РУБРИКИ

Статья: Закон о недрах

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Статья: Закон о недрах

Статья 23. Основные требования по рациональному использованию и охране недр

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в

пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного

использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего

достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр,

предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных

ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов

полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не

связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и

совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и

совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при

разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления обводнения, пожаров

и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную

ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с

пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных

веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства,

сбросе сточных вод;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по

добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей

полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных

ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в

иных целях;

11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях

водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или

промышленного водоснабжения.

В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами

может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то

уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

Статья 23.1. Геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых

Для определения промышленной ценности месторождений полезных ископаемых,

наиболее эффективных и безопасных способов их отработки при геологическом

изучении недр и при постановке запасов полезных ископаемых на государственный

баланс осуществляется геолого-экономическая оценка месторождений на основе

критериев и требований, устанавливаемых федеральным органом управления

государственным фондом недр.

Статья 23.2. Порядок разработки месторождений полезных ископаемых и

пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых

Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях,

не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с

утвержденными техническими проектами.

Статья 23.3. Первичная переработка минерального сырья пользователями недр

Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из

недр минерального сырья, обязаны обеспечить:

1) строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья,

обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем

полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на

различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;

2) дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья,

проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования

технологий переработки минерального сырья;

3) наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов,

пылей, сточных вод и других); складирование, учет и сохранение временно не

используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные

компоненты.

Статья 24. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с

пользованием недрами.

Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых,

подземных сооружений различного назначения, проведение геологического

изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и

здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ,

связанных с пользованием недрами.

Органы государственной власти, пользователи недр обязаны обеспечить

выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных

с пользованием недрами.

Органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции

обеспечивают государственное нормативное регулирование вопросов безопасности

работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняют контрольные

функции.

Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ,

связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо

от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им

лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.

Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с

пользованием недрами, являются:

1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к

руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное

образование;

2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой,

средствами индивидуальной и коллективной защиты;

3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям

правил безопасности и санитарным нормам;

4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их

надлежащий учет, хранение и расходование;

5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений,

достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и

прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на

планы горных работ опасных зон;

6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в

ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;

7) запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также

содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода,

вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и

правил безопасности, санитарных норм и правил;

8) осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению

внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также

горных ударов;

9) управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее

безопасное нахождение людей в горных выработках;

10) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников

предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в

зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном

режиме и при возникновении аварийных ситуаций.

Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами,

проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности.

Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г. N 234 утвержден Перечень

видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств

(объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании

недрами, на проведение которых выдается специальное разрешение (лицензия

) органами Госгортехнадзора России

Положение о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды

деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств

(объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами

утверждено постановлением Госгортехнадзора РФ от 3 июля 1993 г. N 20

Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться

профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при

разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений - профессиональными

службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов

на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.

Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами,

иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной

угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно

приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.

При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне

влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих

предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие

органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 25. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых

См. Положение о порядке выдачи разрешений на застройку площадей

залегания полезных ископаемых, утвержденное Госгортехнадзором РФ 3 ноября 1995

г. и Роскомнедрами 10 ноября 1995 г.

См. Положение о порядке застройки площадей залегания

общераспространенных полезных ископаемых, утвержденное постановлением

СМ РСФСР от 21 сентября 1981 г. N 522

Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и

других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения

федерального органа управления государственным фондом недр или его

территориального подразделения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под

участком предстоящей застройки.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах

их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального

органа управления государственным фондом недр или его территориальных

подразделений и органов государственного горного надзора только при условии

обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности

экономической целесообразности застройки.

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без

возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и

демонтажу возведенных объектов.

Статья 25.1. Условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых

Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с

геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут

отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных

земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством.

Решение об отчуждении таких земельных участков принимается федеральными

органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации в соответствии с разделением их полномочий.

Статья 26. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых

и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не

связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации

по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении

пользования недрами.

До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет

ответственность, возложенную на него настоящим Законом.

При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо

подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть

приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья

населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при

консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых

скважин на все время консервации.

При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или

его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных

ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на

момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или

подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются

завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами,

предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с

пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий -

пользователей недр.

Статья 27. Геологическая информация о недрах

Регулирование экспорта геологической информации о недрах ведется в соответствии

с постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 540 "О мерах

по регулированию экспорта геологической информации о недрах"

Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных

ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях

недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может

находиться в государственной собственности или в собственности пользователя

недр.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за

счет государственных средств, является государственной собственностью и

представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и

соответствующий территориальный фонды геологической информации,

осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования

указанной информации определяются федеральным органом управления

государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за

счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и

представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и

соответствующий территориальный фонды геологической информации с определением

условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.

Должностные лица федерального и территориальных фондов геологической

информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им

информации, а также несут материальную, административную или уголовную

ответственность за ее несанкционированное разглашение.

Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в

порядке, установленном законодательством Российской Федерации для других

объектов собственности.

Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ

геологическую и иную информацию о недрах для научной и преподавательской

деятельности, если иное не предусмотрено договором.

Статья 28. Государственный учет и государственная регистрация

Государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы

по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи

полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии

на пользование недрами.

Государственные учет и ведение государственного реестра осуществляются по

единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления

государственным фондом недр.

Статья 29. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

В целях создания условий для рационального комплексного использования недр,

определения платы за пользование недрами, границ участков недр,

предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных

месторождений подлежат государственной экспертизе.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается

только после проведения государственной экспертизы их запасов.

Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных

запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на

государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического

изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную

экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку

количества и качества запасов, полезных ископаемых их народнохозяйственного

значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других

условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об

участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных

сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после

проведения государственной экспертизы геологической информации.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической,

экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование

участках недр осуществляется специально уполномоченными государственными

органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в порядке,

установленном Правительством Российской Федерации.

Об органах, осуществляющих указанную государственную экспертизу см.

постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 210

Статья 30. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных

ископаемых

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ

геологического изучения недр, комплексного использования месторождений

полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а

также в других народнохозяйственных целях.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен

включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество

и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых,

содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические,

экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-

экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения

по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Статья 31. Государственный баланс запасов полезных ископаемых

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный

баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о

количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных

ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их

размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об

обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на

основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в

порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их

списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном

федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с

органами государственного горного надзора.

Статья 32. Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений

полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и

государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся

федеральным органом управления государственным фондом недр на основе

геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими

геологическое изучение недр, в федеральный и территориальные фонды

геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на

основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку

месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные

фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Порядок представления государственной отчетности предприятиями,

осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в

федеральный и территориальные фонды геологической информации утвержден

постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 215

Статья 33. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную

ценность

Редкие геологические обнажения, минералогические образования,

палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую

научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке

геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или

культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников,

заказников и памятников, запрещается.

В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и

минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических

и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры,

пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и

сообщить об этом органам, предоставившим лицензию.

Статья 34. Вознаграждения за выявление месторождения полезного ископаемого

Лица, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого

геологического обнажения, минералогического, палеонтологического или иного

образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее не

известном участке недр, имеют право зарегистрировать указанный участок недр в

федеральном органе управления государственным фондом недр или его

территориальном подразделении.

При подтверждении федеральным органом управления государственным фондом недр

или его территориальным подразделением ценности указанных участков недр

лицам, их зарегистрировавшим, выплачивается поощрительное денежное

вознаграждение.

Лица, открывшие и (или) разведавшие имеющее промышленную ценность, не

известное ранее месторождение, а также выявившие дополнительные запасы

полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном

месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность, имеют

право на государственное денежное вознаграждение.

Порядок выплаты и размеры поощрительного и государственного денежных

вознаграждений устанавливаются Правительством Российской Федерации или

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

См. Положение о порядке выплаты денежных вознаграждений за выявление

месторождений полезных ископаемых, утвержденное постановлением

Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1282

Раздел IV. Государственное регулирование отношений недропользования

Статья 35. Задачи государственного регулирования отношений недропользования

Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования

является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее

рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих

поколений народов Российской Федерации.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется

посредством управления, лицензирования, учета и контроля.

В задачи государственного регулирования входят:

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий

период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков

недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с

добычей полезных ископаемых;

обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее

континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен

на отдельные виды минерального сырья;

установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения,

использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с

пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

Статья 36. Государственное управление отношениями недропользования

Государственное управление отношениями недропользования осуществляется

Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации,

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также

федеральным органом управления государственным фондом недр и органами

государственного горного надзора.

Федеральный орган управления государственным фондом недр создает свои

территориальные подразделения по согласованию с субъектами Российской

Федерации.

Федеральный орган управления государственным фондом недр и его

территориальные подразделения не могут выполнять функции управления

хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку

месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных

сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься

коммерческой деятельностью.

Статья 36.1. Государственное геологическое изучение недр

В Российской Федерации осуществляется государственное геологическое изучение

недр, в задачи которого входит: геологическое картирование территории

Российской Федерации и ее континентального шельфа, поиски и оценка

месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными

программами, наблюдение за состоянием недр и прогнозирование происходящих в

них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-

сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.

Организация государственного геологического изучения недр возлагается на

федеральный орган управления государственным фондом недр.

Статья 37. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной

недр

Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным

использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми

пользователями недр установленного порядка пользования недрами,

законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм,

правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр,

правил ведения государственного учета и отчетности.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным

использованием и охраной недр осуществляется органами государственного

геологического контроля и органами государственного горного надзора во

взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.

Полномочия органов государственного геологического контроля, права,

обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым

Правительством Российской Федерации.

См. Положение о государственном контроле за геологическим изучением,

рациональным использованием и охраной недр, утвержденное постановлением

Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 132

Статья 38. Государственный надзор на безопасным ведением работ, связанных с

пользованием недрами

Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с

пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями

недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм,

правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного

влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а

также по охране недр.

Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием

недрами, возлагается на органы государственного горного надзора. Органы

государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во

взаимодействии с органами государственного геологического контроля,

природоохранными и иными контрольными органами, профессиональными союзами.

Полномочия органов государственного горного надзора, права, обязанности и

порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством

Российской Федерации.

Раздел V. Плата при пользовании недрами

Статья 39. Система платежей при пользовании недрами

Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных

статьей 40 настоящего Закона.

При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:

1) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

2) платежи за пользование недрами;

3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

4) акцизы.

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие

платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или за

акваторию и участок дна территориального моря, а также плату за геологическую

информацию о недрах. Пользователи недр могут получать скидку с платежей за

истощение недр в соответствии со статьей 48 настоящего Закона.

Взимание с пользователя недр иных платежей, не предусмотренных

законодательством, не допускается.

При заключении договоров на условиях раздела продукции между Российской

Федерацией и пользователем недр предусматривается раздел добытого

минерального сырья. По условиям таких договоров пользователь недр может

освобождаться от уплаты налогов и других платежей, предусмотренных налоговым

законодательством Российской Федерации за исключением налогов на прибыль от

доли продукции, причитающейся пользователю недр по условиям договора в

качестве вознаграждения, а доход, получаемый Российской Федерацией от

реализации своей доли продукции, распределяется между бюджетами разных

уровней.

Статья 40. Освобождение от платежей при пользовании недрами

Письмом МПР РФ от 18 ноября 1996 г. N ВО-61/3024 утверждены Временные

требования к содержанию геологических и экономических материалов,

обосновывающих возможность частичного или полного освобождения

недропользователей от платежей за пользование недрами

Освобождаются от платежей следующие категории пользователей недр Российской

Федерации:

1) собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном

порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на

принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для

своих нужд;

2) пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы,

геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее

геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию

землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-

геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования,

контроль за режимом подземных вод, иные работы, проводимые без существенных

нарушений целостности недр;

3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых

геологических объектов, указанных в пункте 4 части первой статьи 6

настоящего Закона.

В целях стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в

сложных горно-геологических условиях или пониженного качества, в том числе

содержащих трудноизвлекаемые, некондиционные, ранее списанные запасы

полезных ископаемых, использования вскрышных и вмещающих пород, отходов

горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в

целях внедрения экологически безопасных технологий и технологий, повышающих

извлечение основных и попутных полезных компонентов, пользователи недр могут

частично или полностью освобождаться от платежей за пользование недрами и

получать отсрочки от уплаты этих платежей. Решение о предоставлении отсрочек

или об освобождении от платежей принимается органами, предоставляющими лицензии

на пользование недрами.

Органы представительной власти субъектов Российской Федерации могут

устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий

пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет соответствующего

субъекта Российской Федерации.

О льготах по плате за право на пользование недрами см. Закон г. Москвы

от 17 мая 1995 г. N 7

Нормативные правовые акты и решения органов государственной власти, создающие

односторонние преимущества отдельным категориям пользователей недр,

признаются недействительными на основании настоящего Закона в установленном

порядке.

Статья 41. Платежи за пользование недрами

С пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений

полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях.

Размеры платежей за проведение поисковых и разведочных работ определяются в

зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида

полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической

изученности территории и степени риска. Эти платежи взимаются в форме разовых

и (или) регулярных взносов за единицу использованного участка недр или

площади. Размеры регулярных взносов, как правило, возрастают в зависимости от

продолжительности проведения работ.

Размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида

полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-

географических, горно-технических и экономических условий освоения и

разработки месторождения, степени риска.

Платежи за добычу полезных ископаемых взимаются в формах разового, а также

последующих регулярных платежей после начала добычи. Их размеры включаются в

себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости

добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы,

устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами

государственного горного надзора. При этом платежи за добычу полезных

ископаемых с объемов сверхнормативных потерь взимаются в двойном размере.

Платежи за разведку полезного ископаемого в границах горного отвода,

предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого, не

взимаются.

Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных

ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных

сооружений, взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей.

Размеры этих платежей определяются в зависимости от размеров участка недр,

предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической

опасности при их использовании.

Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии

определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении

лицензии на пользование недрами.

О системе платежей за пользование континентальным шельфом см. Федеральный

закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ

См. Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на

пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденное

постановлением Правительства РФ от 28 октября 1992 г. N 828

Статья 42. Распределение платежей за пользование недрами

Платежи за пользование недрами поступают в федеральный бюджет, бюджеты

субъектов Российской Федерации, соответствующие местные бюджеты.

В местные бюджеты поступают:

платежи за поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых и платежи

за добычу общераспространенных полезных ископаемых на территориях

соответствующих районов и городов;

платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных

ископаемых;

часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных.

В бюджеты субъектов Российской Федерации и в федеральный бюджет поступает

часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, за исключением тех, плата

за которые поступает только в местные бюджеты.

Платежи за добычу углеводородного сырья распределяются в следующем порядке:

местный бюджет - 30 %;

бюджет субъекта Российской Федерации - 30 %;

федеральный бюджет - 40 %.

Платежи за добычу других полезных ископаемых распределяются в следующем порядке:

местный бюджет - 50 %;

бюджет субъекта Российской Федерации - 25 %;

федеральный бюджет - 25 %.

Распределение платежей за добычу полезных ископаемых из уникальных

месторождений и групп месторождений федерального значения между бюджетами

разных уровней может устанавливаться в иных пропорциях. Пропорции

устанавливаются по соглашению всех заинтересованных сторон. В спорных случаях

решение по этому вопросу принимает Федеральное Собрание Российской Федерации.

Платежи за пользование недрами территориального моря распределяются в

следующем порядке:

бюджет субъекта Российской Федерации - 60 %;

федеральный бюджет - 40 %.

Платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации

поступают в федеральный бюджет.

Распределение платежей за добычу подземных вод устанавливается в соответствии с

водным законодательством Российской Федерации.

При добыче полезных ископаемых на территории автономного округа, входящего в

состав края или области, платежи за добычу полезных ископаемых поступают в

бюджет края или области за счет половины суммы платежей, поступающих в

федеральный бюджет.

При пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов и

этнических групп часть платежей, поступающих в бюджеты субъектов Российской

Федерации, используется для социально-экономического развития этих народов и

групп.

Статья 43. Формы внесения платы за пользование недрами

Плата за пользование недрами может взиматься в формах:

денежных платежей;

части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой

пользователем недр;

выполнения работ или предоставления услуг;

зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов

Российской Федерации, в местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный

фонд создаваемого горного предприятия.

Форма внесения платы устанавливается в лицензии на пользование недрами.

Не допускаются требование и принятие в качестве платы за пользование недрами

радиоактивных и других материалов и продуктов, распоряжение которыми в

соответствии с законодательством Российской Федерации входит в исключительное

ведение Российской Федерации, а также услуг военного характера и информации,

составляющей государственную тайну.

Не допускается требование предоставления информации, составляющей

коммерческую тайну пользователя недр, в счет оплаты за пользование недрами.

Статья 43.1. Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет

государственных средств

За пользование геологической информацией о недрах, полученной за счет

государственных средств, может взиматься плата.

Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания

определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Получение сведений об участке недр иным путем, кроме установленного указанным

положением, не освобождает пользователя недр от платы за геологическую

информацию.

Положения настоящей статьи не распространяются на геологическую информацию о

недрах, полученную за счет негосударственных средств.

Статья 44. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на

воспроизводство минерально-сырьевой базы см. Инструкцию Госналогслужбы

РФ от 31 декабря 1996 г. N 44

Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых,

разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на

воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые

затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации, и

являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид

минерального сырья.

Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы

устанавливаются федеральным Собранием Российской Федерации по представлению

Правительства Российской Федерации.

О размерах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на 1998 г. см.

письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 2, 6 марта 1998 г. NN 07-09-03,

ВЗ-6-04/162

Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяются

как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых.

Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы поступает

в федеральный бюджет и используется для целевого финансирования работ,

предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр.

См. постановление ВС РФ от 25 февраля 1993 г. N 4546-1 о Государственном

внебюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской

Федерации

Часть отчислений, в том числе все отчисления, производимые при добыче

общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для

местных нужд, по представлению федерального органа управления государственным

фондом недр и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

направляется в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого

финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы в

соответствии с территориальными программами геологического изучения недр. Из

них часть отчислений по представлению территориальных подразделений

федерального органа управления государственным фондом недр может передаваться

добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому

изучению недр.

Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации, регламентируется

законодательством субъектов Российской Федерации.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы не производятся при

добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов

полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород,

отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

Решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается органами,

предоставляющими лицензии на пользование недрами.

Письмом МПР РФ от 18 ноября 1996 г. N ВО-61/3024 утверждены Временные

требования к содержанию геологических и экономических материалов,

обосновывающих возможность частичного или полного освобождения

недропользователей от платежей за пользование недрами

Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и

разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все

расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов

полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство

минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке,

устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Об освобождении пользователей недр от отчислений на воспроизводство

минерально-сырьевой см. постановление Правительства РФ от 17 мая 1996

г. N 597

Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в размере

0,5-1,5 процента направляется на выплату вознаграждений за открытие и

разведку месторождений полезных ископаемых.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, аккумулируемые в

бюджетах различных уровней и передаваемые добывающим предприятиям,

используются только по целевому назначению; порядок их использования

определяется Правительством Российской Федерации и органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации.

О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы

см. постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 597

Статья 45. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и

является одним из условий регистрации заявки. Сумма сборов определяется

исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение

итогов конкурса (аукциона), подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой

лицензии на пользование недрами.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий направляется в

органы, выдающие лицензии на пользование недрами.

Статья 46. Акцизы

Акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с

относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими

характеристиками, могут вводиться Правительством Российской Федерации в

соответствии с Законом Российской Федерации "Об акцизах".

О динамике индекса изменения ставок акциза на нефть см. справку

О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ

см. Инструкцию Госналогслужбы РФ от 1 ноября 1995 г. N 40

Статья 47. Платежи за пользование акваторией и участками морского дна

Платежи за пользование акваторией и участками морского дна взимаются с

пользователей недр дна территориального моря, осуществляющих поиски,

разведку, добычу полезных ископаемых и пользование недрами в иных целях.

Размеры платежей зависят от арендуемой площади и ее конфигурации, мощности

водной толщи, цели пользования недрами. Порядок и условия взимания платежей

устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 48. Скидка за истощение недр

Скидка за истощение недр с платежей за пользование недрами может

предоставляться:

пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого

при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно

обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального

использования разведанных запасов;

пользователю недр, осуществляющему добычу полезного ископаемого из остаточных

запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества

запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки

месторождения.

Решение об установлении скидки за истощение недр и о ее размере принимается

органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.

Письмом МПР РФ от 18 ноября 1996 г. N ВО-61/3024 утверждены Временные

требования к содержанию геологических и экономических материалов,

обосновывающих возможность частичного или полного освобождения

недропользователей от платежей за пользование недрами

Раздел VI. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Статья 49. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением настоящего

Закона, являются недействительными.

Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также в:

предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не

предусмотренным настоящим Законом;

нарушении установленого законодательством порядка пользования недрами;

самовольном пользовании недрами;

Согласно распоряжению Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1214-р

при определении размеров убытков, причиненных государству в результате

самовольного пользования недрами, необходимо исходить из максимальных уровней

платежей за пользование недрами

выборочной (внепроектной) отработке месторождений, приводящей к

необоснованным потерям запасов полезных ископаемых и других нарушениях

рационального использования недр, приводящих к порче месторождения;

нарушении настоящего Закона, нарушениях утвержденных в установленном порядке

стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с

пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том

числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение

полезного ископаемого в состояние, не пригодное для эксплуатации;

нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрах

либо ее конфиденциальности;

самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;

необеспечении сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых

территорий и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами;

уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом

подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков;

систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами;

невыполнении требований по проведению ликвидируемых или консервируемых горных

выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность

населения, а также требований по сохранности месторождений полезных

ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации;

неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при

пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования,

несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством

Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов

Российской Федерации.

Законодательством может быть установлена ответственность за другие нарушения

настоящего Закона.

Статья 50. Порядок разрешения споров

Споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной

власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в

порядке, установленном законодательством.

Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат:

1) финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами;

2) обжалование решений органов государственной власти, противоречащих

настоящему Закону, в том числе об отказе в предоставлении лицензии на

пользование недрами или о досрочном прекращении права пользования недрами;

3) обжалование действий и решений должностных лиц и органов, противоречащих

настоящему Закону;

4) обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по

технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и

окружающей природной среды.

Статья 51. Возмещение причиненного вреда

Вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий,

учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и

граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий,

частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования

недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий,

учреждений, организаций, граждан, средств соответствующих бюджетов.

Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр,

виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных

ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождения или

созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего

пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств

пользователя недр.

Подлежит возмещению также вред, причиненный государству в случае, если

участок недр не передан в пользование.

Размер вреда определяется федеральным органом управления государственным

фондом недр.

Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в

федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может

быть заменена проведением работ по восстановлению нарушенных естественных

свойств недр.

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания

полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за

время незаконного пользования недрами.

Раздел VII. Международные договоры

Статья 52. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила,

чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного

договора.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.