РУБРИКИ |
: Рынок ГКО-ОФЗ в России |
РЕКЛАМА |
|
: Рынок ГКО-ОФЗ в России— количественный объем проданных облигаций и выручка от их реализации; — доходность максимальная и средневзвешанная. В день проведения аукциона в течении объявленного времени прима заявок дилеры вводят в тоговую систему заявки.* Заявки могут быть конкурентными и неконкурентными. В неконкурентной заявке должны быть указаны: — код дилера и общий код инвесторов; — направление сделки; — количество денежных средств, направляемых на покупку облигаций; __________________________ *В отличие от старой редакции Положения об обслуживании и обращении выпусков ГКО, которая жестко регламентировала временные рамки проведения аукционов (дни и часы), в новой редакции Положения эти сроки не конкретезированы. Тем самым возможен переход к проведению ежедневных торгов и совмещению проведения аукциона и вторичных торгов. — позиция "депо" и денежная позиция в счет которых подана данная заявка. Требования к составлению конкурентной заявки, подаваемой для участия в аукционе, аналогичны требованиям к конкурентной заявке, подаваемой для участия в торгах на вторичном рынке (см.раздел 3.3.4.3.). Основное различие конкурентной и неконкурентной состоит в том, что в неконконкурентной заявке не указывается цена за одну облигацию, а также в указании обьема заявки: в конкурентной заявке указывается количество облигаций (в штуках), в неконконкурентной заявке - количество денежных средств, направляемых на покупку облигаций. Количество прибретаемых облигаций по неконкурентной заявке расчитывается путем деления суммы денежных средств по данной заявке на сумму платежа по приобретению одной облигации, которая включает в себя средневзвешанную цену и комиссионное вознаграждение. Дилеры имеют право вводить в торговую систему неограниченное количество заявок (конкурентных и неконконкурентных) на покупку облигаций либо от своего имени и за свой счет - так называемая дилерская заявка, либо от своего имени и по поручению инвестора - так называемая заявка инвестора. Торговая система в момент подачи заявки фиксирует время ее подачи. В течении времени ввода заявок дилер вправе снять любую из введенных им заявок. По итогам приема заявок Центральный банк России составляет сводную ведомость поступивших заявок, которая подписывается представителем Банка России и передается представителю Министерства финансов РФ. Министерство финансов РФ до установленного времени обьявления итогов аукциона определяет минимальную цену продажи облигаций, называемую ещё как цена отсечения, и средневзвешанную цену всех удовлетворенных в ходе аукциона конкурентных заявок (далее- средневзвешенную цену) и передает Центральному банку России поручение на удовлетворение заявок. Средневзвешенная цена расчитывается как сумма произведений числа облигаций на их цену в удовлетворенных конкурентных заявках, деленная на общее числоразмещенных конкурентных облигаций. Конкурентная заявка удовлетворяется в том случае, если цена, указанная в ней не ниже цены отсечения. При этом конкурентная заявка удовлетворяется по цене, указанной в ней. Неконкурентная заявка удовлетворяется по средневзвешенной цене. По окончании аукциона торговая система, как и на торгах на вторичном рынке, снимает все неудовлетворенные заявки и расчитывает окончательные позиции всех дилеров. На основании выполненных расчетов торговая система составляет расчетные документы, которые подписываются ответственными оицами торговой системы, и передает их в соответствующиу расчктные центры ОРЦБ или в депозитарий. После окончания аукциона торговая система составляет и передает каждому дилеру для подписания выписку из реестра заключенных сделок с облигациями, также подписываемую ответственным лицом торговой системы. Выписки из реестра сделок храняться в торговой системе в течение 3 лет. Сводный реестр по всем дилерам ежедневно передается в Центральный банк России. 3.5.1. Проведение вторичных торгов Обращение облигаций на вторичном рынке осуществляется только в форме совершения сделок купли-продажи через торговую систему. Перед началом торгов торговая система получает по каждому дилеру из депозитария и расчетной системы данные о суммах денежных средств и количестве облигаций, зарезервированных на “торговых субсчетах”. Затем дилеры подают (вводят в торговую систему) разовые заявки на покупку или продажу облигаций с указанием количества и цены облигации, а также с указанием кода покупателя или продавца. При поступлении заявок в торговую систему сама система сверяет данные, поступившие от депозитария и расчетной системы и параметрами поданной заявки. После сверки, если имеются расхождения в отрицательную сторону, заявка снимается с торгов. Если заявка при заключении сделки может быть удовлетворена лишь частично, то неисполненная ее часть остается в очереди в качестве отдельной заявки. При удовлетворении заявки дилера по результатам совершенной сделки осуществляется перерасчет суммы денежных средств и количества облигаций, служащих обеспечением заявок данного дилера. Заявки удовлетворяются в зависимости от цены и времени подачи. Независимо от времени подачи, заявка, имеющая более выгодную цену удовлетворяется раньше, чем заявка с менее выгодной ценой. При равенстве цен, заявка, поданная раньше, удовлетворяется раньше, чем заявка, поданная позже. После окончания торгов торговая система определяет чистое сальдо денежных средств, которые должны быть переведены или зачислены на корреспонденский счет каждого дилера в расчетной системе, а также чистое сальдо облигаций, которые должны быть переведены со счета "депо" или зачислены на счет "депо" каждого дилера в депозитарии. Основанием для проведения расчетов депозитарием по счетам "депо" и расчетной системой по корреспонденским счетам являются выписки из реестров сделок, формируемые торговой системой. Вторичные торги проходят ежедневно за исключением дней проведения аукционов, праздничных и выходных дней. 3.6. Погашение ГКО Погашение ГКО осуществляется в день погашения до начала торгов на вторичном рынке или аукциона. Погашение проводится через торговую систему. Каждый дилер до погашения вводит в торговую систему необходимое количество заявок на продажу облигаций. В каждой заявке указывается информация, аналогичная указываемой в конкурентной заявке, за исключением направления - указывается продажа, и цена за одну облигацию - указывается номинальная стоимость. После того, как выставлены заявки на продажу всего объёма облигаций,подлежащего погашению, Центральный банк России выставляет в торговой системе заявку на покупку по номиналу всего объёма облигаций по номиналу, в которой в качестве позиции "депо" указывается позиция, соответствующая торговому счету к разделу ”Z” счета "депо" эмитента в депозитарии. 3.7.Функции Центрального банка России на рынке ГКО Банк России на рынке ГКО выполняет следующие функции: 1) агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию выпусков Облигаций; 2) Дилера; 3) контролирующего органа. 1. Выполняя функции агента Министерства Финансов Российской Федерации по обслуживанию выпусков, Банк России: — устанавливает тpебования к Тоpговой системе, Расчетной системе, Депозитарию и субдепозитариям, заключает договоpы с оpганизациями на выполнение функций соответствующих систем; — устанавливает тpебования к Дилеpам, а также кpитеpии отбоpа Дилеpов и их количественный состав, заключает договоры с организациями на выполнение функций Дилеров; — устанавливает пpавила пpоведения и пpоводит аукцион по продаже ГКО на первичном рынке; — хранит глобальные сеpтификаты о каждом выпуске, присваивая каждому выпуску государственный регистрационный номер; — осуществляет на условиях, согласованных с Министеpством финансов Российской Федеpации, дополнительную пpодажу на вторичном рынке не пpоданных на аукционе ГКО в течение сpока их обpащения; — осуществляет погашение облигаций по поручению Министерства Финансов Российской Федерации в день погашения. 2. Выполняя функции Дилера, Банк России: — обладает пpавами Дилеpа и может делегиpовать эти пpава своим теppитоpиальным упpавлениям; — осуществляет торговлю облигациями на вторичном рынке путем выставления во время тоpгов заявок на покупку и продажу облигаций; — осуществляет сбор заявок Инвесторов на покупку или продажу ГКО на первичном и вторичном рынках, исполняет эти заявки через Торговую систему. 3. Выполняя функции контролирующего органа, Банк России: — осуществляет контpоль за размещением и обращением ГКО; — получает информацию о ходе торгов государственными краткосрочными облигациями, имеющуюся в Тоpговой системе, об остатках на счетах “депо” Дилеров в Депозитарии, о движении средств по счетам в Торговой системе. — получает информацию о состоянии счетов “депо” в субдепозитарии каждого Дилера; — пpиостанавливает опеpации любого Дилеpа при обнаpужении в опеpациях данного Дилера наpушения действующего законодательства или “Положение об обслуживании и обращении выпусков госудаpственных кpаткосpочных бескупонных облигаций”; — не может использовать при осуществлении Банком России собственных операций с ГКО информацию, полученную в ходе контроля за размещением и обращением облигаций, а также пеpедавать ее тpетьим лицам. Кроме этого, Банк России может осуществлять на условиях, согласованных с Министерством финансов РФ, дополнительную продажу на вторичном рынке непроданных на аукционе облигаций в течении срока их обращения. Банк России может приобретать облигации от своего имени и за свой счет на первичном аукционе у Министерства финансов РФ. Это происходит в двух случаях: а) при предоставлении Министерству финансов РФ прямого краткосрочного кредита в виде покупки облигаций; б) при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе выпуска и погашения облигаций. В обоих случаях ГКО приобретаются по средневзвешанной цене аукциона и в пределах лимита, определенного законодательными органами для кредитования федерального бюджета. 4.Облигации федеральных займов (ОФЗ) К середине 1995 г. Наметившаяся тенденция экономической стабилизации подготовила рынок ценных бумаг к принятию нового долгового инструмента со сроком обращения более одного года - облигаций федерального займа (далее ОФЗ). Подготовка “к запуску” ОФЗ осуществлена достаточно быстро, поскольку была основана на технологии рынка ГКО, успешно функционировавшего к тому времени уже более двух лет. Не испытывая практических сложностей по привлечению денежных средств для покрытия бюджетного дефицита, перед Министерством финансов РФ остро встал вопрос о минимизации стоимости обслуживания государственного долга при выпуске государственных ценных бумаг и оптимизации (в данном случае увеличения) среднего срока государственных заимствований. 3-х месячные выпуски ГКО, размещаемые по рыночным ценам, позволяли получать средства, достаточные для погашения ранних выпусков ГКО и для направления в бюджет, но с другой стороны, значительо сокращали средний срок задолженности, создавая угрозу стабильности финансовому рынку в будущем. В этих условиях принятие эмитентом решения о выпуске ОФЗ признается целесообразным и своевременным, поскольку позволяет Министерству финансов РФ продолжить безуспешно начатую осенью 1994 г. политику по реструктуризации внутреннего государственного долга с целью удлиннения сроков государственной задолженности. ОФЗ, по сравнению с обращающимися дисконтными ГКО, и твердопроцентными купонными валютными облигациями, чвляются более сложным инструментом финансового рынка. Быстрая отработка технологии их выпуска, обращения и обслуживания позволила Министерству финансов РФ уже к концу сентября 1995 г. расширить инструментарий финансового рынка путем выпуска схожей с ОФЗ ценной бумаги - облигаций сберегательного займа. Облигации федерального займа делятся на : ОФЗ-ПК - облигации федерального займа с переменным купоном, и ОФЗ-ПД - облигации федерального займа с постоянным доходом. ОФЗ-ПК выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения ОФЗ-ПК, утвержденными Правительством РФ постановлением от 15 мая 1995 г. № 458. ОФЗ-ПД выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения ОФЗ-ПД, утвержденными Правительством РФ постановлением от 28 июня 1996 г. № 519. ОФЗ являются государственными ценными бумагами.от имени Российской Федерации ОФЗ выпускает Министерство финансов РФ, которое в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, определяет общий объём их эмиссии. Эмиссия ОФЗ осуществляется в форме отдельных выпусков на основании условий, разрабатываемых в соответствии с Генеральными условиями и утверждаемых Министерством финансов РФ по согласованию с Центральным банк России. Каждый отдельный выпуск может отличаться периодичностью, объёмом и сроком обращения, типом облигаций (именные или на предьявителя), порядком и формой выплаты доходов и погашения, порядком признания выпуска состоявшимся, ограничениями на потенциальных владельцев, номинальной стоимостью облигации, размером, периодичностью и порядком выплаты процентов по облигациям. Указанные условия фиксируются в Глобальном сертификате и объявляются не позднее 7 дней до начала размещения облигаций. В рамках одного выпуска все облигации равны по объёму предоставляемых прав. Каждый выпуск ОФЗ имеет государственный регистрационный код, который имеет такую же структуру, как и государственный регистрационный код ГКО, за исключением второго разряда (x2), указывающего на тип ценной бумаги, который по ОФЗ-ПК соответствует числовому значению “4”. Например первый выпуск ОФЗ имеет регистрационный код 24001RMFS, а по ОФЗ-ПД второй разряд (x2) соответствует числовому значению “6”, т.е. первый выпуск ОФЗ-ПД будет иметь регистрационный код 26001RMFS. ОФЗ-ПК являются (согласно Генеральным условиям выпуска) являются среднесрочными государственными ценными бумагами. Для ОФЗ-ПД срок обращения не предусмотрен, т.е. они могут быть как краткосрочными, так и средне- и долгосрочными государственными ценными бумагами. Ставка купона по ОФЗ-ПД - постоянна в течении всего срока их обращения. ОФЗПД выпущенные в соответствии с Указом Президента РФ “О мерах по предварительной компенсации отдельных вкладов граждан РФ” 16 мая 1996 г. имели ставку купонного дохода 20 % годовых, и срок обращения 3 года. ОФЗ-ПД, выпущенные в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1997 г.” имели ставку купонного дохода 10 % годовых. ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме. Каждый выпуск ОФЗ оформляется Глобальным сертификатом в двух экземплярах и храниться в депозитарии в Министерстве финансов РФ. Рассмотрим параметры ОФЗ-ПК, выпущенных в обращение в соответствии с Условиями выпуска облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденными Министерством финансов РФ 13 июня 1995г. Облигации имеют номинальную стоимость 1 млн.руб. и являются именными купонными среднесрочными ценными бумагами. Владелец облигации как долговой ценной бумаги имеет право на получение суммы основного долга, соответствующего номинальной стоимости облигации, а также право на получение купонного дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации. Наличие купонного дохода по ОФЗ является одним из основных отличий от ГКО. ГКО является дисконтной ценной бумагой: доход ее владельца в виде дисконта расчитывается как разность между ценой покупки, которая всегда ниже номинальной стоимости, и ценой погашения, соответствующей номинальной стоимости, и выплачивается только при погашении. Ставка купонного процента по ОФЗ-ПК определяется отдельно для каждого купонного периода и обьявляется по первому купону - не позднее, чем за 7 дней до даты начала размещения, по следующим купонам, включая последний - не позднее, чем за 7 дней до начала выплаты дохода по предидущему купону. Купонный период, или иначе период выплаты купонного дохода, равный в среднем одному кварталу, исчисляется следующим образом: первый купонный период - со дня, следующего за датой выпуска облигации, до даты выплаты купонного дохода; последующие купонные периоды - со дня, следующего за днем выплаты предшествующего купонного дохода, до дня дня выплаты соответствующего купонного дохода. Процентная купонная ставка по ОФЗ-ПК расчитывается на основе средневзвешенной доходности по ГКО в четыре торговые сессии на вторичном рынке на ММВБ, предшествующие сроку объявления купонного дохода. Причем в расчет берутся средневзвешенные доходности только по тем выпускам ГКО, погашение которых приходится на период 30 дней “до” и 30 дней “после” объявленной даты выплаты очередного купонного дохода. Рассмотрим в качестве примера расчет процентной ставки по первому купону ОФЗ- ПК первого выпуска, размещенного 14 июня 1995 г. Дата выплаты купонногодохода по первому купону была установлена на 27 сентября 1995г. Ставка купонного процента на первый купонный период - с 15 июня по 27 сентября - была объявлена 7 июня 1995 г. т.е. за 7 дней до даты размещения облигаций. При расчете купонного процента на первый купонный период были взяты выпуски ГКО, сроки погашения которых пришлись на период с 27 августа по 27 октября 1995 г. т.е. по правилу 30 “до” и 30 “после”. В этот период вошли 3 выпуска ГКО : 6-месячные 22011 и 22012 с датами погашения соответственно 13 сентября и 11 октября 1995 г. и годовой 23001 с погашением 25 октября 1995 г. Купонный процент расчитывался на основе доходностей без учета налоговых льгот по средневзвешенным ценам по трем выпускам ГКО по итогам вторичных торгов, состоявшихся 1, 2, 5 и 6 июня - дни проведения четырех биржевых торговых сессий, предшествующие 7 июня - дате объявления купонного процента на первый купонный период. Доходности взвешивались по оборотам торгов, т.е. было расчитано следующее выражение : сумма за 4 дня по трем выпускам произведений доходностей на обороты торгов / сумма за 4 дня по трем выпускам оборотов торгов. В итоге была получена ставка купонного процента по первому купону - 52,88 %. Достаточно успешный выпуск на российский фондовый рынок ценной бумаги с плавающей процентной ставкой говорит о дальнейшем расширении рынка долговых обязательств с изменяющейся процентной ставкой. Дело в том, что во всем мире облигации с плавающей процентной ставкой доходности дают возможность снизить процентный риск, обусловленный значительными колебаниями процентных ставок, характерными для долгосрочных инвестиций, и тем самым снизить возможные потери как инвестора, опасающегося их роста, так и заёмщика, опасающегося их снижения. По этой причине ценные бумаги с изменяющейся ставкой купона занимают значительный объём в общей структуре обращающихся долговых инстрментов. По данным журнала Euromoney в 1996 году в Азии (без Японии) из всех размещенных долговых обязательств 43,25 % приходилось на облигации с плавающим купонным доходом. В России объём подобных долговых инструментов растет. Кроме ОФЗ с плавающей процентной ставкой выпускаются облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), купонная ставка по которвм “привязывается” к ставке купона по ОФЗ. Купонный доход “проявляет” себя не только в день наступления его выплаты, но и при заключении сделок на вторичном рынке, когда покупатель облигаций должен уплатить продавцу кроме заявленной цены сделки и накопленный купонный доход, который является частью купонного дохода, и расчитывается пропорционально времени, на протяжении которого облигация находилась у продавца. Это время считается от даты начального купонного периода до даты исполнения заключенной сделки, т.е. даты перехода облигаций в собственность покупателя. Накопленный купонный доход не уплачивается в случае, если день сделки приходится на день выплаты купонного дохода. Правильное определение накопленного купонного дохода имеет значение при налогообложении доходов по ОФЗ-ПК, которое соответствует порядку налогообложения доходов по государственным ценным бумагам. Льготный порядок налогообложения прибыли распространяется на доходы, получаемые в виде купонных выплат. При обращении облигаций налоговые льготы распространяются на часть суммы накопленного купонного дохода, расчитываемую как разницу между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигации, либо её погашении, и накопленным купонным доходом, уплаченным при её приобретении, в течение купонного периода по каждому купону. Доходы, полученные за счет колебаний цен на вторичном рынке в виде положительной разницы между ценой продажи и ценой покупки облигации (без учета накопленного купонного дохода), являются доходами, которые облагаются налогом на прибыль по общепринятым ставкам. Одним из важнейших индикаторов рынка ОФЗ является показатель доходности. В настоящее время методы расчета доходности ОФЗ-ПК являются предметом обсуждения специалистов, поскольку особенности этого вида ценных бумаг, прежде всего меняющиеся периодически купонные процентные ставки, затрудняют прямое применение к ним стандартных моделей доходности, которые используются для бескупонных облигаций (например ГКО) и для облигаций с фиксированной ставкой купонного дохода (например ОФЗ-ПД). Доходность облигаций федерального займа с переменным купонным доходом можно расчитать несколькими способами. Официальная формула доходности для ОФЗ-ПК, первоначально предложенная Центральным банком России, выглядела следующим образом: Y= { [ N + C / ( 1- Tax ) ] / [P + A / (1-Tax)] - 1 }* 365 / t * 100 % (1) где, N- номинал облигации; С- купон, руб.; Р- цена облигации, без накопленного купонного дохода, руб. Тах- ставка налога на прибыль, по принятой ставке налогообложения = 35%, или 0.35; А- накопленный купонный доход, руб.; t- срок выплаты купонного дохода. Величины купона и накопленного купонного дохода в рублях в свою очередь вычисляются по формулам (2) и (3): C = (R / 100 *T / 365) * N, (2); A = C / T * ( T - t), (3), Где Т- купонный период, календарных дней; R- купонная ставка, % годовых. В формуле доходности ОФЗ-ПК (1) принято ряд допущений: 1) доходность офх оценивается не за весь период её обращения до окончательного погашения, а только за период до даты погашения купона; 2) предполагается, что в момент погашения купона можно будет реализовать облигацию по номинально стоимости; 3) не учитываются затраты, связанные с покупкой ОФЗ (комиссионные бирже и дилеру); 4) не учитываются в расчетах технологические потери времени по пересылке средств на биржу и обратно; 5) предполагается, что велечина налогооблогаемой прибыли владельца ОФЗ положительная и покрывает убытки от офх в случае, если цена покупки облигаций (Р) превышает ее номинал или цену продажи (N); 6) купонный доход, в отличае от разницы между ценами продажи (номиналом при погашении) и покупки облигации, не облагается налогом на прибыль. Специалисты не раз обращали внимание на “уникальность” расчета доходности по российским государственным ценным бумагам, по которым официально публикуемые цифры доходности завышены с помощью коэффициентов, учитывающих налоговые льготы. Это в полной мере относится к модели доходности ОФЗ, предложенной Центральным банком России (формулы (1)-(3), по которой все остальные допущения являются достаточно жесткими, а потому даную модель можно считать лишь приблизительной оценкой эффективности данного финансового инструмента. С 1 августа 1995 г. при публикации доходностей как ОФЗ так и ГКО в официальной информации перестали учитывать налоговые льготы. Тогда формула доходности ОФЗ, (1) будет выглядеть следующим образом : Y = [ ( N + C ) / ( P + A ) - 1 ] * 365 / t * 100 % (4) специалисты предлагают иные, более точные, модели расчета доходности ОФЗ, направленные на снятие указанных выше допущений. В частности, предлагается модель расчета доходности - ее еще называют полной доходностью к погашению, в которой учитывается возможность реинвестирования купонных доходов до срока погашения облигации, что позволяет использовать ее для сравнения инвестиционной привлекательности ценных бумаг с различными сроками погашения. Владельцами ОФЗ могут быть юридические и физические лица, в том числе нерезиденты. В настоящее время эмитент ограничивает доступ нерезидентов на первичный рыноу ОФЗ 10 % от номинального объёма выпуска. Вопрос участия иностранных инвесторов на рынке ОФЗ и на рынке государственных ценных бумаг в целом, имеет особое значение. По заявлению представителей Министерства финансов РФ и Центрального банка России, правительство готово расширить возможность западных инвесторов для вложений в государственные ценные бумаги. Рынок ОФЗ может стать для иностранных инвесторов привлекательным по другой причине. По российскому законодательству, если иностранные инвесторы прибретают ценные бумаги, в том числе государственные ценные бумаги, срок обращения которых превышает один год, то в этих целях они могут использовать рублевые средства, находящиеся на инвестиционных счетах типа “И”, с возможностью последующей конвертации рублевых доходов в иностранную валюту и репатриации прибыли. ОФЗ позволяет инвесторам диверсифицировать инвестиционный портфель по срочности своих вложений. В период становления рынка ОФЗ дилеры и инвесторы имели возможность проводить арбитражные и спекулятивные операции. Право собственности на ОФЗ возникает с момента осуществления приходной записи по счету "депо" - лицевому счету владельца облигаций. Порядок размещения и обращения разрабатывается Банком России по согласованию с Министерством финансов РФ, которое является его генеральным агентом по обслуживанию обращения облигаций. Центральный банк России также осуществляет выплату купонного дохода и погашение облигаций. Обращение облигаций на вторичном рынке осуществляется только в форме сделок купли-продажи через торговую систему. Торговая система организует проведение торгов, регистрацию сделок, составление расчетных документов по проведенным сделкам. Денежные расчеты по ОФЗ осуществляются через Центральный банк России и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в наличном и безналичном порядке, определяемом им по согласлванию с Министерством финансов РФ. В целом размещение, обращение и погашение ОФЗ осуществляется как и ГКО (см.разд.3.4.3., 3.5., 3.6.) ОФЗ, так же как и ГКО подлежат переодической переоценке. Переоценивается только основная сумма долга без учета накопленного купонного дохода. Переоценка производится путем умножения количества облигаций, находящихся в портфеле дилера или инвестора на момент окончания соответствующего рабочего дня, на их рыночную стоимость. Для первичного рынка рыночная цена - это средневзвешанная цена аукциона; для вторичного рынка - это цена последней сделки на биржевых торгах за соответствующий день (цена закрытия). Дилер производит переоценку ОФЗ в день проведения отргов на вторичном рынке или проведения аукциона, независимо от того, проводил он операции в этот день или нет. Инвестор проводит переоценку только в день проведения им операций по покупке или продаже облигаций, причем облигаций всех выпусков, находящихся в его портфеле, даже если он проводил операции только с некоторыми выпусками облигаций. Доля ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД неуклонно повышалась в 1997 г. Был заметен высокий инвестиционный спрос как на аукционах, так и на вторичном рынке. 5. Рынок государственных облигаций в 1997 году В минувшем году на рынке ГКО-ОФЗ получили дальнейшее развитие тенденции, заложенные в 1996 г., - снижение доходности государственных бумаг и увеличение сроков их обращения. И кто знает, возможно, если бы не разразившийся осенью минувшего года кризис мирового фондового рынка, правительству удалось бы снизить доходность государственных облигаций до намеченного уровня - 13 - 15% годовых. И все же, несмотря на потрясения последних месяцев, рынок ГКО по-прежнему является наиболее развитым в России сегментом рынка ценных бумаг. Однако добиться перетока средств с рынка гособлигаций в реальный сектор экономики так, к сожалению, и не удалось. Правда, мощный рывок в этом году осуществил рынок корпоративных акций. Но даже здесь преждевременно говорить о росте инвестиций в реальное производство. Прошедший год, также как и 1996, привнес с собой много нововведений. Здесь в первую очередь стоит отметить введение в действие с 10 января налогообложения доходов в виде процентов, полученных от государственных ценных бумаг. Таким образом валовая прибыль от дисконтного дохода по государственным краткосрочным облигациям и купонного дохода по облигациям федерального займа автоматически уменьшается на 15%. Предполагалось, что новый порядок вступает в силу 21 января 1997 г. Но поскольку для реализации механизма налогообложения требовались разъяснения, то дата реального вступления в силу нового порядка постоянно отодвигалась. Так что размещение первых выпусков дисконтных бумаг, попадающих под налогообложение, состоялось лишь в начале февраля, после появления разъяснений Минфина. И хотя особых неожиданностей эти разъяснения не содержали, участники рынка негативно отнеслись к тому факту, что от налогообложения по государственным ценным бумагам наряду с физическими лицами освобождены и нерезиденты. Правда, как потом выяснилось, введение данного налога не привело к ожидаемым результатам - увеличению налоговых Диаграмма 5.1.
поступлений в казну. Весной 1997 г. совет директоров Банка России утвердил программу либерализации участия нерезидентов в торгах по ГКО-ОФЗ, суть которой - постепенное снятие ограничений по репатриации прибыли от операций с гособлигациями. Согласно этой программе, с нового 1998 г. нерезиденты смогут вкладывать средства в эти бумаги на любой срок и без ограничений вывозить полученный доход. В соответствии с планом правительства, валютная доходность иностранных участников рынка в прошедшем году постепенно сокращалась. И если в начале года потолок доходности составлял 13% годовых, то к концу года он опустился до 9%. Постепенная либерализация рынка внутреннего госдолга очень быстро дала результаты. За I полугодие 1997 г. доля нерезидентских средств на российском рынке ГКО-ОФЗ выросла с 16% примерно до 30%. Кроме того, в минувшем году Россия довольно успешно выступала и на рынке внешних заимствований - провела ряд успешных размещений еврооблигаций, подписаны соглашения с Лондонским и Парижским клубами кредиторов. Правда, не всегда российское правительство находило взаимопонимание с ведущими мировыми финансовыми институтами - неблагоприятные данные о собираемости налогов в стране не раз служили причиной непредоставления России запланированных поступлений от МВФ. Но ориентированность российского рынка на иностранцев имеет и свои недостатки. Так, активизация нерезидентов в этом секторе уже в начале года привела не только к снижению доходности, но и к определенному расшатыванию рынка - благодаря участию нерезидентов конъюнктура сектора гособлигаций стала более чувствительной к внутренним политическим событиям. Ярким примером тому служит падение котировок этих ценных бумаг в марте, когда серьезные перестановки в правительстве заставили иностранных участников рынка занять выжидательную позицию. Так, уже в первой декаде месяца в этом секторе произошел резкий скачок процентных ставок, а к концу месяца доходность гособлигаций увеличилась до 32 - 37% годовых. Несомненно, кроме неблагоприятной политической обстановки, свою роль здесь сыграло обострение бюджетных проблем, на рынке достаточно сильно ощущался дефицит рублевых ресурсов. Так или иначе, но в марте процесс постоянного снижения доходности гособлигаций закончился. Устойчивый рост рынка ГКО-ОФЗ вновь начался лишь в середине апреля, с ослаблением политической напряженности и бюджетных проблем увеличился приток средств нерезидентов. И доходность гособлигаций уверенно снижалась. Кроме того, в соответствии с политикой Центрального банка - заявленными ориентирами динамики денежной массы, в конце апреля в очередной раз была снижена ставка рефинансирования, а с 1 мая изменились нормативы отчислений в фонд обязательного резервирования средств коммерческими банками, что способствовало увеличению несвязанной денежной массы на рынке. В итоге к началу лета процентные ставки по безналоговым среднесрочным сериям снизились до 15 - 20% годовых, по налоговым - до 22 - 27%. Диаграмма 5.2.
Благоприятная конъюнктура сектора гособлигаций позволила Центральному банку произвести некоторые изменения в инфраструктуре. С целью устранения неопределенности, связанной с единовременным функционированием на рынке налоговых и неналоговых выпусков ОФЗ, ЦБ РФ начал производить досрочный выкуп ОФЗ с безналоговым купоном, одновременно размещая налоговые выпуски. По мнению К. Корищенко, директора департамента операций на открытом рынке Банка России, необходимость этого шага назрела потому, что “купон рассчитывался с учетом налогообложения, а выплачивался без взыскания налога”. Таким образом были произведены досрочные погашения ОФЗ выпусков 24005 - 24010. В целом июнь выдался, пожалуй, самым благоприятным для властей месяцем - рынок полностью контролировался ими. Так что, несмотря на огромные выплаты по погашаемым выпускам - порядка 37 трлн. руб., июньские аукционы не составили особых проблем для эмитента. А с 30 июня Центральный банк РФ даже разрешил всем дилерам на рынке ГКО-ОФЗ регистрировать внесистемные сделки между ними и их клиентами, что должно было упростить работу дилеров с клиентами. (Диаграммы 5.1., 5.2., 5.3.) Диаграмма 5.3.
Снижение доходности рынка ГКО-ОФЗ до уровня 18 - 19% (причем доходность только ГКО в лучшие времена составляла в среднем 18%, а ОФЗ - 21%), (диаграмма 5.4.)исчезновение спекулятивного интереса участников рынка позволили говорить об успехах политики правительства. К тому же стабильно низкие темпы инфляции - менее 1% в месяц, невысокий рост валютных котировок, “бум” в секторе корпоративных акций вселили уверенность в выполнимости намеченных планов - уменьшении доходности гособлигаций к концу года до 13 - 15%. Но такая стабильная ситуация продлилась лишь до середины июля - с определенного момента ставка доходности рынка ГКО перестала быть привлекательной для западных инвесторов, а потому новые инвестиции на российский рынок не пришли. Диаграмма 5.4.
А в августе начал “раскачиваться” мировой рынок. Да и на российском рынке усилились ожидания традиционной осенней дестабилизации рынка. И для удержания достигнутых параметров доходности Центробанку уже приходилось скупать государственные ценные бумаги на вторичном рынке. К тому же не стоит сбрасывать со счетов обстановку на денежном рынке - в первой половине августа ощущался острый дефицит рублевых ресурсов, связанный с проведением значительных сумм в бюджет (особого упоминания заслуживают инвестиционные конкурсы по крупным пакетам “Норильского никеля” и “Связьинвеста”), что никак не способствовало росту котировок гособлигаций. В этот период произошло существенное сокращение оборота рынка ГКО-ОФЗ - в августе был достигнут минимум объема сделок за первые 8 месяцев года (абсолютным рекордсменом в этом смысле стал декабрь). В августе - сентябре все надежды дилеров на возобновление роста были связаны с ожиданиями дополнительных средств нерезидентов, а они все не приходили. У многих иностранных компаний в это время наступил конец финансового года, и они фиксировали прибыль по ГКО. Но нет худа без добра - в отсутствие сильного влияния нерезидентов рынок внутреннего госдолга стал демонстрировать большую устойчивость к изменениям в политической жизни страны. Даже угроза вынесения Думой вотума недоверия правительству не поколебала рынок гособлигаций, как это наблюдалось в марте. Но уже в конце октября в связи с кризисом на мировых, и прежде всего азиатском, финансовых рынках наступили трудные времена как для всего финансового рынка России, так и для рынка гособлигаций. Падение котировок по отдельным бумагам в этом секторе составило от 2 до 6 пунктов. Но, по мнению экспертов, могло быть еще больше, если бы не существующие ограничения по репатриации прибыли для иностранных участников. Первое время Центральный банк оказывал очень сильную поддержку рынку гособлигаций, не предпринимая никаких административных мер воздействия на ситуацию. Но последствия кризиса оказались более глубокими и потребовали серьезного вмешательства Банка России. Так, в своем заявлении от 10 ноября “О ситуации на российском финансовом рынке” ЦБ РФ признал, что “повышение потенциального риска вложений в страны с возникающими рынками, в том числе и в Россию, привело определенную группу инвесторов к желанию увести свои средства из нашей страны, что привело к массированной продаже ими государственных ценных бумаг и акций российских эмитентов, к покупке иностранной валюты”. В связи с этим Банк России повысил на треть ставку рефинансирования - с 21% до 28% годовых, чего не наблюдалось уже с января 1995 г., а также повысил ставки по ломбардным кредитам и норматив резервирования средств по привлекаемым банками средствам в иностранной валюте. С 13 ноября ЦБ РФ увеличил лимит короткой позиции для первичных дилеров до 20% от рыночной стоимости портфеля по базовым выпускам. Тем не менее кризис не помешал Центробанку объявить об изменении в будущем году порядка валютного регулирования. Рынок отреагировал на эти изменения падением котировок и ростом доходности в среднем только по рынку ГКО до 25 - 26%, а по всему сектору государственных ценных бумаг до 35 - 36%. Но затем ставки начали понемногу подниматься, и к концу месяца рынок стабилизировался на уровне 32 - 33% годовых. Причем в это время очень сильно “пострадали” валютные резервы Центробанка (по моим данным, затраты на поддержание котировок в секторе гособлигаций сразу после повышения ставки рефинансирования составили порядка 4 трлн. руб.), а с рынка в послекризисный период ушло порядка 4 - 5 млрд. долл. нерезидентских средств. Однако этим дело не ограничилось. В самый последний день ноября произошел “прорыв” валютного рынка. Долларовые котировки, ни разу не выходившие за пределы дневного валютного коридора, устанавливаемого Банком России, вдруг вышли из повиновения. Спасая ситуацию, Центробанк все силы кинул на защиту национальной валюты, отказавшись от поддержки сектора гособлигаций. И рынок гособлигаций рухнул - доходность ГКО увеличилась с 27% до 34%, а с учетом лишь облигаций федерального займа (столь любимых нерезидентами) - до 55% годовых. В этих условиях Минфину пришлось даже изменить регламент проведения очередных аукционных торгов. Но вскоре усилия Центробанка по переориентации банков с валютных операций на рублевые дали свои плоды - дефицит рублей привел к снижению валютных котировок и к уменьшению доходности госбумаг, которая к середине месяца установилась на уровне в среднем 42 - 43%. В дальнейшем рынок уже не подвергался таким серьезным испытаниям и к концу года в целом достиг уровня 35 - 38%. При этом на рынке, хоть и в небольших количествах, начали появляться средства нерезидентов. Но активность участников торгов в декабре была невелика. По нашим оценкам, декабрьский объем операций в этом секторе стал минимальным в году - в этом месяце редко когда объем сделок за день достигал 4 трлн. руб., в основном дневные обороты составляли 2 - 2.5 трлн руб. И, к сожалению, не оправдался оптимистический прогноз начальника Департамента ценных бумаг Минфина Б.Златкис о том, что к концу года доходность гособлигаций выйдет на уровень менее 20%. Тем не менее Минфин верен своему слову - в последнее время рынок ГКО-ОФЗ не использовался в качестве средства пополнения казны. Прогнозы специалистов по поводу дальнейшей судьбы этого сектора достаточно пессимистичны. Эксперты считают, что для первой половины будущего года будут характерны следующие уровни доходности - 28 - 32%. Поскольку в последнее время рынок очень сильно ориентируется на нерезидентов, то многие прогнозы делаются именно на основе информации о поведении иностранных участников операций. Но так как лимиты средств, предназначенных для вложения на российском рынке, у иностранных инвесторов пока не велики, а пока ситуация на юго-восточном рынке остается напряженной, они вряд ли увеличатся, то ожидать скорого появления нерезидентских средств не следует. Правда, по поводу сроков возможного улучшения обстановки мнения экспертов расходятся. Одни считают, что приход средств иностранцев следует ожидать не ранее 1998 будущего года. Другие же считают, что на усиление присутствия иностранных инвесторов можно будет рассчитывать уже весной. На диаграмме 5.5. показан график доходности рынка ГКО-ОФЗ в период с 1994 по 1997г. Диаграмма 5.5.
6. Организованный рынок ценных бумаг в 1998 году : краткий обзор ситуации 6.1.Обзор конъюнктуры рынка ГКО-ОФЗ в январе 1998 года Ситуация, сложившаяся на рынке государственных ценных бумаг в январе, в большой мере определялась поведением иностранных инвесторов, которые продолжали сокращать объем своих вложений в ГКО-ОФЗ. Вывод средств нерезидентами был не очень значительным, но происходил неравномерно в течение месяца и приходился в основном на его вторую половину. С точки зрения изменений конъюнктуры финансового рынка январь можно разделить на три части. В начале месяца, несмотря на низкую активность участников рынка ГКО-ОФЗ, процентные ставки были на уровне конца декабря 1996 г., изменяясь в диапазоне 28-32% годовых. Однако уже с начала второй декады января ситуация ухудшилась, что было вызвано в значительной степени новой волной кризиса на финансовых рынках Юго-Восточной Азии. С этого момента отток иностранного капитала начал превышать его приток. Полная отмена с 1 января ограничений на репатриацию прибыли иностранными инвесторами с рынка ГКО-ОФЗ также способствовала неблагоприятному развитию событий. В результате в течение одной торговой сессии 12 января доходность по гособлигациям выросла в среднем на 4 процентных пункта В течение следующих двух недель на рынке сохранялась неопределенность, вызванная ожиданием развития событий на азиатских фондовых рынках. Негативное влияние оказали также сообщения международных рейтинговых агентств о возможном снижении кредитного рейтинга России в будущем и ожидания как российскими, так и иностранными участниками резкой девальвации рубля. Подобные ожидания были вызваны динамикой валютного курса в январе - в течение месяца официальный валютный курс Банка России увеличился на 1,06%, что соответствует 13% годовых (против 2-5%, предусмотренных в рамках среднесрочной политики Центрального банка Российской Федерации). Хотя несколько более высокие темпы роста обменного курса - явление, характерное для начала года, в условиях либерализации участия нерезидентов на внутреннем рынке госдолга и самостоятельного обеспечения валюты при репатриации валютной прибыли нерезидентами это стало причиной еще более высокого спроса на иностранную валюту со стороны российских банков. Сложная ситуация на валютном рынке и потребность банков в рублевых ресурсах стала причиной того, что покупательный спрос на рынке госдолга был незначительным и, как следствие, ставки сохранялись на достаточно высоком уровне. В этих условиях аукционы проходили довольно вяло, со значительной премией ко вторичному рынку. Особенно тяжело для Министерства финансов Российской Федерации прошел последний аукцион месяца, состоявшийся 28 января. Значительное повышение ставок, начавшееся в последнюю неделю января, вынудило Министерство финансов Российской Федерации отказаться от размещения на аукционе ОФЗ-ПД, поскольку при минимальном объеме размещения (20% от объема эмиссии) доходность по средневзвешенной цене составила бы более 45% годовых. На аукционе по размещению выпуска ГКО 21110, состоявшемся в тот же день, доходность по цене отсечения на 15% превысила сложившуюся накануне на вторичном рынке доходность по выпускам аналогичных сроков и составила 42,6% годовых. Это был максимальный барьер по доходности для заявок первичных дилеров в соответствии с условиями типового договора. В целом же за месяц Министерство финансов Российской Федерации старалось воздержаться от слишком дорогого заимствования, проводя аукционы достаточно жестко, в результате чего на текущее погашение и купонные выплаты из бюджета было направлено 847 млн. рублей. Таким образом, это уже второй месяц, в течение которого Министерство финансов Российской Федерации не прибегает к финансированию дефицита бюджета за счет внутреннего рынка госдолга. Результаты последнего аукциона весьма благоприятно отразились на вторичном рынке - уже в четверг доходность по остальным госбумагам, которая держалась до этого на уровне 37-39% годовых, подтянулась к аукционной доходности, в результате чего ставки на рынке гособлигаций выросли до 43%. В этих условиях Банк России принял решение о повышении ставки рефинансирования до 42%, одновременно увеличив ставки по ломбардным кредитам и по второй сессии РЕПО до этого же уровня. Параллельно были изменены нормы резервирования для коммерческих банков - они составили 11% по привлеченным средствам на все сроки как в рублях, так и в валюте. Таким образом, Банк России подтвердил, что главным приоритетом его денежно- кредитной политики является поддержание валютного курса. Вместе с тем повышение кредитных ставок Банка России ограничило возможность получения безрисковой арбитражной прибыли участниками рынка ГКО-ОФЗ за счет получения более дешевых кредитов (как ломбардных, так и через механизм РЕПО по ставкам до 36% годовых) и вложения полученных ресурсов в гособлигации по ставкам, превышающим 40% годовых. Столь жесткая процентная политика Банка России способствовала снятию напряжения на валютном рынке, что позволяет ожидать некоторого увеличения притока иностранного капитала и активизации российских участников рынка госдолга, что в дальнейшем будет способствовать постепенному снижению доходности ГКО-ОФЗ. Операции РЕПО. Объемы операций РЕПО в течение января были незначительными по сравнению с предыдущими месяцами, свидетельствуя скорее о нежелании участников рынка ГКО- ОФЗ привлекать ресурсы по высоким процентным ставкам в условиях неопределенности на финансовом рынке. Фактически привлечение средств через сделки РЕПО банки осуществляли для рефинансирования привлеченных ранее ресурсов. Действующая схема операций РЕПО приведена на рисунке 6.1. Рисунок 6.1.
6.2.Динамика рынка ГКО-ОФЗ в феврале 1998 года Начало месяца охарактеризовалось изменением тенденций на российских финансовых рынках. Благодаря жесткой политике Центрального банка Российской Федерации, направленной на поддержание обменного курса рубля, и повышению со 2 февраля ставки рефинансирования до 42% удалось переломить негативные ожидания участников рынка ГКО-ОФЗ в отношении девальвации курса рубля . Повышение ставки рефинансирования Банком России и заявления официальных представителей Министерства финансов о “наличии альтернативных источников финансирования бюджета” явились действенными мерами, показавшими участникам финансовых рынков, что монетарные власти России способны контролировать ситуацию. В результате принятых мер в условиях снижения угрозы резкой девальвации и повышения привлекательности ставок на внутреннем рынке госдолга в феврале существенно увеличилась активность иностранных участников. В течение февраля наблюдался интенсивный приток иностранного капитала и реинвестирование ранее вложенных ими средств. Наряду с вложением средств производилась реструктуризация портфеля государственных ценных бумаг в сторону его удлинения путем значительных покупок дальних выпусков ГКО на февральских аукционах. В результате до 20 февраля включительно происходило плавное снижение доходности по всем выпускам и был достигнут нижний уровень эффективной доходности по выпускам ГКО - 29% годовых, похожая ситуация наблюдалась по купонным. облигациям. Но достигнутые значения ставок не стали новым рыночным уровнем, поскольку в последнюю неделю месяца участники рынка фиксировали рублевую прибыль от операций на рынке ГКО-ОФЗ. В результате чего произошел незначительный откат по эффективной доходности ГКО - до 31% годовых. Значительное снижение ставок и стабилизация обменного курса рубля позволили Центральному банку Российской Федерации в феврале дважды понизить ставку рефинансирования, первый раз - с 17 февраля - до 39% годовых, второй раз - со 2 марта - до 36% годовых. Одновременно с этим Банк России снижал ставки по ломбардным кредитам до аналогичного уровня. В последний торговый день месяца благодаря сложившейся ситуации Министерству финансов удалось провести дополнительную эмиссию на вторичном рынке, выручка от которой была зарезервирована под будущие погашения, в соответствии споследовательно проводимой политикой отказа от заимствования на внутреннем рынке в I квартале 1998 года. Практика проведения аукционов с премией, начатая в ноябре 1997 г., сохранилась и в феврале. Однако величина премии по сравнению с предыдущими периодами уменьшилась. Это стало возможным благодаря общему повышению активности участников рынка ГКО-ОФЗ и отказу Министерства финансов от проведения заимствований на внутренних и внешних рынках в I квартале 1998 года. Кроме того, в феврале Министерству финансов удалось остановить процесс сокращения сроков заимствования на внутреннем рынке, происходивший c ноября 1997 г. по январь 1998 г., путем эмиссии дополнительных траншей ОФЗ-ПД и размещения новых выпусков длинных ГКО. Тактика участия первичных дилеров на аукционах РЕПО, состоящая в пролонгации заимствованных денежных средств, сохранилась в феврале. Однако на фоне этой тенденции в начале февраля значительно возросли объемы средств, привлекаемых первичными дилерами через операции на аукционах РЕПО, что объясняется высокой доходностью краткосрочных вложений в ГКО-ОФЗ вследствие снижения процентных ставок. 6.3.Ситуация на рынке ГКО-ОФЗ в марте 1998 года Ситуацию на рынке государственного долга, сложившуюся в марте, можно считать окончательным восстановлением после кризиса на мировых финансовых рынках. Это прежде всего подтверждается слабым влиянием на конъюнктуру рынка, неблагоприятных экономических и политических событий, происшедших в течение месяца. В начале марта два рейтинговых агентства после изучения обстановки в России установили разные рейтинги. Необходимо отметить, что заявление международного рейтингового агентства “Moody’s” о снижении кредитного рейтинга Российской Федерации не оказало негативного влияния на конъюнктуру рынка ГКО-ОФЗ, что объясняется рядом факторов. Во-первых, данное агентство в течение декабря - февраля неоднократно декларировало намерение снизить кредитный рейтинг России, что позволило потенциальным инвесторам заранее учесть возможное падение котировок. Во-вторых, доверие инвесторов к рейтинговым агентствам в целом пошатнулось в результате кризиса в Юго-Восточной Азии, в неоднозначности рейтинговых оценок говорит и тот факт, что почти одновременно с “Moody’s” другое международное рейтинговое агентство -”Fitch IBСA” объявило о сохранении кредитного рейтинга России. Неожиданное сообщение Президента в середине марта о роспуске правительства также не вызвало паники на финансовом рынке. Снижение фондовых индексов, вызванное утренним объявлением информационных агентств об отставке правительства, вызвало "бегство" с фондового рынка на иностранной валюты. Однако последующее заявление Президента о неизменности курса политических реформ и денежно - кредитной политики России успокоило участников, и уже к концу торгов рынок государственных облигаций вернулся к уровню предыдущего торгового дня. Продолжающийся рост цен на рынке государственных облигаций позволил продолжить политику постепенного снижения ставки рефинансирования Банка России (2марта - до 36%, а 16 марта - до 30%). Решение о повторном снижении учётной ставки до 30% помогло участникам рынка преодолеть психологический барьер, стимулировав дальнейшее снижение доходности на рынке ГКО-ОФЗ. Конец первого квартала всегда был исключительно неблагоприятным периодом для российского финансового рынка с точки зрения ликвидности как его участников, так и Минфина. Это связано для организаций с выплатами налогов за предыдущий год и I квартал и, как следствие, достаточно высокой потребностью в свободных денежных средствах. Одновременно в этот период наблюдается резкое увеличение потребности бюджета в денежных средствах. В этих условиях Министерством финансов проводилась политика активного заимствования на рынке государственного долга, что ещё больше увеличивало дефицит денежных средств участников рынка. Тенденции в марте выгодно отличались от ранее сложившихся на рынке тенденций. Уменьшение объёмов заимствований снизило нагрузку на рынок государственного долга. Средства от своевременных доразмещений Минфина на вторичном рынке резервировались под крупные выплаты или погашения на аукционах. Так, крупные доразмещения на рынке в первой половине месяца были направлены на резервирование средств под выплату купонов (на сумму 3071 млн. руб.) по ОФЗ- ПД серий 25013, 25014, 26001-26003, ранее находившимся в портфеле Банка России. В течение последней декады марта наблюдался избыток денежных средств на финансовом рынке. Объём заимствований через аукцион РЕПО сократился, на некоторые аукционы не было подано ни одной заявки. В течение марта ставки на МБК были ниже ставки рефинансирования. С 16 марта дилерам, чей собственный портфель базовых выпусков по рыночной стоимости превышает 100 млн. руб., была предоставлена возможность в течение торгов или аукциона заходить в короткую денежную позицию. Закрытие короткой позиции по деньгам осуществляется путём заключения сделки РЕПО с Банком России на второй сессии или доперечислением денежных средств. ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|
© 2007 |
|