РУБРИКИ

Курсовая: Государственное регулирование инвестиций в жилищно-строительной отрасли

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Государственное регулирование инвестиций в жилищно-строительной отрасли

Курсовая: Государственное регулирование инвестиций в жилищно-строительной отрасли

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Московский городской институт управления

Правительства Москвы

Курсовая работа

По дисциплине «Государственное регулирование экономики».

Тема: «Государственное регулирование инвестиций в жилищно-строительной отрасли».

Выполнила студент 1 учебной группы 2 курса

Елина Евгения Александровна

Руководитель:

Кузьмина Елена Юрьевна

Подпись руководителя о допуске

к защите:_______

Дата защиты «_»__2004 г.

Оценка _______

Москва 2004

Оглавление.

Введение-----------------------------------------------------------------------3

Теоретические основы регулирования инвестиционной деятельности, в том числе

на рынке недвижимости. -------------------------------------5

2. Анализ современного состояния и инвестирования жилищно-строительного

комплекса на основе данных Государственного комитета Российской Федерации по

строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).-----------

-----------17

3. Основные направления совершенствования государственного урегулирования

инвестиций.---------------------------------------------26

Заключение-------------------------------------------------------------------42

Список литературы---------------------------------------------------------43

Приложения------------------------------------------------------------------44

Ключевая проблема российской экономики по оценке большинства отечественных и

зарубежных экономистов – инвестиции. Само будущее России во многом зависит от

того, насколько успешно удастся сегодня увеличить ее конкурентные

преимущества за счет эффективного использования всех без исключения

инвестиционных возможностей. Только через внедрение современных форм

управления и международных стандартов ведения бизнеса в каждой отрасли можно

обеспечить формирования благоприятного инвестиционного климата и деловой

среды в целом по стране, создать условия для использования передовых

технологий производства на благо всех социальных групп и слоев населения.

Важнейшей составляющей развития экономики России является строительство и

жилищно-коммунальный комплекс. Именно от их эффективной работы напрямую

зависит выполнение стратегической задачи удвоения внутреннего валового

продукта страны. Экономика всех стран, подвергшихся кризисам, выздоравливала,

как правило, и за счет объемов подрядной деятельности. Новое строительство –

это не только рост налогооблагаемой базы, но и дополнительные рабочие места и

многое другое. Строительный рынок в России, пожалуй, ближе всех продвинулся к

действительно цивилизованным рыночным отношениям.

Таким образом строительная отрасль на данный момент является одним из

немногих секторов отечественной реальной экономики, в котором возможно

эффективное превращение свободных финансовых средств населения и предприятий

всех форм собственности в инвестиционные ресурсы, в надежные и

высокоприбыльные капиталовложения. Тем самым за счет инвестирования в

строительство достигается одновременное решение сразу трех стратегических

задач развития современного российского общества - финансовых,

производственных и социальных. Финансовых, так как на чисто рыночных

принципах происходит мобилизация денежных и материальных резервов общества

для "выпуска супернеобходимого товара" и, соответственно, быстрый прирост

добавленной стоимости; производственных, так как обеспечивается динамичный

рост мощностей из числа занятых не только в стройиндустрии, но и во многих

смежных отраслях промышленности; социальных, наверно, самых сложных и

актуальных для большинства населения страны, потому что даже в наше время

жилищный вопрос стоит очень остро. Вот почему данная тема является наиболее

актуальной на сегодняшний день для всей страны в целом.

Объектом исследования работы является жилищно-строительная отрасль.

Предмет исследования – инструменты государственного регулирования инвестиций

в жилищное строительство.

В качестве цели данной курсовой работы выступает рассмотрение современных

методов государственного регулирования инвестиций в жилищно-строительный

комплекс.

Поэтому основными задачами работы являются: изучение теоретических основ

регулирования инвестиционной деятельности, в том числе на рынке недвижимости,

проанализировать современное состояние и инвестирование жилищно-строительного

комплекса на основе данных Государственного комитета Российской Федерации по

строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России) и

определить основные направления совершенствования государственного

урегулирования инвестиций в данной отрасли.

1. Теоретические основы регулирования инвестиционной деятельности, в том

числе на рынке недвижимости.

1.1. Понятие и виды инвестиций. Инвестиции как объект государственного

регулирования

Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объём национального

дохода общества; от объема, состояния инвестиционного процесса зависит

решение многих социально-экономических задач, связанных с обеспечением

экономического роста, соответствия структуры капитала и производства

изменяющейся конъюнктуре рынка, роста жизненного уровня населения,

конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и страны в целом,

макроэкономической стабильности. Инвестиции в масштабах страны определяют

процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий, а,

следовательно, и создание новых рабочих мест зависят от процессов

инвестирования, или капиталообразования.

Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает

вкладывать.

Обычно под инвестициями понимается авансирование денежных средств для получения

дохода. В самом широком смысле слова инвестиции обеспечивают финансирование

роста и развитие экономики страны. В законодательстве Российской Федерации

инвестиции определены как «денежные средства, целевые банковские вклады, паи,

акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том

числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные

права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и

других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения

положительного социального эффекта»[1].

Аналогичная по смыслу формулировка содержится и в новом Законе «Об

инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме

капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., с принятием которого утратил

силу прежний законодательный акт. Инвестиции определяются в нем как денежные

средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права,

иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты

предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и

(или) достижения иного полезного эффекта.

В целом инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей,

которые направляют в объекты предпринимательской деятельности, в результате

которой формируется прибыль (доход) или достигается иной полезный эффект

[2].

Инвестиции делятся на производственные и финансовые. Производственные

инвестиции представляют собой вложения средств в материальные и

нематериальные активы предприятий. С их помощью обновляется действующее

оборудование, расширяется производство, осуществляется научно-технический

прогресс, готовятся кадры, и развивается человеческий капитал, выполняются

государственные инвестиционные программы и заказы. Финансовые инвестиции

имеют целью капитализацию доходов, использование таких финансовых

инструментов, как акции, облигации банковские депозиты, сертификаты и т. д.

В международной статистической практике широко используется выделение в

общем, объеме инвестиций, предоставляемых государством или предприятиями

одной страны другой, прямых и портфельных. Прямые инвестиции предполагают

участие в их управлении или установление контроля над компанией за рубежом.

Портфельными инвестициями называются вложения капиталов в иностранные

облигации, ценные бумаги, акции зарубежных предприятий для получения дохода,

а не установления контроля над хозяйственной деятельностью предприятия.

Сегодня в инвестиционной деятельности активно участвуют государство,

корпорации, финансовые посредники, иностранные инвесторы, население. С

возрастанием многосубъектности инвестиционного процесса увеличивается число

источников финансирования инвестиций. По мере углубления обобществления

производства и повышения уровня демократизации и социализации экономики

возрастает значение макроэкономического характера инвестиций.

Инвестирование — сложный, многофакторный процесс. С его осуществлением

связано решение многих макроэкономических задач. Оно невозможно только на

базе рыночного саморегулирования. Рынок допускает множество "провалов",

которые можно ослабить или избежать, используя механизм государственного

регулирования инвестиционного процесса.

В стабильной и развитой рыночной экономике, активно использующей

инновационные и информационные технологии, многие проблемы инвестирования

решаются на основе рынка как саморегулирующейся системы. Совсем по-другому

дело обстоит в странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия.

В них, как правило, еще отсутствуют многие условия для использования движущих

сил рынка. Значительная часть экономических структур, возникших в ходе

рыночной трансформации, находится в состоянии становления. В таких условиях

опора только на рынок не обеспечивает необходимых возможностей для

осуществления инвестиционного процесса. Необходимо сочетание рыночного

механизма с макроэкономическим механизмом регулирования процесса

формирования, распределения и использования инвестиционных ресурсов.

От каких факторов зависят инвестиции?

- Соотношение между потреблением и сбережением. Причем от этого соотношения

зависит не только сегодняшнее, но и завтрашнее потребление. Чем больше

общество проедает сегодня, тем меньше оно сберегает, а следовательно, тем

меньше уровень инвестиций.

- Инвестиции зависят от уровня налогообложения и вообще от налогового климата

в стране. Слишком высокий уровень налогообложения не стимулирует инвестиции.

- Безопасность вложений. Собственники сбережений будут вкладывать свои

средства даже в условиях минимальной прибыли, если будут уверены в том, что

свои средства они не потеряют. Напротив, если есть угроза потерять вложенные

средства, то все большая часть сбережений не будет вовлекаться в

инвестиционный процесс.

- Уровень прибыли на инвестиции. Чем выше ожидаемая прибыль от вложений, тем

выше риск данных инвестиций. Менее рисковые вложения, как правило, приносят

меньшую прибыль.

- Степень организованности финансового рынка. Немалая часть инвестиционных

ресурсов в современных условиях формируется за счет сбережений населения.

Однако население практически лишено возможности непосредственно осуществлять

инвестиции в производство. Его участие в основном осуществляется с помощью

финансового рынка. И если финансовый рынок хорошо организован, то даже те

денежные средства, которые оказываются свободными на незначительный срок

(например деньги, предназначенные на текущее потребление населения от одной

выплаты зарплаты до другой), также вовлекаются в инвестиционный процесс.

Кроме того, инвестициями становятся также временно свободные денежные

средства предприятий.

- Инвестиционный процесс реагирует также на темпы инфляции. Инфляционная

среда ставит перед фирмами и предприятиями трудноразрешимую задачу -

определить изменение общего уровня цен, и, как следствие из этого,

планирование хозяйственной деятельности становиться затруднительным. Отдача,

которую обещают впоследствии принести инвестиционные проекты, оказывается в

зависимости не столько от уровня производственной и маркетинговой

деятельности, сколько от колебаний уровня заработной платы, процентных ставок

и цен на основное сырьё и энергоресурсы. Поскольку повышается степень риска

капитальных вложений, вероятно, что фирмы будут отклонять проекты с

длительным сроком окупаемости, отдавая предпочтение рискованным, но которые

обещают краткосрочные финансовые выгоды.

Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу

хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего

субъекта. Государственное регулирование инвестиционного процесса призвано не

отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их

директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных

условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов

на основе рыночного механизма.

На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса

оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень

его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях

это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели,

субъекты, объекты и средства этого регулирования.

Основными субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы,

заказчики, исполнители работ и пользователи объектов. Инвестором называется

субъект, осуществляющий вложения собственных, заёмных или привлечённых

средств обеспечивающий их целевое использование. Заказчиком является субъект,

непосредственно реализующий проект, осуществляющий для этого все необходимые

действия в пределах прав предоставленных инвестором. Функции заказчика может

осуществлять сам инвестор. Пользователями объектов могут быть любые

юридические и физические лица, а также государственные и муниципальные

предприятия, иностранные государства и международные организации, для которых

создаётся объект инвестиционной деятельности и пользование которым закреплено

в договоре с инвестором.

Инвестиционный договор определяет взаимоотношения собственников или

владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности,

взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении

доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливает право на

объект.

Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом

самостоятельно определять объёмы, характер и эффективность инвестиций;

контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и

распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев оговоренных в

законодательстве); передачи части своих полномочий другим организациям.

Объектами инвестиционной деятельности могут быть: вновь создаваемые и

модернизируемые основные и оборотные средства, целевые денежные вклады,

научно-техническая продукция, права на интеллектуальную собственность,

имущественные права, другие субъекты собственности.

Государство выступает одновременно как инвестор и как инициатор

инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества.

Государственное регулирование инвестиционной деятельностью может выступать в

форме: государственных инвестиционных программ, прямого управления

государственными инвестициями, налоговой политике, предоставления финансовой

помощи на развитие отдельных территорий, отраслей, производств, финансовой,

кредитной, ценообразовательной и амортизационной политике, антимонопольной

политике, приватизации объектов государственной собственности, контроль за

соблюдением норм и стандартов.

Подчинение действий всех субъектов инвестиционного процесса общей цели

государства, выражающей направленность социально-экономического развития

страны, служит средством сочетания экономических интересов участников этого

процесса, активизации их инвестиционной деятельности. Только на основе единой

цели можно обеспечить согласование экономических интересов всех субъектов

инвестиционного процесса, увеличить объем инвестиций при достигнутых

возможностях экономики и повысить эффективность их использования.

Активная поддержка и снятие административных оков с предпринимательства всех

форм и видов, его развитие составляют сердцевину государственной

инвестиционной политики. Этому должны быть подчинены правовая, налоговая,

банковская, земельная реформы. Все они обеспечили бы существенное улучшение

инвестиционного климата в стране, создание условий для притока инвестиционных

ресурсов в экономику, активизацию инвестиционного процесса в национальном

масштабе. Государство своим участием в инвестиционном процессе ставит целью

создание такой системы условий и форм, которая ориентируется на выбор

наиболее эффективных вариантов использования имеющихся инвестиционных

ресурсов.

Кроме прямого участия в инвестиционной деятельности государство может

регулировать инвестиционный процесс. Государственное регулирование

инвестиционного процесса — это система мер законодательного, исполнительного

и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными

учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе

экономического роста. Сегодня инвестиции — неотъемлемый атрибут

макроэкономического механизма регулирования экономики.

В инвестиционной деятельности обе стороны — рынок и государство — значимы, и

поэтому важно их оптимальное сочетание. Разумный синтез государственного

регулирования и механизма рынка позволяет решать основные инвестиционные

задачи, поэтому одна из основных задач в инвестиционной сфере — добиться

оптимального соотношения государственного механизма регулирования и рыночной

стихии.

Не менее важна проблема активизации инвестиционной деятельности государства.

Системой определенных мер в области бюджетной, финансовой, кредитной и

фискальной политики государство пытается поддержать нормальное

функционирование рыночного механизма в инвестиционной сфере, преодолеть

последствия инвестиционного кризиса, обеспечить условия повышения

инвестиционной активности. Для этого оно стимулирует совокупный спрос на

инвестиции, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

Вся деятельность государства в инвестиционной сфере в конечном счете должна

быть направлена на обеспечение экономического роста, который осуществляется в

интересах членов общества. Сфера государственного инвестирования достаточно

широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и

капиталоемкость сравнительно высоки. На сегодняшний день инвестирование

строительного комплекса и пищевой промышленности отвечает этим требованиям,

поэтому финансирование данных отраслей по численному показателю в несколько

раз превышает остальные сферы экономической деятельности.

1.2. Правовые аспекты и регулирование инвестиционной деятельности на рынке

недвижимости.

В период существования жёсткой централизованной системы управления экономикой

вложение средств в новые основные или оборотные фонды, на выполнение

проектных работ, в научно-техническую продукцию имело форму планируемых

вложений. Это выражалось в создании плановых предпосылок и проектировании.

Развитие рыночной экономики придаёт новый характер инвестиционной

деятельности. Развитие многообразных форм собственности, равных условий

хозяйствования создаёт новые условия для инвестирования и правового

регулирования этого процесса.

Для нормального развития экономики, для обеспечения воспроизводства необходим

постоянный приток средств. Количественный рост инвестиций, их направление в

различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики.

Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают

представление о проводимой государством инвестиционной политике. Её целью

является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной

деятельности, национальных и иностранных инвесторов. Правовое регулирование

инвестиционной деятельности состоит в определении признаков субъектов,

установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной

деятельности, выделении специальных требований к отдельным направлениям

инвестиционной деятельности; регламентации порядка и условий заключения

исполнения договоров; установлении пределов и форм государственного

воздействия на инвестиционные процессы.

Инвестиционная деятельность реализуется обычно в правовых формах,

соответствующих договорам подряда на капитальное строительство,

проектирование, поставки и других. Инвестирование может происходить путем

приобретения акций акционерного общества, вступления в товарищество с

вложением пая. Инвестиции могут осуществляться путем приобретения патента или

прав пользования по лицензионному договору, приобретением товарного знака и

т.д.

Характерной чертой рынка недвижимости является наличие специальной

нормативно-правовой базы, регламентирующей также и сферу инвестиций в

недвижимость и строительство. Причем роль региональных и муниципальных

нормативных актов в данной области более значительна, чем в других секторах

экономики. К основным федеральным нормативно-правовым актам относятся:

- Гражданский кодекс Российской Федерации[3];

- Земельный кодекс Российской Федерации[4];

- Закон РСФСР от 26 июля 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в

РСФСР»[5];

- федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной

деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных

вложений»[6];

- постановление Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. № 1249 «Об утверждении

Положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты

социальной и народно-хозяйственной значимости»

[7].

6 июля 1991 года был принят закон "Об инвестиционной деятельности в РФ", а 4

июля 1991 года - закон "Об иностранных инвестициях в РФ". Согласно этим

законам инвестицией считается вложение средств в объекты предпринимательской

и других видов деятельности целью которого является получение прибыли или

достижение положительного социального эффекта.

Так же в законодательстве России существуют «Строительные нормы и правила

Российской Федерации». Настоящий нормативный документ устанавливает порядок

разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в

строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Российской

Федерации и предназначен для применения заказчиками (инвесторами),

проектными, проектно-строительными организациями, иными юридическими и

физическими лицами - участниками инвестиционного процесса.

Создание объекта строительства осуществляется в непрерывном инвестиционном

процессе с момента возникновения идеи (замысла) до сдачи объекта в

эксплуатацию

В инвестиционном процессе проектная подготовка строительства с учетом

действующего российского законодательства и зарубежной практики, как правило,

состоит из трех основных этапов:

1. Определение цели инвестирования, назначения и мощности объекта

строительства, номенклатуры продукции, места (района) размещения объекта с

учетом принципиальных требований и условий заказчика (инвестора). На основе

необходимых исследований и проработок об источниках финансирования, условиях

и средствах реализации поставленной цели с использованием максимально

возможной информационной базы данных заказчиком (инвестором) проводится

оценка возможностей инвестирования и достижения намечаемых технико-

экономических показателей.

С учетом принятых на данном этапе решений заказчик представляет, в

установленном порядке, ходатайство (декларацию) о намерениях.

После получения положительного решения местного органа исполнительной власти

заказчик приступает к разработке обоснований инвестиций в строительство.

2. Разработка обоснований инвестиций в строительстве на основании

полученной информации, требований государственных органов и заинтересованных

организаций, в объеме, достаточном для принятия заказчиком (инвестором)

решения о целесообразности дальнейшего инвестирования, получения от

соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования

места размещения объекта (акта выбора участка) и о разработке проектной

документации.

3. Разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектной

документации, получение на ее основе решения об изъятии земельного участка под

строительство. [8]

В соответствии со статьёй 12 закона об инвестиционной деятельности решения по

государственным инвестициям принимаются высшим представительным органом на

основе прогнозов экономического и социального развития РФ, схем развития и

размещения производственных сил, научно-технических и технико-экономических

обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.

Финансирование осуществляется за счёт средств государственного бюджета РФ и

внебюджетных источников, т.е. от субъектов, участвующих в реализации этих

программ. Источником инвестиций могут быть и кредиты банков под

государственные гарантии.

Предварительный объём государственных капитальных вложений устанавливается

Министерством экономики и сообщается госзаказчикам. Они, на основании

предварительных объёмов, разрабатывают перечень объектов с технико-

экономическим обоснованием и необходимыми расчётами. Утверждённый перечень

является основанием для проведения торгов подряда. Результатом проведения

торгов считается заключение государственных контрактов, в которых уточняются

все необходимые данные: стоимость, сроки и т.д.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в

гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует прежде

всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях.

Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае стихийных бедствий,

признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических

нарушениях.

В соответствии с законом "Об иностранных инвестициях в РФ" иностранными

инвесторами признаются: иностранные юридические лица, иностранные граждане,

иностранные государства и международные организации. Возможности объектов для

иностранного инвестирования не ограничены - любые объекты за исключением

запрещённых законодательством. Кроме того, в отдельных случаях

предусматриваются дополнительные требование к учредительным документам и

порядку регистрации и проведения независимой экспертизы.

Создание благоприятного климата для деятельности иностранного и

отечественного капитала в России — ключевой фактор для формирования

позитивного имиджа страны в глазах инвесторов. Причем этот процесс должен

идти в рамках четко и конкретно сформулированной государственной политики по

привлечению инвестиций, включающей как институциональные, так и

административные меры на федеральном и региональном уровнях.

Таков «идеальный» вариант государственного регулирования инвестиционного

процесса. Государство должно устанавливать правила игры в экономике. Их

стабильность, предсказуемость, отражение в них принципов честной конкуренции

— это как раз то, чего ждут инвесторы в России.

2. Анализ современного состояния и инвестирования жилищно-строительного

комплекса на основе данных Государственного комитета Российской Федерации по

строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).

Проведение государственной инвестиционной политики требует согласованных

действий всех участников — Правительства РФ, Федерального Собрания, субъектов

Федерации, предприятий, инвестиционных и финансовых институтов, общественных

организаций.

Инвестиционная политика государства проводится властными структурами,

подчинена достижениям установленной на прочной научной базе цели и рассчитана

на определенное время. Она предусматривает направление финансовых средств на

воспроизводство в соответствии с интересами государства в данных социально-

экономических условиях. За интересами государства стоят концентрированные

интересы всего общества. Государство выступает от его имени, будучи

наделенным политической властью, и обладает способностью реализовать свою

волю в правовых актах, приоритетном финансировании и прочих средствах

регулирования инвестиционного процесса. Государство должно являться субъектом

первого уровня управления, тогда как инвестиционным фондам, банкам,

корпорациям, концернам, акционерным обществам и прочим участникам

инвестиционного процесса надлежит играть роль субъектов второго уровня, что,

впрочем, отнюдь эту роль не принижает. Вторичность здесь касается,

разумеется, лишь генеральной направленности действий, а не их масштаба,

эффективности. Подобное распределение ролей следует к тому же обеспечивать не

столько прямыми властными акциями государства (хотя они, конечно, не могут не

приниматься во внимание), сколько действенностью устанавливаемых им правил

экономического поведения.

До реформ управление инвестиционным процессом в России осуществлялось путем

директивного централизованного планирования. Реформы привели к

децентрализации управления инвестициями, демонтажу системы планирования,

переходу к управлению на базе рыночных отношений. Но наряду с косвенным

регулированием с помощью налоговых ставок, инвестиционных кредитов, бюджетных

дотаций и ссуд государство обязано применять прямые методы управления

государственными инвестициями.

Государство проводит инвестиционную политику, непосредственно управляя

государственными инвестициями через министерства и ведомства, специально

определяет порядок инвестирования за счет средств бюджета на основании

президентских и правительственных программ. Перечень федеральных целевых

программ и объем их финансирования из бюджета предусматриваются Законом РФ о

федеральном бюджете на очередной год. Крупные инвестиционные проекты

подвергаются независимой экспертизе.

В настоящее время инвестиционной деятельностью в России управляет ряд

министерств, ведомств, государственных организаций: Минэкономразвития,

Минимущество, Минстрой России, отраслевые министерства и ведомства.

Государственная инвестиционная корпорация, Российская финансовая корпорация.

Эти структуры участвуют в реализации инвестиционных проектов и подготавливают

документацию для получения необходимых объемов инвестиций.

Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом

определяет решение социальных, экономических и технических задач развития

всей экономики России. Это отчетливо осознает Государственный комитет

Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

(Госстрой России), который играет немаловажную роль в строительной и

инвестиционной политике страны.

Так в 2004 году для повышения эффективности работы и привлечения инвестиций в

жилищно-коммунальный комплекс, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг

Госстроем России разработан и внесен на рассмотрение в Государственную Думу

27 проектов федеральных законов. В соответствии с постановлением и

распоряжениями Правительства Российской Федерации Госстрой России в 2003 году

являлся государственным заказчиком 7 программ и 9 подпрограмм. Общий объем

государственных капитальных вложений по Госстрою России составил 5,8 млрд.

рублей.

В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на 2003 год

предусматривалось выделение государственных инвестиций на строительство 2500

строек. Из намеченных к вводу в действие 739 строек в 2003 году введено в

эксплуатацию на полную мощность 122 стройки и 72 - частично.

Госстрой ежегодно подводит итоги работы строительного комплекса и ЖКХ,

намечает программу действий на будущий год, а на перспективу разрабатывает

стратегию развития. На данный момент Госстрой имеет Концепцию стратегии

развития строительного комплекса Российской Федерации на перспективу до 2010

года.

В частности там отмечается, что ведущая роль строительного комплекса в

достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что

конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно-

строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях.

В соответствии с объективными закономерностями выход России на экономический

уровень передовых зарубежных стран возможен при условии широкомасштабного

повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений в

новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение существующих

основных фондов, с опережающим развитием производственного потенциала

строительной отрасли и ее материально-технической базы.

При этом непременным условием является повышение эффективности капитального

строительства, на основе наиболее рационального использования инвестиционных

ресурсов, направление их в программы и проекты, позволяющие получить

наибольшие экономические и социальные результаты, а также высокую

эксплуатационную рентабельность возведенных объектов.

В перспективе до 2010 года улучшение уровня жизни и качества проживания

требует ввода в действие жилья в 2010 году не менее 80 млн.кв.м в год, а за

2003 – 2010 годы суммарно 410 – 430 млн.кв.м путем строительства

коммерческого и муниципального жилья, в т.ч. домов для малосемейных,

молодежных жилых комплексов, общежитии, домов для престарелых и инвалидов с

одновременным решением вопросов повышения уровня комфортности и качества

жилищного строительства. При этом доля частного сектора должна составить 80

%, муниципального и государственного – 20 % соответственно.

Современное состояние строительного комплекса характеризуется следующими

показателями:

удельный вес строительства в основных показателях экономики в 2002 г.

составил: в ВВП – 7.3% (в 2001 г. – 7.5%), в численности занятых – 5.0% (в

2001 г. – 7.9%), в инвестициях в основной капитал – 2.7% (в 2001 г. – 3.0%),

в основных фондах – 1.9% (в 2001 г. – 1.8%). Средний уровень загрузки

производственных мощностей в строительном секторе в 2002 г. составил 60%.

Степень износа основных фондов в строительстве к началу 2002 г. составила

43.0% (2001 г. – 44.7 %) в промышленности строительных материалов в 2001 г. –

53.8%.

Технологическая структура инвестиций в 2002 г. по предварительной оценке

характеризуется увеличением доли строительно-монтажных работ до 52.1% (в

2001. – 46.2%). Инвестиции в основной капитал в 2002 г. в промышленность

строительных материалов составили 10.4 млрд. рублей (в 2001 г. – 8.93 млрд.

рублей) или в сопоставимых ценах 113.3%; строительство – 36.7 млрд. рублей

(в 2001 г. – 41.6 млрд. рублей) или в сопоставимых ценах 86.3%, т.е. имело

место снижение.

Сохранилась сложившаяся в конце 2001 г. тенденция роста объема жилищного

строительства.

Жилищный фонд Российской Федерации составляет 2818,1 млн.кв.м., со следующей

структурой: муниципальный жилищный фонд – 24,1 %, государственный – 6,8 %,

частный – 67,7 %, общественный – 0,1 %, смешанной формы собственности – 1,3

%.

В 2002 г. организациями всех форм собственности введено в действие 33.78 млн.

кв. м общей площади жилых домов, что на 6.5% больше, чем за предыдущий год

(для примера в 1986 году было введено 76 млн.кв.м.). В тоже время наблюдается

резкий рост ветхого и аварийного (с износом более 70%) жилья. За период с 1990

по 2001 гг. площадь таких домов возросла с 32,2 до 87,8 млн.кв.м., т.е. более

чем в 2,7 раза. В 2003 году ожидается его прирост еще на 35 млн.кв.м., 290

млн.кв.м. требуют неотложного капитального ремонта, 250 млн.кв.м. –

реконструкции, около 400 млн.кв.м. фонда не благоустроено. Панельные жилые дома

составляют более половины фонда. Расчетный срок их планового ремонта - 20-25

лет.[9]

Оценивая результаты деятельности организаций строительного комплекса и

предприятий жилищно-коммунального хозяйства страны в свете задач,

поставленных в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина

Федеральному Собранию Российской Федерации, заслушав доклад председателя

Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-

коммунальному комплексу Н.П. Кошмана «Об итогах работы строительного

комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2003 году

и основных задачах на 2004 год», коллегия отмечает, что в 2003 году

сохранились позитивные тенденции развития инвестиционно-строительной

деятельности. Так, по данным Госкомстата России, в 2003 году объем инвестиций

на развитие экономики и социальной сферы составил 2183,3 млрд. рублей, или

112,5 % к объему аналогичного периода 2002 года.

Объем основных фондов в строительной отрасли составил по Российской Федерации

на начало 2003 года 211,1 млрд. рублей, или около 2,0 % от стоимости основных

фондов всех отраслей экономики. Степень износа основных фондов в организациях

отрасли - 43,9 % (машин и оборудования – 57 %). Удельный вес машин с истекшим

сроком службы в процентах от общего числа машин составляет 47,4 %.

В 2003 году продолжалась сложившаяся тенденция к росту объемов жилищного

строительства. В 2003 году организациями всех форм собственности построено

423,2 тыс. новых квартир, введено в действие 36,3 млн. кв. метров общей

площади жилых домов, или 107,2 % к уровню ввода аналогичного периода 2002

года. Населением за свой счет и с помощью кредитов построено 15,2 млн. кв. м

жилья, что составило 41,8 % от общего объема введенного жилья в январе-

декабре 2003 года.

14 января 2004 года Госстрой России провел заседание координационного совета

в Центральном округе, где сказал, что в целях выполнения поручения

Президента Российской Федерации В.В. Путина об удвоении внутреннего валового

продукта и увеличения темпов жилищного строительства в два раза, Госстроем

России в федеральных округах Российской Федерации проводятся координационные

советы, где рассматриваются итоги деятельности строительных комплексов и

предприятий жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации, а

также прогнозы развития строительных комплексов регионов на 2004 год и

перспективу до 2010 года.

Заместитель председатель Госстроя сообщил, что координационные советы уже

состоялись в Сибирском, Уральском, Южном, Северо-Западном и Приволжском

федеральных округах. В ходе их работы отмечен позитивный опыт жилищного

строительства, накопленный в субъектах Российской Федерации. В пяти

федеральных округах – Центральном, Северо-Западном, Южном, Уральском и

Сибирском объемы построенного жилья превысили уровень аналогичного периода

2002 года. Среди них наиболее высокие темпы жилищного строительства

достигнуты в Магаданской, Мурманской, Белгородской, Новосибирской,

Камчатской, Пермской, Владимирской, Курской, Свердловской, Тюменской,

областях. Неплохие результаты в Тамбовской, Липецкой, Орловской областях. 5,5

миллионов квадратных метров жилья в 2003 году введено в Москве, более, чем

на 17% к уровню прошлого года увеличен ввод жилья в Московской области (4

млн. кв.м.). Более, чем на 10% вырос объем инвестиций в строительную отрасль,

объем подрядных работ также вырос более чем на 10%, более 10% составил

прирост ввода жилья, произошел рост по номенклатуре строительных материалов

в 1,5 раза.

По словам Анатолия Петракова, основными направлениями развития строительных

комплексов федеральных округов Российской Федерации до 2010 года являются

создание инфраструктуры, обеспечивающей поддержку и финансирование подрядного

рынка, сохранение и развитие потенциала строительных организаций,

организационные и финансовые меры стабилизации и повышения устойчивости

ведущих строительных организаций, повышение роли генподрядных организаций,

способных осуществлять руководство сложными инвестиционными проектами.

25 ноября с.г. в Госстрое России состоялось очередное Всероссийское

селекторное совещание с участием руководителей администраций Республик

Калмыкия, Татарстан, Хабаровского края, Белгородской, Самарской, Саратовской

и Еврейской автономной областей, на тему: «Об итогах работы строительного

комплекса Российской Федерации за 9 месяцев текущего года». Как отметил

заместитель Председателя Госстроя России Анатолий Петраков, в Российской

Федерации в 2003 году продолжался рост объемов жилищного строительства.

Организациями всех форм собственности за 9 месяцев текущего года введено в

действие жилых домов общей площадью 20,3 млн. кв. метров, из них 9,7 млн. кв.

метров или 47,7% построено населением за свой счет, в том числе с помощью

кредитов.

Он также сообщил, что в пяти федеральных округах – Центральном, Северо-

Западном, Южном, Уральском и Сибирском объемы построенного жилья превысили

уровень аналогичного периода 2002 года. Среди них наиболее высокие темпы

жилищного строительства достигнуты в Магаданской, Мурманской, Новосибирской,

Камчатской, Пермской, Владимирской, Курской, Свердловской, Тюменской,

Московской областях, Республике Ингушетия, Эвенкийском, Коми-Пермяцком,

Ненецком автономных округах. Вместе с тем, в ряде субъектов Российской

Федерации допущено снижение объемов жилищного строительства. Особенно большое

падение ввода жилья, по словам заместителя Председателя Госстроя России,

произошло в Белгородской, Самарской, Саратовской областях, Республиках

Татарстан, Калмыкия, Хабаровском крае и Еврейской автономной области.

Анатолий Петраков отметил, что снижение эффективности работы строительных

организаций в этих и других регионах во многом обусловлено высокой степенью

износа основных фондов и отсутствием планов развития городов и населенных

пунктов. Технический уровень большинства российских предприятий также

значительно отстает от современных требований. Низкими темпами осуществляется

перевооружение предприятий по производству цемента, теплоизоляционных,

стеновых и кровельных материалов.

При этом Анатолий Петраков подчеркнул, что решающее значение для устойчивого

развития как строительного сектора, так и промышленности строительных

материалов, а также привлечения заинтересованных инвесторов, имеет наличие в

субъектах Российской Федерации перспективных долгосрочных научно обоснованных

планов развития городов и населенных пунктов, застройки жилых районов и

территорий, прогнозные расчеты по объемам и по структуре жилищного

строительства для разработки региональных балансов спроса и предложения по

строительным материалам, изделиям и конструкциям.

Наличие таких региональных прогнозов, продуманной Градостроительной стратегии

развития в целом по Российской Федерации и по субъектам РФ придаст

уверенности предприятиям и инвесторам в планировании своего развития и

организации производства конкретных материалов, конструкций и деталей.

Как положительный фактор в работе строительного комплекса Анатолий Петраков

отметил рост добавленной стоимости строительства в произведенном валовом

внутреннем продукте на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Он подчеркнул, что за отчетный период несколько улучшилось финансовое состояние

многих подрядных организаций, сократилось количество убыточных предприятий.

Быстрыми темпами происходит формирование организаций и предприятий малого

бизнеса (их число в настоящее время превышает 100 тысяч единиц, что составляет

около 90% от общего количества строительных организаций и предприятий в

стране). Наряду с развитием малого бизнеса в отрасли продолжаются процессы

интеграции, создаются финансово-промышленные и финансово-строительные группы,

акционерные объединения и ассоциации. Деятельность финансово-промышленных

объединений в основном способствует повышению инвестиционной и деловой

активности, стабилизации хозяйственных связей, повышению конкурентоспособности

строительных организаций, снижению влияния хронических неплатежей заказчиков за

выполненные подрядные работы, развитию рынка подрядных работ в Российской

Федерации.[10]

Госстрой России в своей Стратегии разработал прогноз развития строительного

комплекса до 2010 года.

Исходя из основных макроэкономических показателей социально-экономического

развития Российской Федерации до 2006 года, разработанных Минэкономразвития

России, программы социально-экономического развития Российской Федерации на

среднесрочную перспективу на 2003-2005 годы, к 2010 г. в строительном

комплексе ожидается:

- темп роста инвестиций в основной капитал отрасли за счет всех источников

финансирования - 8-10% в год ;

- ввод в действие жилых домов всех форм собственности - около 80 млн. кв. м

в год;

- рост объемов производства основных видов строительных материалов, изделий

и конструкций от 1,3 до 2,8 раза;

- доля предприятий, производящих инновационную продукцию в общем количестве

предприятий промышленности строительных материалов - 12-15%, в общем числе

строительных организаций- 8-10%

- доля импортных строительных материалов в среднем по отрасли - 4-5%.

Таким образом, анализируя многочисленные доклады и отчеты Госстроя, можно

отметить, что инвестиции играют немаловажную роль в области жилищно-

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.