: Монополии в рыночной экономике
: Монополии в рыночной экономике
ПЛАН.
Введение ......................................................................2
І. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
§ 1. Возникновение и сущность монополий ........................ 4
§ 2. Формы и виды монополий ........................................... 6
§ 3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция ............ 11
§ 4. Особенности современной монополизации народного хозяйства, ее позитивные
и негативные факторы ........................... 17
ІІ. Антимонопольная политика на современном этапе.
§ 1. Антимонопольное законодательство ........................... 21
§ 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики ..................29
ІІІ. Антимонопольная практика в рыночной экономике Запада, возможность
использования ее опыта в условиях Украины.
§ 1. Антимонопольное законодательство зарубежом ...... 32
§ 2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с
развитой экономикой ........................... 39
§ 3. Анализ использования антимонопольной политики и антимонопольного
законодательства США и стран Западной Европы и возможность их использования
на Украине ................................ 43
Заключение ...................................................................46
Список литературы ............................................................49
Введение.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на
товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов,
но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Украиной: без принятия
твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех
экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических
преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы
регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В
нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-
административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-
монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и
недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В Украине процесс создания государственного контроля по недопущению
недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как
присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-
административная система по своей сути исключала наличие свободной
конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование
законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и
конкуренции, понимание населением Украины необходимости экономических реформ
в данной сфере.
В данной курсовой работе мы постараемся рассмотреть основные причины
возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики;
действующее на Украине антимонопольное законодательство и перспективы его
усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной
экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является
небезынтересным и для Украины.
Глава І. Монополистические тенденции и монополии
в рыночной экономике.
§ 1. Возникновение и сущность монополий.
В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю
развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для
функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка. На пути
конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических
образований в экономике.
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в
разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития
рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в
последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873
г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из
причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных
потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней
экономической литературе получили название “детей кризиса”.
Что представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание
на промышленное производство, то это отдельные крупные предприятия,
объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят
значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают
доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс
ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные)
прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии)
является занятие монопольного положения. Последнее определяется как
доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность
самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать
конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или
предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных
с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в
своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с
позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.
Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои
личные интересы.
§ 2. Формы и виды монополий.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три
основных: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она
отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется
одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий
производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или
нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги,
связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не
единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают
монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных
органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного
права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это
организационные структуры для государственных предприятий, когда они
объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь,
как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как
один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика
бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире.
Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия
всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная
монополия государства на организацию и управление экономикой, которая
основывалась на господствующей государственной собственности на средства
производства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление
обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей
хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать
монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в
успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем
концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах
централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении
победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие
достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому
вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой
монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что
касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как
закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А.
Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает
случайно”*. Она является логическим завершением стратегии предприятий.
Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к
монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды
заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих
прибылей. Одной из них, наиболее
_______________________________________________________________________
*См. Пигу А. “Экономическая теория благосостояния”,
Т.1, М., 1985 г., с.326
притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного
положения. Таким образом , можно сделать вывод, что монополистические
тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является
закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого
закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем
является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие
прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать
масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий
отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших
предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную
конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов
производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй
вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним
из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается
вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом
производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует
сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к
монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное
повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над
конкурентами.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких
крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы
(производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет
конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в
безальтернативных условиях.
Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии
монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно
производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации
сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений —
картели и синдикаты.
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы
производства, участники которого сохраняют собственность на средства
производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую
самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства,
ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности,
участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют
собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную,
но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара
осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда
процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного
производства. На этой основе появляется такая более высокая форма
монополистических объединений как трест.
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей
промышленности, участники которого теряют собственность на средства
производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую
самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление,
а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают
акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и
присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен
предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники
которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт,
а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый
контроль.
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились начали развиваться
конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем
поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и
производственного единства.
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и
захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику
развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного
производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности
только до определенных пор.
§ 3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция.
Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований.
Последние, как уже говорилось выше, используя свое монополистические положение,
имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого
появляется новая разновидность цены — монопольная цена, которая
устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и
приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому
следует добавить, что эта цена расчитана на получение сверхприбылей, или
монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного
положения.
Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно
отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате
взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или
нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсонист.
В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или
мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей
ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную
“дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное
положение.
Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает
монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель,
лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким
производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена
осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но
такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но
сущность монопольной цены этим не исчерпывается — она [A1] отражает и
экономические преимущества крупного, высокотехнического производства,
обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.
Структура монопольной цены может быть представлена формулой:
Рмон.= Р1 + Р2 +Р3,
где Р1 — средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного
перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции; Р2 —
обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют
нововведения; Р3 — монопольная сверхприбыль от использования
(злоупотребления) монопольного положения.
Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать
товар или услугу и которая содержит в себе максимальную Р3. Однако, как
показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно.
Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей,
которые в результате “ломают” монополию.
Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не
спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен.
Монополизировать можно только товар, на который существует неэлластичный
спрос. На и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее
потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой
дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по
сниженным ценам.
Одним из вариантов ценового поведения на олигополистических рынках является
“лидерство в ценах”. Существование нескольких олигополистов, казалось бы,
должно повлечь за собой конкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она
в форме ценовой конкуренции привела бы только к общим потерям. У олигополистов
есть общий интерес для удержания единых цен и недопущения “ценовых войн”. Это
достигается с помощью негласного соглашения принимать цены фирмы-лидера.
Последняя — это, как правило, самая крупная фирма, определяющая цену
определенного товара, остальные же фирмы принимают ее. Самуэльсон определяет,
что “фирмы молча вырабатывают такую линию поведения, которая исключает острую
конкуренцию в отрасли цен”*.
Возможны и другие варианты ценовой политики, не исключая прямого соглашения
между олигополистами. Цена природных монополистов находится под контролем
государства. Правительство постоянно проверяет цены, устанавливает предельные
границы, исходя из необходимости обеспечить определенный уровень
рентабельности фирмы, возможностей развития и т.д.
Правительство Украины в 1993 г. ввело прямое государственное установление цен
на продукцию природных монополистов. Для экономических монополистов
предусмотрено установление жесткого государственного контроля за ценами через
систему декларирования, в процессе которого государственные контрольные
органы на основе поэлементного контроля производственных затрат и прибыли
определяют правомерность изменения цен.
Особого рассмотрения требует соотношение конкуренции и
__________________________________________________________________
*См. Самуэльсон П. “Экономикс” ,с. 531
монополии в современной экономике. Конкуренция принадлежит к основным
понятиям рынка, то есть к таким, без которых он не может функционировать. Можно
сказать, что развитие рынка было одновременно и развитием конкурентных
отношений.
Конкурентный рынок предусматривает наличие неограниченного числа продавцов, а
также ситуацию, в которой каждый из них не имеет возможности влиять на цену.
Здесь также существует свободный, безпрепятственный доступ хозяйственных
объектов к любому виду деятельности, наглядная и доступная каждому информация
о состоянии рынка и возможных альтернативах, здесь имеет место диктат
потребителя над производством. Все это свидетельствует о господстве свободной
конкуренции.
Но небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыткам
уклониться от нее, а это возможно только при завоевании монопольного
положения.
Монополия — это понятие, противоположное конкуренции. Это хорошо видно на
примере абстрактной категории “чистая монополия”, которая характеризует
ситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой. Естественно, что это
полярно противоположная ситуация, где для конкуренции совсем не остается
места.
Конкуренции в конце прошлого столетия нанесен значительный удар со стороны
монополий. Стремительная монополизация хозяйственной жизни спровоцировала
сворачивание и модификацию конкурентных отношений, возникла угроза
существования конкуренции как таковой. Однако общество быстро оценило
пагубность такой ситуации и своими решительными действиями не допустило
перехода ее состояния в критическое положение.
Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением
конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно
вести речь о диалектическом единстве монополии и конкуренции. К. Маркс говорил:
“В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их
антогонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением.
Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез
заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она
постоянно вступает в конкурентную борьбу”*. В таких условиях конкуренция
перестает быть единым регулятором производства.
Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение стихийного
рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и
государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в современных
условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.
Можно выделить следующие особенности несовершенной конкуренции:
1. Это конкуренция, которая возникает при условиях существования
монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с
предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и
покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом, имеют
возможность манипулировать ценами.
2. Если совершенная конкуренция происходила прежде всего за обеспечение
сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей.
Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников
сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов,
_________________________________________________________________________
*См. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т.4, с. 166
квалифицированной рабочей силы и т.д.
3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит
реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслевого на
межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция
основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию,
которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов
становятся методом конкурентной борьбы.
4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой
конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают
три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая
(нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование производителей путем
уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без
существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют
манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами
на разных рынках. Неценовая конкуренция — это завоевание конкурентного
преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического
прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества,
предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание
большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие
условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и
т.д. И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы
конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический
шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня действует качественно новая
конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, его монопольный
характер.
§ 4. Особенности современной монополизации народного хозяйства,
ее позитивные и негативные факторы.
Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний день
выделяются рядом факторов. К ним относится прежде всего научно-техническая
революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой
промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему
производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение
материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение
масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные
процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных
предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и
средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку
создает условия для ухудшения положения той или другой монополии путем
появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных
открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных
монополистических объединений.
Особенностью современной монополизации народного хозяйства является ее
межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций,
особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных
концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает
хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим
подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность. Основные
экономические показатели американских ТНК в национальном хозяйстве США за
период с 1982 г. по 1990 г. приведены ниже ( в млрд. дол.)
Показатели | 1982 г. | 1986 г. | 1990 г. | Активы | 2741,6 | 3792 | 4905 | Продажи | 2348,4 | 2544 | 3278 | Чистая прибыль | 102 | 108,2 | 156 | Занято (млн. чел.) | 18,7 | 17,84 | 18,55 |
Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный
характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских
монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых
предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в
начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации
рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в
сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении,
общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском
хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм
сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий,
обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.
Еще одна особенность современной монополизации — усиление централизации
капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают
собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию
собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то
есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы
происходят прежде всего на межотраслевом уровне.
Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и
хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного
механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное
возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в
масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного
развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет
к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и
качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два
раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.
Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные
предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.
Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию
общественных затрат производства и обращения.
С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий
значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен.
Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли
монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою
пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в
условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на
внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке
выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают
искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным
внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие
дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими
развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия
создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство
новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет
стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения
эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению
экономического развития.
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и
процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации
монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное
распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего
осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные
соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически
“хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на
высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным
предприятиям.
Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного
механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.
Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий,
можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному
хозяйству.
Глава ІІ. Антимонопольная политика на современном этапе.
§ 1. Антимонопольное законодательство.
Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной
конкуренции в предпринимательской деятельности”.
Данный Закон определяет правовые основы ограничения и предупреждения
монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской
деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением норм
антимонопольного законодательства.
Для целей настоящего Закона употребляются следующие термины:
- рынок товара (товарный рынок) — сфера оборота товара одной потребительской
стоимости, в пределах которой определяется монопольное положение;
- конкуренция — состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные
действия ограничивают возможности каждого их них влиять на общие условия
реализации товара на рынке и стимулируют производство тех товаров, в которых
нуждается потребитель;
- монопольное положение — доминирующее положение предпринимателя, дающее ему
возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями
ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольным
признается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного
товара превышает 35%. Решением Антимонопольного комитета Украины может
определиться монопольным положение предпринимателя, доля которого на рынке
определенного товара менее 35%.;
- монопольная цена — цена, устанавливаемая предпринимателем, который занимает
монопольное положение на рынке и приводит к ограничению конкуренции и
нарушению прав потребителя;
- монопольная деятельность — действия (бездеятельность) предпринимателя
(предпринимателей) при условии монопольного положения на рынке одного
предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации
товаров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления,
направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение
конкуренции;
- монопольное образование — предприятие, объединение или хозяйственное
общество и другое образование, занимающее монопольное положение на рынке.
Злоупотреблениями монопольным положением считаются:
- навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное
положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, в
том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;
- ограничение или приостановление производства, а также изъятие из оборота
товаров в целях создания или поддержки дефицита на рынке или установления
монопольных цен;
- частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии
альтернативных источников снабжения или сбыта в целях создания или
поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен;
- другие действия в целях создания препятствий доступа на рынок (выхода из
рынка) других предпринимателей;
- установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары,
ограничивающих права отдельных потребителей.
Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления признается:
- запрещение создания новых предприятий или других организационных форм
предпринимательства в какой-либо сфере деятельности, а также установление
ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство
определенных видов товаров в целях ограничения конкуренции;
- принуждение предпринимателей к приоритетному заключению договоров,
первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей;
- принятие решений о централизованном распределении товаров, что приводит к
монопольному положению на рынке;
- установление запрета на реализацию товаров из одного региона страны в другой;
- предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот,
ставящих их в привилегированное положение по отношению к другим
предпринимателям;
- ограничение прав предпринимателей по приобретению и реализации товаров;
- установление запретов или ограничений относительно отдельных
предпринимателей или групп предпринимателей.
Недобросовестной конкуренцией признается:
- неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования или
маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления,
имитация, копирование, прямое воссоздание товара другого предпринимателя,
самовольное использование его имени;
- умышленное распространение заведомо ложных или неточных сведений, которые
могут нанести ущерб деловой репутации или имущественным интересам другого
предпринимателя;
- получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также
конфиденциальной информации в целях нанесения ущерба деловой репутации или
имуществу другого предпринимателя.
Государственной контроль за соблюдением антимонопольного законодательства,
защита интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и
недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины
в соответствии с его компетенцией.
Антимонопольный комитет Украины образуется Верховным Советом Украины. В свое
деятельности Антимонопольный комитет Украины подчинен и подотчетен Верховному
Совету Украины.
Антимонопольный комитет Украины является юридическим лицом, имеет печать с
изображением Государственного герба Украины и своим наименованием. В своей
деятельности Антимонопольный комитет Украины руководствуется настоящим
Законом, другими законодательными актами Украины, а также положением об
Антимонопольном комитете Украины, утвержденным Верховным Советом Украины.
Сведения, полученные Антимонопольным комитетом Украины и его территориальными
управлениями и являющиеся коммерческой тайной, не подлежат разглашению.
Убытки, причиненные разглашением сведений, являющихся коммерческой тайной,
подлежат возмещению в полном объеме Антимонопольным комитетом Украины в
судебном порядке за счет государственного бюджета.
В целях предотвращения монопольного положения отдельных предпринимателей на
рынке Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления
осуществляют предварительные действия по государственному контролю за
реорганизацией (слиянием и присоединением) предприятий, созданием ассоциаций,
концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий,
превращения органов управления в указанные объединения, а также за созданием,
реорганизацией т ликвидацией хозяйственных обществ.
Предприниматель может приобретать контрольный пакет акций акционерного
общества, занимающего монопольное положение на рынке, при условии уведомления
в месячный срок Антимонопольного комитета Украины. Такие же правила
применяются и а тех случаях, если предприниматель доли (паи) в другом
хозяйственном обществе, которое занимает монопольное положение.
В случаях, если предприниматели злоупотребляют монопольным положением на
рынке, Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления
выдают распоряжение о принудительном разделе монопольных образований.
Принудительный раздел не применяется в случаях:
- невозможности организационного или территориального отделения предприятий,
структурных подразделений или структурных единиц;
- наличия тесной технологической связи предприятий, структурных подразделений
или структурных единиц (если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой
продукции предприятия составляет менее 30%).
Штрафы на предпринимателей налагаются Антимонопольным комитетом за:
- уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение распоряжений
Антимонопольного комитета Украины о прекращении нарушений антимонопольного
законодательства, восстановлении начального состояния или изменении
соглашений, противоречащих настоящему Закону;
- непредставление, несвоевременное представление информации монопольному
комитету Украины и его территориальны монополия управлениям или представления
заведомо недостоверных данных.
Прибыль, незаконно полученная субъектами предпринимательской деятельности в
результате нарушения данного Закона, взыскивается судом или арбитражным судом
в государственной бюджет.
Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным положением и
недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению по искам заинтересованных
лиц в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
По утверждению зарубежных наблюдателей, Антимонопольное законодательство
Украины отвечает мировым стандартам. Однако создавалось оно, к сожалению, не
в рамках реализации единой программы социально-экономических преобразований.
Ее нет и по сей день. Не видя ориентиров, украинское правительство, как
показала жизнь, уже начально избрало неправильный путь. Мировая практика
свидетельствует о том, что только после запуска демонополизации основных сфер
производства следует проводить либерализацию цен и финансово-денежное
реформирование. Наше правительство поступило наоборот и получило известные
результаты.
В суете повседневных забот, занятый собственными проблемами законодатель
принял почти четыре года назад вышеизложенный Закон, не обеспечив при этом
необходимую правовую среду для его функционирования. Жизненно важные принципы
деятельности этого закона и модели корпоратизации еще только обсуждались. Не
было утверждено и специальное положение об Антимонопольном комитете, что
заведомо обрекало Закон на бездействие.
Лишь 26 ноября 1993 года вступил в силу Закон “ОБ Антимонопольном комитете”,
который юридически определил полномочия принципиально нового по своему
правовому статусу и компетенции органа, объединяющего контрольно-
наблюдательные и судебные функции. Именно об этом Законе положительно
отзывались западные эксперты. Сейчас на него возлагаются большие задачи в
надежде, что и Закон, и государственная программа демонополизации экономики
могут создать необходимые условия для развития добросовестной конкуренции на
рынке.
Вновь созданной государственной структуре предстоит противостоять самому
государству — главному монополисту, поддерживающему свои министерства,
ведомства, военно-промышленный комплекс. Ведь неуверенная антимонопольная
политика продолжает негативно влиять на товарно-денежное обращение, а
министерства-монополисты, воплощающие львиную долю государственного бюджета,
просто препятствуют демонополизации. Два года существования Антимонопольного
комитета Украины показали, как трудно продвигается работа. Но сегодня комитет
уже выполняет программу-минимум — рассматривает конкретные дела,
совершенствует законодательную базу, создает региональные организации.
Впереди его ждет программа-максимум — устранение монопольных структур и
создание благоприятной среды для конкуренции на рынке Украины.
§ 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики.
История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними.
Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают
широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное
мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности
монополистов, ограничения деятельности других.
Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и
“минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику,
которая получила название монопольной. Первым ее результатом в Украине
оказалось антимонопольное законодательство. Оно заложено антимонопольными
законами: Законом Украины “Об ограничении монополизма и недопущении
недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” и Законом
Украины ”Об антимонопольном комитете”, о которых уже говорилось выше.
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью
запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось
понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть
уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в
том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль,
исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в
середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует
государственного вмешательства.
Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной
конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно
сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие
малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы
с монополиями: 1) предупреждение создания монополий; 2) ограничение
использования монопольной власти.
Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные
службы, основной задачей которых является контроль монополистических
тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной
власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию.
Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами,
например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие,
доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю,
которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения
обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы,
предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При
этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны
подлежать проверке государственными судами.
Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана
бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при
активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны
понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни.
Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой
информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение,
но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая
антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который
сообщает о деятельности службы и комментирует ее.
На Украине единственной монопольной службой государства, кроме самого
государства, является Антимонопольный комитет Украины, о функциях и задачах
которого уже было сказано выше.
Может ли антимонопольная политика государства нанести вред экономике своей
страны? Да, может, если она, без учета экономических взаимосвязей и без
скурпулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое
было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с
отечественными или зарубежными конкурентами.
Безусловно, от проведения антимонопольной политики в нынешних тяжелых
экономических условиях Украины чудес ожидать не приходится. Но очень важно,
чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку
населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные
службы со своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободная
конкуренция является добром для всех.
Глава ІІІ. Монополии в рыночной экономике Запада, возможность использования
их опыта в условиях Украины.
§ 1. Антимонопольное законодательство зарубежом.
Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется
правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса
концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и
социальных последствий монополистической практики.
Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных
средств такого государственного регулирования экономики. В современный период
главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на
защиту так называемой олигополии как рыночного механизма*. При этом под
олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при
которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или
преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо
осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный
сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшая черта
олигополистического рынка — взаимодействие конкурентных и монопольных сил.
__________________________________________________________________
*См. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии”
“МЭ и МО”, 1994 г., №7, с. 92-93
Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является первой
попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование
конкурентных отношений возникло в середине ХIХ века в рамках законодательства
о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в
правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы
уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.
Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить,
что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них
предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе
контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений
*. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе
антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за
монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим
господствующим положением на рынке. В странах европейской системы
антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов
соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При
противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются
государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим
государственным органом или судами недействительными.
__________________________________________________________________
*См. Мозолин В., Кулагин М. “Граждонское и торговое право
капиталистических стран”, М., 1980 г., с. 96
Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и
ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует
в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя
системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что
антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете
монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.
Первый антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 году. Затем, на
протяжении 1889-1890 годов, аналогичное законодательство было принято в других
штатах США*. Принятие антитрестовского законодательства многими штатами
способствовало разработке соответствующих законов на федеральном уровне. Так, в
1890 г. появляется так называемый Закон Шермана, положивший начало
антимонопольному законодательству США. Главной особенностью этого
законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему, в
отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. В 1914 г.
в развитие общих положений Закона Шермана были приняты Закон Клейтона и Закон о
федеральной торговой комиссии. Эти три нормативных акта с последующими
изменениями и дополнениями составили костяк антимонопольного законодательства
США.
Основная особенность антитрестовского законодательства США заключается в
принципе запрета монополий как таковых, то есть признания их незаконными
изначально, в то время как западноевропейское антимонопольное
законодательство строилось на
__________________________________________________________________
*См. Жидков О. “Антитрестовское законодательство США”, М.,1963 г., с.34
принципе регулирования монополистической практики путем устранения ее
отрицательных последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла
инструмент, посредством которого жесткое правило запрета всякой монополии
нашло смягчение. Таким инструментом стало так называемое “правило
разумности”, одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный суд
постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего права об
ограничении торговли и что его следует толковать в пользу запрета только тех
ограничений, которые можно классифицировать как “неразумные” согласно
принципам общего права.
Кроме этого, американские суды со временем стали использовать и другие
средства регулирования конкуренции, что в целом открыло для них и возможность
более гибкого подхода к регламентации монополистической практики, и широкое
поле судебного усмотрения. Так, в американской правовой литературе
указывается, что отрицательные последствия жесткого правила незаконности
монополий как таковых могут быть устранены тремя способами: более узким
толкованием этого правила, установлением исключений из него и использованием
как первого этапа в более широком анализе монополистической практики в рамках
применения “правила разумности”.
Однако сам режим антитрестовского регулирования время от времени претерпевает
определенные изменения (смягчение или ужесточение), связанные с различными
факторами, в частности со сменой экономической политики после прихода к
власти определенной администрации, ослаблением или усилением государственного
вмешательства в дела частного сектора. Преобладающей в настоящее время
является оценка монополизма и его антипода — конкуренции, исходя из принципа
эффективности экономики. Иными словами, отрицательные последствия монополизма
в плане ограничения конкуренции могут перекрываться экономической
эффективностью монополизации тех или иных рынков.
Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства
является Великобритания. В целом оно либеральнее американского
антитрестовского законодательства, так как следует традиционной британской
политике свободы торговли и минимизации прямого государственного
вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.
Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании
связано с принятием в 70-х годах нашего столетия ряда нормативных актов в
области ограничительных торговой практики и добросовестной торговли: Закона о
добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике
1975 г., законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977 г.г., Закона
о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки совершенствования
правового регулирования процессов монополизации в стране стали разработка и
принятие Закона о конкуренции 1980 г. Однако в целом надежды, возлагаемые на
этот Закон, не оправдались, поскольку процедура контроля за антиконкурентной
практикой не стала более оперативной и не возросло количество рассматриваемых
дел.
С принятием Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие изменения во
французском антимонопольном законодательстве. Так, в соответствии с этим
Законом были ужесточены санкции по отношению к запрещенным картелям и
злоупотреблению доминирующим положением на рынке. Впервые был организован
контроль за концентрацией производства. В 1986 г. Принято новое французское
антимонопольное законодательство, которое существенно отличается от ранее
действовавшего. Суть его можно понять в связи с государственным
вмешательством в экономическую жизнь страны (так называемая политика
“дирижизма”), в частности с государственным регулированием цен. Поворотным
моментом в экономической политике Франции стал отказ от экономического
вмешательства со стороны государства, хотя и со многими оговорками. Отныне
борьба с инфляцией, установление и регулирование цен попало под действие
рыночного механизма.
Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает
промежуточное положение между двумя системами антимонопольного
законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного
законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в
послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об
обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по
монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием
в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил
сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его
содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не
только в форме картелей. В последующие годы в Картельный закон были внесены
многочисленные изменения. В настоящее время Закон действует в редакции 1989
года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует
отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе
запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической
деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений,
например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты
сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени
нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана
объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то
Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных
договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных
конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются.
Они подлежат административному контролю с целью предупреждения
антиконкурентной практики.
Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных
источниках правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и
монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и
законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада,
ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в
области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция);
антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области
пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США).
§ 2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в
странах с развитой экономикой.
Реализация положений антимонопольного законодательства зарубежом
осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В
последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в
судах.
Наиболее сложна ситуация с государственным контролем за монополистической
деятельностью сложилась в Великобритании. Особенности развития
антимонопольного законодательства Великобритании привели к созданию двух
систем контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о
добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по
добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь
торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная
законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит
Суду по ограничительной практике. Ведомство по добросовестной торговле хранит
различные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информирует
правительство о своих решениях и в случае необходимости возбуждает следующие
производства: передает дела о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в
Комиссию по монополиям, осуществляет контроль за предполагаемыми слияниями
предприятий, передает дела о картельных договорах в суд по ограничительной
практике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродажных
цен. Следует также отметить, что деятельность Ведомства в определении
конкурентной политики носит консультативный характер.
Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении
расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности
возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В
случае, если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных
интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению
различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о
прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих
сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении
предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом).
Роль государственного секретаря торговли и промышленности Великобритании в
деле регламентации монополий и конкуренции весьма значительна. Так как
заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный характер,
то окончательное решение вопросов по монопольным ситуациям или
антиконкурентной практике осуществляется государственным секретарем или
другими министрами. Кроме того, государственный секретарь наделен
полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательства об
ограничительной торговой практике на основании хозяйственной незначительности
соответствующих картельных договоров.
В США главную работу по государственному контролю за монополистической
деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который
наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают
антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение
государственного контроля за соблюдением антитрестовского законодательства
осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить,
что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные
суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность
или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или
методах хозяйственной деятельности.
В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к
смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так
называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное
ведомство по делам картелей, федеральный министр экономики и высшие органы
земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления
заключений о концентрации предприятий в ФРГ. Деятельность промышленных и
профессиональных ассоциаций по составлению для своих отраслей правил
конкуренции можно признать в качестве саморегуляции конкурентных отношений
частным бизнесом. Органы по делам картелей могут проводить в отношении
предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций
административное производство, производство по взысканию административных
штрафов или осуществлять расследование. В ходе административного
делопроизводства, в частности, решаются вопросы разрешения или запрета
картельных договоров, признания договоров о слиянии предприятий
недействительными, запрета незаконного поведения доминирующих на рынке
предприятий.
Во Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по
вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет
по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на
решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняет
консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а в
определенных случаях сам налагает соответствующие санкции. Важной
составляющей частью контроля за монополистической практикой во Франции
является проверка экономической концентрации на рынке. По инициативе министра
экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверен любой проект о
концентрации или любая концентрация предприятий, способная нанести вред
конкуренции, в частности создание или усиление доминирующего положения на
рынке.
§ 3. Анализ использования антимонопольной политики и
антимонопольного законодательства США и стран
Западной Европы и возможность их использования на Украине.
Анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран позволяет выделить
следующие антиконкурентные действия: горизонтальные ограничения конкуренции,
вертикальные ограничения конкуренции, злоупотребление доминирующим положением
на рынке и др.
Горизонтальные ограничения конкуренции определяются как договоры между
сторонами, ведущими дела на одном и том же уровне производства или
распределения товаров (услуг). Они могут варьироваться от простых
двухсторонних сделок до многосторонних соглашений. К типичным горизонтальным
ограничениям можно отнести картельные договоры, которые, в частности,
регламентируют цены, разделяют рынки сбыта, устанавливают своеобразные
условия торговли, включая дисциплинарные санкции за нарушение договора его
участниками. Горизонтальные ограничения конкуренции относятся к наиболее
серьезным нарушениям антимонопольного законодательства.
При вертикальном ограничении конкуренции, как правило, ограничительные
условия принимаются в одностороннем порядке, поскольку господствующий на
рынке предприниматель в состоянии навязать свои условия более слабому
контрагенту. К категории вертикальных ограничений конкуренции можно отнести
прежде всего договоры об исключительных торговых операциях (речь идет о
договорах продажи лишь определенным покупателям или о приобретении товаров
только у определенных поставщиков), связывающие договоры (продажа с
принудительным ассортиментом, когда продавец обусловливает продажу основного
товара приобретением второстепенного, связанного с основным), установление
или поддержание перепродажных цен, ограничительные условия в договорах о
передаче прав на объекты промышленной собственности (договоры уступки и
лицензионные договоры). Но несмотря на вышесказанное, не всегда бывает легко
отличить горизонтальные ограничения конкуренции от вертикальных, например, в
случае перекрестного лицензирования в отношении прав на промышленную
собственность или когда конкурирующие предприниматели назначают друг друга
исключительными дистрибьюторами своих товаров.
Монополизация рынка в зарубежных странах проходит в основном двумя путями:
приобретением предприятий конкурентов (горизонтальная интеграция) или
налаживанием своей собственной системы снабжения и быта товаров (вертикальная
интеграция).
Антиконкурентным можно также считать приобретение конкурирующих компаний:
никакая корпорация, занимающаяся торговлей, не имеет права приобретать, прямо
или косвенно, весь или часть акционерного капитала (или имущества другой
корпорации).
Подводя итоги, можно сказать, что в западных странах проведение
антимонопольной политики и антимонопольное законодательство получили широкое
развитие, а главное, что этот механизм контроля за монополиями и ее
отрицательными последствиями успешно действует на протяжении многих лет.
Здесь тоже есть свои негативные факторы, например, нарушение незыблемости
общего запрета монополий путем исключения из этого запрета,
распространяющееся как на отдельные компании, так и на целые отрасли. Но в
целом можно сказать, что антимонопольные законодательства США и стран
Западной Европы, хоть и принципиально отличаются друг от друга во многих
отношениях, являются скурпулезно продуманными и экономически обоснованными,
что обусловливает возможность их частичного использования в антимонопольной
политике Украины.
Антимонопольное законодательство Украины, как уже говорилось выше, отвечает
требованиям мировых стандартов. Но при этом было бы желательным и введение на
примере антимонопольной практики зарубежных стран жесткого контроля за
выполнением данного законодательства. Это одно из самых “больных” мест в
государственно-правовой структуре Украины: принимаются в принципе неплохие
законы, но введение их в жизнь либо постоянно получает отсрочку, либо вообще
не происходит. Поэтому для нормального функционирования антимонопольного
законодательства необходимо создать еще одно его звено — комиссию по контролю
за выполнением распоряжений антимонопольных органов, предоставив ей все
полномочия по применению санкций по отношению к нарушителям антимонопольного
законодательства.
Таким образом, в процессе совершенствования украинского антимонопольного
законодательства могут быть использованы антимонопольное законодательство
промышленно развитых стран и практика его применения, но с учетом
особенностей нашего переходного периода.
Заключение.
Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное
законодательство и антимонольную политику Украины как необходимые атрибуты
структурных преобразований во всех сферах экономики страны. На данном этапе
проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто
экономической — она все больше становится политической и общественной. Поэтому
чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало всю пагубность и все
отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях
(но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии
является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен
осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению
злоупотребления своим монопольным положением.
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют
антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов,
правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в
целом.
Антимонопольная служба Украины еще очень молода, но уже сделаны ее первые
шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще
предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с
усовершенствованием антимонопольного законодательства Украины. В данном
направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт
антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других
развитых стран.
Но здесь возникает еще одна проблема, заключаящаяся в том, что десятилетиями
сладывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и
саорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не
единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для
немалого же числа предприятий — гибельный. Выжить смогут лишь те предприятия,
которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие
цены и быструю сменяемость ассортимента.
Рецензия.
Список литературы.
1. Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении
недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности”
“Правда Украины”, 1992 г., 7 мая
2. Закон Украины “Об антимонопольном комитете Украины”
“Голос Украины”, 1993 г., 21 декабря
3. Дахно И. “Антимонопольное законодательство Украины”
“Украина-бизнес”, 1995 г., №24
4. Василевский А. Конспект лекций по экономической теории
5. Ясин Е., Цапелик В. “Пути преодоления монополизма в общественном
производстве”, “Плановое хозяйство”, 1990 г., №1, с. 35-41
6. Караваев А. “Борьба с недобросовестной конкуренцией”
“Директор”, 1995 г., №7, с. 40-55
7. Рузавин Г., Мартынов В. “Монополии и несовершенная конкуренция”
Курс рыночной экономики, М., 1994 г., с. 81-96
8. Пигу А. “Экономическая теория благосостояния”,
Т.1, М., 1985 г., с.326
9. Мочерный С. “Основы экономической теории”
Тернополь, 1993 г., с. 176-189
10. Андрощук Г. “Недобросовестная конкуренция: предупреждение и
ответственность”, “Украинские деловые новости”, 1994 г., №41
11. Олейник О. “Запреты, пределы, санкции в антимонопольном
законодательстве”, “Закон”, 1995 г., №4, с. 13-15
12. Мороз С. “Антимонопольный комитет Украины”
“Закон и бизнес”, 1995 г., №38, с.6
13. Самуэльсон П. “Экономикс” ,с. 531
14. Жидков О. “Антитрестовское законодательство США”, М.,1963 г., с.34
15. Прохоров А. “Что такое недобросовестная конкуренция и как с ней
бороться”, “Бизнес”, 1994 г., №23
16. Тарин О. “Приоритет 1996 года — борьба со злоупотребление
монопольным положением”, “City”, 1996 г., 23 января
17. Мозолин В., Кулагин М. “Граждонское и торговое право
капиталистических стран”, М., 1980 г., с. 96
18. Еременко В. “Пресечение недобросовестной конкуренции по французскому
праву”, “Вопросы изобретательства”, 1990 г., №4, с. 22-24
19. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т.4, с. 166
20. Чемберлин Е. “Теория монополистической конкуренции”
М., 1959 г., с. 163
21. Дахно И. “США - пионер антимонопольного законодательства”
“Украина-бизнес”, 1995 г., 16 ноября
22. Никифоров А. “Выявление монопольно высоких цен”
“Экономика и жизнь”, 1994 г., №30
23. Козельский Р. “Ну, монополист, погоди!”
“Деловой мир”. 1993 г., №264
24. Стародубровская И. “Основ антимонопольной политики”
“Вопросы экономики”, 1990 г., №6, с. 31-37
25. Брылев С. “Процесс демонополизации: быстрых результатов ожидать не
приходится”, “Финансовая Украина”, 1994 г., №18
26. Тотьев К. “Государственная и естественная монополии”
“Закон”, 1995 г., №4, с. 60-63
27. Сальников Е. “Монополия: вчера, сегодня, завтра”
“Экономика и жизнь”, 1995 г., №28
28. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и
МО”, 1994 г., №7, с. 92-93
[A1]
|