РУБРИКИ

Курсовая: Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь

по проведению ростовщических и спекулятивных операций (например, в торговле -

между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных

импортных товаров коммерческим организациям). Легкая промышленность ощущает

острую конкуренцию со стороны импортной продукции (в республике ее 50 %), в

экспорте - конкуренцию с дешевыми азиатскими товарами.

В настоящее время в Беларуси возникает конкуренция между государственным и

негосударственным секторами белорусской экономики. По оценкам специалистов, в

1996-1997 гг. на 80 обследованных негосударственных предприятиях не было

падения объемов производства; 60 —имели незначительную кредиторскую и

дебиторскую задолженность, были рентабельны и обеспечены собственными

оборотными средствами, что позволило некоторым из них провести

реинвестирование.

Кроме того, имеет место конкуренция между иностранными экспортерами и

белорусскими производителями на рынке производственной и бытовой

электронной аппаратуры; между самими иностранными экспортерами на рынке

транспортных средств (микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили малой

грузоподъемности, экскаваторы) в связи с отсутствием отечественных

производителей; между ведущими автомобилестроительными фирмами республики,

что обусловило создание на Минском автозаводе ПО "Белавтомаз" дилерской

сети (здесь используются услуги посредников, системы гарантийного и

сервисного обслуживания, принимаются новые управленческие решения), а также

между действующими предприятиями по переработке сельскохозяйственной

продукции и появляющимися мелкими и средними предприятиями (цехами) колхозов

и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя назвать ни совершенной, ни

эффективной.

Появление и развитие конкуренции на отдельных товарных рынках

(потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных

услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии

поведения отдельных хозяйствующих субъектов.

Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных

кредитов способствует накоплению не производительного, а ростовщического

капитала непроизводственного происхождения, увеличению доходов коммерсантов-

финансистов без прироста товарного предложения и, как следствие, росту

неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Это ведет к

банкротству ряда небольших коммерческих банков и укрепляет монополию

крупных.[8, c. 244-246]

Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает уже не столько ценовая

конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг, что весьма актуально

и проблематично для предприятий текстильной промышленности Беларуси. На

большинстве предприятий есть сложности в обеспечении производств современным

оборудованием, использовании новых технологий, без чего изначально невозможно

делать конкурентоспособную продукцию. Износ оборудования нашей текстильной

промышленности составляет более 70%. Для сравнения: в США — в среднем 15—20%.

Действующий же механизм замены средств производства на большинстве не

предприятий республики не адекватен изменившемуся характеру управления, не

обладает необходимыми свойствами для решения вопросов, связанных с

обеспечением желаемого уровня качества выпускаемой продукции, не использует

все экономические резервы и возможности. Немало производственников из-за

боязни экономического риска предпочитают применять уже испытанные технологии

для производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы

производить новую, конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их

заиметь — необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации

предприятиям важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим

производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос,

емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных товаров, мгновенно

реагировать на изменения рынка и т.д.

Однако даже в наше нелегкое для производителей товаров время можно выделить и

ряд экономически устойчивых предприятий, для которых новейшие научные

разработки в технологии производства продукции уже не теория, а практика.

Среди лидирующих предприятий легкой промышленности — ОАО «КИМ», гомельская

промышленно-торговая фирма «8 Марта», ОАО «Брестский чулочный комбинат», ВШПО

«Витебчанка» и др. Управленцы этих предприятий целенаправленно внедряют в

производство инновации, изменяют ассортимент товаров, находят новые рынки

сбыта. Для данных предприятий характерен рост прибыли, рентабельности:

коэффициенты модернизации качества прогрессивного обновления близки к 1. Пока

же большая часть производимой предприятиями текстильной промышленности

продукции продается лишь на территории своей республики.

[1, с. 31]

С развитием рыночных отношений все более ожесточенной становится конкурентная

борьба между фирмами. Кто победит — за тем более высокая прибыль,

долгосрочная выгодная сделка. Наряду с актуальностью проблемы увеличивается и

ее значимость. Но как выработать, а затем реализовать стратегию конкуренции?

Создаваемые рыночные структуры с трудом и крайне медленно справляются с новой

для себя задачей. С одной стороны, количественные показатели эффективности

растут: в 1994 г. удельный вес негосударственного сектора в производстве был

равен 22,1 %, в 1999 г. — 43,3 %; ежегодно прирост объемов составлял 6 — 7 %,

рентабельность оказалась на 3 — 5 % выше рентабельности госсектора.

С другой стороны, уровень затрат сохраняется значительным. На государственных

предприятиях затраты выросли в 1999 г. более чем в 4 раза, на

негосударственных ненамного меньше -- в 3,8 раза. Естественно, цены остаются

высокими, конкурентоспособность товаров практически не меняется.

Рентабельность, несмотря на рост, отстает от необходимой для расширенного

воспроизводства в 2 — 2,5 раза. Победа в хозяйственном соперничестве,

особенно на внешнем рынке становится маловероятной.[2, c. 22]

За десять лет конкурентоспособность отечественных предприятий снизилась,

финансовых возможностей для улучшения ситуации не имеется. Предпосылки для

взаимовыгодного сотрудничества с транснациональными корпорациями не были

созданы.

Тем не менее, у Беларуси есть потенциал для благоприятного развития. Занимая

в мире 0,15% территории, располагая 0.18% численности населения, республика

производит 11% мирового производства калийных удобрений, 0,6 - химических

волокон и нитей, 0.15 - стали и цемента. 1,3 - холодильников, 0.4 -

телевизоров, 1.8 -шерстяных тканей. 0.8 - обуви, 8,7 - льноволокна 0,4 - мяса

в убойном весе. 1,1 % - молока.

Однако уже в ближайшие годы эти резервы будут сокращаться, а только

внутренние накопления не обеспечат требуемого наращивания производственного

потенциала, особенно в части выпуска конкурентоспособной на мировом рынке

продукции. Вхождение республики в мировую экономику неизбежно потребует ее

вовлечения в процесс глобализации, использования прямых иностранных

инвестиций и опыта транснациональных корпораций.

Кризисные явления в Беларуси не носят необратимого характера, поскольку в

определенной степени сохранены потенциальная управляемость экономическими

процессами, а также экономический, кадровый и интеллектуальный потенциал.

Отсутствие подлинной приватизации, при которой появляется реальный

собственник предприятия, произведенного продукта и дохода; превращение ее в

самоцель; административный, распорядительно-принудительный характер ее

осуществления (наряду с необоснованным разукрупнением) приводят к деградации

крупной промышленности, разрушению технологических основ того, что составляло

базу научно-технического потенциала страны, к формированию новых

монополистов. - производителей промежуточной продукции и Мингосимущества.[3,

c. 109]

2.2 Регулирование конкуренции в РБ.

В Беларуси сложилась уникальная сверхмононолизированная экономика, для

управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный

монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный,

т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице

соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь

одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно

выступал его воспроизводственной основой.

Вместе с тем известно, что все существующие в республике монополии являются

государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять

искусственные -включающие административные, или организационные, монополии (в

форме министерств, концернов, ассоциаций) и естественные - включающие

производственные, или технологические (в форме чистой монополии н олигополий

).

В белорусской экономике господствует монополия государственной собственности

-по содержанию, по форме же она является чистой монополией или олигополией

(наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции,

взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность

возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических

отношений.

В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования

межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет

их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм

денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая

экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования.

Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в

экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые -

даже на грани банкротства.

В республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального

производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах

товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного

питания, между государственным и негосударственным секторами экономики,

иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации

экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования

конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития

малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики,

наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой

систем.[3, с. 104]

Несомненно, на уровень и интенсивность конкуренции на белорусском рынке

решающее влияние оказывают, в частности, административные запреты на вывоз и

ввоз товаров в регион, личные связи между частным бизнесом и местными

властями, приводящие к созданию благоприятных, щадящих условий для отдельных

предприятий, что создает определенные трудности для выхода на рынок для

аналогичных субъектов, не обладающих такими возможностями. Сказываются и

технические барьеры, навязываемые многими ведомственными структурами (слишком

строгие санитарно-гигиенические нормы, сложная процедура лицензирования,

сертификации, таможенного оформления и т.п.), и неразвитость инфраструктуры

рынка (систем информации, стандартизации, сертификации, оценки качества

продукции, кредитно-финансовых институтов, товарных бирж). К тому же в стадии

формирования находится нормативно-правовая основа предпринимательства, что

замедляет осуществление деловых операций и снижает эффективность конкурентных

усилий участников рынка.[4, с. 7]

Свобода экономических субъектов в переходной экономике в значительной мере

условна, так как их поведение предопределяется номенклатурными корпоративными

интересами. Характерным для Беларуси является государственное регулирование

хозяйственной деятельности предпринимателей путем объявления все больших сфер

бизнеса зонами ограниченного доступа.

Сохраняется сильная зависимость многих предпринимателей (прежних директоров

приватизированных госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших коммерческие

структуры) от чиновников органов государственного управления, имеющих

возможности неограниченного контроля за негосударственным бизнесом, его

разрешения или запрещения.

Органы государственной власти как и прежде используют набор административно-

командных инструментов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов,

игнорируя законы товарно-денежного обращения. К ним относятся:

«административное вмешательство в вопросы ценообразования и сбыта продукции,

регулярные корректировки политики в области расчетов, движения финансовых

потоков и котировки национальной валюты, запреты на регистрацию и требования

перерегистрации негосударственных предприятий, что делает бизнес в нашей

стране практически непредсказуемым». Преобладание административного

вмешательства подавляет экономическую заинтересованность производителей,

консервирует их технологическую отсталость.

Характерными для Беларуси являются разрешительный, а не уведомительный

принцип регистрации субъектов хозяйствования, сложный механизм

лицензирования, регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей. В

1995 г. была изменена система лицензирования: на 25 единиц сокращено

количество лицензируемых видов деятельности (оставалось 86), отменены 24

специальные решения правительства по данному вопросу. Однако и в настоящее

время выдачу лицензий осуществляют более 40 государственных органов, а число

лицензируемых видов деятельности составляет более 100 .[3, c.102]

В ряде случаев происходит усиление монополизма интегрированных хозяйственных

объединений, ограничение самостоятельности входящих в их состав предприятий,

особенно в тех структурах, которые созданы на базе бывших министерств и

ведомств и наделены достаточно широкими властно-распорядительными

полномочиями. Необходимо принятие нормативного акта о государственных

концернах, корпорациях и других объединениях с четким определением их

правового статуса, задач, функции, полномочии, особенно входящих в их состав

субъектов хозяйствования. Увеличилось количество носителей монопольной

власти. Кроме государства (правительства, министерств и ведомств), ряда

организации (особенно торговых - розничных и оптовых), предприятий-

монополистов, монопольной властью обладают: управляющая (административная)

элита, включающая и так называемую «вертикаль» - должностных лиц,

руководителей районного и областного масштабов; промышленная элита

(директорский корпус), посредники, отдельные предприятия - немонополнсты,

руководители теневого бизнеса.

В процессе сращивания управленческой элиты государственных структур с

представителями частного предпринимательства, в том числе теневого и мафии,

государственного и негосударственного монополизма в переходной экономике

появилась новая разновидность монополизма - государственно-частного,

сформировалась система экономических отношений, субъекты которых стремятся к

достижению монопольной власти в производстве и обращении, других сферах

деятельности .Возможности формирования конкурентных рыночных отношений

ограничены частым вмешательством властей в деятельность предприятий.

Примерами усиления государственной монополистической практики являются:

государственная интервенция в акционерные компании - введение в 1997 г.

«золотой акции», особого права государства вмешиваться в деятельность

акционерных компаний, принятие декрета о гарантиях вкладов физических лиц в

валюте, дискриминирующий отдельные банки; предоставление монопольных нрав на

экспорт шерстяных тканей концерну «Беллегпром». Указ «О некоторых мерах по

координации деятельности Национального банка» (март 1998 г.) юридически

закрепил фактическое руководство правительства денежно-кредитной политикой,

установив обязательность принимаемых им решений для Национального банка.

Парламент республики узаконил право Совета Министров проводить единую

денежно-кредитную политику . Все это дало основание некоторым авторам назвать

Беларусь полигоном для антиконкурентных действий правительства.[8, c. 253]

Демонополизация в Беларуси предшествовала конкурентной политике. Если на

Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их

регулирование, то в нашей экономике с самого начата акцент был сделан на

становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных

монополий и конкуренции.

Демонополизация включает меры по преодолению монопольных тенденций: на уровне

народного хозяйства - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности

и власти; на уровне отрасли - устранение монополизма министерств, ведомств и

их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение их командных

функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца).

Беларусь впервые приступила к реализации этих мер после принятия в 1992 г.

первого в истории республики антимонопольного Закона «О противодействии

монополистической деятельности и развитии конкуренции» (заметим, что в нем

отсутствует определение демонополизации экономики). Специализированным

органом, обеспечивающим координацию и контроль за мерами по ограничению и

устранению злоупотреблений монополистов, развитию конкуренции и

предпринимательства, является Министерство предпринимательства и инвестиций,

созданное в 1996 г. на базе Министерства по антимонопольной политике (ранее -

Госкомитета по АМП).

Особенности антимонопольного регулирования состоят в том, что

1) его становление происходит в нерыночной экономике, находящейся в

кризисном состоянии;

2) оно осуществляется при высоком удельном весе государственной

собственности и незначительных размерах частного капитала;

3) ставит задачей не развитие, а становление конкурентных отношений;

4) формально заимствует основные подходы американского и

западноевропейского антимонопольных законодательств.

На Западе антимонопольное регулирование было направлено на ослабление

господства монополий, в постсоветской экономике - на ограничение

государственного влияния на рынки, ослабление государственной монополии -

монополии государственной собственности и власти, и прежде всего в сфере

управления. Но решение этой проблемы сопровождается усилением монополизма.

Цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации нашли отражение в

Комплексной программе демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь

на 1993 г., программах демонополизации экономики Беларуси на 1996-1997 гг. и

1998-1999 гг. Так, целями объявлены: изменение монопольной структуры рынков и

создание правовых и экономических условий для прихода на них новых

товаропроизводителей (поставщиков), снижение концентрации производства и

создание необходимых условий для развития конкуренции, повышение

эффективности экономических процессов путем включения конкуренции

хозяйствующих субъектов в систему стимулов и экономических рычагов развития

производства, общества в целом.

Основными направлениями демонополизации выступают:

1) формирование новых экономических структур, особенно малых и средних

предприятий;

2) разукрупнение ассоциаций, концернов, других объединений,

препятствующих развитию конкуренции;

3) государственное регулирование деятельности монополий;

4) контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих

субъектов, приобретением акций.

Противоречивость современной ситуации заключается в том, что. с одной

стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены на

ограничение монополизма, с другой стороны, попытки решения этой проблемы

вызывают его оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не

работают в условиях отечественного сверхмонополизма. Демонополизация

государственного сектора экономики происходит не путем осмысленного

реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет

постепенной ликвидации крупных государственных предприятий (объединений).

Примером этого процесса является Гомельское ПО «Коралл». Это государственное

предприятие до 1991 г. производило кинескопы для телевизоров, осуществляя

полный цикл производства - от литья экранного стекла до сборки. В 1997 г. оно

было акционировано, 67% акций передано американской фирме «West Ray Inc.» под

обещанные 24 млн. долл. В настоящее время договор с указанной фирмой

расторгнут, так как она оказалась не в состояния осуществить модернизацию

производства. Произошло разукрупнение объединения: в самостоятельные субъекты

выделены завод «Модуль», инструментальное производство и транспортное

хозяйство. В итоге некогда мощное и передовое предприятие столкнулось с рядом

серьезных проблем.[3, с. 107 - 108]

Как показала практика, в Беларуси отсутствует подлинная приватизация

собственности, при которой появляются реальные собственники предприятия,

произведенного продукта и дохода. Приватизация необходима как средство

реструктурирования всей системы управления экономикой, стимул создания ее

новой технологической основы, позволяющей обеспечивать высокую эффективность

производства, а также формирование рациональных организационно-

технологических комплексов, структуру которых следует рассматривать на

государственном уровне. К сожалению, в Беларуси пока даже не созданы

основательные предпосылки для массовой приватизации, допускаются серьезные

просчеты в методах и способах ее проведения (чрезмерная унификация и

схематизация), нарастают разрушительные процессы, активно пропагандируется

приватизация убыточных предприятий (в развитых странах она исключена, а в

ряде стран Восточной Европы ограничена).

Кроме этого, процесс становления новых организационно-хозяйственных структур

в промышленности республики, да и в экономике в целом, практически носит

искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными

обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами,

корпорациями и т.н. в национальной экономике нередко именуются структуры,

далекие по своим природе, статусу, содержанию от подобных формирований в

рыночной экономике. Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная

"добровольность" формирования, жесткая централизация управления и финансовых

ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество

структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального

звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного

потенциалов.

Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры

малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта, не

способствуют формированию конкурентных отношений в производстве.

[8, с. 246-248]

Отсутствие подлинной приватизации приводят к деградации крупной

промышленности, разрушению технологических основ того, что составляло базу

научно-технического потенциала страны, к формированию новых монополистов. -

производителей промежуточной продукции и Мингосимущества.[3, c.108]

Особенность белорусского антимонопольного закона состоит в том, что он

направлен на устранение монополизма на всех уровнях и прежде всего в сфере

управления. Демонополизация в этой сфере предполагает качественно новую роль

государства и его органов, сокращение прямого государственного вмешательства

в экономику. В третьей статье первого раздела прямо указано па субъекты

закона — органы управления и должностные лица. Подробный перечень запрещенных

антимонопольным законом актов и действий органов управления, ограничивающих

права хозяйствующих субъектов, дискриминирующих отдельных из них, создающих

необоснованные препятствия для появления новых предприятий на практике

повсеместно игнорируется.

Вместе с тем большая часть производственной деятельности в стране

контролируется государством. Решения, принимаемые органами управления,

нередко носят антиконкурентный характер, ведут к разделу рынков,

дискриминации негосударственных (особенно частных) фирм, незаконному

ограничению самостоятельности предприятий, предоставлению необоснованных

льгот отдельным хозяйствующим субъектам, что способствует усилению

монополистических тенденций.

Имеют место различные злоупотребления среди чиновников, запреты на отдельные

виды коммерческой деятельности, необоснованные отказы на сертификацию товара,

контрольно-проверочный прессинг (местные власти и налоговые органы проверяют,

как правило, фирмы, успешно конкурирующие с государственными) и т.п.

Антимонопольное регулирование в рыночной экономике сопровождается уменьшением

злоупотреблении со стороны монополий, в национальной экономике - появлением

новых видов монополий и форм их проявления.

Реформы 90-x годов в белорусской экономике сопровождались дезорганизацией

управления, укреплением монопольных структур, ростом негосударственных

образований спекулятивно-коммерческого типа, их сращиванием с

государственными формированиями, сопровождаемым скрытым подкупом должностных

лиц.

Особенностями переходного периода является резкая активизация антимонопольной

направленности экономической политики, энергичная деятельность

антимонопольных органов в начале 90-х годов и столь же резкий их спад к

настоящему времени.

Анализ белорусских программ демонополизации экономики и антимонопольного

закона, а также итогов пятилетнего периода их реализации показал, что в

республике произошла трансформация общественно-экономической системы,

выразившаяся в усилении монополизма и криминализации бизнеса, приведших к

неэффективной экономике и отсутствию рыночной конкуренции.

Сам антимонопольный закон, принятый в 1992 г., некорректен по содержанию и

был заранее обречен на неудачу при реализации, ибо его статьи сформулированы

таким образом, что делают акцент не на становление конкуренции, как указано в

целевой функции, а на антимонопольное регулирование (ст. 8, 9); рассматривают

конкуренцию в Республике Беларусь как реально существующее явление. Этот

парадокс объясняется тем, что статьи закона заимствованы из антимонопольных

законов развитых стран без учета того факта, что в белорусской экономике

отсутствовала реальная конкуренция в ее классических видах и формах. Он

недостаточно отражает стимулирующие нормы, направленные на появление

конкурентных отношений, которые в большинстве своем носят недобросовестный, в

том числе криминальный характер.

Эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь снижают

слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических

процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов антимонопольного

регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном аппарате.

Антимонопольное регулирование не позволило создать правила поведения

субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых предприятии,

обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих

доминирующее положение на товарном рынке.

Государственное антимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе

ситуации па товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется

состоянием государственной статистики как с точки зрения методологии, так и

достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют

данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций,

недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре

производства негосударственного сектора экономики и др.

Отечественная статистика не содержит многих необходимых сведений, позволяющих

провести достаточно полный и всесторонний анализ степени монополизации

экономики. Информационный голод не уменьшается, а по ряду позиций растет.

Монополия на информацию развивается вследствие коммерциализации

информационной области. Без реформы системы экономических отношений,

соответствующей институциональной среды антимонопольное регулирование не

может быть эффективным.[3, с.107]

Вместе с тем рыночная конкуренция, заинтересованность в предпринимательской

деятельности и некоторые другие условия ее возникновения в белорусской

экономике отсутствуют. Более того, сохраняется и усиливается государственный

контроль над экономикой, не тождественный государственному регулированию.

Государство и его органы не осуществляют регулирующие функции, а выступают

основными субъектами хозяйствования. Именно в этом заключается экономическая

роль государства как монопольного собственника, что обусловливает

формирование естественной, искусственной, организационной, технологической и

экономической монополии. Государственный монополизм проявляется прежде

всего в сфере управления и обусловливает монополизм хозяйствующих субъектов в

сфере как производства, так и обращения.

Становлению полноценной конкуренции в республике препятствуют:

1. Кризис экономики, высокая инфляция, финансовая нестабильность;

2. Искусственные административные барьеры для новых хозяйствующих субъектов,

устанавливаемые республиканскими и местными органами исполнительной власти.

Административными барьерами, препятствующими входу на рынок, являются условия

регистрации и выдачи лицензий, предоставления помещений и земельных участков,

ввоза и вывоза продукции, дискриминационное применение нормативных актов в

отношении негосударственных предприятий и т.д. (Чиновники допускают массовые

злоупотребления при регистрации предприятий, запреты на виды коммерческой

деятельности, необоснованные отказы на сертификацию товара, ценовую

дискриминацию негосударственных предприятий, контрольно-проверочный прессинг

и т.п.);

3. Несовершенство и недостаток статистической информации, инфраструктуры

поддержки предпринимательства;

4. Несовершенство законодательств, касающихся собственности, инвестиций,

антимонопольного регулирования, банкротства, систем регистрации и

лицензирования; редкое использование процедур санации и банкротства. (Власти

часто не решаются ликвидировать даже полностью убыточные предприятия, считая

их акционирование, слияние, привлечение иностранного капитала единственным

выходом для них.)

5. Формальный характер акционирования белорусских предприятий, отсутствие

открытого для всех рынка ценных бумаг;

6. Создание концернов и холдингов на базе бывших министерств, что сохраняет и

укрепляет государственную монополию (особенно в торговле и снабжении);

7. Отсутствие в госбюджете средств для инвестиций; ограниченные кредитные

возможности коммерческих банков; незрелость финансового рынка; отсутствие

рынка земли, институциональных инвесторов, значительного капитала и низкая

его мобильность.

К факторам, тормозящим становление рыночных конкурентных отношений в

экономике переходного периода, относятся:

- налоговая, кредитная, инвестиционная и ценовая политика государства,

- длительные сроки окупаемости капиталовложений,

- неплатежи,

- политика существующих на рынке структур;

- неразвитость рыночной инфраструктуры;

- ограниченность ресурсов, отсутствие навыков предпринимательской

деятельности у администрации негосударственных предприятий, криминальные

барьеры.

[8, с.250-252 ]

2.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ.

Механизм создания эффективной конкурентной среды на потребительском рынке

республики и повышения ее уровня интенсивности должен быть отрегулирован

государственными органами. Этот шаг не следует рассматривать как возврат к

усилению методов административного воздействия на субъектов рынка и созданию

торговых барьеров.

[4, c. 7]

Для появления конкуренции в Беларуси необходимы следующие условия:

- полное обособление производителей как собственников средств производства

и произведенного продукта (главная предпосылка);

- множественность производителей однородной продукции (достигается путем

создания новых экономических структур в монополизированных отраслях),

развитие малого и среднего бизнеса, разукрупнение ассоциаций, концернов и

других объединений;

- заинтересованность субъектов в предпринимательской деятельности;

экономическая свобода и полная самостоятельность в производственной и

коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта (выбор вида деятельности,

организационных форм, определение источников финансирования, методов и

структур управления производством, сбытом и т.д.), отсутствие диктата со

стороны правительства (государства);

- наличие рынка земли и недвижимости, четких правовых норм, устойчивых

денежной и финансовой систем, стимулирующей налоговой, кредитной, ценовой и

внешнеторговой политики (разумной протекционистской политики государства в

сфере внутреннего рынка, осуществляемой путем введения временных

количественных ограничений импорта отдельных видов продукции, специальных,

антидемпинговых и компенсационных пошлин);

- ликвидация барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов;

- преодоление монополизма государственных управленческих структур;

контроль за монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов и

пресечение антиконкурентных действий; государственное регулирование

естественных монополий; обеспечение свободного доступа к информации о товарах

и ценах; превращение государственного сектора экономики в действительного

конкурента. (Конкуренции не бывает при отсутствии частной собственности.

Следовательно, становление конкуренции в трансформационной экономике Беларуси

диктует необходимость обеспечения права собственности на средства

производства, на продукт и на доход, а также многообразия форм собственности

и их равноправия. Негосударственные и частично государственные экономические

структуры не должны охватывать лишь мелкое производство и бизнес.)

[8, c. 255- 266]

Кроме этого, для повышения конкурентоспособности белорусским предприятиям

необходимо решить следующие задачи.

Совершенствовать маркетинговую деятельность. В этих целях:

— проводить мероприятия по совершенствованию организации маркетинга (создать

службу или назначить исполнителя по маркетингу; определить должностные

обязанности, разделить полномочия, определить ответственность и поощрение;

провести переподготовку кадров; при подборе кадров устанавливать жесткие

квалификационные требования к образованию и специальности);

— осуществлять поиск рыночных ниш, выявлять перспективные сегменты рынка,

проводить позиционирование товара на рынке;

— выявлять потребности покупателей и постоянно повышать конкурентоспособность

продукции, внедрять новые товары;

— проводить гибкую ценовую политику, применяя разный уровень цен на разных

рынках, для разных сегментов, применять систему скидок;

— проводить анализ и осуществлять поиск перспективных рынков и каналов сбыта;

осваивать внешние рынки;

— осуществлять эффективную рекламную кампанию, мероприятия по стимулированию

сбыта, направленные на формирование покупательских предпочтений и

приверженности к предприятию и его продукции.

Улучшать финансовое состояние предприятия. В этих целях:

— разрабатывать мероприятия, направленные на снижение затрат;

— ускорять оборачиваемость оборотных средств:

— при выборе управленческих решений проводить оптимизацию затрат.

Совершенствовать менеджмент. В этих целях:

— четко определять цели;

— выработать стратегии (общую для предприятия, маркетинговую, по элементам

комплекса маркетинга, по финансам, производству);

— совершенствовать организацию управления предприятием,

— разработать систему мотивации работников к эффективной деятельности.

Представляется, что решение этих задач в комплексе позволит повысить

конкурентоспособность отечественных предприятий как на внутреннем, так и на

внешнем рынках, а это, в свою очередь, позволит увеличить объемы экспорта и

поступления валютной выручки в Государственный валютный фонд для решения

таких задач, как поддержка курса национальной денежной единицы, погашение

внешнего долга. [5, c.19]

В условиях отсутствия конкуренции конкурентная среда должна формироваться

поэтапно, начиная с появления конкуренции между субъектами и заканчивая

формированием структурных элементов по ее обеспечению.

На первом этапе происходит становление конкуренции между отечественными

производителями одной отрасли за рынки сбыта и сырья, между банками —

за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми

организациями - за установление связей с производителями.

На втором этапе формируется межотраслевая конкуренция за норму прибыли,

происходит становление нетоварных форм конкуренции между концернами,

холдингами, финансовыми группами за финансовое лидерство.

На третьем этапе предусматривается обеспечение равно-партнерских отношений

между отечественными и иностранными производителями.

С нашей точки зрения, эти этапы должны совпадать с этапами развития рыночных

отношений в республике.

Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические

тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете

монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность

на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение

принципа равных возможностей.[8, c. 256]

Анализ экономической ситуации в республике, практики демонополизации

экономики за 1993-1998 it. позволяет сделать вывод о том, что в ходе

реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет

не антимонопольной, а конкурентной политике.

Конкурентная политика - это совокупность государственных мер, направленных на

создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не только развитые и

развивающиеся страны, но и государства с трансформируемой экономикой.

Принципами такой политики в рыночной экономике являются: эффективность,

справедливость, правовая защита производителя (продавца) и потребителя. Она

направлена на стимулирование эффективности и контроля в экономике,

предотвращение эксплуатации более слабых участников рынка.[3, c.110]

Основными целями конкурентной политики в развитых странах являются:

обеспечение экономического роста и международной конкурентоспособности

экономики, содействие техническому прогрессу, контроль за деятельностью

монопольных субъектов, вытеснение с рынка нерентабельных предприятий. При

этом главные стратегические задачи государства заключаются в создании

законодательной основы конкурентных отношений, а также нового хозяйственного

механизма, ориентированных на стимулирование конкуренции.

Ведущие направления государственной конкурентной политики сводятся к

разработке и совершенствованию законодательства о конкуренции, контролю над

структурой рынка, предотвращению злоупотреблений рыночной властью, к

стимулированию предпринимательской деятельности.[8, c. 258]

Основными направлениями конкурентной политики являются: разработка и

совершенствование законодательства о конкуренции, контроль над структурой

рынка, предотвращение злоупотреблений рыночной власти, стимулирование

предпринимательской деятельности. В переходный период важно создать

необходимые условия для ее появления. Во-первых, следует принять законы,

которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-

вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать

создание конкурентных рынков. В-третьих, важно открыть внутренние рынки для

иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие

конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры.[3, c. 110]

Высшим органам Республики Беларусь предстоит принят пакет законов,

обеспечивающих гарантии полноправного чествования конкуренции в отечественной

экономике, а также защиты ее от ведомственного произвола и разнообразных под

законных актов и инструкций, искажающих (порой до неузнаваемости) смысл

государственных решений.

Становлению конкурентных отношений в Беларуси могла бы способствовать

реализация механизма банкротства субъектов хозяйствования, чья деятельность

признается экономически нецелесообразной.

Изучение зарубежного опыта реализации конкурентной политики дает основание

считать, что в Беларуси также необходимо проводить институциональные

преобразования - осуществить структурную перестройку экономики, обеспечить

рациональное сочетание различных форм собственности и эффективное

функционирование государственной, снижение уровня монополизации экономики и

становление конкурентной среды, финансовое оздоровление страны и проведение

земельной реформы. Кроме того, следует реструктурировать предприятия и

создать рыночную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование основных

рынков в условиях конкуренции и разумного антимонопольного регулирований А

главное - устранить экономические основы (условия) злоупотреблений

доминирующим положением и создать условия для конкурентных отношений, для

чего необходимо:

1) выявить природу монополий и их виды, а также возможности субъектов,

обладающих чрезмерной экономической властью;

2) отказаться от тотального устранения монопольных структур, подходить

дифференцированное к монополистам и лишать монопольной власти тех, кто не

способствует прогрессивным сдвигам в экономике, ее оздоровлению, тормозит

развитие НТП, допускает расточительство, производит морально устаревшую

продукцию;

3) не столько реорганизовать функционирующие монополии, сколько изменить

окружающую их экономическую среду; осуществить разумную либерализацию

национального рынка, обеспечить развитие производственной инфраструктуры

(транспорта и связи); стимулировать производство товаров-субститутов и

т.д.[8, c. 259- 260]

Антимонопольному регулированию в республике должны были предшествовать

принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего

важную роль в формировании конкурентной среды. Оно, как правило, включает

возведенные в закон «правила игры», нормы поведения, регулирующие

взаимоотношения хозяйствующих субъектов в сфере бизнеса. При этом в условиях

переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного,

сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие

конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной

политики в области конкуренции.

Конкурентная политика и законодательство о конкуренции должны ориентироваться

не столько на пресечение монопольного поведения хозяйствующих субъектов,

сколько на устранение указанных выше препятствий барьеров). При этом было бы

корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных

отношений в трансформируемой экономике республики, как законодательство о

конкуренции.

Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические

тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете

монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность

на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение

принципа равных возможностей.[3, c.110]

Антимонопольное законодательство промышленно развитых стран,

предназначенное для условий превышения предложения над спросом и призванное

охранять налаженную конкурентную среду, не годится для условий тотального

дефицита и отсутствия конкуренции. Решать вопрос о разрушении давно

сложившихся в республике монопольных структур необходимо на основе общей

реформы собственности и организации управления хозяйством.

Из существующего опыта западного антимонопольного регулирования можно

заимствовать лишь общую идею необходимости борьбы с негативными проявлениями

монополии, деформирующей рыночные отношения, препятствующими развитию

конкуренции, а также некоторые технические приемы. Республике Беларусь

необходима своя концепция, призванная не столько спасать и защищать

конкуренцию, сколько создавать условия для ее возникновения, способствовать

формированию новых производственных структур, лишенных возможности

злоупотреблять монопольным положением на рынке; а также предотвращать сговоры

между предприятиями, выпускающими однородную продукцию с целью навязывания

своей воли потребителям, стимулировать диверсификацию предприятий, развитие

малого бизнеса.[8, c. 261 - 262]

Заключение.

С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Конкуренция - эффективный, дешевый метод экономического контроля. Они

толкает производителя на сокращение издержек производства, иен, увеличение

объема сбыта, па борьбу за потребителя и улучшение качества.

2. Государство играет активную роль в регулировании конкуренции в

национальных границах, руководствуясь общенациональными интересами. Именно от

государства во многом зависит создание условий для благоприятной конкурентной

среды.

3. В современных условиях важна не столько ценовая конкуренция, сколько

конкуренция новых товаров и услуг. Однако высокая степень экономического

риска сдерживает немало производственников от внедрения инноваций в

производство.

4. Несмотря па то что конкуренция в силу своего стихийного характера может

вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия, она

все же является главным двигателем современного прогресса, производства

высококачественной и конкурентоспособной продукции.

Можно также еще раз подчеркнуть, что основу для решения проблемы формирования

конкурентной среды создает политика государства в этой области, а полученные

возможности уже в той или иной мере реализуются на фирменном уровне. Важное

значение имеет поддержка государством наукоемкого сектора; создание системы

льгот для хозяйственников, применяющих новые технологии, повышающих качество

продукции, увеличивающих объемы продаж своей продукции за рубеж.

Кроме этого, поддержка и помощь должны заключаться в развитии и укреплении

информационной базы потребительского рынка; создании возможности сертификации

и контроля качества товаров и упрощении их процедуры; создании кредитной

системы, доступной всем субъектам рынка; упрощении процедуры налогообложения;

сокращении форм отчетности для частного предпринимателя; повышении правовой

культуры участников рынка; обеспечении соблюдения требований закона всеми

участниками рыночных отношений.

Только в этом случае можно ожидать от субъектов рынка отказа от

неэффективных, полулегальных и недобросовестных форм конкурентного поведения

на рынке, повышения цивилизованных и добросовестных форм конкуренции на

потребительском рынке республики.

Приложение.

Схема 1 - Пять сил конкуренции ( по М. Портеру). [ 14 , с. 43]

Стрелка вниз: Новые
конкуренты
Стрелка влево: Клиенты

Конкуренция в отрасли

Интенсивность конкуренции

Стрелка вправо: Поставщики
Стрелка вверх: Товары

Список литературы:

1. Атамалиева Л. ”Конкуренция и ее роль в работе предприятий. “ //

“ФУА”. - 2000, № 9. с.31-

32

2. Пыко В.Т. “Рыночная деятельность фирмы.” // “Вестник БДЭУ.”-2000, №

5. С. 21-25

3. Санько Г.Г.”Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой

экономике.“//

“БЭЖ”. - 1999, № 2. с. 100-111

4. Целикова Л. ”Конкуренция : методы оценки. “ // “НЭГ”. - 2000, 5

апреля. с. 7

5. Яшева Г. ”Конкурентоспособностьпредприятий: методика оценок и

результаты. “ // “ФУА”. - 2000, № 4. с. 17-20

6. Курс экономики : Учебник // Под редакцией Б. А. Райзберга.-М.: ИНФРА

, 1997 –720 с.

7. “Конкуренция: теория и практика”.Учебно- практическое пособие.- 2-е

изд., испр. и доп// Юданов А. Ю. -М.: OOO Гном-пресс , 1998.-384 с.

8. “Монополия и конкуренция” // Санько Г.Г.,- Мн.,1999.- 237 c. с. 242-262.

9. “Основы экономической теории”. Учебное пособие // Под редакцией

Камаева В.Д.-М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996 – 284 с.

10. “Основы рыночной экономики”// Рузавин. Г.И.- М.: ЮНИТИ. 1996.

11. Экономическая теория: учебное пособие- 2-е изд., перераб и доп- М. :

Юрайт, 1999.-384 с. [111-117]

12. “ Экономическая теория ”// Гурко С. П. и др.- Мн., ИП Экоперпектива,

2001-637 с. 177-182

13. “ Экономическая теория ”// Базылев Н.Н. - Мн., ИП Экоперпектива, 2001.-

538 с.

14. “ Экономика.” Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К.

Большакова. —М.: «Проспект», 1998. — с.16.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.