РУБРИКИ

Олимпийское образование

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Олимпийское образование

Олимпийское образование

Содержание:

Содержание: 2

Введение. 3

Система олимпийского образования. 4

Формы и методы олимпийского образования. 10

Спартианская система культурно-спортивной работы. 13

Литература 18

Введение.

Олимпийское образование, цель которого – приобщение детей и молодежи

к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе

образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Во многих

странах реализуются программы олимпийского образования для школьников,

студентов, других групп детей и молодежи. В 1994 г. при поддержке

президента МОК создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании

«Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских

идеалов через образование».

Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые

ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные

ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях нашей

страны - с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также

принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм,

нигилизм и безразличие к духовным ценностям.

Система олимпийского образования.

Основной недостаток современной теории и практики педагогической

деятельности в рамках олимпийского движения состоит в том, что из нее, как

правило, выхватываются отдельные аспекты, блоки, компоненты, проводятся

разрозненные, не связанные между собой акции, мероприятия, имеющие целью

приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. В настоящее время

назрела необходимость перехода к осмыслению и практической реализации этой

деятельности как определенной системы. Охарактеризуем кратко основные блоки

этой системы.

Прежде всего можно выделить три тесно связанные между собой, но все

же отдельные (самостоятельные) составляющие олимпийского образования,

которые предполагают формирование и совершенствование у детей и молодежи:

а) определенной системы знаний; б) определенной системы мотивации:

интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок и т.п.; в)

определенной системы способностей, умений и навыков.

Из связи олимпийского движения со спортом, и особенно спортом высших

достижений, вытекает далее, что педагогическая деятельность в рамках этого

движения должна быть направлена на то, чтобы сформировать у детей и

молодежи интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом,

стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты и

качества (способности), те знания (в том числе из области истории и

современной практики олимпийского движения), которые способствуют

достижению именно этих результатов. Для обозначения этого направления

педагогической деятельности в рамках системы олимпийского образования

используется термин “спортивно-рекордистское”. Оно занимает важное место в

работе тренеров олимпийских команд, руководящих деятелей национальных

олимпийских комитетов и т.д.

Учитывая важную роль и значение спортивно-рекордистского направления

олимпийского образования, ошибочно сводить к этому все его содержание, что,

к сожалению, наблюдается довольно часто. Ошибочно потому, что современное

олимпийское движение имеет (по крайней мере по замыслу его основателя Пьера

де Кубертена) ярко выраженную гуманистическую ориентацию, призвано

содействовать реализации гуманистических идеалов и ценностей. Поэтому целью

педагогической деятельности в рамках олимпийского движения должно быть

гуманистическое воздействие на личность специфическими средствами,

обусловленными природой этого движения, его связью со спортом.

Следовательно, она должна носить “спортивно-гуманистический” характер,

будучи направлена на формирование у человека знаний о тех гуманистических

идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством

спорта, интереса к ним, стремления (и даже потребности) их реализовать, тех

умений и навыков, которые действительно позволяют это делать, а также тех

эмоциональных реакций, которые этому способствуют.

Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского движения –

формирование у детей и молодежи не любых связанных со спортом и физическим

воспитанием знаний, интересов, умений и навыков, а лишь тех, которые

ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую

физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в

полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического

воспитания, а также избежать их антигуманного применения. Все остальные

знания, интересы, умения и навыки могут не только не составлять предмет

педагогической деятельности в рамках олимпийского движения (например, те из

них, которые связаны с использованием спорта в коммерческих целях), но даже

быть прямо противоположными ей (к примеру, интересы, умения, связанные с

агрессивностью в спорте, использованием допинга и т.д.).

Опираясь на этот общий подход к пониманию педагогической деятельности

в рамках олимпийского движения, охарактеризуем более конкретно ее цели и

задачи.

В плане образовательном эта педагогическая деятельность предполагает

формирование и совершенствование следующих знаний:

1) об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях,

задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах

«Фэйр плэй», идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);

2) о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной

подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;

3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его

роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств,

обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем

возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую,

коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные,

творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;

4) о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и

ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.

В трактовке (и практической реализации) образовательных задач

педагогической деятельности в рамках олимпийского движения допускаются две

крайности. Первая из них состоит в весьма широком толковании этих задач,

когда к ним относят практически все задачи, так или иначе связанные с

областью спорта, со спортивной тренировкой, с формированием физической

культуры, физическим воспитанием, сохранением и укреплением здоровья

человека и т.д. При такой трактовке олимпийское образование утрачивает

какую-либо специфику, совпадает с задачами физического воспитания,

спортивной тренировки и т.д. Другая крайность состоит в слишком узком

истолковании упомянутых задач, в сведении их лишь к задаче формирования

знаний об олимпийских играх и олимпийском движении.

Ошибочно также цели и задачи педагогической деятельности в рамках

олимпийского движения сводить лишь к формированию у детей и молодежи

определенных знаний. Информационная работа должна занимать важное место в

этой деятельности. Однако самое главное состоит в том, чтобы создать

реальные стимулы, побуждающие участников олимпийского движения не только

признавать самосовершенствование, гармоничное развитие личности и принципы

«честной игры» в качестве важных ценностей олимпизма, но и действительно

ориентироваться на них в своем поведении, направлять свои усилия на их

воплощение в жизнь. В этом плане (с точки зрения мотивации) в рамках

системы олимпийского образования должна решаться группа взаимосвязанных

задач, которые предполагают формирование и развитие у детей и молодежи:

- интереса к спорту, потребности в систематических занятиях спортом,

стремления показывать как можно более высокие спортивные результаты;

- такой ориентации на спорт, при которой он привлекателен в первую

очередь и главным образом как одно из важных средств формирования

физической культуры человека, как элемент здорового образа жизни, а также

как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, гуманного

отношения людей друг к другу и к природе, проверки физических и психических

возможностей человека и т.п.;

- потребности в активных занятиях спортом в рамках здорового образа

жизни, для своего гармоничного, разностороннего развития, совершенствования

как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных,

эстетических) способностей, а не для того, чтобы заработать деньги,

приобрести славу и т.д.;

- интереса к олимпийским играм и олимпийскому движению;

- желания участвовать в олимпийских состязаниях и демонстрировать в

них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами

«честной игры»);

- ориентации не просто на односторонне (лишь в плане физической

подготовки или спортивного мастерства) развитого спортсмена, рекордсмена, а

на такого разносторонне и гармонично развитого олимпийского атлета, homo

olympicus, избираемого в качестве идеала (образца для подражания), облик

которого в полной мере соответствует девизу Кубертена: “Возвышенный дух в

развитом теле!”;

- стремления быть участником олимпийского движения, разъяснять и

пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию;

- гуманистически ориентированной системы чувств и переживаний

(чувства личной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта

гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений, за

успешное развитие олимпийского движения; эстетического чувства красоты

спорта, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями

нравственности) и т.д.

Анализ работ, посвященных обсуждаемой проблеме, а также реальной

практики работы по олимпийскому образованию детей и молодежи показывает,

что многие из этих задач нередко упускаются из виду.

Важная задача педагогической деятельности в рамках олимпийского

движения состоит также в формировании и совершенствовании у детей и

молодежи целого комплекса гуманистически ориентированных умений, навыков,

способностей:

- умения использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках

здорового образа жизни, для формирования физической культуры;

- умения добиваться высоких достижений в спортивных соревнованиях, а

вместе с тем таким образом строить свои занятия спортом, чтобы они не

наносили вреда здоровью, не приводили к одностороннему, уродливому развитию

личности;

- привычки всегда вести честную и справедливую борьбу, проявлять

мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях, а также убеждение в

том, что только такое поведение является единственно правильным в спорте;

- эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать

красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте «по

законам красоты» и отображать его средствами искусства;

- умений и навыков общения с другими спортсменами, тренерами,

судьями, журналистами, зрителями и т.д.;

- умений и навыков такого отношения к природе в ходе занятий спортом,

которое соответствует требованиям высокой экологической культуры;

- умения разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма.

Решение этих задач — одно из наиболее слабых звеньев педагогической

работы с подрастающим поколением, проводимой в настоящее время в рамках

олимпийского движения.

Создание системы олимпийского образования предполагает включение в

эту работу не только специалистов в области физической культуры и спорта,

но и учителей и преподавателей других учебных дисциплин. Важную роль в

приобщении молодежи к идеалам и ценностям олимпизма могут сыграть известные

спортсмены, в том числе олимпийцы, деятели науки и культуры, известные

художники, писатели, артисты, работники средств массовой информации.

Ошибочно, однако, рассматривать молодежь лишь в качества объекта

целенаправленной деятельности взрослых. Создание эффективной системы

олимпийского образования предполагает значительное повышение творческой

активности детей и молодежи в пропаганде и реализации идеалов и ценностей

олимпизма (например, на основе их участия в работе самодеятельного

олимпийского клуба).

Выше была дана развернутая характеристика целей и задач

педагогической деятельности в рамках олимпийского движения. Для более

краткой характеристики этих целей и задач можно использовать термин

“олимпийская культура”. Будем понимать под олимпийской культурой всю

совокупность указанных выше знаний, интересов, потребностей, ценностных

ориентаций, способностей, умений и навыков, на основе которых формируется

соответствующее поведение, образ (стиль) жизни человека (определенной

социальной группы и даже общества в целом). На основе данного понятия

можно сказать, что задача педагогической деятельности в рамках олимпийского

движения состоит в формировании и развитии олимпийской культуры человека.

Формы и методы олимпийского образования.

В практике работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в

настоящее время применяется довольно широкий круг разнообразных форм и

методов работы.

Центральное место среди них занимает работа по разъяснению и

пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения во время учебного процесса

в школах, вузах и других учебных заведениях, и в первую очередь в рамках

тех учебных дисциплин, которые непосредственно связаны с областью

физической культуры и спорта (на уроках физкультуры, занятиях по

физическому воспитанию). В последнее время многие ученые и педагоги

обращают внимание на необходимость существенного повышения доли такой

информационной, разъяснительной работы на уроках по физкультуре, занятиях

по физическому воспитанию в школах, вузах и других учебных заведениях. Все

более широкое распространение получают и занятия, специально организуемые

для этих целей — «олимпийские уроки», «уроки олимпийских знаний»,

«олимпийские часы» и т.д. В настоящее время во многих странах подготовлены

различные методические материалы, включая кино- и видеофильмы, для

проведения работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма. Работа по

созданию таких программ и материалов начата и в нашей стране.

Многие ученые и специалисты полагают, что для повышения эффективности

работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма она должна проводиться не

только на учебных занятиях, непосредственно связанных с областью физической

культуры и спорта, но и в рамках других учебных дисциплин, особенно

гуманитарных.

Общепризнанно, что для разъяснения и пропаганды идей олимпизма должно

использоваться не только учебное, но и внеучебное время. Апробированы на

практике и разнообразные формы такой работы: Олимпийский день; изготовление

олимпийской символики, фильмов и слайдов, а также проведение конкурсов

рисунков, фотографий и т.п., театральные постановки на спортивную и

олимпийскую тематику, «олимпийские КВН»; оформление стендов, фотовитрин и

даже «олимпийских залов»; проведение лекций, семинаров, диспутов,

дискуссий, конференций, викторин по олимпийской тематике, обсуждение

интересных книг или фильмов, посвященных спорту, Олимпийским играм;

организация соревнований среди отличников учебы за звание «Самый спортивный

отличник»; организация Досок (Книг) почета для учащихся, успешно сочетающих

учебу, спорт и общественную активность; создание Олимпийских музеев;

организация переписки со школьниками, студентами, спортсменами других

стран, интересующихся проблемами олимпийского движения; встречи с

известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных

команд; организация шефской помощи ветеранам спорта, бывшим олимпийцам и

др.

К сожалению, в реальной практике педагогической работы в рамках

олимпийского движения наблюдается чрезмерное увлечение просветительским

подходом. Иногда, как уже отмечалось выше, цели и задачи этой работы

вообще сводят к задаче формирования у детей и молодежи олимпийской

образованности. Вместе с тем нередко возлагаются неоправданные надежды на

то, что путем разъяснительной работы, на основе лекций, бесед во время

“олимпийских уроков”, “уроков олимпийских знаний”, “олимпийских часов” с

помощью одних лишь лозунгов и призывов удастся решить проблему приобщения

подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма.

В последние годы для пропаганды идей олимпизма среди детей и молодежи

шире стали использоваться и сами спортивные соревнования. В ходе этих

соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага,

олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др. Во многих

странах регулярно проводятся (особенно в связи с летними и зимними

олимпийскими играми) “Малые Олимпиады”, “Олимпийские мили” и другие

олимпийские соревнования детей, подростков и молодежи.

Они приобрели и международный характер. В частности, с 1968 года

проводятся Международные спортивные игры школьников, а с 1991 г. —

Европейские олимпийские юношеские дни. В 1998 г. в Москве прошли Всемирные

юношеские игры.

Однако традиционная, обычно используемая на практике модель

организации спортивных, в том числе олимпийских, соревнований, основанная

на жесткой конкуренции участников, всемерном поощрении небольшой группы

победителей, отделении спортивных соревнований от художественных конкурсов

и т.д., имеет достаточно серьезные минусы. Она развивает у спортсмена

желание победить любой ценой (даже за счет здоровья, одностороннего

развития, нарушения нравственных принципов), добиться победы,

продемонстрировать свое превосходство над другими, завоевать ценные призы,

награды, получить другие связанные с победой материальные блага, приобрести

славу и т.д. Поэтому при использовании традиционной модели организации

спортивных соревнований возникают весьма существенные трудности в

приобщении детей и молодежи к духовно-нравственным и эстетическим ценностям

олимпизма. Нередко она не только не содействует, но и препятствует

достижению этой цели. К сожалению, это важное обстоятельство часто не

учитывается в практике работы по олимпийскому образованию детей и молодежи.

Отмеченные выше негативные особенности традиционной модели побуждают

ученых и специалистов к поиску и практическому применению в работе с детьми

и молодежью таких новых моделей организации и проведения соревнований,

которые в наибольшей степени соответствуют целям и задачам олимпийского

образования: ориентируют участников на духовно-нравственные и эстетические

ценности; не развивают стремления победить любой ценой; не дают повода для

насилия, грубости, агрессивности, национализма; формируют стремление к

самосовершенствованию, гармоничному развитию и высоконравственному

поведению и т.д.

Одна из таких моделей под названием “Спартианские Игры” в рамках

разработанного и практически реализуемого с 1991 г. проекта под названием

«СпАрт» /»SpArt»/ (оно производно от трех английских слов: «Spirituality» —

духовность, «Sport» — спорт и «Art» — искусство).

Спартианская система культурно-спортивной работы.

Каковы основные особенности спартианской системы культурно-спортивной

работы?

Прежде всего эта система имеет ярко выраженную гуманистическую

направленность, выдвигая на передний план интересы, потребности, личность

человека и человеческие отношения. Она призвана обеспечить целостное

позитивное воздействие спортивной деятельности в интеграции с другими

видами творческой деятельности на личность и человеческие отношения и тем

самым содействовать решению широкого круга социально-педагогических,

культурных задач применительно к различным группам населения.

Спартианская система культурно -спортивной работы ориентирована на

использование комплекса средств, форм и методов. Центральное место среди

них занимает новая уникальная модель Игр и соревнований - Спартианские

игры. Программа этих Игр ориентирована на разностороннее духовное и

физическое развитие участников. Она включает в себя соревнования и

конкурсы, которые связаны с различными видами спорта, туризмом, искусством,

наукой, техническим творчеством, национальной и народной культурой. На

Играх используется уникальная, "мягкая" система определения победителей

соревнований. Самой высокой награды заслуживают те участники, которые

демонстрируют красоту действий и поступков, наиболее высокие результаты в

самосовершенствовании, добиваются успеха в различных игровых видах

творческой деятельности, требующих физической подготовленности, спортивного

и художественного мастерства, творческих способностей, юмора, знаний и т.д.

Помимо соревнований проводятся "игры без побежденных", которые

ориентированы в первую очередь на единение, сотрудничество и в которых

поэтому нет разделения участников на победителей и побежденных, основной

акцент смещается с результата на сам процесс игры, придумывание игр, юмор,

творчество и т.д.

Все это создает условия для того, чтобы среди участников не было

"обиженных", чтобы каждый из них мог продемонстрировать определенные

достижения и почувствовать себя "победителем", чтобы лица с ограниченными

возможностями здоровья (инвалиды) могли наравне с другими участвовать в

играх и соревнованиях.

Второй важный элемент спартианской системы культурно-спортивной

работы - спартианские клубы, школы, игротеки, летние игровые лагеря. Они

создаются на базе общеобразовательных или специализированных школ (ДЮСШ,

ДЮК ФП, школ-интернатов, музыкальных училищ и др.), Дворцов творчества

детей и молодежи, по месту жительства и т.д. и объединяют на добровольных

началах людей разного возраста (детей, подростков, молодежь, взрослых),

разных увлечений, разной физической подготовленности и физического

состояния, в том числе инвалидов. Основное направление их деятельности -

совместный активный, творческий отдых, общение, развитие и проявление своих

способностей в различных областях творческой деятельности на основе

организации Спартианских и других игр, имеющих высокий гуманистический

культурный потенциал, а также подготовка к ним. Эта подготовка включает в

себя: получение человеком достоверной информации о самом себе, о своих

возможностях, способностях, недостатках; овладение приемами физического и

психического оздоровления, развития своих способностей, самовоспитания;

приобретение глубоких и разносторонних знаний и умений в области спорта,

олимпизма, искусства, включая знакомство с культурными обычаями и

традициями своего народа и народов других стран, с национальными видами

спорта и искусства, с народными играми и т.д., овладение искусством

создания в движениях художественных образов, красотой и пластикой

одухотворенного движения и т.д.

Важными элементами спартианской системы являются также разработка и

пропаганда определенного духовно-нравственного Кодекса поведения

(Спартианского кодекса); использование специальных призов и наград для

поощрения высоконравственного и эстетического поведения, красоты действий и

поступков в играх и соревнованиях, а также разностороннего и гармоничного

развития, успехов не в какой-то одной сфере (спорт, искусство и т.д.), а в

различных сферах творческой деятельности; организация постоянного общения -

в ходе игр, соревнований, обучения и т.д. - лиц с ограниченными

возможностями здоровья (инвалидов) и тех, кто не имеет таких ограничений,

детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (наукой,

техническим творчеством и т.п. ) и т.д.; использование новых форм работы в

рамках олимпийского движения, а вместе с тем развертывание нового

гуманистического движения «СпАрт» - спартианского движения и т.д.

Спартианская система культурно -спортивной работы реализует все более

ярко проявляющуюся в настоящее время тенденцию к поиску и практическому

использованию интегративного подхода к организации спортивной работы с

различными группами населения.

Можно выделить как минимум три основных аспекта этого интегративного

подхода.

Первый аспект - совместное использование, органичное объединение

спорта, искусства и других духовно-творческих видов деятельности, чтобы

создать условия для гармоничного, разностороннего развития личности.

Напомним, что еще в 1976 г. в Окончательном докладе первой Международной

конференции министров и руководящих работников, ответственных за физическое

воспитание и спорт, подчеркивалось, что "спорт и занятия физкультурой

можно... с пользой для дела сочетать с рядом других мероприятий, таких, как

культурные мероприятия, мероприятия на открытом воздухе и мероприятия по

охране окружающей среды" и что "хотя спорт является действительно мощным

фактором улучшения качества жизни, он приобретает все свое значение лишь в

сочетании с другими элементами".

Второй аспект - стремление использовать разнообразные (по типу,

модели организации) спортивные игры и соревнования, чтобы повысить их

привлекательность и доступность для лиц различного пола, возраста,

физического состояния и т.д. Наряду с традиционными все шире используются

другие игры, соревнования: спортивно-динамичные, психотехнические,

психокоррекционные, творческие, развивающие, интеллектуальные игры;

оздоровительно-развлекательные игровые тренажеры, которые позволяют оживить

для детей компьютерные игры, добавив к ним в увлекательной форме физические

нагрузки; подвижные сюжетные и приключенческие игры; традиционные

спортивные игры, но модифицированные с учетом возраста, физического

состояния участников; соревнования с экологической или эстетической,

художественной направленностью; народные игры и забавы, национальные виды

спорта и т.д. Применяются не только традиционная, но и новые модели

организации соревнований, которые предусматривают существенную модификацию

их программы и системы определения победителей (например, в "кооперативных

играх" учитываются достижения не отдельных участников или команд,

соревнующихся друг с другом, а всех участников, объединенных в одну

команду).

В ряде стран (Германия, Канада, США и др.) широко используется такая

новая модель игр, которая в отличие от соревновательной в первую очередь

ориентирована на единение, сотрудничество, не предусматривает разделение

участников на победителей и побежденных.

Третий аспект - создание условий для того, чтобы лица с ограниченными

физическими или интеллектуальными возможностями (инвалиды) могли совместно

с другими участвовать в соревнованиях и самое главное на равных

соревноваться .

Спартианская концепция комплексного интегративного подхода к

организации спортивной работы в течение ряда лет эффективно используется на

практике. С 1991 г. регулярно проводятся Спартианские игры - школьные,

городские, региональные, российские. Ежегодно они включаются в Единый

календарный план Всероссийских массовых физкультурно-спортивных

мероприятий. Участниками Игр являются не только школьники и студенты, но и

дети дошкольного возраста, а также взрослые. В Играх совместно участвуют

лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) и те, кто не имеет

таких ограничений. Во многих городах и регионах РФ созданы спартианские

школы, клубы, игротеки, летние игровые лагеря и т.д.

В настоящее время “спартианская” программа олимпийского образования

проходит экспериментальную проверку. Одна из экспериментальных площадок

создана на базе школы физкультурно-эстетического направления № 39 г.

Смоленска (директор школы — Г.Ф. Петлеваный ). С 1994 г. школа практически

реализует спартианскую программу олимпийского образования школьников. На

проведенном Олимпийским комитетом России в 1996 г. Всероссийском конкурсе,

посвященном 100-летию современных Олимпийских игр, на лучшую

общеобразовательную школу и среднее профессионально-техническое учебное

заведение в области олимпийского образования, школа заняла 1-е место.

В Саратовской, Кемеровской областях, Краснодарском крае и др. на

основе тесного сотрудничества отделений спартианского движения со

спорткомитетами, Олимпийскими академиями, с органами образования и

культуры, с комитетами по делам молодежи разработаны и практически

реализуются региональные программы спартианской системы культурно-

спортивной работы.

Использование этой системы на практике показало ее достаточно высокую

эффективность для организации активного, творческого отдыха и общения

различных групп населения, для усиления ориентации подрастающего поколения

на духовно-нравственные ценности и гармоничное развитие, для приобщения

детей и молодежи к идеалам олимпизма, для социальной реабилитации и

интеграции инвалидов, детей-сирот и т.д.

Программа спартианской системы культурно-спортивной работы с

населением получила одобрение и поддержку со стороны Государственного

комитета РФ по физической культуре и туризму, Олимпийского комитета России,

Российского Совета ФСО «Юность России», Министерства социальной защиты

населения РФ, Министерства образования РФ, Координационного комитета по

делам инвалидов при Президенте России и других государственных и

общественных организаций. Государственный комитет по делам молодежи в 1997

г. присудил этой программе 1-е место в конкурсе инновационных программ

работы с молодежью и включил спартианское движение в Федеральный реестр

молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.

Эффективное и масштабное развертывание двух отмеченных выше

инновационных и перспективных направлений деятельности в сфере физической

культуры и спорта - олимпийского образования и спартианской системы

организации культурно-спортивной работы с населением - возможно лишь при

наличии высококвалифицированных специалистов , обладающих соответствующими

знаниями, умениями и навыками.

Литература

1. Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно-

эстетического отношения к спорту //Проблемы олимпийского движения: Сб. /Под

ред. А. Солакова). - БОК, София-Пресс, 1977, с. 125-138.

2. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского

образования и воспитания учащейся молодежи: Автореф. канд. дис. М., 1994.

3. Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных

спортсменов: Канд. дис. М., 1984.

4. Дьюри Ж. Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный

конгресс «Спорт в современном обществе»: Сб. научн. матер. М., 1974, с. 122-

130.

5. Егоров А.Г., Петлеваный Г.Ф., Шапоренкова О.В. Система

олимпийского образования школы-комплекса №39 физкультурно-эстетического

направления // Олимпийское образование в школе: Учебн. пос. - Смоленск,

1997, с. 139-172.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.