РУБРИКИ |
Курсовая: Роль иностранных инвестиций в экономике России и Приморского края: проблемы и перспективы развития |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Роль иностранных инвестиций в экономике России и Приморского края: проблемы и перспективы развитияИсточник: [Госкомстат России] Значительно увеличились в 2001 году доли инвестиций в торговлю и общественное питание, транспорт и связь, в сферу управления (около 42% всех иностранных инвестиций в 2001 году). Анализ отраслевой структуры зарубежных инвестиций свидетельствует о стремлении инвесторов вкладывать средства в отрасли, дающие либо быструю окупаемость, либо обслуживающие конкретные крупные “точечные” проекты. Структура иностранных инвестиций по странам в 2001 году характеризуется снижением уровня концентрации при сохранении лидирующей роли фирм США и сокращении поступлений из Германии. Вслед за США и Германией с долей вдвое меньше следует Великобритания, за ней: Нидерланды, Швейцария и Франция. В 1999 году активизировались притоки капитала из Азиатско-тихоокеанского региона. По итогам 1999 года Япония вошла в десятку крупнейших стран- экспортеров капитала в Россию. Накопленные инвестиции из Японии в российскую экономику составили 357 млн.долл. В конце октября 1999 года прошло совещание по японско-российскому экономическому сотрудничеству, на котором было отмечено о подготовке к реализации семи крупных совместных проектов, среди которых завершение строительства Бурейской ГЭС и строительство газопровода на Камчатке под кредит ЕБРР. Иностранные инвесторы из других стран в большинстве случаев участвуют в создании совместных предприятий. При формировании небольшого уставного капитала иностранные инвесторы увеличивают долю своего участия за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыта продукции на мировом рынке, а также продвижения продукции на внутреннем рынке. В качестве приоритетного направления инвестирования европейские компании ориентируются на выбор предприятий обрабатывающей промышленности.
Рис. 1. Географическая структура иностранных инвестиций в российскую экономику в 1998-2001 гг. Составлено по: [] В сентябре 1999 года конгресс США принял решение о прекращении прямых инвестиций в российскую экономику из средств госбюджета США. Таким образом, инвестиционный фонд «США-Россия», созданный в 1995 году и реализующий в России до 30 проектов (инвестиции осуществлялись в связь, торговлю, строительство, пищевую и деревообрабатывающую промышленность), общий объем капиталовложений в которые оценивается в 200 млн.долл., в течение ближайших лет намерен освоить оставшиеся 240 млн.долл., выделенные решением конгресса США на инвестиционные цели в России, и перейти на привлечение частных инвестиции. Экономическое развитие российских регионов характеризуется углублением межрегиональных контрастов и продолжающейся концентрацией деятельности иностранных инвесторов в ограниченном числе наиболее динамично развивающихся и стабильных субъектов Российской Федерации. На региональной структуре иностранных инвестиций сказалось их преимущественное привлечение в предприятия ТЭК. Устойчиво сохраняется значимость Москвы, а также Санкт-Петербурга и Московской области как центров деловой активности. Также сохраняется значимость приграничных областей, таких как Калининградская область, Приморский край . Таблица 6 Инвестиционный рейтинг российских регионов в 1999-2000 гг.
Составлено по: [Посмотреть у Наташи ] Данные таблицы показывают, что инвестиционный потенциал регионов в целом находится на позиции умеренного и высокого риска. Одной из основных причин низкой активности инвесторов является не боязнь финансовых катастроф, а ожидание новых льгот и гарантий. Определяющим фактором для иностранных инвесторов является наличие региональной политики привлечения иностранных инвестиций, прежде всего в аспектах гарантий безопасности инвестиций, залога и страхования, предоставления льгот по налогообложению в той части налоговых сборов и платежей, которые направляются в областной бюджет. В ряде регионов администрация берет на себя функцию основного гаранта по проектам, включенным в перечень республиканских нужд. На сегодняшний день более 30 субъектов имеют свои законы или иные законодательные акты с подробным перечнем инвестиционных проектов и мер их стимулирования и поддержки. На федеральном уровне в 2000 году также осуществлялись мероприятия по формированию стабильной нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение иностранных инвестиций и экономическую деятельность инвесторов на территории России (в том числе в налогообложении и таможенном контроле). 26 февраля 1999 года принято Постановление правительства «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств федерального бюджета», который предоставляет льготы, напрямую не связанные с иностранными инвестициями, но на которые могут рассчитывать предприятия с иностранными инвестициями и их участники. 14 июля 1999 года вступил в силу Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который определяет гарантии прав иностранных инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в реальном секторе экономики. Важное значение имеет содействие реализации в России крупномасштабных проектов, которые создают помимо основных производств, необходимую инфраструктуру, способствуют социально-экономическому развитию регионов и оказывают влияние на имидж страны-реципиента. К числу подобных проектов относятся «Сахалин-1» и «Сахалин-2». В 1999 году начата разработка проектов «Сахалин-3» и «Сахалин-4», реализацию которых предполагается осуществить в течение шести лет. Проект «Сахалин-3» направлен на освоение Аяшского и Восточно-Топинского нефтегазоносных месторождений. Объем инвестиций по проекту оценивается в размере 37,1 млрд. долл. В рамках проекта «Сахалин-4» предполагается освоение Астрахановского газоконденсатного месторождения. Объем необходимых капиталовложений в проект оценивается на уровне 2,5 млрд.долл. Подготовлен законопроект «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов», ведется работа над законопроектом о концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами, и экономического проекта «О нефти и газе», разрабатываются поправки к Закону «О недрах». На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что инвестиционный климат в России неудовлетворителен. Для того чтобы решить все накопившиеся проблемы нашему государству необходимо проводить целенаправленную политику улучшения условий привлечения иностранных инвестиций. Существенной доработки требует не только инвестиционное законодательство – очевидно, что достигнутых результатов не достаточно, но и базовое законодательство страны. Результатом этой работы должны стать существенные экономические и социальные сдвиги, необходимые для формирования в России эффективной рыночной экономики. 2. Иностранные инвестиции в экономике Приморского края. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Инвестиционный климат - это совокупность условий, отражающих степень благоприятности (или неблагоприятности) ситуации, складывающейся в том или ином регионе и отрасли, по отношению к инвестициям, которые могут быть привлечены с внешнего рынка. Поэтому оценка инвестиционного климата основывается на анализе параметров, характеризующих накопленный инвестиционный потенциал, а также факторов, определяющих характер международной мобильности, сохранность, доходность и уровень рискованности инвестиций на данной территории. Говоря о потенциале Приморского края, следует сказать, что промышленный комплекс края занимает одно из ведущих мест в Дальневосточном регионе России: в 2001 г. по объему промышленного производства - 3 место, в том числе по выпуску продукции электроэнергетики, стройиндустрии, легкой и пищевой (включая рыбную) промышленности - 1 место, машиностроения, угольной отрасли, лесной и деревообрабатывающей промышленности - 2 место. В крае производится промышленной продукции более чем на 44 млрд. руб. (динамика промышленного производства в разрезе отраслей и основных видов продукции показана в Табл. 8). Промышленный комплекс представлен 14 отраслями. В основном это предприятия сырьевой направленности - удельный вес отраслей, осуществляющих добычу и переработку сырья (угольной промышленности, цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, лесной и деревообрабатывающей промышленности, стройиндустрии и пищевой промышленности) по итогам 2001 г. составил 60 %.[департамент международного сотрудничества, регионального развития и инвестиций Приморского края] В рыбной отрасли ситуация остается сложной. По сравнению с 2000 г. вылов рыбы и добыча морепродуктов снижены на 14,1 %, выработка товарной пищевой рыбной продукции - на 11,8, производство рыбных консервов - на 4%. Рыбохозяйственный комплекс Приморского края производит четверть всей российской пищевой рыбопродукции и около 40 % российской кормовой рыбной муки, он является наиболее крупным отраслевым блоком в системе рыбного хозяйства как Дальнего Востока, так и всей России. В Приморском крае сосредоточены практически все рыбные порты с выходом на Транссибирскую железнодорожную магистраль, через которые осуществляется двухсторонняя связь между рыбохозяйственным комплексом Дальнего Востока и внутренними регионами России. Это обстоятельство среди прочих обеспечивает приморским рыбакам самую низкую себестоимость рыбопродукции на бассейне, что основано на меньших по сравнению с другими регионами затратах на промысловое снабжение и более низких по сравнению с северными территориями расходах на оплату труда. Именно экономическая эффективность рыбохозяйственного производства за счет минимизации затрат с учетом наиболее продуктивной в России сырьевой базы Дальнего Востока обусловила создание за предыдущие годы в Приморском крае самой мощной в нашей стране рыбохозяйственной базы со всей необходимой обеспечивающей инфраструктурой. В рыбохозяйственном комплексе Приморского края работают более 500 предприятий и организаций различных форм собственности, из них 32 крупных и средних, здесь трудятся около 80 тысяч человек. Ведущие предприятия рыбной отрасли края, такие как ОАО "Находкинская база активного морского рыболовства", ОАО ХК "Дальморепродукт", ОАО "Преображенская база тралового флота", являются крупнейшими на Дальнем Востоке. В число крупных входят также ОАО "ТУРНИФ", ЗАО "ДМП - Троулерс", Приморский крайрыбакколхоз-союз", объединяющий 8 рыболовецких колхозов. На долю перечисленных предприятий приходится 85 % вылова по краю, около 75 % выпуска товарной пищевой рыбопродукции, почти вся рыбная мука. ОАО "Находкинская база активного морского рыболовства" (НБАМР) - крупнейшее предприятие рыбной индустрии на Дальнем Востоке, на его долю приходится более 20 % уловов рыбы от показателей края. Имеет 43 крупнотоннажных и 3 среднетоннажных рыбопромысловых судна, здесь работают 7624 человека. НБАМР является не только крупнейшим добывающим предприятием Дальнего Востока, но и активно развивает береговое рыбообрабатывающее производство. Для этой цели при НБАМР созданы комбинат рыбной гастрономии и береговой рыбообрабатывающий комплекс. В настоящее время НБАМР развивает марикультуру: на побережье разводятся морская капуста, мидия, трепанг, гребешок. Компания располагает собственной причальной линией длиной 2 км, имеется холодильник на 5 тыс. тонн рыбопродукции, сетеснастный цех и другие вспомогательные производства. Валовой региональный продукт Приморского края, характеризующий стоимость произведенных во всех отраслях экономики края товаров и услуг, составил в 2001 г. более 70 млрд. руб. (Табл.7). Таблица 7 Валовой Региональный продукт Приморского края, 1995-2001 гг.
Источник: [Primorsky krai investment guide] Сохранилась основная тенденция предшествующих лет - нарастание стоимости ВРП за счет повышения цен при сокращении физического объема производства продукции, товаров и услуг. В 2000 г. при сохраняющемся преобладании удельного веса услуг (56,1 %) над производством товаров (41,3 %) изменилась наблюдаемая в течение ряда лет тенденция снижения удельного веса производства товаров в пользу производства услуг. Доля производства товаров в структуре валового регионального продукта увеличилась на 2,2 процентных пункта, в то время как удельный вес производства услуг (несмотря на опережающий рост цен на них) снизился на 1,8 процентных пункта. Эта же тенденция продолжалась и в 2001 г. Структура ВРП Приморского края представлена в Табл. 8: Таблица 8 Структура ВРП Приморского края по отраслям, %
Источник: [] Анализируя данные таблицы можно сказать, что промышленность сформировала в 2001 38,7 % валового регионального продукта (удельный вес отрасли имеет тенденции увеличения после кризиса 1998 г., когда эта доля снизилась почти до 30 %). Второе место по удельному весу занимает транспорт (25,1%), далее следует торговля (18,4%), причем вклады этих отраслей в экономику края постоянно возрастают, доля сельского хозяйства (5,6%), в течение ряда лет остается на уровне 4,5 - 5%, доля строительства снизилась с 8 до 5,5%. С 1995 г. наблюдался возрастающий интерес иностранных инвесторов к Дальневосточному району России, однако, несмотря на высокий инвестиционный потенциал, приток иностранных инвестиций в этот регион остается незначительным. В I полугодии 2001г. на долю Дальнего Востока приходилось лишь 5,7 % российских иностранных инвестиций. Приморский край испытывает те же трудности, что и страна в целом. В 1998 году, учитывая общероссийскую экономическую ситуацию, объем иностранных инвестиций только за один год снизился на 41 % и составил 56,3 млн. долларов. Приморский край и, соответственно, рыбная промышленность Приморского края традиционно занимает ведущее положение в экспорте Дальневосточного региона. На протяжении последних четырех лет его удельный вес колеблется в районе выше 35% (Таблица 9). Для примера удельный вес второго по экспорту после Приморского – Хабаровского края составляет около 10%, то есть в три раза меньше. Таблица 9 Внешнеторговый оборот Приморского края за 1998-2001 годы, млн. долл.
Рассчитано по: [48; 49; 50; 51] Исходя из анализа внешнеторгового оборота Дальневосточного Региона, в последние годы наблюдается рост экспорта и снижение импорта. Хотя в 2001 году импорт и достиг 1017,2 млн. долл. в Дальневосточном регионе и 522,2 млн. долл. в Приморском крае, однако уровня 1998 года (1603,7 млн. долл. и 539,8 млн. долл. соответственно) ни там, ни там он так и не достиг. По данным Примкрайстата экспорт рыбной промышленности за исключением 2001 года составлял примерно половину от общего экспорта Приморского края (Рисунок 2).
Рис. 2. Место рыбной промышленности в экспорте Приморского края за 1998-2001 годы Составлено по: [Приложение 2; Приложение 3] Таким образом, в целом инвестиционный климат Приморского края благоприятен, а, говоря о рыбной промышленности Приморского края, следует отметить, что она является одной из немногих высокорентабельных во внешнеторговом отношении отраслей экономики, несмотря на некоторые деструктивные моменты. Последствия данных процессов хорошо видны на графике, они проявляются в резком снижении экспорта рыбопродукции в 2001 году на 98,8 тыс. долл. по сравнению с 2000 годом. Здесь свою роль сыграло как старение и списание рыболовных судов, так и сдача судов нерезидентам по бербоут-чартерным схемам. ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРИМОРСКИЙ КРАЙ Активный инвестиционный процесс является основой экономического роста. Особую роль в этом процессе отводится привлечению капиталов из-за рубежа и на этой основе - последовательному интегрированию Приморского края на равноправных и взаимовыгодных условиях в систему хозяйственных связей Азиатско- Тихоокеанского региона. Объем накопленных в России иностранных инвестиций на 1 января 2002 г. оценивается в 35,6 млрд. долл. США. Около 1,0 % всех накопленных в стране долларовых инвестиций приходится на долю Приморского края. По оценке агентства "Эксперт РА", в соответствии с проводимыми ежегодными исследованиями инвестиционного климата в России по итогам 2001 г. Приморский край занимает 22 место по инвестиционному потенциалу среди 89 российских регионов и 2 место среди субъектов Дальнего Востока. Доля края в общероссийском потенциале составила 1,17 %. Приморский край относится к группе регионов со средним инвестиционным потенциалом при умеренном риске. Ранее "Эксперт" оценил их как "потенциальные полюса роста российской экономики", которые, по мнению аналитиков, обладают всеми необходимыми предпосылками для экономического роста и должны образовать "каркас" новой территориальной структуры хозяйства страны. В приоритетном развитии этих земель как раз и должна заключаться региональная социально-экономическая и структурно-инвестиционная политика российского правительства. Приморский край по-прежнему является одним из самых привлекательных для иностранных инвесторов районов ДВ по целому ряду причин: близость к японскому, корейским и китайскому рынкам, наличие развитой транспортной инфраструктуры (железные дороги, незамерзающие порты, пограничные пункты) и ее выход на Транссибирскую магистраль; высокий образовательный уровень населения и уровень специальной подготовки рабочих и инженерно-технического персонала; развитая судостроительная, авиастроительная и приборостроительная промышленность; высокий потенциал рыбодобывающей и рыбообрабатывающей индустрии; большие запасы дел» вой древесины; значительные запас полезных ископаемых. Объем иностранных инвестиций в экономику края, накопленный на начало 2001 г., составил 321,9 млн. долл. США. Динамика поступления иностранных инвестиций представлена в Табл. 9: Таблица 9 Динамика иностранных инвестиций в Приморский край, 1993 – 2001 гг., млн. долларов США.
Источник: [] Данные таблицы показывают, что до 1997 г. процесс поступления инвестиций в край из-за рубежа шел нарастающими темпами, но в 1998 г. произошло снижение притока иностранного капитала вследствие негативных явлений в российской политической и экономической жизни. В 1999-2001 гг. ситуация значительно улучшилась: снова наметился рост объемов иностранных вложений. Иностранные инвестиции, направленные в экономику края (48,7 млн. долл.), по сравнению с предыдущим годом возросли на 4 %. Рублевая часть иностранных инвестиций, поступивших в 1999 г., составила 142,8 млн. руб. (на 48% больше, чем в 1998 г.). Общий объем иностранных вложений в экономику Приморского края в 1999 г. составил 54,0 млн. долл., практически достигнув уровня предыдущего года. Снижение, вызванное опережающими, по сравнению с ростом объемов иностранных вложений, темпами роста инфляции, составило всего 4,1 %. В 2000 г. объем иностранных инвестиций в экономику Приморского края вырос по сравнению с предыдущим годом на 44,6 %. В 2001 - первой половине 2002 гг. положительная динамика стала устойчивой. В 2001 г. объем иностранных инвестиций в Приморский край составил 108,6 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39 %. Доля прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций в Приморский край выросла с 30,2 % в 1995 г. до 41,6 % в 2001 г. Основная часть (95,2 %) всех накопленных, по состоянию на начало 2002 года, в Приморском крае иностранных инвестиций была вложена компаниями восьми стран, данные представлены в табл. 10: Таблица 10 Структура накопленных в ПК иностранных инвестиций по странам, на 01.01.2002 года.
Источник: [] Анализируя данные таблицы 10, можно сказать, что лидером по накопленным инвестициям является Корея, объём вложенных инвестиций которой составил 130,4 млрд. Долларов США, что почти в два раза больше объёма Японии. Наиболее значительные инвестиции в Приморский край, по состоянию на 01.01.2002 года, накоплены в промышленности (38,9 %), гостиничном бизнесе (33,8 %), связи (14,9 %) и транспорте (4,8 %). На долю этих отраслей приходится 92,4 % (Табл. 11): Таблица 11 Долевое распределение иностранных инвестиций в основной капитал по отраслям экономики ПК.
Составлено по: [Сулоева, у наташи – 28, стр. 82] Данные таблицы показывают крайнюю неравномерность распределения инвестиций в основной капитал отраслей Приморского края, так в 1998 году наблюдался резкий спад по всем отраслям, на что повлиял финансовый кризис, наблюдавшийся в России в то время. Многие отрасли, такие как деревообрабатывающая, строительная, отрасль торговли и общественного питания, на конец 2001 года так и не смогли оправиться от последствий кризиса. Согласно данным Приморского краевого комитета государственной статистики, число действующих предприятий с иностранными инвестициями с 1992 г. возросло в 10 раз и к началу 2002 г. составило 518 предприятий из 1125 зарегистрированных (3 место в России). Большинство предприятий с иностранными инвестициями в Приморском крае создано и действует при участии китайского капитала - 38 %, Республики Корея - 14 %,США - 9 %, Японии - б %.(табл. 12) Таблица 12 Количество предприятий с иностранными инвестициями в разрезе стран-партнеров
Источник [приморский краевой комитет госстатистики, у наташи28, стр.83 ] В целом, согласно данным таблицы 12, наблюдается тенденция к увеличению количества совместных предприятий, что говорит о готовности иностранных инвесторов вкладывать капитал в экономику Приморского края. Основной сферой деятельности предприятий с иностранными инвестициями являются торговля и общепит (39%). Количество таких предприятий, созданных в промышленности, составляет около 25% от общего числа предприятий с иностранными инвестициями в Приморском крае.[у Наташи 28, стр. 83] В 1997-98 гг. доля совместных предприятий в общекраевом производстве составляла 2,3%, но уже в 1999 г. этот показатель достиг 3,9%, и в 2000 г., по оценке специалистов, равен 9,5%.
Рис.3 Доля предприятий с иностранными инвестициями в общекраевом объеме производства, % Составлено по: [у Наташи 28, стр.45] Для разработки стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику России и ее регионов необходимо четко определить влияние на нее деятельности иностранных и совместных предприятий. Определение качественных и количественных показателей данного влияния позволит рассчитать оптимальный уровень участия иностранного капитала в экономике страны и регионов в зависимости от специфики их хозяйственной деятельности. Основными сферами деятельности предприятий с иностранными инвестициями в 2001 г. являлись торговля и общепит (40,5 %), промышленность (23,0 %), транспорт (6,8 %), связь (1,7 %), коммерческая деятельность (8,8 %).[спросить у Наташи] К началу 2001 г. суммарный уставный фонд всех действующих предприятий с иностранными инвестициями насчитывал 3,6 млрд. руб., что в 2,7 раза выше по сравнению с предыдущим годом. Доля зарубежных партнеров в нем составила 56 %. Объем производства предприятий с иностранными инвестициями в 2001 г. составил 10,3 млрд. руб. (51 % - промышленное производство). На предприятиях с иностранными инвестициями занято 30,8 тыс. человек - на 3 тысячи больше, чем в предыдущем году (68 % в промышленности, 19 % - на транспорте и связи, 7 % - в торговле и общественном питании, 2 % - в гостиничной бизнесе, 1 % - в коммерции). Традиционно наибольшая часть предприятий с иностранными инвестициями создана и действует в двух ведущих города края: в столице Приморья Владивосток (57 % предприятий) и центре «СЭЗ Находка» (22 %). Успешную деятельность ряда предприятий с иностранными инвестициями края характеризует возврат полученных кредитов. В течение 2001 г. предприятиями с иностранными инвестициями края было возвращено 93,9 млн. долл. США. Примерами наиболее эффективной совместной деятельности российских и иностранных предпринимателей в Приморье могут являться такие предприятия, как ООО "Владивостокский бизнес-центр" (гостиничные услуги), ЗАО "Кока-кола Владивосток Боттлерс" (производство и реализация безалкогольных напитков), ООО "Скит" (производство минеральной воды, фруктовых напитков на основе минеральной воды), ЗАО СТС "Техновуд" (производство клееного бруса), ЗАО ПТС "Хардвуд" (производство мебельных заготовок "катсток" и клееного щита "фрибод"), ЗАО "Востоктелеком", ЗАО "Акос", ЗАО "Примтелефон", ОАО "НТК" (услуги электро- и радиосвязи), ЗАО "Саммит Моторс", ООО "Тойота Цусе Восток Авто" (ранее - "Диттола") (продажа и обслуживание японских автомобилей), ОАО ХК «ДМП» (рыбная отрасль – накопления: 15,4 млн. долл. США) и др. Подводя итоги, можно сказать, что в динамике наблюдается тенденция к росту иностранных инвестиций, как в экономику России, так и Приморского края, что в целом оказывает позитивное влияние на экономику, укрепляет интеграцию России в мировую экономику, но этого недостаточно для того, чтобы решить накопленные внутренние проблемы страны, так как иностранный капитал не может являться единственным фактором оздоровления экономики и вывода его из состояния кризиса. Таким образом, необходимо разработать такую экономическую стратегию сотрудничества с иностранными партнёрами, которая бы не только повышала эффективность деятельности иностранных и совместных предприятий, но развивала бы другие факторы экономического роста. Такая стратегия подразумевает развитие благоприятного инвестиционного климата, способного увеличить отдачу от иностранных инвестиций как для самих иностранных партнёров так и для экономики страны и Приморского края, в частности. 3. АО «Находкинская база активного морского рыболовства» Характеристика организационно-правовой формы предприятия, его учредительные документы и виды деятельности. Каждая фирма, участвующая в хозяйственной деятельности, относится к определенной правовой форме и действует в соответствии с нормами гражданского и торгового права своего государства. Эти нормы регулируют деловые отношения фирмы с контрагентами. Правовая форма определяет ответственность и правомочность пайщиков фирмы, формы отчетности, порядок налогообложения полученной прибыли, структуру органов управления фирмой, порядок ликвидации и другие аспекты деятельности фирмы. Правовая форма исследуемой внешнеторговой фирмы "Находкинская база активного морского рыболовства" (НБАМР) – акционерное общество (АО). Акционерным обществом (далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Данная форма больше всего подходит для средних и крупных предприятий. Учредительными документами ООО " АНГОР" являются: 1. Устав общества (утвержденный учредителями - участниками общества 30 октября 1992 году в городе Находке Приморского края); 2. Учредительный договор (от 30 октября 1992 г.); 3. Свидетельство о регистрации № 1375 от 30 октября 1992 г. Устав АО «НБАМР» (в сокращенном виде). 1. Общие положения. Акционерное общество "Находкинская база активного морского рыболовства", в дальнейшем именуемое "Общество", является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ. Общество создано путем преобразования государственного предприятия "Находкинская база активного морского рыболовства" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений в акционерные общества" от 1 июля 1992 г. № 721, является его правопреемником в отношении всех фондов основного и вспомогательного производства, оборотных средств, а также денежных средств, находящихся на счетах предприятия в момент его преобразования, несет права и обязанности, возникшие у указанного предприятия до момента его преобразования в акционерное общество. Учредителем Общества является Комитет по управлению имуществом г. Находка. 2. Цели создания и предмет деятельности Общества. Целью Общества является извлечение прибыли. Общество осуществляет следующие виды деятельности: Ø добыча рыбы, других водных животных и растений, осуществляемая на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в открытом море и в прибрежных зонах иностранных государств, а также добыча рыбы, других водных животных и растений, осуществляемая с использованием судов, мощностью 110 кВт и более, во внутренних водоемах и территориальных водах Российской Федерации; Ø добыча рыбы, других водных животных и растений, осуществляемая во внутренних водоемах и территориальном море Российской Федерации с использованием судов, мощность главных двигателей которых менее 110 кВт, а также орудиями и способами лова без использования плавсредств; Ø приемка и транспортировка уловов рыбы, других водных животных и растений, продуктов их переработки, иных грузов на судах, зарегистрированных в морских рыбных портах; Ø производство рыбной и иной продукции; Ø продажа произведенной продукции. Создание фирменных магазинов и иных торговых структур в г. Находке и других населенных пунктах страны в соответствии с законодательством Российской Федерации; Ø эксплуатация, техническое и навигационное обслуживание рыбодобывающего, рыбообрабатывающего, транспортного и вспомогательного флота; Ø организация и проведение судоремонта, докование судов; Ø прибрежное рыболовство, марикультура, связанная с этим водолазная деятельность, проведение рыбохозяйственных научных исследований; Ø внешнеэкономическая деятельность. Осуществление экспортно- импортных, бартерных и других коммерческих операций с иностранными фирмами. 3. Правовое положение Общества, ответственность. Общество считается созданным как юридическое с момента его государственной регистрации в установленном порядке. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории России и за ее пределами. Общество может создавать филиалы и открывать представительства в РФ и за рубежом согласно законодательству по решению Общего собрания, а также дочерние и зависимые хозяйственные общества с правом юридического лица. Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым Обществом самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Общество может участвовать в деятельности и сотрудничать в иной форме с международными общественными, кооперативными и иными организациями. Вмешательство в административную и хозяйственную деятельность Общества со стороны государственных, общественных и других организаций не допускается, если это не обусловлено их правами по осуществлению контроля и ревизии согласно действующему законодательству. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам Общества, равно как и Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов. 4. Уставный капитал, имущество Общества. Уставный капитал образует минимальный размер его имущества, гарантирует интересы его кредиторов. Вкладом в уставный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи и имущественные права, имеющие денежную основу. Уставный капитал Общества составляет 119 819 070 рублей. Он составляется из номинальной стоимости 2 662 646 штук акций, приобретенных акционерами (размешенных акций). Общество вправе разместить дополнительно к размещенным акциям обыкновенные именные акции на сумму 50 000 040 (пятьдесят миллионов сорок) рублей (объявленные акции). Предельный размер количества объявленных акций определяется общим собранием акционеров. Уставный капитал Общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости всех размещенных акций, либо акций определенной категории (типа) или размещения дополнительных акций. Решение об увеличении уставного капитала принимается только в отношении полностью оплаченных размещенных дополнительных акций. Решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций в пределах количества объявленных акций принимается Наблюдательным советом Общества. Уставный капитал Общества может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости как всех размещенных акций Общества, так и акций определенной категории (типа). Уставный капитал может быть уменьшен путем приобретения и погашения части размещенных акций Общества, как всех, так и определенных категорий (типа). Нормативно - законодательные акты и инструктивные материалы, регламентирующие деятельность предприятия. В своей деятельности предприятие руководствуется и ссылается на ряд федеральных законов, инструкций, нормативных актов, которые обеспечивают правильное, эффективное, грамотное управление всеми элементами и механизмами предприятия: 1. ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью от 08.02.98 г , № 14»; 2. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности от 3.10.95 г»; 3. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле от 09.10.92 г»; 4. ФЗ «О таможенном тарифе от 21.05.93 г»; 5. ФЗ «О бухгалтерском учете от 21 -11.96 г»; 6. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ , № 88 1995 г»; 7. Таможенный кодекс Российской Федерации от 10.06.93 г; 8. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/94 от 28.07.94 г; 9. Положение по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/95 от 16.06.95 г; 10.Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/96 от 08.02.96 г; 11.Международные правила ИНКОТЕРМС - 2000; 12.Инструкция ЦБ РФ "О порядке обязательной продажи предприятиями, организациями, части валютной выручки через уполномоченные банки и отражения операций на внутреннем валютном рынке РФ"; 13.Постановление правительства РФ "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории РФ" от 06.11.92 г; 14.Лицензия Государственного комитета РФ по рыболовству; 15.Устав "Общества с ограниченной ответственностью". Организация внешнеэкономической деятельности предприятия. Вид деятельности. АО «НБАМР» является субъектом внешнеэкономической деятельности и представляет собой ее участника, работающего на внешнем рынке без посредников и обеспечивающего выпуск (добычу) экспортной продукции. Являясь производителями и одновременно владельцами экспортной продукции, она самостоятельно реализует ее на внешнем рынке, становясь также собственником валютных средств, полученных в результате экспортных операций, которые оцениваются исходя из контрактных цен. Внешнеэкономическая деятельность фирмы строится на основе валютной самоокупаемости, а ее результаты являются неотъемлемой составной частью хозяйственно-коммерческой деятельности, обеспечивая формирование валютных фондов и дальнейшее развитие ВЭД. Оно дает возможность обеспечения импортных поставок необходимых материалов, оборудования для ремонта и модернизации рыболовных судов, необходимых для постоянной работы в районах промысла, а также создания и развития социальной базы за счет собственных валютных средств. Согласно Уставу Общества объектом экспортной деятельности является рыбная продукция и любые другие морепродукты, реализуемые на внешнем рынке. Особенности деятельности и условия работы АО «НБАМР» таковы, что экспортная продукция не подлежит хранению и складированию, так как реализуется непосредственно в местах вылова. Эта особенность промысла позволяет избежать соответствующих накладных расходов. Таможенные процедуры в процессе перехода товара через границу. Одной из особенностей внешнеторговых операций является то, что покупаемый или продаваемый товар обязательно пересекает таможенную границу. Под перемещением через таможенную границу понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом. Поэтому каждая внешнеторговая фирма по роду своей деятельности регулярно сталкивается с процедурами таможенного оформления товаров и проходит надлежащий таможенный контроль. Таможенное оформление - это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершение действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса. Для регулирования различных форм перемещения товаров через границу РФ Таможенным кодексом определены 15 таможенных режимов. Деятельность исследуемого в данном отчете Общества подпадает под следующие виды таможенных режимов: Переработка вне таможенной территории – это таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории РФ с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории РФ с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики. Для данного таможенного режима необходимо разрешение таможенного органа. Экспорт – это таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательства их обратного ввоза на территорию РФ. Что касается таможенного оформления экспортной продукции АО «НБАМР», то существует указание ГТК России от 03.08.95 «О таможенном оформлении продукции морского промысла», которое имеет следующее содержание: «Продукция морского промысла, добытая и произведенная в Мировом океане, за исключением территориальных вод РФ, российскими судами, при поставках в места, находящиеся за пределами таможенной территории РФ, непосредственно из районов промысла без пересечения таможенной границы РФ не подлежит таможенному оформлению в таможенных органах Российской Федерации и не облагается вывозными таможенными пошлинами». Так как данные операции подпадают под режим переработки вне таможенной территории, то предварительно необходимо получить разрешение таможенных органов на проведение соответствующих работ. Валютный контроль за внешнеторговой деятельностью и процедуры его документального оформления в банках и таможенных органах. Важнейшим законодательным актом, регулирующим сферу ВЭД, является закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 января 1992г, где определены основные принципы осуществления валютных операций, права и обязанности резидентов и нерезидентов. В целях полного и своевременного поступления в Россию экспортной выручки от реализации товаров (работ, услуг) отечественных компаний и организаций, а также недопущения незаконного вывоза из страны материальных, финансовых и других ресурсов, по указанию Правительства РФ разработаны и внедряются в жизнь новые методы и формы контроля внешнеэкономической деятельности предприятий. 12 октября 1993г. вышла Инструкция РФ №19 ГТК РФ «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров». Агентами валютного контроля являются таможенный орган и обслуживающий банк. Внешнеторговый оборот предприятия В таблице 13 представлен Внешнеторговый оборот (ВТО) АО «НБАМР» за 2000 и 2001 года: Таблица 13 Динамика ВТО за 2000-2001 года, в рублях.
Данные таблицы показывают, что в целом размер ВТО увеличился, фактически он равен экспорту предприятия, так как за анализируемые года предприятие не импортировало товары. Товарную структуру экспорта проанализировать не удалось, по причине того, что предприятие не предоставило данные. Краткая характеристика финансового состояния фирмы. Различные стороны производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности фирмы представлены в отчете о прибылях и убытках. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которые наиболее полно отражают эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, уровень себестоимости и др. Прибыль является источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей фирмы, также, за счет прибыли выполняется часть обязательств фирмы перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Прибыль, как конечный результат деятельности фирмы, представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и с отрицательным знаком. Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции характеризует завершение производственного цикла фирмы, возврат авансированных в производство средств фирмы в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменение в объеме реализации продукции оказывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности фирмы. Общий финансовый результат отчетного периода представляет собой алгебраическую сумму прибыли от реализации продукции, основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности; прочих внереализационных операций. Таблица14 Динамика показателей прибыли АО «НБАМР» за 1999-2002 года.
Примечание: * - за 9 месяцев 2002 года. Динамика показателей прибыли за четыре года положительна как в целом, так и по отдельным ее показателям, также следует отметить тенденцию к увеличению прибыли. Но само увеличение прибыли еще не говорит о финансовой устойчивости фирмы (табл. 15) Таблица 15 Финансовая устойчивость фирмы
Коэффициент независимости характеризует долю собственных источников в общем объеме источников. Как видно, в основном средства фирмы, (в частности внеоборотные активы) сформированы за счет собственных источников. Это говорит об устойчивом положении фирмы. Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственного капитала находится в обороте. Данные показывают, что часть оборотный капитал фирмы находится в обороте. Коэффициент финансирования показывает, какая часть деятельности фирмы финансируется за счет заемных средств. В деятельности АО «НБАМР» заемные средства составляют на 1999 и 2002 года 30 и 39% соответственно. Как уже говорилось выше, привлечение заемных средств весьма желательно для успешной финансовой деятельности, за счет которого формируются в основном текущие активы. Важными показателями оценки ФСП являются показатели рентабельности. Они дают возможность судить о способности предприятия извлекать прибыль из всех находящихся в его распоряжении экономических ресурсов. Рентабельность активов (имущества) показывает, какую прибыль получат предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. Динамика показывает снижение рентабельности активов, возможно за счёт не полного финансового 2002 года. Рентабельность продаж характеризует доходность основной деятельности фирмы. Показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. На 1999 и 2002 года с каждого рубля реализованной продукции фирма получила 4 и 7.7 коп. прибыли соответственно. В целом можно о том, что фирма имеет устойчивое финансовое положение, о чём говорят рассчитанные показатели. Иностранные инвестиции Между результативностью производственно-финансовой деятельностью предприятия и эффективностью инвестиционной деятельности существует неразрывная связь. Применительно к анализу эффективности отсюда следует необходимость выделения двух сторон - инвестора и реципиента (субъекта инвестиций). Стратегия реципиента инвестиций, которым, как правило, является предприятие направлена на максимальное превышение совокупных результатов над совокупными затратами, т.е. максимизации прибыли. С точки зрения инвестора, критерий эффективности может отличаться от критерия эффективности реципиента. Тем не менее, необходимо признать, что инвестиции, как национальные, так и зарубежные, нужны любому предприятию – для модернизации производства, улучшения управленческой структуры, увеличения объёма производства. Рассмотрим динамику и структуру инвестиций АО «НБАМР»: Таблица 16 Инвестиционная структура АО «НБАМР», за 1999-2001 года, тыс. рублей.
Анализируя данные таблицы, можно сделать выводы о том, что предприятие недооценено иностранными инвесторами, и что предприятием должна проводиться разработка стратегии привлечения иностранного капитала, однако можно отметить положительную тенденцию привлечения отечественного капитала – за 2 года темп роста составил 173 %, что говорит о смене направленности отечественного инвестирования – в сторону национального производителя. Это говорит о снижении риска потери вложений, по мнению отечественных инвесторов, на это надо обратить внимание и зарубежным инвесторам. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В заключение курсовой работы, подведём итоги. В ходе проведённого исследования была определена следующая дефиниция понятия «инвестиции», которая означает все возможные виды имущественных и интеллектуальных ценностей, осуществляемых в качестве вклада в объекты различных видов деятельности с целью обеспечения роста капитала в планируемом периоде, получения текущего дохода и достижения определённого социального эффекта. Зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Например, прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок. Одним из существенных препятствий на пути притока иностранных инвестиций в экономику России является высокий страновой риск. Международные рейтинги инвестиционной привлекательности стран современное состояние инвестиционного климата РФ оценивают как неудовлетворительное. Поэтому государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций должна быть ориентирована на минимизацию действия факторов, формирующих страновой риск России. Для этого необходимо создать систему гарантий инвесторам. Также целесообразно было бы создание за рубежом Российского фонда страхования иностранных инвестиций, за счет капитала которого будет осуществляться предоставление гарантий по иностранным инвестициям. Отраслевая структура привлеченных в Россию иностранных инвестиций характеризуется лидирующей ролью промышленности – это является положительной тенденцией, в противовес сокращению иностранных вложений в сферы коммерческой деятельности по обслуживанию рынка, финансов, страхования и пенсионного обеспечения. Также следует отметить изменение географической структуры привлечённых иностранных инвестиций - снижение уровня концентрации инвестиций при сохранении лидирующей роли фирм США и сокращении поступлений из Германии, активизировались притоки капитала из Азиатско-тихоокеанского региона. Иностранные инвесторы из других стран в большинстве случаев участвуют в создании совместных предприятий. При формировании небольшого уставного капитала иностранные инвесторы увеличивают долю своего участия за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыта продукции на мировом рынке, а также продвижения продукции на внутреннем рынке. В качестве приоритетного направления инвестирования европейские компании ориентируются на выбор предприятий обрабатывающей промышленности. В региональном аспекте следует сказать, что Приморский край испытывает те же трудности, что и страна в целом. В 1998 году, учитывая общероссийскую экономическую ситуацию, объем иностранных инвестиций снизился, многие отрасли, такие как деревообрабатывающая, строительная, отрасль торговли и общественного питания, на конец 2001 года так и не смогли оправиться от последствий кризиса, но в последние годы наблюдается тенденция к восстановлению прежних объёмов инвестирования, наблюдается тенденция к увеличению количества совместных предприятий, что говорит о готовности иностранных инвесторов вкладывать капитал в экономику Приморского края. Следует отметить, что инвестиционный климат в России неудовлетворителен. Для того чтобы решить все накопившиеся проблемы нашему государству необходимо проводить целенаправленную политику улучшения условий привлечения иностранных инвестиций. Существенной доработки требует не только инвестиционное законодательство – очевидно, что достигнутых результатов не достаточно, но и базовое законодательство страны. Результатом этой работы должны стать существенные экономические и социальные сдвиги, необходимые для формирования в России эффективной рыночной экономики. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|