РУБРИКИ |
Лекция: История народного хозяйства Украины и зарубежных стран |
РЕКЛАМА |
|
Лекция: История народного хозяйства Украины и зарубежных страни общественного богатства. Безусловно, для этого нужны соответствующие знания, а также умение каждого действовать активно и результативно, нужны время и инвестиции. При этом следует учитывать, что в настоящее время государственные накопления для производственных инвестиций довольно ограничены. Приток иностранного капитала ни в коей мере не адекватен масштабам украинской экономики. Частный денежный капитал также не торопиться переливаться в производственную сферу добровольно. Сегодня его владельцам значительно проще и выгоднее конвертировать крайне обесценившиеся карбованцы в СКВ и или держать их ( на всякий случай ) в иностранных банках, или инвестировать с меньшим риском за границей, или направлять в быстрые и высокоприбыльные торговые обороты, или вкладывать на депозитные счета наиболее надежных украинских коммерческих банков, с которыми они постепенно сращиваются в интересах приумножения общего богатства более простыми, легкими и надежными путями. Как ни парадоксально, действующее законодательство гарантирует богатую палитру многообразных почти беспроигрышных и безопасных вариантов противоправной наживы - и не только для коррумпированных чиновников разных рангов ( их количество растет темпами, превышающими темпы экономического спада), но и для новой прослойки так называемых "новых предпринимателей" криминогенного происхождения (включая многообразные коммерческие структуры под крышей пристойной деятельности, отдельные коммерческие банки, те группировки, которые "примазались" к переделу имущества и земли и т.д.). Более того: от ограбленного государства обогатившееся меньшинство требует через своих лоббистов в парламенте и Правительстве все новых и новых "наиболее благоприятных условий" для производственного инвестирования, хотя оно очень хорошо знает, как уже подвело государство к грани финансового банкротства, к унизительному поиску мелких кредитных подачек в международных валютных кругах. В то же время теневой отток собственной валюты за границу значительно превышает ее приток в Украину, превращая последнюю в инвестиционного донора экономически наиболее развитых стран Запада. Такая внешняя экономическая политика ни в коей мере не способствует экономическому укреплению нашего государства. Очень важной составляющей экономических реформ являются процессы экономического разгосударствления и приватизации, формирования настоящего хозяина, который бы имел собственный экономический интерес в развитии активной хозяйственной деятельности, особенно - в сферах товаропроизводства, в его технологическом и организационном обновлении, создании гибких производственных систем, которые бы хорошо адаптировались к изменчивой рыночной конъюнктуре. Не отвечают истине утверждения, что, вроде бы, в Украине до последнего времени не происходило реформирования системы собственности. Скорее, наоборот - на мой взгляд, оно протекало слишком быстро и бессистемно, игнорируя даже законодательную базу - отсутствие необходимых для этого правовых актов. Так называемая "прихватизация" (бесплатно или за бесценок) государственной собственности руководящей верхушкой и обогатившимся меньшинством приобрела огромные масштабы. Кстати, как свидетельствует статистика, в начале 1995 года уже более половины промышленности и около 70% строительных структур по стоимости производственных фондов не являются государственной собственностью. В сельском хозяйстве свыше 90% колхозов реформированы на принципах паевания имущества, и развернулся процесс земельной реформы. Реформируются также совхозы. Созданы 32 тыс. фермерских хозяйств. Торговля де-факто уже давно является частной. Расхищена и распродана значительная часть государственных транспортных средств. Приватизировано большинство обслуживающих предприятий, покупается и продается государственный квартирный фонд, и т.д. Но дело в том, что от такого бурного "приватизационного" процесса нет прироста реального эффекта. Поэтому теперь нет достаточно весомых оснований, чтобы в современных условиях фетишизировать действие этого фактора как панацею от всех экономических болезней. Приватизировать нужно не без исключения, чтобы немедленно, одним правовым актом, превратить всех в "бумажных" собственников, которые без инвестиционных возможностей дополнительно ничего не создадут, а всесторонне обоснованно, по оценочному критерию конкретного прироста эффекта. Сколько из приватизированных объектов - по своим кадровым, инвестиционным и технологическим возможностям, по точно разработанным бизнес-планам - могут быть быстро преобразованы в высокопроизводительные, конкурентноспособные предприятия, которые дадут более высокую ( по сравнению с неприватизированными ) эффективность, столько и нужно приватизировать. По мере наращивания нужного потенциала ( кадрового, финансового и материального ) можно приватизировать очередные объекты, обеспечивая тем самым планомерное наращивание конечной результативности. Ее оценка по количеству и удельному весу приватизированных объектов является экономической бессмыслицей. Так уже во времена сталинщины оценивали темпы коллективизации. Последствия такой практики достаточно известны, чтобы повторить их вновь. Потеря мощных промышленного, аграрного, научно-технического и природного потенциала страны таит в себе немалую опасность для ее будущего, для национальной независимости. История не оправдывает тех политических и государственных деятелей, которые ради собственного обогащения довели большинство украинского народа до обнищания, с угрозой ускоренного вымирания. Явные симптомы этого ужасного процесса уже прослеживаются в обострении социально-демографического кризиса. Процессы депопуляции охватили подавляющее большинство сельских и городских поселений. Если дела и дальше пойдут так, то украинцам опять, как уже не раз случалось в разные исторические эпохи, придется искать свою судьбу на чужбине. В последнее время тенденции миграционных потоков населения нашей страны быстро тяготеют к отрицательному сальдо. Наиболее распространенными в мировой практике показателями оценки экономического положения государств выступают производство ВНП, ВВП и НД в целом и в расчете на душу населения. Они свидетельствуют о степени использования собственных экономического, научно-технического и природного потенциалов страны, а также об уровне жизни ее населения. Чем выше эти показатели, тем результативнее система хозяйствования в государстве, прочнее - его экономическое положение, шире - возможности социального и духовного развития каждого человека и всего народа. Однако достоверная сравнительная оценка показателей производства ВНП, ВВП и НД в расчете на душу населения по отдельным странам и их группам, по регионам и континентам, по всем странам мира - дело достаточно сложное с методологической и методической точек зрения. Как свидетельствует всемирная история, зарождение и расселение, развитие и жизнь разных народов Земного шара складывались тысячелетиями, имеют соответствующие, свойственные только им, национальные и духовные традиции, а также приспособленные к конкретным природно-климатическим условиям способы труда и существования. У каждого народа - свои представления и убеждения в отношении критериальных оценок прогресса и регресса, добра и зла, хорошего и плохого. Находясь на разных ступенях общечеловеческого прогресса, народы по-разному оценивают качество жизни, исходя при этом не только из уровня чисто финансовой и материальной обеспеченности. Ее структура и качество, а также ее идеалы в представлениях большинства людей ( например, Юга и Севера ) далеко не одинаковы - не говоря уже об идеалах духовных, о потребностях в знаниях и умениях в отношении тех или иных действий. Ввиду этого, измерение человеческого благополучия в разных странах лишь по объемам производства ВВП и НД в расчете на душу населения является недостаточным и носит в определенной степени условный характер. Не случайно, что ныне данные об объемах производства в Украине ВВП ( или ВНП ) в расчете на душу населения в долларовом выражении, по разным подсчетам, далеко не одинаковы. Они очень существенно отличаются друг от друга. Минстат Украины не публикует абсолютных величин ВВП в долларовом выражении. Он ограничивает эту информацию фиксацией изменений в относительных показателях. Но бурный рост стоимостных показателей в условиях гиперстагфляции затрудняет их корректные пересчеты в сопоставимый вид ( в постоянных ценах и в долларовом выражении ). Не случайно они подвергаются сомнению и пересчитываются аналитиками в отдельности. По данным Минстата Украины, динамика нашего ВВП такова: в 1990г.-100%, в 1991г.-92,5%, а в 1992г.-83,1%, в 1993г.-76,5 и в 1994г.-57,2%. [3] Эта динамика имеет значительно лучший вид, чем фактический спад производства основных видов продукции в натуре. За первое полугодие 1995 года в Украине зафиксировано снижение ВВП ( по сравнению с первым полугодием 1994 года ) еще на 11,4% [4], то есть обнаруживается тенденция к последовательному экономическому спаду. По данным статистики ООН, где опубликованы объемы НД в расчете на душу населения за 3 года по всем странам мира, в Украине в 1990 году он определен в размере 4005 долл. США, в 1991 году - соответственно, 2884, а в 1992 году - всего 318 [5], то есть уменьшился со 100 до 7,9% ( или в 12,7 раза ). Это ни в коей мере не вытекает не из фактического темпа спада ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производств, ни - тем более - из изменений численности населения Украины за эти годы. Цифры названного издания по Украине, к сожалению, вызывают большое сомнение и имеют некорректные расхождения с официальной статистикой нашего государства. В свою очередь, Мировой Банк реконструкции и развития публикует собственные расчеты объемов ВНП в расчете на душу населения по странам мира, в 1991 году она имела ВНП в расчете на душу населения в размере 5180 дол.США [6], то есть почти на уровне Бразилии и Аргентины, а 1993 году этот показатель снизился до 4030 дол.[7] ( или на 22,3% ). Причем экономически развитые страны, в большинстве случаев, достигли прироста ВНП ( при общем его размере в расчете на душу населения, в 4-6 раз больше ) : США имели этот показатель на уровне 24,7 тыс.дол., Япония - соответственно, 21,1 тыс., ФРГ- 21 тыс., Канада- 20,4 тыс., Франция- 19,4 тыс., Италия- 18,1 тыс., Великобритания- 17,7 тыс., Тайланд- 6390 дол., Бразилия- 5470 дол., Россия- 5240 дол. и т.д., тогда как страны Африканского континента с низким экономическим развитием - в пределах от 100 до 250 дол. В Таджикистане в расчете на душу населения приходилось 470 дол. ВНП, в Индии - 1250, в Китае - 2120 дол. Такой огромным диапазон расхождений в уровнях экономического положения народов мира свидетельствует о нерешенности глобальной проблемы человечества - экономической и социальной справедливости, прогрессивного развития для обеспечения достойной жизни человека. На наш взгляд, ближе к истинному экономическому положению в Украине данные о производстве ВВП в расчете на душу населения, приведенные Европейским центром макроэкономического анализа, которые базируются на скорректированных материалах Минстата Украины. Хотя они и очень занижены по сравнению с расчетными показателями международных организаций ( в частности - в базовом(1990)году), все же последующие темпы спада более или менее правильно коррелируют с действительными экономическими изменениями, при относительно заниженных абсолютных величинах. По этим расчетам, общие изменения ВВП в расчете на душу населения имеют следующий вид: в 1990 году - 2467 дол.США, в 1991 году - 2143, в 1992 году - 1909, в 1993 году - 1490 и в 1994 году - 912 дол. [8]. Таким образом, в 1994 году осталось всего 37% от уровня аналогичного показателя 1990 года и 61% - от уровня 1993 года. Если даже скорректировать эти данные по всем годам в соответствии с величиной их занижения в 1990 году, то общая тенденция остается без существенных изменений, а абсолютные показатели, естественно, увеличиваются. Но, все равно, Украина, вследствие обострения кризиса, оказывается в группе слаборазвитых государств, имея в настоящее время, по нашей оценке, не более 1300 дол. ВВП в расчете на душу населения. Правда, российские аналитики оцеивают размер ВВП в расчете на душу населения Украины в 1990 году в 6077 дол.( что даже значительно выше оценки Мирового Банка ), а в 1993 году - в 2509 дол.США [9], то есть, соответственно, в 2,5 и 1,7 раза выше указанных оценок Европейского центра, при темпе спада за 3 года со 100 до 41,3%. Ошибки в оценках различных международных организаций, ученых-аналитиков и экспертов таятся, прежде всего, в несовершенных методах расчета самого объема ВВП и перевода его из украинских карбованцев, которые бурно инфляциировали, в долларовое выражение. На внутреннем потребительском рынке Украины в эти годы курс доллара искусственно завышался, происходил интенсивный процесс долларизации внутреннего денежного обращения. Тот, кто имел доллары, мог покупать здесь потребительские товары по ценам ниже уровня цен на внутренних рынках западных стран. Цены же экспортных украинских товаров на западных рынках, наоборот, искусственно занижались против уровня мировых. Из-за этого страна теряла свои валютные ресурсы, что фактически занижало и стоимостные показатели ВВП. Действие этого фактора не только усиливало кризисное состояние, но и выступало причиной и следствием товарной интервенции со стороны конкурентов украинских товаропроизводителей, которая вытесняла их с собственного внутреннего рынка. В этих условиях попытки активизации роста ВВП и НД давали прямо противоположный результат. Национальное товаропроизводство под видом перехода к рынку было загнано монетарной политикой, в ее широком смысле, сначала в своеобразный анабиоз, а затем - и в последующий упадок. Подталкивание к взрывному росту цен вызвало не всплеск, а паралич доходности настоящих хозяев и большинства граждан, а также их платежеспособности. Почти во всех производственных и социальных сферах были утрачены возможности осуществлять своевременные взаимоплатежи и даже обычные рыночные акты купли-продажи. Последние подменяются или бартерными операциями, или увеличением взаимной задолженности предприятий. Крайне отрицательно повлияли также на платежи, с одной стороны, бурный подъем цен на продукцию выше реальной стоимости ее производства и сбыта самими товаропроизводителями (особенно - монополистами, которые даже и не подозревали, что такой невероятный рост цен вернется им бумерангом), а с другой,- отсутствие надлежащего банковско-финансового регулирования и контроля денежного обращения, сбалансированности движения цен и платежеспособности, жесткой платежной дисциплины. Заложниками неплатежей стали не только субъекты предпринимательской деятельности, юридические и физические лица, товаропроизводители и потребители, но и само государство, все общество. Если в ближайшее время усилиями всех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) не будет пробит этот тромб, то окончательный развал украинской экономики станет неизбежен. Никакая активизация других составляющих рыночного реформирования не поможет. Здесь нужны политическая воля и сила государственной власти, введение жесткого регулирующего механизма сосредоточения и заинтересованности денежного обращения (независимо от форм собственности и хозяйствования) исключительно через кассовые расчеты и банковскую систему, прекращение ее наживы из "инфляционного и эмиссионного воздуха", махинаций в сферах процентной и курсовой политики, искусственной задержки взаиморасчетов, бесконкурентной торговли валютной и ценными бумагами на так называемой "валютной" бирже, маневрирований с соотношениями наличного и безналичного денежного обращения. Кстати, теперь последнее обходится потребителю значительно дороже, стимулируя тем самым наличное обращение. В то же время во всех экономически развитых странах тенденции изменений в этих соотношениях, да и стремления банковско-финансовой политики прямо противоположны - всячески заинтересовать потребителей и товаропроизводителей найти наилучшие методы и средства использования безналичного денежного обращения и сокращения наличного, что дает всем огромную выгоду, обеспечивает точность расчетов, резко сокращает возможности для жульничества и обмана. Сознательно или несознательно, но банковско - финансовая система нашего государства пока не способствует действию стимулирующих факторов товаропроизводства. Как ни парадоксально, но факт: производство промышленных и сельскохозяйственных товаров, предоставление многообразных услуг, реальные доходы и накопления товаропроизводителей катастрофически сокращаются, подавляющая часть людей беднеет, а банки - наоборот, запугивая власть банкротствами, преимущественно богатеют. Источники такого обогащения может не видеть разве что слепой. Правда, в последнее время распространяются слухи о неизбежности массового краха коммерческих банков, возбуждая банковских клиентов. Вероятно, кое-кто обеспокоен возможным введением более жесткого регулирующего контроля за деятельностью банков, переводом их в режим нормального, цивилизованного функционирования вместе с осуществлением денежной реформы. Не потому ли она время от времени провозглашается, а затем откладывается. Характерной чертой производственного спада в 1 полугодии 1995 года является, как и прежде, одновременное ухудшение производственной структуры. Если общий объем промышленной продукции уменьшился за это время на 13,6%, то производство товаров народного потребления - на 22,4%, в том числе продовольственных - на 18,6% и непродовольственных - на 33,1%. Таким образом, структурные сдвиги происходят в направлении, противоположном от социальной переориентации экономики. Объем розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли также сократился за полгода на 8,8%, но это, безусловно, с существенным превышением компенсируется развитием частных форм торговли и приростом оборота торговых фирм, реализующих импортные товары. Значительно хуже идут дела с платными услугами. Без надлежащей компенсации они продолжают сокращаться довольно быстрыми темпами (за прошедшие полгода в сопоставимых ценах - на 32,9%). Особое беспокойство вызывает уменьшение на 25% инвестиций предприятий всех форм собственности, что свидетельствует об отсутствии весомого экономического оживления и задела на будущее. Ведь степень инвестиционной и инновационой активности является верным признаком выхода экономики из кризисного состояния. Вторая черта производственного спада связана с продолжением крайне отрицательного процесса подорожания производства товаров, роста их себестоимости и цен по принципу "цепной реакции" - начиная с добычи и импорта сырьевых и топливных ресурсов и заканчивая производством продуктов конечного потребления. С декабря 1994 года по июнь 1995 года оптовые цены производителей на все промышленные товары, несмотря на их очень высокий инфляционный уровень, продолжали ежемесячно неуклонно расти, причем довольно быстро. И.Лукиновым проведен тщательный анализ тенденций движения цен по 100 основным продуктам промышленности Украины. Не обнаружен ни один случай, чтобы уровень цен на любой продукт остался неизменен (то есть стабилизировался) или снизился. За полгода (базовый декабрь 1994 года = 100%) средняя оптовая цена по избранному кругу промышленных изделий повышена более чем вдвое (июнь 1995 года = 204,2%). Только объем выплавки стали (экспортный продукт) достаточно ритмично наращивался из месяца в месяц, а ее стоимость и цена росли в пределах подорожания энергоносителей. Оптовая цена одной тонны стали повышена лишь на 18,2%. Это минимальный показатель ценового роста по всей промышленности. Если учесть, что речь идет о наиболее энергоемком производстве, то это убедительно свидетельствует: не только и не столько подорожание энергоносителей вызывает бурный рост цен на конечные товары. Все составляю ценовой структуры, и прежде всего - стоимость сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, растущие накладные затраты, кражи и потери от бесхозяйственности, грабительские проценты платы за кредит и так далее, формируют общий рост себестоимости и цен на конечные товары. В большинстве случаев, снизились лишь размеры и удельный вес в затратах заработной платы, что свидетельствует о падении заинтересованности рабочих и инженерно-технического персонала в труде. В условиях ослабления ответственности и отсутствия надлежащего финансового контроля за стоимостными показателями, в конечном счете, все, что действительно расходуется и даже не расходуется на производство продукции, списывается на ее себестоимость - с тем, чтобы было меньше, да лучше, чтобы совсем не было прибыли, облагаемой налогом. Максимально оптовые промышленные цены возросли за полгода в 3-4 раза: например, на такие изделия, как трубы,- в 3,8, магнитная лента - в 4, древесина и пиломатериалы - в 3,9, поваренная соль - в 4,9 и т.д. Оптовые цены на продовольственные товары, наряду с уменьшением их производства, также росли достаточно интенсивно: на хлеб и хлебобулочные изделия - в 3-4 раза, на крупы - в 3,3, на муку - в 2,4, на макаронные изделия - в 2,5, на этиловый спирт-сырец - в 3,1, на минеральные воды - в 2,8, на безалкогольные напитки - в 2,2 раза. В 2-3 раза подорожали строительные материалы. Цены на различные виды тканей, трикотажные изделия, обувь повышены в 1,4 и 1,8, а на некоторые материалы - в 2,7 раза, с той же тенденцией к сокращению выпуска. Все виды бытовой техники ( холодильники, стиральные машины, электропылесосы, магнитофоны и т.д. ), при общем помесячном спаде выпуска, стали дороже в 1,4 - 1,9 раза. Поскольку до декабря 1994 года оптовые цены производителя уже достигли невиданно высокого для рынка Украины уровня, то их новый скачок создал качественно новую ситуацию. Наряду с оптовыми ценами, соответственно возрастают тарифы на перевозку и хранение товаров, торговые наценки и другие издержки обращения. Отсюда растут и розничные цены, вызывая соответствующие темпы инфляции. Неоднократные заявления Национального Банка Украины о ее приостановлении, с учетом стабилизации биржевого курса ( на закрытой Межбанковской Валютной Бирже в соотношениях обмена ( продажи и покупки) карбованцев на доллары и наоборот), не имеют под собой серьезных оснований. Инфляция вызывается действием совершенно других факторов в сферах товаропроизводства и сбыта товаров, которые катастрофически дорожают. Иначе говоря, речь идет о глобальном инфляционном процессе воспроизводственных затрат, а не по конъюнктуре на монопольном валютном рынке, где искусственно поддерживается равновесие соотношения спроса и предложения на доллары и национальные деньги. Одновременно в Украине происходили процессы ограничения покупательной способности основной массы потребителей, со все большим отставанием ее уровня от темпов роста потребительских цен, что вызывало очередной паралич процессов расширенного воспроизводства и экономического кругооборота. Товаропроизводитель, который не может сбывать свой товар по его реальной стоимости, неизбежно становиться банкротом. Поскольку собственные потребители неплатежеспособны и как-то живут, не покупая новых товаров, а выход на внешние рынки - вследствие дискриминационной торговой политики зарубежных стран или неконкурентоспособности отечественных товаров - не возможен, то, понятно, усиливается и кризис сбыта. Несмотря даже на катастрофический спад промышленного производства, а также на все большее сокращение объемов выпуска товаров, которые при этом неуклонно дорожают (это лишает все больший круг покупателей возможности их приобрести), создается внешнее впечатление товарного перепроизводства. На полках магазинов много товаров, которые никто ни покупает. Как уже отмечалось, те товаропроизводители, которые не возмещают своих затрат на выпуск и сбыт товаров, вынуждены сворачивать или вовсе прекращать их выпуск. Нет заказов, нет сбыта, нет производства. Таким образом, процесс производственно спада, а также непроизводственного роста производственных затрат (себестоимости продукции) и оптовых цен является решающим фактором в общей ценовой нестабильности и подпитывания инфляции. Движение оптовых цен и издержек обращения непосредственно влияет и на соотношение рыночных спроса и предложения, формируя уровни розничных цен на потребительском рынке. Бурные темпы предыдущей инфляции, обострение дефицитности и подорожание ресурсов продолжают подстегивать процесс обесценения денег. Как сообщил Минстат Украины, не случайно за 9 месяцев 1995 года цены в Украине вновь выросли в 2,32 раза (в том числе на продовольственные и непродовольственные товары - 1,9 и на платные услуги - в 5,2 раза), а уровень инфляции в сентябре подскочил до 14,2%[10] (то есть в 3-4 раза против отдельных предыдущих месяцев этого же года). Инфляционная спираль продолжает раскручиваться. И это не коррелирует с биржевым курсом карбованца на валютных торгах межбанковской биржи. Инфляционный процесс имеет более глубокие экономические корни, вызывается действием совокупности различных факторов, и прежде всего - стоимостным ростом и деформацией воспроизводственного процесса и обращения на внутренних и внешних рынках. Причины и источники роста затрат могут быть самыми разными, но именно они провоцируют инфляционные явления и стремление прибегать к самым легким и иллюзорным эмиссионным разрешениям обостряющихся кризисных явлений. По замыслу идеологов архирыночных отношений, неконкурентноспособность и страх перед банкротством должны катализировать активизацию высокопроизводственного труда людей, предпринимателей, стремление каждого из них работать лучше и интенсивнее, быстрее реформировать и модернизировать производство, зарабатывать больше денег и, соответственно, лучше жить. И в абстрактном смысле это не вызывает возражений. Однако не следует забывать, что это тоже принудительный метод - не административного и не грубосилового (под страхом оружия - концлагеря, тюрьмы и т.п.), а более мягкого, экономического давления на человека, с не меньшей угрозой голода и нищеты. Но главное в том, что далеко не всегда и не везде принцип экономического давления срабатывает как следует. Более того: он вызывает противоположную реакцию, провоцирует активизацию противоправных, преступных действий. Все зависит от знаний и умения осуществлять всесторонне обоснованную и гибкую государственную политику в отношении рыночных реформ, исходя из конкретных условий и реальных возможностей, в интересах большинства населения страны. Подчеркну еще раз, что нельзя эффективно реформировать социально-экономический строй, пренебрегая интересами человека, интересами большинства социальных слоев общества. Вообще экономические интересы людей определяют успех или провал в достижении любых целей политического курса государства. Начинать реформу с обвального падения уровня реальных доходов населения бессмысленно. Но именно так произошло в Украине в начале 90-х годов. В Экономическом докладе Президента Украины 1994 г.отмечено, что номинальные денежные доходы населения за период 1990-1994 гг.выросли в 4,9 тыс.раз, а уровень реальных доходов населения ( вследствие спада производства и обесценения национальных денег) упал до отметки 19% по сравнения с 1991 г.[11]. В то же время Европейский центр макроэкономического анализа фиксирует несколько иные темпы спада уровня реальных доходов: 1991г. - 100%, 1992 - 55,7%, 1993 - 36,5% и 1994 г. - 24,5%[12]. Иначе говоря, разница с данными, которые опубликованы в докладе Президента, довольно существенна (завышение на 5,5 процентного пункта). Но за 1 полугодие 1995г. этот показатель по месяцам в расчетах указанного Центра выглядит так: январь- падение до 17,3%, февраль - 17,8%, март - рост до 20,2%, апрель - 20,9%, май - 22,1% и июнь - 24,8%[13]. Получается, что с марта реальные доходы населения Украины начали расти и достигли в июне почти четверти уровня 1991 г., поднявшись на 7 процентных пунктов против уровня февраля. Это не совпадает с помесячной динамикой, рассчитанной по данным Минстата Украины, хотя тенденция к определенному повышения доходности во втором квартале очевидна. В среднем за 1 квартал 1995 года индекс этого показателя составил 0,895, за 2 квартал - 1,209, а в среднем за полгода - 1,082, то есть сдвиги в строну повышения были довольно незначительны. И это отвечает процессу общеэкономических изменений. Достижение весомого и стабильного роста реальных доходов населения в условиях продолжения производственного спада (особенно - в промышленности) не реально, ибо пока отсутствуют конкретные источники для стабильного прироста доходов на здравых экономических началах. А это означало бы рост и ритмичность собственного товарного производства, повышение его качества, снижение себестоимости и цен на конечные изделия под рыночный спрос. Модернизация действующих и создание новых, конкурентоспособных производств осуществляеся на базе и по мере реальных накоплений и инвестиций, что требует введения жесткого менеджмента и режима экономии, роста производительности труда, повышения качества и снижения себестоимости продукции, ее своевременного сбыта потребителям по ценам рыночной конъюнктуры. Настоящий хозяин только так и действует. Он четко управляет процессами приобретении необходимых ресурсов по принципу "как можно дешевле", превращая их как можно быстрее (эффективнее - в непрерывном потоке) в готовые высококачественные товары с минимумом затрат, и продажи этих товаров по принципу "как можно дороже" (но точно учитывая спрос и платежеспособность покупателей). Как правило, экономического выигрыша в конкуренции товаропроизводителей добивается тот, кто стремиться иметь больший объем прибыли за счет не искусственного подъема цен выше их реального стоимостного уровня, с соответствующим ограничением круга покупателей, а наоборот - выпуска массы более дешевых и более качественных товаров и продаже их самому широкому кругу потребителей. Прибыль от "больших объема и многообразия товаров" почти всегда больше и стабильнее по сравнению с прибылью, которая получена за счет дороговизны единичных или мелких партий товаров. Овладеть товарным рынком - значит удовлетворить спрос и получить деньги от наибольшей массы покупателей. Ввиду критического кризисного состояния экономики Украины, когда подавляющее большинство промышленных и аграрных предприятий, да и само государство, оказались на грани банкротства, для обеспечения выхода из него необходимо создать экономические условия для мощного импульса к действию мотивационного фактора развития предпринимательства и труда, усилить рыночную платежеспособность за счет упорядочения систем оплаты труда, налогообложения, кредитования, валютно-финансового регулирования и т.д. Таким образом фундаментом новой экономической стратегии Украины являются: -экономический интерес человека к свободному предпринимательству, развитию товарного производства и рынка, которое обеспечивают конкретные собственники- хозяева, выпускающие товары и услуги в структуре, в качестве и стоимости под потребительский спрос; -введение в оборот твердой конвертируемой денежной единицы вместо обесцененного рубля; -научно-технический прогресс с применением активной инновационной, инвестиционной и структурной политики; -переход на принципиально новую модель экономики макро- и микроэкономического уровней, равноправное функционирование разных форм собственности и хозяйствования, крупных, средних и мелких его систем, конкурентноспособных на внутреннем рынке; -знание и умение осуществлять современный бизнес на здоровой экономической основе, управлять этим сложным процессом, пользуясь законами воспроизводства и рынка, рыночной конкуренции; -высокая культура, организованность и дисциплина во всех сферах человеческой деятельности. Радикальная экономическая реформа имеет два решающих направления. Первое ее направление - реформа валютно-финансовой и кредитной систем: Она включает в себя введение конвертируемой валюты, активное осуществление комплекса антиинфляционных мер - преодоление бюджетного дефицита, бесконтрольной эмиссии денег, экономически неоправданной внутренней и внешней задолженности в целях обеспечения устойчивого курса гривны. Для этого нужно: а) нарастить производство конкурентноспособной продукции (товаров и услуг) как для внутреннего, так и для внешнего рынков, имея ввиду соответствующее увеличение экспорта и импорта, обеспечение сбалансированного внешнеторгового оборота, без чего превратить Украину в равноправного партнера мирохозяйственных связей невозможно; б) создать резервный валютный фонд в иностранной валюте, который бы страховал стабильность денежной единицы в условиях довольно изменчивой конъюнктуры рынка.(Для создания такого фонда наряду с наращиванием внешнеторгового оборота, увеличением валютных поступлений от экспорта и туризма можно, даже как исключение, использовать часть внешних кредитов, хотя это неэффективное их применение, так как они "замораживаются" и не дают прямых прибылей. В) создать собственный золотой и алмазный фонд, включая в них и другие высокоценные товары с наиболее стабильными ценами на внешнем рынке. (Это тоже станет своеобразным резервным фондом конвертируемой валюты. Для этого Украине необходимо иметь свою часть золотого и алмазного фондов бывшего СССР и наладить добычу золота из собственных месторождений. Имея запас драгоценностей, государство может выпускать "Золотой заем" для продажи за валюту или же заложить его в гарантию стабильной стоимости денежной единицы). Но, исходя из того очевидного факта, что Украина сегодня не имеет ни необходимого объема конкурентноспособных товаров, ни фонда конвертируемой валюты, ни золотого и алмазного запасов, государство вынуждено будет начинать или с договоренности об общей монетарной единице, или с выпуска собственных бумаг, денег, которые на первом этапе не будут иметь внешней конвертируемости. Но выпуск собственных национальных денег, является действительно эффективной мерой тогда, когда будут гарантироваться стабильность и скорость их обращения, а также возможность покупать за них любой товар или любую услугу без всяких ограничений. Это определяет их высокий авторитет как среди производителей, так и сред потребителей. Такие деньги способны будут выполнять огромную стимулирующую функцию в деле повышения производительности труда, развертывания массовой предпринимательской деятельности и накопление товарного рынка. Если же с момента появления новые деньги начнут входить в инфляционный "Штопор", то они не оправдают своего главного назначения и даже валютных расходов на выпуск и введение. Одновременно необходимо изменить валютно-финансовую и кредитную политику, подчинив ее стимулированию предпринимательства, обеспечению равновесия спроса и предложения на товарных рынках, ускоренного развития рыночной экономики. Второе направление реформы - осуществление коренного изменения экономической и отраслевой структуры народного хозяйства, форм и методов хозяйствования с ориентацией на потребности изменчивого рынка. Экономика, в которой 70% приходится на отрасли так называемой группы "А" и лишь 30% на отрасли группы "Б" искусственно деформирована. Структурная перестройка не возможна без соответствующего первоначального капитала, мощных экономических стимулов, инвестиций и новейших технологий четкой системы хозяйственного управления на микро- и макоэкономическом уровне. Структурная перестройка народного хозяйства выдвигает ряд требований. Во-первых: необходимо ускорить конверсию оборонных отраслей, их переориентацию на создание современных технологий для переоснащения производства продукции под запросы внутренних и внешних потребителей, а также на непосредственный выпуск товаров, особенно когда он технологически возможен без коренной капиталоемкой модернизации. Именно эти предприятия и объединения призваны поднять общий технологический уровень нашего производственного потенциала и производства товара, конкурентноспособного на наших рынках. Во-вторых: нужно провести деверсификацию капитала в крупных промышленных объединениях и на предприятиях, превратить их в комплексные хозяйственные системы, которые кроме основного (профильного) продукта, будет производить многообразие товаров непосредственно на потребительский рынок. В-третьих: следует разумно осуществить разгосударствление и приватизацию, создав настоящую предпринимательскую среду и рыночную конкуренцию на современных цивилизованных началах. В-четвертых: государство создает все условия для либерализации рыночных отношений и цен, для развития торговли и возможностей свободного перелива не только готовых товаров, но и инвестиций, трудовых и материальных ресурсов, то есть совокупного капитала, в те сферы, где наибольший дефицит и самая высокая норма прибыли. В-пятых: функционируя в условиях рыночного регулирования хозяйственные системы, независимо от размеров и форм собственности могут стать восприимчивыми к новейшим научно-техническим разработкам, постоянно следить за технологическим и организационным обновлением хозяйства, ибо без такого невозможно выжить в конкурентной борьбе. В-шестых: приоритет в стратегическом курсе развития экономики Украины следует отдать прежде всего, обеспечению энергетической, продовольственной и экологической безопасности народа. В связи с мизерными запасами нефти на собственной территории, особенно остро стоит проблема с жидким топливом и смазочными материалами. С переходом на расчеты в конвертируемой валюте за сырье, импортируемое из России, нефть придется закупать в объемах из расчета на весьма расточительную энергоемкость хозяйства и необходимость загрузки мощностей нефтеперерабатывающей промышленности на сумму 7,4 миллиардов, а газ - 7 миллиардов долларов. На покрытие только этих затрат предстоит существенно увеличить экспорт своих товаров на внешние рынки в расчетах по мировым ценам. К тому же остродефицитными для экономики Украины являются древесина, хлопок и многие известные металлы. Что осложняет экономическую ситуацию на Украине. Выйти из нее могут помочь: -применение жесткой политики энерго и ресурсосбережения. -постепенный переход от экспорта сырья на производство и экспорт более дорогих покупаемых товаров конечного потребления. - широкое использование (там, где это возможно) возобновляемых местных энергоисточников ( энергии солнца, воды, ветра, термальных вод, малых рек, а также биоэнергетики). - поиски и введение в хозяйственный оборот принципиально новых, экологически чистых энергоносителей (в частности газовой энергетики, источников водородной энергии), а также гарантий безопасности атомной энергетики. В-седьмых: Украина имеет наибольшие возможности выйти в ближайшее время из продовольственного кризиса и экспортировать сахар, растительное масло, льняные ткани и готовые изделия из них, пшеницу, алкогольные напитки (водку, вина высших сортов), табачные изделия и т.д. Если умело выделить зоны производства экологически чистых продуктов питания, наладить их глубокую переработку и надлежащую товарную упаковку с помощью современных технологий мирового уровня, то наши продукты будут конкурентноспособными даже на высоко насыщенном Европейском рынке. Для этого необходимо выработать и ввести разумную аграрную и агропроизводственную политику, исходя из экономических интересов крестьянства, его собственного выбора относительно форм и методов хозяйствования. Крестьянин должен стать свободным хозяином земли, других средств производства, продуктов и доходов, то есть настоящим предпринимателем в рыночной экономики. Система его взаимоотношений с поставщиками машин, удобрений и других промышленных товаров и услуг, а также с покупателями сельскохозяйственной продукции и в том числе с государством, должна строиться на принципах перепродажи по паритетным ценам, которые обеспечивали бы высокую, стабильную доходность и рост накоплений крестьянских хозяйств, кооперативных и государственных систем. Но экономика Украины достигнет современного мирового уровня лишь тогда, когда все ее звенья возглавят специалисты-профессионалы с глубоким знанием проблем воспроизводства и рынка не только внутреннего, но и внешнего; когда они будут разговаривать со своими зарубежными коллегами на одном профессиональном языке, находить с ними общие экономические интересы, смогут быть конкурентноспособны в своих экономических и организационно-управленческий действий. В современных трудных условиях в определении экономической стратегии нужно быть особенно внимательными, не попасть на влияние на сегодня модных, но настолько же и легковесных идей как экономического романтизма, так и экономического авантюризма. Рыночная экономика - это эффективная в тоже время жесткая система реализма и выживания. Она основывается исключительно на высоком уровне экономических интересов, знаний и умения на точных расчетах эффективно вести хозяйство, организовать беспрерывный процесс совершенствования технологий, купли необходимых ресурсов, продажи готовых товаров и управлять им, на объективных законах рыночной экономики на теории функционирования в ней валютно- финансовой системы, различных форм собственности в условиях конкуренции и меняющейся конъюнктуры рынка. 4.2. Проблемы хозяйственного взаимодействи Украины с государствами СНГ. Распад СССР породил в бывших союзных республиках две противоположные тенденции. С одной стороны, бывшие союзные республики стремились закрепить свой национальный суверенитет изоляционистскими мерами в экономике. За этим, главным образом, стояло расхождение реальных экономических интересов, обусловленное различиями в развитии производительных сил и предшествовавший период, и желание мексимальнео использовать национальные ресурсы для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в условиях ухудшающейся экономической ситуации. С другой стороны, все более настойчивыми становились требования сохранить ранее существовавшие производственно-технологические связи с другими бывшими союзными республиками, и в первую очередь, с Россией. Это обосновывалось наличием единой сети транспортных коммуникаций и информационных систем с высокой степенью интеграции научно-технического потенциала, общностью технических условий поизводства, единством использования стандартов и прочими условиями. Итог 1995 года, завершившего четвертый год самостоятельной экономической политики, большинству новых независимых государств дал немало для экономического анализа ситуации, сложившейся в противоречивой обстановке, а также дла выработки возможных путей восстановления нарушенных связей. В 1995 году, как и в предыдущие несколько лет, в бывших союзных республиках отмечалось постоянное ухудшение функционирование экономики. Так, в странах СНГ в 1994-1995 годах продолжалось падение объема валового национального продукта (ВНП), которое в среднем составило 19% и 16% соответственно. В 1995 году объем ВНП в этих станах продолжал падать, уровень падения составил от 7,5% в Узбекистване до 35,6% в Грузии. В то же время лишь в Туркменистане омечался рост ВНП, в первую очередь за счет роста сельскохозяйственного производства, где важнейшей экспортной культурой был хлопок, а также за счет развития нефтедобычи и переработки нефтепродуктов. Спад промышленного производства был еще более глубоким. В целом за период 1990-1994 гг.сокращение ощего объема призводства в странах СНГ достигло почти 50% для России и 60% для Латвии, Литвы, Молдовы и некоторых других бывших республик СССР. В целом основные экономические показатели стран СНГ в 1994 году в сопоставимых ценах к 1991 году указана в таблице. Основные экономические показатели стран СНГ в 1994 году к 1991 году ( по данным Статкомитета СНГ ) (%, в сопоставимых ценах)
Глубокий кризис в 90-е годы также вызвал резкое падение производства в Украине. Начиная с 1990 года происходило постоянное нарастание кризисных явлений. Пик кризиса пришелся на период с октября 1993 года по январь 1994 года, когда отметка максимаьного падения ВНП достигла 45%. В какой-то мере 1994 год можно назвать обнадеживающим, поскольку именно в этом году наметилась определенная производственная и финансовая стабилизация. К сожалению, эта тенденция была прервана очередным падением производства в декабре 1994 года на 7,3% и в январе 1995 года на 16,7%. Выпуск промышленной продукции в феврале и марте 1995 года практически стабилизировался, что дает некоторые надежды на дальнейшую экономическую стабилизацию в Украине. Однако слабые признаки стабилизации все же не дают ясной перспективы для большинства отраслей экономики Украины. В первую очередь тревогу вызывают низкие темпы проводимых реформ. Таким образом, впервые возникшие в экономике положительные тенденции пока еще не являются следствием долго ожидаемого перелома в экономическом развитии и не приобрели устойчивого характера. В то же время в экономике продолжают сохраняться и углубляться кризисные явления, особенно в машиностроительном и некоторых других секторах. Эти процессы вызвала значительное обострение социально-экономической обстановки, рост скрытой безработицы. Из материалов Минстата Украины следует, что на конец 1995 года уровень безработицы по стране составил 0,49% населения трудоспособного возраста. Одовременно Министерство статистики сообщило, что в условия неполной занятости на протяжении года в промышленности работал почти каждый третий работник. Приведенные цифры свидетельствуют о довольно медленном развитии рыночных отношений в Украине. В ряде стран СНГ, в том числе в России, Молдове и др., процессы рыночных преобразований набрали значительно большие обороты. Намного больше создано рыночных структур и значительно шире ведется процесс разгосударствления имущества предприятий. Однако эти процессы несут с собой и большие лишения, трудности, а в ряде отраслей распад производственных структур. К примеру, в 1995 году безработица в такой сравнительно небольшой стране, как Молдова, достигла 23%, практически остановились все крупные предприятия машиностроительного профиля, зависящие от поставок сырья и комплектующих из других стран СНГ. Можно смело утверждать, что одной из главных причин падения объемов ВНП в странах СНГ было постепенное прекращение межреспубликанской торговли. Действительно, уже в 1992 году торговля между странами бывшего СССР сократилась на треть. В 1993 году она упала еще на одну треть, а в 1994 году падение было более одной трети. Объм экспортно-импортных операций Украины со странами СНГ в 1995 году оценивался в 36 трлн.руб., в том числе экспорт - 15 трлн.руб. Экспортные операции в 1995 году осуществлялись в основном с Россией, Молдовой и Беларусью, импортные - с Россией и Туркменистаном. Анализ показывает, что отрицательное влияние падения межреспубликанской теории наиболее болезненно проявляется в экономиках небольших стран СНГ, степень зависимости которых от внутрисоюзного рынка была более значительной. К сложным экономическим, политическим и социальным аспектам переходного периода в странах СНГ следует добавить также и тот факт, что техническая помощь и инвестиции из-за рубежа были значительно ниже ожидаемых. Таким образом, к началу 1996 года сложилась настоятельная необходимость попытаться приостановить падение производства и направить торговлю и экономическое сотрудничество между странами СНГ и Балтии на новую, рыночно ориентированную основу. В опубликованном в конце 1994 года докладе экспертов международного валютного фонда (МВФ) дается оценка экономической обстановки в бывших республиках СССР и излагается взгляд МВФ на пути дальнейших преобразований в их торговле. "Не внушающая оптимизма картина"- так МВФ оценивает перспективы экономического развития региона. Однако в исследовании отмечается, что распад СССР создал уникальную возможность для выработки торговой политики с новыми сувереными странами. По оценкам МВФ, уровень инфляции в республиках бывшего СССР составил в 1994 году 457,4%, а в 1995 году - 85,2% ( в 1992-1993 гг.этот показатель превышал 1200%). По мнению экспертов МВФ, в то время как большинство стран мира почувствует реальные блага от либерализации торговли, большинство новых независимых государств, в особенности Украина и Беларусь, по-прежнему будут ощущать экономических ущерб от продолжающегося процесса разрыва экономических связей. Во главу угла в своих рекомендациях МВФ ставит процесс либерализации торговли в странах СНГ и на первое место выдвигает снятие контроля над экспортом. И хотя эта мера связана с необходимостью решения других проблем - либерализации цен и валютного обмена, выработки ответственной финансовой политики и т.д., уже на первой стадии возможно снятие таможенного контроля в количественном выражении. Три года становления содружества независимых государств для истории - лишь мгновение, но за эти годы произошло стремительное разъединение молодых государств, сопровождавшееся глубоким кризисом как политического, так и экономического характера. Три года поиска путей и средств преодаления возникших противоречий породили стремление к развитию региональных интеграционных процессов нового характера, обосновали необходимость поиска подходов к двустороннему и многостороннему экономическому сотрудничеству. Последние три года убедительно доказывают, что без восстановления бывших хозяйственных связей невозможно быстро преодолеть повсеместные кризисные явления и приостановить спад производства. Договор о создании экономического союза, подписанный 24 сентября 1993 года, явился закономерным и объективным итогом происходящих в СНГ процессов и заложил основу согласованной стратегии по преодолению кризисных явлений и реформированию всей экономической сферы СНГ. Главной особенностью договора является то, что он провозглашает принцип уважения суверенитета каждого государства и невмешательства в дела друг друга, уважения прав и свобод человека, неприменения экономического давления во взаимоотношениях. К основным целям экономического союза относятся: формирование условий стабильного развития экономик сторон, поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений, создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйственных субъектов, совместное осуществление экономических проектов, решения разнообразных социально- экономических задач. Достижение этих целей предполагает обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, согласованную денежно-кредитную, налоговую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику. Стороны согласились, что экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через межгосударственную ассоциацию свободной торговли, таможенный, валютно- денежный союзы. В договоре особое место занимают торгово-экономические отношения. В целях создания межгосударственной ассоциации свободной торговли стороны договорились в своих взаимоотношениях обеспечить последовательное снижение и отмену таможенных пошлин, алогов и сборов, гармонизацию таможенного законодательства, упрощение таможенных процедур. Такое внимание к таможенным проблемам связано, в первую очередь, с тем, что ранее существовавшие связи по специализации и кооперированию были разрушены из-за возникших таможенных барьеров. Тарифные и нетарифные ограничения в торговле ведут к разрыву связей поставшиков с потребителями, что приводит к прямым потерям прибыли предприятиями, уменьшению национального дохода в масштабах государства, недополучение налогов. Кроме того таможенные барьеры приносят и косвенные потери. Государства вынуждены нести огромные потери по оформлению таможенных процедур и по организации государственного регулирования внешней торговли. В результате это ведет к ограничению конкуренции, к монополизации многих производств, а в итоге к повышению цен и отсутствию стимулов к технологическому и управленческому совершенствованию. В развитие положений договора 15 апреля 1994 года было подписано соглашение главами государств СНГ об образовании межгосударственной ассоциации свободной торговли, предусматривающее в будущем достижение прозрачности границ. С момента заключения договора о создании экономического союза в СНГ был разработан и утвержден Перспективный план интеграционного развития СНГ на 1994-1995 и последующие годы. В соответствии с этим планом приняты такие важные документы, как соглашение о создании зоны свободной торговли, о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, Концепция Платежного союза государств СНГ, Концепция Таможенного союза, проект основ таможенных законодательств СНГ, а также концепция взаимного правового урегулирования хозяйственных отношений и другие документы. С развитием этих соглашений 21 октября 1994 года был создан Межгосударственный экономический комитет (МЭК), в президиум которого вошли вице-премьеры стран-учатсниц СНГ. В качестве рабочего органа МЭК, включающая в себя уполномоченных представителей стран СНГ. Украина как ассоциированный член СНГ и Экономического Союза принимает участие в работе МЭК. И все же, несмотря на подписанные важные документы и усилия сторон, кризисные явления продолжаются и даже углубляются во всех странах СНГ, плохо решаются оговоренные в соглашениях вопросы, не изживаются противоречия в позициях стран-партнеров, не ликвидируются искусственные ограничения на путях импорта- экспорта, что наносит большой ущерб становлению содружества. Таким образом, проблем и трудностей в формировании и становлении экономического союза остается еще много. Ведь во всех принятых межгосударственных документах в рамках СНГ единственным субъектом экономических отношений выступает государство. В этих документах не нашлось места для непосредственных производителей и потребителей. А ведь рыночные отношения строятся, в первую очередь, через формирование новых субъектов рыночных отношений. В большинстве принятых документов отсутствует глубокая концептуальная проработка проблем интеграции в рамках СНГ, последовательность и ясность в становлении самой интеграции. В концепции развития СНГ также не определены пути использования иностранного капитала, отсутствует обоснование критериев соотношения национальных и интеграционных факторов социально- экономического развития, не оговариваются условия переориентации стран СНГ на международные стандарты и мировые цены. К указанным недостаткам можно добавить также низкую активность, а может быть, даже и бездеятельность многочисленных международных экономических и валютно-финансовых институтов. В результате страны СНГ не получают от них необходимой поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства, в приватизации госсобственности, в структурной перестройке производства и сферы обслуживания. Можно утверждать: прошедшие три года существования СНГ показали, что как политики, так и ученые-практики в большинстве своем осознали-неизбежность распада национальных экономик, получить преимущества от их интеграции на новой основе помогло бы согласование новыми независимыми государствами политики по основным направлениям проводимых в них реформ. Важную роль в этой связи должны сыграть создание зон свободной торговли, таможенного и платежного союзов и основанное на этом налаживание активных деловых связей, с новыми торгово-промышленными партнерами как на региональой, так и многосторонней основе. Требуется также дальнейшее освобождение от тарифных барьеров, лицензий, квот, исключение проявлений протекционизма и торговых ограничений. Многое предстоит сделать для сближения политики конкуренции, торговых режимов и правил торговли, решения практических проблем транзитных перевозок. Для коренного улучшения работы в области платежей и финансирования производственных программ необходимы меры по укреплению коммерческих банков, созданию рынка региональных валют, отмене ограничений на обмен валюты в рамках СНГ, оказанию поддержки в становлении национальных валютных рынков. С укреплением СНГ, безусловно, должен произойти рост интеграции этих стран в европейскую и мировую экономику. Как показала жизнь, проблема урегулирования платежно-расчетных отношений новых независимых государств оказалась одной из самых сложных в развитии экономических связей между ними. По существу, сложилась ситуация, когда эти связи оказались не обеспеченными соответсвующим механизмом расчетов и платежей. Это явилось одной из главных причин нарушения хозяйственных связей между товаропроизводителями новых независимых государств. Распад рублевого пространства и введение государствами своих валют лишь усугубили ситуацию. Таким образом, отсутствие механизма платежно-расчетных отношений, особенно в условиях краха рублевой зоны, привело экономики стран СНГ на грань катастрофы. Назрела срочная необходимость наряду с определением стратегической линии в этих вопросах согласовать комплекс практических мер для поддержания хотя бы минимального уровня хозяйственных связей и предотвращения полной дезинтеграции экономик стран бывшего СССР. В долгосрочном плане наиболее целесообразно, как это подтверждает мировая практика, движение к поливалютному платежному союзу стран содружества. Но этот путь достаточно долгий и связан с решением многих проблем. Для эффективной работы платежного союза в первую очередь необходимо создать внутреннюю инфраструктуру валютного рынка в тех странах, которые пожелают присоединиться к союзу. Время для создания валютного рынка стран СНГ на базе рубля уже упущено, национальные валюты были введены повсеместно, а механизм их котировки не создан. В большинстве новых независимых государств валютный рынок создавался по образцу российского и нередко с помощью России. Это принесло все недостатки российского валютного рынка в страны СНГ, перенесло на их валютное пространство российскую инфляцию, поскольку курс рубля к доллару явно экономически необоснован, а все новые мягкие валюты, как правило, еще слабее рубля. В качестве меры по первичному регулированию платежно-расчетных отношений необходимо ввести в странах СНГ вместо биржевого курса официально фиксированные курсы валют по отношению к СКВ. И если национальные банки стран СНГ будут поддерживать эти курсы хотя бы какое-то время, котировки национальных валют будут в значительно большей степени отражать существующие экономические реальности. В нынешних же условиях обменные курсы национальных валют стран СНГ могут рассматриваться только как расчетные и сами по себе не обеспечивают эквивалентного обмена. В существующей ситуации первоочередным долно стать согласование порядка взаимных расчетов на межгосударственных и межбанковских уровнях, а также механизма балансирования платежей и котровок национальных валют, принципов осуществления торговых и неторговых платежей. Итак, торговые связи нарушены, национальные валюты введены, катастрофически ухудшается экономическая ситуация в странах СНГ, которые не имеют серьезных валютных запасов. На этой основе повсеместно проявляется соблазн требовать доллары и марки за экспортируемые товары. Межреспубликанской торговле нанесен смертельный удар. В этих условиях страны СНГ не спасет, если каждое правительство объявит свою валюту конвертируемой и откроет границы для торговли со всем миром. Более реальный выход из складывающейся ситуации, по мнению экономистов из Института международной экономики США, заключается в создании платежного союза, по аналогии с западноевропейским, созданнам после второй мировой войны. По их мнению, эта идея жизнеспособна, если валюта стран СНГ будут конвертируемы в текущих расчетах. Предлагается, что система долна функционировать следующим образом. Предприятия получают СКВ за товары, вывозимые за пределы СНГ, и валюту импортера в межреспубликанской торговле. Таким образом, экспортеры будут вынуждены обменивать имеющуюся у них твердую валюту на местную. Импортерам же придется расплачиваться в СКВ за товары из стран, не входящих в СНГ, и для этого они должны иметь возможность обменивать местную валюту на твердую, но при этом будут рассчитываться своими местными деньгами за товары из других стран СНГ. В результате в каждой из стран СНГ будет накапливаться запас валют остальных стран - членов содружества. После расчетов в рамках платежного союза страны СНГ с активным торговым сальдо получают возможность кредитовать страны содружества, имеющие торговый дефицит. В сочетании с системой многосторонних безвалютных расчетов это в значительной степени снизит зависимость стран СНГ от запасов СКВ. При этом правила платежного союза должны обязывать должников погашать часть задолженности твердой валютой. В решении проблем урегулирования платежно-расчетных отношений активную роль длжен играть вновь созданный Межгосударственный банк, одной из функций которого должно стать осуществление многосторонних клиринговых расчетов. Многосторонний клиринг все же позволяет хоть в какой-то мере поддерживать взаимные поставки продукции, в то же время клиринговые расчеты имеют свои собственные проблемы. В первую очередь, это довольно значительное завышение стоимости продукции. Так, если Россия поставляет Беларуси сырье, энергоносители и металлы по мировым ценам, то и в стоимость конечной продукции они входят по этим ценам. В результате увеличения цены за счет транспортных издержек и нередко неэффективных всевозможных затрат самой Беларуси на производство готовой продукции цена на нее оказывается выше мировой, а качество-ниже. Россия и другие страны СНГ отказываются покупать такую продукцию по этим ценам, а дешевле она продаваться не может, поскольку будет убыточной. В результате осуществления взаимных поставок сырья в обмен на готовую продукцию реализация ее замораживается и растет отрицательное сальдо Беларуси перед Россией. Проблема покрытия сальдо при клиринговых расчетах ранее в рамках СЭВ решалась путем выделения своим партнерам-должникам технических кредитов с последующим их переоформлением в государственные. Использование же не двусторонннего, а многостороннего клиринга позволяет в определенной мере сгладить проблему сальдо взаимных поставок, но в целом проблемы не решает. Для более оплного решения проблемы нужны межгосударственные договоренности в рамках СНГ, учитывающие предоставление нарантий по выплате долга, которые на сегодня не предоставляются. Предлагаемая система недостаточно эффективна для решения долгосрочных задач, однако в переходный период ее можно использовать. Жизнь сейчас настоятеьно требует неотложного решения острейших проблем взаиморасчетов новых независимых государств. Если они в ближайшее время не будут найдены, СНГ ожидает дальнейшее разрушение экономических свыязей с негативными последствиями для всех без исключения стран. Пожалуй, наиболее трудным в организации этого платежного союза может стать вовлечение в него стран, обладающих активным торговым сальдо, поскольку правила союза обяжут их предоставлять кредиты более слабым партнерам. Конечно, нельзя расчитывать на то, что использование национальных валют в качестве одной из форм межгосударственных расчетов решит все проблемы, связанные с нехваткой СКВ у стран СНГ. Однако подобная форма расчетов может повысить заинтересованность предприятий этих стран в расширении их внешнеэкономических контактов с зарубежными партнерами, что также позволит поддерживать внещнеторговый оборот на более высоком уровне. Причины резкого сокращения торговли между странами СНГ лежат на поверхности. Картину кризиса в области торговли между государствами содружества, кроме постоянного спада промышленного производства, дополняет также введение таможенных пошлин, переход взаиморасчетов на СКВ и, как следствие,- свертывание кооперационных связей между предприятиями. Упомянутое выше создание в рамках СНГ платежного и таможенного союзов пока является делом будущего. Пока же проблему поддерживания внешнеторговых отношений с ближними соседями на минимально необходимом уровне Украина, как и другие республики бывшего СССР, решает с помощью заключения двусторонних экономических соглашений. По существу, эти соглашения являются одной из форм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, так как договаривающиеся государства берут на себя обязательства осуществлять на клиринговой основе поставке узкой номенклатуры продукции, освобожденной к тому же от экспортных пошлин. Однако, как показывает реальность, ни одно из государств содружества не выполняет в полном объеме заключенные торгово- экономичнские соглашения. По информации статистического комитета СНГ, Россия выполнила поставки большинства товаров лишь на 50% и даже менее, а партнеры России свои обязательства выполняли в еще меньшей степени. В целом практически для всех государств СНГ можно отметить значительное отставание в выполнении межправительственных соглашений по поставкам многих видов продукции, что, безусловно, оказывает огромное негативное влияние на экономическое развитие всех государств СНГ. На сегодня очевидным фактом стала необходимость восстановления связей с бывшими республиками СССР с целью стабилизации экономической ситуации в каждой из них. Однако ключевой проблемой остается вопрос эквивалентности обмена между бывшими союзными республиками. Так, рассчеты по внешнеторговым ценам, приводимы статкомитетом СНГ, показывают, что в рамках перераспределения национального дохода в 1995 году Россия передавала другим республикам 6,8% своего национального дохода, Беларусь - 5,6%. В то же время другие республики в соответствии с этим получали дотации к своему произведенному национальному доходу в размере: Казахстан - 26%, Узбекистан - 25%, Украина - 6,9%. Исторически сложившаяся в СССР система межреспубликанского разделения труда не может рассматриваться как оптимальное. Поэтому при формировании нового экономического союза необходима разработка новой схемы сотрудничества. Первые реальные попытки скоординировать экспортно-импортную политику СНГ пока были безуспешными. Наиболее целесообразным представляется при разработке торговой политики СНГ взять за основу принципы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Совместимость с нормами ГАТТ приобретает для стран СНГ еще более важное значение ввиду того, что 5 ее стран-членов начали процесс вступления в эту международную организацию, а за ними могут последовать другие страны. По определению ГАТТ, зона свободной торговли ( ЗСТ ), или то, что хотят создать страны СНГ, это группа из двух или более таможенных территорий, где на товары, произведенные на этих территориях, отменены таможенные пошлины и иные таможенные барьеры в отношении практически всей торговли между этими территориями. Второе важное условие ЗСТ состоит в том, что ее цель должна сводиться к содействию торговле в рамках данной территории и не создавать барьеров в торголе с другими странами за пределами ЗСТ. Третьим важным элементом ГАТТ считает необходимость создания ЗСТ в течение 10-летнего периода в соответствии с заранее установленным планом и графиком. Согласно требованиям ГАТТ, должна быть также разработана конкретная программа, согласующаяся с необходимостью либерализации торговли между странами СНГ. Немаловажным также является положение ГАТТ о ЗСТ, касающееся свободного регионального транзита, которые в принципе должно решить основные проблемы предпринимательского сектора. С этой цель одновременно с реформой структуры грузовых перевозок в СНГ необходимо будет отменить пошлины на транзит. Стало крайне актуально осуществление дополнительных мер в СНГ, направленных на улучшение применения в рамках региона международных конвенций о перевозке грузов, а также о стимулировании и рационализации экспедирования грузов. В этой связи также предстоит срочно решить вопрос о том, в каких пределах могут действовать бюро по фрахтованию тоннажа для организации обратного фрахта. Отсутствие координации экспорта-импорта в СНГ в настоящее время породило серьезную проблему реэкспорта товара в третьи страны, из-за которого несут убытки все страны СНГ. Речь идет о так называемом несанкционированном реэкспорте. С целью его недопущения в СНГ предполагается создание системы информирования партнеров о передвижении товаров, подлежащих тарифному лицензированию. В случае реэкспорта товара в третью страну возможным решением могла бы быть выплата 50-процентной валютной выручки стране происхождения товара. Для того, чтобы либерализация торговли в странах СНГ была эффективной, предполагается изменить также административную и предпринимательскую практику осуществления внешнеторговой деятельности. На смену бартеру и другим формам централизованной торговли должна прийти самостоятельная торговля между предприятиями стран СНГ. В течение согласованного периода времени будет осуществлен постоянный отказ от обязательных и предварительных списков товаров с указанием количества и цен, которые прилагаются к двусторонним соглашениям. Создание ЗСТ СНГ ни в коей мере не должно стать изолированным процессом. Развитие региональной экономической интеграции должно одновременно сопровождаться интегрированием в мировую торговую систему и ее экономические институты. С другой стороны, интегрирование стран СНГ в мировую торговую систему должно стать опорой для их региональной интеграции. Все страны СНГ сейчас находятся на переходном этапе. Чтобы всем им присоединиться к ГАТТ, потребуется определенное время для того, чтобы привести свои правовые и административные системы в соответствие с соглашениями ГАТТ. В значительной мере вступлению стран СНГ в ГАТТ может помочь техническое содействие международных учреждений системы ООН. Для того, чтобы ЗСТ СНГ стало действенной, весьма существенным представляется сотрудничество этих стран в деле гармонизации, упрощения процедур торговли, а на более поздней стадии-и унификации таможенных процедур, формальностей таможенного контроля и документации, а также постепенная отмена некоторых из названных элементов во взаимной торговле стран СНГ в рамках ЗСТ. Самый рациональный путь в этом отношении- следовать международной практике и соблюдать типовые правила и положения, содержащиеся в ряде международных конвенций и соглашений. Для осуществления более эффективных методов международной торговли и подходов к таможенному контролю в странах СНГ в рамках ЗСТ предстоит создать интегрированную электронную систему обработки данных и документации, которая бы охватывала все торговые потоки. В заключение хотелось бы отметить, что в рамках бывшего СССР происходят огромные, исторической важности изменения, к которым приковано внимание мирового сообщества. Этот интерес не случаен, поскольку с укреплением СНГ ожидается развитие параллельного процесса его интегрированности в европейскую и мировую экономику, а это процесс взаимовыгодный. Добрая воля стран СНГ, направленная на развитие стабильных торговых отношений между ними,-залог успеха в решении этой жизненно важной для всех стран задачи. [1] К.Маркс и Ф.Энгельс Соч. т.19,с.18. 1 Ленин В.И. Полн. Собрание сочинений. Т.34, с.307. 1 Ленин В.И. полн собр.соч. т.44,с.197. [2] См.: Тенденцii украiнськоi економiки. Мiсячний бюлетень (червень 1995 р.). Европейский центр макроэкономического анализа Украины, с.6. [3] См.: Украiна у цифрах у 1994 роцi. Краткий статистический справочник. К., 1995, с.15. [4] См.: Статистический бюллетень за первое полугодие 1995 года №1. К., Минстат Украины, июль 1995 года., с .3. [5] См.: National incom data and related statistics. United Nations, New York, 1994, p. 3-176. [6] См.: Отчет о человеческом развитии. 1994. New York, 1994, с. 129-131 ( данные Мирового Банка ). [7] См.: The World Bank Atlas. 1995. Washington, 1995, p. 18-19. [8] См.: Тенденцii украiнськоi економiки. Мiсячний бюлетень ( червень 1995 р.), с.8. [9] См.: Россия в Мировой экономике начала 1990-х годов. М., ИМЭМО РАН, 1995, с.14. [10] См.: "Голос Украины" от 7 октября 1995 г., с.1. [11] См.: Економiчна доповiдь Президента Украiни 1994 р. К., 1994, с.67. [12]См.: Тенденцii украiнськоi економiки. Мiсячний бюлетень ( червень 1995 р.), с.22. [13] См.: там же |
|
© 2007 |
|