РУБРИКИ |
Курсовая: Малый бизнес и его место в рыночной экономике Запада |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Малый бизнес и его место в рыночной экономике ЗападаКурсовая: Малый бизнес и его место в рыночной экономике ЗападаМинистерство Образования Российской Федерации Томский Политехнический Университет Факультет ИЭ Кафедра Экономики
Курсовая работа«Малый бизнес и его место в рыночной экономике Запада» Выполнил: студент группы 2А72 Колеватов А А проверил: преподаватель Романова Ю В гТомск - 2000 Оглавление. Введение................................3 Глава 1. Малое предпринимательство на примере США...........4 Глава 2. Международное право предпринимательской деятельности.....5 Глава 3. Государственная политика Соединённых Штатов по отношению к малым предприятиям, производящим продовольственные и другие товары и услуги.........................7 3.1 Производственная сфера....................7 3.2 Аграрная политика правительства США..............8 Глава 4. Государственная политика стран Европы по отношению к малым предприятиям...........................11 Заключение.................................14 Список литературы............................15 Введение. В конце 20 века Соединённые Штаты по сравнению с другими мировыми центрами оказывает наибольшее влияние на мировое развитие. После временных затруднений начала 90-х годов экономическое положение страны стало устойчивым. США вновь первенствуют в мировом экспорте и вернули себе положение одной из наиболее конкурентоспособных стран мира. Несмотря на обострение соперничества между мировыми центрами и на усиление экономической и научно-технической концентрации и интеграции в Европе и на Тихом океане, за США сохраняется превосходство по ряду фундаментальных факторов длительного действия, среди которых следует выделить неуклонное развитие принципов экономического либерализма в сочетании с совершенствованием методов регулирующего и стимулирующего воздействия государства. По степени зрелости и сбалансированности этих взаимодополняющих факторов социально-экономического развития другие мировые центры явно уступают США. Важнейшее преимущество США заключается в глубоко укоренённой и разветвлённой системе международных связей – многосторонних и двусторонних соглашениях, практике финансирования международных и национальных программ и соответствующей ей институциональной инфраструктуре филиалов американских и работающих под их эгидой государственных, частных и других всевозможных организаций. Быстрое развитие малого бизнеса в странах Запада началось после смены политических устройств на демократические. Простые труженики «изнутри» лучше определили ситуацию и стали действовать в наиболее выгодных направлениях. Небольшой группе людей гораздо легче мобилизовать свою деятельность в перспективном секторе экономики, чем большому коллективу. Малые предприятия остаются в бизнесе благодаря своей способности удовлетворять наилучшим образом потребности общества в разных сферах жизнедеятельности. Немаловажную роль сыграли нестандартные и иногда гораздо более простые решения поставленных задач.
Одной из важнейших характеристик американской экономики, в немалой мере определяющий высокий уровень её эффективности, является наличие огромного числа мелких и мельчайших предприятий(фирм) во всех её сферах, начиная от промышленности исельского хозяйства и кончая услугами. Восьмидесятые годы отмечены в США резким ростом индивидуального и группового инновационного предпринимательства. Мелкое инновационное предпринимательство представляет собой организацию – первоначально с основой на собственном труде – учёными, инженерами, изобретателями небольших инновационных предприятий, базирующихся на производстве, освоении коммерциализации новых научно–технических идей. По различным оценкам в конце 80-х начале 90-хгодов в наукоёмком секторе промышленности США насчитывалось от 30 до 40 тысяч компаний с численностью занятых менее 100 человек. Сегодня из 600-700 тысяч ежегодно создаваемых в США новых фирм (что в в 7 раз больше, чем в 50 – 60-е годы) не менее 1/8 специализируется на производстве научно-технических нововведений. Многочисленные мелкие инновационные предприятия стали в США своеобразным дополнением к традиционным научно-исследовательским и конструкторским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организациям, государственным лабораториям, различным целевым (временным) структурам (государственные научно-технические программы, межфирменные и университетско-промышленные центры, консорциумы и т.д.). Существенно проигрывая подобным организациям по ресурсному обеспечению, мелкие фирмы в сфере научно-технического прогресса выигрывают в возможности максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы научно- технических работников. Небольшое предприятие обладает рядом управленческих преимуществ, необходимых как для решения задач управления инновационным процессом в целом, так и для повышения отдачи от работников, занятых на начальных его этапах. Первое связано с возможностью перераспределения сфер ответственности, корректировки целей в инновационном процессе, с неразвитостью иерархических структур, связью положения каждого работника с конечными результатами его труда. Второе основано на преобладающих в таких организациях неформальных связях и горизонтальных потоках информации, низкой регламентацией работ, ставкой на инициативу (которая свойственна не организации а отдельным лицам) и тому подобное. Мелкое предприятие, кроме того, чтобы выжить, должно брать на себя значительный риск при осуществлении нововведений. Только выпуск нового продукта даст ему возможность оказаться на время в положении монополиста и получить высокую прибыль. Благодаря всем этим качествам небольшие научно- технические предприятия характеризуются значительной инновационной активностью. Часто приводятся в американской экономической литературе сведения Национального Научного Фонда о том, что фирмы менее с чем с 500 занятыми производят в 2.5 раза больше нововведений на одного занятого в научно- исследовательской работе, чем корпорации с числом служащих более 100 тысяч человек. Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности мелкого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки. Основные элементы этой сети таковы: - финансовый (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала); - материально-технический (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства – зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.); - информационный (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.); - консультативный (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчётности, оформления патентов). На создание данной сети направлены сегодня усилия западных правительств, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса.
На сегодняшний день большинство компаний (даже самые мелкие из них) ориентированы на развитие международной торговли, так как внутренние рынки в основном уже насыщены производимыми товарами и конкурентами. Поиск новых рынков сбыта и нетрадиционных решений в реализации продукции – залог выживания и развития мелких фирм-производителей. Не так давно (2-3 года назад) эта ситуация наблюдалась и в России. В страну двинулись целые потоки товаров используемых в самых разнообразных сферах жизнедеятельности и производства (от бытовой химии до высокотехнологичных станков и электроники). Произошло насыщение рынка и уровень продаж заметно снизился. Именно поэтому идёт снижение цен и выпуск новых видов товаров. В частности, Фирма SONY выпускавшая ранее аналоговые видеокамеры сейчас перешла к выпуску цифровых с целью повышения качества записи и расширению возможностей по обработке видеозаписи. Но так же, как и в любой другой стране мира, у нас существуют правила производства и продажи продукции. Именно для обеспечения продаж товаров в странах мира было создано Международное Право Предпринимательской Деятельности(МППД). В свою очередь, компания, ведущая внешнеэкономическую деятельность, ожидает от права следующие виды помощи: 1) Компания ожидает обеспечения безопасности и свободы своих сотрудников за рубежом, а также реализации права распоряжаться зарубежными активами. В этом отношении компания рассчитывает на дипломатическую защиту со стороны властей своей страны. Таким образом она учитывает нормы международного публичного права, регулирующего межгосударственные отношения. 2) Во-вторых, такая компания надеется на оптимальную организацию хозяйственной среды, в которой осуществляется её деятельность (валютные и тарифные соглашения, соглашения по сырью и так далее). Здесь она имеет дело с особой отраслью международного публичного права: международным экономическим правом. 3) В-третьих, эта компания рассчитывает, что её отношения с зарубежными фирмами будут подчиняться удобным и точным правилам, приемлемым для всех заинтересованных сторон. Совокупность этих правил представляет собой Международное Право Предпринимательской Деятельности. В качестве результата 800-летней эволюции стали две основных цели современного МППД: обеспечение безопасности, обеспечение развития. По сути эти понятия неразделимы, так как развитие будет невозможно, если нет уверенности в получении прибыли. По определению, обеспечение безопасности является целью любой отрасли права. Однако содержание неодинаково в зависимости от того, о какой отрасли идёт речь. Уже говорилось, что в контексте МППД безопасность означает защиту компаний от различий в национальных законодательствах. Такие различия существуют повсеместно. Иногда они сглаживаются из-за наличия единого источника для нескольких систем национального права (французское, бельгийское, немецкое и прочие), из-за сохранения права метрополии в бывшей колонии, из-за принятия национальным законодательным органом за образец иностранной правовой нормы (например, во французском законе от 24 июля 1966 года в немецких акционерных компаниях). Однако, и в этом случае сходство постепенно исчезает сначала в сфере практики, а стечением времени и на уровне принципов. Подтвердить это может сравнительный анализ французского, бельгийского, а также английского и американского права. На практике защита компании должна осуществляться по следующим направлениям: - компания должна знать, каким правом регулируются её отдельные зарубежные сделки (купля-продажа, транспортные перевозки, страхование и прочие). Если в данной области действуют единообразные правовые нормы, источником которых является международный договор, либо действующие в данной отрасли бесспорные деловые обычаи, то достаточно проконтролировать, подпадает ли под их действие данная сдека. В противном случае предстоит иметь дело с коллизией законов; - компания должна хорошо знать юридические аспекты своих действий с зарубежным эффектом (обычные внешнеторговые операции, размещение за рубежом отдельных торговых предприятий либо сбытовой сети, создание собственных филиалов и дочерних компаний, заключение договоров о кооперации либо о поглощении других компаний). Необходимо убедиться, что в принимающей стране имеются чёткие и неизменные критерии для разграничения национальных и зарубежных фирм и что права последних чётко определены. Изучение этих вопросов столь же необходимо, как и проведение маркетинга и анализа эффективности, изучение финансового положения контрагентов. В данной работе рассматриваются проблемы, связанные с национальной принадлежностью компаний и с положением зарубежных фирм; - в случае возникновения международного спора компания должна точно знать, в суд какой страны ей следует обращаться и как, в случае выигрыша дела, добиться исполнения решения во всех необходимых инстанциях. Тем самым компания избавится от блужданий по национальным судам и от ситуации, когда вынесенные в её пользу решения остаются неисполненными. Всё это требует разработки международных правил подсудности, судопроизводства и исполнительного производства, а их совокупность образует свод правил урегулирования коллизий. Первую из целей МППД – обеспечение безопасности – можно считать традиционной. Исторически это соответствует стремлению не допускать паралича торговли, к которому вела слишком скрупулезная реализация суверенных прав государств. В техническом плане она наиболее полно отражена при урегулировании коллизий прав, то есть при произвольном ограничении каждым государством пределов действия своего национального права. Вторая цель - обеспечение развития – носит исключительно современный характер. С 50-х годов 20-го века объём торговли быстро растёт. Так он увеличился в 5 раз с 1930 до 1974 г. и в 4.5 раза с 1960 до 1986. В 1991 году стоимость экспортируемых товаров и услуг достигла 3500 млрд. $. Но этот рост не сбалансирован, так как основной товарооборот приходится на страны с развитой экономикой, то есть Европу и Ближний Восток. А страны Африки и Азии в основном неплатёжеспособны. Эта ситуация нашла своё отражение в МППД. Общий рост торговли, то есть увеличение объёма товарооборота, ускоряет стандартизацию всех видов договоров, которые оформляют на внешнеторговые сделки (собственно, купля-продажа, транспортные перевозки, международные кредитные операции и прочие виды). Отсюда появление множества типовых контрактов, типовых форм и общих условий. Отсюда же – широкая деятельность в упомянутых областях государственных и негосударственных международных организаций, прежде всего ООН и международной торговой палаты. 3. Государственная политика Соединённых Штатов по отношению к малым предприятиям, производящим продовольственные и другие товары и услуги. Согласно данным последней промышленной переписи в 1992 году в обрабатывающей промышленности США насчитывалось 382 тысячи предприятий, из которых на 275 тысячах (67%) было менее 20 занятых. В период с 1958 по 1992 года как общее число, так и число мелких предприятий увеличилось примерно на 1/4, при этом доля последних в общем числе предприятий оставалась практически неизменной, что свидетельствует о важности и жизнестойкости подобного сектора промышленного производства (равно как и в производственной структуре хозяйства страны в целом). Несмотря на то, чтомелкие фирмы существуют достаточно ограниченный период времени, после чего разоряются либо уходят из бизнеса, им на смену приходят новые и, общее число мелких предприятий в обрабатывающей промышленности имеет тенденцию к росту. Большую роль в обеспечении конкурентоспособности мелких предприятий играет их мобильность в перестройке на выпуск новой продукции и в первую очередь благодаря повышению уровня их технологической оснащённости. Обычной практикой для них стало широкое использование компьютерной техники и других современных высокоэффективных технических средств. Не случайно именно мелкие машиностроительные предприятия (с числом занятых до 100 человек) являются ведущими потребителями станков с программным управлением. Достаточно сказать, что если в 1983 году подобные предприятия располагали 40% общей численности парка станков с Числовым Программным Управлением (ЧПУ), то в 1989 – уже 60%, причём за этот период парк станков с ЧПУ на мелких предприятиях увеличился в 3.3 раза. Мелким фирмам принадлежит важная роль в решении проблемы занятости, снижения уровня безработицы и создания новых рабочих мест. Именно этот динамичный сектор экономики, благодаря своей способности оперативно мобилизовывать трудовые ресурсы, обеспечил, к примеру, в период 1970-1985 годах создание 35 миллионов новых рабочих мест во всех сферах хозяйства, тогда как предприятия крупного бизнеса и государственные учреждения потеряли в те же годы 6 миллионов рабочих мест. 3.1 Производственная сфера Не смотря на весьма ограниченные ресурсы, именно мелкий бизнес явился пионером в разработке и последующем продвижении на рынок некоторых видов антибиотиков, кислородных конверторов, микросхем и персональных компьютеров, ксерокопировальной техники, фотокамер быстрой съёмки и многого другого. В ряде случаев успешная деятельность мелких фирм послужила основой для создания наукоёмких производств и целых отраслей (полупроводниковая промышленность, биотехнология, биоинженерия, металлургические мини-заводы и другим областям). Принимая во внимание все обстоятельства, а также проблемы, стоящие перед мелким бизнесом, государство проводит весьма активную политику, направленную на его поддержку. Её главный смысл и основная цель заключается в создании благоприятных условий для развития мелкого предпринимательства. Организация и координация всей совокупности мероприятий государства по поддержке мелких фирм осуществляется созданным в 1956 году специальным правительственным органом Администрацией по Делам Мелкого Бизнеса. Основной формой государственной помощи мелкому предпринимательству является экономическое стимулирование путём предоставления прямых и гарантированных займов, субсидий, налоговых льгот, ускоренной амортизации, обеспечения государственными заказами. Прямые займы предоставляются небольшим фирмам на определённый срок под более низкие проценты, чем на частном рынке ссудного капитала. Более распространены займы под государственные гарантии (до 90% заёмного капитала), что уменьшает возможный риск и расширяет круг кредиторов (банки, торговые и промышленные корпорации, страховые и пенсионные фонды), повышая их заинтересованность в предоставлении кредитов мелким фирмам. Возможность прибегать к подобным займам позволяет существенно укреплять материальную базу, расширять производство, усиливать позиции мелких фирм в конкурентной борьбе, особенно на рынках наукоёмкой продукции. На протяжении 70-х годов на мелкие фирмы распространялись разного рода налоговые льготы, которые ранее предоставлялись главным образом крупным компаниям, что нашло своё отражение в ряде законов, принятых конгрессом США. Так в 1978 году были, в частности, снижены ставки налогов на прирост доходов, а также разрешено использование методов ускоренной амортизации основных фондов. Кроме того, из облагаемых налогом сумм исключалась часть расходов на проведение научных исследований и разработок (65%). Согласно принятому в 1986 году новому закону о налоговой реформе для мелких фирм были значительно уменьшены максимальные налоговые ставки. Все эти мероприятия государства создавали для мелких фирм возможность аккумулировать дополнительные финансовые средства. Большое значение для укрепления положения мелких фирм имеет федеральная контрактная система, так как госзаказ обеспечивает гарантированный рынок сбыта и увеличение производственных возможностей за счёт приобретения нового оборудования и привлечения квалифицированных кадров. Впервые подобная практика распространилась в годы второй мировой войны, когда многочисленные мелкие промышленные фирмы были привлечены к выполнению государственных военных заказов. Дальнейшее своё развитие она получила в годы корейской и вьетнамской войн, то есть в периоды резкого наращивания военного производства. В целом на протяжении всего периода «холодной войны» заказы министерства обороны в немалой мере обеспечивали устойчивое положение мелких компаний, их рост. В 1978 году законом о мелком бизнесе предусматривался ряд мер, открывавших мелким фирмам доступ к госзаказам. В частности, крупные компании были обязаны предоставлять выполнение определённой части госзаказа мелким фирмам – субподрядчикам. Начиная с 80-х, годов широко распространилась система содействия мелким фирмам в вопросах организации и управления производством, подготовке и переподготовке кадров, получении информационной и консультационной помощи. При активном участии государства к этой работе были привлечены многие крупные промышленные компании, научно-исследовательские центры, университеты, юридические фирмы, государственные учреждения, на базе которых создавались центры развития мелкого бизнеса. В середине 80-х годов различные консультационные услуги мелкому бизнесу оказывали 1860 учреждений, в 250 университетах и колледжах были организованы специальные курсы по проблемам хозяйственной деятельности мелких фирм. Большую работу в рамках системы обслуживания мелкого бизнеса проводит Министерство Торговли США. Направления этой работы весьма разнообразны: - обеспечение мелких фирм необходимой технико-экономической информацией о новых и высокоэффективных технологических процессах; - выдача лицензий на право использования технико-технологических изобретений, сделанных в государственных исследовательских организациях; - содействие в налаживании сотрудничества с крупными промышленными компаниями и университетами; - консультационная помощь в вопросах стандартизации и контроля качества продукции; - обеспечение статистической информацией и многое другое. 3.2 Аграрная политика правительства США. Сельское хозяйство, как и промышленность, является объектом активного экономического вмешательства государства, что объясняется особенностями формирования спроса на сельскохозяйственную продукцию (не эластичность спроса по доходам), тесной зависимостью отрасли от состояния мирового рынка, а также наличием большого числа средних и мелких товаропроизводителей. Аграрное законодательство США берёт начало со времён президента Ф. Рузвельта и насчитывает более шести десятилетий. Основные черты аграрной политики американского государства определены ещё в Законах о Сельском Хозяйстве 1933 и 1938 годов, и с тех пор мало изменилось, модифицируясь в зависимости от того, какая партия находится у власти – республиканская или демократическая. Для США характерно постоянное перепроизводство сельскохозяйственной продукции, что является следствием огромного производственного потенциала отрасли. Перепроизводство приводит к низким ценам и, соответственно, к меньшим (по сравнению с другими отраслями) доходам производителей. И хотя в начале 90-х годов (после весьма долгого периода) разница в средних доходах сельских жителей и горожан заметно уменьшилась, главной задачей аграрной политики государства по-прежнему остаётся сдерживание роста сельскохозяйственного производства при повышении его эффективности. Весьма важными задачами государства следует также назвать поддержание кокурентноспособности американских сельскохозяйственных товаров на внешних рынках, охрану земельных и водных ресурсов, обеспечение экологической безопасности продовольствия и окружающей человека среды. Основными направлениями государственной аграрной политики являются: - поддержание фермерских доходов через гарантированные цены, залоговые операции и прямые правительственные платежи; - регулирование объёма производства путём изъятия из хозяйственного пользования земель на длительный срок (действовало до 1996 года); - строительство производственной инфраструктуры (дорожное строительство, мелиоративные объекты, электрификация и телефонизация, складские помещения и так далее); - организация кредитного обслуживания фермеров; - финансирование и организация сельскохозяйственной науки, внедрение её результатов в практику, а также развитие сельскохозяйственного образования: охрана земельных и водных ресурсов, контроль за экологической безопасностью среды обитания человека и качеством продовольствия; - регулирование экспорта и импорта сельхозтоваров. Масштабы государственной помощи сельскому хозяйству, если их сравнивать с малой занятостью в отрасли, довольно значительны. Тем не менее, за последние десятилетия бюджетные расходы по министерству сельского хозяйства в абсолютном выражении колеблются в скромных пределах от 10 до 26 млрд. долларов. Доля правительственных платежей в чистом доходе фермеров составляет примерно 20-25%. Следует подчеркнуть, что эти затраты не ложатся тяжёлым бременем на американскую экономику. Они составляют всего 1.7% Федерального бюджета, или менее 0.5% ВВП. В США цены поддерживаются государством на те продукты, которые сильно подвержены дестабилизирующему влиянию мирового рынка и занимают важное место в структуре фермерских доходов. Это прежде всего производство пшеницы, кукурузы, риса, хлопка, молока. На эти 5 позиций приходится более 80% всей суммы государственных субсидий. В целом система поддержания цен охватывает примерно 50% производимой сельхозпродукции, в том числе 33% сборов пшеницы, 100% кукурузы, 55-60% риса, 45-50% сбора хлопка и так далее. До принятия в апреле 1996-го года 21-го по счёту Закона о Сельском Хозяйстве основным методом поддержания фермерских доходов была система компенсационных платежей. Производители зерна и хлопка получали от правительства специальные выплаты, покрывающие разницу между «целевыми» и рыночными ценами. Размеры «целевых» цен устанавливаются Конгрессом расчётным путём по критерию гарантии минимального уровня доходов фермерам. В период высоких цен на сельхозпродукцию этот механизм не действовал. В итоге фермеры получают доходы из 2-х источников: от продажи продукции на рынке и в виде прямых выплат, которые в последние годы не превышали 5-7% всех поступлений от реализации сельхозпродукции. В период с 1985 по 1992 год компенсационные платежи составляли в среднем за год 5.4 млрд. долларов. В 1987 году они достигли 16.7 млрд. долларов, или 12% всех поступлений от продажи фермерской продукции. Участие в товарных программах добровольное. Однако до 1996 года для получения специальных выплат фермеры должны были соглашаться на сокращение посевных площадей. Таким образом, Министерство Сельского Хозяйства контролировало производство и предложение зерна, что способствовало росту рыночных цен и в конечном итоге поддержанию фермерских доходов. В настоящее время получение прямых правительственных платежей поставлено в зависимость от участия фермеров в предыдущих товарных программах и от проведения почвозащитных мероприятий в хозяйствах. Для аграрной политики американского правительства наших дней характерно ослабление экономического вмешательства в процесс ценообразования и усиление рыночной ориентации производства. Новым моментом в Законе 1996 года является отказ от обязательного сокращения посевных площадей под сельскохозяйственными культурами. Государственное регулирование сельскохозяйственного кредитования развивалось в США в форме создания государственных кредитных институтов, содействующих организации сельскохозяйственных кредитных кооперативов, предоставления кредитным организациям права выпуска ценных бумаг, установления для фермеров льготных кредитных ставок, поддержания деятельности кредитных организаций за счёт бюджетных средств. Основными государственными организациями фермерского кредита являются Федерация Фермерского Кредита, Администрация По Делам Фермеров, Товарно-Кредитная корпорация, Администрация Сельской Электрификации и Телефонизации. Краткосрочные ссуды выдаются фермерам для кредитования текущих производственных расходов по льготной процентной ставке с 5-ти летним сроком погашения. Долговременные кредиты (до 40 лет) предоставляются под залог фермерской собственности для покупки земли, возведения построек и мелиоративных сооружений. Большую поддержку развитию фермерского хозяйства оказывает государство путём строительства сельской производственной инфраструктуры. Оно финансирует и осуществляет строительство дорог, крупных мелиоративных объектов, средств электрификации и телефонизации. В США интенсивное дорожное строительство началось ещё в 20-е годы. И хотя было несколько источников его финансирования (Федеральное правительство, правительства штатов, фермерские кооперативы, частные фирмы), основным финансовым донором оставалось государство. Ремонт более половины дорог в Америке также осуществляется за счёт государственных средств. Государство финансировало сооружение крупных ирригационных объектов (водохранилищ, насосных станций, плотин и каналов) в 17 засушливых западных штатах страны, где сконцентрировано 70% фонда орошаемых земель. Американское государство активно участвовало в сельской электрификации и телефонизации прежде всего за счёт предоставления фермерским кооперативам льготных кредитов (2% годовых на срок 35 лет). Уже в конце 60-х годов все фермы были электрифицированы. Государство взяло на себя и значительные финансовые расходы по строительству основной части оптовых складов и хранилищ для сельскохозяйственной продукции. Ему принадлежит 60% этих ёмкостей. В 90-е годы приоритеты государственной аграрной политики переместились в область усиления внимания к научным и образовательным программам, организации информационно-управленческой инфраструктуры, а также защите качества продовольствия и окружающей среды. В США на долю государства приходится 35% (1.8 млрд. долларов) совокупных финансовых расходов на научные исследования в области сельского хозяйства и производства продовольствия, которые проводятся как в научных центрах МСХ , так и в 56 сельскохозяйственных опытных станциях при университетах штатов. Через специальную государственную службу внедрения, существующую с начала века и насчитывающую свыше 20 тысяч человек, результаты научно-технических разработок сообщаются каждой ферме. Начиная с 30-х годов американское государство субсидирует проведение антиэрозионных мероприятий в сельском хозяйстве через службу охраны почв МСХ фермеры получают финансовые дотации в размере 75% стоимости работ на проведение природоохранных мер (террасирование склонов, контурная вспашка, посев покровных культур и так далее). В связи с ухудшением экологической обстановки в стране в 80-е годы в 35 штатах были приняты законодательные акты об охране грунтовых вод от загрязнения остатками сельскохозяйственных химикатов. В ближайшие годы предусмотрено изъятие из хозяйственного оборота на 10-15 лет примерно 15 млн га сильно эродированных земель в целях сохранения почвенного плодородия. Правительство США играет активную роль в ценообразовании на экспортированные сельхозпродукты, прежде всего на зерно. В связи с большими масштабами государственной поддержки аграрного сектора экономики цены на сельхозтовары на внутреннем рынке выше мировых. Поэтому для сохранения конкурентных позиций этих товаров на мировых рынках государство выплачивает фирмам-экспортёрам субсидии, представляющие разницу между высокими национальными ценами и более низкими ценами мирового рынка. Субсидирование экспорта осуществляется в рамках программы субсидирования экспорта. Она устанавливает различные уровни выплат на экспорт товаров в различные страны в зависимости от конъюнктуры. Кроме того в США действуют и другие экспортные программы, например, программа предоставления экспортных кредитных гарантий, которая также способствует поддержанию определённого объёма экспорта сельхозпродуктов в различные регионы и страны. Опыт государственного регулирования сельскохозяйственного производства в США подтверждает, что аграрный сектор экономики не может развиваться только за счёт собственных источников накопления. В обеспечении производственного процесса американское правительство играет весьма заметную роль, выполняя функции недоступные для рыночных механизмов. 4. Государственная политика стран Европы по отношению к малым предприятиям. Одна из наиболее актуальных задач, которые приходится решать пост социалистическим экономикам на этапе перехода к рынку, создание современной рыночной инфраструктуры – новых институциональных, правовых, управленческих механизмов и инструментов, необходимых для нормального развития массового «низового» предпринимательства как главного действующего лица и одновременно главного объекта процесса рыночных преобразований. Особенно трудно складываются механизмы обслуживания малого бизнеса в финансовой сфере. Это объясняется не только общей неблагоприятной экономической обстановкой, но и – не в последнюю очередь – оскудением рыночных традиций, утратой культуры предпринимательства. Ключевой проблемой для любой развивающейся экономики является высокая степень предпринимательского риска, отсутствие достаточных гарантий для инвестора. Переходные экономики пока не располагают той разветвлённой сетью страховых и иных гарантийных фондов, которая в передовых промышленных странах складывалась десятилетиями, и сейчас обеспечивают малому бизнесу реальную возможность доступа к имеющимся кредитным ресурсам. Понятен поэтому и интерес, который в странах Восточной Европы проявляется к «технологии» создания такой сети, и стремление двигаться в этом направлении. Польша использует опыт стран, где аналогичные институты уже длительное время эффективно способствуют развитию предпринимательства (Италия, Германия), либо успешно дебютируют при международной поддержке (страны Латинской Америки). В марте 1994 года близ Варшавы в рамках программы технической помощи ЕЭС странам Центральной и Восточной Европы (ФАРЕ). Конференция собрала представителей широкого круга структур, занимающихся вопросами содействия малому предпринимательству в Польше – фондов, банков, агентств регионального развития, консалтинговых фирм, а также международных организаций – МБРР, ЕЭС, Фонда имени Эберта. Начинающий предприниматель, как правило, испытывает трудности в получении долгосрочного коммерческого кредита, поскольку банки, руководствуясь соображениями надёжности и минимизации издержек, предпочитают иметь дело с крупными клиентами. Задача фонда – организовать разделение коммерческого риска, взяв на себя определённую его часть (30-50%), что делает операцию возможной. Процедура предоставления фондом кредитной гарантии предусматривает независимый анализ данного конкретного проекта и (чего банки обычно не делают) деловых качеств потенциального клиента. В случае, если фонд принимает положительное решение, он предлагает заёмщику, вместе с гарантиями по кредиту, разнообразную техническую помощь – начиная с элементарного обучения в бизнес школе и кончая консалтингом по сложным вопросам управления предприятием. Условия, на которых оказываются эти услуги – размеры риска каждого из партнёров, величина требуемого от предпринимателя залога, ставка вознаграждения фонда и так далее, - определяются соглашением с банком и могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся на рынке. Принципиально важны, особенно в условиях переходной экономики, лишь 2 момента. Во-первых, услуги фонда должны быть платными (обычная ставка – 2-4% от суммы кредита), чтобы исключить всякий намёк на благотворительность и усилить ответственность заёмщика за возвращение кредитных средств. Во-вторых, финансовые элементы реализуемого проекта должны играть роль «втулки», на которую нанизывается разнообразная техническая помощь, чтобы способствовать повышению общего уровня предпринимательской культуры. Рост взаимного доверия между банками и малым бизнесом, достигаемый благодаря посредничеству фондов, рассматривается в качестве одной из главных задач, преследуемых при создании сети таких учреждений, как необходимая предпосылка формирования благоприятной для предпринимательства деловой среды. В послевоенной Италии для восстановления хозяйства была широко использована схема взаимных кредитных гарантий (кредитной кооперации). С её помощью удалось в кратчайшие сроки технически переоснастить огромную массу малых и мельчайших предприятий, выдавая им льготные кредиты сначала через специально созданную «Ремесленную Кассу» и сеть местных сберегательных касс, а позже – через консорциумы и ассоциации предпринимателей. Государственные Фонды, организованные как кредитные кооперативы, работали на базе соглашения с банками и выдавали своим членам гарантии в объёме до 50% получаемых кредитных сумм. В капитале таких фондов нередко участвовала региональная и местная администрация, что способствовало интенсивному развитию производства на местах. Кооперативный кредит сыграл огромную роль в быстром восстановлении экономики и продолжает служить одной из главных опор национальной финансовой системы. В послевоенной Германии была использована иная модель, построенная на взаимодействии Банка Кредитных Гарантий (созданного в 1948 году для управления денежными средствами, поступавшими по плану Маршалио) и региональных кредитных корпораций. Сегодня БКГ входящий в десятку ведущих немецких банков, возглавляет сеть из 24 гарантийных учреждений, 5 из которых действуют в «новых землях», то есть на территории бывшей ГДР. Капитал Банка полностью принадлежит государству (80% - федеральной администрации, 20% - администрации земель), региональная же сеть образована частным капиталом (торгово-промышленные палаты, ассоциации, банки, страховые компании). Местные Государственные Фонды имеют форму акционерных обществ, но освобождены от налога на прибыль ввиду той важной общественной роли, которую они играют. За время своего существования эта система предоставила малым и средним предпринимателям более 100 тысяч гарантий на общую сумму 10 млрд. марок, с помощью которых были реализованы коммерческие кредиты, лизинговые контакты и венчурные вложения в размере 14 млрд. марок. Сегодня Государственные Фонды активно создаются там, где ощущается потребность в более интенсивном инвестировании наличных средств, в том числе сбережений семей, для ускорения роста экономики. Один из таких регионов – Латинская Америка, которой многие эксперты прочат подъём в ходе нынешней хозяйственной либерализации и углубляющейся интеграции с мировым рынком. Банковская сфера ряда стран этого региона несёт на себе печать традиционализма и не готова поддержать зарождающееся «низовое» предпринимательство, которому приходится обращаться за кредитами к неформальному рынку, переплачивая за них в 6-8 раз. Внедрение схем кредитных гарантий может стать в данном случае средством для расширения круга получателей банковского кредита и поддержать инвестиционный процесс. Такова идея, положенная в основу работы швейцарского финансового института «Фундес», занимающегося созданием Государственных Фондов в странах Латинской Америки. В настоящее время этот институт сотрудничает с более чем 30 банками в 5 государствах, применяя 35 гарантийных схем. За 8 лет его существования общий объём капиталовложений, реализованных при его поддержке в 4.3 тысячах местных фирм, составил 47 миллионов долларов. В Польше успешно реализуется – частью в рамках соглашений с ЕС и МБРР, частью вне их и при активном содействии зарубежных консалтинговых компаний – несколько пилотных проектов с созданием Государственных Фондов; функционируют общества регионального развития, охватывающие своей деятельностью значительную часть территории страны. В России единичные попытки создать финансовые учреждения с гарантийными функциями пока не дали ощутимых результатов. Болгария приступила к экономическим реформам в 1991 году, когда доля частного сектора в ВВП составляла всего 10%. Либеральное законодательство, разрешающее заниматься индивидуальной хозяйственной деятельностью, обеспечило возможность для становления малых и средних предприятий, для притока иностранных инвестиций. В результате в конце 1994 года доля частного сектора уже достигла 27%, в нём работало 912 тысяч человек, или 28% трудоспособного населения (в 1990 – 5.9%). В Болгарии не проводится особой государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства, хотя существуют специальные инвестиционные фонды и другие структуры, призванные стимулировать развитие этого сектора. В частности Фонд Малых и Средних Предприятий предоставляет льготные кредиты малым предприятиям, выплачивает 50% по инвестиционным кредитам, обеспечивает разовую финансовую поддержку. В 1993 году правительство стало инициатором создания Центра Сельскохозяйственного Кредита (ЦСК), предоставляющего инвестиционные кредиты индивидуальным фермерам и кооперативам, созданным на основе частной собственности, под закупку основных материальных фондов: сельхозтехники и зданий. Законодательство предусматривает всего 2 незначительные льготы малому предпринимательству независимо от характера предприятия. В частности, в соответствии с постановлением №356 «О хозяйственной деятельности лица», занимающегося ею и имеющего подлежащий налогообложению годовой доход до 1 млн. левов, облагаются подоходным налогом в размере 30%, остальные платят 40%. Становлению и развитию малого бизнеса в Болгарии способствуют 2 главных фактора: - свободный режим создания частных фирм и незначительный первоначальный капитал, необходимый для их открытия; - демонополизация и раздел госсектора в 1990 году на более мелкие составляющие, позволяющие уменьшить размер госпредприятий и сделать их более жизнеспособными. Благодаря этому и принятию рыночного законодательства число частных предприятий в Болгарии постоянно растёт. Бум предпринимательства пришёлся на 1992 год. Этому способствовало создание юридической основы рыночной экономики и частного сектора, политические гарантии частного предпринимательства. В 1993-1994 годах число регистрируемых индивидуальных фирм пошло на убыль, хотя значительная часть населения всё ещё стремится открыть собственный бизнес. Частный сектор быстрее всего развивается в строительстве, сфере услуг и торговле (в том числе внешней). По данным опроса, проведённого среди 5487 фирм Болгарии, 70% частных предприятий работают в торговле, гарантирующей самую быструю ликвидность инвестируемых средств и не требующей большого стартового капитала. В сфере услуг предпринимателей большего всего привлекают страхование, бытовое обслуживание, здравоохранение финансовый кредит. В таких отраслях, как машиностроение, электроника, разработка технологий производства для пищевой промышленности, частники составляют лишь 11% . Менее значительная доля частного сектора в промышленности объясняется запоздалой приватизацией, отсутствием крупных капиталов у индивидуалов, а также высокой степенью риска и низкой ликвидностью вложенных средств. Интересен также опыт создания однородных элементов инфраструктуры разных уровней. Например, опыт Великобритании по созданию предпринимательских агентств позволят рационально распределять функции и ресурсы. Так в рамках иерархии существуют: - стратегические агентства, имеющие годовой бюджет свыше 0.5 млн. фунтов стерлингов, предлагающие широкий спектр услуг не только самим предпринимателям, но и агентствам более низкого уровня, определяя тем самым общую политику в области малого и среднего предпринимательства; - среднего уровня агентства с бюджетом 100 – 500 тыс. фунтов стерлингов, работающие, прежде всего с начинающими и действующими предпринимателями, предоставляющие достаточно широкий спектр услуг. Такая система позволяет обеспечить наибольшее число предпринимателей услугами, способствует повышению устойчивости предприятий, позволяя в то же время оптимизировать затраты на поддержку малого предпринимательства внутри системы в целом. В рамках системы поддерживается единый высокий стандарт на оказываемые услуги, общее информационное пространство и обмен информацией с другими системами. Учёт местных условий позволяет системе само развиваться, в том числе за счёт её дополнения другими инфраструктурными элементами в случае необходимости. Заключение. Важная черта западноевропейской экономики 90-х годов состоит в том, что разорение мелких и средних фирм вследствие концентрации и централизации капитала не привело к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал к себе интерес со стороны крупных концернов. Малые и средние предприятия отыскали свою «специализированную нишу», где они выступают субподрядчиками концернов в мелкосерийном производстве. В западной Европе примерно половина всей продукции обрабатывающей промышленности изготавливается именно на таких предприятиях. К началу 1994 года в Великобритании например насчитывалось почти 2.4 млн. мелких предприятий и фирм, которые давали 21% общего товарооборота и составляли 96% общего числа частных компаний страны. В США свыше 4.5 млн. малых фирм – это 95% всех американских деловых компаний. На их долю приходится более половины всех работающих в области производства. Все их усилия направлены на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Концерны предоставляют им возможность первыми перейти к массовому производству. Место разорившихся мелких фирм занимают новые, происходит воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась. Но оно и очевидно – небольшая группа людей гораздо быстрее способна перестроиться на другой вид работы, нежели крупный коллектив. То есть, при прочих равных мелкие предприятия более живучи и играют не такую маленькую роль в мировом хозяйстве, как казалось. Список литературы. 1. Марщинкевич В.И. Шлихтер А.А, Яровая Е.В. «Социально-экономическая эффективность: опыт США» М. Наука, 1999 2. Супян В.Б. Даниелов А.Р. Боневоленский В.Б. «Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство» СПб, «Наука» 1993 3. Дынкин А.А. Мусатов В.Т. Федорович В.А. «Американское государство накануне 21 века: стратегия и тактика в экономике» М. «Наука» 1990 4. Жан Шапира «Международное право предпринимательской деятельности» М. «Прогресс» 1993 5. Журнал «МЭ и МО» №4 1997 «Кредитные гарантии для малого бизнеса» 6. Журнал «Человек и труд» №10 1996 «Малое и среднее предпринимательство в Болгарии» 7. Журнал «Бизнес» №2 1998 «Малый бизнес силён своей инфраструктурой» 8. Журнал «Бизнес» №2 1996 «Малое, но не маленькое» |
|
© 2007 |
|