РУБРИКИ |
Лекция: Государственное регулирование экономики |
РЕКЛАМА |
|
Лекция: Государственное регулирование экономикиБольшинство предприятий выбрало так называемый “2-ой вариант” приватизации, при котором работники администрации имели право на приобретение 51% обыкновенных акций. Для общего регулирования процесса разгосударствления создано 2 правительственных органа: 1) Государственный комитет по управлению гос. имуществом. 2) Российский федеральный фонд имущества. Функции “Госимущества”: - подготовка ежегодных государственных приватизационных программ, а также законов и подзаконных актов в данной области; - общий контроль за процессом приватизации и деятельностью аналогичных комитетов на местах. РФ ФИ и фонды имущества на местах выступали в качестве временных собственников гос. предприятий до их приватизации. Особенности Российской приватизации. Жесткое административное регулирование данного процесса, осуществление его в крайне сжатые временные сроки без достаточного учета специфики каждого региона и производства. Лишь нескольким регионам (Москва, Татарстан, Якутия) удалось настоять на учете своих особенностей и интересов. Фактически приватизация в России преследовала политические цели, связанные с желанием ликвидировать основы прежней социальной и экономической системы, создать необходимую социально-политическую базу, поддержки радикальных реформ. Большинство целей, провозглашенных в начале приватизации, достигнуто не было. Реальностью стало формирование системы “бюрократического капитализма”, когда руководители предприятий и чиновники органов власти используют свое положение для присвоения госсобственности. Коммерческие успехи тех или иных частных фирм зависят не от способности удовлетворять общественные потребности, а от степени близости к тем или другим властным структурам. Все это периодически вызывает призывы не только приостановить процесс приватизации, но и провести национализацию тех или иных предприятий. ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ План 1. Индикативное планирование. 2. Опыт индикативного планирования. 3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой. 1. Индикативное планирование. Опыт стран, имеющих современное рыночное хозяйство, показывает, что развитие тех или иных экономических и социальных процессов без понимания конечных целей этого развития и методов их достижения чревато серьезными конфликтами. Это верно как для микроуровня экономики, так и на макроуровне. Носителем функций макроэкономического планирования вместе с рядом социальных институтов является государство. Функции государства: - насыщение экономической среды информацией, что способствует более рациональному планированию своей деятельности со стороны частных компаний; - ставит плановую практику на микроуровне в определенные рамки, задавая допустимые параметры частного интереса и средств его достижения; - определяет цели социально-экономического развития общества и непосредственно регулирует хозяйственные пропорции в экономике. Основной инструмент решения поставленных задач - индикативное планирование. Его составными частями являются: - концепция социально-экономического развития; - экономическое прогнозирование; - экономическое программирование. Государственная концепция социально-экономического развития является результатом анализа основных экономических и социальных тенденций, целей и приоритетов развития, путей их достижения. Экономическое прогнозирование есть процесс выработки на основе изучения всей совокупности социально-экономической информации и статистики возможных вариантов развития и будущего состояния народного хозяйства и социальной сферы или их составных частей. Страны, где индикативное планирование не получило широкого развития, прогнозы существуют как самостоятельная сфера исследований и хозяйственной практики. В странах с развитой системой государственного регулирования прогнозы являются основой для создания социально-экономических программ. Экономическое программирование - это процессы регулирования общественного хозяйства на основе системы экономических программ, соответствующих государственной концепции социально-экономического развития. В качестве индикаторов здесь используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние денежно-кредитной сферы, рынков товаров и ценных бумаг и т.д. Особенность индикативного планирования состоит в его преимущественно рекомендательном характере. Показатели служат общими ориентирами развития и не подлежат обязательному выполнению. 2. Опыт индикативного планирования. Наиболее широко индикативное планирование применяется во Франции, Японии, Южной Корее, некоторых других странах. В англосаксонских государствах предпочтение отдается рекомендациям монетаристской школы со своими методами косвенного регулирования. Япония приступила к развитию механизма национального планирования с середины 50-х гг. Первый пятилетний план (1956-1960) был посвящен достижению самостоятельности страны. С тех пор пятилетние планы стали основой политики правительства в экономике. Одновременно в последние годы стали разрабатываться долгосрочные планы вплоть до 2010 года. Япония создала четкий механизм разработки экономических планов и реализации их в жизнь. В центре этой системы - Управление Экономического Планирования (УЭП). В функции этого управления входит разработка долгосрочных экономических планов, координация действий всех государственных органов в сфере планирования, оценка общеэкономического потенциала страны, руководство Национальным Институтом Прогнозных Исследований. Второй элемент системы планирования - Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Оно разрабатывает и реализует планы развития производства, распределения, потребления, внешней торговли. В компетенцию МВТП входят также проблемы стандартизации, патентоведение, санитарные нормы, оно определяет таможенную политику. Спецификой японской системы планирования является наличие так называемых консультативных советов. Их задача - подготовка рекомендаций, концепций развития во всех областях жизни общества. В состав совета входят специалисты в данной области, государственные чиновники, представители деловых кругов, профсоюзов и т.д. Представительство групп со сталкивающимися интересами сбалансировано. Сейчас действует более 200 консультативных советов, что позволяет государственным органам учитывать мнение широкого круга специалистов и представителей различных социальных групп до принятия решения, что уменьшает вероятность профессиональных ошибок или возникновения социального недовольства. В области экономического планирования наибольшее значение имеют Консультативный Совет по экономике при премьер-министре и Консультативный Совет по проблемам экономической структуры при МВТП. Похожую систему экономического планирования имеет Южная Корея. В последние годы эти страны перешли на новую стадию планирования. Происходит процесс комплексной подготовки научного, экономического и социального прорыва в XXI век. Основа этой стратегии - программы развития технополисов. Японская программа-технополис, разрабатываемая в МВТП, предусматривает создание 25 технополисов вне зоны старого промышленного развития (Токио- Осака). Предполагается создание совершенно новых городов, в которых разместятся исследовательские центры, новые университеты, технологические парки, жилые зоны и учреждения культуры. Цель состоит в создании совершенно новой социальной и экономической Среды. Технополисы предполагается соединить скоростными железными дорогами. В Южной Корее подобный центр создан в городе Даедук. Примером активного государственного планирования в Европе служит Франция. Первый пятилетний план восстановления народного хозяйства был принят в 1945 году. Разрушенная войной экономика заставила принять жесткий директивный план с натуральным показателями и обязательным заданиями. Поэтому об индикативном планировании во Франции можно говорить только с середины 50-х гг. Характерная черта планирования во Франции - использование достаточно внушительного (несмотря на процесс приватизации в последние годы) государственного сектора. Отношение центра и регионов регулируется через систему планов-контрактов. Основным органом по разработке планов и их выполнению является Государственный Секретариат по планированию и Комиссариат по планированию. По каждому разделу будущего плана, как правило, создается комиссия из числа представителей предпринимательских структур, государственных учреждений и профсоюзов. В разработке последних планов принимали участие крупные представители политических, деловых, научных кругов из многих стран Европы. 3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой. Достаточно длительный период в странах так называемого социалистического лагеря господствовала система директивного государственного планирования. Организация общественного производства строилась таким образом, что система планов охватывала и регламентировала всю совокупность протекающих в обществе экономических и социальных процессов. Параметры плана представляли собой обязательные и адресные задания хозяйствующим субъектам. Разработка и утверждение планов, контроль за их выполнением являлись функцией вышестоящего управленческо-административного звена. Нижестоящие участники экономического процесса могли оказывать воздействие на ход подготовки и принятие планов опосредованно, в рамках так называемого "бюрократического торга", когда уровень и величина плановых заданий определялись не реальными потребностями народного хозяйства, а целой системой неформальных связей между субъектами экономической жизни. Это приводило к подрыву плановых основ функционирования экономики и вело к формированию системы, основанной на ведомственном монополизме, системы максимально защищенной от воздействий со стороны общества и в минимальной степени реагирующей на его потребности. Такая монополизация привела к загниванию хозяйственной системы и вызреванию условий радикального реформирования механизма планирования. Предложение перейти к системе демократического планирования, основанного на максимально широком привлечении трудящихся к принятию решений и учете интересов различных социальных групп населения не получила сильной поддержки в силу целого ряда социальных причин. Принятый курс на ускоренный перевод экономики на рыночные принципы неизбежно привел к изменению и методов планирования. Факторы, влияющие на изменение системы планирования: - переход от господства государственной собственности к плюрализму собственности с преобладанием акционерной; - переход от административно-командного механизма регулирования экономики к рыночному; - открытие национальных экономик мировому рынку ведет к унификации хозяйственных механизмов. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА План 1. Понятие экономической структуры. 2. Структурная политика. 3. Характеристика и перспективы изменения структуры экономики России. 1. Понятие экономической структуры. Экономика есть многомерная система. Ее структура рассматривается с нескольких позиций: 1) социальная структура выражает соотношение различных социально- экономических укладов, основанных на определенных формах собственности и соответствующих им производственных отношениях; 2) воспроизводственная структура отражает пропорции между секторами экономики, обеспечивающими возможность и качество народнохозяйственного роста (соотношение между первым и вторым подразделениями - производство средств производства и производство предметов потребления, между потреблением и накоплением, материальным производством и инфраструктурой); 3) отраслевая структура определяется соотношением между различными отраслями народного хозяйства. Преобладание тех или иных отраслей определяет экономический и технологический уровень экономики и ее ориентацию (аграрную, сырьевую, индустриальную, постиндустриальную); 4) региональная структура отражает размещение производственного и научно- технического потенциала по территории страны, степень развития производственных коопераций; 5) внешнеторговая структура характеризует позиции страны в мировом разделении труда, особенности экспорта и импорта, движение капитала и рабочей силы, участие в интеграционных процессах. Экономическая структура динамична. Она постоянно, но неравномерно меняется. Этот процесс называется структурный цикл. Как в любом экономическом цикле, в структурном центральное место занимает фаза кризиса. Разрушая старые отжившие элементы, кризис создает предпосылки для нового, позитивного развития системы. На характер и глубину структурных кризисов оказывают влияние не только экономические факторы, но и процессы, происходящие в социальной и политической сферах жизни общества. Несмотря на то, что каждому определенному историческому этапу развития отдельной страны соответствуют свои характерные особенности структурных изменений, существуют, а в условиях мер хозяйственной интеграции усиливаются, общие тенденции изменения социально-экономических пропорций. Кризис последней четверти XX века вызван радикальными процессами экономической структуры в наиболее развитых странах мира. Суть этой перестройки заключается в переходе к постиндустриальной стадии развития общества. Изменения в экономическом базисе повлекли за собой изменения в социальной структуре общества. 2. Структурная политика. Государство оказывает влияние на структурный цикл, помогая рождению новых элементов и смягчая отмирание старых, посредством структурной политики. Структурная политика - это система правительственных мероприятий, направленных на формирование определенных социальных, воспроизводственных, отраслевых и региональных пропорций, которые с точки зрения государства являются прогрессивными. Характерная особенность структурной политики - ее долгосрочный характер. Применяемые здесь меры могут дать свои результаты через годы и десятилетия. Структурная политика зависит от инвестиционной политики, то есть совокупности государственных решений, определяющих направление использования капитальных вложений. Наиболее активная структурная политика проводилась в экономической практике Японии, странах Юго-Восточной Азии и др. Специфика структурной политики в этих государствах определяется типом так называемым догоняющим типом экономического развития. В США структурная политика носит более опосредованный характер, опираясь в основном на косвенные рычаги государственного вмешательства. Страны Западной Европы занимают промежуточное положение. В реальной экономической политике направление государственной поддержки тем или иным отраслям народного хозяйства, регионам, проведение определенной внешнеэкономической политики зависит от соотношения политических сил в обществе, выступающих с позиций групп давления (лоббистов) в интересах определенных субъектов экономической жизни. Поэтому в экономической теории существует точка зрения, что государственная структурная политика только деформирует здоровые экономические и социальные пропорции, складывающиеся под воздействием свободных рыночных сил. Др. т.з.: Не игнорируя проблемы объективности определения целей и направлений структурной политики, приходится все же признать, что в условиях современного хозяйства использование чисто рыночных механизмов структурной перестройки приводит к неоправданно высоким социальным и экономическим издержкам. 3. Характеристика и перспективы изменения структуры экономики России. Структурный кризис на территории бывшего СССР, отражающий общемировые тенденции изменения экономических пропорций, оказался гораздо более тяжелым, чем в экономически развитых странах Запада. Причины: 1. Следствие глубокой деформации всей структуры российской экономики, явившись результатом сложившейся в начале 30-х гг. "мобилизационной" модели экономического развития. Эта модель, отвечавшая требованиям определенного момента, продолжала воспроизводиться и в совершенно других социально- экономических условиях, что вело к ориентации на приоритетное развитие ВПК и тяжелой промышленности в ущерб, а зачастую за счет отраслей потребительского сектора. Возможность же использования директивных методов "мобилизационной" экономики для переориентации ресурсов на новые приоритеты было заблокировано крайней косностью и недемократизмом сложившейся экономической системы. 2. Благодаря освоению крупных нефтяных и газовых месторождений в 70-е гг. СССР избежал сырьевого кризиса, послужившего толчком перехода производства в странах Запад на ресурсосберегающие и наукоемкие технологии, и одновременно получил крупные финансовые ресурсы для смягчения диспропорций в экономике. 3. Система жесткого административного контроля за экономической жизнью сковывала инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов, что в условиях современной НТР - сильный тормоз структурной перестройки. Эти проблемы старой экономической системы были усугублены ошибками и просчетами уже в ходе проведения в начале 90-х гг. хозяйственной реформы. В результате, страна потеряла значительную часть своего производственного и инвестиционного потенциала, неконкурентоспособного в условиях открытой экономики (ВПК, машиностроение, приборостроение, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство). Шансы на выживание и развитие получали лишь отрасли, имеющие возможность для реализации своей продукции на мировом рынке (газовая, нефтяная промышленность, черная и цветная металлургия). Таким образом, происходит не исправление сырьевых пропорций, а их усугубление за счет вымывания высокотехнологичных и потребительских секторов из общественного производства. Это происходит на фоне сокращение ресурсов, идущих на капитальные вложения, и свертывание большинства инвестиционных программ. На это накладываются проблемы региональных диспропорций, обострившиеся с распадом СССР, и зачастую экономически необоснованные программы изменения социальной структуры народного хозяйства в процессе приватизации. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ТРУДА И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ План 1. Рынок труда и государственная политика занятости. 2. Социальная политика государства. 3. Рынок труда и социальная политика в современной России. 1. Рынок труда и государственная политика занятости. Рынок труда является наиболее сложным из всех рынков, существующих в экономике. Это связано со спецификой товара- рабочей силой. Особенностями его формирования являются определение стоимости, условий найма и труда. Данный товар обладает сознанием и, следовательно, кроме чисто экономических рычагов воздействия необходим учет социальных и психологических факторов. Объектом регулирования становятся два основных элемента рынка труда: рынок трудовых ресурсов и рынок рабочих мест. Первый зависит от продолжительности рабочего времени, условий, стимулирующих привлечение дополнительных групп населения в производство, демографических пропорций миграции рабочей силы, срока образовательной подготовки и т.д. Рынок рабочих мест определяется в первую очередь общеэкономической ситуацией. Рынок труда отличает высокая степень сегментации в квалификационном, отраслевом и региональном разрезах. Традиционным элементом рынка труда является наличие относительно избыточного трудоспособного населения (или безработицы). Наряду со стихийными механизмами рыночного регулирования рынка труда в развитых странах существует достаточно развитая система государственного и общественного регулирования. При этом выделяются макроэкономический, региональный уровни и уровень отдельного предприятия. Государство реализует свою в этой сфере через систему правовых актов, регулирующих занятость, трудовую деятельность, возможность получения образования и т.д. Инфраструктуру рынка труда составляют службы занятости и трудоустройства, структуры профессионального обучения и переподготовки. Большое влияние на государственные программы занятости оказывают организации, представляющие интересы работников наемного труда, работодателей, безработных, учащихся, женщин, национальных меньшинств и т.д. Стремясь не допустить роста безработицы, государство стимулирует те предприятия, которые создают дополнительные рабочие места, осуществляют льготное налогообложение малого бизнеса. При обострении ситуации может поощряться частичная занятость, работа неполную неделю, досрочный выход на пенсию. Государство организует и финансирует программы общественных работ. В странах, где велика доля иностранной рабочей силы, применяются меры по ее ограничению. Основные усилия правительства направляются в первую очередь на предотвращение безработицы, а потом уже на оказание помощи пострадавшим от нее. Основная форма оказания помощи - пособие по безработице. Условием его получения служит определенный стаж работы и срок выплаты взносов в соответствующие страховые фонды. Размеры пособий, сроки и условия их получения достаточно различны. В некоторых странах существует практика оплаты государством пользование безработными некоторых видов коммунальных услуг (квартплата, общественный транспорт, телефон и т.д.) Опыт государственного регулирования рынка труда показывает, что нет общих, постоянно действующих механизмов регулирования. Они различаются в зависимости от уровня социально-экономического и политического развития той или иной страны, культурных традиций, особенностей формирования рынка труда, роли государства и т.д. США. Данная модель характеризуется наибольшей степенью децентрализации. Каждый штат имеет свое законодательство в этой области и свой фонд страхования по безработице. Американские компании достаточно легко проводят сокращение персонала, не особенно заботясь о поиске альтернативных решений. Противовесом такой практике служит высокая профессиональная и региональная мобильность рабочей силы. Швеция. Отличительная черта - активная политика государства на рынке труда. Она носит превентивный характер, предупреждающий появление безработицы и предусматривающий систему мер по созданию новых рабочих мест. Главное внимание уделяется профессиональной ориентации временно незанятого населения, его переквалификации. Одновременно жестко регламентируется порядок найма на работу, основания и процедура увольнения, условия труда и т.д. В инфраструктуру рынка труда входят Министерство труда, Управление рынка труда, 24 губернских комитета труда и более 300 бюро по трудоустройству. Япония. Система трудовых отношений базируется здесь на принципе так называемой “пожизненного найма”, который гарантирует работниками занятость до выхода на пенсию. При возникновении экономических трудностей фирмы крайне редко прибегают к увольнениям. Политика “пожизненного найма” приходит в определенное противоречие с интересами ряда групп высокообразованных работников, стремящихся к более динамичной профессиональной карьере. Хотя данная модель занятости и сохранится в обозримом будущем, сфера ее применения будет постепенно сужаться. 2. Социальная политика государства. Государственная социальная политика преследует следующие цели: - защита граждан от экономической и общественной деградации в результате болезни, старости, резкого сокращения доходов и т.д.; - обеспечение условий развития каждой отдельной личности и общества в целом; - достижение конкретноисторически понимаемого принципа социальной справедливости. Это предполагает перераспределение дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения через систему государственных и местных бюджетов, различных внебюджетных фондов, других форм социальной поддержки. Подобная политика позволяет поддерживать не только социальную стабильность, но и стимулирует массовый платежеспособный спрос. Как уровень социальных гарантий, так и понятие социальной справедливости обусловлены степенью развития производительных сил того или иного общества, его культурными и политическими традициями. Проблемы, которые могут возникнуть при проведении социальной политики: 1) опасность возникновения и устойчивого сохранения значительных групп трудоспособного населения, живущих исключительно на государственные пособия; 2) общее ослабление экономических стимулов рыночного механизма; 3) перенапряжение бюджета при крупных объемах социальных выплат и, следовательно, угроза усиления инфляции; 4) гипертрофированное развитие бюрократических структур, призванных осуществлять и контролировать процесс оказания социальной помощи. В основе системы социального обеспечения лежит механизм социального страхования, в котором участвуют три экономических субъекта: работник, предприниматель и государство. Пропорции каждого из этих субъектов в сумме страховых взносов зависят от целевого назначения взносов и правовых норм конкретных государств. Так, например, расходы по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний несут повсюду предприниматели, по семейным пособиям - предприниматель и государство. Все три субъекта финансируют пособие по безработице, болезни, пенсии и т.д. Доля взносов работников колеблется от 1% в Швеции до 39% в Нидерландах, предпринимателей - от 10% в Дании до 53% в Италии, государства - от 19% в Нидерландах до 81% в Дании. Большие различия существуют между странами в видах и размерах пособия, критериях их предоставления. В целом социальная политика государства может быть представлена в виде двух основных моделей: 1. Поощрение индивидуальной активности получателя социальной помощи в самостоятельном поиске выхода из кризиса, стимулирование развития частнопредпринимательских структур в сфере предоставления социальных услуг, с низким удельным весом социальных расходов в ВНП (США). 2. Высокая степень удовлетворения социальных потребностей граждан посредством общественных фондов потребления под контролем государства, высокий удельный вес социальных расходов в ВНП (Швеция). 3. Рынок труда и социальная политика в современной России Ситуация на рынке труда России в последние несколько лет характеризовалась ухудшением положения. Ускорился рост безработицы, увеличилась текучесть рабочей силы, сократилось число вакансий, увеличились масштабы застойной безработицы. Значительные группы трудящихся регулярно отправлялись в неоплачиваемые отпуска. Особенностью отечественного рынка труда является наличие большого числа женщин среди безработных, а также достаточно высокий образовательный уровень незанятого населения (>50% - лица с высшим и средне-специальным образованием). Имеются существенные различия в территориальном и отраслевом аспектах проблемы. Однако масштабы безработицы оказались неадекватны спаду производства. Факторы, определяющие такую ситуацию: 1) патерналистская ориентация дирекции предприятий; 2) отсутствие реального механизма банкротства; 3) поддержание искусственной занятости за счет отказа от платежей смежникам, задержке в выплате заработной платы, неоплачиваемых отпусков и т.д. Фактически сложилась ситуация скрытой безработицы. Поэтому, говоря об ухудшении ситуации на рынке труда, имеют в виду не только рост безработицы, но и усиление нерационального характера занятости, отсутствие необходимых сдвигов в структуре рабочей силы. Проблемы российского рынка труда: 1) на фоне падения рождаемости и увеличении смертности происходит старение экономически активного населения; 2) сохраняется значительный удельный вес ручного малоквалифицированного труда в промышленности; 3) сложилась сильно деформированная структура занятости с преобладанием добывающих отраслей, производством средств производства и ВПК; 4) отсутствие развитой современной инфраструктуры регулирования рынка труда; 5) низкий уровень профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; 6) социально-психологические установки основной массы трудоспособного населения существенно отличаются от требований складывающегося рынка труда; Следовательно, главным направлением политики государства на рынке труда должен стать процесс рационализации занятости на базе активной структурной перестройки экономики. Это делает безработицу неизбежной. Задача - удержать ее на социально приемлемом уровне, не блокируя при этом процесс модернизации народного хозяйства. Задачи, решение которых должно помочь достичь эти цели: 1) принятие ряда федеральных законов, дополняющих уже существующие законодательные акты, с целью создания нормативно-правовой базы формирования и регулирования отечественного рынка труда; 2) достижение более высокой степени координации между различными государственными органами, действующими в этой сфере; 3) сочетание усилий государства, профсоюзов, союзов предпринимателей, отдельных граждан в решении проблем занятости, отработки механизма социального партнерства; 4) создание общенациональной системы оперативного сбора информации о спросе и предложении на рынке труда; 5) развитие сети специализированных учреждений службы занятости; 6) реформа системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров; 7) проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение профессиональной, отраслевой и территориальной мобильности рабочей силы; 8) разработка государственных программ повышения занятости для депрессивных отраслей и регионов, а также наиболее социально уязвимых групп населения; 9) учет при проведении бюджетной, кредитно-финансовой, инвестиционной политики задач в сфере занятости. Государственная политика в сфере регулирования социальных процессов должна исходить из необходимости смягчения последствий перехода к рыеку для наименее защищенных слоев населения. Совершенствовать систему социальной защиты предполагается по следующим двум направлениям: 1. Увеличить роль социального страхования в социальной защите населения: а) расширить самострахование трудящихся при одновременном повышении оплаты их труда, введение индивидуальных счетов во всех государственных страховых фондах; б) введение страхования наемных работников от несчастных случаев и профзаболеваний за счет работодателей на основе дифференциации тарифов по отраслям и видам производств; в) расширение функций медицинского обслуживания, основанных на обязательной страховой медицине; г) усиление адресности социальной помощи населению, ее взаимосвязь с нуждаемостью, подтвержденной проверкой доходов семей, а также с наличием в них детей и лиц, утративших трудоспособность. д) реформирование системы пенсионного обеспечения. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ План 1. Цели и задачи региональной политики. 2. Организация регулирования регионального развития. 3. Региональное развитие крупных городов и городских агломераций. 1. Цели и задачи региональной политики Региональная политика - система планов и действий, реализующих интересы государства в отношении регионов и собственные интересы регионов методами, учитывающими особенности современных региональных процессов. До недавнего времени основой региональной политики считался процесс централизованного планового размещения производительных сил по территории страны. Экономика каждого из регионов рассматривалась как часть единого народнохозяйственного комплекса. Основное внимание уделялось вопросам сдвига производительных сил на восток, развитию новых экономических районов союзного значения на вновь осваиваемых территориях, рациональному размещению крупных энерго, материало и трудоемких народнохозяйственных комплексов, установлению рациональных межрайонных транспортно-экономических связей, формированию территориальных систем расселения, опирающихся на рост крупных и крупнейших городов и т.д. При этом удалось устранить многие крупные диспропорции в народном хозяйстве, обеспечить экономический подъем национальных окраин и экономически слаборазвитых районов, вовлечь в хозяйственное использование природные ресурсы северных и восточных регионов, создать единую систему транспортных коммуникаций и т.п. Одновременно накапливались новые проблемы и противоречия в региональном развитии, которые не находили своего адекватного разрешения. Изменения в системе производственных отношений, связанные со сломом централизованного управления, становление самостоятельности национальных образований, развитие местного самоуправления, самостоятельности предприятий потребовало пересмотра представлений о приоритетах в системе региональной политики. Первая группа приоритетов: процесс экономического и социального развития национальных и административно-территориальных образований, а также регионов с наиболее острыми кризисными явлениями, на территории которых осуществляются крупномасштабные региональные программы. Вторая группа приоритетов: развитие горизонтальных связей, формирующихся на основе соглашений между регионами (“Центральная Россия”, “Сибирское соглашение”, “Урал”, “Север” и т.д.) Третья группа приоритетов: процессы, влияющие на экономику всех или многих регионов, но управление которыми может осуществляться на уровне федеральных органов. В новых условиях центр тяжести перемещается с вопросов размещения производства на проблемы социального и экономического развития регионов. При этом директивно устанавливаемые производственные и социальные задания заменяются разработкой возможных сценариев развития социально-экономических процессов, а прямое распределение ресурсов - разработкой экономических и правовых рычагов воздействия на размещение инвестиций и темпы регионального развития. Задачи региональной государственной политики в новых условиях: 1) создание общих правил взаимодействия федерального центра и регионов; 2) предотвращение процесса хозяйственного обособления регионов; 3) создание системы оперативного разрешения возникающих конфликтов в системе “федеральный центр - регионы”; 4) формирование собственной ресурсной базы социально-экономического развития регионов; 5) выделение регионов со специфическим статусом (свободные экономические зоны, депрессивные районы, зоны экологических бедствий и др.); 6) контроль за внутрирегиональными конфликтами социального и общественного характера. 2. Организация регулирования регионального развития. Разработка комплексного прогноза развития и размещения производительных сил. Комплексный прогноз должен содержать оценку перспективных потребностей регионов и варианты их удовлетворения на основе наиболее эффективного использования ресурсов, улучшения территориального разделения труда и кооперации. В комплексном прогнозе должны содержаться концептуальные основные для определения перспектив социально-экономического развития территории, а также долгосрочных социально-экономических региональных программ. Стадии разработки прогноза: 1) анализ ретроспективы и исходного уровня; 2) оценка демографических, природноресурсных и научно-технических предпосылок развития на перспективный период; 3) формирование целей; 4) разработка вариантов достижений целей; 5) отбор предпочтительных вариантов и формирование сценариев развития. Основные рычаги государственного регулирования политики: 1) территориально дифференцированные налоговые льготы и платежи за ресурсы; 2) государственные дотации через фонды регионального развития и субвенции; 3) создание территориальных различий в правовом статусе. 3. Региональное развитие крупных городов и городских агломератов Выделяется пять стадий процесса урбанизации: 1) относительно равномерное сельское расселение с зарождением городов; 2) быстрый рост городов, возникновение и развитие точечных форм высокой концентрации населения; 3) формирование городских агломераций путем роста центральных городов при абсолютном уменьшении численности сельского населения; 4) развитие городских агломераций за счет ускоренного роста населения внешней зоны при замедлении и даже снижении роста населения центров агломераций; 5) деконцентрация населения, сопровождающаяся частичным заполнением межагломерационных пространств и стагнацией исторических ядер расселения. Причина изменений в системе расселения - различные социально-экономические этапы развития общества. Наиболее развитые страны Запада переходят на стадию постиндустриального производства, где отсутствует потребность в эффекте большого города. Развитие современных систем транспорта, гибких производств и т.д. позволяет децентрализовать производство, а следовательно, и расселение. Важной причиной бегства населения из центров агломератов стали экологические проблемы, рост преступности, более тяжелое налоговое бремя и т.п. Хотя Россия находится на стадии индустриального развития и существует реальная угроза “деиндустриализации” страны, тем не менее остается задача корректировки стихийного развития крупных городов и равномерного размещения производственного потенциала по территории страны. Иначе, возможен вариант “третьего мира”, когда массы населения из депрессивных районов и зон конфликтов стремятся в несколько крупных городов, где происходит концентрация большей части населения и экономического потенциала. Использование в современных условиях административных мер малоэффективно. Следовательно, необходима целенаправленная государственная программа развития новых систем расселения (отвлекающая агломерация, города-спутники и т.д). ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА План 1. Особенности малого предпринимательства. 2. Опыт государственного регулирования малого предпринимательства в экономически развитых странах. 3. Практика регулирования малого бизнеса в России. 1. Особенности малого предпринимательства. Малый бизнес - важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма реализации предпринимательской деятельности. Развитие малого предпринимательства является необходимым условием конкуренции товаропроизводителей, развития рыночных отношений, противодействия монополизму. Функции малого бизнеса: 1. Оперативное реагирование на изменение конъюнктуры спроса. Особое значение в условиях большой дифференциации потребительского спроса, НТП, возрастание номенклатуры товаров и услуг. 2. Малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения, которые в его отсутствие не были использованы. 3. Формирование конкурентной среды. 4. Решение проблемы занятости (в развитых странах до 70-80% вновь созданных рабочих мест). 5. В условиях современной НТР малый бизнес осуществляет прорыв по ряду важнейших направлений науки и техники (США - » 50% Нтразработок в рамках малого бизнеса). 6. Смягчение социальной напряженности и демократизации рыночных отношений (создание среднего класса). Однако малые предприятия объективно находятся в худших конкурентных условиях по сравнению с крупным бизнесом. У них выше издержки производства в связи с мелкими сериями выпускаемой продукции, они располагают худшими возможностями накопления средств для обновления оборудования, сложнее с информационным обеспечением, с подготовкой кадров. Следовательно, создание развернутой и всесторонней системы государственной поддержки малого бизнеса - необходимое условие его развития. 2. Опыт государственного регулирования малого предпринимательства в экономически развитых странах В истории развития малого бизнеса в экономически развитых странах в послевоенный период можно выделить два этапа: 1) с середины 50-х до середины 70-х гг.: зависимость малого бизнеса от крупного, оценка малого предпринимательства как устаревшего элемента экономической системы. Объективно эти процессы были обусловлены развитием массового, крупносерийного производства; 2) с середины 70-х гг. по настоящее время: экономическая политика государства характеризуется поворотом к поддержке малого бизнеса, ставшего одной из важнейших форм реализации современного этапа НТР. Два направления государственной поддержки: 1. Широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с элементами протекционизма. 2. Умеренное государственное регулирование с созданием рыночных условий для жесткой конкурентной борьбы, в результате которой выживает сильнейший (естественный отбор). Элементы поддержки малого бизнеса, применяемые в большинстве развитых стран: 1) прямые дотации через бюджет; 2) при размещении государственных заказов на крупных предприятиях оговаривается определенный процент субподрядов для малого бизнеса; 3) государство выступает гарантом при получении банковских кредитов малым бизнесом; 4) налоговые льготы; 5) специализированные государственные программы помощи всем желающим начать собственное дело; 6) законодательный контроль над процессами концентрации капитала с тем, чтобы предотвратить необоснованное поглощение малых предприятий; 7) участие государства во всех объединениях, кредитующих и финансирующих малый бизнес; 8) государственная информационная помощь малому бизнесу; 9) государственное финансирование подготовки и переподготовки кадров. США. В 1953 году создана Администрация по делам малого бизнеса (АМБ). АМБ помогает в организации деятельности, менеджменте, представляет образовательные программы, специальные пособия, знакомит с механизмом открытия и ведения бизнеса, помогает в приобретении оборудования, при получении прямых гарантированных займов, а также страховых полисов при чрезвычайных ситуациях. АМБ не только выступает гарантом для банков, но и сама субсидирует предпринимателей, несет ответственность за долю малого бизнеса в получении контрактов в сфере производства. Бюджет АМБ - свыше $ 600,000,000. В США создано 53 региональных центра развития малого бизнеса и 600 пунктов помощи малому бизнесу. Их задача - координация федеральных ресурсов, ресурсов штатов, университетов и частных фондов для оказания управленческой и технической помощи. При центрах организованы курсы обучения и консультационные пункты. Кроме того, при колледжах и университетах организованы институты малого бизнеса. Великобритания. Основной координирующий орган - Отдел мелких фирм в Министерстве промышленности и торговли. Кроме этого, сложилась сеть организаций, предоставляющих помощь за невысокую плату или бесплатно. Это: 1) служба мелких фирм; 2) местные предпринимательские агентства (состоят из представителей выборных органов власти и делового мира); 3) центры труда; 4) коммунальные объединения содействия развитию местного предпринимательства. Служба мелких фирм занимается организационно-практическими вопросами мелкого бизнеса, имеет региональные отделения по всей стране и действует в контакте с другими организациями. Она не занимается непосредственно финансированием малого бизнеса. Ее цель - защита интересов мелких предпринимателей, помощь в организации своего дела, помощь в получении контрактов, субсидий, необходимых знаний к квалификации. Она предоставляет юридические, организационно- управленческие и информационные услуги, помогает в ведении делопроизводства. В Великобритании существует ряд специализированных программ, предназначенных для различных категорий населения, и программы регионального развития малого бизнеса. Программ “Схема содействия предпринимательству. Цель - привлечение безработных к организации собственного дела. Могут участвовать безработные от 18 лет, не имеющие работу свыше 13 недель и обладающие первоначальным капиталом не менее 1000 фунтов стерлингов. Участники схемы в течение года получают еженедельную субсидию в размере 40 фунтов стерлингов, которая выплачивается в дополнение к пособию по безработице. Число участников данной программы возросло с 25000 в начале 80-х до почти 90000 в начале 90-х гг. 3. Практика регулирования малого бизнеса в России В доперестроечный период малый бизнес существовал в крайне не развитых и полукриминальных формах (т.н. шабашки, мелкая торговля с рук, фарцовка, спекуляция, индивидуальный ремонт автотранспорта и т.д.). Во второй половине 80-х гг. становление малого предпринимательства проходило крайне противоречиво. Начало этому процессу положило кооперативное движение, развитие ИТД, центры научно-технического творчества молодежи и т.д. Часто созданные при государственных предприятиях малые предприятия превращались в кормушки для дирекции, позволяли обналичивать денежные средства, сбывать дефицитные материалы и уходить от контроля со стороны государства. Впоследствии, в результате приватизации и разукрупнения предприятий произошло выделение из их структуры отдельных подразделений и цехов, ставших еще одной составляющей малого бизнеса. Значительная часть малых предприятий была создана людьми, впервые решившимися заняться производством. Радикальные экономические реформы начала 90-х гг. болезненно ударили по малому бизнесу, особенно в производственной сфере. Сейчас предприятия этого сектора сосредоточены в основном в сфере торговли и в сфере услуг. Факторы, тормозящие развитие малого бизнеса: 1) недостаточная развитость правовых и организационных вопросов развития малого предпринимательства, слабость государственной поддержки; 2) политика финансовой стабилизации и бездефицитного бюджета на основе изъятия через высокие налоговые ставки прибыли предприятий и доходов населения ведет к снижению стимулов к производству и резко ограничивает платежеспособный спрос; 3) практически ликвидированы источники финансирования первоначального капитала для массового малого производства (собственные сбережения населения, кредиты); 4) неразвитость рыночной инфраструктуры; 5) давление коррупции и преступности. 12 мая 1995 года принят федеральный закон “О государственной поддержке малого бизнеса”. Он определил, что понимается под малым предприятием. Малый бизнес: промышленность, строительство, транспорт - до 100 человек; сельское хозяйство и научно-техническая сфера - до 60 человек; розничная торговля и бытовое обслуживание - до 30 человек; оптовая торговля и другие отрасли - 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Основные направления государственной поддержки: 1) формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса; 2) создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов; 3) установление упрощенного порядка регистрации, представление статистической и бухгалтерской отчетности; 4) поддержка внешнеторговой деятельности; 5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого предпринимательства. Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития малого предпринимательства. Объем обязательных финансовых ресурсов выделяемых на поддержку малого предпринимательства указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой. Правительство РФ ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства. Создание системы фондов поддержки малого предпринимательства путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступивших от приватизации, доход от собственно деятельности, добровольных взносов и т.д. Руководство и устав федерального фонда утверждаются решением правительства РФ. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку в организации союзов субъектов малого предпринимательства. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ План 1. Зарубежный опыт регулирования экономики переходного периода. 2. Радикально-либеральная концепция реформирования экономики России. 3. Концепция активного государственного регулирования. 1. Зарубежный опыт регулирования экономики переходного периода. Существующая в современной экономике проблема взаимодействия рыночного механизма и государственного регулирования приобретает еще большую остроту при анализе обществ переходного типа, осуществляющих процесс изменения своих политических и экономических систем. Три основных подхода: 1. Рынок, как саморегулирующаяся система. 2. Государство как движущая сила рыночных преобразований. 3. Выделение секторов в экономике с преимущественно государственным и преимущественно рыночным регулированием (двухсекторная экономика). Первый опыт масштабных реформ в Восточной Европе был предпринят в Югославии и Венгрии в 50-е годы. В 60-е годы попытки рыночных реформ были предприняты в целом ряде других стран Восточной Европы, в т.ч. в СССР. Качественно новый этап хозяйственных реформ начался с конца 70-х годов в Китае и с конца 80-х годов в странах Восточной Европы. Китай. Наиболее привлекательными чертами китайской модели стало сохранение устойчивых темпов экономического роста на протяжении всех лет реформ и существенное повышение на этой основе жизненного уровня населения. В основу тактики преобразований был положен принцип “переходить реку, нащупывая камни”. Реформы начали осуществляться в виде отдельных экономических экспериментов, постепенно складывающихся в целостную хозяйственную систему. Начало реформ положили изменения в деревне. Основой аграрного сектора стали семейные хозяйства, была введена долгосрочная аренда земли, были освобождены цены на с/х продукцию. После этого начались рыночные преобразования в городах и развитие прибрежных открытых экономических зон. Все эти процессы идут под жестким контролем государства и правящей компартии, которые постепенно осуществляют реформы с помощью своих функций и методов управления в рамках перехода от традиционной плановой экономической системы к социалистическому рыночному хозяйству. Важным фактором, способствующим успешному осуществлению реформ, является сохранение политического единства общества и признание абсолютного авторитета государства, чему и способствуют традиции конфуцианства. Противоречия, возникающие при проведении реформ: 1. Периодически возникающие “перегревы” экономики. 2. Низкая экономическая эффективность предприятий государственного сектора, связанная с его ролью в обеспечении хозяйственного и социального развития страны. 3. Недостаточные темпы развития энергетики и транспорта по сравнению с темпами роста промышленности и с/х. 4. Сильная региональная дифференциация между развивающимися прибрежными провинциями и слаборазвитыми районами внутри страны. 5. Высокие темпы прироста населения, что обостряет как проблему занятости, так и необходимость постоянной мобилизации ресурсов для поддержания уровня жизни населения. Подобные экономические системы сложились во Вьетнаме и Лаосе. 2. Радикально-либеральная концепция реформирования экономики России. Радикальная рыночная политика перестройки народного хозяйства проводилась более-менее последовательно с января 1992 года. В ее основе - принцип либерализации всей экономической жизни: цен, хозяйственного управления, внешнеэкономической деятельности. Одновременно реализовывалась жесткая кредитно-денежная и бюджетная политика с целью достижения финансовой стабилизации и подавления инфляции. Предполагалось, что это послужит толчком к экономическому росту, приведет к снижению ставки процента и последующему уходу капиталом из сферы финансовых спекуляций и торговли в сферу производства, возвращению вывезенных за границу капиталов и притоку иностранных инвестиций. При этом подчеркивалось, что экономический рост возможен только на основе частных инвестиций. Сохранение практики государственных капитальных вложений и некоммерческих инвестиционных кредитов приведет лишь к снижению экономической эффективности инвестиций и будет служить основой коррупции государственных чиновников. Такие же последствия ожидаются и при сохранении протекционистских мер во внешней торговле. Обеспечение же максимально либеральных условий для отечественного и иностранного капитала позволит создать конкуренцию в сильно монополизированном отечественном производстве и провести выбраковку экономически неэффективных звеньев, тем самым осуществив структурную перестройку народного хозяйства. Необходимые условия: 1. Запуска механизма банкротства. 2. Создание гарантий частной собственности. 3. Формирование социальной базы радикальных рыночных реформ. С точки зрения сторонников данной концепции государство должно уйти из сферы производства и сосредоточить свои усилия на создании условий для действия рыночных сил (законодательная база, антимонопольная политика, приватизация, регулирование денежного рынка и т.д.). Кроме влияния на теоретиков данного направлений идей современного западного неоконсерватизма следует отметить ряд положений, связанных с цивилизационно- историческим взглядом на проблему. История человечества рассматривается как процесс развития двух мировых цивилизаций: западной и восточной. Первая определяется через отсутствие частной полноценной собственности, переплетений отношений собственности и власти, экономического и политического господства бюрократии. Предполагается отсутствие стимулов для производственной деятельности и возможность экономического развития только в результате давления сверху. Крупные переделы собственности становятся неизбежными вместе со сменой власти, сильное государство склонно быстро разлагаться. Реформы в этом обществе заключаются в возрождении ослабевшего государства на прежней экономической и политической основе. Вторая цивилизация характеризуется отделением права собственности от положения, занимаемого в структуре власти, усложненной социальной организацией, то есть формированием гражданского общества. Таким образом, западное государство в отличие от восточного не порабощает и не поглощает общество, а вырастает из него и служит ему. При этом твердые гарантии частной собственности являются основой динамичного социально-экономического развития. Россия занимает промежуточное положение между этими двумя цивилизациями. В культурном и идеологическом отношении преобладает влияние Запада, политическую и экономическую систему можно охарактеризовать как в основном восточную. Так как существующие различные подходы к роли государства в рыночной экономике (кейнсианство, неоконсерватизм и т.д.) принадлежат к европейской социально-экономической традиции, то и дискуссия о возможности государственного вмешательства до тех пор, пока не сломана восточная модель государства, не продуктивна. Необходимо заложить основы рыночного хозяйства, провести реформу собственности, сформировать гражданское общество, а потом уже дискутировать о роли государства в экономике. Иначе восточное государство задавит ростки рыночной экономики. 3. Концепция активного государственного регулирования. Исходя из той же точки зрения, что и радикалы-либералы, о принципиально нерыночной отраслевой и технико-технологической структуре народного хозяйства, о наличии серьезных воспроизводственных и межотраслевых диспропорциях, о сверхмонополизации экономики, о сложившихся нерыночных “правилах игры” они приходят к прямо противоположному выводу: необходимо усиливать роль государства в процессе рыночных преобразований. Иная политика приведет лишь к серьезному спаду производства с углублением структурных диспропорций. Россия в таком случае входит в мировое разделение труда как поставщик сырьевых ресурсов и продуктов их первичной переработки. Следовательно, государство, не отказываясь от использования монетаристских методов, основной упор должно делать на активную политику в области бюджетного, налогового и денежно-кредитного регулирования. Задача подавления инфляции становится не самодостаточной, а увязывается с интересами развития производства. Для блокирования спада и оживления экономики предлагается стимулировать совокупный спрос (дешевые кредиты, прямые государственные инвестиции, повышение доходов населения и т.д.). В налоговой сфере предлагается снизить ставку налога на прибыль на добавленную стоимость при одновременном увеличении доходов бюджета за счет ренты на природные ресурсы. Предлагается ввести жесткий контроль за ценами на продукцию монополий (транспорт, электроэнергия, топливно-энергетический комплекс), законодательно установить пределы повышения цен для посредников, осуществлять прогрессивное налогообложение доходов, идущих не на инвестиции и т.д. Необходимым считается выделение и активная поддержка тех секторов экономики, которые бы послужили “локомотивами” вывода экономики из кризиса и/или основой прогрессивных структурных сдвигов. Одновременно государство осуществляет политику постепенного свертывания экономики бесперспективных производств, минимизируя при этом социально-экономические издержки. Переход к новой концепции приватизации, целью которой является не максимально быстрый переход к частной собственности, а повышение экономической эффективности приватизируемых объектов и экономики в целом. При этом в государственной собственности остаются объекты, гарантирующие стабильное социально-экономическое развитие общества. Поэтому сторонники данной концепции выступают с предложением пересмотра результатов процесса приватизации. В области антимонопольной политики предлагается не допустить взаимосвязанных производств. Большое внимание уделяется развитию финансово-промышленных групп как основе рыночного хозяйства. Во внешнеэкономической сфере центральной является задача защиты отечественных производителей и повышение их конкурентоспособности на мировых рынках. Это предполагает проведение умеренной протекционистской политики. Приоритетными признаются отношения со странами СНГ, где ставится задача добиться экономической интеграции и восстановить разорванные ранее хозяйственные связи. Сохраняя существующие экономические связи со странами Западной Европы, США и Японии, предлагается перенести центр тяжести на отношения с государствами Восточной Европы и новыми индустриальными ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ План 1. Государственное регулирование внешней торговли. 2. Государственное регулирование миграций капиталов и валютно-финансовой сферы. 3. Платежный баланс. 1. Государственное регулирование внешней торговли. Мировая торговля - это обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами, результат глубокого международного разделения труда, специализация стран на производстве отдельных видов товаров в соответствии с уровнем технико-экономического развития и природно-географическими условиями. Экспорт - вывоз за границу с целью реализации товаров, услуг, технологий или капитала. Структура российского экспорта не прогрессивна (сырье, товары первичной переработки). Реэкспорт - экспорт через территорию страны товаров третьих стран. Импорт - приобретение и ввоз из-за рубежа с целью реализации на внутреннем рынке товаров, услуг, технологий или капиталов. Масштабы и структура импорта определяются возможностями национальной экономики, спецификой ее отраслевой структуры, уровнем развития сырьевой, материально-технической и научно- технической базы, факторами социального характера. Регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) включает в себя комплекс экономических и политических мер, направленных на обеспечение внешних условий расширенного воспроизводства национальной экономики и роста доходов отечественного капитала. Различают политику протекционизма и политику свободной торговли. Защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции осуществляется установлением протекционистски высоких таможенных пошлин, количественным ограничением ввозимых товаров, требованием соответствия иностранных товаров внутренним санитарным стандартам, дискриминационной практикой государственных закупок, т.н. “добровольным” ограничением экспорта, система экспортного контроля по отношению к странам, объявленным политически опасными, механизм экономических санкций. Вместе с тем в последний годы приоритетное значение получила политика свободной торговли, когда государство большое внимание уделяет устранению барьеров, препятствующих экспансии национального капитала (на двухсторонней и многосторонней основе). Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Главное средство давления на торговых партнеров - введение ограничения на импорт товаров из стран, которые отказываются открыть свои национальные рынки. Значительную роль в государственном поощрении экспорта играют программы помощи иностранным государствам. Они способствуют укреплению позиций национального капитала и являются эффективным оружием в борьбе с иностранными конкурентами, так как ее получение связывается с обязательными закупками товаров национального происхождения. Режим наибольшего благоприятствования в торговле и право на получение государственных кредитов также зависят от степени открытия национальных рынков. Для регулирования отношений между странами в области внешней торговли созданы следующие международные организации: ГАТТ (1948, около 100 стран), Европейская Ассоциация Свободной Торговли (1960), Конференция ООН по торговле и развитию (около 170 стран), ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти). 2. Государственное регулирование миграций капиталов и валютно-финансовой сферы. Сущность: помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Формы движения капиталов: 1) частные и государственные капиталы международных организаций; 2) денежная и товарная форма; 3) краткосрочная и долгосрочная форма; 4) ссудная и предпринимательская форма (прямые и портфельные инвестиции; прямые - инвестор владеет управленческим контролем над объектом вложения капитала). Инвестиционного климата - ситуация в стране с точки зрения инвестора: 1) социально-политическая ситуация в стране и ее перспективы; 2) внутриэкономическая ситуация и перспективы ее развития; 3) ВЭД и ее перспективы. Задача государства - создать благоприятный инвестиционный климат внутри страны и способствовать продвижению национального капитала в другие страны. Страхование инвестиционных рисков через государственные и полугосударственные организации (США - Экспортно-Импортный Банк, корпорации зарубежных частных инвестиций; Россия - Государственная Инвестиционная Корпорация). Двухсторонне соглашение между государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Международная организация Агентство по гарантированию инвестиций. В 60-е гг. формирование вненационального кредитного рынка, рынка евровалют. Евровалютный рынок - международный рынок краткосрочных и долгосрочных кредитов, основанный на операциях, совершаемых с национальной валютой за пределами страны ее происхождения. Используются доллары США, швейцарские и французские франки, марки ФРГ, английский фунт стерлингов. Евровалютные операции проводятся на особых банковских счетах, не контролируемых национальными кредитными органами. Валюты. Конец XIX в. Используется золотой стандарт; 1944 г. - Бреттон- вуддская валютная система - золото-девизный стандарт; сер. 70-х гг. - Ямайская система - плавающие курсы основных валют Запада. Появляется мировой денежный эталон (SDR - Special Drawing Rights - специальные права заимствования), появляются коллективные валюты: ЭКЮ, арабский расчетный динар, песо андского пакта. В настоящее время валютные курсы являются важнейшими показателями здоровья всей системы международных отношений, и весь комплекс внутренних и внешних факторов, определяющих экономическое развитие страны, влияет на динамику валютного курса. Направление государственного регулирования: 1. На национальном денежном рынке. 2. Политика в области динамики ВВП. 3. Недопущение резких колебаний валют. 3. Платежный баланс Платежный баланс - статистический документ, отражающий баланс внешнеэкономических операций страны за определенный период. Государство регулирует платежный баланс, опираясь на теории платежного баланса: 1) классическая теория автоматического равновесия, связана с золотым стандартом; 2) эластиционный подход, основа платежного баланса - внешняя торговля и сальдо торгового баланса определяется отношением уровня цен на экспортные товары к уровню цен на импортные товары, которое умножается на валютный курс. Следовательно, наиболее эффективный способ регулирования - изменение валютного курса; 3) кейнсианский подход связывает платежный баланс с основными элементами ВВП, следовательно, необходимо стимулировать экспорт и сдерживать импорт, прежде всего через повышение конкурентоспособности отечественных товаров; 4) монетаристский подход: неравновесие на денежном рынке страны определяет неравновесие платежного баланса в целом. Методы государственного регулирования платежного баланса: 1. Прямой контроль, в том числе, регламентация импорта, таможенный и другие сборы, запрет или ограничение на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям, сокращение безвозмездной помощи и т.д. Болезненно воспринимается малым бизнесом. В краткосрочном плане дает положительный эффект (при возможности государства контролировать ситуацию), но в долгосрочной перспективе создает препятствия ля привлечения инвестиций. Субсидирования экспорта (слишком дорогостоящая политика). 2. Борьба с инфляцией. Повышает приток капитала, снижает импорт, но сдерживает наращивание экспорта. 3. Изменение обменного курса. странами. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|