РУБРИКИ

Курсовая: Региональная экономика

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Региональная экономика

Курсовая: Региональная экономика

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3

Концепция региональной политики................................................5

Государственное регулирование и селективная поддержка регионального

развития.....................................................................

.................................................... 8

Региональная экологическая политика...........................................11

Программные методы регулирования территориального развития 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................17

ВВЕДЕНИЕ

Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на фоне

тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х

годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось построение

современного правового демократического государства. Но так как наша страна

не имеет такого исторического опыта, то все началось практически с нуля, с

постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически

новых для страны различных демократических формаций и институтов.

Одним из таких очень важных нововведений стали принципы федерализма (которые,

правда, были провозглашены еще на советском этапе истории страны, в 1918 г.,

- что отразилось в названии РСФСР, - но они так и остались только на бумаге и

практического развития не получили). Только после распада СССР федеративные

отношения стали основой государственного устройства молодого российского

государства.

Прошедшие 6 лет показали, что федерация - единственно возможная на данном

этапе истории форма существования такого огромного и многонационального

государства как Россия. Но единство и будущее процветание страны могут быть

обеспечены только такой формой отношений между федеральным центром и

субъектами федерации, которая учитывает как интересы отдельных регионов, так

и всего государства в целом. Именно это и призвана обеспечить региональная

политика, которая в современной России приобрела чрезвычайно важное значение,

стала ведущей в развитии нашего государства.

Мой интерес к этой теме, кроме всего вышеизложенного, объясняется еще и тем,

что я - не москвич. Моя малая родина - Приморье, и мне интересно, как

осуществляется взаимодействие между федеральными и субфедеральными органами

государственной власти, как это влияет на развитие отдельных регионов и всей

Российской Федерации в целом. Приморский край - один из субъектов РФ - как и

вся страна, с трудом пытается найти выход из того экономического и

социального кризиса, в котором оказалась, но этот выход невозможен без помощи

и разумной региональной политики со стороны Москвы.

Концепция региональной политики

На парламентских слушаниях в Государственной Думе речь шла о государственной

стратегии регионального развития РФ, о единстве национальной и региональной

политик как условии территориальной целостности страны.

Главная задача государственной стратегии и региональной политики - в

сохранении страны как единого федеративного государства. Т.о., региональная

политика - это правовая, экономическая, социальная деятельность центрального

и регионального управления по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов

для достижения максимально эффективного развития как страны в целом, так и

регионов.

Современная региональная политика в России проводится на различных уровнях:

государственная стратегия регионального развития, политика регионов

(субъектов Федерации), локальная политика местного самоуправления.

Государственная стратегия вырабатывается на федеральном уровне и не может

быть обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет

общенациональных интересов. Сущность государственной стратегии регионального

развития заключается в деятельности, направленной на согласование интересов

государства, регионов, местного самоуправления, различных субъектов

собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России.

Цели стратегии: сохранение целостности государства, единство экономического,

социального, конституционно-правового пространства, обеспечение равенства

граждан и народов России независимо от места их проживания, ликвидация

фактического социально-экономического неравенства субъектов Федерации,

обеспечение геостратегических и геополитических интересов России в сфере

регионального развития, обоснование и разработка принципов рационального

природопользования и сохранения среды обитания человека во всех регионах,

эффективное использование в общегосударственных интересах многообразия

вариантов региональной модернизации.

К традиционным задачам стратегии следует отнести сочетание поддержки

отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности

на всей территории; развитие специализации хозяйств и регионов с

одновременным укреплением единого экономического пространства РФ,

государственную поддержку регионов с наиболее сложными социально-

экономическими и демографическими условиями, продолжение формирования

территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и

восточных районов России.

Среди новых задач - осуществление функций экономического, политического,

правового характера, обеспечивающих конституционно зафиксированную

самостоятельность регионов, становление региональных и общероссийских рынков;

приведение социально-экономического развития регионов в соответствие с новыми

геополитическими реальностями и их фактической ролью в достижении

стратегических интересов Федерации; преодоление претензий отдельных республик

на роль субъектов международного права; обеспечение прав национальных

меньшинств, коренных, аборигенных и многочисленных народов РФ.

Говоря о механизмах реализации государственной стратегии регионального

развития и региональной политики субъектов РФ, следует выделить

общегосударственные и другие программы, включая федеральные программы помощи

депрессивным регионам, развития приграничных районов, а также зоны Севера.

Основу этих программ должна составить государственная концепция социально-

экономического развития и экологической безопасности названных регионов.

Одним из обязательных инструментов государственной стратегии регионального

развития и региональной политики субъектов РФ является рациональное

социально-экономическое районирование страны, которое может служить основой

административно-территориального деления и инструментом региональной

политики. Несоответствие административно-территориального деления объективным

границам социально-экономических районов при несовершенстве федеративных

отношений ведет к экономическим, политическим, межнациональным коллизиям и

государственным потрясениям.

Для улучшения взаимодействия федеральных, региональных и местных органов

власти необходимо укрепить нормативно-правовую базу; провести изменение

бюджетно-налоговой системы путем разделения источников налоговых поступлений

между федеральным, региональным и муниципальным уровнями; корректировку

статуса территорий, осуществляемую на основе рационального районирования

страны, как функции Федерации, призванной способствовать совершенствованию

организации народного хозяйства. Главная цель региональной политики в

социальной области состоит в существенном улучшении качества и уровня жизни

граждан России.

Региональная политика призвана способствовать развитию интеграции субъектов

Федерации в едином экономическом пространстве при их хозяйственной

самостоятельности, выравниванию их развития. Необходима поддержка

недостаточно развитых регионов, использование фонда регионального развития,

сочетания имущественных интересов Федерации и регионов.

В конечном итоге направление социально-экономической политики должно быть

подчинено повышению благосостояния населения, которое возможно на основе

устойчивого экономического развития страны при объединении усилий всех

регионов.

Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития

Государственное регулирование регионального развития - главное средство

реализации региональной политики. Государство в лице органов власти Федерации

и ее субъектов, используя свои конструкционные полномочия, действуя в

пределах законодательных норм и принимая законы, а также иные нормативные

акты, обязано устанавливать степень территориальной децентрализации во всех

сферах жизнедеятельности общества и вводить механизмы ее реализации в

интересах целостности государства и самостоятельного развития регионов.

Эта абстрактная, на первый взгляд, формула на самом деле отражает истинный

смысл и содержание государственного регулирования регионального развития.

Федеративное государство призвано не управлять регионами, а осуществлять

регулирующее воздействие: определять общие условия их самостоятельной

деятельности, согласование пропорции федерального и регионального,

общенациональные интересы приоритеты развития территорий. Основное содержание

такого регулирования составляет упорядочение территориальной организации

отношений по поводу собственности, природных ресурсов и финансов, причем

регулирование отношений по поводу каждого из них отличается и процедурно, и

сущностно.

В структуре государственного регулирования развития можно выделить несколько

качественно различных отношений. Во-первых, это общеполитическое

регулирование, находящееся в русле государственной региональной и

национальной политики. Оно определяет сферы самостоятельных и совместных

действий, полномочия и ответственность органов власти Федерации, ее субъектов

и административно-территориальных образований по всем аспектам развития

регионов. Во-вторых, - общее экономико-правовое регулирование, осуществляемое

через установление общефедеральных правил, процедур и конкретных норм

федерально-регионального разделения собственности, природных ресурсов,

финансов (в т.ч. налогов) как базового условия формирования собственных

источников регионального развития и единых федеральных источников для

частичного межрегионального распределения. В-третьих, - государственная

селективная (избирательная) поддержка регионального развития, реализуемая по

каналам формульного распределения соответствующих статей федерального бюджета

между нуждающимися в такой поддержке регионами, а также посредством

финансирования федеральных программ, путем принятия федеральных нормативных

актов о дополнительных мерах оказания государственной помощи тому или иному

региону. В-четвертых, - косвенная государственная поддержка регионального

развития, оказываемая в связи с федеральной поддержкой отдельных отраслей и

т.п.

Государственная финансовая поддержка регионов относится к числу наименее

формализованных и наиболее гибких направлений государственной региональной

политики. Именно здесь сталкиваются явные и скрытые интересы государства и

регионов, тут наиболее заметны субъективизм, связанность политической

конъюнктурой и региональное лоббирование принимаемых решений.

Государство делится с регионами не только путем прямых бюджетных инъекций

через федерально-отраслевые или федерально-региональные финансовые каналы.

Надо иметь в виду и государственные решения об установлении все более

регионально ориентированных пропорций распределения федеральных налогов, о

различных налоговых, тарифных, лицензионных льготах, о выделении средств на

разовые акции финансовой поддержки отдельных регионов, о разработке и

реализации региональных программ и т.д.

В этой связи целесообразно считать реальной государственной финансовой

поддержкой регионов все виды передаваемых на региональный уровень бюджетных и

внебюджетных средств, а также все происходящие но федеральном уровне

перераспределения финансовых средств и установления льготных режимов

хозяйствования в пользу отдельных территорий, по каким бы каналам они ни

осуществлялись.

Региональная экологическая политика

Сама постановка о региональной экологической политике, которая не только

осуществляется, но и вырабатывается не ''сверху'' - из пресловутого центра, а

именно местными, региональными органами власти, такая постановка вопроса об

экологической политике в нашей стране о ее объективной необходимости все еще

нова - она еще не овладела по-настоящему ни сознанием масс, ни сознанием

политических сил и субъектов власти на всех уровнях.

По старой традиции, все еще делаются попытки осуществлять экологическую

политика на общероссийском уровне - из центра. Очевидно, что, сильно

ограничив такой подход необходимо сохранить для решения особо масштабных

проблем - таких, которые по самому своему существу заслуживают названия

государственных или даже межгосударственных (например, сохранение популяции

уссурийского тигра, спасение Байкала). Очевидно, в таких программах речь

должна идти о государственной экологической политике, и соответствующие

общегосударственные органы управления должны располагать необходимыми

правами, полномочиями и ресурсами.

Попытки же региональных органов власти выработать на своем уровне

экологическую политику характеризуются обычно сохранением многочисленных

недостатков, сложившихся еще в предыдущие годы. Это прежде всего еще

недостаточные правомочия региональных органов в решении экологических проблем

- эти правомочия ''центр'' отдает все еще очень неохотно, да и собственно

региональные проблемы в области финансирования, управления, деятельности

природоохранных органов и т.д. В силу этого попытки региональных органов

власти выработать на своем уровне экологическую политику обычно

характеризуются бессистемностью, чрезмерным почтением к ведомственным

приоритетам и декларативностью ''экологических'' принципов.

Формирование обоснованной, согласованной с соседями, финансово-обеспеченной и

встроенной в механизм управления региональная экологическая политика - это

процесс, который на территории РФ будет происходить не только неравномерно,

но и со всевозможными искривлениями и даже уродствами. В современных условиях

для надлежащей постановки такой политики необходим учет социально-

экономической , технико-технологической и экологической обстановки на местах,

учет интересов местного населения, которое и должно стать одним из основных

субъектов региональной экологической политики, а не ее пассивным объектом.

Видимо, базой для формирования региональной экологической политики должно

четкое понимание той экологической обстановки, которая объективно существует

на данный момент в конкретном регионе, и инерционных тенденций ее развития.

Прежде всего требует анализа структура экономики региона - в ходе такого

анализа выявляются и ранжируются основные причины неблагополучия в экологии

региона, степень их распространенности, становятся более очевидными пути

устранения или нейтрализации этих причин.

Однако, чтобы региональная экологическая политика была верно ориентированной,

достаточно системной и последовательной, необходимо разработать концепцию,

систему стратегических целей, задач, принципов и механизмов

природопользования в регионе.

Программные методы регулирования территориального развития

Предлагая ту или иную региональную проблему в качестве объекта целевой

программы, следует четко охарактеризовать ее предвидимый результат и честно

назвать его цену. Региональная проблематика в связи со своей социально-

экономической направленностью имеет определенную специфику, учет которой

приводит к целесообразности раздельно осуществлять оценку эффективности и

оценку результативности программ. Речь идет о том, чтобы выявлять, с одной

стороны меру оправданности затрат, а с другой, - то, насколько реализация

программных мероприятий будет обеспечивать достижение ожидаемых результатов.

Под эффективностью, в свою очередь, логично понимать экономическую

выгодность, эффективность предложенных в программе специальных механизмов

(стимулов, льгот), экономию затрат в программном варианте по сравнению с

периодом, когда подобная программа не применялась.

Используемые методы государственного регулирования территориального развития

и селективной поддержки регионов исходят не из системного представления о

критических региональных ситуациях, а исключительно из бюджетной

обеспеченности отдельных субъектов Федерации, из их квалификации в качестве

''нуждающихся'' или ''особо нуждающихся''. Целевые же программы как механизм

быстрого и эффективного решения острой региональной проблемы (а не как способ

безвозвратного финансирования из федерального бюджета), к сожалению,

применяется очень редко. Поэтому было бы полезно составить перечень

потенциальных зон программного регулирования, включив сюда ограниченное число

локальных территорий. Такие зоны следовало бы объявить сферами приоритетного

программного финансирования с предоставлением гарантий государственного

участия и с приданием соответствующим расходам статуса защищенных статей

бюджетов всех уровней.

При этом имеющееся правообеспечивающие разработки федеральных программ как

формы удовлетворения государственных нужд необходимо дополнить и

переориентировать на решение приоритетных, преимущественно социальных и

экологических задач территориального развития.

Главная задача региональной политики - сохранении страны как единого

федеративного государства, что достигается разными путями (экономическими,

социальными и политическими). Экономическая сторона региональной политики, в

основном, сводятся к необходимости государственного регулирования размещения

инвестиций ради более полного использования ресурсов (рабочей силы, природных

ресурсов, неосвоенных земель и т.п.). Социальная сторона региональной

политики, непосредственно выражается в таких принципах демократического

общества как социальная справедливость и равноправие граждан. С этой точки

зрения, сбалансированное региональное развитие должно гарантировать, что

качество жизни не зависит от региона, в котором людям довелось жить и

работать. Таким образом, характерная для региональной политики

"дискриминация" регионов, с социальной точки зрения, может быть оправдана

необходимостью избежать дискриминации граждан по их местожительству (или, по

крайней мере, сократить ее). Соответственно, региональная политика должна

быть направлена на выравнивание межрегиональных различий в доходах населения,

уровне безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети,

коммуникациях, состоянии окружающей среды и т.п.

Политическая сторона региональной политики отражает естественное для каждого

государства желание обеспечить свою внешнюю безопасность и территориальную

целостность. Последнее особенно важно для многонациональных государств, в

которых напряженность в отношениях между регионами и между центром и

регионами может привести к росту регионального сепаратизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики

как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить

о региональной политике только как о части какой-либо другой политики

неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть

политической и правовой основы общества и всего государства.

Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране

региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы

государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить

об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению,

современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы

одному из этих критериев.

Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и

социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и

комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть

направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и

политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов,

повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и

общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое

демократическое федеративное государство.

Как мне кажется, федеральный центр в России должен выступать не только как

управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но

скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом

сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства.

Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными

проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической

жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа государственной

власти должна быть повышена. Кроме того равноправие субъектов Федерации из

фактически фикции, закрепленной в Конституции РФ, должно стать реальностью, а

разделение страны по фактическим правам на ''республики'', ''области'',

''округа'' - анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не

должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведение субъектов

Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования землей).

Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада, а также

огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран.

Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' выхода из кризиса, а

''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика должна во

многом способствовать этому.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


© 2007
Использовании материалов
запрещено.