РУБРИКИ

Курсовая: Свободные экономические зоны

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Свободные экономические зоны

Курсовая: Свободные экономические зоны

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретический аспект функционирования свободных экономических зон. 4

1.1. Сущность СЭЗ. 4

1.2. Классификация СЭЗ. 7

1.3. Организация СЭЗ. 13

Глава 2. Место и роль свободных экономических зон в России. 19

2.1. Организация и функционирование СЭЗ в России. 19

2.2. Роль государства в регулировании СЭЗ. 24

Глава 3. Проблемы функционирования СЭЗ в России. 30

Заключение. 39

Библиографический список: 41

Введение.

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику,

недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых

механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон

является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической

политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным

механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется

актуальность выбранной темы.

Свободные экономические зоны рассматриваются также как элементы

инвестиционной политики республики, где могут быть апробированы новые

механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в

развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный,

ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики.

Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных

экономических зон.

В связи с этим можно выделить следующие задачи:

· изучение теоретических основ свободных экономических зон;

· рассмотрение практики функционирования свободных экономических

зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;

· анализ деятельности свободных экономических зон на территории

Республики Беларусь.

В работе будут рассмотрены теоретические основы понятия «свободные

экономические зоны», классификация, принципы свободных экономических зон и

деятельность свободных экономических зон в России со всеми проблемами и

недостатками.

Для написания данной курсовой работы использовались печатные периодические

издания, книжные издания, интернет-ресурсы. Среди отечественных

исследователей выделяются своими работами Я.С. Друзик, З.М.Окрут, И.Игнатов,

В.Бутов. Их работы, не смотря на то, что они были написаны в конце 90-х и

начале нового века, вносят огромный теоретический вклад в развитие СЭЗ

России.

Глава 1. Теоретический аспект функционирования

свободных экономических зон.

1.1.

Сущность СЭЗ.

Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая

трактовка, и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая

зона» (далее - СЭЗ). В самой общей форме принято определять СЭЗ как

обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть

страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный

режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая

обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной

может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото,

18 мая 1973г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-фанко»), под

которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются

как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и

поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

Иными словами, территория, где соблюдается принцип «таможенной

экстерриториальности». Размышляя над таким определением СЭЗ, профессор

К.А.Семенов заметил: «Из этого определения видно, что свобода обособленной

части государственного пространства является не абсолютной, а относительной.

Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее

товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов

контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством

страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой

страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы не декларируются

как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не

освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического

правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические

зоны, как верно заметил академик Е.Авдокущин, следовало бы именовать не

свободными, а специальными экономическими зонами»

[1].

В то же время профессор К.А.Семенов дает свое определение свободных

экономических зон, понимая их как «географические территории, которым их

политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым

для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они

являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение

государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют

обособленную часть национального экономического пространства, на которой

применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях

данного государства».

Видно, что такое определение СЭЗ отражает территориальность, льготность,

анклавность и ограниченность влияния органов государственной власти в

хозяйственной деятельности этих экономических формирований. Последнее

созвучное теорией М.Фридмана и требованием рынка. Дважды поясняя свое

определение СЭЗ, профессор Семенов К.А. изложил его весьма лаконично, назвав

«зоны обособленной частью национального экономического пространства, на

которой применяется определенная система льгот, не используемая на других

территориях данного государства».

Авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны» В.Игнатов и В.Бутов

дают свое определение этих экономических формирований: «Свободные

экономические зоны — ограниченные территории, морские и авиационные порты, в

которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и

иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых,

общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических

задач».

В широком смысле определения СЭЗ дали московские ученые-экономисты Т.П.Данько и

З.М.Округ. «Под СЭЗ, - утверждают они - понимается суверенная территория

государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса

страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение

общественного продукта для достижения определенной и конкретной

общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием

специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений

производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ»

[2].

Поясняя столь пространное определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда

остается под юрисдикцией государства, его территорией, никогда не

пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ ими видится как «искусственно

созданное государством «вкрапление» в национальную экономическую среду и

экономически значительно отличающееся от нее». Такое определение СЭЗ

воплотило в себе территориальный суверенитет, экономическую комплексность,

распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный

механизм регулирования.

В плане конкретности формулировки можно сослаться на «Большой экономический

словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-

государственной территории, на которой действуют особые льготные

экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы

таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что

создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного

капитала.

В этом определении не только указывается на особые льготные экономические

условия для иностранных и национальных предпринимателей, но и

конкретизируются важнейшие льготы СЭЗ. Однако это определение не полно

отражает содержание механизма управления функционирования СЭЗ.

По определению Международной ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ),

созданной в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным

образованием, как правило, открытым для финансово-хозяйственной деятельности

любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому,

экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путём

дополнительного делегирования органами центрального и местного управления

прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным

зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами

управления.

Как видно, единого определения СЭЗ действительно не существует. Но, подытожив

мнения различных экономистов, можно прийти к определенным выводам:

во-первых, СЭЗ – это неотъемлемая часть страны; во-вторых, на данной территории

действует целая система льгот; в третьих, «свободной» зона является только в

смысле освобождения от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за

импортом; в четвертых, быть резидентом СЭЗ не значит абстрагироваться от

существующего экономического правопорядка; и в пятых, СЭЗ, при верном к ним

подходе, способствуют решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных,

научно-технических и научно-технологических задач

[3].

1.2. Классификация СЭЗ.

Классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с краткой характеристикой,

это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма

длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в

более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур,

получивших название экономических зон.

1. Торгово-складские зоны (The Store and trade zones)

В зонах данного типа иностранные товары могут храниться, продаваться и

продаваться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-

складская зона, именно так ее определила Киотская конвенция. Для этих зон

характерны три особенности: 1. они создаются для обслуживания мирового рынка;

2. на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные

ограничения, действующие на остальной территории страны («таможенная

экстерриториальность»); 3. на них распространяется государственное

регулирование внешнеэкономических связей. Торгово-складские зоны создаются не

только для приема, хранения, обработки товаров с последующей их куплей или

продажей, но и для осуществления операций, улучшающих их потребительские

свойства. На их территории предприятия могут заниматься обширной выставочной

деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые

услуги, не взимая торговых пошлин, а также НДС в результате улучшения

потребительских свойств товара. Все торгово-складские зоны организуются

преимущественно в морских портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то

есть в местах транзита товаров и пассажиров.

2. Свободные таможенные зоны (The free customs zones)

Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских зон,

относящихся к простейшим, являются свободные таможенные зоны. Они создаются

для активизации внешнеэкономической деятельности.

Этот тип зон называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами и

даже свободными таможенными территориями. Эти зоны; как правило, создаются в

морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а

также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых

промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров,

складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. Свободные таможенные

зоны занимаются снабжением судов и других транспортных средств в морских,

речных и воздушных портах. Это особые беспошлинные торговые и складские зоны,

которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового

режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ.

Они обслуживают как торговый оборот страны размещения, так и международные

транзитные операции. Товары могут находиться в свободных таможенных зонах без

ограничения сроков.

Преференциальный режим в свободных таможенных зонах основан на отмене

(смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами;

поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. При поставках товаров из зоны

на территорию страны базирования взимается импортная пошлина. Поощряется

развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхование внешнеторговой

деятельности и т.д.).

3. Зоны свободной торговли (The zones of the free trade)

Зоны свободной торговли - это «коммерческие центры», деятельность которых

должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю. Они

представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне

таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон

понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на

импорт, других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в

зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет

право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза

контрабанды и запрещенных товаров. Зоны свободной торговли, как правило,

располагают емкостями складских помещений и осуществляют складирование,

сортировку упаковку, маркировку и выборочный контроль качества хранимых

товаров. Товары, хранящиеся в зоне, могут находиться там неограниченное

время. Плата за их хранение зависит от продолжительности времени и типа

хранилища, включая и страховые взносы. Деятельность и функциональная

специфика зон свободной торговли подразделяется на: транзитные свободные

порты; свободные таможенные зоны; торгово-производственные зоны.

4. Экспортно-производственные зоны (The export-production zones)

Этот тип зон называют еще «зонами экспортной переработки» или «специальными

зонами поощрения экспорта». Они представляют собой анклавы в рамках

национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от

международных портов. Предприниматели в экспортно-производственных зонах

вознаграждаются за использование местного сырья и за поставку товаров на

внутренний рынок принимающей страны. Применяемый метод ускоренной амортизации

позволяет инвесторам списывать оборудование в кратчайшие сроки. В целях

поддержания конкурентных преимуществ дешевизны рабочей силы в этих зонах

обычно вводится особый режим регулирования трудовых отношений (запрет

деятельности профсоюзов, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в

фонды социального страхования и др.).

5. Комплексные зоны (The complex zones)

Эти зоны обладают практически всеми чертами уже отмечаемых типов зон. Следуя

логике эволюционного развития свободных зон, можно сказать, что комплексные

зоны представляют собой самые современные формы. В них сочетаются торговые,

таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в

зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов. Комплексные

зоны предполагают совместное предпринимательство.

6. Свободные научно-технические зоны (The free scientific-technical zones)

Свободные научно-технические зоны называют технополисами или технопарками. Под

технологическими парками понимается такой комплекс-промышленных сооружений и

объектов услуг, который способен обеспечивать субъектам предпринимательства

условия, необходимые для производства современной конкурентоспособной продукции

и применении новейших технологий, отвечающих требованиям современного мирового

рынка.. Технопарк - это эффективный механизм генерации предпринимательских

структур в научно-технической сфере, механизм соединения научной и

инновационной деятельности, механизм интеграции науки, производства, финансовых

структур и органов власти. Технопарки называют важнейшими факторами становления

и развития малого бизнеса. По роду деятельности и конечному результату

технопарки могут быть научными (продукт деятельности - результаты

фундаментальных исследований), научно-исследовательскими (продукт - НИОКР,

опытные образцы, малые серии изделий), научно-техническими и технологическими

(исследование и разработка, серийное производство наукоемкой продукции с

использованием высших технологий). Специфика преференций технопарков является

то, что делается акцент на поощрение малого венчурного бизнеса. Налоговые,

таможенные, кредитные льготы призваны облегчать деятельность фирм на

первоначальных, наиболее рискованных стадиях деятельности

[4].

Технопарки ныне имеют множество организационных форм, Такое разнообразие

диктуется целями, деятельностью и потребностями регионов:

1. Научный парк (Science park) - он, как правило, учреждается вблизи

университетов, научно-исследовательских центров. Основной задачей такого

формирования является развитие и применение объектов исследования.

Производством непосредственно он не занимается;

2. Инновационный центр (Innovation centre) - главной задачей такого

центра является поддержка (консультации по вопросам исследований, технологий,

финансам и коммерческой деятельности) предпринимателей, территориально

работающих вне центра, но занимающихся производством и реализацией новых

технологий, представляющих собой на рынке относительно большой риск;

3. Коммерческий парк (Commercial park) - коммерческий парк занимается

производством, различного рода коммерческой деятельностью, а также

административными работами, организацией выставок, упаковкой и реализацией

готовой продукции. Такой структуре не требуется близкое расположение

научно-исследовательских институтов.

4. Технологический полюс (Tehnology polus) - представляет собой

территорию, где налицо стратегически важные факторы инновационных процессов:

высококвалифицированная рабочая сила, деятельность по фундаментальным и

прикладным исследованиям, несколько объектов по инкубаторским услугам и банки

или аналогичные учреждения, субсидирующие инновации

5. Технологический округ (Tehnology zircum) – эта структура включает уже

отмеченный полюс плюс развитый промышленный округ и минимально один парк

научного характера.

6. Промышленный парк (The industry park) - промышленным парком обычно

называют неспецифическое территориальное сосредоточение предприятий, которые не

характеризуются общностью. Предлагая выгодные условия для их размещения

(транспортная привязка, арендная плата, налоговые льготы и т.д.), государство

оказывает поддержку производителям, размещаемым в регионах со слабой

структурой. Сроки их размещения в промышленных парках, как правило, не

ограничиваются.

7.Бизнес-инкубатор (The business-incubator) - в отличие от промышленного

парка, призван улучшить условия для роста и выживания вновь созданных

предприятий и представляет в их распоряжение комплекс зданий модульного типа за

выгодную арендную плату, а также общие услуги (телефакс, компьютер,

коммуникации и т.д.), оказывает поддержку менеджменту. Принятие новых членов в

бизнес-инкубатор связано в большинстве случаев с наличием определенных условий

(например, открытие нового предприятия, вероятность выживания). По истечении

определенного времени предприятия должны покинуть бизнес-инкубатор, чтобы

уступить место новым претендентам.

8. Научно-технический парк (Science-teсhnology park) - представляет собой

территориальное (как правило, подрегиональное) сосредоточение ориентированных

на современные технологии предприятий, которые приобретают характер парка в

силу государственного и ландшафтного оформления. Технологический парк должен

быть не только местом производства и научных исследований, но и местом для

жизни работающих. Время нахождения в технологическом парке в большинстве

случаев не ограничено[5].

Анализируемые типы СЭЗ далеко не исчерпали все многообразие этих

экономических формирований. По данным ООН в настоящий момент в мире

насчитывается несколько десятков экономических организационных структур с

набором самых различных льгот для привлечения национальных и зарубежных

инвестиций.

Назовем некоторые из этих экономических формирований:

· зоны свободной экономики (The zones of the free economic);

· зоны содействия инвестициям (The zones of the assistance

to the investitions);

· зоны совместного предпринимательства (The zones of the

consistent employment);

· зоны беспошлинного производства (The zones of the

undutyal production);

· научно-технические зоны (The scientific-technical zones);

· беспошлинные экспортно-промышленные зоны (The undutyal

export-industrial zones);

· зоны экономического благоприятствования (The zones of the

economic prosperity);

· зоны беспошлинной торговли (The zones of the undutyal

trade);

· внешнеторговые зоны (The foreigntrade zones);

· зоны беспошлинного промышленного производства (The zones

of the undutyal industrial production);

· экспортные беспошлинные зоны (The export-undiityal zones);

· экспортные промышленные зоны (The export industrial zones);

· банковские и страховые зоны (The banking and insurance

zones);

· вольные гавани (The free havens):

· открытые города (The open towns);

· трансграничные зоны роста (The transborder zones of

development);

· зоны развития импорта (The zones of the development of

the import);

· зоны внешней торговли (The zones of the foreign trade).

· прочие[6].

Итак, можно сделать вывод, что свободные экономические зоны, во всем

своем многообразии, могут удовлетворить запросы даже самого требовательного

инвестора. Они, предоставляя широкие возможности, способны привлечь иностранный

капитал именно в ту сферу, которая, по мнению правительства страны, наиболее в

этом нуждается: надо активизировать научную деятельность - свободные

научно-технические зоны; использовать простаивающие помещения -

торгово-складские зоны; поощрить использование местного сырья и поставку

товаров на внутренний рынок принимающей страны - экспортно-производственные

зоны; а если и первое, и второе, и третье - комплексные зоны. В целом,

классификация зон представляет собой общее деление на группы исходя из того,

какие возможности зоны способны предоставить будущим резидентам.

1.3. Организация СЭЗ.

Цели и задачи создания СЭЗ.

Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны

в качестве интеграционного экономического механизма, другие - с целью

привлечь иностранную технологию, третьи – для уменьшения социальной

напряженности. Однако, не смотря на все разнообразие целей и задач создания

СЭЗ в общем их можно поделить на экономические, социальные и научно-

технические.

Экономические:

· более глубокое включение национального рынка в мировую

систему хозяйства;

· привлечение иностранных и национальных инвестиций для

развития высокорентабельного производства;

· использование преимуществ международного разделения труда

для расширения выпуска экспортной продукций;

· увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

Социальные:

· комплексное развитие отсталых регионов;

· увеличение количества рабочих мест и обеспечение

занятости населения;

· обучение и подготовка квалифицированных национальных

рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;

· насыщение национального рынка высококачественными товарами.

Научно-технические:

· использование новейших зарубежных и отечественных

технологий;

· приобщение к новым формам управленческого труда;

· привлечение опыта и научно-исследовательских достижений

инженерно-технических центров;

· повышение эффективности используемых производственных

мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

Условия функционирования СЭЗ.

Все цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе условий,

создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. В этом плане

назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:

· политическая стабильность в стране создает общий

благоприятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает

решающей в привлечении зарубежных инвестиций;

· наличие хорошо разработанной законодательной базы,

гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных

инвесторов;

· наличие развитой инфраструктуры (производственной и

коммерческой);

· очень важным условием является природно-географическая

среда;

· благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная

сила для любого инвестора.

Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам

, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают предоставляемые

им условия льгот.

Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой

набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот,

устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с

реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической

литературе называют четыре основные группы льгот:

фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов

предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к

уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или

временного освобождения от налогообложения предпринимателей;

финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование землей,

производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными

услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за

счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;

административные льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем,

чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда

иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота административных

процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в

привлечении в зону иностранного капитала;

внешнеторговые льготы. Они в основном связаны с введением упрошенного

порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой

экспортно-импортных пошлин.

Все указанные льготы, как показала мировая практика, могут применяться в самых

различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом

привлечения иностранной капитала[7].

Принципы организации СЭЗ.

Свободные экономические зоны, как весьма своеобразные экономические

образования, требуют формулирования принципов их создания и функционирования.

К ним относятся:

Принцип управленческого и предпринимательского риска. Сущность

этого принципа заключается в подчеркивании остроты проявления различных

аспектов бизнеса, предпринимательской деятельности, конкурентности, которые по

своей сути содержат ситуацию неопределенности и риска и усиливают её.

Принцип конкурентных преимуществ создание таких предпочтений

активизации предпринимательской деятельности на территориях СЭЗ, которые

обладают обусловленными организационными, финансовыми, конкретными

экономическими привилегиями по отношению к другим территориям. Данный принцип

предполагает, прежде всего, наличие творческого начала в механизме СЭЗ, поиск

нестандартных форм и методов разрешения противоречий, отсутствие стереотипов в

поведении фирмы и её позиционировании на рынке, т. е. ситуация активного

соперничества предпринимателей между собой за новые технологии, рынки сбыта,

качество товара, результативность и маневренность ценовой политики, возможность

предложить конкурентоспособное решение.

Принцип равноправного партнерства определяет в первую очередь форму

отношений в бизнесе. Данный принцип требует создания новой системы руководящих

правил ведения бизнеса.

Принцип рефлексивного поведения определяет и корректирует поведение фирмы

на рынке СЭЗ. Он во многом нормирует поведение хозяйственных субъектов на

рынке. Правильная оценка каждой ситуации необходима прежде, чем сделать

капиталовложения и сформировать законы, портфель ценных бумаг и т.д.

Принцип информативной достаточности. Динамически изменяющаяся

рыночная среда СЭЗ порождает особую необходимость в анализе информационных

потоков для достижения целей, поставленной фирмой и зоной в целом.

Принцип согласования по целям основываясь на информации о внешней

рыночной среде, окружающей СЭЗ, задачах и механизмах, определяющих её стратегию

развития, данный принцип позволяет уточнить позиции разных экономических

институтов СЭЗ и её организационно-правовых норм.

Принцип прибыльности и эффективности для СЭЗ реализует основную целевую

функцию управления данной обособленной территорией, основываясь на тенденциях

реализации закона спроса и предложения.[8]

Этапы создания СЭЗ.

Мировой опыт разработки концепций СЭЗ позволяет констатировать, что в

наиболее общем виде весь проект создания СЭЗ может быть разделен па четыре

основные стадии: предынвестиционный период, инвестиционный, период

функционирования зоны: операционный период и период развития.

Предынвестиционный период (продолжительностью до года) состоит из

двух этапов. Первый этап представляет собой время проведения предварительных

исследовательских, маркетинговых, экономико-географических,

экономико-финансовых и прочих работ. Цель этого этапа - выяснение

концептуальной возможности СЭЗ в регионе, выбор размера, типа,

месторасположения зоны. Существенным для данного этапа станет подробный анализ

специализации зоны, услуг, которые в ней будут предложены. Именно на основании

собранной на этом этапе информации и будет вероятнее всего приниматься общее

решение по конкретной СЭЗ.

Второй этап предынвестиционного периода предполагает уточнение данных первого

этапа с упором на экономические и финансовые расчеты. Особое внимание следует

обратить на расчет эффективности капиталовложений. Необходимо определить

общий размер инвестиций с распределением их в инфраструктуру, в

производственное строительство. При этом важно установить источники этих

средств: централизованные государственные капиталовложения, собственные

средства территории, предприятий на ней и в СЭЗ расположенных, заемные

средства банков, средства от продажи местных ценных бумаг. Желательно на этом

этапе определить хотя бы в общем виде долю валютных средств, направляемых па

развитие территории. Для этого этапа необходима опережающая переговорный

процесс кропотливая работа по территориальному географо-экономическому

анализу, определению условий рациональной организации хозяйства.

Инвестиционный период продолжительностью до года может

осуществляться параллельно с предыдущим этапом и также может быть разделен на

два этапа, относительно самостоятельных. Первый этап можно условно назвать

«переговорным». В это время требуется достичь договоренности с местными

властями и центром о профиле, месте расположения, режиме зоны, степени участия

властей в реализации проекта. Параллельно дол жен разрабатываться технический

проект создания инфраструктуры в зоне.

Второй этап инвестиционного периода предполагает уже создание конкретных

инфраструктурных объектов: энерго- и теплоснабжения, аэропорта, сетей

коммуникаций, зданий различного типа (склады, офисы, производственные

помещения, готовые к использованию). Эти объекты и здания могут как строиться

заново, так и реконструироваться. Параллельно со строительными работами на этом

этане должны осуществляться рекламная и маркетинговая компании по привлечению

потенциальных инвесторов. Они должны проводиться таким образом, чтобы к началу

операционного периода уже имелся ряд потенциальных инвесторов, готовых

начать свою производственно-хозяйственную деятельность и зоне.

Операционный период - это, конечно, наиболее трудный для

планирования период. Он зависит от внутренней динамики зоны как

саморазвивающейся системы, от политической стабильности в стране и регионе

зоны. В то же время, необходимо широко использовать результаты маркетинговых

исследований возможностей развития зоны. В этом периоде можно также выделить

два этапа: стартовый этап и этап саморазвития зоны. На обоих этапах физический

потенциал зоны используется не полностью. В случае достижения 100-процентного

его использования такая зона должна либо разрастаться в больший промышленный

район, либо переключиться на новые отрасли и производства, либо изменить свой

институциональный статус. В любом случае, это будет означать начало четвертого

периода жизненного цикла зоны - периода развития.

Стартовый этап операционного периода отличается от этапа саморазвития тем,

что изменяет систему мотивации со стороны инвесторов. На первом этапе

инвесторы приходят и зону из-за тех прямых преимуществ и услуг, которые они

могут здесь получить (включая стоимость рабочей силы, сырья, доступ на рынок

основной территории страны, готовые помещения и т.д.). На данном этапе очень

важно определить, что «вопросы использования земли, других природных ресурсов

решаются с учетом их качества, принадлежности и порядка отчуждения, принятого

действующим законодательством страны. На втором этапе инвесторов уже

привлекает производственно-хозяйственная деятельность, которая осуществляется

в зоне и около нее. Здесь срабатывает эффект развития, основанный на принципе

взаимодействия и дополнения.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы: для

наиболее эффективного функционирования СЭЗ необходимо четко определить те цели,

которые должны быть достигнуты посредствам деятельности СЭЗ и задачи, которые

должны быть решены в процессе их (СЭЗ) функционирования. Причем сделать это

необходимо еще на начальном, предынвестционном этапе. Не менее важным является

и реализация основных принципов деятельности СЭЗ, т.к. их наличие и соблюдение,

в некоторой степени, свидетельствует о стабильности и перспективности

функционирования СЭЗ[9].

Глава 2. Место и роль свободных экономических

зон в России.

2.1. Организация и

функционирование СЭЗ в России.

На наш взгляд, в зависимости от цели и задач СЭЗ целесообразно разделить на

следующие основные типы:

· комплексные зоны производственного характера;

· внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного

производства и транзитные);

· функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы,

туристические, страховые, банковские и др.).

Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной

территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них

создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием

необходимой инфраструктуры.

К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их

создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в

Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за

счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки

грузов и их транзита.

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли

"Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево.

Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют

как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности,

способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на

основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов

отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов

готовой продукции и расширению экспорта.

К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в Зеленограде,

которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики и

связи; к зонам финансового ("оффшорного") характера может быть отнесена зона

экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо-

курортного типа - особая экономическая зона "Кавказские Минеральные Воды".

На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и

локальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо

наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в

приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным

сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых,

банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов

нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила.

Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и

исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма

ландшафтов, развитой инфраструктуры.

Процесс создания свободных зон в нашей стране, начавшийся еще в конце 80-х

годов, может быть разделен на несколько этапов.

На первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило зарождение самой идеи. По

инициативе правительства СССР была разработана так называемая единая

государственная концепция свободных зон. Свободные зоны рассматривались как

элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования

межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они

должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными

территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием.

Предполагалось, что такие зоны будут создаваться в регионах с развитым

научно-техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на

базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-

правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении

предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими

в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.

К началу 90-х годов государственная концепция свободных зон дополнилась

множеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое развитие, как

только в ходе суверенизации союзных республик рассмотрение вопроса о создании

зон было официально перенесено на республиканский уровень: в июле-сентябре

1990 г. ВС РСФСР принял предложения 11-ти региональных советов народных

депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства.

Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской,

Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и

Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейской автономной области.

В 1990-91 гг. Совет Министров или Верховный Совет РСФСР утвердили по каждой зоне

отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус. (Заметим при

этом, что в положениях зоны именовались "свободными экономическими зонами", а

не "зонами свободного предпринимательства", как в вышеупомянутых постановлениях

об их учреждении.) Набор предоставленных зонам льгот был практически

одинаковым, а сами зоны рассматривались уже не только как внешне-, но, скорее,

как внутриэкономический феномен, призванный создать противовесы

централизованной системе хозяйствования[10]

.

Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранного капитала

(росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Сахалине),

они не были до конца продуманы ни с точки зрения их реализуемости, ни по

своим последствиям.

Во-первых, предполагаемые масштабы зон, когда они охватывали не только

небольшие территории, но и обширные области и целые края, были заведомо

нереальными из-за требуемых колоссальных капиталовложений и проблем

соблюдения на больших территориях особых таможенных процедур.

Во-вторых, массовая раздача зональных преференций отдельным территориальным

образованиям без четких на то критериев спровоцировала волну самостийного

возникновения новых зональных структур, когда та или иная территория (город,

область, морской порт, центр науки или просто российская глубинка) объявляла

о принятии ею соответствующего статуса, лоббируя его утверждение в верхах.

Руководство России оказалось под массированным давлением: в 1991 г. около 150

регионов добивались образования на своих территориях свободных зон. Такая

активность местных властей отражала их стремление хоть как-то бороться с

кризисными процессами, отгородиться с помощью статуса зоны от массы различных

проблем, нахлынувших, как им представлялось, из центра.

В конце 1991-начале 1992 гг., когда российское руководство приняло курс на

широкое открытие экономики в целях ее стабилизации, выборочная либерализация

предпринимательского климата на уровне отдельных зональных территорий во

многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в Российской Федерации

нормативно-правовые акты по регулированию внешнеэкономической деятельности не

предусматривали должных изъятий применительно к зональным территориям. И хотя

действовавшие в зонах статусные положения формально никто не отменял,

налоговые службы истолковали их как утратившие силу, что фактически

упраздняло значительную часть ранее предоставленных зонам льгот.

К осени 1994 г. наметились следующие контуры российской зональной политики:

· урезание (до 1-2 кв.км) возможных размеров свободных зон, исключающее

создание относительно крупных комплексных зон свободного предпринимательства;

· формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших

образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и

увязки с национальной промышленной политикой;

· усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными

бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе

"снизу".

Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начал

интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных с таможенных

зон (обустройство территории, создание Компании развития и т.п.). Они сумели

мобилизовать необходимые стартовые средства (кто - частные, а кто -

государственные), и это предопределило их ближайший успех. Первая по такому

пути пошла СЭЗ "Находка": опираясь на правительственное постановление о

принципиальной возможности создавать на своей территории таможенные зоны, а

также - специально предоставленным на эти цели бюджетным кредитом Минфина,

она образовала первую подобную зону уже к лету 1995 г. В том же направлении,

но уже без федеральной государственной поддержки, действовали правительство

Московской области (проект СЭЗ "Шерризон"), мэрия Санкт-Петербурга (свободная

таможенная зона "Гавань"), администрация Ульяновска (аналогичная зона в

районе городского аэропорта).

Напротив, другие крупные территории активизировали усилия по лоббированию

эксклюзивных правительственных решений, гарантирующих им либо воссоздание

прежних, либо получение принципиально новых индивидуальных преференций. Следует

отметить, что правительство - вразрез с собственным курсом на организацию

исключительно локальных СЭЗ - поддалось этому давлению: был восстановлен режим

беспошлинной торговли в пределах Калининградской области, а в июле 1994 г. была

создана зона экономического благоприятствования в Ингушетии - "своеобразная

модель оффшорной зоны, весьма далекая от общепринятых стандартов". Причем,

когда в марте 1995 г. все индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновь

официально отменены, борьба территорий за особые привилегии не прекратилась. В

частности, Калининградская область добилась принятия в ноябре 1995 г. Госдумой

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.