РУБРИКИ

Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды

Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды

реферат по биологии на тему:

“Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней

среды.”

ученика 10 “Г” класса

Шалупина Александра.

Москва 1996

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и

их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатей- ший

наследственный фонд или наследственно предопределенную биологичес- кую

программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуаль- ные

качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь,

если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно

качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает

растущий организм всем необходимым для реализации наследственного нача-

ла.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по

наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каж-

дый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее

развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества,

от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого

маленького человека.

Молодым людям, вступающим в брак, следует помнить, что по наследству

передаются не только внешние признаки и многие биохимические особенности

организма ( обмен веществ, группы крови и др. ), но и некоторые болезни или

предрасположенность к болезненным состояниям. Поэтому каждому человеку

необходимо иметь общие представления о наследственности, знать свою родос-

ловную ( состояние здоровья родственников, их внешние особенности и

таланты,

продолжительность жизни и др.), иметь представления о влиянии вредных фак-

торов ( в частности алкоголя и курения ) на развитие внутриутробного плода.

Все

эти сведения могут быть использованы для ранней диагностики и лечения нас-

ледственных заболеваний, профилактики врожденных пороков развития.

Передача наследственной информации от родителей к ребенку. В осно-

ве передачи наследственных признаков всего живого ( растений, животных и че-

ловека ) лежат прежде всего законы наследования, открытые Г. Менделем в

1865 году. Они позволили сформулировать хромосомную теорию наследственно-

сти, согласно которой преемственность свойств в ряду поколений определяется

преемственностью их хромосом, находящихся в ядре клеток и заключающих в се-

бе всю генетическую информацию.

По современным данным науки, хромосомы ядерного вещества представ-

ляют гигантские полимерные молекулы, состоящие из нитей нуклииновых кислот

и небольшого количества белка. Каждая пара хромосом имеет определенный

набор генов, контролирующих проявление того или иного признака. Химическая

природа гена стала известной в последние десятилетия после расшифровки

структуры дезоксирибонуклииновой кислоты ( ДНК ) и механизма ее самоудвое-

- 1 -

ния. В состав ДНК входят сахар дезоксирибоза, фосфорная кислота и 4 основа-

ния - адеин, гуанин, тимин и цитозин. ( рис. 1 )Молекулы ДНК имеют

двухнитчатую

структуру. Обе параллельно идущие нити свернуты спиралью, а между этими ни-

тями, как ступеньки в винтовой лестнице, расположены основания. При этом

аде ин (А)соединяется только с тимином ( Т ), а гуанин ( Г ) - только с

цитозином ( Ц ). В настоящее время твердо установлено, что вся

наследственная информация о признаках растений, животных и человека, все

разнообразие живого мира кодируется на нитях ДНК благодаря чередованию этих

четырех нуклиотидов. Суть такого кода состоит в том, что каждые три рядом

лежащих нуклиотида кодируют определенную аминокислоту и таким образом “

записывается” информация о последовательности аминокислот в белке. Всего

известно 20 аминокислот, различные вариации из которых определяют все

разнообразие белков в живой материи. С этими белками в свою очередь связано

формирование тех или иных особенностейорганизма ( например групповая

принадлежность крови, цвет волос и глаз у человека и многие другие свойства

).

Синтез белка на основе генетического кода происходит в цитоплазме кле-

тки. Посредниками между ядром и цитоплазмой являются рибонуклииновые кис-

лоты ( РНК ), значительно меньше по размерам , чем ДНК.Ген представляет со-

бой группу рядом лежащих нуклиотидов, которыми закодирован один белок ( фер

мент ), определяющий один признак. Число генов очень велико - считают, что

у

человека их десятки тысяч. Один и тот же ген может оказывать влияние на

разви

тие ряда признаков, равно как и на формирование единичного признака могут

оказывать влияние много генов. Молекулы ДНК, из которых состоят гены, можно

увидеть лишь в мощные электронные микроскопы с увиличением в 150-200 тысяч

раз в отличие от хромосом, строение которых можно рассмотреть в обычный

световой микроскоп.

Каждому виду растений и животных свойствен свой количественный набор

хромосом. Каждая клетка человеческого тела содержит 46 хромосом. Но так как

в наборе почти все хромосомы представлены парами, то обычно указывается,

что в каждую пару из 22 входят одинаковые по величине идентичные хромосомы,

23-я пара так называемых половых хромосом у женщин также состоит из одина-

ковых хромосом ( ХХ ), а у мужчин ( ХY ). ( рис. 2 )

За воспроизведение в поколениях растений, животных и человека наслед-

ственных свойств ответственны 3 эволюционно закрепленных универсальных про

цесса: размножение обычных ( соматических ) клеток организма - митоз,

размно

жение половых клеток - мейоз и оплодотворение. При митозе происходит прос-

тое деление, перед которым количество хромосом в клетке удваивается путем

самовоспроизведения. В таком случае перед делением в человечечской клетке

- 2 -

обнаруживвается не 46, а 92 хромосомы. Они, как по команде, выстраиваются

парами друг против друга в две шеренги и мгновенно расходятся к разным полю-

сам клетки. Вслед за этим протоплазма путем перешнуровки разделяется на две

части и образуются две клетки, в ядрах которых опять содержится по 23 пары

хромосомы.

В период оплодотворения мужская гамета - сперматозоид - сливается с женской

гаметой - яйцеклеткой, и в образующейся таким образом зиготе вновь

будет 46 хромосом - 23 от отца и 23 от матери, то есть 23 пары. Деление

зиготы

и дальнейшее накопление клеточного материала формирующегося эмбриона, а

затем плода идет путем митоза. На определенных этапах у формирующегося

зародыша появляются специализированные клетки, из которых образуются тка-

ни и органы. Весь процесс развития зародыша и вся дальнейшая жизнедеятель-

ность плода, новорожденного ребенка, взрослого человека происходят на осно-

ве наследственной информации при постоянном влиянии условий внешней сре-

ды, взаимодействии этих 2-х основных факторов.

Определение пола ребенка. В процессе зачатия половая принадлеж-

ность будущего ребенка определяется тем, носителем какой половой хромосо-

мы является сперматозоид - Х или Y. В яйцеклетки женщины среди 23 хромосом

в норме содержится одна половая Х - хромосома. У мужчин к концу мейотическо-

го деления образуется не одна половая клетка ( гамета ), как у женщины, а 4

га-

меты ( сперматозоида ). При этом половина из них содержит такие же Х-хромо-

сомы, как и яйцеклетки, а половина -Y-хромосомы. Если яйцеклетка оплодотво-

ряется сперматозоидом , несущим Х - хромосому, то из образовавшейся зиготы

будет развиваться ребенок женского пола. Если же яйцеклетка оплодотворена

сперматозоидом с Y - хромосомой, то сформируется мальчик. ( рис.3)

теоритиче- ски вероятность зачатия девочкой или мальчиком практически


© 2007
Использовании материалов
запрещено.