РУБРИКИ

Лекция: Курс лекций по истории экономических учений

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Лекция: Курс лекций по истории экономических учений

Лекция: Курс лекций по истории экономических учений

Введение в предмет, методология и структура курса.

История экономических учений лишь часть, хоть и важнейшая, истории

экономической мысли.

История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди

впервые задумались над целями своих действий, способами и средствами их

достижения, а также отношениями, складывающимися между людьми в процессе и

результате добывания и распространения благ, обмена производственными

продуктами и услугами. Экономическая мысль - понятие чрезвычайно широкое. Это

и представление, бытующее в массовом сознании и религиозные оценки и

предписания, касающихся хоз-ных отношений, это и теоретические конструкции

ученых и экономические программы политических партий. Многообразна также и

сфера экономической мысли, поле приложения, размышлений и выводов,

практических решений. Здесь и общие закономерности, и особенности экономики

отдельных отраслей, и проблема размещения производства, и денежное обращение,

и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и история экономики, и

хозяйственное законодательство...

Экономические учения представляют собой теоретические концепции, отражающие

основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее

субъектами, выявляющая движущие силы и значимые факторы создания,

распределения и обмена благ.

Экономические учения моложе экономической мысли. История экономической мысли

начинается с 16 века.

Предметом курса ИЭУ является процесс возникновения, развития и смены

экономических идей и воззрений по мере происходящих изменений в экономике,

науке, технике и соц.сфере.

Структура курса включает 3 этапа

1) Экономические учения эпохи до рыночной экономики.

2) Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Период

становления капитализма.

3) Экономические учения эпохи регулируемой (социально-ориентированной)

рыночной экономики.

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья.

1. Экономическая мысль Др. Востока.

2. Экономическая мысль Др. Греции и Др. Рима.

3. Экономическая мысль Средневековой Европы.

С появлением первых гос-ых образований и зарождением различных форм участия

гос-ва в хозяйственной жизни, т.е. со времен первых цивилизаций перед

образованием возникло множество насущных проблем, актуальность и важность

которых сохраняется до сих пор и едва ли когда-нибудь будет утрачена. В их

числе наиболее значимой была и будет проблема толкования идеальной модели

социально экономического устройства общества на основе логически выверенной

систематизацией логических и экономических идей и концепций экономической

теории в результате всеобщего одобрения в качестве руководства при

осуществлении хозяйственной политики.

1) Выразители экономической мысли древнего мира(крупные мыслители-философы

и отдельные правители рабовладельческих об-в) стремились идеализировать и

сохранить навсегда рабовладения и натуральное хозяйство, как главное условие

открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего

“собственного” порядка.

2) Доказательство идеологов Др. Мира базировались преимущественно на

категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных

торгово-рабовладельческих операций, т.е. против свободного функционирования

денег и торгового капиталов.

Главной особенностью экономической мысли Древнего Востока (восточного

рабства) заключается в масштабных хозяйственных функциях государства. Так

создание ирригационных систем и контроль над ними требовал безусловного участия

государственных органов в этой деятельности, в том числе в создании части

правовых мер. Однако присутствовала чрезмерная государственная опека.

На примере Древнего Египта человечество располагает самыми ранними

памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках

государственных образований. Один из них датируется 22 ст.до н.э. и им является

некое послание, к-е называется “Поучение гераклаопольского царя своему сыну”. В

нем приводятся “правила” государственного управления руководства хозяйством,

овладение к-ми для правителя также важно, так и всякая другая сфера искусства.

Другой памятник дотирован нач 18 века до н.э. и называется: “Речения

Ипусера”. Главной идеей этого речения - недопущение бесконтрольного роста

ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащение просталюдинов и

начала в стране гражданской войны.

Вавилония - это древневосточное государство, расположенное в междуречье Тигра

и Ефрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг.

до н.э.), часто именуемое Кодексом законов, к-рый действовал в этой стране в

18 веке до н.э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-

хозяйственных отношений и угрозу суверенитету страны из-за ослабления

государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну

вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Некоторые примеры

законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

1. Посягнувший на чужую частную собственность в том числе на раба,

карается обращением в рабство либо смертной казнью.

2. За несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане

более не лишаются своей земли.

3. Срок долгового рабства (жены, сына, дочери, отца) не должен превышать

3-х лет, а сам долг отменяется по отбыванию срока наказания.

4. Предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральный - 33% от ее

первоначальной суммы.

Своеобразие Древне Китайской экономической мысли ассоциируется с именем

мыслителя Конфуция (531 - 479 гг. до н.э.). Его сборником был “Лунь-юй” (беседы

и суждения), а также с идеями популярного в 4-3 веках до н.э. коллективного

трактата “Гуань-цзы”. Сборник регламентируемых патриархальных отношений и

защиты государства, экономического благополучия родовой знати, Конфуций

настаивал на мысли, что только образованный правитель является “отцом народа” и

гарантом правильного действия способен реально повлиять на равномерное

распределение создавшегося объема богатств.

Авторы коллективного трактата “Гуань-цзы” в качестве главной выдвигали задачу

сделать государство богатым, а народ довольным, посредством равномерного

распределения богатства без обогащения торговцев и растовщиков. А также, как

и Конфуций ратовали за незыблемость сословного деления общества.

Наиболее известным свидетельством экономической мысли Древне Индийской

экономической мысли на протяжении 4-3 вв до н.э. является трактат “Артхашастра”

к-рый расшифровывается: артха -исскуство, учение, шастра - доход. Его автором

явился некий Каутилья.

В этом трактате автор возвестил своему народу положение о происхождении

богатства и необходимости регулирования процессов торговой прибыли между

купцами и государством. Согласно трактату, накопление богатства естественным

образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан “ариев”,

для которых не должно быть рабство и каждый, кто не возвращает причитающиеся

за пользование землей долги обязан за это (возместить) разделить участь

низшего сословия на определение время или навсегда.

Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в 1 тыс.до

н.э. называется классическим или античным. Выдающимся представителем

экономической мысли античного рабства в период 5-4 вв. до н.э. явились

Ксенафонд, Платон, Аристотель.

Ксенофонд (430 - 354 гг. до н.э.) экономическое воззрение Ксенофонда

нашли отражения в трактате “Домострой”, в котором приводятся следующие

положения:

1. Разделение труда на умственный и физический, а людей на свободных и

рабов имеет естественное, т.е. природное происхождение.

2. Природному предназначению отвечает преимущественно разделение земледелья.

3. Производительно может выполняться “наиболее простая работа”.

4. Степень разделения труда обусловлена размерами разделения рынка сбыта.

5. Всякому товару присущи полезные свойства и способность обмениваться

друг на друга.

6. Деньги изобретены людьми, чтобы с их помощью осуществлялось товарное

обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон (428 - 348). Отобразил свои экономические взгляды в двух своих

произведениях: “Государство” и “Законы”. В первом сочинении речь идет от особо

важной роли. Которую совместно выполнять, а аристократическое сословие

(философы) и сословие воинов в обеспечении общественных интересов. Эти сословия

олицетворяют аппарат идеального государства. Не должны эти сословия обладать

собственностью и обременять себя хозяйством, т.к. их материальное обеспечение

должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена Платоном к

обладающему и распоряжающемуся собственностью третьего сословия, названного им

“черни” (землевладельцы, ремесленики, купцы) и к рабам, приравненным к

собственности свободных граждан. Во втором произведении “Законы” Платон

выдвигает идею идеального гос-ва, развивая и конкретизируя свою аргументацию и части

осуждения ростовщичества, обоснование ведущей роли хозяйства земледелия по

сравнению с ремеслом торговлей.

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) Проект идеального государства

Аристотеля изложен в его трудах “Никомахова этика”, “Политика” и др. В них он

подобно Ксенофонду и Платону на обусловленности деления общества на свободных

граждан и рабов и их труда на умственный и физический исключительно “законами

природы” и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла

или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства

Аристотель особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной

концепции “Об экономике и хрематистике”. Эта концепция носит классификационный

характер, о чем свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей

от земледелия и скотоводства до ремеслиничества. И торговли он соотносит с

одной из двух сфер естественной (экономика) и неестественной (хрематистика).

Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна

поддерживаться государством, т.к. ее звенья способствуют удовлетворению

насущных жизненных потребностей человечества. Вторая (хрематистика)

основывается на бесчестных крупных, торговых, посреднических и ростовщических

предприятиях, проводимых для достижения беспредельной и корыстной цели, суть

которой состоит в искусстве наживать состояние. Таким образом, по

рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы

натурально-хозяйственных отношений. А это обусловлено разделением труда

движения торгового и денежного капитала относительно к издержкам хрематистики.

Ростовщичество у Аристотеля вызывает ненависть. Оно представляет собой

предоставление денежных ссуд в рост при условии уплаты заемщиком высших %. Как

правило эти ссуды используются в качестве покупательного или платежного

средства, а не капитала. Аристотель рассматривая богатство, делит его на два

вида: натуральное и денежное. Первое он считает - истинным. Богатство, как

совокупность потребительных стоимостей имеет свои границы ибо потребление имеет

свои границу. Денежное богатство таких границ не имеет. Он подразумевает

искусство приобретать богатство на 2 направления. Цель первого удовлетворение

потребностей. Цель второго - накопление денег. Науку, занимающуюся натуральным

богатством он называет экономией (учение о домашнем хозяйстве), а денежным

богатством - хрематистикой (хрема - владение, состояние, т.е. наука о владении

собственности). К объекту хрематистики он относится предельно отрицательно.

Катон Старший (234 -144 гг. до н.э.) В основном своем сочинении “О

земледелии” (160) он отразил опыт и методы рабовладельческого строяземледелия в

условиях расширения деятельности лажефундий (крупное землевладельческое

поместье). Катон рекомендовал в этих хозяйствах продавать излишки в своем

хозяйстве и покупать только то , что нельзя производить, в собственном

хозяйстве; держать рабов в строгости и насаждать рознь между ними, выступал

против роскоши.

Варон (116 - 27 гг. до н.э.) В своем основном произведении “О Сельском

хозяйстве” Варон обосновывает достоинства этой отрасли экономики и осуждал

переселение римлян в городские стены, где они предпочитают “работать в театре и

цирке”, а не на ниве и не в винограднике”. Варон рекомендовал развивать наряду

с земледелением и животноводством поскольку по его словам “фундамент всякому

состоянию - это скотина”. Такой вывод , диктовался тем, что цены на зерно в

Италии были низкими, т.к. оно в больших количествах поступало из провинций, а

доходность животноводства была гораздо выше. Он был сторонником

самообеспеченности рабовладельческих имений, а развитию производства сельской

продукции на рынке не предавал особого значения.

Колумелл (1 век до н.э.) Известен своим обширным трудом “О сельском

хозяйстве” (сначала 4 книги. К концу жизни - 12 книг). Дан обзор состояния

античного хозяйства и на основе обобщения с/х практике всего средиземноморья

высказал новые положения об агрономии. Отмечая низкую пр-сть труда рабов,

Колумелл поставил вопрос о передаче ведения хозяйства колонам (колонус

-земледелец), колонад - система экономических отношений. Которая сложилась в

Римской империи на основе мелкой земельной аренды. Понимая, что сразу

отказаться от рабского труда невозможно, он пытался разработать принципы

рациональной организации рабского хозяйства.

Средневековая экономическая мысль.

Существенной особенностью идеологии Средневековья, в том числе в области

хозяйственной жизни является ее богословный характер. По данной причине

средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения

суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с

помощью которых предполагалось не допустить внедрение рыночных отношений и

демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений в 3 - 8 вв в ряде

государств Востока и 5 - 11 вв в странах Европы.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей

средневековой экономической мысли на Востоке упоминается идеолог арабских

государств Ибн-Хальдун, а в Европе - Фома Аквинский - канонист.

Ибн Хальдун (1332 -1406 н.э.) По его заявлению в начале 7 века на землю

снизошли “откровения бога”, услышавший их шекнацкий купец Мухамед - первый

проповедник Аллаха. Этот купец возвестил мир о новой исламской религиозной

идеологии, о послаблении всесилия антирыночных постулатов. Веру в незыблемость

сословной дифференсации общества, т.е. то, что Аллах дал преимущество одним

идеям перед другими, а также в богоугодность бартерной по существу торговли на

всех этапах эволюции общества от примитивности к цивилизации, попытался

укрепить в думах всех правоверных выдвенул с этой целью концепцию некоторой

“социальной физики”. Эта концепция не лишена отдельных поучительных идей и

историко-экономических обобщений . таких как необходимость возвышенного

отношения к труду, порицания скупости, жадности и растовщичества.

Развивал также о проблемме достатка и недостатка в обществе материальных благ

Ибн-Хульдун указывает на ее обусловленность прежде всего размерами городов,

точнее степенью их заселенности и делает следующие выводы:

1. с ростом города достаток в необходимом и лишенном необходимости и

приводя к снижению цен на первое и рост цен на второе, свидетельствуя о

процветании города.

2. Малочисленность населения города является причиной дефицита

дороговизны всех необходимых населению материальных благ.

3. Расцвет города, как и общества в целом реален в условиях снижающихся

размеров налога, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Фома Аквинский (1225 - 1274) - итальянский теолог, философ, монах, сын

графа. В 1323 г. был канонизирован, т.е. стал святым.

В его трудах выражен основной принцип схоластики (философия), занимавшая

господствующее положение в идеологии феодального общества, главной целью

которого считали защиту христианской религии. Он различал истины разума и

истины откровения, расценивая последние как высшие истины, недоступные разуму

и постигаемые лишь благодаря богу.

Социальное неравенство Фома Аквинский объяснял как благо установленную

иерархию форм в вещах. Стремясь увековечить сословия, отделение умственного

труда от физического, защищая частную собственность. Исходя из принципа

пользы различной оценки товаров участниками обмена, выдвинул тезис о

“справедливой цене”, в котором дал субъективное обоснование обоснование

процесса обмена.

Его возрения в области социально-экономического устройства общества

существенно отличаются от положений основателя кананистов Августина

Блаженного (353 - 430).

Ранний канонизм (Августин Блаженный)

Поздний канонизм (Аквинат)

Разделение труда

Умственный и физический труд равноценны и не должны влиять на положение человека в обществеДеление людей по профессиям и сословиям обусловлена божественным проведением и склонностями людей

Богатство

Труд людей создает богатство в виде мат-ных благ включая золото и серебро. Нетрудовое накопление богатства является грехом.Золото и серебро - источник приумножения частной собственности и умеренного богатства

Обмен

Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей.Субъективный процесс, невсегда обеспечивающий равенство извлекаемой пользы, насколько в результате этого акта выходит что вещь поступает на пользу одному, и в ущерб другому.

Справедливая цена

Ценность товара устанавливается в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу справедливой цены.Процесс установления справедливой цены считается неточным, т.к. он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количество денег и нанести ущерб.

Деньги

Деньги являются искусственным изобретением человека и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций на рынке, благодаря внутренней ценности монет.Ценность денег на внутреннем рынке должна устанавливать не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства.

Отношение к торговой прибыли и ростовщическому капиталу

Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемый из ссудных и торговых операций превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как не богоугодные и грешные явления.Крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными прочими издержками, а также с риском, имеющим место в благопристойной деятельности.

Меркантилизм

1. Меркантилистская концепция богатства.

2. Особенности раннего и позднего меркантилизма.

3. Распространение идей меркантилизма.

Меркантилизм как система господствовала на протяжении 16 - 18 вв. Основные

положения меркантилизма сводятся к следующему: богатством является лишь то,

что превращается в деньги. Деньги это и есть подлинное богатство его

воплощения. Производство служит только предпосылкой для создания богатства, а

непосредственным источником богатства выступает обращение, сфера торговли,

где произведенные товары превращаются в деньги. Именно в обращении возникает

прибыль. Поэтому внутри страны купли продажи только перемещает богатство из

рук в руки, общего выигрыша здесь быть не может, так как количество денег

остается в целом неизменным. (здесь имеются в виду деньги в виде золота и

серебра). Прибыль одного оборачивается убытком другого в целом же страна

прибыли не получает. Только внешняя торговля перемещает богатство из страны в

страну. Поэтому надо как можно больше продавать за рубеж, а не отдавать свои

деньги за иностранные товары.

Меркантилизм делится на ранний и поздний.

Ранний меркантилизм возник в 16 веке называется также монитарным или

меркантилизмом денежного баланса, его основное требование сводится к

собственному сокращению импорта (вплоть до полного запрета вывоза золота и

серебра за границу).

Поздний меркантилизм возник в 17 веке и называется меркантилизмом торгового

баланса. Отказ от импорта, объявляется бесперспективным. Главным считается,

то, чтобы экспорт превышая импорт, т.е. торговый баланс должен быть активным.

Ранний меркантилизм

Поздний меркантилизм

Уровень внешней торговли

Торговые связи между странами развиты слабо, носят эпизодический характерТорговля меду странами достаточно развита и носит регулярный характер

Рекомендации по улучшению путей достижения активного торгового баланса

1. Установление максимально высоких цен на экспорт товара

2. Ограничение импорта товаров

3. Запрет вывоза из страны золота, серебра и денежного богатства.

1. Допускаются относительно низких цен на экспорт, в том числе при перепродаже товаров других стран за границу.

2. Допускается импорт товаров, кроме предметов роскоши, при условии по мерного сальдо при внешней торговле.

3. Вывоз денег разрешается в целях выгодных сделок.

Теория денег

1. Преобладает номиналистической восприятие теории денег. Правительство как правило занимается национальной валютой, снижая ценность и вес.

2. Установили функционирование денег (Система биметаллизма)

3. Констатация денежной сущности золота и серебра в силу их природных свойств.

4. В качестве функций денег признается мера стоимости, из которых образуется сокровища и мировые деньги.

“Революция цен” 16 века обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно пропорциональна их количеству. Уровень цен прямо пропорционален количеству денег.) Рост предложения денег увеличивая спрос на них увеличивает торговлю. Констатация товарной сущности денег, но по прежнему особо собственных свойств золота и серебра.

Идея монетаризма, возникшая и достигшая наиболее полного развития в Англии

получила в дальнейшем распространение во многих странах мира. Если идея

раннего меркантилизма в Англии пропагандировал Уильям Стаффорд, живший 1554 -

1612 гг., а позднего - Томас Мен (1571 - 1641), то во Франции первым

пропагандистом был Антуан де Монкретьен (1575 - 1621), которому принадлежит

термин “политическая экономия”.

Одним из первых теоретиков меркантилизма был Антонио Серро, который писал

свои произведения в начале 17 века.

В России в 17 веке меркантилистские программы разрабатывали Афанасий Ордын-

Нащокин (1606-1680), Юрий Крыжанич (1618-1683). А в 18 веке Иван Посошков

(1652 - 1726).

На Украине первым пропагандистом меркантилизма был Феофан Прокопович (1681 -

1736).

Классическая школа.

1. Общие признаки и этапы развития классической школы.

2. Родоначальники классической школы (Уильям Петти, Пьер Буагильбер).

3. Экономические учения физиократов.

Вытеснение доиндустриальных условий системой свободного частного

предпринимательства, способствуя разложению меркантилизма стало одновременно

исходным пунктом наступления условий полного Laisser faire, что переводится

как “полное невмешательства государства в экономику, деловую жизнь”, т.е.

означает экономический либерализм.

Причем с конца 17 - начала 18 вв. Эта идея превратилась в своеобразной девиз

либеральной экономической политики. И именно с этого времени зарождается

новая теоретическая школа экономической мысли, которую позднее назовут

классической политической экономией.

Термин классической означает научная. В качестве предмета изучения

представители классической школы предпочитали главным образом сферу

производства, причем независимо от того в промышленности оно осуществляется

или в с/х. Кроме того классическая школа изучала проблемы экономики свободной

конкуренции.

Общие признаки и отличительные черты классической школы от меркантелизма.

Меркантилистская

Классическая

Главный принцип экономической политики

Протекционализм (политика покровительства, защиты государством). Политика свободной конкуренции объективно невозможна.Главный принцип - экономический либерализм.

Предмет экономического анализа.

Преимущественное изучение проблем сферы обращения в отрыве от сферы производства.Преимущественное изучение проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.

Метод экономического анализа

Эмпирический, описание внешнего проявления экономических процессов. Отсутствие системного изучения всех сфер экономики.Каузальный (причино-следственный), дедуктивный, индуктивный, анализ и синтез, логический и научной абстракции. Недооценка обратного влияния на сферу производство факторов сферы обращения.

Трактовка происхождения стоимости товаров и услуг.

В связи с естественной природой золотых и серебренных денег и их количества в стране.Рассматривают по однофакторной, т.е. затратной характеристике с учетом либо издержек производства, либо количества затраченного труда.

Приоритетные принципы экономического анализа

Выявление причинно-следственной взаимосвязи экономических явлений и категорийПринцип причинно-следственного анализа с последующим построением генеалогического древа, в основе которого лежит категория стоимость.

Концепция экономического роста

Посредством приумножения денежного богатства страны благодаря достижению активного торгового баланса (положительного сальдо)Посредством увеличения национального богатства, создаваемого прямым трудом в сфере материального производства.

Принцип макроэкономического равновесия

Достигается благодаря координирующем и регулирующим мерам государства.Самоуравновешивание совокупного спроса и предложения благодаря закону рынка.

Позиции в области теории денег

1. Деньги - искусственное изобретение людей

2. Деньги - фактор роста национального богатства

1. Деньги - это стихийное выделившийся в товарном мире товар.

2. Деньги - это техническое орудие, вещь, облегчающая процесс обмена.

Классическая школа в развитии прошла 4 этапа:

1) Первый этап приходится на конец 17 - начало 18 века, когда в Англии,

благодаря Уильяму Петти и во Франции с появлением трудов Пьера Буагильбера

стали формироваться признаки зарождающегося альтернативного меркантилизма

нового учения, которое впоследствии назовут классической политической

экономией. Эти авторы резко осуждали сдерживающую свободу предпринимательства

протекционистскую систему, которую защищали меркантилисты. В их трудах были

сделаны первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг. Ими

подчеркивались приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в

создании национального (не денежного) богатства в сфере либерального

правительства. Следующая стадия в этом этапе связана с периодом середины и

начала 2 половины 18 века, когда с появлением так называемого нового течения

нового течения физиократия (в рамках классической школы) меркантилистская

система подверглась более глубокой и аргументированной причине.

2) Второй этап классической школы целиком связан с именем и творчеством

Адама Смита - великого ученого экономиста Англии.

3) Третий этап развития классической школы охватывает практически всю 1

половину 19 века, в течении которой в развитых странах (Англии и Франции)

состоялся переход от мануфактурного производства к машинному

(индустриальному). В этот период наибольший вклад в сокровищницу классической

школы внесли последователи А. Смита: англичане - Давид Рекардо, Томас

Мальтус, Н.Сеньор; французы - Жан Батис Сей и Фенимор Бастиао. Хотя все эти

авторы, следуя своему учителю главной в экономической теории считали теорию

трудовой стоимости и также как А.Смит придерживались затратной концепции (в

соответствии с которой происхождения стоимости товаров и услуг они видели

либо в количестве затраченного труда, либо в издержках производства) тем не

менее каждый из них оставил в истории экономической мысли заметный след.

4) Четвертый этап относится ко второй половине 19 века, при котором

доминировали труды Джона Стенли Милля и Карла Маркса, которое всесторонне

обобщили лучшие достижения классической школы. В этот период уже началось

формирование нового, более прогрессивного направления экономической мысли,

получившим в последствии название неоклассической экономической теории.

Родоначальники классической школы.

Родоначальником классической школы в Англии был Уильям Петти (1623 -

1687). Родился в семье суконщика, в 14 лет стал юнгой на корабле. В 15 лет

поломал ногу и ушел с флота, оказался во Франции, там закончил колледж. В 1640

г. вернулся в Лондон, затем пошел служить в военно-морской флот. В 23 года ушел

из армии и решил заняться медициной, учился в Оксфордском университете. В 27

лет получил степень доктора физика, стал профессором. Но бросил ее и стал

главным врачом при главнокомандующем английской армии. По просьбе начальства

стал заниматься разделом земли между офицерами. Затем стал скупать эти земли у

офицеров, которые не хотели работать на земле. Скопил огромный огромный капитал

и стал крупным землевладельцем. В 38 лет стал сэром. Будучи землевладельцем он

посветил себя новым занятиям, связанных с описанием собственного виденья

экономической жизни общества и государства. В результате чего появились такие

его произведения, как “Трактат о налогах и сборах” (1662 г), “Политическая

анатомия Ирландии” (1672 г), “Разное о деньгах” (1682 г.) и др., в которых

прослеживается мысль о неприятии протекционистских идей меркантилизма.

В отличии от меркантилистов богатство по мнению Уильяма Петти образуют не

только драгоценные металлы и камни (включая деньги), но и земли страны, дома,

корабли и даже домашняя обстановка. Именно в рассуждении по данному поводу он

высказал по данному поводу популярное сейчас суждение: “Труд есть отец и

активный принцип богатства, а земля мать”.

Для увеличения богатства страны У. Петти полагал, что вместо наказания

тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а несостаятельных

воров отдавать в рабство, заставлять трудиться. Это в противовес

меркантилистам означало, что богатство создается прежде всего трудом и его

результатами. У.Петти обращает внимание на бессмысленность и невозможность

запрета вывоза товара за границу. В этих и др суждениях Петти проявляет себя

как сторонник количественной теории денег. Неприятие меркантилистских идей

отразилось в творчестве У. Петти не только в связи с характеристикой сущности

богатства и путей и его принуждения, но и попытках выявить природу стоимости

товара, его происхождения, причин, влияющих на уровень их ценности на рынке

(товаров). Трактовки, предположенные им в связи с этим впоследствии позволили

признать его первым автором трудовой теории по добыче серебра и является его

“естественной ценой. Стоимость же товаров, выясненная приравниванием к

стоимости серебра, является их “истинной” ценой, причем рыночной. Другая же

трактовка гласит, что стоимость товара обусловлена участием в ее создании

труда и земли. В этих всех трактовках в основе цены товара лежит затратный

подход. Зарплата рабочих характеризовалась У.Петти как цена труда,

представляющая минимум средств для существования рабочего и его семьи. Доходы

же предпринимателей и землевладельцев охарактеризованы им посредством

унифицированного по существу понятия “рента”, к-е представляет собой разницу

между стоимостью продукта и затратами на его производство.

Петти вошел в историю прежде всего как создатель науки социальной статистики,

которую он называл “политикой арифметикой”.

Во Франции - Пьер Буагильбер (1646 -1714). Главное внимание в своих

трудах Пьера Буагильбера уделил критике меркантилизма, обосновывал

необходимость реформ дальнейшего развития с/х, в котором видел основы

экономического развития и богатства государства. Вклад Буагильберта в историю

экономической мысли и формирование рыночных отношений во Франции трудно

переоценить, т.к. его произведения стали теоретико-методологической базой для

окончательной развенчивания меркантилистких идей и формирования специфических

традиций Французской школы политической экономии. Он, подобно Петти, пришел к

концепции о том, что богатство страны заключается не в физической массе денег,

а во всем многообразии полезных благ и вещей. Другим важным достижением

Буагильбера является обоснование трудовой теории стоимости. П. Буагильбер

явился единственным среди всех представителей класической школы кто считал

возможным и необходимым упразднение денег, нарушающих, на его взгляд, обмен

товаров по “истинной” стоимости.

3. Физиократия как направление появилось во Франции в середине

18 века как реакция на меркантилизм само понятие физиократия греческого

происхождения: физио - природа, кратос - власть (власть природы). Основатели

этого направления - Ф.Кенэ, А.Р. Тюрго. Физиократы считали что источник

богатства - производство, хотя есть только одна его отрасль - с/х, где

богатство возникает естественным путем и выглядит как дар природы. Здесь

произведенные затраты окупаются увеличением продукции, получением

дополнительного продукта или чистого продукта. Сам же доход подсчитывается

путем вычитания произведенных затрат из полученной суммы.

Франсуа Кенэ (1694 - 1774) - основоположник школы физиократов во Франции.

В своих произведениях “Население”, “фермеры”, “Зерно”, “Налоги”, труд

“Экономические таблицы”. Кенэ решительно осуждает взгляды меркантилистов на

экономические проблемы. В них Кенэ отразил свою убежденность в необходимости

перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма

хозяйствования на принципах полной свободы, ценообразования в стране и вывоза

за границу с/х продукции. Методологическая платформа экономического

исследования, разработанная Ф. Кенэ - концепция о естественном порядке.

Юридической основой которой являются физические и моральные законы гос-ва,

охраняющие частную собственность, частные интересы, обеспечивающие

воспроизводство и правильное распределение материальных благ. Одновременно он

предупреждает, что верховная власть не должна быть аристократической или

предоставленной крупным земельным собственникам. Он считал целесообразным

сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице,

абладающем знанием законов, т.е. естественного порядка, необходимых для

осуществления гос-ного руководства.

В теоретическом наследии Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте

национальном доходе. Источники чистого продукта - земля и приложенный к ней

труд людей, занятых в с/х производстве. В промышленности и других областях

экономики - чистой прибавки к доходу не производится, происходит только смена

первоночальной формы этого продукта. Кенэ говорил, что нация состоит из 3

классов граждан: класса производительного, класса собственников и безплодного

класса. К производительному классу: все люди занятые в с/х, включая крестьян

и фермеров. К классу собственников Кенэ относил землевладельцев, включая

короля и землевладельцев. К классу безплодному: все граждане вне земледелья.

Кенэ пренадлежит первая в истории экономической мысли глубокое теоретическое

обоснование в положении о капитале. Если меркантилисты отождествляли капитал

как правило, с деньгами, то Кенэ считал, что деньги сами по себе, безплодное

богатство, которое ничего не производит. По его терминологии, с\х орудия,

постройки, скот, и все, что используется в земледелии в течение нескольких

производственных циклов, представляет первоначальные авансы, основной

капитал. Затраты на семена, карма, оплату труда работников, и др.

Осуществляемые на период первого производственного цикла до одного года он

относил к ежегодным авансам (оборотный капитал). Высказал ряд интересных и

неординарных суждений о торговле. Признавая ее безплодным занятием,

утверждал, что необходимо только абсолютная свобода торговли как условие

расширения торговли, изгнание монополии, сокращение торговых издержек. В

своей “экономической таблице” (1758) Кенэ сделал первый научный анализ

кругооборота хозяйственной жизни, т.е. общественного воспроизводственного

процесса. Идеи этой работы свидетельствуют о необходимости соблюдения и

обоснованного прогнозирования народно-хозяйственных пропорций в стркуктуре

экономики. Им выведена взаимосвязь: “воспроизводство постоянно возобнавляется

издержками, а издержки возобновляются воспроизводством”.

Анн Робер Жак Тюрго (1727 - 1781). В своих произведениях “Размышления о

создании и распределении богатств”, Ценности и деньги”, “Письмо аббату де Сисе

о бумажных деньгах”, которые базировались на физиократических взглядах, так же

на принципах рыночных кономических отношениях и прежде всего в свободной

конкуренции и свободной торговли. Он показал свою приверженность основам

физиократического учения и принципам экономического либарализма. Тюрго с

пониманием сути проблемы аргументирует положение о неудобстве бумажных денег,

когда их кол-во не соответствует кол-ву производимых товаров и услуг.

Турго выразил свое негативное отношение к протекционистской политики в

экономики. По его убеждению, общая свобода покупки и продажи, является

единственным средством обеспечить продавцу цену, способную поощрить

производство, покупателю - наилучший товар по наимньшей цене. Подобно

физиократам, Тюрго утверждал, что земледелец, является первой движущей силой

в ходе работ, что это он производит на своей земле заработок всех

ремесленников. По его мнению труд земледельца, единственный источник всякого

богатства. Одновременно, кретикуя меркантилистов, к богатству нации Тюрго

относит земли и получаемый с них чистый доход, так как хотя деньги и

составляют непосредственный предмет сбережений и являются главным материалом

капитала при образовании их, но деньги как таковые составляют почти

незаметную часть совокупной суммы капиталов, а роскошь ведет к их

уничтожению. Зарплату относил к числу элиментов, лежащих в основе выдвинутого

им понятия “об общем экономическом равновесии”, которое устанавливается между

ценностью всех произведений земли, потреблением различного рода товаров,

различными видами изделий числом занятых людей, ценой их зарплаты. Тюрго

выделяет в обществе три класса: производительный - люди в с/х, безплодный - в

промышленности и в другом, собственники земли.

Первые два класса он называет работающими или занятыми, которые распадаются

на предпринимателей (капиталистов), дающих авансы, промтых рабочих получающих

зарплату. Деньги рассматриваются Тюрго в качестве одного из товаров в

товарном мире. Деньги изменяются в цене не только по сравнению со всеми

другими товарами, но и по отношению друг к другу. Серьезное внимание Тюрго

уделил происхождение ссудного процента: в течении времени займа взаимодавец

теряет доход, который мог бы получить, так как рискует своим капиталом.

Заемщик может использовать деньги для выгодных приобретений.

А текущем проценте: он служит на рынке термометром, по которому можно судить

об избытке или недостатке капиталов, уточняя, что низкий денежный процент - в

последствии, показатель избытка капиталов.

В связи с изучением механизма формирования цен на рынке Тюрго выделяет

основные и текущие. Текущие устанавливаются соотношением спроса и

предложения; основные в примении к товару - то, что данная вещь стоит

работнику. Поэтому это тот минимум, ниже которого цена неможет опустится.

Классическая школа в трудах Адама Смита и его последователей.

1. Эконом.учения Адама Смита.

2. Эконом.учения Давида Рекардо.

3. Эконом.учения Ж.Б. Сея, Т.Р. Мальтуса, Дж. С. Миля.

4. Эконом.учения К.Г. Маркса.

1. Адам Смит (1723 - 1790). Как Смит относился к предмету изучения

экономической науки. В своей книге “Исследования о природе” и причинах

богатства народов (1776) он выделил ее центральную проблему - экономическое

развитие общества и повышение повышение его благосостояния, где отмечает:

“годичный труд каждого народа представляет собой первоночальный фонд, который

доставляет ему все необходимое для существования и удобства жизни, продукты.

Позволяет понять, что экономика любой страны, развиваясь, преумножает богатство

народа не потому, что этим богатством являются деньги, а потому что его надо

видеть в материальных (физических) ресурсах, которые доставляет годичный труд

каждого народа”. Отсюда: сущностью и природой богатства по Смиту является

исключительно труд.

Величие Смита как ученого состоит в его экономических прогнозах и

фундаментальных теоретико-методологических позициях, которые более чем на

целое столетие предопределили и последующую экономическую политику многих

государств, также направление научного поиска огромной плеяды ученых-

экономистов.

Центральное место в методологии А.Смита занимает концепция экономического

либерализма, в основу которой , как и физиократы, он положил идею единого

порядка, т.е. рыночных экономических отношений. В то же время, в отличие от

Ф. Кенэ в понимании А.Смита рыночные законы лучшим образом могут

воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного,

т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов

составляющих его лиц. В развитии этой идеи Смит вводит понятие

“экономический человек” и “невидимая рука”. Разделение труда является

результатом определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену.

Он характеризует экономического человека как стремящегося к личному

обогащению совершенного эгоиста.

Что касается “невидимой руки” , идею о ней Смит заимствовал в памфлетах

меркантилистов 17-го века, где проводилась мысль о том, что экономическое

поведение предопределяет прежде всего прибыль , а для этого государству

необходимо защищать свободную конкуренцию в эгоистических интересах

отечественных предпринимателей. Смысл “невидимой руки” - в пропоганде таких

общественных условий и правил, при которой благодаря свободной конкуренции

предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономика будет

наилучшим образом решать общественные задачи и приведет к гармонии личную и

коллективную волю с максимально возможной выгодой для всех и каждого. “

Невидимая рука” по А.Смиту , независимо от воли и намерений индивида

напрвляет его и всех людей к наилучшим результатам, выгоде и к более высоким

целям общества. Оправдывая как бы тем самым стремление человека-эгоиста

ставить личный интерес выше общественного. Итак, смитовская “невидимая рука”

предполагает такое соотношение между экономическим человеком и обществом

(“видимой рукой” государственного управления) , когда последняя , не

противодействуя обьективным законам экономики, перестанет ограничивать

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.