РУБРИКИ |
Курсовая: Регулирование предпринимательской деятельности административными и экономическими методами |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Регулирование предпринимательской деятельности административными и экономическими методамиограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами. Государство в современных условиях всё шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроуровне. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально- экономического развития страны. Оно представляет собой основу всей системы управления. Прогнозы включают в себя количественные и качественные показатели развития макроэкономической ситуации. Результатом государственного прогнозирования являются документы , необходимые для регулирования развития экономики и для разработки концепции развития страны. Государственное программирование позволяет предвидеть перспективы развития, предоставляет информацию предприятиям о намерениях государства. При программно-целевом подходе обеспечивается концентрация ресурсов, достижение конечных результатов, потребностей. С его помощью решаются основные проблемы экономического, социального и научно-технического развития, имеющие важное хозяйственное значение и, как правило, межотраслевой и межрегиональный характер. Программирование является жёстким методом воздействия на процессы воспроизводства и применяется в тех случаях, когда использование других методов не может принести требуемых результатов. Целевые программы характеризуются конкретно выраженными конечными результатами; включают в себя полную совокупность задании, мероприятий и соответствующих ресурсов; отличаются высокой степенью комплексности и имеют определённый период реализации. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно- стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства ГРЭ и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп. К числу важнейших методов государственного регулирования экономики относят планирование. Оно осуществляется путём выработки заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Планы представляют собой документы, в которых в форме заданий и показателей отражены основные цели намеченных преобразований по развитию экономики страны. Они могут носить директивный и индикативный характер. В условиях рыночной экономики планирование не может принимать форму всеобщего охвата сторон экономической и социальной деятельности. Однако рыночная экономика не в коем случае не отвергает планирование, поскольку план есть не что иное надлежаще оформленное управленческое решение. Являясь одной из основных функций управления, планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамическое и пропорциональное развитие объекта управления. Свою конкретизацию планирование получает в соответствующих плановых показателях. Индикативное планирование не имеет директивного начала и может охватывать как государственный, так и частный сектор экономики. Важнейшими его целями являются систематизация и улучшение информации о деловой конъектуре, предполагаемых инвестициях государства и расходах госбюджета с тем, чтобы содействовать принятию наиболее эффективных решений. Другой целью является предложение системы показателей (индикаторов) экономической деятельности, которая может заинтересовать частный сектор. В наибольшей мере поддаётся прямому административному воздействию стадия воспроизводства продукции, в наименьшей - стадия формирования потребностей и потребления: на стадиях распределения и обращения преобладают экономические методы регулирования. Обоснование плановых заданий, мероприятий предполагает использование соответствующих балансов и балансовых расчётов. Балансы позволяют обеспечить соответствие между ресурсами необходимыми для выполнения заданий и их наличием. Балансовый метод планирования служит инструментом для планомерного установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций в хозяйстве страны. В практике планирования составляются и используются материальные, трудовые и финансовые балансы. С их помощью устанавливаются и поддерживаются необходимые пропорции в развитии отдельных отраслей и регионов. Существует также и группа мер называемых правовыми методами регулирования экономики, задачей которых является создание и регулирование правовой основы функционирования экономики. Элементами правовых методов являются антимонопольное законодательство, а также другие законы, регулирующие хозяйственную деятельность субъектов экономики, к которым относятся нормативные акты защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на качество продукции и безопасность труда. Глава 2 Опыт и проблемы совершенствования системы государственного регулирования деятельности предприятий в условиях современной рыночной экономики 2.1. Опыт государственного регулирования деятельности предприятий в развитых странах. Пожалуй, сегодня наиболее важной проблемой для нашей страны, при радикальной смене системы хозяйствования, является грамотное заимствование передового опыта управления и организации производства. У специалистов существует очень много точек зрения в отношении того, какой же опыт более всего подходит нам как с учетом характеристики стоящих перед российской экономики проблем, так и в плане максимально точного учета национальных особенностей. В этой связи, на мой взгляд, опыт Южной Кореи оказывается как нельзя кстати. Эта страна черпала новейшие идеи управления и в Японии, и в США. Наибольшее родство в программах государственного регулирования экономик наблюдается между двумя восточными странами: Японией и Южной Кореей. Конечно тот подход в организации управления, который исповедует сегодня японский и корейский менеджмент, во многом противоположен как американскому, так и германскому. Но рассмотрим все по порядку. И начнем с общей характеристики экономики трех стран: Японии и Южной Корее, а также Германии. Выделим основные направления развития этих стран: 1. В отличие от других новых индустриальных государств Южная Корея сделала ставку на всемерную концентрацию капитала. Большой бизнес всецело доминирует в экономике Южной Кореи: на пять крупнейших конгломератов приходится примерно половина национального продукта. Причина такой организации промышленности проста: капиталоемкие отрасли могут быть прибыльными только в условиях крупномасштабного производства, большой его серийности, что требует концентрации капитала. Кроме того, чтобы достичь максимальной эффективности такого производства, необходимо в кратчайшие сроки наращивать объем выпускаемой продукции, делая ставку при этом на темпы роста объемов производства, а не на получение краткосрочной прибыли. А между тем Япония к настоящему времени стала высокомонополизированной. В ней доминирует несколько ведущих монополистических групп: "Мицубиси", "Мицуи", "Сумитомо", "Дайити-Канге", Санва", "Фуе". В 1977 г. эта "большая шестерка" распоряжалась активами на сумму более 150 трл. иен, что составляет по имеющимся оценкам 30-40 % общих активов японских корпораций и финансово-кредитных учреждений. Корпорациям, входящим в состав этих финансовых групп оказывается первоочередная поддержка: именно им адресуются государственные субсидии, налоговые льготы, передаются государственные научно-технические разработки. Но в Японии государственная поддержка не ограничивается только крупнейшими монополиями: курс правящих кругов предусматривает поощрение всех видов картелизации и монополизации производства во всех отраслях и на всех уровнях управления экономикой. Обратная ситуация сложилась в Германии. Хотя до конца II мировой войны Германия считалась "классической" страной картелей, после 1945 г. союзники запретили картели. Впоследствии мероприятия союзников по декартелизации уступили место закону, которым запрещались ограничения конкуренции: • право ограничений конкуренции по горизонтали (картельное право); • право ограничений конкуренции по вертикали (установление единых картельных цен); • право доминирующих на рынке фирм и концернов. Общий запрет картелирования основан на том, что картели в большинстве случаев могут обеспечить себе преимущества за счет других, ставя интересы индивидуальные над интересами социальными, что противоречит Основному закону, конституции ФРГ. 2. Высокая степень концентрации капитала в Южной Корее оправдана с точки зрения оптимальных масштабов производства, но никак не обеспечения занятости населения. Так- на 30 конгломератов Южной Корен приходится лишь 25% рабочей силы. В Японии обеспечение занятости базировалось на всемерной поддержке малого бизнеса, который был субподрядчиком крупных фирм. Опыт США показывает высокую инновационную активность малого бизнеса. Поэтому правительство Южной Корен, конечно же, оказывает помощь малым фирмам в финансовом, техническом отношении, в поиске иностранных партнеров по совместным предприятиям, резервировании сегментов рынка для малого бизнеса, подключении небольших фирм к крупным в качестве субподрядчиков и т. д. В условиях социальной рыночной экономики существует конкуренция не только между отдельными предприятиями-фирмами, но и между разными правовыми формами предприятий. Наряду с частными фирмами существуют государственные предприятия и предприятия со смешенной формой владения, а также свободные предприятия общественного пользования и общественно государственные предприятия. Экономика Германии построена так, что конкуренция является основополагающим элементом развития страны. Ограничения свободы занятия промыслом допустимо лишь в исключительных случаях во имя уважения прав третьих лиц, конституционного порядка или для соблюдения правил хорошего тона. Государственные предприятия и фирмы со смешенной экономикой встречаются прежде всего в сферах снабжения и транспорта, в кредитно-финансовых сферах и страховом бизнесе, в строительстве и землепользовании. Эти предприятия нередко используются как инструмент социальной политики. Например, для обеспечения общедоступности как газа и электроэнергии, так и любым видом транспорта германское правительство устанавливает свои доступные для потребителя цены. Но доля государственных предприятий в ФРГ невелика и составляет 11,3 % от вновь созданной стоимости предприятий всех секторов экономики. 3. Отрасли и предприятия, работающие на экспорт, считаются главным двигателем прогресса каждой страны. В Японии и Южной Корее разного рода стимулы введены, чтобы поощрить бизнес наращивать экспорт: 1) финансовые субсидии. Экспортно-импортный банк представлял кредит под ведение экспортных операций, которые имеют длительный период оборота капитала; 2) иностранная валюта. Предоставлялась фирмам усиленно работающим на экспорт, на чрезвычайно выгодных условиях для покупки оборудования, предназначенного для выпуска экспортной продукции; 3) широкое использование налоговых льгот, льготы по налогообложению доходов корпораций, пониженные импортные тарифы на сырье и запасные части для компаний, работающих на экспорт и некоторые другие; Эти меры во многом способствовали быстрому росту экспорта. Структура экспорта конечно же менялась, становясь все более сложной от экспорта полуфабрикатов к готовым изделиям, наукоемких технологиям. Внешнеэкономическая политика Германии построена на надежном и четком порядке, который призван регулировать конкуренцию в конкретной стране. Это будет способствовать отрыву германских предприятий в области цен и качества по сравнению с народным хозяйством других стран. А это значит, что предприятия Германии смогут лучше приспособиться к изменениям внешнеэкономических параметров, например, к меняющимся курсам валют или ценам на внешнеторговые товары. 4. Что же касается отношений к импортерам, то политика Южной Кореи и Японии во многом отличается от Германии. В Южной Корее как н в Японии внутренний рынок был первоначально закрыт для иностранных производителей при помощи комбинации тарифных и нетарифных барьеров. Но сейчас наблюдается либерализацию импорта. Каждый год ряд позиций в товарной структуре импорта освобождается от запретительных тарифов, хотя и ясно, что темпы этой либерализации достаточно медленны. Политика Южной Кореи направлена на стимулирование притока иностранного капитала и технологии в страну при достаточно ограниченных мерах по либерализации валютного контроля. Формула здесь следующая: как можно больше зарабатывать валюты путем экспорта товаров, как можно меньше допускать утечки капиталов путем ограничения доступности товаров иностранного производства на внутреннем рынке. Политика, проводимая правительством ФРГ, также основана на расширении мировой торговли. Но внешнеторговая деятельность построена на свободной конкуренции как внутри страны, так и извне. В настоящее время импортные ограничения распространяются главным образом на продукты сельского хозяйства и пищевой промышленности, а также на ряд изделий текстильной промышленности. Начиная с 1^58 г., более чем на 95° о либерализирован ввоз товаров из стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и стран, входящих в долларовую зону. Свободен от каких-либо ограничений оборот услуг во всех отраслях, за небольшим исключением в области страхования имущества. 5. Но глубокое развитие экспорта и практически полная либерализация импорта в Германии может привести к неконкурентоспособности предприятий страны, если они не будут совершенствовать свою технологическую базу. Деятельность государственного сектора обеспечивает улучшение показателей работы корпораций. Делается это либо через систему льготных тарифов на услуги государственных предприятий, либо путем непосредственной передачи в частные руки результатов работы государственных учреждений (разработок, документации, технологий). В Южной Корее, эта проблема решается следующим образом: при поддержки правительства происходит структурная перестройка, переход к отраслям с высокой технологией. Японцам потребовалось много времени, чтобы сформировать всю необходимую инфраструктуру и создать другие предпосылки для развития наукоемкого сектора. Государственное регулирование экономики в Японии и Южной Корее выступает в виде комплекса законодательных, административных, экономических действий правительства, нацеленных на гармоничное развитие национальной экономики и объединенных единой, четкой политикой. В отличие от этих стран Германия сосредотачивает свои усилия по регулированию экономики на рычагах денежно- кредитной политики. Одной из главных функций японского государства на протяжении всего послевоенного периода были и остаются сегодня составление программ экономического развития, то есть выработка общих направлений развития экономики страны на перспективу (5-10 лет), и последующая реализация этих программ в реальной экономической политике. В Японии для разработки экономических программ создаются специальные консультативные советы различного уровня. Это крупные координирующие организации, куда входят государственные чиновники, ученые, представители деловых кругов, профсоюзов, союзов потребителей, средств массовой информации. Такие советы регулярно в течение года проводят общие встречи и совещания, в которых участвуют обычно более 100 человек. Принимаемое в ходе обсуждения решение в конечном итоге отражает мнение народа. Со стороны государства за разработку экономических общенациональных программ отвечает Управление экономического планирования (УЭП). В сущности, система планирования в Японии и Южной Корее построена таким образом, что правительство и бизнес находятся в постоянном контакте, обмениваются информацией, обсуждают имеющиеся проблемы, противоречия и способы их разрешения в процессе выработки единой общенационально экономической стратегии. Даже пусть в Корее правительство и самый главный, но все же партнер по переговорам. Экономическое программирование в Японии характеризуется рядом особенностей. Главная из них состоит в том, что официальные программы носят не директивный, а рекомендательный характер. Но в Корее - государство является единственным полностью самостоятельным участником, решения которого обязательны для всех остальных. Влияние правительства в Южной Корее ощущается на всех уровнях управления, вплоть до отдельной компании, предприятия и даже цеха. Система стимулов и ограничений столь глубоко разветвлена в экономике страны, что судьба каждого отдельного предприятия может в итоге решаться из центра. Вместе с тем происходит постепенное движение политики в направлении создания более открытой экономики. Децентрализация в области управления экономикой началась в Южной Корее во второй половине 70-х гг. как необходимое условие для либерализации системы государственного регулирования экономики в 80-е гг. когда была сделана ставка на приоритетное развитие наукоемкого сектора. В итоге в период с 1988 по 1992 год темп роста ВВП составил 6,8%. Это весьма хороший усредненный показатель. Что же касается других двух стран, то динамика изменений среднегодового уровня ВВП (%) представлены в таблице.
Табл.1 Темп роста ВВП (%) Государственное планирование в Японии и Южной Корее, подобно бюджету ФРГ, позволяют сдерживать или контролировать элементы анархии, сопровождающие рыночную экономику. Общегосударственные программы выступают при этом в качестве гарантов стабильности макроэкономических условий, что позволяет каждому предприятию строить программы своего развития как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Экономико-политическая концентрация социального рыночного хозяйства Германии направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы (которая из-за неделимости свободы рассматривается как необходимая составляющая свободного порядка вообще) и идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целей - свобода и справедливость -отражается в понятии "социальное рыночной хозяйство". Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, ставит следующие главные цели: • достижение постоянного устойчивого экономического роста; • обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги; • обеспечение полной занятости трудоспособного населения; • обеспечение определенного минимального уровня доходов населения; • создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных; • равновесие во внешнеэкономической деятельности. Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Так. если начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью приведет к повышению цен, ибо надо выплачивать заработную плату большему количеству людей и снизится конкуренция на рынке груда. Найти сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономической политике государства. При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству: налогообложения, кредитования, инвестирования, государство побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности. Налоговая политика развитых стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности. В Германии крупные налоговые льготы получают фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли и на границе с ними. Поддерживается налоговыми льготами Рурская область, где расположена сталелитейная промышленность. Стимулируется развитие современных отраслей промышленности в сельской местности. Старинные кварталы города Любека, например, были сохранены благодаря тому, что фирмы, занимающиеся их реставрацией, получили крупные налоговые льготы. Иногда введение новых налогов преследует чисто регулирующие цели. Классическим примером может служить введенный в начале века в Германии и сохранившийся там до сих пор налог на уксусную кислоту. Его породила необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его взимание. Но техническая задача была решена и регулирующая экономическая цель достигнута. Налог сохраняется как историческая реликвия, принося сегодня бюджету Германии лишь несколько миллионов марок. А вот более современный пример по той же Германии — решение с помощью роста налога уже не экономической, а социальной задачи. После резкого увеличения акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем в ходе длительной пропагандистской компании о вреде курения. Налоговая система Японии построена таким образом, чтобы способствовать развитию корпораций. Средняя ставка налога на юридические лица в Японии составляет 36,7%. Широко используется система налоговых льгот. Таким образом стимулируется перекачка капиталов и рабочей силы как в судостроение, так и в текстильную промышленность. Поощряется и внешнеторговая деятельность. В Южной Корее, например, предприятиям-экспортерам предоставлялись широкие льготы любым начинаниям, любым проявлениям предпринимательской активности. Особую заботу проявляет японское государство об обеспечении японской экономики капиталами, поощряя накопления капитала корпорациями и индивидуальные сбережения. Например, процент со вкладов величиной до 3 млн. иен освобождаются от подоходного налога. Стимулируется покупка акций - дивиденды облагаются значительно меньшим налогом, чем отложенные прибыли. Значительная доля доходов частных корпораций не облагается налогами ради стимулирования сбережений. Налоговое законодательство в Южной Корее очень жесткое. Главным налоговым ведомством является Национальная налоговая администрация, созданная в 1966 г., с целью увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет. В ее задачи входит также борьба с коррупцией, ведение дел о правильности уплаты налогов в арбитражном суде. С тех пор доля налогов в ВНП страны резко возросла: с 8% в середине 60-х гг. до 17% к началу 90-х гг. и продолжает оставаться примерно на этом же уровне. И дело тут не только в тщательном сборе налогов, но и в изменении их структуры. В отличие от большинства других развивающихся стран и новых индустриальных государств Южная Корея делает основную ставку на прямое налогообложение. Другой особенностью Южной Кореи является система налогообложения потребления. Начиная с 60-х в стране существуют очень высокие налоги на импорт предметов роскоши. Из того же ряда средств и система государственных монополий. По закону 1972 г. введена государственная монополия на торговлю сигаретами, предусматривающая крупные штрафы за покупку, продажу и курение сигарет иностранного производства. И хотя дома состоятельные корейцы и могут позволить себе импортный табак, на публике этого обычно никто не делает. 2.2. Проблемы формирования эффективной системы государственного управления деятельностью предприятий в условиях экономических реформ в России На мой взгляд, российскую историю последних лет уходящего века можно разделить на два периода: время до августовского кризиса 1998 года и после него. Рассматривая экономическую политику российского правительства, невольно вспоминается высказывание советских руководителей: "Мы создаем трудности, чтобы потом их разрешать". Прошло более полувека с тех пор, когда этот лозунг был в ходу, но история показывает, что с тех пор почти ничего не изменилось: число проблем все увеличивается, но разрешать их, похоже, некому. Этот "воз" проблем тянется еще с того докризисного периода, о котором теперь мы вспоминаем с наслаждением. Вот почему, говоря о трудностях, связанных с государственным регулированием деятельности предприятий, нельзя не сказать о тех, до сих пор не разрешенных, с которыми столкнулась Россия в злополучном 1998 году. Корни этих проблем уходят в период зарождения системы коммерческих банков в России. Изначально банки начинали свою работу в условиях высокой инфляции. Тогда льготные деньги в виде льготных централизованных кредитов и относительно недорогих межбанковских кредитов были доступны для многих. Ставки по рублевым вкладам населения были значительно ниже темпов инфляции, а полученные кредиты, быстро обесценивались. Все это позволяло банкам получать высокую прибыль на операциях с иностранной валютой и кредитовании торгово- посреднической деятельности. С наступлением 1994 года финансовой стабилизации инфляционный доход, утративший свою привлекательность, заменился на высокодоходные операции по государственным ценным бумагам. Доходность ГКО-ОФЗ никак не была связана с процессами, происходившими в экономике. Процент по ГКО вначале был 20% годовых, затем 40%, а кончилось все свыше 100% годовых. Конечно же банки не хотели иметь дело с кредитованием реального сектора экономики и брать на себя риски неплатежей по кредиту и риск невозврата ссуд. В этот период многие российские банки начали наращивать свою задолженность перед иностранными кредиторами, а причиной этому стали многочисленные форвардные контракты. В 1998 году станет ясно, что банки, еще жизнеспособные и выполняющие все функции на российском рынке, не в состоянии платить по проигрышам форвардных контрактов на внешних рынках. Разразившийся в это время азиатский кризис ускорил развитие ситуации, Именно полтора года назад проблемы российских банков стали приобретать конкретные очертания: растущий рынок акций стал стремительно падать, банки понесли огромные убытки. Одновременно в тяжелом положении оказалась и промышленность: выгоднее было импортировать товары, нежели их производить, у предприятий не находилось средств даже на обслуживание полученных кредитов, не говоря уже об их возврате. Начала падать ликвидность банковской системы. Рынок ГКО сотрясали локальные кризисы. Разразился кризис на межбанковском рынке... О причинах кризиса 1998 года будут говорить еще много. Об одной версии мне хотелось бы рассказать, В тот год правительство получило очередной кредит в размере 4 миллиардов 800 миллионов долларов на стабилизацию курса рубля. Эти немалые деньги поступили на один из счетов правительства в Центробанке. После чего миллиарды были переведены на зарубежные корсчета уполномоченных банков (СБС-Агро, Менатеп, Инком, Объединенный банк и проч.) для того, чтобы те в свою очередь перечислили в российский бюджет рубли на эквивалентную сумму и тем самым стабилизировали отечественную валюту. Но суть в том, что банки, получив 4 миллиарда долларов, вместо живых рублей вручили государству гос.облигации ГКО и ОФЗ, которые к тому времени превратились в никчемные бумажки и могли использоваться только в качестве обоев. И тут же крупные банки, провернувшие аферу с кредитом МВФ, начали моментально банкротиться, переводя капиталы в свои более мелкие структуры. Сначала Инком, потом СБС- Агро... То есть никто в обиде не остался -разумеется, кроме российского бюджета и кредиторов из МВФ. К чему же мы в итоге пришли? А последствия августовского кризиса 1998 года неутешительны. Экономика, так нуждающаяся в кредитах, инвестициях, реальных денежных средствах так и останется ни с чем. Реальные объемы банковской деятельности, на мой взгляд, уже никогда не достигнут предкризисного уровня. Совокупный капитал банковской системы упадет до отметки в 46,7 млрд. руб по сравнению с 102 млрд. руб 1998 года. Хотя активы в рублях банковской системы и вырастут на 14,4%, но валютные - снизятся на 26,5%. Доля кредитов в реальный сектор экономики уменьшится до 33%. У 162 кредитных организаций отзовут лицензии. Наиболее острая проблема, которая сейчас стоит перед нашим правительством, - реструктурирование банковской системы, способной не только заниматься операциями по ценным бумагам, но и кредитованием реального сектора. Любой западный экономист Вам скажет, что без оживления хозяйственной активности в реальном секторе экономики, то есть увеличения потока инвестиций, банковская сфера не может полномерно развиваться. а следовательно и предприятия реального сектора. Но, как мне кажется, наше правительство не знает каким образом это сделать, либо не хочет утруждать себя такой проблемой. Другой причины я не могу найти на объяснение нового витка ГКО. Итак, инвестиций, в которых как никогда нуждается промышленность, не будет. Свободные денежные средства населения трансформируются не в инвестиции, а в накопления, преимущественно в валютные. Прибегать к услугам банков намерена сегодня лишь треть населения. Хотя к 2000 году величина вкладов и выросла на 2,2 раза, это далеко не тот уровень, который необходим банковским структурам. В российских условиях при длительном периоде накопления средств на приобретение дорогих товаров и отсутствие практики покупки товаров в кредит вкладчики весьма ярко реагируют на изменение финансовой ситуации (отток вкладов после 17 августа 1998 г. в связи с ростом курса доллара и "уход" в валюту и товар). В результате российские банки вынуждены рассматривать вклады населения как средства до востребования. Вклады граждан имеют высокую степень эластичности, что характерно для стран со слабо развитой экономикой. А вклады юридических лиц принимаются банками, как правило, на небольшие сроки и редко превышают период в 3 месяца. Пассивы американских коммерческих банков почти на 86% состоят из привлеченных денежных средств - дивидендов. Тяжелейшая ситуация сложилась для российских банков в деятельности по привлечению депозитов - реальные располагаемые денежные доходы населения упали на 16,3%, а реальная заработная плата снизилась на 13,8% по сравнению с докризисным периодом. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума превысила в январе 1999г. 39,8 млн. чел. или 27,1% от общей численности населения. Численность безработных достигла почти 8,6 млн. чел., увеличившись за год на 4,8%. Безработица, низкая обеспеченность граждан - вот еще одна проблема, которую надо решать государству. А сделать это можно только лишь при условии работы промышленности, реального сектора экономики. Хотя, многие отмечают неоспоримый факт, что от августовского кризиса российские предприятия только выиграли. Так или иначе, дефолт отечественному товаропроизводителю пошел на пользу. Беда в том, что рост оказался крайне слабым. И хотя бюджет на 2001 год назван сбалансированным, тем не менее более чем возможное снижение мировых цен на нефть в будущем году, продолжающийся конфликт на территории Чеченской республики и ряд других факторов говорят о том, что расходы государства в 2001 году будут расти опережающими темпами по сравнению с доходами. Проблем у российских предпринимателей очень много и всех их не охватишь в одном разделе курсовой работы, поэтому помимо вышеперечисленных хотелось бы отметить еще несколько наиболее важных проблем. Во-первых, в стране существует очень большая задолженность предприятий друг другу, а также государства предприятиям и наоборот. На конец 1999 г. просроченная задолженность составила, по оценке, около 1540 млрд. руб., или 34% к годовому объему ВВП. Просроченная задолженность предприятий и организаций друг другу превысила объем денежной массы в 2,3 раза. Почему образовалась столь гигантская задолженность? - Государство забыло, что предприятия существуют для того, чтобы производить товары, а не только чтобы платить налоги. Сумма требований бюджета и естественных монополий, предъявляемых к предприятиям, превысила их выручку. Экономика ответила на это естественной реакцией - выработала противоядие в виде неплатежей. Оценивая общую величину государственных обязательств, предусмотренных законодательством и хозяйственными решениями, эксперты сходятся в том, что она намного превышает допустимую налоговую нагрузку на экономику. Отсюда следует политически крайне неприятный вывод. Если сохранять завышенный уровень обязательств, для которого явно не хватает собираемых налогов, это приведет к дальнейшему сокращению налоговых поступлений, то есть доходов государства в бюджет на будущий год. Во-вторых, уже давно назрела необходимость изменения налоговой политики. Налоги - первоочередная проблема российской экономики. От них зависит не только улучшение инвестиционного климата, но и снятие проблемы перегруженности хозяйства внутренними долгами. Хотя Министерство Финансов и разработало новую программу, но она вступит в силу только с 2001 года и только тогда общая налоговая нагрузка снизится лишь на 5%. В-третьих, за счет высоких ставок налогов доля фонда накоплений у большинства предприятии либо очень мала, либо отсутствует вовсе. Нужно отметить, что динамика инвестиций не обеспечивает простого воспроизводства основного капитала. Прогрессирует процесс старения основных фондов. Коэффициент обновления основных фондов составляет в настоящее время около 1%, а доля нового производственного оборудования (в возрасте до 5 лет) - 4%, тогда как в 1990 г. эти показатели составляли соответственно, 6 и 29%. В итоге доля убыточных организаций по всем отраслям экономики по официальным данным оставила 40,6%. По оценке Мирового банка 80% российских предприятий является банкротами по формальным признакам. Рынок банкротств не может переварить такое количество предприятий, и поэтому он не выполняет функций оздоровления рынка. В ситуации, когда все всем должны и экономика по своей сути имеет абсолютно виртуальный характер, инвестиции также невозможны. В-четвертых, как уже отмечалось инвестиции в реальный сектор экономики практически отсутствуют. Это приводит к застою деловой активности, к спаду производства и к другим нежелательным последствиям, которые мы сейчас наблюдаем в российской экономике. В-пятых, сокращение возможностей населения по приобретению товаров и услуг привело к уменьшению оборота розничной торговли, которое за январь-сентябрь 1999 года составило 13,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но нужно отметить положительные тенденции, которыми охарактеризовался 1999 год. В 1999 году инфляция составила около 37%. Это значительно ниже показателя 1998 года (84%) и ненамного превышает уровень инфляции, заложенный в Законе о бюджете на 1998 год (30%). Одна из важнейших особенностей ценовой ситуации в промышленности, проявившаяся во П квартале 1999 года, состоит в том, что в мае впервые в текущем году темпы роста цен на продукцию отраслей, работающих на конечного потребителя, оказались ниже темпов роста цен предприятий-производителей в целом. Таким образом политика отраслей, выпускающих продукцию конечного потребления, приобрела характер сдерживания темпов роста цен и расширения производства, в том числе за счет увеличения загрузки мощностей. В-шестых, нельзя не отметить следующее. Один из главных официальных лозунгов, проводимых рыночных реформ - "приближение внутренних цен к мировым". Оно и в правду необходимо и по основной массе товаров действительно произошло (причем по некоторым товарам внутренние цены не только сравнялись с мировыми, но даже превысили их). При этом, однако, умалчивается, что в условиях рыночной экономики рабочая сила тоже товар. А значит лозунг о сближении внутренних и мировых цен должен распространяться и на нее. Но до настоящего времени товар рабочая сила поставлен в некое исключительное положение: цены на все другие товары ускорено приближаются к мировым, а на труд столь же ускорено от него удаляются. Дешевизна рабочей силы тормозит научно-технический прогресс, ибо нанять дополнительное количество работников дешевле, чем совершенствовать технологию. По той же причине дешевизна рабочей силы противостоит гуманизации условий труда: выгоднее гробить работника, выплачивая ему мизерные компенсации, нежели вкладывать средства в совершенствование техники и технологий. Об отрыве цены труда от его стоимости свидетельствует резко возросшая дифференциация в оплате труда и доходах. При этом огромные разрывы установились по всем направлениям: внутри предприятия (прежде всего между работниками и администрацией - 20-30 раз), между отраслями и различными слоями общества; "скакнула" и региональная дифференциация среднедушевого дохода, достигнув 6-7 и более раз (максимален этот доход в северных районах. где добывают нефть, а также в Москве и Петербурге, где сосредоточены финансовые и административные структуры). Резко возрос разрыв в доходах десяти процентных групп наиболее и наименее обеспеченного населения: с 4,5 раза в 1990 г. до 8-9 в 1993-1994 гг. и 13 раз в настоящее время. На долю 20% наиболее обеспеченных граждан в' 1998г. приходилось около 47,4% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных - 6,2%. Общепризнанно: в России реформы в социальной сфере не идут. Причин здесь не мало, но главная из них - все тот же крайне низкий уровень доходов населения. В условиях перехода к рыночной экономике все большую долю в оплате социальных услуг и в отчислениях на социальные нужды работник должен брать на себя, однако доходы его настолько низки, что он просто не в состоянии выдержать эту дополнительную нагрузку. Так, приведения тарифа за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с их стоимостью потребовало бы его повышения в среднем втрое. Но тогда у большинства граждан ничего не останется для удовлетворения других жизненных потребностей. В общем, для успеха реформ в социальной сфере необходимо резкое повышение доходов основной части населения. Но было бы несправедливо говорить только о негативах государственного управления последних лет. Были и положительные стороны реформ, которые способствовали развитию предприятий. Об одной из них я хотел бы рассказать, но уже в следующей части. 2.3. Повышения эффективности деятельности предприятий на основе расчета единого налога на вмененный доход 000 " Владос ". Закон "О едином налоге на вмененных доход для определенных видов деятельности" был разработан на основании Федерального закона от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ и внедрен на территории Краснодарского края. Суть этого налога в следующем. Ежеквартально предприятия обязано отчислять сумму единого налога на вмененных доход для определенных видов деятельности рассчитанную по формулам: M-C x N x D x T x F x J x K x W [1] V = М х 0,2[1] Где М - сумма вмененного дохода; V - сумма единого налога на вмененных доход С - базовая доходность на единицу физического показателя N - количество единиц физического показателя D - коэффициент, учитывающий особенности подвидов деятельности Т - коэффициент, учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в различных группах городов и районах края F - коэффициент, учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от типа населенного пункта J - коэффициент, учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от места дислокации осуществляемой деятельности К - коэффициент, учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от количества рабочих дней в месяце VV - коэффициент, учитывающий изменение цен последующего периода времени по сравнению с предыдущим. 0,2 - ставка единого налога на вмененный доход (20%). Все коэффициенты в формуле суммы вмененного дохода указаны в таблицах, a W = 1,0 - един для вех и вводится администрацией Краснодарского края. На 000 «Владос» значения коэффициентов, указанных в таблицах, будут следующими: С = 3000 руб. на единицу N = 20 кв. м D = 1,0 T= 1,0 F = 1,0 J =1,5 K= 1,0 М=3000 х 20 х 1,0 х 1,0 х 1,0 х 1,5 х 1,0 х 1,0=90000 V = М х 0,2 = 90000 х 0,2 = 18000 Заработная плата за квартал = 16,8 т.р. ПФ (18,35%) = 16,8 х 18,35 = 3,0828 т.р Медицинское страхование (2,275%) = 16,8 х 2,275 = 0,3822 т.р. Социальное страхование (3,425%) = 16,8 х 3,425 = 0,5754 т.р. Фонд занятости (0,95%) = 16,8 х 0,95 = 0,1596 т.р. Итого сумма налогов начисленных на заработную плату равна 4,2т.р. Ежеквартально ООО «Владос» направляет в налоговые органы сумму равную 22400 руб. (18000р. + 4200р.). Если бы 000 «Владос» не перешло на уплату единого налога на вмененный доход, то налоговые отчисления были бы следующими: 1. Налог на прибыль (3 0%) 28 т.р. х 30% = 8,4 т.р. 2. Налог на имущество (2%)
48,8/2 + 428,2/2 = (214,7 + 24,4)/4 = 59,775 т.р. 59,775х2% =1,196 т. р. 3. ЖКХ(1,5%) Торговая наценка = 56,0 56,0 х 1,5% =0,84 т. р. 4. Милиция (2%) 12 чел х 83,49 х З мес = 3005, 6 р. 3005,6 р. х 2% = 60 р. 5. Благоустройство (1 %) ' 12 чел х 83,49 х 3 мес = 3005, 6 р. 3005,6 р. х 1% = 30 р. 6. Автодор (2,6%) 56х2,6%= 1,5 т.р. 7. НДС (20%) Товарооборот = 280 т.р. 280 х 20% = 56 тр. Цена покупки = 224 т.р. 224х20% =45 т. р. \ НДС =56-45= 11 т.р. 8. Заработная плата за квартал = 16,8 т. р. ПФ (29%) = 16,8 х 29 = 4,9 т.р Медицинское страхование (3,6) = 16,8 х 3,6 == 0,6 т.р. Социальное страхование (5,4) = 16,8 х 5,4 = 0,9 т.р. Фонд занятости (1,5) = 16,8 х 1,5 = 0,3 т.р. Итого сумма налогов начисленных на заработную плату равна 6,7 т.р. Итоговая сумма налогов = 32687 р. в т.ч. 1) от объема работ = 840 + 3005 + 90 + 1456 = 6587 р. 2) НДС = 11000 + 8400 = 19400 р. 3) Налог на заработную плату = 6700 р. По итогам этих расчетов можно сделать следующий вывод: наиболее эффективным для предприятия является переход на систему оплаты единого налога на вмененный доход. В результате этого 000 «Владос» смогло сэкономить немногим более 10000 руб. В результате того, что предприятие перешло на уплату единого налога на вмененный доход она обязана платить в налоговые органы сумму равную 22200 руб., если бы этого не произошло -32687 руб. 000 «Владос» отчисляло бы сумму налогов. Но переходя на выплаты единого налога на вмененный доход, необходимо помнить, что сумма налоговых отчислений не зависит от величины прибыли или убытка предприятия. Заключение В настоящее время государство обладает широким "набором" эффективных финансовых регуляторов: налоги, инвестиции, дотации, кредиты, ставки учетного процента, льготы для производящих приоритетную социальную продукцию, регулирование цен, финансирование крупных научно-технических программ, государственное предпринимательство и т.д. Но большинство этих рычагов не используются государством должным образом. А в результате экономика страны никак не может выйти из затяжного кризиса. Хотя, многие отмечают неоспоримый факт, что от августовского кризиса российские предприятия только выиграли. Да, дефолт отечественному товаропроизводителю пошел на пользу, но беда в том, что рост оказался крайне слабым и, по мнению некоторых аналитиков, он может сменится стагнацией или новым спадом. Одна из важнейших особенностей ценовой ситуации в промышленности, проявившаяся во II квартале 1999 года, состоит в том, что в мае впервые в текущем году темпы роста цен на продукцию отраслей, работающих на конечного потребителя, оказались ниже темпов роста цен предприятий-производителей в целом. Таким образом политика отраслей, выпускающих продукцию конечного потребления, приобрела характер сдерживания темпов роста цен и расширения производства, в том числе за счет увеличения загрузки мощностей. Но тем не менее проблем у российских предпринимателей очень много и в большинстве случаев их разрешение связано с эффективностью государственного регулирования. По прежнему очень много проблем у населения. В России реформы в социальной сфере не идут. Причин здесь не мало, но главная из них - все тот же крайне низкий уровень доходов граждан. Дешевизна рабочей силы тормозит научно- технический прогресс, ибо нанять дополнительное количество работников дешевле, чем совершенствовать технологию. Низкий достаток населения, кризис 1998 года привели к «разрухе» банковского сектора. Экономика, так нуждающаяся в кредитах, инвестициях, реальных денежных средствах так и останется ни с чем. Хотя объемы банковской деятельности и увеличились по сравнению с концом прошлого года. но, на мой вгляд, уже никогда не достигнут предкризисного уровня. Хотя это зависит от правительства и его реформ. Для разрешения проблем в экономике правительству необходимо проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления основ федеративного устройства государства. Сфера применения экономического регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности административного вмешательства государства в процессы' расширенного воспроизводства. Но не следует забывать и о важности и необходимости государственного планирования, прогнозирования, программирования. Литература 1. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы, М, 2000 2. Волков В.Н. Российская экономика: анализ итогов 1999 года и возможные параметры развития в 2000 году"//Деньги и кредит 2/2000 3. Голубович В.И. Экономическая теория зарубежных стран, Минск, 1997 4. Долан Дж. Макроэкономика С-П,' 1994 5. Заявление правительства и Банка России об экономике на 1999 годУ/Деньги и кредит 8/1999 6. Заленский Ю.Б. О методах повышения качества банковских активов.// Деньги и кредит 1/2000 7. Иванеев А.И. "Налоговая составляющая бюджета 2000'7/Финансы 1/2000 8. Кагарлицкий Б. "Ответ ясен: решения нет"//Новая Газета 12/2000 9. Корчагин Ю. Налоги - действующий инструмент оживления экономики // Деньги и кредит, 8/1999 10. Ключко В.И. Зарплата в конверте/Пруд 11.04.2000 11. Куликов В. Общий ход реформ.// Российскийэкономический журнал 1/2000 12. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь., М, 1993 13. Лурье О. «Нормальные» герои всегда идут в обход // Новая Газета, №8, 2000 14. Мамедов О.Ю. Современная экономика, Ростов-на-Дону, 1995 15. О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Краснодарском крае, Краснодар, 1999 16. Пероти Э, Швец Ю. Структуризация банковской системы: стратегия устойчивого развития // Деньги и кредит, 11/1999 17. Попков В.В. Коммерческие банки России: год после кризиса // Деньги и кредит, 2/2000 18. Пронина Л.И. "Федеральный бюджет и местные финансы'7/Финансы 2/2000 19. Рыночная экономика: в 3 т., М.: Соминтэк, 1992 , Т1 Теория рыночной экономики 42. Макроэкономика 20. Столяров Б. "Бомжам денег не дают" // Новая Газета 2/2000 21. Хруцкий Южно-корейский парадокс М, 1993 22. Шонберг Р. Японские методы управления производством, М., 1988 23. Смоленский В. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс, М., 1998 [1] О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Краснодарском крае, Краснодар, 1999 Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|