РУБРИКИ

Курсовая: Модель рыночной экономики

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Модель рыночной экономики

системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки

законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие

Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной

деловой практики (антимонопольных законов) и т.п.

Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного

регулирования посредством использования основных инструментов государственной

экономической политики, которыми являются бюджетно-налоговая и денежно-

кредитная политика/10,568/.

3.2 Методы государственного регулирования

3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия

Экономическое регулирование со стороны государства достигается

многочисленными методами. На макроэкономическом уровне к ним относятся:

- денежная политика. Она охватывает формирование государством обязательных

резервов, ставки межбанковского кредита, операции центрального банка с

государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Все это позволяет

государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки

коммерческих банков, инвестиции, производство и занятость, оказывать

воздействие на движение курса акций;

- налоговая политика. С ее помощью государство налаживает эффективное

стимулирование экономического роста, организует перераспределение доходов,

распространяет системы прогрессивного налогообложения, освобождает от

налогообложения ту часть доходов, которая идет на благотворительные цели.

Государство предоставляет налоговые льготы малому бизнесу, а также

предприятиям, только вступающим на путь рыночной конкуренции;

- политика государственных расходов. Она способствует структурным

преобразованиям производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает

остроту проблемы вынужденной безработицы;

- управление государственным долгом. Сюда относятся ставка процента и срок

выпуска облигаций, которые используются вне зависимости от того, есть дефицит

бюджета или нет. Их применение может дать положительные антиинфляционные

результаты, повлиять на ситуацию, складывающуюся на рынке ценных бумаг.

Государство располагает также экономическими методами регулирования

воспроизводства и на уровне мировой экономики. Они оказываются тем значимее и

эффективнее, чем глубже страна интегрирована в систему мирового хозяйства.

Здесь необходимо выделить:

- внешнеторговую политику. Она касается экспорта и импорта товаров и услуг.

Государство активно стимулирует экспорт товаров и капиталов. Тем самым оно

способствует расширению спроса на национальные товары. Уровень конкуренции в

мировой торговле является очень высоким. Поэтому страна, занимающая там

передовые позиции, является лидером в области научно-технического прогресса.

Государство использует следующие методы стимулирования экспорта:

предоставляет экспортерам налоговые льготы, берет на себя гарантии экспортных

кредиторов, использует двухсторонние экономические соглашения, а также

международные механизмы согласования торговых интересов, развивает и

осуществляет социальные целевые программы, предусматривает усиление

экспортного потенциала страны, регулирует валютные курсы;

- лицензирование экспортных потоков. Должны быть установлены препятствия

вывозу ресурсов, признанных национальным достоянием. Нельзя распродавать

имущество, которое необходимо нынешнему и будущему поколениям;

- таможенное налогообложение. Оно представляет метод государственного

регулирования импорта. Уровень таможенных налоговых ставок должен быть

достаточен, чтобы обезопасить отечественную экономику от крупномасштабных

падений производства и занятости. А они вполне возможны в случае

беспрепятственного проникновения на внутренний рынок иностранных конкурентов.

В то же время очень высокие таможенные тарифы (протекционистские) создают на

внутреннем рынке неестественную обстановку, отгораживают его от мировой

торговли.

- нетарифные методы ограничения импорта. Если надо снизить импорт, а налоги

на него повысить нельзя, то используются количественные ограничения (квоты)

на ввоз зарубежных товаров и услуг; стимулирование национального производства

заменителей импорта; специальные налоговые льготы для тех корпораций, которые

сталкиваются у себя дома с жесткой иностранной конкуренцией; покупка части

продукции этих предприятий государством, которое, выделяя на это бюджетные

ассигнования, старается поддерживать спрос, цены и норму прибыли.

- международное движение капиталов. Если имеется в виду экспорт капитала, то

государство обеспечивает своим предпринимателям, оперирующим за границей,

благоприятный инвестиционный климат, а также гарантии безопасности

капиталовложений.

3.3.2 Методы прямого административного воздействия

Есть области, где административные методы регулирования экономики оказываются

достаточно эффективными, а их применение становится совершенно обязательным.

В этих областях административные методы имеют явный перевес по сравнению с

другими способами государственного воздействия на экономику. Эти методы,

безусловно, в определенной мере подавляют индивидуальную экономическую

свободу, но они вполне оправданы. Иногда максимальная свобода отдельных

субъектов оборачивается тяжелыми потерями для остальных субъектов и рыночного

хозяйства в целом. Среди административных методов регулирования экономики

следует выделить:

- прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монопольные

рынки весьма неодинаковы. Поэтому к ним применяются и различные

административные методы воздействия. Например, для науки, образования,

медицины, обороны признана естественной государственная монополия. Поэтому

здесь может быть осуществлено полномасштабное администрирование. Здесь

применимы: долгосрочное и текущее директивное планирование производства,

издержек и цен; прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами

товаров и услуг; гарантированное материально-техническое снабжение,

опирающееся на централизованные государственные поставки и закупки. Несколько

иного отношения заслуживают технологические олигополии. По отношению к ним

применяется мягкое администрирование (индикативное планирование, допустимые

пределы колебания цен). В ряде случаев существуют совершенно неестественные

монополизированные участки экономики. В этом случае государство может

использовать прямые административные методы для постепенной ликвидации

экономически нецелесообразных монополий;

- меры превентивного порядка, ограничивающие побочные эффекты рыночных

процессов

- разработка стандартов, контроль за их соблюдением;

- определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни

населения, т.е. гарантированный минимум заработной платы, пособия по

безработице, социальные выплаты/3,278/.

3.3 Виды государственного регулирования

3.3.1 Бюджетно-налоговая политика

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит

применение в бюджетной политике:

- регулирование государственных расходов;

- осуществление государственных закупок;

- выпуск государственных внутренних займов;

- поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.

Средствами бюджетной политики осуществляется и прямое государственное

хозяйственное регулирование. Государственный бюджет представляет собой

совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-

территориальных властей, т.е. доходы и расходы центрального правительства и

местных властей. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для

покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко

используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной

стабилизации. Налоги в государственном регулировании экономики – это, с одной

стороны, главный источник финансирования государственных расходов,

материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент

регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом

обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании

тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение

юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно

предоставляемые налоговые льготы, кредиты, отсрочка уплаты налога и полное

освобождение от него/1,59/.

3.3.2 Денежно-кредитная политика

Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и

кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель –

регулирование экономической ситуации путем воздействия на состояние кредита и

денежного обращения, в том числе для активной борьбы с инфляцией.

Денежно-кредитная политика направлена на стимулирование кредита и денежной

эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение

(кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения

безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения

кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто

сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием

диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся

предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения кредита,

повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на

рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для

регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей,

крупных фирм и т.д.).

К общим методам ДКП относятся:

- учетная (дисконтная) политика. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку,

ставку дисконта), центральный банк побуждает другие кредитные учреждения

сокращать заимствования. Это затрудняет пополнение банковских ресурсов, ведет

к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных

операций

- операции на открытом рынке. Этот метод заключается в продаже или покупке

центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг,

банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее

объявленному курсу. В случае покупки ЦБ переводит соответствующие суммы

коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При

продаже ЦБ списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции

отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются

как метод ее регулирования.

- установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной

стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой стороны,

эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций.

К селективным методам ДКП относятся следующие:

- контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении

кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку

товаров в рассрочку, ипотечного кредита.

- Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Риск банковской

деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а

через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка/2,426/.

3.3.3 Антиинфляционная политика

Диапазон параметров для проведения этой политики может быть весьма узок: с

одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с

другой – необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для

насыщения рынка товарами.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической

политики:

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного

дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В

соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование –

регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в

соответствии с темпом роста ВВП)

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью

увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация

доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной

потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для

сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или

замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных

мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима

структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике

диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность

применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки

правильного «диагноза». «Поставить диагноз» – значит определить характер

инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие

раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и

предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и

глубине «заболевания».

Различают прямые и косвенные методы снижения темпов инфляции.

Прямые методы регулирования:

- установление ориентиров для роста заработной платы и цен;

- прямой контроль над ними.

Эти меры, с одной стороны, должны способствовать уничтожению адаптивных

инфляционных ожиданий и инфляционной инерции, с другой – гасить инфляционный

импульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами.

К косвенным методам воздействия относятся «дефляционные» мероприятия

монетарной и фискальной политики/2,393/.

3.3.4 Антимонопольная политика

Негативные моменты монополизма в экономике заставляют современные государства

разрабатывать и проводить антимонопольную политику – комплекс мер

государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и

пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим

субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной

конкуренции.

Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два

связанных между собой направления (аспекта):разработку и принятие

специального антимонопольного законодательства; формирование системы органов,

осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение

антимонопольного законодательства.

В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию

экономики принято различать две основные его модели: американскую и

европейскую.

Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной

единицы независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. В

данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма

правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.

Европейская модель делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями.

Такой подход акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении

отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило

разумного подхода, которое провозглашает не всякую монополию, а лишь ту,

социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный

характер. Такой подход требует создания специальной системы административных

органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние

конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют

корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно

административного характера.

В последние десятилетия различия между этими двумя моделями уменьшаются. При

этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное

регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не столько

на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-

экономических последствий их деятельности для общества/1,114/.

3.3.5 Регулирование инвестиционной деятельности

Государственная инвестиционная политика призвана обеспечить устойчивый рост

уровня жизни населения на основе мобилизации и рационального использования

инвестиционных ресурсов. В выработке национальной инвестиционной стратегии

ключевую роль играет установление разумных отношений государства и бизнеса.

Оно предполагает не прямое вмешательство государства в дела предприятий и

предпринимателей, а координацию, содействие, формирование и наблюдение за

правилами бизнеса. Активная поддержка и снятие административных оков с

предпринимательства всех форм и видов, его развитие составляют сердцевину

государственной инвестиционной политики. Государство своим участием в

инвестиционном процессе ставит целью создание такой системы условий и форм,

которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования

имеющихся инвестиционных ресурсов.

Кроме прямого участия в инвестиционной деятельности государство может

регулировать инвестиционный процесс. Государственное регулирование

инвестиционного процесса – это система мер законодательного, исполнительного

и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными

учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе

экономического роста.

Инвестиционная политика государства проводится властными структурами,

подчинена достижению установленной на прочной научной базе цели и рассчитана

на определенное время. Она предусматривает направление финансовых средств на

воспроизводство в соответствии с интересами государства в данных социально-

экономических условиях/1,123/.

3.3.6 Социальная политика

Социальная политика – это совокупность мер, направленных на удовлетворение

государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для

страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении

населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение

закрепленных в основном законе страны социальных гарантий, смягчение

противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных

конфликтов на экономической почве.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е.

предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со

стороны государства, в первую очередь слабо защищенных слоев. Эта задача

предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной

части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и

социальных трансфертов.

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между

участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое

предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров

правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами

«общественного договора» в области экономической и социальной политики.

Социальное партнерство активно используется ныне в промышленно развитых и

переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики

доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с

участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно

заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых

социальных выплат.

Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей

(своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих

мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение

технологической дисциплины, организация забастовок и др.)/2,544/.

4. Роль государства в переходной экономике

4.1 Функции государства в переходной экономике

Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и

развитием рыночных отношений. Ведь переход от высокоцентрализованной и

административно управляемой экономики к рынку должен быть целенаправленным, в

противном случае революционный слом старого механизма приведет к

экономическим разрушениям и стагнации, подрыву государственности.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства: функции по

созданию условий эффективной работы рынка и функции по дополнению и

корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы и создания общих

правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также

стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной

среде, создания и развития рыночной инфраструктуры.

Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике, но

если в рыночной экономике обеспечение правовой базы реализуется в основном

путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и

внесения в него частичных корректировок, то в переходной необходимо заново

создавать всю базу хозяйствования, т.к. правовая база переходной экономики,

доставшаяся в наследство от командной экономики и ориентированная на

директивное, централизованное руководство хозяйством, не соответствует новой

рыночной модели экономики.

Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В

связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации

рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной

функции приобретает особое значение. Ведь там, где существует

монополистическая власть, механизм цен не может обеспечить эффективное

использование имеющихся у общества ресурсов. Монополия нарушает рыночную

конкуренцию, делая ее в ряде случаев несостоятельной. Поэтому, во-первых,

нужны законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать

новые фирмы; во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен

предусматривать создание конкурентных рынков; в-третьих, следует открыть

внутренние рынки для иностранных предпринимателей; в-четвертых, должны быть

законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения и

соглашения относительно цен.

Формирование рыночной системы предполагает обеспечение экономической и

политической стабильности. Это необходимо, с одной стороны, для

нарождающегося внутреннего бизнеса, а с другой – для привлечения иностранного

капитала.

Необходимость реализации государством стабилизационной функции обусловлена

кризисным состоянием переходной экономики, для которой характерны снижение

экономической активности и спад производства, высокий уровень инфляции,

тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной

активности, безработица и падение уровня жизни большей части населения. В

таких условиях резкое «сбрасывание» экономических проблем на рыночные

механизмы саморазвития на основе рецептов монетаристской доктрины еще более

обострит рыночную ситуацию, кроме того, использование сугубо рыночных форм не

представляется возможным, так как система рыночных институтов через которые

можно было бы воздействовать на экономическую материю, в переходной экономике

отсутствует или находится в эмбриональном состоянии.

Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его

сегментов, институтов и инфраструктуры. Именно государство институционально

формирует структуру рынка: рынок товаров и услуг, финансовый рынок,

включающий межбанковский, валютный рынки, рынок ценных бумаг, рынок средне- и

долгосрочных банковских кредитов, рынок труда, активно участвует в создании

инфраструктуры рынка: банков, бирж (товарные, сырьевые, фондовые), холдингов,

корпораций, бирж труда и т.д.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов

и распределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов,

обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Государство помимо функций чисто переходного характера выполняет функции,

регулирующие макроэкономические пропорции, оказывающие стабилизирующее

воздействие на экономику. На первый план выходят экономические методы

регулирования. Решение таких макроэкономических задач, как преодоление

кризисных явлений в экономике, спад производства, сдерживание инфляции,

проведение структурной перестройки, решение проблем социальной защиты граждан

может быть реализовано только с помощью гибкого применения комплекса

инструментов фискальной и кредитно-денежной политики.

Целенаправленная реализация государством функции экономической стабилизации

должна обеспечить не только равновесие в сложившихся условиях, но и выход из

кризиса. Этого можно достичь на основе разработки и реализации научно

обоснованной модели становления и развития рыночной системы, построенной с

учетом сложившихся условий, внутренних и внешних факторов экономического

развития/12,224/.

4.2 Средства и институты государственного регулирования в переходной экономике

Регулирующие функции государства осуществляются посредствам административных

и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение

или трансформация системы административно – командных средств управления:

отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям

предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей;

ликвидируется государственная монополия внешней торговли.

Однако административные средства продолжают применяться а ряде областей. Во-

первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет

административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары

и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как

средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность

естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-

третьих, административные средства применяются для регулирования

внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование

экспорта и импорта).

По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и

бюджетно-налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.

В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного

регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в

хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение

функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления – министерств

и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-

экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование

становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-

кредитное регулирование. Возникают специфические для переходного периода

институты – ведомства по приватизации и антимонопольному

регулированию/10,646/.

4.3 Государственное регулирование переходной экономики

4.3.1 Переходные процессы в экономике сопровождаются обычно спадом

производства, безработицей, дестабилизацией экономики, что выражается в

дисбалансе совокупного спроса и совокупного предложения, высокой инфляции,

значительном дефиците госбюджета, неустойчивом валютном курсе и других

негативных моментах. Восстановительные процессы в экономике и создание

условий для долгосрочного экономического роста в условиях рыночной системы

связывают обычно со стабилизационной и структурной политикой государства. Но

в переходной экономике данные направления экономической политики имеют

специфику по сравнению с развитыми рыночными системами.

Специфика проявляется в том, что в странах с переходной экономикой

стабилизационная политика трактуется более широко: как стабилизация выпуска,

цен, снижение бюджетного дефицита, поддержание устойчивого платежного

баланса, валютного курса. В условиях переходной экономики структурные реформы

становятся частью программ стабилизации, хотя и здесь стабилизация

подразумевает прежде всего достижение полной занятости ресурсов, т.е.

восстановление потенциала экономики.

Обычно выделяют два главных варианта стабилизационной политики:

ортодоксальную и гетеродоксальную или их комбинации. Ортодоксальная программа

ориентирована в основном на действие рыночных регуляторов – либерализацию цен

при ограничениях роста заработной платы, либерализацию практически всех сфер

хозяйственной деятельности, включая внешнеэкономическую, что создает особенно

жесткие конкурентные условия для отечественных предприятий. Действия

государства ограничиваются проблемами сбалансированного бюджета (что

связывается с ограничениями государственных расходов) и сдерживания темпов

прироста денежной массы как средства борьбы с инфляцией. При высокой инфляции

предусматривается установление фиксированного обменного курса.

Предполагается, что рынок сам восстанавливает макроэкономическое проведение

рестриктивной политики государственных расходов и достаточно жесткие

монетарные меры позволяют снять излишек совокупного спроса и снизить уровень

инфляции. Считается, что ортодоксальная программа более успешно

осуществляется методом «шоковой терапии».

В отличие от ортодоксальной гетеродоксальная (смешанная) программа

стабилизации и борьбы с инфляцией рассматривает последнюю не только как

порождение излишнего спроса, но и как инфляцию издержек, а значит,

предполагает не только ограничение избыточного спроса, но и стимулирование

предложения. Постепенная либерализация хозяйственной жизни сопровождается

активной регулирующей политикой государства. Долгое время сохраняется

контроль государства над ценами товаров и услуг, имеющих важное значение для

народного хозяйства в целом (в том числе и в плане снижения издержек) либо

социальную значимость (топливно-энергетические ресурсы, транспорт,

коммунальные услуги, некоторые продовольственные и промышленные товары).

Государство оставляет за собой также внешнеэкономический и валютный контроль.

участвуя в формировании рыночной инфраструктуры, государство одновременно

поддерживает особо важные отрасли экономики как через прямые субсидии, так и

косвенно с помощью налогового стимулирования. Гетеродоксальная

стабилизационная политика также предполагает возможность временного

ограничения роста доходов, но на фоне в значительной степени контролируемого

роста цен. Борьба с дефицитом госбюджета не носит самодовлеющего характера, а

инфляционное давление дефицита на экономику преодолевается постепенным

переходом от монетизации дефицита, т.е. его эмиссионного покрытия, к

долговому финансированию (с помощью выпуска государственных ценных бумаг).

Разумная политика управления государственным долгом предполагает, что

формирование рынка государственных ценных бумаг не блокирует рост инвестиций

частного сектора через резкое повышение процентных ставок и доходности

государственных облигаций. В процессе координации фискальной и денежной

политики решается сложная задача сдерживания инфляции и роста дефицита

бюджета на фоне создания в формирующейся рыночной экономике финансового рынка

.

Постепенная либерализация в рамках данного типа политики не приводит к

резкому всплеску инфляции, а значит не требует ответных жестких ограничений

со стороны государственных расходов и денежной массы, что предотвращает

угрозу глубокого спада в экономике. Этому же способствуют и меры по

преодолению инфляции издержек и стимулированию предложения. Восстановление

макроэкономического равновесия в этих условиях создает возможности для

будущего роста экономики.

Таким образом, специфика стабилизационной политики в рамках переходного

периода состоит в том, что макроэкономическое равновесие должно быть

достигнуто в условиях либерализации всех сторон хозяйственной жизни

формированием собственных основ рыночной экономики, т.е. одновременно с

переходом экономической системы в новое качественное состояние. Это,

несомненно, усложняет задачи государства по проведению программ стабилизации.

4.3.2 Особенности структурной политики

Конкретные меры структурной политики в промышленно развитых странах касались

реформы финансовых рынков: сокращения государственного регулирования

внутренних товарных рынков и стимулирования конкуренции, в том числе путем

осуществления приватизации; серьезных налоговых реформ; мер, направленных на

совершенствование рынков труда, увеличение их гибкости.

В переходных экономиках структурная политика государства решает более широкий

круг проблем. Она включает в себя как формирование институциональных основ

деятельности экономических агентов, создание условий для долгосрочного

экономического роста, так и меры, направленные на увеличение текущего объема

производства через повышение эффективности использования факторов

производства и эффективного их распределения между конкурирующими областями

применения.

Среди основных направлений структурной политики следует выделить:

приватизацию и формирование целого спектра различных отношений собственности;

преобразование структуры народного хозяйства; создание системы рынков

факторов производства, товарных рынков, рынков ценных бумаг и др.; создание

условий для формирования новых стоимостных пропорций в экономике, в том числе

системы относительных цен, соответствующих современному состоянию НТП,

стимулирующих прогрессивные направления развития факторов производства.

Особым элементом структурной политики в переходной экономике является

преобразование структуры народного хозяйства. В связи с затяжным спадом

производства, сопровождающим процессы трансформации экономических систем, в

народном хозяйстве появляется значительная доля убыточных предприятий.

Поэтому перед государством встает вопрос об экономической целесообразности

сохранения таких предприятий или отраслей с точки зрения эффективности их

функционирования в новых условиях и о возможности замены их продукции

импортом.

В переходной экономике возрастает роль промышленной политики. В условиях

необходимости преобразования прежней структуры народного хозяйства и еще не

сформировавшихся рыночных механизмов и институтов отсутствие такой политики

может привести к разрушению накопленного богатства страны и целых отраслей

экономики.

Спад производства, характерный для переходной экономики, усиливает ее

отставание от передовых стран как по уровню дохода на душу населения, так и

по производительности труда, по освоению новых направлений НТП. Отсутствие у

государства достаточного объема средств для поддержки всех отраслей народного

хозяйства требует их концентрации в передовых высокотехнологических,

наукоемких производствах, несмотря на обусловленное текущими выгодами

стремление оказать поддержку сохранившимся экспортным (чисто сырьевым)

отраслям. В этом плане структурная политика, в отличие от стабилизационной,

должна следовать долгосрочным приоритетам модернизации экономики.

Важнейшей задачей структурной политики государства в переходной экономике,

как в плане текущего регулирования совокупного предложения, так и в плане

долгосрочного экономического роста, является создание финансовой системы,

которая соединяла бы потоки сбережений и инвестиций в экономике. Это

предполагает реформирование банковской сферы и фондового рынка для

мобилизации сбережений и направления их в инвестиционные проекты.

Очевидно, что все перечисленные направления структурной политики требуют

активной деятельности государства, т.к. без действий правительства по

долгосрочной реконструкции потенциально сильных промышленных предприятий

угроза массовых банкротств и фактическая утрата части потенциала экономики

становятся реальностью/9,481/.

4.4 Институциональные преобразования

Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и

неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает

прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего

рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно

относят изменение отношений собственности ( создание частного сектора),

формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих

банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также

создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены

административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и

налоговыми).

Институциональные преобразования выражаются прежде всего в разработке

законов, регулирующих деятельность экономических агентов в условиях рыночного

хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере,

следующие области:

- права собственности;

- договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;

- порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия

фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротство

предприятий);

- поддержание конкурентной среды.

В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на

них меры экономической политики государства (например, приватизация,

демонополизация и др.).

В переходный период рыночные институты могут возникать самостоятельно, без

видимого участия государства, в ответ на потребности экономических агентов.

При этом, однако, могут возникать социально нецелесообразные институты (вроде

«уполномоченных банков», получавших – в нарушение принципов конкуренции –

особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому

государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в

том числе путем отбора социально целесообразных.

Рыночные институты переходного периода заметно отличаются от институтов,

сложившихся в развитых странах рыночной системы. Они имеют следующие

характерные черты.

Во-первых, институциональная неполнота (институциональные лакуны), т.е.

отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка.

Другой институциональной лакуной, характерной для всех стран с переходной

экономикой, является фактическое отсутствие рыночной селекции (отбора) в

форме ликвидации обанкротившихся предприятий. Эта лакуна нарушает действие

конкурентного механизма и сдерживает перестройку структуры экономики.

Во-вторых, структурная асимметричность, т.е. неравномерное развитие различных

сегментов рынка.

Институциональные лакуны и структурная асимметричность порождают нерыночные

формы поведения экономических агентов: неплатежи, бартер, слабую адаптацию к

колебаниям спроса/10,653/.

Государство должно активно участвовать в создании основ рыночной экономики,

выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение.

Заключение

Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых

мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера,

осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными

организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-

экономической системы к изменяющимся условиям. Государственное регулирование

экономики является реакцией на трудности и противоречия в социально-

экономическом развитии. Поэтому уровень развития и формы регулирования в

разных странах различные.

Существует несколько концепций роли государства в рыночной экономике:

концепции классиков, неоконсерваторов, кейнсианская концепция, концепция

всеобъемлющего государственного планирования Маркса, каждая из которых по

своему оценивает роль государства – от невмешательства в рыночную экономику

до полного подчинения экономики государству.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях: общих и

экономических.

Важным элементом ГРЭ является дерево целей, постоянно изменяющееся в

зависимости от конкретных проблем, стоящих перед экономикой страны.

Государство осуществляет экономическую политику при помощи административных и

экономических средств и методов.

Существуют определенные границы эффективности ГРЭ, но несмотря на это оно

продолжает развиваться и позволяет разрешать или смягчать многие серьезные

проблемы, возникающие в рыночной экономике.

Список использованных источников

1. Государственное регулирование рыночной экономики:

Учеб. пособие/Столяров И.И. – М.: Дело, 2001. – 280 с.

2. Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С.Булатова. 2-е

изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1999 – 816 с.

3. Экономическая теория: Учебное пособие для

вузов/Шишкин А.Ф. 2-е изд.: В 2 кн. Кн. 1. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,

1996, - 656 с.: илл.

4. Экономическая теория: Учебник/Под общ. ред. акад.

В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.:

ИНФРА-М, 2003. – 714 с.

5. Экономическая теория: Учебник/Под ред. И.П.

Николаевой – М.: «Проспект», - 2000. – 448 с.

6. Государственное регулирование рыночной экономики:

Учебник для вузов/Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А.; редкол.:

Владимирова А.А. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000. – 735 с.

7. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С.

Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб: Изд. ССПбГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг»,

1997. – 480 с.: ил.

8. Курс экономической теории: учебник/Под ред.проф.

Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – 5-е дополненное и переработанное

издание – Киров: «АСА», 2002 г. – 832 с.

9. Курс экономической теории: Общие основы экономической

теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики:

Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; ММГУ им. М.В.

Ломоносова. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 2001.

10. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред.

д-ра экон. наук и проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. – 896 с.

11. Экономическая теория: Учебник для вузов/Ховард К.,

Эриашвили Н.Д., Никитин А.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2000. – 398 с.

12. Экономическая теория: Учебник/Н.И. Базылев, М.Н.

Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд.,

перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 725 с.

13. Экономическая теория: Учебник./под ред. А.Г. Грязновой,

Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 592 с.

14. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в

четырех томах). Гл. ред. А.М. Румянцев – М.: «Советская энциклопедия», – т.4.

1980. – 672 с.

15. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в

четырех томах). Гл. ред. А.М. Румянцев. – М.: «Советская энциклопедия»,

1975. – т.2. – 560 с.

16. Статья из периодической печати: Илларионов А.

Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым

сектором// Вопросы Экономики. 2001г. №4. С.4-31.

Приложение А

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.