РУБРИКИ

Курсовая: Экономика новых индустриальных стран

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Экономика новых индустриальных стран

Курсовая: Экономика новых индустриальных стран

План:

  1. Введение
  2. Характер экономики НИС
  3. НИС в международных

    экономических отношениях

  4. Теория «стаи летящих гусей»
  5. Пути преодоления кризиса

  6. Тупики импортозамещения
  7. Китай

    – новый экономический фактор Юго-Восточной Азии

  8. Заключение
  9. Библиография

1. Введение

Последние четыре десятилетия дают возможность выделить три концептуальные

идеи, на базе которых развивающиеся страны пытались догнать развитые.

Первая – доктрина “большого скачка”, апробированная в период индустриализации

в СССР в 30-е годы и в Китае в 1958–1961 годах. В основу этой доктрины была

положена идея увеличения степени “огосударствления” средств производства и

превращения страны “в одну большую коммуну”. Ее реализация дает возможность

за счет применения рабского труда и концентрации усилий на определенных

отраслях производства в короткие сроки добиться повышения уровня

производства. Она создает видимость “стремительного” движения вперед, но все

это – иллюзия. Очень скоро становится очевидным, что за “дутыми цифрами”

стоят горе и нищета, разрушение производительных сил общества и, что самое

ужасное, уничтожение генофонда товаропроизводителя. Культивирование

“уравнительности распределения” порождает иждивенческие настроения и

недооценку стоимости собственно труда как в количественном, так и особенно в

качественном аспекте. По своим разрушительным последствиям для общества

данная доктрина не имеет себе равных.

Вторая идея – это доктрина “замещения импорта”, или “защиты молодой

индустрии”. Суть ее в том, что национальная промышленность получает передышку

для того, чтобы догнать иностранных конкурентов. Основной характеристикой

политики импортозамещения является индустриализация экономики при помощи

ограничения и дискриминации импорта. Другими словами, проведение политики

импортозамещения предполагает создание искусственных стимулов (внешнеторговых

и валютных) для развития отдельных отраслей отечественной промышленности с

целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. Однако эта

доктрина имеет один существенный недостаток. Защита молодой промышленности

часто превращается в защиту одряхлевшей промышленности, в результате чего

предприятия не хотят проявлять инициативу, полагаются только на подачки

государства и медлят с внедрением новой технологии. Более того, как доказал

опыт развивающихся стран, “защита молодой индустрии” лучше работает на

больших рынках – пример Китая конца 70-х – 80-х годов и Индии; в более мелких

странах Латинской Америки, Южной Азии, Центральной Европы и других районах

реализация этой идеи почти всегда приводила к неудаче.

Третью доктрину, характерную для азиатского образа мышления, японский

экономист Канаме Акамацу в 30-х годах удачно назвал моделью “летящих гусей”.

Следуя именно этой модели, страны Юго-Восточной Азии добились столь

впечатляющих успехов, что мир заговорил об “азиатском экономическом чуде”.

Но, если и есть какое-то “азиатское чудо”, то оно заключается в том, что

несколько стран, несмотря на наличие серьезных неблагоприятных моментов в

общей политической и экономической обстановке, воспользовавшись ранним опытом

Японии и опытом друг друга, после 60-х годов смогли создать благоприятную

экономическую обстановку для выгодных частных инвестиций. Причем почти всегда

при участии иностранных партнеров.

В данной работе будет проанализирован опыт экономического развитя и

становленя новых индустиальных стран (НИС) Юго-Восточной Азии – стран с

особым типом экономики

2.Характер экономики НИС.

В результате распада мировой колониальной системы в послевоенные годы на

политической карте появилось много независимых государств. Растущий процесс

дифференциации развивающихся государств, обусловленный законом

неравномерности экономического развития, привел к выделению особой группы

стран и территорий - "новых индустриальных стран" (НИС), или "новых

индустриальных экономик" (НИЭ). К этим странам принято относить прежде всего

Южную Корею, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур - четыре "азиатских тигра",

а также Малайзию, Тайланд, Индонезию. Филиппины, Мексику, Бразилию,

Аргентину.

Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают

аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих

развитых капиталистических стран. Стремительный рост экономики обусловил

увеличение абсолютных размеров валового внутреннего продукта (ВВП), в том

числе и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опережают

основную массу освободившихся государств, а некоторые из них приближаются к

отдельным промышленно развитым странам. В структуре ВВП достаточно велик

удельный вес внутренних накоплений, причем в азиатских НИС но больше, чем в

большинстве индустриальных государств. По производству отдельных видов

промышленной продукции, в том числе и наукоемких ее видов, НИС вышли на

ведущие позиции в мировой экономике.

Еще более высокими темпами развивается экспорт этих стран; обладая высокой

конкурентоспособностью, продукция их обрабатывающей промышленности интенсивно

завоевывает мировые рынки. НИС превратились в крупнейших мировых экспортеров

обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивают вывоз бытовой

электронной аппаратуры, персональных компьютеров, электронно-вычислительной

техники, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичных товаров.

Этим странам не только удалось найти свою нишу на мировом рынке, но и

потеснить конкурентов из числа развитых государств.

В 80-х годах влияние НИС на динамику, структуру и географическое направление

мировой торговли ощутимо возросло. Прослеживаются тенденции к влиянию НИС и

на состояние внутренней общехозяйственной конъюнктуры их основных партнеров

по торгово-экономическому сотрудничеству. Основной прирост мирового экспорта

обеспечивается за счет динамического увеличения вывоза товаров из НИС,

особенно азиатского региона.

Ведущей отраслью хозяйственного развития НИС стала обрабатывающая

промышленность. Для НИС характерны в целом более высокие темпы роста

производительности труда в этой отрасли. По сравнению с другими

освободившимися странами в отдельных НИС темпы роста производительности труда

находятся на уровне развитых капиталистических стран или даже превышают его.

В НИС начался процесс структурной перестройки экономики, направленный на

увеличение доли наукоемкой продукции в промышленном производстве.

Опережающими темпами развиваются внешнеэкономические связи, что привело к

росту значения НИС в мировом хозяйстве. О глубокой включенности в

международное разделение труда свидетельствуют достаточно высокая экспортная

и импортная квота, особенно у азиатских НИС, и доля в мировой торговле. По

суммарной стоимости экспорта товаров НИС превзошли ведущие капиталистические

государства (кроме ФРГ и США). На НИС приходится почти 1/2 всего вывоза из

развивающихся государств.

Основной статьей экспорта практически всех НИС стали товары массового

потребительского назначения, прежде всего продукция обрабатывающей

промышленности. По реализации на мировом рынке таких товаров, как обувь,

одежда, текстиль, отдельные виды электронных и электротехнических изделий,

НИС обогнали многие развитые капиталистические страны. Главным рынком сбыта

готовых изделий для НИС стали индустриально развитые государства.

Продукцию обрабатывающей промышленности НИС на внешнем рынке отличает высокая

конкурентоспособность. Этого удалось достичь благодаря эффективному

использованию передовой техники и технологии, достижений НТР, современным

методам организации производства, что привело к значительному повышению

производительности и интенсивности труда. Наиболее развитые из этих стран на

отдельных товарных рынках на равных конкурируют с ведущими

империалистическими державами, все чаще побеждая в этой борьбе. По

синтетическому показателю конкурентоспособности экономического развития НИС

занимают ведущие места среди освободившихся стран. Такие успехи НИС прежде

всего связана с низкими издержками производства, дающими возможность

использовать в конкурентной борьбе ценовой фактор. Высокое качество

экспортной продукции, постоянное обновление ее ассортимента, применение

достижений маркетинга, учет текущей и долгосрочной конъюнктуры позволяют

компаниям НИС успешно завоевывать мировые рынки.

В странах НИС идет активный процесс концентрации производства и капитала,

слияние банковского и промышленного капитала, формируется национальный

финансовый капитал. Складывается широкая монополистическая структура,

деятельность национальных корпораций принимает международный характер. В

наиболее развитых из числа НИС образовались ТНК, по масштабам своих операций

не уступающие ТНК ведущих капиталистических стран. Наряду с экспортом товаров

растет вывоз предпринимательского капитала за рубежом образуется сеть

филиалов и дочерних компаний производственного характера. Прямые зарубежные

инвестиции начинают дополняться вывозом капитала в ссудной форме. Постепенно

НИС втягиваются в борьбу за рынок сбыта товаров, сферу приложения капиталов,

экономический передел мира.

Отмеченные выше характерные черты и особенности социально-экономического

развития наиболее четко прослеживаются у таких стран азиатского региона, как

Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, и государств Латинской Америки,

таких как Бразилия и Мексика (см. табл. 1.1).

Появление стран с таким типом экономики - это закономерный результат бурно

промышленного развития по прогрессивной модели. Процесс индустриализации НИС

можно разделить на три этапа: первый - развитие импортозамещающих отраслей,

второй - создание экспортного потенциала и базовых отраслей промышленности и

третий - развитие наукоемких отраслей. На всех этапах индустриализации

экономическое развитие НИС происходило при активном участии иностранного

капитала и ТНК ведущих капиталистических стран. Современная промышленная

структура НИС сформировалась во многом под воздействием ТНК, которые

оказывали влияние на темпы, характер и пропорции индустриального развития.

В отличие от большинства развивающихся государств, НИС удалось наиболее

эффективно использовать иностранные инвестиции и современную технологию.

Большинство НИС сумели поставить на службу ускорения своего социально-

экономического развития преимущества, которыми располагают ТНК. Сейчас по

уровню и характеру экономического развития некоторые НИС, например, Южную

Корею и Тайвань, вполне можно отнести к разряду промышленно развитых

государств, поскольку они имеют гораздо больше общих черт с развитыми, нежели

с развивающимися странами.

3. НИС в международных экономических отношениях.

Внешнеэкономические связи "новых индустриальных стран" является важнейшим

звеном их хозяйственного развития. Основной формой таких связей НИС является

внешняя торговля. Уровень развития внешней торговли НИС, ее характер,

структура и географическое направление в значительной мере определяют роль и

место этих стран в мировой системе хозяйственных отношений.

С 1970 по 1985 год удельный вес экспорта в ВВП развитых капиталистических

стран увеличился с 10.5 до 14.5%, развивающихся - с 15.4 до 19.7, то НИС - с

11.7 до 26.0%. Аналогичный показатель по импорту возрос за тот же период у

развитых стран с 11.1 до 15.8%, у развивающихся - с 16.2 до 18.8 и у НИС - с

14.9 до 21.6%.

Приведенные данные наглядно свидетельствуют о том, что роль внешней торговли

в экономике наиболее велика в НИС. Особенно большое значение имеет внешняя

торговля для НИС Азии (см. табл. 1.2).

Развитию экспорта в экономике НИС (особенно азиатских) отводится особое

место. Именно экспортные доходы во многом способствовали росту внутренних

накоплений и ускоренной индустриализации хозяйства. С 1970 по 1986 год

экспорт НИС увеличился в 14 раз и достиг 200.4 млрд. дол.

Как было сказано выше, ведущей статьей экспорта НИС является продукция

обрабатывающей промышленности. С 1970 по 1985 год доля готовых изделий в

экспорте НИС увеличилась с 42 до 71%. В экспорте отдельных НИС сохраняется и

значительная доля сырьевых товаров (например, натуральный каучук, тропическая

древесина, пальмовое масло, олово, нефть, рис , кукуруза, кофе).

Рост валютных доходов НИС от экспортного бума дал им реальную возможность

расширить импорт товаров и услуг и использовать их для стимулирования

экономики. С 1079 по 1986 год импорт НИС возрос в 9 раз и достиг 169 млрд.

дол.

В отличие от других развивающихся государств, НИС смогли наиболее рационально

использовать импорт товаров для ускорения экономического развития, о чем

свидетельствует структура их закупок. В номенклатуре импорта НИС уже на

протяжении многих лет преобладали машины, оборудование и транспортные

средства. При этом импорт уже не замещает производство данной продукции в

НИС, а, наоборот, дополняет его.

Второй по значимости статьей импорта НИС являются обработанные изделия,

прежде всего полуфабрикаты для филиалов ТНК и местных фирм, использующих

иностранную технологию; электронные компоненты, отдельные узлы и детали для

быстро развивающихся в НИС электронной и электротехнической промышленности.

Сюда же включается и импорт сборных комплектов для автомобильной

промышленности и других отраслей машиностроительного комплекса.

Так же, как и экспорт, импорт НИС ориентирован в основном на развитые страны,

где к середине 80-х годов закупалось уже до 65% необходимых товаров.

Латиноамериканские НИС большую часть своих импортных потребностей, особенно в

машинах, оборудовании и промышленных полуфабрикатах, удовлетворяют за счет

США, азиатские - за счет Японии, расширяется ввоз товаров из Западной Европы.

Развивающиеся страны поставляют в НИС преимущественно сельскохозяйственное и

минеральное сырье, топливно-энергетические и продовольственные товары. Доля

освободившихся государств в импорте азиатских НИС уже к 80-м годам составляла

27%.

В последние годы отмечается тенденция к диверсификации внешнеэкономических

связей НИС. Наряду с быстрым ростом внешней торговли активно развивается

промышленная кооперация, создание совместных компаний и особенно научно-

техническое сотрудничество. Новым явлением в этом процессе стал экспорт

предпринимательского капитала из НИС, что отражает новый этап их

экономического развития, свидетельствующий о структурных сдвигах в экономике.

Кроме того, активный процесс расширения внешнеэкономических связей НИС, их

специализация на экспорте промышленной продукции благоприятно отразились на

структуре их ВВП: значительно увеличилась доля обрабатывающей промышленности,

что несомненно указывает на рост благосостояния этих стран.

4. Теория «стаи летящих гусей»

Как уже отмечалось, первым данную теорию сформулировал японский экономист

Канаме Акамацу. Согласно этой доктрине, страны постепенно движутся к

технологическому развитию, следуя примеру стран, находящихся непосредственно

перед ними в процессе развития. Целью этой политики также является

индустриализация экономики. Однако она достигается не путем замещения импорта

отечественным производством при помощи внешнеторговых ограничений и

дискриминации импорта, а путем наращивания экспортного потенциала страны. В

какой-то мере модель "летящих гусей" можно рассматривать как естественный

результат воздействия рыночных сил: экономики с избытком рабочих рук и

нехваткой капитала на международном рынке становятся конкурентоспособны в

трудоемких секторах. Но по мере того как сбережения и образование создают

резерв капитала и квалифицированной рабочей силы, вырастают более

капиталоемкие и требующие более высокой квалификации секторы промышленности,

а следовательно, повышается уровень конкурентоспособности всей экономики.

В сравнении трех моделей развития есть одно достаточно любопытное

обстоятельство. Если определяющим институтом для доктрины "большого скачка"

являлась государственная собственность в промышленности, а для доктрины

"замены импорта" - частная собственность, опирающаяся на протекционизм, то

для модели "летящих гусей" необходима экспортная платформа. Идея экспортной

платформы состоит в том, чтобы создать в экономике анклав, открытый для

иностранных инвесторов и интегрированный в глобальную экономику, свободный от

проблем инфраструктуры, безопасности, господства закона и торговой политики,

которые обременяют остальную экономику. В странах Азии было создано несколько

вариантов такой экспортной платформы, включая экспортно-промышленные зоны,

таможенное хранение, специальные экономические зоны и систему возврата

таможенных пошлин. И правительства поддерживали эти институты

макроэкономической политикой, стимулируя экспорт трудоемкой продукции,

особенно с помощью соответствующих обменных курсов.

Однако и данная модель не лишена своих негативных сторон. Глобализация

экономической жизни, жесткие правила мирового разделения труда,

ограниченность рынков сбыта, стремление получать наибольшую прибыль за счет

экспорта высокотехнологичной продукции и перенасыщение этой продукцией рынков

сбыта, естественная конкуренция стран-экспортеров - вот неполный перечень

причин, ограничивающих абсолютную ценность данной модели. До тех пор пока

экономика и финансовая сфера стран "догоняющего развития" оставались

относительно закрытыми, а национальная валюта не являлась свободно

конвертируемой, перепады на мировом рынке не оказывали существенного влияния

на эти страны. Как только произошло открытие экономики, а национальная валюта

оказалась "привязанной" к твердым валютам развитых стран, так национальный

рынок попал под воздействие конъюнктуры мирового рынка. С учетом же того

обстоятельства, что в качестве основы "догоняющего развития" принимается

стратегия экспортной ориентации, зависимость от основных мировых рынков -

США, Японии и Европейского союза - становится еще более значительной,

поскольку замедление темпов экономического развития в этих странах и

необходимость противодействия потенциальным конкурентам затрудняют сохранение

высокого уровня экспорта для них. Данные ограничители объективны, но это не

означает, что они непреодолимы.

5. Пути преодоления кризиса

Как показал кризис 1997-1998 годов и особенно последующие события, связанные

с преодолением последствий этого кризиса, основные его причины лежали не в

экономике, а в политической сфере. В большинстве стран Азии власть закона

остается слабой. Сильные центральные правительства не контролируют мощную и

политизированную бюрократию, которая может игнорировать местные интересы,

судебную систему и даже права частной собственности. Корпоративные и личные

интересы в большинстве случаев превалировали над интересами государства, что

в конечном итоге и привело к "финансовому перегреву".

Особенности функционирования "системы чеболов" в Южной Корее, корпоративные

интересы "клана Сухарто" в Индонезии, государственный протекционизм и

попустительство по отношению к нескольким крупным финансово-промышленным

группам в Японии - вот далеко не полный перечень составляющих, которые и

привели к кризису.

Там, где достаточно быстро пришло осознание всех этих проблем, кризисное

состояние экономики удалось быстро преодолеть. Там же, где попытались лишь

слегка "подкрасить фасад" политических отношений в обществе, кризис

продолжается до настоящего времени. Но уже сам факт возможности преодоления

кризиса говорит в пользу того, что стратегия экономического развития была

выбрана верно.

Не менее существенно и то обстоятельство, что некоторым странам удалось

вообще избежать финансового кризиса. Ярчайший пример - Тайвань. Залог успеха

Тайваня - реализация комбинированной стратегии наращивания конкурентных

преимуществ отечественного производства. Взяв на вооружение стратегию

"летящих гусей", Тайвань несколько модернизировал ее с учетом имеющегося

потенциала и факта конкуренции на мировом рынке. Стратегия, которая

реализуется на Тайване, получила название "экспортоориентированное

импортозамещение". И именно она позволила Тайваню избежать тупиков как

стратегии "летящих гусей", так и "импортозамещения", одновременно используя

преимущества и той и другой. Результат превзошел все ожидания. Если в КНР и

Индии за счет экспорторасширения обеспечивается 5-8% прироста ВВП, в Таиланде

- 14-16%, в Южной Корее - 42-45%, то на Тайване расширение внутреннего спроса

обеспечивает 43-45%, а увеличение экспорта (до половины которого составляют

высокотехнологичные изделия) - 55-57% прироста ВВП.

Вторая составляющая успеха Тайваня заключается в том, что, в отличие от

остальных "азиатских тигров", еще в 70-е годы превратившись в чистого

экспортера капитала (его размеры во второй половине 1990-х годов были

эквивалентны 4-5% ВВП, а валютные резервы достигли в конце 1999-го 103,5

млрд. долл.), Тайвань достаточно жестко контролировал свою инвестиционную

экспансию и, проводя курс на весьма взвешенную, постепенную финансовую

либерализацию, не допустил сколько-нибудь значительного притока "горячих

денег", разрушивших экономику ряда азиатских стран и стран с переходной

экономикой.

6.Тупики импортозамещения

Как показывает опыт "догоняющего развития" азиатских стран, наибольших

успехов добились государства, которые наращивали свой экспорт одновременно с

процессом импортозамещения. И этому есть вполне логичное объяснение.

Как свидетельствуют показатели экономического развития, высокие темпы

инфляции, низкие уровни сбережений и отдачи от инвестиций, проблемы с внешним

долгом и платежным балансом и как следствие всего этого низкие темпы роста

экономики и благосостояния населения стали основными характеристиками

развивающихся стран, выбравших стратегию импортозамещения. В большинстве

случаев не удалось структурировать внутренний рынок с помощью изделий

местного производства. Более того, предприятия создаваемой "молодой

индустрии", поддерживаемые правительствами различными способами, так и не

стали конкурентоспособными. Наконец, в силу постоянной нехватки финансовых

средств государства, избравшие эту стратегию, попадали в своеобразный

порочный круг: обращение к внешним займам, не обеспеченное необходимым

прогрессивным приростом в структуре производства и экспорта, лишь увеличивало

потребность в новых займах, отсюда дальнейшее сокращение темпов

экономического роста, увеличение финансовой, технологической и товарной

зависимости экономики. Результат - не сокращение импорта, а еще большая

зависимость от него.

Не менее существенно и то обстоятельство, что данная стратегия, реализация

которой связана с прямым государственным регулированием, подспудно

способствует росту коррумпированности чиновного аппарата. Как показывает

опыт, при проведении политики импортозамещения появляется соблазн покрыть

дополнительные расходы на защиту отечественных производителей, конкурирующих

с импортом, за счет потребителей и производителей-экспортеров посредством

искажения цен с использованием прямых методов государственного регулирования,

в частности при помощи внешнеторговых и валютных ограничений.

Нельзя не сказать и еще об одном обстоятельстве. Любая стратегия "догоняющего

развития" предполагает активизацию процесса индустриализации. Причем на более

высоком качественном уровне. А это в свою очередь требует не только

привлечения новых технологий, модернизации действующих предприятий и создания

новых производств, но и подготовки новых кадров. В условиях, когда

государство "сбрасывает" с себя ответственность за социальную сферу, это вряд

ли представляется возможным.

В условиях реализации концепции импортозамещения чрезвычайно важна роль

государства. И речь даже не о протекционистских мерах по отношению к

отечественному товаропроизводителю или о необходимости стимулирования науки и

образования как основной базы успешной реализации концепции импортозамещения.

Речь о выборе самой стратегии импортозамещения: либо внутриориентированное,

либо внешнеориентированное.

Разница между этими двумя стратегиями принципиальная. В первом случае

приоритет отдается освоению внутреннего рынка промышленных и

продовольственных товаров, целью которого является достижение структурных

сдвигов в экономике в направлении ее дальнейшей индустриализации. Во втором -

нацеливанию производителя на продвижение отечественных товаров на мировой

рынок, что косвенно способно порождать сдвиги в структуре экономики в

направлении ее постиндустриального развития.

Результаты, которых можно достичь в первом случае, описаны в начале этого

раздела. Результаты, которые достигаются во втором случае, демонстрируют

Япония и "азиатские тигры". Правда, для того, чтобы добиться аналогичных

результатов, нужно в какой-то степени быть готовым присоединиться к стае

"летящих гусей" и повторить опыт Японии. Этот опыт достаточно прост. Все эти

страны сделали основную ставку на быстрый рост экспорта, следовали разумной

налоговой политике, имели высокие уровни сбережений, проводили политику

государственной поддержки повышения грамотности и начального образования, не

подрывали сельское хозяйство и добились быстрого перехода к низким уровням

рождаемости.

Все они осуществляли перестройку промышленного производства с упором на

освоение науко- и техникоемких технологий (автомобилестроение, бытовая

электроника, промышленность полупроводников) и выпуск соответствующей

промышленной продукции с последующим ее экспортом на мировые рынки; сделали

упор на организации широкомасштабной программы научно-исследовательских и

опытно-конструкторских работ (НИОКР) и подготовку новых кадров. Немаловажную

роль сыграл и цивилизационный фактор, позволивший в процессе модернизации

применить традиционную систему организации управления предприятием, в основе

которой, например, в Японии лежала институция "иэ" - дом, семья. Наконец,

самой главной чертой "японской модели" являлась громадная роль государства в

экономическом развитии страны. Государство здесь напоминает чуткий барометр,

моментально реагирующий на экономические затруднения и принимающий почти

автоматически меры, необходимые для регулирования рынка.

7. Китай – новый экономический фактор Юго-Восточной Азии

Реакция большинства соседних стран на индустриальный рост КНР представляет

собой смесь тревоги и отчаяния. Япония, Южная Корея и Тайвань боятся лишиться

собственной промышленности из-за переноса местными компаниями своих

производственных мощностей в Китай.

Страх, который сегодня терзает соседей Китая, выражается в следующем вопросе:

каким образом восточно-азиатские страны смогут заработать себе на жизнь, если

все, что они делают сегодня, завтра сможет с меньшими издержками делать

Китай? Если этот страх действительно имеет под собой почву, то та коррекция

рынка, которая может наступить в ближайшем будущем, действительно будет

чрезвычайно болезненной.

Страны Юго-Восточной Азии опасаются изменения картины торговых и

инвестиционных потоков в регионе. По мнению Кеничи Омаэ, ветерана японского

консалтинга, сегодняшний подъем экономики Китая в результате выльется в

кризис, который окажется еще более разрушительным, чем региональный

финансовый кризис 1997-1998 гг.

Появление Нового Китая на международной экономической арене может стать

началом конца традиционной восточно-азиатской модели экономического развития.

Той самой модели «летящих гусей». В соответствие с ней, азиатская страна

начинает производство на экспорт простых товаров, таких, например, как обувь

или футбольные мячи. Полученная прибыль реинвестируется и идет на

совершенствование основного капитала. В результате страна начинает

экспортировать более сложные товары, например, полупроводники или компьютеры.

По ходу этого процесса, величина заработной платы и уровень жизни в стране

начинают постепенно приближаться к уровню развитых государств. Первой на этот

путь вступила Япония, за которой последовали Гонконг, Сингапур, Южная Корея и

Тайвань. Позже к этим странам присоединились Малайзия, Таиланд, Филиппины и

Индонезия.

Китай первым из восточно-азиатских государств отказался от такого пути

развития, одновременно экспортируя как простые, так и сложные товары. По

мнению Энди Кси, экономиста гонконгского отделения Morgan Stanley,

сегодняшний Китай во многом схож с Америкой 19-го века. Избыток рабочей силы

ведет к снижению уровня заработной платы, в то время как потребление растет

из-за падения цен.

Разумеется, страхи соседей Китая во многом преувеличены. Еще в начале XIX

века английский ученый-экономист Давид Рикардо показал, что значение имеет не

абсолютное преимущество в издержках (которым Китай, безусловно, обладает во

многих областях), а сравнительное преимущество. Экономист ING Barings Тим

Кондон демонстрирует это, рассматривая модель Рикардо на примере современной

Азии. Так, рис и сталь сегодня производятся и в Китае, и в Таиланде. Китай

производит оба товара с меньшими издержками, однако его ценовое преимущество

при производстве стали больше, чем при производстве риса. До тех пор, пока

эти страны смогут торговать, для них обоих будет лучше, если Китай продолжит

выплавлять сталь, а Таиланд - выращивать рис. Хотя эта модель подразумевает

определенную гибкость рынков, которой как раз и не хватает Азии, у

сторонников "гусиной" модели, опасающихся роста Китая, есть и еще одно

упущение. Они забывают о том, что валютные курсы могут колебаться: если Китай

действительно выходит на доминирующие позиции во внешней торговле, то его

валюта должна пойти вверх на фоне падения валют его соседей.

Тем не менее у каждого из соседей Китая хватает и своих собственных проблем.

Так, Япония, подобно самой КНР, сегодня страдает от дефляционных давлений.

Однако, в отличие от Китая, эти давления имеют место в условиях высоких

расходов на оплату труда, что оправдывает происходящий в настоящее время

перенос производства из Страны Восходящего Солнца на территорию ее западного

соседа. На самом деле, Япония вполне может выиграть из-за индустриального

роста Китая (подобно тому, как она выиграла из-за роста других азиатских

стран), если, подобно США, она перейдет от производства товаров к

предоставлению услуг.

Вполне понятна и ситуация с Таиландом, Индонезией, Малайзией и Филиппинами.

По мнению экономиста гонконгского отделения Goldman Sachs Фреда Ху, эти

страны не смогут противостоять Китаю на рынке текстиля, где объемы

производства каждой страны должны будут определяться в соответствии с

правилами ВТО. Их шанс - туризм, а также производство сырья и

сельскохозяйственной продукции. Так, Таиланд остается вне конкуренции в

области выращивания креветок, Индонезия - в лесной промышленности и т.д.

Что же касается богатейших стран Юго-Восточной Азии, Сингапура, Южной Кореи и

Тайваня, то в будущем они рискуют оказаться между центром высокорентабельного

производства (Китай) с одной стороны, и центром высококачественных услуг

(Япония) - с другой. В начале 1990-х годов, в эпоху расцвета Азиатских

"Тигров", совокупный ВВП трех вышеупомянутых стран вместе с Гонконгом в

полтора раза превышал ВВП КНР, Сегодня их показатели практически сравнялись.

Согласно прогнозам Morgan Stanley, к 2010 совокупный ВВП "Тигров" будет

составлять лишь половину ВВП Китая, а к 2020 - 10% ВВП Китая.

Самым лучшим вариантом развития ситуации для этих стран было бы

сотрудничество с Китаем таким образом, чтобы последний производил

спроектированные ими товары. Сегодня, например, Южная Корея и Тайвань

являются мировыми лидерами в области полупроводников. Они могли бы

использовать это положение для того, чтобы наращивать свой интеллектуальный

потенциал, а не просто увеличивать производственные мощности. Однако решение

этой проблемы упирается в вопросы политики. Так, южнокорейские конгломераты

находятся в руках могущественных консервативных семейных кланов и спутаны по

рукам и ногам требованиями профсоюзов, сопротивляющихся любым нововведениям.

В наиболее сложном положении сегодня оказался Тайвань, страдающий из-за

общемирового сокращения спроса на его экспорт. Может оказаться так, что,

впервые с 1949 года, рост экономики Тайваня окажется отрицательным. Сегодня

примерно половина компьютеров, цифровых камер и материнских плат, идущих на

экспорт под клеймом "Сделано на Тайване", на самом деле производятся на

материке. Для сканеров этот показатель составляет до 90%. Тайвань также

испытывает серьезные трудности из-за утечки мозгов: сегодня многие

квалифицированные специалисты пересекают пролив и устраиваются на работу в

КНР. По словам г-на Кси, для того чтобы выжить, Тайваню придется превратиться

либо в Финляндию, либо в Хайнань. В свое время в условиях жесткой конкуренции

со стороны других европейских государств Финляндия смогла найти свою нишу,

занявшись, в частности, производством мобильных телефонов. Сегодня она

процветает. В свою очередь, Хайнань - это еще один китайский остров в Южном

море, известный, главным образом, местными жрицами любви. На самом деле

судьба Тайваня может повернуться вполне благоприятно, если он, подобно

Гонконгу, сможет приспособиться к сегодняшнему подъему Китая. Однако для

того, чтобы это произошло, местные компании и их могущественные друзья в

политических кругах должны будут серьезно задуматься.

8. Заключение

Подведем итог всему вышесказанному. "Летящие гуси"- образное сравнение

экономического развития стран Южной и Юго-Восточной Азии, которое строится на

предположении, что лидером является Япония, второй ряд гусей образуют новые

индустриальные страны Азии (Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань). Третий ряд-

четыре страны-члены АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Тайланд).

Четвертый ряд- Китай и Вьетнам (в последнее время ожидается присоединение в

этому ряду Индии и Пакистана).

И все же Япония постепенно утрачивает роль "ведущего гуся". Прежде всего это

проявляется в том, что новые индустриальные страны ЮВА как импортеры товаров

приобретают гораздо большее значение для менее развитых стран, чем Япония.

Особую роль также начинает играть Китай, претендующий на лидерство в регионе.

Кроме того, существуют серьезные проблемы в самой "летящей стае", в том числе

растущая конкуренция Японии со стороны других азиатских стран.

9. Библиография

1. Деловое обозрение «Республика»; URL:

http://www.respublika.kz/archive/politeconomy/market/market037_2.html

2. Журнал «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК PОССИИ

ЭКОНОМИКА,ИНВЕСТИЦИИ,КОНЪЮНКТУPА» № 2 1997 г. URL:

http://www.partnerregions.org/fecenter/Annot_2_97.htm

3. FINPORT.NET Business Only; URL:

http://www.finport.net/servlets/GetPage?xmlname=analytics/p_one_article&xslname=main_finport&ARTICLE_ID=6675&LANG=

4. Деловой еженедельник «Деловой Рог OnLine» URL:

http://www.zrpress.ru/96/081/TEOR.HTM

5. Интернет-издание «Континетнт»; №9(47) 9 - 22 мая 2001;

URL: http://www.continent.kz/2001/09/14.html

6. "Обвал" валютных рынков в Юго-Восточной Азии" Джордж

Дж. Викснинс, 1998. http://www.intellectualcapital.ru/iss1-4/iccon.htm

7. "Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг." под научным

руководством академика РАН Р. Энтова, ИЭППП, 1998.

http://www.online.ru/sp/iet/


© 2007
Использовании материалов
запрещено.