РУБРИКИ

Курсовая: Открытая и закрытая экономика

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Открытая и закрытая экономика

Курсовая: Открытая и закрытая экономика

Содержание

Содержание.....................................................................2

Теория оценки..................................................................3

Международные экономические связи.............................................12

1. Мировое сообщество: различие составляющих его государств........... 12

2. Мировое хозяйство и его особенности в современных условиях....... 15

3. Мировой рынок..............................................................17

4. Интеграция как форма современного международного сотрудничества 20

5. Прямые зарубежные инвестиции............................................23

6. Мультипликатор внешней торговли.........................................26

7. Научно-технический прогресс и структура экспорта........................28

8. Мировой кризис задолженности............................................30

9. Формы вывоза капитала...................................................31

10. Всемирная инфраструктура..................................................31

11. Международное разделение труда............................................32

12. Интеграционные и транснациональные факторы хозяйственного сближения.......33

13. Международная кооперация..................................................34

14. Концепция взаимозависимости...............................................35

15. Теория модернизации.......................................................35

16. Международная валютная система и валютный курс............................36

Таможня: внешнеэкономические функции на основе теории оценки.... 43

Литература....................................................................51

Теория оценки

Тенденция ко всё большей открытости национальных хозяйств является

характер­ной чертой современного развития международного разделения труда. По

степени вовлеченности в международной разделение труда (степени открытости)

национальные хозяйства можно подразделить на два противоположных типа:

1) Полностью замкнутое (автократическое) Под замкнутой (автократической)

понимается экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними

тенденциями и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. При

этом экономические связи страны с другими национальными хозяйствами

минимальны.

2) Полностью открытое. Под полностью открытой экономикой понимается также

экономика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом

хозяйстве. Внешние связи страны усиливаются, причем с переходом к более

высокому уровню развития происходит как абсолютное, так и относительное их

расширение.

Сам факт наличия экономических связей между данной страной и другими странами

ещё не означает, что она имеет открытую экономику. В настоящее время

экономика отдельной страны не может развиваться в отрыве от мирового

хозяйства, без каких-либо связей с другими странами. Даже когда в

экономической политике страны преобладают автократические тенденции, внешние

связи неизбежно ту или иную роль.

Экономика одних стран открыта в большей степени, другие – в меньшей. Причем

экономика крупных стран, как правило, бывает открыта в меньшей степени.

Степень открытости экономики также зависит от обеспеченности природными

ресурсами, численности населения, а также, от его платежеспособного спроса,

который определяется уровнем развития производительных сил. Если

производительные силы развиты в равной степени, то экономика более открыта,

при меньшем экономическом потенциале, под которым понимается способность

трудовых и материальных ресурсов обеспечивать максимальный уровень

производства продукции и услуг производственного и непроизводственного

назначения при условии эффективного использования всех ресурсов. Кроме того,

степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры национального

производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей (металлургии,

энергетики и т.п.), тем меньше относительная вовлеченность страны в

международное разделение труда, т.е. степень открытости её экономики.

Напротив, обрабатывающая промышленность, особенно такие её отрасли, как

машиностроение, электроника, химия, предполагают более глубокую подетальную

специализацию, благодаря чему происходят рост технологической

взаимозависимости стран и, соответственно, усиления открытого характера

экономики. Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше,

чем больше развиты её производительные силы, чем больше в её отраслевой

струк­туре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем

меньше её общий экономический потенциал и обеспеченность собственными

природными ресурсами.

В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости

эконо­мики, чаще всего применяются экспортное и импортное квота.

Экспортная квота представляет собой количественный показатель,

характеризую­щий значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей

по тем или иным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства она

рассчитывается как отношение стоимости экспорта (Э) к стоимости валового

внутреннего продукта (ВВП) за соответствующий период в процентах:

Кэ=Э/ВВП*100%.

Импортная квота представляет собой количественный показатель,

характеризующий значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей

по различным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства импортная

квота рассчитывается как отношение стоимости импорта (И) к стоимости ВВП:

Ки=И/ВВП*100%.

Внешнеторговая квота определяется как отношение совокупной стоимости

экспорта и импорта, делённой пополам, к стоимости ВВП в процентах:

Кв=Э+И/2ВВП*100%.

Движение в направлении открытости экономики сопряжено с возникновением многих

сложных проблем, одной из которых является проблема экономической

безопасности – определение оптимальных условий взаимодействия с мировым

хозяйством. Для промышленно развитых стран, особенно не имеющих собственных

запасов энергии и сырья, открытость экономики является существенным фактором,

влияющим на их дальнейшее развитие. Все остальные страны также участвуют в

международном разделении труда, а следовательно, в установлении и развитии

коммерческих отношений друг с другом, что приводит к усилению взаимосвязей и

взаимозависимости субъектов международного разделения труда и возникновению

необходимости сочетать выгоды от специализации и кооперации с защитой от

негативного внешнего воздействия. В результате возникают риск нестабильности

национальной экономики, который обусловлен тем, что торговые отношения, в

который вступают страны по мере своего “открытия”, не могут быть абсолютно

безопасными. Поэтому при развитии внешней торговли в отдельных странах может

иметь место только относительная экономическая безопасность, определяющаяся

взаимозависимостью.

Взаимозависимость может привести к экономической зависимости, представляющей

собой такие причинно-следственные связи, при которых внешние факторы

оказывают значительное влияние на развитие той или иной ситуации. Зависимость

возникает тогда, когда для решения любой проблемы требуется соответствующие

изменения в виде приспособления.

Под приспособлением подразумевается способность государства влиять на

негативную ситуацию, вызванную внешними факторами, таким образом, чтобы либо

устранить внешнюю причину, либо ликвидировать последствия, либо переложить

издержки приспособления на другие страны. Возможности приспособления имеют

чётко ограниченные пределы. Среди мер по приспособлению можно выделить

следующие:

- диверсификация торговых связей;

- укрепление и интенсификация разностороннего сотрудничества;

- нажим (в том числе военный и экономический);

- экономия и создание резервов;

- формирование экспортных производств.

Зависимость проявляется, прежде всего, в экономической чувствительности,

под которой понимается подверженность национальной экономики негативному

воздействию внешних факторов до того момента, пока не будет осуществлено

определённое приспособление к данной ситуации с целью устранения её

неблагоприятных последствий. Более высокой степени зависимости является

экономическая уязвимость, под которой понимается неизбежность нести под

воздействием внешних факторов чрезмерные издержки приспособления, даже после

корректировки или кардинального изменения внутренней ситуации. Экономическая

уязвимость возникает тогда, когда пройдён критический порог издержек

приспособления. Именно экономическая уязвимость создаёт проблему экономической

безопасности, хотя этого ещё не достаточно.

Достаточным условием нарушения экономической безопасности является угроза –

ограничение доступа к материальным, трудовым, научно-техническим ресурсам и к

системе маркетинга. Выделяется два типа угроз:

- силовая угроза

- угроза экономическому благосостоянию.

Оба типа угрозы исходят из преднамеренных действий государства или тенденций

развития мировой экономики. Инструментами угрозы являются:

- экономическая блокада

- эмбарго

- системы увязывания

- различные методы дискриминации

Таким образом, экономическую безопасность можно определить как положение, при

котором обеспеченность товарами услугами в данной стране защищена от

действия внешних факторов, воспринимающихся как угроза эффективному

функционированию национальной экономики. Если уровень ВНП не находится в

существенной зависимости от внешних преднамеренных или случайных событий,

тогда национальная экономика в безопасности. Если уровень ВНП реагирует на

внешние факторы и их последствия невозможно нейтрализовать, тогда уровень

экономической безопасности снижается. На ряду с понятием национальной

экономической безопасности существует понятие международной экономической

безопасности, под которой понимается система правил, основанных на взаимном

доверии и равенстве, создающих экономические и институциональные условия

прочного мира. Всеобщая безопасность означает предоставление гарантий в том,

что ни одна сторона не сможет извлекать ни экономических, ни политических

односторонних преимуществ из существования экономических зависимостей в

рамках мирового хозяйства.

Для более общей характеристики положения и роли страны в мировой экономике

применяется показатель конкурентоспособности, разработанной Мировым

Экономическим Форумом.

Рейтинг конкурентоспособности стран определяется на основе многофакторных

моделей, в которых 381 показатель сгруппирован в 8 агрегированных факторов:

- внутренний экономический потенциал

- внешнеэкономические связи

- государственное регулирование

- кредитно-финансовая система

- инфраструктура

- система управления

- научно-технический потенциал

- трудовые ресурсы

Показатели по каждой стране дополняются оценками аналитиков, экспертов и

опросами руководителей крупных корпораций.

Оценки касаются не всех стран, а только промышленно развитых, некоторых

развивающихся (прежде всего новых индустриальных), а также стран с переходной

экономикой. Эти страны ранжируются по количеству баллов по специальной

методике. Сумма баллов свидетельствует не только об уровне развития

производительных сил, НО и О способности страны гибко реагировать на

изменения в мировой экономике.

По мере развития международного разделения труда сформировалась определённая

структура мирового хозяйства, определяющаяся уровнем развития отдельных

стран. Условно можно выделить четыре группы:

1) Промышленно развитые страны.

В эту группу входят страны с крупным частно-монополистическим сектором,

занимающим главенствующие позиции в экономике. При всём разнообразии этих

стран их отличает высокий уровень производительных сил, интенсивный тип

развития рыночной экономики, единый воспроизводственный процесс в рамках

национальных хозяйств. В этих странах сосредоточена подавляющая часть

экономического и научно-технического потенциала мирового хозяйства,

расположены главные финансовые центры, основные узлы коммуникаций.

2) Развивающие страны.

Значительно более крупная группа, чем развитые страны, охватывают свыше 130

развивающихся стран и территорий. Главная особенность – многообразие

социальных укладов, а также переходных форм экономических отношений при

значительной политической роли государства. Во многих развивающихся странах

процесс формирования национальных хозяйств ещё не завершён, преобладает

экстенсивный тип хозяйственного развития. Эти страны значительно отстают по

уровню экономического развития от развитых стран.

3) Страны Восточной Европы и СНГ

Специфика экономического и социального развития этих стран до настоящего

времени не позволяет международным организациям однозначно отнести эти страны

к развитым или развивающимся. Понятно, что Чехия тяготеет к развитым странам,

а Таджикистан – к развивающимся. В то же время оптимальной является их

классификация как стран с переходной экономикой.

4) Социалистические страны Азии: Вьетнам, Китай, КНДР, Монголия.

В рыночной экономике пропорционально различают государственную и

негосударственную собственность.

К негосударственной относится частная собственность со всеми модификациями

(акционерная, кооперативная, корпоративная). Эта система отношений признаёт

за конкретным субъектом право выбора путей использования объекта

собственности и полученного в результате этого полезного эффекта.

Государственная собственность как система отношений обеспечивает

жизнеспособность всей экономической системы, т. е. при принятии учитываются

интересы нации в целом.

В зависимости от того, какая форма собственности составляет основу

экономической системы, различают следующие её типы:

1) Экономическая система с централизованным управлением.

2) Рыночная система.

3) Смешанная экономическая система.

Экономическая система с централизованным управлением функционирует в

условиях государственной собственности при полном отсутствии частной.

Государство выступает как распорядитель высшего уровня в лице государственных

чиновников; государственно-административная бюрократия – как распорядители;

рабочая сила – как пользователи-производители.

Поскольку для принятия решений государственный чиновники должны располагать

большим объёмом информации относительно потребностей в товарно-материальных

запасах, в запасах сырья, производственных мощностей и производственной

продукции, то необходима многочисленная дорогостоящая государственно-

административная бюрократия, которая будет собирать необходимую информацию,

обрабатывать её, составлять текущие и перспективные планы, согласовывать их

между собой, пересматривать, контролировать выполнение. Отношения

распоряжения осуществляются на внеэкономическом, основанном на искусственной

монополии методе, поскольку материальными средствами производства, землёй и

капиталом номинально владеет государство. При этом интерес производителя

угасает, как только он оставлен перед необходимостью исполнять распоряжения

бюрократии. Поиск метода, максимизирующего полезный эффект, с его стороны с

его стороны невозможен, поскольку функции строго регламентированы

государственной бюрократией. В результате в процесс производства

закладывается метод, обречённый на устарение и неэффективное использование

факторов производства. Производительность труда падает, экономическая система

в целом становится неэффективной.

Экономическая система, основанная на принципах рынка, функционирует на

основ классической формы частной собственности и её модификаций, пользование

объектами которой исторически формирует производителя, имеющего конкретный

экономический интерес. Выступая на рынке продавцом товара, но, по существу,

предлагает оценить свой метод пользования, приносящий конкретный полезный

результат. В данной системе отсутствует монополия распоряжения, ограничивающая

функции производителя и не позволяющая осуществлять поиск наиболее эффективных

методов пользования объектами собственности. Высокая прибыль является

признанием наиболее эффективного и прогрессивного метода; низкая прибыль

свидетельствует о его устаревании, снижении результата и о необходимости

начать поиски более эффективного метода пользования, т.е. изменить технологию

производства.

Смешанная экономическая система сочетает преимущества рынка с

использованием административно-иерархической координации экономической

деятельности. Специфическая черта такого типа экономики – ограничение

экономических функций государства. Его экономическая активность ограничивается

предоставлением благ или производством, которое не может осуществляться на

основе конкуренции.

Модель смешанной экономики наиболее адекватна современным рыночным системам.

Она имеет оттенок “социальной рыночной экономики”, поскольку государство не

допускает экономического поведения, характер которого определяется

национальны получением прибыли. Считается, что такое поведение может

спровоцировать национальный конфликт, привести к ухудшению социального

климата и пошатнуть доверие к правительству, снизить показатели общественной

безопасности, что незамедлительно отразится на экономической ситуации в

целом. В этой модели признаётся фактически, а не декларативно единство

социального и экономического развития, а именно абсолютное большинство

экономических проблем носит социальный характер, в то время как социальные

проблемы всегда имеют экономический аспект решения. Поэтому в социальной

рыночной экономике выработаны принципы упорядочения и регулирования свободы

экономической деятельности, которые охватывают, прежде всего, трудовую

деятельность и направлены на сохранение социального компромисса.

В XX в. была разработана теория социального конфликта. Она положила начало

поискам компромиссных социальных решений и построению моделей компромиссного

социального поведения. Тем не менее, социальные противоположности и

противоречия продолжают оставаться источником развития и совершенствования

социальных отношений. Содержание социальных противоречий и возможности их

решения лежат в экономике, но нация не может осуществлять экономический

прогресс, не разрешив текущих социальных противоречий. Продвигаясь вперёд по

экономическим пирамидам и игнорируя социальные показатели, нация тормозит

своё развитие, обедняет его содержание.

Таким образом, в национальной экономике присутствуют экономическая и

социальная составляющие. Объективные факторы определяют условия стартовый

уровень функционирования экономической системы, однако, содержание и цели её

развития задаёт субъективный фактор, который концентрируется в социальных

параметрах развития.

Если социальная составляющая экономической доктрины и экономической политики

игнорируется, то развитие нации будет затруднено необходимостью возвратов

назад к нерешённым социальным противоречиям, что в целом снизит показатели

экономического роста и повысит трансакционные издержки по спецификации и

защите прав собственности.

В странах со смешанной экономикой оценили высокую стоимость таких просчётов,

поэтому всю предложенную систему мероприятий по реализации экономической

политики ( экономическую программу) дополняют превентивные и корректирующие

меры, направленные на нейтрализацию негативных последствий экономических

механизмов, задействованных в процессе исполнения экономической программы.

В целом, учитывая экономическую и социальную составляющую, в экономической

политике выделяются активная, созидающая часть и консервативная,

стабилизирующая часть, взаимосвязь которых очевидна. Стабилизирующая часть

создаёт основу для реализации активной части, соответственно по мере

реализации активной части экономической политики проявляются направления, в

которых необходимы закрепление позитивных результатов и нейтрализация

негативных.

Реализация экономической доктрины посредством экономической политики создаёт

в национальной экономике Экономический порядок, задачей которого является

создание и обеспечение способности национальной экономики к

функционированию.

Экономический порядок формирует весь жизненный уклад граждан конкретного

государства, обеспечивает связь между поколениями, является основой

исторического прогресса и создаёт условия для стабильного развития нации.

Международное разделение труда вызвало к жизни необходимость обмена товарами,

произведёнными в отдельных странах. Таким образом, возникает первая форма

внешнеэкономических связей – международная торговля. Это заставляет государство

принимать меры для регулирования процесса международного обмена товарами,

финансами и услугами. Внешнеторговая политика – комплекс мер,

используемых государством для регулирования торговых связей и отношений с

другими странами. Хотя, эти меры направлены на торговлю, они не могут не

затрагивать непосредственных производителей и потребителей внутри страны.

Исторически сформировались 2 типа внешнеторговой политики – протекционизм и

фритредерство. Между ними постоянно идёт своеобразное соперничество, так как

оба типа имеют преимущества и недостатки, и в зависимости от конкретно-

исторических условий преобладает один из них.

Протекционистская политика – это политика защиты субъектов национального

производителя и потребителя. С точки зрения производителя, такие меры

необходимы для поддержки вновь созданных, молодых отраслей, защиты их от

конкуренции иностранных фирм, имеющих определённые преимущества в данной

области. В периоды обострения международной напряженности протекционистские

меры используются для защиты всей экономики и прежде всего для производства

особо важных для населения товаров.

Второй вид внешнеторговой политики – фритредерство – строится на

невмешательстве государства во внешнюю торговлю. Считается, что

фритредерство более полно реализует на практике теорию относительных

преимуществ, способствует эффективному распределению ресурсов в мировом

хозяйстве, стимулирует конкуренцию между производителями различных стран.

В целом, протекционистская политика, защищая национальных производителей,

создаёт новые проблемы. Прежде всего, на внутреннем рынке растут цены,

сокращается спрос и потребление. Кроме того, отсутствие иностранной

конкуренции сокращает стимулы совершенствования производства, увеличивает

привилегии отдельных отраслей и производств, способствует развитию застоя в

производстве.

Сторонники принципов свободной торговли считают, что те цели, которые ставит

собой протекционизм, обходятся странам слишком дорого, а за счёт развития

свободной торговли те же проблемы можно решить с меньшими затратами.

В то же время, протекционистская политика препятствует неограниченному

доступу в страну иностранных товаров и вытеснения ими отечественных. Это даёт

возможность отечественному производителю выпускать свои товары. Такая

политика не допускает полного краха национального производства.

Несмотря на развито теоретическое обоснование свободной торговли, на практике

эта политика используется крайне редко. Каждая страна должна строить свою

политику на комбинировании тех или иных методов с учётом задач её развития.

Международные экономические связи

1. Мировое сообщество: различие составляющих его государств.

Современное мировое хозяйство представляется неоднородным. Роль в нём

отдельных национальных экономик и регионов мира существенно различаются.

Стратегические данные ООН наглядно свидетельствуют, что среди лидеров мировой

экономики находятся страны Северной Америки (США и Канада), страны Западной

Европы (прежде всего, Великобритания, Германия, Италия и Франция), Япония и

некоторые государства Восточной Азии. Прежде всего, это динамично

прогрессирующая группа новых индустриальных экономик (НИЭ), в том числе

“азиатские тигра” (Республика Корея, Тайвань, Сингапур и другие).

Всё ещё на этапе перехода к рынку остаётся ряд государств Восточной Европы и

бывшего СССР, за которыми располагается обширная развивающаяся зона,

насчитывающая на современном этапе свыше ста стран мира.

Об удельном весе в мировом хозяйстве каждой из подсистем и отдельных

национальных экономик с достаточной степенью уверенности можно судить по

приведённым ниже статистическим данным.

Доля стран и регионов в мировом ВВП (%)

Страны, регионы

1985

1990

1991

1992

1993

1994

1995

Весь мир100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0

Страны с переходной экономикой

в том числе:

14,514,614,314,014,314,314,7
бывший СССР6,45,85,44,53,93,33,0
отдельно Россия3,93,63,42,82,52,11,9
ЦВЕ2,62,21,91,81,71,71,8
Китай5,26,46,87,58,49,19,7

Страны с рыночной экономикой

в том числе:

85,585,485,786,085,785,785,3
США23,222,121,622,322,222,221,8
Канада2,12,01,91,91,91,91,9
Европа24,524,424,424,023,423,223,1
включая
Великобритания3,63,63,53,33,33,33,3
Германия5,25,25,45,35,15,05,0
Италия3,73,63,63,53,43,43,3
Франция3,93,93,93,83,73,73,6
Япония8,28,68,98,78,68,38,1
Латинская Америка6,15,75,85,85,96,06,0
Африка (без ЮАР)3,83,83,83,73,73,73,7

Мировое сообщество включает в себя более 160 национальных, формально

независимых и самостоятельных экономических субъектов, каждый из которых

способ влиять на направление развития. Все страны имеют свою историко-

географическую, национальную, религиозную и социолого-политическую специфику,

которая в самых разнообразных формах преломляется в социально-экономических

особенностях развития данной страны.

Мир поделён на различные социально-экономические системы, международные

группировки, отличающиеся друг от друга целями, механизмами функционирования,

эффективностью действия этих механизмов. Классификация стран мирового

сообщества производится на основе различных критериев. До недавнего времени в

нашей литературе мировое сообщество делилось на мир социализма, мир

капитализма и третий мир. Конфронтационное по сути деление поддерживалось и

тезисом об основном содержании эпохи – как периоде перехода от капитализма к

социализму. Отказ от идеалогической дифференциации мира, от “борьбы двух

систем” не снимает проблему разнородности стран мирового сообщества.

При самом общем подходе классификации стран мирового сообщества можно

выделить: три группы государств в соответствии со спецификой хозяйственных

систем – страны с развитой. развивающейся рыночной экономикой и страны с

нерыночной экономикой; три группы по степени развитости (низко, средне,

высокоразвитые); новые индустриальные страны (НИС) Юго-Восточной Азии и

Латинской Америки; высокодоходные нефтеэкспортирующие (Саудовская Аравия,

Кувейт и другие); наименее развитые страны (НРС), в том числе наиболее бедные

страны мира (Чад, Бангладеш, Эфиопия); различные региональные союзы и

интеграционные группировки.

Последнее десятилетие XX века характеризуется углублением социально-

экономической дифференциации стран мирового сообщества, прежде всего, по

уровню развития. В относительно небольшой группе новых индустриальных стран

(НИС) продолжается экономический рост и их сближение с уровнем развития

промышленно развитых стран. В наименее развитых странах (НРС) Африки, Азии,

Латинской Америке увеличивается отставание даже от средник показателей для

развивающихся стран в целом. Среднедушевой размер ВНП в странах НРС (а их по

нынешней классификации ООН свыше 40 стран с населением более 400 млн. чел.) в

4 раза меньше чем по развивающемуся миру и в 50 раз меньше по сравнению с

развитыми. И всё это разнообразие стягивается в единство силовым полем

взаимной экономической зависимости.

При этом взаимозависимость не снимает межстрановые отношения. Они проявляются

в отношениях между региональными группировками стран, например, азиатского,

европейского и американского регионов и в отношениях между промышленно

развитыми странами и развивающимися. Последние считают, порой не без

основания, что они во взаимодействии с развитыми странами остаются объектом

эксплуатации и выколачивания сверхприбылей.

Обострение межстрановых противоречий приводит порой к политическому

размежеванию. Как следствие, для поддержания национально-экономической

безопасности, ложно понятых национально-государственных интересов страна

попадает в тупик экономической изоляции. Неоднократно предпринимавшиеся в

прошлом (например, в условиях тоталитарных режимов) попытки жить независимо от

мирового сообщества к успеху не привели. В современных условиях, когда взаимная

зависимость усилена углубляющейся интернационализацией хозяйственных связей,

всеохватывающим характером научно-технической революции, принципиально новой

ролью средств информации и коммуникаций, невозможно эффективное

функционирование экономики в условиях автаркии – национальной

экономической самообеспеченности. В этих условиях тенденции к изоляционизму, к

национальной или групповой автаркии, какими бы благодарными политическими

лозунгами не прикрывались, бесперспективны.

Показателями, характеризующими степень вовлечённости страны в

мирохозяйственные связи, её роль в мировом хозяйстве, могут служить такие как

экспортная квота – отношение стоимости экспорта к стоимости валового

внутреннего продукта (ВВП), объём экспорта на душу населения, структура

экспорта и импорта, объём внешнего долга по отношению к ВВП, объём зарубежных

инвестиций и т.п. На их основе можно судить не только о степени “открытости”

экономики, но и об уровне экономического развития страны.

2. Мировое хозяйство и его особенности в современных условиях

Мировое хозяйство это глобальная целостная система национальных хозяйств,

существующая как многоукладное экономическое пространство, основанное на

взаимодействии и взаимозависимости всех его элементов. Оно возникло на рубеже

XIX-XX вв., когда монополистический капитал превратил вывоз капиталов в одну

из ведущих форм связей между отдельными странами.

Традиционная отраслевая структура мирового хозяйства

(аналогичную структуру имеет ВВП)

I. Промышленность.

Большое значение в структуре мирового производства и продукта имеет деление

промышленности на обрабатывающую и добывающую. В 199 2г. структура

промышленного производства имела следующий вид:

Отрасли промышленности

Весь мир

Развитые страны

Развивающиеся страны

Восточная Европа и СНГ

Добывающая

15,2

8,246,87,6

Обрабатывающая

78,3

8449,288,4

Электро-, газо-, водо-снабжение

6,5

7,84,04,0

всего

100,0

100,0100,0100,0

Конечно, после начала реформ в Восточной Европе и СНГ доля добывающей

промышленности в этой группе стран резко возросла. Произошло это не потому,

что увеличились объёмы добычи сырья и энергии, а потому, что сократились

объёмы производства в обрабатывающих отраслях.

II. Агропромышленный комплекс

Большое значение во всём мире имеет развитие агропромышленного комплекса и

его основной составляющей – сельского хозяйства. Именно оно обеспечивает

население всего мира продуктами питания, а многие отрасли промышленности –

сырьем. В сельском хозяйстве сейчас занята почти половина трудоспособного

населения планеты. Но по отдельным странам эта занятость различается довольно

сильно. В развитых странах в этих отраслях работает 7,3% трудоспособного

населения, в СНГ – 19%, в развивающихся странах – 60-70%.

III. Сфера услуг

В этой сфере наиболее быстрыми темпами развиваются производственные услуги

–транспорт, связь, информатика.

Крайние точки мирового хозяйства по уровню развития

Курсовая: Открытая и закрытая экономика Курсовая: Открытая и закрытая экономика

Центр

Образуют 24 индустриально развитые страны, на долю которых приходится 55%

мирового ВНП и 71% мирового экспорта. Эти страны имеют гибкий экономический

механизм, позволяющий приспосабливаться к изменениям на мировых рынках, и

социально-ориентированную экономику. Они лидируют в области науки и техники,

экспортируют высоко технологические изделия, являются основным поставщиком

на мировых рынках ноу-хау, патентов и другой научно-технической продукции.

Периферия

Периферия мирового хозяйства представлена, в основном, развивающимися

странами, имеющими многоукладную экономику и достаточно низкий уровень

производительных сил. Рыночные отношения в этих странах функционируют слабо,

рынок не достаточно стимулирует развитие производства. На мировой рынок они,

в основном, поставляют сырьё.

В современных условиях возрастает взаимная зависимость стран центра и

периферии. С одной стороны, развитые страны заинтересованы в сохранении

источников дешевого сырья и топлива для своего развития. Периферийные страны

выступают также обширным перспективным рынком, на котором можно сбывать все

товары, в том числе и морально устаревшие для рынков центра. И, кроме того,

для центральных стран это выгодная сфера приложения капитала. Эти позиции они

стараются по мере возможности сохранить.

С другой стороны, ориентируясь на достижения развитых стран, страны

периферии активно ищут дополнительные возможности для промышленного роста.

Интенсифицируя разработку природного сырья, они тем самым увеличивают

интенсивность своего экспорта и получают дополнительные средства для развития

экономики и решения социальных проблем.

Субъектами широкохозяйственных связей чаще всего выступает не государство, а

физические и юридические лица, то есть отдельные частные лица и организации.

Они делятся на резидентов-субъектов хозяйствования, постоянно проживающих на

территории данной страны, и нерезидентов – хозяйствующих субъектов, постоянно

живущих за границей. Национальная и государственная принадлежность в данном

случае не имеет.

В последние годы всё большую значимость приобретают различные международные

институты. Задачи этих организаций – разработка правил поведения отдельных

субъектов в международной сфере и контроль за практической реализацией

мирохозяйственных связей. К таким организациям относятся Международный суд и

Международный арбитраж, Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд,

консультативные советы экономических союзов.

Разработанные различными институтами правовые акты обязательны для учёта их

вовнутригосударственном законодательстве. Но это не означает, что для данного

государства приоритетными становятся международные интересы. Всегда любая

страна, даже в самой сложной ситуации, должна отстаивать свои национальные

интересы и развивать свои внешние экономические институты.

3. Мировой рынок

Современный мировой рынок представляет из себя сферу устойчивых товарно-

денежных отношений по обмену произведённых национальных продуктов. Субъектами

этих отношений могут выступать государство, отдельные организации и

предприятия, а также частные лица. Также как и внутри страны, в структуре

мирового рынка можно выделить рынки товаров и услуг, рынки труда, капитала и,

кроме того, рынки достижений науки и техники. В составе последних всё большее

значение в современных условиях приобретают информационные рынки. Кроме того,

можно выделить и отдельные рынки по региональному признаку – европейский,

азиатский, южно-американский, дальневосточный и другие.

Для того чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь

экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентно-способных товаров и услуг,

пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства, или иные средства

оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру, например,

транспортные средства, складские помещения, средства связи. Расчёты по

внешнеторговым операциям производятся банковскими организациями, а страховой

бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов. Конечно, при

необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктурами других стран,

но, как правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная

на мировом рынке, стремиться создать собственную инфраструктуру.

Два потока встречных товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны.

- экспорт – продажа и вывоз товаров за границу

- импорт – покупка и ввоз товаров из-за рубежа.

Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а

сумма этих оценок является внешнеторговым оборотом.

На мировом рынке, как и на любом рынке, формируется спрос и предложение и

поддерживается стремление к рыночному равновесию. Для того чтобы понять, как

это происходит, рассмотрим условный пример. Предположим, две страны выпускают

и потребляют один и тот же товар, но ресурсы для его производства и

потребности в нём различны. Собственно, на внутреннем рынке будут

формироваться разные рыночные цены и разные условия равновесия.

P

Курсовая: Открытая и закрытая экономика

Курсовая: Открытая и закрытая экономика

Курсовая: Открытая и закрытая экономика

в

б

a

D

Px

Ex

Курсовая: Открытая и закрытая экономика Курсовая: Открытая и закрытая экономика Курсовая: Открытая и закрытая экономика Курсовая: Открытая и закрытая экономика Курсовая: Открытая и закрытая экономика Курсовая: Открытая и закрытая экономика Курсовая: Открытая и закрытая экономика Курсовая: Открытая и закрытая экономика Курсовая: Открытая и закрытая экономика

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.