РУБРИКИ |
Курсовая: Экономические интеграционные процессы в Западной Европе |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Экономические интеграционные процессы в Западной ЕвропеКурсовая: Экономические интеграционные процессы в Западной ЕвропеМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ» ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ Экономические интеграционные процессы в Западной Европе
Автор работыcтудент 2 курса, д/о, 2 группы П.Б. Зуев Руководитель м.э.н., преподаватель В.И. Сильванович ГРОДНО, 2005
СОДЕРЖАНИЕ1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.. 5 1.1. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции 5 1.2. Этапы экономической интеграции.. 7 1.3. Европейская ассоциация свободной торговли.. 10 2. ВВЕДЕНИЕ ЕДИНОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТЫ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 14 2.1 Этапы валютной интеграции Западной Европы.. 14 2.2. Последствия введения единой европейской валюты.. 23 3. СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ЕС 28 3.1. Единый внутренний рынок ЕС в условиях единой валюты.. 28 3.2. Институциональная структура Европейского Союза. 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 38
ВВЕДЕНИЕРазвитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Процессы международной экономической интеграции заметно активизировались во второй половине XX века в различных регионах земного шара. Международную экономическую интеграцию (МЭИ) можно определить как процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. На рубеже 1999г. в условиях хозяйственной деятельности в большинстве стран Европейского союза (ЕС) произошли кардинальные изменения. На место множества национальных валют пришла единая европейская денежная единица (евро), заменяющая эти валюты во всех современных функциях денег и во всех деловых операций. В 1999г, на место множества национальных валют пришла единая европейская денежная единица (евро). С переходом к евро ЕС превращается в мощную и консолидированную валютную зону, способную дополнительно стимулировать экономический рост, заметно снизить операционные расходы предприятий и на равных соперничать с американским долларом и йеной. Именно поэтому европейский бизнес, особенно крупный, с самого начала активно поддержал переход к новой валюте. А впрочем, её позитивно приняло и общественное мнение стран-участниц. Актуальность темы обусловлена необходимостью исследования процессов экономической интеграции в Западной Европе во второй половине XX века. Где одной из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей. При написании данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, метод сравнения, дедуктивный метод и системный подход. Цель данной работы является изучение развития экономических интеграционных процессов в Западной Европе. Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс задач: · Определить понятие международной экономической интеграции; · Выявить этапы экономической и валютной интеграции; · Изучить введение единой европейской валюты · Определить структуру экономическо-политического содержания ЕС · Исследовать единый внутренний рынок в условии евро. Структура работы представлена в следующем виде. В первой главе «Международная экономическая интеграция» вводится понятие экономической интеграции, определяются цели, методы, этапы международной экономической интеграции, а также выявляется деятельность Европейской ассоциации свободной торговли. Во второй главе «Введение единой европейской валюты его последствия» мы уже непосредственно рассмотрим этапы валютной интеграции и определим последствия введения единой европейской валюты. В третьей главе «Структура экономическо-политического содержания ЕС» определим единый внутренний рынок ЕС в условиях новой валюты и изучим институциональную структуру Европейского Союза. При написании данной работы была использована литература отечественных и зарубежных авторов, а также периодические издания.
1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
|
Валюта | Единиц за 1 евро |
Австрийский шиллинг | 13,7603 |
Бельгийский франк | 40,3399 |
Немецкая марка | 1,95583 |
Ирландский фунт | 0,787564 |
Испанская песета | 166,386 |
Итальянская лира | 1936,27 |
Продолжение
Люксембургский франк | 40,3399 |
Голландский гульден | 2,20371 |
Португальский эскудо | 200,482 |
Финская марка | 5,94573 |
Французский франк | 6,55957 |
Произошла также замена ЭКЮ на евро в соотношении 1:1. Начала свою
деятельность Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), включающая в себя
ЕЦБ и центральные банки стран, перешедших на евро. ЕСЦБ использует евро для
формирования единой денежной политики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряет
внедрение евро на мировые валютные рынки, а ее собственные операции на этих
рынках производятся и выражаются только в евро. Через инструменты единой
денежной политики поощряется переход к операциям в евро коммерческих банков и
крупных корпораций. Только в евро номинируются новые выпуски ценных бумаг в
странах-участницах. Согласно решению Совета Евросоюза в Мадриде (декабрь
1995г.) эмиссия государственных облигаций с января 1999г. осуществляется
исключительно в евро. Кроме того, с начала переходного периода в евро
котируются все государственные облигации — как новых, так и старых, в том
числе не реденоминированных, выпусков. Поскольку дополнительная сегментация
рынков (деление на облигации в национальной валюте и в евро) отрицательно
сказывается на их ликвидности, процесс реденоминации в этом секторе идет
форсированными темпами, что обусловлено также важной ролью правительственных
ценных бумаг в формировании европейского фондового рынка и принципиальными
общеполитическими соображениями.
В 1999-2001 гг. в безналичных расчетах в зоне евро параллельно используются
евро и привязанные к нему национальные валюты. Работает принцип “никакого
принуждения”: любой субъект хозяйственной деятельности имеет право выбирать,
в какой валюте он будет выставлять и оплачивать счета.
С 1 января 2002г. в обращение вводится наличный евро (см. рис. 2.1) и все
безналичные расчеты осуществляются только в евро. Период параллельного
обращения наличного евро и национальных валют установлен до 31 июня 2002г. За
это время производится постепенное изъятие из обращения национальных наличных
денежных знаков и полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на
евро. Но и после 1 июля 2002г. национальные денежные знаки можно будет
свободно обменивать на евро. Одновременное обращение двух валют будет
создавать определенные проблемы, как клиентам, так и торговым предприятиям,
поэтому для облегчения перехода предусмотрена возможность сокращения этого
периода в отдельных странах, а также ряд мер способствующих более быстрому
замещению национальных валют евро. В частности, только наличный евро
планируется использовать в банкоматах и при выдаче сдачи независимо от валюты
платежа.
Рис. 2.1 Схема перехода на единую валюту
Введение единой валюты потребовало создания новой системы расчетов,
основанной на ЕСЦБ. Наличие системы реального времени и завершение операций в
конце дня дают возможность получать денежные средства сразу по совершении
платежа. Режим реального времени поддерживается всеми участниками
Европейского валютного союза и обеспечивает возможность почти моментальных
расчетов в любой стране-члене.
Платеж в такой системе может быть совершен только при наличии необходимых
средств на расчетном (корреспондентском) счете в Центральном банке. Если
денежные средства доступны, операция производится немедленно — в реальном
времени. При недостатке средств на счете операция вносится в очередь, до
поступления необходимой суммы. Такой механизм получил название Системы
валовых расчетов в реальном времени (Real Time Gross Settlements — RTGS) [5,
c.15].
Клиринг и расчеты, использующие национальные RTGS, возможны на всей
территории зоны евро. Все RTGS связаны между собой через механизм TARGET и
создают общеевропейскую систему расчетов в евро. Эта система проводит
операции по одной, каждый платеж безотзывный. Все сделки проводятся только в
единой валюте – евро. Платеж коммерческого банка из какой-либо страны
проходит через RTGS этой страны и затем по каналам связи системы TARGET (см.
рис. 2.2) передается в RTGS принимающей страны, откуда попадает в принимающий
банк и в национальную систему расчетов. Доступ в TARGET открыт только через
RTGS, и все платежи контролируются ЕЦБ.
Традиционные механизмы корреспондентских отношений, чьим важным отличием
является возможность проводить сделки не только в евро, но также во всех
национальных валютах стран-членов, продолжают действовать параллельно с RTGS
и служат мостом к национальным системам расчетов.
Рис. 2.2 Схема перехода на единую валюту
Наряду с системой европейских центральных банков банки могут использовать и
коммерческие клиринговые системы. Единственной наднациональной клиринговой
системой в Европе является Банковская ассоциация евро (ЕВА) – система нетто-
расчетов, созданная пятьюдесятью коммерческими банками. Расчеты внутри ЕВА
проводятся через ЕЦБ. Каждый банк, участвующий в ЕВА, устанавливает лимиты
обмена с другими банками и предоставляет обеспечение по сделкам, что
гарантирует системе полное завершение расчетов на конец дня. ЕВА выполняет
только евро-номинированные операции.
Экономический и валютный союз 11 западноевропейских государств и их единая
валюта имеют под собой солидный фундамент. На долю стран-участниц ЭВС, где
живет 5% населения Земли, приходится 15% мирового валового внутреннего
продукта (США - 20,2%, Япония - 7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США - 14,8%,
Япония - 9,7%). С переходом на евро в Европе создан единый финансовый рынок,
по своим масштабам сопоставимый с крупнейшим мировым финансовым рынком –
американским. Введение единой европейской валюты создало мощные предпосылки
для его развития и углубления, улучшения инфраструктуры и приближения его
характеристик к параметрам североамериканского. Кроме того, использования
евро усилило необходимость структурных изменений на финансовых рынках.
Во-первых, в результате исчезновения валютного компонента существенно
возрастает значение других факторов ценообразования на финансовом рынке - в
частности, кредитного рейтинга эмитента, ликвидности ценных бумаг, механизма
расчетов, юридических и других рисков. Общим результатом увеличения роли этих
факторов явилось сближение условий выпуска ценных бумаг эмитентами стран
еврозоны, повышение степени открытости национальных рынков и, как следствие,
усиление конкуренции между ними.
Во-вторых, появление единой валюты привело к значительным изменениям правил,
регулирующих работу европейских финансовых рынков и, вследствие этого, к
повышению роли институциональных инвесторов. До 1999г. страховые компании (а
в некоторых странах и пенсионные фонды) были ограничены в своей деятельности
установленным в рамках ЕС нормативом, согласно которому пассивы в иностранной
валюте должны на 80% покрываться активами в той же валюте, а круг первичных
эмитентов ценных бумаг в отдельно взятой стране ограничен филиалами компаний,
зарегистрированных в данной стране (“принцип якоря”). Устранение этих
ограничений придало дополнительный импульс развитию западноевропейских
институциональных инвесторов (число которых в государствах—членах ЕС
существенно превышает численность аналогичных институтов в США). Последние
смогли значительно увеличить объем операций и диверсифицировать их в рамках
зоны евро. Созданы более благоприятные условия для развития системы частных
пенсионных фондов, доля акций которых в общем обороте финансовых рынков
составляет от 20% в Германии, Франции и Италии до 30-50% в Великобритании и
Нидерландах.
В-третьих, немаловажным следствием введения евро является изменение принципов
формирования портфелей финансовых инструментов. На смену валютной
диверсификации в управлении частными инвестиционными портфелями приходит
распределение инструментов по сегментам рынка (инструменты рефинансирования,
государственные облигации, акции частных компаний). Происходит интенсивное
сращивание европейских и международных рынков: менеджеры из стран зоны евро
проявляют все больший интерес к работе с иностранными ценными бумагами, а
операторы из стран, не входящих в эту зону, - к пополнению своих портфелей за
счет европейских ценных бумаг.
В-четвертых, введение евро привело к существенным изменениям на рынке
деривативов (фьючерсов, опционов, свопов). В основе этих инструментов лежит
широкий круг финансовых активов и показателей: курсы валют, процентные
ставки, акции, биржевые индексы и другие. Поэтому вопросы перехода к евро для
этих производных инструментов отражают проблемы тех рынков, на которых они
обращаются. С введением евро в обороте появились фьючерсы и опционы,
выраженные в новой валюте, которые обращаются наряду с опционами в
национальных валютах, но постепенно заменяют их. То же самое относится к
рынкам форвардных валютных контрактов и к рынкам валютных свопов.
В целом в течение 1999г. объем операций в секторе производных финансовых
инструментов сократился почти в десять раз (с 8,2 до 0,8 трлн. евро). Связано
это прежде всего с глубокой перестройкой структуры рынка, выраженной в
существенном уменьшении количества традиционных контрактов (из 200
действовавших видов сделок с участием 13 валют сохранилось не более 20-30), а
также в снижении валютных рисков. Ввиду увеличения кредитных рисков на рынке
производных финансовых инструментов, вероятнее всего, будут увеличиваться
объемы процентных свопов. Сокращение объемов операций с традиционными
деривативами (форвардами и фьючерсами) уже сейчас поставило на грань
выживания мелкие западноевропейские биржи. По-видимому, как и на рынке акций,
здесь резко возрастет концентрация биржевой торговли. Основная борьба за
преобладание на рынке деривативов в рамках зоны евро разворачивается между
тремя биржевыми центрами: ЛИФФЕ (Великобритания), ДТБ (Германия) и МАТИФ
(Франция).
В-пятых, введение единой европейской валюты создало стимулы для ускорения
концентрации европейских бирж. По-видимому, общий вектор этого процесса будет
направлен на создание единой электронной биржи с автоматической торговой
системой. В этом случае национальные биржи могут уцелеть, лишь
специализируясь на работе с ценными бумагами компаний с низкой
капитализацией. Тем не менее, рост объемов международных инвестиций на
европейском рынке акций будет, по-видимому, существенно отставать от
увеличения инвестиций на рынке государственных облигаций, основным
результатом чего станет более низкая рыночная капитализация
западноевропейского бизнеса по сравнению с американскими корпорациями.
С технической точки зрения введение евро не составило значительных трудностей
для фондовых бирж, особенно для тех, которые уже функционировали в
мультивалютном режиме. Европейские фондовые биржи, объединенные в Федерацию
европейских бирж, с 4 января 1999г. перешли к котировкам и операциям со всеми
ценными бумагами в евро и только в евро. Поскольку номинальная стоимость
акции, по существу, никак не связана с ее рыночной ценой (а подчас и вовсе
отсутствует), двойные котировки (в евро и в национальной валюте) были
признаны ненужными (тем более что они влекут за собой дополнительные издержки
как для бирж, так и для брокеров и брокерских контор на этих биржах).
Основные трудности лежат в плоскости достижения политического согласия между
различными биржами в процессе их объединения и слияния. Являясь объектом
интересов своих акционеров, биржи будут вынуждены искать компромиссные
решения, способные удовлетворить не только руководство самих бирж, но всех
заинтересованных лиц, что займет значительное время.
В целом глубокая перестройка структуры финансовых рынков Европы неизбежно
будет способствовать их гармонизации и постепенному движению в сторону
стандартов финансового рынка США, которые на сегодняшний момент являются
своеобразным эталоном. Это обстоятельство ускорит процесс преодоления
экономических проблем, накопившихся в европейских странах, поскольку
последние частично лишатся защиты, обеспечиваемой узкими границами
национальных финансовых рынков, в силу чего будут вынуждены повышать свою
конкурентоспособность. Главная слабость евро как валюты состоит в том, что за
ним стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и
политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими
наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными,
делегированными полномочиями. Вместе с тем успешное функционирование
финансового рынка ЭВС в течение 1999-2000 гг. наряду с совершенствованием его
качественной структуры и расширением объема проводимых на нем операций
позволяет надеяться на усиление в ближайшем будущем его роли в мировой
валютно-финансовой системе, а также на придание дополнительного импульса
развитию экономики европейских стран.
СОДЕРЖАНИЯ ЕС
ЕС в условиях единой валюты
Экономический и валютный союз ЕС является кульминацией становления
единого внутреннего рынка Сообществ и позволит потребителям и экономике
стран-участниц как никогда в полной мере использовать все те преимущества,
которые заложены в конкуренции и более рациональном международном
разделении труда:
а) Большая гласность (transparancy) операций. Импортёры, экспортёры и
инвесторы должны получить при этом возможность более достоверно оценивать
издержки их деловой деятельности и отдачу от них. До сих пор недостаток такой
деловой гласности и угроза неожиданных колебаний заставляли их при
расчёте издержек закладывать в них премию за страхование валютных рисков,
что ограничивало деловые трансграничные операции, особенно для малого и
среднего бизнеса, который был гораздо менее приспособлен для защиты от
таких рисков, когда они возникали.
б) Больше конкуренции
Больше конкуренции, в свою очередь, означает:
· Предотвращение возникновения монополий и практики других сговоров
подобного рода, которые ограничивают экономический рост через неэффективное
распределение факторов производства;
· Побуждение промышленников активнее внедрять достижения технического
прогресса в их производственные процессы (обеспечивая эффективность
производства, его рационализацию и рост производительности) и продукцию
(достигая повышения качества).
То, что здесь верно для технического прогресса, столь же верно для поощрения
новаторства в сфере менеджмента и коммерческой практики в целом. Суммируя,
ЭВС позволит потребителю получать наилучшие товары по наиболее возможной
низкой цене.
в) Наконец, более рациональное разделение труда позволит:
· Обеспечить специализацию каждого человека на той сфере деятельности,
где ему доступны наибольшие сравнительные преимущества; таким образом, оно
ведёт прежде и более всего к повышению эффективности производства;
· Создать дополнительный доход, который может быть распределён между
партнёрами в торговле. Таким путём специализация создаёт богатство, позволяя
получать выигрыш и в количестве, и в качестве, и не случайно со времени II
Мировой Войны международное экономическое развитие прямо опиралось на
систематическое и беспрецедентно широкое использование этого резерва
хозяйственного роста.
г) ЭВС сделает возможным завершение экономической интеграции Европы через
гарантии обеспечения в ней здоровой и гласной конкуренции. Уход со сцены
национальных валют будет означать, что цены товаров на рынках стран-участниц
ЭВС станут прямо и непосредственно сравнимыми, в свою очередь, снимет два
таких препятствия в торговле как накладные внешнеторговые расходы и валютный
риск.
Конкурентоспособность компаний больше не будет искажаться колебаниями
валютных курсов, а станет объективно отражать их производительность, разницу
в издержках производства и уровня цен. Такая возросшая деловая гласность
должна привести к лучшему использованию капитала и других располагаемых
ресурсов для деловой деятельности. Большая гласность условий конкуренции
должна также облегчить международные сравнения балансов предприятий, анализ
их экспортных цен, условий слияния, поглощения и иных деловых альянсов на
уровне ЕС и деловых стратегий компаний в целом.
Таким образом, в дополнение к её позитивному воздействию на стабильность цен
и государственных финансов, единая валюта сделает возможным завершение
создание единого внутреннего рынка Сообществ, увеличив те выгоды, которые уже
сейчас из него проистекают.
Для успешного функционирования экономического и валютного союза ЕС крайне
важно, чтобы его государства-члены достигли высокой степени устойчивой
конвергенции в виде наличия во всех их экономиках низкого уровня инфляции,
здоровых государственных финансов, а также стабильности курсов их валют.
С этой целью от стран, заинтересованных в переходе к новой валюте, было
затребовано их соответствие «критериям конвергенции», сформулированным в
Маастрихтском договоре и приложенном к нему Протоколе № 6. Такими «критериями
конвергенции» определены:
· достижения высокой степени стабильности цен, измеряемой по уровню
инфляции за последние 12 месяцев, который не должен отличаться выше чем на
1,5 процентного пункта от среднего уровня такого показателя, по крайней мере
по трём странам ЕС, добившимся наибольшей стабильности цен;
· устойчивость финансового положения правительства, которая считается
достигнутой при государственном бюджете свободном от чрезмерного дефицита;
конкретно этот дефицит, при нормальных условиях, не должен превышать 3% ВВП
при соотношении государственного долга к ВВП не более чем 60%. При этом,
однако, Договор позволяет допускать в оценках искомого соответствия и
определённую гибкость, принимая во внимание уже достигнутую динамику
сокращения разбалансирования бюджета и (или) наличие исключительных и
временных факторов, вызывавших такое разбалансирование;
· соблюдение установленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых
механизмом валютных курсов (МВК) Европейской валютной системы, по крайней
мере, в течение двух лет и без наличия напряженностей в таком соблюдении; в
частности, стран участницы в этот период не должны девальвировать, по своей
инициативе, курс национальной валюты по отношению к валюте любого другого
государства-члена ЕС;
· динамика «сближения», достигнуто страной-участницей в рамках ЕС и её
участия в МВК, отраженные в уровнях её долгосрочных процентных ставок,
измеряемых по уровню этих ставок за последние 12 месяцев, который не должен
быть выше, чем на 2 процентных пункта отличаться от среднего уровня этого
показателя, по крайней мере, по трём странам ЕС, добившимся наибольшей
стабильности цен.
Статистические данные, используемые для оценки соответствия финансов стран-
участниц «критериям конвергенции», подготавливаются КЕС. При этом степень
сближения в отношении стабильности цен определяются по свободным индексам
потребительских цен за последние 12 месяцев, в отношении устойчивости
государственных финансов – по бюджетным показателям 1997г. и в отношении
долгосрочных процентных ставок на базе доходности по государственным
облигациям (или сравнимым с ними ценным бумагам) со сроком погашения в 10
лет (кроме Греции со сроком 5 лет). При разработке таких оценок КЕС и ЕВИ
принимали во внимание также развитие ситуации с ЭКЮ, результаты интеграции
рынков стран-участниц в единый внутренний рынок ЕС, состояние и динамику их
платёжных балансов по текущим операциям, а также динамику в них затрат труда
на единицу продукции и других показателей цен.
Для достижения поставленных целей в вопросах развития интеграции в
Европейском Союзе созданы наднациональные институты управления. Наиболее
важными из них являются Совет ЕС, состоящий из Европейского Совета глав
государств и Совета Министров, Европейская Комиссия, Европейский Парламент и
Суд.
Совет ЕС. Этот главный орган принимает стратегические решения относительно
экономической и политической интеграции. Он функционирует на двух уровнях:
Европейского Совета глав государств и Совета Министров.
Европейский Совет глав государств — высший орган ЕС, который определяет
общие направления развития стран-членов, особенно в части решения валютных
проблем, коренных вопросов внешней политики и обороны, внутренней
безопасности и расширения состава интеграционного блока. Начиная с 1975г.
заседания Совета глав государств проводятся не менее двух раз в год.
В состав Совета Министров входят представители государств-членов ЕС, как
правило, на уровне министров. На общих заседаниях Совмина присутствуют
министры иностранных дел, а на заседаниях, посвященных сельскому хозяйству,
образованию, финансам и другим специальным вопросам, принимают участие
только соответствующие министры. Совет Министров наделен законодательной
властью, и его законодательные акты, принимаемые в форме регламентов, носят
обязательный характер и включаются в национальные законодательства
государств-членов ЕС.
Советом применяются различные процедуры голосования - система единогласного
принятия решений, принцип простого большинства голосов и метод
квалифицированного большинства. Система единогласного принятия решений
используется тогда, когда напрямую затрагиваются высшие национальные интересы
государств-членов ЕС. По вопросам региональной политики, касающимся
завершения построения единого внутреннего рынка, научных исследований,
улучшения условий труда, используется принцип простого большинства голосов. В
последнее время » в соответствии с Единым Европейским актом, принятым в
1986г., была усилена роль голосования по методу квалифицированного
большинства. Это сделано для того, чтобы ограничить применение вето при
принятии решений, которые ранее требовали процедуры единогласного
голосования, в том числе в сфере образования, здравоохранения, миграции
капитала, транспорта, социальной политики и окружающей среды. В настоящее
время для принятия решения квалифицированным большинством требуется 62
голоса из 87.
Число голосов каждой страны-участницы ЕС зависит от ее размеров. Так,
Германия, Франция, Великобритания и Италия при принятии решения имеют по 10
голосов, Испания - 8, Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия - по 5,
Австрия и Швеция - по 4, Дания, Ирландия и Финляндия - по 3, Люксембург - 2
голоса.
Европейская комиссия (ЕК). Этот исполнительный орган Европейского Союза
состоит из 20 руководителей (комиссионеров), назначаемых национальными
правительствами сроком на 5 лет, но Независимых от них. За каждым
комиссионером закреплена определенная область деятельности, он опирается на
советников и консультантов. Общий штат комиссии насчитывает более 13 тыс.
человек. Штаб-квартира ЕК находится в Брюсселе.
В качестве института, контролирующего исполнение соглашений стран-членов ЕС,
Комиссия наблюдает за тем, как выполняется законодательные акты
правительствами этих стран или другими организациями, в том числе
предприятиями. Договор о Европейском Союзе, подписанный в 1991г. в Маастрихте
главами государств и правительств 12 стран-членов Европейского
экономического сообщества, расширил полномочия Комиссии по решению ряда
вопросов и принятию санкций. В соответствии с этим договором ЕК
предоставляются следующие основные права:
· инициативы по выдвижению предложений для Совета и вы работке
политики ЕС;
· проводить политику ЕС на основе решений Совета или положений Договора;
· принимать решения в таких сферах, как угольная и сталелитейная
промышленность, атомная энергетика и конкуренция (расширены полномочия);
· вести переговоры от имени ЕС по вопросам международной торговли и
трудовых соглашений с такими организациями, как Международная организация
труда, Всемирная торговая организация, Организация экономического
сотрудничества и развития;
· распоряжаться социальными, региональными, структурными и
сельскохозяйственными фондами.
Европейский Парламент. Участвует в законодательном процессе ЕС и в контроле
за деятельностью ЕК. Обладает правами консультирования, принятия решений
совместно с Советом Министров по отдельным вопросам законодательства,
регулирующего единый рынок, поручения ЕК разработки предложений по некоторым
направлениям политики. Европарламент имеет право инициировать рассмотрение
вопросов в Суде, принимает активное участие в законодательном процессе через
процедуры принятия решений и сотрудничества и утверждает бюджет Союза.
Европарламент должен проводить 12 пленарных заседаний ежегодно [2, с.5].
Проводит свои заседания в Брюсселе и Страсбурге, а секретариат располагается
в Люксембурге. Начиная с 1979 г. его члены избираются всеобщим прямым
голосованием во всех странах-членах. В настоящее время после объединения двух
германских государств и присоединения к ЕС Австрии, Финляндии и Швеции число
членов Европарламента увеличилось до 626 депутатов. Члены парламента
принадлежат к десяти различным политическим группировкам, основными из
которых являются Социалистическая группа (221 место), Европейская Народная
Партия (173 места), Либеральная, Демократическая и Реформистская группа (52
места). Остальные 180 мест распределены между более малочисленными
партиями, которые контролируют от 19 до 31 места. Депутаты объединяются в
группы в соответствии с их политическими убеждениями, а не с национальной
принадлежностью.
Единый Европейский Акт и Союзный Договор укрепили прерогативы парламента и
расширили его права и обязанности. Ныне Европарламент осуществляет контроль
за деятельностью Европейской Комиссии и Совета ЕС с помощью письменных и
устных запросов. Он также принимает активное участие в законодательном
процессе через процедуры принятия решений сотрудничества и бюджет Союза.
Суд ЕС. Состав и роль Суда ЕС, как и различные виды процедур и вопросы,
выносимые на его рассмотрение, определяются статьями Союзного Договора, Его
роль состоит в том, чтобы статьи Договора толковались и выполнялись в
соответствии с законодательством ЕС. Начиная с 1 января 1995г. Суд состоит из
15 судей и 9 генеральных прокуроров. Территориально он располагается в
Люксембурге.
На рассмотрение Суда ЕС обычно выносятся вопросы, которые касаются:
· разногласий между государствами-членами, между государствами-членами
и институтами ЕС, между институтами ЕС, между отдельными лицами и институтами
ЕС;
· различных точек зрения по международным соглашениям;
· предварительных заключений, когда спорные вопросы, ожидающие решения
в национальных судах, переданы на рассмотрение Суда ЕС.
Маастрихтский союзный договор расширил полномочия Суда ЕС, дав ему право
налагать штраф на страну, не выполняющую требования законов Союза.
Европейская Аудиторская палата. Основная задача — контролирование всех
финансовых аспектов деятельности ЕС. Палата состоит из 15 постоянных членов,
которые назначаются единогласным решением Совета ЕС после консультации с
парламентом. В соответствии с Союзным Договором Аудиторской палате были
предоставлены полные права по подготовке дел для рассмотрения Судом ЕС. Она
может направлять свое мнение и замечания в любой институт Европейского Союза
или в государство-член ЕС и обеспечивает:
· надежность счетов;
· регулярное получение взносов и осуществление расходов на законном
основании;
· эффективное финансовое управление.
Контроль Аудиторской палаты распространяется на все страны Европейского Союза
и третьи страны, получающие помощь от ЕС.
Помимо рассмотренных основных институциональных органов ЕС в его рамках
существует большое количество различных институтов экономического и
финансового профиля. Назовем лишь наиболее авторитетные из них.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) создан на базе капитала,
предоставленного странами-членами. Наделён функциями коммерческого банка,
функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты
государственным структурам стран-членов.
Европейский социальный фонд согласно уставу обеспечивает адаптацию рабочей
силы к новым условиям единого внутреннего рынка, облегчает ее перемещение и
профессиональное обучение.
Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА)
создан для финансирования рыночных интервенций в рамках общей
сельскохозяйственной политики, для содействия операциям по экспорту излишков
агропродукции за пределы стран-членов ЕС.
Европейский фонд регионального развития (ЕФРР) был задуман прежде всего как
источник капиталовложений, субсидий, направляемых на создание или сохранение
рабочих мест в отсталых районах. Ему вменяется разработка и осуществление
подлинно региональной политики.
Итак, Европейский Союз располагает многочисленными административными
средствами вмешательства в экономическую жизнь западноевропейского
интеграционного блока. Договоры и решения разных институтов достаточно четко
определяют различные области деятельности и порождают множество нормативных
актов, директив и рекомендаций, которые ориентируют или влияют на
направление экономической жизни в каждом из государств-членов ЕС.
Международную экономическую интеграцию (МЭИ) можно определить как процесс
хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких
устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами,
взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в
различных формах.
Западноевропейская интеграция в своем развитии прошла несколько этапов,
характеризующихся как ее углублением, переходом от низших видов к высшим,
так и увеличением числа участников. Такие этапы как образование зоны
свободной торговли, образование таможенного союза, возникновение
экономического союза, полная интеграция с единой экономической политикой.
Основная особенность Европейской ассоциации свободной торговли состоит в
том, что образующие его группировки признают принцип свободного взаимного
перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
В соответствии с Маастрихтским договором экономический и валютный союз
создается в три этапа: становления экономического и валютного союза ЕС,
подготовке стран-членов к введению евро, переход стран-членов на единую
валюту.
Экономический и валютный союз ЕС является кульминацией становления
единого внутреннего рынка.
Для достижения поставленных целей в вопросах развития интеграции в
Европейском Союзе созданы наднациональные институты управления. Наиболее
важными из них являются Совет ЕС, состоящий из Европейского Совета глав
государств и Совета Министров, Европейская Комиссия, Европейский Парламент и
Суд.
1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.:
Экономистъ, 2004. – 734 с.
2. Об Амстердамском договоре //БИКИ. – 1997. - №146. – С. 5.
3. Семёнов К.А. Международная экономическая интеграция: Учебное пособие.-
М.:Логос, 2001. – 128 с.
4. Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М.:
Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 328 с.
5. Тимченко М.Н. История введения единой европейской валюты и его
последствия // Финансовый менеджмент. – 2001. - №1
6. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е
изд. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001. – 544 с.
7. Экономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, М.Г. Муталинов, Г.А.
Шмарловская и др.; Под ред. М.И. Плотницкого.-М.: Новое знание, 2002. – 431
с.
|
© 2007 |
|