РУБРИКИ

Курсовая: Роль государства в экономическом развитии страны (на примере России)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Роль государства в экономическом развитии страны (на примере России)

Исчерпание потенциала импортозамещения обусловило прекращение подъема в

середине 1999 г.: темпы прироста промышленного производства снизились до

стагнационного уровня - 0,5% в месяц.

Вторая фаза подъема, начавшаяся в ноябре 1999 г. (возобновившийся

промышленный рост составил в среднем 1,1% в месяц), была в отличие от первой

связана не с импортозамещением, а с волной расширения внутреннего и внешнего

конечного спроса. Ключевой момент состоял в том, что различные сегменты

российской промышленности смогли “зацепиться” за расширение конечного спроса,

хотя и в весьма неодинаковой степени. Рост промышленной продукции за семь

месяцев (108,3%) почти совпал с масштабами расширения внутреннего конечного

спроса (109,7) и экспорта (110%). В части внутреннего спроса оживление

опиралось на повышение реальных доходов населения (на 1,7% в месяц) и на

возросшие за предшествующий период доходы предприятий. Рост внешнего спроса

был связан, прежде всего, с резко улучшившейся конъюнктурой мирового рынка.

/30/

На основании доклада Российско-европейского центра экономической политики

/7/, можно сказать, что минувший 2000 год для российской экономики завершился

с положительными результатами, которые превзошли ожидания большинства

наблюдателей. Первые признаки роста ВВП наметились в 1999 г., а в 2000 г.

темпы экономического роста увеличились более чем в два раза по сравнению с

предыдущим годом и, по предварительным данным Госкомстата, достигли 7,6%.

Этот рост имел под собой широкую основу: помимо увеличения объема экспорта в

течение года наблюдалось значительное повышение внутреннего спроса, высокими

темпами росли объемы инвестиций в основной капитал и потребление. В качестве

основных движущих сил роста выступали как все еще сохраняющийся эффект

девальвации рубля в 1998 г., так и (в меньшей степени) высокие цены на сырье

на мировых рынках. Однако абсолютная величина ВВП только приблизилась к

уровню 1994г.

Ни самих россиян, ни их соседей не устраивает положение дел, при котором по

абсолютному показателю ВВП Россия сравнялась со Швецией (население 9 млн.

человек, что в 16 раз меньше, чем в России). /32/

По итогам 2000 г. индекс валового объема выпуска пяти базовых секторов

экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и

розничная торговля) повысился на 8% по сравнению с 1999 г.

По данным ЦБР, в 2000 г. объем экспорта достиг рекордной величины, равной

105,2 млрд. дол. и превышающей показатель 1999 г. на 39%.

Высокий стоимостный объем экспорта достигнут в основном за счет высоких

мировых цен на сырьевые ресурсы, особенно на нефть.

2.2.2 Структурные сдвиги в экономическом развитии

В СССР в первые десятилетия советской власти была осуществлена глубокая

структурная перестройка в пользу индустриального развития. Это позволило в

сравнительно короткие сроки вывести страну на одно из ведущих мест в мире по

общему объему промышленного производства. Вместе с тем сформировавшаяся

структура экономики оказалась далеко не оптимальной. В рамках промышленности

неоправданно высокую долю получили добывающие отрасли и производство

вооружений. В целом структура хозяйства все более утрачивала прогрессивную

социальную направленность. Возникло отставание сельского хозяйства и

производства товаров народного потребления. Это крайне обострило процесс

перехода к рыночной экономике и сделало проблему структурной перестройки

одной из центральных для выхода из глубокого кризиса, в котором оказалась

наша страна. /38/

С какими же показателями мы пришли в новый век?

Во-первых, необходимо отметить медленное развитие малых предприятий. В 1992г.

они произвели около 4% промышленной продукции. По некоторым оценкам их

создание прекратилось в 1994-1996 гг. /8/

Вероятные причины подобной стагнации – возросшее налоговое бремя, усложнение

процедур регистрации и лицензирования, препятствия на пути образования новых

предприятий, создаваемые управленческими структурами и/или рэкетирами и др.

Что касается отраслевой структуры, то здесь приходится констатировать, что в

отличии от развитых стран, удельный вес сырьевых отраслей у нас не снижается,

а скорее наоборот - набирает обороты. Основными генераторами ВВП России

сегодня являются нефтегазовый, топливный и смежные секторы экономики.

Продукция машиностроения, отдельных сегментов пищевой, нефтехимической

промышленности и большинство статей потребительских товаров имеют очень

маленькие доли на отечественном рынке и считаются низко конкурентными.

Субсидии не могут компенсировать недостаток средств в них.

Часть предприятий текстильной и обувной промышленности, по пошиву одежды,

производству игрушек вошла в стадию упадка. Особенно ощутимо давление на них

международной конкуренции, главным образом со стороны производителей из

других крупных региональных рынков Китая, Индии и прочих дешевых рынков.

Многие из базовых отраслей на протяжении десятилетий были на положении

пасынков, утратили технологическую и рыночную конкурентоспособность в ходе

экономической трансформации. В их число входят высокая химия и фармацевтика,

разработка новых материалов, промышленное и транспортное оборудование,

телекоммуникации, кораблестроение, пищевой сектор, строительное оборудование

и материалы. /35/

Многие отрасли были просто не готовы к переходу к рыночным условиям.

Например, в пищевой промышленности подавляющее число предприятий не имеет

четкой структуры управления производством и даже среднесрочного плана

развития, а 90% - своего товарного знака, более 40% директоров не умеют

обращаться с компьютером. Даже передовые предприятия этой сферы по объемам

продаж на одного работника многократно уступают западным фирмам. /16/

Наукоемкие отрасли, к сожалению, по-прежнему развиты слабо.

Хотя в этом нет ничего удивительного. Расходы на воспроизводство научного

потенциала в бюджете 2001г., во многом определяющие возможности будущего

экономического роста, составляют ничтожную (около 2%) величину. /4/

Результаты прошедшего 2000 г. таковы: объем промышленного производства

повысился на 9% по сравнению с 1999 г. и превысил уровень 1994 г. Наиболее

высокие темпы прироста зафиксированы в текстильной и обувной промышленности,

где они составили 22%, машиностроении (16%), химической промышленности (14%),

черной металлургии (16%) и цветной металлургии (11%). /7/

Несмотря на положительные тенденции, рост в этих отраслях во многом

обусловлен тем, что именно в этих отраслях наблюдался наибольший упадок в

период реформ.

Прирост объема производства в электроэнергетической отрасли составил 2%, в

топливной промышленности - 5%. Объем сельскохозяйственного производства

превысил уровень 1999 г. на 5% за счет увеличения объема продукции

растениеводства на 9%, в то время как объем продукции животноводства остался

на том же уровне. /7/ Цифры показывают, что развитие сельского хозяйства идет

очень медленными темпами даже относительно других отраслей.

Положительным элементом в отраслевой структуре можно считать рост сферы

услуг. В реформационный период ускоренно возникали и новые самостоятельные

рынки услуг (поставляемых на коммерческой основе): аудиторских,

бухгалтерских, рекламных, франчайзинговых, компьютерных, в области рекламы,

по подбору персонала, по проведению операций на рынке недвижимости,

спортивных, туристических, гостиничных, общественного питания, образования,

частной охранной деятельности, и т.д. Одновременно происходило преобразование

ранее вспомогательных подразделений промышленных, строительных,

сельскохозяйственных и других предприятий, оказывавших юридические,

инженерные, консультативные, торговые, бухгалтерские и т.п. услуги, в

самостоятельных субъектов развивающейся сферы услуг, функционирующей на

рыночной основе. В результате в настоящее время более половины ВВП России

производится в сфере услуг, а сама она оказывает все возрастающее влияние на

экономику страны, характер и структуру потребления населения. Так, если в

1994 г. из общей суммы расходов на товары и услуги оно тратило на последние

15%, то в 1998 г. - уже 23%. При этом не только расширился ассортимент услуг,

но и повысились требования к их качеству.

Развитие сферы услуг привело к существенному изменению структуры российского

ВВП (см. табл. 6). Если за 1990-1998 гг. общая доля сферы услуг в ВВП России,

увеличилась с 32,6 до 52,7%, то доля рыночных услуг увеличилась с 22 до 82%.

Тем не менее по уровню развития этой сферы Россия еще значительно отстает от

ведущих стран (так, в США доля услуг в ВВП по разным оценкам составляет 70-

75%)./3/

Таблица 6. Структура производства ВВП России в текущих ценах, в % к итогу /3/

годыВВП

в т.ч.

производство

товаровуслуг

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

100

100

100

100

100

100

100

100

100

60,5

59,8

46,2

45,4

43,9

41,3

41,6

39,4

39,3

32,6

36,5

52,0

45,5

48,3

50,9

49,9

52,1

52,7

Показатели производства услуг в 2000 г. таковы: оборот транспорта вырос на 5%

по сравнению с 1999 г. , причем грузооборот увеличился на 4,7% по сравнению с

1999 г., а пассажирооборот вырос на 5,6%. В то же время реальный объем услуг

связи увеличился за год на 13,1%. Прирост реального объема оптовой торговли

(только по предприятиям оптовой торговли) в 2000 г. составил 18,5% к 1999 г.,

тогда как реальный объем розничной торговли повысился на 8,9%. /7/ Как

показывают эти цифры, сфера услуг сохраняет в России тенденцию к опережающему

росту.

В воспроизводственой структуре доля накопления по-прежнему низка по

естественой причине того, что у большей части населения недостаточно денежных

средств и на минимальное потребление.

Все годы советской власти действовал принцип, согласно которому производство

группы "А" должно опережать производство группы "Б". Возникла мощная

индустрия средств производства и слабая промышленность товаров народного

потребления.

Двадцать отраслевых союзных министерств (девять оборонных и одиннадцать

гражданских) день и ночь "ковали оружие" и работали на добывающие отрасли.

/27/ Это во многом объясняет положение дел сегодня.

В целом можно говорить о том, что экономическая структура России все больше

сближает нас с развивающимися странами. Если такое положение дел сохранится,

в скором времени наша страна может стать сырьевым придатком промышленно

развитых стран.

2.2.3 Показатели и динамика качества жизни населения

К ежегодному мировому экономическому форуму в Давосе публикуются

сравнительные таблицы достижений в области развития человеческого фактора.

Наиболее общим является показатель уровня жизни - ВВП на душу населения. Из

таблиц, опубликованных в 1996 г. следует, что этот показатель в Японии

составляет 40,8 тыс. долл. на человека, в Германии 29,5, в США 27,5 и в

России 2,7 тыс. долл. Как видно, россияне живут в 15 раз хуже, чем японцы, в

11 раз хуже немцев и в 10 раз американцев. /27/ По самым оптимистическим

оценкам, уровень жизни сегодня составляет относительно 1991 г. не более 60%.

Если для российской экономики августовский кризис имел положительные

последствия, то для уровня жизни населения он сыграл только негативную роль.

Хотя, конечно, падение уровня жизни началось задолго до кризиса 1998 г.

Либерализация цен, часто неправильная, не выгодная для государства,

приватизация, высокая инфляция, снижение эффективности производства привели к

значительному расслоению российского общества, снижению уровня жизни основной

массы населения. Те же причины вызвали снижение доходной части бюджета и в

свою очередь привели к снижению государственного финансирования социальной

сферы, вызвали падение уровня заработной платы в бюджетной сфере, снижение

уровня стипендий, пенсий и других социальных выплат.

Показательна динамика минимальной заработной платы: в 1990 г. последняя

составляла 80 руб., в 1,5 раза превышая минимальную прожиточную "корзину"; в

1992 г. их величины сравнялись; в 1995 г. первая была меньше второй более чем

впятеро, а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, резко

подскочив в 1992 г., все последующие годы устойчиво удерживалась на уровне не

ниже 25%. В настоящее время более половины населения имеет среднедушевой

денежный доход менее 900 руб. в месяц. /11/

Резко возрос разрыв в доходах десятипроцентных групп наиболее и наименее

обеспеченного населения: с 4, 5 раза в 1990 г. до 8-9 в 1993-1994 гг. и 13

раз в настоящее время. /11,29/

Если классифицировать население по 20% группам, то статистика даст следующие

результаты (таблица 7).

Таблица 7. Распределение общего объема денежных доходов населения (в процентах).

19901995199619971998

Денежные доходы - всего

В том числе по

20% группам населения:

Первая (наим.)

Вторая

Третья

Четвертая

Пятая (наиб.)

Коэффициент Джини

100

9,8

14,9

18,8

23,8

32,7

0,26

100

5,5

10,2

15,0

22,4

46,9

0,38

100

6,2

10,7

15,2

21,5

46,4

0,37

100

6,0

10,2

14,8

21,6

47,4

0,38

100

6,2

10,5

14,9

21,0

47,4

0,38

Из таблицы 7 видно, что доля доходов первой группы с наименьшими доходами

неуклонно снижается, а доходы последней группы с наибольшими доходами

возрастает. Показателен в этой связи коэффициент Джини - индекс концентрации

доходов. Чем он выше, тем выше дифференциация. Для сравнения в развитых

странах, таких, например, как Швеция и Япония, он составляет 0,27.

Огромные разрывы установились по всем направлениям: внутри предприятий

(прежде всего между работниками и администрацией - в 20-30 раз), между

отраслями и различными слоями общества; "скакнула" и региональная

дифференциация среднедушевого дохода, достигнув 6-7 и более раз (максимален

этот доход в северных районах, где добывают нефть и газ, а также в Москве и

Петербурге, где сосредоточены финансовые и административные структуры). /11/

С одной стороны дифференциация доходов отражает общественную полезность тех

или иных отраслей, служит ориентиром занятости и подготовки кадров,

способствует переливу трудовых ресурсов в другие отрасли. Но с другой

стороны, слишком высокая дифференциация доходов способствует росту социальной

напряженности. В российской экономике с ее ориентацией на сырьевой экспорт и

финансовую деятельность, наибольший уровень доходов как раз и наблюдается в

газовой, нефтяной промышленности, а также в банковской и кредитно-финансовой

сфере. Очень высоко отставание уровня оплаты труда в бюджетной сфере,

угольной промышленности. Все это только способствует росту числа социальных

конфликтов.

Таким образом, в социо-культурном и в экономическом планах в России сложились

два неравных социальных слоя - обеспеченных и бедных. Первый, применительно к

которому сохранился или увеличился дореформенный уровень благосостояния,

включает 25-30 млн. человек, или пятую часть населения; из них 8-10 млн. (5-

7% населения) практически достигли западных стандартов потребления продуктов

питания, предметов гардероба, товаров бытового и хозяйственного назначения,

услуг. Второй, среднедушевые доходы представителей которого не покрывают

прожиточный минимум, по оценкам, охватил почти 60 млн. человек, т. е. около

40% населения. При этом денежные доходы 25-30 млн. человек оказались ниже

стоимости минимальной потребительской корзины, что соответствует критерию

нищеты. В рамках данного слоя наблюдается распространение застойной бедности

как массового общественного явления со свойственными ему нормами и

стереотипами поведения.

В результате социальное пространство все больше приобретает черты обществ

"третьего мира". Социальные группы обеспеченного населения с

модернизационными ценностями находятся в окружении основной массы населения с

низким достатком, традиционными ценностными ориентациями, но при этом пока с

более высокими, чем в странах "третьего мира", стандартами культуры и

потребления. В таких условиях консолидация общества и формирование

эффективных механизмов хозяйственных мотиваций остаются крайне

проблематичными. Зато неизбежно воспроизводятся предпосылки раскола и

социального конфликта. /30/

Можно также привести некоторые социальные гарантии, предоставляемые

государством населению: минимальный размер оплаты труда, минимальный размер

пенсий по старости, единовременное пособие при рождении каждого ребенка,

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком.

Таблица 8. Размеры социальных гарантий в соотношении с величиной

прожиточного минимума в %.

1993199519971999

Минимальный размер оплаты труда

Минимальный размер пенсии по старости

Минимальная стипендия в ВУЗ'ах

39

63

39

10

27

10

19

25

38

10

15

19

Как видно из таблицы 8 минимальные размеры социальных гарантий гораздо ниже,

чем величина прожиточного минимума. Причем за последние годы эти значения

существенно снизились. Значительная часть социальных выплат достается семьям

с высоким и средним достатком. Удельный вес средств, поступающих населению,

живущему за чертой бедности в общем объеме социальных выплат составляет 19 %

(в развитых странах 50 %).

Безусловно, нельзя не отметить и положительные тенденции, происходящие в

последние 2 года. В конце 2000 г. финансовое положение домашних хозяйств

продолжало улучшаться. Все оценки реальных личных доходов, полученных в

декабре, свидетельствуют о сохранении общей тенденции к росту. Официально

оцениваемый уровень зарплаты (сюда входят также незарегистрированные выплаты)

рос наиболее высокими темпами в четвертом квартале, по итогам которого

уровень реальной зарплаты был на 12% выше показателя того же квартала 1999 г.

и сравнялся с уровнем 1997 г. Реальный объем социальных трансфертов за

указанный период (декабрь 2000 г. по отношению к декабрю 1999 г.) повысился

на 7%, однако все еще был на 10% ниже уровня 1997 г.

Рост личных доходов потянул за собой рост потребления. В декабре 2000 г.

реальные потребительские расходы на 9% превысили уровень того же месяца 1999

г. Расходы на продовольственные товары увеличились на 7%, а на платные услуги

на 6%.

Укрепление уверенности потребителей в устойчивости экономики нашло отражение

в оценке ими благоприятности условий для приобретения товаров длительного

пользования. По данным обследования населения, проведенного ВЦИОМ, эта оценка

достигла рекордно высокого уровня в январе 2001 г.

Тем не менее в долгосрочной перспективе экономические итоги 2000 г.

представляются менее впечатляющими, чем в краткосрочной. Объем реальных

потребительских расходов все еще ниже уровня 1992-1994 гг., а реальный объем

инвестиций в основной капитал - ниже показателя 1995 г., не говоря уже о

предыдущих годах. /7/

III. Проблемы и перспективы экономического развития России

3.1 Необходимость существования стратегии экономического развития России на

долгосрочную перспективу.

Управление развитием составляет необходимую подсистему новой системы

регулирования экономики, включающей индикативное планирование социально-

экономического развития, процедуры выбора и реализации приоритетов

хозяйственной политики, механизмы стимулирования НТП и инновационной

активности, другие инструменты государственной политики роста. Без активно

функционирующей подсистемы развития меры по подъему инвестиционной активности

и оживлению производства будут лишены целенаправленности, что может

существенно снизить их эффективность.

В ведущих странах Запада целеполагание приоритетов социально-экономического

развития оформляется в политических документах, как правило, имеющих форму

докладов глав правительств. Реализация приоритетов осуществляется через

целевые программы, государственный бюджет и законодательство.

Формально в действующей у нас системе регулирования есть элементы подсистемы

развития. Согласно законодательству правительство обязано регулярно

разрабатывать прогнозы и программы, выдерживать соответствующие нормативы

финансирования науки и образования при планировании федерального бюджета,

планировать инвестиционную политику. В реальности, однако, в рамках прежней

системы регулирования экономики эти элементы оставались невостребованными и

практически атрофировались.

Так участники Х Всероссийского экономического форума сошлись во мнении, что

"в свете исторического опыта страны, в частности последних 15 лет,

закономерен вывод: России необходима долгосрочная стратегия". /1/

Стратегия развития должна включать в себя определение приоритетов

долгосрочного социально- и технико-экономического развития, сохранение и

приумножение научно-производственного потенциала страны, формирование на этой

основе промышленной, внешнеторговой и бюджетной политики, обеспечение их

реализации за счет использования гарантий, осуществления целевых

инвестиционных и научно-технических программ, работы институтов развития,

планирования бюджета и развития государственного сектора, регулирования

инвестиционной и стимулирования инновационной активности.

Полезным, а в наших условиях необходимым элементом такой стратегии должно

быть индикативное планирование. Она должна органично включать научно-

техническую и промышленную политику, включая политику реструктуризации

предприятий, создавать подъем конкурентоспособности отечественных предприятий

и условия для выращивания национальных лидеров - локомотивов экономического

роста.

Необходимо иметь ясный образ задач управления социально-экономическим

развитием. В качестве первого приближения образом цели мы можем считать

некоторую заданную величину годового ВВП страны на душу населения. /12/

Причем здесь надо сделать несколько оговорок и внести некоторые ограничения.

Первым ограничением является численность населения. Демографические процессы

довольно инерционны. Определяющие их динамику факторы зависят от предыстории

на интервале десятков и даже сотен лет, от экологии, от уровня технологии.

Существует и очень большая зависимость от состояния экономики и от ожиданий

населения в конкретный исторический момент. Поэтому мы можем с довольно

большой степенью точности оценить, для какого числа граждан в обозримой

перспективе мы должны создать достойные условия жизни.

Предполагается, что это будет порядка 200 млн. человек. /12/ Это не значит,

что надо ориентироваться на силовые методы регулирования численности Должна

быть создана такая экономико-правовая и социальная среда, что тенденция к

оптимальной численности становится "осознанной необходимостью".

Вторым ограничением при формировании образа цели является номенклатура

составляющих ВВП. В зависимости от того, какую структуру ВВП мы хотим

обеспечить в будущем, мы получим разные уровни капитальных затрат на

осуществление замысла, разный уровень потребления невосполнимых глобальных

ресурсов и даже различный уровень интеллектуального потенциала нации.

Навскидку представляется, что ВВП должен быть порядка 30 тыс. экю на душу

населения в год. Это примерно в пять раз больше, чем сегодня в Москве, и в

десять больше, чем в России.

В структуре ВВП должны присутствовать компоненты, наилучшим образом

использующие территориальные особенности России и специфический менталитет ее

народа. В частности, представляется целесообразным, чтобы компонентами ВВП

были результаты глубокой переработки российских природных ресурсов, чтобы

рационально использовалась почти генетическая склонность россиян осуществлять

крупные уникальные проекты, требующие импульсного сосредоточения максимальных

духовных и физических сил, а также их бесспорное искусство и умение

организовывать целенаправленную координацию колоссальных объемов людских и

материальных ресурсов. В структуре ВВП должна найти свое место уникальная

возможность России по предоставлению услуг, требующих значительных размеров

экологически безупречных пространств либо позволяющих использовать то

обстоятельство, что значительную часть года во многих районах температура

ниже нуля. /12/

Не исключено, что на начальном этапе придется теоретически рассмотреть

несколько системных замыслов и лишь потом выбрать наиболее подходящий.

Построить необходимую подсистему развития можно, используя следующую

последовательность действий:

1) выбор критериев эффективности;

2) анализ на соответствие этим критериям экономических моделей развитых

стран;

3) построение собственной эффективной модели развития;

4) матричный анализ экономических программ наиболее влиятельных

политических партий и движений России;

5) разработка собственной концепции развития, отвечающей выдвинутым

требованиям. /9/

Стратегия экономического развития должна стать общедоступным документом,

должна быть поддержана и осознана большинством населения. Возможно, для этой

цели даже будет необходим всенародный референдум. Необходимо отметить, что

сегодня существует “Стратегия развития России до 2010 г.”, однако она

подвергается жесткой критике со стороны основных политических. Необходима

выработка единой стратегии, удовлетворяющей интересам всех слоев общества.

3.2 Увеличение объемов производства ВВП

В условиях кризиса, когда требуются активные действия, инициатива всегда

исходит от государства. Когда утверждают, что его роль должна быть сведена к

минимуму, то это идеологический постулат, который лишен научной основы. В

долговременной перспективе роль государства еще больше увеличивается.

Для превращения России в процветающую державу, в которой качество и уровень

жизни людей отвечают мировым стандартам, необходимо проводить экономическую

политику, позволяющую уже на первом этапе реализации программы увеличить ВВП

в 4-5 раз, т.е. до 10-12 тыс. долл. на душу. Это означает, что необходимо

довести темпы роста ВВП до 10-12% в год. На втором же этапе программы, чтобы

достичь уровня жизни ведущих стран мира, темпы роста не должны быть менее 8%

в год. И чем они выше, тем раньше будет ликвидировано отставание в социально-

экономической сфере от ведущих стран мира (имеется в виду, что рост их ВВП не

превысит 1,5-2%). /27/

В существующей стратегии развития /30/ отмечается, что экономический рост в

России в среднесрочной перспективе возможен на уровне 5-7% в год по общим

объемам производства и 10-15% - по объемам производства в отдельных отраслях

обрабатывающей промышленности. Такая возможность в ближайшие годы

определяется рядом позитивных факторов, в том числе возникших в результате

многолетнего спада производства.

Это, во-первых, наличие незагруженных производственных мощностей. Речь идет о

"натуральном" капитале, т. е. о зданиях, сооружениях, станках, механизмах,

тепловых и электрических коммуникациях, которые в условиях глубокого

экономического кризиса использованы в производстве продукции не в полной мере

или выведены в резерв.

Во-вторых, - ослабление ресурсных ограничений в развитии экономики. В

настоящее время она не имеет жестких ограничений по энергии, металлу и другим

сырьевым ресурсам, по пропускным способностям транспортной системы.

Единственным серьезным ограничением является нехватка квалифицированной

рабочей силы, потеря многими предприятиями (особенно отраслей обрабатывающей

промышленности) за годы стагнации наиболее квалифицированных рабочих и

инженерно-технических кадров.

В-третьих, - относительное снижение издержек во многих отраслях

обрабатывающей промышленности на фоне сравнительно более медленного роста цен

на продукцию производственно-технического назначения в 1998-1999 гг.

Одновременно улучшение конъюнктуры на мировых рынках в отношении традиционных

товаров российского экспорта позволило существенно укрепить финансовое

положение экспортных отраслей. Это привело к образованию в ряде секторов

экономики значительных доходов, которые могут стать финансовой основой

экономического роста.

Таким образом возможно реализовать малокапиталоемкий вариант развития

большинства отраслей народного хозяйства и промышленности. Расчеты

показывают, что в ближайшие два-три года только путем использования уже

существующих производственных мощностей производство может быть увеличено

минимум на 25-30%.

При переходе экономики на второй период, когда существенно ожидается снижение

темпов экономической динамики, обусловленное исчерпанием имеющихся резервов и

запаздыванием ввода новых мощностей, связанных с инвестициями последних лет.

Длительность этого периода, а также степень снижения темпов роста напрямую

сопряжены с тем, в какой мере нам удастся нарастить инвестиции в рамках

первого периода. /30/

Как видно, уже сегодня необходимо привлечение крупных финансовых ресурсов для

того, чтобы переход на второй этап был максимально мягким. У государства

таких ресурсов практически нет, особенно, учитывая предстоящие крупные

выплаты по долгу в 2003 г.

Получение новых займов на Западе тоже проблематично. Остается один источник -

капиталы отечественных и, возможно, иностранных предприятий. Но чтобы они

были задействованы, необходимо создать в стране инвестиционный климат,

который гарантирует собственникам свободных денег эффективное, а главное

безопасное их вложение. Пока реализовать привлечение капитала отечественных

предприятий не удается (а это 15 млрд. долл. ежегодно. /16/).

Иностранные инвестиции также привлечь достаточно сложно. Инвесторов волнуют

сейчас два момента - сложная система налогообложения и претензии на долю

прибыли посторонних по отношению к организации лиц, в том числе и из местной

администрации.

Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению от налогов, уходу

экономики в тень, уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете -

падению конкурентоспособности российского бизнеса, падению

конкурентоспособности российского государства.

Сделано несколько очень важных шагов по пути реформирования (упрощения)

налогообложения, но нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо создать

такую налоговую систему, чтобы она была понятной, прозрачной, справедливой,

позволяющей после уплаты платежей иметь достаточно средств для продолжения

бизнеса.

Почти каждый автор ссылается на необходимость дальнейших реформ. Вот только

некоторые дальнейшие возможные пути реформирования налоговой системы:

· отказаться от обложения инвестиций на развитие производства,

создание и освоение новых перспективных технологий /13/

· устранить индивидуальные (незаконные и полузаконные) льготы;

· интенсифицировать изъятие природной ренты;

· повысить на порядок экологические налоги;

· ввести налог на имущество юридических и физических лиц исходя из его

рыночной оценки;

· повысить начальный уровень обложения подоходным налогом до величины

реального минимального потребительского бюджета /37/;

· упростить систему налоговых платежей для малых и средних

предприятий, установить для первых только два платежа - социальный налог и

плату за лицензию (патент), а для вторых - три: два названных плюс НДС. /30/

Правительством РФ намечены следующие действия в отношении налоговой политики:

· ликвидации налогов с оборота;

· внесения значительных изменений в правила расчета базы

налогообложения прибыли, стимулирующих инвестиционную деятельность;

· ликвидация значительной части налоговых льгот. /21/

Как видно, некоторые действия уже пытается предпринять правительство РФ для

упрощения налогообложения для привлечения инвестиций. По крайней мере, такие

действия декларируются.

Инвестиции должны быть направлены в современные и перспективные новейшие

технологии, новые наукоемкие отрасли и производства, дающие максимальную

добавочную стоимость в готовом продукте. Только такой подход позволит

обеспечить ежегодные высокие темпы роста ВВП. Подробно о направлениях

инвестирования будет сказано в следующей части этой главы.

Другой серьезной проблемой, ограничивающей экономический рост сегодня,

является абсолютное доминирование на денежном рынке краткосрочных банковских

кредитов, предоставляемых к тому же под столь высокие и в номинальном и в

реальном выражении проценты, что их использование в реальном секторе

практически невозможно. Разрыв в рентабельности банковского и

производственного капитала сегодня составляет 5:1, а во многих случаях 10:1 и

даже выше. /13/ Этот барьер для перемещения денежных средств из финансового в

реальный сектор экономики необходимо устранить.

3.3 Направления перестройки экономической структуры.

Важнейшим компонентом успешной трансформации экономики, определяющим высокие

темпы ее роста, являются структурные преобразования народного хозяйства как в

отраслевом разрезе, так и на уровне предприятий. Этот процесс приводит к

перетоку капитала и рабочей силы из отраслей, где их отдача невелика, в более

эффективные сферы. Под воздействием конкуренции менее рентабельные

предприятия, не эффективные с народнохозяйственной точки зрения, либо

исчезают, либо вливаются в предприятия с более высокой производительностью.

В успешно развивающихся переходных экономиках четко

прослеживается ускоренный процесс преобразований благодаря жесткому

бюджетному режиму и действию системы банкротства, соблюдению норм

гражданского и коммерческого законодательства, имущественных прав.

Одновременно в этих странах установлен либеральный режим для новых

предприятий. Государство здесь создает благоприятные или, во

всяком случае, не дискриминационные условия для новичков. /32/

Чтобы экономика развивалась, естественная притирка существующих предприятий и

выбраковка нежизнеспособного наследия централизованного планирования должны

сопровождаться созданием новых предпринимательских структур. Именно это и

происходит в восточноевропейских странах. В 1989-1995 гг. доля частного

сектора в ВВП Чехии выросла с 5 до 60%. /8/ Устойчивый

экономический рост в России невозможен до тех пор, пока создание новых

предприятий не вернется на здоровый путь развития. К счастью, в этом

направлении уже видны первые шаги - частично ослаблена налоговая нагрузка,

упрощается система лицензирования (закон проходит рассмотрение в

Государственной Думе). И тем не менее, еще предстоит упростить и ускорить

процедуры выдачи разрешений на открытие собственного дела и процедуры

регистрации, прояснить систему налогообложения мелкого бизнеса и

предусмотреть в ее рамках четкие льготы, облегчить доступ мелких

производителей на рынок, освободить их от криминальных крыш. /37/ Без этих

мер невозможен рост малого бизнеса в нашей стране.

Существует также точка зрения, что крестьянство необходимо рассматривать как

равноправного субъекта рынка. Кроме того, крестьянские хозяйства (независимо

от форм собственности и организации труда) следует отнести к категории малых

предприятий со всеми видами государственной поддержки. /27/

Опыт переходного периода также четко ранжировал различные виды приватизации

по эффективности. Наиболее эффективны новые предприятия, которые начинают

развитие с нуля. Далее идут предприятия, находящиеся под контролем так

называемых аутсайдеров, т.е. внешних по отношению к ним владельцев, не

связанных непосредственно с прежним руководством. Особенно эффективны фирмы с

участием иностранного капитала. Приватизированные предприятия, пребывающие

под контролем инсайдеров, т.е. старого руководства или рабочего коллектива,

показывают наиболее низкую эффективность среди частных предприятий. На

последнем месте обосновались предприятия, принадлежащие государству и

управляемые назначенными сверху руководителями.

Преодоление социально-экономического кризиса в России предполагает

разработку пакета конкретных инструментов для возрождения промышленности,

используя инвестиции.

Экономическое значение ключевых отраслей можно оценивать по четырем критериям

долям добавленной стоимости в промышленности, промышленной занятости,

зависимости от импорта и соответственно привлекательности для инвестиций,

потенциалу роста и последующего экспорта. Советником российско-германской

программы Transform Паулем Фишером была исследована экономика России в

разрезе мирового хозяйства. Результаты он отразил на рис. 1, опираясь на

матрицу, разработанную Бостонской консалтинговой группой. /34/ Каждая отрасль

представлена кругом и помещена в один из квадратов матрицы (темпы роста

рынка/доля импорта). Важность каждой отрасли определяется размером круга.

Для усиления воздействия на экономику нвестиции должны быть направлены

на отрасли Звезды и Знаки вопроса.

Курсовая: Роль государства в экономическом развитии страны (на примере России)

Дойные коровы (нефтегазовый, топливный и смежные секторы) являются важными

генераторами национального дохода. Эти отрасли могут нуждаться в инвестициях

для развития своих поставщиков и потребителей, находящихся в квадратах Звезды

и Знаки вопроса субсекторального портфеля (например, производство пластмасс

внутри нефтехимического сектора).

Такие отрасли, как военное авиастроение, кораблестроение и телекоммуникации,

являются абсолютными Звездами. Они занимают большую долю национального рынка

при низком импорте. Россия сохраняет устойчивое конкурентное положение в этих

секторах на мировом уровне. Знания и опыт создают надежную основу для

развития новых продуктов и технологий, в особенности гражданских (например,

электроника, спутниковые и наземные телекоммуникации), и способствуют

поддержанию высокого уровня национальной конкурентоспособности. Надо

заметить, что в "Плане действий Правительства РФ в области социальной

политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы" предусмотрено

"эффективное использование потенциала оборонно-промышленного комплекса для

развития гражданских секторов экономики". /21/ Секторы-"Звезды" и

сопутствующие отрасли на стадиях зарождения и роста должны получить высший

приоритет при размещении инвестиций. /35/

Кроме того необходимо обеспечение государственной защиты отечественных

производителей отраслей производства космической и авиационной техники,

другой наукоемкой продукции, недопущение предоставления льгот импортерам и

иностранным производителям этих видов продукции, реализация принятых

нормативных актов и программ как приоритетных направлений государственной

структурной политики.

В этих отраслях необходима государственная поддержка проектов по освоению

перспективных нововведений посредством создания инновационных центров, учет

затрат предприятий на проведение НИОКР, модернизацию производства и внедрение

новых технологий в составе издержек производства, их освобождение от

налогообложения. /5/ Однако здесь надо быть осторожным, т.к. учитывать

затраты на НИОКР довольно сложно. Это может стать очередной технологией

уклонения от налогообложения. /19/ Предприятия будут списывать часть затрат

на безрезультатные НИОКР.

С позиций современных практики и теории экономического роста выход из кризиса

и новый хозяйственный подъем исключены без нацеливания государственной

бюджетной политики на максимальное стимулирование инвестиционно-инновационной

активности. Для этого используются как прямые госинвестиции, так и косвенное

стимулирование инвесторов, в том числе путем предоставления госгарантий.

Важную роль в наращивании капиталовложений в условиях неравновесной экономики

играют институты развития. Тем самым при помощи бюджета государство

оказывается в состоянии расширять конечный спрос, содействуя преодолению

депрессии. Именно таким образом в свое время обеспечивались выход из "великой

депрессии", послевоенное восстановление хозяйства, а также бурный рост новых

индустриальных стран. /4/

В настоящее время формируется рыночная модель инновационного развития

экономики, в которой приоритетное внимание должно быть уделено модернизации,

реконструкции, развитию производства на новых технических и технологических

основах. Эта модель предполагает формирование системы институтов, создающих

мощные стимулы для генерирования научно-технической сферы устойчивого потока

эффективных нововведений, способных создавать новые рынки наукоемкой

продукции и услуг, завоевывать и расширять традиционные. В результате должна

сложиться национальная инновационная система, создающая новые продукты и

услуги, соответствующие по своему качеству, цене, объемам и срокам выхода на

рынки имеющемуся платежеспособному спросу.

Реализация продукции высокотехнологичных отраслей на внутреннем и внешнем

рынках и должна обеспечить поступление соответствующих средств на поддержку и

развитие промышленности в целом. Необходимо создать экономический механизм по

стимулированию активности всех субъектов инновационного процесса, особенно

рискового, венчурного предпринимательства. Государственная помощь потребуется

для реализации проектов производства высокотехнологичной продукции и носящей

пионерный характер, еще не нашедшей широкого сбыта. /1/

В принятом "Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и

модернизации экономики на 2000-2001 годы" отмечено, что "правительство

Российской Федерации намерено обеспечить эффективность финансирования

фундаментальных исследований, приоритетных научно-технических направлений,

реализуемых в форме государственных программ и проектов, а также оказать

государственную поддержку развитию системы венчурного инвестирования и

страхования инновационных рисков". /21/

Однако, сделаны ли реальные шаги в этом направлении, остается только гадать.

Результаты деятельности правительства пока нигде не представлены.

Некоторые отрасли (черная и цветная металлургия) уже являются достаточно

стабильными. Однако необходимо привлечение средств в модернизацию

оборудования.

Ряд отраслей (железнодорожный транспорт, автомобильная промышленность и

некоторые сегменты химической) достигли стадии зрелости, но нуждаются в

модернизации посредством привлечения технологий, позволяющих улучшить

конечную продукцию. Национальный спрос здесь чрезвычайно высок, но с 1991 г.

наблюдается значительный прирост импорта.

Продукция машиностроения, отдельных сегментов пищевой, нефтехимической

промышленности и большинство статей потребительских товаров имеют очень

маленькие доли на отечественном рынке и считаются низкоконкурентными.

Субсидии не могут компенсировать недостаток средств, и побудительные

механизмы для инвестиций могли бы укрепить производство этих товаров на

стадии зрелости и создания новых заводов в России.

Часть предприятий текстильной и обувной промышленности, по пошиву одежды,

производству игрушек вошла в стадию упадка из-за давления со стороны дешевых

рынков Китая, Индии и др. Государственные субсидии и привлечение инвестиций

могут активировать некоторую долю предприятий этой отрасли, однако часть

рабочей силы все же необходимо переместить в более перспективные отрасли.

/35/

Необходимо создать баланс традиционных и высокотехнологичных секторов.

Привлекательность развития традиционных трудоемких отраслей (пищевая, легкая

промышленность и др.) не может оцениваться лишь с точки зрения трудозатрат.

Имея новые технологии, эти секторы составят конкуренцию даже товарам,

произведенным в менее развитых странах. Инвестиции желательно направлять в

перспективные секторы, в которых есть предпосылки для глобального

конкурентного преимущества, но они не могут эффективно использовать имеющиеся

ресурсы для производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

Необходимо завершение работы по реорганизации предприятий оборонной

промышленности в казенные предприятия и акционерные общества с погашением

задолженности, образовавшейся вследствие недофинансирования государственного

оборонного заказа.

Важно также отметить и наличие другой точки зрения на вопрос об определении

отраслевых приоритетов. Так некоторые экономисты полагают, что в наше время

не может быть реализована такая система, поскольку в любой отрасли есть

предприятия разного уровня развития. /16/

С учетом вышесказанного можно говорить о целевом развитии отдельных

предприятий в наиболее перспективных отраслях. По мнению некоторых

экономистов, Необходимо наметить 7-8 макротехнологий, по которым Россия может

занять передовые позиции и быть конкурентоспособной на мировом рынке

наукоемкой продукции. Прогноз развития мировой экономики до 2015 г.

показывает, что только внешний рынок наукоемкой продукции составит около 6

трлн. долл. в год, из которых около 2 трлн. придутся на информационные

услуги. При благоприятном стечении обстоятельств РФ может иметь на этом рынке

8-12%, или 500-600 млрд. долл. в год. /16/ Именно это может стать

стратегической задачей развития.

Приоритетными макротехнологиями для России могут быть авиация, космос,

судостроение, ядерная энергетика, биотехнология, специальные химия и

машиностроение, телекоммуникация и связь, автомобилестроение,

микроэлектроника. Как видно, в основном это именно те отрасли, которые

выделил Пауль Фишер, как наиболее перспективные для привлечения инвестиций. В

этих областях

страна обладает собственной научной школой, а в целом имеющуюся базу знаний

для выхода на конкурентоспособный уровень можно оценить в 70-80% мирового.

Для преодоления недостающих знаний необходимо разработать целевые программы

по развитию нескольких выбранных направлений, которые помогут отечественной

экономике получить желаемый эффект.

Для достижения цели необходимо применении политического, внешнеторгового,

налогового и других инструментов государственного регулирования, которые в

состоянии обеспечить приоритеты производства новых конкурентных видов

продукции, а не целых отраслей, как это принято думать.

Приоритет в краткосрочной перспективе следует отдавать тому, что способно

дать быстрый положительный результат. Например, сельскохозяйственные реформы

в Китае позволили в короткий срок насытить рынок продовольственных товаров.

Если бы этого не было, а людям только пообещали бы успех через 10 лет, то в

это никто бы не поверил. /6/ Видя реальные достижения, население поддержало

новый курс.

В краткосрочной перспективе приоритеты должны быть отданы легкой и пищевой

промышленности, производству медикаментов, технологического оборудования для

этих отраслей, модернизации выпускаемых легковых и грузовых автомобилей,

автобусов, подъемно-транспортной, строительно-дорожной и сельскохозяйственной

техники и продукции химической промышленности. /1/

Что касается сферы услуг, то здесь интересны исследования двух российских

экономистов, членов РАН /3/. Используя аппарат кластерного моделирования, им

удалось обосновать следующую подтверждаемую статистикой гипотезу: существует

некий порог (уровень), начиная с которого приоритетное развитие сферы

материального производства уже перестает быть локомотивом для экономики - эта

роль переходит к сфере услуг. Таким порогом можно считать превышение долей

занятых в этой сфере 55% численности всего занятого населения. Развитые

страны переступили этот порог в конце 60-х годов, Россия только подходит к

нему.

Сфера услуг в России (как по своей структуре, так и по особенностям

функционирования) в общих чертах схожа с аналогичным сектором США и других

развитых стран. Естественно, необходима корректировка экономической стратегии

развития страны в плане усиления внимания к данной сфере. Особенно это

касается интеллектуальных и высокотехнологичных услуг, в области которых наша

страна еще не окончательно растеряла имевшиеся ранее значительный

производственный потенциал и человеческий капитал. Адекватное и эффективное

использование того и другого способно превратить сферу услуг в тот самый

локомотив, который позволит вывести российскую экономику из нынешнего

кризисного состояния и сделать ее конкурентоспособной в передовых в

мирохозяйственном плане отраслях.

К сожалению, приходится констатировать, что в принятом "Плане действий

Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на

2000-2001 годы" сфера услуг явно не отнесена к приоритетным направлениям

развития экономики и даже не рассматривается в качестве самостоятельного

объекта структурной политики. Это подтверждается, в частности, содержанием

фрагментов правительственного документа, посвященных инновационной

деятельности в народном хозяйстве: она затрагивается лишь применительно к

производственным отраслям, прежде всего экспортным. Однако она способна

внести весьма существенный вклад в увеличение производства ВВП при

относительно меньших капитальных затратах и более коротких сроках их

окупаемости. Кроме того, ускоренное развитие этой сферы могло бы

способствовать динамичному расширению внутреннего рынка как основы основ

стабильного экономического роста.

3.4 Улучшение качества жизни

Главная цель стратегии развития - качество жизни. Все реформы должны

способствовать созданию условий для лучшей жизни народа. Выход из

глубочайшего системного кризиса невозможен без стройной и жестко реализуемой

концепции развития, разрабатывать которую следует тоже на основе учета

возможностей высоких технологий. На базе этой концепции необходимо не только

решить задачу удовлетворения насущных потребностей людей в пище, одежде и

жилье, но и создать условия для устойчивого социально-экономического развития

общества. Это означает обеспечение реализации его культурных потребностей,

возможности получения образования и работы, соответствующих способностям

каждого человека, защиты здоровья, личной и общественной безопасности.

К сожалению, декларируемые действия правительства в социальной сфере и

реально осуществляемые, как правило, расходятся. Так в "Плане действий

правительства РФ..." говорится, что "безусловным приоритетом в области

социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет

предусматриваться опережающий рос ассигнований на эти цели из бюджетов всех

уровней по сравнению с большинством других направлений государственных

расходов". /21/ Однако расходы на развитие социально-экономической и

культурной базы возрождения российских немцев превышают ассигнования на

обустройство семей беженцев и вынужденных переселенцев, среди которых

объективно нуждающихся в госпомощи существенно больше. /4/

В социальной сфере наиболее остры и требуют безотлагательного решения две

проблемы бедность и безработица.

В связи с первой важно констатировать: резервы дальнейшего снижения

жизненного уровня основной массы населения исчерпаны. Для этого необходимо:

· принять меры по защите вкладов населения в банках;

· восстановить отмененное в 1998 г. льготное налогообложение ряда

потребительских товаров, расширить этот ряд;

· поэтапно поднять минимальную зарплату и пенсию до прожиточного

минимума;

· часть экологического налога, акцизов на алкоголь и табак направлять

во внебюджетные социальные фонды.

Нынешняя система социальной поддержки, основу которой составляют безадресные

социальные пособия и льготы, устроена так, что распыляет государственные

средства.

В сфере соцпособий необходимо ввести адресную соцпомощь. Например, пособие на

детей по своему размеру не значительно, они предназначены всем семьям без

относительно к доходу конкретной семьи. Если же перераспределить пособия для

тех, кто в них нуждается и тем самым увеличить размеры, то это должно

повысить социальную защищенность детей из бедных семей.

Как заявил президент РФ в своем послании Федеральному Собранию РФ, "дети

министров могут обойтись без детского пособия, а жены банкиров - без пособия

по безработице".

В "Плане действий правительства РФ..." закреплены "усиление адресности

социальной поддержки населения, обеспечение финансовой устойчивости

пенсионной системы, повышение реального размера пенсий" /21/, однако, как

известно ощутимых преобразований не произошло.

Необходимым условием дальнейшего развития российского общества является

наличие сложившегося массового среднего класса. Он должен охватить минимум

50-55% населения одновременно со снижением доли граждан с доходами ниже

прожиточного минимума до 10-15%. Государство просто не сможет длительное

время соединять полярные сегменты расколотого общества, если не начнется

ускоренное становление его естественной социальной опоры - массового слоя

людей со средним достатком. Формирование среднего класса придаст необходимую

устойчивость всей социальной конструкции и послужит основой для преодоления

наиболее негативных последствий социального раскола.

Согласно расчетам, реализация условий формирования массового среднего класса

предполагает, что уровень потребления должен возрасти по сравнению с

сегодняшним в 1,7-1,8 раза. Отсюда ряд конкретных задач:

· добиться поступательного повышения реальных доходов граждан страны

не менее чем на 75%;

· резко снизить масштабы бедности, уменьшив втрое численность

населения с доходами ниже прожиточного минимума;

· увеличить к 2003 г. средний размер начисленных пенсий до уровня

прожиточного минимума;

· обеспечить поддержку и развитие социальных институтов, определяющих

качество "человеческого капитала" (образования, здравоохранения, культуры).

Расходы из бюджетов всех уровней на социальную сферу в реальном выражении

должны увеличиться по сравнению с 2000 г. не менее, чем на 60%.

Необходимо дальнейшее законодательное установление и регулирование

минимальной оплаты труда. Наличие такого рода регулирования

является, с одной стороны, инструментом предоставления социальных

гарантий работающим, с другой, - позволяет через механизмы

социально-доходной стратификации "мягко" воздействовать на всю зарплату

в народном хозяйстве, предопределяя в конечном счете динамику

потребительского спроса домашних хозяйств.

Регулирование заработной платы через механизм законодательного установления

ее минимального размера особенно актуализировано после 17 августа 1998 г. и

последующего повышения мировых цен на энерго-сырьевые товары. Естественное

макроэкономическое ограничение роста минимальной оплаты труда определяется

динамикой доходов, зависящей от ситуации в народном хозяйстве. С июля 1998 г.

по май 2000 г. доходы российской экономики во внутренних ценах увеличились

почти в 3,5 раза, тогда как

заработная плата возросла менее чем вдвое. Таким образом, в сложившихся

условиях речь идет не о произвольном увеличении зарплаты и искусственном

"накачивании" денежного спроса населения, а о формировании механизма

воздействия на распределение уже созданной добавленной стоимости.

Второй острой проблемой является проблема занятости, острота которой до сих

пор явно недооценивается. Проводимая политика занятости в России до сих пор

пассивно плелась за событиями, а не опережала и не предупреждала, во многом

сводилась к выплате пособий по безработице. Известно, что переход к активной

политике занятости предполагает преодоление представления, что занятость

пассивный результат складывающейся в производстве ситуации. На деле занятость

один из главных приоритетов промышленной политики, а ее повышение один из

важнейших критериев социально-экономической эффективности производства.

Современный взгляд таков: эффективная экономическая политика и активная

политика занятости вполне совместимы и носят взаимодополняющий характер.

Лозунги активной политики занятости таковы: Работа вместо безработицы;

Финансирование труда, а не

пособий по безработице. Государственные расходы в сфере занятости в

перспективе необходимо переориентировать на финансирование мер,

активизирующих промышленное производство. При определении действительных

приоритетов промышленной политики, как на федеральном, так и на региональном

уровнях, следует ранжировать отрасли в зависимости от их влияния на параметры

занятости. Именно такой экономический подход наиболее прогрессивен сегодня, и

для России он предполагает стратегическую переориентацию структурно-

инвестиционной политики с капиталоемкой группы отраслей (и с низким

потенциалом расширения занятости) в пользу отраслей легкой и пищевой

промышленности, промышленности строительных материалов, лесной и

деревообрабатывающей промышленности, сферы услуг, машиностроения и

металлообработки. Каждый рубль инвестиционных вложений в указанные отрасли

дает заметно больший социально-экономический эффект с точки зрения расширения

занятости, а также налогооблагаемой базы и совокупного потребительского

спроса. /37/

Социальная сфера требует затрат, причем немалых, однако она не составляет в

данном отношении исключения: производство тоже предполагает затраты, которые

могут принести, а могут и не принести результата. Еще более важное

обстоятельство состоит в специфике результата затрат в социальной сфере. Этот

результат - человек: от того, какие доходы имеют граждане страны, зависят их

возможности получать образование, повышать профессиональную квалификацию,

сохранять здоровье, заводить и воспитывать детей. Именно человек с его

способностями и устремлениями - главная движущая сила развития, в том числе

экономического.

Говоря об огромных потенциальных возможностях России, мы обычно в первую

очередь называем ее несметные природные ресурсы. Однако не менее значимы

высокий общий уровень образования россиян, высококвалифицированные кадры,

сформированные в советский период. Но этот ресурс, если в него не вкладывать

средства, исчерпывается несопоставимо быстрее, чем природные богатства.

Список использованной литературы:

1. Х Всероссийский экономический форум: стратегия развития в XXI веке //

Проблемы теории и практики управления. - 2001. - N1. - С. 118-121

2. Альтернативы экономического развития России в ХХI в. // Проблемы теории и

практики управления. - 1999. - N6. - С. 44-47

3. Бреев Б., Галецкий В. Развитие сферы услуг и эконимический рост (материалы

к лекциям и семинарам) // Российский экономический журнал. - 2000. - N10. -

С. 56-60

4. Глазьев С. Ю. Инструментом какой социально-экономической политики быть

бюджету-2001? // Российский экономический журнал. - 2000. - N9.

5. Глазьев С. Ю. Управление развитием фактор устойчивого экономического роста

// Проблемы теории и практики управления. - 1999. - N4. - С. 26-31

6. Гэлбрейт К. Экономическая политика измеряется результатами // Проблемы

теории и практики управления. - 1999. - N5. - С. 32-37

7. Доклад Российско-европейского центра экономической политики ( РЕЦЭП) /

www.recep.org

8. Конторович В. Новые предпринимательские структуры и восстановление

экономики России // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - N3. - С.

14-18

9. Костин Г. Потенциал ВПК и концепция устойчивого социально-экономического

развития России // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - N2.

10. Котц Д. Изменит ли Россия экономический курс? // Проблемы теории и

практики управления. - 1999. - N2. - С. 22-23

11. Куликов В. Социальные императивы продолжения экономического

реформирования // Российский экономический журнал. - 2000. - N1. - С. 3-12

12. Лужков Ю. Россия в XXI веке: процветание или прозябание? // Проблемы

теории и практики управления. - 1999. - N1. - С. 9-15

13. Львов Д. Финансовая система и экономический рост // Проблемы теории и

практики управления. - 1998. - N5.

14. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. - М. 1997. - С.

429-450, 473-481

15. Макконнелл К., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.1,2.

М. 1997.

16. Национальная промышленность России: подъем и развитие // Проблемы теории

и практики управления. - 2001. - N1.

17. О перспективах социально-экономического развития РФ в 2000 году и на

период до 2002 года (рекомендации парламентских слушаний) // Российский

экономический журнал. - 2000. - N2. - С. 3-16

18. Пансков В. Бюджет-2001 череват серьезными экономическими и социальными

коллизиями // Российский экономический журнал. - 2000. - N10. - С. 3-10

19. Пелехова Ю. Жить по-черному // Версия. - 2001. - N17. - С. 10

20. Петров Ю. Стратегия экономического развития и увеличение бюджетных

доходов: где взять ресурсы? // Российский экономический журнал. - 2000. - N2.

- С. 17-28

21. План действий Правительства Российской Федерации в области социальной

политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы / www.csr.ru

22. Реддавей П. Корни и последствия российского кризиса // Проблемы теории и

практики управления. - 1999. - N2. - С. 24-27

23. Рогов С. Россия в системе глобальной экономики на пороге XXI века //

Проблемы теории и практики управления. - 2000. - N1.

24. Родин-Сова Ю. Промышленные корпорации локомотивы экономического

роста // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - N3. - С. 77-80

25. Российский статистический ежегодник: статистический сборник. Госкомстат

России. Москва.1999

26. Седлак М. Тенденции развития секторальной структуры экономики // Проблемы

теории и практики управления. - 1998. - N4. - С. 30-34

27. Силаев И. О концепции преобразований в российском обществе // Проблемы

теории и практики управления. - 1999. - N3. - С. 12-14

28. Симония Н. Глобализация и неравномерность мирового развития // Мировая

экономика и международные отношения. - 2001. - N3. - С. 35-44

29. Смирнов М. Обесценение труда как причина и следствие структурных аномалий

в формировании ВВП // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - N5. -

С. 57-61

30. Стратегия развития государства на период до 2010 года. (доклад,

подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ по руководством

В.И.Ишаева) // Российский экономический журнал. - 2001. - N1. - С. 3-37

31. Стратегия экономического развития России шаг в XXI век // Проблемы теории

и практики управления. - 1999. - N1. - С. 8

32. Сульман М. Как России реализовать экономический потенциал // Проблемы

теории и практики управления. - 1999. - N4. - С. 32-35

33. Факторы экономического роста в России // Проблемы теории и практики

управления. - 1999. - N5. - С. 122-124

34. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. - 3-е

изд., - М. 1999. - С. 205-209

35. Фишер П. Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России //

Проблемы теории и практики управления. - 2000. - N3. - С. 64-71

36. Фридман Л., Кузнецова С. Глобализация: развитые и развивающиеся страны //

Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - N11. - С. 16-20

37. Штайльманн К. Природа экономического кризиса в России и сценарий выхода

из него // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - N5. - С. 18-23

38. Экономика. Учебник под редакцией А. С. Булатова. Москва. 1997

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.