|
|
|
|
Курсовая: Финансово-экономические вопросы реализации комплексной целевой программы социально-экономического развития Причерноморского региона
Курсовая: Финансово-экономические вопросы реализации комплексной целевой программы социально-экономического развития Причерноморского региона
Министерство образования Украины
Запорожский государственный университет
Курсовая работа
Финансово-экономические вопросы реализации комплексной целевой программы
социально-экономического развития Причерноморского региона
Выполнила:
студентка 1 курса,
эконом. фак-та
заочн. отделения Бессонова А.С.
Руководитель: ______________
Запорожье-1998
Реферат.
Курсовая работа: 26 с., 3 табл., 6 источников.
Объект исследования – Причерноморский регион.
Цель работы – исследование финансово-экономических вопросов реализации
комплексной целевой программы социально-экономического развития
Причерноморского региона.
Современная жизнь многих регионов Украины проходит в условиях экологических,
экономических и социальных процессов вызванных деятельностью человеческого
общества и все чаще проявляющихся с отрицательной стороны. Сложившаяся в этой
связи не благоприятная для развития страны обстановка представляет собой
множество проблем которые из года в год становятся все актуальнее, требуя
своего широкомасштабного решения.
РЕГИОН, СЭЗ, ПРОГРАММА, ЭКОНОМИКА.
Содержание. Реферат.................................2
Введение................................4 1. Южный экономический район
.................6 1.1. Географическое положение и
природно-ресурсные факторы............6 1.2. Проблемы рационального
природопользования в Причерноморье........7 1.3 Экологические проблемы
- одно из ограничений социально-эконо-
мического развития..............................8 2. Общественное
территориальное разделение труда.........10 3. Санаторно-курортное
хозяйство Причерноморского региона...14 3.1 Проблемы управления и
способы их решения ....................14 4. Социально-экономическое
развитие Причерноморского
региона ............................17 5. Проблемы и перспективы
создания курортно-рекреацион-
ных зон в Причерноморье .......................23 6. Современные
проблемы Крыма...................25 Заключение
..........................27 Список использованной
литературы..................28 Введение.
Современная жизнь многих регионов Украины проходит в условиях экологических,
экономических и социальных процессов вызванных деятельностью человеческого
общества и все чаще проявляющихся с отрицательной стороны. Сложившаяся в этой
связи не благоприятная для развития страны обстановка представляет собой
множество проблем которые из года в год становятся все актуальнее, требуя
своего широкомасштабного решения. В зависимости от того, насколько население,
производственные, властные и административные структуры всех уровней осознают
остроту создавшегося положения, сложность сопутствующих ситуаций и пагубность
последствий от медлительности или только частичного решения этих проблем, их
актуальность повышается.
Прогнозирование перспектив в области экологии не вселяет реальных надежд на
рациональное природопользование, действенную охрану растительных и животных
организмов для обеспечения сохранности среды обитания, гармоничного развития
всего живого на Земле, приумножения возможностей для их без ущербного
процветания.
В условиях кризисных явлений в экономике Украины нарушается философская,
социологическая и географическая связь в комплексном подходе к постановке и
разрешению вопросов как экологической, так и экономической проблем.
В результате сложившегося территориального разделения труда в Украине
преимущественное развитие получили отрасли народного хозяйств, для которого
на ее территории имеются наиболее благоприятные условия.
Народно-хозяйственный комплекс Украины - это сложное производственно-
территориальное образование.
Основу экономики составляют 2 важных комплекса: тяжелая промышленность
(добыча угля, газа, железной руды, химического сырья), легкая промышленность
(сельскохозяйственное производство).
Совершенствование территориальной структуры народного хозяйствования
проявилось в том, что в годы Советской власти, благодаря рациональному
использованию природных ресурсов, на Украине сформировался ряд районов,
специализирующихся на разных группах производств. На мощной базе
железорудных, марганцевых и угольных месторождений сформировались комплексы
черной металлургии - Донбасс, Приднепровье, Приазовье. Комплекс химической
промышленности - Лисичанско-Рубежанский. Горловско-Славянский, Приднепровский
районы.
1. Южный экономический район. 1.1. Географическое положение и
природно-ресурсные факторы.
Южный экономический район располагается на юге Украины. Площадь района 113,4
тыс. км. Он охватывает территорию Причерноморской низменности и Крымского
полуострова и на значительном протяжении омывает Черным и Азовским морями.
Территориально этот экономический район совпадает с Причерноморским внутри
республиканским экономическим районом. Большая часть его территории лежит в
степной зоне, характерны частые засухи, что обусловливает широкое
строительство оросительных систем. Среди полезных ископаемых выделяются
железная руда (Керченский железорудный бассейн), крупные запасы солей натрия,
калия, магния (Сиваш, озера Крыма), флюсовые известняки и строительные
материалы (Крымские горы). Имеются лечебные грязи и источники минеральных
вод. Моря богаты рыбой и водорослями.
1.2. Проблемы рационального природопользования в Причерноморье.
Народнохозяйственный комплекс Украины тесно связан с Черным морем. Через его
порты осуществляется большие по объему грузовые и пассажирские перевозки.
Так, в 1994 г. грузооборот морского транспорта составил 30% (174,3 млрд. т
км) всего грузооборота.
Комплексное освоение рекреационных ресурсов Черноморского региона может
принести народному хозяйству значительные финансовые поступления, в этом
числе и валютные.
В территориальных водах Черного моря в пределах Украины проводится разработка
полезных ископаемых (строительного песка, газа и газоконденсата). В 1996 добыто
500,6 млн. м3 газа и 20,5 млн. м3 газоконденсата. Черное
море признано перспективным районом в отношении добычи нефти в размерах,
недостаточных для промышленной эксплуатации.
1.3 Экологические проблемы - одно из ограничений социально-экономического
развития.
Растущая нерегулируемая антропогенная нагрузка и несовершенство эколого-
экономического механизма природопользования усилили загрязнение и ухудшили
экологическое состояние Черного моря. Из-за роста содержания растворенных и
взвешенных веществ и «цветения» воды существенно ухудшились санитарно-
гигиенические характеристики прибрежных вод, на протяжении ряда лет снижалось
качество морской воды. Это привело к значительным социально-экономическим
убыткам. Наиболее пострадали рыбопромышленная и курортно-рекреационная
отрасли.
Состояние экосистемы Черного моря достигло критического предела. Это является
одним из основных факторов, ограничивающих развитие Причерноморского района.
Развитие промышленности и процесс урбанизации в связи с ростом городов и
повышением их роли в экономической и культурной жизни общества ускоряют темпы
и расширяют масштабы водопользования и увеличивают количество сбросов сточных
вод, что видно из таблицы 1.
Таблица 1. «Количество промышленных предприятий, их территориальная
структура, объемы выбросов вредных веществ и сбросов сточных вод по
Причерноморскому району»
Регионы | Кол-во предприятий на са-мост. Балансе в про-ти в 1996г. | Объем выброса вредных веществ всеми источ. Загрязнения атмосферы | Объем сбросов сточных вод в природные водные объекты | | Всего | В т.ч. | Тер. Структуры | 1995 | 1995 к 1990 | 1995 | 1995 к 1990 | | Един. | Тяжел | Всей про-ти | В т.ч. тяжел | тыс.т | % | тыс.т | % | Всего | В т.ч. без очистки | Млн.М3 | % | 1 Крымский 2 Черноморский | 311 853 | 85 243 | 3,5 9,7 | 2,8 8,4 | 208 328 | 2,5 3,9 | -480 -663 | -70,0 60,8 | 110 482 | 5 270 | -70 +280 | -39 +76 |
+ повышение
- понижение
По данным таблицы можно установить, что на причерноморский район приходится
меньше 10 % общего количества промышленных предприятий. А, следовательно, что
не самые худшие показатели. Но курортная зона должна отличатся наилучшими
природными условиями и чистотой климата, которые должны способствовать
наиболее эффективному отдыху и лечению людей.
Одним из направлений улучшения экономического состояния Черного моря является
применение экономических механизмов природопользования. Прежде всего, имеются
в виду платежи за использование приморских территорий и акватории моря, за
сбросы загрязняющих веществ в море, веществ, загрязняющих приморскую
территорию, ухудшающих качества морской среды, нерациональное использование
природных ресурсов. Решать задачи по очистке отработанной воды, бессточному
использованию ее для технических нужд в водооборотных циклах, изысканию
наземных и подземных источников для пополнения дебита чистой (особенно –
питьевой) воды.
В определенной степени заставить выполнять требования природоохранного
законодательства могут штрафные санкции за его нарушение и за экологические
аварии на море.
2. Общественное территориальное разделение труда.
Анализ состояния промышленного производства и сырьевой базы свидетельствует о
продолжающемся и усиливающемся падении производства. На предприятиях
различных отраслей немало убыточных и низкорентабельных предприятий. Их
деятельность уже невозможно поддерживать за счет дотаций из бюджета. Нужна
решительная реформа – структурная перестройка народного хозяйства.
Наиболее опасным явлением последнего времени является кризис неплатежей, в
результате которого предприятия не имеют оборотных средств для нормальной
работы; производство упало до критической отметки и в ряде случаев уже
пересекло ее.
Хроническая нехватка оборотных средств практически на каждом предприятии
вынуждает их руководство обращаться в банки за кредитами, а те при дефиците
кредитных ресурсов систематически повышают ставки процента за кредит.
Задерживая поступления средств на счета предприятий, банк вынуждает брать
кредиты, которые практически выдаются из их денег, но под неимоверные
проценты.
Грунтово-климатические условия Причерноморского региона способствуют развитию
сельского хозяйства, которое специализируется на производстве зерновых
культур, подсолнечника, винограда, табака, овощей, фруктов. Посевная площадь
составляет более 6,5 млн. га. На Причерноморский регион приходится более 90 %
виноградных насаждений Украины. В северной части Одесской и Николаевской
областях - значительные посевы сахарной свеклы.
Роль района в территориальном разделении труда определяет машиностроение,
прежде всего судо- и станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение.
Судостроение представлено крупными верфями в Николаевской и Херсонской
областях, судоремонт - в Одессе и Керчи. Центрами сельскохозяйственного
машиностроения являются Одесса, Херсон, Симферополь.
Химическая промышленность представлена преимущественно основной химией
(производство суперфосфата и серной кислоты) и лакокрасочной (в Одессе).
Сакский химический завод и Перекопский бромный завод в качестве сырья
используют рапу соленых озер и лиманов. В Красноперекопске работает содовый
завод. В Одессе и Херсоне развита нефтеперерабатывающая промышленность.
В легкой промышленности выделяются текстильная (Херсон, Одесса), швейная и
трикотажная, обувная промышленности. В промышленности строительных материалов
важное место занимает производство железобетонной конструкции и цемента
(Одесса, Бахчисарай, Ольшанское), линолеума и добыча нерудных строительных
материалов.
По стоимости продукции 1 место в районе занимает пищевая промышленность -
рыбная, плодоовощеконсервная, масложировая, мясо- и молоко обрабатывающая. На
пищевую промышленность приходится свыше 40% промышленных продуктов региона.
Винодельческая промышленность сосредоточена в Крымской и Одесской областях. В
портовых городах побережья Черного и Азовского морей развита рыбоконсервная
промышленность. Рыболовный флот ведет промысел рыбы не только на Черном и
Азовском морях, но и в Атлантическом и Индийском океанах, в Антарктике. В
регионе производится 12% товарной продукции промышленности и 17% валовой
продукции сельского хозяйства Украины. Но сейчас эти показатели значительно
уменьшились из-за сложной экономической обстановки, что видно из таблицы 2.
Таблица 2. «Динамика производства основных видов продовольственных товаров за
1991-1995гг. (тыс.тонн)»
Показатели | 1990 | 1996 | 1191-1996 | В % к 1990г. | | | | | 1991-1996 | 1996 | Сахар из свеклы | 5388,0 | 3523,0 | 3618,0 | 67,2 | 65,4 | Растит. Масло | 1070,0 | 573,0 | 774,4 | 72,4 | 53,6 | Рыбн. Продукты | 684,0 | 280,0 | 370,4 | 54,2 | 40,9 | Мясо | 2763,0 | 624,0 | 1590,4 | 57,6 | 22,6 | Молочн. Продукты | 6432,0 | 1103,0 | 3149,4 | 49,0 | 17,1 | Сыры, брынза | 183,8 | 72,3 | 110,6 | 60,2 | 39,3 | Животные жиры | 444,1 | 214,0 | 291,8 | 65,7 | 48,2 |
Уменьшение объемов производительности характерно для всех областей
Причерноморского региона: Крыма, Николаевской (15,5%), Одесской (17,4%).
Значительное уменьшение объемов производства продукции, либерализация цен на
сырье, материальные ресурсы и услуги, привели к повышению себестоимости,
оптовых и розничных цен на продовольственные товары.
Свеклосахарное производство - одно из наиболее крупных экспортно-
ориентированных комплексов Украины (таблица 3). Именно учитывая это, следует
рассматривать актуальные проблемы его стабилизации и развития.
Таблица 3. «Формирование внешнего рынка сахара и сахарных изделий».
Показатели | Количество | Цена ($/t) | Сумма (млн.$) | | 1996 | 1 кв.97 | 1996 | 1 кв.97 | 1996 | 1 кв.97 | Экспорт -сахар и сахароза -патока -кондит. Изделия из сахара | 1665 78 16,4 | 279 14 5,9 | 298 89 1243 | 438 96 1318 | 496 7 20 | 122 1,4 7,7 |
Региональный аспект развития свеклосахарного хозяйства связан с условными
агроклиматическими ограничениями на размещение такой уязвимой относительно
деградации почв культуры, как сахарная свекла. Размещение посевов ограничено
крутизной склона 120 и требует умеренного климата. Эти условия имеет
Причерноморский регион. На его территории размещено 46 тыс. га посевов.
3. Санаторно-курортное хозяйство Причерноморского региона. 3.1
Проблемы управления и способы их решения.
Значительное развитие приобрело в Причерноморском районе санаторно-курортное
хозяйство. В нем насчитывается 86 санаториев и 162 пансионата для отдыха.
Высоко ценится курортно-рекреационная роль Черноморского региона. Так, в
Крыму работает 635 санаторно-курортных учреждений, которые одновременно могут
принять 156,7 тыс. человек. Около 40% курортно-оздоровительных учреждений
работают на протяжении всего года.
Особенно отличается благоприятными рекреационными (климатическими, водными и
т.д.) ресурсами Крым, особенно его Южный берег с мягким средиземноморским
климатом.
Также большим курортным регионом является группа приморских областей -
Одесская, Николаевская, Херсонская.
Но, несмотря на природно-климатические преимущества проблема отдыха и лечения
в Украине еще не решена.
Первоочередное значение принимает вопрос расширения и размещения материально-
технической базы и кадрового потенциала санаториев; охрана окружающей среды и
рациональное использование рекреационных ресурсов, особенно в южной
приморской части Крыма и Причерноморье, где во многих местах антропогенное
влияние на природу значительно выше нормы. Нужно принуждать к ответственности
тех, кто загрязняет окружающую среду.
Исключительно важное значение приобретает вопрос совершенствования управления
санаторно-курортным комплексом. Актуальность этого вопроса объясняется тем,
что на ограниченной территории в результате много известности происходит
размежевание экономических интересов и усложнение возможностей для
эффективного управления санаторно-курортным комплексом. Отсюда возникает ряд
проблем, связанных с необходимостью обеспечения комплексного развития
производительных сил определенных регионов.
В традиционных местах отдыха Причерноморского района экологические
возможности для многомасштабного наращивания материально-технической базы
практически вычерпаны. Поэтому, с целью улучшения отдыха и лечения населения,
рационального использования и охраны рекреационных ресурсов и комплексного
развития всего санаторно-курортного хозяйства, нужно решить 2 важных, разных
по сравнению, но взаимосвязанных вопроса:
1.Следует разработать концепцию развития и размещения курортного хозяйства.
Для этого необходимо провести комплексные научные исследования: определить
рекреационные качества природных условий и ресурсов всех перспективных
районов, выявить рекреационную пригодность каждого региона и гранично-
допустимые масштабы их возможного использования, обгрунтовать рациональную
территориальную специализацию района на определенных видах отдыха и лечения.
Иначе говоря, при разработке этой концепции следует выходить из обеспечения
сбалансованного спроса на отдых, лечение и возможность его удовлетворения.
2.Концепция развития курортного хозяйства всецело положена в основу
разработки прогноза развития этой отрасли. (В Украине прогнозы надо было бы
сложить для всех больших регионов отдыха- Крыма, Причерноморья, Приазовья,
Карпат). Тут главное необходимое предвидеть переведения санаторно-курортного
хозяйства на территориальный принцип управления. Такое переведение потребует
преодоления много известности на всех этапах его формирования и
усовершенствования: от проектирования курортных объектов до их обслуживания и
управления. Потребуется также объединение многочисленных, разных по
принадлежности организаций курортного обслуживания, и концентрация
соответствующих ресурсов в руках одного хозяина.
Решающую роль в территориальном управлении курортной сферой таких областей
как Крымская, Одесская и других областей Причерноморского региона играет
концентрирование всех материальных и финансовых ресурсов, предназначенных для
развития и обслуживания курортного хозяйства; проектно-поисковых организаций,
строительно-монтажных.
Следует разработать также четкую систему реализации курортных условий,
сосредоточив решение этого вопроса в руках территориальных органов
управления.
4. Социально-экономическое развитие Причерноморского региона.
Известно, что в Украине ведется работа по дальнейшему совершенствованию
социального развития, где одним из наиболее важных показателей является рост
реальных доходов и повышение уровня жизни населения. Установлены
дополнительные льготы для женщин, детей, работников ряда отраслей и т.д.
Одна из немаловажных проблем – это повышение экономической самостоятельности
Причерноморского региона. Имея, определенную экономическую самостоятельность,
регион сможет эффективнее управлять своим хозяйством и быстрее найдет выход
из кризиса. Очень важно организовать планирование с учетом местных условий и
особенностей промышленного развития. На областном уровне должны быть
осуществлены меры по развитию частного предпринимательства. Также должна быть
система льгот для предпринимателей, создающих новые рабочие места. Необходимо
создание СЭЗ, которые, в частности, должны способствовать привлечению
иностранного капитала. В последнем остро нуждаются металлургия,
машиностроение, агропромышленный комплекс. Без иностранных инвестиций этой
проблемы не решить.
На ряду с разработкой Концепцией социально-экономического развития
Украинского Причерноморья, проводился экономико-технический эксперимент по
созданию свободных зон в Ренийском районе Одесской области, на территории
Новобелярского поселкового Совета Коминтерновского района Одесской области,
также были предложения Одесского облсовета по проведению экономико-правового
эксперимента по расширению экономической самостоятельности и др.
Общим недостатком предложений и разработок СЭЗ являются частое несоответствие
их действующему законодательству. Но нельзя не сказать и о положительных
моментах, содержащихся в этих разработках. А они таковы: попытки в
максимальной степени задействовать местный ресурсных потенциал, преимущества
транспортно-географического положения, возможности уже налаженных внутри- и
внешнеэкономических связей, рекреационные возможности регионов. Все это лишь
часть из того круга проблем, без решения которых немыслемо формирование
сильной и гибкой социально-экономической политики региона. Важно уже и сейчас
найти и активно использовать те своеобразные точки соприкосновения, связующие
звенья между государственной политикой на региональном уровне и политикой
регионов, которые уже реально просматриваются и проявляют свои положительные
действия.
Для решения общенациональных программ, необходимо решение проблем на
региональном и хозяйственном уровне. Путей для этого немало. Это и
предоставление региону части госбюджетных средств, проведение гибкой
налоговой политики. Частичное или даже полное освобождение региона от
отдельных видов централизованных налогов могло бы стать мощным катализатором
накопления финансовых ресурсов на местах, целевое назначение которых должно
быть заранее определено.
Новая региональная политика потребует серьезной реорганизации высшего уровня
исполнительной власти. Нужна достаточно мощная организационная структура,
которая, ведала бы, во-первых, вопросами разработки и реализации
межрегиональных программ приоритетного развития, а, во-вторых, - проблемам их
привязки на региональном уровне.
В Причерноморском регионе сложились определенные территориальные различия в
заработной плате и реальных доходах. Например, в тех промышленно развитых
областях, где преобладают предприятия тяжелой промышленности и имеют место
менее благоприятные условия производства и труда, зарплата и реальные доходы
работников выше, чем в менее индустриально развитых областях с высокой
потребностью в рабочей силе.
Территориальная дифференциация в зарплате населения целиком закономерна и не
вызывает противоречий. Она исходит из расчета объективных факторов:
пространственные различия, которые сложились в условиях развития; структура
производительной деятельности и непроизводительная сфера.
В то же время территориальная дифференциация в зарплате и реальных доходах
значительной мерой вызвана влиянием субъективных факторов. Это формирование
(путем планирования) общественно не принятых социальных деформаций
территориального характера из-за весомости материальных и финансовых стимулов
в условиях рыночной экономики.
Известно, что на многие, а чаще дефицитные товары существуют разные цены. Это
значит, что одна и та же продукция в одних местах стоит дороже, чем в других,
и наоборот.
Это является важным условием, которое негативно влияет на экономическую и
социальную жизнь региона и приводит к значительным трудностям в управляемом
развитии их производительных сил.
Магистральный путь решения этих трудностей - это повсеместное приведение цен
на данную продукцию в нужное соответствие с общественно обгрунтованными
ценами, что целиком реально в процессе ожидаемого усовершенствования цен в
общегосударственном масштабе.
Необходимо прийти к тому, чтобы деньги в определенной мере выполняли не
только функции измерителя труда, а и измерителя стоимости, и обеспечивали бы
придерживание единого подхода (включая территориальный) к социальному
развитию.
Особого внимания требует также другой аналогичный вопрос социально-
географического характера. Речь идет об обгрунтовании рационального
территориального разделения определенных товаров, которые реализуются по
государственным ценам, а также товаров, которых в стране достаточно, а в
некоторых регионах по разным причинам создан их штучный дефицит. Например, во
многих городах одного региона создан дефицит определенной группы
продовольственных и промышленных товаров, которых в других регионах
достаточно. Объясняется это недочетом в территориальном планировании и
прогнозировании целого ряда объективно действующих факторов сугубо
регионального характера.
Выяснение затронутых вопросов имеет принципиальное значение для
усовершенствования территориального планирования и распределения товарной
массы по регионам.
Большое влияние на дифференциацию в обеспечении населения Причерноморского
региона товарами имеет недочет в практике территориального планирования и
другие не менее важные обстоятельства - наличие временно прибывших в
определенные места людей, не связанных с трудовой деятельностью в месте
временного проживания. Эта ситуация очень характерна для данного региона,
который ежегодно принимает тысячи туристов и отдыхающих.
Важное место среди экономико-географических проблем социального развития
занимает жилищная проблема, и она далека от своего решения.
В последнее время отношение строительства государством к строительству
населением и жилищно-строительными кооперативами в основном стабилизировалось
и составляет 2:1. Возрос спрос на жилье, построенное населением за счет
собственных средств и с помощью государственного кредита, что особенно
прослеживается в областях с сельским населением.
Характерно, что обеспечение городского населения жилищем наибольшее в тех
регионах, где преобладает или имеет высокий спрос жилище, которое пребывает в
личной собственности граждан. Что касается уровня обеспечения сельского
населения жилищем, то он намного выше.
Обеспечение населения жилищем также дифференцируется по областям. Тут следует
обратить внимание на такое обстоятельство, как рост жил обеспечения в селе,
которое не во всех случаях происходит путем нового строительства.
Наблюдения показывают, что жилищные отношения, особенно те, которые
различаются территориально, непосредственно влияют на дифференциацию реальных
доходов городского и сельского населения, в особенности, на их формирование,
и использование.
Важным показателем социального развития является обеспечение населения
услугами торговли, общественного питания и бытовым обслуживанием.
В Украине увеличился объем товаров народного потребления в государственной и
частной торговле, общественном питании, придании ее жителям бытовых услуг.
Вместе с этим уровень товарного обеспечения населения отдельных районов
остается низким: отсутствие значительного ассортимента товаров. Нагромождение
товарной массы, явные сложности, объем, и структура бытового обслуживания не
полностью удовлетворяют возрастающие потребности населения во многих видах
товаров и услуг. Кроме того, из-за невысокого качества не все товары и услуги
пользуются надлежащим спросом.
Например, в Причерноморском регионе, где ежегодно наблюдается большой наплыв
туристов, товарная масса, рассчитанная, на население этого региона
оказывается недостаточной для удовлетворения потребностей всех людей,
пребывающих здесь. Поэтому, возникает потребность в создании отдельных
курортно-рекреационных зон в Причерноморье.
Причерноморский регион характеризуется также развитым морским транспортом.
Через его порты совершаются интенсивные внешнеэкономические связи. Большое
значение здесь имеет международная паромная переправа Черное море Ильичевск-
Варна (Болгария). В районе развиты все виды транспорта. Длина железной дороги
около 3000 км., автодорог с твердым покрытием около 20 тыс. км.
5. Проблемы и перспективы создания курортно-рекреационных зон в Причерноморье.
Существенные недостатки экономико-экологической обстановки на приморской
территории Украины обусловили реализацию концепции их приоритетного
промышленно-транспортного развития, что привело к ряду негативных социальных,
экономических и других последствий. Ввиду этого весьма актуальной стала
необходимость разработки и осуществления альтернативной концепции
оптимального экономико-экологического развития данного региона, которая учла
бы его уникальные природно-географические особенности и своеобразную
специфику. Такая концепция основой формирования приморских СЭЗ, в рамках
которых целесообразно выделить в качестве особо важных объектов совместного
предпринимательства системы функциональных СЭЗ курортно-рекреационного и
туристического назначения.
Определенными предпосылками формирования и развития, приморских курортно-
рекреационных зон является неповторимое сочетание ценных ресурсов, таких как
иловые лечебные грязи лиманов, песчаные пляжи, взаимодействие морского и
степного климатов, целительные минеральные воды.
В Причерноморье уже давно сложилась развитая сеть курортов, многие из которых
перспективны для создания международных курортов. К их числу относится
Одесский район. Также ученые рекомендуют придать статус курортно-
рекреационого региона всему Крыму, а не только его отдельным городам (Ялта,
Евпатория, Сакам и другие). Благодаря этому можно более эффективно решать
сложные социально-экономические и экологические проблемы.
Главной направленностью формирования указанных зон в Причерноморье должно
быть обеспечение одновременного решения обще рациональной социально-
экономической проблемы и комплекса региональных и местных задач.
Исходя из комплексной, в том числе экономико-экологической оценки сети
курортов, мест отдыха и туризма, особо перспективных для первоочередного
создания свободных экономических зон курортно-рекреационного назначения,
следует считать такие курорты, как Куяльник, Каролино-Бугас, Скадовск и
другие. Они отличаются многими преимуществами: наличием крупных во всем
Причерноморье запасов высококачественных лечебных грязей, подземных
минеральных вод, относительно развитых курортно-рекреационных инфраструктур,
подразделений и материально-технической базы по изучению, охране, добыче,
использованию природных ресурсов.
Степень обоснованного принятия решений о создании СЭЗ в значительной мере
зависит от оценки эффективности их формирования и функционирования и учета
факторов, влияющих на инвестиционную политику.
С методологической точки зрения данную проблему можно рассматривать на
примере курорта Куяльник. Его материально-техническая база располагает мощным
коечным фондом (около 4 тысяч мест), водогрязелечебницами. Но уровень
комфортности здравницы и других рекреационных объектов, а также качество
обслуживания не соответствует передовому зарубежному опыту. В связи с резким
ростом цен (в 10 раз и более) на путевки и нарушением межрегиональных связей
снизилась нагрузка учреждений. Это подрывает финансово-экономическое
положение здравниц, а, следовательно, и всего региона, ведь курортное
хозяйство является основным видом деятельности в Причерноморье, в наибольшей
степени регулирующим экономическую обстановку района.
6. Современные проблемы Крыма.
Прежде всего нужно подчеркнуть значение «четырех китов», которые помогут
Крыму состояться экономически и политически: нефтегазовый комплекс, сельское
хозяйство, сфера рекреации и туризма, промышленность с аэро- и морскими
портами.
Большие надежды правительство Крыма возлагает на утверждение правительством
Украины комплексной программы социально-экономического развития и структурной
перестройки экономики автономии.
Главное в ней – развитие рекреационно-туристической индустрии во всем Южном
районе. Его уникальная привлекательность позволит в ближайшие 10 лет довести
количество отдыхающих до 8 млн. человек в год. Для этого нужно
зарегистрировать все субъекты хозяйственной деятельности как самостоятельные
юридические лица. Все они, независимо от ведомственного подчинения будут
переведены на хозрасчетные условия труда. Вторым приоритетом станет
агропромышленный комплекс. Для этого необходимо провести земельную реформу,
достичь более рационального использования земельных ресурсов, изменить
структуру сельских производств.
На третьем месте - развитие всех видов транспорта, лучшее использование 8
крымских портов, 28 аэродромов.
Среди приоритетов и топливно-энергетический комплекс. На шельфе Черного моря
и Керченского полуострова залегает @274 млрд.км природного газа и 63 млн.тонн
нефти. Так что планируется активизация геолого-разведочной работы, увеличение
объемов эксплуатации бурения. Для газифицирования восточного района Крыма
планируется строительство газопровода Джанкой-Феодосия-Керчь. Планируется
также в 4 раза увеличить производство собственной электроэнергии.
На реализацию этой программы потребуется 42,5 млрд. гривень. Почти половину
составляют деньги предприятий, более 15% - местный бюджет, 19% - госбюджет
Украины, 13% - иностранные инвестиции.
В нынешней сложной экономической ситуации правительство возлагает особые
надежды на бизнес, предпринимательство, приватизацию, реформы в экономике. Но
климат для развития предпринимательства в Крыму неблагоприятный: высокие
налоги, нестабильная и несовершенная правовая база, рэкет, коррупция и
тяжелая криминогенная ситуация.
Что касается приватизации в Крыму, то она тоже имеет свои особенности. Ее
объективная трудность по всей Украине объясняется отсутствием у населения
первоначального капитала для покупки средств производства и невозможность
отчуждения части имущества из хозяйственного комплекса в его натуральной
форме. Но это положение еще более усугубил мораторий ВС Крыма на
приватизацию. В результате этого сорвался подготовительный этап приватизации,
который прошел во всех остальных регионах страны. Арендные предприятия не
получили возможность своевременно выкупить основные фонды и другое имущество,
а сейчас это практически невозможно из-за многократной индексации стоимости
имущества и неимоверной цены выкупа. Большая часть населения Крыма оказалась
лишенной возможности своевременного приобретения акций предприятий,
расположенных в регионе, а сейчас их цена возросла несоразмерно с увеличением
зарплат, пенсий.
Таким образом все перечисленные факторы неблагоприятно отражаются на
социально-экономическом развитии не только Крыма, но и всей Украины.
Заключение.
Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что в условиях кризисных
явлений в экономике Украины нарушается философская, социологическая и
географическая связь в комплексном подходе к постановке и разрешению вопросов
как экологической, так и экономической проблем.
Ввиду этого весьма актуальной стала необходимость разработки и осуществления
альтернативной концепции оптимального экономико-экологического развития
данного региона, которая учла бы его уникальные природно-географические
особенности и своеобразную специфику.
Для решения общенациональных программ, необходимо решение проблем на
региональном и хозяйственном уровне. Путей для этого немало. Это и
предоставление региону части госбюджетных средств, проведение гибкой
налоговой политики. Частичное или даже полное освобождение региона от
отдельных видов централизованных налогов могло бы стать мощным катализатором
накопления финансовых ресурсов на местах, целевое назначение которых должно
быть заранее определено.
Список использованной литературы.
1. Макодзеба В. Экономические проблемы природопользования//Экономика
Украины.-1996.-№6.-с.45-48
2. Щербань В. П. Как нам жить дальше.-Луганск,»Лугань»,1994.-334 с.
3. Экономическая и социальная география Украины:Учеб. Пособие для
студентов/Под ред. В. Я. Роща.-М.:-Просвещение,1990.-320с.
4. Заставний Ф. Д. География Украины.-Львов.:1990.-360с.
5. Колековский А. Комплексное исследование экономики Украины//Экономика
Украины.-1995.-№11.-с23-28
6. Экономическая география: Учебник для экономич. Специальности вузов/-
М.%Экономика,1992.-383с.
7. В. Мамлыга Наш главный враг сегодня – время//Бизнес.-1998.-№2 (261)-с.12-13
|
|
|
|
|