РУБРИКИ |
Курсовая: Интернет-бизнес в России |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Интернет-бизнес в РоссииСреди методов розничной продажи товаров в Сети можно выделить: · Интернет-магазины; · Web-витрины; · Торговые системы; · Торговые ряды; · Контентные проекты (потребительские энциклопедии, системы интернет-заказов товаров и т.д.) В свою очередь классификация интернет-магазинов может быть представлена по модели бизнеса: · Чисто онлайновый магазин; · Совмещение оффлайнового бизнеса с онлайновым (когда интернет-магазин был создан на основе уже действующей реальной торговой структуры). По отношению с поставщиками: · Имеют собственный склад (наличие реальных товарных запасов); · Работают по договорам с поставщиками (отсутствие сколько- нибудь значительных собственных запасов). Таблица 3.2.2.7 Достоинства и недостатки различных систем и моделей ведения розничной электронной торговли.
Классификация по товарному ассортименту. · Книги, аудио, видеокассеты, CD, DVD. · Компьютерная, бытовая техника, мобильные телефоны. · Универсальные магазины. · Специализированные магазины.
Рис. 3.2.2.10. Классификация интернет-магазинов по товарным группам. Анализ конкурентной среды Если поделить недельную активную аудиторию Интернет-магазинов на количество работающих магазинов, то получится , что на каждый магазин приходится чуть более 100 человек в неделю. В такой ситуации нужно находиться только в числе первых. Поэтому одним из приоритетных направлений конкурентной борьбы среди интернет-магазинов всегда будет оставаться борьба за количество посетителей и узнаваемость торговой марки. Наличие удачного брэнда помогает не только увеличить эффективность взаимодействия с клиентами, рекламодателями, поставщиками и инвесторами, но и увеличить кредит доверия потенциальных клиентов. В Сети существует достаточно широкий выбор, конкурирующие проекты находятся на расстоянии одного клика друг от друга - все это увеличивает важность наличия самого брэнда и лояльного отношения к нему пользователей. Качественно конкурентов любого интернет-магазина можно разделить на 2 категории: это розничный оффлайновый бизнес и чисто виртуальные магазины. До недавнего времени большинство более или менее крупных оффлайновых продавцов не интересовались возможностями интернет-торговли. Объемы продаж через Интернет были несравнимо малы с их собственными оборотами. С целью диверсификации и расширения рынков сбыта начинали свой бизнес в Сети мелкие и средние оффлайновые компании. Однако в последнее время крупные оффлайновые игроки начинают выходить на электронный рынок, и в ближайшем будущем, будут иметь все основания занять на нем первые позиции. Лидерами на рынке в настоящее время являются магазины, объединившиеся в холдинги. Минимизировав таким образом издержки, они уже в прошлом году составили большую долю оборота всего рынка. Например, оборот холдинга e-House (www.ehouse.ru), который объединил вокруг себя 11 магазинов и одну торговую площадку, за прошедший год достиг 16,3 млн. долл., что составляет порядка 30% совокупного оборота российских интернет-магазинов. В силу абсолютной непрозрачности рынка, определить остальные доли, которые занимают интернет-магазины, не представляется возможным. В последнее время в прессе интернет-магазины стали публиковать отдельные финансовые показатели и результаты своей деятельности. К сожалению, проверить эти данные нельзя. Поэтому определение основных игроков на рынке сводилось к оценке известности ресурса по публикуемым рейтингам и частоте упоминания в СМИ. Аудит текущих конкурентов. Провести всесторонний анализ всех существующих и реально работающих интернет- магазинов невозможно. Но отдельные игроки на рынке заслуживают наибольшего внимания, поскольку становится очевидным, что именно они претендует на роль лидеров. Таблица 3.2.2.8 Основные участники рынка.
Опасность появления новых конкурентов. Насколько сложно в настоящее время начать деятельность в интернет? Большинство игроков на рынке не получают прибыли. Их основной задачей было "вхождение в рынок". Открытие электронного магазина все еще не является очень дорогим удовольствием, несмотря на то, что "порог входа" в интернет становится выше (по разным оценкам стоимость его увеличивается от 50% до 100% в год). И, если возможность "вхождения в рынок" сохраняется, то для того, чтобы закрепиться на нем и конкурировать с его другими участниками, уже недостаточно просто оформить Web-сайт и привлечь посетителей. Сейчас необходимо не только занять нишу, но и бороться за долю на рынке, совершенствовать проект, привлекать новых и удерживать старых клиентов. Таким образом, можно говорить о том, что на рынке розничных интернет- продавцов конкуренция переходит в новую стадию - борьба не за посетителя, а за покупателя. Основными направлениями борьбы будут борьба за цены, уровень сервиса, популярность торговой марки В текущем году основная конкурентная борьба развернется между крупными игроками. Мелкие и средние представители оффлайновой торговли смогут найти свою нишу, пополняя товарное предложение уникальными и специализированными товарами. Проблемы интернет-магазинов Инфраструктура розничной интернет-торговли еще не сформирована: отсутствуют качественные услуги доставки товаров, не прижились системы онлайновых микроплатежей, большинство российских пользователей так и не стали доверять покупкам через интернет-магазины. Общие проблемы российского Интернета ограничивают возможности электронной торговли: низкая степень распространения Интернета среди населения, низкие доходы, неразвитость платежных систем, моральная неподготовленность населения совершать покупки в виртуальном магазине и т.д. Но справедливо будет заметить, что эти глобальные проблемы волновали небольшое число предпринимателей. За прошедший год, несмотря на большие обороты, практически никто, за исключением единиц, не занимался и не стремился заниматься в Сети непосредственно торговлей. Целью открытия большинства интернет-магазинов была не организация эффективной модели бизнеса, а в лучшем случае стремление занять место в новой развивающейся экономике и ждать результатов или просто получить прибыль за счет раздувания спекулятивных ожиданий на рынке. Таблица 3.2.2.9 Проблемы российских интернет-магазинов.
В конце 2000 - начале 2001 года заметны качественные изменения в настроениях предпринимателей, занимающихся розничной электронной торговлей. Их интересы начали смещаться в сторону реального бизнеса. Уже в настоящем году некоторые из представленных выше проблем начнут решаться. Толчком к этому послужит реально начавшаяся конкуренция. Финансовые потоки Оценка объема и потенциальной емкости рынка Одной из основных проблем российского Интернета является его непрозрачность, отсутствие достоверной информации. Ни один интернет-магазин по "доброй воле" не откроет финансовые показатели своей деятельности или в рекламных целях будет завышать их. Такая ситуация продлится до тех пор, пока интернет- компании сами не будут заинтересованы в открытии такого рода информации, например, для привлечения инвестиций посредством выхода на фондовый рынок. Отсутствие достоверной информации об оборотах и тем более об объемах доходов приходится компенсировать экспертными оценками, которые иногда на порядок отличаются друг от друга. По оценке экспертов, оборот интернет-магазинов в 2000 году составил 50,5 млн. долл. (оценка сделана с учетом оборотов магазина Depo.ru). Оценка потенциальной емкости рынка составляет на конец 2000 года 50 млн. руб. Таким образом, в 2000 году розничный оборот интернет-магазинов составил 40,3 млн., при потенциальной емкости российского рынка 50 млн. долл. Инвестиции 2000 год для российского Интернета ознаменовался большим притоком инвестиций с запада. О проявлении интереса к российскому интернет-рынку можно судить по тому, что несколько известных инвестиционных компаний выпустили в 2000 году объемные отчеты по Рунету. Западные инвестиции начали поступать в российский Интернeт еще в 1998 году. Но основной поток западных денег пришел в Рунет после президентских выборов 2000 года. В отчете компании RMG упоминается о сделках, касающихся интернет-магазинов, но параметры этих сделок не оглашаются. Однако к 2001 году ситуация изменилась. Инвестиции в российский Интернет в большой степени зависят от положения дел на Nasdaq, который на протяжении вот уже нескольких месяцев продолжает свое падение. Суммарные потери компаний новой экономики США составляют около 1/3 ВВП страны. Соответственно венчурные инвестиции, которые несколько месяцев назад поступали с американского рынка, теперь сократятся. Это будет основной причиной снижения темпов роста Рунета. Западные инвесторы будут наблюдать за самостоятельным развитием российского Интернета, и, возможно, когда степень проникновения Интернета в России достигнет 8-10% взрослого населения, они снова вернутся. Информация по внутренним инвестициям хранится за семью печатями. В 2000 году через российский рекламный рынок прошло более 2 млн. долл. Причем половина из них пошла на рекламу самих интернет-проектов и имеет инвестиционное происхождение. Большинство российских проектов создавалось с целью последующей продажи. Причем, по западному образцу многие видели единственное решение - выпуск акций компаний и задумывались о создании подобия Nasdaq. Сейчас в России уже открываются несколько фондов, некоторые из них раньше занимались "голубыми фишками" и были связаны с различными финансово- промышленными группами. Они имеют венчурный характер и нацелены в основном на технологические компании. По оценке журнала "Эксперт", совокупный объем их средств около 100 млн. долларов. В марте 2000 года ММВБ и РТС объявили о начале программ по торговле акциями высокотехнологичных компаний. О желании торговать своими бумагами на ММВБ уже заявили несколько интернет-компаний, но скорого появления их акций на фондовом рынке ожидать пока не приходится. Показательным примером является интернет-магазин Co@Libri, предпринявший попытку привлечь инвестиции через вывод акций на ММВБ. Но консультанты Arthur Andersen сделали вывод, что в настоящем виде магазин не может получить капитализацию, на которую рассчитывает. Рекомендация, которую они дали компании - слияние с более крупным интернет-проектом и совместный выход на фондовый рынок. По опросу, проведенному компанией Monitoring.ru (www.monitoring.ru), абсолютное большинство россиян (84%) не готово вложить собственные средства в интернет-проект. Противоположную позицию занимают 6% опрошенных, 10% респондентов затрудняются ответить. По мнению генерального директора Internet Group, компании, которые найдут способы создания собственного онлайнового бизнеса, станут новым внутренним источником инвестиций для развития Рунета в ближайшие 2-3 года. Из вышесказанного можно заключить, что в этом году инвестиции в российский Интернет сократятся за счет уменьшения потока с запада. Для выхода на фондовый рынок интернет-магазины должны предложить работающие проекты, результаты деятельности которых можно было бы проверить, опираясь не на публикуемые ими финансовые показатели, а на результаты аудиторских проверок. Сокращение инвестиций и ужесточение конкуренции переориентируют интернет- магазины на получение прибыли. В настоящее время идет этап частного инвестирования, и наиболее привлекательными для этого станут крупные онлайновые магазины и холдинги. Возможно, мы станем свидетелями крупных сделок в области слияния интернет- компаний. Прогнозы и перспективы развития На фоне сокращения темпов роста российской экономики "интернет-бум", имевший место в 2000 году, также снижает свои темпы. Введение повременной оплаты за телефонные разговоры физических лиц, несомненно, негативно отразится на глубине проникновения Интернета в России. Основную часть своей аудитории Рунет получил в прошлом году:
Рис. 3.2.2.11. Прогнозы оборотов российского рынка В2С. Общий объем инвестиций в проекты электронной коммерции уменьшится за счет сокращения иностранного венчурного капитала. Увеличится доля частных внутренних инвесторов. С сокращением потока средств у компаний уменьшится количество стратегий для выживания. Итак, жесткая конкуренция усиливается. Основная борьба за долю на рынке будет происходить между крупными холдингами и онлайновыми представителями крупных оффлайновых торговцев. Оборот этих компаний составит большую часть объема всего рынка. Основным способом оплаты в текущем году останутся наличные. Увеличится доля оплаты Направления развития: Основными направлениями развития рынка B2C в будущем году будут: Минимизация издержек (доставка, бухгалтерия, оплата, з/п, содержание веб- серверов и др.) содержания Интернет-магазинов, путем объединения в холдинги или "ужатия" расходных статей. Так уже поступили несколько интернет- магазинов, образовавшие холдинги eHouse и eSeller, и многие другие интернет- магазины сократившие издержки в несколько раз. Повышения уровня организации продаж - Интернет-магазины станут привлекать для организации продаж профессионалов в области торговли, вместо профессионалов в области Интернет Интернет-магазины станут предоставлять пользователям больше необходимой потребительской информации: подробное описание продуктов, совет специалистов, полезные статьи. В этой области, создания потребительского контента, намечается наиболее жесткая конкуренция, т.к. потребительские энциклопедии, обладающие обширным потребительским контентом, будут добавлять сервис заказа описываемых товаров, а Интернет-магазины будут добавлять к сервису заказа товаров более полный информационный потребительский контент. Следовательно, через какое-то время их интересы начнут пересекаться, и мы увидим конкурентную борьбу между разными группами сервисов B2C. Рынок B2C будет большими темпами увеличивать товарное предложение, и в этом развитие особую роль должно сыграть появление Интернет-магазинов на основе технологии ASP (Application Service Providing). Интернет-магазины на ASP будут рассчитаны на малый и средний бизнес, они не будут отличаться уникальными сервисами и крупным ассортиментом - малый и средний бизнес заинтересован в представлении в сети Интернет только своего, целевого товара (например: Валенки). Товарное предложение МСБ будет отличаться четкой фокусировкой товарного ассортимента и его уникальности, что должно разбавить нынешнее однотипное предложение. Основными поставщиками Интернет-решений B2С по технологии ASP являются компании: Stavka.ru, TorgWare и Inist. Рынок B2C будет тесно сотрудничать с рынком C2C - во многих Интернет- магазинах появятся функции Интернет-аукционов, созданные с "нуля" или в партнерстве с уже существующими, например: сотрудничество интернет-магазина StroyShop и интернет-аукциона Stavka. Интернет-магазины постараются обеспечить интеграцию своего бизнеса с ресурсами служб доставки, что позволит ускорить скорость доставки товаров. Интернет-магазинов начнут развивать направление мобильной коммерции, предоставляющее покупателям возможность заказать товар с помощью мобильного телефона. Данное направление будет развиваться в кооперации с операторами мобильной связи. Операторы мобильной связи получат увеличения траффика, Интернет-магазины - увеличение продаж. Исходя из вышеперечисленных перспектив развития Рунета, можно дать следующие рекомендации для эффективного ведения электронной торговли. По оценкам, 400 тыс. потенциальных покупателей интернет-магазинов уже находятся в Сети. В связи с этим, в 2001 году рекламу интернет-магазинов имеет смысл перенести из онлайна в оффлайн. Наиболее эффективной стратегией 2001 года будет консолидация интернет- магазинов в крупные холдинги и объединение магазинов с оффлайновым бизнесом. На первое место должны выйти вопросы эффективного ведения бизнеса, т.е. торговли. В связи с этим, рекомендуется привлекать больше профессионалов в области торговли, маркетинга, логистики, консалтинга. Главным персонажем на рынке розничной электронной коммерции должен стать покупатель, а не количество хитов. Основной задачей - удовлетворение его потребностей. Для этого необходимо повысить уровень обслуживания: уделить больше внимания контенту (подробнейшая характеристика товаров, советы специалистов, полезные статьи), повысить качество услуг доставки, предоставлять покупателям более широкий выбор способов оплаты. Расширять ассортимент предлагаемых товаров и услуг, искать наиболее оптимальную политику ценообразования. Чтобы получить такую возможность, необходимо привлечение дополнительного капитала. Наиболее интересными с точки зрения инвесторов станут проекты: · за которыми стоит реальный бизнес, и есть планы развития на будущее; · которые уже имеют реальные обороты и четкую стратегию развития и увеличения прибыли; · результаты финансовой деятельности которых открыты. Перспективами для мелких и средних интернет-магазинов может быть занятие своей ниши на основе эксклюзивности и уникальности предлагаемого товара. Оборот рынка B2C за 2001 год составит около $100 млн. 3.2.3 Сектор С2С. Обзор Российского рынка С2С Ещё одной формой электронной торговли является Consummer to Consummer - С2С. С2С имеет место в случае, когда одни потребители продают товары другим потребителям. Потребители могут легко заключать сделки между собой и развивать свое присутствие он-лайн с помощью третьего лица - провайдера. Таким ведущим провайдером в США является ebay.com, который революционизировал концепцию С2С, предоставив хостинг торговли напрямую между потребителями в формате аукциона в Интернете. Наиболее популярными продуктами при этом являются автомобили, предметы коллекционирования и подержанные компьютеры, а наиболее популярной формой осуществления сделок является аукцион. Данное направление позволяет людям, испытывающим те или иные ограничения, заключать сделки в любой удобный для них момент; в итоге уменьшаются накладные расходы, что, в свою очередь, экономит средства конечного потребителя.
ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА C2CКонец 1999 года ознаменовался появлением первого Интернет-аукциона в Российском Интернет. С тех пор на российском Интернет-рынке появилось более 10 Интернет-аукционов. Интернет-аукционы получили большую популярность среди российских пользователей потому, т.к. походили на игру и на некую форму собственного бизнеса - каждый россиянин хочет иметь свой маленький бизнес. Благодаря популярности среди пользователей некоторые Интернет-аукционы за прошедший год успели получить инвестиции для развития. Но, к сожалению, не многие смогли ими правильно воспользоваться: кто-то - тратить инвестиции на рекламу, а кто- то - развивать свои сервисы в сторону персонализации и мобильности. За 2000 год Интернет-аукционы так и не стали крупными рекламными площадками. При том, что достаточно большое количество онлайновых и офлайновых торговцев готовы покупать их рекламные площади. За 2000 год так и не получили широкое распространение системы онлайновых микроплатежей, с помощью которых Интернет-аукционы смогли бы получать комиссионные с каждой сделки. 2000 год также показал, что в ближайшем будущем Интернет-аукционы могут рассчитывать на получение прибыли, но рынок слишком мал, чтобы на нем находилось несколько десятков Интернет-аукционов - это рынок максимум для 2-3 игроков. Отрицательные факторы: К отрицательным факторам рынка C2C можно отнести: Низкая платежеспособность аудитории C2C - Интернет-аукционы используются как забавы, а не средство покупки товаров. Российский менталитет - россияне не любят платить за то, что раньше было бесплатным, поэтому внедрение платных сервисов является губительной стратегией развития Интернет-аукционов, могут потерять единственное ценный свой актив - аудиторию. Отсутствие систем онлайновых микроплатежей - с помощью этой системы, Интернет-аукционы смогли бы получать комиссионные со сделок. Это процедура менее болезненна для пользователей, нежели платные сервисы. Положительные факторы: К положительным факторам рынка С2С можно отнести: Российский менталитет - россияне любят бесплатные игры в бизнес, которые им представляет Интернет-аукцион - это обеспечит популярность Интернет-аукционам среди российских пользователей Рост онлайнового рекламного рынка - в 2001 году российский сетевой рекламный рынок вырастет в 10 раз, и можно не сомневаться, что часть этих денег получат Интернет-аукционы. Рост рынка мобильной связи - некоторые Интернет-аукционы имеют сервис, при котором пользователи могут отслеживать ход торгов по своему лоту с помощью мобильных телефонов. За увеличение траффика для провайдера мобильной связи Интернет-аукционы смогут получать дополнительные доходы. Направления развития: Основным направлением развития Интернет-аукционов должно стать улучшение качества услуг и добавление новых сервисов. Однако, здесь стоит заметить, что все новшества уже придуманы, поэтому владельцы Интернет-аукционов попытаются из них сделать лишь лучшую композицию. Итак, перечислим наиболее перспективные направления развития: Создание сервиса, с помощью которого пользователь сможет создать собственный аукцион - технология ASP, которую уже начал реализовывать Интернет-аукцион Stavka.ru. Мобильный доступ к участию в торгах. Первый шаг в этом направлении уже сделал всё тот же Интернет-аукцион Stavka.ru - участник торгов может получать на свой мобильный телефон сообщения о поступлении дополнительных заявок на участие в торгах. Развитие отраслевых Интернет-аукционов - отраслевая фокусировка позволяет собрать в рамках одного аукциона большее количество заинтересованных пользователей, что повышает процент совершения сделки. Данную стратегию использует Интернет-аукцион Stavka.ru. Обратный аукцион - сервис, с помощью которого пользователь выставляет заявку на покупку определенного товара. Бартерный аукцион - сервис, с помощью которого пользователь выставляет заявку на обмен одного товара на другой. Интернет-аукционы должны особое внимание уделить разработке рекламных моделей своих площадок, с помощью которых они смогли получить рекламные бюджеты, т.е. дополнительные доходы. Прогноз: Рынок C2C будет расти. Этот вывод можно сделать только на том факте, что у россиян в "заначке" находится более $5 млрд. Следовательно, потенциальная аудитория Интернет-аукционов обладает таким огромным капиталом, часть которого рано или поздно всё равно потянется к Интернет-услугам и, в частности к Интернет-аукционам. С внедрением технологий ASP (Application Service Providing) , Интернет- аукционы получат новую волну посетителей, желающих торговать с помощью "своего" маленького бизнеса. В 2001 году, скорее всего, получат распространение системы микроплатежей и Интернет-аукционы смогут получать свои комиссионные. В 2001 году Интернет-аукционы начнут осваивать серьезные рекламные бюджеты. На долю Интернет-аукционов придется более $200 000 долларов. В 2001 году определится ярко выраженная группа лидеров. Хотя она уже известна сегодня - это Molotok.ru и Stavka.ru, но в будущем году они смогут опережать своих конкурентов не только по количеству посетителей в день, но и по доходам. Основные участники рынка: Лидерами C2C рынка являются Интернет-аукционы Stavka.ru и Molotok.ru. Stavka.ru - наиболее технологически развитый Интернет-аукцион, с обширной отраслевой сетью своих площадок. Stavka.ru отличает перспективная стратегия технологического развития и высокий уровень её реализации. Molotok.ru - самый популярный российский Интернет-аукцион, благодаря успешной рекламной кампании, проведенной в конце 1999 года. С помощью проведенных маркетинговых мероприятий, организаторам интернет-аукциона удалось сформировать некий образ: "если аукцион, то Molotok.ru". Интернет-аукцион имеет свои филиалы в Украине и Румынии. Другими заметными участниками рынка C2C являются Интернет-аукционы: c99 Auction Auctions Prikup И наконец четвертой формой электронной торговли является форма Потребитель - предприятие (С2В). С2В имеет место, когда потребители назначают свою цену на различные товары и услуги, предлагаемые предприятиями, и является наименьшим по объему и самым неразвитым сектором электронной торговли. Самым ярким примером С2В является американская компания Priceline.com, которая позволяет покупателям назначать цену, по которой они хотели бы купить тот или иной товар или услугу. Priceline.com действует в качестве брокера, который находит поставщика, желающего продать товар по такой цене. В России эта форма торговли на данный момент не функционирует. 3.2.4 Российский рынок интернет-консалтинга
Глава 4. Преимущества электронной торговли для Российской экономики Стремительный рост мировой электронной торговли и ее влияние на российское общество и экономику вызывает потребность в скорейшем урегулировании данной сферы, и на это следует обратить внимание российским органам законодательной и исполнительной власти. Целью работы органов власти по данному вопросу должна стать поддержка и внедрение предсказуемой, минималистской, внутренне согласованной и прозрачной правовой среды для развития электронной торговли. Государство должно устранить все препятствия и дать возможность данной индустрии и частному сектору самостоятельно и как можно быстрее создать необходимую инфраструктуру и регулятивные органы. Чрезмерное вовлечение органов власти только замедлит развитие и сведет на нет все усилия России относительно конкуренции на мировом уровне. Основным аргументом в пользу предлагаемых мер является та выгода, которую электронная торговля принесет российской экономике и обществу: инвестиции, доход от экспортных операций, повышение заработной платы, более высокий уровень жизни, а также увеличение базы налогообложения. Так как в электронной торговле заинтересованы различные сферы бизнеса, необходима координация деятельности многих регулирующих органов и органов власти: от налоговых структур до органов управления почтовой связью и телекоммуникациями. Деятельность государственных и административных органов имеет решающее значение для развития электронной торговли в России и получения тех преимуществ, которых можно добиться с ее помощью. В целях обеспечения экономического развития и внесения необходимых изменений в соответствующее законодательство необходимо оценить те преимущества, которые могут быть получены от возможного развития рассматриваемой отрасли. Преимущества электронной торговли довольно широки: от повышения качества социальных программ до увеличения базы налогообложения. 4.1 Расширение рынка труда и использование квалифицированной рабочей силы Развитие электронной торговли окажет позитивное влияние на структуру и функционирование российского рынка труда. Во всем мире электронная торговля служила мощным импульсом к созданию новых рабочих мест. Так, например, в США с 1993 г. в рамках индустрии высоких технологий было создано более миллиона новых рабочих мест. Россия располагает высококвалифицированной рабочей силой технического профиля. По мере развития электронной торговли российская рабочая сила сможет быстро и эффективно адаптироваться с учетом необходимых изменений в осуществлении бизнеса. По мере создания больших возможностей за счет рабочей силы в России увеличится объем валового национального продукта (ВНП). Возрастет доход на душу населения, увеличится размер налогооблагаемой базы, а также снизится вероятность "утечки мозгов" из России. За счет электронной торговли существенно увеличится объем занятости по двум следующим специальностям: технические программисты и сервис-провайдеры. В области программирования Россия вполне конкурентоспособна на мировом рынке, и ей следует активно развивать имеющийся у нее потенциал. Расширение деловых возможностей, созданное в результате беспрепятственного развития электронной торговли позволит этим талантливым людям остаться в России, получать более высокую заработную плату, платить подоходный налог, тратить заработанные средства, а также вкладывать их в развитие новых предприятий в России, а не экспортировать свои таланты и доходы за рубеж. Необходимость в службе по работе с клиентами, создаваемая электронной торговлей, является еще одной сферой широкомасштабного создания новых рабочих мест в России. Необходимость в создании подобных служб также может стать стимулом для создания целой отрасли таких услуг. Финансируемые частными лицами и правительством программы развития этих услуг обеспечат России как рынок квалифицированных технических специалистов, так и ориентированный на клиента рынок труда. 4.2 Рост экспортного капитала Потенциал экспорта товаров и услуг может многократно увеличиться, при условии, что этому не будут препятствовать законодательные ограничения. После финансового кризиса августа 1998 г. многие российские производители получили преимущества, позволяющие им конкурировать с иностранными компаниями, осуществляющими импортные поставки товаров. Эти преимущества сначала были связаны с ценой товара, а впоследствии большие поступления вырученных средств привели к увеличению капиталовложений и улучшению качества товара (в особенности это касается производства продуктов питания). По мере укрепления позиций национальной промышленности и повышения качества товаров российские компании могут распространять свою продукцию и в других странах. Электронная торговля может сыграть решающую роль в маркетинге и продаже товаров российских компаний за рубежом, а в итоге национальные предприятия будут расширяться, увеличится база налогообложения и доходы государства от сбора налогов и таможенных пошлин. 4.3 Расширение видов деятельности Электронная торговля помогает малым и средним предприятиям конкурировать с более крупными предприятиями, давая им возможность получить более широкий рынок потребителей и помогая найти способы наименьших затрат. В США малые предприятия, использующие Интернет, растут на 46 % быстрее чем те, которые Интернет в своей деятельности не используют. Это, в свою очередь, подтолкнуло развитие малых предприятий. Тем самым подкрепляется экономическое развитие, а в итоге происходит экономический рост, расширяется база налогообложения и спрос на сопутствующие услуги. Электронная торговля также полезна для производителей и потребителей в силу того, что она помогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в территориальной удаленности и недостатке информации относительно возможностей рынка. Компаниям уже не требуется поддерживать излишний персонал или осуществлять большие капиталовложения в развитие специалистов. Виртуальные магазины и контактные адреса в Интернете позволяют приблизить места хранения товаров к месту их непосредственного производства, тем самым ускоряя распространение товаров и уменьшая связанные с этим затраты. Интернет и электронная торговля увеличивают рекламные возможности по всему миру, в результате все легче становится рекламировать товары, а сама реклама становится все более глобальной. Данное обстоятельство может быть особенно важным для российских предприятий, которые традиционно испытывают трудности в поиске покупателей за рубежом. Еще одним положительным моментом для России является то, что электронная торговля позволяет осуществлять ряд работ, таких как разработка программного обеспечения и технические услуги, непосредственно по месту нахождения консультантов, а не в той стране, в которой требуются соответствующие услуги. Это облегчит продажу российских услуг, которые до последнего времени значительно отставали ввиду ограничений, связанных с передвижением физических лиц. В итоге российские граждане получат новые рабочие места и более высокую заработную плату, а государство получит больше налогов с физических и юридических лиц и чистой прибыли. Помимо существенной суммы сделок электронной торговли (которая с учетом наметившихся тенденций в 2001 г. должна в России превысить 6 млн. долл. США ), Интернет-экономика создаст в России значительное количество сопутствующих предприятий. Это вызвано потребностью в аппаратном компьютерном обеспечении и услугах менеджеров, в том числе в обеспечении безопасности, выставления счетов, бухгалтерского обеспечения и обслуживании клиентов. Преимущества электронной торговли очевидны; российское правительство, российские предприятия и потребители получат большую выгоду от развития электронной торговли. Тем не менее, важно отметить, что развитие электронной торговли не обходится без потенциальных рисков, среди которых мошенничество, уклонение от налогообложения, несоблюдение конфиденциальности, нарушение прав интеллектуальной собственности, хотя эти риски характерны и не только для электронной торговли. Несмотря на то, что эти риски реальны и потенциально они могут осложниться по мере развития электронной торговли, в настоящее время компаниям и правительствам разных стран удается регулировать их таким образом, который не дает разрушить электронную торговлю. Правительства и частные лица во всем мире формируют коалиции с целью совместной выработки соответствующих решений для урегулирования потенциальных угроз электронной торговле. 4.4 Преимущества для государственного бюджета Целью развития экономической структуры России является создание более широкой базы получения доходов. По мере того как участие России в электронной торговле будет расширяться, увеличение доходов от налоговых поступлений может стать одним из многих прямых преимуществ. Для того, чтобы расширить базу налогообложения, России предстоит разрешить еще много вопросов. Первым из них является вопрос о поддержании тонкого баланса между сохранением базы налогообложения при наличии неотслеживаемых электронных сделок и одновременным стимулированием развития электронной торговли на местном уровне. Феномен электронной торговли повлек за собой целый блок налоговых вопросов международного характера. Государства быстро осознали, что применение электронных сделок создает много трудностей для действующих налоговых органов ввиду анонимности электронной торговли, отсутствия возможности отследить сделки, а также пресечения границ с помощью телефонных линий. Многие государства предприняли меры против потенциального снижения налоговых поступлений, и многие занимаются изучением данного вопроса. Несмотря на то, что эти проблемы пока еще далеки от разрешения, большинство из них четко определены, и международные организации, такие как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разрабатывают рекомендации глобального характера. 4.5 Налогообложение электронной торговли ОЭСР, США, Великобритания и ЕС разработали и утвердили четыре основных принципа, а именно: 1. Развитие электронной торговли должно быть использовано главным образом частным сектором в качестве конкуренции рыночным силам. 2. Государственное вмешательство, по мере его необходимости, должно способствовать созданию стабильного международного правового регулирования, предусматривать справедливое распределение дефицитных ресурсов и защищать общественные интересы. Такое вмешательство может осуществляться только там, где оно необходимо, и при этом оно должно быть ясным, прозрачным, объективным, недискриминационным, соразмерным, гибким и технологически нейтральным. 3. Электронная торговля по своей природе имеет глобальный характер. Государственная политика, касающаяся электронной торговли, должна быть скоординированной и согласованной на международном уровне, а также должна создавать благоприятные условия для международного сотрудничества, основанного на принципах добровольности и консенсуса, с целью ее стандартизации. 4. Налогообложение сделок, осуществляемых в рамках электронной торговли, должно быть нейтральным по сравнению со сделками, осуществляемых без использования электронных средств. Налогообложение электронной торговли должно соответствовать установившимся международно принятым обычаям и должно осуществляться с наименьшими затратами. С учетом четырех вышеизложенных принципов следующим шагом для России должно стать изучение действующих налогов и схем налогообложения в той мере, в какой это касается электронной торговли. Далее приводятся сведения о различных видах налогов и некоторые предложения относительно возможных мер. 4.5.1 Налог на прибыль Внутренние аспекты: Характеристика доходов Исключительно с точки зрения национального законодательства проблем с налогообложением электронной торговли не так уж и много. Если и покупатель и продавец находятся в России, то согласно действующим правилам налогообложения легко определяется сумма дохода и прибыли, полученных и облагаемых налогом. Одним из более сложных вопросов является вопрос классификации некоторых сделок, заключаемых в процессе электронной торговли, в тех случаях, когда порядок налогообложения зависит от такой классификации. Например, так как многие сделки, заключаемые в рамках электронной торговли, касаются продажи товаров, традиционных услуг или идентифицируемого программного обеспечения, передаваемого через Интернет, новые страницы сети разрабатываются с учетом взимания с потребителей платы уже за доступ к информации. Учитывая, что большая часть российской системы налогообложения основана на налогообложении "товаров, работ или услуг", данный вопрос вряд ли вызовет какие-либо существенные проблемы. Реклама Значительная часть направления "предприятие - потребитель" в Интернете основана на доходах от рекламы. Ввиду того, что большинство физических лиц, имеющих доступ в Интернет просто "просматривают" сеть или "путешествуют" по ней, при этом фактически не делая через Интернет каких-либо покупок, многие популярные страницы сети выживают только за счет рекламы. Как правило такая реклама дается в форме размещаемых на них рекламных "баннеров". Тем не менее, в России существует еще одна проблема, характерная только для Интернет- экономики. Действующие ограничения на вычет расходов на рекламу и дополнительное налогообложение рекламы в России может значительно затруднить развитие некоторых потенциальных направлений деятельности. Так как в настоящее время российское правительство пересматривает эти нормы на основе предложений делового сообщества, в круг рассматриваемых вопросов необходимо включить и данную проблему. Международные аспекты: Международные аспекты налога на прибыль являются еще более актуальными. Электронная торговля, в силу своего глобального характера, фактически во многом игнорирует государственные границы. Соответственно, возникает ряд вопросов, на которые следует обратить внимание применительно к проблеме защиты и увеличения российской базы налогообложения. Постоянные представительства Одним из наиболее важных вопросов является о том, будет ли в России взиматься налог на прибыль с иностранных компаний, занимающихся продажей товаров, работ или услуг в России через Интернет. Исходя из принципов российского законодательства, в данной ситуации вряд ли будет взиматься налог на прибыль или налог с оборота. Далее следует вопрос: должны ли взиматься такие налоги? Как большинство других стран, Россия обращается к своим многочисленным международным договорам о налогообложении, когда ей требуется принять решение о том, подлежат или нет доходы юридического лица налогообложению, если они получены его постоянным представительством ("ПП"). Поскольку составленный ОЭСД Типовой договор о налогообложении не был ранее пересмотрен с учетом электронной торговли, то на основе большинства международных договоров о налогообложении, основанных на Типовом договоре, принять такое решение представляется трудным. В соответствии с согласованными принципами электронной торговли для получения ответа необходимо применить к электронной торговле существующие международные правила налогообложения. В настоящее время ОЭСД уделяет огромное внимание этому вопросу и выпустило первый проект комментариев в ноябре 1999 г. Целью этого документа является разъяснение Статьи 5 Типового договора о налогообложении применительно к электронным торговым сделкам, что не исключает возможности внесения незначительных изменений в формулировки. Основные положения комментариев, представленных в ноябрьском проекте, сводятся к следующему: · С целью определения существования ПУ необходимо проводить различие между компьютерным оборудованием, с одной стороны, и информацией и программным обеспечением, с другой стороны. Согласно документу только компьютерное оборудование может быть отнесено к фиксированному месту ведения хозяйственной деятельности. Информация и программное обеспечение не могут быть отнесены к фиксированному месту ведения хозяйственной деятельности, поскольку они не требуют наличия таких средств, как помещения, машины или оборудование. В качестве примера приводится сетевой сайт, который не может сам по себе являться фиксированным местом ведения хозяйственной деятельности, так как при этом не участвует материальное имущество. · В документе также указывается, что, если компания А осуществляет свою деятельность на сетевом сайте, находящемся на сервере компании Б, то компания А не рассматривается как лицо, имеющее ПП по месту нахождения сервера, поскольку сервер нельзя рассматривать как имущество, находящееся в ее распоряжении. · Используемое в электронной торговле оборудование может считаться фиксированным местом ведения хозяйственной деятельности, даже если персонал физически не находится в месте нахождения такого оборудования. · Использование оборудования в электронной торговле влечет за собой создание ПП, только если такое оборудование может быть привязано к фиксированному месту ведения хозяйственной деятельности в контексте Ст.5 (1) Типовой конвенции. · Интернет-провайдеры и компании, размещающие сетевые сайты других предприятий на своих серверах, обычно не считаются ПП-агентами таких предприятий. Однако, в документе допускается такая возможность "при очень необычных обстоятельствах". В частности, они не могут считаться зависимыми агентами, поскольку не имеют полномочий на заключение договоров от имени других предприятий, или независимыми агентами, поскольку они действуют в рамках обычной хозяйственной деятельности. ОЭСР утвердила первый проект комментариев и по мере необходимости будет разрабатывать новые комментарии. С учетом необходимости разъяснения некоторых неясных положений, международная общественность уверена в том, что ОЭСР проводит надлежащую работу в рамках разработанного ею типового договора. В той же мере, в которой налогообложение традиционных международных сделок регулируется соответствующими договорами, налогообложение электронных сделок должно осуществляться повсеместно на последовательной основе, позволяющей свести к минимуму преимущества тех или иных стран или избежать двойного налогообложения. России следует взять на вооружение рекомендации ОЭСР по ПП, которые будут окончательно разработаны в конце этого года. Характеристика дохода Как указывалось ранее, электронная торговля создает совершенно новый ассортимент "продукции", который продолжает расширяться и не всегда подлежит традиционной классификации. С точки зрения международного налогообложения наиболее сложная проблема возникает в тех случаях, когда платеж можно рассматривать как лицензионный платеж в отличие от покупки товаров или услуг. Многие электронные торговые сделки трудно отнести к тому или иному классу, например, регулярные платежи за использование информации или доступ к ней. Поскольку лицензионные платежи, как правило, облагаются налогом у источника, который в большинстве стран взимается с получателя платежа, то двойное налогообложение представляет собой существенную проблему. В странах ЕС налоги на лицензионные платежи практически отменены по сделкам, заключаемых на территории ЕС. Однако, вряд ли то же самое произойдет в ближайшем будущем в остальных странах мира, что создает возможность различного подхода к решению вопроса о налогообложении электронных торговых сделок в разных странах и, следовательно, возможность двойного налогообложения. Один специальный вопрос о классификации электронных сделок возник до начала обсуждения электронной торговли и получил некоторое разъяснение в 1992 г., когда ОЭСР предоставила свои комментарии по поводу налогообложения лицензионных платежей за использование программного обеспечения. ОЭСД изначально проводит различие между продажей программного обеспечения в рамках лицензии, предоставленной одному пользователю или ограниченному числу пользователей, с одной стороны, и продажей лицензии на копирование и распространение интеллектуальной собственности, к которой относится программное обеспечение, с другой стороны. Последний случай рассматривается как лицензионный платеж, в то время как первый считается сделкой купли- продажи, которая не должна облагаться налогом, взимаемым у источника дохода. Данный принцип может быть использован для классификации многочисленных видов электронных торговых сделок. При этом, России следует рассмотреть вопрос о внесении некоторых специальных дополнений в свои договоры об избежании двойного налогообложения, что уже было сделано рядом других стран. Возможность обмена между странами программным обеспечением без необычных затрат на уплату налогов имеет большое значение для развития сети Интернет в России, поскольку там имеется много опытных разработчиков компьютерных программ, которым для ведения успешной и прибыльной деятельности необходим доступ к глобальному рынку. ОЭСР продолжает изучать этот вопрос применительно к электронным торговым сделкам и надеется, что ее рекомендации будут приняты на вооружение мировым сообществом. Налоговый рай и трансфертное ценообразование Правительства многих стран выражают озабоченность в связи с созданием в некоторых странах фактически безналогового режима. Эта озабоченность объясняется тем, что поскольку компании имеют возможность осуществлять деятельность через Интернет в стране, которая является налоговым раем, и продавать товары или услуги другим странам без создания местных постоянных представительств, то даже те компании, которые фактически контролируются резидентами стран с налоговым режимом, могут избегать уплаты налогов на прибыль. Несмотря на то, что такая возможность, конечно, существует, в настоящее время уже приняты некоторые меры, позволяющие свести ее к минимуму. Первой и наиболее важной мерой для исключения возможности уклонения от уплаты налогов является определение ПП, как обсуждалось выше. Правила определения ПП, окончательно сформулированные ОЭСР, будут являться стандартом, который позволит разным странам сформировать свою собственную позицию и обеспечивать ее соответствие этому стандарту. Различие заключается в том, что большинство стран, считающихся налоговым раем, не заключало договоров об избежании двойного налогообложения с другими странами, а компании таких стран подчиняются законодательству стран, в которых они осуществляют деятельность. Ввиду того, что согласно правилам ОЭСР налоги должны распределяться на наиболее справедливой основе, для России и других стран будет целесообразно применять такие правила у себя. Независимо от того, осуществляет компания свою деятельность из налогового рая или нет, она облагается налогами, если подпадает под действие этих правил. Много других мер, применяемых к оффшорным компаниям, предусматривает фактическое учреждение компании и осуществление ею своей деятельности в небольшой стране, являющееся налоговом раем. Другим важным вопросом, который касается налогового рая, является предоставление прав на интеллектуальную собственность ("ИС") оффшорной компании. Обычное планирование, позволяющее владеть правами собственности на ИС в юрисдикции с невысокими налогами, предусматривает возможность исключения через выплату лицензионного платежа значительной части прибыли, относящейся к странам, в которых осуществляется деятельность. Однако, поскольку большинство стран, являющихся налоговым раем, не заключало договоров об освобождении от двойного налогообложения с другими странами, взимание с лицензионного платежа налога, удерживаемого у источника, является основным препятствием для создания такой структуры. Кроме того, правила трансфертного ценообразования должны регулировать разрешенный уровень лицензионного платежа. Если ИС создается в стране с правилами трансфертного ценообразования, соответствующий налог обычно взимается с продажи ИС при ее передаче в страну, являющуюся налоговым раем. В целом, заключение электронных торговых сделок в налоговом рае не представляет собой существенной повышенной опасности для налоговой системы России. Как указано в следующем разделе обсуждения, наиболее важным аспектом является защита косвенных налогов, на взимание которых не должно влиять создание оффшорной компании. 4.4.2 Косвенные налоги (НДС) Несмотря на неоспоримое значение для экономики налога на прибыль компаний, осуществляющих активную электронную торговлю, этот налог не может рассматриваться как механизм, имеющий наиболее значительный потенциал. Поскольку электронная торговля дает возможность доступа российских граждан к продукции и услугам поставщиков всего мира, существуют огромные возможности для взимания НДС с конечных потребителей. Поскольку российская система взимания НДС очень похожа на систему, принятую в ЕС, Россия должна быть особенно заинтересована в предложениях Европейской комиссии ("ЕК"). ЕК выступает за то, чтобы НДС взимался во всех странах только с потребителей. Такая система представляется целесообразной, ее поддерживают другие страны, не являющиеся участниками ЕС, а также ОЭСР, существует проблема в ее применении. В целом, операции типа "Предприятие-Предприятие" не вызывают проблем, поскольку существует надежный контроль выполнения большинства требований о регистрации хозяйственной деятельности для целей взимания НДС и самообложения налогом. Однако, взимание НДС с физических лиц при покупке ими товаров и услуг через Интернет представляет собой гораздо более сложную проблему, на которую сложно дать однозначный ответ. Одно из основных предложений ЕС заключается в том, чтобы потребовать от всех поставщиков, находящихся за пределами ЕС, зарегистрироваться для целей взимания НДС по крайней мере в одной стране-участнице ЕС. В таком случае, поставщик будет нести ответственность за удержание и уплату НДС в адрес ЕС со всех продаж на территории ЕС. ОЭСР и ЕС продолжают изучать этот вопрос и намерены принять глобальную программу действий. В основе предлагаемой ЕС системы лежат следующие основные принципы: · Отсутствие новых налогов применительно к электронным сделкам, корректировка существующих налогов; · Поставки через электронную сеть рассматриваются как поставки услуг для целей взимания НДС и не выходят за рамки НДС; · НДС взимается только с услуг, которые предоставляются на территории ЕС. НДС на производственные затраты подлежит удержанию; и · Поставки товаров и услуг должны облагаться налогом в одинаковом порядке, независимо от режима торговой сделки, осуществления поставки в системе реального времени или в автономном режиме, покупки товаров или услуг на территории ЕС или за его пределами. Вероятнее всего ЕС и ОЭСР достигнут договоренности по этим принципам. Россия сможет сохранить базу налогообложения и продолжать стимулировать развитие электронной торговли, если по окончании разработки законов, они будут соответствовать этим новым принципам. В настоящее время существуют проекты новых законов, которые касаются обложения НДС определенных видов товара, например, музыкальных произведений, которые можно легко приобрести на электронных носителях. По своей сути эти законы не существенно отличаются от уже принятых во многих странах законов. Однако, исполнение этих законов сопряжено с проблемами, для разрешения которых России следует присоединиться к другим странам. 4.4.3 Таможенные пошлины Как и в большинстве стран, при поставке товаров из другой страны в Россию, такие товары обычно облагаются таможенной пошлиной при их пересечении границы. Однако, Интернет и электронная торговля позволяют получать многие товары, такие как музыкальные произведения, книги и программное обеспечение в электронной форме. В настоящее время не существует какой-либо системы для взимания таможенных пошлин с товаров, поставленных в электронном виде, хотя при физической поставке такие товары облагаются таможенной пошлиной. Согласно российским законам пересечение товарами "электронной границы" регулируется таможенным законодательством; однако, не существует даже какой-либо методики для отслеживания такого вида импорта. В то же самое время, международное сообщество твердо стоит на той позиции, что новые налоги не должны вводиться применительно к электронным торговым сделкам. Как же логически объяснить тот факт, что одни и те же правительства и организации считают, что к электронной торговле должны применяться те же принципы, что и к неэлектронным сделкам? Правительство США выступало в качестве наиболее активного сторонника отмены таможенных пошлин и тарифов во всех странах. Многие другие страны, включая страны-члены ОЭСР и ВТО, присоединились к США в отношении того, что электронная торговля должна быть освобождена от новых форм налогообложения, в том числе, таможенных тарифов. Кроме того, сложилось единое мнение о том, что сокращение или отмена торговых тарифов будет только способствовать развитию международной торговли и выгоде для всех стран. Однако, существует противоположная точка зрения, которую разделяют в основном развивающиеся страны, которые считают, что их промышленности будет нанесен ущерб, если свободная торговля будет разрешена до того, как они станут конкурентоспособными на мировых рынках. Наиболее целесообразно для начала отменить таможенные пошлины на физические товары, которые могут быть также поставлены через Интернет бесплатно. Отслеживание электронной поставки таких товаров является чрезвычайно тяжелой и дорогостоящей процедурой, что, кроме того, противоречит сложившемуся единому мнению международного сообщества по этому вопросу. В то же время другие страны и деловые круги будут более благожелательно относиться к России в случае отмены ею тарифов на аналогичные физические товары. При наличии возможности выбора бестарифного способа поставки товаров вероятнее всего, что такие тарифы будут постепенно уменьшаться в любом случае. Кроме того, это такие действия склонили бы транснациональные компании рассмотреть возможность вложения средств в электронную торговлю на более широком международном уровне. ОЭСР, ВТО и ЕС продолжат изучение этого вопроса и, вероятно, выступят за дальнейшее уменьшение тарифов на все товары. Этот вопрос требует более конкретного подхода в каждой стране по сравнению с другими вопросами, относящимися к электронной торговле. Тем не менее, Россия имеет возможность проявить инициативу и снизить тарифы в соответствии с международными тенденциями. 4.4.4. Общие принципы налогообложения электронной торговли Налогообложение должно не препятствовать электронной торговле, а скорее служить созданию более благоприятного климата для ее развития. Многие ведущие страны и организации приняли следующие основные принципы налогообложения электронной торговли: · Налогообложение электронных торговых сделок должно носить нейтральный характер по сравнению с налогообложением аналогичных неэлектронных сделок. Оно не должно искажать торговлю или препятствовать ей. В налоговой системе не должно проводиться различие между разными видами торговли, равно как и создаваться стимулов для изменения характера сделок или места их осуществления. · Правительству не следует вводить или применять новых налогов к электронной торговле или иным формам сделок, заключаемым через Интернет. · Система налогообложения электронной торговли должна быть простой и прозрачной. Она должна охватывать большую часть соответствующих доходов, быть легкой для выполнения и сводить к минимуму трудоемкую систему учета и отчетности, а также расходы всех сторон. · Налогообложение электронной торговли должно соответствовать общепринятым международным принципам. Ввиду того, что большинство стран использует перечисленные выше принципы для разработки своих подходов к налогообложению электронной торговли, Россия может получить большие преимущества, если она будет следовать этим принципам в своей собственной политике. Общепризнанно, что электронная торговля носит глобальный характер. Следовательно, ее судьба зависит от единого подхода всех участников. Для получения вышеуказанных преимуществ, рекомендуется выполнить следующее действия: · Пересмотреть существующее законодательство о квалификации доходов с целью обеспечения справедливого и правильного отношения к электронной торговле. · Учитывать удержания на рекламную деятельность как нормальные хозяйственные расходы. · Пересмотреть Типовой договор о налогообложении ОЭСР применительно к электронной торговле и Постоянным представительствам (ПП). · Исключить двойное налогообложение программного обеспечения и лицензионных платежей, осуществляемых в рамках электронной торговли. · Продолжить взимание косвенных налогов (например, правил трансфертного ценообразования) для защиты от потери доходов в связи с использованием оффшорного налогового рая. · Присоединиться к странам ЕС для определения эффективного способа взимания НДС со сделок, осуществляемых или заключаемых российскими компаниями или потребителями за пределами России. · Рассмотреть возможность отмены таможенных пошлин на товары, которые могут быть импортированы/экспортированы как на физических, так и электронных носителях, например, музыкальные записи. · Отменить все потенциальные налоговые барьеры, которые препятствуют развитию электронной торговли, и заменить их налогами, стимулирующими ее рост. Глава 5. Техническая инфраструктура Безопасная и надежная связь с Интернетом - основное условие развития электронной торговли. Чем шире доступ к сети, тем больше перспективы роста и выгоды электронной торговли. Рассматривая телефонную и информационную сети как общегосударственную инфраструктуру, становится ясно, что государство играет определенную роль в ее развитии. Однако, эти сети весьма капиталоемки, и государство не может позволить себе такие вложения. Поэтому оно должно ограничить свое участие только деятельностью по обеспечению условий инвестирования другими лицами в развитие национальной сети Интернет. При наличии спроса поток средств в эту область возникнет естественным образом, как это произошло по всему миру, но только при отсутствии искусственных преград на его пути. Увеличение объема инвестиций в сетевую инфраструктуру означает не просто расширение возможностей связи, но и новые перспективы и конкуренцию, что приводит к снижению цен и более активному притоку новых групп населения к пользованию сетевыми ресурсами. Функционирование Интернета также связано с новыми технологиями, которые напрямую связаны с конкуренцией. В настоящее время российская индустрия связи регулируется множеством нормативов и находится под жестким контролем. В результате, монополисты рынка связи могут воспользоваться своим исключительным положением для ограничения развития и инвестирования. Например: · Аренда линий: Информационные сети многих сетевых провайдеров построены на линиях, арендованных у национальных телефонных компаний, зачастую государственных или занимающих монопольное положение. В отсутствие действенной конкуренции телефонные компании могут вводить искусственно завышенные цены на аренду линий и ограничения на их использование, что препятствует оказанию услуг сетевыми провайдерами. · Ценообразование применительно к использованию местных сетей: Чтобы попасть к своим подписчикам, сетевым провайдерам зачастую приходится приобретать услуги местных АТС у государственных и монопольных телефонных компаний. Такие услуги также нередко предлагаются по сильно завышенным расценкам, что приводит к росту стоимости информационных услуг для клиентов. Например, МГТС в Москве практически лишает независимых Интернет-провайдеров (ИП) возможности приобретать телефонные линии для оказания услуг. В то же время, ИП принадлежащий МГТС ("МТУ-Интел") за два года увеличил число своих линий до 1300 и стал крупнейшим в Москве. · Взаиморасчеты между операторами и обеспечение свободного доступа ко всем компонентам "последней мили": Сетевые провайдеры нуждаются в средствах связи с сетями действующих компаний связи, чтобы все пользователи сети могли беспрепятственно обмениваться информацией. Монопольные или доминирующие на рынке телефонные компании зачастую требуют оплачивать услуги по межсистемной связи между компаниями намного выше себестоимости, а также отказывают в предоставлении подобных услуг, ссылаясь на проблемы с объемом сети и потребности других провайдеров. · Соединение оборудования с сетью: Многие годы многие компании связи пользовались своим монопольным статусом в целях ограничения соединения средств связи с технологического оборудования с сетью. Даже после того, как монопольное положение было ими утрачено, используется обременительная политика "совместимости" для ограничения конкуренции, создавая затруднения для потребителей услуг связи. Все эти препятствия обусловили ограниченность доступа к Интернету и его высокую стоимость, что замедляет развитие и уменьшает выгоды всех видов электронной торговли. Таким образом, в сфере развития инфраструктуры правительство должно сосредоточить усилия на большей открытости отрасли для привлечения инвестиций и усиления конкуренции. Рекомендации: Существует множество известных рекомендаций по усилению конкуренции и привлечению инвестиций в области связи, которые касаются таких аспектов, как лицензирование, приватизация, регулирование, доступность информации, и т.д. Помимо этого, ниже приводятся рекомендации, которые затрагивают непосредственно вопросы развития Интернета и электронной торговли: · Запрет монопольным поставщикам услуг непосредственно предоставлять доступ к Интернету или владеть долями участия в компаниях Интернет-провайдерах. Указанное ограничение принудит их сконцентрировать внимание на осуществлении связи между сетями и местными линиями другим провайдерам на коммерческой основе. · Обеспечение на нормативном уровне "равных возможностей" доступа к межсетевой связи и местным сетям, принадлежащим монопольным компаниям связи. Такое регулирование должно предусматривать одинаковые для всех провайдеров права доступа к общественным сетям на одинаковых условиях. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Многие считают, что электронная торговля - ключевое направление экономического развития в 21 веке. Это, несомненно, верно и применительно к России, где в течение нескольких следующих лет продолжится стремительный рост электронной торговли. Нехватка обычных телефонных линий уже не будет сдерживать развития доступа к Интернету, поскольку для сетевого поиска будут использоваться совместные возможности беспроволочной связи и Интернет устройств личного пользования - все это превратит сетевой доступ в новое средство связи, такое же доступное и распространенное, как мобильные телефоны. Это, в свою очередь, откроет возможности по использованию Интернета даже перед самыми удаленными регионами России. Для России электронная торговля открывает только новые перспективы: улучшение качества российских систем связи, обмен информацией, рост многочисленных новых российских и международных предприятий - все это дает возможность ускорить развитие электронной торговли, что требует поддержки динамики электронной торговли и Интернета. Россия может получить множество преимуществ от устойчивого и здорового рынка электронной торговли: повсеместный рост предприятий местной экономики вне зависимости от форм собственности, доступ к экспортному рынку, рабочие места для квалифицированной рабочей силы, доступ к инвестиционному капиталу, а также увеличение налоговых поступлений от применения электронных платежей. Тем не менее, для того, чтобы воспользоваться всеми этими преимуществами, должны быть устранены барьеры на пути эффективного применения электронной торговли в России, должны быть разъяснены многие неясные вопросы, а также, что еще более важно, не должны создаваться новые препятствия. Для того, чтобы Россия могла максимально эффективно использовать достижения электронной торговли в бизнесе, инвестициях и торговле, российским органам власти необходимо: · Принять Закон об электронно-цифровой подписи без привязки к какой-либо конкретной технологии. Лицензирование электронных подписей должно быть добровольным и регулируемым самими участниками отрасли с целью стимулирования инноваций. По мере необходимости должны приниматься подзаконные акты, обеспечивающие функциональную равнозначность электронных сделок и подписей, с одной стороны, и оформленных на бумаге сделок и подписей, с другой стороны. Прежде всего общественность и деловое сообщество должны быть уверены в том, что электронные подписи будут признаваться законодательством и российскими органами власти. · Отменить или смягчить законы, подзаконные акты и инструкции, предусматривающие обязательное бумажное оформление для заключения или регистрации сделок. · Пересмотреть и уточнить порядок налогообложения осуществляемых через Интернет сделок, при этом не устанавливая новые налоги и не создавая новые неясности. Опубликовать все решения с тем, чтобы предприниматели четко осознавали свои обязанности и были уверены в надежности использования Интернета для электронной торговли. Налогообложение электронной торговли должно быть нейтральным по сравнению с налогообложением аналогичных сделок, осуществляемых без использования электронных средств. Налогообложение не должно затруднять или препятствовать торговле. Налоговая система не должна использовать дискриминационные нормы в отношении того или иного вида торговли, равно как и не должна создавать стимулов, способствующих изменению характера или места осуществления сделок. · Ослабить неэффективные и нереалистичные нормы и ограничения на использование средств кодировки на потребительском уровне. Эти ограничения только мешают конкурентоспособности разработчиков программного обеспечения в России и за рубежом, а также создают неуверенность со стороны потребителей. · Не допускать и устранять рыночные барьеры, которые подавляют инвестиции в техническую инфраструктуру, запрещая организациям связи, являющимися монополистами, иметь какое-либо отношение к Интернет- провайдерам. Такие правила "равноправной игры" дадут возможность провайдерам предоставлять услуги по межсетевой связи и локальной связи всем организациям, желающим приобрести открытый доступ в Интернет. В итоге увеличится конкуренция, будет упрощен доступ в Интернет, а цены за подсоединение к сети снизятся. · Избегать введения новых налогов, создания регулятивных органов, лицензий, регистраций или любых других действий, которые подрывают столь необходимую уверенность в целесообразности капиталовложений в Интернет и электронную торговлю. Ведущие зарубежные эксперты поддерживают необходимость стимулирования электронной торговли и устранения препятствий на пути ее роста; присоединившись к этой позиции, Россия может стать ключевым игроком мировой системы электронной торговли. Позднее влиться в этот процесс станет значительно труднее. Список используемых источников: 1. http://www.cnews.ru/comments/2001/03/16/content2.shtml 2. http://www.cnews.ru/comments/2001/04/05/content1.shtml 3. http://www.rbcnet.ru/publ/commerce/e-com-r.htm (по материалам доклада, подготовленного Американской Торговой Палатой в России при участии Торгово-Промышленной Палаты РФ) 4. http://www.libertarium.ru/libertarium/l_eldoc_ots1/ 5. http://www.zametki.ru/zo-b2c.html 6. http://www.internetbusiness.ru/about_ib/why.html 7. http://www.e-commerce.ru/analytics/reports/eshops_set.html 8. http://www.e-management.ru/e-com-theory.htm 9. http://www.utro.ru/articles/economics/2000/03/03/200003030110022526.shtml?200 0/03/03 10. http://www.rbcnet.ru/comm/tpv_news/1606001307/2.htm 11. Д. Кирсанов , Web-дизайн: «Символ», 1999 12. Computerworld Poccия — http://www.computerworld.ru/ 13. РОЦИТ — http://www.rocit.com/ 14. Б. Гейтс «Дорога в будущее», М.: Изд. Отд. «Русская Редакция», 1996 г. 15. В. В. Гуров «Интернет для бизнеса», М.: ООО «Электронинформ», 1997 г. 16. Журнал «iBusiness», №5(11), 2001 г. 17. Журнал «Мир Интернет», №2(29), 2001 г. 18. Федеральный закон от 04.07.96 №85-ФЗ «Об участии в мировом информационном обмене» 19. Internet-форум по вопросам развития электронной коммерции http://www.forum.net/ecommerce/ |
|
© 2007 |
|