РУБРИКИ |
Курсовая: Понятие аудита |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Понятие аудитаКурсовая: Понятие аудитаПланВведение1. Сущность и содержание аудита. Возникновение аудита.2. Аудиторские фирмы, их классификация структура Заключение Список использованной литературы Введение С переходом к рыночным отношениям в России стали создаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, которые уже не являлись собственностью государства и в связи, с чем изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. В данное время каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и предприятия, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи. Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимость независимого вневедомственного финансового контроля - аудита . Сущность и содержание аудита. Возникновение аудита. Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора. Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. В России звание аудитора было введено Петром 1. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Все три попытки организации института аудита (в 1889, 1912и 1928 г.) оказались неудачными. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ужесточа- ются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. 'После окончания кризиса практически все страны начинают вво-.;дить обязательные требования к объему информации, содержащейся ..в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и за-.ключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества. До конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит. После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного. Третий этап развития аудита — его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области независимого финансового контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер, Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера- аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Представители Палаты аудиторов, организации, объединяющей всех лиц этой профессии, регулярно проверяют их работу, и исключение из Палаты аудиторов означает запрещение дальнейшей деятельности. Аудиторские фирмы, их классификация структура В последнее время в России проводились аудиторские проверки, интенсивно готовились кадры аудиторов, которые до принятия указа президента РФ «Об аудиторской деятельности в РФ» не имело под собой должной правовой основы. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утверждённые этим Указом, подвели юридическую правовую основу под деятельность аудиторов, легализовали их профессиональную подготовку. До этого работа аудиторских фирм осуществлялась лишь на основе стандартов бухгалтерского учёта, отчётности и аудита зарубежных стран. Стандарты - правила ведения финансового учёта и составления отчётности с целью отражения эффективности финансовых решений, принятых за отчётный период компанией, которые отражают её положение на рынке. Они являются определённого рода юридически закреплённым соглашением различных субъектов рыночной экономики и разрабатываются, исходя из накопленного опыта, практической необходимости, результатов научных исследований, здравого смысла, традиций и других факторов. Правила определяют аудиторскую деятельность как предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчётности, платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию других аудиторских услуг (постановка, восстановление бухгалтерского учёта, составление финансовой отчётности и т.д.). Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчётности экономических субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. От ведомственной ревизии, аудит отличается: самостоятельностью определения форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом; независимостью от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы; возможностью организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности. Аудиторская проверка в полном объёме может проводится на частных предприятиях. Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся собственниками имущества, закреплённого за ними на праве хозяйственного ведения, могут привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудиторских услуг. Только орган, уполномоченный осуществлять управление государственным или муниципальным имуществом, вправе решать вопрос о заключении договора на проведение аудиторской проверки. Особое внимание при проведении аудиторской проверки уделяется её правовым аспектам. Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора. Аудитор обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию. В аналитической части аудиторского заключения указываются нарушения законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могли нанести ущерб интересам собственников экономических субъектов, государства или третьих лиц. В связи с этим допускают к аттестации на право осуществления аудиторской деятельности лиц, имеющих экономическое и юридическое образование. Это требование лежит в основе реализации задач по формированию правового государства в России, повышению роли закона в предпринимательской деятельности. Его надо понимать в том смысле, что выборочные знания бухгалтерского учёта, анализа хозяйственной деятельности, организации и техники аудита, финансового менеджмента без сопоставления их с требованиями соответствующих норм права не могут достичь основных целей аудиторских проверок. Аудиторская проверка - необходимый элемент аудита и один из видов аудиторской деятельности. Она заключается в установлении достоверности бухгалтерской отчётности, а также в совершении иных услуг, в частности составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчётности, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства России. Аудиторы могут также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. Но во временных правилах есть пункт, содержащий абзац, который ограничивает сферу предпринимательской деятельности аудитора: «Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью». Из этой выдержки следует, что аудитор не может выступать учредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью. Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленными нормативными актами. Например, в Законе о банках и банковской деятельности предусмотрено, что банки публикуют годовой баланс по форме и в сроки, которые устанавливаются ЦБ РФ, после подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нём сведений. Имеются и другие случаи обязательного аудита для страховых компаний, инвестиционных фондов и т. д. В сфере общего аудита Закона об иностранных инвестициях предусмотрена проверка аудиторской организацией для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Обязательные проверки в соответствии с процессуальным законодательством проводятся также по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. Поручение о проведении аудиторской проверки даётся аудитору при наличии в производстве возбуждённого уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственному арбитражному суду. Заключение аудитора по результатам такой проверки приравнивается к акту экспертизы. Заключение аудитора - это документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Если налоговый государственный или иной орган, на который законом возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчётности, не согласен с аудиторским заключением, принятым экономическим субъектом, то он вправе оспорить его в арбитражном суде. Если суд установит неточности и ошибки в представленной аудитором отчетности, то он возмещает экономическому субъекту все убытки, связанные с неквалифицированным аудиторским заключением. Возникновение аудиторской деятельности в Западной Европе относится к XIX веку. Наибольшее распространение она получила в ХХ веке, а в России - в последние 10 лет. Аудиторская деятельности в РФ была узаконена начиная с 1995 года, а до этого существовали различные виды контроля кроме аудита При формировании аудиторской службы необходимо помнить, что специалисты должны обладать соответственными качествами: честность, неподкупность, профессиональная подготовка. На сегодня аудиторская деятельность может осуществляться как предпринимателями, так и фирмами. За рубежом же все сферы поделены между аудиторскими компаниями. В настоящее время аудиторская деятельность регламентируется по нескольким направлениям: - аудиторская деятельность банков; - аудиторская деятельность страховых компаний; - аудиторская деятельность фондовых бирж и финансовых компаний; - аудиторская деятельность, занимающаяся проверкой деятельности хозяйственных субъектов. Всеми этими видами деятельности на российском рынке занимаются зарубежные компании. Российские компании осваивают до 30% всех доходов от аудиторской деятельности, а зарубежные компании во всех странах мира до 50-80%. При организации аудиторской деятельности необходимо помнить, что аудиторские фирмы занимаются и восстановлением учёта и отчётности, а также сопровождением учёта и отчётности и консультационными услугами. В РФ было сделано несколько попыток по ведению аудита: 1-я – в 1889 году; 2-я – в 1912 году; 3-я – в 1928 году и в 1995 году. До недавнего времени в РФ аудиторов не было, вместо них действовали контрольно-ревизионные управления (КРУ), которые действовали при министерствах, Ведомствах и Облисполкомах. При создании аудиторской деятельности был использован иностранный опыт и впервые был создан в 1987 году. Создание аудиторского контроля в РФ осуществлялось в 90-х годах. Большую роль в формировании аудиторской деятельности в РФ сыграли временные правила аудиторской деятельности в РФ, утверждённые в 1993 году указом Президента РФ. Государственное регулирование аудиторской деятельности до 2001 года осуществлялось согласно временным правилам осуществления аудиторской деятельности на территории РФ, а также Указом Президента «О введении временных правил по осуществлению аудиторской деятельности». Кроме того, в 1994 году была образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Комиссия являлась коллегиальным органом по поддержке и развитию аудиторской деятельности в условиях рыночной экономики. В своей деятельности Комиссия подотчётна Президенту РФ. Она имеет право: 1. Предоставить на рассмотрение Президенту нормативные акты по регулированию аудиторской деятельности. 2. Разрабатывать стандарты осуществления аудиторской деятельности. 3. Направлять аудиторам и аудиторским фирмам предписания по устранению недостатков и замечаний, выявленных при проверке деятельности аудиторской компанией. 4. Выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности или их аннулирование в случае нарушений. 5. Определять перечень высших учебных заведений и ведущих учебно- методических управлений по подготовке и переподготовке аудиторов. 6. Принимать экзамены на получение свидетельства аудитора. 7. Привлекать специалистов для разработок нормативно-правовых актов по осуществлению аудиторской деятельности на договорной основе. При Комиссии создан Консультативный Совет из ведущих аудиторов страны, который корректирует и регламентирует осуществление аудиторской деятельности на территории РФ. В конце 2001 года был принят Закон «Об осуществлении аудиторской деятельности», который в настоящее время регулирует осуществление аудиторской деятельности в РФ. В связи с этим, временные правила утратили свою силу. Согласно постановлению СовМина и Правительства РФ аудиторская деятельность подразделяется на несколько видов и сопровождением её занимаются: - МинФин РФ (аудит страховых компаний, бирж, валютных фондов, инвестиционных институтов и, кроме того, страховой деятельностью занимается Россстрахнадзор); - ЦБРФ (аудит банков, кредитных учреждений). На базе данных организаций созданы Центры Аттестационных Комиссий (целлак), которые занимаются аттестацией аудиторов и выдачей лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Данная Комиссия утверждается по согласию с Комиссией по Аудиторской деятельности, работающей по единой программе, контролируемый МинФином РФ. За проведённые аттестации взимается определённая плата, так же как и за лицензирование. Для осуществления аудиторской деятельности, приём экзаменов через «Целлак» проводится в межрегиональных центрах, с целью более быстрой подготовки недостающих специалистов. При осуществлении аудиторской деятельности согласно Закона «Об аудите», работа аудиторов может осуществляться но основании индивидуальных лицензий и аудиторов, выступающих индивидуальными частными предпринимателями, так и на основании организаций аудиторских фирм. При этом в Уставе аудиторской фирмы должно принадлежать не менее 50% взносов, непосредственно, аудитора. В составе компании должно быть не менее 4-х профессиональных аудиторов. Для осуществления аудиторской деятельности допускаются все лица, имеющие высшее и среднее экономическое образование и сдавшие соответствующие экзамены на аттестат аудитора, а также наличие лицензий. К аттестации не допускаются лица, имеющие судимость или ограниченными по суду занимаемыми определёнными должностями. Квалифицированный аттестат выдаётся МинФином РФ или ЦБРФ на 3 года. По истечению срока аттестат может быть продлён по заявлению в том случае, если нет ни каких замечаний, а если таковые существуют, то необходимо опять сдавать экзамен на осуществление аудиторской деятельности. Аттестованный аудитор получает лицензию на осуществление аудиторской деятельности, которая может выдаваться на 1-3 года. За выдачу лицензии взимается плата в размере 10 МРОТ. За заявление необходимо заплатить 3 МРОТ. Кроме того, при осуществлении Аудиторской деятельности в случае получения незаконных доходов, а также выявленных хозяйственных нарушений, которые по вине аудитора принесли финансовый вред проверяемой организации, то взимается штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ. При организации аудиторской деятельности, помимо проведения аудиторских проверок, аудиторские фирмы проводят работы по организации и восстановлению бухгалтерского учёта, по составлению деклараций о доходах, составление годовой бухгалтерской отчётности, анализу хозяйственной деятельности, оценки активов предприятий, консультации, сопровождение налогового учёта, обучение по роду своей деятельности. Всё это должно быть обязательно указано в уставных документах. Кроме данных видов деятельности аудиторские компании не могут заниматься другими видами деятельности. Согласно закона аудиторы не могут передавать сведения третьим лицам, которые они получают при проверке. Данное нарушение трактуется как – разглашение коммерческой тайны в соответствии с УКРФ. При осуществлении аудиторской проверки следует помнить, что она невозможна, если аудиторы являются собственниками, акционерами проверяемого предприятия, либо они находятся в родственных отношениях с руководством проверяемого учреждения. Осуществление аудиторской деятельности происходит на основании закона, но в то же время, в соответствии с ГКРФ и Конституцией РФ. При организации аудиторской деятельности все отношения аудиторской фирмы с заказчиком регламентируются на основании договора на осуществление аудиторской деятельности на коммерческой основе.
ЗаключениеДо принятия Временных правил, аудиторская деятельность в России развивалась усилиями энтузиастов этого дела, как было сказано выше, с ориентацией на зарубежные стандарты бухгалтерского учёта и аудита. Госбанк России, Росстехнадзор РФ, учитывая, что соответствующие законы обязывали проводить ежегодную аудиторскую проверку отчётов коммерческих банков и страховых организаций, стремились организовать их аудирование. Этим и ограничивалось государственное регулирование аудитом. Организация государственного регулирования аудиторской деятельности Временными правилами возложена на Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ. В положении о комиссии установлено, что она является коллегиальным органом и осуществляет свою работу на безвозмездной основе. Комиссия осуществляет систему мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторских фирм и аудиторов. Она на основе законодательства разрабатывает проекты нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, содействует реализации Временных правил, обобщает практику их применения по запросам, даёт разъяснения применения Временных правил. Комиссия имеет право представлять на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов об аудите, разрабатывать стандарты аудиторской деятельности, направлять аудиторам и аудиторским фирмам обязательные для исполнения предписания об устранении ими нарушений законодательства в области аудиторской деятельности. Описанная форма организации аудиторской деятельности возможна и целесообразна лишь на начальном этапе. В дальнейшем она должна быть изменена. Руководством развития аудита должны заниматься сами аудиторы. Высшие должностные лица, составляющие ныне комиссию по аудиторской деятельности, выражают и представляют интересы государства, а не предпринимателей, включая и аудиторов. Не случайно, что интересы государства выходят на первое место при обсуждении ответственности аудитора в случае установления неквалифицированного проведения аудиторской проверки. Список использованной литературы 1. Финансовое право Уч. пособие. Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова, Изд. «Новый юрист», Москва, 1998 г. 2. Барышников Н.П. “Организация и методика проведения общего аудита”, Москва, 1996 год. 3. Овсийчук М.Ф. “Аудит. Организация. Методика проведения”, Москва, 1996 год. 4. Шеремет А.Д., Суйц В.П. “Аудит. Учебное пособие”, Москва, 1995 год. |
|
© 2007 |
|