РУБРИКИ

Курсовая: Внешнеэкономическая деятельность России

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Внешнеэкономическая деятельность России

Курсовая: Внешнеэкономическая деятельность России

Министерство экономического развития и торговли РФ

Бутурлиновский торгово – экономический техникум

Курсовая работа

по дисциплине: «Микроэкономика – экономика отрасли»

ТЕМА: «Внешнеэкономические связи России. Значение. Причина развития»

студента 3-го курса 34 группы

Леликова Алексея Алексеевича

Преподаватель – руководитель

Лагошина Марина Викторовна

Бутурлиновка – 2002 г.

Содержание

1. Введение....................................................................3

2. Основная часть..............................................................6

2.1 Международная торговля......................................... 6

2.2 Россия и Всемирная торговая организация.. 9

2.3 Место и роль России в мировой торговле... 11

2.4 Россия на международном рынке труда....... 17

2.5 Государственное регулирование внешнеэкономических связей..................20

2.6 Значение внешнеэкономических связей для экономики России. Причины

развития....................................................... 24

3. Заключение.................................................................26

Список использованной литературы..............................................28

Приложения....................................................................29

1. Введение.

Конец XX — начало XXI века является периодом формиро­вания новой системы

мирового хозяйства со свойственной ей ие­рархией тех или иных национальных

экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке

капиталов, ресурсов.

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утвер­ждение как

равноправного участника в системе международных экономических отношений в

международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на

формальное расшире­ние в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в

мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда

пока не только не возрастает, а сокращается. Так, на­пример, удельный вес

российской внешней торговли в междуна­родной торговле, резко снизившийся в

начале 90-х годов, в кон­це 90-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее

экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной ста­дии

находятся процессы легального вывоза капитала, органи­зации совместных

предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные

процессы. Только около одной четверти российской экономики «завязано» на

внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообще­ство

достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут стать:

· прохождение Россией основных ступеней развития эконо­мики

рыночного типа, которые в свое время миновали экономи­чески более развитые

страны;

· восстановление нарушенных связей, экономическая инте­грация в

рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно,

совместное вступление единым блоком в ми­ровое хозяйство.

Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма

взаимодействия с промышленно разви­тыми, развивающимися странами,

международными экономиче­скими организациями, региональными торгово-

экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало

времени и усилий. Движение к рыночной экономике проявляется не только в

развитии товарно-денежных отношений внутри страны, но и в возрастающем

приобщении к мировой хозяйственной системе.

Давно закончилась эпоха натуральных хозяйств. Экономику стало трудно оградить

границами страны, наоборот, границы становятся все более экономически

прозрачными. Впрочем, изолировать себя практически редко кто и пытается, во

всяком случае, экономически. Торговля между странами, экономическое

сотрудничество, расширение мирохозяйственных связей, международное разделение

труда несут в себе ощутимые взаимные выгоды. В результате экономического

взаимодействия и интеграции складывается мировая экономика.

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость

внешнеэкономических связей для нашей страны.

Чтобы вникнуть в суть экономических отношений между разными странами необходимо:

· понять, как складывалась международная торговля;

· рассмотреть отношения России с Всемирной торговой организацией;

· оценить место и роль России в мировой торговле;

· понять как работает Россия на международном рынке труда;

· изучить государственное регулирование внешнеэкономических связей;

· и просто понять значение внешнеэкономических связей и причину развития.

Моя курсовая работа состоит из трех частей:

1. Введение – здесь я кратко описал: «Что такое внешнеэкономические связи

[1] и зачем они нужны», а также показал цели, задачи моей работы и

структуру.

2. Основная часть – в этой части я выделил, на мой взгляд, самые главные пять

вопросов, которые наиболее полно раскрывают выбранную мной тему.

3. Заключение – обобщение курсовой работы и краткие выводы о современном

положении России в мировой экономике, а также предложения по улучшению

международных экономических отношений.

2. Основная часть.

2.1 Международная торговля.

Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и

целесообразностью международного разделения труда.

Международное разделение труда – это сосредоточение производства определенных

продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной продажи на

мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, в которых

существует спрос на эту продукт.

Предпосылки и условия международного разделения труда в значительных

масштабах возникли в эпоху развития капитализма благодаря промышленному

перевороту, появлению машинной индустрии, специализации производства. Спрос

на отдельные виды товаров в странах, которые не могли добывать и производить

их в достаточном количестве, стимулировали развитие внешней торговли этими

товарами. Торговля и излучаемые от нее выгоды подталкивали страны к

расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах

сосредотачивался на производстве определенных видов экономического продукта.

В основе международной торговли лежит принцип сравнительных преимуществ.

Основы теории сравнительных преимуществ были заложены Д. Рикардо. Наличие

особых условий, таких, как выгодное географическое положение, наличие редких

природных ресурсов, квалификация специалистов, высокий уровень технического

оснащения хозяйства и производительности труда, дает стране определенные

преимущества при производстве некоторых товаров и услуг. Различия в

относительной эффективности при производстве разных товаров в отдельных

странах, позволяют извлекать выгоды от специализации производства определенных

видов товаров.

Страны, специализируясь на производстве товаров, в которых они имеют

относительные преимущества, могут производить их в значительно большем объеме

и лучшего качества, чтобы экспортировать в другие страны. Торгуя между собой,

страны имеют возможность получать посредством импорта те товары, которые не

производятся в стране, приобретать их при более низких денежных расходах, чем

если бы страна самостоятельно пыталась производить данный вид продукции.

Специализация, основанная на принципе сравнительных преимуществ, и торговля

между странами увеличивают общий объем мирового производства и потребления.

Есть ряд стран, которые торгуют сырьем и несложными видами продукции (к таким

странам в основном относятся развивающиеся страны), что тормозит их

экономическое развитие. Однако и такие страны не лишены возможности в

условиях международного разделения труда и развитой мировой торговли выйти на

передовые рубежи, о чем свидетельствует опыт Тайваня, Гонконга, Южной Кореи.

Промышленно развитые страны находятся в лучшем положении в области

производства капиталоемких и высокотехнологических товаров. Известно, что

экономическая эффективность производства различных товаров в отдельных

странах может изменяться в зависимости от структуры производства и его

технологии. Изменение отраслевой структуры, технологии, технический прогресс

приводят к росту эффективности производства товаров в различных странах. По

мере развития экономики изменяется количество и квалификация рабочей силы,

объем и состав капитала, что также влияет на эффективность производства

товаров и услуг.

Магистральное направление мирохозяйственной стратегии России состоит в

развитии наукоемкой готовой продукции (авиационное машиностроение, научные

приборы и инструменты, средства телекоммуникаций, некоторые виды химической

продукции, фармацевтические товары). Вся эта продукция имеет устойчивые и

растущие рынки сбыта за рубежом. Пока же (в середине 90-х годов) доля

продукции высокотехнологичных отраслей в российском экспорте товаров

обрабатывающей промышленности составляет 5%, что значительно ниже среднего

показателя по странам Организации экономического сотрудничества и развития,

составляющего 23-25% в первой половине 90-х годов (рис.1).

Доля экспорта основных энергоресурсов (как и ряда дру­гих товаров) в объеме

их производства в России продол­жает оставаться на высоком уровне (табл. 1).

2.2 Россия и Всемирная торговая организация.

Россия подала заявку на вступление в ГАТТ в июне 1993 г. После преобразования

ГАТТ во Всемирную торговую организа­цию подтвердила свое намерение о

вступлении в эту организа­цию в декабре 1994 года. В настоящее время Россия

имеет статус наблюдателя в ВТО.

Соглашение об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя

таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны-учредители. «Каждый

член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных

и административных актов его обязательствам, взятым по со­глашениям, входящим

в ВТО».

Из членства во Всемирной торговой организации можно из­влечь ряд преимуществ.

Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего

благоприятствования. В результате наше государ­ство сможет воспользоваться

постоянно снижающимися тарифа­ми других стран. Отечественная продукция не

будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои

торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры

разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей

Россия по степени дис­криминации находится на втором месте в мире после

Китая.

По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации,

Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые

рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организа­цию поможет разработать

механизм допуска иностранного ка­питала в финансовую сферу России.

В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляю­щей международной

конкуренции для российского производите­ля.

В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможен­ные льготы, облегчит

доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.

С другой стороны, вступив во Всемирную торговую органи­зацию, Россия в

значительной степени должна, во-первых, ли­берализовать свой внешнеторговый

режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это

может от­рицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и

так невысокую конкурентоспособность.

Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортно­го продовольствия.

Реже между промышленно развитыми стра­нами возникают противоречия по поводу

взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных

по­шлин вытеснить импорт с российского продовольственного рын­ка будет очень

сложно.

В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели до­статочно

конкурентоспособной металлургической промышлен­ности России вследствие

снижения (согласно решениям Токий­ского раунда ГАТТ) на 30% таможенных

тарифов на металлур­гическую продукцию.

В-четвертых, страховой рынок может быть полностью за­хвачен иностранными

страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и

развитую инфраструк­туру.

В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и

нарастанию безработицы.

Присоедине­ние России к Всемирной торговой организации должно служить

средством для обеспечения ее внешних экономических интере­сов в условиях

глобализации мировой экономики. Главное, что­бы это присоединение не

превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед

мощным давлением других стран – членов этой организации.

2.3 Место и роль России в мировой торговле.

Удельный вес СССР в мировой торговле достиг максималь­ного уровня (3,4%) в

1983 г., а затем, постепенно снижаясь, составил 1,8% в 1990 г. (примерно 61

млрд. долларов). Около четверти его экспорта, по оценке экспертов МБРР,

приходилось на промышленные товары. Основную часть валюты страна по­лучала от

вывоза нефти, газа, чугуна, стали, золота и оружия. СССР являлся крупным

покупателем некоторых видов сырьевых товаров, особенно зерна. В 1990 г. (по

данным Международного банка по реконструкции и развитию (МБРР) на его долю

при­ходилось 15% мирового импорта зерна.

В середине 90-х годов доля России в мировой торговле составляла около 1,5%.

Как выразился один западный экономист, «если Россия исчезнет с мирового

рынка, никто не заметит». Ко­нечно, это явное преувеличение, выдача желаемого

за действи­тельное. Вместе с тем, это определенное отражение положения России

в мировой торговле.

С начала рыночных реформ российская внешняя торговля становится сферой,

имеющей положительную динамику разви­тия (см. табл.2).

Показатели, приведенные в табл. 2, свидетельствуют, что по сравнению с 1992

г. внешнеторговый оборот России увеличился в 1,4 раза, ее экспорт — более чем

в 1,6 раза, а импорт —примерно на 5%

Еще на рубеже 90-х годов включенность России в междуна­родное разделение

труда, определяемая как отношение объемов экспорта и импорта к ВВП, была на

уровне 5% по той и другой позициям. В 1994 г. эти показатели составили 22% к

ВВП по экспорту и 17% по импорту, увеличившись в 4 и 3 раза соответ­ственно.

Процесс заметного роста экспорта сопровождается тем, что к 1996 году вывоз

многих важнейших видов продукции стал за­метно менее прибыльным, либо вообще

убыточным. Это обусло­влено рядом факторов, в частности, выравниванием

внутренних российских и мировых цен. В 1996г. подавляющая часть това­ров

традиционного российского экспорта стоила внутри страны дороже, чем на

внешних рынках; экспорт терял доходность под воздействием относительного

удорожания рубля по отношению к доллару. Курс доллара в России рос с

отставанием от темпов инфляции, поэтому рублевые затраты на экспортную

продук­цию увеличивались быстрее рублевого эквивалента экспортной выручки.

Одновременно со снижением доходности экспорта снижалась и доходность импорта.

Этот процесс был обусловлен усилением государственной политики регулирования

импорта. В середине 90-х годов средневзвешенная ставка российского импортного

та­рифа составляла около 15% (в 1992 г. импорт осуществлялся беспошлинно).

Импортные товары облагаются также налогом на добавленную стоимость и

акцизами. Уменьшению доходно­сти экспорта и импорта способствовали также рост

транспорт­ных тарифов и стабильно дорогой кредит.

Ситуация в стране складывалась таким образом, что даже низкоэффективный

экспорт несет меньшие убытки, чем сворачивание соответствующих экспортных

производств. К тому же наращивание экспорта в условиях обострившейся проблемы

не­платежей в российской экономике минимизирует риск поста­вленной продукции

и дает больше возможности получения за нее реальных финансовых средств.

Рост экспорта ряда традиционных российских товаров был не в последнюю очередь

обусловлен и заметным сокращением спроса на эти товары на внутреннем рынке в

результате эконо­мического кризиса, в котором оказалась Россия.

Выявляя факторы, обусловливающие положительную дина­мику объемов внешней

торговли, следует, прежде всего, назвать повышательную ценовую конъюнктуру на

мировом рынке. Из­менение мировых цен на важнейшие товары российского

экс­порта, поначалу носившее понижательный характер, к середи­не 90-х годов

приобрело повышательный характер. Так, средние контрактные цены по экспорту

увеличились примерно на 8% по сравнению с 1992 г. Мировые цены на товары,

импортируемые в Россию, имели резко выраженную повышательную тенденцию.

Уровень средних контрактных цен по импорту в середине 90-х годов превышал

подобные цены в 1992 г. примерно в 2,3 раза.

В результате рост внешнеторгового оборота России происхо­дил при увеличении

физического объема экспорта и уменьшении физического объема импорта.

Другим важным фактором, существенно повлиявшим на до­статочно устойчивый рост

российской внешней торговли, послу­жило то, что внешняя торговля, как

отмечалось выше, стала источником реальных доходов, «живых денег» для

участников внешнеэкономической деятельности1

.

Помимо роста официальной внешней торговли в 90-е годы (особенно в их

середине) был отмечен значительный прирост оборота так называемой

неорганизованной «челночной» торго­вли, не попадающей в официальные

статистические отчеты. По некоторым оценкам в 1996 г. общий оборот этой

торговли пре­высил 15 млрд. долл. При этом «челночный» экспорт составил чуть

более 1 млрд. долл., остальное пришлось на импорт. Обо­рот челночной торговли

товарами народного потребления в не­сколько раз превысил цифры официальной

торговли. В середине 90-х годов «челноки» обеспечивали более 15% импорта

России. Это свидетельствует в пользу того, что положение на россий­ском рынке

товаров народного потребления в середине 90-х го­дов и, видимо, в ближайшей

перспективе, определяли и будут определять «челноки».

В товарной структуре российского экспорта 90-х годов сохра­няется сырьевая

направленность с преобладанием в ней энерго­носителей. Доля сырьевых отраслей

в экспорте страны соста­вляет около 90%. Между тем окупаемость вложенного

рубля в эти отрасли достигает 10-12 лет, тогда как в машиностроении 3-5, в

электронике — 2-3, сфере обращения — 1-1,5 года.

Некоторые российские и многие зарубежные экономисты не видят большой беды в

сырьевой экспортной ориентации страны. Если подобная экспортная

специализация, считают они, выгод­на, значит ее следует поддерживать,

одновременно добиваясь по­вышения глубины и качества переработки первичных

ресурсов, тем более что другой альтернативы нет. Между тем избран­ная

стратегия накопления валютных ресурсов для нужд рыноч­ных реформ (в том числе

для выплаты внешнего долга) за счет массированного экспорта сырья и

энергоресурсов чревата пре­вращением страны в ресурсно-сырьевой придаток

глобального мирового рынка. И чтобы не попасть в эту ловушку, необходимо

учитывать многие факторы.

Мировой опыт свидетельствует, что среди развитых стран немало экспортеров

сырья. Так, например, у Норвегии доля чи­стого экспорта сырья в ВВП даже выше

чем у России — 19,5% против 14,5%, а у Новой Зеландии — 14%. У таких стран,

как Австралия, Канада, Нидерланды этот показатель значительно меньше — от

7,5% до 6,5%.

Экспорт сырья влияет на уменьшение объемов выпуска промышленной продукции.

Эта закономерность прослеживает­ся во всех странах мира: чем больше объемы

чистого экспор­та сырья, тем меньше доля обрабатывающей промышленности в

валовом внутреннем продукте (ВВП). В России эта доля пока достаточно высока —

21%, у Великобритании — 22%, Японии — 27%, ФРГ — 29%. В Норвегии и Австралии

доля продукции об­рабатывающей промышленности в ВВП составляет 15%, Кана­де и

Нидерландах — 18%, что ниже, чем у России. Принимая во внимание

вышеприведенные показатели, можно предположить, что Россия с ее богатейшим

научно-техническим и интеллек­туальным потенциалом, не менее значимым, чем

сырьевые бо­гатства, должна идти путем сбалансированного роста вывоза сырья с

увеличением экспорта высоких технологий и научных разработок.

В свою очередь, экспорт машин и оборудования в последние годы сокращался. В

1995 г. он составил 4,6 млрд. долл. Его доля снизилась до 6% в общем объеме

российского экспорта. Еще в 1993 г. он составлял 7%. Его объемы держатся в

основном на поставках спецтехники..

Структура импорта формируется под влиянием плате­жеспособного спроса, а также

падения производства внутри страны. В частности, эти факторы обусловливают

значитель­ный объем импорта продовольствия. Доля потребления импорт­ного

продовольствия (по стоимости) в общем объеме потребле­ния продуктов питания

населением России превысила в середине 90-х годов 50%, что заметно перевалило

за допустимые границы продовольственной безопасности страны.

Падают закупки машинно-технической продукции, продук­ции инвестиционного

назначения. Это означает, что замедляется процесс восстановления

производственных фондов.

Одна из главных проблем российской внешней торговли — это необходимость

стимулирования промышленного экспорта. С 1997 г., по мнению экспертов,

прирост экспорта сырья станет невозможным. В результате приостановится рост

внешнеторго­вого оборота. Положительное сальдо торгового баланса станет

трудно достижимым.

Федеральная программа поддержки экспорта, разработанная Министерством

внешнеэкономических связей РФ, ориентирова­на, главным образом, на

обрабатывающие отрасли и предпола­гает рост доли готовой продукции в

российском экспорте до 70% в 2005 году (см. табл. 3). Для обеспечения

устойчивого роста доли готовой продукции в российском экспорте необходима

под­держка в размере не менее 0,3-0,35% от национального дохода, что

соответствует 0,7-1 млрд. долл.

Следует, однако, иметь в виду, что расширение экспорта мо­жет в значительной

степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет

сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а также

благоприятный инвестиционный климат внутри страны. В противном случае

наращивание экспорта, в том числе готовых изделий, будет озна­чать

разбазаривание ресурсов и утечку капитала за рубеж.

Создание экспортной базы в условиях острой конкурентной борьбы на мировом

рынке, несет с собой не только явные, но и скрытые проблемы. Так, например,

ряд стран, в том числе США, предусматривают применение санкций против стран,

применя­ющих так называемый «таргетинг», т. е. целевое наращивание

экспортного потенциала. Сейчас перед лицом таких санкций ока­зались «новые

индустриальные страны», используются они и в отношении Японии. При выработке

внешнеэкономической поли­тики Россия должна учитывать имеющиеся

обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и собственными

реа­лиями.

2.4 Россия на международном рынке труда.

Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое

сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным

процессом, как международ­ная миграция рабочей силы.

Россия с запозданием включилась в международные процес­сы миграции населения.

Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об

экспорте своей рабочей силы.

С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России

предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это

право человек может либо в соответ­ствии с межправительственными

соглашениями, используя спе­циальные агентства, либо сам, найдя работу за

границей.

По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число россий­ских эмигрантов к

2000 г. может достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей

российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели

ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.

Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990-

1995 гг. среднегодовая численность эмигран­тов составляла 100-105 тыс.

человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без

соответствующего оформления. Какая-то часть выехала за рубеж по «своим

кана­лам». Так что миллионы выезжающих работников из России — это пока только

прогноз и предположения.

Экономическая миграция из России определяется следую­щими факторами: во-

первых, более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и

выгодными материальны­ми условиями, предлагаемыми другими странами; во-

вторых, ограничением численности выезжающих емкостью рынков тру­да

принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей

силы в Российской Федерации, непризна­нием большинством стран мира дипломов о

высшем образова­нии, языковым барьером. Поэтому выезжать будет

преимуще­ственно высококвалифицированная и мобильная часть населе­ния.

Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж (хотя есть и его

противники), к числу положительных факторов, сопровождающих этот процесс,

относят следующие:

· снижение давления на внутренний рынок труда;

· минимизация существующих в его структуре дисбалансов;

· уменьшение безработицы;

· финансовые поступления от мигрантов;

· повышение профессионального и культурного уровня ра­ботников-мигрантов.

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуще­ствления социальной

защиты наших сограждан российское пра­вительство предприняло ряд шагов. Так,

заключены межпра­вительственные и межведомственные соглашения с Германией,

Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и мно­гостороннее,

соглашение государств — участников СНГ.

Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы

содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут

работать не более 4 тыс. россиян.

Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов и,

прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы

(высокой конкуренцией со стороны стран-экспортеров рабочей силы). Кроме того,

помимо полити­ки квотирования, западные страны в отношении иностранной

рабочей силы готовят и другие барьеры.

Так, по прогнозам Германского Федерального института за­нятости, в связи с

созданием единого внутреннего рынка ЕС

страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа.

Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и

Германии, из них около 25% — в промыш­ленности, 50% — в оптовой и розничной

торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских

экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут

внедрение новых трудосберегающих технологий и активное ис­пользование труда

женщин.

Но, несмотря на определенные сложности в освоении ново­го международного

рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод

определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что

валютная эф­фективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем ва­лютная

эффективность товарного экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы

нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам

экономистов для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России

потре­буется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом

1—1,5 млн. человек, получая ежегодно 10—20 млрд. долл.

2.5 Государственное регулирование внешнеэкономических связей.

С целью повышения эффек­тивности функционирования внешнеэкономического

комплекса необходимо развитие системы и принципов государственного

регу­лирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства

на поддержку реаль­ного сектора экономики. Оно включает ряд основных

направле­ний. Речь идет:

во-первых, о выработке и реа­лизации целостной экспортной политики России,

включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспор­та

готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессив­ных их видов,

включая экспорт технологий и ноу-хау). Большую роль в развитии промышленного

экспорта должна сыграть Концеп­ция промышленной политики с экспортной

ориентацией на пери­од до 2005 г.;

во-вторых, об улучшении до­ступа российских товаров на внешние рынки, имея

в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых ус­ловий для

российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в

мировой торговле, усиление роли государ­ства в снятии необоснованных

ог­раничений и создание более бла­гоприятных условий для продви­жения

российских товаров на внешние рынки;

в-третьих, о защите внутрен­него рынка, исходя из общепри­нятых международных

норм и правил, с использованием всего арсенала предусмотренных рос­сийским

законодательством инструментов.

При этом введение дополни­тельных мер по упорядочению до­ступа импортных

товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного

протек­ционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту

конкурентоспособных и перспективных отечественных производств.

Реализация указанных направ­лений должна сопровождаться усилением контроля за

осуществлением внешнеторговой деятель­ности;

в-четвертых, о формировании международных региональных приоритетов

внешнеэкономической политики.

Основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

состоят в следующем:

• использование внешнеэкономических связей для ускорения созда­ния в России

рыночной экономики;

• содействие повышению производительности труда и качества на­циональной

продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий,

качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских

предприятий в мировую кон­куренцию;

• создание условий доступа российских предпринимателей на миро­вые рынки

посредством оказания государственного, организаци­онного, финансового,

информационного содействия;

• защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

• создание и поддержание благоприятного международного режима во

взаимоотношениях с различными государствами и международ­ными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной эко­номики

должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

• единство внешнеэкономической политики и национальной (внут­ренней)

экономической политики;

• единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

• перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на

экономические методы;

• четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъ­ектов в

области управления ВЭД;

• обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее

субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных орга­нов должно и впредь

оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

• определение основных принципов осуществления ВЭД и внешне­экономической

политики России в целом;

• разработка соответствующих федеральных программ;

• защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдель­ных субъектов

и граждан в частности;

• разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

• подготовка и заключение международных договоров и государст­венных

соглашений, контроль за их исполнением;

• организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

• определение и реализация валютной политики страны;

• формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

• контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) то­варных групп

(экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

• разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях

формирующейся рыночной экономики право­мочны:

• осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодатель­ству;

• контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих

регионов, разрабатывать и реализовывать соответст­вующие региональные

программы;

• предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и

гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Феде­рация не отвечает);

• заключать соглашения по международному сотрудничеству в рам­ках своей

компетенции (то есть с субъектами зарубежных федера­тивных государств);

• иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубе­жом, которые

содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в

совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

• координация действий участников ВЭД;

• выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их вы­полнение

касается интересов регионов);

• разработка и выполнение межрегиональных и региональных про­грамм ВЭД;

• регулирование приграничной торговли;

• информационное обеспечение ВЭД.

2.6 Значение внешнеэкономических связей для экономики России. Причины развития.

ВЭД представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического,

научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений

с зарубежными странами.

Главной причиной возникновения и развития ВЭС между странами является

международное разделение труда.

Основные направления развития ВЭС в современных условиях:

· восстановление и развитие экспортного потенциала страны;

· использование иностранных кредитов для технического переоснащения;

· повышение конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке

на основе модернизации производства;

· изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса

продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий;

· обеспечение экономической безопасности страны за счет

совершенствования экспорта и импорта.

Переход к открытой рыночной экономике требует преобразований во

внешнеэкономической сфере с тем, чтобы обеспечить включение России в мировое

хозяйство. Необходимость преобразований определяется:

· неблагоприятной структурой внешнеторгового оборота;

· распадом СССР.

В современных условиях интеграция экономической жизни идет по многим

направлениям через:

· обмен средствами производства, технологиями, информационными

структурами;

· развитие торговли;

· рост обмена научно-техническими знаниями;

· международную миграцию рабочей силы.

В современных условиях происходит качественное обновление технологической

базы производства за счет:

· внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

· изменения структуры производства и потребления;

· использование экспорта научно-технической информации научно-

технических услуг.

3. Заключение

На рубеже XXI века ВЭС России пережи­вают сложный период глубоких

качественных преобразований, связан­ных с осуществлением реформ и поиском

путей интегрирования в си­стему мирохозяйственных отношений.

Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, харак­теризующих

внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом пере­ломном этапе,

составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов

предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений

современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных

отношениях, так и внутри страны, связанных с измене­ниями в состоянии

отечественной экономики и перспективами ее развития.

Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня

представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую

экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании

конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на

внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты

развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире,

стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.

Заметную роль в формировании мирового экономического сообщества, углублении

взаимных контактов, ориентации экономики страны на внешний рынок играет

применение новых форм экономического взаимодействия, выходящих далеко за

пределы традиционных торговых связей.

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально

новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.

Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей.

Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно

занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают

свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают

экспортный потенциал.

Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка,

отсутствие последовательной государственной экспортной политики,

непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и

динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли

топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли

изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов

во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на

производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение

таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным

партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в

импорте.

Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы

определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических

связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса

природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и

импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным

тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики

страны в целом.

Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с

внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической

ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей

России.

Список использованной литературы.

1. Журнал «Внешнеэкономический бюллетень». Дипломатическая ака­демия при

МИД РФ, 1997.

2. Л.Н. Чечевицина, «Микроэкономика», издательство «Феникс», 2001.

3. Б.А. Райзберг, «Курс экономики», Москва «Инфра-М», 1999.

4. Б.А. Райзберг, «Рыночная экономика», редакция журнала «Деловая жизнь»,

1995.

5. В.Е. Рыбалкин, «Международные экономические отношения», Москва

«Просвещение», 1997.

Приложения.

Рисунок 1.

Экспорт продукции обрабатывающей промышленности в 1995 г. (классификация по

уровню технологичности)

Курсовая: Внешнеэкономическая деятельность России

Таблица 1.

Доля экспорта отдельных товаров в объеме их производства в России в 1997-1999

гг., %.

Продукция

1997

1998

1999

Нефть сырая

41,545,244,2

Бензин автомобильный

18,310,87,2

Дизельное топливо

49,253,748,0

Мазут

44,439,042,7

Природный газ

35,234,536,5

Каменный уголь

14,515,726,1

Целлюлоза

82,877,678,1

Бумага газетная

70,174,670,6

Таблица 2

Рост внешней торговли России (в % к предыдущему году)

Показатели

1993г.

1994г

1995г.

1996г.

Товарооборот 97,3114,4118,8104,6

Экспорт

104,5116,1125,1108,9

Импорт

89,1105,1112,597,3

[1] Далее ВЭС.

1 далее ВЭД


© 2007
Использовании материалов
запрещено.