РУБРИКИ |
Сочинение: Валютная система Республики Казахстан |
РЕКЛАМА |
|
Сочинение: Валютная система Республики КазахстанСочинение: Валютная система Республики КазахстанСодержание: 1. Валютный рынок: 1.1.Участники валютного рынка; 1.2.Функции валютного рынка; 1.3.Виды валютных рынков; 2. Валютная политика: 2.1.Макроэкономическая роль валютного курса; 2.2.Валютное регулирование как средство реализации валютной политики; 2.3.Валютный курс и реформа внешнеторговой политики; 3. Валютное регулирование в Республике Казахстан: 3.1.Цели и задачи валютного регулирования в Республике Казахстан; 3.2.Методы валютного регулирования в Республике Казахстан; 3.3.Нормативная правовая база по валютному регулированию в РК; 4. Заключение: Доллар де-факто стал главной национальной валютой Казахстана; 5. Литература. 1. Валютный рынок. Валютный рынок – это особый рынок, на котором осуществляются валютные сделки, то есть обмен валюты одной страны на валюту другой страны по определенному номинальному валютному курсу. Номинальный валютный курс – это относительная цена валют двух стран или валюта одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Когда используется термин «валютный курс», то речь идет о номинальном обменном курсе. Установление курса национальной денежной единицы в иностранной валюте в данный момент называется валютной котировкой. Курс национальной денежной единицы может определяться как в форме прямой котировки, когда за единицу принимается иностранная валюта, так и в форме обратной котировки, когда за единицу принимается национальная денежная единица. Использование обратной котировки позволяет сравнивать курс национальной валюты с иностранными валютами на любом валютном рынке. Национальные валютные рынки, обслуживающие движение денежных потоков внутри страны, интегрированы в мировой валютный рынок, на котором осуществляются валютные операции и расчеты, связанные с международным движением товаров, услуг и капиталов. Мировой валютный рынок, функционирующий круглосуточно с понедельника до пятницы, связывает воедино национальные валютные рынки с помощью современных средств коммуникации, таких как телефон, телеграф, телекс, компьютерные сети.
1.1. Участники валютного рынка.Участниками валютного рынка выступают центральные и коммерческие банки, валютные биржи, брокерские агентства, международные корпорации. Основные участники валютного рынка – это коммерческие банки, которые не только диверсифицируют свои портфели за счет иностранных активов, но и осуществляют валютные сделки от лица фирм, выходящих на внешние рынки в качестве экспортеров и импортеров. Валютные сделки по экспорту и импорту товаров и услуг каждой страны составляют основу определения стоимости национальной валюты. К услугам банков и небанковских финансовых институтов обращаются и индивидуальные участники валютного рынка, например туристы, путешествующие за пределы своей страны; лица, получающие денежные переводы от родственников, проживающих за границей; частные инвесторы, вкладывающие капитал в иностранную экономику.
1. 2. Функции валютного рынка.Валютный рынок, прежде всего, обеспечивает валютно-кредитное и рас четное обслуживание экспортно-импортных операций, а также валютные операции, связанные с инвестированием капитала за пределы национальной экономики. Кроме того, валютный рынок представляет возможности хеджирования, то есть страхования валютных рисков. При хеджировании экономические агенты, желая уменьшить риск, связанный с колебаниями валютного курса, которые могут оказать негативное воздействие на их капитал, стремятся избавиться от чистых обязательств в иностранной валюте, то есть достичь баланса между активами и пассивами в данной валюте. Валютный рынок позволяет осуществлять валютные спекуляции, то есть играть на будущей цене валюты. Поведение участников валютного рынка, желающих получить максимальный выигрыш от валютной сделки, зависит от разницы между процентными ставками на национальном и зарубежном денежных рынках, а также от ожидаемых изменений валютного курса.
1.3. Виды валютных рынков.Одним из самых больших валютных рынков выступает рынок спот, или рынок немедленной поставки валюты (в течение 2 рабочих дней). Экономические агенты также могут воспользоваться услугами срочного (форвардного) валютного рынка. Если участнику валютного рынка потребуется купить иностранную валюту через определенный период времени, он может заключить так называемый срочный контракт на покупку этой валюты. К срочным валютным контрактам относятся форвардные контракты, фьючерсные контракты и валютные опции. Как форвардный, так и фьючерсный контракты представляют собой соглашение между двумя сторонами об обмене фиксированного количества валюты на определенную дату в будущем по заранее оговоренному (срочному) валютному курсу. Оба контракты обязательны к выполнению. Различие между ними состоит в том, что форвардный контракт заключается вне биржи, а фьючерсный контракт приобретается и продается только на валютной бирже с соблюдением определенных правил посредством открытого предложения цены валюты голосом. Валютный опцион – это контракт, который предоставляет право (но не обязательство) одному из участников сделки купить или продать определенное количество иностранной валюты по фиксированной цене в течение некоторого периода времени. Покупатель опциона выплачивает премию его продавцу взамен на его обязательство реализовать вышеуказанное право. 2. Валютная политика.
2.1. Макроэкономическая роль валютного курса.Уровень валютного курса является важным макроэкономическим показателем, и его изменение оказывает значительное воздействие на экономику, включая показатели как реального, так и денежного секторов. 1. Влияние на уровень внутренних цен. Изменение валютного курса оказывает немедленное воздействие на уровень внутренних цен в результате изменения стоимости импорта в национальной валюте. Это воздействует на уровень внутренних цен первоначально идет по двум каналам: через непосредственное изменение цен импортируемых конечных товаров и услуг, производимых внутри страны, в издержки производства входя импортные компоненты. Кроме того, изменение валютного курса воздействует на объемы экспорта, что также может оказывать влияние на уровень внутренних цен: при увеличении экспорта при прочих равных условиях цены на экспортные товары внутри страны повысятся, а при сокращении экспорта – понизятся. Анализируя воздействие изменения валютного курса на уровень цен в стране, необходимо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, в современных условиях цены обладают гораздо большей гибкостью в сторону повышения, чем в сторону понижения. То есть если снижение валютного курса (девальвация), как правило, приводит к росту цен, то при повышении валютного курса (ревальвации) снижение цен является слабо выраженным или вообще отсутствует. Во-вторых, взаимосвязь между внутренними ценами и уровнем валютного курса существенно модифицируется, если в стране наблюдается высокие темпы инфляции. При высокой инфляции происходит процесс «долларизации» экономики. В этих условиях паритет покупательной способности выдерживается весьма точно: большинство цен фактически выражаются в долларах и затем переводятся в цены в национальной валюте путем умножения на существующий в данный момент рыночный валютный курс. Поэтому в условиях высокой инфляции цены внутреннего рынка непосредственно следуют за изменениями валютного курса. 2. Влияние на платежный баланс. Импорт. Для небольшой развивающейся экономики изменение валютного курса обычно оказывает двойное воздействие на импорт: изменяется его цена в отечественной валюте и изменяются его объемы. То, насколько увеличатся или сократятся объемы импорта, зависит от эластичности спроса на импорт по цене. Следовательно, для каждого вида импортируемой продукции это изменение будет разным. Экспорт. Изменение номинального валютного курса влияет на величину выручки в национальной валюте, получаемой экспортерами, и таким образом создает стимулы для изменения объемов производства продукции на экспорт. Вместе с тем для того, чтобы реально изменились объемы экспорта, должен измениться спрос на мировом рынке, то есть должна измениться цена. Баланс услуг и счет операций с капиталом. Поскольку статьи платежного баланса, связанные с платежами или поступлениями от транспортных услуг, в значительной мере связаны с внешнеторговой деятельностью, поэтому эти статьи при изменении валютного курса будут меняться в целом в той же пропорции, что и изменения в объемах экспорта и импорта. Оценка последствий изменения валютного курса для потоков капитала представляется достаточно трудной. Некоторые виды международного кредитования связаны с финансированием внешнеторговых операций, поэтому эти потоки капитала будут меняться вместе с изменениями экспорта и импорта. Вместе с тем при значительном понижении валютного курса можно ожидать усиления притока прямых иностранных инвестиций, поскольку иностранный инвестор получает более дешевый доступ к необходимым ресурсам. Кроме того, девальвация национальной валюты ограничивает импорт, а прямые иностранные инвестиции позволяют зарубежным фирмам обходить эти внешнеторговые ограничения и завоевывать рынок. 3. Влияние на государственный бюджет. Валютный курс оказывает воздействие на целый ряд статей государственного бюджета, включая как доходные статьи, так и расходные. Государственные доходы. Изменение валютного курса сразу приведет к соответствующему изменению валютных поступлений в национальной валюте от адвалорных внешнеторговых пошлин, а затем по мере того, как объемы внешнеторгового оборота будут реагировать на новый валютный курс, будут меняться и другие поступления от налогов на внешнюю торговлю, от продажи лицензий на экспорт и импорт и т.д. Поскольку валютный курс влияет на уровень внутренних цен, будут изменяться объемы поступлений и от внутренних налогов, прежде всего косвенных. От уровня внутренних цен зависит и заработная плата, поэтому через некоторое время изменятся и поступления от подоходного налога. Государственные расходы. В расходных статьях государственного бюджета изменение валютного курса повлияет на: a. стоимость государственных закупок товаров и услуг, причем не только импортных, но и отечественных, так как их цены тоже будут меняться; b. расходы на выплату заработной платы государственным служащим и работникам бюджетных отраслей, если ее уровень индексируется в соответствии с темпами инфляции; c. расходы по обслуживанию внешнего долга. 4. Влияние на счета денежной системы. Девальвация валюты вызывает повышение цен. Это, в свою очередь, приводит к повышению спроса на деньги и со стороны домашних хозяйств, и со стороны коммерческих банков. Чтобы поддерживать валютный курс на новом, девальвированном уровне и не допустить удорожания отечественной валюты. Центральный банк должен проводить интервенции на валютном рынке. В результате Центральный банк пополняет резервы иностранной валюты, в то время как нехватка денег у населения смягчается продажей банком национальной валюты. Такие интервенции на валютном рынке должны продолжаться до тех пор, пока избыточный спрос на национальную валюту не будет удовлетворен. Это произойдет, когда предложение денег повысится в том же соотношении, в каком была девальвирована валюта и выросли внутренние цены. В итоге, Центральный банк увеличивает свои резервы, а частный сектор сокращает свои иностранные активы.
2.2. Валютное регулирование как средство реализации валютной политики.Важным инструментом политики валютного курса является режим конвертируемости национальной валюты. Причем взаимосвязь между валютным курсом и конвертируемостью как прямая, так и обратная. С одной стороны, политика в отношении конвертируемости позволяет влиять на число участников операций на валютном рынке и на объем этих операций, что непосредственно влияет на уровень и динамику валютного курса. С другой стороны, сам режим валютного курса может в значительной степени предопределять политику в отношении конвертируемости валюты. В частности, использование фиксированного валютного курса требует от Центрального банка проведения активной политики на валютном рынке, и изменения в режиме конвертируемости валюты могут быть важным и эффективным элементом такой политики. Обычно проводится различие между мягкой и жесткой конвертируемостью: при мягкой конвертируемости валюты могут свободно обмениваться по рыночному курсу, в то время как при жесткой конвертируемости валюты могут свободно обмениваться по установленному курсу. С точки зрения отдельной страны переход к конвертируемости по счету текущих операций дает существенные преимущества. Конвертируемость валюты ставит отечественных производителей в условия конкуренции с зарубежными производителями и тем самым создает систему рационального соотношения цен. Соответственно внутренние рынки становятся более конкурентными: расширяется доступ к импортному сырью, материалам и инвестиционным товарам и облегчается международный обмен технологиями, что способствует повышению эффективности производства. Конвертируемость по счету текущих операций подталкивает страну к производству товаров и услуг, по которым у нее есть сравнительные преимущества, и способствует в целом совершенствованию структуры экономических стимулов. Введение конвертируемости валюты не требует полной либерализации внешней торговли. Таможенные тарифы, особенно если их поддерживать на умеренном уровне, более предпочтительны, чем количественные ограничения, поскольку они представляю собой более открытый инструмент экономической политики, и на них оказывает влияние уровень мировых цен. Сохранение многими странами валютных ограничений по счету текущих операций объясняется тем, что введение конвертируемости не является простым техническим шагом. Чтобы получить должный положительный эффект от конвертируемости валюты и чтобы режим конвертируемости был устойчивым, стране необходимо иметь: a надлежащий уровень валютного курса, соответствующий задаче поддержания равновесия платежного баланса; b достаточные запасы международных резервных средств, позволяющие справляться с экономическими шоками и сезонными колебаниями чистых валютных поступлений; c обоснованную макроэкономическую политику, включая политику в бюджетно-налоговой и денежно-кредитной сферах; d эффективную рыночную среду в целом и достаточно развитый валютный рынок в частности.
2.3. Валютный курс и реформа внешнеторговой политикиВалютный курс является важным фактором, воздействующим на объемы и структуру экспорта и импорта. Поэтому политика валютного курса может быть эффективным инструментом внешнеторговой политики и, следовательно, структурных преобразований в экономике, стимулирования экономического роста посредством развития экпорториентированных или импортозаменяющих производств. Однако политика валютного курса будет иметь эффект лишь в том случае, если изменение номинального валютного курса будет приводить к изменению реального валютного курса. Номинальная девальвация может обусловить снижение реального валютного курса только в том случае, если на внутреннем рынке не происходит роста цен в той же пропорции. Девальвация не будет носить инфляционного характера, и произойдет реальное снижение курса при существенном сокращении бюджетного дефицита и соответствующем ограничении темпов роста денежной массы. Если корректировка валютного курса будет сопровождаться стимулирующей кредитно- денежной и бюджетно-налоговой политикой, то девальвация приведет к усилению инфляции и вследствие этого снизиться эффект реального обесценивания валюты. На последствия изменения номинального валютного курса оказывает воздействие существующая система внешнеторговых ограничений. Девальвация, как правило, сопровождается ростом цен на импортные товары на внутреннем рынке. Вместе с тем количественные внешнеторговые ограничения могут оказывать сдерживающее влияние на этот процесс: чем большая доля импорта подпадает под такие ограничения, тем слабее реакция цен внутреннего рынка на девальвацию. Она не вызовет роста внутренних цен на импортные товары, а приведет лишь к сокращению сверхприбыли импортеров, связанной с дефицитностью импортных товаров. Вместе с тем в результате значительного снижения валютного курса и соответствующего роста цен на импортные товары в национальной валюте количественные ограничения могут оказаться ненужными, и таким образом происходит либерализация режима импорта. Если параллельно с девальвацией валюты провести снижение импортных тарифов, то это будет способствовать сдерживанию разового повышения цен. Кроме того, инфляционные последствия обусловленного девальвацией роста цен можно ослабить с помощью эффективной сдерживающей бюджетно-налоговой политики. Все это позволяет усилить воздействие номинальной девальвации на внешнеторговые потоки, изменяя реальный валютный курс. При одновременном проведении программ стабилизации и либерализации внешне торговли возникает важная и трудноразрешимая проблема: либерализация требует снижения реального валютного курса, в то время как антиинфляционные мероприятия могут, как мы уже видели, привести к его повышению. Тем не менее, опыт стран, проводивших реформы внешней торговли, свидетельствует, что осуществление либерализации внешней торговли при одновременной борьбе с инфляцией возможно, если в то же самое время создаются условия для снижения и удержания реального валютного курса на этом сниженном уровне. Важно подчеркнуть, что соотношение программ стабилизации и внешнеторговой реформы во многом зависит от того, в каких целях проводится политика валютного курса. Если валютный курс используется как инструмент антиинфляционной политики, одновременное проведение стабилизации и реформы внешней торговли обычно успеха не приносит, поскольку при этом трудно обеспечить необходимое снижение реального валютного курса. Девальвация, снижая спрос на иностранную валюту и повышая ее предложение, облегчает отход от количественных внешнеторговых ограничений, которые часто вводятся скорее из соображений достижения сбалансированности платежного баланса, а не для обеспечения защиты от импорта. Кроме того, повышая цену импорта в национальной валюте, девальвация снижает протекционистский эффект количественных ограничений. Удорожание импорта в национальной валюте при девальвации нередко делает ограничения ненужными и тем самым ослабляет сопротивление их отмене со стороны защищенных отраслей. Это одна из причин, по которой перед проведение внешнеторговых реформ, предусматривающих быструю отмену большого числа количественных ограничений, - или параллельно с их проведением – часто проводится значительная девальвация. Развитие экспорта также требует проведения адекватной макроэкономической политики (поддержание стабильного реального валютного курса на основе жесткой бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики). На экспорте негативно сказываются как завышение, так и значительные, непредсказуемые колебания реального валютного курса; такие колебания опасны, поскольку они ведут к неопределенности деловой обстановки.
3. Валютное регулирование.Статья 7 Закона Республики Казахстан № 54-1 от 24 декабря 1996 года “О валютном регулировании” гласит, что: “Все платежи по операциям между резидентами должны производиться только в валюте Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан, а также налоговым и таможенным законодательством”. Для целей валютного регулирования резидентами являются: физические лица, имеющие место жительства в Республике Казахстан, в том числе временно находящиеся за границей или находящиеся на государственной службе Республики Казахстан за ее пределами; все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местом нахождения в Республике Казахстан, а также их филиалы и представительства с местом нахождения в Республике Казахстан и за ее пределами; дипломатические, торговые и иные официальные представительства Республики Казахстан, находящиеся за пределами Республики Казахстан. В соответствии с Правилами проведения валютных операций в Республике Казахстан", утвержденными Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 23 мая 1997 года N 206, валютные операции, проводимые резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан, осуществляются через уполномоченные банки и уполномоченные организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального Банка Казахстана, налоговым и таможенным законодательством. Для проведения валютных операций юридические лица - резиденты обязаны открывать валютные счета в уполномоченных банках. Открытие, ведение и закрытие юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте в уполномоченных банках производится в порядке, нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан. Лицензированию подлежат следующие виды операций, связанных с использованием валютных ценностей: 1) осуществление розничной торговли и предоставление услуг за наличную иностранную валюту; 2) открытие резидентами счетов (включая счета в валюте Республики Казахстан) в иностранных банках и иных финансовых институтах, имеющих соответствующее право по законодательству государств, в которых они зарегистрированы; 3) инвестиции резидентов за границу (за исключением брокерско-дилерской деятельности банков); 4) переводы резидентов в пользу нерезидентов в оплату имущественных прав на недвижимость; 5) переводы резидентов в пользу нерезидентов для осуществления расчетов по импортным сделкам, предусматривающим авансовый платеж за товары, работы и услуги на срок более 120 дней, а также превышение срока получения валютной выручки в оплату экспорта товаров (работ, услуг) резидентами более 120 дней с даты экспорта товаров (работ, услуг); 6) предоставление резидентами нерезидентам кредитов на срок более 120 дней; 7) зачисление иностранной валюты, получаемой резидентом в качестве кредита от нерезидента, на счета третьих лиц. Эти вопросы регулируют Правила лицензирования деятельности, связанной с использованием валютных ценностей (утверждены постановлением Правления Нацбанка РК от 24 апреля 1997 года N 130) и Правила регистрации валютных операций, связанных с движением капитала (утверждены Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 октября 1998 года N 204). Со 2 февраля 2001 года введен в действие Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования" № 154-11 ЗРК от 30.01.01 г. (далее - Закон). В целях облегчения перехода резидентов Республики Казахстан к новому порядку проведения валютных операций и единообразного применения норм Закона Национальный банк Республики Казахстан разъясняет следующее: 1. Для текущих валютных операций, по которым было начато исполнение обязательств сторонами, но не завершено к моменту введения в действие Закона (2 февраля 2001 года), устанавливается срок для их завершения без получения лицензии или регистрационного свидетельства Национального банка Республики Казахстан в 60 календарных дней со дня введения Закона в действие, то есть до 3 апреля 2001 года включительно. В случае их незавершения в установленный срок такие операции впоследствии будут классифицироваться как операции, связанные с движением капитала, в соответствии с определением, данным в Законе. 2. К валютным ценностям отнесены национальная валюта, ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в национальной валюте (далее - национальная валюта), в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами.Валютные операции, связанные с движением капитала, предусматривающие переход (перемещение) валютных ценностей от резидентов к нерезидентам и проводимые с использованием национальной валюты, подлежат лицензированию в Национальном банке Республики Казахстан в следующих случаях: § по всем контрактам, вступившим в силу после 2 февраля 2001 года; § по всем контрактам, вступившим в силу до 2 февраля 2001 года и предусматривавшим проведение текущих валютных операций, исполнение обязательств по которым не будет завершено в срок до 3 апреля 2001 года в соответствии с пунктом 1 настоящего письма; § по всем контрактам, вступившим в силу до 2 февраля 2001 года и предусматривающим проведение валютных операций, связанных с движением капитала, по которым после 2 февраля 2001 года были подписаны дополнительные соглашения, за исключением дополнительных соглашений, предусматривающих сокращение срока исполнения обязательств иностранным партнером до срока менее 120 дней с даты исполнения резидентом своих обязательств; § по всем контрактам, вступившим в силу до 2 февраля 2001 года, предусматривающим проведение текущих валютных операций, исполнение обязательств по которым по состоянию на 2 февраля 2001 года не было начато и по которым после 2 февраля 2001 года были подписаны дополнительные соглашения, предусматривающие продление срока исполнения обязательств иностранным партнером свыше 120 дней с даты исполнения резидентом своих обязательств. 3. Следующее валютные операции по экспортным контрактам подлежат лицензированию в Национальном банке Республики Казахстан: a. валютные операции, предусматривающие превышение срока получения выручки в иностранной валюте и тенге в оплату экспорта товаров (работ, услуг) резидентами более 120 дней с даты экспорта товаров (работ, услуг): § по всем экспортным контрактам, вступившим в силу в срок после 2 февраля 2001 года; § по всем контрактам, вступившим в силу до 2 февраля 2001 года и предусматривавшим проведение текущих валютных операций, исполнение обязательств по которым не было завершено в срок до 3 апреля 2001 года в соответствии с пунктом 1 настоящего письма; b. валютные операции, являющиеся операциями, связанными с движением капитала, в соответствии с ранее установленным порядком: § по всем экспортным контрактам, вступившим в силу в период между 1 октября 200 года и 2 февраля 2001 года и предусматривающим превышение срока получения выручки в иностранной валюте и тенге в оплату экспорта товаров (работ, услуг) резидентами более 180 дней с даты экспорта товаров (работ, услуг); § при подписании экспортерами и их иностранными партнерами в период между 1 октября 200' '"я и 2 февраля 2001 года дополнительных соглашений к контрактам, вступившим в силу до 1 октября 2000 года, предусматривающих продление срока поступления экспортной выручки свыше 180 дней с даты экспорта товаров (работ, услуг). Данное условие распространяется только на дополнительные соглашения к контрактам, ранее предусматривавшим проведение текущих операций; § при подписании экспортерами и их иностранными партнерами в период между 1 октября 2000 года и 2 февраля 2001 года, дополнительных соглашений к контрактам, вступившим в силу до 1 октября 2000 года, предусматривающих увеличение суммы экспортной выручки, подлежащей поступлению в срок свыше 180 дней с даты экспорта товаров (работ, услуг). По всем иным экспортным контрактам необходимо соблюдать порядок, ранее установленный нормативными правовыми актами Национального банка Республики Казахстан. 4. Импортные операции, предусматривающие осуществление резидентом авансового платежа за товары (работы, услуги) в пользу нерезидента на срок более 120 дней, а также предоставление резидентами кредитов нерезидентам на срок более 120 дней, подлежат лицензированию в Национальном банке Республики Казахстан в следующих случаях: § по всем контрактам, вступившим в силу в срок после 2 февраля 2001 года; § по всем контрактам, предусматривающим проведение текущих валютных операций, вступившим в силу до 2 февраля 2001 года, исполнение обязательств по которым не было завершено в срок до 3 апреля 2001 года в соответствии с пунктом 1 настоящего письма. По всем иным контрактам, вступившим в силу до 2 февраля 2001 года, необходимо соблюдать порядок, ранее установленный нормативными правовыми актами Национального банка Республики Казахстан. 5. В вышеуказанных случаях сумма операции, подлежащей лицензированию в Национальном банке Республики Казахстан в связи с подписанием дополнительного соглашения к контракту, определяется исходя из суммы обязательств, не исполненных на дату подписания дополнительного соглашения, а также обязательств, возникающих после его подписания.
3.1. Цели и задачи валютного регулирования в Республике Казахстан.Под валютным регулированием понимается деятельность уполномоченных государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка проведения валютных операций, правил владения, пользования и распоряжения валютными ценностями в целях обеспечения защиты и устойчивости национальной валюты и платежного баланса страны, формирования и развития внутреннего валютного рынка. В соответствии с Заявлением Правительства и Национального Банка Республики Казахстан о дальнейшей политике обменного курса тенге с 6 апреля 1999 года осуществлен переход к режиму свободно плавающего обменного курса тенге. Данный режим предполагает формирование курса тенге на основе спроса и предложения на валютном рынке без значительного вмешательства Национального Банка Казахстана. В этих условиях резко повышается значимость такой сферы деятельности центрального банка как валютное регулирование. В числе основных задач валютного регулирования следует перечислить: o разработку нормативных правовых актов, определяющих принципы и порядок осуществления валютных операций на территории Республики Казахстан, права и обязанности субъектов валютных операций, ответственность за нарушение валютного законодательства; o контроль за соблюдением валютного законодательства (валютный контроль); o анализ состояния валютного рынка, объемов и структуры совершаемых валютных операций. Важной составляющей системы валютного регулирования является валютный контроль. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения законодательства резидентами и нерезидентами Республики Казахстан при осуществлении ими валютных операций. В число основных направлений валютного контроля входят: o определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для их осуществления лицензий и свидетельств; o проверка обоснованности платежей в иностранной валюте в части их соответствия условиям контрактов; o проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям. Валютный контроль в Республике Казахстан осуществляется органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в Республике Казахстан являются государственные органы, которые вправе в соответствии с законодательством осуществлять функции валютного регулирования (Национальный Банк Казахстана, таможенные органы и др.). Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и уполномоченные организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций.
3.2. Методы валютного регулирования в Республике Казахстан.Для решения задач валютного регулирования Национальный Банк Казахстана использует следующие основные методы: · установление порядка проведения валютных операций, предусматривающего определение субъектов и объектов валютных операций, прав и обязанностей субъектов валютных операций, классификацию валютных операций, установление правил обращения (владения, пользования и распоряжения) валютными ценностями и др.; · введение валютных ограничений - ограничений (запретов) на совершение определенных валютных операций в зависимости от их характера, субъектов, объектов, объема операции и т.д.; · лицензирование деятельности, связанной с использованием иностранной валюты; · регистрация валютных операций; · сбор и анализ отчетности о валютных операциях; · контроль за соблюдением валютного законодательства, в том числе путем установления процедур паспортизации экспортно-импортных сделок и проведения проверок (инспекций); · международное сотрудничество по вопросам валютного регулирования - в частности с середины 1992 года Казахстан является членом МВФ, а с 16 июля 1996 года Казахстан присоединился к статье VIII Статей Соглашения МВФ, предусматривающей обязательства государств обеспечить конвертируемость своих валют, то есть не вводить ограничений по текущим валютным операциям. Установление порядка проведения валютных операций осуществляется путем издания соответствующих нормативных правовых актов Национального Банка Казахстана по вопросам валютного регулирования.
Валютные ограничения:В настоящее время в Республике Казахстан действуют следующие основные валютные ограничения: § все платежи по операциям между резидентами должны производиться только в валюте Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан, а также налоговым и таможенным законодательством; § покупка, продажа и обмен иностранной валюты, минуя уполномоченные банки и уполномоченные организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, а также их обменные пункты запрещена; § иностранная валюта, получаемая резидентами в качестве оплаты за товары и услуги, а также в качестве кредита, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено в лицензии Национального Банка Республики Казахстан Кроме того, Президент Республики Казахстан в целях выполнения международных обязательств и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций вправе принять решение по ограничению или приостановлению любых валютных операций. Национальный Банк Казахстана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О Национальном Банке Республики Казахстан" вправе ввести необходимые ограничения на проведение операций в иностранной валюте, в том числе на объемы таких операций и уровень ставок вознаграждения (интереса). Согласно Закону Республики Казахстан "О валютном регулировании" Национальный Банк Казахстана вправе установить ограничения на валюту платежа экспортных операций резидентов и режим обязательной продажи экспортной валютной выручки.
Лицензирование:В настоящее время Национальный Банк Казахстана лицензирует следующие операции: · проведение банковских операций в иностранной валюте, в том числе организацию обменных операций с иностранной валютой; · деятельность, связанную с осуществлением розничной торговли и предоставлением услуг за наличную иностранную валюту; · открытие резидентами счетов (включая счета в национальной валюте) в иностранных банках и финансовых институтах за границей; · операции, связанные с движением капитала, предусматривающие переход (перемещение) валютных ценностей от резидентов в пользу нерезидентов.
Регистрация валютных операций:· Национальный Банк Казахстана регистрирует операции, связанные с движением капитала, предусматривающие переход (перемещение) средств от нерезидентов в пользу резидентов в сумме, превышающей 100 тысяч долларов США или соответствующий эквивалент в другой валюте, в частности: · получение кредитов на срок более 180 дней; · осуществление расчетов, связанных с кредитованием нерезидентами экспортных сделок резидентов на срок более 180 дней; · осуществление расчетов, связанных с кредитованием нерезидентами резидентов по импортным сделкам на срок более 180 дней; · инвестиции нерезидентов в Республику Казахстан; · переводы в оплату имущественных и иных прав на недвижимость; · а также осуществление расчетов, связанных с кредитованием резидентами нерезидентов на срок более 180 дней, при экспортных сделках.
Отчетность о валютных операциях:Порядок и формы учета и отчетности по валютным операциям устанавливаются Национальным Банком Казахстана по согласованию с уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции и обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Республики Казахстан.
3.3. Нормативная правовая база по валютному регулированию в Республике Казахстан1. Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании" от 24 декабря 1996 года № 54-I ЗРК является основополагающим актом по вопросам валютного регулирования, определяющим принципы и порядок осуществления валютных операций на территории Республики Казахстан, права и обязанности субъектов валютных операций, ответственность за нарушение валютного законодательства. Внесены изменения и дополнения: · Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 154-I; · Закон Республики Казахстан от 9 июля 1998 года № 277-I; · Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 года № 431-I 2. Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О Национальном Банке Республики Казахстан" от 30 марта 1995 года определены задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального Банка Казахстана, в том числе и в сфере валютного регулирования и контроля. 3. Основным нормативным правовым актом Национального Банка Казахстана, регулирующим порядок проведения валютных операций и устанавливающим основные принципы валютного контроля, являются Правила проведения валютных операций в Республике Казахстан, утвержденные постановлением Правления НБРК от 23 мая 1997 года № 206. Внесены изменения и дополнения:
4. Порядок выдачи лицензий, основания приостановления действия и отзыва лицензий на осуществление деятельности, связанной с использованием иностранной валюты, устанавливается Положением о порядке лицензирования деятельности, связанной с использованием иностранной валюты, утвержденным постановлением Правления НБРК от 24 апреля 1997 года № 130. Внесены изменения и дополнения:
5. Инструкция об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан, утвержденная постановлением Правления НБРК от 5 декабря 1998 года № 271 (согласована с МГД РК 11 декабря 1998) устанавливает порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки в иностранной валюте и тенге от экспорта, а также правомерностью и обоснованностью использования средств на цели импорта в Республике Казахстан. 6. Инструкцией об организации обменных операций с наличной иностранной валютой в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правления НБРК от 25 июля 1997 года № 295 определен порядок проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Республике Казахстан, а также порядок создания, лицензирования и прекращения деятельности уполномоченных организаций, осуществляющих обменные операции с наличной иностранной валютой, их обменных пунктов и обменных пунктов уполномоченных банков на территории Республики Казахстан. Внесены изменения и дополнения:
7. Порядок проведения и организации учета операций, связанных с движением капитала, предусматривающих переход (перемещение) средств от нерезидентов в пользу резидентов определяется Правилами регистрации валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденными постановлением Правления НБРК от 27 октября 1998 года № 204. Доллар де-факто стал главной национальной валютой Казахстана Чем выше благосостояние казахстанцев, тем большей любовью они проникаются к устойчивой валюте иностранных государств - такой вывод можно сделать, проанализировав структуру вкладов населения. В последнее время Национальный банк и правительство с удовлетворением отмечают рост депозитов населения в банках второго уровня. Повод для радости вроде бы действительно есть, но мало кто задумывается над тем, что же на самом деле скрывается за этим явлением? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем поведение среднестатистического казахстанского вкладчика в 1998 - 2001 годах. Если общую сумму депозитов физических лиц принять за 100%, то в январе 1998 года удельный вес вкладов до востребования составлял 47,7%, а срочных - 52,3%.
В течение трех следующих лет доля вкладов до востребования постоянно снижалась и достигла в январе 2001 года 26,6%. А удельный вес срочных вкладов наоборот вырос с 52,3% до 73,4%. Очевидно, что это отражает рост благосостояния вкладчиков и их нацеленность на накопление денежных средств во-первых, и на извлечение процентного дохода - во-вторых. При этом физические лица - вкладчики коммерческих банков - совершенно не верят ни правительству, ни Национальному банку. Несмотря на рекомендации председателя правления банка Григория Марченко держать свои деньги в национальной валюте, этим советам следует все меньшее количество казахстанцев и нерезидентов. Если в январе 1998 года доля вкладов в тенге составляла 69,8%, то в январе 2000 года она упала до 34,4%, то есть ровно в два раза. Тогда как удельный вес депозитов в СКВ вырос с 30,2% до 65,6%. Парадоксально, но после перехода в апреле 1998 года на свободное формирование курса тенге доля тенговых вкладов уменьшилась незначительно. В ноябре 1998 года, сразу после смены правительства, она составила 65% против 70,1% в апреле. Зато по мере улучшения экономического положения Казахстана и увеличения валютных поступлений в страну вкладчики почему-то все меньше верят тенге, хотя за прошлый год не раз возникала реальная угроза его ревальвации. Видимо, физические лица, наученные горьким опытом, предпочитают жертвовать более высокими процентами по тенговым депозитам, лишь бы сохранить в целостности основную сумму. Это предположение подтверждается структурой срочных вкладов. Если в январе 1998 года на тенговые депозиты приходилось 52,3% от общего объема, а на инвалютные - 47,7%, то ровно через три года ситуация изменилась не в пользу тенге. В январе 2001 года доля первых в общей сумме срочных вкладов упала до 23,7% против 76,3% удельного веса вкладов в СКВ. Реально тенге в Казахстане используется как средство обращения, но никак не накопления. В качестве доказательства приведем динамику депозитов до востребования. Доля тенговых вложений в общей сумме этой категории депозитов хотя и уменьшилась с 89% в январе 1998 года до 63,9% соответственно в январе 2001 года, по-прежнему достаточно велика. В общем, можно сделать вывод, что Республика Казахстан де-факто приняла доллар США в качестве второй и главной национальной валюты. И когда Григорий Марченко говорил, что лет через 10 нашей стране нужно будет присоединиться к какой-нибудь международной валютной системе, он сильно лукавил. Казахстан уже вошел в валютную систему США. В двухвалютной финансовой системе Казахстана доллар, как более сильная валюта, постепенно вытесняет тенге, превращая его в некий эквивалент центов. Именно доллар является основой золотовалютных резервов страны и своей всемирной покупательской способностью поддерживает обменный курс и устойчивость казахстанской национальной валюты. Возможно, но маловероятно, что в будущем республика присоединится к евро или российскому рублю. Несмотря на трехлетнюю историю евро торги по нему на казахстанской валютной бирже не производятся, а рубль сам превращается в подчиненную доллару валюту. Ну и поскольку Казахстан своей финансовой системой оказался привязанным к США, а производственными, транспортными и историческими факторами - к России, он обречен страдать как от рубля, так и доллара, видимо, до лучших времен. Литература: 1. Колесов В. П., Осьмова М. Н. Мировая экономика, М., 2000; 2. Миклашевская Н. А., Холопов А. В. Международная экономика, М., 1998; 3. Чепурин М. Н. Курс экономической теории, Киров, 1997; 4. веб-сайт по законодательству Республики Казахстан www.zakon.kz; 5. веб-сайт Народного сберегательного банка Республики Казахстан www.nationalbank.kz. |
|
© 2007 |
|