|
|
|
|
: Социально-экономические проблемы НТР и способы их решения
: Социально-экономические проблемы НТР и способы их решения
Социально-экономическое положение различных стран мира накануне НТР.
Предпосылки начала НТР.
Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16-18 веках,
когда мануфактурное производство , нужды мореплавания и торговли
потребовали теоретического и эксперементального решения практических задач.
Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века,
всвязи с развитием машинного производства , что было обусловлено изобретением
Д. Уаттом. парового двигателя. Наука и техника начали взаимно
стимулировать друг друга , активно влияя на все стороны жизни общества,
радикально преобразуя не только материальную , но и духовную жизнь людей.
Двадцатый век человечество встретило с новыми видами транспорта :
самолетами, автомобилями, огромнейшими параходами и все более быстрыми
паровозами; трамвай и телефон были в диковинку лишь жителям отдаленной
глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых
стран. Но в то же время в колониях сохранялась ужасающая нищета и отсталость,
да впрочем, в метрополиях все было далеко не так благополучно. Всвязи с
развитием техники и транспорта мир познал что такое безработица и кризис
перепроизводства , засилье только что появившихся монополий. К тому же, ряд
государств ( к примеру Германия ) не успели к разделу колоний , и начало
крупномасштабных войн было лишь вопросом времени . Научно-технический
прогресс встает на службу военно-промышленному комплексу. Создаются все более
разрушительные виды вооружений, которые сначала были опробованы в локальных
конфликтах ( таких как русско-японская война ) , а затем применены во время
Первой Мировой Войны .
Первая Мировая произвела огромный переворот в общественном сознании.
Всеобщий оптимизм начала хх века под влиянием ужасов войны, понижения уровня
жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и голода
сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа самоубийств, падение
значения духовных ценностей - все это было свойственно не только Германии,
проигравшей войну, но и странам-победительницам .
Массовое рабочее движение, вызванное требованием перемен после войны и
революцией в России, привело к небывалой до этого демократизации.
Однако вскоре мир постигла очередная беда : Великая Депрессия . Неправильная
экономическая политика приводит многие страны мира сначала к биржевому , а
затем к банковскому краху. По глубине и продолжительности этот кризис не имел
себе равных : в США за 4 года производство сократилось на треть, а каждый
четвертый стал безработным . Все это привело к очередному всплеску пессимизма
и разочарования. Демократическая волна уступила место тоталитаризму и росту
государственного вмешательства . Фашистские режимы, установившиеся в
Германии и Италии, увеличив число военных заказов, избавили свои страны от
безработицы, чем завоевали огромную популярность в народе. Униженная Германия
увидела в Гитлере лидера, способного поднять страну с колен . Окрепший
Советский Союз также начал активную милитаризацию и был готов ликвидировать
унизительные последствия Брестского мира . Таким образом, очередной
глобальный конфликт был неизбежен .
Вторая Мировая Война была самой разрушительной в истории человечества.
В 1939-1945 годах погибло по разным оценкам от 55 до 75 миллионов человек,
то есть в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую. Ее последствия еще долго
будут влиять на жизнь последующих поколений, но, как это не пародоксально,
именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-1 и первой
атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму , именно с изобретения
разрушительного оружия началась новая прогрессивная эра в развитии
человечества .
Научно-техническая революция и ее значение.
Ускорение экономического роста.
Научно-техническая революция - это качественно новый этап научно-технического
прогресса . НТР привела к коренному преобразованию производительных сил на
основе превращения науки в ведущий фактор развития производства . Начавшись в
середине двадцатого века под влиянием крупнейших научных и технических
открытий , возросшего взаимодействия науки с техникой и производством ( к
примеру значительное продвижение в изучении структуры и свойств атомных ядер
привело в 1954 году к созданию первой промышленной атомной электростанции в
г. Обнинске ) , она оказала значительное влияние на все стороны жизни
общества . Главные направления НТР : комплексная автоматизация производства,
контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ ( сегодня уже никого
не удивишь компьютером, а между тем лет 30 назад они привлекали всеобщее
внимание ); открытие и применение новых видов энергии ( начиная от
строительства атомных , геотермальных и приливных электростанций и кончая
новейшими разработками в области использования энергии ветра , солнца и
магнитного поля Земли) ; создание и применение новых видов конструкционных
материалов ( взглянув вокруг мы можем увидеть , что различные пластики
активно вытесняют металл и древесину )
Резко возросли требования к уровню образования, квалификации и
организованности работников . Об этом свидетельствуют следующие факты :
численность ученых в мире удваивается каждые 10-15 лет и к 2000 году
достигнет 10 миллионов человек ; в настоящее время в вузах обучается 70
миллионов студентов . Информационный динамизм сегоднешнего мира привел к
регулярному устареванию знаний , что породило новую образовательную
концепцию , известную как непрерывное образование . Также тенденцией в
области образования становится его гуманизация . Это во многом вызвано
заменой человека машиной в монотонном процессе промышленного производства и
его переориентировкой на более творческие виды деятельности.
В результате НТР по оценкам экспертов в США до 68% роста ВНП в 1945-1970
годах обьясняется ростом производительности труда и лишь 32% ростом
трудозатрат. Следствием этого явилось повышение темпов экономического роста
(см .табл. на стр №3) . Во многом именно благодаря этому фактору на
западе смогли построить так называемое государство благоденствия, когда при
сохранении демократических прав и свобод и рыночной экономики гражданам
гарантируется определенный уровень социального обеспечения и благосостояния
. Во многих капиталистических странах мира это привело к росту роли
государства, которое по мнению, сформировавшемуся в обществе после войны
должно взять заботу о своих нуждающихся гражданах на себя
среднегодовые темпы роста ВНП , % | | США | Германия | Я пония | Англия | Франция | 1900-1950 | 3,5 | 1,9 | 4,4 | 1,4 | 2,1 | 1950-1970 | 3,9 | 6,7 | 9,6 | 2,8 | 5,3 |
Крупномасштабные компании борьбы с бедностью, строительство дешевого жилья,
пособия по безработице тяжелым бременем ложились на госбюджет, но именно
благодаря им заметно повысилось качество жизни рядовых граждан . НТР привела
развитые страны к эпохе массового потребления. Вещи одноразового потребления
также стали спутником современного человека Это создало дополнительные
удобства, но привело к дополнительной нагрузке на окружающую среду( к
примеру, одноразовые пластиковые бутылки, которые просто не могут
разложиться в природных условиях ,оставаясь надолго лежать на многочисленных
свалках ) К числу отрицательных последствий НТР следует отнести
существовавшую до распада СССР гонку вооружений: ведь именно благодаря НТР
появилось смертоносное оружие, способное уничтожить все живое на Земле
Однако следует признать, что бомбы сбрасывают политики и военные ,а не
ученые, и не их вина, что великие открытия используют в военных целях .К
счастью, теперь вероятность атомной войны самая низкая за последние пять
десятилетий .
Несмотря на все положительное, что было создано благодаря НТР, она породила
новые и усугубила ряд старых глобальных социально-экономических проблем .
С начала НТР прошло полвека, а человечество до сих пор не решило большинство
из них . В чем заключаются эти эти проблемы, в чем состоит их сложность и
каковы наиболее вероятные пути их решения, я попытаюсь обьяснить далее Итак:
Проблема первая:
Демографический взрыв.
В 40-х и 50-х годах шло активное изобретение новых лекарственных препаратов
( к примеру в их числе класс препаратов-антибиотиков ), что было успехом
целого спектра наук, начиная от биологии и кончая химией . Примерно в то же
время были предложены новые способы промышленного производства вакцин и
лекарств, что сделало многие лекарства дешевыми и доступными . Благодаря этим
успехам НТР в области медицины отступили такие страшные болезни как столбняк,
полиомелит и сибирская язва, значительно сократилась заболеваемость
туберкулезом и проказой .
После второй мировой войны во многих странах Азии и Африки молодые
независимые государства начали внедрять медицинское обслуживание Массовые
дешевые прививки и введение элементарных правил гигиены привели к резкому
росту средней продолжительности жизни и сокращению смертности Но в Европе
смертность сокращалась постепенно на протяжении XIX века . Рождаемость
приходила в соответствие смертности, и это не привело к очень сильному
демографическому буму. К тому же, население Европы составляло меньшую часть
в народонаселении мира, и рост числа ее жителей отразился на общей
численности населения не очень сильно.
Другое дело демографический взрыв, начавшийся в середине ХХ века. Резкое
сокращение смертности и сохранение рождаемости на прежнем уровне в странах
третьего мира ( а это, ни много ни мало, почти четыре пятых жителей
современного мира ) привело к небывалому за всю историю человечества росту
народонаселения ( см. таблицу )
Динамика роста населения по категориям стран,млн. чел. | | 1900 | 1950 | 1975 | 2000(прогноз) | Весь мир | 1656 | 2513 | 4033 | 6200 | Развитые страны | 506 | 751 | 985 | 1152 | страны Азии | 950 | 1379 | 2318 | 3611 | Лат. Америка | 64 | 164 | 323 | 608 | Африка | 130 | 219 | 406 | 828 |
Сейчас человек потребляет более половины биологических ресурсов Земли.
Очевидно ,что рост не может быть бесконечным в конечном пространстве .Если
темпы роста населения сейчас хоть медленно, но снижаются, то абсолютный
прирост населения растет : в 1988 году прирост составил 86 млн.человек, а уже
в 1991 90млн. В наше время переживает второе рождение мальтусианство, которое
рисует мрачные картины грядущего истощения ресурсов и экологической
катастрофы ( Вот пример, подтверждающий выводы мальтусианцев : сбор зерновых
в мире, выросший с 1950 по 1984 годы в 2.6 раза и достигший максимального
значения на душу населения ( 346 кг ), с тех пор почти не растет, составляя
1,6-1,7 млрд. т .А в расчете на душу населения он упал на 9% )
Поскольку решать проблему обеспечения населения путем дальнейшего роста
потребления ресурсов просто самоубийственно ( этот путь ведет к экологической
катастрофе ), то очевидно, чтобы избавить мир от нищеты, необходимо
стабилизировать уровень народонаселения на каком-нибудь определенном уровне.
Так как естественная стабилизация населения наступит нескоро, по моему
мнению, рано или поздно придется создать, к примеру на базе ООН или другой
международной организации, некий комитет по контролю рождаемости. Тем более,
что эффективную политику снижения рождаемости можно получить ,изучив пример
Китая. Я считаю, что развивающиеся страны не стали бы препятствовать
деятельности этого комитета ( им не выгоден рост нищеты в собственных странах
), а развитые страны, желая оградить себя от волны иммигрантов из бедных
стран 3-его мира, профинансировали бы его. Правда, здесь могут сыграть
соображения религиозного и политического характера, так что очень важно
повышение уровня образования в развивающихся странах.
Существенной особенностью современной демографической картины мира является
то, что 90% прироста населения приходится на страны 3-его мира , и, как
следствие, это тормозит рост уровня жизни в этих странах Но не надо думать,
что все беды человечества происходят из-за быстро растущего населения
развивающихся стран и ,как следствие, роста давления на экосистему Земли.
Если средний американец потребляет в 40 раз больше ресурсов Земли, чем
средний сомалиец, и в 75 раз больше мяса, чем индиец , кошка в Англии
потребляет в 2 раза больше белков, нежели африканец, то виновниками возможных
экологических и социальных катастроф будут прежде всего развитые страны
(загрязняющие окружающую среду и непомогающие бедным странам ) и отсталость
стран 3-его мира Именно нищета и отсталость порождают во многом
демографический рост.
Проблема вторая:
Нищета и отсталость .
Их причины , влияние на демографический рост
и пути решения.
Смотря голливудские фильмы, пользуясь такими благами цивилизации, как
видеомагнитофон, телевизор и автомобиль, многие из нас наивно полагают, что
большинство населения мира, за исключением небольшого числа людей,
регулярно пользуются этими приборами в быту. Но реально картина мира
совершенно иная ,ибо более половины человечества живет в нищете и бедности, а
два миллиарда человек имеют на одежду и пропитание менее 1 доллара в день .
От голода умирает ежегодно 40 млн. человек, а это население такой страны, как
Испания . В США на стрижку газонов тратится сумма, равная ВНП Танзании -
страны с 23 миллионами жителей ! Разрыв между богатыми и бедными странами
составляет 10 - 20 раз . Вот некоторые данные характеризующие диспропорции
развития стран :
Показатели социально-экономич. Развития в конце 80-х годов | страна | ВНП на душу населения,дол | продолжит.жизни,лет | дет.смертность на 1000 рожд. | Грамотностьвзрослых ,% | Потребление калорий на 1 чел. | кг нефти на 1чел. | США | 17480 | 75 | 11 | 99 | 3682 | 7193 | Бразилия | 1810 | 67 | 60 | 78 | 2675 | 830 | Индия | 290 | 57 | 94 | 43 | 2126 | 208 | Эфиопия | 120 | 51 | 116 | 5 | 1704 | 21 |
Так в чем же причины нищеты и отсталости третьих стран ?
Во многом отсталость развивающихся стран обусловлена историческими
факторами . Колониальное прошлое наложило глубокий отпечаток на страны
третьего мира . Монокультурная направленность сельского хозяйства ( к примеру
выращивание сахарного тростника на Кубе, какао-бобов в Гане ) , отсутствие
промышленности национальных кадров и недостаточное развитие инфраструктуры -
эти факторы до сих пор играют свою отрицательную роль в развитии бывших
колоний . К тому же, весьма заметное влияние внешнего фактора в лице
США и СССР , а также проведение политики неоколониализма, очень часто замедляло
темпы развития или приводило к кровопролитным конфликтам ( Корея, Вьетнам ) .
Во всех развивающихся странах ( кроме стран Латинской Америки ) сыграла свою
роль и цивилизационная несовместимость, когда общемировые,
европейские по своему происхождению, ценности противоречили местным
патриархальным устоям .
Из числа внутренних причин нищеты и отсталости следует прежде всего выделить
перенаселенность . Прямая связь между нищетой и демографическим взрывом
видна в глобальном масштабе . Африка - континент, находящийся в самом тяжелом
эколого-экономическом положении - имеет самые высокие темпы роста населения ,и,
в отличие от других континентов, они там пока не снижаются . При среднегодовых
темпах роста населения 3% производство продовольствия там растет лишь на 2% в
год . Если учесть, что в большинстве стран не так давно закончились
социалистические эксперименты, вызвавшие спад промышленного производства, и,
как следствие, каждый третий в африканском городе безработный, то становится
понятна глубина кризиса охватившего континент.
Нам, живущим в стране, в которой вследствие кризиса население сокращается на
1 млн . человек ежегодно, непонятно, как нищета может вызвать рост населения
. Но дело в том, что Россия и Африка относятся к разным цивилизационным
системам и уровню социально-экономического развития, и одни и те же
предпосылки могут привести к прямо противоположным результатам . В Африке
нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь большее число детей . Дети -
важная часть семейной рабочей силы . Они с малолетства собирают хворост,
пасут скот, нянчат младших детей, делают множество другой домашней работы .
Как это на первый взгляд ни странно, детям в условиях тяжелой безработицы
проще найти работу ,чем взрослым, так как их труд оплачивается гораздо
дешевле . При отсутствии какого либо социального обеспечения со стороны
государства ,дети- это единственная опора родителей в старости . Так
замыкается порочный круг : нищета - быстрый рост населения - деградация
основных систем жизнеобеспечения .
На момент обретения независимости отсталые страны не имели технического и
научного потенциала ,грамотность была уделом ,в лучшем случае, одной трети
населения . Не сильно изменилась ситуация, и сейчас неграмотность -
одна из проблем стран 3-его мира . Развивающиеся страны с 75% мирового
населения выделяют на образование и науку лишь 4% от мировых затрат на эти цели
. В эпоху НТР ,когда наука превратилась в ведущий фактор развития производства
,низкий уровень образования, отсутствие инженеров, врачей, учителей в
развивающихся странах сильно тормозит развитие промышленности и сельского
хозяйства , медицины и культуры .
Также одной из причин отсталости является тот факт, что большинство
развивающихся стран по структуре своей экономики остались аграрными . Для
сравнения : в Африке в сельском хозяйстве занято три четверти населения, а в
США - 3% . Но поскольку в США применяются передовые методы хозяйствования
,связанные с применением удобрений , различной спецтехники и новейших
достижений селекции и генетики, а в отсталых странах сохраняется мотыжное
земледелие ,то США являются крупнейшим в мире производителем и экспортером
сельскохозяйственной продукции, а, к примеру, страны Африки могут обеспечить
лишь 80% своих потребностей в продовольствии . Но НТР не обошла стороной и ряд
стран третьего мира : благодаря комплексу мер по мелиорации, механизации и
внедрению новых видов с/х культур, получившему название « зеленая революция »,
в таких странах как Индия, Китай и Таиланд отступила угроза голода .
Тенденцией мировой экономики является то, что в основном цены на сырье в
долгосрочной переспективе растут медленнее, чем цены на продукцию высоких
технологий ,в результате чего страдают в первую очередь развивающиеся
страны.Впрочем ,бывают и исключения : предпринятое организацией стран
-экспортеров нефти ( ОПЕК ) в 1973 и в 1979 годах повышение цен на нефть
привело к резкому росту доходов этих стран . Однако более всего от « нефтяного
кризиса » пострадали не развитые страны, а другие страны 3-его мира ,поскольку
сокращение спроса на сырье больнее всего ударило именно по ним. .Это привело к
тому, что внешний долг этих стран начал расти . Огромная внешняя
задолженность- одна из причин отсталости, так как, выплачивая огромные
проценты по займам (к примеру на выплаты по внешнему долгу Гондураса уходит 60%
гос. бюджета этой страны), развивающиеся страны не могут
Некоторые страны с крупным внешним долгом (конец 80-х годов) | страна | Размер внешнего долга | отношение внеш. Долга к ВНП,% | Бразилия | 111 | 32 | Мексика | 102 | 63 | Чили | 21 | 101 | Филиппины | 28 | 66 |
направить значительные средства на развитие медицины и образования ,вынуждены
повышать налоги, что замедляет экономический рост. Это подтверждает
статистика : если в среднем в конце 80-х в развивающихся странах темпы
экономического роста составили 3,9% то в странах с большой задолженностью
этот показатель составил лишь 1,1% .
Все эти проблемы ( неграмотность, аграрность стран 3 - его мира ,проблема
внешней задолженности ), по моему мнению , развивающимся странам можно решить
лишь при помощи развитых стран и устранении всех форм дискриминации стран 3-
его мира ( например ,они обладают лишь одной третью голосов в различных
международных экономических организациях ) . Да ,конечно, новые
индустриальные страны смогли преодолеть отсталость без благотворительности
развитых стран, но чего бы стоили эти « азиатские драконы » без
многомиллиардных иностранных инвестиций . Но к примеру большинство стран
Африки просто не в состоянии в ближайшее время создать условия для
инвесторов, такие как политическая и социальная стабильность, дешевая ,но
образованная рабочая сила, низкие налоги и свобода рыночной экономики . То
есть ,без значительной помощи развитых стран не обойтись . В настоящее время
страны Запада тратят на помощь около 2% ВНП, но, учитывая ,что в США на
видеоигры тратится 10 млрд долларов ,что равно всему размеру американской
помощи бедным странам, то это не намного меняет ситуацию . И если в богатых
странах откажутся от откровенных излишеств, то можно будет сломить цепь
препятствий к построению мира без экономических и социальных диспропорций
между странами .
Проблема третья:
Война и Мир.
Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи в истории
человечества . Благодаря новейшим достижениям науки в изучении природы
атомного ядра было убито 200 тысяч человек ,40% зданий превращено в пепел ,а
92% процента территории города изуродовано до неузнаваемости .
С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы раз . Этого
достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле . Но, к счастью, после
бомбардировки двух японских городов у человечества хватило благоразумия не
применять атомное оружие, а после долгой цепи переговоров между США и СССР ,а
также по причине распада последнегo, угроза ядерной войны снизилась до самой
низшей отметки за последние 50 лет . Но я думаю ,что над человечеством еще
нависнет эта угроза, учитывая, что число стран обладательниц атомного оружия
увеличится , ведь его ,при желании ,уже в состоянии получить Иран,,Пакистан,
Израиль и Индия . Из них наибольшую угрозу представляют Иран и Пакистан, как
страны с фанатиками-исламистами у власти . Выход же я опять вижу во всеобщей
интеграции стран и контроле, к примеру ООН, за всеми разработками в этой
области .
Но угрозу представляет не только и не столько ядерное оружие, но и
усовершенствованные « классические » виды вооружений . После второй мировой
войны резко выросло число локальных конфликтов, причем 95% из них - в
развивающихся странах, что привело не только к массовым человеческим
жертвам, но и к усугублению проблем отсталости . Но сейчас ,по-моему, после
прекращения гонки вооружений и все более возрастающего понимания роли
мирового сообщества в урегулировании локальных конфликтов , следует путем
введения в район нестабильности « голубых касок » пресекать набирающие
обороты сепаратизм и межнациональные столкновения.
Если учесть, что на Земле в глобальном масштабе все более утверждаются
демократические ценности ,то в долгосрочной переспективе военные перевороты и
гражданские войны должны сойти на нет, а им на смену придут политические
методы борьбы . Но все это возможно лишь при повышении уровня политической
культуры, а это опять упирается в проблему отсталости .
Проблема четвертая:
Рукотворные катастрофы.
Плата за сложность.
26 апреля 1986 года произошла авария на чернобыльской АЭС . В спокойные
ночные часы здание потряс страшный взрыв . Стены ядерного реактора
,защищавшие все живое от губительного излучения, были моментально разрушены
. На свободу вырвались цезий стронций плутоний - радиоактивные элементы
,которые невозможно обезвредить никакими способами . Переносимые ветром и
дождями ,они покрыли территорию площадью более 100 тысяч кв. километров с
населением не менее 800 тысяч человек !
Так кто виноват в случившейся трагедии ? Кто виноват в смерти 30 человек
,погибших сразу и тысячах заболевших и умерших затем ? Кто виноват, что
стронций находят в молоке скандинавских коров и на ледниках Памира ?
Виноваты были люди . Физики, инженеры ,создавшие далеко не совершенный
реактор ,операторы, отключившие систему аварийной защиты, чиновники из
минатома, подгонявшие темпы строительства АЭС к очередному юбилею . Говоря
конкретнее , виноваты были все мы .
На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными
катастрофами - цунами ,смерчами ,землетрясениями ,чумой . Но 26 апреля 1986
года стало ясно - человек способен создать катастрофу в 1000 раз сильнее
любого природного катаклизма . Мы уже привыкли к постоянным взрывам метана в
шахтах, падениям самолетов и столкновениям поездов, но зачастую человек может
стать даже причиной наводнения ( закованный в бетон Рейн, не справляясь с
ледоходом, регулярно обрушивает свои воды на густонаселенные районы Европы
) или землетрясения (из-за образования подземных пустот в результате добычи
нефти в Калифорнии активизировалась подвижность земной коры ) . Человек -
царь природы . Это «мудрое » изречение привело к осушению Арала и наступлению
пустынь . В 1950-2000 годах человечество потеряет 1/5 плодородного слоя
земли . Наступление пустыни привело к появлению миллионов экологических
беженцев ,а всего от этого процесса пострадал 1 миллиард человек.
Но причины рукотворных катастроф не только в неумелом управлении природой . В
Японии за 10 лет 100 человек было убито роботами . В 1984 году во Франции
компьютер ,установленный на плотине водохранилища в долине реки Тари,
самовольно дал команду открыть шлюзы . Водохранилище сбросило 2,5 млн
кубометров воды, причинив немалый урон жителям долины .
В декабре 1985 года в индийском городе Бхопал произошла катастрофа, которая
по числу непосредственно погибших считается крупнейшей в истории
промышленности . В результате технического сбоя из резервуаров завода в
воздух было выброшено вреднейшее химвещество, вызывающее удушье и потерю
зрения . Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2000 человек .
Причиной этих катастроф явилась созданная человеком искуственная среда обитания
. Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться . Казалось бы ,это
единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компании АТ&Т в 1990 году
,когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал «занято» ,показал,
что машины могут «сойти с ума» сразу во всем мире . Избавившись от угрозы быть
сьеденным тигром, человек, попав в столь же чуждую ему городскую среду ,может
попасть под колеса автомобилей . В России на автодорогах гибнет в 4 раза
больше человек ,чем погибло за все годы войны в Афганистане ! По подсчетам
специалистов в техногенных катастрофах и авариях погибает больше людей ,чем во
всех стихийных бедствиях вместе взятых .
Что же дальше ?
Так что же ожидает человечество далее : решение проблем НТР или их
усугубление ? Здесь нельзя дать однозначного ответа . Но можно с полной
уверенностью утверждать ,что будет продолжаться демографический взрыв,
благодаря дальнейшему внедрению медобслуживания в отсталых странах . По
прогнозам специалистов население стабилизируется только к середине ХХI века
на уровне 10 - 12 млрд человек . Вопрос состоит в том ,выдержит ли Земля
такое число обитателей без сползания к необратимой экологической катастрофе.
Я считаю, что, чем быстрее человечество внедрит современный уровень жизни
среди большинства жителей стран 3 - его мира ,тем быстрее они перейдут от
традиционного режима воспроизводства (высокая смертность - высокая
рождаемость ) к современному ( низкая смертность - низкая рождаемость ) . А
пока на переходный период следует ,во избежание необратимых последствий
перенаселенности, ввести адинистративно - репрессивный контроль за
рождаемостью ( по китайскому образцу ) .
Следует также отметить ,что выравнивания диспропорций в развитии различных
стран мира не следует ожидать в ближайшем будущем . Причиной этого является
то, что отсталость -это как бы пересечение всех глобальных проблем НТР, и
разрубить гордиев узел этих проблем пока не удается : темпы развития
развитых стран превосходят темпы развития развивающихся стран, и пропасть
между этими странами увеличивается .
По моему мнению, также следует ожидать некоторого спада числа
межгосударственных конфликтов ,но роста сепаратизма и конфликтов, связанных
с ним . Это во многом связано с ростом национального самосознания народов .
Однако интеграционные процессы (подобные происходящему в Европе ) также
будут укрепляться . Эти два взаимообратных процесса приведут к тому ,что
вскоре мир будет состоять из небольшого числа конфедераций ( наподобие ЕЭС
) ,состоящих из стран обьединенных в таможенный, экономический, политический
союз с единой валютой, но автономных в вопросах культуры ,религии и
внутренней политики .
В промышленности будет развиваться дальнейшая автоматизация, но все более
,всвязи с истощением ресурсов, будут использоваться ресурсосберегающие и
экологически чистые технологии . Компьютерные сети, все более внедряясь в
жизнь людей, приведут к созданию информационного общества, когда ИНТЕРНЕТ
заменит библиотеки и даже частично живое общение ( как это сделал не так
давно телефон ) .
В общем, я представляю себе будущее, не лишенное проблем, но все же
представляющее более высокую ступень развития ,чем сейчас . Но это при
условии , что мир не придет к экологической или социальной катастрофе .
Именно возможность таких катастроф ,а также глобальность многих процессов -
вот отличительные признаки эпохи НТР, и то, что человек пытается
контролировать эти процессы ,глобально означает, что мы сейчас находимся на
пути от традиционных взаимоотношений природы и общества их противопоставления
(Человек - царь природы ) к ноосфере - взаимоотношениям на основе разума и
целостности всего мира .
Литература:
1) География . Серия « Энциклопедия для детей » под редакцией С.Исмайловой
Москва . Аванта+. 1994
2)Биология . Серия « Энциклопедия для детей » под редакцией С.Исмайловой .
Москва . Аванта+. 1994
3)Экономикс.Р.Макконнел , Л.Брю .11-е издание . Москва .Издательство
«Республика» . 1995
4)Д.Долан.Макроэкономика .Санкт-Петербург . Литера плюс .1996
5)Страны мира . Справочник под редакцией Р.Иванова .Москва . Политиздат.1989
6)Человек и Общество .Современный мир .Учебник для 11 класса . Под редакцией
В.И. Купцова .Москва . Просвещение .1994
7)Материалы газеты «Известия» за октябрь-декабрь 1997
|
|
|
|
|