РУБРИКИ |
Ранняя диагностика детских церебральных параличей |
РЕКЛАМА |
|
Ранняя диагностика детских церебральных параличейРанняя диагностика детских церебральных параличейН.В. Ялымова Ранняя диагностика детских церебральных параличей Термином «детские церебральные параличи (ДЦП)» объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства (параличи, парезы, нарушения координации, насильственные движения) могут сочетаться с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными припадками, расстройствами чувствительности. ДЦП относят к непрогрессирующим резидуальным состояниям, однако развитие аномальной нервной системы на определенных этапах может сопровождаться присоединением новых патологических симптомов. Частота ДЦП составляет 2.5 — 5.9 на 1000 родившихся. Нарушение формирования мозга на ранних этапах онтогенеза, лежащее в основе ДЦП, может быть результатом целого ряда неблагоприятных воздействий. Наибольшее значение придается влиянию вредных факторов в период беременности и родов. Из пренатальных факторов риска поражения нервной системы следует отметить отклонения в состоянии здоровья матери и акушерском анамнезе. К ним относятся конституциональные нарушения, соматические, эндокринные, инфекционные заболевания, вредные привычки, повторные выкидыши, мертворождения, длительный период бесплодия осложнения предыдущих беременностей и родов, наличие в семье детей с патологией нервной системы. К факторам риска также относятся: возраст матери моложе 18 и старше 30 лет, неустойчивое социально-экономическое и семейное положение женщин, иммунологическая несовместимость матери и плода, переношенная беременность, многоплодная беременность, низкая масса тела ребенка при рождении. Вредное воздействие на плод может оказывать прием беременными лекарственных препаратов, стрессовые состояния матери, поздние токсикозы, угроза выкидыша, маточные кровотечения. К интранатальным факторам риска относятся асфиксия в родах и внутричерепная родовая травма. Начальные клинические проявления церебральных параличей формируются на первом году жизни. Их своевременная диагностика и ранняя адекватная коррекция имеют решающее значение для предупреждения тяжелых расстройств движений, речи и психики на последующих этапах развития. Только при тяжелых формах патологии можно поставить диагноз вскоре после рождения. В остальных случаях необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка. Особо важное значение имеют «факторы риска» в виде различных неврологических симптомов и синдромов, выявленные в период новорожденности. Детей из «группы риска» следует осматривать каждые 2-3 недели, критически оценивая имеющиеся нарушения. «Угрожающие» признаки следует проанализировать в следующих аспектах: 1. Выявляются ли отклонения при повторных осмотрах постоянно; 2. Носят ли патологический характер или могут быть расценены как вариант индивидуального развития; 3. Нарастает ли временной дефицит становления возрастных навыков или, наоборот, имеет тенденцию к сокращения и исчезновению. К наиболее информативным характеристикам, оцениваемым при обследовании новорожденного и грудного ребенка, относятся: поза, мышечный тонус, тонические рефлекторные реакции, безусловные рефлексы, реакции выпрямления и равновесия, речь, эмоциональные и психические реакции. Таблица 1 Сравнительная характеристика нормального и аномального развития. Первый период (до 1 месяца) |Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки | |симптомы | | | |Поза и |На спине |Характерна флексорная |Повышение мышечного тонуса| |мышечный| |симметричная поза. Голова |(поза эмбриона). При | |тонус | |иногда слегка разогнута. |пассивных движениях | | | |Спонтанная двигательная |ощущается повышенное | | | |активность больше выражена |сопротивление разгибанию и| | | |в ногах. При пассивных |сгибанию конечностей. | | | |движениях флексорная |При мышечной гипотонии | | | |гипертония преодолевается |ребенок лежит с | | | |без особого труда. |разогнутыми во всех | | | | |суставах конечностями | | | | |(поза лягушки). | | |Тракция за|Голова свисает кзади, руки |Голова запрокинута назад и| | |руки |полусогнуты, ноги слегка |не подтягивается вслед за | | | |согнуты и отведены |руками и туловищем. При | | | | |гемипарезе пораженная рука| | | | |разогнута больше здоровой.| | |На животе |Не резко выраженная |Отрицательный защитный | | | |флексорная поза. Руки под |рефлекс. При мышечной | | | |грудной клеткой. Голова |гипотонии конечности | | | |повернута в сторону |разогнуты. | | | |(защитный рефлекс). Ноги | | | | |совершают попеременные | | | | |альтернирующие движения. | | |Поза и |Горизонтал|Рефлекс Ландау |При удержании ребенка в | |мышечный|ьное и |отрицательный. Поставленный|воздухе лицом вниз | |тонус |вертикальн|на опору, ребенок |отмечается выраженное | | |ое |выпрямляет туловище и стоит|сгибание рук и в меньшей | | |подвешиван|на полусогнутых во всех |степени ног. Голова | | |ие |суставах ногах, опираясь на|опущена. При мышечной | | | |полную стопу. В |гипотонии голова, руки и | | | |вертикальном положении |ноги свисают как плети. | | | |контроль головы слабый. |Поставленный на опору, | | | | |ребенок резко разгибает | | | | |ноги, иногда запрокидывает| | | | |голову. Если мышечный | | | | |тонус снижен, опорная | | | | |реакция отсутствует или | | | | |ослаблена. | |Тонические шейные и|АШТ рефлекс (15% случаев) |АШТ рефлекс вызывает | |лабиринтный |не выражен |асимметрию мышечного | |рефлексы | |тонуса и позы | |Безусловные |Поисковый, сосательный, |Чаще угнетены, могут быть | |рефлексы |хоботковый, рефлекс |усилены, особенно рефлекс | | |Бабкина, хватательный, |Моро. | | |Моро, автоматической | | | |ходьбы, защитный, ползания,| | | |Галанта, Переса — | | | |вызываются после | | | |кратковременного латентного| | | |периода, симметричны. | | |Реакции выпрямления|К концу 3 недели ребенок в |К концу 1 месяца жизни не | |и равновесия |положении на животе делает |формируется лабиринтный | | |попытки поднять голову. |установочный рефлекс на | | |Реакции равновесия еще не |голову. | | |формируются. | | |Голосовые реакции |Ребенок издает отдельные |Крик тихий слабый или | | |гласные звуки, крик |пронзительный, болезненный| | |громкий, без интонационной |или вместо крика гримаса | | |выразительности. |на лице. | |Эмоциональные и |Слуховое и зрительное |К концу 1 месяца нет | |психические реакции|сосредоточение появляются к|зрительного и слухового | | |3 недели жизни |сосредоточения, выражение | | | |лица не довольное. | Таблица 2 Сравнительная характеристика нормального и аномального развития. Второй период (1-3 месяца) |Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки | |симптомы | | | |Поза и |На спине |Уменьшение мышечного |Нарастает гипертония мышц | |мышечный | |тонуса в сгибателях. |флексоров или экстензоров.| |тонус | |Флексорная поза |Объем активных движений | | | |сохраняется, нарастает |снижен, особенно в руках. | | | |объем движений в |Мышечная гипотония | | | |конечностях, особенно в |проявляется разгибательной| | | |руках. |позой. | | |Тракция за |Ребенок сгибает голову и |Голова запрокинута, | | |руки |пытается подтянутся к |сопротивление разгибанию | | | |рукам, ноги также слегка |рук усилено при | | | |сгибаются |спастичности и снижено при| | | | |гипотонии. | | | | |Отрицательный защитный | | | | |рефлекс. При мышечной | | | | |гипотонии конечности | | | | |разогнуты. При гемипарезе | | | | |на стороне поражения рука | | | | |больше разогнута или | | | | |согнута в зависимости от | | | | |тонуса. | | |На животе |Умеренная флексорная |Выражена флексорная поза, | | | |поза. Голова поднята над |Руки под грудью, ноги | | | |поверхностью и активно |согнуты, таз приподнят. | | | |поворачивается в сторону,|При преобладании | | | |ноги полусогнуты, |экстензорного тонуса | | | |совершают альтернирующие |ребенок резко | | | |движения. |запрокидывает голову, не | | | | |разгибая рук. При мышечной| | | | |гипотонии ребенок | | | | |распластан. | |Поза и |Горизонталь|На втором месяце ребенок |В горизонтальном положении| |мышечный |ное и |некоторое время |голова опущена. В | |тонус |вертикально|удерживает голову в |вертикальном плохой | | |е |вертикальном положении. |контроль головы (опущена | | |подвешивани|Устойчивое удержание |вперед или запрокинута | | |е |головы отмечается к концу|назад). При опоре | | | |периода. Рефлекс Ландау |перекрест на уровне | | | |положительный. После |голеней. При мышечной | | | |1.5-2 месяца поставленный|гипотонии опора | | | |на опору ребенок, |недостаточна, ребенок | | | |выпрямляя туловище, |провисает. | | | |поднимает голову. | | |Тонические шейные и |В положении на спине |Если мышечный тонус | |лабиринтный рефлексы |тенденции к |повышен, активируется АШТ | | |разгибательному тонусу, |– рефлекс и является | | |на животе — к |асимметричной позы. | | |сгибательному. Более | | | |ярким становится АШТ | | | |рефлекс (поза | | | |фехтовальщика несколько | | | |секунд) | | |Безусловные рефлексы |Реакции опоры и |Не редуцируются. Если при | | |автоматической ходьбы |рефлексе Моро одна рука | | |угасают к 1.5-2 месяцам. |хуже отводится, можно | | |Ребенок опирается на |предположить гемипарез. | | |наружный край стопы, | | | |подгибает пальцы. К 3 | | | |месяцу безусловные | | | |рефлексы угасают кроме | | | |реакции Моро. | | |Реакции выпрямления и|К концу периода ребенок |Лабиринтный установочный | |равновесия |выдвигает руки вперед и |рефлекс на голову | | |опирается на предплечья. |отсутствует или развит | | |При попытке пассивно |недостаточно. | | |опустить голову ощущается| | | |отчетливое сопротивление | | |Голосовые реакции |Начальное гуление. |Отсутствует начальное | | | |гуление | |Эмоциональные и |Ребенок реагирует на |Преобладают отрицательные | |психические реакции |ласку и сердитый голос. |эмоциональные реакции. | | |На третьем месяце |Ребенок плохо фиксирует | | |фиксирует взор на |взор на предмете, улыбка | | |предмете. При общении со |отсутствует. | | |взрослыми возникает | | | |улыбка. | | Таблица 3 Сравнительная характеристика нормального и аномального развития. Третий период (3-6 месяцев) |Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки | |симптомы | | | |Поза и |На спине |Физиологическая |При формировании спастических | |мышечный| |гипертония сменяется |форм ДЦП отмечается нарастание | |тонус | |нормотонией — исчезает|мышечного тонуса. Поза может | | | |ограничение объема |быть сгибательной, | | | |движений в |разгибательной или | | | |конечностях. Захват |асимметричной. Наблюдается | | | |предмета — это важный |выраженное сопротивление | | | |показатель развития |пассивным движениям и | | | |этого периода. |уменьшение их объема. | | | |Сопротивление |Существуют специальные пробы | | | |пассивным движениям |для выявления ДЦП. | | | |выражено незначительно|Проба на разгибание головы и | | | | |шеи. Врач кладет руку под | | | | |голову, лежащего на спине | | | | |ребенка, и пытается согнуть ее.| | | | |В норме голова сгибается и руки| | | | |выдвигаются вперед. При ДЦП | | | | |ощущается сопротивление этому | | | | |движению. | | | | |Проба на АШТ рефлекс. Голову | | | | |ребенка поворачивают в сторону.| | | | |Лицевая рука разгибается, | | | | |затылочная сгибается. | |Поза и |На спине | |Проба на отсутствие шейной | |мышечный| | |выпрямляющей реакции. В норме | |тонус | | |при повороте головы в сторону | | | | |туловище следует за головой. | | | | |При ДЦП движение вызывает АШТ | | | | |рефлекс и ребенок не может | | | | |повернуться на бок. При | | | | |поражении средней тяжести в | | | | |движении не участвуют руки. | | | | |Проба на флексорную | | | | |спастичность рук. Руки ребенка | | | | |отводят, перекрещивают или | | | | |поднимают вверх. Отмечается | | | | |сопротивление этим движениям. | | | | |Проба на экстензорную | | | | |спастичность ног. Врач | | | | |захватывает ноги ребенка под | | | | |коленями, поднимает вверх и | | | | |быстро сгибает к животу. | | | | |Отмечается сопротивление этому | | | | |движению. | | | | |Мышечная гипотания в этот | | | | |период может перейти в | | | | |дистоническую и спастическую | | | | |фазы | |Поза и |Тракция за|На 5 месяце голова с |Голова запрокидывается назад | |мышечный|руки |туловищем | | |тонус | |располагаются по одной| | | | |линии, ноги с –легка | | | | |согнуты. К 6 месяцам | | | | |голова сгибается еще | | | | |больше, подбородок | | | | |прикасается к груди, | | | | |согнутые ноги | | | | |приводятся к животу. | | | |На животе |Формируется разгибание|При спастических формах ДЦП | | | |головы и верхней части|ребенок находится в выраженной | | | |туловища |флексорной позе. У детей с | | | | |экстензорным типом мышечной | | | | |гипертонии опистотоническое | | | | |положение. | | | | |Проба для выявления флексорной | | | | |спастичности. При флексорной | | | | |спастичности ребенок, лежа на | | | | |животе повернуть голову в | | | | |сторону не может. | | | | |Врач кладет руку под подбородок| | | | |и пытается поднять голову | | | | |ребенка. Здоровый ребенок в 4-5| | | | |месяцев сгибает голову, | | | | |разгибает руки и ставит кисти | | | | |на опору. При выраженном | | | | |флексорном тонусе появляется | | | | |сопротивление этому движению, | | | | |руки согнуты под грудной | | | | |клеткой, опора отсутствует. | | | | |Проба на защитную экстензию | | | | |рук. Ребенка поднимают | | | | |удерживая горизонтально лицом | | | | |вниз, затем приближают к столу.| | | | |В норме ребенок в 4-6 месяцев | | | | |вытягивает руки, пытаясь | | | | |достичь опоры. При усилении | | | | |рефлексорного тонуса эта | | | | |реакция отсутствует. | | | | |При выраженной мышечной | | | | |гипотонии отмечается плохой | | | | |контроль головы, разгибательной| | | | |положение конечностей, руки | | | | |отведены назад или | | | | |располагаются параллельно | | | | |грудной клетке. | |Поза и |Горизонтал|При горизонтальном |При горизонтальном удерживании | |мышечный|ьное и |удерживании ребенок |ребенок сохраняет | |тонус |вертикальн|разгибает голову и |патологическую флексорную позу,| | |ое |верхнюю часть |ноги могут быть разогнуты. При | | |подвешиван|туловища, периодически|мышечной гипотонии голова и | | |ие |ноги. В вертикальном |ноги свисают — поза «вялого | | | |положении |ребенка». В вертикальном | | | |совершенствуется |положении ребенок с ДЦП плохо | | | |контроль головы. Опора|удерживает голову, с трудом | | | |на стопы к 6 месяцам |поворачивает ее в сторону. Дети| | | |становится |с мышечной гипотонией не | | | |удовлетворительной. |сохраняют позу в вертикальном | | | | |положении. Опора на стопы | | | | |плохая. | |Тонические шейные и|С 4 месяцев |При формирующемся спастическом | |лабиринтный |заторможены. Только во|ДЦП они выражены отчетливо, что| |рефлексы |сне поза может быть |затрудняет формирование | | |асимметричной. |возрастных двигательных | | | |навыков. | |Безусловные |Уже не вызываются, |При развитии ДЦП в возрасте 4-6| |рефлексы |кроме рефлекса Моро |месяцев сохраняются врожденные | | |(может сохраняться до |автоматизмы. | | |6 месяцев) | | |Реакции выпрямления|В возрасте 4-5 месяцев|При ДЦП дети не любят лежать на| |и равновесия |в положении на животе |животе, не могут повернуться со| | |ребенок устойчиво |спины на бок, в положении на | | |удерживает голову по |спине не пытаются согнуть | | |средней линии, |голову и подтянуться. При | | |опирается на |гемепарезе на бок всегда | | |предплечья, согнутые |поворачиваются через пораженную| | |под прямым углом, |сторону, к игрушке тянутся | | |открывает кисть. Ноги |здоровой рукой. | | |принимают | | | |разгибательное | | | |положение. В 4 месяца | | | |ребенок пытается | | | |повернуться на бок из | | | |положения на спине. | | | |При этом он сгибает | | | |голову, поворачивает | | | |ее в сторону, за | | | |головой следует | | | |туловище. | | |Голосовые реакции |В конце 3 периода |Бедные, не полноценные без | | |произносит различные |интонационной выразительности. | | |звукосочетания «баа», | | | |«маа», «таа», «лаа». | | | |Это истинное гуление. | | |Эмоциональные и |Появляется интерес к |Интерес к игрушкам и окружающим| |психические реакции|игрушкам, |предметам снижен, недостаточно | | |совершенствуется |общение с взрослыми. В новой | | |общение с взрослыми. |обстановке ребенок начинает | | |Прежде чем вступить в |кричать, беспокоится. | | |контакт, ребенок |Прослеживание за предметом | | |внимательно |фрагментарное. Дети | | |всматривается в лицо |предпочитают свои руки, а не | | |взрослого. Появляются |игрушки. | | |новые эмоциональные | | | |реакции. | | Таблица 4 Сравнительная характеристика нормального и аномального развития. Четвертый период (6-9 месяцев) |Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки | |симптомы | | | |Поза и |На спине |Ребенок может |Ребенок не может | |мышечный | |произвольно менять позу:|самостоятельно изменить | |тонус | |поворачиваться со спины |позу. Отмечается отчетливое| | | |на бок и на живот, |сопротивление пассивным | | | |самостоятельно садиться |движениям. При гемипарезах | | | |через поворот. |пораженная рука более | | | |Сопротивление пассивному|согнута и приведена к | | | |движению умеренное. |туловищу, отмечается | | | | |тенденция к разгибательному| | | | |положению ноги. Дети с | | | | |мышечной гипотонией | | | | |предпочитают лежать на | | | | |спине. Снижено | | | | |сопротивление пассивным | | | | |движениям. При | | | | |эмоциональных реакциях, | | | | |попытке к движению | | | | |появляются дистонические | | | | |атаки. | | |Тракция за |Голова, туловище, ноги |Голова запрокидывается. При| | |руки |активно подтягиваются к |гемипарезе ощущается | | | |рукам. К концу периода |сопротивление разгибанию | | | |при тракции ребенок |паретичной руки | | | |может встать на ноги. | | | |На животе |Выражен поясничный |Выявляется значительное | | | |лардос Из положения лежа|повышение мышечного тонуса.| | | |на животе, |Не формируется | | | |поворачивается на спину,|разгибательная поза. | | | |встает на четвереньки, |Ребенок не любит лежать на | | | |пытается передвигаться |животе, т.к. не может | | | |(7-8 месяцев). |произвольно изменить позу. | |Поза и |Горизонталь|Наряду с верхним |Рефлекс Ландау отсутствует | |мышечный |ное и |появляется верхний |или выражен только верхний.| |тонус |вертикально|рефлекс Ландау (образует|Оптическая реакция опоры | | |е |дугу, открытую к верху).|рук отсутствует или | | |подвешивани|В вертикальном положении|асимметрична. В | | |е |контроль головы и |вертикальном положении | | | |опорная реакция ног |нарушение контроля головы. | | | |выражена хорошо. |В состоянии вертикального | | | | |подвешивания при | | | | |гипертонусе ноги напряжены,| | | | |разогнуты, приведены, | | | | |перекрещены. При гемипарезе| | | | |пораженная нога больше | | | | |разогнута, опора на носки. | | | | |При мышечной гипотонии | | | | |опорная реакция ног | | | | |нарушена. При формировании | | | | |атактической формы ДЦП | | | | |ребенок опирается на широко| | | | |расставленные ноги, | | | | |прогибает их в коленных | | | | |суставах и быстро теряет | | | | |опору. | |Тонические шейные и |Полностью заторможены, |Наблюдаются при наличии | |лабиринтный рефлексы |иногда можно отметить их|мышечной гипертонии | | |фрагменты. | | |Безусловные рефлексы |Не вызываются. |Выражены | |Реакции выпрямления и|Ребенок поворачивается, |Задержано развитие | |равновесия |сидит, встает на колени,|произвольных движений на | | |ползает, разнообразятся |животе ребенок не | | |движения рук и ног. |удерживает массу тела на | | |Начинается формироваться|животе на вытянутых руках, | | |реакции равновесия. К |не может опереться на одну | | |8-9 месяцам появляются |руку. Посаженный не | | |попытки принять |сохраняет позу. При | | |вертикальную позу и |выраженной гипотонии | | |передвигаться. |складывается, располагая | | |Совершенствуется функция|туловище между ногами. Не | | |рук: быстрое хватание в |садится, не передвигается, | | |различных направлениях, |не встает (не делает | | |перекладывание предметов|попыток). Не захватывает | | |из одной руки в другую |игрушку. | |Голосовые реакции |Появляется лепет. |Лепет отсутствует или | | |Подражание взрослому и |малоактивный. | | |самому себе. | | |Эмоциональные и |Постоянное |Ориентировочная реакция на | |психические реакции |сосредоточение на |новое лицо недостаточна. | | |каком-либо виде |Отсутствует стремление к | | |деятельности. В 8-9 |подражанию, готовность к | | |–месяцев начинает |игре с взрослыми. В тяжелых| | |общаться с взрослым с |случаях дети пассивны, не | | |помощью жестов, |интересуются окружающим. | | |стремится к подражанию | | | |(играет «в ладушки», | | | |нюхает цветок). | | Таблица 5 Сравнительная характеристика нормального и аномального развития. Пятый период (9 -12 месяцев) |Неврологические |Нормальное |Патологические признаки | |симптомы |развитие | | |Поза и |На спине |В период |При двусторонней гемиплегии | |мышечный | |бодрствования |выражен гипертонус, поза | |тонус | |находится на |разгибательная с приведением | | | |спине |конечностей. Снижена двигательная | | | |незначительное |активность. При гиперкинетической | | | |время. Мышечный |форме ДЦП дети предпочитают | | | |тонус нормальный,|разгибательную позу на спине, | | | |не препятствует |характерна мышечная дистония. При | | | |активным |тяжелой гипотинической форме дети | | | |движениям. |также сохраняют разгибательную | | | | |позу на спине. В легких случаях с | | | | |пастической диплегии дети могут | | | | |изменить позу. | | |Тракция за |Ребенок быстро |Различные степени запрокидывания | | |руки |садится или |головы и нарушение функции | | | |встает на ногу. |подтягивания туловища за руками. | | | |Голова на одной | | | | |линии с верхней | | | | |части туловища. | | | |На животе |Положение на |Развиваются лабиринтный | | | |животе использует|установочный рефлекс на голову, | | | |как промежуточный|опора на руки. Эти реакции | | | |этап для перехода|нормализуют мышечный тонус и | | | |из одной позы в |уменьшают выраженность | | | |другую. |патологической позы. При | | | | |гиперкинетической форме ДЦП детым | | | | |трудно сохранять позу на животе, | | | | |т.к. они не опираются на руки, а | | | | |отводят их назад. При атактической| | | | |форме дети опираются на руки, но | | | | |встать на четвереньки не могут | | | | |из-за нарушения равновесия. При | | | | |выраженной гипотонии сохраняется | | | | |разгибательная поза. | |Поза и |Горизонталь|Рефлекс Ландау |Рефлекс Ландау отсутствует или | |мышечный |ное и |кратковременный. |выражен частично, быстро угасает. | |тонус |вертикально|Из этого |В вертикальном положении контроль | | |е |положения ребенок|головы при легкой диплегии и | | |подвешивани|пытается сесть |гемиплегии хороший — при других | | |е |или встать на |формах от удовлетворительного до | | | |ноги. |полного отсутствия. | | | |Поставленный на |В состоянии вертикального | | | |опору стоит |подвешивания при гипертонусе ноги | | | |самостоятельно |напряжены, разогнуты, приведены, | | | |или с поддержкой.|перекрещены. При гемипарезе | | | |Контроль головы |пораженная нога больше разогнута, | | | |хороший. |опора на носки. При мышечной | | | | |гипотонии опорная реакция ног | | | | |нарушена. | |Тонические шейные и |Не вызываются |Характерны для тяжелых | |лабиринтный рефлексы | |спастических форм ДЦП. При | | | |дистонических и гипотонических | | | |формах возникают периодически. | |Безусловные рефлексы |Не вызываются. |Выражены. Их наличие — один из | | | |признаков ДЦП. | |Реакции выпрямления и|На 9-10 месяце |При выраженном поражении рук | |равновесия |закрепляются |ребенок предпочитает позу на | | |реакции ползания |спине, не может самостоятельно | | |на четвереньках, |сидеть. Из-за выраженности | | |вставания. В |тонического шейного симметричного | | |конце первого |рефлекса дети не стоят на | | |года ребенок |четвереньках. При спастической | | |начинает ходить. |диплегии дети долгое время | | |Берет мелкие |осваивают навыки самостоятельно | | |предметы двумя |стояния и ходьбы (из-за | | |пальцами, |недостаточности реакций | | |манипулирует |равновесия). При атактической | | |тремя – четырьмя |форме выражены задержка | | |предметами. |становления реакций выпрямления и | | | |особенно равновесия. | | | |Неполноценность движения рук | | | |варьирует от легких нарушений | | | |координации пальцев кисти до | | | |полной невозможности направить | | | |руку к предмету. | |Голосовые реакции |Активный лепет. |Синдром гипервозбудимости. У детей| | |Ребенок повторяет|нарушен сон. Склонность к быстрой | | |слоги, копирует |смене настроения. Дети произносят | | |интонацию. К |мало звуковых сочетаний, не | | |концу первого |подражают звукам и слогам. | | |года произносит | | | |5-6 лепетных | | | |слов. | | |Эмоциональные и |Все действия |Снижен интерес к игрушкам, реакция| |психические реакции |эмоционально |на новое, на незнакомого человека | | |окрашены. После 9|реакция неадекватная. | | |месяцев адекватно|Познавательные реакции | | |реагируют на |отсутствуют. Затруднено питье из | | |речевое общение и|чашки, жевание, дети поперхиваются| | |интонацию, |во время еды. | | |понимают | | | |обращенную речь, | | | |узнают голоса | | | |близких. | | | |Появляется | | | |интерес к | | | |рассматриванию | | | |книг с картинками| | | |к ритмам простых | | | |песен. | | Литература 1. Бадалян Л.О. Детская неврология. — М.: ООО «МЕДпресс», 1998. 2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. — К.: Здоровья, 1988. 3. Справочник по неврологии детского возраста/ Б.В. Лебедева, В.И. Фрейдков, Г.Г. Шанько и др.; Под ред. Б.В. Лебедева. — М.: Медицина, 1995. 4. Яхно Н.Н. Болезни нервной системы. — М.: Медицина, 1995. |
|
© 2007 |
|