РУБРИКИ

Формирование понятия цилиндра

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Формирование понятия цилиндра

Формирование понятия цилиндра

I этап: Введение понятия цилиндр. Математическое видение цилиндра.

Цель этапа: Формирование пространственного представления и логического

мышления учащихся при изучении и формировании математического видения

цилиндра его характерных элементов и изображений.

Дидактические средства:

. набор пространственных тел (прозрачных и непрозрачных);

. пластилин;

. деревянные палочки;

. цветные карандаши;

. модели изготовленные по рис. 3.

Перед началом урока учитель на своем столе располагает все пространственные

тела: призмы, пирамиды, цилиндры, конусы, сферы и шары.

Рекомендуется начать урок со следующего упражнения.

Упражнение 1. Из множества тел представленных выбрать те, которые были уже

изучены (предполагается, что учащиеся выберут призмы и пирамиды).

Упражнение 2. Оставшиеся тела сгруппируйте по внешним сходным признакам.

(получили три группы: цилиндры, конусы, сферы и шары).

Упражнение 3. Вызывается с каждого ряда по ученику. Им предлагается на

интуитивном уровне к каждому пространственному телу сопоставить

соответствующую табличку с названием данного тела. Предполагаемый ответ:

Упражнение 3 можно предложить выполнить стоящим ученикам. Затем, после

того как кто-нибудь выполнит это упражнение верно, учитель говорит о том,

что изучение этих пространственных тел они начнут с изучения цилиндра.

Упражнение 4. Из пластилина учащиеся делают линию (KL). Затем деревянные

палочки прикрепляют к пластилину, таким образом, чтобы эти палочки (АВ) как

бы пересекали линию (KL) и были бы друг другу параллельны. В результате

получилась бы поверхность которую назовем цилиндрической (рис. 1).

[Вывод: поверхность образованная движением прямой (АВ), которая во всех

положениях параллельна данной прямой и пересекает линию (KL) назовем

цилиндрической поверхностью].

Соглашение 1. Движущаяся прямая (АВ) – образующая; линия (KL) –

направляющая.

Упражнение 5. Предполагается соединить оба конца линии (KL) вместе

(Получится цилиндрическая поверхность которая называется замкнутой) (рис.

2).

Упражнение 6. Учащиеся из пластилина делают две лепешки (плоскости) и с

двух сторон прикрепляют к замкнутой цилиндрической поверхности и получают

модель цилиндра.

[Вывод: Цилиндром назовем тело, ограниченное замкнутой цилиндрической

поверхностью и двумя параллельными плоскостями, пересекающими

цилиндрическую поверхность].

Соглашение 2. В получившейся модели цилиндра параллельные плоскости,

которые пересекает цилиндрическая поверхность назовем основаниями цилиндра.

Упражнение 7. Учащимся предлагается из центра (приблизительно) верхнего

основания цилиндра опустить перпендикуляр на нижнее основание (возможные

варианты: а) высота проектируется точно в центр нижнего основания (прямой

цилиндр); б) пересекает нижнее основание, но не в центре; в) не пересекает

нижнее основание (наклонный цилиндр)). Высотой может служить одна из

деревянных палочек.

Соглашение 3. Высотой цилиндра назовем кратчайшее расстояние между двумя

основаниями цилиндра.

Упражнение 8. Учащимся на урок принести модели по рис. 3 из спиц и

проволки.

Всем предлагается сделать полный оборот вокруг оси. В результате, точки

линии АМВ опишут окружности, которые назовем параллелями, они лежат в

плоскостях, перпендикулярных оси вращения, а следовательно эти плоскости


© 2007
Использовании материалов
запрещено.