РУБРИКИ |
Лекция: Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций) |
РЕКЛАМА |
|
Лекция: Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций)использованию, содержатся в статьях 20-21 Концепции о переходе Украины к Р.Э. (см.»Правду Украины», 1990, за 16 ноября). (Некоторое представление о распределении прибыли у нас и в США дает информация приложения 2). 6. За счет части прибыли (дохода) предприятие самостоятельно решает многие вопросы социальной деятельности. (см.статью 26 закона «О предприятиях»). Заканчивая второй вопрос, подчеркнем, что предложенный в нем материал не исчерпывает тех перемен в области прибыли (доходов) предприятий, которые происходит в жизни. Он должен быть дополнен (обязательно) идеями Закона Украины «О налогообложении доходов предприятий и организаций», который рассмотрен Верховным Советом в феврале с.г. ( Текст этого Закона см. в газетах: «Голос Украины» за 18.03.92.; «Правда Украины», 19.03.1992г., «Днепр Вечерний «, 20.03.92г.). Итак, вопрос о доходах и прибыли предприятий объясняется в экономической теории по-разному. Механизм их распределения и использования при переходе к Р.Э., меняется. Не менее крупные и важные перемены происходят и в такой форме дохода как заработная плата. 3. Сущность и формы заработной платы. Номинальная и реальная зарплата. Заработная плата (ЗП) в индустриально развитых странах является основной формой дохода подавляющей части самодеятельного населения. Что она собой представляет? Большинство зарубежных экономистов под ЗП понимают доход на такой фактор производства как труд, т.е. отождествляют ЗП с доходом. (см., например, «Экономические науки»,1990, №8, с.19-21 и др.). Другое объяснение ЗП было дано К.Марксом в 1 томе «Капитала» и других трудах. Оно состоит в том, что труд не может быть товаром, а значит предметом купли- продажи. Если бы труд являлся товаром, то он должен иметь стоимость. Но тогда возникает тупиковая ситуация: в основе стоимости лежит труд, а в основе труда – стоимость, т.е. труд есть труд, стоимость есть стоимость. Такая ситуация в логоке называется товтологией, «порочным» кругом, из которого не мог выбраться А.Смит и другие представители классической экономической школы. Выход из нее был найден благодаря различению понятий (категорий) труд и рабочая сила. Труд, как известно, это целесообразная деятельность человека, а рабочая сила – способность человека к труду, совокупность физических и духовных сил, используемых в производстве благ и услуг. Труд, следовательно, представляет собой процесс использования рабочей силы, которая и выступает личным (человеческим) фактором производства. Человек, совершенствуя себя, орудия и средства труда (вещественные факторы производства), настолько развил свою рабочую силу (способность к труду) , что стоимость создаваемых им товаров стала превышать сумму стоимости благ, используемых на восстановление (воспроизводство) самой рабочей силы. Различие между рабочей силой и трудом позволяет понять сущность найма работника. Предметом сделки между владельцем раб.силы и предпринимателем служит не труд, а рабочая сила. А заработная плата «является, - по мысли К.Маркса, не тем, чем она кажется, не стоимостью – или ценой – труда, а лишь замаскированной формой стоимости – или цены – рабочей силы». (См.»Капитал», т.1,гл.4 ,пр.3 и гл.17). Ранее было установлено, что в процессе труда создается новая стоимость, величина которой превышает стоимость рабочей силы. Излишек над последней (прибавочная стоимость) и составляет источник обогащения предпринимателя. Следовательно, ЗП определяется стоимостью раб. Силы или ее ценой. На рынке же труда ЗП представляет весь труд оплаченным, она «стирает» деление труда на необходимый и прибавочный, а значит деление раб. Дня на необходимость и прибавочное время, т.е. представляет в иррациональной (искаженной) форме этот экономический факт подобно виртуозному иллюзионисту, видимые зрителям действия которого скрывают существо самих его действий. ЗП как энная сумма денег (дохода) внешне представляет весь труд, его продукт и раб. день (время) как оплаченные. Итак, сущность дохода рабочего состоит в заработной плате, выражающей зависимость между ЗП и стоимостью или ценой рабочей силы. Размер же ее зависит от величины стоимости раб.сила, или цены фонда жизненных средств (товаров и услуг), создаваемых работником в необходимое раб. время. Конкретная величина ЗП находится в зависимости от многих факторов. Первый (главный) фактор – величина стоимости рабочей силы. Низший сводится к сумме жизненных средств, необходимых для восстановления работоспособности работника, обучения его профессии и содержания семьи. Во многих странах определяется прожиточный минимум – размер средств, требующихся для поддержания жизнедеятельности человека с низкой квалификацией. Верхний же границей стоимости раб. силы считается тот, который сверх названных затрат включает расходы на удовлетворение социально-культурных потребностей, традиционных в той или иной стране. Понятно, что размер ЗП изменяется под влиянием качества труда и жизненных условий работников. Второй фактор - это уровень квалификации работника, сложность труда. НТР требует образованных, квалифицированных тружеников и, следовательно, обусловливает рост стоимости рабочей силы и потому повышается ЗП. Третий фактор – национальные различия в ЗП. По размерам ЗП долгое время лидировали США. Технологическая революция вызвала тенденцию к выравниванию технико-экономических условий в развитых странах и поэтому стали ослабляться различия в национальных уровнях ЗП – в Великобритании, ФРГ, Франции, Италии и Японии размер ее приблизился к уроню США. Во многих развивающихся странах, в которых экономика отстает от перечисленных, ЗП в 2,5-3 раза ниже. Четвертый фактор , влияющий на размер ЗП – это налоги ( в США от 20 до 45% заработков изымается в виде налогов), а также косвенные налоги – акцизы, устанавливаемые в виде части цены товаров и части тарифов на услуги – коммунальные, транспортные и другие, достигающие половины, а иногда и 2/3 цены многих потребительских товаров. По Закону Украины от 18.12.91г. (опубликованных в газете «Голос Украины» от 23.01.1992 года) «Об акцизном сборе» такие сборы установлены: на спирт питьевой по ставке в 90% к отпускной цене, водку – 87,5%, пиво – 25, шоколад – 40%, табачные изделия – 14-40%, ювелирные изделия – от 23 до 75%, меховые – 10-35%. Пятый фактор – конъюктура на рынке труда, т.е. соотношение спроса и предложения рабочей силы, а также конкуренция между ее покупателями и продавцами, среди самих ее продавцов и среди покупателей. Конкуренция на рынке труда приближает уровень ЗП к равновесной цене труда, т.е. устанавливается примерно одинаковая ЗП работников по профессиям, обладающим равным уровнем образования и квалификации. На ЗП влияет и монополия. (Монополизм в ЗП можно пояснить на примере ее организации в СССР до начала перехода к Р.Э., имея ввиду жестко проводимую в жизнь тарифную систему: тарифно-квалификационные справочники + тарифные ставки + тарифные коэффициенты; она разрабатывалась в центре и охватывала большинство сфер и отраслей, включая железнодорожный транспорт и транспортное строительство). К числу факторов, сильно влияющих на величину денежной ЗП, относится инфляция. В этом легко убедиться, если взять тот факт, что у нас она ( в среднем) по народному хозяйству выросла с 274,6 руб. в 1990г. до 500 руб. в 1991г., т.е. почти удвоилась в госсекторе. В текущем 1992г. денежная ЗП выросла в несколько раз и составляет, например, у железнодорожников России около 2800 руб. (см. «Гудок»,1992г. март), вместо .. руб. в 1991г. а в июле 1992г. 7,7 тыс. рублей. Таковы наиболее важные факторы, от которых зависит конкретная величина ЗП. Чтобы лучше представлять природу ЗП, необходимо уяснить две ее основные формы, - повременную и сдельную и их разновидности (системы), в том числе: повременное – премиальную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, многофакторную, аккордную и другие. (см. учебник по политэкономии для вузов. Под.ред.В.А.Медведева, 1988, с.421-422, а также другие источники). Особое внимание заслуживает и такой аспект ЗП как номинальная и реальная ЗП. Номинальная ЗП – это сумма денег, полученная в виде вознаграждения за труд, а реальная сумма жизненных благ, которые приобретаются за номинальную ЗП при данном уровне цен на товары и услуги. На размер реальной ЗП сильно влияет рост цен (инфляция) «Голопирующая» инфляция 70-х годов вынудила трудящихся многих стран активизировать борьбу за свои жизненные интересы, в которой они добились определенных успехов, в частности, в виде индексации ЗП. В 1986г. в США, например, в половине заключенных коллективных договоров была предусмотрена индексация ЗП. Но в странах Западной Европы в 1987г. национальные системы индексации были демонтированы. В связи в ростом потребительских цен на Украине и других странах СНГ началась практика индексации денежных доходов населения (см. «Правду Украины» и другие издания за 06.08.91г., в которых опубликован Закон об этом, а также Закон о повышении социальных гарантий для трудящихся и Закон о минимальном потребительском бюджете. Каждый из законов может стать предметом рассмотрения на групповых занятиях). Индексация, сказано в упомянутом Законе, это законодательно установленный механизм повышения денежных доходов граждан, позволяющий частично или полностью возместить им подорожание потребительских товаров и услуг. Индексация – часть госсистемы социальной защиты граждан; она направлена на поддержание покупательской способности их денежных доходов, особенно социально уязвимых слоев населения – пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, учащейся молодежи. (см. статью 1). В данном Законе определены: а) лица и доходы индексации – все работающие, военнослужащие, студенты, пенсионеры (соответственно их оплаты труда, денежное содержание в/служащих, стипендии, госпенсии, социальная помощь и т.д.)- см. статью 2; б) порог индексации установлен в 5 –10-15 и выше процентов роста цен по отношению к ценам на 2 апреля 1991г., а Указом Президента Украины от 28.02.92г. индексация в 1 квартале 1992г. проводится к базовым ценам, сложившимся в январе 1992г. (см. «Правду Украины», 1992г. 29 февраля); в) порядок индексации, включающий: - определение минимального потребительского бюджета (на 1991г., он, по данным Кабинета Министров был определен в размере 256 руб. в месяц на душу населения, но его введение будет происходить поэтапно, исходя из реальных возможностей экономики); - размер минимальной зарплаты ( в июле 1991г. она составляла 185 руб.), который множится на величину индекса цен, но в пределах двойного размера минимальной зарплаты и т.д. (статьи 4,5,8,10); г) источники средств на проведение индексации – хозрасчетный доход предприятий, бюджеты различных уровней, пенсионный и другие специальные социальные фонды; индексация стипендий – за счет средств предприятий, учреждений и организаций, направляющих на учебу, а также за счет бюджета (см. статью 6 Закона, а также «Днепр вечерний», 1991, 13 декабря). В связи со вступлением в РЭ существенно обновляется весь подход к заработной плате. В статье 19 Закона Украины «О предприятиях» по этому поводу зафиксированы следующие принципиально новые положения: - предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда (ФОТ) без ограничения его роста со стороны государства; - доходы наемного работника предприятия определяются трудовым договором в соответствии с законодательством, а для других работников – соглашением между ними; - минимальный размер оплаты труда наемного работника всех видов предприятий не может быть меньше прожиточного минимума, установленного законодательно; - предприятие самостоятельно устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов работников (например, премий); - предприятие может использовать (но необязательно) государственные тарифные ставки и должностные оклады в качестве ориентиров для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий выполняемой ими работы. Заметим , что использование этой нормы Закона уже в 1991г. предопределило разные размеры ЗП, а именно: в госсекторе – 500 руб., в других и арендных предприятиях – 545 руб (на 5% больше), а в акционерных обществах – 750 руб., или больше на 50% по сравнению с госсектором. Подводя итог, отметим, что ЗП по своему существу является превращенной (денежной) формой стоимости особого товара – рабочей силы. Ее фактическая величина зависит от многих факторов. Она характеризуется номинальный и реальным содержанием, двумя основными формами и множеством систем. В странах с рыночной экономикой практикуется индексация ЗП вследствие постоянного роста цен на потребительские товары и услуги. Индексацию ЗП и других доходов населения ввели с 1991г., страны СНГ, в том числе Украины. Общее заключение по теме делается методом краткого изложения основных ее положений. В конспекте опущен материал о государственной политики Украины по отношению к помощи безработным. Он подлежит рассмотрению в одной из последующих тем, либо может быть представлен на групповых занятиях в виде, например 1-2 выступлений студентов по материалам Закона Украины «О занятости населения» (см. «Правду Украины» за 19.03.91г.), о чем преподаватель обязан побеспокоиться заранее. ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. П Л А Н. Введение. 1. Сущность, функции и методы управления. Роль информации в управлении. 2. Уровни управления предпринимательством: а) государственное управление; б) управление и самоуправление предприятиями. 3. Эффективность управления: методы определения, критерии, показатели. 4. Опыт зарубежных фирм в области (сфере) управления. Заключение. Введение : В предыдущих темах познакомились с содержанием, субъектами и результатами (доходами) предпринимательской деятельности. Тема данной лекции завершает Ш-й раздел курса. Она позволяет представить смысл управления предприятиями (фирмами) и его влияние на предпринимательство. С началом экономических реформ по переходу к Р.Э. у нас ведутся жаркие споры о том, как вывести экономику и общество из тяжелого состояния. В этих дискуссиях большое место занимают вопросы управления. Одни считают, что для выхода из кризиса нужны толковые руководители всех уровней, которых надо «импортировать» из-за рубежа за хорошие деньги. Другие полагают, что наша система отторгнет «варягов». А потому надо менять самую систему и изменить условия, тогда и появятся нужные управленческие кадры. Эти и другие спора напоминают дискуссию « что появилось раньше: курица или яйцо?» Суть дела находится в одновременных действиях по преобразованию хозяйствования и подготовке людей, способных действовать в условиях РЭ. При этом, конечно же, необходимо использовать зарубежный лучший опыт управления, на который весьма богаты прежде всего наиболее развитые страны. 1. Сущность, функции и методы управления. Роль информации в управлении. Управление прежде всего является функцией собственности, включающей в себя общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Именно собственник по своему усмотрению владее, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. (см. статью 2 п.1 и статью 4 п.1 Закона Украины «О собственности»). Он вправе совершать в отношении своего имущества любые действия – использовать его для хозяйственной и иной, не запрещенной законом деятельности, в т.ч. передавать его безвозмездно либо за плату во владение и пользование другим лицам (статья 4 п.2). В первую очередь собственник праве использовать принадлежащее ему имущество для предпринимательской деятельности (см. статью 6 п.1 того же Закона). Все это и определяет социально-экономическую суть управления. Это, во-первых. Во-вторых, каждый собственник, в частности, предприниматель, реализует свои права в отношении имущества не на обитаемом острове, а в сложной системе связей со многими другими субъектами (физическими и юридическими лицами) обладающими аналогичными правами и функциями в отношении своего имущества, своей собственности. В сфере предпринимательства любой собственник вынужден считаться с внешним окружением, с другими предпринимателями, банками, торговлей, государством, заграницей, а также с тем как организовать отношения внутри предприятия, где заняты люди разных специальностей и профессий, объединенные в различные структуры самого предприятия – цеха, участки, линии, службы, отделы и т.д. В той и другой сфере требуется координация, учет, контроль, а в конечном счете управление, вытекающее из кооперации труда (производства). Здесь уместно заметить, что если отдельный скрипач (музыкант) играет сам, то оркестр нуждается в дирижере, т.е. в управлении. (К.Маркс). Итак, социально-экономическая природа управления коренится собственности и в кооперации труда. Есть и другие объяснения управления. Одно из них состоит в принципе «невидимой руки» (А.Смит), согласно которому поведение человека, как экономического, хозяйствующего субъекта, нуждающегося в многообразных продуктах труда других людей, строится на неосознанном им содействии существенной пользе и преследующем лишь собственную выгоду. Невидимой рукой направляется к цели, которой совсем не руководствовался; преследуя собственные интересы, он зачастую далее действенно служит интересам общества нежели тогда. Когда сознательно стремится служить им. Этот взгляд, появившейся более 200 лет назад, длительное время разделяли многие экономисты, в том числе некоторые в XX веке, разумеется с отдельными оттенками. Небезинтересным является и другой, современный взгляд на давление экономикой, с которым можно познакомиться в книге-учебнике Пола Хейне «Экономический образ мышления». Существующий в обществе порядок он объясняет участием каждого человека в общественном сотрудничестве. В экономической сфере сотрудничество (управление) сводится к следованию собственным (не «эгоистическим») интересам, посредством денег, которые подобны «смазочному материалу», крайне важны для механизма естественного сотрудничества; это сотрудничество достигается процессом непрерывного взаимного приспособления к изменениям в частной выгоде, возникающим в результате их взаимодействия». (см.стр.19-26 упомянутой книги). А все общественные взаимодействия он трактует как рыночные процессы, которые протекают с свойственным РЭ правилам игры, независимо от того, что останется «игрой» – бизнес, правительство, наука, семья, дорожное движение, баскетбол или шахматы , и что все участники игры должны соблюдать эти правила – правила РЭ. Механизм общественного сотрудничества и взаимодействия П.Хейне демонстрирует примером автомобильно-транспортного движения в большом городе. Подобный же подход к управлению, основанный на рыночном механизме смешанной экономики, изложен в самом распространенном на Западе учебнике «Экономикс» под авторством П. Сальсона и В.Нордхауа.(см. «Экономические науки», 1990, №№1-12). Как видим управление производством трактуется неоднозначно. В широком смысле управления включает: 1. Цели, стратегию управления. 2. Принципы, т.е. правила управления. 3. Функции управления. 4. Методы управления. 5. Культуру управления. Постановка целей управления позволяет видеть перспективу, подчинять ей действия и решения данного (текущего ближайшего) времени, выявить противоречия и определить способы и формы их разрешения, утверждать и развивать новые социально-экономические отношения – ныне двигаться по пути к РЭ. В связи с переходом к РЭ обновляется и принципы управления. Например, снят принцип демократического централизма, и утверждается принцип свободы выбора предпринимательства; по-иному реализуются и такие принципы, как режим экономики, стимулирования, ответственность и другие. Управление предпринимательской деятельностью призвано осуществлять систему (блок) функций. Важнейшими среди них являются: 1. Планирование. 2. Организация, включающая координацию и стимулирование. 3. Контроль – учет, анализ и т.д. 4. Регулирование, координация. 5. Проектирование и др. Методы управления, т.е. способы воздействия на управляемый объект, обычно сводят к 3-м группам: 1-я: организационно-распорядительные, которые построены на стабилизирующем воздействии, послушании, «делать так» и т.п., на распорядительном воздействии – приказах, распоряжениях, на дисциплинарном воздействии; 2-я: экономические методы , построенные на учете экономических интересов (см. лекцию 4 и др.) ; они в свою очередь делятся на : а) методы прямого экономического расчета и воздействия – госзаказ, регулируемые цены и тарифы, санкции (штрафы), тарифные ставки и оклады, механизмы распределения прибыли (доходы) и т.п.; б) хозяйственный (коммерческий) расчет – договорные цены, рыночные цены и тарифы, опирающиеся на возмездную (эквивалентную) базу, качество и т.п.; 3-я: группа методов – методы социально-психологического воздействия (прежде воспитательные методы). Вторая и третья группа методов имеет огромный потенциал, который при переходе к РЭ надо всемерно развивать и использовать. Об этом говорит опыт многих стран. Большое значение имеет культура управления, включающая знания, опыт, профессионализм, нравственно-этические качества. Культура управления неотделима от культуры руководителя, состоящей из многих составляющих – грамотность (говорить, писать), умение реагировать на недостатки других и свои, выслушать и понять мнение других, интеллигентность ,стиль управления – авторитарный, демократический и т.д. В условиях РЭ исключительно важную роль в управлении выполняет информация. В 50-60-е годы XX века на основе НТР основные страны Запада (США, Япония, ФРГ, Италия и другие, а вслед за ними Сингапур, Тайвань, Южная Корея) вступили в информационную эру – преимущественный рост в экономике сферы услуг, отраслей, связанных с переработкой информации. Само производство на базе НТП становится гибким, ориентированным на запросы потребителей, на отдельные сегменты и «нишы» рынка. Повышение его эффективности происходит в основном за счет экономии прошлого труда, издержек в реализации и снижении накладных расходов в целом, т.к. изменилась структура издержек производства. В них доля затрат во многих фирмах составляет 2-10%. Возросла роль средних и мелких предприятий, основанных на кооперативной собственности, где работники реально участвуют в принятии управленческих решений. Произошли перемены в соотношении численности рабочих, их качественном составе и работников преимущественно умственного труда. Например, в промышленности США за 1948- 1987 гг. доля инженерно-технического административно-управленческого состава выросла в общей численности занятых с 16 до 34%, а в фонде зарплаты за 1954- 1987 гг. с 25 до 47%. (см. кн. В.Е.Хруцкого, И.В.Корнеева, Е.А.Автухова «Современный маркетинг».М., «Финансы и статистика», 1991., Ст.3-6 и др.). Эти и другие перемены в самом производстве выдвинули информацию на одно из первых мест в управлении, т.к.: а) уменьшается риск принятия решений с дорогостоящими ошибками; б) информация необходима для обоснования решений; в) она подтверждает или опровергает интуитивно построенное решение. Хорошая достоверная информация позволяет управленцам и маркетологам: 1) получать конкурентное преимущество; 2) снижать финансовый риск; 3) определять отношение потребителей; 4) следить за внешней средой; 5) координировать стратегию; 6) оценивать деятельность фирмы; 7) повышать доверие к рекламе; 8) получать поддержку в решениях; 9) подкреплять интуицию; 10)улучшать эффективность. (подробнее см. кн. Дж.Р.Эванса, Б.Бермана «Маркетинг» – «Экономика» 1990г., с.64-91). (Об информации и управлении экономикой можно получить представление из статьи Ю.Лапшина, А.Модина, ж. «Экономические науки» 1992г., №2 с.32-41). Интересно отметить и то, что в США при наличии самой развитой системы телефонных и компьютерных телекоммуникаций ежедневный объем рекламной и коммерческой информации в 40-60 раз превышает объем всей информации, публикуемой газетами СНГ. Для создания эквивалентной информационной инфраструктуры на Украине, как считают специалисты, потребуются десятилетия и сотни миллиардов долларов. Радикально изменить ситуацию может широкомасштабное использование принципиально новых информационных технологий типа Украинской электронной компьютерной газеты «Все-всем». Идея проста: территория Украины практически на 100% покрыта системой трансляции телевидения и, если днем во время перерыва телевидения (когда люди находятся на работе) передавать со скоростью 1 миллион бит в секунду информацию для персональных компьютеров, то ее за 1 час можно передать примерно столько, сколько содержат 600 газетных страниц или 100000 страниц машинописного текста. Кроме полностью автоматической обработки гигантских объемов информации с помощью электронной газеты можно организовать ряд бирж, информационных и справочных систем. Уже в 1992г. Киевское ПО «Электронмаш», Смелянский радиоприборный завод и ПО «Киевский радиозавод» должны выпустить 45 тыс. комплектов аппаратуры. Это позволит в краткие сроки объединить в единую информационную систему все крупные и средние административные, хозяйственные и коммерческие структуры Украины и сделать крупный шаг по пути создания информационной структуры современного общества и РЭ. Поэтому возникла идея создания ассоциации, главной задачей которой является установление прямой связи между потребителями и производителями, без создания которой невозможен цивилизованный рынок Украины. (см. «Голос Украины», 1992г., 4 марта, с.14, а также «Правду Украины» , 03.04.1991г.- «Информатика – это наш прорыв»). Из изложенного видно, что управление – это сложная и многогранная категория. Ее усвоение предполагает представление о сущности, функциях и методах управления, его информационном обеспечении. 2. Уровни управления предпринимательством В странах со смешанной РЭ управление предпринимательской деятельностью строится на двух уровнях: государственном и фирменном. Такой же подход к управлению выражен в документах Украины. Суть первого (государственного) уровня определена в Концепции Украины по переходу к РЭ (раздел 5), Законе Украины «О предпринимательстве» (раздел III) см. «Правду Украины» соответственно за 16.11.1990г. и 05.03.1991г. Оно строится на принципах: 1. – минимального вмешательства госорганов в экономические процессы – им делегируются только те функции, которые не могут быть обеспечены непосредственными субъектами рыночных отношений; например формирование системы экономических институтов госуправления – см. в этой связи Закон ВС Украины от 03.08.1990г.(«Правда Украины», 08ю08ю1990г.), по которому предусматривалось образование 36-ти министерств и Госкомитетов, и Указ Президента Украины (мс. «Правду Украины», 29.02.19992г.), согласно которому предусмотрены в системе центральных органов госисполнительной власти – 26 министерств (плюс Госдума и администрация президента; цифры относятся не только к органам экономического управления): среди 26 этих госорганов Министерство инвестиций и строительства и Министерство транспорта: 2. – системное воздействие на социально-экономические процессы с учетом тесных взаимосвязей рынка капиталов, финансового, товаров, труда, на базе формирования необходимых экономических регуляторов и нормативов. В Концепции перечислены основные функции госрегулирования экономики (в т.ч. разработка и согласование стратегии социально-экономической и научно- технической политики, перераспределение доходов населения, стимулирования производства и другие, всего 7). В ней названы 3 метода госрегулирования – нормативный, финансовый и административный; раскрыт смысл индикативного и бюджетного планирования (см. статью 19), налоговое регулирование (статья 20), регулирование цен (статья 21). Второй уровень управления – это управление предприятием и самоуправление трудового коллектива (см. Закон Украины «О предприятиях», раздел IV). Управление предприятием строится на нескольких общих принципах: а) на принципе совмещения прав владельца по хозяйственному использованию своего имущества и самоуправления трудового коллектива. Предприятие самостоятельно определяет структуру и штат управления. Владелец предприятия сам осуществляет управление или делегирует свои права совету (правлению) предприятия или другим органам согласно Устава; б) наем (назначение, избрание) руководителя предприятия является правом владельца имущества и реализуется непосредственно или через уполномоченные органы; в) решения по социально-экономическим вопросам разрабатываются и принимаются его органами управления при участии трудового коллектива или уполномоченных им органов; г) высшим органом коллективного предприятия является общее собрание (конференция) владельцев имущества. Правление предприятия избирается владельцами имущества на общем собрании тайным голосованием на альтернативной основе. Правление избирает председателя и его заместителей, либо их роль выполняют поочередно все члены правления. В статье 15 этого Закона дается определение трудового коллектива и его самоуправления; в 16-й статье – о руководстве предприятия, а в 17-й – о коллективном договоре. (На групповых занятиях желательно рассмотреть эти статьи, привести примеры, иллюстрирующие их реализацию, в т.ч., например, с корпорацией «Укртрансстрой» – см. «Гудок», 08.04.1992г.; государственной администрацией 6-ти железных дорог Украины, «Укрзалізниця»; или с Госкорпорацией транспортного строительства РФ – см. ж. «Транспортное строительство», 1992, №1, с.2-12, и др.). Одним из итогов рассмотрения 2-го вопроса является то, что управление предпринимательством при переходе к РЭ наполняется реальным демократизмом. И там, где дело обстоит именно так повышается эффективность управления. 3. Эффективность управления: методика определения и показатели. С переходом к РЭ возрастает роль и цена управления предпринимательской деятельностью. Если в условиях АКС капвложения (инвестиции), их источники и размеры определялись государством и его управленческими органами (министерствами, комитетами, ведомствами), то теперь эти вопросы решаются самими предприятиями. Следовательно положение, любого предприятия, отрасли, и всей экономики зависит от качества принимаемых решений по хозяйственным, технологическим и социально-экономическим вопросам. Иными словами, важной составляющей научного управления является оценка эффективности как намечаемых, так и реализованных решений. Что понимается под экономическим эффектом и экономической эффективностью? Экономический эффект – общая характеристика влияния возможных воздействий на экономическое состояние объекта управления, а экономическая эффективность – количественная оценка эффекта в конкретных условиях, в т.ч. характеризуемых уровнем затрат ресурсов. Последняя выражается соотношением: результаты/затраты и может быть показана множеством примеров, в том числе: 1 станок/3т металла; или 16 кг сахара/10 часов труда; или 1 локомотив/100т или 40т стали и т.д. Следовательно, эффект более ориентирован на будущее состояние объекта управления под влиянием предстоящих перемен в управлении, а эффективность характеризует функционирование предприятия (системы). И в этом смысле они отличаются. Различают эффективность и эффект: экономический, социальный, комплексный (включая организационную и техническую составляющие), ожидаемый, фактический, положительный, отрицательный. Отрицательный эффект означает утрату полезного свойства, качества, уменьшение потенциала и может быть назван ущербом. Положительный эффект возможен за счет мер по сокращению отрицательного эффекта. Он определяется суммой потерь и затрат у поставщика и у потребителя, или потерь и средств, затрачивающихся на их предотвращение. Потенциально возможный (вероятный) отрицательный эффект, в отличие от ожидаемого ущерба и фактического отрицательного эффекта является улучшенной выгодой. (Она более емкое понятие по сравнению с неполученным доходом, т.к. может быть результатом невыполнения договорных обязательств партнеров, некомпетентности субъектов хозяйствования). Из перечисленных разновидностей эффекта и эффективности видны их общие свойства и отличия. Выяснив понятие эффекта и эффективности, их разновидности, обратимся непосредственно к эффективности управления. Экономическая эффективность управления (ЭЭУ) по настоящеевремя, во-первых, слабо обеспечена методикой подсчета количественных показателей по экономическому обоснованию систем управления объектами (предприятиями, объединениями, и т.д.) управления. Вимеющихся методиках нет учета связей между управленческими решениями с показателями деятельности объектов управления, т.е. отсутствует методика, по которой можно было бы рассчитывать эффект и величину эффективности, получаемую на основе совершенствования управления. Очевидно, что поэтому, во- вторых, подменяется понятие ЭЭУ, понятием экономичность его аппарата. Вследствие подмены этих понятий можно было бы сделать сногсшибательный вывод, если принять во внимание, что за 1961-1983гг. по данным Минфина СССР экономия затрат госбюджета на управление составила 20 млрд. рублей при ежегодных расходах в 3 млрд. рублей. Следовательно, госаппарат за этот период сократился шестикратно?! По другим же данным ежегодный прирост госбюджетных расходов на управление составлял 0,1 – 0,2 млрд. рублей. А объективный вывод сводится к тому, что т.н. эффективность мер по улучшению управления была фактически вымышленной. Отметим и третий момент, отражающий недостатки (теоретические и методические) в данном вопросе – управление производством длительное время традиционно трактовалось в узком смысле – как оперативная деятельность по выполнению плановых заданий. Одна из главных причин, упомянутых выше недостатков управления или неэффективности управления и бесхозяйственности, состоит в том, что производство как деловая сфера оказалось «без хозяина», а значит, и без настоящего, деятельного управления. Поэтому проблемы накапливались, «косметические решения» по управлению не решали их, перестройка потерпела неудачу, а застой сменился кризисом экономики. Выход из создавшегося положения состоит в создании механизма управления, сочетающего в себе рыночные отношения с государственным регулированием предпринимательства (см. 2 вопрос настоящей темы, а также 4 тему). А непосредственно по эффективности управления производством (предпринимательством) необходим новый подход, использование теоретических и методических разработок отечественных ученых и практиков, зарубежного опыта. Из отечественных новейших предложений заслуживает внимания материалы Я.Радченко, напечатанные в ж. «Экономические науки», 1991г., №№7,8. В них изложены правила действенности оценки, методика эффективности управленческих решений (или метод «отбраковки» экономически неэффективных решений); правила, которые могут быть полезны также для выявления эффективности (кроме эффективности управления): а) капитальных вложений и основных производственных фондов; б) итогов деятельности по периодам производственно- хозяйственных систем различного масштаба и направлений их функционирования. В кратком изложении общие правила определения ЭЭУ таковы: 1. Оценочный показатель ЭЭУ должен обобщать, и «синтезировать» («интегрировать») частные показатели. Главное требование к обобщающему оценочному показателю сводится к критерию валидности, т.е. действительно достоверное отражение данной переменной величины того, что посредством ее хотят измерить. (Например, степень насыщения рынка данным товаром; общие, собирательные результаты деятельности предприятия, выраженные в норме прибыли (рентабельности) или отношением результатов). Предпочтительным показателем является тот, который выражает функцию отношения, а не тот, который выявляется методом вычитания. Например, для определения победителей в ряде видов спорта используют показатели разности или соотношения забитых и пропущенных мячей (шайб). Оценочная функция вида «разность» уступает функции вида «отношение»). 2. Для принятия решения об эффективности (неэффективности) нужно использовать один обобщающий показатель, т.е. одну оценочную функцию, а не несколько. Множество показателей (функций) может привести к множеству «лучших» решений. 3. Дифференциация оценочных показателей по уровням управления, а на каждом уровне – по направлениям деятельности. Например на уровне отрасли, предприятия и его структурам соответственно: прибыль (рентабельность), издержки производства (себестоимость) и т.д. 4. Каждая цель деятельности того или иного управленческого звена, тем более функционально специализированного, должна иметь свою оценку. При этом соотношение целевых и оценочных показателей должны быть дополнены условиями их единства, различая при этом достижение цели и эффективность ее реализации и, соответственно результативность и эффективность управления. 5. Сначала оценивается принципиальная, а затем предполагаемая, ожидаемая или фактическая эффективность управления. 6. Один и тот же вид оценки для принятия решения и для оценки результатов его фактического выполнения. Этим обеспечивается обратная связь в управлении. 7. Гармонизация (стыковка, соединение, учет) интересов в процессе функционирования системы и ее подсистем. Например, всей фирмы и ее структур, т.е. по вертикали. 8. При горизонтальном взаимодействии подсистем, ответственных за промежуточный результат, надо исходить из влияния их численных значений на конечный результат (т.е. выход системы). Например, заготовительный цех, цех сборки, упаковки и т.д. Итог – станок, автомобиль и т.д. 9. С изменением оценочного показателя в одной подсистеме (цехе) целесообразно рассмотреть изменение оценочных показателей, взаимодействующих с нею подсистем (других цехов). 10. В планово-отчетном периоде цель управленческой деятельности должна быть постоянной (константой), т.к. при сбалансированном плане стремление сделать «больше» (даже из сэкономленного сырья) может вести к диспропорциям и, наоборот, диспропорции возникнут из-за недовыполнения плана, заказа, договора. 11. Оценочный показатель должен быть фондообразующим, т.е. в зависимости от численного его значения выстраивать шкалу образования ФЭС, накапливать (иметь) средства для поощрения отличившихся работников. 12. Оценочный показатель выражается стоимостными единицами (рубли, доллары, гривны) или исчисляемыми на их базе показателями (например, относительными величинами, процентами и т.д.), а цели (целевые функции) – выражаться в натуральной форме (например, произвести за год-два столько-то пальто, костюмов и т.п.), либо задаваться в логических формулировках типа «в таком-то году начинаем выпускать супер-ЭВМ, транзисторы и т.п.» 13. Указывать величину оценочного показателя (функции): максимум, минимум, нуль, единица, стандартное значение (план, норматив). При рассмотрении перечня правил оценки ЭЭУ важно подчеркнуть, что их использование на практике возможно при сложившемся рыночном механизме ценообразования. (см. тему 3). А также иметь в виду, что эти правила вносят существенные коррективы в имеющиеся методики определения и исчисления эффективности по инженерным решениям, капвложениям, программам и планам развития экономики, ее отраслей и предприятий. (новшества, предлагаемые Я.Радченко и кратко изложенные в настоящем конспекте, вряд ли известны студентам. Поэтому весьма желательно на групповых занятиях привлекать их внимание к данному материалу). Заканчивая 3-й вопрос, отметим, что в странах с современно развитой экономикой (индустрией) в рамках нового управленческого мышления появились новые оценочные показатели предпринимательства. Современно оснащенные техникой и технологией фирмы в сфере управления своей деятельности используют такие показатели: 1-й : производительность труда всех рабочих и служащих вместо норм выработки и производительности труда рабочих. Для этого применяют натуральные и стоимостные измерители объема выпуска товаров и затраты труда. 2-й: показатель отдачи всех активов предприятия (компании), включая уровень запасов. Некоторые фирмы измеряют объемы выпуска продукции в расчете на единицу запасов. 3-й: обобщающие показатели эффективности производства, учитывающие уровень использования всех видов производственных ресурсов с учетом их взаимозаменяемости. 4-й: сумма взаимосвязанных частичных (частных) показателей( например, показатели измерения хорошего и плохого качества). С их помощью оцениваются издержки того, что не было сделано как следует с первого раза, а именно: а) издержки по устранению дефектов и брака; б) стоимость инспекций и контроля качества; в) расходы на гарантийное обслуживание и по возвратупродукции потребителям; г) затраты труда инженеров по качестве. 5-й: число рацпредложений на 1 работника, процент их внедрения, что выражает привлечение рабочих и служащих к управлению. 6-й: показатели сокращения сроков запуска нового изделия в производство, исходя из всего жизненного цикла продукции. Особое внимание фирмы уделяют стимулированию труда, используя: а) сочетание единообразного жалования с участием работников в прибыли, получаемой предприятием в целом. Последнее обстоятельство само по себе позволяет на 10-40% снизить долю зарплаты в стоимости продукции; б) широко используются групповые формы стимулирования труда; в) серьезное внимание уделяется структуре зарплаты , т.к., например, заметно снижается текучесть кадров, если значительная часть зарплаты (50%) приходится на полугодовые или годовые премии. В этом случае, во-первых, работники требуют значительную часть своего дохода при перемене места работы, а, во-вторых, управляющие могут просто не выплатить премии вместо увольнения, если, скажем, у фирмы возникли финансовые и иные затруднения. В этом заключается одна из причин практики пожизненного найма, в японской промышленности. Фирмы используют множество других вариантов стимулирования труда. (Одни из них описан в кн. «Как добиться успеха», стр.74-75. Опыт «Линкольн электрик компании»). Короче говоря, вопросы ЭЭУ находятся в орбите постоянного внимания в зарубежных странах. Их можно выделить в самостоятельную часть лекции и групповых занятий. Поэтому рассмотрим некоторые из них. 4. Опыт зарубежных фирм в области управления. I. О методе «точно вовремя», применяемой с конца 70-х годов в машиностроительных кампаниях Японии. Он является сердцевиной управления в фирме «Тоёта». Основные черты его состоят в следующем : 1. Главная цель системы – рост прибыли методом сокращения издержек за счет излишних рабочих и запасов. 2. Основные принципы системы: а) «точно вовремя» – производить нужный тип продукции в нужное время и в необходимом количестве; б) автоматизация – самостоятельный контроль работником качества и исключение дефекта изделий на дальнейшую обработку; в) гибкое использование персонала – колебание числа рабочих из-за изменений спроса и предложения на продукцию , а также поощрение творчества и воплощения идей. 3. Главная организационная суть системы в том, что на участке, предшествующему данному процессу производства изготавливается точно заказанное последующим участком количество деталей и поставляется в конкретное время (срок).Следовательно, последующий этап производства как бы «вытягивает» строго нужное ему количество деталей и узлов у предшествующего этапа, тогда как календарное планирование ( у нас и других странах) «выталкивает» заранее запланированный и произведенный объем деталей на последующий участок производства. В «Тоёте» для этого используют карточки двух типов ( с названием «канбан»), в которых указано либо количество деталей, которое нужно забрать на предшествующем участке, либо количество деталей, которое нужно забрать на предшествующем участке, либо количество деталей, которое нужно изготовить на последующем участке. 4. Система позволяет ежедневно изменять объем продукции (меньше, больше в сверхурочное время) на основе точной «настройки» процесса производства, приспосабливая его объем к спросу с помощью поэтапного колебания частоты партий продукции при неизменном размере партий. Используется концепция оптимального размера партий деталей как оптимального размера готовых товаров. Для автономизации и автоматизации контроля качества продукции станки снабжены устройствами автоматической остановки про поломке, а рабочие имеют право останавливать линию при обнаружении брака, отключения от заданного режима. На заводах «Тоёта» практически все рабочие участвуют в кружках качества, их предложения поощряются. 5. Эффект системы «Тоёты»: а) средний цикл выпуска одной партии легковых автомобилей составляет два дня, США – 10, а АвтоВАЗе – 20 дней; б) коэффициент оборачиваемости материально-технических запасов – 87, т.е. период реализации товарно-материальных запасов равен 4 дням (365:87), а на наших заводах соответственно 5,7 раза и 62 дня (разница в 15,5 раза = 62:4). Подробнее см.кн. Я.Монден «Тоета» Методы эффективного управления., М.,Экономика, 1989, сокр. Пер. с анг. II. В западных фирмах широко применяется концепция «кривых» обучений ; т.е. сокращение издержек на единицу продукции при увеличении ее выпуска. Практикой доказано (не строго математически), что увеличение вдвое объема производства товаров вызывает уменьшение издержек на единицу товара в среднем на 1/3. Это относится к лучшим фирмам Японии ( а для полупроводников интегральных схем – 40-50%, цветных телевизоров – 15% автомобилей – 12%). В других же странах эти показатели скромнее – 5-20%. Используется метод кривых опыта и в проектировании товаров с помощью анализа издержек и обратного инженерного анализа: перед разработкой чертежей нового товара фирма разбирает аналогичный товар другой фирмы по его модулям и процессам. После рассмотрения усовершенствования последних продукт собирается снова из улучшенных конструктивно узлов и процессов. Проектирование проводится под ограниченной (заданной) фирмой уровень издержек. III. Влияние работотехники на снижение издержек и их переклассификацию. Роботы снижают расходы на зарплату, поэтому выгодно увольнять рабочих в странах с высокой зарплатой. В классификации же издержек выделяется новая категория: «прямые машинные издержки» – затраты на аренду, страхование, налоги, износ, текущий ремонт и обслуживание, а также дополнительная зарплата и дополнительные льготы оператора, энергия. Все кратко изложенные методы снижения издержек широко используются фирмами в конкурентной борьбе. IY. Особого внимания заслуживает концепция управления в «Сони» (см.кн.Акио Морита «Сделано в Японии»,1990, изд.-во «Прогресс» и статью Н.Борисенко в «Экономических науках», 1991,№ 12, с.23-28). Ее стержень сводится к нескольким требованиям к руководителю: первое из них – уметь решать «нестандартные» управленческие проблемы; второе – уметь мыслить масштабно, обладать опережающим мышлением: «.если вы станете думать только о прибыли, вы не увидите открывающихся впереди возможностей»; третье – умение работать с людьми, а точнее «умение руководителя обеспечить положительную самоорганизацию управленческой системы» или «эффект самоорганизации ее». (Некоторые специалисты считают, что невозможно составить перечень требований к руководителю, ведущих к успеху. Руководитель должен обладать сплавом многих качеств, и прежде всего способность к интегрированию, к «сплавлению», которую и называют:»общей способностью к управленческой деятельности» (ОСУД)). Итак, знание западного опыта для нас усиливается в связи с переходом к РЭ. Заключение (выводы) по теме делается на основе повтора главных идей темы и ее вопросов. |
|
© 2007 |
|