РУБРИКИ

Курсовая: Теневая экономика

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Теневая экономика

Курсовая: Теневая экономика

Министерство образования РФ

Саратовский государственный социально-экономический университет

Кафедра экономической теории

Курсовая работа

«СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ»

Исполнитель:

студентка II курса УЭФ 5 группы

Туктарова Динара.

Научный руководитель:

Гусарова Любовь Федоровна

Саратов 2002

План:

Глава 1. Теоретический аспект теневой экономики.

1.1 Понятие теневой экономики.

1.2 Причины возникновения теневой экономики.

1.3 Механизм функционирования теневой экономики.

Глава 2. Теневые процессы в российской транзитивной экономике.

2.1 Структура теневой экономики в России.

2.2 Масштабы и динамика теневых процессов.

2.3 Пути преодоления теневой экономики.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

У каждого времени есть свои особые приметы. Понятие «теневая экономика» стало

одним из них для нашего времени. Сегодня в России не найти человека, который

не слышал бы о ней, хотя еще совсем недавно этот термин не замечался,

вычеркивался из книг и статей.

В последнее время неформальные отношения в жизни российского общества

оказались в центре внимания большого числа отечественных и зарубежных

специалистов. Одни трактуют «теневую экономику» как печальный финал былых

порядков, другие находят в ней подтверждение провала перестройки. Причина

этого все нарастающего интереса – постоянное развитие этих отношений в самых

разных сферах деятельности россиян, а в первую очередь в сфере экономики.

«Теневая экономика» представляет собой весьма сложный предмет для

исследования – некий «виртуальный» феномен, который относительно легко

определить, но невозможно точно измерить. Для исследователя, занимающегося

экономической теорией, теневая экономика интересует, прежде всего, с точки

зрения своего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных»

экономических процессов: распределения и формирования дохода, международной

торговли, инвестирования и экономического роста и т.д. Влияние и роль

«теневых» отношений в российском народном хозяйстве столь велики, что

предпринимать попытки их анализа, преодолевая все возникающие трудности,

просто необходимо.

Теневой капитал демонстрирует способность приспосабливаться к изменяющемуся

миру и избегать карательных мер, которые принимаются против него различными

государствами и международным сообществом в целом. Опыт свидетельствует, что

существует точка, в которой теневая экономика становится общегосударственной

проблемой.

Есть основания предполагать, что в России теневой капитал достигает этой

точки. Значит необходимо разрабатывать программы государственных действий по

отношению к теневой экономике. Здесь важно учесть два важных обстоятельства:

-во-первых, в настоящее время к теневикам относятся не только криминальные

элементы, но и обычные предприниматели, задушенные налогами.

-во-вторых, в теневой экономике задействованы огромные капиталы, которые

обращаются либо внутри страны, либо вообще уходят за границу.

В теории и практике сегодня существуют различные подходы к определению роли

теневой экономики и решению связанных с ней проблем. Вот основные из них.

1. Радикально-либеральный подход. Он характеризуется высокими темпами

накопления частного капитала. Этот подход фактически реализуется с конца 1991

– начала 1992 гг. Итоги налицо: критические масштабы роста теневой экономики

и коррупции, образование финансово-производительных кланов – с одной стороны,

и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого

бизнеса, - с другой.

2. Преимущественно силовой подход, который возник как своеобразная

реакция на негативные социальные последствия либерального. Он связан с

расширением и усилением соответствующих подразделений ФСБ, МВД, налоговой

инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; а также формирование

системы тотального контроля и доносительства, ужесточение законодательства

против теневой экономики, усиление мер наказания. Этот подход соответствует

настроениям возмущенных масс, но он ограничен и чреват серьезными негативными

последствиями

3. Комплексный экономико-правовой подход. Главное в нем – это то, что он

не отрицает необходимости определенных силовых мер, но в то же время, делает

акцент на изменение общих условий хозяйствования, совершенствование

законодательства и на устранение всех правовых пробелов. То есть здесь речь

идет о комплексной программе интеграции теневой и легальной экономики,

которая допускает такие меры, как, например, налоговая амнистия.

В последнее время теневые процессы стали все чаще рассматриваться в

различных публикациях. Но в большинстве они рассчитаны на то, чтобы

пощекотать нервы читателям. Интерес практически всех авторов сводится к

уголовно-криминальной стороне вопроса. Но этого недостаточно – необходимо

провести комплексный экономико-правовой анализ.

Несомненно, даже в развитых странах имеются обширные зоны, свободные от

действия формальных регуляторов. Но там между официальным и неофициальным

секторами обычно проходит достаточно четкая граница. В отличие от них

российскую экономику правильнее определить как двухслойную: в ней практически

невозможно провести ясную разграничительную линию между бизнесом легальным и

нелегальным. Говоря о компаниях «Майкрософт» или «Дженерал Моторз»,

естественно исходить из презумпции их неучастия ни в какой теневой

деятельности. В отношении российских компаний справедлива прямо

противоположная установка: даже крупнейшие из них стоят одной ногой в

официальной экономике, другой – в неофициальной. Как считает Р.

Капелюшников, это одно из наиболее зримых проявлений сохраняющейся

«переходности» российской институциональной системы.

Теневая деятельность в России в ходе трансформации экономики в рыночную

систему, которая не сопровождалась адекватными институциональными

преобразованиями, в условиях быстротечной либерализации хозяйственной

деятельности, глубокого спада производства, стала быстро распространяться в

самых различных формах. Масштабы ее деятельности расширяются, набирают

быстрые темпы и приобретают угрожающий характер экономической безопасности

страны, ведут к расточительному использованию национального богатства,

ресурсов государства, вносят диспропорцию в воспроизводственные процессы.

Согласно данным Госкомстата России масштабы теневой экономики колеблются в

пределах 22-25%, а по оценкам Федеральной службы безопасности РФ – 40% от

ВВП.

В общем, явление теневой экономики России еще недостаточно исследовано

экономической наукой.

§1.Понятие теневой экономики

Теневая экономика весьма многоликое явление. До сих пор не существует единого

универсального определения неформальной экономики. Нет ясности в том, что

конкретно она включает в себя. Эта неопределенность характерна не только для

России, хотя за рубежом научные исследования начались значительно раньше.

Стоит сказать, что термин «теневая экономика» пришел к нам из-за рубежа.

Экономика «вне государства» привлекла внимание зарубежных ученых еще в 1930-х

годах. В конце 1970-х она стала предметом крупных исследований, а с 1980-х

годов – темой различных международных конференций.

Определений сферы экономики «вне государства» насчитывается несколько

десятков – «теневая», «скрытая», «неформальная», «нелегальная», «фиктивная»,

«подпольная», «криминальная» и т.д. Существует даже классификация этих

терминов. В. Исправников выделяет языковую специфику терминологии: для

англоязычных авторов характерно использование терминов «неофициальная»,

«подпольная», «скрытая»; в работах французских специалистов – «подземная»,

«неформальная»; у итальянцев – «тайная», «подводная»; в немецких источниках –

«теневая».

Впервые термин «неформальный» использовал британский антрополог К. Харт в своих

исследованиях занятости и безработицы в Гане в 1971 году. Он описал возможности

городского населения, значительная часть которого считалась безработной, в

использовании различных неформальных способов повышения своих доходов. Для

разграничения формальной и неформальной деятельности Харт применял такой

критерий, как «степень рационализации работы, т.е. нанимаются работники на

постоянной и регулярной основе за фиксированное вознаграждение или нет».

[1] Выводом исследования было то, что безработные, попавшие в поле зрения

автора, по сути, вовсе не являлись безработными. Наоборот, они активно

трудились, иногда даже на нескольких работах, а их доходы, будучи менее

регулярными и надежными, чем у постоянно и официально занятых, располагались

выше и ниже ставки заработной платы неквалифицированных рабочих.

Исследования Харта дало толчок к изучению неформальной деятельности, ее

социальной и экономической роли. Стало понятно, что неформальная

экономическая деятельность – явление универсальное, которое можно обнаружить

в странах самого разного уровня развития, включая развитые капиталистические

страны и страны с плановой экономикой. При этом существуют особенности в

компонентах экономик различного типа, которые обусловлены уровнем

экономического развития, характером институциональной среды, ролью

государства в регулировании экономики.

Хотя конкретное содержание неформальной экономики, оценки роли, возможности

использования и искоренения весьма различны, но все ее концепции имеют общий

стержень, состоящий в выделении некоего специфического отношения к

государству и закону.

Так, конкретное содержание неформальной экономики может быть определено в

рамках либо накопительного, суммарного метода, либо на основе метода

исключения. Суть суммарного метода состоит в том, чтобы максимально полно

очертить круг тех видов экономической деятельности, которые следует

рассматривать в качестве неформальной. В ООН специалисты, занимающиеся

национальными счетами, рассматривают теневую экономику в трех, отчасти

пересекающихся сферах деятельности, но описывающих вполне определенный,

отличный от других круг явлений:

· «Скрытая» («теневая») деятельность – разрешенная законом

деятельность, которая официально не показывается или преуменьшается в

официальной отчетности с целью уклонения от уплаты налогов, внесения социальных

взносов или от выполнения определенных административных обязанностей. Эта

деятельность возможна практически во всех отраслях экономики.

· «Неформальная» («неофициальная») деятельность -

деятельность на законном основании, но направлена на производство товаров и

услуг для удовлетворения собственных нужд домашних хозяйств (например,

осуществление собственными силами индивидуального строительства).

· «Нелегальная» деятельность связана с осуществлением

реального трудового процесса на «нелегальном» предприятии, выпускаемые продукты

и услуги которого имеют эффективный рыночный спрос.

Метод исключения основывается на том, чтобы из всей суммы экономической

деятельности, осуществляемой в том или ином экономическом пространстве (как

правило, в рамках отдельной страны и национальной экономики), исключить сферу

формальной экономической деятельности, а в качестве неформальной

рассматривать полученный остаток.

Понятие «теневая экономика» охватывает три относительно самостоятельных

понятия, обозначающие три соответствующих сектора:

«Неофициальная экономика» включает легальные виды деятельности, связанные

с производством товаров услуг не фиксируемых официальной статистикой. Такая

деятельность получила широкое распространение в сфере услуг (ремонт квартир,

репетиторство и т. д.). Причем получатели доходов скрывают их от

налогообложения.

«Фиктивная экономика» связана с получением необоснованных выгод и льгот

субъектами хозяйствования на основе связей. Сюда относят: экономику приписок,

взяточничества и спекулятивных сделок, а также мошеннические способы получения

денег.

«Подпольная экономика» - все запрещенные законом виды экономической

деятельности. К их числу относятся: незаконное производство и сбыт продукта и

услуг; производство оружия, наркотиков, контрабанда, содержание притонов;

деятельность лиц, не имеющих юридического права заниматься этим видом

деятельности (адвокаты, врачи, практикующие без лицензии).

§2. Причины возникновения теневой экономики.

Ярким примером широкомасштабного развития неформальных отношений в

экономической и других сферах жизни страны может служить Россия, которая на

сегодняшний день стала одним из «лидеров» по масштабам и сфере их

распространения.

В России развитие неформальных отношений имеет ряд особенностей. В первую

очередь это преемственность системы неформальных связей с их высокой

коррупционной составляющей, которая досталась России в «наследство» от

советского прошлого.

Феноменом неформальных отношений в советской экономике, их ролью и

результатами, ряд отечественных и западных исследователей заинтересовался еще

в 1970-е годы. На время он стал предметом пристального научного внимания:

проводились научные конференции, велась оживленная полемика в научной

литературе. В оценках истоков теневой экономики в то время преобладало

мнение, согласно которому она является результатом подавленной частной

инициативы в сфере хозяйствования. Почти единодушно утверждалось, что

достаточно устранить неоправданные ограничения, и соответствующая часть

экономики заработает на благо обществу.

Однако некоторые исследователи еще тогда обращали внимание на односторонность

подобного подхода, подчеркивали многофакторность происхождения и развития

«теневого» хозяйствования. Это подтверждалось и практикой начавшейся

перестройки. Так, принятие в 1986 году Закона СССР «Об индивидуальной

трудовой деятельности», фактически легализовавшего часть существовавших в то

время видов «теневой» хозяйственной деятельности, отнюдь не привело к

снижению преступлений и других правонарушений в сфере экономики в последующие

годы.

С разрушением социалистической системы интерес к проблеме неформального в

плановой экономике спал, и многие исследования в этой области были свергнуты.

Ю. Латов подчеркивает, что «именно неадекватное понимание особенностей

советской теневой экономики породило радужные надежды на быстроту и

безболезненность рыночных реформ».[2]

Поэтому сейчас многие исследователи вновь обращаются к вопросам о природе, роли

и функциях неформальных отношений в советской социально-экономической системе.

Одним из первых серьезных обращений к вопросу о неформальной оставляющей

социалистического хозяйства были работы американского советолога Г.

Гроссмана, прежде всего его исследование «Вторая экономика в СССР». Гроссман

выделял в качестве теневых экономических отношений те, которые нарушали

советское законодательство и были направлены на получение частной выгоды.

Тезисы автора о росте неформальных доходов от севера к югу, от городских

центров к сельским поселениям, рассмотрение второй экономики как побочного

продукта специфических дисфункций советской экономики придавали неформальной

экономической деятельности черты некоторой исключительности.

Интересна классификация рыночных отношений в якобы тотально планируемом

советском хозяйстве бывшего советского экономиста, эмигрировавшего в Америку,

А. Каценелинбойгена. В рамках его подхода теневые отношения являются одним из

компонентов системы рыночных связей. Он выделяет шесть разновидностей рынка,

которые действовали в экономике СССР и различались и по субъектам, и по

объектам, и по степени легальности. Половина из них – рынки теневые.

Легальные рынки – красный, розовый, белый, открыто поддерживаемые

правительством и людьми; полулегальный – серый – рынок, признаваемый народом,

на который правительство «закрывает глаза»; нелегальные рынки – коричневый и

черный – запрещенные правительством, но признаваемые хотя бы некоторой частью

населения. Таким образом, Каценелинбойген прелагал рассматривать советскую

экономику как неразрывный синтез официально-плановых отношений с рыночными.

По сути, это свидетельствовало о скрытой многоукладности советского

хозяйственного строя.

Цветные рынки в СССР.

Рынки

Степень законностиУчастники товарных сделок
источников товаровметодов продажипродавцыпокупатели

1. Легальные

Красный

Розовый

Белый

Законны

Законны

Законны

Законны

Законны Законны

Работники государственных магазинов

Любые люди

Колхозники

Любые люди

Любые люди

Любые люди

2. Полулегальные

Серый:

а) потребительские товары

б) товары производственного назначения

Законны

Полузаконны

Полузаконны

Законны

Любые люди

Государственные менеджеры

Любые люди

Государственные менеджеры

3. Нелегальные

Коричневый:

а) потребительские товары

б) товары производственного назначения

Черный:

а) законные товары

- законно произведенные, дефицитные товары

- законно произведенные, лимитируемые в продаже товары

- незаконно приобретенные товары

б) незаконные товары

Полузаконны

Незаконны

Полузаконны

Законны

Незаконны

Незаконны

Полузаконны

Незаконны

Незаконны

Незаконны

Незаконны

Незаконны

Работники государственных магазинов

Государственные рабочие

Спекулянты

Спекулянты

Расхитители

Скупщики валюты, проститутки

Любые люди

Колхозы

Любые люди

Любые люди

Любые люди

Любые люди

В 80-е годы некоторые советологи стали приходить к мнению, что за ширмой

всеобщей планомерности и зарегулированности в СССР фактически скрывается

экономическая система смешенного типа, где неформальное, неконтролируемое

производство играет во многих отношениях не меньшую роль, чем производство

официальное.

Точных данных, характеризующих масштабы неформальной деятельности в советский

период, нет, поэтому трудно сказать, какой вес имели отдельные ее виды. Но

можно предположить, что наибольшее распространение имели сокрытие части

легальной экономической деятельности, осуществляемой в рамках

зарегистрированных производств, и фиктивная экономика, в первую очередь как

экономика приписок, взяточничества и спекуляций. Широкое распространение

получили также домашняя и межсемейная экономическая деятельность.

Есть несколько свидетельств, которые, характеризуя отдельные параметры

неформальной деятельности в советский период, могут дать примерное

представление о ее масштабах. Так, согласно работе американских исследователей

Г. Офера и А. Винокура, основанной на информации о семейных бюджетах эмигрантов

из СССР в Израиль, около 10-12% семейного дохода горожан в конце 1970-х годов

давал частный сектор и, примерно 18% всех потребительских расходов совершались

частным образом. На основе этих данных и официальной советской статистики

западногерманский советолог П. Вилес оценил доход от «второй экономики» в

12-13% личного дохода на душу населения.[3]

Советологи рассматривали развитие теневой экономики как проявление ущербности

советской модели, ее неспособности вырабатывать приемлемые для всех правила

хозяйственной жизни. Однако зарубежные исследователи подчеркивали, что многие

виды теневой экономической деятельности - уклонение от уплаты налогов,

вторичная занятость, коррупция, искажение официальной отчетности –

встречаются как при социализме, так и в обществах массового благосостояния.

Они считали, что в целом люди мало различаются по своим основным недостаткам.

К выводу о неразрывности природы неформальной экономики с ее формальной

«базой», сходности их очертаний, универсальности и о всеобъемлющем характере

неформального пришло большинство исследователей, занимавшихся проблемами

теневой экономики в советской России последних десятилетий. Некоторые считают,

что теневая деятельность в СССР к началу 1980-х годов уже не носила случайный

характер, а приобрела фактически статус экономического института советского

общества. Ю. Латов отмечает, что если в 1970-1980-х годах советскую экономику

рассматривали как «дуалистическую, где плановому государственному сектору

противостоит сектор рыночный», то уже после гибели СССР стало очевидным, что

она образует единую систему, в которой «легальная и теневая экономики

определенным образом дополняют друг друга, образуют два неразрывно связанных

компонента одной головоломки.»[4].

Таким образом, история исследований неформальных отношений в советской России

шла от выделения неформального компонента экономики, как феномена особого

рода, к признанию универсальности неформальных отношений, их неразрывной и

естественной связи с формальной экономикой. Специфической особенностью

неформальной деятельности в советский период была система неформальных

персонифицированных связей между людьми, статус и возможности (экономические,

политические, социальные) которых определялись их формальным положением в

существовавшей административной иерархии. Этот феномен был порожден самой

советской системой. Фактически он компенсировал отсутствие института частной

собственности и рыночных отношений путем создания специфических неформальных

рынков, благодаря которым за счет коррупции всей системы обеспечивалось и

поддерживалось благосостояние членов общества в соответствии с их

административным статусом.

В российском варианте наиболее распространенный путь включения субъектов в

неформальную деятельность – обретение ими определенного официального статуса,

дающего право распоряжения благами и обеспечивающего вытекающие отсюда

возможности неформальной деятельности. И правда, большинство имевших место

неформальных действий – от бартерных обменов на промышленных предприятиях и

взяток в аппарате государственной власти до выноса продукции с предприятия –

связаны с приближенностью их субъекта к государственным ресурсам и зависят от

его статуса в административной и номенклатурной иерархии. Конечно, коррупция

существует в любом обществе вне зависимости от того плановые или рыночные

принципы лежат в основе его жизнедеятельности. Российская специфика

коррумпированности в том, что она не просто часть неформальных отношений, а

их начальная и определяющая стадия.

С. Кордонский называет коррупцию «административным рынком». На нем можно

было приобрести всё, но не всем. Деньги сами по себе не играли в этой системе

роли всеобщего эквивалента. Гораздо важнее было наличие «блата».

Большинство неформальных действий в советской системе фактически представляли

собой прямое воровство у государства, причем не косвенного характера, как,

например, уклонение от уплаты налогов, а путем непосредственного изъятия или

использования в личных целях государственных ресурсов. За неимением своих

собственных ресурсов субъекты, стремящиеся к улучшению своего благосостояния,

прибегали к использованию тех государственных благ, которые были в их

служебном распоряжении. При этом перемещение в служебной иерархии

обуславливали соответственное изменение возможностей и реального участия в

неформальных отношениях. Это было воровство «по чину», когда занимаемая

должность несла с собой конкретные негласные привилегии, которые в конечном

счете и определяли привлекательность той или иной работы. Связь неформальной

деятельности с рабочим местом и должностью обуславливало предметную привязку

(что работник производит, то он и крадет) и стратифицированный характер

(вышестоящему дозволено больше, и если субъект неформальных отношений не

имеет прямого доступа к ресурсам, но прямо или косвенно участвует в их

распределении, то он получает свою долю в виде регулярных подношений).

Вывод о теснейшей взаимосвязи легальной и нелегальной экономик имеет большое

значение не только для понимания развития теневых отношений в советской и

постсоветской экономиках, но и для анализа проблемы в целом.

Налицо двойной дуализм советской экономики, сегменты которого образовывали не

отдельные самостоятельные уклады, а единую систему.

Двойной дуализм советской экономики

Командная экономикаРыночная экономика
Легальная экономика1) Плановое хозяйство2) Колхозные рынки и др.
Нелегальная экономика3) «Клановый социализм»4) Неформальный сектор

Так, в системе институциональной коррупции противостояли друг другу и

дополняли друг друга четыре сектора:

1) легальная командная экономика;

2) легальная рыночная экономика;

3) нелегальная рыночная экономика;

4) нелегальная командная экономика.

Таким образом, в советской хозяйственной системе существовали не одна, а две

параллельные командные экономики – легальная (выполнение плановых заданий) и

нелегальная (получение нелегальных личных благ привилегий благодаря личным

связям). Общим правилом было совмещение ролей: каждый государственный

служащий участвовал в формировании не только плановых заданий и их

выполнении, но и в обеспечении «своих людей» дефицитными благами в обход

официальных норм.

§3. Механизм функционирования теневой экономики.

Механизмы функционирования теневой экономики можно разделить на два больших

класса. Речь идет об основных и вспомогательных (обслуживающих) механизмах.

Первый, основной, предполагает наличие “объекта эксплуатации”, при этом в

роли “дойной коровы” выступает государство или крупное предприятие.

Соответствующие схемы:

Первая: при предприятии создаются товарищества с ограниченной

ответственностью (или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в число

учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка

ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих

товариществ так, что ресурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямых

поставках, но члены товарищества в результате увеличивают свой доход. Эта схема

является симметричной, действующей в обе стороны - продажа излишков сырья и

материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций,

имеющих и здесь свой процент дохода.

Вторая: некая коммерческая структура арендует у базового предприятия

производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода. В

число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят

сотрудники отделов сбыта завода, которые переадресуют наиболее выгодные заказы

“параллельному предприятию”.

Третья: базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающее

средства на проведение научно-исследовательских работ из государственного

бюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на

депозитный счет коммерческого банка. По истечении обусловленного депозитным

договором и временем выполнения плана научно-исследовательских работ срока,

деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без

оплаты), бюджетный и депозитный счета “расчищаются”, а депозитный процент

перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы

так называемые “научные работники”.

Отмеченный второй класс механизмов охватывает операции по сокрытию полученных

доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются “концы”

указанных выше сделок: превращаясь в наличность или валюту, доходы

вкладываются в недвижимость и личное имущество, переводятся за рубеж.

Данный круг сделок трудно фиксировать и изучать, а быстрое становление новой

отечественной банковской системы непосредственно связано с обслуживанием

подобных операций.

Регистрируемый сейчас уровень деловой активности не позволяет большинству

предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять

производственные мощности. Попытка включить затраты на их содержание и

эксплуатацию в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, из-за чего

чуть ли не официальной практикой стали заказы на производство услуг через

“малые предприятия”, действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний

механизм “проедания” основных доходов.

Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную

теневую деятельность, обычно включает:

- предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные

операции;

- банк;

- “службу безопасности”;

- связи.[5]

Каждый из этих элементов следует рассмотреть подробнее. Одна и та же

хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через

несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности

их партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, которое и

специализируется на их “расшивке”. Кроме того, при помощи разветвленной

структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих

партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят

регулярно).

Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и

наоборот, не говоря уже о других операциях.

“Служба безопасности” имеет разные формы: это и обычные охранники, и

спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных

органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе

стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах

массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей

безопасности на сферу общественного мнения.

Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные

(прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных,

комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая

принадлежность.

Таким образом, структуры теневой экономики в принципе не являются в полном

смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение

запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они напоминают

государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных

Центробанку и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые

занимаются одними и теми же операциями и т.п.

Глава 2.

§1. Структура теневой экономики в России.

Из предыдущей главы следует, что теневая экономика – явление весьма

разнородное. В связи с этим возможны различные критерии разграничения ее

элементов. На этом рисунке отражено их структурирование, исходящее из

характера ухода «в тень».

Курсовая: Теневая экономика

Подпись: Виды производственной деятельности

Подпись: НеофициальныеПодпись: Официальные

Подпись: Преступления против личности и имуществаКурсовая: Теневая экономика

Подпись: НелегальныеПодпись: Легальные

Подпись: ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКАПодпись: Учитываемые

Всю теневую экономику по характеру связи с производством можно подразделить

на две части:

¨ первая – это та, которая участвует в производстве товаров услуг;

¨ вторая – это та, которая функционирует в сфере перераспределения

товаров и услуг, созданных вне этой сферы.

Кроме того, различают субъекты теневой экономики, соответствующие типажи,

используемые методы и формы теневой деятельности которых образуют своего рода

пирамиду.

На ее вершине – наиболее криминальные элементы теневой экономики: торговцы

наркотиками и оружием, бандиты-грабители, рэкетиры, наемные убийцы, сутенеры,

проститутки и другие носители пороков современного общества. Также сюда можно

отнести коррумпированных представителей органов власти и управления, берущих

крупные взятки, торгующих государственными должностями и интересами. На долю

этих элементов, обладающих значительными ресурсами, силой и влиянием, по

различным экспертным оценкам приходится от 5 до 25% всей теневой экономики.

Среднюю часть пирамиды образуют теневики-хозяйственники. К их числу следует

причислить предпринимателей, коммерсантов, промышленников, банкиров и

аграриев, мелких и средних бизнесменов, включая челноков – организаторов

собственного дела. Последних особенно много. По данным МВД РФ в 1996 году ими

совершено 30 млн. рейсов в зарубежные страны. Все эти люди – мотор

экономической деятельности, причем не только нелегальной. В принципе, они

могут выступать в качестве основы среднего класса нормальной рыночной

экономики. Однако они вынуждены уходить в «тень» в основном потому, что

издержки их деятельности при существующих законах правилах экономической

игры превышают соответствующе выгоды и доходы. В этой ситуации деловому

человеку остается три возможности:

- бросить свое дело, свернуть производство, перевести капитал за границу;

- попытаться получить льготы, прежде всего налогового характера. Но при этом

приходится «оплачивать услуги» чиновников;

- уклониться от налогов, перейти на наличные расчеты, т. е. уйти в теневую

экономику.

Третья группа субъектов представлена наемными работниками физического и

умственного труда. К ним могут примыкать мелкие и средние государственные

служащие, в доходах которых, по имеющимся оценкам, до 60% составляют взятки.

У этой категории лиц нерегистрируемая деятельность является вторичной

(неформальной) занятостью. Род их занятий сам по себе обычно не является

противоправным, но в силу различных обстоятельств эти занятия выводятся из-

под действия закона.

Конечно, это деление субъектов довольно таки условно. Но это необходимо,

потому что речь идет более чем о 30 млн. человек экономически активного

населения страны, которые производят более 40% ВВП, а также потому, что у

этих групп есть общий интерес и общие формы его реализации.

Общий интерес заключается в получении дополнительного дохода за пределами

правового поля, а реализуется он, например, благодаря вывозу капитала за

рубеж, который по разным оценкам составил за последние годы от 120 до 300

млрд. долл. Правда, если представители первых двух групп добиваются этого

главным образом путем незаконных операций с сырьем, инвестициями и товарами,

при помощи фиктивных документов, то субъекты третьей группы могут вывозить в

основном лишь свой «человеческий капитал» - «рабочие руки» и «мозги».

Но существуют также принципиальные различия, которые сводятся к следующим

позициям.

Во-первых, криминальные структуры, как правило, в отличие от теневиков-

хозяйственников действуют в сфере обращения при распределении и

перераспределении доходов. Основные способы «присвоения» ими части доходов

связаны с внеэкономическими методами, связанные с насилием: шантаж,

вымогательство, обеспечение «крыши» мелким и средним предпринимателям за

определенную плату, различные методы угроз вплоть до заказных убийств. Что

касается теневиков-собственников, то они изначально являются законными

собственниками производимых доходов. Они лишь в дальнейшем уводят часть

доходов из-под действия законов и правовых норм. Обычно такие шаги являются

вынужденной мерой, обусловленной невыполнением принятых обязательств

партнерами, откровенным обманом при совершении сделок, использованием силовых

методов ведения дел и т.д. Часто им нельзя действовать по-иному, потому что

выполнение существующих правил ставит под угрозу смысл их предпринимательской

активности. Нередко им приходится привлекать криминальных объектов в качестве

«крыши» для своих сделок. Иначе нельзя: официальное обращение в

правоохранительные органы в случае невыполнения договоренности исключается,

поскольку сделки незарегистрированы.

Второе различие связано с тем, что криминальную группу теневиков объективно

устраивают существующие условия. Чем выше неупорядоченность в экономике, чем

слабее власть, тем для них лучше. Такие условия хозяйствования позволили

криминальным структурам взять под свой контроль до 90% предприятий и

организаций, которые выступают создателями основной массы криминальных

доходов. Чтобы сохранить такую ситуацию активно используется подкуп

должностных лиц, распространяется организованная преступность.

Теневики-хозяйственники наоборот заинтересованы в ослаблении влияния

криминальных элементов, ведь только плата за «крышу» приводит к удорожанию

товара и услуг примерно на 30%, а это наносит удар по доходам теневиков. Их

положение осложняется тем, что на них оказывается влияние с двух сторон. С

одной стороны на доходы теневиков посягают криминальные структуры, вынуждая

их идти на нарушения юридических норм хозяйствования для сохранения

предельного уровня доходов; с другой – они находятся под надзором правовых

органов.

В-третьих, разным является поведение отдельных групп теневой экономики.

Теневики первой криминальной группы предпочитают незаконные (или

полузаконные) способы «отмывания» криминальных денег, так как их легализация

неизбежно приведет к вскрытию всей преступной деятельности. Представители

второй группы заинтересованы в легализации своих доходов путем изменения

действующих правовых норм и законов. Но при этом, «отмывание» криминальных

денег и легализация теневиков-хозяйственников – это пересекающиеся понятия,

но отнюдь не тождественные процессы. Если первые граничат с преступным миром,

то вторые лишь отклоняются от законов.

Суммируя все вышеизложенное можно сформулировать общие выводы:

1) В российском обществе есть социальные слои и группы населения, для

которых теневая экономика является фактором социальной стабилизации и

выполняет определенные регулятивные функции.

2) Теневая экономика подрывает основы социального благополучия больших

групп населения.

3) «Выигрыши» и «проигрыши» у разных общественных слоев,

непосредственно зависящих от теневого хозяйствования, разные.

4) Те слои общества, которые вовлечены в теневую деятельность,

обладают много большими социальными ресурсами для отстаивания своих

интересов, чем те, кто никак не связан с теневым сектором и кто считает, что

уход «в тень» - это исключительно отрицательный фактор.

Приватизация.

Приватизация стала одним из реформационных процессов, сопряженных с бумом

теневой экономики в России. Начиналась она под лозунгом «народной

приватизации». Было обещано сделать граждан России субъектами собственности.

Результаты же оказались прямо противоположными: произошел величайший в

истории раздел богатства, созданного многими поколениями. Это богатство было

захвачено получившей к нему доступ группой лиц.

Государство уступило не только свою собственность по почти символическим

ценам, но и поспешило отказаться от наиболее прибыльных хозяйственных

объектов. Это можно было бы понять, если государство предпочло текущей

выручке от приватизации гарантированный поток частных инвестиций в

приватизированные объекты. Однако на деле этого не наблюдалось. Хуже того,

при фактически бесплатной раздаче собственности оказалось выгодным

приобретение имущества не для того, чтобы завести дело, а ради перепродажи по

реальной цене.

Что касается акций, приобретенных работниками на льготных условиях, то они не

подлежали продаже в течение трех лет с момента регистрации покупки, а

приватизационный счет, под которым понималось государственное свидетельство о

праве его владельца на долю в безвозмездно распределяемой государственной

собственности, предполагалось сделать именным и вовлечение его в свободный

оборот исключалось.

На практике приватизационные вклады были подменены приватизационными чеками

(«ваучерами») и их свободный оборот ничем не ограничивался.

Таким образом, сформировался такой механизм приватизации, который позволил

передать основную часть собственности в руки избранных, а в результате

образовалась элита крупнейших собственников при отделении от собственности

основной массы граждан. Такая структура общества типична для страны с широким

распространением теневой экономики, которая процветает там, где налицо

элитный частный собственник, который получает и увеличивает собственность не

с помощью повышения эффективности производства, а используя свое положение.

Теневые процессы в социальной сфере.

В последнее время круг субъектов теневого поведения стал заметно шире. Это

далеко не только «субъекты экономики» (крупные и мелкие бизнесмены, директора

предприятий и др.). Сегодня это также политики, включая чиновников «высшего

эшелона»; ученые, врачи, преподаватели всех видов учебных заведений,

работники культуры и т. д. В общем, в современной России теневые процессы

захлестнули не только экономику, но и российское общество в целом.

Под «теневизацией общества» Р.В. Рывкина понимает постепенное расширение

масштабов теневых процессов за рамки экономики, то есть «захват» ими все новых

и новых сфер жизни страны, в результате чего открытая часть жизни все более

сокращается. «Широта захвата» в основном и отличает теневые процессы в обществе

от теневой экономики.[6]

Если говорить о генезисе теневых процессов в социальных сферах, то они,

конечно, вторичны по отношению к теневой экономике. То есть, являясь

источником теневых процессов, экономика как бы «заражает» ими все другие

сферы общества. В результате оказывается, что теневые процессы выходят за

рамки экономики и проникают во все остальные сферы общественной жизни.

Естественно, что модели поведения, которые сложились в теневой экономике,

начинают осуществляться и за ее пределами. Из-за этого «теневое пространство»

в стране постоянно расширяется, захватывает все новых социальных субъектов,

новые социальные организации, новые социальные институты.

Второе существенное отличие теневых социальных отношений от теневой экономики

состоит в том, что в социальной сфере результатом теневой деятельности

являются не сами деньги сами по себе или какая-то конвертируемая в деньги

продукция, а изменения в социальных взаимоотношениях участников, социальные

эффекты, даже если в теневом процессе участвуют деньги. Можно привести

несколько примеров.

Коррупция. Если бизнесмен дает взятку крупному чиновнику, чтобы он

«протащил» во власть нужного человека, то в этой ситуации взятка не дает

финансовой прибыли, а улучшает социальную среду данного бизнесмена, потому что

«свой человек» будет защищать интересы той компании, которая его продвинула.

Или же теневой институт репетиторства, который возник в рамках сферы

образования и базируется на оплате труда педагогов. Здесь тоже главным

являются не деньги, а социальные показатели – поступление обучавшихся в

соответствующие учебные заведения, качество знаний, которое ученики получили от

репетиторов.

Теневые процессы могут реализовываться вообще без участия денег.

Теневые кадровые перестановки в высших эшелонах власти, например,

осуществляются путем неофициальных и закрытых переговоров и договоренностей. В

СМИ сообщаются только результаты.

От теневых сговоров представителей разных политических фракций Госдумы,

отдельных губернаторов и других политиков при голосованиях в процессе решения

тех или иных вопросов зависит само устройство государственной власти.

Не случайно «финансовое сопровождение» теневой политической или любой другой

неэкономической активности тщательно скрывается и не только потому, что

наказуемо. Просто у соответствующих субъектов всегда есть своя цель,

разглашение которой совсем нежелательно.

Неучтенный наличный оборот.

С теневой активностью предприятий и уклонением от уплаты налогов тесно связан

неучтенный наличный оборот или, проще говоря, «черный нал». Ниже я приведу две

схемы уклонения от уплаты налогов с использованием неучтенных наличных средств.

[7]

«Традиционная» схема и ее основные характеристики.

Эта схема предполагает сокрытие налогоплательщиком части выручки от

реализации и выглядит она так: предприниматель фиксирует в своей отчетности

для последующей подачи декларации в налоговую инспекцию доход намного меньший

реального уровня валового дохода. Можно выделить пять основных характеристик

применения этой схемы:

1) ее применение возможно в том случае, когда налогоплательщик получает

всю выручку (или хотя бы часть) в наличной форме;

2) она характерна для «независимых профессионалов» (нотариусы, врачи) и

для мелкого некорпорированного бизнеса. Налогоплательщиком выступает обычно

физическое лицо или индивидуальный владелец малого предприятия;

3) часть операций налогоплательщика является нелегальной (без

выставления счетов);

4) эта схема связана с занижением уровня валового дохода;

5) все сделки налогоплательщика с поставщиками и покупателями остаются

реальными.

«Базовая» схема («обналичивание»).

Эта схема типична для большинства предприятий. Общая идея заключается в

фиктивном замещении тех элементов валового дохода, которые в наибольшей

степени подпадают под налогообложение, такими элементами, которые облагаются

по минимальным ставкам. Основанием этого «замещения» выступает договор между

предприятием-налогоплательщиком и фирмой-«однодневкой» (далее – ФО). В

соответствии с договором налогоплательщик переводит свои денежные средства в

безналичной форме на банковский счет ФО в обмен на фиктивный счет о

проделанной работе. Это только формальная сторона операции. В

действительности, в обмен на банковский платеж в адрес ФО, предприятие-

«клиент» получает назад свои средства в форме неучтенных наличных в сумме

первоначального безналичного платежа за вычетом комиссии ФО (она обычно

составляет 2-3% от первоначального банковского платежа). Удивительно, но эта

схема не связана с коррупцией, здесь нет необходимости давать взятки.

Неучтенные наличные средства используются для выплаты неофициальной

заработной платы или в качестве предпринимательского дохода. Сточки зрения

же налоговой инспекции получается, что данная фирма просто потратила

некоторые средства в обмен на некоторые товары услуги. А что касается ФО, то

она действует два-три месяца и в конце отчетного квартала просто «исчезает».

Теперь можно выделить основные характеристики «базовой» схемы:

1) налогоплательщик получает свои доходы в безналичной форме на

соответствующий банковский счет. Типичный субъект уклонения от уплаты налогов

– предприятие;

2) схема включает фиктивные сделки;

3) налогоплательщик со своими поставщиками и покупателями совершает

только легальные сделки. Его внешние нелегальные операции ограничиваются

контактами с ФО;

4) происходит систематическое занижение уровня доходов работников и

предпринимателя, но нет занижения валового дохода или общего объема продаж.

Существует и «обратная» схема («обезналичивание»). Она чаще всего

применяется вновь созданными розничными торговыми фирмами. Эта схема является

как бы комбинацией предыдущих двух. Можно выделить следующие ее характеристики:

1) она может применяться, только если налогоплательщик получает свою

выручку в наличной форме (как и в «традиционной» схеме);

2) она включает определенные фиктивные операции (как в «базовой» схеме);

3) наблюдается как занижение индивидуальных доходов отдельных физических

лиц, так и занижение общего объема продаж предприятия;

4) субъект уклонения от уплаты налогов – предприятие.

Это были схемы использования неучтенного наличного оборота с целью уклонения

от уплаты налогов. Но оценку доли наличных расчетов можно применять как

косвенный индикатор масштабов теневой активности. Так, с 1997 года вопрос о

доле р\продаж за наличные в общем объеме продаж был включен в анкету опросов

группы «Российский экономический барометр», на которую ежегодно отвечали 200-

250 предприятий.

Доля продаж за наличные в продажах промышленных предприятий (в %)[8]

ГодМесяцыСреднее за год
IIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXXIXII
1997---18-16161515151516-
199815161315131616171817201916
199921202020242525242627262723
200026282728272928302527283228
200130272926262729282928272628
200226

Выборка РЭБ включает преимущественно средние по российским меркам предприятия

– с числом занятых до 2000 человек. Как видно из данных таблицы в 1999-2000

гг. удельный вес наличных расчетов заметно вырос – до 28% в среднем по

промышленности. Этот результат можно объяснить снижением доли бартера (с 50%

в середине 1998 г. до 15% в 2001 г.) и общим возрастанием уровня монетизации

экономики, а также более активным использованием наличных расчетов в целях

уклонения от уплаты налогов промышленными предприятиями.

Таким образом, данные распространения наличных расчетов между предприятиями

моугт использоваться для анализа динамики теневой экономики.

Курсовая: Теневая экономика

§2. Масштабы и динамика теневых процессов.

Стопроцентная статистическая оценка масштабов теневой экономики невозможна,

потому что теневики не сообщают статорганам свой хозяйственный оборот.

Однако, по мнению российских статистиков, переворот в данной области

произошел в 1993 году, согласно утвержденной ООН новой версии национальных

счетов, всем государствам было рекомендовано учитывать теневую экономику в

объемах производства. С этих пор Госкомстат начал осваивать методы ее учета.

Интересны результаты их расчетов.

Впервые размер занижения ВВП России из-за неучета теневой экономики

попытались определить применительно к 1995 году, а потом уже пересмотрели

размер и динамику ВВП за предыдущие годы реформ. Получилось, что его размер

ежегодно приуменьшался на 9-10%. В 1995 году эту долю оценили на уровне 20%,

а в 1996 году – 23% ВВП.

Курсовая: Теневая экономика

Теневая экономика Росси имеет свои специфические особенности. В 1990-е годы

при удивительном «благополучии» на рынке труда быстрыми темпами росла скрытая

безработица. Она включает в себя официально работающих, но фактически

незанятых граждан. В отдельные годы скрытая безработица в 3-5 раз превышала

официально зарегистрированную, к 2000 г. формально работающих, а фактически

незанятых оказалось около 6,5 млн. человек. Вместе с официально

зарегистрированными безработными количество всех незанятых составило 7,6 млн.

человек, или 10,5% от экономически активного населения. Таким образом, можно

констатировать тот факт, что Россия по данному показателю перешла в категорию

стран с высоким уровнем безработицы.

Одним из серьезных индикаторов, стимулирующих распространение теневой

экономики в России в 1990-е годы, явилось изменение структуры и размеров

получаемых денежных доходов населения. Оплата труда перестала быть

единственным источником получения доходов. Ее доля в структуре доходов

населения в 1992-1996 гг. снизилась с 69,9% до 42,5%. Необходимо отметить,

что оплата труда для большинства населения является основным и единственным

источником существования. За этот же период доля совокупных доходов населения

от собственности и других каналов возросла в 2,7 раза. Это явилось одним из

решающих показателей роста неоправданных диспропорций в распределении

доходов. Государство может в какой-то степени снять эту напряженность путем

перераспределения доходов населения в пользу бедных. Но если удельный вес

бедных составляет 70-80%, то решить проблему бедности через этот механизм

невозможно. Здесь требуются другие меры социальной политики государства.

Такое положение в оплате труда приводит к росту социального расслоения

общества и социальной напряженности.

Потеряв все надежды на государство, трудоспособные образованные кадры ищут

дополнительные занятия, расширяют домашнее хозяйство, укрывая доходы от

налогообложения, находя работу у теневиков. Вторичная занятость для миллионов

людей превратилась из дополнительного в основной источник жизнеобеспечения.

Причем для многих она имеет теневую природу. Так, Рывкина Р.В. ссылаясь на

данные МВД, отмечает, что в середине 1990-х годов в качестве рабочей силы

соприкасалось примерно 58-60 млн. человек.

Вышесказанное относительно теневой занятости относилось к активности самих

рабочих. Помимо нее еще существует скрытая занятость по инициативе «сверху» -

по заказам, которые находит для работников сама администрация, не оформляя

соответствующие документы и выплачивая вознаграждение в виде «черного нала».

Таким образом, можно сказать, что между величиной дохода, вторичной

занятостью и расширением сферы теневой деятельности существует тесная связь,

которая в первую очередь проявляется в виде роста скрытой занятости –

реальной основы теневой экономики.

Многие отечественные западные ученые считают, что основной, а то и

единственной, причиной развития теневой экономики в настоящее время является

налоговый прессинг. Сегодня практически любая теневая активность предприятий,

независимо от ее исходных мотивов, связана, как правило, с уклонением от уплаты

налогов, таможенных и других платежей. Важную информацию по этому поводу

содержит показатель собираемости налогов, т.е. соотношение между фактическими

налоговыми поступлениями и начисленными налогами. В России собираемость налогов

до 1999 г. неуклонно сокращалась, а объем накопленных недоимок в федеральный

бюджет составил в 1996 г. 31% ВВП и в 1997 г. – 41% ВВП. По оценкам Рабочего

центра экономических реформ при Правительстве РФ в конце 1990-х годов только

1,5% российских предприятий своевременно уплачивали все налоги, около 2/3

скрывали часть своих доходов, а около 1/3 вообще уклонялись от их уплаты.

[9] Эти данные наглядно характеризуют масштабы теневой экономики в

современной России.

Таким образом, по всем вышеперечисленным параметрам (уровень безработицы,

размеры дохода, его дифференциация, налогообложение и т.д.) Россия в 1990-е

годы находилась в зоне активного роста теневых отношений.

Естественно, что с ростом масштаба «тени» растет сфера криминального

поведения. Об их увеличении свидетельствуют данные Главного информационного

управления МВД РФ о состоянии преступности в России за 1999 год. По этим

данным общее число зарегистрированных преступлений по состоянию на конец 1999

года составляло 3001749. Рост по отношению к соответствующему периоду 1998

года составлял 16,3%. В том числе прирост по отдельным видам преступлений

составлял (%): тяжкие и особо тяжкие преступления – 18,4; причинившие особо

крупный ущерб или совершенные в особо крупных размерах – 27,7; убийства и

покушения на убийства – 5,4; грабеж – 13,6; кражи – 23,7; мошенничество –

9,0. Связи между теневизацией экономики (общества) и преступностью

двусторонние: «тень» создает благоприятную среду для преступлений, а

преступления, в свою очередь, нуждаются в «тени», вследствие чего усиливают

ее.

В общем, ситуация в современной России характеризуется самыми широкими

масштабами распространения неформальных взаимодействий социально-

экономических субъектов. Власть и общество долгое время соблюдали

определенный нейтралитет в отношении неформальных экономических отношений, а

наиболее предприимчивые представители обеих сторон с максимальной выгодой

использовали сложившуюся ситуацию и получили немалые доходы. Более того,

сложилась целая система норм повседневного поведения, опирающегося на

неформальные связи, уклонение от исполнения закона, а законопослушание

сегодня уже не входит в состав основных ценностей российского населения

(например, по данным исследований, на протяжении последних пяти лет число

людей, считающих, что закон надо соблюдать везде и во всем, не превышает

20%).

§3. Пути преодоления теневой экономики.

Несмотря на терпимость общества к сложившейся ситуации в стране, уже сегодня

идут процессы, направленные на сопротивление неформализации общественной

жизни.

Необходима выработка эффективной политики относительно теневой экономической

деятельности, которая требует комплексного социально-экономического и

экономико-правового подхода. Односторонние акценты, с упором на чисто

экономические или только на институциональные решения могут лишь усугубить

проблему, обострить социальные последствия соответствующих мер.

Основным направлением борьбы с теневой экономикой, когда ею охвачена

значительная часть физических и юридических лиц, следует считать ее

легализацию, создание условий для их вовлечения в нормальную экономическую

жизнь в сочетании с привлечением к уголовной ответственности криминальной ее

части.

Мировой опыт подсказывает, что количественный критерий успешного решения

задачи противодействия развитию теневой экономики соответствует 5-10% ВВП

страны, причем этого уровня лишь силовыми методами не достичь.

В настоящее время борьба с проявлениями теневой экономики возложена на МВД, МНС,

ФСНП России, хотя эта проблема давно уже стала общегосударственной. Каждый из

этих органов преимущественно действует в своей области работы и не охватывает

всю сферу теневой деятельности, и, что самое главное, не касается корней,

причин этого явления. Поэтому для борьбы с теневой экономикой, возможно,

необходимо создание самостоятельного органа, который занимался бы

комплексной системой контроля над финансово-хозяйственной деятельностью

физических и юридических лиц и разработкой правовых основ их функционирования в

сфере предпринимательства.

При таких масштабах теневой экономики общегосударственной задачей является ее

легализация. Ведь она становится необходимым фактором для обеспечения

жизнедеятельности отечественного производства. Средний слой “теневой

экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов законными

способами. Правильно было бы вопросы легализации теневой экономики начать

решать с устранения корней ее развития, с учетом видов экономической

деятельности, оказывающих разрушительное воздействие на экономику страны. При

этом надо исходить, с одной стороны, из реально происходящих в обществе

объективных экономических, политических, социальных и других процессов, с

другой – из всего комплекса действия институциональных механизмов в

экономической сфере и практики деятельности правоохранительных органов по

борьбе с теневой экономикой.

Одним из основных факторов развития теневой экономики является поляризация

доходов населения и обнищание его основной массы. В целях предупреждения

преступлений в свое время еще Платон предлагал установить пределы разрыва между

бедностью и богатством в 4 раза. Это предположение не беспочвенно. В

европейских странах он близок к пятикратному, в США к восьмикратному. Социально

опасным и наиболее криминогенным считается соотношение 1:10 и более. По данным

же правительственной программы социальных реформ РФ на 1996-2000 годы этот

разрыв был двадцатичетырехкратным. [10]

Практика показывает, что резкое имущественное расслоение населения,

сосредоточение значительных имущественных ценностей в руках малой части

населения при обнищании большинства, снижение социальных и правовых гарантий,

потеря социальной ориентации и жизненных перспектив у многих граждан является

питательной средой для растущей криминализации общества. Поэтому одной из мер в

решении этой сложной проблемы России является сокращение растущей

поляризации доходов между различными слоями общества.

В постсоветский период в России сложилось ошибочное представление о либеральной

рыночной экономике, о характере и степени свободы субъектов хозяйствования на

рынке. Абсолютной свободы в рыночной экономике нет и быть не может, ее

результатом может быть только анархия и широкомасштабная теневая экономика. Это

подтверждается нашей действительностью. Поэтому одной из предпосылок борьбы с

теневой экономикой и условием ее легализации является совершенствование

нормативно-правовой базы. Начатое в последние годы совершенствование

уголовного законодательства – это начало и одно из направлений борьбы с теневой

экономикой. В ряде принимаемых законов, определяющих налоговую, финансовую,

бюджетную политику, необходимо предусмотреть статьи, направленные на

концентрацию национального капитала в российской, а не зарубежной экономике.

При этом нужно четкое разграничение капиталов криминальных элементов и

теневиков-хозяйственников, чтобы деятельность последних переориентировать в

нормальную, легальную хозяйственную жизнь, потому что она предоставляет людям

возможность трудиться и зарабатывать , расширять свои объемы производства

товаров и услуг.

Правительство России признало, что чем больше ставка налогов, тем больше от

них скрываются налогоплательщики. Поэтому новая экономическая программа

направлена на возврат теневых доходов. Сначала 2001 года вступила в силу

новая «плоская» шкала подоходного налога (13%) и регрессивный единый

социальный налог, был также снижен налог на прибыль с 35 до 24% при отмене

почти всех налоговых льгот. Специалисты считают, что введение такой шкалы

соцналога выведет из тени 10-15% налогоплательщиков, но ее эффективность еще

не доказана. Вообще в современной рыночной экономике России налоги должны

выполнять не только фискальную функцию, но и являться инструментом

воздействия на накопление капитала и совокупный спрос.

Так как в состав теневой экономики включается законная деятельность, которая

в целях уклонения от налогов скрывается или преуменьшается, то меры по

преодолению подобного подпольного бизнеса в ходе производства товаров

народного потребления и услуг, должны:

- обеспечить равноправие всех субъектов хозяйствования не только в

законодательстве, но и в реальной экономической жизни общества;

- упростить процесс оформления создаваемого предприятия, перекрыв

этим каналы взяточничества чиновников;

- пресекать любые формы подпольного предпринимательства, для чего

нужно усилить меры административного и уголовного воздействия на подпольных

производителей;

- создать единые, на уровне мировых стандартов, правовые, финансовые

и бухгалтерские нормативные акты.

Таким образом, чтобы снизить теневую активность в России, необходима не

просто легализация ее государством, а повышение адекватности государственного

регулирования в целом. Государственное воздействие на экономику должно быть

таким, чтобы функционирование вне рамок закона было экономически невыгодным,

а в открытой экономике – выгодным.

Что же касается черной экономики, действующей на организованной основе и

создающей базу экономической организованной преступности, то ее преодоление

предполагает осуществление конкретных уголовно-процессуальных мер в рамках

борьбы с экономической преступностью.

Заключение.

Теневые процессы – это такие перемены в жизни общества, которые не оставляют

никаких официальных следов. Здесь нет таких документальных следов, как,

например, официальные отчеты, которые Комитет по статистике РФ получает от

предприятий страны. Нет финансовых следов в виде уплаты налогов. Нет и

психологических реакций в виде массовых реакций людей (таких как забастовки,

демонстрации, пикеты). То есть процесс идет, и, надо сказать немалыми

темпами, но для общества его «как бы» нет. «Тень» находится вне

информационной доступности.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в настоящее

время роль неформальных отношений существенно возросла. Новые неформальные

отношения создали крупные сегменты в экономике страны, кроме того, они

пронизывают практически все экономические отношения, в том числе и

считающиеся формальными.

Российской экономике, уникальной по масштабам сферы неформальной

хозяйственной деятельности, присуще многообразие субъектов неформальных

отношений. Наряду с особыми социальными группами наблюдалась и в советское

время и имеет место до сих пор повседневная причастность практически каждого

жителя страны к неформальным отношениям. Покупка товаров у спекулянтов, отдых

«дикарем», оплата медицинских услуг при бесплатном медицинском обслуживании,

низкая заработная плата продавцов и работников общепита, а также неформальные

способы ее компенсации и т. д. сопровождали жизнь каждого советского

человека.

Сейчас, естественно многое изменилось, но многое остается по-прежнему.

Добавились новые деформирующие экономику и укрепляющие ее теневой характер

отношения: бартер; уход от налогов; завышенная оценка натуральных продуктов,

выдаваемых вместо зарплаты, и необходимость реализации этой продукции; поиск

дополнительных заработков.

Вообще теневая экономика оказывает двойственное влияние на

социально-экономическое положение в стране: стабилизирующее и

дестабилизирующее. Степень проявления той или иной формы воздействия в

значительной мере определяется состоянием экономики в целом. Считается, что

основными направлениями стабилизирующего влияния теневой экономики на

российское общество и его экономику являются: формирование более эффективных

форм экономической деятельности, создание в период спада и падения уровня жизни

населения новых рыночных ниш, формирование негосударственной финансовой базы

для решения социальных задач. К основным дестабилизирующим направлениям влияния

теневой экономики относят: вытеснение официальных механизмов налогообложения,

дезорганизация производственных процессов в официальной экономике, усиление

криминальной обстановки в обществе.

По оценкам специалистов в России завершилось два этапа: 1991-1994 гг., когда

имело место стабилизирующее воздействие теневой экономики, и 1995-1998 гг.,

когда преобладали дестабилизирующие факторы.

В настоящее же время идет третий этап процесса развития теневой экономики.

Это институционализация связи теневой экономики с официальными структурами.

Речь идет о выработке определенных правил взаимодействия теневой экономики и

официальной политики, что может привести к криминализации властных структур.

Все это вызывает необходимость решительного наступления государства на

теневой сектор, создание таких правовых, экономических и социальных условий

предпринимательства в стране, которые способствовали бы прозрачности действий

экономических структур, их заинтересованности в полной легализации своего

бизнеса.

Подводя итог нужно отметить: введение в научный оборот понятия «теневая

экономика», осознание необходимости исследования данной сферы экономики и

социальной жизни людей, выработанные материалы и методы проведенных

исследований дают основание полагать, что сформирована новая

междисциплинарная область научного знания. Ее изучение необходимо для

понимания современного мира и особенно той ситуации, которая в настоящее

время сложилась в России.

Список использованной литературы.

1. Барсукова С.Ю. солидарность участников

неформальной экономики. На примере стратегий мигрантов и предпринимателей.//

СОЦИС – 2002 - №4 – с. 3-13.

2. Вадюхина Р.Р. Теневая экономика в России и ее

криминальный характер. Автореферат на соискание ученой степени кандидата

экономических наук. – Уфа: УОП УЮИ МВД РФ, 2001.

3. Величенков А., Куликов В. Теневые параметры

реформированной экономики.// РЭЖ – 1996 - №8-9.

4. Глисин Ф.Ф. , Лукашина Ж.Е. Оценка состояния и

тенденций теневой экономики на основе данных конъюнктурных исследований.//

Вопросы статистики –1999 - №12 – с. 27-32.

5. Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика

в России: иной путь третья сила. – М.: «Российский экономический журнал»,

Фонд «за экономическую грамотность», 1997. – 192с.

6. Исправников В.О. теневая экономика и перспективы

образования среднего класса.// Общественные науки и современность – 1998 - №6

– с. 40-50.

7. Капелюшников Р. Где начало того конца? // Вопросы

экономики. – 2001 - №1 – с.138-156.

8. Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Становление институтов

теневой экономики в постсоветской России.// СОЦИС – 2002 - №4 – с. 13-21.

9. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневая Россия:

экономико-социологическое исследование. – М.: Российск. гос. гуманитар. ун-т,

2000. – 595с.

10. Кузнецова Т. Некоторые аспекты исследования

неформальной экономики в России.// Вопросы экономики – 1997 - №9 – с. 127-

134.

11. Латов Ю. Длинные «тени» общества «светлого

будущего»: два опыта интерпретации.//Вопросы экономики. – 2000 - №8 – с.131-

145.

12. Макаров Д. Экономические правовые аспекты теневой

экономики в России.// Вопросы экономики – 1998 - №3 – с. 38-54.

13. Масакова И.Д. Определение параметров теневой

экономки.// Вопросы статистики –1999 - №12 – с. 22-27.

14. Ореховский П. Статистические показатели и теневая

экономика.// РЭЖ – 1996 - №4 – с.77-83.

15. Попов А.И. экономическая теория: учеб./ А.И. Попов;

под ред. Л.С. Тарасевича. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001 – 464 с.

16. Рывкина Р.В. Теневизация российского общества:

причины и последствия.// СОЦИС – 2000 - №12 – с. 3-13.

17. Седова Н.Н. Неформальная экономика в теории и

российской практике.// ОНС – 2002 - №3 – с. 49-59.

18. Теневая экономика. Сост. Дружинин Б.А. – М.:

Экономика; 1991, - 160с.

19. Яковлев А.А. Экономика «черного нала» в России:

специфика и масштабы явления, оценка общественных потерь.// Вопросы

статистики – 2002 - №8 – с. 3-15.

[1]

[2] Ю. Латов. Длинные «тени» общества

«светлого будущего»: два опыта интерпретации.//Вопросы экономики. 2000. №8.

С.136.

[3] Ю. Латов. Длинные «тени» общества

«светлого будущего»: два опыта интерпретации.//Вопросы экономики. 2000. №8.

С.135.

[4] См. там же.

[5]Величенков А., Куликов В. «Теневые»

параметры реформируемой экономики.//РЭЖ – 1996 - №9 – с. 28.

[6] Рывкина Р.В. Теневизация российского

общества: причины и последствия.// СОЦИС – 2000 - №12 – с.3.

[7] Яковлев А.А. Экономика «черного нала» в

России: специфика и масштабы явления, оценка общественных потерь.// Вопросы

статистики – 2002 - №8 – с. 4.

[8] Яковлев А.А. Экономика «черного нала» в

России: специфика и масштабы явления, оценка общественных потерь.// Вопросы

статистики – 2002 - №8 – с. 13.

[9] Седова Н.Н. Неформальная экономика в

теории и российской практике.// ОНС – 2002 - №3 – с. 57.

[10] Вадюхина Р.Р. Теневая экономика в

России и ее криминальный характер. Автореферат на соискание ученой степени

кандидата экономических наук. – Уфа: УОП УЮИ МВД РФ, 2001 – с.20.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.