|
|
|
|
Курсовая: Государственное регулирование экономики
Курсовая: Государственное регулирование экономики
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................3
1. Основные направления и цели макроэкономической политики государства, их
взаимосвязь и противоречия............................................... 4
1.1. Что такое экономическая политика..........................................4
1.2. Макроэкономическая схема функционирования хозяйства страны................6
1.3. Цели государственной экономической политики...............................8
2. Инструменты макроэкономического регулирования..............................13
2.1. Фискальная экономическая политика........................................13
2.2. Кредитно-денежная политика..............................................17
2.3. Другие виды и формы государственной экономической политики...............20
3. Модели государственного регулирования рыночного равновесия 22
3.1. Классическая школа.......................................................22
3.2. Кейнсианство.............................................................27
3.3. Неоклассицизм............................................................30
Заключение....................................................................34
Используемая литература.......................................................35
Введение
В своем движении экономика любой страны подчинена, прежде всего, объективным
историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания
утверждать, что путь ее задан, предопределен свыше, проистекает из
предначертанной судьбы. Однако в действительности экономика связана
историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом ее
траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и
воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан.
Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в
разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями
обладает в этом смысле государство в лице правительства в: широком смысле
этого слова, то есть всех ветвей государственной власти.
Правительство, будучи главным кормчим экономического корабля страны, избирает
курс, проводит определенную линию действий для реализации избранной
социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок и
учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и
принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им
экономическую политику.
Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена в том
смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым,
сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и
обязательствами. В значительной степени политика предопределена
внутристрановой и мировой конъюнктурой — состоянием хозяйства и рынка,
уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и
предложением на товары и услуги.
Итак, цель данной работы состоит в рассмотрении некоторых аспектов
государственной экономической политики и государственного регулирования
экономических процессов. А также некоторые модели государственного
регулирования рыночного равновесия.
1. Основные направления и цели макроэкономической политики государства, их
взаимосвязь и противоречия 1.1. Что такое экономическая политика
Экономическая политика — это проводимая государством, правительством
страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой
направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность
предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые
цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической
политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны
курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать
цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку
толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок
государства является правительство, то в государственной экономической политике
находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и
тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано.
Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные
процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже
десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется
фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения
экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания
предпринимательской активности. Соответственно, принято выделять, различать
такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как
подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура
(экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация,
стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).
В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика,
формируется тот или иной тип экономической политики правительства,
государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы
государственной экономической политики, являются величина и динамика валового
внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и
потребления, цен, занятости и безработицы.
Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней
политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой.
Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства,
политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать
созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения
государственной политики. Так что политические силы страны, политические
партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс
государства, проводимую экономическую политику.
Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что
правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя
государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных
слоев населения, в особенности ведущих групп. Забастовки шахтеров и другие
формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на
отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной
экономической политики.
Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре
планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах,
в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки
нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках
государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в'
государственном воздействии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и
внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика
характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и
программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства,
проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных
действий, способных заметно деформировать официально декларируемую
государственную экономическую политику, обусловлена, прежде всего
нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-
экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры
экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании,
изменения позиций правительства либо смены его состава.
В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на
который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и
долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна
при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно
гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию
экономического поведения на много лет вперед и более или менее строго
придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость
внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает
приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой
приданием направленности экономическим действиям на период, характеризуемый
примерно годом или даже несколькими месяцами.
Экономическая политика проводится государством посредством использования
находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов
воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности.
Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные
постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие
оперативные постановления и решения государственных органов.
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики
выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты
фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью
фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность
денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их
осуществления мерами.
Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты
экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита,
ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма
резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).
Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как
установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на
определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых
предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп,
введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.
Широко используемым инструментом государственной экономической политики в
области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-
импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров,
капитала.
В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы
и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики
различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов
экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют
отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей
экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять
фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную),
внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную
экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная,
инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая,
налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная
(экологическая), внешнеэкономическая политика.
1.2. Макроэкономическая схема функционирования хозяйства страны
Рассмотренная выше схема воспроизводственного процесса при всей ее общности
абстрагирована относительно движения денег и вида субъектов рассматриваемого
процесса, то есть в ней не указаны денежные потоки и участники производства,
обмена, потребления. Чтобы получить представление о том, как действует
экономика в целом, в виде единого организма, состоящего из разных частей,
воспользуемся еще более обобщенной и укрупненной схематической моделью,
которая может быть названа схемой функционирования экономики страны.
Укрупненная схема функционирования экономики или действия экономической
системы представляет изображение материальных и денежных потоков между
основными хозяйствующими субъектами, главными участниками экономических
процессов, характерных для всего хозяйства страны в целом.
Рассматривая схему воспроизводственного процесса, мы концентрировали внимание
на движении экономического продукта в соответствии с последовательными
стадиями его создания и использования, оставляя в стороне вопрос о том, кто
производит, распределяет, обменивает, потребляет продукт. В приводимой ниже
схеме (рис. 2.6.1) на первый план выведены агенты, участники экономического
кругооборота, его действующие лица, между которыми и происходит движение
материального продукта и денежных средств, а заодно складываются и
определенные экономические отношения.
Схема функционирования позволяет понять, от кого и кому адресованы товарные и
денежные потоки, поэтому она дает наглядное представление о том, как
действует экономическая система в лицах. Одновременно схема позволяет видеть
в целом, как происходит оборот ресурсов, товаров и денег в стране.
Выделим прежде всего трех главных участников экономических процессов,
рассматриваемых в масштабе целой страны. Ими будут:
1) государство в лице правительства и государственных органов, управляющих
хозяйством страны;
2) производители продукции, товаров, услуг в лице предприятий,
предпринимателей, частных хозяев;
3) потребители конечного продукта, использующие товары и услуги для
удовлетворения собственных потребностей, в лице населения страны, домашних
хозяйств.
Между указанными основными агентами экономической системы происходит
интенсивное движение товаров, услуг, денежных средств, возникают
хозяйственные связи. На рис. 1.1. потоки экономических ресурсов и продуктов,
связывающие главных участников экономической системы страны и характеризующие
ее действие, изображены в агрегированном виде.
Рис. 1.1.
Потребители в лице населения страны, домашних хозяйств взаимодействуют с
производителями: предприятиями, фирмами, компаниями, производящими товары и
услуги. Население обеспечивает производство основными факторами в виде
рабочей силы и частично капитала и информационных ресурсов, духовного
потенциала, получая взамен заработную плату или другие виды денежных доходов
от производителей. С другой стороны, производители, в число которых
включаются и предприятия сферы услуг, торговые организации, продают
населению, домашним хозяйствам товары и услуги в обмен на платежи за
проданный продукт производства.
Часть произведенных товаров и услуг предприятия, фирмы продают государству.
Это все то, что производится по государственному заказу, финансируемому за
счет бюджетных ассигнований, выплачиваемых государством производителям.
Государство предоставляет производственным единицам государственные услуги
управленческого характера, может оказывать финансовую поддержку, оказывая
предприятиям государственную помощь или выделяя им кредиты. Производители же
обязаны уплачивать государству налоги и вносить обязательные отчисления и
платежи.
Взаимодействие государства с населением сводится к предоставлению людям
государственных услуг либо в непосредственной форме в виде защиты прав,
государственного страхования, охраны, безопасности, либо посредством
частичной оплаты из бюджета услуг культуры, образования, здравоохранения,
экологической защиты производителям этих услуг. Кроме того, государственные
органы осуществляют отдельные виды социальных выплат нуждающимся в поддержке
и оплачивают труд работников государственных учреждений и других лиц,
выполняющих заказы государства. Со своей стороны население поставляет
государству трудовые ресурсы для работы в государственном аппарате, а также
вносит предусмотренные законом налоги и; платежи за платные государственные
услуги.
Такова весьма обобщенная и довольно упрощенная схема функционирования
хозяйственной системы страны. В схеме представлены только три участника
экономической жизни страны, хотя реальное число самостоятельных субъектов
хозяйствования более велико. В подобной весьма укрупненной схеме не удается
выделить в качестве экономических субъектов банки и другие важные институты
финансовой системы, вне поля зрения остаются общественные, некоммерческие
организаций и фонды, не указано взаимодействие с внешними участниками
экономических процессов в стране. В силу агрегированности схемы упрощены и
отношения между агентами экономической системы, остались за кадром связи и
отношения разных производителей между собой, также как и взаимодействие между
разными потребителями, Семьями, домашними хозяйствами, людьми. Не удается
отразить в столь укрупненной схеме и то, каким образом взаимосвязаны между
собой, а также с производителями и потребителями разные государственные
законодательные, исполнительные, судебные органы.
1.3. Цели государственной экономической политики
Экономическая политика государства в целом ориентирована на достижение
общенациональных целей страны, общества, народа. Это обширная совокупность
целевых задач, которую трудно свести к одной обобщенной цели. В советское
время российской истории генеральная цель социалистического государства
формулировалась как достижение максимально возможного в данных условиях
уровня удовлетворения материальных и духовных запросов народа. Такая
постановка цели политики носила во многом идеологический характер, была
сугубо качественной ввиду отсутствия количественного измерителя уровня
удовлетворения многообразных потребностей, да и масштабов самих потребностей.
В современной экономической науке проблема целеполагания, установления целей
и задач государственной экономической политики рассматривается более
утилитарно и сводится не к формированию единой общей цели, а к установлению
спектра, совокупности таких целей. Однако и при таком подходе нет возможности
однозначным образом выразить совокупность целей, преследуемых государством в
ходе выработки и осуществления своей экономической политики.
Цели не однотипны для разных государственных, общественно-политических
систем, они заметным образом различаются в странах с централизованно
управляемой и рыночной экономикой. Цели государства зависят от достигнутого
уровня социального и экономического развития страны, от историко-национальных
традиций. В разных странах существуют свои приоритеты, предпочтения в
отношении государственных устремлений, отражающие позицию правительства,
общественное мнение, господствующие политические убеждения.
Принято считать, что в тех странах, где господствуют рыночные отношения,
государство должно принимать на себя и считать главными целями экономической
политики только те задачи, которые не способен решить сам рынок, которые не
подвластны рыночному механизму хозяйствования. При таком подходе цели
государственной экономической политики совпадают с целями государственного
регулирования рыночной экономики.
Достаточно конструктивен прагматический подход, в соответствии с которым цели
экономической политики государства состоят в создании и поддержании условий
стабильности, уравновешенности экономической ситуации. Такой подход получил
название стабилизационной политики, он наиболее характерен для ситуации
кризиса, спада, когда прежде всего необходимо подавить стихийные процессы,
достичь управляемости, предотвратить дальнейшее ухудшение состояния дел. Цели
стабилизации столь же важны для закрепления достигнутого и желаемого состояния
равновесия, предотвращения нежелательного выхода параметров экономики за
допустимые пределы.
В странах, экономика которых находится на подъеме или такой подъем ожидается,
цели экономической политики становятся целями экономического роста,
измеряемого уровнем такого роста.
Для стран с социально ориентированной рыночной экономикой характерно
выдвижение на первый план социальных целей государственной экономической
политики. Такие цели, во многом смыкаются с экономическими и в известной
степени сопутствуют им. Выдвижение социальных целей государственной политики и
увязка их с экономическими целями характерны для таких стран, как США,
Германия, в какой-то степени это присуще и всем другим странам.
К самым распространенным социальным целям государственной экономической политики
относят экономическую свободу и экономическую справедливость. Экономическая
свобода понимается как свобода выбора форм и видов экономической,
предпринимательской деятельности, распределения и использования собственных
средств, приобретения и продажи объектов собственности, поведения на рынке,
участия в профсоюзах и забастовках. Государство способно проводить линию на
ограничение экономической свободы отдельных субъектов хозяйственной
деятельности даже в условиях рыночной экономики. Так что, говоря об
экономической свободе как цели государственной экономической политики, следует
иметь в виду не безраздельную свободу, граничащую с анархией, а тот уровень
свободы, который необходим для обеспечения эффективного функционирования
хозяйственной системы и достижения посредством этого собственно экономических
целей государственной политики.
Весьма привлекательно выглядит такая цель, как экономическая справедливость,
понимаемая с позиций честного, добросовестного отношения ко всем людям в стране,
учета их интересов и возможностей, создания им адекватных, в пределе' равных
условий, прав, возможностей проявить себя в жизни. Вообще-то «справедливость»
есть не экономическое, а морально-этическое понятие. У каждого человека
существует свое представление о справедливости, диктуемое чаще всего
собственными интересами, личной выгодой. В сознании людей, прошедших сквозь
горнило советской системы, укоренилось представление о справедливости как о
равенстве экономических благ, которого следует добиваться посредством
государственной уравнительной политики, проводимой посредством выравнивания
доходов. Между тем справедливым следует считать выравнивание потенциальных
возможностей получения доходов, в пределах которого каждый достигает того, на
что он оказался способным. Надо различать равенство возможностей и равенство
результатов.
Более определенной, предметной целью государственной экономической политики
следует считать социальную защищенность, трактуемую как защиту
государством граждан от неизбежных экономических рисков, объективно наступающей
невозможности обеспечить себя минимумом благ, необходимых для существования.
Государство призвано защищать своих граждан от безработицы, помогать
престарелым и немощным, инвалидам, многодетным семьям, смягчать тяжелые
последствия несчастных случаев. Об этой функции государства говорилось в главе,
посвященной социальной сфере экономики.
Самой универсальной целью государства следует считать содействие достижению
высокого уровня, росту социально-экономической эффективности в масштабе
хозяйства страны. Социально-экономическая эффективность понимается как
величина социально-экономического эффекта, результата, получаемого в расчете на
единицу затрачиваемых ресурсов. В конечном счете именно социально-экономическая
эффективность, результативность функционирования хозяйства страны,
рациональное, экономически выгодное использование всех составляющих ее
ресурсного потенциала характеризуют возможность достижения комплекса социальных
целей государственной экономической политики.
Еще одна глобальная цель государственной экономической политики известна под
названием «общеэкономическое равновесие». Под общеэкономическим равновесием
понимается так называемый магический четырехугольник, включающий стабильность
цен, высокий уровень занятости, соразмерный экономический рост,
сбалансированность внешнеторговых операций. В Германии, например, достижение и
поддержание заданного уровня общеэкономического равновесия законодательно
закреплено принятым в 1967 году «Законом по содействию стабилизации и
экономическому росту», называемым также «Основным законом экономической
политики государства».
Стабильность уровня цен означает ограничение показателя инфляции четким
верхним пределом. В экономически развитых странах задачей экономической
политики считается недопущение роста цен на величину, превышающую 1% в год. В
действительности удается сдерживать рост в пределах, не превышающих несколько
процентов в год. Имеется в виду, естественно, общий уровень цен, совокупная
цена, тогда как цены на отдельные виды товаров способны изменяться в гораздо
большей степени. Вдобавок надлежит понимать, что рост цен при повышении
качества товаров не есть инфляция. Так что государственная политика ориентирует
на «разумную» стабильность цен.
Цель достижения высокого уровня трудовой занятости ассоциируется прежде
всего с низким показателем безработицы, не выходящим за пределы нескольких
процентов. Принято считать, что уровень безработицы в пределах от 3 до 7% надо
рассматривать как нормальный, обусловленный естественной текучестью рабочей
силы, неизбежной «фрикционной» безработицей. Удержание безработицы в пределах
до 5—6% представляет собой целевую установку государственной экономической
политики большинства стран.
Экономический рост, как уже отмечалось, измеряется ежегодным темпом роста
или прироста валового национального (валового внутреннего) продукта в целом и
на душу населения страны. Экономический рост означает увеличение количества
производимых товаров, обусловленный этим рост их предложения и доходов
населения, а в силу этого и увеличение потребления. Чем больше экономический
пирог, испекаемый в стране, тем больше шансов у каждого гражданина получить
больший кусок от этого пирога. Поэтому обеспечение экономического роста
относится к числу важнейших задач государственной экономической политики.
Согласно современным воззрениям экономический рост, измеряемый стабильным
приростом валового внутреннего продукта величиной 3-4% в год, считается успехом
экономической политики государства.
Цель обеспечения сбалансированности внешнеторговых операций страны можно
полагать достигнутой при положительном сальдо внешнеторгового баланса, то есть
при наличии чистого экспорта товаров и услуг, составляющем от одного до
нескольких процентов валового национального (внутреннего) продукта. Понятно,
что не все страны способны реализовать эту цель государственной экономической
политики.
При формировании комплекса (системы) целей приходится иметь в виду их
взаимосвязь и взаимодействие. Отдельные цели и характеризующие их показатели
могут оказаться как взаимосдерживающими, так и конкурирующими или даже
несовместимыми, взаимоисключающими. Поэтому неизбежны целевые компромиссы.
Кроме того, при всей важности перечисленных целей они не исчерпывают всей
системы целей государственной экономической политики. Вполне возможны и
другие цели, целевые задачи, не попавшие в поле зрения, обусловленные
спецификой экономики страны, решаемых ею проблем, точкой зрения
правительства.
2. Инструменты макроэкономического регулирования 2.1. Фискальная
экономическая политика
Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной,
распространяет свое действие на основные элементы государственной казны
(фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами,
государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики
это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная
политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как
бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.
В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных
мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их
использовании в целях решения социально-экономических проблем страны.
Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых
государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих
средств по назначению.
Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и
способов формирования централизованных государственных денежных фондов,
средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством
проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные
экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов,
денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора,
способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-
технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются
государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное
предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру,
способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические
меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров,
угрожающим возникновением кризисных явлений.
Доля государственного сектора в расходах на товары и услуги весьма велика,
государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя,
расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых
странах около половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются
государством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом,
государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру
совокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее
обусловленными жесткими ограничениями.
Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать на
спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или
стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии,
стипендии, пособия.
В макроэкономической финансово-бюджетной политике принято разделять две
генеральные линии, складывающиеся в зависимости от общей экономической ситуации
в стране, фазы колебательного цикла, в которой находится экономика. В период
экономического бума, резкого подъема деловой активности, бурного экономического
роста фискальная политика носит ограничительную направленность,
сдерживает параметры роста в допустимых пределах. В более опасные периоды
экономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производства,
затуханием экономической активности, государственная фискальная политика носит
расширительный характер, то есть направлена на расширение производства и
других видов экономической деятельности, преодоления спада, депрессии,
постепенный переход от спада к подъему.
Между этими двумя курсами, соответствующими и противоположными фазам
экономического цикла, пролегает третий курс действий, именуемый
стабилизационной фискальной политикой.
Политика стабилизации — это действия правительства по регулированию
финансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объем валового
национального продукта страны к его возможному в данных условиях,
потенциальному уровню и с целью удержать при этом в допустимых пределах
инфляцию, обеспечить высокий уровень занятости. Политика стабилизации —
наиболее типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая более
или менее устойчивому состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны,
предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надо
удерживать экономические параметры в определенных пределах, и, с другой
стороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить
макроэкономические показатели к оптимальным.
Принято различать автоматическую и регулируемую стабилизацию. Автоматические
(встроенные) стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в
экономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства
правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить
хозяйство страны в стабильное состояние. Автоматические стабилизаторы
предусмотрены, задуманы заранее, введены в законодательные акты, регулирующие
экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативных
документах.
Например, при уменьшении доходов автоматически снижается величина налога,
взимаемого с дохода. Если люди потеряют работу и заработок, им без указаний
на то правительства выплачивают пособие по безработице. При наступлении
определенного возраста автоматически возникает право на получение пенсии.
Существует минимальный уровень заработной платы, который устанавливается
директивно. Можно назвать великое множество других подобных автоматически
действующих стабилизаторов, предотвращающих возникновение экономических
катаклизмов при возникновении новых обстоятельств, отклонений от ранее
существовавших условий.
Однако встроенные в экономическую систему внутренние стабилизаторы,
уменьшающие возможные колебания в экономике, не обеспечивают требуемого
уровня стабилизации, в ряде случаев они просто не способны гасить возникающие
колебания, предотвращать потерю устойчивости. Так что заранее вписать в
законодательные акты и другие нормативные документы правила и нормы,
гарантирующие от выхода экономики из стабильного состояния, не удается. На
помощь приходит оперативное регулирование, текущая реакция правительственных
органов на возникающие отклонения в виде инструментов дискреционной политики,
Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных
финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или
хозяйственной жизни. Точно так же, как летчик, чувствуя, что автопилот не
справляется с управлением самолета, берет штурвал в свои руки, правительство,
видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечивают поддержания стабильной
ситуации в хозяйстве страны, прибегают к дискреционной политике. Применение
разных дискретных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки,
называют регулируемой стабилизацией.
К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления
дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы
материальной помощи, изменение налоговь1х ставок и другие аналогичные
инструменты воздействия. Привлечение безработных к выполнению общественных
работ с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с
резко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации,
обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими
автоматическими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия,
правительство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий,
дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение
доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводят
частичные льготы.
Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической
напряженности. Однако введенные временно послабления, льготы, дополнительную
помощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дискретные, временные
стабилизаторы превращать в автоматические, постоянные, хотя по своей природе
они не таковы.
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики
ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета,
сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего
бюджетного периода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджета
полной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь место
выпуск избыточной продукции и превышение доходов бюджета над его расходами.
В условиях высокой экономической конъюнктуры потенциальный избыток бюджета
(превышение государственных доходов над расходами) может быть направлен на
погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных фондов,
осуществление дополнительных социальных мероприятий. В периоды спада деловой
активности органы государственной власти должны увеличивать совокупный спрос
даже ценой бюджетных дефицитов, чтобы преодолеть спад и стабилизировать затем
экономические процессы.
Чаще всего задачей государственной бюджетной политики становится преодоление
бюджетных дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в
пределах 5% общего объема государственного бюджета и до 1—2% валового
внутреннего продукта не считаются опасными. Так что в большинстве случаев
бюджетная политика может быть ориентирована на поддержание и даже разработку,
принятие подобного бюджета. Но если дефицит бюджета достигает десяткой
процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о
крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации
бюджета. Наличие крупного бюджетного дефицита ведет к росту внутреннего
государственного долга, что дестабилизирует денежную систему государства,
приводит к инфляции.
Стремление государства погасить дефицит бюджета денежной эмиссией ведет к
инфляции, а выпуск и продажа государственных ценных бумаг как средство
преодоления бюджетного дефицита порождает будущий долг, ведь бумаги придется
погашать и платить по ним проценты. Поэтому для достижения сбалансированности
государственного бюджета бюджетная политика должна теснейшим образом
сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.
Политика государственных расходов призвана прежде всего удовлетворять
спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на
неотложные государственные нужды-, отражаемые в расходных статьях бюджета.
Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные,
социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с
учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Государственная
политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань
не следует. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы
бюджета.
Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных
источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом
ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых
способно подорвать экономику и в конечном счете привести к истощению каналов
получения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в основном
налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно
сплетается с налоговой политикой.
Налоговая политика — часть фискальной экономической политики,
проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых
ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры
государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за
счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но
при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей
фискальной политики.
Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого предела, желание и
возможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше ущерб, наносимый
производству, созданию налогооблагаемого продукта, взиманием налогов. Высокие
налоги подтачивают само налоговое дерево, которое их питает. Об этом
неоднократно упоминалось выше при построении кривой Лаффера. Так что в основу
государственной налоговой политики должны быть положены не высокие, а
рациональные налоговые ставки. Другое дело, что государство успевает связать
себя такими бюджетными обязательствами расходов, что вынуждено искать
спасения в налоговых поборах для обеспечения расходов бюджета.
Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в
бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя
налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно
стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать
воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие
экономики.
Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлением
государственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых
разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.
2.2. Кредитно-денежная политика
С фискальной политикой государства тесно сплетается его кредитно-денежная
политика. Если фискальная политика есть по своей сути финансово-бюджетная
политика, то кредитно-денежную политику правильно называть денежной политикой
или, точнее, политикой воздействия на денежную массу. Итак,
кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного
обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или
воздействия через центральный банк страны. Кредитно-денежная политика
обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота,
распространяя свое влияние как на деньги, так и на цены.
Как известно, экономическую политику, проводившуюся в России на первом этапе
рыночных реформ в 1992-1993 годах, многие называли монетаристской, что должно
было бы подчеркнуть ее монетарную направленность. Проводившаяся в то время
политика была в известном смысле действительно монетарной, так как она
опиралась на либерализацию цен, регулирование денежной массы в обращении,
переход к двухуровневой банковской системе со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Но действия реформаторов в области преобразования
централизованного планирования, организационных структур управления, форм и
отношений собственности выводили проводимую в тот период политику далеко за
пределы чисто монетарной.
Кредитно-денежная политика по аналогии с фискальной ставит цели стабилизации,
повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной
системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста.
В то же время фискальная политика носит более ярко выраженный антициклический
характер, связана с бюджетом и налогами, тогда как кредитно-денежная политика
ограничивается стабилизацией денежного обращения и ориентирована в основном
на денежную массу.
Соответственно и целевые задачи кредитно-денежной политики обладают
своеобразием. Это — стабилизация уровня цен, подавление инфляции,
стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты на
внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в
условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и
предложения денег посредством банковской системы.
Макроэкономическая денежная политика в ее монетарной форме связывается прежде
всего с воздействием на денежную массу. Денежная политика считается
жесткой, если государство сокращает денежную массу, ограничивает эмиссию,
способствует поддержанию высоких процентных ставок на получение денег в кредит.
И наоборот, денежную политику называют мягкой, если государство
способствует увеличению денежной массы или по крайней мере не препятствует ему,
слабо сдерживая выпуск в обращение новых денег и помогая получению дешевых
кредитов. Свою эмиссионную политику государство проводит в основном через
центральный банк страны.
В качестве составных частей и одновременно инструментов государственной
кредитно-денежной политики выступает политика рефинансирования, политика
операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения
ликвидности. Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулировать
денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самым
оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровни инфляции,
товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночный
обмен, доходы и расходы субъектов рынка.
Политика рефинансирования, которую называют также учетной политикой,
есть выражение процентной политики, она заключена в воздействии центральным
банком посредством Процентной ставки на объем кредитных ресурсов и,
соответственно, денежной массы в обращении. Центральный банк назначает учетную
ставку процента, в соответствии с которой он переучитывает векселя у
коммерческих банков и предоставляет им кредиты. В более широком плане
коммерческие банки. Приобретают, покупают кредитные деньги у центрального банка
и затем перепродают их своим заемщикам, осуществляя рефинансирование.
Так что центральный банк способен влиять на цену кредитных денег на финансовом
рынке. Поднимая цену, увеличивая свою учетную ставку (по которой учитываются
проданные ему векселя коммерческих банков), центральный банк сдерживает спрос
на кредиты и сужает денежную массу в обращении, а снижая учетную ставку —
способствует увеличению денежной массы. Центральный банк способен также
устанавливать ограничительные контингенты для рефинансирования, оказывая прямое
влияние на величину денежной экспансии.
Политика рефинансирования представляет собой составную часть политики
регулирования процентных ставок, процентной политики, которая может
проводиться не только центральным банком и коммерческими банками, но любыми.
кредиторами, предоставляющими деньги в долг под процент. Однако в последнем
случае имеет мести выход за пределы государственной кредитно-денежной политики.
Центральный банк способен регулировать денежную массу и оказывать влияние. На
денежное обращение посредством операций на открытом рынке, выступая в
качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг. Сама эмиссия
таких ценных бумаг в виде облигаций, казначейских обязательств становится актом
государственной кредитно-денежной политики. Приобретая государственные ценные
бумаги и организуя куплю-продажу на открытом рынке, центральный банк
способствует проведению определенной денежной политики. Продавая ценные бумаги,
центральный банк изымает деньги из обращения и сужает денежную массу, а покупая
ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк расширяет денежную массу,
осуществляя как бы дополнительную эмиссию.
Эффективное воздействие на величину активной денежной массы государство способно
оказывать, осуществляя через центральный банк политику резервирования.
Центральный банк вправе обязать коммерческие банки держать определенную часть
своих активов в виде беспроцентного резерва в центральном банке. Чем выше норма
такого резервирования, тем меньшими возможностями свободно оперировать своими
денежными средствами обладают коммерческие банки, то есть происходит уменьшение
денежной массы. Уменьшение нормы резервирования приводит к увеличению денежной
массы в обращении. При нехватке денег в обращении следует уменьшать норму
резервирования, а при избыточности денег — увеличивать ее.
Предложение денег коммерческими банками зависит от наличия у них денег,
эмитируемых центральным банком. Так что центральный банк, а в его лице
государство обладает возможностью регулирования предложения денежной массы
со стороны коммерческих банков в ходе реализации политики обеспечения
ликвидности за счет изменения количества денег, предоставляемых в
распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.
Несмотря на то, что государство, используя центральный банк, держит в своих
руках мощные средства воздействия на денежную массу, проведения денежной
политики, в ряде критических ситуаций оно оказывается далеко не всесильным.
2.3. Другие виды и формы государственной экономической политики
Единство фискальной и кредитно-денежной политики представляет собой несущую
конструкцию государственной экономической политики в странах с рыночной
экономикой. Однако этим не исчерпываются все виды и формы экономической
политики. Перечислим и другие виды государственной экономической политики.
Структурно-инвестиционная политика характеризует линию действий
государства в отношении формирования и изменения отраслевой и региональной
структуры производства в стране, влияния на пропорции, соотношения между
производством разных видов отраслевого продукта. Советская ортодоксальная
экономическая наука утверждала, что существует закон опережающего развития
производства средств производства в сравнении с производством предметов
потребления и проводить экономическую политику государство обязано в
соответствии с этим законом.
В рыночной экономике проводимая государством структурная политика призвана
способствовать прогрессивным изменениям в структуре производства, связанным с
возможностью более полного удовлетворения потребностей населения страны,
использования прогрессивной техники и технологии, обеспечения экономической
независимости и военной безопасности, достижения других аналогичных целей. В
этом свете проявлением структурно-инвестиционной политики выступают
научно-техническая политика, ориентированная на использование в экономике
достижений научно-технического прогресса, и конверсионная политика,
направленная на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых
значительно сужается.
Как проявление структурно-инвестиционной политики выступают промышленная и
аграрная политика.
Любые крупные преобразования структуры производства связаны с потребностью
вложений, инвестиций. Поэтому структурная политика тесно связана и образует
единое целое с инвестиционной политикой, направленной на изыскание
источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.
Социальная политика государства ориентирована первоочередным образом на
социальную защиту населения, обеспечение удовлетворения первостепенных
жизненных потребностей, поддержание необходимых условий жизни, охрану
окружающей среды. К социальной политике примыкают политика регулирования
доходов населения и оплаты труда, политика занятости, смысл которых ясен из
их названия.
Заслуживает выделения в качестве самостоятельной ветви государственной
экономической политики внешнеэкономическая политика, распространяющаяся
на область экономических отношений с другими странами, охватывающая внешнюю
торговлю, международные научно-технические и культурные связи, осуществление
совместных программ, привлечение иностранного капитала, внешний долг стран друг
другу. Значительную роль во внешнеэкономической политике играют политические и
оборонные аспекты, проблемы использования богатств Мирового океана,
воздушно-космического пространства, охраны окружающей среды, международной
безопасности. В качестве конкретных инструментов проведения государственной
внешнеэкономической политики выступают, как известно, таможенные тарифы,
пошлины, экспортно-импортные ограничения, обменный курс валют, валютный
контроль.
3. Модели государственного регулирования рыночного равновесия
3.1. Классическая школа
Классическая школа политической экономии относится к числу зрелых направлений
экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений.
Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших
дней. Классическое направление зародилось в XVII веке и расцвело в XVIII и в
начале XIX века.
Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр
экономики и экономических исследований труд как созидательную силу и
стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории
стоимости. Классическая школа стала провозвестницей идей экономической
свободы, либерального направления в экономике. Представители классической
школы выработали научное представление о прибавочной стоимости, прибыли,
налогах, земельной ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась
экономическая наука.
Первым представителем и прародителем классической школы следует считать
английского экономиста Уильяма Петти (1623—1687), которого К.Маркс назвал
«отцом политической экономии и в некотором роде изобретателем статистики».
Петти принадлежат научные разработки в области налогообложения, таможенных
пошлин. Источником экономического богатства он считал сферу производства, что
сближает его с авторами трудовой теории стоимости.
Классическая школа представлена несколькими основоположниками и рядом
талантливых их популяризаторов и толкователей. Если не вдаваться в более
тонкий анализ, то вся так называемая классическая экономическая школа может
быть представлена, по крайней мере, четырьмя именами: Адам Смит (1723-1790),
Давид Рикардо (1772-1823), Томас Мальтус (1766-1834), Джон Стюарт Милль
(1806-1873).
Как и их предшественники, основатели классической школы рассматривали
экономическую науку как учение о богатстве и способах его увеличения.
Фундаментальный труд А. Смита, увидевший свет в 1776 году, так и назывался:
«Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит исходит из
того, что богатство нации воплощено в продукции, которая потребляется
народом, населяющим данную страну. Чем больше соотношение между количеством
потребляемой продукции и численностью населения страны, тем выше уровень
материального богатства. Само же соотношение в свою очередь зависит от таких
двух факторов, как производительность труда и пропорции деления общества на
производительный и непроизводительный класс. Первый фактор, по А. Смиту,
следует рассматривать как наиболее значимый. Производительность труда
определяется так называемым разделением труда и уровнем накопления капитала.
Следовательно, прогресс общества, рост богатства зависят, в конечном счете от
уровня накопления капитала и способов его использования.
Разделение труда, представляющее функциональную специализацию работников в
рамках отдельного предприятия, рассматривается как естественный и непременный
путь развития производства. Чем выше степень специализации производств, тем
сильнее связи между ними, тем значительнее склонность к рыночному обмену.
Интересно, что если, по Аристотелю, в процессе обмена обязательно выигрывает
либо продавец, либо покупатель, то, по А. Смиту, обмен одинаково выгоден и
продавцу, и покупателю. В основе цены сделки, согласно А. Смиту, лежит так
называемая стоимость, которая представляет собой не что иное, как количество
труда, затраченного на производство товара. Таким образом, чем выше степень
разделения труда и уровень накопления капитала, тем больше продукции может
быть произведено. Возникает естественный вопрос: каким образом в хозяйстве
должен идти процесс перераспределения капитала между различными отраслями? А.
Смит не видит в этом проблемы. Если на рынке цена товара оказывается выше ее
«естественной цены», которая .определяется по затратам труда, количество
продавцов, желающих производить и продавать этот товар, возрастет и капитал
будет накопляться на предприятиях, производящих именно этот товар. Таким
образом, «невидимая рука» рынка сама отрегулирует процесс накопления капитала
в нужных размерах и нужном направлении. Интересно, что при такой трактовке
хозяйственной жизни всякие действия, правительств по экономическому
регулированию следует оценивать лишь негативно, так как они нарушают
эффективную работу «невидимой руки» рынка и приводят к Замедлению процесса
накопления капитала и как результат — к снижению производительности труда.
«Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до
высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в
управлении; все остальное сделает естественный ход вещей», — писал А. Смит.
Отсюда со времени А. Смита и до наших дней пользуется популярностью девиз
проведения экономической политики по принципу «laisses fair», что означает
«пусть все идет само собой, естественным образом, без внешнего принуждения».
Смит был сторонником механизма рыночного саморегулирования на основе
свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения.
О том, насколько многогранным было проникновение А. Смита в экономическую
теорию, свидетельствует содержание его фундаментального труда «Исследование о
природе и причинах богатства народов», состоящего из пяти книг:
1. «Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с
которым его продукт естественным образом распределяется между классами
Народа».
2. «О природе капитала, его накоплении и применении».
3. «О развитии благосостояния у разных народов».
4. «О системах политической экономии (очерк истории экономических учений)».
5. «О доходах государя или государства (учение о финансах)».
Адам Смит не только вписал свое имя золотыми буквами в историю экономической
науки, но и вошел в нее как первооткрыватель, заслуживший титул «отца
экономики».
Значение экономической концепции, предложенной А. Смитом, настолько велико,
что остается лишь сослаться на высказывание по этому поводу историка Генри
Бокля, автора «Истории цивилизации в Англии». Он писал: «Об Адаме Смите можно
сказать, не боясь опровержения, что этот одинокий шотландец изданием одного
сочинения больше сделал для благоденствия человечества, чем было когда-либо
сделано совокупно взятыми способностями всех государственных людей и
законодателей, о которых сохранились достоверные сведения в истории».
Яркий, своеобразный вклад в экономическую науку внес представитель
классической школы англичанин Т. Мальтус. Трактат Т. Мальтуса «Опыт о законе
народонаселения», опубликованный в 1798 году, произвел и производит на
читающую публику такое мощное впечатление, что дискуссии об этой работе
ведутся по настоящее время. Диапазон оценок в этих дискуссиях предельно
широк: от «гениальное предвидение» до- «антинаучный бред».
Т. Мальтус был не первым, кто писал о демографических проблемах, но, пожалуй,
был первым, кто попытался предложить теорию, описывающую закономерности
изменения численности населения. Что касается его системы доказательств и
статистических иллюстраций, то к ним уже в те времена была предъявлена масса
претензий. В XVIII-XIX веках теория Т. Мальтуса стала известна главным
образом благодаря тому, что ее автор впервые предложил опровержение широко
распространенного тезиса о том, что путем социального реформирования
человеческое общество может быть усовершенствовано. Для экономической же
науки трактат Т. Мальтуса ценен теми аналитическими выводами, которые были
впоследствии использованы другими теоретиками классической и некоторых других
школ.
Как нам известно, А. Смит исходил из того, что материальное богатство
общества представляет собой соотношение между объемом предметов потребления и
численностью населения. Главное внимание основатель классической школы уделял
изучению закономерностей и условий роста объема производства, вопросы же,
связанные с закономерностями изменения численности населения, им практически
не рассматривались. Эту задачу и взял на себя Т. Мальтус.
С точки зрения Т. Мальтуса, существует противоречие между «инстинктом
продолжения рода» и ограниченностью земель, пригодных для
сельскохозяйственного производства. Инстинкты заставляют человечество
размножаться с очень высокой скоростью, «в геометрической прогрессии». В свою
очередь земледелие, а только оно производит необходимые для людей продукты
питания, способно производить эти продукты с гораздо меньшей скоростью, «в
арифметической прогрессии». Следовательно, любое увеличение объема
производства продуктов питания будет раньше или позже поглощено увеличением
численности населения. Таким образом, причиной бедности является соотношение
темпов прироста населения и темпов прироста жизненных благ. Любая попытка
улучшить условия жизни путем социального реформирования сводится тем самым на
нет возрастающей людской массой.
Относительно низкие темпы прироста продуктов питания Т. Мальтус связывает с
действием так называемого закона убывающего плодородия почв. Смысл этого
закона состоит в том, что количество земельных угодий, пригодных для
сельскохозяйственного производства, ограничено. Объем производства может
расти лишь за счет экстенсивных факторов, и каждый следующий земельный
участок включается в хозяйственный оборот все с большим количеством затрат,
естественное плодородие каждого следующего земельного участка ниже, чем
предыдущего, а поэтому общий уровень плодородия всего земельного фонда в
целом имеет тенденцию к снижению. Прогресс в области технологии
сельскохозяйственного производства вообще идет очень медленно и не способен
компенсировать снижение плодородия.
Таким образом, наделяя людей способностью к безграничному размножению,
природа через экономические процессы налагает на род человеческий
ограничители, которые регулируют рост численности. Среди этих ограничителей Т
Мальтус выделяет: ограничители морального характера и слабость здоровья,
которые приводят к снижению рождаемости, а также порочную жизнь и нищету,
которые приводят к росту смертности. Снижение же рождаемости и рост
смертности в конечном итоге определяются ограниченностью средств к
существованию.
Из такой постановки проблемы в принципе можно сделать совершенно различные
выводы. Некоторые комментаторы и толкователи Т. Мальтуса увидели в его теории
человеконенавистническую доктрину, которая оправдывает нищету и призывает к
войнам как методу ликвидации излишнего населения. Другие считают, что Т.
Мальтус заложил теоретические основы политики «планирования семьи», которая
широко используется в последние тридцать лет во многих государствах мира. Сам
же Т. Мальтус лишь всячески подчеркивал только одно — необходимо каждому
человеку заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою
непредусмотрительность.
Еще один представитель классической школы — Д. Рикардо — не получил
систематического образования и был профессиональным биржевиком. Сколотив
приличное состояние, он увлекся философскими и экономическими теориями и
только в 30 лет опубликовал свою первую работу. Самым крупным произведением
Д.Рикардо стала опубликованная в 1817 году работа «Начала политической
экономии и налогового обложения». Став в 1819 году членом парламента, он
принимал участие в разработке многих законодательных актов экономического
характера.
Являясь строгим последователем А. Смита и Т. Мальтуса, Д. Рикардо внес
существенный вклад в разработку и уточнение различных специфических проблем
экономической теории, о которых в рамках данной книги говорить нет смысла.
Скажем лишь об одном. Исходя из трудовой теории стоимости и общей концепции
классического анализа, им была предложена теория «сравнительных издержек»
(сравнительных .преимуществ), которая стала теоретической основой политики
«фритредерства» (свободной торговли) и в современных вариантах используется
для обоснования и разработки так называемой политики «открытой экономики».
Общий смысл этой концепции состоит в том, что, если правительства различных
стран не налагают каких-либо ограничений на внешнюю торговлю друг с другом
(пошлины, законодательные запреты на экспорт или импорт и т.д.), экономика
каждой страны начинает постепенно специализироваться на производстве тех
товаров, изготовление которых требует меньших затрат рабочего времени. Это
приводит к более эффективному использованию ресурсов и обеспечивает более
высокий объем производства, чем до специализации. Продавая часть
дополнительно произведенной продукции, нация может приобретать больше тех
товаров, которые сама не производит. При этом все участники внешней торговли
оказываются в выигрыше. Следовательно, свободная торговля позволяет странам
потреблять не меньшее (а возможно, и большее) количество товаров, чем до
специализации, минимизируя расходы рабочего времени, необходимые для создания
данного объема товаров.
Практическая проблема, которая вытекала из теории «относительных издержек»,
состояла в том, чтобы, во-первых, законодательными методами снять большинство
ограничений на внешнюю торговлю в Великобритании и, во-вторых, убедить или
заставить сделать то же самое правительства других стран, с которыми торгуют
английские предприниматели. Нельзя сказать, что правительство Великобритании
преуспело в практической реализации теории Д.Рикардо, так как оно само
периодически вводило ограничения на импорт различных товаров, идя на поводу у
различных слоев общества. Но на официальном уровне по отношению к другим
государствам Европы фритредерство стало своеобразным знаменем английской
политики вХ1Х веке.
Четвертый представитель классической школы — Дж.С.Милль — получил
поразительное по объему и содержанию образование и свои первые работы по
экономической теории опубликовал уже в 16 лет. Современники называли его
мыслящей машиной. Дж.С.Милль служил вначале в Ост-Индской компании, затем был
членом парламента, однако все свободное время, а он работал по 14 часов в
сутки, уделял интеллектуальной деятельности. Им было опубликовано множество
работ по философии, социологии и экономике. Венцом его научной деятельности
стала объемная книга «Принципы политической экономии» (1848), которая во
второй половине XIX века была энциклопедией и основным учебным пособием по
экономической теории в большинстве стран мира.
Сам Милль старался всячески избегать упоминаний о своем вкладе в разработку
экономической теории классического толка и видел свою задачу лишь в написании
обновленного, более систематизированного варианта работ своих
предшественников с учетом нового уровня научных знаний и передовых для его
времени идей. Поэтому многими теоретиками «Принципы политической экономии»
Милля рассматриваются в лучшем случае как талантливая компиляция. В
действительности же им было высказано много очень тонких и ценных идей,
мыслей, замечаний по поводу классического наследия и заложены основы ряда
фундаментальных понятий и положений, которых не было у предшественников и
которые стали активно использоваться в экономических теориях уже в XX веке.
Необходимо отметить, что наследие классической школы гораздо разнообразнее и
может быть представлено еще добрым десятком имен теоретиков этого
направления, однако в рамках настоящей главы мы лишь кратко характеризуем
направление в целом. Заинтересованный читатель может познакомиться с более
детальным анализом классического направления, обратившись к другим, более
фундаментальным исследованиям.
3.2. Кейнсианство
Выдающийся английский ученый-экономист Джон Мейнард Кейнс (18831946)стал
настолько известным, что его именем названо целое направление в экономической
науке, основанное на взглядах и позициях, существенно отличающихся от
проповедовавшихся другими учеными. Книга Дж-М.Кейнса «Общая теория занятости
процента и денег» была опубликована в 1936 году и появилась как нельзя
вовремя. В. этот период в основных промышленно развитых странах мира
наблюдалось абсолютное падение производства, рост безработицы, массовое
банкротство фирм и всеобщее недовольство. В мире стали распространяться
коммунистические и национал социалистические идеи. Казалось бы, крах
капиталистической системы хозяйствования не за горами, и уже никто и ничто не
в силах ее спасти.
Положение усугублялось тем, что неоклассическая доктрина не только не
предлагала рецептов улучшения ситуации, но и вовсе отрицала саму постановку
вопроса о возможности более или менее продолжительного периода кризисного
состояния в экономике рыночного типа. Такое представление базировалось на так
называемом законе Дж.Сэя, в соответствии с которым «предложение всегда
создает соответствующий спрос». Поэтому, по выводам неоклассического анализа,
несоответствие между спросом и предложением в масштабах экономики в целом и
безработица могут носить лишь временный характер и вмешиваться в этот процесс
нет необходимости. Книга Кейнса отвергает этот тезис, обосновывая
необходимость и определяя конкретные направления регулирующего воздействия на
экономику со стороны государства.
Сам Дж.Кейнс изложил свою теорию чрезвычайно тяжелым языком и без малейшей
попытки сделать свой текст понятным публике. Вот как об этом пишет один из
его видных последователей П.Самуэльсон: «"Общая теория..." ужасно написанная
книга... Она полна иллюзий и путаницы... Сама кейнсианская система изложена в
ней неясно... Вспышки озарения и интуиции перемежаются с нудной алгеброй.
Когда ее в конце концов одолеешь, то оказывается, что анализ в ней очевиден и
в то же время нов. Короче говоря, это работа гения».
До сих пор идут дискуссии о том, что Кейнс имел в виду, используя тот или
иной термин, но в наиболее распространенном варианте толкования этой
концепции можно выделить ее ключевые положения.
По Дж.Кейнсу, экономика в целом (макроэкономика) функционирует не так, как
каждый рынок в отдельности (микроэкономика). Производство, а следовательно и
предложение, любого отдельно взятого товара может увеличиваться постоянно.
Производственные же возможности хозяйства в целом ограничиваются количеством
трудовых ресурсов в данной стране. По мере того как трудовые ресурсы
постепенно включаются в процесс производства, общий объем продукции
увеличивается, но как только свободных ресурсов не остается, объем
производства расти перестает. Таким образом получается, что законы микро
экономики и законы макроэкономики не совпадают.
До Дж.Кейнса было распространено убеждение, что по мере увеличения объемов
производства происходит повышение личных доходов людей, что автоматически
приводит к увеличению потребительского спроса. Если же часть денежного дохода
не была по каким-то причинам потрачена на потребление, эти деньги будут так
или иначе потрачены на приобретение основных средств, оборудования, то есть
инвестированы. Поэтому общая сумма сбереженных доходов равна сумме инвестиций
в экономику.
Дж.Кейнс впервые обратил внимание на то, что средний уровень доходов граждан
в развитых странах мира в XX веке гораздо выше минимально необходимого уровня
доходов, поэтому экономическое поведение современных людей изменилось таким
образом, что они стремятся при росте своих доходов все большую их часть
сберегать и все меньшую часть потреблять. Чем выше общая величина доходов,
тем меньшая часть потребляется и большая часть сберегается. Таким образом,
если спрос состоит только из потребительских расходов населения, общая
величина его падает тем быстрее, чем быстрее растут доходы. При этом
необходимо помнить, что сбереженные средства вовсе не обязательно будут
инвестированы в полном объеме.
Дело в том, что если сбережения зависят от доходов, то инвестиции в конечном
итоге — от цены денег, банковских процентов ставок на кредиты. Чем более
дороги деньги, то есть чем выше ставки процента, тем меньше предприниматели
инвестируют средств. И наоборот, чем кредитные деньги дешевле, тем больше их
вкладывается в экономику. Следовательно, могут быть ситуации, когда сумма
сбережений не равна сумме инвестиций. Если объем инвестиций превышает объем
сбережений (вследствие «разводнения денег»), в экономике возникает инфляция,
если сбережений больше, чем инвестиций (вследствие складывания денег «в
кубышку»), возникает безработица.
Экономическое развитие дестабилизируется под влиянием рыночного механизма
хозяйствования из-за тенденции к сокращению общей величины спроса, это
приводит к затовариванию рынков, последующему закрытию предприятий,
сокращению рабочих мест, росту безработицы. Это в свою очередь еще больше
снижает спрос, и начинается новый виток банкротств. Таким образом, рынок не в
состоянии выправить создавшееся положение, и ему следует помочь справиться с
этими трудностями с помощью государственной политики. Так полагает,
утверждает Дж.Кейнс.
Государственная экономическая политика должна быть направлена на поддержание
устойчивого платежеспособного спроса. Так как общая величина совокупного
спроса складывается из нескольких компонентов, сокращение одного из них
должно быть компенсировано ростом другого. Например, если происходит
сокращение потребительских расходов населения, должно произойти увеличение
государственных расходов.
При этом принципиально важно определить: как, на какие цели и в какой сфере
должны быть осуществлены государственные расходы. Если, например,
правительство вкладывает средства в строительство новых промышленных
предприятий при падающем спросе на промышленную продукцию, это может привести
лишь к росту затоваривания на рынке. Так как главная проблема в экономике —
это сбережения, то государственные расходы должны быть ориентированы таким
образом, чтобы вызвать у людей желание превратить свои сбережения в
потребительские расходы. Возьмем, например, жилищное строительство. Если
государство истратит средства на стимулирование строительства жилья, это
приведет к тому, что, во-первых, предприниматели, стремясь заработать на
этом, будут вынуждены вкладывать средства не только в собственно
строительство домов, но и в производство стройматериалов и строительного
оборудования, строительство дорог. Дж.М.Кейнс называл это явление эффектом
акселерации, имея в виду, что государственные инвестиции оживляют деловую
активность через увеличение частных инвестиций в сопряженные проекты.
Во-вторых, государственные и частные инвестиции в жилищные проекты вызовут
расходование сбереженных населением средств на потребление, что вызывает так
называемый мультипликативный эффект роста спроса и вложений. Получившие новое
жилье захотят купить новую мебель, это приведет к росту спроса на дерево,
породит рост доходов в мебельной и деревообрабатывающей промышленности. Таким
образом, общая величина совокупного спроса вырастает. Кроме этого, Дж.М.Кейнс
по иному взглянул на роль фактора бережливости в процессе экономического
развития. Сточки зрения классической экономической теории капитал
накапливается тем быстрее, чем более бережливы предприниматели. С точки
зрения Дж.М.Кейнса, протестантская проповедь бережливости, особенно в периоды
экономических трудностей, явно неуместна, так как приводит к сокращению
потребительских расходов и тем самым лишает доходов людей, занятых в
производстве товаров и услуг, не потребленных имущими слоями общества
(«парадокс бережливости»).
Из теории Дж.М.Кейнса вытекали весьма практичные выводы. Главная задача
государства состоит в сохранении так называемого макроэкономического
равновесия через воздействие на совокупный спрос. Если в стране начинается
инфляция, это означает, что совокупный спрос излишен и он должен быть
сокращен. Ужесточая налоговый режим, проводя политику «дорогих» денег,
правительство должно сократить платежеспособный спрос, и инфляция
прекратится. Наоборот, если главная проблема в стране — это проблема
безработицы, правительство должно ослабить налоговый режим, сделать кредиты
легкодоступными для предпринимателей (политика «дешевых» денег). Это приведет
к росту совокупного спроса, созданию новых рабочих мест и снижению
безработицы. Таким образом, кейнсианство стало теоретической основой ставшей
традиционной на Западе системы государственного антициклического
регулирования.
Первоначально кейнсианская теория была воспринята во многих западных
государствах как одна из разновидностей социалистической концепции. Однако
вскоре выяснилось, что между этими двумя подходами разница весьма велика.
Исходя из идеи о неэффективности рыночного механизма, социалисты и Дж.М.Кейнс
делали совершенно различные выводы. Социалисты предлагали ликвидировать
рыночную систему, заменив ее тотальным государственным планированием,
кейнсианцы же предлагали, сохранив рыночный механизм, лишь научиться
корректировать его методами государственной политики. Уже первые попытки на
практике реализовать отдельные положения кейнсианского учения, предпринятые в
период так называемого нового курса Ф. Рузвельта в США, широкое
распространение методов государственного регулирования в послевоенный период
показали, что предложенная концепция высокоэффективна в практическом плане и
ничего общего с социалистической доктриной не имеет.
3.3. Неоклассицизм
Борьба за умы людей между классической и маржинальной школой во второй половине
XIX века высветила ряд неразрешимых вопросов. Конфликт нарастал, и явно нужна
была третья точка зрения, которая могла бы примирить, объединить, синтезировать
позиции классиков и маржиналистов. Эту задачу и решила следующая концепция,
которая вошла в историю под названием «неоклассический синтез» или
«неоклассика». Отцом-основателем этого направления считается Альфред Маршалл
- (1842—1924), главным трудом которого была книга «Принципы политической
экономии» («Principles of economics»), вышедшая в 1890 году.
Будучи учеником Дж.С.Милля, первоначально А.Маршалл был добропорядочным
сторонником классической школы, но не мог не учитывать результатов
маржинального анализа. Кроме того, тип мышления А. Маршалла заметно отличался
от типа мышления его предшественников. Дело в том, что вся экономическая
наука была построена на принципе каузальности, то есть в основе лежал
причинно-следственный подход. И экономисты-классики и маржиналисты искали
причину ценности. У каждой из школ источник стоимости, ценности был свой, но
он обязательно был.
А. Маршалл же использовал функциональный подход, смысл которого состоит в
том, что все экономические явления находятся между собой не в причинно-
следственной, а в функциональной зависимости. Спор о первопричине цены, от
каких причин она зависит и как сама влияет на эти причины, похож на спор о
том, что было раньше — яйцо или курица. Этот спор не дает результата, так как
ясно, что из яйца вылупляется курица, а курица снесет яйцо. Точно также цена
есть и причина и следствие. Поэтому проблема состоит не в том, чем цена
определяется, а в том, как она изменяется и какие функции в экономике
выполняет. Поэтому задача экономической науки состоит в том, чтобы не быть
наукой о богатстве и причинах его роста, а изучить реально действующий
механизм рыночного хозяйства и понять принципы его функционирования.
Приведем крайне конспективное изложение сути рыночного механизма, по А.
Маршаллу. Если ни покупатель, ни продавец не имеют по отношению друг к другу
какой-либо власти и в процессе заключения сделок не вмешивается третья сила
(например, государство), цена сделки станет результатом соглашения между
продавцом и покупателем. До заключения сделки существуют как бы две цены
товара. С одной стороны, каждый продавец хотел бы продать свой товар по
максимально высокой цене, но рискует вовсе его не продать, если цена эта не
устроит покупателя. С другой стороны, покупатель хотел бы купить товар как
можно дешевле, но также рискует не получить товар вовсе, если цена не
подойдет продавцу. Цена продавца в своем минимальном значении определяется
затратами на его производство, себестоимостью. Цена покупателя в своём
максимальном значении равна предельной полезности этого товара. Торг идет до
тех пор, пока цена продавца не совпадет с ценой покупателя, эта равновесная
цена и становится ценой товара. Таким образом, цена продавца устанавливается
по классическому канону, а цена покупателя — по маржинальному Реальная же
цена сделки есть нечто среднее. Из этого примера видно, что в неоклассицизме
произошел своеобразный синтез двух подходов, который дал нечто новое.
Это новое состоит в том, что цена является результатом количественного
соотношения между спросом и предложением на данном рынке. Цена сделки и
величина спроса находятся между собой в обратной зависимости: чем выше цена,
тем ниже спрос, и наоборот. Цена и предложение находятся между собой в прямой
зависимости: чем выше цена, тем выше предложение. При равенстве спроса и
предложения цена на мгновение перестает колебаться и становится рыночной
равновесной ценой.
Любое отклонение цен от их равновесного уровня приводит к несоответствию
величин спроса на товар и предложения товара. Это обстоятельство порождает
движение рыночной цены в направлении уравновешивания спроса и предложения.
Цены приходят к равновесным значениям за счет того, что восстанавливается
равенство между спросом и предложением. Таким образом, рыночный или ценовой
механизм способен без вмешательства извне отрегулировать уровень цен на
рынках. Государство не должно вмешиваться в этот тонкий механизм, так как
любое, даже произведенное из лучших соображений, вмешательство нарушает
баланс сил и в конечном итоге приведет к нерациональному использованию
ограниченных, редких ресурсов.
А.Маршалл считал, что нарушение работы рыночного механизма может происходить
не только из-за государственного вмешательства, но также из-за того, что
продавец может приобрести власть над рынком, относительно независимо от
покупателя формировать рыночные цены, тем самым став продавцом-монополистом.
Однако он полагал, что это положение продавца не может сохраняться длительное
время из-за конкуренции среди производителей. В реальности же экономика
начала XX века продемонстрировала рост и устойчивость монополистических
тенденций. Пожалуй, первыми, кто обратил внимание на это, были марксисты, но
они проанализировали данную проблему с точки зрения своего политически
ориентированного подхода, в очередной раз предсказав конец капиталистическому
строю.
В рамках неоклассической теории углубили анализ проблем ценообразования и
конкуренции, предложив «теорию несовершенной конкуренции», которая неплохо
вписалась в схему А.Маршалла, известные ученые-экономисты Дж. Робинсон и
Э.Чемберлин. Джоан Робинсон стала к тому же самой известной в мире женщиной-
экономистом. Эти авторы внесли свой вклад, изучив механизм ценообразования на
рынке в зависимости от степени его монополизации.
Неоклассическая теория пересмотрела точку зрения, позиции в ряде других
проблем экономической природы. Более подробно познакомиться с вкладом
неоклассицизма позволяют учебные пособия по микроэкономике, которые сейчас
традиционно опираются на неоклассическую экономическую концепцию.
К неоклассицизму тесно примыкает и так называемый неолиберализм.
Неолиберализм — течение, основной принцип которого, заложенный еще Адамом
Смитом, сводится к минимизации государственного воздействия на экономику и
предоставлению максимально возможной свободы действий производителям,
предпринимателям, торговцам. Сторонники либерализма тяготеют к так называемой
чисто рыночной экономике, подверженной минимальному государственному
регулированию. Из современных экономистов ближе всего к этому направлению
стоит Фридрих Хайек (1899—1992) и, в некоторой степени, талантливый экономист
и социолог австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883—1950).
Фридрих Август Хайек относится к числу ярых сторонников либерализации
экономики, свободных рыночных отношений. Этот по происхождению австрийский, а
по месту деятельности английский экономист стал ведущим поборником рыночной
экономики в XX веке, ее проповедником. Он посвятил свои научные и
публицистические труды доказательству превосходства рыночной системы ведения
хозяйства над смешанной и тем более централизованной «командной» экономикой.
Хайек отважился даже в тяжелые для капиталистической экономики 30-е годы
критиковать одного из самых выдающихся экономистов в мировой истории Кейнса
за то, что последний выступал за государственное вмешательство в рыночную
экономику.
Фридрих Хайек придавал огромное значение механизму экономического
саморегулирования посредством свободных рыночных цен. В своей книге «Дорога к
рабству» (1944) ученый утверждает, что всякий отказ от экономической свободы,
от рыночного ценообразования неумолимо ведет к диктатуре и к экономическому
рабству. В этой написанной в остро критическом, полемическом духе книге он
утверждает, что социалистические идеи государственной экономики обречены на
полный провал. Подобные мысли патриарх экономического либерализма развивает и
в книгах «Индивидуализм и экономический порядок», «Основной закон свободы»,
«Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма».
В последней из указанных работ Ф.Хайек следующим образом характеризует
конфликт между сторонниками свободного рынка и идеологами организации
экономических взаимоотношений на основе централизованного управления:
«Поскольку данный конфликт касается фактического вопроса, он должен быть
разрешен с помощью научного анализа. Научный же анализ показывает, что,
следуя спонтанно складывающимся нравственным тенденциям, лежащим в основе
конкурентного рыночного порядка (а эти традиции не удовлетворяют канонам и
нормам рационализма, принятым у большинства социалистов), мы производим и
накапливаем больше знаний и богатства, чем возможно добыть и использовать в
централизованно управляемой экономике, приверженцы коей претендуют на строгое
следование «разуму»,
За настойчивость в отстаивании принципов экономической свободы даже в период,
когда стала очевидной необходимость государственного регулирования
капиталистической экономики, Хайека называли экономическим динозавром. Фридриху
Хайеку присуждена Нобелевская премия по экономике за 1974 год.:
В практическом приложении идей неолиберализма к экономическим системам.)
переходящим на рыночные рельсы, велика заслуга Людвига фон Эрхарда— творца
немецкого «экономического чуда». Его подходы к построению либеральной.
рыночной экономики ярко и детально представлены в книге «Благосостояние для
всех» (1956). Есть основания утверждать, что профессор Л.Эрхард развил
концепцию рыночного хозяйства и построил собственную модель последовательного
перехода к такому хозяйству, основанную на идее приспособления к
складывающейся ситуации.
Значительное влияние на экономическую теорию оказал пользующийся мировой
известностью и широкой популярностью ученый-экономист Йозеф Шумпетер.
Его книга «Теория экономического развития» (1912) неоднократно издавалась и
переиздавалась во многих странах. Шумпетер в своих экономических
исследованиях приходит к выводу, что в современной экономике главной движущей
силой ее развития является свободное предпринимательство. Это обстоятельство
и позволяет считать И. Шумпетера представителем неолиберализма.
Шумпетер уделяет большое внимание и считает решающим фактором экономической
динамики обновление, включая появление новых орудий производства,
технологических процессов, материалов, сырья, освоение новых рынков. Тем
самым его можно считать провозвестником инноваций в экономике. В то же время,
согласно Шумпетеру, огромную роль в экономике играют такие мотивы
предпринимательства, как интерес к делу, стремление к успеху, воля к победе,
радость творчества.
Заключение
В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической
системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице
государственных органов.
Государство воздействует на экономику посредством законодательных
ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений,
государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления
государственных социальных и экономических программ.
Государственное регулирование экономики может быть направлено как на
ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов
экономической деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками,
оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских
хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной
деятельности).
А также государственное регулирование экономики ставит своей главной целью
соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных
слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство
следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы
не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных
групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное
регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану
окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.
Правильное построение как политических так и экономических рычагов управления
государства, ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова
процветающему образу жизни всех субъектов государства.
Используемая литература
1. Губанов С. Макроэкономическое регулирование. За какой моделью
будущее? //Экономист. –1992. –№6
2. Ионов М. Роль государства в экономике //Экономист. –1995. –№8
3. Лившиц А. Методы и формы государственного регулирования //Человек и
труд.
–1992. –№9,10
4. Райзберг Б.А. Курс экономики. –Инфра-М., 1997.
25 ноября 98
Тетенков В.А.___________
|
|
|
|
|