РУБРИКИ

Курсовая: Миграция

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Миграция

/p>

2.4. Основные международные центры притяжения рабочей силы.

Куда конкретно направлялись эмигранты? Прежде всего, в США, где бурно

развивался капитализм, которому требовались рабочие руки. Ехали также в

Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину и другие страны. Иммиграция

явилась важнейшим источником роста их населения. Уезжали же из европейских

стран – из Ирландии и Англии, Франции и Германии. Но ехали и из России –

молокане, старообрядцы.

В последние десятилетия сложились новые мировые рынки рабочей силы вследствие

не только межконтинентального, но и внутриконтинентальной миграции населения.

Первый центр притяжения мигрантов сложился в Западной Европе. Здесь только в

странах ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей. Основную часть

иммигрантов принимают такие западноевропейские страны, как Германия, Франция,

Англия, а также Бельгия, Нидерланды, Швеция и Швейцария. Так, в ФРГ

насчитывается 4630 тыс. иностранцев, во Франции – около 4 млн. преимущественно

выходцев из Северной Африки, в Бельгии – около 1 млн. испанцев и итальянцев, в

Швеции – 1 млн. преимущественно финнов1.

По прогнозам европейских экспертов, в связи с созданием единого мирового

рынка в миграционных потоках произойдут некоторые изменения. Плохо

организованная массовая иммиграция работников низкой квалификации уступит

место коллективным договорам по целевому назначению. Не смотря на то, что

преобладающую часть будут составлять низко- и полуквалифицированные

работники, приоритетное право получают высококвалифицированные профессионалы,

число которых в перспективе возрастет.

Второй центр притяжения трудящихся-мигрантов в 70-е годы сформировался в

регионе Ближнего Востока. Нефтедобывающие страны притягивают на промыслы

огромное число людей из Индии, Бангладеш, Пакистан, Иордания, Йемене, а также

из Греции, Турции, Италии. К началу 90-х гг. здесь работали более 4,5 млн.

иностранцев, в то время как число местных рабочих составило только 2 млн.

человек. Доля иммигрантов в общей численности рабочей силы отдельных стран

весьма значительна. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах она составляет 97%,

Кувейте – 86,5%, Саудовской Аравии – 40%, т.е. подавляющую или большую часть

всей промышленной рабочей силы.

Особую группу эмигрантов на Ближнем Востоке составляют евреи. За период с

1989 по 1994 г. из стран СНГ в Израиль выехали свыше 500 тыс. человек.

Причины бегства евреев из стран бывшего коммунистического региона являются

следующие: возвращение на этническую родину, уход от политической

неопределенности и экономических трудностей, желание воссоединиться с

родственниками и по религиозным мотивам.

Третий центр современной иммиграции рабочей силы находится в США. Трудовые

ресурсы этой страны исторически сложились в значительной мере за счет

иммигрантов. Иностранцы и сейчас составляют около 5% рабочей силы страны.

Послевоенная иммиграция в Соединенные Штаты состояла из нескольких этапов.

Первый представлял мощный европейский поток, когда в США из стран Западной

Европы въехали 6,6 млн. человек. Второй начался в 1965 г., когда был принят

закон, создавший благоприятные условия для выходцев из Азии и Латинской

Америки. С 1993 г. ведет свой отсчет третий этап, когда отдается предпочтение

эмигрантам из Европы – Ирландии, Италии, Польши, а также Аргентины.

Означенная переориентация приведет к тому, что к началу третьего тысячелетия

США может стать страной, где белые окажутся в меньшинстве в результате

прогнозируемой высокой рождаемости цветного населения.

Четвертый международный регион миграции сформировался в Австралии. В этой

стране трудятся 200 тыс. иностранных рабочих. Австралия, как и США,

ориентирована на ассимиляцию иммигрантов. Кроме того, с 1982 г. Австралия

стала проводить миграционную политику, стимулирующая развитие бизнеса в

стране. В соответствие с ней в страну в первую очередь принимались

иммигранты, делавшие инвестиции в ее экономику.

Пятым центром трудовой миграции являются страны Азиатско-Тихоокеанского

региона (АТР) – Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Республика

Корея, Тайвань, Пакистан. Например, Япония начинает ввозить рабочую силу.

Традиционно это были корейцы, но в последние время появились и иранцы,

выполняющие черную работу. В тоже время Япония может вывозить рабочую силу

высокой квалификации, сопровождающую прямыми инвестициями в страны АТР. Этот

тип миграции называют профессиональной транзитной миграцией.

В Латинской Америке складывается шестой центр притяжения рабочей силы, где

иммигрантов принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Общее число мигрантов

достигает 3 млн. человек, большинство которых составляют латиноамериканцы. Но

Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и Парагвай субсидируют

специальные программы по привлечению восточноевропейцев, в том числе выходцев

из бывшего СССР. Они остро нуждаются в нефтяниках, инженерах-химиках,

фермерах.

Существует и африканский центр. По приблизительным оценкам межстрановая

миграция в Африке составляет 2 млн. человек. В основном более богатые

африканские страны берут неквалифицированных работников из соседних стран.

ЮАР заинтересована в притоке специалистов из бывших стран СССР, но на

постоянное место жительства.

Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения

мигрантов из других стран (см. приложение рис. 2.1):

· США, Канада и Австралия. Будучи наиболее экономически

развитой страной современного мира, США, являются основным направлением

миграции как низко квалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей

силы. Каждый год туда приезжает больше мигрантов, чем во все остальные страны,

вместе взятые. Основные потоки низко квалифицированной рабочей силы

направляются в США из ближайших латиноамериканских стран – Мексики, стран

Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США

практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку,

Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов

оценивается в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс.

человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек. Чистая иммиграция (миграционное

сальдо) составляет 580 тыс.

· Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские

страны, и, прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают

рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты,

Испании), арабских стран Северной Америки и Ближнего Востока, стран Африки к

югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграция

работников из африканских стран – бывших колоний западноевропейских государств

способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и

иные связи. Притоки иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов

оценивались на уровне 180 тыс. человек в год. Более того, в рамках

западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы,

предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза

и унификацию трудового законодательства.

· Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона

привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые

работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из

Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы

Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Кувейта и

Омана составляют иностранные рабочие.

· Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов –

интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки

работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути

экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на

сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от

Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока

всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в 1991 году около 1

млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и

около 500 тыс. палестинских и иорданских рабочих покинули Кувейт, куда на их

место приехали рабочие из Индии и Египта.

· Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием

этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток

иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае

Южной Кореи и Малайзии.

Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс. человек в год, -

высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения. Источник

эмиграции – развивающиеся страны (рис. 2.1), главные из которых – Мексика и

страны Азии.

Итак, количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются

частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых

доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые

представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого

мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и

денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта,

получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов

мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате

снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы.

Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся –

источником эмиграции.

2.5. Государственное регулирование миграции.

По мере того как развивалось международное движение рабочей силы, создавались

и совершенствовались методы государственного управления миграционными

потоками. Городничий – местная государственная власть, - как видно, решал

проблему размещения солдат, мигрирующих с одного места службы на другое,

просто: приказывал купцам принять их на постой, и все. В наше время

государственное регулирование миграции, разумеется, обзавелось более

изощренными механизмами, но главный из них остается прежним – закон, т.е.

государственный приказ.

Механизм контроля миграции

В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации

своей внешней торговли, практически все они применяют меры, ограничивающие

международную миграцию. Как было показано выше, миграция приводит к росту

совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от

миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты

миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые тоже имеют место.

Один из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более

развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко

расположены или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным

примером являются, с одной стороны, США, Мексика и страны Карибского

бассейна, с другой стороны – Франция и страны Магриба, Германия и Турция.

Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных, но и

нелегальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для

материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно

находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных

иммигрантов.

Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции

населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей

экономики нужных работников. С этой целью во всех промышленно развитых

странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов,

связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многие федеральные

органы. Государственный департамент имеет специальное Бюро по консульским

вопросам, которое устанавливает порядок предоставления въездных виз,

контролирует их выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существует Служба

иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль за соблюдением

правового режима въезда и пребывание иностранцев на американской территории,

а также их задержание и депортация, если они нарушают действующее

законодательство США. Министерство труда определяет, не окажется ли иммигрант

обузой для американской экономики, не лишит ли он какого-либо американца

рабочего места. Взвесив все обстоятельства, Служба иммиграции и натурализации

может предоставить иммигранту разрешение на проживание в США.

Примерно аналогичные органы регулирования трудовой миграции существуют в

Германии и Норвегии, Турции и Греции, Ирландии и Зимбабве, Польше и Словакии

и других странах.

Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привела

к созданию широкой системы государственного и межгосударственного

регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей

силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании

международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы,

запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течении XIX века

многие европейские страны принимали законы, ограничивавшие въезд

нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двухсторонние конвенции,

регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время.

Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде

всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в

страну на постоянное место жительства, и не иммигрантами – людьми,

приезжающими в страну временно и/или не претендующими там, на постоянное

место жительства (см. приложение табл. 2.3). Несмотря на то, что не

иммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в

течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической

точки зрения является регулирование трудовой миграции.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие

финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока

иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к

возвращению на родину (реэмиграции).

Регулирование иммиграции

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является

заключение международных соглашений, которые могут быть дву- и

многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные

ограничения в процесс трудовой миграции.

Двухсторонние соглашения принимают вид межправительственных или

межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных

выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии – Министерство труда, а в

Швейцарии – Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда.

Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах-

мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который

изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет его

уполномоченному органу принимающей страны.

Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между

ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о

проведении единой иммиграционной политики. Так, в январе 1991 г. на Венской

конференции было принято совместное коммюнике с целью нейтрализации волны

неконтролируемой эмиграции из стран бывшего СССР.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании

иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует

въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая

въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны

к стране, но обычно они относятся к данной из следующих категорий:

· работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую,

вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные,

сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

· специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты,

узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

· представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы

картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

· специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые,

спортсмены, врачи, писатели;

· крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую

страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих

стран, действующие на основе национального законодательства, а также

подписанных двухсторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении

проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства:

министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление

выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные

органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный

законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием

иностранной рабочей силы. В США, например, в соответствии с законом об

иммиграции проблемами иммиграции занимаются: государственный департамент, в

рамках которого действует Бюро по консульским вопросам, определяющее визовый

режим; министерство юстиции в лице своего подразделения – Службы иммиграции и

натурализации, главная задача которой – претворять в жизнь все положения

иммиграционного законодательства; министерство труда определяет, не идет ли

трудоустройство иммигрантов вразрез с интересами сокращения безработицы среди

граждан своей страны. Поощряется иммиграция лиц со стажем работы по

специальности и высокой профессиональной подготовкой, которая оценивается по

специально разработанной методике. Иммигрант должен в течение последних пяти

лет, непосредственно предшествующих его приезду в США, иметь минимум два года

стажа работы по специальности, требующей минимум двухгодичной подготовки.

Минимальный уровень образования иммигрантов должен соответствовать уровню

американской школы (12-летний курс обучения). В США не допускаются наркоманы,

лица, страдающие психическими заболеваниями. Состояние здоровья должно быть

подтверждено справкой сертифицированного медицинского учреждения. Экономические

критерии иммиграции также достаточно жесткие: 10 тыс. иммигрантских виз

выдается иностранцам, вложившим в экономику США более 500 тыс. долл. Однако это

само по себе не гарантирует получения вида на жительство: например, в 1993 г.

из 225 подобных заявлений от иммигрантов, готовых инвестировать, 140 было

отклонено.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании

подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения

министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных

навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В

некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта

его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и

профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран

предоставлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные

черты иммиграционного законодательства следующие:

· Профессиональная классификация.

Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к

уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к

образованию считается окончание полного курса средней школы или

профессионально- технического училища, что должно подтверждаться

соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтверждать

или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к

специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям,

предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере

рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами

специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут

потребовать также и рекомендательные письма. Для большинства профессий

необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или специальном

образовании. Например, в Австралии считают законными следующие российские

дипломы – инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и

бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании

слесарей-монтажников, электромехаников, рабочих-металлопрокатчиков. В Австралии

принимают специалистов с профессиональным стажем не менее трех лет. А в Омане,

ОАЭ и Катаре даже для поваров необходим стаж не менее 5 лет.

· Ограничение личного характера. Разумеется,

законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию

здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные

люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о

состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей

страны, или пройти специальное медицинское обследование. В США в соответствии с

иммиграционным актом 1990 г. не допускаются наркоманы и лица, страдающие

различными видами психических заболеваний. А шведские и норвежские

фирмы-наниматели проводят предварительное медицинское и психологическое

тестирование иностранных кандидатов на въезд. Возрастной ценз иммигрантов

устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в

которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. К

примеру, Швеция и Норвегия нуждаются в буровиках-нефтяниках в возрасте от 20 до

40 лет. В Объединенных Арабских Эмиратах требуются врачи и средний медицинский

персонал в возрасте 20-45 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются

законодательные требования к политическому и социальному облику иммигранта,

которая иначе называется социальная «чистота», что считается важным моментом

для сохранения социальной и политической стабильности принимающей страны. В США

ограничивается въезд в страну членов коммунистических партий или любой другой

партии тоталитарного типа. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать

лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и

профашистских организаций. В соответствии с законом США въезд в страну

закрыт:

1. Иностранцам, которые имеют заразные болезни, психические

заболевания, представляющие опасность для них самих и окружающих, или

являются наркоманами;

2. Иностранцам, осужденным в связи с уголовным преступлением, имевшим

в прошлом две и больше судимостей с общим сроком приговора более 5 лет

лишения свободы, приезжающим для занятия проституцией или изобличенным в

занятии проституцией в течение последних 10 лет, изобличенным в перевозке

наркотиков или совершившим преступление на территории США;

3. Иностранцам, целью въезда которых в США являются шпионаж, саботаж,

нарушение правил экспорта, свержение американского правительства, участие в

террористических акциях; иностранцам, которые были членами или сотрудничали с

коммунистическими и другими тоталитарными партиями; иностранцам; иностранцам,

которые в сотрудничестве с нацистской партией Германии принимали участие в

преследованиях других лиц по расовым, национальным и политическим причинам;

иностранцам, занимающимся геноцидом;

4. Иностранцам, которые не могут содержать себя и будут обузой для

американского общества (потребуют выплат бюджетных пособий);

5. Иностранцам, которые не получили разрешения Департамента труда на

занятие квалифицированной или неквалифицированной работой в США, и

иностранцам, окончившим иностранные медицинские учебные заведения и не

прошедшим экзамена в США на право занятие врачебной деятельностью;

6. Иностранцам, депортированным из США в течении последнего года,

которые пытались получить визу путем подлога или искажения информации,

которые помогали другим иностранцам въехать на территорию США с нарушением

закона.

По американскому закону лица, состоявшие в коммунистических и других

тоталитарных партиях, могут быть допущены на территорию страны только в

случае, если представят доказательство, что причастность к упомянутым

организациям не была добровольной, имела место до достижения данным лицом 16-

летнего возраста, объяснялась необходимостью заработать на жизнь,

прекратилась не менее чем за 2 года до подачи ходатайства (для партии,

осуществляющей руководство в данном иностранном государстве, - не менее чем

за 5 лет).

· Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих

иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты

могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю

иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных

отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех

занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя

максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как

ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение

года. Количественное квотирование является весьма жестким методом

государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется

соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают

правоохранительные органы.

· Экономическое регулирование. Оно вводит определенные

финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов.

Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право

нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема

оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный

бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы

инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму,

доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное

количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление

иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны

платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава

корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным

иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве.

· Временные ограничения. Законодательства большинства стран

устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их

территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну,

либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего

пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус

стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие

продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину,

пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они

приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

· Географические приоритеты. Практически каждая страна,

принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и

национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью

количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы

избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства

проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между

представителями из разных стран из одного географического региона. В США,

например, географическая структура иммиграции, устанавливается

законодательно. Так, для того, чтобы на не дискриминационной основе

обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США

ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой диверсификации

иммигрантских виз DV-1. На основании статистики иммиграции за предшествующие

пять лет, устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее количество

рабочей силы в США. Затем на основе специально разработанных формул

определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в

лотерее. Чем больше была иммиграция из данной страны за предыдущие пять лет,

тем меньше квота этой страны в лотерее. В 1996 финансовом году в лотерее

разыгрывалось 55 тыс. иммигрантских виз. Из них на все страны Африки

приходилось 20 200 виз, Азии – 6837 виз (все страны, кроме Китая, Тайваня,

Индии, Филиппин, Вьетнама и Южной Кореи), Европы – 24 549 виз (все страны,

кроме Великобритании и ее зависимых территорий), Северной Америки – 8 виз

(только Багамы), Океании – 817 виз (все страны), Южной Америки, Центральной

Америки и Карибского бассейна – 2589 виз (все страны, кроме Мексики, Ямайки,

Сальвадора и Доминиканской Республики). Для того чтобы участвовать в лотерее,

сообщение о которой публикуется в газете многих стран мира, достаточно просто

к определенному сроку послать по указанному адресу в Национальный визовый

центр письмо, сообщив свое имя, год и место рождения, те же данные о

жене/муже и детях, обратный адрес и страну, гражданами которой являются

участники лотереи. Эти данные закладываются в компьютер, который затем и

делает случайную выборку потенциальных обладателей виз. Выигрыш в лотерее не

означает, что виза выдается автоматически. Все равно требуется подать

заявление, предоставить набор требуемых по закону документов, необходимых для

выполнения иммиграционных формальностей, и уплатить госпошлину в размере 200

долл.

· Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую

силу обычно содержаться в законах о профессиях, которыми иностранцам

заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или

специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты,

напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут

работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним

иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения

специальности, смены места роботы требуется получать дополнительное

разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче.

Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран

пресекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда

эффективны.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции. Они

могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им

незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное

проникновение в страну считается преступлением. За его совершение

предусматриваются депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение.

Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией,

большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За

незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые

также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы,

что они могут вести к разорению некоторых небольших фирм и предприятий.

Стимулирование реэмиграции

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве

иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран

с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда

иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер

реэмиграции следующие:

· Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг

мероприятий, начиная с мер по принудительной репатриации незаконных

иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться

на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды)

принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие

выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде

на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только

заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую страну, в других –

через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причем

получение выходного пособия лишало иммигранта права повторно въехать в

принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств,

накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате

отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. Хотя считалось, что

такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную

часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказались также весьма

значительными в результате необходимости создания электронной системы

государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ

стимулирования реэмиграции остается весьма низкой.

· Программ профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве

средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину,

правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают

программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ,

получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на

более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на

родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах

оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само

по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине.

Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие,

работы в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться найти лучшую работу

на родине.

· Программы экономической помощи странам с массовой эмиграции.

Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об

инвестиции части переводов работников на родину и части государственных

средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли

бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия принимали форму

кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие

эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ с Турции. В ряде случаев

новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только

стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки

эмиграции из Турции.

Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, Большинство

программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при

некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд иностранных

рабочих на родину резко уменьшался по мере того, как сокращалось

финансирование программ. Однако главной причиной их низкой эффективности

является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не

заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по

сокращению эмиграции.

Итак, государственное регулирование международного рынка труда осуществляется

на основе национального законодательства принимающих стран и стран,

экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и

межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через

принятия финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение

притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование

иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграция).

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

3.1. Влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры

Сначала рассмотрим влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры.

Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития

своих производительных сил. На практике существует несколько явлений,

подтверждающих это положение.

В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом

у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и

обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. Так, в конце

80-х годов иностранные рабочие составили в Западной Европе от 5 до 25% всех

работающих по найму.

В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик. Например, в

настоящее время иностранные рабочие составляют во Франции 33% занятых в

автомобилестроении, в Швейцарии – 40% всех строительных рабочих, в Бельгии –

50% шахтеров и т.д.

Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их

труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без

привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование

некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной

промышленности, сферы услуг и т.д.

Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно

высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести

перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении

между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным

структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции. Перелив

национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к

росту ее квалификации.

В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно

развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа

национальной рабочей силы, а на другом – иностранной. Население данной страны

выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг.

Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья

видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату

ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и

потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста

заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов

укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой

стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы

предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в

трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.

Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства

на подготовке кадров. К примеру, в результате «похищения умов» Соединенные

Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с

1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл. США похищают умы у всех стран мира, в

том числе и у развивающихся государств. В Соединенных Штатах учатся тысячи

людей из Азии, Африки и Латинской Америки и многие из них остаются в этой

стране.

Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие

экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989

г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции», оценивает,

безусловно, позитивно влияние международной миграции рабочей силы на мировую

экономику в целом. Точно так характеризуют воздействие иммиграции на рост

экономики США и 81% опрошенных экспертов, в разные годы занимавших

руководящие посты в Американской экономической ассоциации или бывших членов

президентского Совета экономических советников.

3.2. Влияние миграции рабочей силы на страны-экспортеры

Что касается влияния рабочей силы на страны-экспортеры, то проводившиеся в

80-е гг. на эту тему исследования дали положительные результаты. Они

показали, что отъезд части населения отдельных стран за рубеж способствовал

нормализации на их рынках труда. Так, в Пакистане во второй половине 80-х гг.

миграция за рубеж позволила сократить безработицу на 1/3. То же самое

произошло в Бангладеш и Индии. Более того, многочисленные эмпирические данные

свидетельствуют, что миграция рабочей силы способствует повышению среднего

уровня заработной платы и доходов самых бедных слоев стран-доноров.

В качестве еще одной выгоды, приносимой эмиграцией рабочей силы, можно

назвать рост квалификации выезжающих в другие страны рабочих. За границей

мигранты приобщаются к более современным технологиям, применяемым в

принимающих странах, к более передовым стандартам трудовой этики, дисциплины

и организации производства. При возвращении на родину все эти обстоятельства

оказывают большое воздействие на совершенствование трудового потенциала стран

– экспортеров рабочей силы, а также на весь процесс их социально-

экономического развития.

Важное значение для экономики стран – экспортеров рабочей силы имеет приток

иностранной валюты, которую переводят на родину трудящиеся-мигранты. Их

переводы иногда составляют значительную часть доходов страны и тем самым

способствуют нормализации финансовой ситуации.

Таблица 3.1. Доходы от экспорта рабочей силы некоторых стран-поставщиков в

1990 г.1

СтранаСумма в млрд. долл.В % к товарному экспорту страны
Португалия4,527,4
Польша1,418,1
Израиль2,016,3

Уместно напомнить, что ранее значительная часть специалистов исходила из

того, что утечка рабочей силы за границу наносит большой ущерб стране.

Действительно, такой итог был, когда иммигрировали «сливки» рабочей силы, а

возникавшие вакансии занимались менее подготовленными работниками. К примеру,

подобная ситуация возникла в Египте, когда строительные рабочие массами

отправились на заработки в страны Персидского залива, что привело к снижению

производительности труда в строительстве. Но исследования 80-х гг. показали,

что миграция во многих случая выражается в оттоке, прежде всего

неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Да и отток

квалифицированных работников не всегда наносит ущерб стране. Так, если

предложение квалифицированного труда превышает спрос, то трудовая эмиграция

повышает шансы на трудоустройство образованной молодежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного

населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное

причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции

(выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию

уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный

объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного

использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

2. Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы,

являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям

доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые

представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого

мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и

денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта,

происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за

рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах,

получающие денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением

иммиграции, а развивающиеся – источником эмиграции.

3. Государственное регулирование международного рынка труда

осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и

стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и

межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через

принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение

притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование

иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих

стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев

нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых

к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе

количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов

на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции

осуществляется через оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам,

создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание

экономической помощи странам массово эмиграции.

1 Основы внешнеэкономических знаний. / Под

ред. И. Фаминского. М., 1994. С. 98-99.

1 Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. Фаминского. М., 1994. С.109.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.