РУБРИКИ

Логистика

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Логистика

- устанавливать устойчивые контакты с потребителями

- следить за выполнением заказов на поставку

- создавать новые склады на рынках потребителя

- обеспечивать экстренные нужды потребителей

- создавать и поддерживать необходимый уровень ТМЗ

- обеспечивать максимальный сервис

-45-

Сервис:

- поддержание больших объемов ТМЗ

- безупречная система транспортировки

- наличие множества складов на разных рынках

- организация дополнительный точек сервисного обслуживания и

консультирования клиентов

(Затраты на сервис долговременные - эффект проявляется не сразу)

эффект

кривая насыщения - дальнейшие вложения

не влекут эффекта.

Деньги на сервис, потраченные меньше определенной суммы также не влекут

эффекта инвестиции

Минимизация издержек на распределение:

- дешевая система транспорта

- поддержание небольших ТМЗ

- наличие оптимального количества складов

- оптимальная мощность складов

- оптимальное расположение складов

Некоторые фирмы часть своего ТМЗ хранят на самом предпирятии или недалеко

от него, остальное - на складах в различных частях страны. Фирма может

иметь собственные арендованные склады, арендованные места.

Степень контролирования ТМЗ выше на своем складе, но фирме труднее гибко

реагировать на спрос.

Общественный склад - высокие издержки, но зато предоставляются

дополнительные услуги - контроль и охрана. Фирма может легко переместиться

на другой рынок.

Логистические цепи (логистический канал, канал распределения)

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество физических или

юридических лиц (посредники, производители, склады общественного

пользования и т.д.).

Это множество осуществляет логистические операции по доведению внешнего

материального потока от одного предприятия до другого и производства,

потреблении материальных ресурсов.

По месту формирования логистические каналы делятся на внешние и внутренние:

Внешние - складываются между разными предприятиями и формируются за

воротами предприятия.

Внутренние - между участками самого предприятия, как правило циклические и

периодически возобновляются.

Внешние цепи могут быть нескольких видов: циклические (при наличии

долгосрочных контрактов между предприятиями), краткосрочными и длительными.

Классы сложности логистических цепей

1. Простая логистическая цепь

продавец покупатель

Складывается либо внутри одного предприятия, или между 2 предприятиями,

которые находятся в одном городе, либо имеется договор на прямые поставки.

Перевозка осуществляется либо самим продавцом, либо покупателем.

-46-

2. Средней сложности

посредник перевозчик

3. Сложные логистические цепи

биржа

посредники посредники

продавца покупателя

Пример сложной цепи при ж/д перевозках

03

04

01 02 07 08

05

06

01 - продавец

02 - посредник отделения ж/д - перевозчик купленных товаров

03 - орган ж/д, сдающий в аренду участок ж/д пути на грузовой станции

04 - погрузочно-разгрузочная организация, которая предоставляет на прокат

технику для отгрузки

05 - организация или фирма, предоставляющая бригаду грузчиков для разгрузки

06 - экспертные организации

07 - автотранспортные организации, перевозчик грузов со станции

08 - покупатель

4. Сверхсложная цепь - древовидный граф

-47-

Упрощение логистической цепи – когда посредником выступает торгово-

закупочная организация со своим складом, транспортом, экспертами.

Отличие логистической цепи от цепи распределения – наличие выбора.

При выборе канала распределения рекомендуется учитывать особенности

конечных потребителей:

- местоположение потребителей

- количество потребителей

- концентрация потребителей

- величина среднеразовой закупки

- уровень доходов потребителей

- закономерность поведения потребителей при покупке

- объем услуг, который хотели бы видеть потребители

Возможности фирмы производителя:

- если фирма малая – ей выгоднее участвовать в коротких системах

распределения

- возраст фирмы ( для молодой фирмы предпочтительнее короткие цепи)

- финансовые возможности

- месторасположение на рынке

- фактор конкуренции

- управление маркетинговой деятельностью

- охват рынка

- доступность информации о рынке

- мощность предприятия

- та стратегия или политика, которой придерживается предприятие в области

распределения (если политика пассивная – цепи длинные)

Преимущества коротких каналов распределения:

- непосредственное изучение своего рынка

- контроль за ведением торговых операций

- экономия на посредниках

- тесное сотрудничество с потребителями

- возможность проведения научных разработок с участием потребителей

- развивать контрактные отношения со своими непосредственными потребителями

- формировать постоянную систему заказов

Преимущества использования посредников:

- помогает поддерживать контакт со множеством торговых точек

- посредник может действовать в качестве агента по закупке для розничного

торговца и как агент по сбыту для производителя

- фирма может не иметь своих складов а переложить обязанность хранения на

посредников

- выход на рынок через посредника с опытом работы доставляет товар

эффективнее

- снижаются затраты на доставку товара конечному потребителю, снижается

штат сотрудников отдела сбыта, затраты на орг. Структуру.

-48-

Литература

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг,

1996.

2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург,

1995.-84с.

3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС.

- Ростов, 1992. - 128с.

4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.-

167с.

5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное

пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с.

6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу

"Логистика" для студентов спец. 0701 / СГТУ. - Саратов, 1995.-35с.

7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в

логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701

/СГТУ - Саратов, 1995. - 21 с.

8. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях.

- М.: Машиностроение, 1996.

-49-

28. Задачи, решаемые распределительной логистикой на микро- и

макроуровнях.

Существует два подхода к определению функций логистики распределения.

Первый охватывает комплекс операций по отгрузке готовой продукции со

склада поставщика. Второй - более широкий. В этом случае считается , что

распределительная логистика реализует весь процесс обращения

материальной продукции начинающийся с момента , когда она попадает на

склад потребителя. При этом следует иметь ввиду, что задачи

распределения решаются на уровне микро- и макрологистики.

Задачи:

- планирование процесса реализации;

- выбор упаковки продукции, ее комплектация и консервирование;

- организация отгрузки продукции;

- контроль за транспортировкой к месту потребления и доставка продукции

потребителю;

- организация послереализованного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относятся:

- выбор схемы распределения материальных потоков;

- формирование какнадлв распределения;

- размещение распределительных центров.

Литература

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг,

1996.

2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург,

1995.-84с.

3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС.

- Ростов, 1992. - 128с.

4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.-

167с.

5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное

пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с.

6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу

"Логистика" для студентов спец. 0701 / СГТУ. - Саратов, 1995.-35с.

7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в

логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701

/СГТУ - Саратов, 1995. - 21 с.

8. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях.

- М.: Машиностроение, 1996.

-50-

29. Понятия и функции канала распределения.

Поставщик и потребитель товаров представляют собой две микрологические

системы. Связанные между собой логистическим каналом или каналом

распределения.

Канал распределения – это совокупность организаций или отдельных лиц,

которые принимают на себя или помогают передать другому право

собственности на конкретный товар или услуг на пути от производителя к

потребителю.

Использование каналов распределения приносит производителю

определенные выгоды, т.к. обеспечивает продажу продукции наиболее

эффективными способами, позволяет доводить продукцию до целевых рынков.

Экономит затраты на распределение.

Непосредственно процесс распределения осуществляется путем реализации

следующих видов работ: обработка заказов, складирование продукции и

поддержание товаро-материальных запасов, транспортировка товаров к

местам потребления.

Обработка заказа включает в себя : получение заказа от потребителя ,

рассылку информации о заказе заинтересованным подразделениям предприятия,

принятие решения о производстве продукции. Если нужные потребителю

товары на складе отсутствуют – производству передается заказ на их

изготовление.

Складирование, после завершения производственного процесса предприятие

вынуждено хранить товар до его отгрузки. Это обусловлено тем, что циклы

производства и потребления редко совпадают.

Литература

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг,

1996.

2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург,

1995.-84с.

3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС.

- Ростов, 1992. - 128с.

4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.-

167с.

5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное

пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с.

6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу

"Логистика" для студентов спец. 0701 / СГТУ. - Саратов, 1995.-35с.

7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в

логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701

/СГТУ - Саратов, 1995. - 21 с.

8. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях.

- М.: Машиностроение, 1996.

-51-

30. Порядок определения места расположения

распределительного

центра.

Выбор оптимального варранта размещения распределительного центра

осуществляется в том случае, когда на обслуживаемой территории имеется

несколько потребителей материального потока.

При выборе варианта размещения распределительного центра применяется

следующая последовательность действий.

1. изучается коньюктура рынка и разрабатывается прогноз величины

материального потока, проходящего через логистическую систему;

2. разрабатывается система снабжения товарами потребителей;

3. составляются схемы распределения материальных потоков внутри

логистической системы;

4. осуществляется выбор варианта размещения распределительного центра

по критерию минимума приведенных затрат

приведенные затраты определяются по слудующей формуле:

Зи = Сэ + Ст + К

Т

Где Зи -приведенные затраты по варианту; С2 - годовые эксплутационные

расходы центра; Ст – годовые транспортные расходы; К- капитальные

вложения в строительство распределительного центра; Т – срок окупаемости

капитальных вложений.

Литература

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг,

1996.

2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург,

1995.-84с.

3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС.

- Ростов, 1992. - 128с.

4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.-

167с.

5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное

пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с.

6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу

"Логистика" для студентов спец. 0701 / СГТУ. - Саратов, 1995.-35с.

7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в

логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701

/СГТУ - Саратов, 1995. - 21 с.

8. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях.

- М.: Машиностроение, 1996.

-52-

31. Понятие склада.

Под складом понимаются здания, сооружения и разнообразные устройства,

оснащенные специальным технологическим оборудование , для осуществления

всего комплекса операций по приемке, хранению, размещению и

распределению поступивших на них товаров.

Основное назначение склад – концентрация запасов, хранение и

обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

Склад или совокупность складов вместе с обслуживающей инфрастуктурой

образует складское хозяйство. Основные задачи складского хозяйства на

промышленном предприятии состоят в организации нормального питания

производства соответствующими материальными ресурсами, в обеспечении их

сохранности и максимальном сокращении затрат, связанных с

осуществлением складских операций.

Литература

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг,

1996.

2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург,

1995.-84с.

3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС.

- Ростов, 1992. - 128с.

4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.-

167с.

5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное

пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с.

6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу

"Логистика" для студентов спец. 0701 / СГТУ. - Саратов, 1995.-35с.

7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в

логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701

/СГТУ - Саратов, 1995. - 21 с.

8. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях.

- М.: Машиностроение, 1996.

-53-

32. Классификация и функции складов в логистике.

Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без

концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения

которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад

связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает

стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием

складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения

материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных

средств и издержек обращения.

Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, которое

состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную

структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков,

а также накоплению, переработке и распределению грузов между

потребителями. При этом в силу многообразия параметров, технологических

решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной

номенклатуры, перерабатываемых грузов склады относят к сложным системам.

В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более

высокого уровня – логистической цепи, которая и формирует основные и

технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии

ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.

Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как

интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход

позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и

достижение высокого уровня рентабельности. При этом необходимо иметь в

виду, что в каждом отдельно взятом случае, для конкретного склада,

параметры складской системы значительно отличаются друг от друга, так же

как ее элементы и сама структура, основанная на взаимосвязи этих

элементов. При создании складской системы нужно руководствоваться

следующим основным принципом: лишь индивидуальное решение с учетом всех

влияющих факторов может сделать ее рентабельной. Предпосылкой этого

является четкое определение функциональных задач и основательный анализ

переработки груза как внутри, так и вне склада. Любые затраты должны быть

экономически оправданными, т.е. внедрение любого технологического и

технического решения, связанное с капиталовложениями, должно исходить из

рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых

технических возможностей на рынке.

Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и

обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.

К основным функциям склада можно отнести следующие:

1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в

соответствии со спросом – создание необходимого ассортимента для

выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в

распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный

перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по

конструктивности, размеру, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на

складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и

осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется

клиенту.

2. Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между

выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять

непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных

запасов. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и

в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

3. Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со

складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что

значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для

сокращения транспортных расходов склад может осуществить функцию

объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов,

до полной загрузки транспортного средства.

4. Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является оказание

клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень

обслуживания потребителей. Среди них:

- подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение

контейнеров, распаковка и т.д.);

- проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;

- придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например,

древесины);

- транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

Литература:

Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 1996.

-54-

33. Организация работы складов на предприятии.

Первый вопрос, который должен быть рассмотрен фирмой при решении

проблемы обеспечения складской площадью, - это владение складом.

Существуют две основные альтернативы: приобретение складов в

собственность или использование складов общего пользования (СОП).

Возможна и третья альтернатива – лизинг, т.е. взятие в аренду здания и

оборудования за определенную ежегодную плату. Однако этот вариант близок

к приобретению склада и в данном случае может рассматриваться как первая

альтернатива.

Выбор между этими вариантами или их комбинацией – одна из самых

главных проблем в складировании. Комбинация собственного склада и СОП

особенно привлекательна и экономически оправдана, если фирма реализует

свою продукцию во многих различных регионах и в случае сезонного спроса

на товар. Это решение должно быть направлено на поиск компромисса. Оба

случая имеют и преимущества, и недостатки. При выборе одного из них

обычно решающим является условие минимума затрат.

Критическим фактором экономичности склада фирмы (собственного

склада) является стабильно высокий оборот. В пользу выбора собственного

склада можно отнести постоянный спрос с насыщенной плотностью рынка сбыта

на обслуживаемой территории. На собственных складах лучше поддерживаются

условия хранения и контроля за продукцией. Руководству фирмы в таких

условиях легче корректировать стратегию сбыта и расширять перечень

предлагаемых клиенту услуг, что дает ему возможность укреплять свои

позиции в конкурентной борьбе.

Складам общего пользования следует отдавать предпочтение при низком

объеме оборота фирмы или сезонности хранимого товара. К выбору СОП

прибегают в случаях, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень

стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен. СОП не требуют

инвестиций фирмы в развитие складского хозяйства. К тому же сокращаются

финансовые риски от владения собственными складами, увеличивается

гибкость использования складской площади (можно изменять арендованные

складские мощности и сроки их аренды).

Малые и средние фирмы, ограничивающие сбыт своей продукции одним или

несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Для

крупных же фирм с большим национальным и межнациональным рынком этот

вопрос оказывается очень сложным, в его решении приходится преодолевать

значительные трудности. Здесь должен применяться метод поиска компромисса

и анализ потребности складской площади в различных регионах сбыта. При

этом наиболее распространены два варианта размещения складской сети –

централизованное (наличие в основном одного крупного склада) и

децентрализованное – рассредоточение ряда складов в различных регионах

сбыта. Естественно, вопрос об увеличении числа складов связан с

изменением затрат.

-55-

Территориальное размещение складов и их количество определяются

мощностью материальных потоков и их рациональной организацией, спросом на

рынке сбыта, размерами региона сбыта и концентрацией в нем потребителей,

относительным расположением поставщиков и покупателей, особенностями

коммуникационных связей и т.д. Следует иметь в виду, что задача

размещения и формирования складской сети, как и почти любая логистическая

задача, - оптимизационная, поскольку, с одной стороны, строительство

новых и покупка действующих складов и их эксплуатация связаны со

значительными капиталовложениями, а с другой стороны – нужно обеспечить

(наряду с повышением уровня обслуживания потребителей) сокращение

издержек обращение за счет максимального приближения складов к

клиентам.рафик (рис.1) показывает зависимость затрат от увеличения

количества складов в логистической системе сбыта. При увеличении

числа складов в системе транспортные затраты и упущенная выгода от продаж

уменьшаются пропорционально увеличению загрузки транспортного средства.

Увеличение числа складов приближает их к потребителю, а значит,

сокращается расстояние доставки, что и приводит к уменьшению транспортных

расходов. Стоимость складирования возрастает, так как расходы на

эксплуатацию при хранении груза на складе будут увеличиваться

пропорционально числу складов. Аналогично происходит и увеличение общих

запасов, хранящихся на складах, и связанных с этим затрат.

При максимальном приближении складов к потребителям появляется

возможность более четко выполнять заказы клиентов, быстрее реагировать на

изменения их потребностей, что в итоге позволяет сократить расходы от

упущенных продаж. Это тем более актуально в распределительной системе,

где клиентом выступает розничная сеть, стремящаяся к сокращению

собственных складских площадей и предпочитающая заказы мелкими партиями,

но с более частой периодичностью поставки.

При определении складских мощностей необходимо учитывать требования,

предъявляемые к условиям и срокам хранения конкретного вида сырья,

материалов, готовой продукции и т.д. Для хранения таких видов сырья, как

уголь или песок, требования к складским мощностям могут быть

удовлетворены предоставлением открытой площадки, содержание которой

связано с незначительными затратами. При этом учитывается, что ущерб,

который может быть нанесен сырью, оценивается в соответствии с тем, что

стоимость самого сырья ниже стоимости готовой продукции. В то же время

для хранения комплектующих, незаконченной и готовой продукции, стоимость

которых высока, требуются специальные складские здания и сооружения,

обеспечивающие их сохранность от внешних атмосферных воздействий, порчи,

кражи. Естественно, что эксплуатация таких площадей обходится во много

раз дороже.

Точность в расчетах складского пространства во многом зависит от

правильного прогноза спроса на продукцию данного склада и определения

необходимых запасов (выраженных в натуральных величинах). Эта задача

достаточно просто решается с помощью существующих компьютерных программ,

которые анализируют множество возможных ситуаций.

-56-

При выборе места расположения склада из числа возможных вариантов

оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат

на строительство и дальнейшую эксплуатацию склада и транспортных расходов

по доставке и отправке грузов.

Затраты на транспорт включают первоначальные капиталовложения на

развитие транспортной сети (на строительство и реконструкцию подъездных

дорог, приобретение подвижного состава, строительство гаражей, объектов

ремонтного хозяйства и т.д.) и эксплуатационные расходы по доставке и

отправке грузов (расходы, связанные с транспортировкой груза, содержанием

и ремонтом транспортных средств, устройств и объектов). Расходы на

строительство и эксплуатацию складов включают в первую очередь затраты на

строительство здания (сооружения) и приобретение оборудования, а также

затраты, связанные с их дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт

здания и оборудования, расходы на заработную плату, электроэнергию и

т.д.). При увеличении мощности и размеров складов удельные капитальные

затраты на 1т грузооборота и запасы хранения сокращаются, что говорит в

пользу строительства более крупных складов. Однако, с другой стороны, это

чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, а, следовательно,

увеличение транспортных расходов при доставке.

Литература

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг,

1996.

2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург,

1995.-84с.

3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС.

- Ростов, 1992. - 128с.

4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.-

167с.

5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное

пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с.

6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу

"Логистика" для студентов спец. 0701 / СГТУ. - Саратов, 1995.-35с.

7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в

логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701

/СГТУ - Саратов, 1995. - 21 с.

8. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях.

- М.: Машиностроение, 1996.

-57-

34.Выбор формы складирования.

Общая концепция решения складской системы в первую очередь должна быть

экономичной. Экономический успех обеспечивается в случае, если

планирование и реализация складской системы рассматриваются с точки

зрения интересов всей фирмы, являясь лишь частью общей концепции склада.

А рентабельность склада и будет, в конечном счете, основным критерием

выбранной общей концепции.

Система складирования (СС) предполагает оптимальное размещение груза

на складе и рациональное управление им. При разработке системы

складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости

между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними

(складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры

склада, технические средства, особенности груза и т.д.). Разработка СС

основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных

систем для решения поставленной задачи методом количественной и

качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает

выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько

основных подсистем. Итак, система складирования включает следующие

складские подсистемы:

- складируемая грузовая единица;

- вид складирования;

- оборудование по обслуживанию склада;

- система комплектации;

- управление перемещением груза;

- обработка информации;

- «здание» (конструктивные особенности зданий и сооружений).

Каждая подсистема в себя целый ряд возможных элементов (табл. 1). При

этом число элементов, составляющих основные подсистемы, может быть

достаточно значительным, а сочетание их в различные комбинации еще более

увеличивает многовариантность системы. Это означает, что альтернативный

выбор всех конкурентных вариантов должен осуществляться в определенной

последовательности с учетом технико-экономической оценки каждого из них.

Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться в

следующем порядке:

1) определяются место склада в логистической цепи и его функции;

2) устанавливается общая направленность технической оснащенности складской

системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая);

3) определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования;

4) выбираются элементы каждой складской подсистемы;

5) создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем;

6) осуществляется предварительный выбор конкурентных вариантов из всех

технически возможных;

7) проводится технико-экономическая оценка каждого конкурентного варианта;

8) осуществляется альтернативный выбор рационального варианта.

Выбор элементов складских подсистем ведется с помощью схем и диаграмм

или разработанных программ на ЭВМ. Это обеспечивает методический подход с

учетом всех возможных вариантов.

Литература

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг,

1996.

2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург,

1995.-84с.

3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС.

- Ростов, 1992. - 128с.

4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.-

167с.

5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное

пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с.

6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу

"Логистика" для студентов спец. 0701 / СГТУ. - Саратов, 1995.-35с.

-58-

35. Расчет складских площадей.

Основным показателем, характеризующим то или иное складское помещение,

является размер общей площади склада.

Общая площадь склада подразделяется на следующие составляющие:

- грузовую или полезную, занятую непосредственно материальными

ценностями или устройствами для их хранения:

- оперативную, занятую приемными, сортировочными, комплектовочными и

отпускными площадками, а также штабелями и стеллажами;

конструктивную, занятую перегородками, колоннами, лестницами и т.п.

- служебную, занятую под конторы и бытовые помещения.

Определение размера грузовой( полезной) площади склада может

производиться двумя методами:

1. по удельным нагрузкам;

2. с помощью объемных измерителей.

По первому методу размер полезной площади определяется по формуле:

S пол = Z max

Q доп.

Где S пол – полезная , м^2; Z max – максимальный размер запасов,

подлежащих хранению, т; Q доп. – допустимая нагрузка на 1 м^2 полезной

площади склада, т.

В этом случае общая площадь S общ. Определяется по формуле

S общ. = Sпол.

Ки

Где К и – коэффициент использования общей площади склада.

Второй метод более точный. Полезная площадь склада определяется по

формуле

S пол. = S ст Nст ,

Где S ст -площадь, занимая одним стеллажом, м ^2; N ст -количество

стеллажей для хранения, шт;

N ст = N яо

N я ст

Где N яо – общее количество ячеек стеллажей, необходимое для хранения

максимального запаса, N я ст -количество ячеек в данном стеллаже, шт;

N яо = Z max

V я Y Kо

Где V я – объем ячейки стеллажа, м^2 ; g - удельный все хранимого

материала , т/м^ ; К о - коэффициент заполнения объема ячейки.

Литература

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг,

1996.

2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург,

1995.-84с.

3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС.

- Ростов, 1992. - 128с.

4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.-

167с.

5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное

пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с.

6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу

"Логистика" для студентов спец. 0701 / СГТУ. - Саратов, 1995.-35с.

7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в

логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701

/СГТУ - Саратов, 1995. - 21 с.

-59-

36. Показатели работы склада.

Показатели работы склада включают складской товарооборот и грузооборот.

А также показатели оборачиваемости материалов на складе.

Складской товарооборот -показатель, характеризующий количество

реализованной продукции за соответствующий период (месяц, квартал,

год) с отдельных складов предприятия, торгово-посреднических

организаций.

Складской грузооборот – натуральный показатель, характеризующий объем

работы кладов. Исчисляется количеством отпущенных (отправленных)

материалов в течение определенного времени (односторонний грузооборот).

Грузопоток - количество грузов, проходящих через участок в единицу

времени.

Грузопереработка - количество перегрузок по ходу перемещения груза.

Отношение грузопереработки к грузообороту клада характеризуется

коэффициентом переработки, который может быть больше грузопотока в 2-

5 раз. Снижение коэффициента грузопереаботки говорит об улучшении

технологии переработки грузов и внедрении комплексной механизации и

автоматизации на складе.

Коэффициент оборачиваемости материалов – это отношение годового

(полугодового, квартального) оборота материалов к среднему остатку его

на складе за тот же период. Если обозначить Q p –расход (отпуск)

материала на складе за какой – либо календарный период (год, квартал,

месяц); q1 – остаток материала на складе на 1-е число первого месяца;

q2 – число второго месяца; q n-1 - то же на 1-е число

предпоследнего месяца; qn – то же на конец последнего месяца, то скорость

оборота материалов рассчитывается по формуле

К об = Q pm

Q1+ Q2 + ... Qn

2

где m – количество остатков, использованных для расчета.

К об. всегда должен быть больше единицы.

Коэффициент неравномерности К н поступления (отпуска грузов со склада

определяется отношением максимального поступления (отпуска) груза в

тоннах Q max за определенный период времени к среднему поступлению

(отпуску) Qср . т.е.

-60-

К н = Q max

Qср

Неравномерность поступления (отпуска) грузов оказывает большое влияние

на размеры приемочных (отпускных) площадок, работу подъемно-транспортных

механизмов.

Литература

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг,

1996.

2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург,

1995.-84с.

3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС.

- Ростов, 1992. - 128с.

4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.-

167с.

5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное

пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с.

6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу

"Логистика" для студентов спец. 0701 / СГТУ. - Саратов, 1995.-35с.

3. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в логистике:

Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701 /СГТУ -

Саратов, 1995. - 21 с.

-70-

37. Задачи решаемые транспортной логистикой.

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая

перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт

относится к сфере производства материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения

материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления

осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на

выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на

логистику. [2,32]

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая

удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в

перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает

сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль –

основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе

путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает

железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной),

автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный).

Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также

транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным

организациям.

Организация перемещения грузов транспортом необщего пользования

является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора

каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.

Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с

организацией перемещения грузов транспортом общего назначения.

Задачи транспортной логистики:

выбор вида транспортного средства;

выбор типа транспортного средства;

совместное планирование транспортного процесса со складским и

производственным;

совместное планирование транспортных процессов на различных видах

транспорта) в случае смешанных перевозок;

обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

определение рациональных маршрутов доставки. [5,64]

Литература

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг,

1996.

2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург,

1995.-84с.

3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС.

- Ростов, 1992. - 128с.

4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.-

167с.

Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие /

СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с.

-71-

-----------------------

Рынок сбыта

Управление

распределением

продукции

Прогнозирование спроса

Оперативное

руководство

Логистическая

координация

Рынок снабжения

Обработка

данных

о рынке

Оперативное планирование

производственное

непроизводственное

Планирование

снабжения

материалами

Снабжение

материалами

Планирование

производства

Управление

запасами

в ходе

производства

Управление

материалами

Затраты

Количество складов

Общие затраты

Затраты на запасы

Затраты на хранение

Транспортные затраты

Потери от упущенных продаж

Рис.1 ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ И ИХ ЗАВИСИМОСТЬ

ОТ КОЛИЧЕСТВА СКЛАДОВ

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.