РУБРИКИ |
Курсовая: Международный долговой кризис |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Международный долговой кризисКурсовая: Международный долговой кризисПЛАНГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОЛГВОГО КРИЗИСА.. 5 1.1 Понятие и причины внешнего долга. 5 1.2 Система управления внешним долгом (Подходы кредиторов и должников к разрешению кризиса международной задолженности) 9 1.3 Международные валютно-кредитные и финансовые организации. 13 глава II. ПРОБЛЕМА ВНЕШНЕГО ДОЛГА В МИРЕ. 17 ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕНа сегодняшний день практически во всех странах сложилась долговая экономическая система, т.к. подавляющее большинство стран в мире испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально- экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Одни страны являются одновременно и кредитором, и заемщиком, другие - чистым должником. Уже с начала 80-х годов стала проявляться тенденция к резкому возрастанию объемов внешнего долга и необходимых платежей по нему, что создавало проблемы не только для самих стран-реципиентов, но и для всей мировой экономики. Кризисы платежеспособности отдельных и даже нескольких стран переросли в долговой кризис развивающегося мира. Сложившаяся за 70-е годы система зависимости платежеспособности стран-должников от чрезмерно высоких экспортных доходов или крупных внешних заимствований не выдержала снижение доходов и увеличение оттока финансовых ресурсов. Проблема внешнего долга стала главным фактором резкого ухудшения социально-экономической ситуации в странах-неплательщиках, а также в ряде государств, сумевших своевременно выполнять свои долговые обязательства за счет снижения экономического роста, сокращения доходов и других краткосрочных и долгосрочных негативных последствий. Долговой кризис продолжался в острой форме до конца десятилетия, пройдя несколько этапов. В первые годы он носил характер кризиса международного кредита, угрожавшего банкротством странам-должникам, банкам-кредиторам и дестабилизацией странам их базирования и международной кредитно-финансовой системе в целом. В эпицентре кризиса оказались транснациональные банки, преимущественно американские, и крупные латиноамериканские страны-заемщики. Масштабы и концентрация внешнего долга развивающихся стран и платежей по его обслуживанию, огромные суммы выданных банками кредитов, значительно превысившие их собственные капиталы, достигли критического уровня. В этих условиях банкротство какой-либо одной крупной страны-дебитора угрожало цепной реакцией банкротства среди кредиторов, и, прежде всего частных банков. Вслед за этим были неизбежны банкротства и среди стран должников, т.к. платежеспособность многих из них к этому времени уже полностью зависела от периодического возобновления внешних заимствований. Во второй половине 80-х годов долговой кризис в ряде стран усилился, во всех кризисных странах он перерос в общеэкономический, охватив сферу производства и потребления с тяжелыми социальными последствиями. Однако угроза массовых банкротств коммерческих банков и краха системы международного кредита миновала. Только в начале 90-х годов платежный кризис стал терять свою остроту. При сохранении различий по странам и их группам выявилась тенденция к снижению показателей задолженности. Ослаблению долгового кризиса содействовали изменение политики Запада и частных кредиторов, создание международной системы урегулирования внешней задолженности, усилия самих развивающихся стран. Многим развивающимся странам-должникам удалось провести мобилизацию внутренних ресурсов, значительные стабилизационные и структурные преобразования, направленные на развитие рыночных отношений, открытие экономики по отношению к внешнему миру, повысить ее конкурентоспособность. Они восстановили экономический рост, расширили экспорт, значительно диверсифицировали его структуру. К концу столетия глобальный долговой кризис перешел в хронический кризис внешней задолженности, который переживают не только развивающиеся страны, но и государства Центральной и Восточной Европы, а также Россия. Проблема международного долгового кризиса актуальна и на сегодняшний день. Почти все страны имеют внешний долг и обязательства по кредитам. Цель моей курсовой работы – рассмотреть причины возникновения долгового кризиса и подходы кредиторов и должников к его разрешению, а также раскрыть понятие внешней задолженности, причины ее образования.
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОЛГВОГО КРИЗИСАФинансовый кризис - резкое ухудшение состояния финансовой системы, при котором быстро ухудшается финансовое состояние и государственных, и частных финансов и субъекты хозяйствования оказываются не в состоянии выполнять большую часть своих обязательств. Финансовый кризис бывает разных видов: валютный (ведет к девальвации национальной валюты); банковский (требует большой государственной финансовой поддержки пошатнувшихся банков); долговой (связан с обострением проблемы внутреннего или внешнего долга); системный (затрагивает всю финансовую систему страны). Причины финансовых кризисов многообразны. Прежде всего, это несостоятельная макроэкономическая политика, слабая национальная финансовая система, неблагоприятные внешние условия, неправильный обменный курс, политическая нестабильность. Далее мы более подробно рассмотрим долговой кризис.
1.1 Понятие и причины внешнего долгаВнешний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий (накопленный) государственный внешний долг, который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы. К внешнему долгу обычно относят долги, платежи по которым производятся в иностранной валюте либо в товарах и услугах и которые влияют на платежный баланс. Долговой кризис является следствием растущей внешней задолженности. Причинами роста могут послужить: бюджетный дефицит, недостаток собственных средств, утечка капитала, неправильная внутренняя и внешняя политика.60 Начало кризиса внешней задолженности обычно датируют августом 1982 года [1], когда правительство Мексики ввергло в шок весь финансовый мир, объявив, что оно не способно выполнять обязательства по долгам в соответствии с графиком платежей. В некоторых странах (Ямайка, Перу, Польша, Турция и др.) кризис задолженности начался еще раньше, но теперь десятка стран немедленно последовали примеру Мексики, признав наличие существенных трудностей по обслуживанию долга. Кризис внешнего долга является единственным существенным препятствием на пути экономического прогресса развивающихся стран.
Причины долгового кризисаПричины возникновения долгового кризиса объяснить не так-то просто. Как и все сложные явления, долговой кризис определяется не одним, а множеством факторов. Поскольку десятки стран одновременно попали в тиски кризиса, это дает основание предполагать, что основную роль в его возникновении сыграли международные факторы (например, повышение мировых процентных ставок). Кроме того, нельзя исключать влияние внутренних факторов, т.к. одни страны все же пострадали больше других. Внешние факторы: Рост цен на нефть во всем мире в 1973-1974[2] годах способствовал быстрому развитию рынка евродолларов, сети оффшорных банков, расположенных в Европе, которые занимали и ссужали международные средства (иногда думают, что нефтяной шок сыграл более непосредственную роль, заставив, развивающиеся страны-импортеры нефти занимать средства на мировых рынках для оплаты дополнительных счетов за нефть, фактически и страны-экспортеры, и страны-импортеры нефти быстро наращивали суммы заемных средств, и долговой кризис поразил и те, и другие). Ближневосточные страны-экспортеры нефти помещали огромные суммы дополнительной выручки в международные банки Европы; банки, в свою очередь, ссужали средства с этих депозитов заемщикам из развивающихся стран. Таким образом, нефтяной шок внес свой вклад в существенный прирост мировых кредитов, предоставляемых развивающимся странам. Правительства ряда развивающихся стран внезапно обнаружили, что коммерческие банки готовы ссужать средства. Большинству крупнейших заемщиков (Аргентина, Бразилия, Мексика) казалось, что благодаря низким ставкам процента в сочетании с быстрым ростом доходов от экспорта (частично за счет высоких мировых цен на сырьевые ресурсы, экспортируемые из этих стран) в будущем у них не будет никаких проблем с обслуживанием долга. Интересно отметить поведение коммерческих банков в то время. Большинство из них последовали примеру одного из наиболее влиятельных банков "Ситикорп", председатель которого Уолтер Уристон заявил, что "государства не могут быть банкротами"[3]. Однако в начале 80-х годов произошли драматические изменения в экономической ситуации. Мировые процентные ставки резко взлетели вверх в результате проведения антиинфляционной политики в развитых странах; в то же время падение цен на сырьевые ресурсы, экспортируемые странами-должниками, привело к ухудшению торгового баланса. Таким образом, быстрый рост экспортных доходов развивающихся стран замедлился, а в некоторых случаях даже стал падать. Совокупное действие высоких процентных ставок и падение экспортных цен означали, что должники стали платить очень высокие реальные проценты по внешним долгам, что не замедлило привести к тяжелым последствиям. Экономика стран-заемщиков была крайне подвержена влиянию роста процентных ставок, поскольку их займы осуществлялись на условиях плавающего процента. Это означает, что в момент получения долгосрочного кредита заемщик не знает и не может знать процентной ставки, по которой он будет расплачиваться за кредит. Большинством кредитных соглашений между правительствами государств- заемщиков и коммерческими банками предусматривалось, что выплаты по процентам будут зависеть от процентных ставок мирового рынка на момент выплат. Примерно 65% долга Латинской Америки было взято под плавающий процент, поэтому, когда в начале 80-х годов процентные ставки вдруг подскочили, счет Латинской Америки за обслуживание долга резко и неожиданно вырос. Одновременно с этим резко сократился приток иностранных инвестиций. Внутренняя политика: Большая доля вины за разразившийся кризис должна быть возложена на внутреннюю экономическую политику. В начале 70-х годов, когда получение кредитов было легким делом, ни банкиры, ни заемщики не уделяли должного внимания тому, как страны-должники использовали предоставленные им кредитные ресурсы. Инвестировались ли они в проекты, сулящие доходы, достаточные для выплаты долга? Или они просто «предались»? Может быть, заемные средства «уплывали» из государства? Выбор направления использования заемных средств во многом определялся внутренней экономической политикой. Фискальная политика: Доступность внешних кредитов позволила многим правительствам во много раз увеличить расходы, не вводя новых налогов и не прибегая к инфляционному финансированию. Конечно, большие размеры внешнего долга могли поддерживаться только в течение ограниченного периода. Когда в начале 80-х годов приток капитала из-за рубежа внезапно сократился, правительства стран-должников не смогли сократить расходы и увеличить налоговые поступления на величину, достаточную для компенсации этого сокращения. Таким образом, дефицит стал финансироваться не за счет средств других государств, а за счет внутренних источников. В странах с наибольшей внешней задолженностью (Аргентина, Бразилия, Мексика) долговой кризис был связан главным образом с дефицитов государственного бюджета. Политика латиноамериканских стран может быть охарактеризована как популистская. Это означает, что правительства пытались заручиться поддержкой населения, реализуя крупные государственные программы, даже если у правительства не хватало на это средств. По-видимому, одной из причин, породившей такую популистскую политику, являлось существенное неравенство доходов в странах Латинской Америки. На одном полюсе находились очень богатые люди, на долю которых приходилась большая часть национального дохода, и, пользуясь своим экономическим могуществом, они оказывали политическое давление на правительство, чтобы избежать больших размеров налогообложения. На другом полюсе находились низшие классы, которые распоряжались лишь незначительной частью национального дохода, но чья огромная доля в общем, количестве населения требовала существенных расходов на общественные нужды. Такое соотношение порождает необходимость роста расходов при низкой способности правительства к увеличению налоговых поступлений.
Торговая политикаДругим существенным отличием стран, попавших в кризис, от стран, его избежавших, являлось их отношение к международной торговле. Страны, которые избежали кризиса, имели более свободные условия для мировой торговли, реалистичные обменные курсы, обеспечивающие прибыльность экспортера, и в целом они следовали политике, стимулировавшей конкурентоспособность экспортного сектора в международном масштабе.
Утечка капиталаПобочным эффектом крупных бюджетных дефицитов и завышенных обменных курсов в странах Латинской Америки явилась широкомасштабная утечка капитала. Это происходит тогда, когда отечественные резиденты конвертируют собственные накопления в иностранную валюту, чтобы хранить их за пределами страны. В экономике с фиксированным обменным курсом и открытым рынком капитала это может быть сделано легально, путем простой конвертации национальной валюты в иностранную. В стране с регулируемым капиталом приходится прибегать к нелегальным средствам (таким, как занижение выручки от экспорта). Связь между утечкой капитала и бюджетным дефицитом часто бывает непосредственной (существуют и другие причины утечки капитала: например, политическая нестабильность может заставить владельцев богатств переправлять средства за рубеж; кроме того, причиной утечки капитала является стремление уклониться от выплаты налогов). Мы знаем, что при фиксированном обменном курсе попытка правительства финансировать бюджетный дефицит приводит к избытку предложения национальной валюты, находящейся у домашних хозяйств. В свою очередь, домашние хозяйства конвертируют эти средства в иностранную валюту по официальному курсу. Резервы иностранной валюты центрального банка сокращаются, в то время как объемы средств в иностранной валюте у населения растут (если при этом средства перемещаются за границу, то растет и утечка капитала). Утечка капитала возрастет и при ожиданиях будущей девальвации национальной валюты. Проблема иностранного долга и бюджетный кризис: Поскольку основная доля взятых развивающимися странами иностранных кредитов приходилась на государство, долговой кризис имел серьезные последствия для государственного бюджета: правительства оказались между двух огней: с одной стороны, резко и неожиданного возросли затраты на обслуживание внешнего долга, с другой стороны, государства лишились возможности получать иностранные кредиты, чтобы покрыть бюджетный дефицит. Нужно было или уменьшит бюджетный дефицит, или использовать внутренние средства для его финансирования. Бюджетная проблема начала 80-х годов была порождена и другими причинами. Во многих странах торговый баланс значительно ухудшился, что снизило экспортную выручку государственных предприятий, производивших продукцию на экспорт, и сократило налоговые поступления от экспорта. Многие частные фирмы в этот период также переживали финансовые затруднения, в некоторых странах правительства частично или полностью взяли на себя их долги, что в конечном итоге провело к росту задолженности государственного сектора. Кроме того, как только разразился долговой кризис, реальные обменные курсы резко упали (т.е. цены экспортируемой продукции в терминах неэкспортируемой выросли). Поскольку обслуживание долга осуществлялось в долларах, а налоговые поступления правительства в основном зависели от производства неэкспортируемой продукции, реальное снижение обменного курса значительно усилило бремя обслуживания долга за счет части внутренних налоговых поступлений. Возможные действия, которые могли бы предпринять правительства, столкнувшись с серьезным бюджетным кризисом, с политической, экономической и социальной точек зрения были малопривлекательными. Расходы государственного сектора были значительно сокращены во всех развивающихся странах. В частности, реальная заработная плата и инвестиции в государственном секторе резко сокращались, создавая большую политическую и социальную напряженность. Были значительно урезаны даже расходы на социальные нужды, что отрицательно сказалось на здоровье и питании людей, особенно беднейших слоев населения; также были снижены расходы на образование. При росте бюджетного дефицита правительства вынуждены были искать альтернативные источники финансирования. Поскольку внутренние финансовые рынки не могли удовлетворить растущих потребностей государства в кредитах, правительства вынуждены были обратиться к печатанью денег. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег подстегивает инфляцию. Таким образом, одним из результатов долгового кризиса явилось распространение инфляции по всему миру.
1.2 Система управления внешним долгом
|
Страна | 1990 год | 1995 год | 2000 год | |||
$ млрд | в % | $ млрд | в % | $ млрд | в % | |
США | 429,6 | 21,3 | 688,6 | 24,6 | 700,0 | 25,0 |
Германия | 96,5 | 5,6 | 301,0 | 10,5 | 350,0 | 10,0 |
Бразилия | 115,9 | 5,6 | 151,1 | 5,2 | 180,0 | 6,0 |
Мексика | 93,8 | 4,9 | 128,3 | 4,4 | 150,0 | 4,0 |
Россия | 53,9 | 2,8 | 101,6 | 3,4 | 150,0 | 3,9 |
Индонезия | 59,4 | 3,3 | 96,5 | 3,3 | 150,0 | 3,5 |
Китай | 44,9 | 2,5 | 100,5 | 3,4 | 130,0 | 3,3 |
Индия | 73,4 | 3,8 | 99,5 | 3,4 | 110,0 | 3,0 |
Мир в целом | 2318,8 | 100,0 | 3192,3 | 100,0 | 3800,0 | 100,0 |
Внешний долг США образовался во второй половине 80-х годов и представляет
собой разницу между объемом всех разновидностей инвестиций иностранного
капитала в США и объемом всех видов инвестиций американского капитала за
границей. С каждым годом объем внешней задолженности неуклонно растет и по
данным на 1992 г. он превышал 500 млрд долларов.
В конце апреля 2004 года внешний долг США впервые в истории страны достиг 7,015
трлн долл. Когда как 10.04.04г. его объем составлял 6,983 трлн долл.
Примечательно, что в США законодательно установлен потолок этого показателя в
7,384 трлн долл. По прогнозу Минфина США, лимит будет, достигнут в период с
июня по октябрь, и тогда, чтобы не допустить дефолта, администрации страны
придется просить Конгресс увеличить его[10]
. Кроме того, инициативы Джорджа Буша по снижению налогов привели к сокращению
доходов казны. В 2003 году финансовом году дефицит достиг рекордной суммы - 734
млрд долл. Буш винит в дефиците недостаточно быстро растущую экономику, а также
необходимость осуществлять многомиллиардные расходы на национальную оборону и
безопасность. На рисунке 1 приведена иллюстрация с сайта Grandfather Economic
Report показывающая рост государственного долга США.
Что же служит причиной столь быстрого роста внешней задолженности Соединенных
Штатов?
Войны - какая-то часть государственного долга стала результатом
дефицитного финансирования военных действий. Долг существенно возрос в период
первой мировой войны и увеличился более чем в 5 раз за время второй мировой
войны. Основная задача в тот период состояла в том, чтобы перераспределить
значительную часть экономических ресурсов, направив их из производства
гражданской продукции на нужды военного производства. Государственные расходы
на вооружение и содержание военнослужащих существенно возросли.
Рис. 1 Рост государственного долга США. Иллюстрация с сайта Grandfather
Economic Report
Для решения этой проблемы можно было выбрать один из трех вариантов
финансовой политики: повысить налоги, напечатать необходимое количество денег
или прибегнуть к дефицитному финансированию. Правительство опасалось, что при
налоговом финансировании ставки налогов придется поднять настолько, что этот
полностью подорвет стимулы к труду, в то время как национальные интересы
требовали вовлечения все большего числа людей в состав рабочей силы и
создания уже работающих эффективных побуждений к удлинению рабочего времени.
Слишком высокие налоговые ставки, очевидно, могли послужить препятствием к
достижению этих целей. Эмиссия дополнительных денег для финансирования
расходов усилила бы инфляцию. Таким образом, участие США во второй мировой
войне финансировалось в основном за счет продажи облигаций населению,
позволившей "оттянуть" из обращения расходуемый доход и высвободить ресурсы
из гражданского производства, с тем, чтобы направить их в распоряжение
оборонных отраслей. Не стала исключением и Иракская компания, которая
полностью велась на заемные средства. Крепкая военная мощь США гарантирована
иностранным капиталом.
Спады - вторая причина государственного долга. В периоды, когда
национальный доход сокращается, налоговые поступления автоматически
уменьшаются, и образуется бюджетный дефицит. Так, государственный долг
увеличивался в период Великой депрессии 30-х годов, и - совсем недавно - во
время спадов 1974-75, 80-82 и 90-91 гг.[11]
Снижение налогов - основной причиной крупных бюджетных дефицитов, начиная
с 1981 г., послужил третий фактор. Закон о налогах для стимулирования
экономического возрождения 1981 г. обеспечил значительное снижение, как
индивидуального подоходного налога, так и налога на прибыль, создав, тем самым,
структурный дефицит федерального бюджета, то есть такой дефицит, при котором
бюджет не был бы сбалансированным, даже если бы экономика функционировала при
полной занятости на всем протяжении начала 80-х г.
Недостаток политической воли - также можно утверждать, что дефицит
бюджета и растущий государственный долг есть не что иное, как результат
отсутствия политической воли и решимости. Расходы зачастую приносят
дополнительные голоса на выборах, а повышение налогов влечет за собой
политическую опалу. Хотя политики и их избиратели выступают против бюджетного
дефицита, конкретные предложения сократить расход или повысить налоги обычно
встречают больше сопротивления, чем поддержки. Особенно трудно поддаются
сокращению программы социальных льгот. Кажется, самое распространенное
отношение к налогам можно выразить так: "Не бери налогов с меня, не бери
налогов с себя, а бери налоги с того, кто стоит там за деревом". Однако
налогоплательщиков "за деревьями" недостаточно, чтобы из новых налоговых
поступлений собрать средства, необходимые для покрытия бюджетного дефицита.
Как было сказано ранее именно Мексика в 1982 г. заявила о своей
несостоятельности выплачивать свою задолженность иностранным коммерческим
банкам. В начале 80-х гг. стало очевидным, что стратегия, ориентированная на
регулярное получение иностранных займов в расчете на покрытие их доходами от
экспорта сырья, в первую очередь нефти, себя не оправдала, к тому же в этот
период на мировом финансовом рынке росли проценты по кредитам. В стране стал
проводиться курс жесткой экономии, направленный на ограничение внутреннего
спроса. Почти все частные банки были национализированы, причем иностранные
инвесторы не имели права участвовать в акционерном капитале мексиканских
банков. Активное сальдо торгового баланса использовалось в основном для
погашения обязательств по внешнему долгу, что в свою очередь блокировало
возможности капиталовложений в развитие национальной экономики. В результате
среднегодовой прирост ВВП в 80-е гг. составлял 2,5%, то есть экономика страны
развивалась не намного быстрее темпов прироста населения (2,3% - в 80-е и 1,8%
- в 90-е гг.), и Мексика работала исключительно на обслуживание внешнего долга
- соответствующие расходы в 1986 г. достигали 44% стоимости экспорта товаров и
услуг (в 1993 г. - 24%)[12].
Резкое сокращение поступлений в народное хозяйство потребовало новых внешних
займов. Для спасения экономики Мексики МВФ предложил банкам-кредиторам
предоставить ей дополнительные кредиты. В результате внешний долг Мексики
увеличился к середине 90-х гг. примерно в три раза по сравнению с началом
последнего десятилетия века, достигнув примерно 160 млрд. долл., а отношение
внешнего долга к ВВП возросло с 24% в 1980 г. до 42% в 1989 г. и 44% в 1996 г.
В 2000 году Мексика занимала 4 место по объему внешнего долга, который
составлял 150 млрд. долл[13].
В течение последнего столетия Бразилия является крупным объектом приложения
капитала в ссудной и предпринимательской форме со стороны западных стран.
Капитал в больших масштабах стал направляться в Бразилию после предоставления
массированной экономической помощи ряду стран Восточной Азии и Турции. Его
приток усилился после кубинской революции 1958 г. и объявления американской
программы «Союз ради прогресса».
Основные потоки ссудного капитала поступили в конце 60-х — начале 80-х годов,
что привело к быстрому росту внешней задолженности. Если в 1964 г. ее
величина составляла 3 млрд., то в 1975 г. — 22 млрд. долл. Уже в конце 70-х
годов она превосходила задолженность любой другой страны (табл. 2).
В конце 70-х годов обслуживание долгов превзошло критический уровень,
превысив 40% стоимости экспорта товаров и услуг.
Если валютно-кредитный кризис начала 60-х годов разрешился отсрочкой выплат
долгов со стороны западных кредиторов, то в начале 80-х годов бразильское
правительство ради поддержания национального экономического развития частично
прекратило обслуживание внешнего долга. Кризис международной задолженности
тяжело отразился на экономическом развитии страны: сократилось производство
на душу населения, происходил чистый отток капитала из страны. В конце 80-х
годов было достигнуто соглашение с кредиторами о рефинансировании основной
части задолженности, а в 1992 г. был разработан с МВФ «документ о
намерениях», по которому Бразилия получила новые займы в обмен на жесткую
программу социально-экономических мер.
Таблица 2 Внешний долг Бразилии, млн. $
1987 | 1992 | |
Всего | 123837 | 121110 |
Долгосрочный | 106200 | 99247 |
Краткосрочный | 13661 | 21064 |
Гарантированный государством долг | 91765 | 86251 |
Долг к ВВП, % | 43,8 | 31,3 |
Обслуживание долга к экспорту | 41,9 | 24,4 |
Просроченный долг ко всему долгу | 11,0 | 17,4 |
Внешний долг России обычно делится на обязательства, взятые российским
правительством, и обязательства, унаследованные от СССР. До августа 1998 г.
Россия выплачивала оба внешних долга, но августовская девальвация снизила
возможности государства обслуживать внешние долги. Было принято решение
прервать выплаты основной части основной части долга и процентные платежи по
советским обязательствам, но выплачивать по долгам, взятым РФ как суверенным
государством.
Серьезное ухудшение экономической ситуации вынудило советское руководство
прибегнуть к серьезным займам за рубежом. В 1985-1989 гг. большая часть
внешнего заимствования использовалась на инвестиционные цели, но в
производительности были достигнуты только скромные успехи. Средства,
полученные в 1990-1991 гг., в основном использовались в целях поддержания
потребления домашний хозяйств за счет импорта. Из-за хронической нехватки
свободно конвертируемой валюты для оплаты импорта дефицитов товаров и услуг
из стран Запада (оборудование, технологии, продовольствие) СССР постоянно
прибегал к заимствованиям в этих странах. Западные кредиты отличались тем,
что они привлекались и погашались на обычных рыночных условиях, причем
исключительно в денежной форме – в свободно конвертируемой валюте, - которую
можно было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет
новых кредитов. На 1 января 1992 г. внешний долг СССР оценивался в $107,7
млрд. На ранних стадиях общее бремя долга предполагалась разделить между
суверенными государствами. Однако в течение 1993 г. новые государства
согласились передать свои внешние активы и обязательства РФ. В 1992-1993 гг.
необходимо было выплатить по внешним долгам $40 млрд.
В свою очередь, СССР сам предоставлял внешние кредиты многим зарубежным
государствам исходя главным образом из политических привязанностей и военно-
стратегических соображений. Советские кредиты предоставлялись в товарной
форме (поставки оборудования, топлива, отдельных видов вооружений и военной
техники) на очень льготных условиях (на 10-15 лет под 2,5-4% годовых) с
погашением в большинстве случаев тоже в товарной форме продукцией местного
производства. Несмотря на это, для СССР вплоть до последних перестроечных лет
серьезной проблемы погашения задолженности перед зарубежными кредиторами не
существовало. Выполнение обязательств по международным займам всегда
относилось к числу важнейших государственных приоритетов. Необходимые суммы в
обязательном порядке включались в валютный план и подлежали безусловной
выплате. Благодаря такому порядку СССР пользовался репутацией образцового
заемщика и располагал свободным доступом к ресурсам мирового кредитного
рынка.
На международной кредитной арене СССР выступал одновременно и как должник, и
как кредитор, однако с большой и неблагоприятной асимметрией в
геополитическом и валютном плане. В условиях фактического банкротства
государства в 1991 г. Российская Федерация была вынуждена обратиться к
международным финансово-кредитным организациям (МВФ, Мировой банк, ЕБРР) за
финансовой помощью для проведения реформ по переводу экономики на рыночные
принципы хозяйствования. Общая структура заимствований, произведенных
Россией в 1992-1998 гг., приводится в табл. 3.
Таблица 3 Кредиты международных финансово-кредитных организаций,
предоставленные России
Кредитор | Период | Сумма, $млрд | Задолженность $млрд |
МВФ | 1993-1998 | 28 | 19,3 |
МБРР | 1992-1998 | 9,442 | 6,3 |
ЕБРР | 1993-1004 | 5,581 | --- |
Всего: | 1992-1998 | 43 | 26 |
В 1996 г. после длительных переговоров, продолжавшихся фактически с 1992г.,
было подписано рамочное соглашение со странами-участницами Парижского клуба
кредиторов о 25-летней реструктуризации задолженности бывшего СССР в размере
около 40 млрд долл. Соглашение предусматривало предоставление России 6-
летнего льготного периода, в течение которого осуществляется только выплата
процентов. Погашение же основной суммы долга начнется в 2002 г. и завершится
через 20 лет.
По официальным данным общая величина внешнего долга резидентов РФ за 2003 г
возросла со 153,2 млрд. долл. до 182 млрд. долл. (на 18,8 %). Об этом
свидетельствуют материалы, обнародованные Центральным банком РФ. Из общей
суммы внешнего долга 176 млрд. долл. было представлено в иностранной валюте и
примерно 6 млрд. долл. - в национальной валюте. Внешний долг органов
государственного управления за рассматриваемый период увеличился с 97,7 млрд.
долл. до 99 млрд. долл., в том числе федеральных органов управления - с 96,7
млрд. долл. до 97,8 млрд долл.
Новый российский долг федеральных органов управления сократился за год с 41
млрд. долл. до 39,8 млрд. долл. В структуре собственно российского долга на 1
января 2004 г. 6,6 млрд. долл. составляли кредиты международных финансовых
организаций 6,3 млрд. долл. - МБРР и 0,3 млрд. долл - прочие, 4,9 млрд. долл.
- прочие кредиты, 26,8 млрд. долл. - ценные бумаги в иностранной валюте (5,7
млрд. долл. - еврооблигации, размещенные по открытой подписке; 2 млрд. долл.
- еврооблигации, выпущенные при реструктуризации ГКО; 16,8 млрд. долл. -
еврооблигации, выпущенные для реструктуризации задолженности перед Лондонским
клубом; 2,4 млрд. долл. – ОВВЗ), 0,1 млрд. долл. - ценные бумаги в российских
рублях и 1,4 млрд. долл. - прочая задолженность.
Долг бывшего СССР увеличился с 55,7 млрд. долл. на 1 января 2003 г. до 57,9
млрд. долл. на 1 января 2004 г. В структуре союзного долга на 1 января 2004
г. 42,7 млрд. долл. составляли кредиты стран - членов Парижского клуба
кредиторов, 3,6 млрд. долл. - задолженность перед бывшими социалистическими
странами, 1,4 млрд. долл. - ОВВЗ и 10,3 млрд. долл - прочая задолженность.
Задолженность субъектов РФ за год увеличилась с 1,1 млрд. долл. до 1,2 млрд.
долл., из которых 1 млрд. долл. приходилось на кредиты, 0,1 млрд. долл -
еврооблигации и 0,1 млрд. долл. - ценные бумаги в рублях.
Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования за 2003 г. увеличился с
7,5 млрд. долл. до 7,8 млрд. долл. Из этой суммы 5,1 млрд. долл составляли
кредиты МВФ, 2,4 млрд. долл. - прочие кредиты, 0,4 млрд. долл - наличная
национальная валюта и депозиты.
Внешние долги банковской системы (без участия в капитале) за 2003 г возросли
с 14,2 млрд. долл. до 24,8 млрд. долл. В структуре долгов банковской системы
на 1 января 2004 г. 0,1 млрд. долл. составляли долговые обязательства перед
прямыми инвесторами, 12,9 млрд. долл. - кредиты, 9,6 млрд. долл. - текущие
счета и депозиты, 1,2 млрд. долл. - долговые ценные бумаги и 0,9 млрд. долл.
- прочая задолженность.
Внешние долги нефинансовых предприятий (без участия в капитале) возросли за тот
же период с 33,8 млрд. долл. до 50,3 млрд. долл. Из этой суммы 7,7 млрд. долл.
составляли кредиты, полученные предприятиями прямого инвестирования; 40,5 млрд.
долл. - прочие кредиты, 1,3 млрд. долл. - задолженность по финансовому лизингу,
0,7 млрд. долл. - долговые ценные бумаги.
[14]
Из всего выше сказанного мы выяснили, что и за финансовую помощь, и тем более
за получение извне на коммерческих условиях займов, кредитов и ссуд
необходимо платить. Именно так образуется внешний долг (внешняя
задолженность) страны. Та его часть, которая ложится на плечи государственных
органов (из-за того, что они сами брали в долг за рубежом или давали свои
гарантии по оплате долга частным банков, фирм и местных органов власти),
называется официальным (государственным) внешним долгом. В развивающихся и
постсоциалистических странах он обычно намного больше, чем частный внешний
долг, т.е. внешний долг частных компаний, банков и местных органов власти, не
гарантированный государством.
Растущее долговое бремя может привести к тому, что страна оказывается в так
называемой долговой петле, когда новые внешние заимствования используются
большей частью на погашение ранее полученных займов, кредитов и ссуд.
Подобная ситуация сложилась во многих развивающихся странах и грозит ряду
постсоциалистических государств, у которых растущая часть их ВВП и экспортных
доходов уходит не на собственное развитие, а на обслуживание внешнего долга,
если у них вообще хватает средств на это обслуживание. В результате у таких
стран возникает долговой кризис, как, например у России.
Для того чтобы внешний долг не превратился в острую экономическую проблему
для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Этот
термин применяется для обозначения набора мер по предотвращению или смягчению
долгового кризиса. В их числе меры экономические (минимизация величины
внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение
эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение
возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего долга), политические
(поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с
внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а
также по обеспечению национальной безопасности (прежде всего сохранение
независимой от кредиторов внешней и внутренней политики).
1. http://fincrisis.narod.ru/financial.htm Ю.К. Алексеев «Финансовые
кризисы в международной экономике»
2. http://www.auditorium.ru/books/126/intrelation-afontsev.htm С.А.
Афонцев «Экономическая политика в современном мире: «глобальное управление»
или глобальный политический рынок?»
3. http://iks.ru/~nkp/arhiv/html_arhiv/2001/1/1_2.html Е.Н. БУРЦЕВА
«Международные валютно-кредитные, финансовые организации и участие в них
России»
4. http://rostowskaja.narod.ru/LA/Latam.htm М.Н. Ростовская «Становление
кредитно-банковской структуры в переходной экономике: опыт Чили, Мексики,
Аргентины»
5. http://www.dnestr.ru/pressa/pr_1201_25.htm И.Л. Сергеев «Тут, за рекою
– Аргентина»
6. http://www.ckp.ru/biblio/s/soros/alchem0/alchem0.htm Дж. Сорос
«Алхимия финансов»
7. http://forex-kiev.narod.ru/classiks/sor/sor6.html Дж. Сорос «Кризис
мирового капитализма»
8. http://aomai.ab.ru А.А. Стриженко «Глобализация мировой экономики:
основные тенденции»
9. http://www.cofe.ru/Finance/russian/12/43.htm «Энциклопедия Банковского
дела и финансов»
10. А.С. Булатов «Мировая экономика: Учебник». – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.
11. В. К. Ломакин «Мировая экономика: Учебник для вузов». — М.: Финансы,
ЮНИТИ, 1998. — 727 с.
12. www.imf.org Официальный сайт международного валютного фонда
13. www.cbr.ru Официальный сайт Центрального банка РФ
[1] В.К. Ломакин «Мировая экономика:
Учебник для вузов».-М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 163 с.
[2] Ю.К. Алексеев «Финансовые кризисы в
международной экономике» (http://fincrisis.narod.ru/financial.htm)
[3] А.А. Стриженко «Глобализация мировой
экономики: основные тенденции» (http://aomai.ab.ru)
[4] В.К. Ломакин «Мировая экономика:
Учебник для вузов».-М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 170 с.
[5] В.К. Ломакин «Мировая экономика:
Учебник для вузов».-М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 171 с.
[6] В.К. Ломакин «Мировая экономика:
Учебник для вузов».-М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 172 с.
[7] Дж. Сорос «Кризис мирового капитализма»
(http://forex-kiev.narod.ru/classiks/sor/sor6.html)
[8] В.К. Ломакин «Мировая экономика:
Учебник для вузов».-М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 176 с.
[9] Е.Н. БУРЦЕВА «Международные
валютно-кредитные, финансовые организации и участие в них России»
(http://iks.ru/~nkp/arhiv/html_arhiv/2001/1/1_2.html)
[10] А.А. Стриженко «Глобализация мировой
экономики: основные тенденции» (http://aomai.ab.ru)
[11] Ю.К. Алексеев «Финансовые кризисы в
международной экономике» (http://fincrisis.narod.ru/financial.htm)
[12] И.Л. Сергеев «Тут, за рекою –
Аргентина» (http://www.dnestr.ru/pressa/pr_1201_25.htm)
[13] М.Н. Ростовская «Становление
кредитно-банковской структуры в переходной экономике: опыт Чили, Мексики,
Аргентины» (http://rostowskaja.narod.ru/LA/Latam.htm)
[14] Официальный сайт Центрального банка РФ (www.cbr.ru) см. Приложения
|
© 2007 |
|