РУБРИКИ

Транспортная задача

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Транспортная задача

Транспортная задача

Юридический техникум

Рассмотрено и одобрено ПЦК

г. Кропоткин

программирования

Председатель ПЦК

Покалицына О.В.

План чтения лекции по учебной дисциплине

«Математические методы»

Раздел № 2. Линейное программирование. Тема № 2.5. Транспортная задача.

Место проведения: аудитория.

Литература:

1. Венцель Е.С. Исследование операций. Задач, принципы, методология. – М.:

Наука, 1980.

2. Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах,

бизнесе. – М.:ЮНИТИДАНА, 2001

Учебные вопросы и расчет времени

|№п/п |Учебные вопросы |Время, мин|Методические |

| | | |указания |

|1. |Постановка транспортной задачи. | | |

|2. |Математическая модель транспортной | | |

|3. |задачи. | | |

| |Методы решения транспортной задачи. | | |

Вводная часть. Организационный момент. План занятия. Основные требования.

Основная часть.

1. Постановка транспортной задачи.

Важным частным случаем задачи линейного программирования является

транспортная задача.

Постановка задачи: Пусть имеется m поставщиков и n потребителей. Мощность

поставщиков и спросы потребителей, а так же затраты на перевозку груза для

каждой пары «поставщик – потребитель» заданы таблицей.

|A2 |С21|С22| |С2j| |С2n|a2 |

|… |… |… | |… | |… | |

|Ai |Сij|Сij| |Сij| |Сin|ai |

|… |… |… | |… | |… | |

|Am |Cm1|Cm2| |Cmj| |Cmn|am |

|Спрос потребителей |b1 |b2 | |bj | |bn | |

Найти объемы перевозок каждой пары «поставщик – потребитель» так,

чтобы: мощности всех поставщиков были реализованы; спросы всех потребителей

были удовлетворены; суммарные затраты на перевозку были бы максимальны.

Особенности математической модели транспортной задачи:

система ограничений есть система уравнений, то есть задача ЛП в

каноническом виде;

коэффициенты при неизвестных системы ограничений равны единицы или нулю;

каждая переменная входит в систему ограничений два раза: один раз в систему

ограничений поставок, второй раз – в систему ограничений спроса.

2. Математическая модель транспортной задачи.

Пусть хij – количество груза, перевозимого с i-го в j-й пункт.

Целевая функция: [pic]

Система ограничений:

[pic]

Для решения задачи составляется таблица. В клетки таблицы записывается

стоимость соответствующих перевозок сij и в них же заносятся значения

перевозок xij, удовлетворяющих поставленным ограничениям. Клетки с не

нулевыми перевозками называются базисными, а с нулевыми – свободными. В

зависимости от соотношения между запасами и заявками транспортная задача

называется сбалансированной или несбалансированной.

Сбалансированная ТЗ:[pic]

Несбалансированная ТЗ: [pic]

Для сбалансированной ТЗ ограничения принимают вид равенств, то есть

получаем m+n ограничений, в которых все переменные линейно зависимы. В

результате допустимое решение сбалансированной ТЗ может быть получено, если

заполнять клетки транспортной таблицы таким образом, чтобы сумма перевозок

в каждой строке [pic] должна быть равна запасам ai, а сумма перевозок в

каждом столбце [pic] равна соответствующей заявке вj. Вариантов заполнения

транспортной таблицы множество, поэтому искомым решением является то из

допустимых решений, для которых общая стоимость перевозок будет

минимальной.

Методы решения транспортной задачи.

Транспортная задача может быть решена симплекс методом. Однако

специфическая форма системы ограничений позволяет упростить симплекс метод.

МЕТОД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО УГЛА. Заполнение клеток происходит

последовательно по следующему алгоритму: сначала вывозится груз из пункта

А1 и завозится в пункт В1, и этой перевозке х11 присваивается максимально

возможное значение. Если заявка пункта В1 выполнена, а в пункте А1 еще

остается груз, то он вывозится в пункт В2 и т.д. Если в пункте А1

недостаточно было груза для В1, то недостающий груз берется из А2 и т.д.

После того как спрос потребителя А1 удовлетворен, он выпадает из

рассмотрения и т.д.

| |В1 |В2 |В3 |В4 |Запасы |

|А1 |15 |5 |6 |8 |20 |

| |5 |7 | | | |

|А2 |6 |25 |8 |5 |25 |

| | |7 | | | |

|А3 |5 |5 |25 |7 |30 |

| | |4 |6 | | |

|А4 |6 |5 |10 |5 |15 |

| | | |7 |4 | |

|А5 |5 |6 |6 |10 |10 |

| | | | |6 | |

|Заявки |15 |35 |35 |15 |100 |

Стоимость перевозки: W=5*15+5*7+25*7+5*4+25*6+10*7+5*4+10*6=605

Существенным недостатком метода северо-западного угла является то, что он

построен без учета стоимости перевозок.

МЕТОД МИНИМАЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА. Заполнение клеток транспортной таблицы

начинается с той клетки, в которой значение минимально. В нее записывается

максимально возможное значение перевозки хij, которое может быть равно либо

запасу аi, либо заявке вj. Если заявка вj выполнена полностью, то j-й

столбец больше не рассматривается. Если не вывезенный груз еще остался, то

он вывозится в пункт с наименьшим тарифом.

| |В1 |В2 |В3 |В4 |Запасы |

|А1 |15 |7 |5 |8 |20 |

| |5 | |6 | | |

|А2 |6 |7 |25 |5 |25 |

| | | |8 | | |

|А3 |5 |30 |6 |7 |30 |

| | |4 | | | |

|А4 |6 |5 |7 |15 |15 |

| | | | |4 | |

|А5 |5 |5 |5 |6 |10 |

| | |6 |6 | | |

|Заявки |15 |35 |35 |15 |100 |

Стоимость перевозки: W = 30*4+5*6+15*4+15*5+5*6+25*8+5*6 = 545.

РАСПЕРЕДЕЛЕННЫЙ МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ ПЛАНА ПЕРЕВОЗОК. Для улучшения плана

используют цикл транспортной таблицы. Цикл – это несколько клеток,

соединенных замкнутой ломанной с прямыми углами.

Изобразим два цикла: А1В1, А1В2, А2В2, А2В1; А1В3,А1В4, А2В4, А2В6, А1В5,

А4В5, А4В3.

|A2 |С21 |С22 |С23 |С24 |С25 |С26 |a2 |

|A3 |С31 |С32 |С33 |С34 |С35 |С36 |a3 |

|А4 |С41 |С42 |С43 |С44 |С45 |С46 |а4 |

|A5 |С51 |С52 |С53 |С54 |С55 |С56 |a5 |

|Спрос потребителей |b1 |b2 |в3 |b4 |в5 |b6 | |

Каждый цикл имеет четное число вершин и ребер, то есть в таблице в каждой

строке или столбце может находтся только четное число клеток, содержащих

вершины. Поэтому в клетках-вершинах можно менять значения петевозки так,

что в сумма по строкам и столбцам не изменяется. Вершины цикла, в которых

увеличиваем перевозки «+», а в которых уменьшаем перевозки «-». Величину

изменения обозначим ?, ее будем перемещать по циклу. Максимальное значение

?, на которое можно уменьшить перевозку, определяется условием

неотрицательности перевозок.

Цена цикла q – это изменение стоимости перевозок при перемещении ? по

циклу, которая равна разности между суммой стоимостей перевозок,

соответствующих «+»-ым вершинам и суммой стоимостей «-» -ых вершин.

Q1= (с11+с22)-(с12+с21)

Q2 = (с13+с24+с16+с45)-(с14+с26+с15+с43)

При переносе по циклу к единиц груза, стоимость цикла и стоимость плана

перевозок измениться на к единиц. Для улучшения плана перевозок нужно найти

«-» цикл и переместить по нему максимально возможное количество груза, до

тех пор пока таких циклов не останется. Количество груза, которое можно

переместить определяется минимальным значением перевозок в «-» вершинах

цикла.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.