РУБРИКИ

Курсовая: Социальная защита населения

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Социальная защита населения

Курсовая: Социальная защита населения

ПЛАН

Введение

Глава 1. Социальная защита населения одна из важных задач государства

1.1 Социальная поддержка и защита населения.

1.2 Социальное обеспечение и социальная помощь.

1.3 Социальная реабилитация.

1.4 Социальная благотворительность.

Глава 2. Особенности формирования социальной защиты населения в

регионе

2.1 Социальная защита в Сахалинской

области.

Глава 3. Меры или пути усовершенствования социальной защиты

населения

Заключение.

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства

в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной

защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной

политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий

государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы

экономических отношений в стране. Существуют некоторые проблемы, связанные с

регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной

работе рассмотрены такие немаловажные проблемы , как нестабильность на рынке

труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения,

обусловленные отсутствием приемлемой нормативно-законодательной базы,

недостаточностью финансирования и прочими трудностями, которые скажутся на

сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в

зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации

общества, которая усугубилась кризисом государственной власти. Цель моей

работы: рассмотреть реальную помощь и пути усовершенствования социальной

защиты населения ,сделать анализ за прошлый год ,на примере Сахалинской

области.

Глава 1.

1.1 Социальная поддержка и защита населения.

Чем тяжелее ситуация в той или иной стране тем больше и громче звучат в ней

призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят её

требуют от правительства. Сложность положения при таких условиях заключена в

том, что, если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство,

уменьшается создаваемый национальный продукт, то возможности правительства

выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне

ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство

вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы

работающих.. А это порождает новые социальные напряжения.

[1]

Чтобы исправит такое положение недостаточно желания людей получить социальную

защиту от невзгод ухудшающейся жизни, также как недостаточно намерений и

обещаний правительства улучшить жизнь. Проблема может быть полностью решена

только тогда, когда экономика пойдет вверх и станет создавать минимум благ,

который необходим людям. В этом в конечном итоге и состоит спасение. Но что

же делать до того, в период, когда экономика, находятся на спаде и неспособны

удовлетворить потребности всего населения в благах и услугах? Как помочь

людям попавшим в тяжелое бедственное состояние и кому именно надо помогать?

Следует прежде всего понять, что если снизить производство благ и услуг в стране

и одновременно помощь из-за рубежа, если закупки по импорту не способны

компенсировать такое снижение, а запасы и резервы доведены до минимума, то

предотвратить понижение уровня жизни практически невозможно. Столь же нереальна

в этих условиях задача полной социальной защиты всего населения от уменьшения

потребления благ и услуг в целом и в расчете на одного человека. Хуже того,

если мы попытаемся предоставить блага в нужном, желаемом количестве одним, то

заведомо пострадают другие, кому эти блага не достанутся.

[2]

Поэтому и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная

защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада

невозможна. Правильнее, говорить о социальной поддержке отдельных слоев и

групп населения наиболее в ней нуждающихся.

В широком смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходом

ниже прожиточного минимума. Строго говоря, при отнесении тех или иных групп

людей к категории социально уязвимых следовало бы учитывать не только их

текущие денежные доходы, но и денежные сбережения накопленное богатство, так

называемый имущественный ценз. Однако, поскольку получить достоверные

сведения об имущественном положении людей трудно, приходится

использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение

человека, его официальные денежные доходы.

В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным

доходом на члена семьи ( чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие

кормильца, матери воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые,

пенсионеры получающие недостаточное пособие, студенты живущие на стипендию,

безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и

социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально

уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке

со стороны общества, властей правительства.

Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде

денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта,

крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи,

покровительства, опекунства, усыновления.[3]

Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать социальную

поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике.. Так как всем

желающим получить помощь и нуждающимся в ней просто помочь невозможно, то ряд

экономистов и социологов советуют такой рецепт: «Помогать только тем кто не

может помочь себе сам». Конечно, не легко выявить, кто способен и кто не

способен помочь себе сам, но рецепт заслуживает внимания. В период перехода к

рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты

населения от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того, чтобы рост цен на

товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и

жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это

означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов

увеличиваются по мере роста розничных цен.

К сожалению, при спаде производства ни правительство, ни предприятия не имеют

возможности повысить доходы, ровно во столько раз во сколько повышаются цены.

Так как количество товаров уменьшается, то выплата чрезмерного количества

денег приведет к наводнению рынка денежной массой и, как следствие к

инфляции.

1.2 Социальное обеспечение и социальная помощь.

Существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и

категорий населения со стороны государства, правительства, общества, не

связанные непосредственным образом с чрезвычайными ситуациями. Речь идет о

людях находящихся на длительном или постоянном иждивении государства и

общества живущих в основном за счет государственного обеспечения. Для того

чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми средствами, существует

социальная отрасль экономики называемая социальным обеспечением.

Организации социального обеспечения принимают на себя заботу о тех категориях,

частях населения, которые в законодательно установленном порядке располагают

правом на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью,

ограниченной трудоспособностью, отсутствием иных источников существования.

[4]

Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное

обеспечение. Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от

стажа работы и уровня заработной платы, которую получал пенсионер до выхода на

пенсию. Однако в любом случае каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии

не ниже минимального предусмотренного законом уровня. Наряду с пенсией по

старости выплачиваются пенсии по инвалидности и не зависят от возраста и

обусловлены только состоянием здоровья, невозможностью или ограниченной

возможностью человека осуществлять трудовую деятельность. Пенсии выплачиваются

за счет средств пенсионного фонда, образуемого из отчислений предприятий и

организаций в этот фонд и частично за счет госбюджета. По мере перехода к

рыночным отношениям и повышения хозяйственной самостоятельности предприятия

получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий

своим работникам.

Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются

разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения.

Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер.

Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия

выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых,

лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях

не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь. Для таких людей,

нуждающихся не только в деньгах, но и в уходе в оказании услуг, создаются

дома престарелых..

Социальная помощь оказывается также в виде предоставления людям, семьям

кредитов на строительство жилья, благоустройство, приобретение домашнего

имущества.

Распространенным видом денежной помощи учащейся молодежи является выплата

стипендий.

Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительной

степени такая помощь оказывается бесплатно. Однако даже богатые страны не

способны целиком возложить расходы здравоохранения на плечи государственного

бюджета, часть медицинских услуг и лекарства являются платными. Страховая

медицина предусматривает формирование страховых фондов из заработной платы и

других отчислений предприятий и организаций. Денежные средства страховых фондов

передаются медицинским учреждениям, что дает право участнику фонда обратится в

любое время за необходимой медицинской помощью ранее оплаченной.

[5]

Государство оказывает значительную помощь безработным прежде всего, она

проявляется в виде выплат официально зарегистрированным безработным

государственного пособия по безработице. Для лиц, потерявших работу, такое

пособие в первые месяцы выплачивается в объеме, близком к той заработной

плате, которую они имели пред потерей работы. В последующие месяцы пособие

снижается. Обычно принято предоставлять пособие по безработице в течении

полугода со времени потери работы. Наряду с пособием государственный фонд

занятости затрачивает средства на обучение безработных, помощь им в овладении

новой специальностью.

1.3 Социальная реабилитация.

Слово «реабилитация» означает восстановление, возвращение утерянного. Принято

говорить о восстановлении здоровья, прав возвращении доброго имени.

Социальная реабилитация означает, прежде всего, восстановление нарушенной

социальной справедливости.

Особенно остро в наше время стоит проблема социальной реабилитации невинно

пострадавших. Любого пострадавшего человека жалко, но особенно печально, когда

человек пострадал не по собственной вине, а безвинно, по злому умыслу или по

случайному стечению обстоятельств. Поэтому общество, государство должны

проявлять особую заботу о невинно пострадавших, ставших жертвами. Надо делать

все возможное, чтобы вернуть им потерянное, по крайней мере, то, что еще можно

вернуть. [6]

Это прежде всего жертвы противозаконных репрессий со стороны государственных

органов и отдельных лиц, произвола, насилия, нарушения прав человека.

Особенно печально известен в этом отношении сталинский период советской

истории, когда миллионы людей были без всяких отношений лишены свободы,

имущества, прав, стали переселенцами, потеряли работу, несли на себе клеймо

ложных обвинений.

Это, с другой стороны, жертвы войны, потерявшие здоровье, ставшие инвалидами,

лишившиеся крова.[7] Наиболее тяжелый урон

в этом отношении принесла людям бывшего Советского Союза, Великая Отечественная

война с германским фашизмом, в результате которой жестко пострадали десятки

миллионов людей. К сожалению, продолжаются локальные региональные военные

действия разного масштаба, результатом которых являются огромные потери жизней,

здоровья людей, имущества и ценностей. И снова в их жернова попадают безвинные

люди, которые затем нуждаются в реабилитации.

Это также лица, пострадавшие от катастроф, стихийных бедствий, аварий. Только

частичная компенсация потерь, обусловленных аварией на Чернобыльской атомной

электростанции, поглотила многие сотни миллиардов рублей. В результате

землетрясений, оползней, затоплений, других стихийных бедствий страдают

десятки тысяч людей, нуждающихся затем в социальной реабилитации.

К числу невинно пострадавших относятся инвалиды по болезни, жертвы эпидемий

пострадавшие о вредности производства, нуждающиеся в реабилитации.

В результате межгосударственных, межнациональных конфликтов увеличивается

число невинно пострадавших, появляются миллионы вынужденных переселенцев,

нуждающихся в социальной реабилитации.

Всем этим «без вины виноватым» государство, общество призваны оказывать

всемерную помощь, стремясь сделать все возможное для полной социальной

реабилитации пострадавших. [8]

1.4 Социальная благотворительность.

Есть такие замечательные категории, понятия, свойства людей как «доброта»,

«сострадание», «сочувствие», «отзывчивость», «участие в чужой беде». Принято

считать, что человек отличается от животных наличием разума. Но, кроме того,

не менее важного для человека как высшего существа наличие чувства любви к

ближнему. Недаром одна из важнейших заповедей христианства гласит: « Люби

ближнего своего яко самого себя». Самые благородные и уважаемые в мире люди

утверждали, что счастье человека заключено в том, чтобы сделать счастливыми

как можно больше других людей, что давать приятнее чем брать. Если и

провозглашались иногда социалистические заклинания типа «человек человеку -

друг, товарищ и брат», то ничего, кроме формального лозунга в них не

содержалось.

В итоге в обществе возникло стойкое убеждение, что забота о других людях забота

государства, а каждый должен заботится только о себе, своей семье близких и

родных. Это не означает, что доброта, взаимопомощь были вообще изъяты из

обихода. Сердобольные люди всегда были и оставались в любом обществе,

милосердие проявлялось во многих жизненных ситуациях. Но наблюдалось оно от

случая к случаю и никоим образом не было государственно почитаемым образом и

стилем поведения. Такова была и во многом остается социальная нравственность.

[9]

Следует хорошо усвоить положение, что никакое государство не в силах само, с

помощью законов, выделения средств, оказания государственных форм социальной

помощи справится с проблемами социальной экономики. Всегда за чертой,

границей официальной узаконенной, обязательной государственной помощи будут

находится тысячи людей, котором способен эффективно помочь только ближний,

непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадание к бедствующим,

нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно.

Поэтому социальная благотворительность, проявляющаяся в том, что одни люди

бескорыстно, по внутреннему душевному позыву помогают другим, чем могут:

деньгами, вещами, услугами, советами, заботой, лечением, утешением самый яркий

признак благородства, совести человека.[10]

Отсюда вовсе не следует, что надо обязательно помогать вся и всем, подавать,

образно говоря, каждому, кто протягивает руку. Это даже при желании просто

невозможно. Каков же критерий разумных действий в этом отношении? Обращаться

в подобных ситуациях нужно не только к разуму, но и к сердцу. Зов души,

совесть, внутреннее убеждение подскажут вам, когда нельзя пройти миом,

следует проявить сочувствие, оказать помощь, если ваша душа не очерствела.

Полезными могут оказаться и советы людей, стремление следовать примеру

других, но надо твердо усвоить мысль, согласно которой добро лишь в

минимальной степени творится по повелению, указанию извне, оно должно

проистекать из собственной воли, желания внутреннего позыва.

Вывод: Невозможно всех обеспечить социальной защитой. Лишь немногие отдельные

слои и группы населения наиболее в ней нуждающиеся могут рассчитывать на

поддержку социальной защиты. Существует социальная отрасль экономики

называемая социальным обеспечением. Наиболее распространенный вид социальной

обеспеченности – пенсионное обеспечение. Кроме пенсий предоставляются

пособия, выплаты, стипендии. Особый вид социальной помощи – медицинская

помощь. Лица пострадавшие от катастроф, стихийных бедствий, аварий, инвалиды

по болезни, жертвы эпидемий нуждаются в социальной реабилитации. Государство

оказывает этим людям помощь. Следует хорошо усвоить, что государство не

способно помочь всем нуждающимся, поэтому мы должны проявлять сострадание,

помогать другим: заботой, вещами, утешением и просто советом. Чтобы понять

какое влияние оказывает социальная защита на население , рассмотрим это на

примере Сахалинской области.

Глава 2.

2.1 Социальная защита в Сахалинской области

Святой долг каждого государства – заботиться о старшем поколении. Этой

азбучной истиной никого не удивишь. А наши советские старики и старушки

вдвойне заслужили такую заботу. Это они отстояли мир на земле в Великую

Отечественную войну, а потом восстанавливали разрушенное хозяйство. А здесь,

на Сахалине, наши отцы и деды практически на пустом месте строили новую жизнь

– возводили города и поселки, поднимали промышленность и сельское хозяйство.

И сегодня они вправе рассчитывать на заботу и внимание государства. Кто – то

из них в свои 70 – 80 лет еще достаточно бодро себя чувствует, о ком – то

пекутся дети и внуки. Но есть категория престарелых граждан и инвалидов,

которые по разным причинам остались в одиночестве. Они находятся под опекой

департамента социальной защиты населения.

В прошлом году из федерального , областного бюджетов и внебюджетного фонда

области на реализацию законов, программ и мероприятий по социальной политике

было направлено 263,2 млн. рублей. Практически полностью профинансированы

расходы домов – интернатов: из утвержденных бюджетом 83,3 млн. рублей на их

содержание было выделено 82,5 млн. – в 1,4 раза больше, чем в 2001 году.

Серьезную поддержку получила система социального обслуживания престарелых и

инвалидов: из различных источников финансирования поступило на эти цели 17,8

млн. рублей.[11]

Проведение реконструкций и капитальных ремонтов позволило расширить

муниципальные дома – интернаты, и теперь они обслуживают 200 одиноких и

престарелых граждан. Это очень существенно, если учесть, что еще 144

престарелых и инвалида ждут своей очереди на устройство в интернаты. Не

удалось в 2002 году сдать дом на 50 мест для этой категории граждан в

Тымовском районе, открытие его перенесено на апрель текущего года. Поскольку

средств в районном бюджете нет, начата благотворительная акция по сбору

денежных средств, промышленных товаров, предметов первой необходимости.

Много положительных изменений произошло в социальных учреждениях областного

подчинения.

В Кировском психоневрологическом интернате на пищеблоке и в тренажерном зале

заменена крыша, расширена прачечная и установлено технологическое

оборудование. На пищеблоке дровяные печи заменены на электрические. На

территории детского ( психоневрологического) интерната заасфальтировано 700

метров подъездной дороги; отремонтированы насосная станция подземного

водозабора, крыши на овощехранилище, столовой и медицинском корпусе. Для

профессионального обучения и развития двигательных функций у детей –

инвалидов приобретено столярно – слесарское, швейно – вязальное оборудование

и комплекты тренажеров.

В Южно Сахалинском психоневрологическом интернате проведен капитальный ремонт

столовых в старом и новом корпусе, заменена система теплоснабжения и подачи

горячей воды.

В Ногликском доме для престарелых и инвалидов открыта оздоровительная зона «

Горячие ключи» в пос. Даги, и теперь у пациентов появилась возможность

принимать новые процедуры.

Продолжается работа над проектированием социального учреждения в Аниве.[12]

Хорошим подспорьем в домах – интернатах стала в прошедшем году продукция,

выращенная в подсобных хозяйствах: более 180 тонн картофеля и 90 центнеров

овощей. Доход от ее реализации составил почти 400 тыс. рублей; не говоря о

том , что Южно – Сахалинский и Кировский психоневрологические интернаты и

Кировский детский дом снабжены своим картофелем.

Новая нормативная база стационарного обслуживания граждан, введенная в 2002

году, вызвала определенные сложности в работе домов – интернатов с теми

гражданами, которые на момент выхода постановления правительства РФ «О плате

за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» уже жили

в интернатах. Согласно этому документу, администрации учреждений должны

заключить со своими подопечными договоры на обслуживание.

Нельзя обойти еще одну важную проблему в работе социальных учреждений – оплату

труда сотрудников. При прожиточном минимуме 3572 рубля санитарки получают 1923

рубля, медсестры – 2000 рублей, работники пищеблока 1732 рубля. Такая низкая

зарплата приводит к текучести кадров. Отдел социальных учреждений совместно с

планово – экономическим отделом готовит проект постановления губернатора,

которое позволит частично решить этот вопрос.

[13]

Согласно постановлению мэра Южно – Сахалинска,еще с декабря прошлого года

установлен дифференцированный размер подушевого дохода для малообеспеченных

нетрудоспособных граждан, дающий право на социальную помощь. Но при этом

учитываются некоторые социальные аспекты.

Чтобы получить материальную помощь один раз в год, минимальный доход на

одного нетрудоспособного гражданина должен составлять 2000 рублей. Для семей

с детьми, попавшими в сложные жизненные ситуации (пожар, наводнение), этот

доход колеблется от 2000 до 2850 рублей. Малообеспеченные граждане

обязательно должны встать на учет, для чего надо обратиться в администрацию,

по месту жительства, в городское ЖЭУ.

Что касается тех, кто в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения

одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим

мотивам, и до сего времени не обратился в органы за справками о реабилитации,

то они должны в срочном порядке произвести замену справки о признании близких

им людей реабилитированными. Данный документ дает право на получение

дополнительной льготы.

Некоторые изменения ожидают инвалидов с детства старше 18 лет, получающих

социальную пенсию. Для них назначена выплата ежемесячной дотации.

[14]

В управлении социальной защиты г.Южно – Сахалинска продолжается выдача так

называемых листов талонов, гарантирующих бесплатный проезд на всех видах

городского транспорта (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов.

Восемь раз в месяц участники трудового фронта , жители блокадного Ленинграда,

бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, вдовы погибших

участников Великой Отечественной войны, а также ветераны труда могут

воспользоваться данной льготой.[15]

Областной департамент соцзащиты обеспечивает детей путевками в загородные

лагеря. 30 путевок уже выделено, и такое же количество поступит еще.

Преимуществом при распределении путевок пользуются опекаемые дети – сироты,

дети – инвалиды, ребята из многодетных семей с одним родителем. Лагерь

круглосуточного пребывания для особо нуждающихся детей создан в дни летних

каникул в социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних. Дети из

неблагополучных семей, находящихся на социальном учете, посещают отделение

дневного пребывания СРЦ. В центре реабилитации детей – инвалидов

“Преодоление” тоже создан дневной лагерь. Здесь ребят водят в походы, вывозят

к морю. Педагоги и социальные работники стремятся охватить теплом и заботой

наибольшее число детей, нуждающихся в полноценном летнем отдыхе .

Впервые в прошлом году инвалидам с детства, получающим социальную пенсию,

ежемесячно выплачивали дополнительно по 100 руб. Таких людей насчитывается

1700, а всего в нашей области почти 30 тыс. инвалидов. Суммы в размере до 500

долларов выплачивались студентами из малообеспеченных семей, инвалидам,

сиротам, обучающихся в средних специальных учебных заведениях и вузах.

Не прошли соцработники и мимо бед, постигших в результате наводнения жителей

Невельского и Анивского районов. Им не только выделили средства, но и преобрели

семеной картофель для посадки.[16]

В прошлом году удалось установить 129 телефонов на сумму 632 тыс. руб.

ветеранам войны , трудового фронта одиноким инвалидам первой и второй группы.

Многие пожилые люди смогли на деньги соцзащиты вернуть себе зрение:

оперативное лечение в центре микрохирургии глаза “Финист” прошли 159 человек.

По закону “О дополнительных мерах по оказанию помощи ветеранам ВОВ” (а кроме

них – ветеранам трудового фронта, блокадникам Ленинграда и несовершеннолетним

узникам концлагерей) открыты счета в Фонде поколений, на которые перечислено

по тысяче рублей.

Все до одного участники Великой Отечественной войны, фронтовики, проживающие

в Сахалинской области, а их .осталось 3 тысячи 461 человек, освобождены от

уплаты за коммунальные услуги. Эти расходы на себя берет областная

администрация. Они заложены в бюджет , который утвердила областная Дума.

Помимо этого к дню Победы каждому фронтовику будет выплачено по 200 рублей, а

тем , кто в войну трудился в тылу, и вдовам – по 150 рублей единовременного

пособия. Кроме этого , для участников трудового фронта будет закуплено 200

путевок в санаторий “Синегорские минеральные воды”, где, как известно,

лечатся почти все болячки.

Для участников боев, которые до сих пор живут в развалюхах, нынче

запланировано закупить за счет бюджетных и внебюджетных средств добротной

квартиры. В общей сложности на подарки нашим заслуженным ветеранам будет

израсходовано около 10 млн. рублей из областного бюджета и 270 тысяч долларов

из внешнего фонда. Эта возможность появилась у властей благодаря поступлениям

в областную казну налогов и отчислений от разработки нефтегазовых шельфовых

проектов. Конкретную материальную плмощь, за счет средств, поступающих в

область от разработки шельфа, надо сказать,справедливо решено начать

оказывать с наших самых заслуженных людей – ветеранов.

Уже более года наша страна живет по новым законам о пенсиях, однако пенсионеры

до сих пор не могут привыкнуть к тому, что их пенсии состоят из двух частей.

Базовой, которая устанавливается в твердом размере: до 01.01.2002 года она

составляла 450 рублей, сегодня (с учетом индексаций прошлого года и февральской

2003-го) – 553 руб. 72коп. На нее начисляется районный коэффициент, поэтому она

одинакова абсолютно для всех регионов страны. Вторая часть пенсии – страховая -

вычисляется из общего размера пенсии. Каким же образом происходит индексация

этих двух частей? Ее механизм четко прописан в Законе «О трудовых пенсиях в

Российской Федерации». Базовая часть трудовой пенсии индексируется с учетом

роста темпов инфляции, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в

федеральном бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий Финансовый год. С

01.02.2003 года она была проиндексирована в 1,06 раза – это скорее приближение

величены базовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, а не индексация по

темпам инфляции.[17]

С 1 апреля проведена очередная ежегодная индексация пенсии, которая

предусматривает увеличение страховой части на 12,6 процента (в 1,126 раза).

Органы Пенсионного фонда на местах подготовили необходимые выплатные

документы, и пенсионеры начали получать пенсии в новых размерах. На сей раз

увеличение значительнее (по сравнению с февральским), и зависит оно от

продолжительности стажа и заработка пенсионера. Иными словами, от тех двух

величин, которые влияют на определение страховой части пенсии.

Для примера возьмем начисление пенсии по югу Сахалина (коэффициент 1,4)

календарный стаж: для женщин 40 лет; для мужчин– 45. С 01.02.2003 года общий

размер пенсии у них составил 2068 рублей 11 копеек, где 553 руб. 72 коп. –

базовая часть, 1514 руб. 39 коп. – страховая. Последняя и увеличена в 1, 126

раза, и составляет теперь 1705 руб. 21 коп., т.е. прибавка равна 198 руб. 81

коп. Таким образом, те пенсионеры, у которых больше страховая часть пенсии,

получат больше прибавки. А в среднем они увеличились на сумму от 100 до 150

рублей.

Не проиндексированы с 1 апреля пенсии тем, кому они назначены и выплачиваются

по второму Федеральному закону – «О государственном пенсионном обеспечении в

Российской Федерации». Эти пенсии устанавливаются в твердых размерах от

базовой части пенсии (не от страховой – заметьте разницу). Надо сказать, они

были значительно увеличены с 1 февраля 2003 года: вторые пенсии – участникам

Великой Отечественной войны, родителям погибших военнослужащих; социальные

пенсии – детям-инвалидам с детства, чернобыльцам и другим.

Еще раз подчеркиваем, что индексируются с 1 апреля только те пенсии, которые

назначены и выплачиваются согласно закону о трудовых пенсиях.

[18]

С 1 июля текущего года отделения пенсионного фонда будут проводить

корректировку страховой части трудовой пенсии по сумме поступивших страховых

взносов на индивидуальный счет каждого застрахованного. Как уже известно,

всем гражданам, работавшим в 2002-2003 годах и обратившимся за назначением

пенсии, была определена страховая часть с учетом сумм страховых взносов. У

них к июлю будет сформирован расчетный пенсионный капитал и откорректирована

страховая часть пенсии в сторону увеличения. Это касается всех застрахованных

лиц, а не только нынешних пенсионеров. В июле – августе Пенсионный фонд

проведет перерасчет страховой части трудовой пенсии. То есть начнется работа

по тем заявлениям, которые отделения ПФ РФ принимали в январе от работающих

пенсионеров на перерасчет страховой части пенсии по сумме страховых взносов.

Право на такой перерасчет наступает при наличии двух условий. Во-первых,

надо, чтобы у пенсионера была зафиксирована часть пенсии не менее чем в

течение одного календарного года. Во-вторых, уплачены страховые взносы.

Перерасчет страховой части пенсии делается пенсионерам по возрасту и по

инвалидности. Напомним, как он производится. Сумма поступивших страховых

взносов делится на период ожидаемой выплаты пенсии (по возрасту – 138

месяцев), в результате получаем сумму прибавки к пенсии, индивидуальную для

каждого пенсионера.

Вот такие первоочередные задачи стоят перед пенсионным фондом на ближайшую

перспективу. Сегодня органы ПФ РФ принимают все меры к тому, чтобы и

корректировка страховой части пенсии, и её перерасчет прошли без ошибок, и

чтобы пенсионеры получили все, что им положено по закону.

[19]

Вывод: Долг каждого государства – заботится о своем населении. Именно этим и

занимается социальная защита населения. В прошлом году почти полностью

профинансированы расходы домов – интернатов. Произведены реконструкции и

капитальные ремонты домов – интернатов. Установлен дифференцированный размер

подушевого дохода для малообеспеченных нетрудоспособных граждан, дающий право

на социальную помощь. Для инвалидов старше 18 лет, назначена выплата

ежемесячной дотации. Также социальная защита выдала талоны гарантирующие

бесплатный проезд. Обеспечила детей путевками в загородные лагеря, также

инвалидам с детства выплатили дополнительно по 100 руб. Помогли социальные

работники и ветеранам войны, установили 129 телефонов. Также фронтовиков

освободили от уплаты за коммунальные услуги. Проведена очередная индексация

пенсии, пенсионеры начали получать пенсии в новых размерах и прибавки к ним.

Следует заметить , что социальная защита не стоит на месте. Возникают все

новые пути ее усовершенствования .

Глава 3

В прошедшем году из федерального и областного бюджетов, внебюджетного фондов

области на реализацию законов, программ и мероприятий по социальной политике

направлено 263,2 млн. рублей. Причем из областной казны выделено средств в

1.3 раза больше, чем в 2001 году , - 177,4 млн. рублей (2001 год- 133, 1 млн.

рублей). Практически полностью профинансированы расходы домов-интернатов,

заявки департамента на доплаты Героям Социалистического Труда, инвалидам 1 и

2 группы, родителям военнослужащих, погибших в период прохождения военной

службы.

В рамках программы социальной поддержки малообеспеченных граждан области,

которая была профинансирована из областного бюджета и внебюджетного фонда на

100 % (29,5 млрд. рублей из областного бюджета и 22.1 млн. рублей из

внебюджетного фонда), оказана адресная помощь почти 52 тысячи человек.

[20]

Серьезную финансовую поддержку в прошлом году получила система социального

обслуживания престарелых и инвалидов. Из областного бюджета и внебюджетного

фонда домам-интернатам направлено 11,2 млн. рублей на укрепление материально-

технической базы. Кроме того, 6.6 млн. рублей - на ремонтные работы из

Пенсионного фонда России. Проведение реконструкции капитальных ремонтов

позволило расширить муниципальные дома-интернаты, и теперь они обслуживают

вместе одиноких, престарелых и инвалидов. И это очень существенно, если

учесть, что очередь в областные дома-интернаты не уменьшается.

Много положительных изменений произошло в домах–интернатах областного

подчинения.

В течение года были проведены открытые торги (конкурсы) среди поставщиков

основных продовольственных товаров в дома – интернаты и подрядчиков на

выполнение ремонтных работ. Объем продукции (и услуг), закупленной на торгах

для нужд учреждений, составил 25 млн. рублей, в результате сэкономлено 5,7

млн. рублей бюджетных средств.

Выполняя рекомендации прошлой коллегии, департамент активизировал работу по

осуществлению контрольных функций. В отчетном периоде проведено 27 проверок, в

том числе по соблюдению санитарно-гигиенических режимов в Южно-Сахалинском

психоневрологическом интернате и Южно-Сахалинском доме-интернате для

престарелых и инвалидов. Проверялось соблюдение правил хранения и сохранности

товарно-материальных ценностей, соблюдение правил пожарной безопасности,

осуществлялся контроль за соблюдением охраны труда и техники безопасности.

[21]

Большая работа была проведена по выполнению областного Закона «О дополнительных

мерах социальной защиты ветеранов войны, несовершеннолетних узников

концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных

фашистами и их союзниками в период второй мировой войны». На его исполнение

было выделено 31,5 млн. рублей. Продолжилось ежеквартальное зачисление средств

на лицевые счета Фонда поколений, получателями которых являются 10,3 тыс.

человек. Для участников войны было приобретено 59 квартир на общую сумму 6,5

млн. рублей. В 2003 году планируется выделение такой же суммы на приобретение

и ремонт жилья для них. Исходя из опыта 2002 года , средства в районы будут

распределяться поквартально, с учетом возможности приобретения жилья,

существующей очередности и необходимости проведения ремонта.

[22]

С 1 января 2004 года участники боевых действий на Северном Кавказе тоже будут

пользоваться льготами ветеранов боевых действий.

В текущем году распоряжением губернатора области от 2 января 2003 года ряду

муниципальных образований (Александровск – Сахалинского, Ногликского,

Поронайского, Макаровского, Долинского, Смирныховского районов) выделены

квоты для управлений соцзащиты на вылов наваги.

Анализ за истекший год показывает, что в области, как и в целом по Российской

Федерации, растет число инвалидов. Количество впервые признанных инвалидами

за 2002 год превысило 4400 человек. Отмечается увеличение инвалидов среди лиц

трудоспособного возраста и детей. В настоящее время более 28 тыс. граждан

нуждается в социальной защите.

В области за последние годы значительно улучшилось обеспечение инвалидов

протезно-ортопедическими изделиями, в 2002 году такая помощь оказана на

сумму, превышающую 2 млн. рублей.

Следует отметить, что в большинстве районов с пониманием относятся к нуждам и

проблемам инвалидов, имеющих автотранспорт. Так, в Александровск-Сахалинском

и Поронайском районах для них предоставляются земельные участки под

строительство гаражей вблизи жилых домов.

Ежегодно инвалидам выплачивается денежная компенсация в сумме 700 рублей на

бензин и техническое обслуживание транспортных средств (для инвалидов от общего

заболевания компенсация составляет 500 рублей).

[23]

В 2002 году на реализацию Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» было

выделено 69,5 млн. рублей. В настоящие время департаментом подготовлен проект

закона «О дополнительных мерах социальной защиты инвалидов в Сахалинской

области», принятие, которого помогло бы значительно улучшить положение

инвалидов, проживающих в нашей области.

Главной задачей департамента и отдела социальных выплат в 2002 году было

обеспечение текущей выплаты детских пособий, правильное применение норм

действующего законодательства. По состоянию на 1 января 2003 года на учете в

отделах социальной защиты населения состоит 63237 детей, на которых назначены

государственные пособия в зависимости от доходов семьи.

На выплату детских пособий в 2002 году было выделено 103.4 млн. рублей,

которые были направлены в районы в полном объеме. Это на 5,7 млн. больше

целевой субвенции в 2001 году, из них 5,6 млн. рублей было направленно на

погашение задолжности.

Общими усилиями муниципальным образованиям удалось частично погасить

задолженность по проезду к месту отдыха на 8,6 млн. рублей, по оплате расходов,

связанных с переездом, - на 5,7 млн. рублей.

[24]

Расширяется количество социальных учреждений, укрепляется их материальная база,

дифференцированно проводится работа с различными категориями семей, более

оперативно оказываются различные виды помощи детям и семьям.

[25]

Вывод: Для погашения расходов домов – интернатов направленно 263.2 млн. руб.

В рамках программы социальной поддержки малообеспеченных граждан оказана

помощь почти 52 тыс. человек. Домам - интернатам направленно 11,2 млн. руб.

на укрепление материально – технической базы. Проводятся проверки по

соблюдению санитарно – гигиенических режимов в Южно – Сахалинском

психоневрологическом интернате. Проверяются правила хранения и сохранности

таварно – материальных ценностей, соблюдение правил пожарной безопасности.

Большая работа была проведена по выполнению областного закона «О

дополнительных мерах социальной защиты.». Было выделено 31, 5 млн. руб.

Участникам войны приобретено 59 квартир. Улучшилось обеспечение инвалидов. В

настоящее время подготовлен проект закона «О дополнительных мерах соц. Защиты

инвалидов в Сахалинской области». Главной задачей в 2002 г. было обеспечение

текущей выплаты детских пособий. Расширяется количество соц. учереждений,

укрепляется их материальная база, дифференцированно проводится работа с

различными категориями семей, более оперативно оказываются различные виды

помощи детям и семьям.

Заключение.

Невозможно всех обеспечить социальной защитой. Лишь немногие отдельные слои и

группы населения наиболее в ней нуждающиеся могут рассчитывать на поддержку

социальной защиты. Чтобы понять какое влияние оказывает социальная защита на

население , рассмотрим это на примере Сахалинской области.

Долг каждого государства – заботится о своем населении. Именно этим и

занимается социальная защита населения. В прошлом году почти полностью

профинансированы расходы домов – интернатов. Произведены реконструкции и

капитальные ремонты домов – интернатов. Установлен дифференцированный размер

подушевого дохода для малообеспеченных нетрудоспособных граждан, дающий право

на социальную помощь. Для инвалидов старше 18 лет, назначена выплата

ежемесячной дотации. Исходя из этих данных можно сказать ,что соц. защита в

Сахалинской области вовсю ведет работу над улучшением жизни населения.

Следует заметить , что социальная защита не стоит на месте. Возникают все

новые пути ее усовершенствования. Проверяются правила хранения и сохранности

таварно – материальных ценностей, соблюдение правил пожарной безопасности.

Большая работа была проведена по выполнению областного закона «О

дополнительных мерах социальной защиты.». Было выделено 31, 5 млн. руб. В

настоящее время подготовлен проект закона «О дополнительных мерах соц. защиты

инвалидов в Сахалинской области». Расширяется количество соц. учереждений,

укрепляется их материальная база, дифференцированно проводится работа с

различными категориями семей, более оперативно оказываются различные виды

помощи детям и семьям.

Список использованной литературы.

1 Макконнел К., Брю С. “Экономикс” Республика, 1992 г.

2 Павленок П.Д. Основы социальной работы. -К.: ИНФРА-М, 1998.

3 Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. - М.:

Интеркнига, 1996.

4 «Южно – Сахалинск», 2003 ,17 января, с 4.

5 «Губернские ведомости», 2002, 19 июля.

6 «Губернские ведомости», 2003, 4 марта, с 2.

7 «Позиция», 2003, 31 января.

8 «Советский Сахалин», 2003, 1 апреля.

9 «Регион», 2002, 21 июня, с 13.

10 «Южно – Сахалинск», 2002, 29 января, с 4.

[1] Макконнел К. Брю С. «Экономикс» Республика, 1992 г.

[2] Павленок П.Д. Основы соц. работы – К: инфра – м, 1998.

[3] Страна мира . Краткий политико – экономич.справочник, - М: Интеркнига, 1996.

[4] Павленок П. Д. Основы соц. работы – К: инфра – м, 1998.

[5] Макконнел К. Брюс С. «Экономикс» Республика, 1992.

[6] Павленок П. Д. Основы соц. работы – К: инфра –м, 1998

[7] Страны мира. Краткий политико – экономич.справочник, -м: Интеркнига, 1996.

[8] Макконнел К. Брю С. «Экономикс» Республика,1992.

[9] Макконнел К. Брю С. «Экономикс» Рнспублика, 1992.

[10] Павленок П. Д. Основы соц. работы – К: инфра –м, 1998.

[11] «Губернские ведомости», 2003, 4 марта, с 2

[12] «Южно – Сахалинск», 2003,17 января, с 4.

[13] «Регион», 2002, 21 июня.

[14] «Губернские ведомости», 2002,19 июля.

[15] «Советский Сахалин», 2003, 1 апреля.

[16] «Губернские ведомости», 2003, 4 марта, с 2.

[17] «Позиция», 2003, 31 января.

[18] «Советский Сахалин», 2003, 1 апреля.

[19] «Губернские ведомости», 2003, 4 марта, с 2.

[20] «Позиция», 2003, 31 января.

[21] «Южно – Сахалинск», 2003, 17 января., с 4.

[22] «Губернские ведомости», 2002, 19 июля.

[23] «Губернские ведомости»,2003, 4 марта, с 2.

[24] «Регион», 2002, 21 июня.

[25] «Позиция», 2003, 31 января.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.