РУБРИКИ |
Курсовая: Условия и факторы становления предпринимательства в России |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Условия и факторы становления предпринимательства в Россиинеформальной экономике. И предприниматели, и государство понимают, что этот заколдованный круг должен быть разорван, так как он приносит вред не только государству, но также имеет большие социальные последствия. Сложность действующей налоговой системы заставляет даже самых законопослушных налогоплательщиков противостоять налогам, в общем. Возмущение – почти всегда неизбежная реакция после общения с налоговыми чиновниками из-за утомительных процедур, которым подвергаются люди, чтобы исполнить одну из своих гражданских обязанностей. В результате чувство исполненного гражданского долга вытесняется чувством непродуктивной потери времени и денег, которое не принимается во внимание при оценке доходов и расходов финансовой системы. (Из высказываний на Форуме представителей малых предприятий). Общая картина следующая: правовая база налогообложения остается неполной и нечувствительной к нуждам малого бизнеса. Еще более сложной ее делает тот факт, что ряд государственных учреждений присваивает себе ответственность за налоги и сборы, в то время как Дума одновременно рассматривает более десяти налоговых законопроектов. Вследствие, в соответствии с действующей системой, часто очень трудно высчитать общую сумму налоговых обязательств предпринимателей, а их будущее в этом смысле остается неопределенным. Жалобы российских предпринимателей на налогообложение связаны не только с уровнем налогов, но и с самой системой, которую они считают несправедливой, негибкой, чрезмерно сложной и фрагментарной. Высокий уровень зависимости от внешних условий (таких, как колебания рынка), в сочетании с последствиями ограниченной базы внутренних ресурсов на стоимость законопослушания означает, что действие этой системы оказывает особенно серьезное влияние на малые предприятия. Высокая стоимость законопослушания в целом непропорционально падает на малые предприятия, поэтому многие страны ОЭСР использовали этот аргумент для того, чтобы добиться определенных законодательных исключений для мелких фирм. На данный момент для российских налоговых чиновников не характерно консультировать предпринимателей по возможным налоговым льготам или на предмет того, как сократить их налоговые выплаты в рамках закона. Это усиливает негативное отношение, которое предприниматели и так испытывают к налоговым чиновникам, и ведет к отсутствию эффективного диалога между ними, которые в демократическом обществе помогает установить верховенство закона. Так как малые предприятия рассматриваются государством как получатели государственной помощи и как потенциальные источники налогового дохода, важно добиться правильного баланса между этими двумя функциями. Например, говоря об инвестициях, рациональный подход минимизировал бы эффект воздействия налогообложения до того момента, когда проект «встанет на ноги», с этого момента государство может получать с него налоговый доход, и проект также становится доходным для предпринимателя. Рассматриваемая с этой точки зрения налоговая система может стать одним из инструментов политики помощи развитию предприятий путем использования системы поощрений, чтобы предприниматели разрабатывали выгодные и создающие рабочие места проекты, из доходов которых в будущем можно будет получать налоги.
3.2 Создание адекватной налоговой атмосферы для развития бизнеса.Политики в своей работе над российским налоговым кодексом должны руководствоваться тремя фундаментальными характеристиками: простота, справедливость и стабильность. Простота нужна для того, чтобы было легко оставаться в рамках закона и для уменьшения напрасной траты предпринимателями времени на решение налоговых вопросов и/или оплату услуг налоговых консультантов; справедливость – для того, чтобы обеспечить справедливое налоговое законодательство; стабильность нужна для того, чтобы можно было планировать будущие налоговые обязательства фирм. Политики должны признать, что излишне большое количество налогов и слишком сложная для малых предприятий налоговая процедура не только усложнит их текущую деятельность, но и в большинстве случаев приведет предприятие к переходу в теневую экономику, а результатом этого будет уменьшение общего дохода, полученного от сбора налогов.
4.. Государственный контроль над деятельностью предпринимательства.Государственное регулирование — необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов МП к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и потребителя — от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным и не сопровождалось негативными явлениями, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежные тенденции к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению его из эффективного элемента государственной политики в чиновничью «кормушку». Приходится констатировать, что в российской действительности положительные моменты государственного регулирования — в силу слабости, как самого государства, так и сдерживающего его чрезмерные притязания гражданского общества — выражены недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию МП. Специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля либо сознательным ущемлением интересов МП со стороны государственных органов и отдельных чиновников, принято называть административными барьерами на пути предпринимательства. Обычной реакцией малых предприятий на административные барьеры является уход в «теневую» экономику с целью снижения транзакционных издержек и «бюрократических рисков». Наиболее очевидным образом административные барьеры проявляются в процессе регистрации малых предприятий, а также при периодически возникающей необходимости получения или возобновления лицензии на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности. При этом бюрократический аппарат в целях получения гарантированного незаконного дохода умело использует противоречия и «белые пятна» действующего законодательства. Например, согласно Закону «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью» (1991г.), и не утратившим силы статьям 34 и 35 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990г.), решение о регистрации предприятия, но еще не сама регистрация, должно осуществляться в течение одного месяца со дня обращения в соответствующий орган. Между тем, Указ Президента «О порядке государственной регистрации предприятий на территории Российской Федерации» от 8.07.94г. предусматривает, что не только само решение, но и регистрация должны быть осуществлены в течение трех дней с момента подачи заявления. Практика, однако, показывает, что начинающий предприниматель, чтобы зарегистрировать малое предприятие, должен посетить от 20 до 30 инстанций и получить от 50 до 90 согласований, без которых регистрация невозможна. Такие и подобные расхождения используются чиновничьим аппаратом для вымогательства, а также становятся фактором, способствующим развитию столь своеобразного бизнеса, как услуги по регистрации фирмы «под ключ»: специализированные фирмы, как правило, тесно связанные с соответствующими регистрационными органами, берут на себя эти заботы. В таком случае регистрация занимает меньше времени — от 1 до 1,5 месяцев — и стоит от 400 долл. США (значительная часть этого гонорара является, по сути, лишь легализованной взяткой чиновникам регистрационных органов). Постановление Правительства России №1418 от 24.12.94г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» было попыткой ввести в какие-то рамки самовольность региональных и местных властей, которая в течение 1993-1994гг. привела к чудовищному разбуханию перечней подл ежащих лицензированию видов предпринимательской деятельности. Под прикрытием «заботы об интересах клиентов и покупателей» такая практика была чревата серьезными ограничениями, если не фактической ликвидацией принципа свободы предпринимательской деятельности. Нередки были случаи, когда срок действия лицензии ограничивался несколькими месяцами, а размеры пошлин составляли от 10 до 300 минимальных заработных плат; возобновление лицензии требовало нового платежа, при этом от предпринимателей требуют — вопреки законодательству — предоставления различных финансово-экономических сведений об их предприятиях. Указанное постановление Правительства России положило конец такой практике и определило список из 88 сфер деятельности, подл ежащих лицензированию; региональным администрациям было запрещено лицензировать торговлю, услуги и производство продуктов питания и потребительских товаров. Однако некоторые регионы не спешат следовать этому постановлению. Отсутствие федерального закона о лицензировании не позволяет правительству, даже если бы оно озаботилось этими проблемами, вести борьбу с подобными проявлениями административного произвола. О реальной высоте административных барьеров, стоящих перед малыми предприятиями, свидетельствуют результаты уже упоминавшегося выше опроса РНИСиНП за июнь 1999 г. (табл. 1 и 2). Таблица 1 Сколько времени, по Вашему опыту, уходит на регистрацию малого предприятия?
Таблица 2 Реальная стоимость регистрации и лицензирования
Примечание. На первый вопрос не ответили 34% опрошенных, на второй — 46%. Итак, в среднем на регистрацию новой фирмы уходит не так много времени — не более 2-х месяцев. Конечно, в зависимости от региона, отрасли и других обстоятельств продолжительность регистрации весьма различна. Так, чаще всего за срок до 1 мес. регистрируются начинающие малые предприятия, впервые регистрируемые фирмы, предприятия оптовой торговли, микрофирмы, создаваемые в Восточно-Сибирском регионе. От 1 до 3 мес. — выше среднего значения — длилась регистрация у предприятий, созданных в ходе приватизации (т.е., очевидно, несколько лет назад), у предприятий с числом занятых от 11 до 50 чел., у предприятий, занимающихся научным бизнесом, расположенных в Московской обл. От 3 до 6 мес. — такой срок регистрации собственных предприятий несколько чаще называли руководители фирм с числом занятых свыше 50 чел. и предприятий Санкт-Петербурга, занимающихся транспортными перевозками. Таким образом, сроки регистрации, судя по всему, все же в последнее время сокращаются. Быстрее всего могут решить проблемы регистрации, впервые регистрируемые микрофирмы вне столичных городов. В ходе опроса назывались разные суммы реальной стоимости, как регистрации, так и получения лицензии — в том и в другом случае они колебались от 0 до 10 тыс. долл. США. Однако наиболее распространенной величиной стоимости регистрации следует считать все же сумму в 320 долл., тогда как «цена» одной лицензии в среднем составляет около 445 долл. Помимо тех сравнительно небольших сумм, которые малому бизнесу приходится платить государству (и его корыстолюбивым слугам) за право начать и вести свой бизнес, он подвергается бесконечным проверкам многочисленных контролирующих органов. Каждая из таких проверок отнимает время у владельца и менеджеров фирмы и сопряжена, как правило, с необходимостью уплаты штрафов за выявленные упущения или «отступного» проверяющим зато, чтобы они закрыли на них глаза. О том, насколько часто малые предприятия подвергаются контролю соответствующих органов, а также рэкетиров, свидетельствуют данные табл. 3. Таблица 3 Посещаемость малых предприятий контролирующими органами и рэкетирами (по оценке руководителей предприятии)
Примечание. Сумма процентов по каждой строке меньше 100, так как некоторые малые предприятия представители ряда перечисленных органов вообще не посещают. Кроме того, опрошенные называли еще гостехнадзор, соцстрах, инспекцию по труду, отдел социальной защиты, энергонадзор, экологическую милицию, но все перечисленные инстанции указали не более 0,3% опрошенных в совокупности (при этом были ответы: «Все ходят по негласно установленному регламенту», «Все берут взятки»). Как свидетельствуют данные опроса, чаще всего малые предприятия беспокоят органы внутренних дел, санитарно-эпидемиологическая служба, пожарный надзор, рэкетиры и налоговые органы — от 10 до 15% респондентов встречаются с ними ежемесячно или даже чаще. Конечно, ситуация существенно зависит от местонахождения, отрасли, размера фирмы и других факторов. Так, пожарные инспекции чаще всего наведываются на «старые», созданные в ходе приватизации предприятия, с числом занятых свыше 50 чел., как правило, на промышленные предприятия, а также на предприятия сферы услуг и сельскохозяйственные. Санитарно-эпидемиологические станции доставляют беспокойство чаще «молодым» предприятиям, созданным в ходе приватизации или реструктуризации, с числом занятых свыше 50 чел., действующим в общественном питании, сельском хозяйстве и розничной торговле. Работники налоговых органов особенно «любят» стартующие и «молодые» предприятия, а также приватизированные и созданные путем реструктуризации, практически независимо от успешности их финансово-хозяйственной деятельности, с числом занятых от 50 чел., занимающиеся общественным питанием и розничной торговлей. (Отметим, что по действующим ныне нормативным актам налоговые органы не имеют права проверять юридические лица чаще одного раза в год — между тем, примерно треть опрошенных отметила, что их посещают значительно чаще.) Органы милиции особенно часто жалуют своим вниманием приватизированные предприятия, микрофирмы и предприятия с числом занятых от 11 до 50 чел., принадлежащие к сферам общественного питания, розничной торговли и услуг. Наконец, рэкетиры особенно назойливы в отношении «молодых» предприятий и впервые зарегистрированных, а также созданных путем изменения организационно-правовой формы прежде существовавшего предприятия (зачастую пытающихся скрыться таким образом от кредиторов), микрофирм или предприятий с числом занятых от 11 до 50 чел. в сфере услуг, розничной торговли, общественного питания, а также туристического бизнеса. (Таким образом, на «попечении» у милиции и рэкетиров — примерно один и тот же круг малых фирм.) В целом наиболее заметным грузом разного рода проверки ложатся на «молодые» предприятия общественного питания, розничной торговли и услуг. Именно для них это выливается в дополнительные расходы времени и средств, которые приходится покрывать из «черной кассы».
5. Основные проблемы в области финансирования малого бизнесаАнализ результатов проведенных выборочных обследований деловой активности МП в промышленности, строительстве и розничной торговле показывает, что три четверти опрошенных предпринимателей считают одним из основных факторов, ограничивающих рост производства на малых промышленных предприятиях, недостаток денежных средств. Дефицит средств для инвестиций — ключевая проблема развития примерно каждого третьего предприятия, на недостаток денежных оборотных средств указали каждые восемь из десяти опрошенных. Обычная для Запада практика финансирования малого бизнеса, а также практикуемая там государственная поддержка предпринимательства в силу разных причин не адекватны российским условиям. История развития МП в западных странах насчитывает не одно десятилетие. Уже сложилось и успешно развивается весьма монолитное, сбалансированное в отраслевом плане и отвечающее рыночными потребностями ядро предпринимательства. В условиях стабильного экономического и правового поля оно относительно слабо подвержено воздействиям внешней экономической среды. Именно вокруг этого ядра постоянно возникают и исчезают новые малые предприятия и компании. Самые перспективные и жизнеспособные из них в конечном итоге также находят свое место на рынке и вливаются в это ядро. Результаты деятельности малых предприятий (обычно семейных и передающихся по наследству) материализовались в различных объектах собственности (домах, квартирах, офисных и производственных помещениях, оборудовании, предприятии и т.п.). стоимость которых из поколения в поколение прирастала. Помимо того, создавался определенный капитал в виде банковских накоплений и ценных бумаг. Эти активы ликвидны на финансовом рынке западных стран и являются гарантийной (залоговой) базой для финансовой и, прежде всего, кредитной поддержки малого бизнеса. Дополняет общую картину тот факт, что богатые западные страны выделяют существенные средства на оказание прямой финансовой поддержки субъектам МП в виде дотаций, безвозвратных субсидий, беспроцентных и льготных кредитов. В России сложилась совершенно иная ситуация. Несмотря на то, что МП стало важным элементом экономической системы страны, непродолжительная история его существования и весьма скромные результаты развития пока не позволили создать сектор, аналогичный западному, по значимости для экономики. Российская предпринимательская среда неоднородна. Но, тем не менее, условно можно выделить три основные группы малых предприятий, отличающихся своими возможностями в привлечении финансовых средств. К первой группе относятся наиболее успешные предприятия, имеющие историю развития, стабильное финансовое положение и перспективы роста. Они обладают достаточными возможностями для решения финансовых проблем за счет собственных (внутренних) источников или средств партнеров и учредителей. Эти предприятия (или их владельцы) являются собственниками имущества производственного и непроизводственного назначения, под залог которых в случае необходимости могут выделяться кредиты коммерческих и государственных банков. Немаловажно и то, что эти предприятия имеют солидный опыт и навыки применения различных технологий поиска финансовых ресурсов. Поэтому они пытаются минимизировать затраты на привлечение средств и не заинтересованы в получении средств на тех условиях, которые предлагают в настоящее время банки, из-за высоких процентных ставок и краткосрочности кредитования. Этот источник финансирования используется, в крайнем случае, для высокоэффективных проектов при отсутствии других возможностей. Вторая группа наиболее многочисленна и объединяет предприятия, прошедшие стадию становления, но испытывающие в той или иной степени дефицит ресурсов для своего функционирования и развития. Они заинтересованы в привлечении финансовых средств для решения различных тактических и стратегических задач, но их возможности ограничены недостатком имеющихся у них залогов и гарантий. К третьей группе относятся убыточные и малорентабельные предприятия с нестабильным финансовым положением, отягощенные долговыми обязательствами, а также недавно созданные, только начинающие свою деятельность. Эти предприятия не обладают свободными средствами и реальными залогами. Для них не существует и отлаженной системы гарантий и страхования инвестиционной деятельности. Политическая, экономическая и правовая нестабильность не стимулирует представителей малых предприятий при финансовых затруднениях закладывать для получения банковских ссуд вследствие чрезмерного риска то единственно ценное, чем они обычно владеют, — квартиры. А имеющиеся производственные активы обычно малоликвидны; помещения и оборудование морально устарели, физически изношены и требуют больших дополнительных инвестиций для запуска эффективного производства. В итоге возможности для поиска финансовых средств у данной группы малых предприятий предельно сужены. В целом наиболее доступным источником развития для подавляющего большинства малых предприятий являются внутренние ресурсы, лишь четверть субъектов МП пользуется внешними источниками. Проведенные опросы показывают, что первое место среди источников финансирования занимают доходы от собственной деятельности малых предприятий — их отметили 6796 всех участников опроса. Второе место занимает другой внутренний источник — личные средства учредителей малых предприятий (21,7%). Третье место занимает частный кредит, которым пользуются 17,9% малых предприятий. Прочие источники используют 10- 15% предприятий. При этом свыше 20% опрошенных руководителей МП указывали на отсутствие возможности для развития своих предприятий. Анализ источников финансирования в различных отраслях показал, что инвестиционными кредитами чаще всего пользовались малые предприятия в сельском хозяйстве и на транспорте, предполагают пользоваться — посреднические фирмы и также производители сельскохозяйственной продукции. Малые предприятия здравоохранения прибегали к услугам банков реже, чем малые предприятия других отраслей, и впредь намерены делать это значительно реже, чем другие. Малые предприятия сферы услуг почти не получали инвестиционных кредитов коммерческих банков. Впредь рассчитывают на их получение малые предприятия научной сферы, а реже всего планируют прибегать к кредитованию инвестиций через коммерческие банки малые предприятия сферы туризма, спорта и т.п. вследствие меньшей потребности в этом, обусловленной работой с большими суммами наличных денег. Коммерческий кредит со стороны крупных партнеров был до сих пор наиболее доступен посредническим фирмам, а наименее — малым предприятиям в сфере науки. Но именно они намерены чаще других пользоваться этим источником впредь, реже других — малые предприятия общественного питания. Инвестиционные ресурсы от малых фирм-партнеров чаще других получали посреднические фирмы, значительно реже — малые предприятия в сельском хозяйстве и здравоохранении, в дальнейшем планируют использовать их интенсивнее других малые предприятия в научной сфере, реже прочих — на транспорте. Инвестиционные кредиты физических лиц использовали чаще других малые предприятия в общественном питании (почти каждое второе предприятие), реже — в сельском хозяйстве. Впредь рассчитывают на этот источник финансирования инвестиций несколько чаще малые предприятия научного профиля, реже прочих — туристические фирмы. Самофинансирование было уделом почти двух третей малых предприятий в сфере услуг и научной деятельности, гораздо реже вынуждены были прибегать к нему посреднические фирмы; финансировать инвестиции из этого источника по-прежнему чаще других предполагают малые предприятия научного профиля, реже — общественного питания. По источникам пополнения оборотных средств в межотраслевом сопоставлении наблюдается картина, схожая с практикой инвестиционного финансирования. И здесь наиболее частыми клиентами банков становятся сельскохозяйственные и посреднические предприятия, а наименее — малые предприятия в сфере услуг, а вот в перспективе на получение кредитов чаще рассчитывают посреднические фирмы и малые предприятия в научной сфере. В коммерческих банках чаще получали кредиты малые предприятия в сельском хозяйстве и в научной сфере, реже всего — туристические фирмы (они, как и малые предприятия, в строительстве и сфере услуг, реже прочих рассчитывают на их получение и впредь). Наконец, самофинансирование оборотных средств — наиболее распространенная практика в туризме и здравоохранении (около двух третей фирм пользуются преимущественно внутренними источниками их пополнения), наименее — на транспорте; однако, скорее всего, именно среди малых транспортных фирм доля самофинансирующихся будет самой высокой, тогда как менее всего рассчитывают на собственные силы малые предприятия общественного питания. Можно констатировать, что финансовый кризис августа 1998 г. привел к обострению проблем МП, отразившись как на возможностях внутреннего пополнения оборотных средств, так и (в меньшей степени) на финансировании инвестиций вследствие снижения платежеспособного спроса, роста издержек производства. Увеличилось количество предприятий, у которых наблюдаются тенденции к ухудшению показателей деятельности и финансового положения. В то же время в банковском и инвестиционном секторах накоплены большие ресурсы, однако малый бизнес не в состоянии переключить на себя основные финансовые потоки. Несмотря на достаточно большое количество предлагаемых предпринимателями перспективных для финансирования проектов, они не представляют собой товарный продукт для продвижения на рынке капиталов, а являются «полуфабрикатом», который не находит своего инвестора или кредитора по следующим причинам: · низкое качество подготовки бизнес-плана, · финансовая несостоятельность предприятий — соискателей инвестиций, · отсутствие гарантий и залогов, · неоптимальные схемы реализации проектов, · отсутствие у предприятий информации о потенциальных источниках и технологиях финансирования, · незнание принципиальных требований инвесторов и «правил» поведения на рынке капиталов и др. В связи с этим у финансирующих структур создается иллюзия отсутствия проектов, в которые можно вложить /деньги. Предлагая некачественные и поэтому бесперспективные для инвестирования проекты, предприниматели теряют время, средства, силы, желание и импульс к их дальнейшей реализации. Воспользоваться же консалтинговыми услугами по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов, малым предприятиям, как правило, не позволяют средства. Вектор государственной политики в инвестиционной сфере был и пока остается направленным на децентрализацию инвестиционных вложений, сохраняется важность собственного капитала для финансирования развития бизнеса. В итоге весьма ограниченные внутренние финансовые возможности малого бизнеса, недостаточная государственная поддержка этого сектора экономики, низкая активность инвесторов, использование в последние годы преимущественно западных моделей и схем кредитования малого бизнеса, как показала практика, не позволили сформировать многочисленный слой предпринимателей. Лишь немногие малые предприятия имеют собственные достаточные источники финансирования и возможности для привлечения средств. В настоящее время для успешного привлечения финансовых средств в малый бизнес (как отечественных, так и иностранных) как одного из важнейших условий дальнейшего развития сферы МП необходимы финансовые механизмы и технологии поддержки предпринимательства, соответствующие мировой практике, но при этом адаптированные к российским условиям. Следует задействовать весь арсенал технологий привлечения в сферу МП финансовых средств. Очевидно, что на эффективность и состав технологий окажут влияние региональные и структурные особенности, социальные и экономические приоритеты, уровень развития рыночной инфраструктуры, степень поддержки местных органов власти. Примером может послужить Москва, где созданы наиболее благоприятные условия для развития МП. Рассмотрим основные источники и технологии привлечения финансовых средств в сферу МП.
5.1 Государственная финансовая поддержка предпринимательства.После финансового кризиса августа 1998 г. государству в условиях общего снижения возможностей ведения бизнеса предстоит сыграть решающую роль в запуске механизмов финансовой поддержки МП. Государственная политика в этой области, прежде всего, должна перейти от декларативности к осуществлению конкретных мер. Государственная финансовая поддержка МП должна всемерно способствовать скорейшему созданию базы для рациональной структуры, как регионального хозяйства, так и экономики России в целом. Достижение этой цели связано с разработкой специального механизма финансово-кредитной поддержки МП и решением комплекса взаимосвязанных вопросов, включающих развитие системы гарантий и внедрение в практику компенсации части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, налоговые льготы, совершенствование законодательства, информационную поддержку, подготовку кадров, формирование инфраструктуры МП, эффективную координацию действий в этой области федерального центра, субъектов Федерации и органов местной власти. Государственная финансово-кредитная поддержка МП будет осуществляться по двум основным направлениям. Первое из них связано с оказанием субъектам малого бизнеса прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании малых предприятий по пониженной процентной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и кредитно-финансовых организаций. Такая финансовая помощь может быть как безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, так и предполагающей использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации. Второе направление представляет собой форму косвенной финансовой поддержки МП, нацеленной на поощрение, стимулирование инвестиционной активности малых предприятий. Соответствующие меры могут включать общегосударственные и региональные режимы льготного налогообложения малых предприятий, внедрения упрощенных схем взимания с них налогов; установление норм ускоренной амортизации оборудования, используемого малыми предприятиями; распространение в сфере МП системы лизинга и т.д. Целесообразна перестановка акцентов в реализации государственной политики в сфере МП: поддержка субъектам малого бизнеса должна оказываться не напрямую, а преимущественно через кредитно-финансовые организации, обеспечивающие их обслуживание. Государству следует уделить большее внимание вопросам усиления инвестиционной политики в интересах сферы МП, которая должна учитывать не только объемы необходимых финансовых средств и различные формы инвестиционной поддержки, но и, прежде всего, структурные и региональные приоритеты. Разграничение обязанностей между федеральным центром и субъектами Российской Федерации требует передачи максимума функций, связанных с осуществлением политики финансовой поддержки МП, с федерального на региональный и муниципальный уровни управления. Должен получить развитие механизм гарантий по инвестиционным кредитам малым предприятиям, включая предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, принимающим участие в финансировании сферы МП. В настоящее время особое внимание необходимо уделять такому методу финансовой поддержки малых предприятий, как предоставление гарантий фондами поддержки малого предпринимательства. Специальные соглашения между фондами и коммерческими банками могут предусматривать выделение определенных объемов кредитных ресурсов для финансирования поддержки инвестиционной деятельности МП под гарантии фондов (при участии фондов в уставном капитале банков либо при размещении в этих банках своих временно свободных денежных средств). По предварительным оценкам, предоставление государственных гарантий и поручительств по кредитам в сфере МП значительно увеличивает количество проектов и программ, получающих государственную поддержку, по сравнению с прямым предоставлением ссуд из государственных и частных источников. Сложившаяся банковская практика показывает, что кредитные ресурсы, которые могут быть предоставлены коммерческими банками на финансирование предпринимательских проектов при наличии гарантийного обеспечения, в среднем вдвое втрое превышают объем средств, выделяемых государством по гарантийным программам. С учетом того, что государственные гарантии должны предоставляться только на часть испрашиваемого кредита, фактический объем кредитных ресурсов для финансирования МП может превысить выделяемые на эти цели государственные ресурсы в четыре-пять раз, что свидетельствует о существенной эффективности применения данного механизма государственной поддержки МП и его стимулирующем воздействии на частные инвестиции. Кроме того, в случае предоставления гарантий средства не замораживаются на длительное время до полного возврата ссуды, а остаются в распоряжении государственного финансового института и могут быть использованы на другие цели. Важным направлением использования гарантийного резерва для поддержки инвестиционной деятельности в сфере МП может стать компенсация части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, особенно на начальном этапе реализации проекта, когда еще не начался возврат средств. Механизм частичной компенсации также увеличивает количество получателей финансовой поддержки и облегчает доступ малых предприятий к коммерческим кредитам. В основном механизм компенсации разницы в процентных ставках по коммерческим кредитам, выдаваемым субъектам МП, действует следующим образом. Если экспертиза инвестиционного проекта показывает, что он может быть реализован только при условии предоставления коммерческого кредита по льготной ставке, то государственный орган поддержки предпринимательства в лице федерального или регионального фонда может принять решение о предоставлении конкретному заявителю займа на общую сумму компенсации процентной ставки. Это позволяет заявителю компенсировать кредитующей финансовой организации разницу в процентных ставках по предоставляемому кредиту. Условия предоставления займа должны предусматривать начало погашения после планового окончания выплат по полученному кредиту в сроки, удовлетворяющие как заявителя, так и фонд. В отдельных случаях, при рассмотрении особо важных социальных проектов общефедерального значения, может быть принято решение о предоставлении заявителю субсидии на покрытие разницы в процентных ставках. При этом субсидии, выделяемые на эти цели, должны иметь подтверждение высших органов как средства целевого бюджетного финансирования. В целом механизм компенсации разницы в процентных ставках кредиторам по проектам малого бизнеса должен стимулировать долгосрочные вложения в производственную сферу и снижать первоначальные затраты инициатора конкретного проекта, создавая таким образом благоприятные условия для инвестирования временно свободных средств коммерческих кредитно-финансовых учреждений в проекты малого бизнеса. Для повышения эффективности вышеуказанных мероприятий необходимо расширить — при участии государства — обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов всех категорий, имеющих отношение к финансовой поддержке МП, а также предпринимателей, работающих в области инвестиционного проектирования, финансирования и управления реализацией проектов. В настоящее время масштабная подготовка специалистов в этой области практически не ведется. Подготовку кадров необходимо сочетать с изданием и распространением доступных учебно-методических материалов на различных носителях.
5.2. Кредиты банковВажнейшей задачей в области финансово-кредитной поддержки МП является повышение роли банковского кредита как классической формы заимствования финансовых средств. Банкам следует внедрить новые гибкие и мобильные технологии работы с малыми предприятиями, учитывающие их интересы и нужды. Ориентация банков на работу только с крупными клиентами не позволит им по мере развития МП обслуживать важный сегмент рынка и лишит их перспективных источников доходов. Как говорилось выше, государство должно активно содействовать сближению банковской системы с МП. В связи с этим необходимо дальнейшее снижение доли всех внебанковских источников привлечения заемных ресурсов, в частности доли финансирования, за счет сужения базы внутренних источников вследствие кризисных явлений. Кроме кредитных операций банки смогут выполнять также другие специфичные и уникальные функции: а)инициировать мобилизацию финансовых средств для реализации конкретных инвестиционных проектов МП; б)инвестировать в проекты собственные или привлеченные средства; в)гарантировать возврат инвестируемых средств; г)служить финансовым институтом по обслуживанию инвестиций (все платежи выполняются через конкретный — уполномоченный — банк). Финансовый кризис в очередной раз подорвал доверие предпринимателей к российской банковской системе в лице коммерческих банков. Вследствие этого возрос интерес предпринимателей к Сбербанку России, который рассматривается в ближайшей перспективе в качестве основного источника кредитных ресурсов для малого бизнеса. Важным источником кредитных ресурсов для МП останутся средства международных финансово-кредитных организаций, например, Европейского банка реконструкции и развития, распределяемые через сеть уполномоченных российских банков. Привлечению дополнительных финансовых ресурсов в сферу МП могут способствовать развитие и правовое урегулирование вопросов ипотечного кредитования, т.е. предоставления заемных средств под залог недвижимого имущества малого предприятия или физического лица, начинающего предпринимательскую деятельность. Объектом ипотечного кредитования может служить имущество, как принадлежащее малому предприятию на правах собственности, так и личное имущество предпринимателя. В настоящее время уже осуществляется кредитование под залог квартир, а в дальнейшем таким объектом должна стать и земля. Российским банкам необходимо развивать такие же финансовые услуги для малых предприятий, какие предоставляют на Западе. Но при этом, учитывая специфику России, следует делать акцент на более детальной подготовке и экспертизе каждого проекта независимо от суммы кредитования, более ориентируясь на оценку рыночных перспектив реализации проекта, потенциальных возможностей предприятия и команды управления, чем на стоимость их основных фондов и размер залога. Кредитование инвестиций малых предприятий коммерческими банками будет зависеть от преобладающих тенденций в развитии МП, но рассчитывать на значительный рост объема предоставляемых кредитов пока не приходится.
6. Сравнение малого предпринимательства России и зарубежных странМалые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно-развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально- экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства. В настоящее время в странах ЕС насчитывается порядка 16 млн. предприятий, исключая сельскохозяйственный сектор. На них занято около 101 млн. человек. (Общая занятость в странах-членах ЕС – 150 млн. человек.). Совокупный оборот предприятий стран-участниц ЕС составил порядка 11 636 триллионов экю. В странах ЕС 99% предприятий имеют число занятых не более 250 человек. Более 90% от общего числа предприятий стран-членов ЕС (около 15 млн. единиц) очень маленькие. На каждом из них работает не более 10 человек. Половина предприятий в ЕС являются "one-men businesses", где работает только владелец и, возможно, некоторые члены его семьи. Еще 43% предприятий имеют число работающих не более 10 человек. Взятые вместе, эти очень маленькие предприятия предоставляют треть рабочих мест в странах ЕС и обеспечивают четверть совокупного оборота. Поле деятельности этих предприятий – строительство, торговля, бизнес-услуги. Более 70% работающих на этих предприятиях заняты в торговле и услугах. Около 1,1 млн. предприятий имеют число работающих от 10 до 249 человек. Эти предприятия относятся к разряду малых и средних. Они предоставляют работу трети работающего населения и производят почти 40% от суммарного оборота. Около 1 млн. предприятий относятся к категории малых (10-49 человек работающих). Они предоставляют около 119 млн. рабочих мест. В среднем, на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55%) заняты в торговле и услугах. Остальные 45% занятых работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Средними предприятиями считаются те, на которых работает от 50 до 249 работников. Под это определение подпадает около 1% предприятий Западной Европы. На средних предприятиях работает около 15% всех занятых в экономике, они дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек. Крупными предприятиями считаются те, на которых работает 250 или более работников. В категорию крупных входят всего 30 000 предприятий, которые предоставляют 34 млн. рабочих мест и дают 4 000 триллиона экю оборота. Их общее количество - порядка 0,2% от числа всех предприятий Западной Европы. На крупных предприятиях работает треть всех занятых в странах-членах ЕС, они производят треть от общего оборота. В среднем, на крупном предприятии работает 1000 работников. Крупные предприятия доминируют в капиталоемкой промышленности и в таких "крупных" услугах, как транспорт, банковская деятельность, страхование. Таким образом, распределение предприятий в странах ЕС очень неравномерное: 1% предприятий (средние и крупные) насчитывают более половины всех занятых и обеспечивают более половины суммарного оборота. Малые предприятия, благодаря своей огромной численности, также обеспечивают около половины общей занятости и, следовательно, имеют значительный вес в экономике. Малые предприятия распространены во всех секторах экономики. Средние предприятия – опора обрабатывающей промышленности. Большие предприятия доминируют в капиталоемких производствах и "крупных" услугах (big service suppliers). Успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а проводится принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимодополняя друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, придавая хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам. Фундаментальные изменения во вкусах потребителей, технологиях, управленческих методах, финансовых рынках дают малому бизнесу преимущество над крупными организациями. Их не бюрократические структуры, вместе с концентрацией права принятия решения в руках владельца, позволяют малым предприятиям извлекать выгоду из возможностей, которые появляются от изменений в окружающей среде. Общественное поведение представителей малого предпринимательства основано на прямой зависимости от местных и национальных интересов и с силу этого понуждает их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. К числу недостатков малого предпринимательства следует отнести сравнительно низкую доходность, высокую интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в конкурентной борьбе, что приводит к постоянному обновлению в секторе малого предпринимательства вследствие массовых банкротств. Так из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50%, через 3 года - 7-8%, через 5 лет остается не более 3%. Вместе с тем, общее число малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на место ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые. Основные характеристики малых предприятий представлены в таблице: Характеристики МП
Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий в разных странах:
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: журнале
|
|
© 2007 |
|