РУБРИКИ

Статья: Электронная коммерция

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Статья: Электронная коммерция

Статья: Электронная коммерция

Статья Хорошко Дениса Ивановича

на публикацию в сборнике.

Введение

Прежде чем говорить об электронной коммерции хотелось бы дать определение

этому понятию.

Электронная коммерция - такая форма поставки продукции, при которой выбор и

заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между

покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных

документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров

(или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.

Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм

любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными

требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу

лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить

в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная витрина в

World Wide Web, сокращенно, WWW дает любой компании возможность привлекать

клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для

сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений. Если

информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут

быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может

происходить в on-line режиме.

Под определение электронной коммерции подпадают не только системы,

ориентированные на Internet, но также и "электронные магазины", использующие

иные коммуникационные среды. В то же время процедуры продаж, инициированных

информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр.,

могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Отметим

также, что, несмотря на то, что WWW является технологической базой

электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные

возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для

оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту.

На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках

являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные

инструменты: смарт-карты, цифровые деньги, микроплатежи и электронные чеки.

Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В

область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды

деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение

возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями,

организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция

является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как

одну из составляющих.

Объемы электронных продаж

Если на начальном этапе своего развития Интернет служил лишь для общения и

распространения некоммерческой информации, сегодня уже очевидно, что сетевые

технологии могут успешно использоваться и в коммерческих целях. Как

показывает статистика, в 1999 году около 600 тыс. фирм продавали свои товары

и услуги через Интернет, что на 65% больше, чем в 1998 году.

К настоящему моменту около 40% всех Интернет-пользователей (более 100 млн.

человек) совершили хотя бы одну покупку в онлайновых магазинах. В 1999 году

объем розничных продаж в Сети составил около 40-50 млрд. долл. Сейчас

наибольший прирост имеет категория сайтов розничной продажи в Интернет (52%

за полгода). Увеличивается также доля пользователей, посещающих эти сайты (в

первой половине 1999 года - 31%, во второй - 41%).

По прогнозам к 2002 году более 70% компаний будут использовать Интернет в

своем бизнесе. Объем электронных сделок при этом составит 300-500 млрд.

долл., а доля корпоративного сектора вырастет до 70-80%.

Сегодня доля малого бизнеса в доходах электронной коммерции составляет около

20%. Ожидается, что к 2003 году она возрастет до 27%.

Прогнозы различных компаний на 2004-2005 годы, несмотря на заметные

расхождения, указывают на мощные темпы роста электронной коммерции (от 60% до

150% в год). Годовой объем продаж в сети к тому времени обещает достигнуть

1,5 - 7 трлн. долл. Таким образом, доля электронного сектора в экономике

может составить 5 - 10%. Вероятно, около половины этого объема сделок будет

заключаться в США, а вторым по величине станет азиатский рынок. С небольшим

отрывом за ним будет следовать европейская электронная коммерция, главным

образом Германия, Англия и Франция. На порядок меньшим останется пока объем

южноамериканского, африканского и ближневосточного рынков. Особенно быстрые

темпы развития прогнозируются в корпоративном секторе, который к 2005 году

будет давать более 90% всех электронных доходов. Объем продаж потребительских

товаров в Сети через 5 лет может достигнуть 600-800 млрд долл.

В настоящее время среди покупателей Интернет-магазинов преобладают

американцы. Они составляют более половины всех пользователей, совершивших

покупки в Сети. Доходы американской электронной коммерции составили в 1999

году около 75% мировых доходов на этом рынке, но к 2003 году ожидается их

снижение до 50-55%.

Три четверти американцев, покупающих через Интернет, пользуются при оплате

кредитными картами. В 1998 году каждый покупатель сделал в среднем 6 покупок,

а в 1999 - 13. Для тех, кто уже привык делать покупки в Сети, подобный способ

становится одним из основных. Например, исследования онлайн-покупателей в

новогодний период 1999 года показывают, что 67% подарков они приобретают в

обычных магазинах, 7% - по каталогам, а 26% - в Интернете.

Интересные факты в размитии электронной коммерции в Европе.

Недавно министрами экономики стран ЕС был одобрен проект соглашения "О

юридических аспектах электронной коммерции". Согласно этому документу,

электронный контракт имеет полноценную юридическую силу. Кроме того,

достигнуты договоренности между странами ЕС о взаимном признании электронных

контрактов. Одобрение данного проекта является мощным стимулом для развития

европейского электронного рынка.

Сейчас около 35% постоянных европейских пользователей Интернет регулярно

посещают сайты, связанные с онлайновой торговлей. В настоящее время в Европе

насчитывается около 16 млн. покупателей Интернет-магазинов. К 2004 году

ожидается рост их количества до 100 млн., что составит около 70% от всех

европейских пользователей.

В 1999 году рост доходов европейской электронной коммерции превысил

американский, составив около 200%. Однако объем розничных продаж был равен

всего 3,5 млрд. долл., т.е. лишь 0,2% всех розничных продаж. Лидерами здесь

оказались финские покупатели (12,7%), на втором месте - Франция (10%), затем

- Германия (4%) и Великобритания (2,8%).

На онлайновом рынке ожидается высокая конкуренция, сопровождаемая мощным

ростом прибыли, в результате чего к 2005 году из каждых 20 электронных

компаний выживет лишь одна.

Наиболее перспективными отраслями для корпоративной электронной торговли в

Европе считаются автомобильная промышленность, транспорт и электроника.

Довольно существенны доходы электронной коммерции на азиатском рынке. В 1999

году розничная электронная торговля здесь принесла около 3 млрд. долл.,

причем 94% доходов приходятся на 2 наиболее развитые страны: Японию (более

1,5 млрд. долл.) и Корею (720 млн. долл.). К этой группе можно отнести

Австралию (около 380 млн. долл).

В настоящее время около 5% пользователей Интернет в Китае, а также 15%

пользователей в Гонконге, сделали покупки в онлайновых магазинах. Наибольшим

спросом здесь пользуются книги и компьютеры.

Но все же интереснее обсудить российскую специфику электронной коммерции. На

сегодняшний день не всё так хорошо и гладко. Приведу пример покупки в одном

из электронных магазинов через Интернет.

Процесс выбора продуктов и регистрации занял около 35 минут (21.10 с 15:15 до

15:50) при незагруженном 2-мегабитном канале в субботу.

Подтверждение по электронной почте пришло тут же.

Оператор позвонил в 16:05 и подтвердил заказ.

В 17:15 еще раз позвонил оператор и попросил согласие на замену кефира "Милая

Мила" на "Домик в деревне" и хлеба на "Бородинский". Также выяснилось, что

сосисок нет никаких - выходные.

Заказ был доставлен 22.10 в 12:15 (оговоренное время доставки - с 9 до 12

часов).

Претензий к доставленному заказу не было.

Заключение

Подводя итог можно сделать следующие выводы.

1. Существует тенденция к дальнейшему увеличению объема применения

приемов электронной коммерции разнообразными фирмами в своей деятельности,

причем немалый процент составляет различные Internet-технологии.

2. Сетевые технологии Internet еще далеки от совершенства, чтобы

обеспечить надежную защиту для коммерческой деятельности в Internet.

3. Кроме пробела в сетевых технологиях, существует правовой пробел.

4. А что самое главное – общественное сознание еще не доросло до

электронной коммерции как таковой.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.