля­ется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной

массы в обраще­нии происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот

(наличных денег), а бла­годаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот

связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства: коммер­ческих банков,

государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необхо­димо

увеличение кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая эмиссия

осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих

банков. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер

государственного воз­действия по достижению соответствия количества денег

объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно

развитых странах с 70-х годов бы­ло введено таргетирование, т.е. установление

целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и

кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.