РУБРИКИ |
Курсовая: Кредиты и денежно-кредитная политика Республики Беларусь |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Кредиты и денежно-кредитная политика Республики БеларусьКурсовая: Кредиты и денежно-кредитная политика Республики БеларусьПлан Введение 1. Кредит и кредитные отношения в рыночной экономике. 2. Кредитно-денежная политика и её влияние на экономическую динамику. 3. Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь: состояние проблемы и перспективы. 4. Заключение. 5. Список используемой литературы. Содержание Введение.............................3 1. Кредит и кредитные отношения в рыночной экономике......4 2. Кредитно-денежная политика и её влияние на экономическую динамику......12 3. Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь: состояние, проблемы и перспективы..................22 4. Заключение.........................33 5. Список используемой литературы.................35 Введение В ходе написания работы использовались такте методы как сравнение, детализация и синтез (обобщение), что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные инструменты кредитно-денежной политики, дать оценку кредитно- денежной политики проводимой в Республике Беларусь. Денежно-кредитная (монетарная) политика (ДКП) является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Осуществляет ДКП центральный банк. Процесс денежно-кредитного регулирования включает два этапа. На первом центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. На втором изменения данных параметров передаются в сферу производства. Соответственно различают промежуточные и конечные цели денежно-кредитной политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, относительно стабильный уровень цен, равновесие платёжного баланса страны. Известно, что достижение всех целей одновременно невозможно. Поэтому необходимо установить их иерархию. Приоритетной целью монетарной политики является стабилизация уровня цен в стране. Достичь заданных целей можно, только правильно выбрав промежуточные цели, ибо между ними существует тесная связь. В качестве последних могут выступать: объём денежной массы, уровень процентной ставки. Цели и средства, которыми государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание ДКП. Основными задачами ДКП являются: # обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчётов; # выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением; # воздействие на экономическую конъюнктуру путём изменения находящихся в обращении денег. 1.Кредит и кредитные отношения в рыночной экономике. Понятие кредитной системы и её структуры. Движение денег обслуживает кредитная система. Кредитная система-это совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств. Особое место в кредитной системе занимает ЦБ. Главная задача ЦБ- управление эмиссионной, кредитной и расчётной деятельностью. Их основными функциями являются: разработка и реализация денежно-кредитной политики; эмиссия и изъятие из обращения денег; хранение золотовалютных резервов страны; выполнение кредитных и расчётных операций для правительства; оказание разнообразных услуг коммерческим банкам(КБ) и другим кредитно-финансовым учреждениям. Деятельность ЦБ, равно как и КБ, отражается в их балансах, которые включают два раздела: активы и пассивы. Коммерческие банки являются основой кредитной системы. Они обеспечивают аккумуляцию временно свободных средств в стране и передачу их бизнесу на условиях возвратности, платности. Благодаря КБ облегчается перелив капитала между странами, отраслями, фирмами; они способствуют ускорению оборота денег и сокращению издержек обращения. Именно через коммерческие банки ЦБ реализуют денежно0кредитную политику, являющуюся одним из основных инструментов государственного регулирования экономики. Они организованы в основном в форме акционерных обществ, но могут быть и частными, государственными предприятиями. Коммерческие банки могут быть как универсальными, так и специализированными. Универсальные выполняют все банковские операции для своих клиентов. Специализированные банки либо обслуживают определённую отрасль, сферу хозяйствования, группу клиентов, либо выполняют небольшое число операций. Коммерческие банки выполняют следующие функции: приём и хранение депозитов вкладчиков; выдача средств со счетов и выполнение перечислений; размещение аккумулированных денежных средств путём выдачи ссуд, покупки ценных бумаг. Соответственно операции банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств), активные(размещение средств) и посреднические(выполнение операций по поручению клиентов. Коммерческие банки могут действовать независимо, а могут объединяться в банковские группы, картели, концерны, консорциумы. В кредитную систему входят и специализированные кредитно-финансовые (небанковские) институты. Они функционируют в относительно узких сферах рынка ссудного капитала, выполняют небольшое число операций и как бы дополняют деятельность коммерческих банков. К специализированным кредитно-финансовым институтам относят сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные, лизинговые компании и т.д. Сберегательные учреждения представлены взаимно- сберегательными банками, ссудно-сберегательными ассоциациями и кредитными союзами. Взаимно-сберегательные банки привлекают мелкие вклады на срок. Аккумулированные средства в основном используются для предоставления ссуд под залог жилых строений, покупки государственных ценных бумаг, муниципальных облигаций. Ссудно-сберегательные ассоциации привлекают средства путём открытия сберегательных счетов и используют их для предоставления целевых кредитов под залог недвижимости, покупки ценных бумаг. Кредитные союзы представляют собой кооперативы, организованные группой частных лиц, профсоюзами, религиозными организациями. Их капитал формируется путём продажи особого рода акций, по которым выплачивается процент. Привлечённые средства используются для предоставления краткосрочных потребительских и индивидуальных ссуд своим членам. Важнейшими из небанковских кредитных учреждений являются страховые компании. Их денежные средства формируются за счёт взносов за страхование жизни, имущества; выплат на медицинское страхование и т.д. Пенсионные фонды аккумулируют средства, предназначенные для пенсионного обеспечения и отчисляемые предпринимателями и наёмными работниками. Инвестиционные компании (фонды) специализируются на привлечении свободных денежных средств путём выпуска собственных акций. Инвестиционные компании бывают закрытого и открытого типа. Первые обычно выпускают крупный фиксированный пакет акций, которые приобретаются инвесторами и не могут быть возвращены обратно. Особенность вторых в том, что их акции можно вернуть в любое время. Наибольшее распространение получили компании открытого типа. Лизинговыми называются компании, предоставляющие в долгосрочную аренду технические средства: сложное оборудование, суда, самолёты и т.д Сущность, функции и формы кредита. Рынок банковского кредита. Сущность и функции кредита. Деньги могут не только продаваться-покупаться на денежном рынке, но и предоставляться во временное пользование. Система экономических отношений, возникающих в процессе предоставления денежных или материальных средств во временное пользование на условиях возвратности и, как правило, платности, называется кредитом. Юридическое (физическое) лицо, предоставляющее ссуду, называют кредитором, а берущее её, - заёмщиком. Необходимость кредита обусловлена тем, что у одних экономических субъектов появляются временно свободные денежные средства, а другим они требуются. В рыночной экономике основными поставщиками денежных средств являются домохозяйства (личный сектор), а потребителями – бизнес. Их взаимодействие осуществляется через посредников: коммерческие банки, инвестиционные компании, страховые общества, брокерские конторы и т.д. Именно они аккумулируют свободные финансовые средства и размещают их среди потребителей ссудного капитала. Кредит выполняет следующие основные функции: перераспределительную (посредством кредита денежные, материальные ресурсы перераспределяются на условиях последующего возврата между предприятиями, отраслями, регионами страны); замещения наличных денег кредитными деньгами и операциями (безналичный расчёт). Эти функции определяют роль кредита в процессе воспроизводства. Кредит ускоряет развитие производства, повышает его эффективность, обеспечивает непрерывность. В рыночной экономике кредитные ресурсы направляются прежде всего в наиболее прибыльные, быстрорастущие отрасли экономики, используются для расширения производства, внедрения новой техники, передовых технологий, Кредит позволяет ускорить оборот средств предприятий, является важнейшим источником формирования их основных и оборотных средств. Замещение наличных денег кредитными снижает затраты на организацию денежного обращения в стране, ускоряет оборачиваемость денежных средств, упрощает расчеты между хозяйствующими субъектами. Формы кредита. Развитие кредитных отношений привело к появлению различных форм и видов кредита. Их можно классифицировать по ряду признаков. По составу кредиторов и заёмщиков выделяют следующие основные формы кредита: банковский, коммерческий, государственный, потребительский, международный, лизинг-кредит. Банковский кредит предоставляется в основном коммерческими банками в виде денежных ссуд предпринимателям, населению. Кредитование осуществляется за счет собственного капитала банка; привлеченных денежных средств населения, субъектов хозяйствования; ссуд, полученных в других коммерческих банках, центральном банке. При предоставлении ссуды банк заключает договор с каждым заёмщиком. За нарушение его условий обе стороны кредитной сделки несут ответственность. Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа. При получении кредита заёмщик выдает кредитору вексель. Коммерческий кредит менее распространен , чем банковский, так как сфера применения ограничена, поскольку он обслуживает только обращение товаров. Государственный кредит имеет место, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами – банки, население, предприятия. Для заимствования необходимых денежных средств государство выпускает и продает ценные бумаги: казначейские векселя, облигации. Покупая их, субъекты хозяйствования, население кредитуют государство. В зависимости от эмитента ценных бумаг государственный кредит делится на централизованный и децентрализованный. Первый имеет место тогда, когда заемщиком является правительство, второй – местные органы власти. Потребительский кредит в основном связан с предоставлением населению ссуд на приобретение товаров длительного пользования. Такие ссуды погашаются в рассрочку, по частям. К потребительскому относится и кредит ломбардов. Он выдается под залог движимого имущества, включая драгоценные камни и металлы, сроком до трех месяцев в размере от 50 до 80 % стоимости закладываемого имущества. Если ссуда не погашается в срок, вещи, сданные в ломбард, продаются, а вырученные средства идут на покрытие долга. Лизинг-кредит – это предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств и так далее при сохранении права собственности на них за арендодателем. Он делится на финансовый и оперативный. При финансовом технические средства предоставляются на весь срок их амортизации. При оперативном срок соглашения короче срока службы средств производства. Международный кредит представляет собой кредит, выдаваемый государствами; международными кредитно-финансовыми институтами, частными фирмами в процессе международного экономического сотрудничества. Он имеет в основном денежную форму, хотя может предоставляться и в товарной. Кредиты, выдаваемые в денежной форме и имеющие долгосрочный характер, получили название внешних займов. Международный коммерческий кредит часто выступает в виде фирменного кредита, когда фирма-экспортер одной страны предоставляет импортеру другой страны отсрочку платежа. Кредитный рынок и его виды. Основная форма кредита –это банковский кредит. Как заёмщики, так и кредиторы действуют на кредитном рынке. Это рынок, на котором формируются спрос и предложение на свободные деньги, предоставляемые в ссуду. Субъекты кредитного рынка- государство, центральный банк, коммерческие банки данной страны, зарубежные банки, другие финансовые институты, физические лица и т.д. Объектом купли- продажи являются деньги, предоставляемые на определённый срок. В зависимости от субъектов, которые действуют на рынке, и той роли, которую они выполняют, можно выделить следующие сегменты банковского кредитного рынка: а) межбанковский кредитный рынок; б) рынок кредитов, предоставляемых коммерческими банками; в) рынок международного кредита. Рассмотрим их подробнее. Межбанковский кредитный рынок- это рынок, на котором банки предоставляют ссуды друг другу. Он выполняет задачу поддержания ликвидности банковской системы путём обеспечения её необходимыми ресурсами. Под ликвидностью понимается способность банков своевременно погашать свои обязательства в денежной форме. Она зависит от объёма имеющихся ресурсов, структуры депозитов, возможности получить заем, экономической конъюнктуры. Источниками ресурсов межбанковского рынка являются межбанковские депотизы, которые банки хранят на корреспондентских счетах друг друга и в центральном банке. Особенностью рынка является то, что предоставляются краткосрочные ссуды. Межбанковский рынок делится на рынок кредитов центрального банка и рынок межбанковских ссуд. Центральный банк, предоставляя кредиты коммерческим банкам, взимает с заёмщика определённый процент. Норма этого процента называется учётной ставкой (дисконтом). Коммерческие банки прибегают к займам в двух случаях. Во-первых, для пополнения обязательных резервов, если по каким-то причинам они стали меньше требуемого уровня. При этом коммерческий банк делает выбор в пользу центрального в том случае, если учётная ставка центрального банка ниже ставки процента на межбанковском рынке или если его возможности в получении займов у других банков ограничены. Во-вторых, в том случае, когда на денежные средства, взятые в центральном банке, коммерческий банк может получить прибыль.Это будет возможно, если разница между учётной ставкой и ставкой ссудного процента будет достаточно велика.Она должна покрыть все издержки банка на получение ссуды в центральном, оправдать риск, связанный с возможным невозвращением предоставленной экономическим субъектам ссуды, принести прибыль. Следует отметить, что центральный банк далеко не всегда удовлетворяет заявки на ссуды. Он учитывает, как часто коммерческий банк обращался к нему, его финансовое положение, ограничивает объём предоставляемых средств. для какой цели нужна ссуда и так далее,т.е. центральный банк ограничивает объём предоставляемых средств. Рефинансирование коммерческих банков центральным происходит на рыночной основе, в России, например, путём проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного кредита и переучёта векселей. К участию в кредитных аукционах допускаются только финансово устойчивые банки. Кредитные ресурсы центрального банка на них покупаются на коммерческой основе по цене, определяемой спросом и предложением. Покупателями могут быть только российские коммерческие банки. Ломбардный кредит предоставляется под залогом ценных бумаг (в основном государственных). Он выдаётся на определённый срок и правом его получения обладают только банки, которые отвечают определённым требованиям Центрального банка РФ. Центральный банк может рефинансировать коммерческие банки и путём переучёта векселей предприятий. Сначала вексель учитывает коммерческий банк, предоставляя векселедержателю взамен векселя определённую сумму денег. Затем коммерческий банк предъявляет этот вексель центральному банку. Последний покупает (переучитывает) этот вексель на условиях его обратного выкупа через конкретное время, взимая определённый процент. В странах с переходной экономикой центральный банк также предоставляет коммерческим банкам целевые централизованные кредиты, которые те используют для выдачи ссуд сельскому хозяйству, на жилищное строительство и т.д. Такие кредиты по существу являются государственными дотациями, и, как правило, значительная часть их не возвращается, что негативно сказывается на ликвидности банков. Объём целевых кредитов постоянно сокращается. В некоторых странах СНГ центральные банки до сих пор финансируют значительную долю бюджетного дефицита, выдавая напрямую кредиты правительству или покупая государственные ценные бумаги и тем самым стимулируя инфляцию. На рынке межбанковских ссуд в отношения друг с другом вступают коммерческие банки. Они обращаются на этот рынок по следующим причинам: одни из них нуждаются в кредитах других банков, чтобы поддержать свою ликвидность на соответствующем уровне или, используя разниницу в уровне процентных ставок на разные финансовые активы, получить доход; другие стремятся разместить свободные денежные ресурсы с целью получения ссудного процента. Прямое межбанковское кредитование может осуществляться разными способами. Например, путём торговли депозитами, хранящимися на счетах центрального банка. Стоимость ккедитов определяют ставки межбанковского рынка. Главным сегментом кредитного банка является рынок, на котором в качестве кредитов выступают коммерческие банки, а в качестве заёмщиков как юридическое, так и физические лица. По заёмщикам кредит, представляемый коммерческими банками, делится на производственный и потребительский. Производственный - это кредит, который обеспечивает финансирование производственных инвестиций. Он позволяет предприятиям увеличивать оборотные средства, расширять производство товаров и услуг, проводить реструктуризацию. Сюда же относятся и кредиты, выдаваемые и на жилищное строительство. 2.Кредитно-денежная политика и её влияние на экономическую динамику. Инструменты денежно-кредитной политики. Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Существуют различные их классификации. Прежде всего, они делятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определённых форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. Выделяют также косвенные (экономические) методы регулирования и прямые(административные). Основными инструментами ДКП являются: изменение учётной ставки; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке. Изменение учётной ставки – старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определённых обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставление средств центральный банк взимает с заёмщика определённый процент. Норма такого процента называется учётной ставкой (дисконтом). Таким образом, учётная ставка- это «цена» дополнительных резервов, которые ЦБ предоставляет коммерческим. ЦБ имеет право изменять её, регулируя тем самым предложение денег в стране. При понижении учётной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, ЦБ увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заёмщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у ЦБ средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведёт к снижению ставки ссудного процента, т.е. процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства. При повышении учётной ставки происходит обратный процесс. Оно ведёт к сокращению спроса на ссуды ЦБ, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. «Дорогой» кредит предприниматели берут меньше, а значит, и меньше средств вкладывается в развитие производства. Считалось, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объёмом денежной массы и кредитом. Инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объёмы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. Однако кризис 1929-1933гг. показал, что обязательные резервы в этой роли оказались неэффективны. Для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательное резервирование является теперь одним из инструментов ДКП. Центральные банки могут применять его как ко всем институтам кредитно- финансовой системы, так и выборочно. Например, в США до 1980г. требование обязательных резервов касалось только банков, являющихся членами Федеральной резервной системы. В настоящее время резервирование обязательно как для всех коммерческих банков, так и для других депозитных институтов. Центральные банки обычно устанавливают целый ряд норм обязательных резервов. В качестве критерия их дифференциации может быть выбран состав банковских резервов. Так, если целью является рост сбережений населения, то ЦБ может установить более низкие нормы для срочных депозитов и более высокие для депозитов до востребования. Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно ведёт, во- первых, к изменению величины денежной базы, а во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путём кредитования. В период инфляции центральный банк может повысить резервную норму. В ответ на это коммерческие банки, во-первых, могут оставить обязательные резервы прежними и, соответственно, уменьшить выдачу ссуд, что приведёт к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить свои обязательные резервы и соответствии с требованиями центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы их найти, банки будут продавать ценные бумаги, потребуют возвращения просроченных, выданных до востребования ссуд. Покупатели ценных бумаг, заёмщики, чьи ссуды будут истребованы, используют свои депозиты в банках, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс, распространяясь на всю банковскую систему, будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Обычно банки в ответ на повышение нормы резервов одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд. Понижение резервной нормы центральным банком переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путём кредитования, а значит, и предложение денег в стране. При использовании данного инструмента ДКП следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объёме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Следует отметить, что в развитых странах к изменению резервных норм как способу регулирования денежной массы прибегают всё реже. Наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые ЦБ использует в качестве оперативного средства регулирования. Основным условием их применения является наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке- продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам, населению. При этом объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке ЦБ воздействует, прежде всего на величину денежной базы. При необходимости увеличить предложение денег ЦБ начинает покупать ценные бумаги. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает на сумму покупок резервы коммерческих банков на своих счетах. Это приводит к росту денежной базы на соответствующую величину. Появившиеся избыточные резервы коммерческий банк может использовать для выдачи ссуд и создания дополнительных денег. ЦБ может купить у коммерческих ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе(операции РЕПО). В этом случае при покупке ценных бумаг на определённый срок банковские резервы увеличиваются, но как только коммерческий банк выкупает свои бумаги- резервы уменьшаются. Следовательно, операции РЕПО позволяют осуществлять кратковременные, незначительные изменения денежной базы. Покупку государственных ценных бумаг у населения ЦБ оплачивает чеками на себя. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а они предъявляют их к оплате центральному. Последний оплачивает чеки путём увеличения резервов коммерческих банков. Особенностью данного инструмента является то, что одновременно увеличиваются как резервы коммерческих банков на счетах центрального, так и их текущие счета, что сопровождается ростом денежного предложения. Если необходимо сократить денежную массу, ЦБ продаёт государственные ценные бумаги коммерческим банкам, населению. Покупку ценных бумаг коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний, принимая чеки, уменьшает на соответствующую сумму резервы банков и денежную базу. Это также ведёт к снижению способности банков создавать деньги. Население, покупая ценные бумаги у ЦБ, выписывает чеки на свои счета в коммерческих банках. ЦБ, принимая чеки, уменьшает на сумму покупок резервы коммерческих банков, сокращая тем самым объём денежной базы и предложения денег. Операции на открытом рынке стали решающим инструментом денежно-кредитного регулирования по следующим причинам: во-первых, проводя их, ЦБ не зависит от коммерческих; во-вторых, государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в разных количествах, а значит, и в различной степени влиять на предложение денег. Для воздействия на денежную массу может быть использован и такой инструмент ДКП, как покупка-продажа центральным банком иностранной валюты. Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке, влияют прежде всего на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, ЦБ увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведёт к уменьшению денежной базы и предложения денег. Наряду с косвенными методами денежно-кредитного регулирования существуют и прямые методы. В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов. Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться путём определения величины ссудного процента или его предельного значения, процентной ставки по депозитам и сберегательным вкладам. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии(кредитного потолок). Общие(совокупные) кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским сектором. Для всех коммерческих банков устанавливаются одинаковые ограничения для темпов или объёмов роста кредита. В некоторых случаях ограничивается кредит только для определённых секторов экономики. Выборочный кредитный контроль ещё называют селективным. К селективным методам денежно-кредитного регулирования можно отнести также установление предельных лимитов по учёту векселей для отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль за ипотечным кредитом и т.д. Следует отметить, что ЦБ, регулируя денежное предложение, использует одновременно совокупность инструментов. Виды денежно- кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики различаются в зависимости от того, какие цели ставит перед собой ЦБ. Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что ЦБ должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определённых целей, так как каждой ставке процента соответствует определённая величина денежной массы, и наоборот. Поэтому ЦБ должен определить, что он будет контролировать- ставку процента или объём денежной массы. Существуют разные точки зрения по этому поводу. Дж.М.Кейнс, разработавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал. Что передаточный механизм денежно- кредитной политики следующий: # ЦБ изменяет резервы коммерческих банков, влияя тем самым в необходимом направлении на предложение денег; # изменения в предложении денег вызывают понижение или повышение ставки процента; # изменения процентной ставки приводят к расширению или сокращению плановых инвестиций; # изменения плановых инвестиций в свою очередь повышают или понижают уровень номинального национального дохода. Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку. Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно- кредитной политики короче. Она влияет на экономику следующим образом: # ЦБ изменяет резервы коммерческих банков воздействуя на предложение денег, увеличивая или сокращая его; # изменения денежного предложения вызывают расширение или сокращение совокупного спроса; # изменения совокупного спроса приводят к увеличению или к уменьшению уровня национального дохода. Следовательно, монетаристы доказывали, что ЦБ должен регулировать предложение денег. Рассмотрим, как осуществляется выбор промежуточной цели денежно-кредитного регулирования, каковы его последствия. Предположим, что ЦБ избирает фиксацию ставки процента на уровне i0(гибкая денежно-кредитная политика). Он стремится удержать её, изменяя предложение денег. По мере её роста будут сокращаться избыточные резервы и увеличиваться денежный мультипликатор, что обусловит рост предложения денег. Если к тому же процентная ставка межбанковского рынка станет выше учётной, то возрастёт заимствование средств коммерческими банками через «учётное окно», что расширит возможность создания ими новых денег. Чтобы предложение денег осталось прежним-M0/P, ЦБ должен предпринять определённые меры. Он может компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой уровня учётной ставки. При сокращении спроса на деньги и снижении ставки процента всё происходит в обратном порядке. Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег центральный банк не в состоянии, так как он не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, ЦБ проводит эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что ЦБ допускает определённое расширение денежной массы, контролируя темпы её роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя её по мере надобности. Типы денежно-кредитной политики. Различают типы денежно-кредитной политики в зависимости от её конечных целей. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции).Она направлена на сокращение предложения денег путём ужесточения условий и ограничения объёма кредитных операций коммерческих банков. ЦБ, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учётную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, ЦБ использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объём потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешёвых денег» (экспансионистская денежно кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого ЦБ покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учётную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам. ЦБ выбирает тот или иной тип и вид денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во- первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определённое время; во-вторых, денежно- кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. Создание банками денег. Банки путём кредитования способны создавать новые деньги. Как это происходит. Коммерческий банк или другое кредитное учреждение должно иметь установленные законом обязательные резервы. Их размер определяет ЦБ: он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в ЦБ, либо в виде кассовой наличности. Этот процент называется резервной нормой. Остальные денежные средства банк может использовать для приращения денег. Процесс создания банками денег рассмотрим при следующих упрощениях: норма обязательных резервов одинакова для всех банков и равна 10%; в балансовых отчётах банка отражаются только изменения; избыточные резервы(они равны разнице между общими и обязательными резервами банка) банки используют для выдачи ссуды одному лицу. Предположим, что человек вложил в банк А 1000 дол. Тогда балансовый отчёт банка, в котором по условию отражаются только изменения, будет иметь следующий вид:
Банк ААктивы Пассивы Резервы +1000 дол. Депозиты+1000 дол. Фактические резервы банка А составляют 1000 дол., обязательные –10%, или 100 дол. Избыточные резервы равны 900 дол. (1000-100). Банк А имеет право отдать в ссуду 900 дол. Допустим, он дал в заём эти деньги некоему хозяйствующему субъекту. Теперь его балансовый отчёт будет иметь вид:
Банк ААктивыПассивы Обязательные резервы + 100дол. Депозиты+1000 дол.
Ссуда + 900дол.Таким образом, на счету банка А значатся депозиты в сумме 1000 дол. и ссуда в 900дол. Следовательно, банк А создал 900дол. дополнительных кредитных денег. Допустим, хозяйствующий субъект использовал полученную ссуду в 900 дол. для оплаты купленного сырья. Поставщики сырья переведут полученные деньги (наличные или чек) на свой счёт в банке Б. Этот банк, получив вклад в размере 900 дол., тоже оставит резерв в 10%, а остальные деньги отдаст в ссуду. Его балансовый отчёт будет таким:
Банк БАктивыПассивы Обязательные резервы + 90 дол. Депозиты+900 дол.
Ссуда + 810дол.Банк Б создаёт дополнительные деньги-810 дол. Получив эту ссуду, другой хозяйствующий субъект может истратить её, заплатив третьим лицам за товары или услуги. Последние полученные деньги положат в банк В. Балансовый отчёт банка В будет: Банк В
Активы ПассивыОбязательные резервы + 81 дол. Депозиты+810 дол.
Ссуда + 729 дол.Процесс этот будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма вклада не будет использована в качестве обязательных резервов. Теоретически при норме резервов в 10% каждый 1дол., вложенный в банк, приведёт к созданию 10 дол. И наоборот, каждый изъятый из банка 1 дол. приведёт к сокращению денежной массы на 10 дол., т.е. имеет место эффект мультипликации. Денежный мультипликатор m можно определить по формуле m=1/R, где R- резервная норма; m- максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано 1 дол. при данной величине R. Объём средств на резервных счетах кредитно-финансовых институтов является основным объектом денежно- кредитного регулирования. Изменяя его с помощью инструментов денежно – кредитной политики, можно влиять на предложение денег с целью увеличения совокупного объёма производства, стабилизации уровня цен и повышения уровня занятости. 3. Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь: состояние, проблемы и перспективы. Кредитно –денежная политика ЦБ. Обратимся теперь к деятельности ЦБ и выясним, какими способами он регулирует денежную массу. В его распоряжении имеются инструменты прямого действия (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение ставки центрального кредита и нормы резервов). Все инструменты воздействуют на резервы банков и тем самым на норму процента и предложение денег. Операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг (операции на открытом рынке). Желая воздействовать на долгосрочную норму процента, ЦБ регулирует краткосрочную норму процента путём купли-продажи краткосрочных облигаций на рынке. Одновременно изменяется предложение денег. Рассмотрим, как это происходит. ЦБ постоянно находится в контакте с правительством, время от времени давая ему в займы, поэтому он всегда располагает объёмным портфелем государственных облигаций и вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. В частности, пойти на куплю-продажу государственных облигаций, превратив такие операции в метод регулирования денежной массы. Подчеркнём, что делается это вне зависимости от состояния государственного бюджета, от того, есть там дефицит или нет. В любом варианте ЦБ ведёт свою самостоятельную линию, выступая на рынке ценных бумаг в роли то продавца, то покупателя государственных облигаций. Предположим, что ЦБ надо увеличить количество денег в обращении. Тогда он, появляясь на рынке ценных бумаг, начинает скупать государственные краткосрочные облигации. Коммерческие банки, имея в своих активах ценные бумаги правительства, продают их на выгодных для себя условиях. Через некоторое время деньги, полученные от продажи облигаций, поступят в коммерческие банки в виде чековых вкладов, или депозитов. При этом часть средств, пропорциональная установленной норме резервов, в обязательном порядке пополнит резервы банка, а остальные могут быть использованы для активных операций, например предоставления кредитов. Таким образом, любые изменения активов банка, связанные с куплей-продажей облигаций, неизбежно затрагивают резервы банка, увеличивая или уменьшая их пропорционально норме резервов. Регулируя резервы коммерческих банков, ЦБ контролирует сумму текущих вкладов или банковских денег, которые они могут создавать. Эти новые денежные средства, пройдя через банковскую систему, умножаются в МБ раз: МБ=1/N, где N- норма резервов; МБ-мультипликатор предложения денег. Увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, а более дешёвый кредит повышает инвестиционный спрос, способствует расширению производства и занятости. Итак, ЦБ, покупая государственные краткосрочные облигации, увеличивает предложение денег в обращении. Именно так, кстати, поступает ФРС. Когда во второй половине 80-х годов инфляция в американской экономике пошла на убыль и наметился длительный подъём, ФРС поддерживала его массированными закупками государственных облигаций на рынке ценных бумаг. Оъёмы таких операций находились на уровне 20-30 млрд. дол. в год, тогда как масштабы продаж государственных долговых обязательств не превышали 2-4 млрд. дол.. События принимают иной оборот, когда ЦБ, противодействуя инфляции, старается умерить рост денежной массы.В этом случае он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств. Коммерческие банки покупают на выгодных для себя условиях государственные краткосрочные облигации, расплачиваяссь чеками на свой банк.Через некоторое время чеки будут предъявлены к оплате в данном банке.Выполняя свои финансовые обязательства, банк погасит долг, что равносильно уменьшению чековых вкладов и соответственно резервов. Уменьшение чековых вкладов, пройдя по всей банковской системе, вызовет сжатие денежной массы в МБ раз. В результате уменьшения предложения деньги станут дорогими , повысится норма процента, снизится инвестиционный спрос, сократится производство и занятость. Итак, продавая государственные краткосрочные облигации, центральный денег банк уменьшает предложение. Деньги, вырученные центральным банком при продаже облигаций, извлекаются из обращения. Здесь опять срабатывает фактор времени. Деньги, позаимствованные правительством в центральном банке, возвращались бы назад довольно медленно, в зависимости от ранее установленных сроков погашения государственных облигаций. Зато постоянное вмешательство на рынке ценных бумаг дает возможность центральному банку сравнительно быстро изымать деньги из обращения и тем самым оказывать действенное влияние на течение инфляционного процесса. Ставка центрального (межбанковского) кредита. Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем другим банкам. Используя этот инструмент кредитно-денежной политики, центральный банк действует не так активно, как в операциях на открытом рынке. Очевидно, что никто не может заставить коммерческий банк взять кредит у центрального банка или, напротив, не брать его. Можно лишь ожидать, что при снижении ставки центрального кредита желающих взять его будет больше, и наоборот. Известно, что после продажи государственных краткосрочных облигаций центральным банком норма процента повышается. Коммерческие банки, уменьшив свои резервы и архивы, будут стремиться взять кредит у центрального банка, если его ставка ниже рыночной. Получив кредит, коммерческие банки пополняют свои резервы и активы. Таким образом, чем ниже ставка центрального кредита, тем резервы коммерческих банков могут быть больше. Рост резервов и расширение финансовых возможностей для проведения активных операций увеличивают банковские деньги, снижают норму процента и далее все происходит по известному сценарию. Чтобы не допустить снижения нормы процента, центральный банк повысит ставку центрального кредита до уровня рыночной нормы процента. Желающих взять кредит заметно уменьшится. Центральный банк проводит политику повышения ставки центрального кредита, когда необходимо уменьшить предложение денег. Судя по мировому опыту, это является также эффективным средством борьбы с инфляцией. При этом достигаются несколько эффектов. Во-первых, некоторым коммерческим банкам дорогой кредит оказывается недоступен. Очевидно, чем меньше получателей займов из центрального банка, тем ниже скорость нарастания денежной массы в обращении. Во-вторых, если банк все-таки способен взять дорогой кредит, то он будет вынужден повысить эффективность своих операций, кредитовать только такие проекты, которые обеспечивают достаточно высокую прибыль. Иначе коммерческому банку б4удет трудно расплатиться с центральным банком. В-третьих, столкнувшись с повышением нормы процента, коммерческие банки, естественно, не захотят нести финансовые потери и постараются переложить их на своих клиентов. Тем самым вслед за ростом ставки центрального кредита обычно следует удорожание кредита, предоставляемого коммерческими банками. В таком случае сокращается спрос на деньги со стороны коммерческих банков, более медленно нарастает предложение денег. Вместе с тем антиинфляционные действия центрального банка неизбежно вызывают негативные эффекты на товарных рынках, в сфере производства. Известно, что чем выше ставка процента, тем меньше инвестиционный спрос, тем медленнее развивается народное хозяйство. Быстро поднимая ставку, центральный банк способен вместе с инфляцией подавить и сам инвестиционный процесс. Чтобы этого не случилось, государству надо заранее позаботиться о компенсации подобных эффектов, своевременно включить соответствующие амортизаторы. Например, когда кредит дорогой, ставка налога на прибыль должна снижаться, что позволит предприятиям направить на инвестиции большую часть прибыли, чем раньше. Возможен специальный кредит, предназначенный для уплаты налогов. Норма обязательных резервов. В соответствии с этой нормой рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем счете в центральном банке. В инфляционной ситуации, когда надо умерить рост денежной массы в обращении, центральный банк повышает норму обязательных резервов. Коммерческие банки, разморозив часть своих средств, превращают их в кредиты. Изменение нормы обязательных резервов влияет на величину мультипликатора предложения денег. Чем выше норма обязательных резервов, тем меньше мультипликатор предложения денег. При норме обязательных резервов, равной 20%, Мб=5, если норма обязательных резервов увеличится на 25%, то Мб=4. Следовательно, если на вход банковской системы поступит вклад, равный 10000 долл. , то теперь он приведет к росту банковских денег до 40000 долларов. При длительном использовании нормы обязательных резервов денежная эмиссия постепенно утрачивает экономическое значение. Действительно, чем дольше применяется этот способ регулирования, чем выше объемы ресурсов коммерческих банков, зарезервированных в центральном банке, тем меньше смысла в печатании новых денег и выпуске их в обращение. Для того чтобы увеличить денежную массу, центральному банку достаточно просто уменьшить норму резервов. Таковы регуляторы, используемые центральным банком для контроля над денежной массой. Используя операции на открытом рынке, наиболее сильно воздействующие на денежную массу, центральный банк непосредственно влияет на состояние денежного обращения. Изменяя ставку центрального кредита и норму обязательных резервов, центральный банк задает банковской системе определенную линию поведения, включает ее в решение народнохозяйственных проблем, прежде всего, инфляции, а значит, управляет ею. Методы кредитно-денежной политики ЦБ полностью отвечают требованиям, предъявляемым к методам государственного регулирования экономики. Так операции с государственными облигациями, изменение ставки центрального кредита и нормы резервов не разрушают денежный рынок и лишь косвенно воздействуют на него. Действительно, когда повышается ставка центрального кредита, коммерческий банк вправе брать или не брать деньги взаймы в ЦБ. Хотя норма обязательных резервов является более жестким инструментом, но и она не имеет ничего общего с административным контролем над процентными ставками в коммерческих банках, сроками кредитов и т.д. следовательно, методы регулирования денежной массы, которыми пользуется ЦБ, экономически оправданы. Без них государство не сможет выполнить одну из своих главных функций- снабжение экономики нужным количеством денег и обеспечение ее не инфляционного развития. ЦБ может эффективно выполнить свои функции, когда он независим от исполнительной власти и подчиняется одному только закону. Как показывает мировая практика, правительству никогда не хватает денег для реализации своих программ. Если ЦБ подчинен правительству, то оно всегда найдет причину для привлечения его денежных средств. Обычно поводом служит дефицит бюджета, для покрытия которого правительство навязывает ЦБ государственные облигации. Очевидно, что в этом случае ЦБ неизбежно превращается в придаток министерства финансов или иного госоргана, ответственного за состояние бюджета. При этом ЦБ фактически вынуждают изменять объем денежной массы вне зависимости от его долгосрочной денежной стратегии и краткосрочной денежной тактики. Приспособленная к нуждам правительства денежная политика уже не может препятствовать инфляции ,а, напротив, способствует ей. Вместе с тем ЦБ не должен быть безучастным наблюдателем, держаться в стороне от бюджетных проблем. Правительство , выступая в качестве заемщика, вправе рассчитывать на кредиты ЦБ. Будучи независимым и действуя строго в рамках закона, ЦБ может дать правительству кредит, определив его объем, сроки погашения и ставку процента. Тогда он сможет проводить долгосрочную денежную политику, ни при каких обстоятельствах не допуская накачивания в экономику излишней денежной массы. Конечно, ЦБ не должен выполнять не свойственные ему функции, например, кредитовать предприятия, ибо этими операциями занимаются коммерческие банки. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь. Объем рублевой денежной массы в обращении на 1 января 2003 года составил 1,99 трлн. руб. и увеличился к уровню к началу года на 59,6%, или 3,97% в среднем за месяц, тогда как годом ранее аналогичный прирост достигал 87,4 %, или 5,37 % в среднем за месяц. В реальном выражении объем денежной массы увеличился к уровню начала года на 18,3% (за аналогичный период предыдущего года- на 28,1%). Сложившаяся тенденция стала результатом укрепления доверия к банковской системе и белорусскому рублю со стороны населения и сохранения высокого уровня спроса на деньги, главным образом , в качестве инструмента сбережений. Решающую роль сыграла проводимая Национальным банком политика процентных ставок, обеспечившая привлекательную доходность по срочным депозитам в национальной валюте. Основными целями этой политики являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам. В процессе денежно-кредитного регулирования требуется оптимизировать выбор между стимулированием экономического роста и борьбой с инфляцией. Для стимулирования экономического роста проводится кредитная экспансия(дешёвый, доступный кредит, низкие процентные ставки), а для сдерживания инфляции- кредитная рестрикция , общее ограничение денежной массы. Поэтому денежно- кредитное регулирование должно сочетаться с гибкой бюджетной и налоговой политикой. Обеспечению макроэкономической стабильности в 2003г. будет способствовать снижение обменного курса белорусского рубля к доллару США на 17-22% в год, или 1.3-1.7% в месяц. Инструменты денежно-кредитной политики формируются на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса рубля. В 2003г. инфляция в соответствии с прогнозом не должна превысить 24%, среднемесячная заработная плата составит 244-255 тыс. руб., а курс по отношению к доллару на конец года –2250-2350 руб. Программой же социально- экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005гг. предусматривается обеспечить курс белорусского рубля к доллару США на уровне 2000-2100 руб. в 2005г. Важнейшие денежно-кредитные показатели на 2003 г. прогнозируются исходя из необходимости обеспечения цен и девальвации обменного курса белорусского рубля. В 2003 г. прирост рублевой денежной массы составит 25-32%, или 1,9-24 % в месяц. Намечаемое увеличение рублевой денежной массы может быть обеспечено приростом рублевой денежной базы на 24-32%. Рублевая денежная эмиссия за 2003г. составит 218-297млрд. руб. Увеличение рублёвой денежной массы расширит ресурсную базу банков, их возможности для кредитования экономики страны. Валовые рублёвые кредиты банков увеличатся по сравнению с 2002г. на 25-32%, а в реальном секторе экономики- на 22-31%. В2003г. в основном сохранятся подходы к формированию обязательных резервных требований , сложившиеся в 2002г. Прогноз и оценка вариантов денежно–кредитной политики. Ретроспективная оценка точности прогнозов на основе системы моделей проводилась для января-февраля 2003г. Фактические и прогнозные значения целевых показателей, а также относительные ошибки прогнозов в процентах приведены в табл.1. Оценка вариантов денежно-кредитной политики осуществлялась на период с марта по июнь 2003г., при этом за январь-февраль 2003г. использовались фактические данные. Значения экзогенных переменных, управляющих переменных и результаты расчётов для различных сценариев приведены в табл.2. Рассматривалось три возможных варианта(сценария) денежно- кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь. Сценарий 1(базовый). Соответствует «относительно жёсткой политике»: объём эмиссии Национального банка находится на уровне, предусмотренном « Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2003год»; процентная политика Национального банка достаточно взвешена и ориентирована на поддержание устойчивого значения реальной доходности по активам в национальной валюте. Сценарий 2, 3. Соответствуют некоторому смягчению ДКП, которое выражается: а) в увеличении ресурсной поддержки банков посредством наращивания объёмов кредитной эмиссии Национального банка в соответствующий период( увеличение прироста денежной базы в указанном периоде на 4 процентных пункта по сравнению с базовым сценарием); б) в удешевлении заёмных ресурсов , что выражается в более мягкой процентной политике(снижение базовой ставки рефинансирования на 4 процентных пункта в июне по сравнению с мартом против 2 процентных пунктов по базовому сценарию. В Сценарии 2 поддержка банков распределяется равномерно в течении прогнозного периода, а в Сценарии 3- осуществляется единовременно в марте 2003года. Прогнозная динамика остальных экзогенных переменных для обоих вариантов одинакова. Согласно прогнозным расчётам, обменный курс белорусского рубля по отношению к доллару США за первое полугодие 2003г. снизится на 8% по сценарию 1 и на 8.5% по Сценарию 2, прирост потребительских цен составит соответственно 12.0 и 12.9%. Столь незначительное увеличение целевых показателей при увеличении эмиссии ЦБ по сравнению с базовым вариантом объясняется эффектом запаздывания: негативные последствия от выпуска необеспеченных денег в экономику на исследуемом временном периоде проявились не в полном объёме, а лишь обозначили тенденцию к ускорению инфляционно девальвационных процессов. В настоящее время воздействие мер денежно-кредитной политики на уровень девальвации и инфляции сильно проявляется на полугодовом интервале. Поэтому общий эффект от увеличения денежной эмиссии ЦБ во 2 квартале можно оценить только в 3-4 кварталах 2003года. Наличие эффекта запаздывания может быть проиллюстрировано на основе сравнения результатов 2 и 3 сценариев, отличающихся только моментом осуществления эмиссии. Очевидно, что усилие инфляционно девальвационных процессов проявятся в исследуемом периоде в большей степени при более раннем «впрыскивании» денег в экономику. Так, согласно прогнозным расчётам, по сценарию 3 обменный курс белорусского рубля по отношению к доллару США за первое полугодие 2003г. снизится на 9%, прирост потребительских цен составит 14% против соответственно 8.5 и 12.9% по сценарию 2. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что разработанная система эконометрических моделей может использоваться как единый модельный аппарат для получения согласованных прогнозов анализируемых показателей, а также применяться длч проведения многовариантных (сценарных) расчётов по оценке вариантов денежно-кредитной политики. Финансовые индикаторы. Ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь с 22 сентября снижена до 29% с 30% годовых. Сообщение Национального банка снижение ставки было традиционно обоснованно уменьшением темпов роста инфляции. Но снижение инфляции закончилось, и ожидается её сезонный рост. В прошлом году в августе потребительские цены увеличились на 1.1%, в сентябре на 1.2% , в октябре на 1.7%, в ноябре на 3.2%, в декабре на 3.2% .Нечто подобное ожидается в текущем году. В связи с возможным ростом инфляции Национальный банк должен будет приостановить темпы снижения ставки рефинансирования . В прошлом году ставка рефинансирования снижалась в плоть до ноября достигнув 38% годовых. В конце года инфляция возросла до такого уровня, что реальная доходность ставки рефинансирования стала отрицательной, но Национальный банк не увеличил ставку. Согласно планам Национального банка РБ, в текущем году ожидается снижение ставки рефинансирования до 28 % годовых. Таким образом, за оставшееся до конца года время ставка может быть уменьшена только на 1 процентный пункт. По данным Национального банка РБ объем денежной массы (М2) на 1 августа 2003 г. составил 2,8 трлн. руб. и увеличился за январь –июль 2003 г. на 40%. Объем наличных денег в обращении (денежный агрегат М0) составил на 1 августа 2003 г. 803,6 млрд. руб. и увеличился за январь-июль на 23,6 %. Доля этого показателя в объеме денежной массы (М2) уменьшилась с 35,2 % на 1 августа 2002 года до 28,8 % на 1 августа 2003 г.. Объем безналичных денег на 1 августа 2003 г. составил 2 трлн. руб. Ужесточение денежно-кредитной политики на 2004 год. В проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси на 2004 г. предусмотрено ужесточение финансовой политики, проводимой Нацианальным банком РБ. Сближение с Россией продолжается. В 1-ом полугодии 2004 г. обменный курс белорусского рубля к российскому может снизиться на 4-5 % до 72,75-73,24 BYR/RUB. Данный уровень станет уровнем так называемой жесткой фиксации курса белорусского рубля по отношению к российскому, которую предполагается ввести с 1 июля ( а не с 1 января 2004 г., как предполагалось ранее). При этом допускается отклонение от уровня жесткой фиксации в размере плюс – минус 5%. Данное решение было принято по предложению Правительства Беларуси, а сам по себе перенос даты не является принципиальным вопросом. Действительно, данная дата не фигурирует в Соглашении об использовании рубля РФ в качестве единственного законного платежного средства на территории РБ, поэтому сдвигая ее, Правительство Беларуси не нарушает договоренностей с Россией. В 1-м полугодии 2004 г. обменный курс белорусского рубля к доллару США может снизиться на 6-8 % до 2300-2350 BYR/USD. Ставка рефинансирования в течение 2004 г. должна быть снижена до 15-19 %, т. е. чуть ли не в 2 раза. 4.Заключение. Таким образом, кредитно денежная политика предоставляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, воздействующих на денежное обращение и состояние кредита. Проводит их центральный банк. Основными целями кредитно денежной политики является следующие смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляционных процессов, регулирование темпов экономического роста, обеспечение полной занятости. Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики являются: · операции на открытом рынке; · изменение учетной вставки; · изменение резервной ставки; Операции на открытом рынке представляют покупку или продажу государственных облигации. Одна из причин использования этого инструмента заключается в том, что центральный банк может точно предсказать влияние этих операций на денежную базу. Операции на открытом рынке являются наиболее гибким инструментом кредитно-денежной политики и широко используются в тех странах, где существует единый рынок государственных ценных бумаг. В последние годы в Республике Беларусь этот рычаг стал активно использоваться. Одной из традиционных операции центрального банка является предоставление кредитов коммерческим банкам. Однако данный инструмент кредитно –денежной политики имеет ряд недостатков. Снижение учетной ставки создает лишь благоприятные условия для вливания денег, однако не может доставить коммерческие банки взять кредит у центрального банка и увеличить объем собственных кредитных операций период неблагоприятной экономической конъюнктуры. Центральный банк имеет возможность прямо воздействовать на размер резервов коммерческих банков через изменение резервной нормы. В настоящее время данный инструмент используется достаточно редко. Он активно применяется в Республике Беларусь в середине 90-х гг. в качестве антиинфляционного инструмента, так как увеличение резервной нормы увеличивало обязательные резервы и сокращало убыточные, тем самым уменьшило способность банков создавать новые деньги. В настоящее время Национальным банком Республики Беларусь проводится политика процентных ставок, которая обеспечивает привлекательную доходность по срочным депозитам в национальной валюте так, в 2003г. объём денежной массы увеличился к уровню начала года на 18,3%. Основными целями этой политики является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупателей способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам. Также, в Республике Беларусь производятся мероприятия по оптимизации выбора между стимулированием экономического роста, используется кредитная экспансия: дешёвый и доступный кредит, низкие процентные ставки; а для сдерживания инфляции – кредитная рестрикция, общее ограничение денежной массы. Таким образом, эффективность кредитно-денежной политики в Республике Беларусь будет зависеть от того насколько гибко денежно кредитное регулирование будет составляться с бюджетной и налоговой политикой. 5. Список используемой литературы. 1. Макроэк: Учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого.-М.: Новое знание, 2002.-462с.-( Экономическое образование ). 2. Агапова Т.А..Серегина С.Ф. Макроэкономика:Учебник.-М., 2001. 3. Селищев А.С. Макроэкономика: Учебник.-С.-Пб., 2000. 4. Лусс А. Макроэкономика. Учебное пособие.-С.-Пб., 1999. 5. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-520с. 6. Макроэкономика: МГУ им. |
|
© 2007 |
|