РУБРИКИ |
Определение рационального варианта размещения производственно-хозяйственных предприятий (на примере АБЗ) и выбор оптимального маршрута поездки коммивояжера |
РЕКЛАМА |
|
Определение рационального варианта размещения производственно-хозяйственных предприятий (на примере АБЗ) и выбор оптимального маршрута поездки коммивояжераОпределение рационального варианта размещения производственно-хозяйственных предприятий (на примере АБЗ) и выбор оптимального маршрута поездки коммивояжераМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАДИ (ТУ) КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Выполнил: Белоногов М.В. Группа 4ВЭДС3 Проверил: Беляков Г.С. Москва 1999-2000 Раздел 1. Выбор оптимального маршрута поездки. Постановка задачи: Машина с инкассатором ежедневно забирает выручку 4-х торговых точек (пункты Б, В, Г, Д), расположенных на разных улицах города и отвозит ее в банк (пункт А). Определено время на проезд по различным улицам с учетом интенсивности движения по ним транспортного потока. Требуется найти маршрут движения инкассаторской машины, который начинался и заканчивался бы в пункте А, позволял посетить каждую торговую точку и проехать по соответствующей улице только один раз и характеризовался минимальными затратами времени на поездку. Маршрут должен включать переезд из пункта Б в пункт Г. Порядок решения задачи: 1. Определить кратчайшие расстояния между различными парами пунктов используя алгоритм поиска кратчайших путей на циклической сети. А 1 Б 4 В 2 Д 3 Г Найдем кратчайшие расстояния до пункта А. |пункт |А |Б |В |Д |1 |4 | |i | | | | | | | |yi |0 |( |( |( |( |( | | | |28 |13 |17 |8,32 |9 | | | |16,64 | | | | | Первоначально принимаем расстояния до пункта А равными бесконечности, а расстояние от А до самого себя равным нулю. Затем пересчитываем величины yi используя правило: Если yj + lij ( yi , то величина yi = yj + lij , в противном случае yi оставляем без изменений. Расчет начинаем с пункта А и дуг, которые в него входят. yA + l4A=0+9=9 ( y4=( ( y4=9 yA + lBA=0+13=13 ( yB=( ( yB=13 yA + l1A=0+8,32=8,32 ( y1=( ( y1=8,32 Теперь рассматриваем пункт i для которого yi перестала быть равной бесконечности и дуги, которые в него входят. y4 + lB4=9+7=16 ( yB=13 y4 + lД4=9+8=17 ( уД=( ( yД=17 yВ + lДВ=13+12=25 ( yД=17 yВ + lБВ=13+15=28 ( уБ=( ( yБ=28 yВ + l1В=13+9=22 ( у1=8,32 y1 + lВ1=8,32+10=18,32 ( yВ=13 y1 + lБ1=8,32+8,32=16,64 ( уБ=28 ( yБ=16,64 yД + l4Д=8,32+17=25,32 ( y4=9 yД + lВД=17+12,32=29,32 ( yВ=13 yБ + lВБ=16,64+15,32=31 ( yВ=13 yБ + l1Б=16,64+8=24,64 ( y1=8,32 Теперь проверим условие lij ( yi - yj для всех дуг сети. l4A = у4 - уА 9=9-0 l4Д ( у4 – уД 8,32(9-17 lД4 = уД – у4 8=17-9 lДВ ( уД – уВ 12(17-13 lBA = yB - yA 13=13-0 lBД ( yB – yД 12,32(13-17 lBБ ( yB – yБ 15,32(13-16,64 lB4 ( yB – y4 7(13-9 lB1 ( yB – y1 10(13-8,32 lБВ ( уБ - уВ 15(16,64-13 lБ1 = уБ – у1 8,32=16,64-8,32 l1А = у1 – уА 8,32=8,32-0 l1В ( у1 – уВ 9(8,32-13 l1Б ( у1 – уБ 8(8,32-16,64 Чтобы найти кратчайшие пути, найдем дуги для которых выполняется условие: lij = yi - yj Таковыми являются: l4A = у4 - уА 9=9-0 lД4 = уД – у4 8=17-9 lBA = yB - yA 13=13-0 lБ1 = уБ – у1 8,32=16,64-8,32 l1А = у1 – уА 8,32=8,32-0 Кратчайшие расстояния до пункта А равны: | пункт |4 |Д |Б |1 |В | |расстояние до А |9 |17 |16,64 |8,32 |13 | Аналогичным образом находятся кратчайшие расстояния до других пунктов. 2. Построить матрицу кратчайших расстояний между пунктами А, Б, В, Г, Д. | |А |Б |В |Г |Д | |А |--- |16 |13,32 |--- |17,64 | |Б |16,64 |--- |15 |21 |--- | |В |13 |15,32 |--- |15 |12,32 | |Г |--- |21,64 |15,32 |--- |16 | |Д |17 |--- |12 |16,32 |--- | 3. Математическая модель задачи коммивояжера: Найти минимальное значение целевой функции z n+1 n+1 min z = ( ( lij * xij i=1 j=1 при следующих ограничениях: . из каждого города i нужно уехать только один раз n+1 ( xij = 1 i=1, ......, n+1 j=1 . в каждый город j нужно приехать только один раз: n+1 ( xij = 1 j=1, ......, n+1 i=1 . переменные xij могуть принимать одно из двух значений: 0 или 1, 1 - если в искомый маршрут входит переезд из пункта i в пункт j 0 - в противном случае . решение есть простой цикл 4. Решение задачи: | |А |Б |В |Г |Д | |А |--- |16 |13,32 |--- |17,64 | |Б |16,64 |--- |15 |21 |--- | |В |13 |15,32 |--- |15 |12,32 | |Г |--- |21,64 |15,32 |--- |16 | |Д |17 |--- |12 |16,32 |--- | Б – Г, Д – В, В – А, А – Б, Г – Д Так как маршрут должен включать переезд из пункта Б в пункт Г, то первым разрешающим элементом будет элемент 21. (1) Обводим его в кружок. (2)Зачеркиваем все оставшиеся элементы в строке и столбце содержащем элемент 21. (3)Зачеркиваем также элемент 21,64 , чтобы исключить повторное посещение пунктов. (4)Находим наибольшие элементы и зачеркиваем их до тех пор пока в какой-нибудь строке или столбце не появится один незачеркнутый элемент, теперь он будет разрешающим. Повторяем действия (1), (2), (3), (4) до тех пор пока не останется последний разрешающий элемент. В итоге искомый маршрут будет проходить через пункты: А – Б – Г – Д – В – А min z = 16+21+16+12+13 = 78 Раздел 2. Определение рационального варианта размещения производственных предприятий (на примере АБЗ). Постановка задачи: В 2000г планируется осуществить ремонт и реконструкцию дорожной сети некоторого района. Территория района разбита на 4 части, потребности которых в асфальтобетоне в 2000г будут составлять: B1 = 50.000 т B2 = 60.000 т B3 = 45.000 т B4 = 70.000 т Для удовлетворения потребностей в асфальтобетоне планируется разместить сеть полустационарных асфальтобетонных заводов. На территории района выбрано 4 возможных пункта размещения заводов, для каждого пункта рассматривается 3 варианта мощности заводов – 10, 25, 50 т аб./час. Известны затраты на приготовление аб в каждом пункте и доставку его потребителям. Требуется найти в каких пунктах и какой мощности следует разместить аб заводы, чтобы суммарные затраты на его приготовление и доставку потребителям были минимальными. Затраты на приготовление аб, руб |мощность АБЗ |Приведенные затраты на приготов-е 1т аб АБЗ, | | |располож-м в пункте, руб, Cpi + E*Kpi уд | |т/час |тыс. т/год|1 |2 |3 |4 | |10 |18 |484 |489 |495 |481 | |25 |45 |423 |428 |435 |420 | |50 |90 |405 |410 |416 |401 | Затраты на транспортировку 1т аб потребителям, Сij, руб |Пункт |Зона-потребитель | |размещения | | |1 |28,3 |60,3 |45,3 |90,3 | |2 |61,3 |30,3 |93,3 |48,3 | |3 |50,3 |95,3 |33,3 |62,3 | |4 |99,3 |54,3 |65,3 |36,3 | Математическая модель транспортной задачи: m n min z = ( ( Cij * xij i=1 j=1 Ограничения: n . ( xij = ai i=1, ......, m j=1 весь продукт ai имеющийся у i-го поставщика должен быть вывезен потребителю. m . ( xij = bj j=1, ......, n i=1 спрос j-го потребителя должен быть полностью удовлетворен . xij ( 0 i=1, ...., m; j=1, ...., n xij – объем перевозок от i-го поставщика j-му потребителю Транспортная таблица: |Мощность|Спрос зон-потребителей, тыс.т/год | |АБЗ | | |тыс.т/го|B1=50 |B2=60 |B3=45 |B4=70 |Bф=135 |Ui |Ki | |д | | | | | | | | | |433,3 |440,3 ( |449,3 ( |437,3 ( |0 | | | | | |465,3 |450,3 |495,3 | | | | |X1=90 |50 | | | |40 |0 |5/9 | | |433,3 ( |440,3 |449,3 ( |437,3 ( |0 | | | | |471,3 | |503,3 |458,3 | | | | |X2=90 | |60 | | |30 |0 |6/9 | | |433,3 ( |440,3 ( |449,3 |437,3 ( |0 | | | | |466,3 |511,3 | |478,3 | | | | |X3=90 | | |45 | |45 |0 |Ѕ | | |433,3 ( |440,3 ( |449,3 ( |437,3 |0 | | | | |500,3 |455,3 |466,3 | | | | | |X4=90 | | | |70 |20 |0 |7/9 | |Vj |433,3 |440,3 |449,3 |437,3 |0 | | | Так как задача не сбалансирована, то определяем спрос фиктивного потребителя: Вф=( аi - ( bj = 360 – 225 = 135 тыс.т/год В верхний правый угол клеток вносится суммарная величина приведенных затрат на приготовление и транспортировку 1т аб, Сpi + E*Kpi + Cij С помощью правила минимального элемента вносим в таблицу перевозки xij. Проверяем план на вырожденность: m + n - 1 = 8 = 8 (занятых клеток), следовательно план является невырожденным. Строим систему потенциалов поставщиков и потребителей. Для этого потенциал столбца или строки с наибольшим кол-вом занятых клеток приравниваем нулю, в данном случае это потенциал столбца Bф, остальные потенциалы определяем исходя из условия оптимальности для занятых клеток (Ui + Vj = Сpi + E*Kpi + Cij). Проверяем план на оптимальность: . число занятых клеток не должно превышать величину m + n – 1 . для каждой занятой клетки сумма потенциалов должна равняться суммарной величине затрат на приготовление и транспортировку 1т аб. . для каждой свободной клетки должно выполняться неравенство : Ui + Vj ( Сpi + E*Kpi + Cij Все три условия выполняются, следовательно план является оптимальным с точки зрения транспортной задачи. Определяем значения коэффициентов интенсивности. Ki = ( xij / xi ( xij – cуммарный объем поставок i-го АБЗ реальным потребителям xi – мощность i-го АБЗ Так как ни один Ki не равен нулю или единице, то рассматриваемый вариант размещения АБЗ соответствующей мощности не есть наилучший, поэтому необходимо его улучшить. Отыскиваем смешанную строку с минимальной величиной Ki и в этой строке мощность АБЗ уменьшаем до следующей возможной величины, в нашем случае это третья строка. Строим новую транспортную таблицу не забывая, что суммарная мощность АБЗ должна равняться суммарному спросу потребителей. Также необходимо пересчитать величину Сpi + E*Kpi + Cij для клеток третьей строки. |Мощность|Спрос зон-потребителей, тыс.т/год | |АБЗ | | |тыс.т/го|B1=50 |B2=60 |B3=45 |B4=70 |Bф=90 |Ui |Ki | |д | | | | | | | | | |433,3 |424,3 ( |450,3 |421,3 ( |-16( 0 | | | | | |465,3 | |495,3 | | | | |X1=90 |50 | |40 | | |-16 |1 | | |449,3 ( |440,3 |466,3 ( |437,3 ( |0 | | | | |471,3 | |503,3 |458,3 | | | | |X2=90 | |60 | | |30 |0 |6/9 | | |449,3 ( |440,3 ( |466,3 ( |437,3 ( |0 | | | | |485,3 |530,3 |468,3 |497,3 | | | | |X3=45 | | | | |45 |0 |0 | | |449,3 ( |440,3 ( | 466,3 |437,3 |0 | | | | |500,3 |455,3 | | | | | | |X4=90 | | |5 |70 |15 |0 |15/18| |Vj |449,3 |440,3 |466,3 |437,3 |0 | | | Новый вариант также не является наилучшим, поэтому уменьшаем мощность АБЗ во втором пункте. |Мощность|Спрос зон-потребителей, тыс.т/год | |АБЗ | | |тыс.т/го|B1=50 |B2=60 |B3=45 |B4=70 |Bф=45 |Ui |Ki | |д | | | | | | | | | |433,3 | |450,3 |421,3 ( |-18( 0 | | | | | |439,3 ( | |495,3 | | | | | | |465,3 | | | | | | |X1=90 |50 | |40 | | |-16 | | | |452,3 ( | 458,3 | 469,3( |440,3 ( |1 ( 0 | | | | |489,3 | |521,3 |476,3 | | | | |X2=45 | | 45 _| | | + |3 | | | |451,3 ( | 457,3 (| 468,3 |439,3 ( |0 | | | | |485,3 |530,3 | |497,3 | | | | |X3=45 | | | 0 | | _ |2 | | | | | |+ | |45 | | | | |449,3 ( | 455,3 | 466,3 |437,3 | -2 ( 0 | | | | |500,3 | | | | | | | |X4=90 | | 15 | 5 |70 | |0 | | | | |+ |_ | | | | | |Vj |449,3 |455,3 |466,3 |437,3 |-2 | | | Для одной свободной клетки не выполняется условие Ui + Vj ( Сpi + E*Kpi + Cij поэтому план необходимо улучшить. Строим цикл для этой клетки. Вершине свободной клетки присваиваем знак “-”, для остальных вершин этот знак чередуется. Перевозка хп = 5. Перемещаем эту перевозку по циклу, прибавляя ее в клетках со знаком “+” и отнимая в клетках со знаком “-”. После строим новую транспортную таблицу с учетом изменений. |Мощность|Спрос зон-потребителей, тыс.т/год | |АБЗ | | |тыс.т/го|B1=50 |B2=60 |B3=45 |B4=70 |Bф=45 |Ui |Ki | |д | | | | | | | | | |433,3 | |450,3 |422,3 ( |-18 ( 0| | | | | |440,3 ( | |495,3 | | | | | | |465,3 | | | | | | |X1=90 |50 | |40 | | |-18 |1 | | | 451,3 (| 458,3 | 468,3 |440,3 ( | 0 | | | | |489,3 | |( 521,3 |476,3 | | | | |X2=45 | |40 | | |5 |0 |8/9 | | | 451,3 | 458,3 (| 468,3 | 440,3 (|0 | | | | |( 485,3 |530,3 | |497,3 | | | | |X3=45 | | |5 | |40 |0 |1/9 | | | 448,3 (| 455,3 |465,3 ( |437,3 |-3 ( 0 | | | | |500,3 | |466,3 | | | | | |X4=90 | |20 | |70 | |-3 |1 | |Vj |451,3 |458,3 |468,3 |440,3 |0 | | | План является оптимальным, теперь подсчитываем коэффициенты интенсивности. Так как не все коэффициенты равны нулю или единице, то уменьшаем мощность завода в 3-м пункте. |Мощность|Спрос зон-потребителей, тыс.т/год | |АБЗ | | |тыс.т/го|B1=50 |B2=60 |B3=45 |B4=70 |Bф=18 |Ui |Ki | |д | | | | | | | | | |433,3 | |450,3 |421,3 ( |-78 ( 0 | | | | | |439,3 ( | |495,3 | | | | | | |465,3 | | | | | | |X1=90 |50 | |40 | | |-16 |1 | | | 452,3 (| 458,3 | 469,3 (|440,3 ( |-59 ( 0 | | | | |489,3 | |521,3 |476,3 | | | | |X2=45 | |45 | | | |3 |1 | | | 511,3 | 517,3 (| 528,3 | 499,3 |0 | | | | |( 545,3 |590,3 | |( 557,3 | | | | |X3=18 | | |0 | |18 |62 |0 | | | 449,3 (| 455,3 | 466,3 |437,3 | -62 ( 0| | | | |500,3 | | | | | | | |X4=90 | |15 |5 |70 | |0 |1 | |Vj |449,3 |455,3 |466,3 |437,3 |-62 | | | План является оптимальным, подсчитываем значения коэффициентов интенсивности. Так как все коэффициенты равны либо 1, либо 0, то данный план является наилучшим. Рассчитать значение целевой функции для каждого из промежуточных вариантов и построить таблицу. |Вариант |Мощность АБЗ, расположенного в пункте, |Значение целевой| |размещения|тыс.т/год |функции, zi, | | | |тыс.руб. | | |М1 |М2 |М3 |М4 | | |1 |50 |60 |45 |70 |98912,5 | |2 |90 |60 |0 |75 |99037,5 | |3 |90 |40 |5 |90 |100067,5 | |4 |90 |45 |0 |90 |100072,5 | |-наилучший| | | | | | |
|
© 2007 |
|