РУБРИКИ |
Шпора: Экономика предприятия |
РЕКЛАМА |
|
Шпора: Экономика предприятияШпора: Экономика предприятия1. Предмет и м-ды эк исследований. Эк- это наука о том, как общ-во исп-т определ ограниченные ресурсы для пр-ва полезных продуктов и распределяет их среди людей. Эк предпр как наука изучает действие объективных эк з-нов и формы их проявления в специфич условиях. Она изучает з-ны, факторы и условия, под влиянием кот эти з-ны действуют более эффективно. М-ды эк исследований: 1. Диалектический- все явления рассм во взаимосвязи и взаимозависимости, колич изменения приводят к кач изменениям, т.е. происходит движение от простого к сложному. 2. Статистический- основан на обработке массовых данных, х-х изучение данного явления м-дом группировки. 3. Монографический- изучение опыта хоз-ния, типового или передового предпр по развитию разл отраслей. 4. Расчетно-конструктивный- определ-ся неск вариантов решений какой-то задачи, которые затем сравниваются выбирается лучший вариант для решения данной задачи.5. Эк-математический- на основе быстродействующих ЭВМ определ-ся наиб оптим варианты при исп многих переменных величин. 2. Рынок и его сущность. Рынок- это совок-ть форм взаимоотношений, связей м/у отд самостоят принимающими решения хоз-ими субъектами, взаимод кот в качестве покупателей и продавцов приводит к возможности обмена, т.е. возможности продавцам продавать, а покупателям- купить необх т-р. Рынок- это обмен, купля и продажа т-ров с пом денег. Осн элементы рынка- это т-р и деньги. Т-р- это продукция, изготовленная для продажи, а не для собств потребления. Деньги- это эквивалент всех физич т-ов и услуг, тоже товар. Осн действ лица на рынке- продавец (поставщик) и покупатель (потребитель). Рынок- это следствие общественного РТ, т.е. изготовление прод с целью обмена. 3. Ф-ции и стр-ра рынка. Ф-ции: ценообразующая, стимулирующая 9побуждает снижать индивид затраты труда, использовать нов технику), регулирующая (регулирует пр-во и обращение т и усл), воспроизв-ая, информационная (информирует о состоянии дел в хоз сфере), санирующая (очищает общественное пр-во от эк-ки слабых, неконкурентоспособных хоз единиц), контролирующая. Классификация рынка: 1. По элементам рын инфрастр-ры: Р т и усл, факторов пр-ва, финансовый рынок; 2. По эк назначению объектов рын отношений: р потребительских т и усл, р т-ов пр-го назначения, р нов изделий, технологий, проектов, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ЦБ, рынок втор сырья; 3.По географич расположению: местный, национальный, мировой; 4. По степени ограничения конкуренции: свободный, рынок монополистич конкур, олигополистический рынок чистой монополии. 5. По отраслям сфер пр-ва и услуг: топливный, автомобильный, компьютерный, рынок хлебопродуктов и т.д. 6. По х-ам и р-рам продаж: оптовый и розничный. 4. Пром-ть и ее роль в соц-эк развитии общ-ва. Пром-ть- совок-ть большого числа самостоят предпр, цехов и пр-в, занятых добычей, заготовкой и переработкой сырья в гот прод. Она базируется на технологии пр-ва, созданной чел, хар-ся непрерывностью пр-ва. В задачу пром входит изменение кач-ва и ср-в обрабатываемых предметов труда. Важное место в пром принадлежит решению продовольственной проблемы. Производя все виды с/х техники, мин удобрений и ср-в химзащиты растений, она способствует повышению урожайности с/х культур, сокращению потерь и повышению технич оснащенности с/х пр-ва. Пром, и в 1ую очередь ее базовые отрасли (энергетика, металлургия, хим пром, машиностроение), явл матер основой технич процесса реконструкции всех отраслей нар хоз-ва. Недостатки развития пром: 1. Недостаточный уд вес прогрес видов машин и обор в общем объеме пр-ва. 2. Уровень разрабатываемой техники не соотв совр требованиям. 3. Мало производится пром работ и малогабаритной с/х техники. 5. Отраслевая стр-ра пром-ти. Отрасль- это совок-ть самостоятельных предпр, цехов и пр-в, хар-хся единством назначения вырабатываемой прод, общностью технологич процесса и перерабатываемого сырья. Для формирования отрасли пром-ти необх определить условия: наличие достаточно большого объема рын игрока на данный вид прод, наличие прир ресурсов. Классификация отраслей: 1. По эк назначению прод: отрасли, изгот ср-ва пр-ва, О, производ предметы потребления. 2. По х-ру воздействия на предметы труда: добывающие- угольная, торфяная, гидроэнергетика, Обрабатывающие- осущ-т дальнейшую обработку сырья и материалов: металлургия, хим отрасль. 3. По ф-циональному назначению прод: производ промежуточную прод, произв конечную прод. Все эти отрасли в наст время объединены в группы межотраслевых комплексов: топливно-энергетический, металлургический, металлостроение, химико-лесной комплекс, пром-ть строит комплекса, отрасли перераб пром, входящие в состав агро-пром комплекса. 4. По уровню концентрации пр-ва и предложения однородной прод на отд предпр: совершенноконкурентные, монополистические, О с монополистич конкуренции, олигополистические. 6. Совр отраслевая стр-ра пром-ти РБ и осн направления. Пром РБ начисляет в св составе более 100 отраслей. Ведущие О: 1. Машиностроение и металлообработка занимают 24% в общем объеме пром пр-ва. 2. Пищепром- 19%, 3. Хим и нефтехим- 14%. 4. Легкая- 9%. 5. Электроэнергетика- 8%. Наиб уд вес в стр-ре пр-ва ВВП заним пром- 31%, транспорт и связь- 11%, торговля и общепит- 9%, с/х и строительство- по 5.5%. Беларусь занимает среди стран СНг 1 место по пр-ву тракторов, хим волокон и нитей. 2 место по мин удобрениям, грузовым авто, металлорежущим станкам, холодильникам, телевизорам, чулочно-носочным изделиям и обуви. РБ осущ-т торговлю со всеми странами СНг и более чем со 150 странами дальнего зарубежья. Важнейшие направления: 1. Опережение темпов роста пром пр-ва прод отрасли, изгот ср-ва пр-ва и отрасли, изгот предметы потребления. 2. Повышение доли отраслей, обеспечивающих технич прогресс в нар хоз-ве. 3. Изменение соотношения м/у добывающими и обрабат отраслями пром в пользу последних. 4. Изменение стр-ры топливной пром-ти. 7. Понятие и классификация предпр. Каждое предпр- это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект произв сферы нар хоз-ва, кот производит и реализует прод, выполняет работы пром хар-ра или предоставляет платные услуги. Классификация: 1. Отраслевая и предметная специализация. Хар-ся различием выпускаемой прод, в том числе ее назначением, способом пр-ва и потребления. 1.1. Промышленные- заним выпуском машин, обор. 1.2. с/х- по выращивании. зерна, овощей и технич культур. 1.3. Строит индустрия и транспорт. 2 По стр-ре пр-ва. 2.1.Узкоспециализированные - изготавлив огранич ассортимент прод массового потребления. 2.2. Многопрофильные. 2.3. Комбинированные. 3. По р-рам предпр: малые, средние, крупные. 8. ЖЦП: создание, реорганизация, реструктуризация, санкция, банкротство и ликвидация. 1. Создание предпр и его становление. Регистрир в соотв органах исполнит власти. 2 способа регистрации6разрешительный, уведомительный. 2. Реорганизация- это изменение орг-ной стр-ры упр-ия, м-т происходить в рамках действующего субъекта хоз-ния или с послед ликвидацией старого и регистрацией нового. 3. Реструктуризация- это выделение стр-ых подразделений предпр с самостоят балансом и р/сч, но без образования юр лица. 4. Санация- фин оздоровление предпр. 5. Банкротство- последн стадия несостоятельности объекта хоз-ния. Фин несостоятельность удостоверяется судом, неспособность субъекта хоз-ния оплатить предъявл док-ты или превышение статуса долговых обязательств над им-вом субъекта хоз-ни. Дело о его фин несост открывается либо по заявлению самого клиента, либо его кредиторов. Назначается фин-хоз экспертиза. При принятии решения о признании хоз субъекта банкротом суд образует ликвидационную комиссию, она обязана: известить кредиторов о ликвидации субъекта хоз-ния, Сосредоточить все деньги на одном счете в банке, составить отчет о им-ве Ф, включая наход под залогом, подготовить план ликвидации, поэтапно осущ-ся ликвидация собственности, предоставление инф и ходе ликвидации, составляется отчет и ликвидационный баланс. По окончанию ликвидации Ф исключается из гос реестра. 9. Хоз-правовые формы предпр. ЧАСТНЫЕ ПРЕДПР в РБ создаются в рез-те приватизации гос предпр частными лицами, путем возникновения нов предпр. Им-во ЧПр формируется за счет его владельца, получ им доходов, а также др источников, незапрещенных з-ном. Прод, произвед на ЧП, доходы, получ от ее реализ принадлежат исключительно его владельцу. +: полная самостоятельность действий, конфидециальность деят-ти, низкие издержки на орг-цию и упр-ие пр-вом. --:огранич фин возможности для расширения и совершенствования пр-ва, отсутствие специализированного менеджмента. ГОС ПРЕДПР- им-во кот принадлежит гос-ву. Им-во м-т создаваться за счет бюдж ассигнований, вкладов др гос предпр или др источников. +: значит фин возможности дл расширения и совершенствования пр-ва за счет ср-в бюджета, высокая кредитоспособность, исп-ие высококвалифицированных специалистов в области менеджмента. --: интересы раб не совпадают с интересами гос-ва. ХОЗ ТОВ-ВА-это форма предпринимат деят-ти при кот им-во предпр формируется за счет вкладов неск граждан и юр лиц, кот объединяются для совм хоз деят-ти на основе договора м/у ними. Полное- все участники несут по его обязат полную неогранич ответственность. Коммандитное- один из уч несет полную ответств, и хотя бы один- ограниченную. Акционерно-коммандитное- члены вносят св долю путем приобретения акций- переходная форма к АО+: высокая степень ответственности по обязательствам делает ХТ надежным партнером, несложная стр-ра и с-ма упр-ия, возможность привлечения капиталов др инвесторов. --:нестабильность фин-ия, отсутствие четкого проф упр-ия, непривлекательность полной ответственности, кот часто приводит к разорению мелких и ср собственников. 10. АО, сущ-ть, значение. В связи с переходом РБ к рын отнош получило развитие нов орг-ной формы хоз-ния- АО- это объединение, созданное по соглашению юр и физ лиц путем объединения их им-ва и ср-в с цель. осущ-ия хоз деят-ти. АО им уставной фонд, разделенный на определ число акций, равной номин ст-ти и несущ ответственность по обязательствам т-о за счет св им-ва. АО бывает открытым (акции распредел-ся путем открытой подписки и продажи) и закрытым (среди лиц, подписавших договор о совм деят-ти, преобревших эти акции). Цели создания АО: для привлечения доп ср-в в виде сбережений членов труд кол-ва, для укрепления матер-технич базы и соц-культ уровня, превращает раб-ов предпр в его совладельцев, повышении их матер заинтересованности в экономном выполнении работ, повышение ответственности руководителей и специалистов за рез-ты деят-ти предпр перед труд кол-вом. 11. Содержание и образование акций. Акция- это ЦБ, удостовер участие владельца в делах учредителя и дающая право на получение соотв доли прибыли. Акция обеспеч владельцу долю во владении предпр. Фин сумма, обознач на акции, предст собой ее номин ст-ть, а цена, по кот она продается на рынке обозначает ее курс. По хар-ру распр акции м.б.: 1. Именные- А с указанием ее владельца, распр в порядке открытой подписки.1.1. Привилегированная- А. дивиденд кот фиксируется в виде твердого %, выплач-ся в 1ю очередь, незав от величины прибыли предпр. Не дает право голоса ее владельцу, не участв в упр-ии. 1.2. Простая- А не с фиксир дивидендом, р-р кот определ-ся общим собранием акционеров, после утраты фиксир % держатели им право участвовать в упр-ии АО. 2. А на предъявителя- не содержит имени ее держателя. 3. А труд кол-ва- держателем м.б. т-о раб-ки данного предпр. 4. А предпр- распр среди др предпр и орг-ций. 12. Права и обязанности акционеров. Права: 1. держатели акций им право за каждый год хранения акций получать дивиденды, быть избранными членами упр-ия и его председателями. 2. Ежегодно заслушивать на собрании акционеров отчет по работе предпр за прошедший год и задачи на буд. 3.Требовать от рук-лей и специалистов отчета о невыполнении плана прибыли. 4. М-т ставить вопрос о досрочном замещении рук-ва, если оно не справилось с планом по прибыли. Обязанности: 1. Соблюдение произв и технологич дисциплин. 2. Бережно относиться к собственности предпр, не допускать ее порчи, вносить предложения по улучшению хоз деят-ти, направленной на увеличение прибыли. 3. Бережно хранить акции, не передавать их др лицу, т.к. при этом акции не погашаются и по ним не выплачиваются дивид-ды. 4. При выплате дивид сверить содержание акций с паспортными данными, указанными на корешке. 5. Если раб-к увольняется, то он обязан погасить акцию, в случае смерти акционера акция передается наследникам. 5. Если акционеры раб-т на предпр и общ ст-ть личных и наслед акций не превышает мах, Ио они им право хранить их и получать по ним дивид, если сумма превышает мах, то они обязаны превышающую сумму погасить. 13. Упр-ие АО. Органы упр-ия: Собрание акционеров, сов диреков совет правления, наблюдательный совет, дирекция. Полномочия собрания акционеров: изменение и доп устава, изменение уст фонда, определение орг-ной стр-ры и правил, избрание и отзыв членов выбран органов, утв год отчетов АО, создание, реорганизация и ликвид АО, принятие реш о прекращении деят-ти. Общ соб в праве наделить правление общ-ва решением вопросов, отнесенных к компетенции собрания. Нельзя без собрания: принятие устава и внесение в него изменений, избрание членов выборочного органа, принятие реш о прекращ деят. Правление предст интересы акционеров на период м/у собраниями. Полномочия: орг-ция собрания акционеров, подписание контрактов, утверждение договоров и сделок, р-р кот не превышает 25%, контроль за деят-тью дирекции. Состав упр-ия: председатель, его зам, 2 члена упр-ия. Члены дирекции и ревизной комиссии не м.б. членами упр-ия. Члены упр-ия в теч 24 мес после прекращения деят-ти не м.б. уволены с данного предпр. Дирекция- исполнит орган, несет отчет перед упр-ием и собранием акционер. Состав: директор, его зам, глав бух, нач юр отдела. Полномочия: осущ-ие текущ управл деят-ти, обеспечение вып-ия решений собрания, упр-ие им-вом АО, распоряжение его капиталом, несет ответственность за деят-ть АО, заключ договора, выдает доверенности, открывает счет в банке. 14. Сущность, цели и задачи разгосударствления, его направления. Разгосуд и приватизация гос собств явл одним из направлений перехода эк РБ к рын отношениям. Разгосуд- это процесс формирования многоукладной смешанной эк, децентрализованного упр-ия, освобождение гос-ва от ф-ции прямого гос упр-ия. Принципы: добровольность, эк заинтересованность труд коллективов и отд граждан, гласность, соблюдение интересов гос-ва и населения. Осн критерии: сокращение принудит гос з-нов, расширение свободной продажи продуктов на рынке, либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей, обеспечение эк ответственности за рез-ты хоз деят-ти. 15. сущ-ть, принципы и источники приватизации. Приватизация- передача гос-ом права собственности на предпр, им-ые комплексы и др им-во гражданам и юр лицам, деят-ть кот основана на негос собственности. В рез-те ПР гос-во утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами хоз собственности, а гос органами- права упр-ия ими. Способы ПР: 1. Выкуп арендного им-ва арендным предпр. .2 Продажа объектов на аукционе и по конкурсу. 3. Продажа гос доли акций и АО, преобразованных из гос и арендных предпр негосуд-ыми юр и физ лицами. Принципы: 1. сочетание возмездного и безвозмездного способа ПР. 2. Дифференциация м-дов, форм и процедур Пр. 3. Право каждого гражд РБ на часть безвозмездно предоставленной собственности. 4. Предоставление определ соц гарантий членам труд кол-ва ( уменьшение ст-ти приватизир им-ва на 20%, ЗПЛ и дивиденды не облагаются налогом). 5. Принцип гласности процесса ПР. Цели, кот д.б. достигнуты за счет ПР: усиление стимулов к труду, повышение пр тр, эфф-ти пр-ва, предприним деят-ти, устранение бесхозности, уменьшение масштабов коррупции и теневой эк, возрождение общечел-х ценностей. 16. Методы и способы приватизации. 2 этапа: 1. Изучение законодательной базы, кот необх для того, чтобы убедиться, что предпр не попадает под к-либо ограничения. Если инициатором проведения Пр выступает коллектив, то подготовительная работа начин-ся с создания инициативной группы в составе представителей планового, фин отдела и бухгалтерии, и председателя профсоюзного комитета. Инициативная группа готовит след док-ты: отраслевая принадлежность, место нахождения предпр, численность раб с разбивкой по категориям сложности работы, стр-ая хар-ка предпр, срмес ЗПл, балансовая, восстановительная и остаточная ст-ть ОФ, ст-ть обор ср-в, номенклатура выпускаемой прод, степень вредности и тяжести труда, отчетн и прогнозир пр тр и рентабельность, р-ры фондов эк стимулирования и др фондов, экологическое состояние предпр. 2. №17 17. М-ды определения ст-ти объектов приватизации. Предварительная подготовительная работа завершается проведением собрания труд кол-ва для ознакомления с подготовит док-ами, а так же с тем, что будет иметь член труд кол-ва от приватиз предпр. Составл чек-формат к приложению на приватиз данного предпр. Чек содержит: 1. Общ сведения о предпр и ассортименте пр-ой прод. 2. Сведения об активности предпр, определ его колич и качеств хар-р. 3. Территориальная хар-ка предпр (площадь занимаемой территории и хар-ка строений). 4. Хар-ка рынка сбыта производ прод, а также рынка осн видов потребляемого сырья и матери. 5. Осн эк показатели развития предпр (пр-сть, рентаб, прибыльность) за 2 последних года, предшествующих ПР. 18. Орг-ция и порядок проведения приватизации гос им-ва предпр.+№16, 17 Приватизация- передача гос-ом права собственности на предпр, им-ые комплексы и др им-во гражданам и юр лицам, деят-ть кот основана на негос собственности. В рез-те ПР гос-во утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами хоз собственности, а гос органами- права упр-ия ими. Способы ПР: 1. Выкуп арендного им-ва арендным предпр. .2 Продажа объектов на аукционе и по конкурсу. 3. Продажа гос доли акций и АО, преобразованных из гос и арендных предпр негосуд-ыми юр и физ лицами. Принципы: 1. сочетание возмездного и безвозмездного способа ПР. 2. Дифференциация м-дов, форм и процедур Пр. 3. Право каждого гражд РБ на часть безвозмездно предоставленной собственности. 4. Предоставление определ соц гарантий членам труд кол-ва ( уменьшение ст-ти приватизир им-ва на 20%, ЗПЛ и дивиденды не облагаются налогом). 5. Принцип гласности процесса ПР. Цели, кот д.б. достигнуты за счет ПР: усиление стимулов к труду, повышение пр тр, эфф-ти пр-ва, предприним деят-ти, устранение бесхозности, уменьшение масштабов коррупции и теневой эк, возрождение общечел-х ценностей. 19, Сущность и основные признаки предпринимательства. Предприним-во- самостоятельная инициативная деят-ть, осущ-ся на св страх и риск и под св имущественную ответственность, основанная на частной собств и напр на получение прибыли. Для орг-ции любой предпр деят-ти необх: ОФ, обор ср-ва, ден капитал, технология, инф, сам человек. Основу предприним деят-ти составляют рын отношения, основанные на частной собств. Признаки: 1. Самостоятельность- независимость хоз субъектов при осущ-ии любых видов деят-ти, незапрещенных з-ном. 2. Комм свобода- предприниматель самостоятельно определяет пути, способы и цену реализации т-ра. 3. Личная заинтересованность в свободе выгоде. 4. Личная ответственность за рез-ты труда, за нарушение договорных, налоговых расчетных и кредитных обязательств. 5. Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли. 5. Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли. 5. Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли. 5. Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли. 5. Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли. 5. Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли. 5. Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли. 20. Виды предприним деят-ти. 1. Производственное- распр в осн на пр-во и потребление т и усл. 2. Коммерческое- распр на обмен, распределение и потребление т и усл, 3. Финансовое- на их обращение, обмен ст-ти. Пр-ая деят-ть самая сложная. В условиях пр-ой деят-ти, осущ-ся выпуск прод, т-ов, работ, усл. дух ценностей. При этом ф-ция пр-ва явл основной, а сбыт прод играет второстепенную роль. Коммерческое создается для осущ-ия сбыта прод, хар-ся тов-ден, торгово-обменными операциями, сделками по купле и продаже т-ов. В комм предприним нет необходимости обеспечивать пр-ыми ресурсами- приобретаемые матер ресурсы покупают уже в виде гот прод, кот затем реализуется потребителю. 2 требования к комм деят-ти: реализационная цена т-ра д.б. выше, чем покупная, Д.б. достаточный спрос на данный вид т-ра. Фин предпр- объектом купли-продажи явл деньги, валюта, ЦБ. Занимаются комм банки, фондовые биржи, предприятия, орг-ции и отд граждане-предприниматели. 21. Малые предпр. Осн этапы орг-ции предпринимательства. Одна из гл задач малого предприн-ва- преодоление монополии на развитие прод. Цель создания: активизация стр-рной перестройки эк, насыщение потребит рынка т-ами, расширение конкуренций, преодоление отраслевого и регионального монополизма, создание доп раб мест, развитие небольших городов. Этапы: 1. Отбор людей и изучение конъюнктуры рынка. 2. Гос регистрация предприним. а) с образов юр лица- предпр, б) без образования юр лица- ИП. 3. Открытие р/сч в банке. 4. Выдача лицензии. Критерии отнесения к МП: срспис числ раб, в кот помимо постоянных работ учитыв раб по договорам подряда и совместительству. ( пром-ть, строительства, транспорт- не больше 100 чел, с/х, наука- 60, др отрасли- 50). 2. Объем валового прод. 3. Р-р П как в странах ЕС. Преимущества: освобождение крупн и ср предпр с массовым и крупно-серийным пр-ов пром прод от выпуска изделий мелкими сериями, создание большого числа раб мест и привлечение своб населения, способность обеспеч конкурентного хар-ра пр-ва и его демократизацию. Проблемы: отсутствие поддержки гос-ва, огранич фин возможности, трудности в матер-технич обеспечении, несовершенность зак-ва в области малого бизнеса, отсутствие опыта деят-ти в рын стр-рах, отсутствие руководителей-менеджеров, знающих специфику мал предпр. 22. Гос предпр. им-во кот принадлежит гос-ву. Им-во м-т создаваться за счет бюдж ассигнований, вкладов др гос предпр или др источников. Различают: гос предпр, вход в республиканскую собственность, коммунальные гос предпр, принадл местным органам власти. Доходы, получ гос предпр, принадлежат гос-ву, а не членам труд кол-ва, кот явл наемными раб и получают ЗПл в соотв с ценой раб силы и в зав от р-ров труд. +: значит фин возможности дл расширения и совершенствования пр-ва за счет ср-в бюджета, высокая кредитоспособность, исп-ие высококвалифицированных специалистов в области менеджмента. --: интересы раб не совпадают с интересами гос-ва. Органы упр-ия: труд кол-в, совет труд кол-ва, дирекция, зам директора и специалисты стр-ых подразделений 23. Частные предпр. ЧАСТНЫЕ ПРЕДПР в РБ создаются в рез-те приватизации гос предпр частными лицами, путем возникновения нов предпр. Им-во ЧПр формируется за счет его владельца, получ им доходов, а также др источников, незапрещенных з-ном. Прод, произвед на ЧП, доходы, получ от ее реализ принадлежат исключительно его владельцу. +: полная самостоятельность действий, конфидециальность деят-ти, низкие издержки на орг-цию и упр-ие пр-вом. --:огранич фин возможности для расширения и совершенствования пр-ва, отсутствие специализированного менеджмента. Факторы, сдерживающие предпринимательство в РБ: отсутствие у большинства граждан первонач капит для создания предпр, сложность получения кредитов, неразвитость рынков ср-в пр-ва, незаинтересованность предпринимателей в пром пр-ве. 24. Хоз тов-ва. это форма предпринимат деят-ти при кот им-во предпр формируется за счет вкладов неск граждан и юр лиц, кот объединяются для совм хоз деят-ти на основе договора м/у ними. Отличит особенностью ХТ от др хоз-правовых форм явл то, что один или неск-ко участников обязательно несут неограниченную ответственность по обязательствам тов-ва. Полное- все участники несут по его обязат полную неогранич ответственность. Коммандитное- один из уч несет полную ответств, и хотя бы один- ограниченную. Акционерно-коммандитное- члены вносят св долю путем приобретения акций- переходная форма к АО+: высокая степень ответственности по обязательствам делает ХТ надежным партнером, несложная стр-ра и с-ма упр-ия, возможность привлечения капиталов др инвесторов. --:нестабильность фин-ия, отсутствие четкого проф упр-ия, непривлекательность полной ответственности, кот часто приводит к разорению мелких и ср собственников. 25. Произв кооперативы. комм орг-ция, участники кот обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деят-ти и нести ответственность по его обязательствам в равных долях. Его фирменное название должно содержать наименование и слова «произв кооператив». Число членов не д.б. менее 3х. Учредит док-т- устав, утверждаемый общим собранием его членов, кот должен содержать сведения о паевом взносе, порядке их внесения; хар-ре и порядке труд участия его членов в деят-ти кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по личному труд участию; о порядке распределения прибыли и убытков, р-ре и условиях ответственности членов кооператива по его долгам, о составе и компенсации органов упр-ия, порядке принятия ими решений. Высший орган упр-ия- общее собрание его членов. К о единогласному решению его членов м-т преобразовываться в ХТ или общ-во, а также в унитарное предпр в случаях, когда в его составе осталось менее 3х чел. Унитарное предпр- ком рог, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником им-во, кот не м.б. распределено по вкладам. 26. Совместные предпр. совм пр-енно-хоз деят-ть партнеров 2х или нескольких стран, хар-ся объединением знаний, усилий, ср-в в сфере пр-ва и сбыта прод, НТ, инвестиционной и др видов деят-ти. Осн цели и задачи создания совм предпр заключ-ся в привлечении в страну передовых технологий, прогрессивного сбыта орг-ции и упр-ия пр-вом, иностр капитала, в получении иностр кредитов на льготных условиях, наполнение внутр рынка, увеличение запасов свободно-конвертируемой валюты. Совм предпр существенно влияет на структурную перестройку эк страны, вносит определ вклад в увеличение общих объемов пр-ва, рын т/о, создает благопр среду для развития конкуренции, обеспечивает стимулы к высокоэфф труду. Предлагая св прод для реализации, СП способствует более полному удовлетворению потребит спроса населения. Они создают нов раб места, привлекают и внедряют прогресс технологии, увеличивают запасы свободно-конвертируемой валюты. Для государства польза от СП заключается в поступлении доходов в местный и центральный бюджет. 27. Новые орг-ые формы объединений (концерн, консорциум, хоз ассоциация, союзы). Концерн- это форма объединения самостоят предпр, связ посредством с-мы участия в капитале, фин связей, договоров об общности интересов,тесного производственного сотрудничества. Входящие в концерн компании номинально остаются самостоят юр лицами в форме АО или иных хоз общ-в или товариществ, а фактически подчинены единому хоз руководителю. Вертикальный концерн- объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологич процесса пр-ва гот прод (горнодобывающие, металлургические и машиностроит). Горизонтальный- концерн, объединяющий компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии пр-ва. Консорциум- временный союз хоз-но независ фирм, целью кот м. б. разные виды их скоординированной предпринимат деят-ти, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. Орг-ция К оформляется соглашением, К м-т создаваться с образ и без образ юр лица. Организационно-правовой формой К в виде юр лица может быть АО или другие хозяйственные общества. В рамках к-ма участниками не формируется никаких орг-ых стр-р, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума). Компании, входящие в к-ум, полностью сохраняют св эк и юр самостоятельность, за исключением той части деят-ти, кот связана с достижением целей к-ма. Часто консорциумы являются бесприбыльными орг-ми. Цель создания: объединение усилий для реализации конкр проекта, обычно в сфере своей осн деят-ти, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в том числе междунар, или совместное проведение крупных фин операций по размещению займов, акций. Ассоциация — добровольное объединение юр или физ лиц для достижения общей хоз, научной, культ-й или к-либо другой некомм цели. Создается в целях кооперации деят-ти рекомендательного х-ра; члены ассоциации (союза) сохраняют св хоз самостоят-ть и права юр лица. А. не отвечает по обязательствам св членов; члены асс-ии несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в р-ре и порядке, предусмотренными учредит док-ами ассоциации; члены асс-и вправе безвозмездно пользоваться ее услугами. 28. Холдинговая компания, картель, СЭЗ. Холдинг компания (англ. holding владеющий)- акционерная компания, использующая св капитал для приобретения контрольных пакетов акций др компаний с целью установления контроля над ними. Каждое из предпр, вход в Х, получает условия для собственного развития, поддерживает жизнедеят-ть другого - внутри всех направлений выстроены четкие пр-ые связи и цепочки. Преимущества - возможность перемещения фин потоков, рабочих и матер ресурсов, оптимизация налогообложения, создание единого инженерного центра, бухг и сбытовых подразделений, оперативность в принятии решений. Картель- объединение фирм одной отрасли, кот вступают м/у собой в соглашение, касающееся разл сторон комм деят-ти компании- соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах пр-ва и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма раб силы и т.д. СЭЗ- это составная часть хоз комплекса страны, спец выделяемая на конкр историческом этапе и им-ая особые эк условия для конкр цели эк развития страны. Цели создания: включение страны в межд РТ и увеличение выпуска конкурентоспособной прод на эксп, насыщение внутр рынка заинтересованной страны определ прод, замещающей импортные т-ры, обеспечить ускоренное внедрение в пр-во отечеств и иностр НТ разработок, с дальнейшим исп-ием их рез-тов на всей террит страны, стимулирование эк развитии к-либо территории страны или конкр национ отрасли пр-в. Осн задачи: рост занятости, опробование нов м-дов хоз-ния, стимулирование экспорта пром т-ров, получение валютной выручки. Свод торг зоны, зоны пром обработки, технико-внедренческие, сервисные (оффшорные). 32. Сущность комм и хоз расчета: определение, принципы. ХР- эк категория, отражающая отношения в области пр-ва, распределения, обмена и потребления прод. Цель: рачительное ведение хоз-ва, соблюдение режима экономии, окупаемости затрат и обеспечение рентаб пр-ва. Охватывает все сферы произв отношений, кот строятся на основе таких стоимостных форм как т-р, цена, с/с, ст-ть, деньги, прибыль. Принципы? окупаемость затрат и самофин-ние, гос регулирование эк и самоупр-ие кол-ва, матер заинтересованность кол-ва и каждого раб в конечных рез-тах пр-ва, матер ответств кол-ва и раб за конечные рез-ты пр-ва. Комм расчет ведется в интересах получения прибыли, ХР- нацелен на вып-ие гос планов. КР ликвидир админ-командн с-му и обеспеч предпр реальн эк самостоятельность, т.е предпр само фин-т ден ср-ва на приобретение матер рес и оплаты труда раб, само определяет, какую прод производить с учетом конъюнктуры рынка, и само реализ прод с учетом выгоды. 33. Сущ-ть, формы и принципы коллект подряда. Колл подряд направлен на увеличение эфф пр-ва, увеличение выхода гот прод, улучш ее кач-ва, повышает ответственность каждого раб за рез-ты хоз деят-ти. Виды: Бригадный- осущ в бригаде, кот д.б. по р-ру не б 15-20 чел. Прим в строит бригадах, кот сдают объекты под ключ и в теч определ времени отвеч за кач-во работы. Звеньевой подряд- внутри бригады создаются звенья (5-10чел), специализир по выпуску разл видов прод. Семейный подряд- в общепите и с/х. Личный подряд- когда раб бригады берет на себя обязательства по пр-ву прод. Для этого ему выделяют необх ср-ва, определяют с-му оплаты труда и он производит и сдает прод производителю. Арендный подряд- наиб эфф форма кол подряда, основан на им-нном найме, когда арендатор становится владельцем осн ср-в за оплату. Принципы: кол оплата труда с учетом вклада каждого раб в общий рез-т, установление небольших по численности раб труда (5-10чел), т.к. практика показала, что при большой численности бригада становится неуправляемой, обеспечение техникой и др ср-ами пр-ва с таким расчетом, чтобы вся осн работа по пр-ву прод выполнялась силами одного кол-ва, добровольный принцип вступления в кол-в на основе подачи заявления каждым раб-ом, самостоятельность подрядных кол-вов в решении пр-ых вопросов с одноврем увеличением ответств за вып-ие технологии пр-ва, договорная форма отношений м/у кол-ами и администрацией. 34. Аренда и арендный подряд как формы развитого комм расчета. Аренда- осущ-ие им-го найма или договора, при кот арендатель сдает др арендатору осн ср-ва пр-ва во временное пользование за определ плату. Различают: аренду помещений, оборудования, предприятий (т.е сдаются в аренду не отд части им-ва, а единый им-ый комплекс, при такой аренде в состав арендного им-ва включ осн фонды по остаточной ст-ти и собств обор ср-ва предпр. Арендные отношения исп-ся в 2х формах: 1. Целевая аренда- арендаторы берут у предпр за определ плату ср-ва пр-ва для создания продукта по заказу предпр. 2. Полная аренда (свободная)- арендатору выделяются осн ср-ва пр-ва для создания прод, кот арендатор реализует по св усмотрению с учетом эфф-ти разл каналов реализации. Арендные отношения хар-ся признаками: самостоятельность арендатора в орг-ции пр-ва, матер заинтересованность (ответственность) арендатора за исп-ие взятых в аренду ср-в пр-ва, прямая зависимость доходов раб-ка от конечных рез-тов их деят-ти, установление на заранее определ срок арендной платы, самостоятельность (полная или частичная) арендаторов за реализацию произвед прод. 35. Методика расч арендной платы. . 1. Линейный м-д ст-ть объекта*годов норма амм (год сумма амм отчислений). 2. Метод суммы чисел лет: напр, срок исп-ия 5 лет, следовательно сумма чисел полезного исп-ия=1+2+3+4+5=15. 1год=5/15*100%. Получившийся % * на ст-ть объекта. 2год=4/15*100% и т.д. 3. Произв-ый м-д на изготовление прод: затраты на 1ед прод=ст-ть объекта/объем пр-ва прод. Получ сумму * на нужное кол-во ед. 4. Произв м-д на транспорт: ст-ть преобрет транспорта*пробег в теч срока эксплуатации. Получ сумму * на пробег в отч году. 5. М-д уменьшаемого остатка. 1год: год сумма амм отчислений=ст-ть*год норму отчислений в %. 2год: амм начисляется от разницы амм ст-ти объекта и суммой начисл за 1год и * на год норму отчислений в 5. 3год:ст-ть объекта-сума начисл за 1год-за 2год и * на год норму отчислений в %. 4год:То же самое, что и 3, но еще отнимается и сумма амм отчислений за 3год. 5. То же самое, что и 4 но еще отнимается и сумма амм отчислений за 4год. Амортизацию заменить на аренду. 36. Понятие, классификация и стр-ра ОФ. Средства труда (машины, оборудование, здания) совместно с предметами труда (сырье. материалы, топливо) образуют ср-ва пр-ва. Выраженные в стоимостной форме ср-ва пр-ва явл пр-ыми фондами предпр. различают осн и обор фонды. Осн пр-ые фонды предст собой средства труда, участвующие в процессе пр-ва длит время и сохраняющие при этом св натур форму. Стоимость их переносится на гот прод частями, по мере утраты потребит ст-ти. Обор фонды- это те ср-ва пр-ва, кот целиком потребляются в каждом новом пр-ом цикле, полностью переносят св ст-ть на гот продукт и в процессе пр-ва не сохраняют св натуральную форму. Сущ непр-ые фонды- им-во соц назначения. –жилые дома, столовые, базы отдыха. В зав от пр-го назначения ОФ делятся на группы: здания, сооружения, передаточные ср-ва, машины и устройства, трансп ср-ва, инструменты, произв инвентарь и принадлежности, хоз инвентарь. Эти группы образуют акт (передат устр-ва, машины и обор) и пасс (здания. сооружения, трансп ср-ва) части ОПФ. Соотношение м/у отд группами и частями ОПФ хар-ет их стр-ру, имеющую важное значении в орг-ции пр-ва. Наиб эфф-на та стр-ра, где больше удельный вес акт части. На стр-ру ОПФ влияют такие факторы, как специализация и концентрация пр-ва, особенности пр-го процесса, уровень механизации и автоматизации, геогр размещение предпр. 37. Износ, оценка и амм ОПФ. 2 вида износа ОФ: моральный (изменение ст-ти машин и обор под влиянием сокращения общественно-необх затрат на их воспр-во- мор износ 1ой формы; 2ой формы- это уменьшение ст-ти в рез-те внедрения нов, более прогрес и эк эфф-х машин и обор) и физич (постепенная утрата ОФ св первонач потребит ст-ти): полный (действующие фонды ликвидируются и заменяются новыми) и частичный (возмещается путем ремонта). Амортизация- это ден возмещение износов ОФ путем включ части их ст-ти в затраты на выпуск прод. 1. На=(Фнг+К+Д-Л)/Т; Д-демонтажное обор, Т-срок службы. 2. А=На*Фсг. 3. На=(Фнг+К+Д-Оо)/Фнг*Т, Оф- Остат ст-ть ОФ. 4. На=(Фнг-Л)/Фнг*Т*100%. Величина амм отчислений определ-ся 3мя м-дами: 1. Равномерный- когда из справочника берется год норма амм отчислений и, зная сргод ст-ть ОФ, расчит На. 2. М-д ускоренной амм ОФ. Когда первые 3 года примен-ся повышенные нормы, позвол-ие перенести на с/с порядка 2/3 их первонач ст-ти, а оставшаяся после этого ст-ть переносится по одинаковым На по каждому из оставшихся лет службы в пределах принятого амм периода. 3. Неравномерная амм. Большая часть ст-ти обор включ в издержки пр-ва в первые годы эксплуатации. Это позволяет в усл инфляции быстрее окупить сделанные затраты и направить их на дальнейшее обновление парка оборудования. 1. Линейный м-д ст-ть объекта*годов норма амм (год сумма амм отчислений). 2. Метод суммы чисел лет: напр, срок исп-ия 5 лет, следовательно сумма чисел полезного исп-ия=1+2+3+4+5=15. 1год=5/15*100%. Получившийся % * на ст-ть объекта. 2год=4/15*100% и т.д. 3. Произв-ый м-д на изготовление прод: затраты на 1ед прод=ст-ть объекта/объем пр-ва прод. Получ сумму * на нужное кол-во ед. 4. Произв м-д на транспорт: ст-ть преобрет транспорта*пробег в теч срока эксплуатации. Получ сумму * на пробег в отч году. 5. М-д уменьшаемого остатка. 1год: год сумма амм отчислений=ст-ть*год норму отчислений в %. 2год: амм начисляется от разницы амм ст-ти объекта и суммой начисл за 1год и * на год норму отчислений в 5. 3год:ст-ть объекта-сума начисл за 1год-за 2год и * на год норму отчислений в %. 4год:То же самое, что и 3, но еще отнимается и сумма амм отчислений за 3год. 5. То же самое, что и 4 но еще отнимается и сумма амм отчислений за 4год. 38. Показатели исп-ия ОПФ. 1. Фондоотдача. Фо=ВП(объем вып прод)/ОФ. 2. Фондоемкость Фе=ОФ/Вп=1/Фе. 3. Фондорентабельность. Фр=Прибыль/ОФ*100%. 4. Фондовооруженность. Фв=ОФ/Числ Персонала. 5. Сргод ст-ть ОФ. Фсг=Фнг+Фввод-Фвывод. 6. Сргод ст-ть Фс.ввод=Сум Фввод*Тi/Т, Тi-месяц ввода ОФ, Т-кол-во мес в году. 7. Сргод ст-ть Фс.вывод=СумФвывод(12- Тi)/12. 8. Коэф съема прод с 1см2. Ксм2=ВП/см2. 9. Коэф исп-ия ОФ по мощности. Кинт=ВПфактич/ВПмах; Кэкст=Тфакт/Тплан; Кинтегр=Кинт*Кэкст. 10. Коэф обновления ОФ=ст-ть вновь введенных ОФ на определ период/ ст-ть ОФ на конец того же периода. 11. Коэф выбытия ОФ= ст-ть выб ОФ за определ период/ ст-ть ОФ на нач того же периода. 12. Кгодгости=остат ст-ть первонач ст-ти. 13. Кизноса ОФ=начисл амм/первонач ст-ть ОФ. 39. Пути лучшего исп-ия ОПФ. 1. Улучшение орг-ции пр-ва и труда и ликвидация внеплановых простоев. 2. Сокращение времени и повышение кач-ва ремонта. 3. Вовлечение в работу бездействующих ОФ. 4. Модернизация и автоматизация обор. 5. Повышение квалифик кадров. 6. Совершенствование техники. 7. Быстрое освоение проектных мощностей. 8. Улучшение кач-ва подготовки сырья и матер к процессу пр-ва. 9. Сокращение внутрисменной потери обор. 10. Ликвидация целодневных простоев. 13. Совершенствование технологии пр-ва, освоение передовых приемов работы. 40. Понятие, состав и стр-ра об ср-в. Об ср- это ден ср-ва, находящиеся в распоряжении предпр и предназначены для образования обор фондов и фондов обращения. Они постоянно находятся в обеспечении процесса пр-ва и реализ прод, одновременно находятся на всех стадиях кругооборота ср-в. Состав: 1. Обор фонды- это ср-ва пр-ва, кот целиком потребляются в каждом новом пр-ом цикле, полностью переносят св ст-ть на гот прод в процессе пр-ва не сохраняя св натур форму. Состав ОбФ: пр-ые запасы, Незаверш пр-во, расходы буд периодов, полуфабрикаты собств изготовления, прошедшие обработку в одном цехе, но подлежащие обработке в др. 2. Фонды обращения- это гот прод на складе предпр, т-ры, отгруженные для продажи, но не оплаченные покупателем, деньги на р/сч, вложения в краткоср ЦБ. Соотношение отд эл-тов ОС или уд вес каждого Эл-та предст стр-ру ОС. Факторы, кот влияют на стр-ру об ср-в: специфика предпр, уровень концентрации и специализации, НТП, географич размещение предпр, х-р и степень совершенствования технологии орг-ции пр-ва, продолжит-ть пр-го цикла, уд вес матер затрат в общей сумме затрат на пр-во. Собственные ОС- уставной фонд, бюджетное фин-ие, направляемое на прирост норматива собств обор ср-в, прибыль предпр от хоз деят-ти, устойчивые пассивы). Заемные ОС- кредиты банков, привлеченные обор ср-ва, кот привлекаются предпр из св собств фондов, ассигнования из бюджета или кредиторская задолженность предпр по неоплаченным в срок счета, задолж по платежам в бюджет по выданным кредитам, векселям, задолж по ЗП с населением. 41. Показатели исп-ия ОС. 1. Оборачиваемость ОС: исчисл в днях и хар-ся периодом, за кот ОС предпр совершают 1 оборот. О=С*Д/Р. С-ср остаток нормированных ОС, Д-длительность оборачиваемости, Р- объем реализ прод. 2. Коэф оборачиваемости ОС: Ко=Р/С. Он показывает, ск-ко оборотов совершают ОС за отч период. Чем больше оборотов, тем лучше они исп-ся. 3. Коэф загрузки оборудования. Кзо=С/Р. Показ ск-ко ОС приходится на руб реализ прод. Чем меньше, тем лучше они исп-ся. 4. Коэф эфф-ти Кэфф=П/С. Он показывает, ск-ко прибыли прих-ся на руб ОС. Чем больше прибыли прих-ся, тем эфф-ее исп-ся ОС. 42. Пути ускорения оборачиваемости обор ср-в. 1. Совершенствование орг-ции матер-технич обеспечения за счет приближения предпр к поставщикам сырья и матер. 2. Ликвидация сверх нормативов запасов сырья, топлива, незавеверш пр-ва и доведение их до min необх р-ров. 3. Сокращение норм расходов матер ценностей, применение более дешевых матер без ухудшения кач-ва и внешнего вида прод. 4. Сокращение длит-ти пр-го цикла, совершенствование технологии выработки научной орг-ции пр-ва и труда. 5. Сокращение времени пребывания прод на складе. 6. Сокращение времени пребывания матер ценностей в пути. 43. Нормирования потребности в ОС. Для обеспеч-я бесперебойного выпуска и реализ прод, в целях эфф-ти исп-ия ОС на предпр осущ-ся их нормирование. Факторы, кот учитываются при нормировании: 1. Условия снабжения предпр товарно-матер ценностями. 2. Орг-ция пр-ва: длит пр-го цикла, номенклатура выпуск прод. 3. Условия реализ прод. Значение нормирования: 1. Правильно обеспечение норматива ОС обеспечивает бесперебойность технологич процесса и реализ прод. 2. Позволяет эфф исп-ть ОС на каждом предпр. 3. Обоснованные нормативы ОС способствуют укреплению режима экономии, выявлению и исп-ию внутрихоз-ых резервов. 3 м-да нормирования: 1. Аналитический- предусм анализ наличных тов-матер ценностей с послед извлечением из них избыточных.2. Коэффициентный - состоит из действующих нормативов, собств ОС в соотв с изменением показателей пр-ва. 3. М-д прямого счета- это научно-обоснованный расчет нормативов по каждому Эл-ту нормированных ОС. 44. Источники формирования ОС. Располагая ОС предпр м-т производить расчеты с поставщиками за приобретенные у них ср-ва и предметы труда, с раб-ами и служащими по ЗП, с банками- за пользование ссудами, с бюджетом- по оплате за пр-ые фонды и др платежи. Наличие ОС им большое значение для создания нормативных условий пр-ой и фин деят-ти предпр, поэтому рациональна орг-ция ОС им первостепенное значение для всей к работы предпр. 1. Собственные ОС- уставной фонд, бюджетное фин-ие, направляемое на прирост норматива собств ОС, приб предпр от хоз деят-ти, устойчивые пассивы (задолженность по ЗП) и min резервы предстоящих платежей. 2. Заемные ОС- кредиты банков, предпр-смежников, привлеченные ОС, кот привлекаются предпр из собств фондов, ассигнования из бюджета или кредиторская задолженность предпр по неоплаченным в срок счетам, задолженность по выданным кредитам, векселям, задолж по ЗП с населением. 45. Сущность, показатели и м-ды измерения пр-ти общ-го труда. Пр-ть тр- это кол-во прод, изготавливаемое в ед раб времени или затраты раб времени на пр-во ед прод. От уровня пр тр зависит объем пр-ва прод, численность пр-го персонала, его ЗПл, с/с прод, доход предпр. Для хар-ки исп-ся индивид (выработка- учитывается т-о живой труд непосредственно затраченный на изготовление прод) и общие показатели, а также обратный показатель- трудоемкость. Индивид пр тр: часовая- отношение объема выпущенной прод к отработанным Ч-Ч, дневная- отношение объема выпущенной прод к отработанным Ч-Д, годовая- отношение объема выпущенной прод к численности пр-го персонала. Обществ пр тр=НД/пром-произв персонал. 3 способа определения пр тр: натуральный (если выпускают 1 вид прод. М-о определить потребность предпр в сырье, матер, обор), условно-натуральный , стоимостной. Трудоемкость прод- затраты раб времени на ед прод. : 1. Технологическая- все затраты труда осн раб. 2. Обслуживание пр-ва- трудоемкость обслуж пр-ва определ-ся затратами труда вспомогат и обслуж рабочих. 3. Производственная- сумма 1 и 2. 4. Упр-ие пр-ом- затраты труда руководителя и специалистов. 5. Полная- совокупность всех трудоемкостей. 46. Экономическое и соц значение роста пр тр. 1. С ростом пр тр увеличивается выпуск прод, увеличивается р-р ЗПл раб-ов. 2. С ростом пр тр сокращаются затраты труда на ед прод, что сопровождается снижением с/с и увеличением прибыли. 3. С ростом пр тр сокращаются админ- упр расходы, приходящиеся на ед прод. 4. С ростом пр тр увеличивается прибыль предпр и гос-ва. 5. Чем выше уровень пр тр каждого раб-ка, тем более обеспеченным д.б. не т-о настоящее. но и будущее. 47. Пути повышения роста пр тр. Уровень пр тр определ-ся качеством и кол-вом произведенной прод в ед времени. 2 пути, за счет чего м-о повысить пр тр: 1. Экстенсивный- за счет сокращения фонда раб времени. ФРВ=Чр*Пс*Кс/Т. Чр- числ раб, Пс- продолжит смены. Кс- кол-во смен, Т- трудоемкость. Факторы увеличения роста пр тр: 1. Матер-технич: технологии, автоматизация, внедрение нов технологий. 2. Орг-ые- связаны с упр на предпр. 3. Эк: налоги, кредитно-ден политика, ценовая политика. 4. Соц- создание благоприятных условий труда на предпр. 48. Сущность прибыли и ее формирования. П предпр- важнейший показатель эфф-ти его деят-ти, источником фин-ия пр-ых и соц расходов, доп вознаграждения раб-ов. За счет П выплач-ся доходы по акциям, гасятся кредиты. Добиться увеличения м-о за счет улучшения кач-ва пр-ой прод, роста объема пр-ва, роста пр тр, применения более соверш технологий. П предпр обеспечивает вып-ие ф-ций: оценка итоговых показателей деят-ть предпр, стимулирующая (явл фин рез-том и осн Эл-том формирования фин ресурсов), важнейший источник формирования бюджетов всех уровней, источник расширенного воспр-ва предпр, роста ст-ти капитала. Виды: 1. П от реализ прод, раб, усл- разница м/у отпускной ценой с с/с прод и налогами, вход в эту цену. Прп=Выр от реализ-с/с-НДС-Акцизы. 2. БП=Прп+Проф+Пот внереализ доходов-Уот внереал дох. В Приб от внереал доходов включ: П прошлых лет, выявленную в отч году, доходы от дооценки т-ров, от сдачи им-ва в аренду, поступления дебит задолженности, полученные штрафы, неустойки, % получ по банковским счетам предпр, дивиденды по ЦБ, принадлежащим предпр. У от внереал дох: недостачи матер ценностей, штрафы. пени. неустойки, отрицательные курсовые разницы в иностр валюте, потери от стих бедствий, судебные сборы. 3. Налогооблагаемая П= БП-Пльготн-Ннедвиж. Пльготн- не облаг налогом: на развитие пр-ва, создание доп раб мест, благотворительность, противопожарные мероприятия, охрана окр среды. 49. Порядок распределения прибыли. БП распред в: 1. Фонд потребления- исп-ся на фин-ие соц нужд и матер стимулирование раб-ов, выплату премий, не связанных с пр-ыми показателями, оказание матер помощи, оплату путевок, лечения, медик для раб-ов и членов их семей. Носят безвозмездный хар-р. 2. Фонд накопления- на приобретение и строительство ОФ пр-го и непр-го назначения и осущ-ние др капит вложений, кот не носят безвозвратный хар-р. За счет ФН фин-ия расходы, кот носят безвозм хар-р: на проведение НИР, природоохр мероприятия, расходы сверх установленных норм, расходы на выпуск ЦБ, взносы на создание др предпр, уплата штраф санкций в случае занижения или скрытия П, нарушения требов по охране окр среды. 3. Резервный фонд- предназначен для покрытия непредвиденных потерь, вызв стих бедств и др причинами. 50. Рентабельность прод и пр-ва. Рентаб (норма П)- это показатель, определяющий эфф-ть деят-ти Ф, выражающий относит величину П и хар-ий степень отдачи ср-в, исп-ых в пр-ве. Определ-ся в % и в абсол величинах. 1. Р пр-ва хар-ет отдачу авансированных в пр-во ср-в и начисляется как отношение БП к ст-ти пр-ых фондов и собств обор ср-в. Р пр-ва=БП/(ОФ+ОСсобтв)*100%. 2. Рпрод= БП/с-с*100%. 3. Рвыручки=БП/Вреализ прод*100%. 4. Ркапиталовложений=БП/К*100%. 52. Кадры предпр. Труд рес предпр- это раб-ки, прошедшие спец подготовку, им-ие опыт и навыки в труде и занятые на предпр. Персонал предпр- это кадры (труд коллектив), это совок-ть раб-ов, входящих в его спис состав. По хар-ру вып-ых ф-ций персонал подразделяется на 4 категории: 1. Рабочие- раб, занятые пр-ом прод, услуг, ремонтом, перемещением грузов. (основные, вспомогательные). 2. Руководители- раб, заним должности руководителей предпр и их стр-ых подразделений (функц служб), их заместители. 3. Специалисты- раб, выполняющее инженерно-технические, эк и др ф-ции. 4. Технич исполнители- раб, осущ-ие подготовку и оформление док-ов, хоз обслуживание. 53. Стр-ра кадров. Стр-ра труд рес цеха или участка хар-ся соотнош разл категорий раб-ов в их общей численности. ^Рi=Pi/P*100%, Pi- кол-во итых раб в той или иной профессии в общей стр-ре раб-ов. Р- среднеспис числ раб. Расчит-ся на основании сргод численности раб-ов. Стр-ра кадров определ-ся и анализируется по каждому подразделению, а также м-т рассм по таким признакам, как возраст, степень вып-ия норм и т.д. Коэф оборота раб силы.( по принятым и уволенным) расчит-ся как отношение принятых и уволенных раб-ов к срспис числ раб за определ период. Коэф текучести- расчит путем деления выбывших раб за определ период по причинам нарушения труд дисциплины, по собств желанию на срспис численность раб этого периода. Коэф устойчивости персонала- отношение числа раб, постоянно состоящих в спис составе в теч года в годовой срспис численности раб-ов. 54. Занятость. В наст время в РБ безработица- 4%. Безраб хар-ся невозможностью трудоспос населения, желающего работать, вступить в труд отношения для получения компенсации за труд и обеспечения св существования. Виды: 1. Технологическая- связана с переходом к нов поколениям техники и технологии, автоматизации и механизации ручного труда. 2. Структурная- закрытие устаревшего предпр, сокращение выпуска прод ряда отраслей. 3. Конверсионная- связана с сокращением армии и занятых в отрасли военной эк-ки. 4. Эк-кая- носит постоянный хар-р, обусловленный колебанием рын конъюнктуры, поражением т-производителя в конъюнктурной борьбе. 5. Молодежная- возникает на 2х этапах в жизни чел: после окончания школы и после получения проф образования. 6. Скрытая- наблюд в тех сферах, где раб-ов больше, чем треб для выпуска конечной прод. 7. Застойная- когда способные к труду люди не м-т и не хотят устраиваться на работу. 55. Налоги, осн понятия, ф-ции и принципы налогообложения. Налогообл- давно известный способ пополнения гос бюджета. Налоги оказ воздействие на фин состояние субъекта. Большой налог гнет изымает ресурсы, тем самым сдерживая пр-ое развитие. Ф-ции: Финансовая (фискальная)- заключ в безвозм изъятии части дохода в бюджет с целью выполнения гос-ом задач эк-ой и соц политики. Регулирующая (стимулирующая)- с ее пом гос-во сдерживает или развивает отд отрасли эк-ки. Принципы: Всеобщность, обязательность, равнонапряженность, допустимость, стабильность, налоги д.б. уменьшаемыми (отменяемыми), если они сдерживают потребление, налоги должны стимулировать пр-во и не сокращать тот объем фин ресурсов, кот м.б. использован для развития. 56. Классификация налогов. 1. По назначению: общие- на общего-ые нужды, специальные- им строго определ цели (целевые налоги и сборы). 2. По м-ду исчисления: Пропорциональные (твердый н-г)- если ср налог ставка остается неизм незав от р-ра дохода. Регрессивные- если она понижается по мере роста дохода. Прогрессивная- повышается по мере роста величины дохода. 3. По способу изъятия: Прямые- устанавливаются непоср на доход или им-во (+: дает постоянный верный доход, прост в исчислении и изъятии, носят постоянный х-р; --: дает небольшой доход гос-ву), Косвенные- на т-р, услуги и фиксир в цене т-ра (+: весьма доходно для гос-ва;--: сдерживает эк свободу, т.к. его введение затрагивает интересы производителя, сдерживает потребительский спрос, сложность исчисления и изъятия). Прямые: 1. реальные (земельный, на недвиж, Экологич, чернобыльский), 2. Личные (на прибыль, на доходы, подоходный) Косвенные: акцизы, НДС, тамож пошлины, налоги на эксп и имп, местные. 57. Налог с-ма РБ. Совок-ть налогов, методика их исчисления и способы изъятия образ налог с-му. Стр-ра, в кот м-о уместить все налоги, состоит из прямых и косвенных. ПРЯМЫЕ: 1. Прямые реальные- взимаются исходя из внешних признаков (площадь зем участка, Остат ст-ть недвижимости, р-р выброса загрязняющих вещ-в). 1.1. Земельный- облагаются земли с/х назначении, насел пунктов, лесного фонда, водного фонда. Р-р платы определ от качества и местоположения и не зависит от рез-тов эк и хоз деят-ти. Плательщики- юр и физ лица. 1.2. На недвижимость 58. Сущ-ть и содержание нормирования труда. Нормирование труда – это установление необх затрат раб времени на изготовление ед прод или ее выработки в ед времени. Норма труда- это мера его затрат, установленное задание в определ условиях отдельных работ, пр-ых операций или ф-ций одним или группой раб-х, им-х соотв квалификацию, профессию, специальность. Явл основой для расчета величины пр-го цикла, пр-ой мощности, загрузки оборудования. Норма времени- это величина затрат раб времени, установленная для вып-ия единицы работ одним или группой раб-ов. Измер-я в Ч-М,Ч-Ч,Ч-Д.Твр=Тшт+Тпз;Тшт= То(основное)+ Тв(вспомогательное)+ Торг(оргобслуж)+ Ттех(техничобсл)+Тпт(неустранимых перерывов)+Тот(отдых ). Оперативное время: Топ=То+Тв. Тобслуж=Торг+Ттех. Тшт=Топ+Тобс+Тот. Норма выработки- установленный объем работы, кот работник должен выполнить в ед времени. Нв=Т*Ч/Нвр; Т-период, на кот устанавливается Нв, Ч-кол-во исполнителей. Т.к. обычно Нв устанавливают на смену, то: Нв=Тсм/Нвр. Норма обслуживания- кол-во производственных объектов, кот раб-й обязан обслужить в теч ед раб времени. Но.=Нвр*А*К. А-кол-во ед работы. К- коэф, учитывающий выполнение раб ф-ций не учтенных Нвр. Норма численности- установленная численность раб-ов, необх для вып-ия конкр пр-ых ф-ций или объема работ. Нч=Q/Но, Q-объем работ в данном цехе, на участке. 59. М-ды технич нормирования. 1. Аналитический- основан на предварительном изучении труд процесса, эфф-ом исп-ии техники и раб времени в целях выявления резервов сокращения затрат труда и повышения его пр-ти. 1.1. Аналитически-исследовательский- необх затраты времени определ на основе исследования этих затрат непосредственно на раб местах и их анализа. 1.2. Аналит-расчетный—необх затраты времени определ-ся по заранее устан технически обоснованным нормативам времени. 2. Суммарный- - норма труда определ-ся в целом на всю работу или операцию без расчленения ее на Эл-ты, труд процесс не анализируется, рациональность приемов, м-дов труда и затраты времени на их выполнение не изучаются. 60. Фотография раб места, хронометраж, методика проведения, обработки и анализа данных. ФРМ- вид наблюдения, при кот замеряются и изучаются все затраты раб времени в теч раб смены или определ ее части. Цели выполнения: выявление недостатков в орг-ции труда, получение исходных данных для разработки нормативов подготовительно-заключ вр, на отдых и личные надобности. , установление норм обслуживания и нормативов численности рабочих, выявление причин невыполнения или значит перевыполнения норм выработки(времени) отд рабочими. При проведении фотографии раб времени фиксируют длительность работы и перерывов в той последовательности, в кот они протекают. В наблюдательный лист записывают наименование выполняемой работы или хар-р перерыва. Оперативное время указывают суммарно, др затраты раб времени- поэлементно. Наблюдение ведут с пом часов и хроноскопа. Хронометраж- способ наблюдения, при кот изучаются циклически повторяющиеся элементы оперативной или подготовительно-заключительной работы, или работы по обслуживанию раб места. Цель: установление норм времени и получение данных для разработки их нормативов, проверка кач-ва действующих норм. М.б. непрерывным, выборочным и цикловым. |
|
© 2007 |
|