РУБРИКИ

Реабилитация в педиатрии

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Реабилитация в педиатрии

Реабилитация в педиатрии

Под реабилитацией принято понимать совокупность медицинских,

социально-экономических и иных мероприятий, направленных на максимально

быстрое и полноценное восстановление здоровья заболевшего и его эффективный

и ранний возврат к обычным условиям жизни, труда и учебы.

В основу реабилитации больного ребенка должны быть положены следующие

принципы:

1. Реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях

учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения,

высококвалифицированными кадрами, имеющего в достаточном объеме

средства эффективного контроля, а также хорошо налаженную связь с

другими лечебными и реабилитационными учреждениями.

2. Реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на самых ранних

стадиях болезни, составляя вначале естественную и органическую часть

лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение.

3. Процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет

достигнуто в минимально возможные сроки максимальное восстановление

здоровья и дееспособности ребенка.

4. Реабилитация на каждом своем этапе должна носить комплексный

характер, под которым подразумевается, прежде всего, объединенная

единой целью деятельность медицинских работников, педагогов,

психологов, социологов и других участников реабилитационного

процесса.

5. Индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применяемых

средств, учитывающих индивидуальные особенности личности ребенка и

своеобразие патологических, морфологических и функциональных

изменений.

6. Возвращение заболевшего ребенка к обычным для него условиям жизни,

воспитания, учебы, занятий спортом, а при необратимых изменениях -

адаптации к новым условиям жизни.

Реабилитацию больного ребенка делят на три этапа.

I.. Клинический этап - обеспечение всестороннего клинического

выздоровления и восстановление функции пораженных систем, подготовка

всего организма больного ребенка к следующему этапу реабилитации.

Первый этап реабилитации заканчивается при выздоровлении ребенка от

основного заболевания, при восстановлении функции или при достаточной

компенсации утраченных в результате болезни функий.

II . Санаторный этап - происходит нормализация функций пораженной

системы, наряду с нормализацией других органов других органов и систем.

При завершении этапа - отсутствие клинических, рентгенологических и

иных признаков патологического процесса и его активности.

III . Адаптационный этап - достигается полное восстановление

здоровья ребенка, возраст ребенка к обычным для него условиям жизни,

занятий физкультурой и спортом.

Контингент больных, которому необходимо восстановительное лечение:

- дети с болезнями органов дыхания;

- дети с болезнями нервной системы;

- дети с заболеваниями мочевыводящей системы;

- дети больные ревматизмом;

- дети с хронической патологией носоглотки;

- дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и последствиями

травм.

Реабилитация , восстановительное лечение детей и подростков с различной

патологией и отклонениями в поведении проводятся в следующих

учреждениях:

1. Система здравоохранения:

. отделения восстановительного лечения детских поликлиник;

. центры реабилитации и восстановительного лечения (городские,

межрайонные);

. специализированные центры реабилитации для детей с ЛОР - патологией,

патологией органов зрения и др.

5. Система образования;

. специализированные детские учреждения;

. оздоровительные детские сады (группы);

. группы «Особый ребенок» детских садов;

. городские (областные) психолого- медико-педагогические консультации

(ПМПК);

. школа - центр специальной диагностики;

. специализированные учебные заведения;

. центры медико-педагогической реабилитации для детей с ЗПР;

. центр реабилитации и милосердия (специальная учебно-производственная

школа);

. детский профилакторий;

. экспериментальная школа для аутичных детей;

. специальная (коррекционная) школа для несовершеннолетних, имеющих

отклонения в развитии и совершивших общественно-опасные деяния;

. классы для детей с отклонениями в умственном развитии (со сложным

глубоким дефектом) в специальных (коррекционных) образовательных

школах.

18. Система социальной защиты:

. реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными

возможностями;

. социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

. социальный приют для детей и подростков;

. центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

В системе здравоохранения организация восстановительного лечения детей

в амбулаторно-поликлинических условиях несколько отстает от службы

реабилитации для взрослых. В педиатрии само понятие «реабилитация»

появилось значительно позже, однако.

Материально-техническая оснащенность и кадровая обеспеченность

поликлинических учреждений позволяет проводить в них такие виды

восстановительного лечения, как лечебная физкультура (лечебная гимнастика,

механотерапия, гидрокинезотерапия, лечебное плавание), аппаратная

физиотерапия (различные виды электролечения, включая электросон,

светолечение, ультразвук), озокерито- парафинолечение, аэрозоли-ингаляции,

массаж (общий, точечный, сегментарный, гидромассаж), консервативное

ортопедическое лечение и др. Также практикуется иглорефлексотерапия,

трудотерапия, психотерапия, лечебная хореография.

Для обеспечения контроля за проведением восстановительного лечения в

ряде поликлиник организованы реабилитационные комиссии. В их состав, как

правило, входят заведующий отделением восстановительного лечения,

физиотерапевт и врач по лечебной физкультуре.

Комиссия проводит отбор детей на восстановительное лечение,

разрабатывает индивидуальные планы лечения каждого больного (с учетом

необходимого характера и объема лечебно-оздоровительных мероприятий),

решает вопрос о времени и месте их проведения (в поликлинике, дошкольном

учреждении, школе, на дому и т.д.). направляет детей, в случае

необходимости, на лечение в стационар или санаторий, осуществляет

систематический контроль за полнотой, качеством и эффективностью

восстановительного лечения с учетом результатов функциональной диагностики,

рентгенологических, лабораторных и других методов обследования,

корректирует индивидуальные планы восстановительного лечения, оформляет

эпикризы на детей, прошедших определенный цикл восстановительного лечения,

с указанием рекомендаций по дальнейшему наблюдению ребенка, проведение

повторных курсов лечения, соблюдению определенного режима, диеты, отдыха.

Восстановительное лечение детей не может ограничиваться только рамками

лечебного или детского учреждения - оно должно продолжаться в семье

больного. От семьи ребенка, от степени понимания родителями важности их

роли в выполнении медицинских рекомендаций по восстановительному лечению,

уровня их активности в этом процессе в значительной степени зависят

конечные результаты лечения. При этом от родителей требуется проявления

особого внимания к больному ребенку, терпение, значительная затрата сил и

энергии.

Это ставит перед поликлиниками задачу по организации работы с семьей

ребенка с целью превращения ее в помощника и осознанного исполнителя

рекомендаций, назначаемых для выполнения на дому. Она заключается, в

основном, в информации родителей о характере и особенности течения

заболевания у ребенка, а также в обучении их методике выполнения некоторых

лечебно-оздоровительных мероприятий, включая лечебную физкультуру, массаж,

закаливания.

Организация работы детской поликлиники с семьей ребенка, нуждающегося

в восстановительном лечении (общие принципы и в зависимости от патологии)

разработаны в методических рекомендациях.

Основными направлениями этой работы являются:

1. Целенаправленное медико-гигиеническое обучение семьи с целью

формирования высокого уровня знаний и медицинской активности родителей по

различным вопросам заболевания ребенка, нуждающегося в восстановительном

лечении, с использованием при этом различных форм и методов этого

обучения.

2. Осуществление программы практического обучения матери или других членов

семьи в случаях назначения мероприятий лечебно-восстановительного

характера для их выполнения в условиях семьи.

3. Осуществление преемственности между детской поликлиникой и семьей

ребенка в период проведения восстановительного лечения.

4. Систематический контроль за проведением и правильностью выполнения

родителями (и школьниками) назначенных рекомендаций.

Врачебный контроль в период восстановительного лечения ребенка должен

включать:

. контроль за организацией в семье режима дня, питания, сна, отдыха;

. контроль за объемом школьных и внешкольных нагрузок;

. контроль за организацией лечебного режима в соответствии с заболеванием

ребенка;

. контроль за проведением и правильностью выполнения в домашних условиях

назначенных рекомендаций, прежде всего - лечебной гимнастики и массажа.

Целесообразно изучение мнения родителей об организации работы

отделений восстановительного лечения. С этой целью следует периодически

проводить анкетный опрос родителей (в первую очередь родителей, чьи дети не

завершили лечение), что позволит с учетом результатов опроса разработать

конкретные меры по установлению выявленных недостатков.

В последнее годы все более широкое распространение получают формы

организации восстановительного лечения непосредственно в школьных

учреждениях и школах, осуществляемые детскими поликлиниками совместно с

администрацией учреждений системы образования. Контингенты детей, которым

показано проведение восстановительного лечения в детских коллективах,

определяются как реабилитационной комиссией поликлиники, так и врачами

детских учреждений после проведения диспансеризации. В эту группу, как

правило, включаются дети с хроническими и рецидивирующими заболеваниями

уха, горла и носа, бронхо - легочной системы, опорно-двигательного

аппарата, а также часто болеющие дети.

На местах, в дошкольных учреждениях и школах дети обеспечиваются

такими видами восстановительного лечения как аппаратная физиотерапия,

расширяется: подключается медикаментозная терапия, травяные отвары и

коктейли, диетотерапия.

Организацию восстановительного лечения в дошкольных учреждениях,

школах необходимо сочетать с усилением в этих учреждениях работы по

физическому воспитанию и закаливанию, созданием в каждой из них мини

стадионов, оборудованных канатами, кольцами, брусьями, перекладинами,

беговыми дорожками, тренажерами.

Во всех территориях России открыты образовательные детские учреждения

оздоровительного или санитарного типа специализированные для реабилитации

детей с ортопедическими заболеваниями, патологией слуха, зрения, нервной

системы.

Необходимость долговременных комплексных педагогических, лечебных и

организационных мероприятий обуславливают актуальность задачи поиска новых

форм работы с контингентом детей-инвалидов. Перспективным направлением, с

этой точки зрения являются специализированные группы дошкольных учреждений

для детей-инвалидов.

Группы «Особый ребенок» предназначены для детей инвалидов с тяжелыми

нарушениями ЦНС. Согласно положению о группе для детей-инвалидов с тяжелыми

нарушениями ЦНС «Особый ребенок», группа может быть открыта в дошкольном

учреждении любого типа. Приему в группу подлежать дети с церебральными

параличом, дети с задержкой интеллектуального и речевого развития, дети с

недостаточностью моторной функций, с эпилептическим синдромом с редкими

судорожными приступами, без грубого расстройства поведения, дети с нервно-

мышечными расстройствами.

Противопоказания6 не подлежат направлению в группы дети, страдающие

частыми эпилептическими припадками, психическими заболеваниями, требующими

регулярной активной терапии, дети с агрессивным поведением, прогрессирующей

гидроцефалией, пороками развития с ликворреей.

Основные задачи:

. обеспечение социальной защиты детей-инвалидов;

. организация интеллектуального и личностного развития детей-инвалидов;

. социальная адаптация;

. оказания психотерапевтической помощи родителям.

В детское учреждение ребенка направляет городская медико-

педагогическая комиссия. Перед поступлением в группу проводится

обследование, включающее осмотр врачей-специалистов, оценку физического и

нервно-психического развития.

В группах организуется лечебно-воспитательный процесс, сущность

которого состоит в строгой последовательности и преемственности различных

видов лечения и реабилитации. Совместная работа психолога, логопеда,

медицинского и педагогического персонала дошкольного учреждения,

рациональная организация режима дня, индивидуальный подход к каждому

ребенку, работа с родителями детей-инвалидов - основные направления

деятельности групп «Особый ребенок».

Срок, прошедший со времени открытия групп, позволил обобщить имеющийся

опыт работы, наметить основные тенденции дальнейшего развития. Определить

основные затруднения в работе: сложность взаимодействия медицинской службы

районных поликлиник и дошкольных учреждений.

Особое внимание должно быть уделено реабилитации детей с различными

формами нарушения и задержками нервно-психического развития в условиях

дошкольного учреждения. Медико-педагогические мероприятия по оздоровлению

детей осуществляются с участием специалистов детской поликлиники и семьи

ребенка.

В системе образования координирующие функции по социальной

реабилитации детей с проблемами в развитии выполняет городская

межведомственная психолого - медико - педагогическая консультация:

. создает эффективную систему помощи детям с недостатками в развитии и

детям-инвалидам;

. решает проблемы, связанные с их воспитанием, обучением, трудовой и

профессиональной подготовкой, трудоустройством, интеграцией их в

обществе;

. объединяет и использует различные отрасли науки и практики для социальной

реабилитации детей с проблемами, стабилизации и укрепления их семьи,

уменьшения количества правонарушений несовершеннолетних.

Литература:

1. О.Ф. Тарасов, М.И. Фонарев. Реабилитация при детских болезнях.,

Медицина, 1980.

2. Н.Г. Веселов , И.Т. Леонов. Социально - гигиенические и организационные

проблемы педиатрии., Л. 1989.

3. Медико-социальная помощь и реабилитация детей, посещающих группы

«Особый ребенок». Методические рекомендации для работников дошкольных

учреждений. СПб., 1995

4. Организация центров восстановительного лечения детей. Методические

рекомендации МЗ СССР. 1990

Санкт-Петербургская Государственная Педиатрическая

Медицинская Академия

Р Е Ф Е Р А Т

тема: МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

В ПЕДИАТРИИ

Реферат выполнила клинический ординатор

кафедры инфекционных заболеваний у детей

Попова Наталья Валерьевна

1999 год


© 2007
Использовании материалов
запрещено.