РУБРИКИ |
Маркетинг |
РЕКЛАМА |
|
МаркетингМаркетингГосударственный комитет РФ по высшему образованию Омский государственный университет Экономический факультет СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета экономики Проректор по учебной работе ___________ А.М.ПОПОВИЧ ______________ "______"____________ 1997 г. "______" _____________ 1997 г. КУРСОВОЙ ПРОЕКТ: М А Р К Е Т И Н Г ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ: _________________ ГРУППА: ________ Проверил: д.с.н., проф. Давыденко В.А. Оценка: Омск - 1997 г. - 4 - В В Е Д Е Н И Е Выполнение курсового проекта по маркетингу является важнейшим практическим методом освоения современного маркетинга, инструментом понимания технологий при- нятия маркетинговых решений, а также ключевым средством овладения работой марке- толога на предприятии любой формы собственности. Курсовой проект состоит из двух частей, соответствующих структуре курса: описание маркетинговой деятельности фирмы на уровне "оперативного маркетинга" и на уровне "стратегического маркетинга". В первой части необходимо осуществить описание фирмы и провести анализ на основе методики ситуационного анализа (необ- ходимо ответить на все вопросы прилагаемой ниже методики ситуационного анализа). Содержание второй части курсового проекта основано на использовании четырех методик стратегической сегментизации рынков для конкретной фирмы: (1) по потре- бителям, (2) по основным конкурентнам, (3) по параметрам анализа силы и слабости фирмы в конкурентной борьбе, (4) по хозяйственному профилю, - методик, широко применяемых на Западе. Данные методики в определенной мере переработаны и адап- тированы автором курсового проекта применительно к Российским условиям, исходя из практики работы со студентами-заочниками Омского филиала Московской коммер- ческой академии в 1992 году, со студентами-дневниками и со студентами- вечерника- ми факультета экономики и управления Омского технического университета в 1993 и 1994 году. Основная идея, заложенная в курсовом проекте, связана с тем, что студент должен выполнить этот проект на конкретном предприятии (фирме). Студент- эконо- мист как ОмГУ, так и ОмГТУ, вообще говоря, может иметь свою фирму (предприятие), либо работать на ней, либо, в крайнем случае, обладать свободным доступом на фирму как на объект маркетингового исследования. Как показала практика, сегод- няшние абитуриенты, поступающие на ЭФ ОмГУ и ФЭУ ОмГТУ, в своем большинстве, удовлетворяют указанным требованиям и к моменту написания курсового проекта, как правило, имеют уже контракт на работу по специальности с какой-либо фирмой. Студенты, не имеющие возможности получить самостоятельный и свободный дос- туп к реальному ("живому") объекту маркетингового исследования и, следовательно, к соответствующей стратегической информации, выполняют данный курсовой проект либо с помощью получения информации у своих родителей, близких родственников, друзей и знакомых; в случае же принципиальной невозможности выйти на предприятие (фирму) - на основе литературных источников (то есть проводят маркетинговый ана- лиз соответствующих параметров "мифической фирмы"). В этом случае курсовой про- ект приобретает статус "учебного" (а не "практического"), и студентом проделыва- ется аналогичная интеллектуальная работа, что и в варианте с "живой фирмы", но на основе изучения литературы. В последнем случае практическая эффективность курсового проекта, понятно, резко снижается, потому что истинное понимание "жи- вых" маркетинговых проблем остается как бы "за кадром". 1-й раздел ---------- ОПЕРАТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ФИРМЫ: ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА В этот раздел курсового проекта входит разработка студентом ключевых пара- метров (признаков, переменных), описывающих внутреннюю и внешнюю среду фирмы, а также, а также ответы на вопросы методики ситуационного анализа. 1.1. Название фирмы, ее отраслевая принадлежность, основные виды деятель- ности (укажите): ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 1.2. Основные цели фирмы, основные цели маркетинга, цели и процедуры плани- рования, маркетинговые решения, их анализ и контроль, структуры обратных связей (укажите и опишите): ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ - 5 - Факторы внешней среды: Макроэкономические +------------------+ +-------------+ -------------------- ¦Внутренняя среда ¦ ¦ Цели фирмы: ¦ Правовые ¦фирмы: +---¦ - +-----+ -------------------- ¦ +---¦ - ¦ ¦ Политические ¦ ¦ ¦ - ¦ ¦ -------------------- ¦ ¦ +-------------+ ¦ Уровни инфляции ¦ ¦ ¦ ¦ -------------------- ¦ ¦ +----------------+ ¦ Налоги ¦ ¦ ¦Цели маркетинга:¦ ¦ -------------------- ¦ +---¦- ¦ ¦ Междунар. отношения ¦ ¦___¦- +--¦ -------------------- ¦ ¦ ¦- ¦ ¦ Социальная среда +------------------+ +----------------+ ¦ ------------------- ¦ +------+------+ ¦ Другие макро- ¦ ¦Планирование ¦ ¦ факторы: ¦ ¦ +-----¦ ------------------- ¦ +-------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------+ +-------------+ ¦ ¦АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И¦ ¦Маркетинговые¦ ¦ ¦ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ФИРМЫ ¦ ¦решения: +----¦ +-------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ Анализ и ¦ ¦ ¦ +---------------¦ контроль +----¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+ ¦ ¦ +-----------+ ¦ ¦ ¦ ¦ Обратные ¦ ¦ ¦ +--------------¦ связи +------------------+ ¦ ¦ +-----------+ Рис. 1. ОПИСАНИЕ ФИРМЫ И ЕЕ ОКРУЖЕНИЯ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Примечание. На основе предлагаемой схемы в курсовом проекте требуется начертить основные блоки и структурные связи, зафиксировать основные параметры и проанализировать ключевые переменные внутренней среды фирмы и ее окружения, а также влияния на эти параметры факторов внешней среды. 1.3. Внутренняя среда фирмы: технологии, продукты, персо- нал, финансы, структуры управления (укажите и опишите): ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ - 6 - К целям предприятия (фирмы), как правило, относятся: эффективное производс- тво, возвращение капиталовложений (инвестиций), достаточно высокая оплата труда персонала ("чтобы рабочий мог жить достойно" - Ф.Тэйлор), выполнение социальных обязанностей перед персоналом и т.п. В курсовом проекте требуется конкретизировать цели представляемого предпри- ятия, причем сделать это требуется достаточно реалистично. К целям маркетинга, как правило, в целом относят: удовлетворение нужд, пот- ребностей и запросов клиентов фирмы, обеспечение высокого объема продаж, роста темпа продаж, роста конкурентноспособности, завоевание определенных долей и сег- ментов рынка, рост нормы прибыли и всех ее производных (составляющих), завоева- ние хорошего имиджа (образа) фирмы, позиционирование торговых марок и многие другие. То, что характерно именно для данной фирмы, и необходимо описать в кур- совом проекте. В курсовом проекте требуется точно зафиксировать, какие именно цели маркетинга для данной представленной фирмы заложены руководством фирмы, или, в других терминах, ЛПР - лицами, принимающими решения. Например, в стратегическом маркетинге и управлении фирм стран развитого ка- питализма выделяют базовые и оперативные цели, цели долгосрочного планирования, цели по эффективности производства и цели организации (см. табл. 1.1. в Приложе- нии). Для каждой фирмы имеются как некоторые общие цели, так и собственные цели фирмы сугубо индивидуального и группового характера, отражающие оригинальность и нестандартность ее внутренней среды, влияющей на повышение факторов конкурент- носпособности фирмы вообще. В процессы маркетингового планирования, как правило, входит следующий круг проблем: прогнозирование рынков, выбор рынков, выбор новых товаров, испытание новых товаров, управление производством товаров и многое другое. Процессы стра- тегического планирования обычно реализуются после глубокого анализа факторов внешней и внутренней среды фирмы, рыночной ситуации, покупателей, конкурентов, товара и т.п. Стратегическое планирование тесно связано со стратегическим управ- лением фирмой и непосредственно касается стратегического маркетинга. Далее следует выступить в качестве эксперта и ответить на все вопросы пред- лагаемой ниже методики ситуационного анализа: М е т о д и к а с и т у а ц и о н н о г о а н а л и з а ---------------------------------------------------------- Инструкция эксперту: 1. Ответы на вопросы даются только в письменной форме, на данный момент времени. 2. На каждый вопрос дается наиболее полный ответ, в зависимости от со- держания вопроса. 3. Ответ дается, по возможности, по следующей структуре: 3.1. Ответ по сути вопроса. 3.2. Предложения по возможным неблагоприятным изменениям и возможные действия на неблагоприятные изменения. 3.3. Предложения по неисполь- зованным возможностям и предполагаемые действия по неиспользованным возможнос- тям. 3.4. Анализ вновь появляющихся возможностей и предполагаемые действия на вновь появляющиеся возможности. 3.5. Анализ меры неудовлетворительного состояния и предполагаемые действия на неудовлетворительное состояние (например: необходи- мые изменения). 3.6. Анализ запрещающих факторов и предполагаемые /необходимые/ действия на запрещающие факторы. 3.7. Анализ сдерживающих факторов и необходимые действия на сдерживающие факторы. 3.8. Анализ способствующих факторов и необхо- димые действия на способствующие факторы. 3.9. Зоны приложения усилий на: (1) способствующие факторы; (2) нейтрализацию сдерживающих факторов; (3) трансформа- цию сдерживающих или запрещающих факторов. 4. Заключительный анализ информации по каждому разделу (рынки, товары, новые товары, покупатели и т.д.): вся инфор- мация обобщается и сводится в общую таблицу по графам - сильные стороны и слабые стороны маркетиговой деятельности фирмы, с соответствующей оценкой. В о п р о с ы с и т у а ц и о н н о г о а н а л и з а ---------------------------------------------------------- (ответы даются только в письменной форме, на данный момент времени) ГРУППА 1: Р Ы Н К И N 1. На каких рынках работает фирма ? N 2. Какие из них основные (наиболее важны) для ее процветания ? N 3. Какова общая емкость каждого рынка ? N 4. Како- ва импортная емкость каждого рынка ? N 5. Каковы основные сегменты каждого рын- ка, интересующие нашу фирму ? N 6. Какова емкость каждого сегмента каждого рын- ка, упомянутого в вопросе N 5 ? N 7. Какова импортная емкость каждого сегмента каждого рынка, упомянутого в вопросе N 6 ? N 8. Каковы прогнозы ближайшего (0,5 года - 1 год) развития: 8.1. Общей емкости каждого рынка ? 8.2. Импортной емкос- ти каждого рынка ? 8.3. Емкости основных сегментов каждого рынка, интересующие нашу фирму (соответственно пункта 5) ? 8.4. Импортной емкости каждого сегмента каждого рынка, интересующие нашу фирму (соответственно пункты 5,7)? N 9. Как располагаются рынки, на которых мы действуем, по рангам коммерческой эффектив- ности экспорта ? N 10. Где могут быть новые рынки для товаров нашего предприя- тия? N 11. Какова конъюктура по каждому из рынков по пункту 1 и кждому из това- ров нашей фирмы на них ? N 12. Какие прогнозируются среднесрочные (2-3 года) из- менения и почему ? N 13. Как следует ответить нашей фирме на эти возможные изме- - 7 - нения ? N 14. Все ли сделано для этого ? N 15. Соответствуют ли наши производс- твенный и сбытовой потенциалы тенденциям изменения рынка по пункту 8 на ближай- шие 2 - 3 года ? N 16. Каковы наши среднесрочные (2-3 года) планы по каждому рынку пункта 1 и почему ? N 17. Учитываем ли мы результаты среднесрочных (2-3 года) прогнозов ? N 18. Покупают ли потребители в наиболее важных для нас сег- ментах наши товары ? N 19. Какую долю каждого сегмента занимают товары нашего предприятия (в стоимостном выражении) ? N 20. Собираемся ли мы расширять продажу в каждом или некотором из сегментов ? N 21. Что мы делаем для этого ? N 22. Что влияет на спрос по отношению к товарам нашей фирмы (перечислить положительные и отрицательные факторы) ? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ГРУППА 2: Т О В А Р Ы (У С Л У Г И) N 23. Каковы основные товары (услуги /в дальнейшем слово "услуги" - опускает- ся/) вашей фирмы ? Каковы из них экспортные ? N 24. На какой стадии жизненного цикла находится каждый из них? N 25. Какова конкурентноспособность каждого това- ра на каждом рынке и в каждом сегменте ? N 26. Как и почем следует расширять (сужать) ассортимент и параметрические ряды товара (ов) ? N 27. На какие рынки и сегменты следует ввести новые товары и почему ? N 28. Как используют потребители наши товары (типичные и нетривиальные способы применения) ? N 29. Какие требова- ния предъявляют потребители к этим товарам? N 30. Учитываем ли мы ответы на пункты 25-29 при разработке новых изделий ? N 31. Каков ассортимент товаров на- шей фирмы в каждой стране ? N 32. Как его надо изменить, чтобы торговля шла ус- пешнее ? N 33. Какие факторы определяют покупку нашего товара в каждой из стран, куда мы его экспортируем ? N 34. Учитываем ли мы ответы на пункты 31-33 при раз- работке новых изделий и введении их на рынки ? N 35. Поставлена ли перед произ- водственниками и сбытовиками задача: "Нуль дефектов" ? N 36. Что делается для ее реализации ? N 37. Насколько эффективны эти меры ? N 38. Что сделано для того, чтобы наш товар был безусловно узнаваем среди других аналогичных ? N 39. Будет ли наш товар и в дальнейшем обладать высокими потребительскими свойствами по сравнению с товарами конкурентов ? N 40. Следует ли улучшать его конкурентноспо- собность ? N 41. Каков должен быть параметрический ряд каждого из наших товаров? N 42. Отвечает ли внешний вид нашего товара современному дизайну и требованиям покупателей (отдельно по каждому изделию) ? N 43. Каков объем возвращаемых поку- пателями товаров (отдельно по каждому изделию) ? N 44. В чем причины возврата (по каждому изделию) ? N 45. Что сделано, чтобы уменьшить возврат (по каждому изделию) ? N 46. Какова эффективность принятых мер (по каждому изделию) ? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ - 8 - ГРУППА 3: Н О В Ы Е Т О В А Р Ы (У С Л У Г И) ГРУППА 3.1. "ЗЕРКАЛО" НОВОГО ТОВАРА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА N 47. Возможная прибыльность (по годам) в первые три года продажи ? N 48. Су- ществующие конкуренты ? N 49. Возможные конкуренты ? N 50. Емкость рынка ? N 51. Уровень необходимых инвестиций в производство ? N 52. Патентная защита ? N 53. Степень риска (по отношению к коммерческой эффективности экспорта товара) ? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ГРУППА 3.2. "ЗЕРКАЛО" НОВОГО ТОВАРА: РЫНОЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА N 54. Конъюктура и тенденции рынка за последние 5 лет ? N 55. Сравнительная характеристика нашего и конкурирующих товаров ? N 56. Возможная длительность жизненного цикла нашего товара ? N 57. Каков имидж нашего предприятия и покупа- телей и как изменится он в результате введения на рынок этого нового товара ? N 58. Как воздействуют сезонные факторы на наш товар? N 59. Какие эмоции способен вызвать наш товар у покупателей? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ГРУППА 3.3. "ЗЕРКАЛО" НОВОГО ТОВАРА: ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА N 60. Реален ли серийный выпуск нового товара и на чем основывается это суж- дение ? N 61. Сколько времени потребуется для начала серийного выпуска? N 62. Какие трудности могут возникнуть при организации производства нового товара ? N 63. Все ли необходимые материальные ресурсы доступны ? N 64. Все ли необходимые специалисты, рабочие действительно готовы осваивать новый продукт ? N 65. Воз- можно ли организовать производство товара, продаваемого потом по конкурентноспо- собной цене ? N 66. Каким должен быть внешний вид товара и его упаковка? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ - 9 - ГРУППА 3.4. "ЗЕРКАЛО" НОВОГО ТОВАРА: РЫНОЧНЫЙ ТЕСТ ТОВАРА N 67. Как быстро нужны результаты теста ? N 68. Какова должна быть продолжитель- ность теста ? N 69. В скольких городах его следует произвести ? N 70. В каких конкретных городах должен быть произведен тест ? N 71. Будет ли сохранен, нес- мотря на тест, отрыв от конкурентов и насколько этот отрыв будет длителен по времени ? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ГРУППА 4: П О К У П А Т Е Л И N 72. Какие конкретно отдельные лица и фирмы покупают ваши товары; к каким отраслям индустрии, сельского хозяйства, здравоохранения и т.д. они принадлежат ? N 73. Какие из них наиболее предпочтительны для вас ? N 74. Как эти самые предпочтительные относятся к нашим товарам? N 75. Что влияет на их решение о по- купке ? N 76. Каковы потребности, заставляющие покупать наш товар, у каждого на- шего клиента (контрагента фирмы) ? N 77. Каковы перспективы изменения этих пот- ребностей у контрагентов, заставляющие покупать наш товар ? N 78. Каковы перс- пективы изменения способов удовлетворения этих потребностей у контрагентов, зас- тавляющие сегодня покупать наш товар ? N 79. Кто наши потенциальные покупатели ? N 80. Сформировали ли мы на каждом рынке группу покупателей, которых можно счи- тать постояными и которые обеспечивают нашу экономическую безопасность, развитие коммерческих операций в будущем ? N 81. Кто является лицами: а) инициирующими покупку; б) влияющими на решение о покупке; в) принимающими решение; г) непос- редственно приобретеющими; д) непосредственно пользующими; е) испытывающими и формирующими мнение о потребительных свойствах товара ? N 82. Сколько типов по- тенциальных покупателей нашего нового товара мы выделили ? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ГРУППА 5: В Н У Т Р Е Н Н Я Я С Р Е Д А Ф И Р М Ы /большинство переменных совпадает с параметрами "внутренней среды фирмы" из 1-й части курсового проекта по маркетингу/ N 83. Какова мотивация сотрудников ? Как она соотносится с формированием фир- менной трудовой морали, созданием благоприятного психологического климата в кол- лективе ? N 84. Каково образование сотрудников ? Какова реакция на новшества ? N 85. Каков опыт сотрудников: а) технический ? б) коммерческий ? в) общения на иностранном языке ? г) проведения переговоров ? N 86. Имеют ли наши сотрудники беспрепятственный доступ к информации о рынках, конкурентах, потребительных свойствах нашего товара, отзывов потребителей ? Что нужно сделать, чтобы они - 10 - имели такой доступ ? N 87. Каков организационный контекст: ценности фирмы, инди- видуальные и групповые нормы, формальные и неформальные отношения, наличие родс- твенных и "клановых" связей ? N 88. Какова архитектоника организации: структуры власти, типы поведения и общения, типы взаимодействия, стиль ЛПР. N 89. Какие люди являются ключевыми на фирме, олицетворяющими успех деятельности фирмы, осо- бенно в области экспортной? В полной ли мере используются их способности ? N 90. Что следует сделать, чтобы эти люди работали с максимальной отдачей ? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ГРУППА 6: В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А Ф И Р М Ы /большинство переменных совпадает с параметрами "внешняя среда фирмы" из 1-й части курсового проекта по маркетингу/ N 91. Перечислите факторы внешней среды, неподконтрольные нашей фирме, но ко- торые оказывают на ее развитие существенное влияние (например: экономика /темпы роста, издержки, налоги, процентные ставки, стоимость аренды и обрудования, уровни инфляции, безработицы и т.п./; потребители /характеристики, межличностное влияние, процесс принятия решения, организации/; независимые средства маркетин- говой информации /телевидение, печать, радио, информационные агенства/; техноло- гии /достижения, патенты, ограничения по ресурсам/; конкуренция /стратегии, структура, взаимоотношения в каналах сбыта, общие факторы конкуренции/; прави- тельство и парламент /экономическое и политическое поведение в своей стране; в других странах/; органы самоуправления на местах; и т.п.) ? N 92. Какое влияние на нашу деятельность том или ином рынке окажут существующие тенденции развития "неконтролируемых факторов внешней среды" (макроэкономика, потребители, незави- симые средства массовой информации, конкуренция, технологии, правительство, пар- ламент, местные органы ласти и т.п.) ? N 93. Какое влияние на нашу деятельность на том или ином рынке окажут существующие тенденции развития науки и техники ? N 94. Какое влияние на нашу деятельность на том или ином рынке окажут тенденции изменения экономической ситуации в мире и в отдельных регионах и странах, инте- ресующих нашу фирму ? N 95. Какое влияние на нашу деятельность на том или ином рынке окажут тенденции изменения государственной политики и законодательства стран - импортеров наших товаров ? N 96. Какое влияние на нашу деятельность на том или ином рынке окажут тенденции изменения внутренней политики нашей страны ? N 97. Если фирма ведет экспортную деятельность, то каковы в данной стране законы относительно: - предпринимательства; - производства товаров, аналогичных нашему; - экспортно-импортных операций; - защиты окружающей среды ? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ - 11 - ГРУППА 7: К О Н К У Р Е Н Ц И Я И К О Н К У Р Е Н Т Ы N 98. Кто основные конкуренты нашей фирмы в каждой стране по каждому рынку и по каждому сегменту ? Какую долю рынка занимает каждый конкурент ? N 99. Какие ме- тоды конкурентной борьбы они используют? Опишите. N 100. Каковы перспективы раз- вития конкуренции; какую долю рынка в перспективе может занимать каждый конку- рент ? N 101. Каковы у конкурентов на аналогичные товары: - цены; - ценовая по- литика; - качество товаров; - упаковка ? N 102. Каковы сильные и слабые стороны каждого конкурента ? N 103. По отношению к каким конкурентам и в каких странах мы действуем успешнее и почему ? N 104. Как распространяем этот опыт мы на дру- гие страны ? N 105. Отвечают ли товары конкурентов таким требованиям покупате- лей, как: - потребительские свойства; - типоразмеры; вес; расфасовка; - удобство пользования; - надежность; - цвет (вкус; запах и т.п.) ? N 106. Какова возможная реакция конкурентов на: - введение нами нового товара на рынок; - изменение нами цены нашего товара; - увеличение доли рынка нашей фирмы; - уменьшение доли рынка нашей фирмы ? N 107. Какие стратегии стимулирования сбыта применяют наши конку- ренты ? N 108. Что нам известно относительно НИОКР наших конкурентов ? N 109. Что нам известно относительно технологии производства наших конкурентов ? N 110. Какова патентная защита товаров наших конкурентов ? N 111. Каковы их официальные данные о прибылях и убытках ? N 112. Число рабочих у каждого конкурента ? N 113. Как конкуренты ведут рекламу своих товаров ? N 114. Как конкуренты подбирают се- бе управляющих ? N 115. Каковы результаты выступлений наших конкурентов на тор- гах ? N 116. Какова у конкурентов обстановка со снабжением сырьем и комплектую- щими изделиями ? N 117. Каковы коммерческие результаты конкурентов на выставках и ярмарках ? N 118. Что пишет о наших конкурентах местная и национальная пресса тех стран, куда мы ведем экспорт ? N 119. Что известно о продажах и покупках на- шими конкурентами дочерних фирм ? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ГРУППА 8: Ц Е Л И М А Р К Е Т И Н Г А /большинство переменных совпадает с параметрами "цели маркетинга" из 1-й части курсового проекта по маркетингу/ N 120. Каковы долгосрочные маркетинговые цели нашей фирмы ? N 121. Каковы сред- несрочные маркетинговые цели нашей фирмы ? N 122. Каковы краткосрочные маркетин- говые цели нашей фирмы ? N 123. Каким образом все эти цели взаимоувязаны ? N 124. Выражены ли все эти цели в форме, удобной для контроля за приближением к ним (желательно в цифровой форме) ? N 125. Соответствуют ли все цели (пункты 120-124): - конкурентноспособности товара; - престижу и имиджу фирмы и ее това- ров в глазах покупателей; - ресурсам фирмы; - отличительным преимуществам фирмы; - производственным, технологическим, финансовым и иным возможностям фирмы; - эф- фективности работы обратных связей (информацией о неконтролируемых факторах ок- ружающей среды, деятельности организации и реализации ее маркетигового плана) ? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ - 12 - ГРУППА 9: П Р О Г Р А М М А М А Р К Е Т И Н Г А /большинство переменных совпадает с параметрами "программа маркетинга" из 1-й части курсового проекта по маркетингу/ N 126. Какова глобальная стратегия (главное дело, "миссия") фирмы ? N 127. Какова вероятность достижения целей маркетинга (пункты 120-125). N 128. Доста- точно ли выделено средств для достижения этих целей ? N 129. Как распределены эти средства между различными рынками, сегментами, товарами ? N 130. Как распре- делены ресурсы предприятия между инструментами достижения целей маркетинга: - обеспечением высокого качества изготовления товара; - рекламой и другими мероп- риятиями формирования сбыта; - рекламой и другими мероприятиями стимулирования сбыта; - системой товародвижения; - системой сервиса и т.п. ? N 131. Имеется ли годовой план маркетинга ? N 132. Какова процедура планирования маркетинга ? N 133. Проводится ли ситуационный анализ вообще ? N 134. Собирается ли маркетинго- вая информация по каждому из рынков, на которых мы выступаем ? /Примечание: бо- лее подробно технология составления полной МАРКЕТИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ представлена ниже/. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ГРУППА 10: О Р Г А Н И З А Ц И Я М А Р К Е Т И Н Г А N 135. Иеется ли квалифицированный маркет-директор ? N 136. Какова квалификация каждого сотрудника службы маркетинга ? N 137. Стимулируется ли их инициатива ? N 138. Как распределена ответственность за реализацию маркетинговых мероприятий ? Какова структура работы отдела маркетинга фирмы ? N 139. Понимает ли персонал концепцию маркетинга и применяет ли на практике следующие из нее выводы ? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ГРУППА 11. Ц Е Н Ы N 140. Насколько цены отражают: издержки нашего предприятия; конкурентноспо- собность нашего товара; спрос на него ? N 141. Какова вероятная реакция покупа- телей на повышение цен ? N 142. Какова вероятная реакция покупателей на пониже- ние цен ? N 143. Как относятся покупатели к установленным нами ценам ? N 144. Используется ли политика стимулирующих цен ? N 145. Используется ли политика стандартных цен ? N 146. Как действует фирма, если конкуренты изменяют цены ? N 147. Привлекательны ли наши цены ? N 148. Известны ли потенциальным покупателям наши цены ? N 149. Какое главное условие определяет нашу ценовую политику ? N 150. Соответствуют ли наши цены данному рынку? N 151. Ведем ли мы ценовую борьбу (ценовую войну) там, где это возможно ? - 13 - ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ГРУППА 12. Т О В А Р О Д В И Ж Е Н И Е N 152. Где географически находятся склады наших товаров ? N 153. Как выглядит порядок транспортировки со всеми перевалками ? N 154. Какова процедура обработки поступающих заказов ? N 155. Каковы издержки товародвижения ? N 156. Оптимально ли расположены склады относительно регионов торговли ? N 157. Что можно изме- нить, чтобы ускорить и удешивить перевозки, не снижаю уровня обслуживания поку- пателей ? N 158. Как можно улучшить сохранность товаров в пути ? N 159. Какова схема поступления товара на рынок каждой страны ? N 160. Каковы терминалы ввоза и вывоза ? (Перечислить все) N 161. Каковы новые каналы товародвижения можно предложить ? N 162. Имеется ли полный комплект товаросопроводительной документа- ции ? (Перечислить все документы). ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ГРУППА 13. О Р Г А Н И З А Ц И Я Т О Р Г О В Л И N 163. Соответствует ли численность торгового персонала поставленным целям предприятия ? N 164. Специализируется ли персонал по рынкам и товарам ? N 165. Каков уровень компетенции этих работников ? N 166. Как определяются предполагае- мые объемы продаж ? N 167. Как оцениваются результаты работы торгового персонала ? N 168. Какова структура организации торговли по отношению к каждой стране, ку- да предприятие ведет экспорт ? N 169. Можно ли эту структуру организации торгов- ли улучшить ? N 170. Какие методы торговли (напрямую, оптовую, дилерскую и т.п.) мы используем ? Почему именно эти ? N 171. Каковы планы нашего предприятия по отношению к каждому посреднику ? N 172. Ведут ли посредники работу с нашими то- варами на плановой основе ? N 173. Насколько действия по их планам эффективны ? N 174. Кому, когда и как следует помочь в разработке планов и реализации их ? N 175. Какая информация, поступающая от нас посредникам, по их мнению, излишняя ? N 176. Какой информации, поступающей от нас посредникам, по их мнению, недостает ? N 177. Что следует сделать, чтобы исправить создавшееся положение по пунктам 175, 176 ? N 178. Как зависит заработная плата работников службы сбыта от их ак- тивности в заключении сделок ? N 179. Какие иные способы побуждения к активности применяются ? N 180. Как ведется подготовка и переподготовка персонала ? N 181. Устраиваются ли встречи для обмена опытом между посредниками из разных стран, в которые мы ведем экспорт ? N 182. Сколько потенциальных покупателей (которые могли бы купить покупку) ежедневно обслуживает каждый наш агент ? N 183. Каковы расходы на каждое посещение (контакт) потенциального покупателя ? N 184. Как можно уменьшить расходы на каждое посещение (контакт) потенциального покупателя, не снижая эффективности ? N 185. Используем ли мы лизинг (сдачу оборудования в аренду) ? N 186. Используем ли мы рассрочку и другие формы кредита ? N 187. Ка- ковы сбытовые расходы на единицу проданного товара ? - 14 - ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ГРУППА 14. ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА И СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА (СИСТЕМА "Ф О С Т И С С") N 188. Имеется ли у нашей фирмы программа ФОССТИС ? Если да, опишите ее: ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ГРУППА 14.1 Р Е К Л А М А N 189. Какие цели поставлены перед рекламой ? N 190. Сколько выделено на нее средств ? N 191. Как расценивают покупатели качество наших рекламных текстов и иллюстраций ? N 192. Какими критериями мы пользуемся при выборе каналов распре- деления рекламы ? N 193. Прослеживаются ли связи между активностью рекламы и: - уровнем сбыта; - уровнем прибыли ? N 194. Имеется ли у нашей рекламы фирменный стиль ? N 195. Хорошо ли заметен наш товарный знак среди конкурирующих ? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ГРУППА 14.2 С Т И М У Л И Р О В А Н И Е С Б Ы Т А N 196. Есть ли программа СТИС ? N 197. Каковы результаты ее реализации ? N 198. Каковы приемы СТИС используются ? N 199. Какова эффективность каждого из них ? N 200. Используем ли мы рассрочку и другие виды кредитов в качестве стимуляторов сбыта ? N 201. Известны ли потенциальным покупателям условия рассрочки и других видов кредитов в качестве стимуляторов сбыта ? N 202. Передаем ли мы образцы то- вара на пробу (тестирование) ? N 203. Какие каналы распространения информации ФОССТИС мы используем: - радио; - телевидение; - выставки и ярмарки; - сипмозиу- мы; - показ действующих установок ? N 204. Какие из перечисленных в п. 203 кана- - 15 - лов наиблее эффективны ? По какому критерию эффективности ? N 205. Какие приемы стимулирования сбыта персонала мы используем ? N 206. Используем ли мы премиаль- ную торговлю ? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ГРУППА 14.3 П А Б Л И К Р И Л Э Й Ш Н З N 207. Имеется ли план формирования общественного мнения ? N 208. Привязан ли план формирования общественного мнения к рынкам и товарам ? N 209. Имеется ли менеджер-администратор по паблик рилэйшнз (формированию общественного мнения) ? N 210. Устраивает ли фирма пресс-конференции ? N 211. Налажено ли получение га- зетно-журнальных вырезок ? ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ГРУППА 14.4 И Н О С Т Р А Н Н Ы Е Ф И Л И А Л Ы N 212. Получены ли от иностранных агентов отчеты о выполнении бюджета ФОССТИС ? N 213. Получены ли от иностранных агентов образцы использованной рекламной про- дукции: вырезки из газет и журналов, киноролики, магнитофильмы, фотографии, в форме отчетов о своей работе ? N 214. Как используются средства массовой инфор- мации нашими агентами (филиалами) ? N 215. Как проводятся опросы потенциальных и действующих покупателей ? Имеются ли отчеты об опросах ? N 216. |
|
© 2007 |
|