РУБРИКИ

Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра коррекционной педагогики и психологии.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По логопедии

Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях

социальной депривации.

Выполнила студентка 5 курса

Факультета психологии

Отделения логопедии

Балаян Э.В.

Научный руководитель

Доктор педагогических наук,

Профессор

Сербина Л.Ф.

Ставрополь.

2000

Содержание:

Введение.

Глава 1.

ВВЕДЕНИЕ.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических

процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с

взрослым, что крайне сложно в условиях Дома ребенка.

Проблемой развития речи занимались Н. И. Жинкин, Лисина М.И.,

Запорожец А.В., Л.Г.Соловьева. Е.Д.Дмитриева. А.Катаева, Е.А.Стребелева,

В.И.Лубовский, Л.П.Носкова, Е.А.Миронова, А. М.Бородич,Э. Г. Пилюгина, Г.

В. Грибанова, А. М. Прихожан и другие.

Также надо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без

внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ш.Бюлара,

Г.Гетцера, У.Голдфарба, Боулби, Шпица, Д.О.Хебба, Б.М.Фосса.Э .Л. Фрухта.

Всем хорошо известно, что психическое развитие младенцев во многом

определяется здоровьем малыша, к сожалению констатируется тот факт, что в

домах ребенка дети, как правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех

сфер личности. Учитывая условия депривации, в которых они вынуждены

находиться особо остро стоит задача сенсомоторного развития малюток как

основы их дальнейшего личностного становления.

Основную проблему представляет овладение коммуникативными

умениями и навыками. Проблема paзвития и формирования речевого общения в

условиях депривации остается одной из актуальных в теории и практике

психологии, играет значительную роль в адаптации и социализации проблемных

детей.

Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех

видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка,

формирует личность в целом / А.В.Запорожец, М.И.Лисина/. При недостаточном

общении, в условиях социально-психологической депривации темп формирования

психических процессов замедляется /Е. Д.Дмитриева. 1989, Л. Г. Соловьева,

1996/.

У детей, находящихся в условиях социальной депривации

задерживантся развитие психических процессов и не формируется речевая

деятельность. Это несовершенство препятствует развитию речемыслительной.

познавательной деятельности, овладению знаниями. В связи с этим

исследование особенностей речевого развития в условиях депривации

представляется актуальным. Интерес к данной проблеме также вызван тем, что

с каждым годом увеличивается количество отказных детей, вопросы, связанные

с развитием, обучением и воспитанием таких детей остаются недостаточно

разработанными.

ЦЕЛЬЮ нашего исследования является определение

психолого-педагогических условий успешного речевого развития

ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома ребенка.

ОБЪЕКТОМ исследования являются дети раннего

дошкольного возраста, воспитывающиеся в условиях дома ребенка.

ПРЕДМЕТОМ исследования выступают процессы речевого развития детей-

сирот дошкольного возраста.

В связи с поставленной целью предполагается решение следующих ЗАДАЧ:

1 . Изучить теоретический аспект онтогенеза речевого развития.

2. Определить влияние социальной депривации на речевое развитие детей.

3. Продиагностировать уровень речевого развития

4. Разработать психолого-педагогическую программу развития речи детей,

учитывая типологические и индивидуальные особенности детей.

5. Экспериментально опробировать программу.

Г И П О Т Е З А исследования заключается в следующем:

успешное развитие речи в условиях социальной депривации будет возможно,

если:

1. Будет изучен онтогенез речевого развития.

2. Определено влияние социально-психологического фактора в речевом

развитии.

3. Своевременно диагностируется уровень речевого развития.

4. При разработке психолого-педагогической программы будут учитываться

типологические и индивидуальные особенности детей.

5. Программа будет направлена на развитие коммуникативных потребностей,

подражание звукам и звукосочетаниям, формирование речевого слуха, на

формирование произвольности произнесения.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Анализ специальной литературы / психологической, логопедической,

дефектологической, медицинской/.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

4. Опрос, беседа.

5. Анализ продуктивной деятельности детей.

6. Анализ документации / планы, конспекты, речевые карты,

медицинские карты/.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ база исследования.

Работа проводилась на базе Ставропольского городского Специализированного

дома ребенка в период с 1999 по 2000 год.

СТРУКТУРА работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и

приложения.

§1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение

его с взрослым. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством,

знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью

языка. Язык - "важнейшее средство человеческого общения".

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей

формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде -

понимание речи и активная речь - развивается постепенно.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность,

подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь - специфически

человеческая функция, которую можно определить как процесс общения

посредством языка.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит

несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств

общения и опосредования различных психических процессов.

Советский врач и педагог Е.А. Аркин указывал; "Жестами,

мимикой, хлопаньем в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает часто того,

что ему в этом периоде жизни наиболее нужно, то есть любви, помощи и

подчинения себе взрослых" / 1961 , с.160/. (1)

Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием


© 2007
Использовании материалов
запрещено.